Кто подписывает доверенность?

Доверенность от имени юридического лица и ИП

Доверенность является институтом представительства, посредством которого обеспечивается возможность приобретения прав и обязанностей для одного субъекта через действия другого субъекта.

Выдача доверенности является сделкой, потому совершающее такое действие лицо должно обладать правосубъектностью.

Доверенность от имени юридического лица выдается его руководителем, иным органом, уполномоченным на это в соответствии с законом и учредительными документами или лицом, действующим от имени юридического лица на основании доверенности (в порядке передоверия). Доверенность от имени юридического лица, функции единоличного исполнительного органа которого переданы управляющей организации (управляющему), выдается исполнительным органом управляющей организации (управляющим) или лицом, представляющем управляющую организацию на основании доверенности (передоверие). В случае назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица, потому председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор) вправе выдавать доверенности от имени юридического лица.

Если юридическое лицо является представителем, осуществлять действия, предусмотренные доверенностью, вправе либо исполнительный орган такого юридического лица (ст. 53 ГК РФ), либо его работник — если представительские функции возложены исполнительным органом на него, либо иное лицо — на основании доверенности, выданной в порядке передоверия (ст. 187 ГК РФ).

Для возложения представительских функций поверенного (юридического лица) на своего работника совершения передоверия не требуется (см., например, постановления Восемнадцатого ААС от 26.08.2008 N 18АП-4513/2008, Пятнадцатого ААС от 19.03.2012 N 15АП-1156/12). В этом случае действиями работника реализуется дееспособность самого юридического лица, работником которого он является. Передачи полномочий от одного лица другому лицу не происходит. Действия работника поверенного по исполнению обязательства считаются действиями самого поверенного (ст. 402 ГК РФ). Однако судебная практика по данному вопросу не является единообразной. В ряде случаев суды указывают на то, что возложение функций представителя — юридического лица на своего работника может производиться только путем совершения передоверия (см., например, определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 26.01.2012 N 33-1836, п. 15 справки Кемеровского областного суда от 08.08.2006 N 01-11/19-429). Если же работник организации, действующий от ее имени на основании доверенности, передоверяет совершение предусмотренных такой доверенностью действий иному лицу, в том числе другому работнику той же организации, такое передоверие должно быть оформлено в соответствии со ст. 187 ГК РФ, то есть по общему правилу путем выдачи доверенности, удостоверенной нотариально (см. постановление Восьмого ААС от 10.12.2012 N 08АП-9377/12).

Нотариальное удостоверение доверенностей, выдаваемых юридическими лицами, обязательно в случаях, предусмотренных законом или соглашением сторон. Так, нотариального удостоверения требуют доверенности на совершение сделок, требующих нотариальной формы, доверенности на подачу заявлений о государственной регистрации прав или сделок, а также на распоряжение зарегистрированными в государственных реестрах правами*(1), за исключением случаев, предусмотренных законом. Требуют нотариального удостоверения также доверенности на представление в регистрирующий орган и на получение от этого органа документов при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (п. 1 ст. 185.1 ГК РФ, п. 1 ст. 9, п. 3 ст. 11, пп. «в» ст. 12, пп. «б» п. 1 ст. 14, пп. «в» п. 1 ст. 17, п. 1 ст. 19, п. 4 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). Выше речь идет о любых государственных реестрах, в которые вносятся записи о правах, закрепляющих принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничениях таких прав и обременениях имущества (ст. 8.1 ГК РФ, п. 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25).

По общему правилу доверенности, выдаваемые в порядке передоверия, подлежат нотариальному удостоверению. Однако доверенности, выдаваемые в порядке передоверия юридическими лицами, руководителями филиалов и представительств юридических лиц, такого удостоверения не требуют (п. 3 ст. 187 ГК РФ)*(2).

Если законом не установлено требования о нотариальном удостоверении доверенности, она может быть совершена в простой письменной форме.

Сказанное справедливо и в отношении доверенностей, выдаваемых индивидуальными предпринимателями: поскольку требования об обязательном нотариальном удостоверении любых доверенностей, выдаваемых предпринимателями, закон не устанавливает, такое удостоверение необходимо только тогда, когда это предусмотрено законом или соглашением сторон (см., например, постановления ФАС Дальневосточного округа от 07.06.2011 N Ф03-1980/11, ФАС Центрального округа от 11.10.2010 N А09-565/2010, ФАС Московского округа от 03.09.2007 N КГ-А41/7771-07, ФАС Уральского округа от 01.11.2007 N Ф09-8908/07-С3, Пятого ААС от 28.10.2011 N 05АП-7106/11).

Доверенность должна содержать подпись представляемого (п. 1 ст. 160 ГК РФ). В отношении представляемых юридических лиц — это подпись руководителя юридического лица или иного лица, уполномоченного на это в соответствии с законом и учредительными документами либо доверенностью.

С 1 сентября 2013 года отменены требования о скреплении доверенности от имени юридического лица печатью и требование о подписании доверенности от имени юридического лица, основанного на государственной или муниципальной собственности, предусматривающей получение или выдачу денег и других имущественных ценностей, главным (старшим) бухгалтером этой организации. Однако такие требования продолжают распространяться на доверенности, выданные до 1 сентября 2013 года (п. 3 ст. 3 Федерального закона от 07.05.2013 N 100-ФЗ «О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела I части первой и статью 1153 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации»). Кроме того, следует учитывать, что законом может быть предусмотрена необходимость скрепления доверенности печатью в определенных случаях. Такое требование установлено, например, для доверенности на ведение дел в суде от имени организации, при наличии у организации печати (см. ч. 3 ст. 53 ГПК РФ, ч. 5 ст. 61 АПК РФ, Обзор судебной практики Верховного Суда РФ N 2, утвержденный Президиумом ВС РФ 26.06.2015 (Разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике, вопрос 10).

Нередко полномочия на совершение сделок возлагаются на представителя не путем выдачи доверенности, а путем издания единоличным исполнительным органом приказа или иного локального нормативного акта. Однако, строго говоря, приказ — это документ, регулирующий отношения внутри организации и не имеющий значения в отношениях с третьими лицами. Совершение сделок от имени юридического лица в отношениях с третьими лицами может осуществляться без доверенности только его исполнительным органом; другие же лица для представительства должны быть уполномочены доверенностью (п. 1 ст. 185 ГК РФ). На практике подобные приказы, если в них отражены все те условия, которые в силу ст.ст. 185, 186 ГК РФ обязательны для доверенности, могут быть признаны письменным уполномочием на совершение сделок (см., например, постановления Пленума ВАС РФ от 27.09.1994 N 29, ФАС Волго-Вятского округа от 24.04.2007 N А43-14376/2006-8-81, ФАС Северо-Кавказского округа от 24.02.1999 N Ф08-37/99, п. 11 постановления Пленума ВАС РФ от 09.12.2002 N 11, определение ВАС РФ от 11.09.2007 N 10435/07, постановление ФАС Уральского округа от 19.05.2008 N Ф09-2294/08-С5). Тем не менее, во избежание риска совершения сделки неуполномоченным лицом в целях подтверждения полномочий представителя целесообразно требовать представления доверенности. Для обеспечения наличия доказательств совершения юридических действий от имени представляемого уполномоченным лицом доверенность целесообразно истребовать, а не просто убедиться в ее наличии.

_____________________________

*(1) По смыслу п.п. 1, 3 ст. 3 Федерального закона от 07.05.2013 N 100-ФЗ «О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела I части первой и статью 1153 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» нотариального удостоверения требуют доверенности, предоставляющие полномочия на распоряжение зарегистрированными в государственных реестрах правами, если такое распоряжение (момент совершения которого может определяться датой представления регистратору заявления о государственной регистрации или, в зависимости от характера распоряжения, иной датой) происходит после 1 сентября 2013 года.

*(2) Указанное правило применяется с 1 сентября 2013 года (п.п. 1, 3 ст. 3 Федерального закона от 07.05.2013 N 100-ФЗ «О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела I части первой и статью 1153 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации»).

Строго установленного образца по написанию доверенности на право подписи документов не определено. Предприятия и организации вправе писать ее в свободной форме либо разработать собственный шаблон такого документа. Для предъявления по назначению подойдет как рукописный, так и печатный вариант доверенности.

ФАЙЛЫ
Скачать пустой бланк доверенности на право подписи документов .docСкачать образец заполнения доверенности на право подписи документов .doc

Кто и на кого может выписывать доверенность на право подписи

Юридические лица выписывают такие документы, как правило, на своих сотрудников: юристов, главных бухгалтеров, руководителей подразделений и т.д. Оформлением документа обычно занимается либо секретарь, либо юрист предприятия, затем доверенность передается на подпись руководителю.

Не пользуйтесь передоверием — лучше выдать доверенность сразу нескольким лицам.

Иногда доверенности выписываются с правом передоверия, но это влечет за собой необходимость заверения данного документа у нотариуса. Поэтому чаще всего руководство организаций предпочитает выдавать доверенности сразу на несколько представителей.

Основные особенности доверенности на право подписи

Доверенность может быть генеральной (с неограниченными полномочиями); специальной (для выполнения поручений в обозначенный период) или разовой (на осуществление одного конкретного задания).

Если доверенность заполняется на подписание строго определенных документов, их нужно вписать предельно четко, желательно каждый документ отдельным подпунктом.

Предъявлять доверенность можно в любые организации: как государственные (суды, налоговые инспекции, почтовые отделения, внебюджетные фонды и т.д.), так и коммерческие (банки, другие организации и предприятия).

Однозначно определенных норм на заполнение доверенности нет, тем не менее, при ее оформлении нужно соблюдать основные правила, рекомендуемые в делопроизводстве при выписывании подобного рода документов. В числе прочего, доверенность на право подписи документов обязательно должна включать в себя информацию о доверителе и персональные сведения о доверенном лице. Также здесь должен быть указан срок действия доверенности и подписи обеих сторон.

Следует отметить, что чем шире полномочия доверенного лица, тем более подробную информацию о сторонах следует вписывать в доверенность.

Как написать доверенность на право подписи документов

  • В самом верху документа пишется слово «Доверенность» и ставится номер доверенности по внутреннему документообороту, если он необходим. Ниже в одной строке указывается населенный пункт, в котором оформляется документ, и дата его заполнения (число, месяц (прописью), год).
  • Далее следует вписать реквизиты юридического лица-доверителя: полное наименование предприятия (с указанием его организационно-правовой формы), ОГРН, ИНН, КПП (найти можно в учредительных бумагах организации), его юридический и фактический адрес.
  • Затем заполняем должность сотрудника, от имени которого составляется данный документ. Обычно это директор, генеральный директор организации или лицо, уполномоченное на подписание таких бумаг: следует указать его фамилию, имя, отчество (имя-отчество можно указать в виде инициалов), а также документ, на основании которого действует доверитель (как правило, в этой строке пишут «На основании Устава», «Доверенности» или «Положения»).
  • Теперь персональные сведения о доверителе. Здесь вносится его фамилия, имя, отчество и документ, удостоверяющий личность (наименование, серия, номер, когда и кем выдан), регистрация по месту жительства.
  • Следующая часть документа содержит подробное описание полномочий, которые возлагает на доверенное лицо доверитель: тут нужно вписать полный перечень документов, которые представитель имеет право подписывать.
  • Затем указывается срок, на который выдана доверенность. В соответствующей строке следует вписать дату, до которой доверенность является действительной. Здесь можно указать любой период, если же конкретных цифр не будет, то доверенность автоматически будет считаться действительной в течение года с момента подписания.
  • После этого нужно указать, обладает ли представитель правом передоверять кому-либо свои полномочия.
  • Далее доверенное лицо ставит под документом свою подпись, которую удостоверяет руководитель организации. Последний также расписывается под доверенностью и ставит печать предприятия.

    Надо сказать, что с 2016 года юридические лица не обязаны пользоваться печатями при оформлении документов.

После написания доверенности

Закон не обязывает доверителей заверять все выписываемые доверенности у нотариусов. Однако существует определенные виды доверенностей, которые все же следует нотариально удостоверять. В частности, необходимо заверять доверенности, предъявляемые в некоторые государственные организации, а также для выполнения определенных действий (получение документов в государственных органах и пр.). Здесь лучше будет совершить звонок нотариусу и проконсультироваться конкретно по вашему случаю.

Вопрос от читательницы Клерк.Ру Яны (г. Москва)

Может ли в доверенности вместо генерального директора ставить подпись его заместитель или главный бухгалтер? Если может, то какие документы для этого необходимо оформить?

От имени организации без доверенности имеет право действовать руководитель организации (генеральный директор) (п. 5 ст. 185 ГК РФ). Генеральный директор может выдавать любое количество доверенностей за своей подписью и печатью организации. Лицо, которому выдана доверенность, должно лично совершать те действия, на которые оно уполномочено.

Оно может передоверить их совершение другому лицу, если уполномочено на это доверенностью либо вынуждено к этому силою обстоятельств для охраны интересов выдавшего доверенность. Доверенность, выдаваемая в порядке передоверия, должна быть нотариально удостоверена (ст. 187 ГК РФ).

В случае если заместитель или главный бухгалтер выписывают доверенности, они должны нотариально заверить выписываемые доверенности и к ним прикладывать копию доверенности, подтверждающей их полномочия и право передоверия.

Получить персональную консультацию по регистрации и перерегистрации фирм в режиме онлайн очень просто — нужно заполнить специальную форму. Ежедневно будут выбираться несколько наиболее интересных вопросов, ответы на которые вы сможете прочесть в консультациях специалиста.

📌 Реклама

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх