Кто контролирует торговлю?

Введение

1. Организации, осуществляющие контроль за соблюдением Правил торговли

2. Требования предъявляемые к продавцам в магазине » МАГНИТ»

3. Обязанности продавцов

Заключение

Введение

Магазин «Магнит» — работает по методу продажи товаров самообслуживания, реализующий установленный ассортимент товаров повседневного спроса, главным образом продуктов по низким ценам. В основном это товары, не требующие предварительной подготовки к продаже — бакалея, спиртные напитки, соки, кондитерские изделия и пр.

Цель магазина «Магнит» — совершение продаж заявленного ассортимента.

Задачи магазина «Магнит»:

  • привлечение покупателей проживающих в районе магазина
  • побуждения покупателей совершить покупку посредством воздействия на визуальное восприятие и ассоциативное мышление.
  • упорядочивание рабочего времени, как рядовых сотрудников, так и администрации магазинов.

График работы должен быть устойчивым, прогнозируемым. При этом составлен так, чтобы у сотрудника находилось бы время и на семью и на отдых.

Создание в каждом магазине атмосферы доброжелательности и комфортности для нашего покупателя. Одним из компонентов создания этой атмосферы является вежливость, терпимость, небезразличие к покупателям со стороны персонала.

Весь ассортимент магазина «Магнит» делится на:

  1. корпоративный
  2. местный (транзитный)
  3. с частной маркой «для магазинов «Магнит»
  4. непрофильный.

Принципы работы магазина – дискаунта

Корпоративный товар располагается на открытых стеллажных полках.

Мясные и молочные продукты, для которых необходимо применять холодильное оборудование; колбасы, мясо, птица и полуфабрикаты из них, сливочное масло, сыры, молоко и кисломолочная продукция — продаются из охлаждаемых стеллажей или бонет, расположенных в зале самообслуживания.

Непрофильный товар располагается в специальных корзинах, расположенных вблизи от расчётных узлов.

Продукция с частной маркой располагается на уроне руки, в самых привлекательных и доступных местах.

Товар в магазине — дискаунтере продается по минимально возможной цене (ниже, чем в других магазинах). Для того чтобы иметь возможность назначать такие цены, магазины объединяются в сеть.

Только после создания единого распределительного центра и четкой организации поставок можно добиться снижения цен на товары.

Ассортиментная политика компании едина для всей сети «Магнит».

Привлекательность магазинов «Магнит» и значение новейших технологий в ее увеличении.

Прежде всего, нам необходимо определиться с тем, что же нас отличает, и будет отличать от других сетей, занимающихся подобным бизнесом, так это определяет то, насколько будут лояльны к нам наши покупатели.

Отношение покупателей к нашим магазинам складывается из нескольких составляющих:

1. Месторасположение магазина — чем меньше усилий и времени должен затратить покупатель на то, чтобы добраться к нам, тем больше шансов, что он выберет наш магазин.

Ассортимент — будучи уверенным в том, что в нашем магазине покупатель найдет все необходимые ему товары повседневного спроса хорошего качества, он будет приходить к нам несколько раз в неделю.

Цена — убедившись в том, что покупая товары у нас, он тратит минимум своих денег, покупатель становится приверженцем нашей торговой марке, т.е. он старается приобретать товар только в сети «Магнит».

Физический комфорт — покупатель не хочет испытывать сложности при парковке автомобиля, пробираться по необорудованным тропам к магазину, толкаться в узких проходах между рядами, долго стоять в очереди у касс. И мы должны обеспечить удобство совершения покупки, в противном случае рискуем потерять часть покупателей.

Сервис (психологический комфорт) — покупатель хочет видеть чистые полки, аккуратно выставленный товар, внимательное и уважительное отношение к себе со стороны персонала, иметь легкий доступ к нужной ему информации. Чувство собственного достоинства есть у любого человека, и если при посещении нашего магазина он каким-то образом ущемляется, то мы неизбежно теряем его лояльность к нашей сети.

Таким образом, наша привлекательность куется всеми сотрудниками нашей компании. Отдел развития работает над месторасположением, закупщики и финансисты над ассортиментом и ценой, инженерная служба обеспечивает комфорт, а работники магазина обеспечивают сервис.

К сожалению, па текущий момент пока не приходится говорить о сервисе как конкурентном преимуществе нашей сети, но у нас есть все предпосылки для вывода этой составляющей на более высокий уровень, сопоставимый с уровнем, предлагаемым самыми продвинутыми сетями нашего формата.

Мы создали беспрецедентную на сегодняшний день в России систему управления, которая позволяет нам выстраивать технологические процессы таким образом, что мы имеем возможность своевременно замечать негативные тенденции, оперативно определять причины и принимать адекватные действия для их устранения. Эта централизованная система управления с оперативной обратной связью дала нам возможность очень быстро развиваться, она также позволяет нам изменять процедуры с тем, чтобы максимальное количество несвойственных функций для наших магазинов перекладывать на службы обеспечения.

Максимально освободить работников магазин от задач не связанных с обслуживание покупателя — одна из приоритетных задач сегодняшнего дня.

У нас в планах полностью освободить магазины от работ связанных с контролем правильности и обновлением цен, Внедрение электронных ценников высвободит и рабочее время персонала, и существенно уменьшит количество недоразумений возникающих при оплате товара покупателем.

Внедрение автозаказа по корпоративному ассортименту позволит высвободить около одного часа рабочего времени администраторов магазинов и уделить его повышению качества работы персонала в торговом зале.

В итоге мы должны прийти к ситуации, когда администратор тратит не более 35-40% времени на работу с программой и документами (находится в кабинете), а все остальное время уделяет своим подчиненным и покупателям.

Еще раз подчеркну, что наша привлекательность куется в торговом зале и именно происходящие там события должны быть центром внимания и объектов влияния наших руководителей.

Идеальная картина работы магазинов «Магнит»:

  1. Товар, приходящий в магазин удобно выгружать (пандус, машина с лопатой, удобный путь движения поддона, дискретность поставок соответствует вместимости складского помещения).
  2. Реальное количество товара и цифры в документах совпадаю полностью, т.к. на РЦ осуществляется идеальная безошибочная отборка.
  3. График поставки выполняется неукоснительно.
  4. Приход заморозки, охлажденки (с минимально недельным сроком годности), овощей и фруктов осуществляется вместе с корпоративным товаром.

5. Приходы от местных поставщиков не более 2-х в день.

6. При расстановке товара не создаются препятствия покупателям.

7. Четко реализуются на практике приоритеты в расстановке товара. В результате мы никогда не имеем опустевших полок.

8.Товар выставлен согласно определенной нами планограмме (акцент на товаре с лейблом «Для магазинов «Магнит»»).

9. Рядом с товаром электронные ценники, соответственно цена на них и цена в базе всегда совпадают.

10. Осуществляется жесткий контроль наличия просроченной продукции.

11. Директор находится в зале.

12. Работает ровно столько касс, сколько нужно для быстрого обслуживания покупателей в данное время.

13. Кассиры работаю быстро и согласно принятому в компании стандарту

14. Двойные карточки отсутствуют, штрих кода введены и контролируются через централизованную систему, все продукты имеют читаемый штрих код.

15. Разменную монету раз в неделю привозит инкассация.

16. Централизованно осуществляется контроль корректировок кассиров и информация оперативно сбрасывается администрации МД и СВ.

17. Продавцы заняты каждый своим делом, но при обращении покупателя всегда готовы помочь ему.

18. В зале всегда порядок, играет спокойная музыка с установленным и ненавязчивым уровнем громкости и с рекламными объявлениями.

1. Организации, осуществляющие контроль за соблюдении правильной торговли

До 2005 г. основной государственной службой контроля за соблюдением торговыми предприятиями правил торговли, порядка применения цен, качества товаров и т. д. являлась Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Госторгинспекция). С 2005 г. ряд государственных организаций, осуществляющих надзор за обеспечением безопасности товаров, работ и услуг и окружающей среды (Санэпидемнадзор, Госторгинспекция, отделы по защите прав потребителей) объединились в Территориальное управление (ТУ) Федеральной службы по надзоры в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (сокращенно — Роспотребнадзор).

В соответствии с Положением, утвержденным Правительством РФ, объектами контроля Роспотребнадзора являются все предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, а также граждане — физические лица, которые реализуют или производят товары (услуги).

В качестве представителей Роспотребнадзора на территории субъектов Российской Федерации действуют его территориальные органы. В обязанности территориальных органов Роспотребнадзора входит выполнение следующих основных функций:

проведение проверок соблюдения правил торговли и качества товаров народного потребления у продавца, по согласованию с Комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации, качества продукции непосредственно у изготовителя;

осуществление в установленном порядке контроля за соблюдением порядка применения цен на предприятиях торговли и общественного питания, а также отдельными гражданами (физическими лицами), осуществляющими аналогичную деятельность;

контроль за пользованием весовыми и измерительными приборами, торговым, технологическим и дозирующим оборудованием, сроками их проверки и аттестации.

Роспотребнадзор:

принимает необходимые меры по устранению выявленных недостатков и нарушений, обеспечивая при этом широкую гласность результатов проверок;

приостанавливает реализацию товаров (и оказываемые при этом услуги), если они не соответствуют обязательным требованиям определенных стандартов по качеству, представляют опасность

или вредны для жизни, здоровья или имущества граждан;

координирует свою деятельность, с органами местной государственной власти и управления, общественными организациями потребителей в вопросах защиты прав и интересов граждан;

в соответствии с действующим законодательством рассматривает письма, обращения, заявления, жалобы граждан (потребителей) на качество товаров, нарушения, допущенные в работе торговыми предприятиями, предприятиями общественного питания, и принимает по результатам проверок соответствующие решения, обязательные для исполнения их продавцом, изготовителем. Если нарушитель не согласен с принятыми решениями или потребитель, имеющий претензии, не удовлетворен принятыми мерами, они вправе обратиться в судебные органы, арбитражный суд в установленном порядке. При этом действие решения органов Роспотребнадзора не приостанавливается до принятия решения судебным органом.

Роспотребнадзор наделен соответствующими правами:

осуществлять проверки с правом беспрепятственного доступа на торговые и промышленные предприятия независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности;

производить контрольные закупки товаров с целью определения правильности расчетов с покупателями, изымать образцы (пробы) товаров для проведения исследования их качества;

осуществлять контроль за наличием у продавца, изготовителя сертификата на реализуемые товары и соответствия их требованиям конкретного действующего стандарта или другого нормативного документа;

давать заключение по просьбе продавца или потребителя о качестве сертифицированных товаров, если они вызывают сомнения в соответствии стандарту;

получать от министерств, ведомств, предприятий, научно — исследовательских институтов и лабораторий, граждан необходимую документацию, которая характеризует качество продукции, данные о производителе и поставщике товаров, а также другие документы и материалы, необходимые для успешного выполнения функций, возложенных на органы Роспотребнадзора;

составлять акты и давать обязательные к исполнению продавцом или изготовителем продукции предписания по следующим вопросам:

  • об устранении выявленных нарушений правил торговли и технологической дисциплины при производстве продукции;
  • о снятии с реализации товаров, опасных (вредных) для жизни, здоровья и имущества граждан;
  • о приостановлении или введении особых условий приемки и реализации товаров, если они изготавливаются с нарушениями требований документации, до устранения недостатков и повторного заключения Роспотребнадзора;
  • передавать материалы в следственные органы для привлечения к ответственности должностных лиц, допускающих неоднократные нарушения и злоупотребления и торговле, виновных в выпуске и реализации недоброкачественной продукции, наносящей значительный ущерб интересам потребителей;
  • выступать стороной в органах суда и арбитражного суда;
  • выносить решения о применении в установленном порядке штрафных санкций к изготовителю, продавцу за реализацию товаров (услуг), произведенных (оказываемых) с отступлением от требований стандартов, а также за нарушение дисциплины цен в процессе реализации товаров (услуг).

Все проверяемые органами Роспотребнадзора продавцы или изготовители товаров обязаны давать объяснения по результатам проведенных проверок, а также принимать необходимые меры по устранению выявленных при этом нарушений и сообщать о них в установленные сроки соответствующим управлениям Роспотребнадзора.

Если в процессе проведения контрольной проверки органами территориального отдела Роспотребнадзора возникают спорные вопросы или результаты проверки, принятые меры или предписания вызывают протест проверяемого, то разрешением спора обязано заняться Управление Роспотребнадзора и принять соответствующее решение в течение месяца. Все претензии и жалобы на действия органов Роспотребнадзора оформляются в порядке, соответствующем действующему законодательству Российской Федерации.

Ответственность, которую несут сотрудники Роспотребнадзора за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих служебных обязанностей, определяется действующим законодательством Российской Федерации.

В то же время всякие действия должностных лиц или других граждан, препятствующие выполнению сотрудниками Роспотребнадзора своих профессиональных обязанностей, подлежат ответственности в порядке, установленном действующим законодательством. Если же органам Роспотребнадзора оказывается противодействие при выполнении ими своих служебных обязанностей, то органы милиции вправе организовать практическую помощь должностным.лицам Роспотребнадзора.

Контроль за соблюдением организациями розничной торговли законодательства Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти и органы местного самоуправления. Каждый из органов имеет свои полномочия.

Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (Госторгинспекция). Этот орган осуществляет контроль за соблюдением правил торговли, за порядком применения цен на товары и услуги, проводит проверки качества товаров, приостанавливает реализацию товаров, не соответствующих требованиям стандартов.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). Осуществляет надзор в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия, а также надзор на потребительском рынке и в сфере защиты прав потребителей. Территориальные управления Роспотребнадзора ведут контроль за выполнением санитарных правил при строительстве и эксплуатации зданий и помещений предприятий торговли, проводят санитарно-эпидемиогические экспертизы товаров.

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование). Осуществляет контроль за соблюдением требований государственных стандартов и правил обязательной сертификации.

Государственная противопожарная служба. Проводит надзор за соблюдением требований пожарной безопасности. Представители службы проводят обследования территорий, зданий, помещений с целью контроля за соблюдением правил пожарной безопасности и пресечения их нарушений.

Также контроль за деятельностью предприятий торговли осуществляют органы Федеральной налоговой службы (ФНС России), Федеральной антимонопольной службы (ФАС России), Федеральной таможенной службы (ФТС России), Министерства внутренних дел (МВД) и некоторые другие организации.

Работники контролирующих органов проводят проверки по предъявлении надлежаще оформленных удостоверений с указанием срока полномочий на право проверки предприятия. Допуск проверяющих лиц за прилавок, в кассу, подсобные помещения разрешается только в сопровождении администрации. Проверка рабочих мест продавцов и помещений для хранения продуктов производится только в санитарной одежде. В предприятии розничной торговли ведется контрольный журнал, в который проверяющие вносят записи о результатах проверки.

2. Требования предъявляемые к продавцам в магазине ЗАО «Тандер – Магнит»

Организацией торгово-хозяйственной деятельности магазина «ТАНДЕР -МАГНИТ» занимается директор магазина Лобанов Александр Викторович

К персоналу, непосредственно участвующему в торговом обслуживании граждан, относятся следующие работники магазина «ТАНДЕР-МАГНИТ»: заведующий отделом (секцией); администратор торгового зала; товаровед; продавец; кассир торгового зала; контролер-кассир.

Кроме этого, в магазине «ТАНДЕР-МАГНИТ» есть вспомогательный персонал: фасовщики; упаковщики; грузчики и т.д.

Обслуживающий персонал должен обеспечивать надлежащее качество торгового обслуживания покупателей, в том числе соблюдение правил продажи товаров и культуры обслуживания покупателей.

Персонал магазина «ТАНДЕР -МАГНИТ» на рабочих местах должен носить форменную или санитарную одежду, которая должна находиться в опрятном и исправном состоянии.

Функции, права и обязанности персонала должны быть изложены в должностных инструкциях, а также в трудовых договорах.

Продавец магазина «ТАНДЕР -МАГНИТ» обязан выполнять следующие требования:

находиться в торговом зале в форменной одежде, следить за своей прической, чистотой рук и ногтей;

производить обслуживание покупателей, не допускать образования очередей, а при их наличии соблюдать очередность обслуживания покупателей. Право на внеочередное обслуживание предоставляется участникам Великой Отечественной войны, инвалидам афганских событий, Героям Советского Союза и Российской Федерации, инвалидам 1 и 2 групп по зрению и с патологией органов движения и некоторым другим категориям граждан;

встречать покупателей приветливо, внимательно их выслушивать, при разговоре с ними обращаться на «Вы»;

оставлять рабочее место только в случае замены его другим продавцом;

при повышении температуры, появлении признаков желудочно – кишечных заболеваний сообщить об этом администрации магазина.

Продавцу запрещается на рабочем месте принимать пищу и курить, общаться со знакомыми, если это не связано с торговым обслуживанием, проводить мероприятия личной гигиены (причесывание, уход за ногтями и т.п.). Продавец не должен создавать препятствия для внесения покупателями в книгу отзывов и предложений и вступать в пререкания и споры с проверяющими.

3. Обязанности продавцов

Продавец магазина «ТАНДЕР -МАГНИТ» должен знать:

Закон РФ «О защите прав потребителей», «Правила продажи отдельных видов товаров» и другие нормативно-правовые документы, устанавливающие требования к осуществлению розничной торговли;

ассортимент товаров и цены на них;

правила подготовки товаров к продаже, принципы выкладки товаров и оформления витрин;

правила установки, регулировки и поверки весоизмерительного оборудования и правила взвешивания товаров;

виды торгового оборудования и инвентаря и правила пользования им;

способы упаковки товаров;

правила подсчета суммы покупки;

правила санитарии и гигиены, техники безопасности и пожарной безопасности.

Перед началом рабочего дня продавец магазина «ТАНДЕР -МАГНИТ» должен подготовить торговое оборудование и инвентарь, принять товар из складских помещений, проверить срок годности товаров и наличие необходимой документации. Затем продавец готовит товар к продаже: распаковывает, проводит зачистку загрязненных поверхностей, протирку, разделку и т.п. Далее продавец должен разложить товары на торговом оборудовании по группам, видам и сортам с соблюдением принципов товарного соседства и с учетом частоты спроса, прикрепить заполненные ценники,

В течение рабочего дня продавец магазина «ТАНДЕР -МАГНИТ» обязан: производить показ товаров покупателям, разъяснять информацию, входящую в состав маркировки, консультировать покупателей по вопросам потребительских свойств и качества товаров; производить завес и упаковку товаров, подсчитывать их стоимость и объявлять сумму покупателю; предлагать взаимозаменяемые и новые товары, если требуемых покупателем не оказалось; выяснять потребности покупателей, анализировать спрос на товары и сообщать о результатах вышестоящему должностному лицу.

По окончании рабочего дня продавец убирает рабочее место, производит уборку нереализованных товаров и тары.

Персонал участвующий в торговом обслуживании граждан

Обязанности персонала участвующего в торговом обслуживании граждан

Заведующий отделом (секцией); администратор торгового зала; товаровед; продавец; кассир торгового зала; контролер-кассир.

Вспомогательный персонал: фасовщики; упаковщики; грузчики

Обслуживающий персонал обеспечивает надлежащее качество торгового обслуживания покупателей, в том числе соблюдение правил продажи товаров и культуры обслуживания покупателей.

Персонал магазина на рабочих местах обязан носить форменную или санитарную одежду, которая должна находиться в опрятном и исправном состоянии.

Функции, права и обязанности персонала изложены в должностных инструкциях, а также в трудовых договорах.

Заключение

Анализируя работу магазина «Магнит» по теме: Организация государственного контроля за соблюдением правил торговли на примере магазина «МАГНИТ» я узнала что:

1. Контроль за работой данного магазина осуществляется органами и службами, имеющими на это право в соответствии с законодательством в пределах своей компетенции, а так же общественными организациями потребителей при проверке правил торгового обслуживания и соблюдения правил потребителей на основании ст. 43 Закона Российской Федерации » О защите прав потребителей «.

2. Работники контролирующих органов проводят проверку магазина по предъявлению служебного удостоверения или надлежаще оформленных удостоверений с указанием срока полномочий на право проверки магазина

3. Допуск лиц, осуществляющих проверки, за прилавок, в кассу, подсобные помещения разрешается только в сопровождении администрации магазина. Проверка рабочих мест продавцов и помещений для хранения продуктов производится только в санитарной одежде.

4. В магазине ведется контрольный журнал, в который проверяющий вносит записи о результатах проверки. Администрация оказывает содействие проверяющими принимает меры к устранению недостатков и нарушений.

5. За невыполнение и нарушение правил работники магазина несут ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ, кроме того, контролирующие органы могут поставить вопрос об ответственности предприятия вплоть до лишения его лицензии или ликвидации

6. Руководитель предприятия несет персональную ответственность за санитарное состояние, соблюдение правил работы магазина.

Мои предложения по совершенствованию идеального магазина:

На нынешнем этапе » Идеальный » магазин » Магнит » — это магазин:

О котором знают все жители Пролетарского района, и большинство из них являются нашими покупателями.

  • В этом магазине равномерно и полностью задействованы кассовые терминалы
  • В нем всегда присутствует 100% позиций заявленного ассортимента
  • Магазин закупает всю необходимую до заполнения потребительской корзины продукцию
  • Потери магазина не когда не выходят за пределы допустимого
  • Персонал магазина вырабатывает установленную норму часов и получает достойную зарплату

Полностью загружены кассовые места в текущих условиях оборудования, программного обеспечения – это значит, что ежедневно через 1 кассовое место проходит не менее 500 покупателей.

Это – максимальный норматив для так называемых » розничных » магазинов, которых в компании большинство. Естественно 500 выписок в день через 1 кассу возможно в случае непрекращающегося потока покупателей кассу в течение всего дня. Обеспечить этот непрекращающийся поток – задача директора.

Что бы персонал магазина не перерабатывал и обстановка в коллективе была здорова, директор должен организовать все процессы (доставки, приемки товара) так, что бы ни кто из работников магазина не работал более 170 часов.

Эта задача касается всех служб компании ведь каждый сотрудник это человек создающий привлекательность сети магазинов «Магнит».

Одним из ведомств, которые проверяют фирмы, является госторгинспекция. Однако не все знают, к кому могут нагрянуть с ревизией торговые инспекторы, какие вопросы и как часто они проверяют.

Кого проверяют

Торговая инспекция осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением, которое утверждено постановлением Совета Министров от 27 мая 1993 г. № 501 (далее – Положение).

Торговые инспекторы могут прийти с проверкой на любую фирму или к любому предпринимателю, которые:

– продают товары, предназначенные для населения;

– оказывают услуги в сфере общественного питания.

Территориальные отделения сами выбирают объект проверки. Им может быть и крупный магазин, и небольшой лоток у метро. Нередко поводом для ревизии становится жалоба на торговца. Например, покупателю не понравилось качество товара или грубый ответ продавца.

Что проверяют

Предметы ревизии указаны в пункте 5 Положения. Так, инспекторы проверяют:

– соблюдение правил торговли.

Напомним, что эти правила приведены в постановлении правительства от 19 января 1998 г. № 55. Например, здесь говорится, что продавец обязан иметь книгу отзывов и предложений, которая предоставляется покупателю по его требованию;

– применение цен.

В постановлении правительства от 7 марта 1995 г. № 239 приведен перечень товаров, цены на которые регулирует государство. К таким товарам, в частности, относится водка, изделия медицинского назначения и т. д.;

– использование весовых и измерительных приборов.

Порядок их проверки указан в приказе Госстандарта от 18 июля 1994 г. № 125. Например, если измерительный прибор дает неправильные показания, инспекторы вправе погасить поверительное клеймо и аннулировать свидетельство о поверке.

Кроме того, торговая инспекция может проверить:

– качество товаров, предназначенных для населения;

– качество услуг, оказываемых в сфере общественного питания.

Виды, сроки и периодичность проверок

Ревизии, проводимые торговой инспекцией, бывают плановые и внеплановые. Плановые проверки назначаются согласно плану, который утверждает руководитель регионального управления. Такая проверка может проводиться не более одного раза в два года. Об этом говорится в пункте 4 статьи 7 Закона от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» (далее – Закон № 134-ФЗ). Более того, проверить малое предприятие инспекторы могут не ранее чем через три года с момента его государственной регистрации.

Плановая проверка не должна длиться более одного месяца. В исключительных случаях срок может быть продлен, но не более чем на один месяц. Как правило, это связано с проведением специальных исследований или экспертиз. Основанием для продления срока проверки служит предложение проверяющего или руководителя (заместителя) торгинспекции.

Внеплановую ревизию назначают, если:

– в ходе плановой проверки обнаружены нарушения. То есть инспекторы проконтролируют, устранены они или нет;

– на фирму пожалуются потребители. Следует иметь в виду, что по анонимным жалобам проверку проводить нельзя (п. 5 ст. 7 Закона № 134-ФЗ);

– получена другая подтвержденная информация о нарушениях.

В отдельных случаях инспекторы проверяют не только фирму-виновницу, но и аналогичные предприятия (например, фирмы, торгующие такими же товарами).

Обратите внимание: в решении о внеплановой проверке должны быть указаны причины ее проведения.

Начало проверки

Как правило, ревизия начинается с контрольной закупки. Так инспекторы проверяют, использует ли фирма контрольно-кассовую технику, не обманывают ли продавцы покупателей.

После контрольной закупки проверяющие должны предъявить предпринимателю либо руководителю (или другому должностному лицу) фирмы служебные удостоверения и распоряжение на проведение проверки. В распоряжении, в частности, должны быть следующие данные:

– фамилия, имя, отчество проверяющих и их должности;

– основания проведения проверки, а также ее цели и задачи;

– даты начала и окончания контрольного мероприятия.

Обратите внимание: проверку должен проводить тот инспектор, который указан в распоряжении. В ревизии могут также участвовать сотрудники милиции или других ведомств. Тогда в распоряжении должны быть записаны их фамилии, имена, отчества, должности и классные чины.

В распоряжении должен быть указан вид проверки. Так, плановую проверку нельзя проводить, если отсутствуют предприниматель или должностные лица фирмы.

Мы рекомендуем сделать копии предъявленных ревизорами документов или хотя бы переписать данные проверяющих. Если возникли сомнения в подлинности документов, нужно позвонить в управление госторгинспекции вашего района.

Процедура проверки

В ходе проверки контролеры могут осмотреть любые помещения, истребовать документы, отобрать на исследование образцы товара. Осмотр помещений

Инспекторы могут беспрепятственно входить в любые помещения фирмы. Если проверка плановая, то нужно, чтобы кто-нибудь из сотрудников фирмы или предпринимателя присутствовал при осмотре. Для внеплановой проверки это требование необязательно.

Истребование документов

Инспекторы просят представить документы в устной форме. Например, проверяя качество товара, они попросят представить сертификаты качества, декларации о соответствии, товарно-сопроводительные документы.

Напомним, что перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, приведен в постановлении Госстандарта от 30 июля 2002 г. № 64. Если ваша фирма продает товары из этого списка, инспекторы потребуют представить сертификат качества. В приведенном постановлении Госстандарта приведен и перечень продукции, качество которой можно подтвердить декларацией о соответствии.

Обратите внимание: постепенно ГОСТы будут заменяться техническими регламентами. Так сказано в Законе от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании». Принимать технические регламенты будут Государственная Дума, президент или правительство.

Обратите внимание: контролеры не могут требовать документы, которые не относятся к вопросам проверки (ст. 8 Закона № 134-ФЗ).

Отбор образцов товара

Если нужно провести серьезные исследования качества товара, инспекторы изымают его образцы для проведения экспертизы. При этом они должны составить акт (ст. 8 Закона № 134-ФЗ).

Отметим, что утвержденной формы акта нет. Поэтому контролеры его могут составить в произвольной форме. Однако в этом документе должны быть указаны наименование и количество отобранных образцов, для чего они изымаются, а также ссылки на ГОСТы или ТУ, которым должен соответствовать товар.

Результаты исследований оформляют протоколом. Этот документ прикладывают к акту проверки.

Получение объяснений

В случае обнаружения нарушений инспекторы потребуют объяснения. Если вы их готовы дать сразу, то следует иметь в виду, что объясниться можно как письменно, так и устно. В последнем случае инспектор занесет ваши слова в протокол. Однако лучше давать объяснения в письменной форме, причем написать их собственноручно. Дело в том, что это позволит по своему усмотрению изложить обстоятельства, свидетельствующие в пользу фирмы. Если сразу не удалось убедительно изложить все необходимое, то дополнить объяснения можно на рассмотрении дела (в суде или торговой инспекции).

Обратите внимание: от объяснений можно отказаться. Это разрешает статья 51 Конституции. Аргументировать отказ можно тем, что из-за стрессовой ситуации вы не готовы давать объяснения сразу, а свою позицию по спорному вопросу изложите позже (например, при рассмотрении дела). Такая отсрочка поможет подготовиться к заседанию.

Ответственность по результатам ревизии

По итогам проверки торговая инспекция может привлечь фирму, предпринимателя или их работников к административной ответственности. То есть оштрафовать за нарушения, предусмотренные в Кодексе об административных правонарушениях. Например, фирма продает в розницу этиловый спирт. За это нарушение предусмотрен штраф (ст. 14.16 КоАП):

– для должностных лиц фирмы – от 4000 до 5000 рублей с конфискацией этилового спирта;

– для фирмы – от 40 000 до 50 000 рублей с конфискацией этилового спирта.

Правда, оштрафовать инспекторы не смогут, если фирма продает этиловый спирт в розницу в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностям.

Обратите внимание: за одно и то же нарушение наказать можно и фирму, и ее сотрудника (п. 3 ст. 2.1 КоАП). Конечно, предприятию выгоднее, чтобы штраф был выписан только на сотрудника. Добиться этого можно, если фирма докажет, что приняла все зависящие от нее меры, чтобы не нарушать закон. То есть нужно представить проверяющим подтверждающие документы (приказы, инструкции, распоряжения и т. д.).

Многие фирмы поступают следующим образом. Они обжалуют решение инспекторов в суде, где предъявляют составленные задним числом должностные инструкции, приказы и т. п. Если на них стоит подпись сотрудника, которая подтверждает, что со своими обязанностями он ознакомлен, судьи могу решить дело в пользу фирмы.

Если штрафа все же не удалось избежать, можно попытаться снизить его размер. То есть обратить внимание судей или руководителя торгинспекции на смягчающие вину обстоятельства. Они перечислены в статье 4.2 Кодекса об административных правонарушениях. К смягчающим обстоятельствам относятся:

– раскаяние нарушителя;

– проступок совершила беременная сотрудница;

– нарушитель находился в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) и т. д.

Отметим, что суд или руководитель торгинспекции вправе признать смягчающими и другие обстоятельства. Например, преклонный возраст нарушителя или то, что проступок совершен впервые.

Т.А. Киселева, эксперт АГ «РАДА»

Плановые и внеплановые проверки

График проверок — на сайте Генеральной прокуратуры

Все проверки делятся на плановые и внеплановые. Плановые проводят раз в три года по графику — он есть на сайте Генпрокуратуры.

Закон о проверках — 294 ФЗ

Внепланово магазин проверяют, если он не исправляет нарушения, или кто-то написал жалобу. Например, владельцу месяц назад сказали починить вентиляцию и дали на это две недели, а он до сих пор не исправил. Или покупатель заметил, что на полке живет крыса и написал письмо в Роспотребнадзор.

Эта статья о внеплановых проверках — их может провести восемь организаций.

Роспотребнадзор проверяет работу магазина

Роспотребнадзор приходит в магазин, если кто-то сообщил о нарушении или отравился едой и попал в больницу. Ведомство может проверить:

  • вывеску магазина, уголок потребителя, ценники и цены на услуги;
  • договоры на аренду помещения или свидетельства о праве собственности;
  • договор с компанией, которая вывозит мусор и проводит дезинфекцию;
  • уставные документы — свидетельство о постановке на учёт в налоговой, устав организации;
  • журнал проверок санитарного состояния помещений;
  • лицензии на продажу алкоголя и сигарет;
  • документы на товар.

Максимальный штраф, который может выписать Роспотребнадзор за нарушения — 200 000 рублей. А за продажу спиртного несовершеннолетним могут завести уголовное дело.

Санитарно-эпидемиологическая служба проверяет годность товара

СЭС — санитарно-эпидемиологическая служба, которая относится к Роспотребнадзору. В магазинах СЭС проверяет:

  • сроки годности товара и условия хранения. Например, мясо и рыбу нельзя замораживать несколько раз;
  • упаковку и выдачу товара. Упаковка должна быть новой, а когда достают печенье на развес, надевают перчатки;
  • качество товара. Продукты должны быть безвредными;
  • просроченный товар. Есть ли он, как руководство поступает с ним — продает по себестоимости, раздает сотрудникам или выбрасывает.

Еще проверяют чистоту помещения, работу вентиляции, средства для уборки. У всего персонала смотрят медкнижки.

Налоговая проверяет честность магазина

У налоговой два вида проверок — выездная и камеральная.

Выездная проверка проходит в самом магазине.

Камеральная — когда магазин проверяют удаленно, из офиса инспекции. В этом случае налоговая берет документы и не выезжает в магазин.

Камеральная проверка — статья в Деле

При камеральной проверке владельца магазина не предупреждают. Если с документами все в порядке, предприниматель не узнает о ней. Если у налоговой возникнут вопросы — придет запрос прислать дополнительные документы.

Налоговая начинает проверку, когда видит несоответствие в платежах и документах:

  • платят меньше налогов, чем должны по закону;
  • если прибыль резко взлетела или снизилась;
  • разные цифры в документах, которые в налоговой и которые предоставил магазин;
  • вычеты по НДС за предыдущий год получились более 89%;
  • компания проигнорировала просьбы налоговой сдать документы на проверку.

С 1 июля 2019 года все юрлица и почти все ИП переходят на онлайн-кассы. Налоговая может проверить наличие касс и договор с ОФД.

МЧС проверяет пожарную безопасность

О пожарной безопасности— 69 ФЗ

МЧС приходит в магазин с проверкой и смотрит:

  • где висит план эвакуации и соответстветствует ли помещение этому плану;
  • материалы, которыми отделаны стены, потолки и полы — они должны быть пожаробезопасными;
  • аварийные выходы — где находятся и открыты ли они;
  • решётки на окнах;
  • огнетушители;
  • захламленность — в магазине не должно быть лишних коробок, вещей;
  • системы оповещения и их состояние.

Внеплановая проверка приходит только после плановой. Если во время плановой нашли нарушения, инспектор придет без предупреждения, чтобы посмотреть как магазин справился с предписаниями.

Если кто-нибудь написал жалобу в пожарную службу, тогда инспектор может прийти с внеплановой проверкой.

Полиция приходит, когда раскрывает преступление

О полиции и проверках— 3 ФЗ

Полиция приходит только в рамках своей деятельности, если раскрывает преступление, связанное с магазином. Например, преступник когда-то работал в этом магазине или продавец обнаружил труп на крыльце магазина.

Полиция может запросить копии документов, которые нужны для раскрытия преступления. Например, устав, заключения пожарной проверки или санитарно-эпидемиологической службы.

Еще полиция может проверить:

  • помещение, в котором могут быть улики к делу;
  • документы на хозяйственную и предпринимательскую деятельность;
  • акты и договоры с поставщиками, если поставщика заподозрили в преступлении.

Обычно приходят из Управления экономической безопасности и противодействия коррупции, если подозревают, что магазин скрывает доходы или отмывает деньги.

Прокуратура проверяет по жалобам

Прокуратура приходит с проверкой, если есть жалоба от покупателя, сотрудников или конкурентов. Например, сотрудник может пожаловаться, что зарплаты выдают с задержкой и не полностью, а конкурент — заявить, что владелец магазина продает сигареты без маркировки мимо кассы, а деньги за продажи берет себе.

Если прокуратура находит нарушения, которые относятся к Роспотребнадзору, трудовой инспекции или санитарно-эпидемиологической службе, она передает дело этому надзору или службе.

Трудовая инспекция

О контроле за соблюдением трудового законодательства— статья 353 Трудового кодекса

Роструд проводит трудовую инспекцию и проверяет соблюдает ли магазин трудовой кодекс.

Инспекция проверяет:

  • договоры с сотрудниками и личную карточку каждого работника;
  • трудовые книжки и как они оформлены, книгу ведения учета трудовых книжек, вкладышей к ним;
  • штатное расписание, график смен, табель учета рабочего времени и внутренний трудовой распорядок;
  • график отпусков и как он составлен;
  • приказы по составу компании;
  • медицинские книжки работников;
  • положения о структурных подразделениях компании и о проведении аттестации сотрудников;
  • должностные инструкции.

Трудовая инспекция проверяет магазин, если жалуются сотрудники. Например, долго не выдают зарплату или уволили, а трудовую книжку не отдают.

Россельхознадзор проверяет фрукты и крупы

Россельхознадзор контролирует всю необработанную продукцию сельского хозяйства: фрукты, овощи, крупы, орехи. На плановой проверке чаще проверяют мясо, яйца, молоко и мед.

Ведомство проверяет магазины, которые не прошли термическую обработку — свежие фрукты, овощи, ягоды или крупы. Для внеплановой проверки нужна жалоба на качество продуктов: например, овощи покрыты плесенью, яблоки с червяками или насекомые в крупе.

Есть еще проверки Ростехнадзора и таможни. Они для других видов деятельности: например, для тех, кто возит мебель или одежду из-за границы. Небольшие продуктовые магазины сталкиваются с ними очень редко.

В соответствии с ФЗ » О торговле» контроль и надзор осуществляют:

1. Государственный контроль (надзор) за торговой деятельностью осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.Государственный контроль (надзор) — это проведение проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам (работам, услугам), установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.

Порядок осуществления государственного контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля регулируется Федеральным законом № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» от 08.08.2001 г. (ред. от 30.12.2006 г.).

Государственный контроль (надзор) — это проведение проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам (работам, услугам), установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.

Мероприятие по контролю — совокупность действий должностных лиц органов государственного контроля (надзора), связанных с проведением проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований, осуществлением необходимых исследований (испытаний), экспертиз, оформлением результатов проверки и принятием мер по результатам проведения мероприятия по контролю (табл. 9.1).

МВД РФ

Контроль за оборотом гражданского и служебного оружия, находящегося во временном пользовании у юридических лиц с особыми уставными задачами.

Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Надзор за выполнением установленных требований по гражданской обороне и пожарной безопасности.

Федеральная служба по техническому и экспортному контролю

В пределах своей компетенции — контроль за экспортом, импортом товаров (работ, услуг), информации, результатов интеллектуальной деятельности, в отношении которых применяются меры нетарифного регулирования

Ведение федеральной базы данных о выданных экспортных и импортных разрешительных документах в отношении продукции, подпадающей под экспортный контроль.

Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков

Контроль деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в пределах своей компетенции — в области оборота сильнодействующих веществ.

Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Надзор и контроль за исполнением обязательных требований в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей в области потребительского рынка

Контроль за соблюдением правил продажи отдельных видов товаров, выполнения работ, оказания услуг

Надзор и контроль за качеством и безопасностью муки, макаронных и хлебобулочных изделий при осуществлении закупок указанной продукции для государственных нужд

Надзор и контроль за качеством и безопасностью муки, макаронных и хлебобулочных изделий при ввозе (вывозе) указанной продукции на территорию РФ.

Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам

Контроль и надзор в сфере правовой охраны и использования объектов интеллектуальной собственности, патентов и товарных знаков и результатов интеллектуальной деятельности, вовлекаемых в экономический и гражданско-правовой оборот.

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии

Контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и технических регламентов до принятия Правительством РФ решения о передаче этих функций другим федеральным органам исполнительной власти.

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития

Надзор за фармацевтической деятельностью, соблюдением государственных стандартов, технических условий на продукцию медицинского назначения, производством, изготовлением, качеством, эффективностью, безопасностью, оборотом и порядком использования лекарственных средств, производством, оборотом и порядком использования изделий медицинского назначения

Организация экспертизы качества, эффективности и безопасности лекарственных средств.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования

Контроль и надзор в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания (кроме объектов охоты и рыболовства), за исключением полномочий, осуществление которых передано органам государственной власти субъектов РФ, за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов, использованием и охраной водных объектов

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору

Контроль за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами, контроль за безопасностью лекарственных средств для животных, кормов и кормовых добавок, изготовленных из генно-инженерно-модифицированных организмов на всех стадиях производства и обращения

Федеральная антимонопольная служба

Контроль за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями законодательства о рекламе, соответствием антимонопольному законодательству соглашений между хозяйствующими субъектами, деятельностью юридических лиц, обеспечивающих организацию торговли на рынках определенных товаров в условиях прекращения государственного регулирования цен (тарифов) на такие товары и др.

Федеральная таможенная служба

Контроль таможенной стоимости товаров (совместно с Министерством финансов РФ)

Разработка обязательных требований к обустройству, оборудованию и месту расположения складов временного хранения в целях обеспечения таможенного контроля

Контроль порядка взятия проб или образцов товаров, а также порядка их исследования при проведении таможенного контроля

Контроль правил приобретения акцизных марок для ввоза (импорта) алкогольной продукции и контроля за их использованием

Таможенный контроль

Федеральная служба по тарифам

Контроль по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) на товары, цены (тарифы) по которым подлежат государственному регулированию

Принципы защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора):

— презумпция добросовестности юридического лица или индивидуального предпринимателя;

— соблюдение международных договоров РФ;

— открытость и доступность для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, выполнение которых проверяется при проведении государственного контроля (надзора);

— установление обязательных требований федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами;

— проведение мероприятий по контролю уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора);

— соответствие предмета проводимого мероприятия по контролю компетенции органа государственного контроля (надзора);

— периодичность и оперативность проведения мероприятия по контролю, предусматривающего полное и максимально быстрое проведение его в течение установленного срока;

— учет мероприятий по контролю, проводимых органами государственного контроля (надзора);

— возможность обжалования действий (бездействия) должностных лиц органов государственного контроля (надзора), нарушающих порядок проведения мероприятий по контролю;

— признание в порядке, установленном федеральным законодательством, недействующими (полностью или частично) нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, соблюдение которых подлежит проверке, если они не соответствуют федеральным законам;

— устранение в полном объеме органами государственного контроля (надзора) допущенных нарушений в случае признания судом жалобы юридического лица или индивидуального предпринимателя обоснованной;

— ответственность органов государственного контроля (надзора) и их должностных лиц при проведении государственного контроля (надзора) за нарушение законодательства РФ;

— недопустимость взимания органами государственного контроля (надзора) платы с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за проведение мероприятий по контролю, за исключением случаев возмещения расходов органов государственного контроля (надзора) на осуществление исследований (испытаний) и экспертиз, в результате которых выявлены нарушения обязательных требований;

— недопустимость непосредственного получения органами государственного контроля (надзора) отчислений от сумм, взысканных с юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей в результате проведения мероприятий по контролю.

Порядок проведения контрольных мероприятий

Мероприятия по контролю проводятся на основании распоряжений (приказов) органов государственного контроля (надзора).

В распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю указываются:

— номер и дата распоряжения (приказа) о проведении мероприятия по контролю;

— наименование органа государственного контроля (надзора);

— фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного на проведение мероприятия по контролю;

— наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводится мероприятие по контролю;

— цели, задачи и предмет проводимого мероприятия по контролю;

— правовые основания проведения мероприятия по контролю, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке;

— дата начала и окончания мероприятия по контролю.

Распоряжение (приказ) о проведении мероприятия по контролю либо его заверенная печатью копия предъявляется должностным лицом, осуществляющим мероприятие по контролю, руководителю или иному должностному лицу юридического лица либо индивидуальному предпринимателю одновременно со служебным удостоверением.

Мероприятие по контролю может проводиться только тем должностным лицом (лицами), которое указано в распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю.

Продолжительность мероприятия по контролю не должна превышать один месяц.

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения специальных исследований (испытаний), экспертиз со значительным объемом мероприятий по контролю, на основании мотивированного предложения должностного лица, осуществляющего мероприятие по контролю, руководителем органа государственного контроля (надзора) или его заместителем срок проведения мероприятия по контролю может быть продлен, но не более, чем на один месяц.

В целях проверки выполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований органом государственного контроля (надзора) в пределах своей компетенции проводятся плановые мероприятия по контролю.

В отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя каждым органом государственного контроля (надзора) плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более чем один раз в два года.

В отношении субъекта малого предпринимательства плановое мероприятие по контролю может быть проведено не ранее, чем через 3 года с момента его государственной регистрации.

Внеплановой проверке, предметом которой является контроль исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, подлежит деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя при выявлении в результате планового мероприятия по контролю нарушений обязательных требований.

Внеплановые мероприятия по контролю проводятся органами государственного контроля (надзора) в случаях:

1. получения информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

2. возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества, в том числе в отношении однородных товаров (работ, услуг) других юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей;

3. обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, связанные с невыполнением ими обязательных требований, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений.

Обращения, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), не могут служить основанием для проведения внепланового мероприятия по контролю.

Ограничения при проведении мероприятий по контролю. При проведении мероприятий по контролю должностные лица органов государственного контроля (надзора) не вправе:

1) проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции органа государственного контроля (надзора), от имени которого действуют должностные лица;

2) осуществлять плановые проверки в случае отсутствия при проведении мероприятий по контролю должностных лиц, или работников проверяемых юридических лиц, или индивидуальных предпринимателей либо их представителей;

3) требовать представление документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки;

4) требовать образцы (пробы) продукции для проведения их исследований (испытаний), экспертизы без оформления акта об отборе образцов (проб) продукции в установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные государственными стандартами или иными нормативными документами;

5) распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения мероприятий по контролю, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ;

6) превышать установленные сроки проведения мероприятий по контролю.

Обязанности должностных лиц органов государственного контроля (надзора) при проведении мероприятий по контролю. Должностные лица органов государственного контроля (надзора) при проведении мероприятий по контролю обязаны:

— своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством РФ полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований;

— соблюдать законодательство РФ, права и законные интересы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

— проводить мероприятия по контролю на основании и в строгом соответствии с распоряжениями органов государственного контроля (надзора) о проведении мероприятия;

— посещать объекты (территории и помещения) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в целях проведения мероприятия по контролю только во время исполнения служебных обязанностей при предъявлении служебного удостоверения и распоряжения органов государственного контроля (надзора) о проведении мероприятия по контролю;

— не препятствовать представителям юридического лица или индивидуального предпринимателя присутствовать при проведении мероприятия по контролю, давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

— предоставлять должностным лицам юридического лица или индивидуальным предпринимателям либо их представителям, присутствующим при проведении мероприятия по контролю, относящуюся к предмету проверки необходимую информацию;

— знакомить должностных лиц юридического лица или индивидуального предпринимателя либо их представителей с результатами мероприятий по контролю;

— при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, учитывать соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, окружающей среды и имущества, а также не допускать необоснованные ограничения прав и законных интересов граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

— доказывать законность своих действий при их обжаловании юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в порядке, установленном законодательством РФ.

При определении размера убытков, причиненных юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю неправомерными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), также учитываются расходы юридического лица или индивидуального предпринимателя, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг) или на финансовые результаты его деятельности, а также затраты, которые юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, чьи права нарушены, произвели или должны будут произвести для получения юридической или иной профессиональной помощи.

Ответственность органов государственного контроля (надзора) и их должностных лиц при проведении мероприятий по контролю. Органы государственного контроля (надзора) и их должностные лица в случае ненадлежащего исполнения своих функций и служебных обязанностей при проведении мероприятий по контролю, совершения противоправных действий (бездействия) несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

О мерах, принятых в отношении должностных лиц, виновных в нарушении законодательства РФ, органы государственного контроля (надзора) обязаны в месячный срок сообщить юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, права и законные интересы которых нарушены.

Нормативные правовые акты, принятые органами государственного контроля (надзора) в нарушение законодательства РФ, признаются недействительными полностью или частично в порядке, установленном законодательством РФ.

2. Муниципальный контроль (надзор) за соответствием торговой деятельности, осуществляемой на нестационарных торговых объектах, условиям договора на право размещения нестационарного торгового объекта, за соблюдением правил осуществления внемагазинной торговли, указанной в части 5 статьи 11 настоящего Федерального закона осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления.

3. Органы местного самоуправления, уполномоченные на проведение муниципального контроля (надзора) за торговой деятельностью с использованием нестационарных торговых объектов в соответствии с частью 2 настоящей статьи, в случае выявления нарушений хозяйствующим субъектом существенных условий договора на право размещения нестационарного торгового объекта, обращаются в суд с заявлением о расторжении договора на право размещения нестационарного торгового объекта.

4. Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на проведение государственного контроля (надзора) за торговой деятельностью, органы местного самоуправления, уполномоченные на проведение муниципального контроля за торговой деятельностью в объеме, определенном в части 1 настоящей статьи, проводят мероприятия по контролю (надзору) в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, в соответствии с Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного и муниципального контроля (надзора)».

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх