Кто проверяет?

Содержание

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПОДГОТОВКИ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) И ОРГАНАМИ МУНИЦИПАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ ЕЖЕГОДНЫХ ПЛАНОВ ПРОВЕДЕНИЯ ПЛАНОВЫХ ПРОВЕРОК ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

Правительство Российской Федерации постановляет: (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.11.2015 N 1268)

1. Утвердить прилагаемые Правила подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

2. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 28 октября 2009 г. N 847 «Об утверждении Положения о направлении органами государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в органы прокуратуры проектов ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также формы и содержания сводного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 44, ст. 5244).

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ПУТИН

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 30 июня 2010 г. N 489

ПРАВИЛА ПОДГОТОВКИ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) И ОРГАНАМИ МУНИЦИПАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ ЕЖЕГОДНЫХ ПЛАНОВ ПРОВЕДЕНИЯ ПЛАНОВЫХ ПРОВЕРОК ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

1. Настоящие Правила устанавливают порядок подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее — ежегодные планы), их согласования и представления в органы прокуратуры, исключения проверок из ежегодного плана, а также типовую форму ежегодного плана согласно приложению. (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.11.2015 N 1268)

2. Ежегодные планы разрабатывают следующие органы государственного контроля (надзора) и органы муниципального контроля:

а) федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», уполномоченные на осуществление федерального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности; (в ред. Постановления Правительства РФ от 17.07.2018 N 835)

б) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные на осуществление переданных субъектам Российской Федерации полномочий Российской Федерации по федеральному государственному контролю (надзору) в соответствующих сферах деятельности на территориях субъектов Российской Федерации, а также на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности на территориях субъектов Российской Федерации; (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2011 N 1248)

в) органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности на территориях муниципальных образований.

3. При разработке ежегодных планов территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, предусматривается:

а) включение плановых проверок юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) и индивидуальных предпринимателей в проект ежегодного плана по основаниям и на условиях, которые установлены частями 8 — 9 статьи 9, статьями 26.1 и 26.2 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Федеральный закон), федеральными законами, определяющими особенности организации и проведения плановых проверок в отдельных сферах государственного контроля (надзора), а также положениями о видах государственного контроля (надзора), осуществляемых с применением риск-ориентированного подхода в соответствии с частью 9.3 статьи 9 Федерального закона; (в ред. Постановлений Правительства РФ от 30.12.2011 N 1248, от 26.11.2015 N 1268, от 17.08.2016 N 806, от 28.01.2019 N 48)

б) определение юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) и индивидуальных предпринимателей, плановые проверки которых включаются в проект ежегодного плана, с учетом оценки результатов проводимых за последние 3 года внеплановых проверок указанных лиц, анализа состояния соблюдения ими обязательных требований законодательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также оценки потенциального риска причинения вреда, связанного с осуществляемой юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем деятельности; (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2011 N 1248)

в) согласование с другими заинтересованными органами, указанными в пункте 2 настоящих Правил, проведения плановых проверок юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) и индивидуальных предпринимателей в случае, если осуществление плановых проверок намечается совместно с указанными органами; (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2011 N 1248)

г) составление проекта ежегодного плана по форме, предусмотренной приложением к настоящим Правилам;

д) направление проекта ежегодного плана до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, для рассмотрения в орган прокуратуры по месту нахождения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых планируется проведение плановых проверок;

е) доработка проекта ежегодного плана с учетом предложений органа прокуратуры, поступивших по результатам рассмотрения указанного проекта в соответствии с частью 6-1 статьи 9 Федерального закона, и его утверждение руководителем соответствующего органа, указанного в абзаце первом настоящего пункта.

3.1. При разработке ежегодных планов на 2017 и 2018 годы органы государственного контроля (надзора) и органы муниципального контроля направляют в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах (далее — уполномоченный орган), с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия запрос о предоставлении в отношении включаемого в ежегодный план юридического лица или индивидуального предпринимателя сведений из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства об отнесении этого юридического лица или индивидуального предпринимателя к субъектам малого предпринимательства. (в ред. Постановления Правительства РФ от 19.07.2016 N 691)

Уполномоченный орган направляет ответ на поступивший запрос в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня его поступления. (в ред. Постановления Правительства РФ от 19.07.2016 N 691)

Межведомственные запросы и ответы на них в форме электронного документа подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью. (в ред. Постановления Правительства РФ от 19.07.2016 N 691)

3.2. При разработке ежегодных планов Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» предусматривается: (в ред. Постановления Правительства РФ от 17.07.2018 N 835)

а) включение плановых проверок юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) в проект ежегодного плана по основаниям и на условиях, которые установлены пунктами 1 и 2 части 8 статьи 9 Федерального закона; (в ред. Постановления Правительства РФ от 17.07.2018 N 835)

б) определение юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), плановые проверки которых включаются в проект ежегодного плана, с учетом оценки результатов проводимых за последние 3 года внеплановых проверок указанных лиц, анализа состояния соблюдения ими обязательных требований законодательства Российской Федерации, а также оценки потенциального риска причинения вреда, связанного с осуществляемой юридическим лицом деятельностью; (в ред. Постановления Правительства РФ от 17.07.2018 N 835)

в) согласование с другими заинтересованными органами, указанными в пункте 2 настоящих Правил, проведения плановых проверок юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) в случае, если осуществление плановых проверок намечается совместно с указанными органами; (в ред. Постановления Правительства РФ от 17.07.2018 N 835)

г) составление проекта ежегодного плана по форме, предусмотренной приложением к настоящим Правилам, с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне, а также с учетом требований законодательства Российской Федерации в отношении информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено; (в ред. Постановления Правительства РФ от 17.07.2018 N 835)

д) направление проекта ежегодного плана до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, для рассмотрения в Генеральную прокуратуру Российской Федерации; (в ред. Постановления Правительства РФ от 17.07.2018 N 835)

е) доработка проекта ежегодного плана с учетом предложений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, поступивших по результатам рассмотрения указанного проекта в соответствии с частью 6.1 статьи 9 Федерального закона, и его утверждение генеральным директором Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом». (в ред. Постановления Правительства РФ от 17.07.2018 N 835)

4. Утвержденный ежегодный план на бумажном носителе (с приложением копии в электронном виде) направляется до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, в соответствующий орган прокуратуры заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного электронной подписью. (в ред. Постановлений Правительства РФ от 30.12.2011 N 1248, от 27.12.2012 N 1404)

Ежегодные планы, утвержденные территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые осуществляют переданные полномочия Российской Федерации по осуществлению такого контроля (надзора), представляются указанными органами до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, в соответствующие федеральные органы исполнительной власти. (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2011 N 1248)

5. Ежегодный план, разрабатываемый федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности, включает сведения утвержденных ежегодных планов территориальных органов указанного федерального органа исполнительной власти о проведении плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на территориях субъектов Российской Федерации и федеральных округов.

Указанный ежегодный план разрабатывается федеральным органом исполнительной власти до 31 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок. (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2011 N 1248)

6. Ежегодные планы размещаются на официальных сайтах органов, указанных в пункте 2 настоящих Правил, в сети Интернет, за исключением сведений ежегодных планов, распространение которых ограничено или запрещено в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7. Внесение изменений в ежегодный план допускается в следующих случаях: (в ред. Постановления Правительства РФ от 09.09.2016 N 892)

а) исключение проверки из ежегодного плана: (в ред. Постановления Правительства РФ от 09.09.2016 N 892)

в связи с невозможностью проведения плановой проверки деятельности юридического лица вследствие его ликвидации, невозможностью проведения проверки индивидуального предпринимателя (в ред. Постановления Правительства РФ от 09.09.2016 N 892)

вследствие прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя; (в ред. Постановления Правительства РФ от 09.09.2016 N 892)

в связи с прекращением юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем деятельности, эксплуатации (использования) объектов защиты, объектов использования атомной энергии, опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений и иных производственных объектов, подлежащих проверке; (в ред. Постановления Правительства РФ от 09.09.2016 N 892)

в связи с изменением класса опасности подлежащего проверке опасного производственного объекта или класса гидротехнического сооружения; (в ред. Постановления Правительства РФ от 09.09.2016 N 892)

в связи с изменением категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, а также уровня государственного экологического надзора; (в ред. Постановления Правительства РФ от 09.09.2016 N 892)

в связи с принятием органом государственного контроля (надзора), осуществляющим государственный контроль (надзор) с применением риск-ориентированного подхода, решения об отнесении деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности либо решения об изменении присвоенных им категории риска или класса (категории) опасности; (в ред. Постановления Правительства РФ от 09.09.2016 N 892)

в связи с принятием органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля решения об исключении соответствующей проверки из ежегодного плана в случаях, предусмотренных статьей 26.1 Федерального закона; (в ред. Постановления Правительства РФ от 09.09.2016 N 892)

в связи с прекращением или аннулированием действия лицензии — для проверок, запланированных в отношении лицензиатов; (в ред. Постановления Правительства РФ от 09.09.2016 N 892)

в связи с наступлением обстоятельств непреодолимой силы; (в ред. Постановления Правительства РФ от 09.09.2016 N 892)

в связи с запретом на проведение плановых проверок, предусмотренным частью 1 статьи 26 Федерального закона; (в ред. Постановления Правительства РФ от 28.01.2019 N 48)

в связи с запретом на проведение плановых проверок, предусмотренным частью 1.1 статьи 26.2 Федерального закона; (в ред. Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 N 438)

в связи с принятием органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля, органом муниципального контроля в период с 18 марта до 5 апреля 2020 г. на основании поручения Правительства Российской Федерации, поручения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), поручения высшего должностного лица муниципального образования решения об отмене назначенной плановой проверки; (в ред. Постановлений Правительства РФ от 03.04.2020 N 438, от 13.06.2020 N 862)

в связи с принятием органом государственного контроля (надзора) решения об исключении плановой проверки на основании актов Правительства Российской Федерации, устанавливающих особенности организации и осуществления государственного контроля (надзора) в 2020 году; (в ред. Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 N 438)

в связи с принятием органом государственного контроля (надзора) в 2020 году решения об исключении плановой проверки из ежегодного плана на основании мотивированного представления высшего должностного лица субъекта Российской Федерации; (в ред. Постановления Правительства РФ от 13.06.2020 N 862)

б) изменение указанных в ежегодном плане сведений о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе: (в ред. Постановления Правительства РФ от 09.09.2016 N 892)

в связи с изменением адреса места нахождения или адреса фактического осуществления деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя; (в ред. Постановления Правительства РФ от 09.09.2016 N 892)

в связи с реорганизацией юридического лица; (в ред. Постановления Правительства РФ от 09.09.2016 N 892)

в связи с изменением наименования юридического лица, а также изменением фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя.»; (в ред. Постановления Правительства РФ от 09.09.2016 N 892)

в) в связи с необходимостью указания в ежегодном плане информации, предусмотренной пунктом 3 части 1 статьи 26.2 Федерального закона. (в ред. Постановления Правительства РФ от 28.01.2019 N 48)

8. Внесение изменений в ежегодный план осуществляется решением органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля. (в ред. Постановления Правительства РФ от 09.09.2016 N 892)

Сведения о внесенных в ежегодный план изменениях направляются в течение 3 рабочих дней со дня их внесения в соответствующий орган прокуратуры на бумажном носителе (с приложением копии в электронном виде) заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, а также размещаются на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в порядке, предусмотренном пунктом 6 настоящих Правил, в течение 5 рабочих дней со дня внесения изменений. (в ред. Постановления Правительства РФ от 09.09.2016 N 892)

ПРИЛОЖЕНИЕ
к Правилам подготовки
органами государственного контроля
(надзора) и органами муниципального
контроля ежегодных планов проведения
плановых проверок юридических лиц
и индивидуальных предпринимателей

ТИПОВАЯ ФОРМА ЕЖЕГОДНОГО ПЛАНА ПРОВЕДЕНИЯ ПЛАНОВЫХ ПРОВЕРОК ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 17.08.2016 N 806, от 28.01.2019 N 48)

___________________________________________________________________________
(наименование органа государственного контроля (надзора),
муниципального контроля)

УТВЕРЖДЕН
(фамилия, инициалы и подпись руководителя)
от «__» ____________ 20__ г.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ПЛАНОВЫХ ПРОВЕРОК ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ НА 20__ Г.

Наименование юридического лица (филиала, представительства, обособленного структурного подразделения), ф.и.о. индивидуального предпринимателя, деятельность которого подлежит проверке <1> Адреса Основной государственный регистрационный номер Идентификационный номер налогоплательщика Цель проведения проверки Основание проведения проверки Дата начала проведения проверки <4> Срок проведения плановой проверки Форма проведения проверки (документарная, выездная, документарная и выездная) Наименование органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, с которым проверка проводится совместно Информация о постановлении о назначении административного наказания или решении о приостановлении и (или) об аннулировании лицензии, дате их вступления в законную силу и дате окончания проведения проверки, по результатам которой они приняты <5> Информация о присвоении деятельности юридического лица и индивидуального предпринимателя определенной категории риска, определенного класса (категории) опасности, об отнесении объекта государственного контроля (надзора) к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности <6>
место (места) нахождения юридического лица место (места) фактического осуществления деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя места нахождения объектов <2> дата государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя дата окончания последней проверки дата начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем деятельности в соответствии с представленным уведомлением о начале деятельности иные основания в соответствии с федеральным законом <3> рабочих дней рабочих часов (для малого и среднего предпринимательства и микропредприятий)

<1> Если планируется проведение мероприятий по контролю в отношении объектов защиты, объектов использования атомной энергии, опасных производственных объектов и гидротехнических сооружений, дополнительно указывается наименование этих объектов.

<2> Если планируется проведение мероприятий по контролю в отношении объектов защиты, объектов использования атомной энергии, опасных производственных объектов и гидротехнических сооружений, дополнительно указывается место нахождения этих объектов.

<3> Указывается ссылка на положения федерального закона, устанавливающего основания проведения плановой проверки.

<4> Указывается календарный месяц начала проведения проверки.

<5> Заполняется, если проверка в отношении субъектов малого предпринимательства проводится в 2016 — 2020 годах. Указывается информация о постановлении о назначении административного наказания или решении о приостановлении и (или) об аннулировании лицензии (дата их вынесения (принятия), номер, орган, вынесший постановление или принявший решение, часть и статья федерального закона, являющаяся основанием привлечения к ответственности), дата их вступления в законную силу, дата окончания проведения проверки, по результатам которой вынесено постановление либо принято решение. (в ред. Постановления Правительства РФ от 28.01.2019 N 48)

<6> Заполняется, если проверка проводится по виду государственного контроля (надзора), осуществляемого с применением риск — ориентированного подхода.

© Celine Leah / Flickr.com

Недавно мне случилось побеседовать с представителем фирмы, которая обучает иностранным языкам. Ребята были расстроены: они были вынуждены отказать детишкам в радости общения на языке Шекспира только по той причине, что в туалете стоят слишком высокие унитазы. Таков был итог внеплановой проверки предприятия.

Опросы показывают, что именно придирки различных проверяющих организаций страшат малый бизнес больше всего: предприниматели часто не знают, с какой стороны может прилететь державной битой и как им отбиваться. В техподдержку онлайн-сервиса для малого бизнеса «Бухгалтерия.Контур» ежедневно приходят вопросы: «Кто может проверять бизнесменов? Насколько основательно? Что вообще нужно знать и как готовиться?». Попробуем поделиться общими представлениями по теме.

Чаще всего предприниматели знакомятся с налоговой и трудовой инспекциями, пожарным надзором, Роспотребнадзором. Также есть еще проверки Ростехнадзора и Россельхознадзора, но они для специфических видов деятельности, поэтому сегодня мы о них говорить не будем.

Налоговая инспекция

Порядок проведения проверок налоговыми органами прописан в 14-й главе Налогового кодекса. Проверок существует два вида: камеральные и выездные.

Камеральная проверка проводится по итогам сдачи отчетности. Налоговые органы могут попросить объяснений по непонятным моментам исчисления налога, попросить дополнительные документы, подтверждающие ваши расходы. Камеральная проверка может длиться до трех месяцев после окончания отчетного периода. По результатам «камералки» налоговики должны в течение трех рабочих дней сообщить вам о результатах. На исправление дается пять дней (это если ваши ошибки не повлекли недоплату налогов). Если вам не повезло, в течение десяти дней инспекторы вынесут постановление о привлечении вас к ответственности. Еще десять дней дается на отправку вам требования об уплате недоимки, пеней, штрафов и исправления документов.

Выездная проверка – это глобальное нашествие контролеров на ваш бизнес с возможным привлечением экспертов, понятых, опросом свидетелей, осмотром помещений, инвентаризацией имущества, выемкой документов. Если у вас нет помещения, чтобы вместить «гостей», могут вызвать в налоговую. Могут даже проверить ваших контрагентов.

Обычно чаще одного раза в три года налоговики не проверяют. Иногда с этим фактом связывают среднюю продолжительность жизни малых фирм – как раз три года.

И не имеют права проверять повторно за один и тот же период времени по одному и тому же налогу.

Можно самому протестировать себя на стрессоустойчивость – просчитать, с какой вероятностью к вам в ближайшее время пожалуют люди в галстуках. Налоговики публикуют «Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков…» (утверждены приказом ФНС России от 30.05.07 № ММ-3-06/333@). В этом документе можно увидеть, когда есть риск попасть в «узкие круги». Например, если вы несколько лет подряд показываете в декларации убытки или платите зарплату работникам ниже среднего уровня в вашем регионе по вашему виду деятельности, вы под подозрением.

Если к вам пришли инспекторы, не забудьте попросить у них решение о проведении проверки и служебные удостоверения. И знайте: раз уж пришли с выездной проверкой, как пить дать, что-нибудь да найдут. На безрыбье налоговики могут попробовать содрать штраф за непредоставленные документы – по 200 рублей за штучку.

По завершении проверки инспектор должен составить специальную справку, где указываются предмет проверки и ее сроки. На основании справки инспекция составит акт проверки, где укажет все выявленные нарушения и изложит предложения по их устранению. Результаты можно обжаловать в течение двух недель.

Трудовая инспекция

Трудовая инспекция, как видно из названия, бдит за соблюдением Трудового кодекса. Трудовики могут проверить любую фирму. По плану это происходит также не чаще чем раз в три года. А план проверок в обязательном порядке публикуется на официальных сайтах Генпрокуратуры и Роструда.

Шансы попасть в план увеличиваются, если на вас постоянно жалуются. Или вы слишком любите труд иностранных работников. Или прививаете похвальное желание трудиться подрастающему поколению. Но самое неприятное, когда на вас настучит обиженный работник, – проверят вне плана.

А еще инспекторы любят объединяться с другими контролирующими органами и устраивать совместные крестовые походы.

Чтобы быть по всеоружии:

проверьте наличие основных кадровых документов (трудовые договоры, штатное расписание, табель учета рабочего времени, личные карточки, график отпусков, трудовые книжки и т.д.); удостоверьтесь, что ваши трудовые договора не противоречат ТК и другим кадровым документам; убедитесь, что зарплата должна быть выплачена два раза в месяц в достаточном размере, все сотрудники сходили раз в год в отпуск минимум на две недели без перерывов.

По результатам проверки инспектор составит протокол, где должны быть указаны выявленные нарушения и предписания по устранению нарушений. Также может быть вынесено постановление о наложении административного штрафа на руководителя – от 1000 до 5000 рублей.

Если нарушение серьезное (например, уклонение от проверок, невыполнение предписаний об устранении нарушений), то могут и к суду привлечь, и даже на три года дисквалифицировать руководителя. Так что лучше зарплату работникам не задерживать, в отпуск отправлять и расставаться со «слабыми звеньями» в соответствии с требованиями ТК.

Пожарный надзор

Если у вас есть чему гореть, рано или поздно из МЧС к вам придут пожарные. И надо сказать, после налоговиков это самые «дорогие» гости на фирме.

Основные документы, на которые ориентируются контролеры: Закон 69-ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994, постановление правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «Правила противопожарного режима», постановление правительства РФ от 12.04.2012 № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре» и Административный регламент, утвержденный приказом МЧС РФ от 28.06.2012 № 375.

Опять-таки, попасть в план проверок вы можете не чаще, чем раз в три года. Узнать об этом и вооружиться можно на сайте МЧС, где публикуются планы проверок на год.

Принцип «Слово и дело» тоже работает. Жалобщики могут навлечь на вас внеплановую проверку инспекторов.

Правда, прежде чем позвонить вам в дверь, им нужно согласовать свои действия с прокуратурой. За 24 часа вас должны уведомить о визите.

Пожарные штрафы прописаны в статье 20.4 КоАП и внушают уважение. Минимальный штраф для организаций – 90 тысяч рублей. А максимум – аж 500 тысяч. Могут и приостановить деятельность организации на срок от одного до трех месяцев.

Проверяют как физическое наличие девайсов для борьбы с красным петухом (огнетушители, пожарные рукава, краны и т.д.), так и арсенал документов. Среди последних наибольшей популярностью пользуются:

приказ руководителя, который определяет порядок обесточивания оборудования в конце дня и в случае пожара, где разрешено курение, места хранения и допустимое количество материалов и продукции в помещении; приказ, где прописаны порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа, ответственные за это мероприятие; приказ, который определяет, кто будет отвечать за противопожарный инвентарь; планы эвакуации тоже нужны (вспомните печальную судьбу «Хромой лошади»).

Если к вам пришли с проверкой, нужно удостовериться, что у гостей есть распоряжение о проведении проверки за подписью начальника управления или районного отдела или его зама. Обратите внимание на сроки проверки в этом распоряжении (должны быть не более месяца).

Если выявлены нарушения, на первый раз можно отделаться предупреждением. Во второй раз могут оштрафовать. Акт о проведенной проверке нужно читать внимательно, дабы не написали чего-то, что не соответствует истине. И следите за правильным заполнением реквизитов.

Роспотребнадзор

Если вы работаете по модели b2c, продаете товары или оказываете услуги населению, то Роспотребнадзор, как Черный Плащ, будет стоять на страже ваших клиентов. Во всяком случае, легенда у него такая.

У Роспотребнадзора есть регламенты, которые определяют его поведение: «Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека», утвержденное постановлением правительства РФ № 322 от 30.06.2004 г., Административный регламент службы, утвержденный приказом Минздравсоцразвития от 18.11.2011 № 1372н (дельный документ, распечатайте и имейте под рукой).

План проверок вы сможете найти на сайте Роспотребнадзора. Он такой цветастый, что на главной странице сразу и не приметишь.

О внеплановых проверках вам должна подсказать ваша совесть. Клиенты просто так жаловаться, как правило, не приходят.

Регламент проверок подпадает под общий паттерн, определенный законом 294-ФЗ: вы попали в план, вам выслали уведомление, в назначенный час придут люди, посмотрят документы и составят акт, который можно обжаловать.

Проверять могут много чего. Площадь, освещенность, вентиляцию, наличие жильцов, которые могут быть недовольны тем, где расположен дополнительный вход, через который завозят продукты. Конечно, соответствовать санитарным нормам затратно. Поэтому многие предприниматели каждые три года «переезжают» – закрываются по одному адресу и открываются по новому.

Какие документы нужны для проверяющих Роспотребнадзора, определяется особенностями вашей деятельности. Например, это могут быть санитарно-эпидемиологические заключения и сертификаты соответствия на товары и продукцию. Или договор с организацией о вывозе твердых бытовых отходов (если у вас аренда, то, скорее всего, подобными вещами занимается собственник помещения).

Помимо документов, могут проверять сроки годности продукции, соблюдение товарного соседства, температурного режима хранения продуктов и прочие нормативы. Также проверят наличие санитарных книжек у продавцов, отметок об обязательных медосмотрах, соблюдение требования к спецодежде.

Если выявят нарушение, то наложат административный штраф и выдадут предписание об устранении. Если вы не согласны, то не стоит молчать. Штрафы могут быть очень невкусными: до 500 тысяч рублей. Подробнее о штрафах можно посмотреть в статьях 6.3 и 6.4 КоАП, статьях 14.4, 14.5, 14.7, 14.8, 14.15, 14.16 КоАП. Если не выполните требования надзорных, то еще привлекут за невыполнение и уклонение: ст. 19.5, 19.6 и 20.25 КоАП.

Кому бояться?

Надо сказать, что в целом по стране количество плановых проверок малого бизнеса сократилось. По данным «ОПОРЫ России», вышедший в 2009 году закон 294-ФЗ освободил предпринимателей от более чем 2 млн проверок. С другой стороны, стали учащаться внеплановые проверки по жалобам потребителей. И, кто бы мог подумать, в 70% случаев нарушения подтверждаются.

По закону шансы у небольшой фирмы с несколькими сотрудниками и у предпринимателя без сотрудников практически одинаковы – раз в три года. На деле вероятность попасть под проверку у одиноких предпринимателей невелика. Она зависит от особенностей деятельности и, зачастую, от субъективных факторов – например, от наличия проверяющих кадров в контролирующих органах.

Однако повышение страховых взносов, ограничение для ряда ИП возможности уменьшить основной налог на эти взносы вызвало всплеск «теневого» бизнеса. Государство бросилось удерживать тех, кто уже «ушел под воду» или еще только думает об этом. Предприниматели по всей России жалуются на участившиеся внеплановые проверки Роспотребнадзора, пожарных и других контролеров столь же часто, сколько официальные источники публикуют статистику снижения процента внеплановых проверок.

Неожиданным союзником ИП в борьбе с контролирующим прессом оказалась прокуратура. Если к вам слишком часто стали приходить проверяющие, если вы считаете, что они требуют документы, которые не должны требовать, или нарушают процедуру проверки, то опротестовывайте результаты проверки и обращайтесь в прокуратуру. Но, будем надеяться, что до вас рука государства не дотянется.

Только готовитесь начать бизнес и выбираете, какую форму регистрации – ИП или ООО – выбрать? Пытаетесь разобраться с оптимальной системой налогообложения? Вам поможет наш «Справочник предпринимателя».

Аудит — это процедура независимой оценки деятельности организации, системы, процесса, проекта или продукта на предмет выявления рисков и возникновения конфликтных ситуаций. Аудит бывает внутренним, когда проводится силами самой организации, и внешним, когда для оценки деятельности в той или иной области компании привлекаются сторонние специалисты на договорной основе. Чаще всего термин «аудит» употребляется применительно к проверке бухгалтерской отчетности компаний, однако есть и иные виды, например, кадровый аудит. Многие слышали это словосочетание, а вот в чем суть данной процедуры, не представляют. Сегодня мы поговорим именно об аудите кадровой документации, расскажем, для чего он необходим, когда и кем проводится.

Для чего нужен кадровый аудит?

Сразу скажем, что кадровый аудит — мероприятие необязательное и проводится не так уж часто. Однако полагаем, что такую процедуру надо провести для:

— подготовки к инспекционной проверке соблюдения требований трудового, архивного, пенсионного, миграционного законодательства и др.;

— оценки рисков, связанных с конкретной ситуацией (риски, которые могут возникнуть при проведении проверки контролирующими органами, при рассмотрении трудового спора в суде, при профсоюзном контроле и др.);

— повышения профессионализма специалистов кадровой службы (обучение на допущенных нарушениях);

— оценки профессионализма сотрудников подразделения по работе с персоналом;

— разработки плана мероприятий по исправлению допущенных нарушений;

— оптимизации работы кадровой службы (минимизация затрат, построение системы привлечения к ответственности, поощрений и т. д.).

Кроме этого, аудит поможет оценить и проанализировать состояние кадровых документов при передаче документов при реорганизации, смене руководства (в том числе руководства кадровой службы), увольнении (приеме) сотрудников отдела персонала (кадров).

Своими силами или привлечь стороннюю компанию?

Повторим, что можно провести кадровый аудит собственными силами, а можно воспользоваться услугами сторонних компаний, благо таковых достаточное количество и выбрать есть из чего. При этом кадровый аудит — дело очень ответственное, ведь он непосредственно связан с конфиденциальными документами компании.

Если планируется выбрать внешнего аудитора, важно, чтобы услугу оказывали квалифицированные специалисты, работающие в данной области не первый год. Поинтересуйтесь, как часто аудиторская компания оказывает услуги по проверке кадрового делопроизводства, есть ли среди клиентов организации, схожие с вашей по роду деятельности. Помните, что услуги солидной консалтинговой фирмы, предлагающей аудит кадровой документации и имеющей в штате профессионалов, не могут стоить дешево.

Успех проведения кадрового аудита специалистами сторонней организации зависит и от того, как компания подготовлена к взаимодействию с аудиторами. Поэтому чаще всего перед началом аудита создается рабочая группа, состоящая из представителей компании, приглашенной для проведения аудита, и представителей компании-заказчика. Состав и количество приглашенных аудиторов во многом определяются сроками и объемом предстоящих работ, но однозначно требуется участие юристов и специалистов в области документационного обеспечения.

Если желания привлекать сторонних специалистов нет, да и финансирование этого не заложено, возможно проведение кадрового аудита своими силами. Однако, поставив соответствующую задачу перед работниками кадровой службы учреждения, следует помнить, что они не всегда готовы дать объективную оценку сложившейся ситуации, так как фактически будут проверять свою работу. Более того, штатные сотрудники могут «закрыть глаза» на некоторые ошибки, так как именно им придется их исправлять.

Полагаем, что если все-таки выбор будет сделан в пользу внутреннего аудита, лучше всего создать небольшое структурное подразделение для этого или комиссию, в которой обязательно должен быть специалист, разбирающийся в трудовом законодательстве и кадровом делопроизводстве, но не зависящий от тех лиц, чью работу он будет проверять, например, юрист.

Нормативная база для проверки кадровой документации

Для начала назовем основные нормативные акты, которыми необходимо руководствоваться при проверке кадровой документации. Основными из них являются:

— Постановление Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 «О трудовых книжках» (вместе с Правилами ведения и хранения трудовых книжек);

— Постановление Минтруда РФ от 10.10.2003 N 69 «Об утверждении Инструкции по заполнению трудовых книжек» (далее — Инструкция по заполнению трудовых книжек);

— Постановление Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» (далее — Постановление N 1);

— Приказ Минкультуры РФ от 25.08.2010 N 558 «Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения»;

— Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных»;

— ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов»;

— Трудовой кодекс.

Кроме этого, существует достаточное количество ведомственных нормативных актов, которыми регламентированы делопроизводство, порядок ведения личных дел или урегулированы иные аспекты трудовых отношений. Эти акты также необходимо изучить и применять при инспектировании кадровой документации.

Что проверяем?

Мы не будем рассматривать, как проводит аудит консалтинговая организация на основании гражданско-правового договора, а остановимся на внутреннем аудите. Порядок его проведения зависит от целей. Можно проверить все сферы ведения и оформления кадровых документов, а можно лишь один участок, например, трудовые договоры. В любом случае первым шагом к началу аудита будет издание приказа о проведении проверки, которым назначается проверяющий или создается комиссия по проведению аудита. В приказе же можно определить тему проверки.

Приведем примерный образец приказа.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа N 72»

16 мая 2012 года г. Нижний Новгород

Приказ N 42

о проведении кадрового аудита

Для улучшения работы отдела кадров и минимизации рисков, связанных с неправильным ведением кадровой документации,

Приказываю:

1. Провести внутренний кадровый аудит по теме «Оформление приема на работу и предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков» с 28 мая по 5 июня 2012 года.

2. Назначить председателем комиссии по проведению аудита заместителя директора по учебно-воспитательной работе Волкову А. Г.

3. Включить в состав комиссии:

— заместителя директора по административно-хозяйственной работе Золотову О. Л.;

— учителя русского языка и литературы Парамонову В. С.;

— юрисконсульта Лопухова И. Р.

4. Представить отчет о проведенной проверке до 08.06.2012.

5. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя директора по учебно-воспитательной работе Волкову А. Г.

Директор Комова /Л. В. Комова/

С приказом ознакомлены:

Волкова А. Г. 16.05.2012, Волкова

Золотова О. Л. 16.05.2012, Золотова

Парамонова В. С. 16.05.2012, Парамонова

Лопухов И. Р. 16.05.2012, Лопухов

Если тема проверки определена, то руководителю отдела кадров остается лишь подготовить необходимые документы. Если же аудит проводится при смене руководства службы персонала или при передаче дел от одного специалиста другому, необходимо определить перечень документов, подлежащих инспектированию.

Помните, что есть перечень обязательных документов, которые должны быть в любой организации независимо от ее организационно-правовой формы и формы собственности. К таким документам относятся:

1. Штатное расписание. Скажем сразу, что о данном документе в Трудовом кодексе есть лишь упоминание, но указания на обязательность его составления нет. Постановлением N 1 унифицирована форма этого документа — Т-3. Отметим, что контролирующие органы, будь то государственная инспекция труда, прокуратура или налоговики, практически всегда его запрашивают: из расписания ясны структура учреждения, фонд оплаты труда, надбавки и доплаты работникам.

2. График отпусков. Обязательность данного документа не ставится под сомнение, так как в ст. 123 ТК РФ прямо говорится, что ежегодные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым работодателем с учетом мнения представительного органа работников не менее чем за две недели до наступления нового года. Форма графика Т-7 также унифицирована Постановлением N 1.

3. Личные карточки — формы Т-2 и Т-2ГС (МС). Их обязательно ведут на каждого работника, так как с каждой вносимой в трудовую книжку записью работодатель обязан ознакомить работника под роспись в его личной карточке — в ней в силу п. 23 Правил ведения и хранения трудовых книжек повторяется запись, внесенная в трудовую книжку.

4. Личные дела. Обязанность по их ведению установлена для отдельных категорий работников, к которым относятся государственные гражданские служащие, муниципальные служащие, сотрудники таможенных органов и пр.

Порядок ведения личных дел государственных гражданских служащих установлен Указом Президента РФ от 30.05.2005 N 609 «Об утверждении Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела». Для государственных служащих субъекта РФ порядок ведения личного дела устанавливается нормативными актами этого субъекта. Например, для служащих г. Москвы он определен Указом мэра г. Москвы от 15.06.2011 N 44-УМ, а для государственных служащих г. Санкт-Петербурга — Постановлением Правительства г. Санкт-Петербурга от 30.06.2008 N 773.

5. Табель учета рабочего времени (формы Т-12, Т-13) также должен быть в каждом учреждении, поскольку ст. 91 ТК РФ обязывает работодателя вести учет рабочего времени, фактически отработанного каждым сотрудником.

Обратите внимание! Раньше органы государственной власти, управления государственных внебюджетных фондов, управления территориальных государственных внебюджетных фондов, местного самоуправления, бюджетные учреждения, органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы России, для учета рабочего времени пользовались табелем по форме 0504421, утвержденной Приказом Минфина РФ от 30.12.2008 N 148н. Однако ввиду того, что он утратил силу с 01.01.2011 (Приказ Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н), применяется форма из Приказа Минфина РФ от 15.12.2010 N 173н — 0301008, а это точная копия формы Т-13.

6. Трудовые книжки установленного образца являются основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. Вести их обязан каждый работодатель (за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, в случае, когда работа у данного работодателя является для работника основной (ст. 66 ТК РФ).

В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе. Сведения о взысканиях в книжку не вносятся, за исключением случаев, когда дисциплинарным взысканием является увольнение.

Обратите внимание! Проверьте, назначено ли лицо, ответственное за ведение трудовых книжек, все ли они зарегистрированы в книге учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним. Кроме этого, просмотрите записи в трудовых книжках — они должны быть сделаны на основании приказов.

7. Трудовые договоры или служебные контракты. Трудовой договор — соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, своевременно и в полном размере выплачивать зарплату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

8. Приказы по личному составу:

— о приеме на работу (формы Т-1, Т-1а);

— о переводе на другую работу (формы Т-5, Т-5а);

— о предоставлении отпуска (формы Т-6, Т-6а);

— о направлении в командировку (формы Т-9, Т-9а);

— о поощрении (формы Т-11, Т-11а);

— о прекращении (расторжении) трудового договора (формы Т-8, Т-8а).

Данные унифицированные формы должны применять все организации, осуществляющие деятельность на территории РФ, независимо от формы собственности (п. 2 Постановления N 1).

Проверяя данные приказы, необходимо убедиться в наличии документов — оснований для их издания. Довольно часто они отсутствуют — ссылка в приказе на соглашение, заявление или иной документ есть, а самого его нет. Это нарушение.

9. Приказы по основной деятельности. Необходимо проверить наличие в них подписей руководителя, виз согласования. Напомним, что такие приказы должны храниться отдельно от приказов по личному составу.

Отметим, что надо не просто проверить наличие данных документов, но и обратить внимание на то, как они составлены. Например, в силу требований ст. 67 ТК РФ трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр передается работнику, другой хранится у работодателя. Получение экземпляра трудового договора работником должно подтверждаться его подписью на экземпляре, хранящемся у работодателя. Статьей 57 ТК РФ определены условия, которые должны быть включены в текст трудового договора.

А вот со служебным контрактом все обстоит иначе. Помимо того, что федеральным законом определено его содержание, Указом Президента РФ от 16.02.2005 N 159 утверждена примерная форма контракта о прохождении государственной гражданской службы и замещении должности государственной гражданской службы. Поэтому проверьте, чтобы контракты соответствовали требованиям законодательства не только по содержанию, но и по форме. А в части содержания отметим, что, например, важнейшим объектом проверки приказов об увольнении будет указание в них причины и основания увольнения. На основании ст. 84.1 ТК РФ они должны быть указаны в точном соответствии с формулировками ТК РФ или иного федерального закона и со ссылкой на соответствующие статью, часть статьи, пункт статьи. Проверяя содержание трудовых договоров, заострите внимание на наличии условий, которые в силу ст. 57 ТК РФ обязательны для включения в их текст.

Локальные нормативные акты, книги, журналы учета

Начнем с того, что на основании ст. 8 ТК РФ работодатели, за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями. Положения таких актов не должны ухудшать положение работника по сравнению с тем, что установлено трудовым законодательством.

Следующие документы также необходимо проверить.

1. Правила внутреннего трудового распорядка. Согласно ст. 189 ТК РФ этот документ регламентирует порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений у данного работодателя.

2. Инструкции по охране труда. Они обычно состоят из требований охраны труда перед началом работы, во время нее и по окончании, а также содержат порядок действия в аварийных ситуациях. Разрабатываются эти инструкции исходя из должности работника, его профессии или вида выполняемой им работы, на основе межотраслевой или отраслевой типовой инструкции по охране труда, межотраслевых или отраслевых правил по охране труда, требований безопасности, изложенных в эксплуатационной и ремонтной документации организаций — изготовителей оборудования, технологической документации организации, с учетом конкретных условий производства на основе Методических рекомендаций.

3. Положение о хранении и защите персональных данных работников (или иной документ, устанавливающий порядок их хранения и использования). Составление данного локального акта обязательно в силу требований ст. 87 ТК РФ.

4. Положение об оплате труда или иной локальный нормативный акт, регламентирующий систему оплаты труда в учреждении и премирования сотрудников. Это положение обязательно в силу ст. 135 ТК РФ — системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Помимо названных существуют и другие необходимые документы — обязательные для некоторых организаций в силу специфики их деятельности, например, график сменности, перечень должностей с ненормированным рабочим днем, договоры о полной индивидуальной материальной ответственности, положение о коммерческой или иной охраняемой законом тайне.

Если в учреждении разработаны иные локальные нормативные акты, регламентирующие какую-то область трудовых отношений, рекомендуем проверить их на предмет наличия условий, ухудшающих положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством, и юридической силы (учтено ли в необходимых случаях мнение представительного органа работников, утвержден ли документ руководителем учреждения, ознакомлены ли с актом работники и пр.). Это могут быть:

— коллективный договор;

— договор о коллективной материальной ответственности;

— положение об адаптации работников;

— положение о порядке прохождения испытательного срока;

— положение о проведении аттестации работников.

Рекомендуем особо внимательно отнестись к проверке должностных инструкций. С одной стороны, они не являются обязательными, с другой — на основании ст. 57 ТК РФ обязательным условием трудового договора является трудовая функция, а она прописывается либо в трудовом договоре, либо, чтобы его не загружать, в должностной инструкции. Поэтому иногда инструкция просто необходима.

Перейдем к журналам, среди которых, как и среди локальных нормативных актов, есть обязательные для ведения.

Наименование журнала Нормативный акт
Книга учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним Пункты 40, 41 Правил ведения и хранения трудовых книжек, форма установлена приложением 3 к Инструкции по заполнению трудовых книжек
Приходно-расходная книга по учету бланков трудовой книжки и вкладыша в нее Те же
Журнал учета проверок Статья 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Форма журнала утверждена Приказом Минэкономразвития РФ от 30.04.2009 N 141

Кроме названных обязательных журналов в учреждении могут вестись иные журналы для систематизации информации по кадровому учету, такие как:

— журналы учета трудовых договоров, приказов по личному составу, личных дел, листов нетрудоспособности;

— журнал ознакомления с локальными нормативными актами;

— журнал выдачи командировочных удостоверений, справок.

Проверяя журналы и книги учета, обратите внимание на их оформление. Все листы журналов должны быть пронумерованы, сами журналы прошнурованы, скреплены сургучной печатью или опломбированы и заверены руководителем организации. Никаких исправлений в журналах регистрации не допускается. Также необходимо удостовериться, что в книге учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним заполнены все графы, в ней нет исправлений, данная книга прошнурована и опечатана.

Примечание. Анализ системы регистрации и систематизации документов очень важен, поскольку даёт информацию о том, как в учреждении организована система хранения документов.

Аудит программного обеспечения

В настоящее время большинство учреждений ведет кадровую документацию с помощью специализированных программных продуктов, а это значит, что проверять придется и их.

Инспектируя, обязательно проверьте, обеспечивает ли программа возможность ведения кадровой документации в соответствии с требованиями действующего законодательства (возможно, что разработчики программного продукта «потеряли» отдельные необходимые реквизиты), все ли унифицированные формы содержатся в программе, насколько часто она обновляется, все ли формы документов актуальны.

Следующий немаловажный аспект, который нужно проверить, — порядок доступа к программному обеспечению и (или) создаваемой кадровой документации. При этом необходимо выяснить, кто из сотрудников компании связан с обработкой данных о персонале, и удостовериться в том, что система исключает возможность доступа к электронным формам документов тех сотрудников, в чьи служебные обязанности не входит работа с такими данными.

Аудит программного обеспечения работы кадрового подразделения позволит определить возможные каналы несанкционированного доступа или утраты кадровой информации, а также оценить целесообразность использования конкретного программного продукта.

Итак, в ходе аудита кадровой документации проверяются наличие обязательных документов, правильность оформления, а также соответствие содержания документов требованиям законодательства.

Сам процесс проведения проверки лучше документировать, чтобы потом при составлении итогового отчета не забыть что-нибудь важное.

Итоги аудита документов кадровой службы

Последним этапом проверки документов станет составление отчета, в котором будет описано текущее состояние дел, указаны проблемные зоны и возможные риски. Также обычно в отчете дают рекомендации по устранению выявленных нарушений трудового законодательства и недочетов, а также сообщают о возможном наказании, если нарушения не будут устранены (см. на стр. 45).

В случае аудита кадровой документации при смене руководства кадровой службы или специалиста по кадровому делопроизводству к заключению дополнительно нужно составить акт приема-передачи дел, приложением к которому будет перечень трудовых книжек (с указанием Ф. И.О. владельца, серии и номера трудовой книжки и вкладышей (при их наличии)).

В заключение отметим, что при периодическом проведении аудита кадровой документации у работодателя есть возможность избежать санкций со стороны контролирующих органов — штрафов, приостановления деятельности организации, уголовной ответственности. Кроме того, если аудит проводится собственными силами, у кадровых работников появляется возможность повысить свой профессиональный уровень, обнаружив и исправив собственные ошибки.

И помните, правильное ведение кадровой документации — залог успешного разрешения конфликтов с работниками и контролирующими органами.

Выявленные нарушения Нарушенный нормативный акт Возможное наказание Рекомендации по исправлению
1. Штатное расписание и документы по оплате труда
Установлена вилка окладов в штатном расписании Статьи 3, 20, 22, 132 ТК РФ. Нарушен принцип одинаковой оплаты за равный труд Административный штраф от 1 000 до 50 000 руб. либо административное приостановление деятельности организации на срок до 90 суток (ст. 5.27 КоАП РФ) Разработать дифференцированную систему оплаты труда, например, ввести доплату работникам, имеющим дополнительные качества
2. Трудовые книжки
В раздел «Сведения о поощрении» внесена запись о приеме на работу Пункт 3.1 Инструкции по заполнению трудовых книжек Административный штраф от 1 000 до 50 000 руб. либо административное приостановление деятельности организации на срок до 90 суток (ст. 5.27 КоАП РФ) Оформить вкладыш в трудовую книжку и перенести в него ошибочно внесенные в раздел «Сведения о поощрении» записи
3. Приказы об увольнении работника
В основании расторжения не указывается часть статьи Трудового кодекса Формы Т-8, Т-8а, ст. 84.1 ТК РФ Административный штраф от 1 000 до 50 000 руб. либо административное приостановление деятельности организации на срок до 90 суток (ст. 5.27 КоАП РФ) Указывать в дальнейшем
4. Журналы регистрации и учета кадровых документов
Нет журнала учета мероприятий по контролю Статья 16 Федерального закона N 294-ФЗ Оформить
5. Иные нарушения
Не проводится проверка на наличие дисквалификации при приеме работников на руководящие должности Статья 32.11 КоАП РФ Административный штраф до 100 000 руб. (ст. 14.23 КоАП РФ) Перед заключением трудового договора с работниками, претендующими на руководящую должность, направлять запрос о возможной дисквалификации физического лица в ФНС, ведущую реестр дисквалифицированных лиц

Все девушки испытывают мужчин на прочность, будь то тест на щедрость или проверка твоей мужественности. Они делают это для того, чтобы убедиться, что ты тот самый единственный и неповторимый, сильный и смелый, ответственный и заботливый. Иногда это может доходить до абсурда, но в любом случае лучше знать, как правильно реагировать на испытания, придуманные подругой.

Проверка на жадность

Один из самых распространенных тестов. Как правило, это происходит на первых порах ваших отношений. К примеру, вы провели приятный вечер в кафе, и девушка просит принести счет. Чтобы проверить тебя, она предложит заплатить за себя сама. Конечно, если ты не заинтересован в дальнейшем развитии событий, можешь согласиться, и она поставит в своей анкете галочку не в твою пользу.

Но опять же, стоит обратить внимание, насколько это важно для нее. Если всё это доходит до фанатизма и в дальнейшем ты понимаешь, что для девушки это чуть ли не главный из всех пунктов в ее списке идеального мужика, — сматывай удочки. Следует оговориться: в здоровых и продолжительных отношениях разделить счет на двоих вполне приемлемо, особенно когда ваш бюджет становится общим. Но, конечно, не стоит забывать о том, что иногда нужно друг друга баловать. Такой жест не делает из тебя подкаблучника — это лишь один из самых простых способов проявить внимание.

Проверка на ревность

Если ты в меру ревнивый, это хорошо. Пусть девушки в этом и не признаются, им нравится, когда партнёр испытывает это чувство. И речь не о патологической ревности и склонности к деспотизму. Для нее важно понять, что, после того как вы узаконите свои отношения, ты не заставишь ее носить десять одежек и не будешь ревновать к каждому столбу. И еще: это реверсивная штука. То есть во время подобных тестов девушка может сделать вывод о том, что ты к ней равнодушен.

В общем, устраивается всё довольно просто. Она может «забыть» закрыть в браузере на твоем ноуте страницу какого-нибудь парня и подождать, как ты отреагируешь. А может начать ставить лайки в «Инстаграме» нещадным количеством, потому что знает, что по вечерам ты смотришь, какие фото и видео понравились твоим подписчикам за прошедший день. Тут важно понимать, чего она ждет от тебя. Нет, не надо заводить переписку с теми, чьи фотки она лайкнула, и выяснять отношения. Устраивать скандал тоже не стоит. Просто дай ей понять, что тебе это неприятно. И, конечно, сделать это нужно твердо и уверенно, но не перегибай. Скорее всего, она жаждет страсти и повышенного внимания, поэтому постарайся дать ей то, чего она ждет. Впрочем, если ты действительно испытаешь легкое чувство ревности, стараться и не придется — всё само собой получится. Большие планы на совместное с ней будущее? Держи ее крепче.

Проверка на мужественность

Не секрет, что подкаблучники (в самом плохом смысле этого слова) не нравятся девушкам. Ты должен иметь свою позицию и веское слово. Конечно, когда отношения только начинаются, большинство мужчин стараются угодить девушке, терпят капризы и на многое закрывают глаза. Но ты ведь понимаешь, что у всего есть предел и что терпение — ресурс иссякаемый. Так что тут важно не перебарщивать. Пытаясь угодить ей во всем, ты будешь казаться слабым, а она хочет видеть твою силу. Иногда девушки специально начинают капризничать, чтобы понять, сможешь ли ты ее укротить или принять за нее (а может, и за вас двоих) сложное решение.

Собираетесь вы, к примеру, на ужин. Нужно определиться с тем, где вы проведете вечер, и, разумеется, решение таких вопросов должно быть совместным. Но сколько бы вариантов ресторанов и кафе вы ни рассматривали, она так и не решила, куда бы ей хотелось пойти больше всего. И знаешь, скорее всего, она об этом даже не думала, потому что хочет, чтобы выбор сделал ты. Если ты знаешь, что она без ума от паназиатской кухни, — веди ее в соответствующее заведение.

Примерно то же происходит, когда перед походом в магазин слышишь популярное «купи что-нибудь вкусненькое». Да, для тебя это просто прогулка за продуктами, а для нее — очередной тест. Вариант со словами «я не знал, что тебе взять» вообще не торт. Набери полную сумку всего, что нравится ей и тебе, — пусть выбирает.

Проверка на верность

Нет, она не будет нанимать жгучих брюнеток, чтобы соблазнить тебя и поймать с поличным. Всё немного сложнее. Чтобы решить для себя, верный ли ты мужчина, ей хватит и того, что она сможет узнать от тебя о твоем прошлом.

Например, она может поинтересоваться, сколько у тебя было девушек до нее. Не только тех, с которыми ты встречался, а вообще. Если ты не слыл донжуаном и до встречи с ней у тебя было 3–5 партнерш, информацию можно не утаивать. Она поймет, что для твоего возраста это вполне разумные цифры. Но если когда-то вокруг тебя ходила слава альфа-самца и количество девушек переваливает за десяток (а то и несколько) — лучше ответить на её вопрос уклончиво. Даже если ты тот еще правдоруб, хорошенько подумай. Большие цифры могут создать в ее глазах образ ненасытного хищника, разгульного парня, и ни к чему хорошему это не приведет. Даже если всё это в прошлом, ты давно нагулялся и теперь ведешь себя хорошо — не стоит. Это тот редкий случай, когда маленькая ложь лучше большой правды.

Проверка на то, ее ли ты человек

Вы живете вместе два года, и тебя всё устраивает. У вас есть большой телевизор перед кроватью, которую вы купили в IKEA, кошка, машина, набор посуды. И всё действительно круто, вы оба довольны совместной жизнью — как вдруг она заявляет, что хочет уйти. Такая новость как снег на голову. Тебе совершенно ничего не понятно, ее мотивы не поддаются объяснению, и от нее ты не услышишь ничего более логичного, чем «я хочу быть одна». Тысячи «почему» в твоей голове крутятся день и ночь.

Да, возможно, у вас всё и было хорошо, но посмотри на ситуацию с ее стороны. Вы долгое время вместе, но ничего не меняется. Отношения не развиваются; она не знает, что вас ждет. Серьезных разговоров о браке и о детях у вас не было. Смекаешь? Зона комфорта — это, конечно, здорово, но для девушки, которая хочет создать семью, этого недостаточно. Она видит, что тебя всё устраивает и ты не имеешь плана на будущее, живя сегодняшним днем. Ее вывод: ты не готов к супружеской жизни и переменам. Возможно, она и сама не готова, но мужчина-то ты. Если она тебе нужна, ты должен сделать всё, чтобы она почувствовала уверенность в завтрашнем дне. И для этого перемены необходимы.

Не всегда подобное заявление со стороны девушки может означать, что она хочет замуж. Большинство подруг убеждены, что если человек твой, он никогда не отпустит. И если ты пока еще не готов сделать ей предложение, но точно знаешь, что, кроме нее, тебе никто не нужен, — просто не отпускай. Такие вот бывают экзамены. И если ты добился своего в подобной ситуации — не спеши праздновать и радоваться. Это только начало.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх