Кто является плательщиками земельного налога?

Плательщики земельного налога определены ст. 388 НК РФ. Однако привязка их к объекту налогообложения и непростая система льгот существенно усложняют перечень плательщиков земельного налога. Рассмотрим, какие лица и при каких условиях являются налогоплательщиками земельного налога.

Правовая база земельного налога

Земельный налог — местный сбор, подлежащий уплате в соответствующих регионах.

Основные положения земельного налога определены гл. 31 НК РФ. При этом регионы в отношении него принимают свои законы, которыми они вправе самостоятельно регулировать ряд вопросов:

  • устанавливать и дифференцировать налоговые ставки при условии, что они не превышают приведенные в НК РФ;
  • определять порядок и сроки уплаты налогов организациями с учетом ограничений, имеющихся в НК РФ;
  • вводить дополнительные (в сравнении с НК РФ) налоговые льготы.

Какие еще налоги нужно платить в местный бюджет, читайте в материале «Федеральные, региональные и местные налоги в 2017 году».

Кто платит земельный налог?

Определение плательщиков земельного налога очень простое. Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога являются юридические и физические лица, у которых есть земля, признаваемая объектом налогообложения, и одно из следующих прав на эту землю:

  • собственности, в том числе совместной или долевой;
  • пользования без срока;
  • пожизненного владения на условиях наследства.

Лица, имеющие право безвозмездного пользования, а также использующие землю по договору аренды, не обязаны уплачивать земельный налог (п. 2 ст. 388 НК РФ).

При наличии совместной или долевой собственности на земельный участок каждый из собственников платит налог соответственно своей доле (п. 2 ст. 391 и ст. 392 НК РФ):

  • при совместной собственности эти доли равны;
  • при долевой — пропорциональны доле собственности на землю.

Определение объектов налогообложения приведено в ст. 389 НК РФ. Это вся земля, имеющаяся на территории регионов, принявших закон о земельном налоге, за исключением:

  • земли, изъятой из оборота или ограниченной в обороте;
  • лесных участков, предназначенных для лесозаготовок;
  • земли культурного наследия;
  • земельные участки водного фонда, находящиеся в государственной собственности;
  • земли под многоквартирными домами.

Если участок попадает на территорию нескольких регионов, то плательщики земельного налогауплачивают его в каждом из этих регионов в соответствии с местными законами. При этом налоговая база по каждому региону определяется в пропорции к доле площади земельного участка, расположенной в этом регионе (п. 1 ст. 391 НК РФ).

Когда за налогоплательщиками признаются права на льготы

Перечень льгот по земельному налогу установлен ст. 395 НК РФ. Основными условиями для их применения служат:

  • предоставление участка для определенных целей и использование его в этих целях;
  • документальное подтверждение права на льготы.

Организации, являющиеся плательщиками земельного налога, освобождаются от уплаты налога по участкам, предназначенным для целей размещения:

  • учреждений уголовно-исполнительной системы;
  • автомобильных дорог общего пользования;
  • религиозных сооружений;
  • общественных организаций инвалидов;
  • народных художественных промыслов;
  • особых и свободных экономических зон;
  • инновационного центра «Сколково».

Для общественных организаций инвалидов и организаций с их участием есть дополнительные ограничения. Льготы для них применимы, если:

  • в общероссийских общественных организациях численность инвалидов превышает 80%;
  • в организациях с уставным капиталом, образованным вкладами общероссийских организаций инвалидов, численность работников-инвалидов составляет более 50%, а доля их зарплаты в фонд оплаты труда превышает 25%, при этом участок используется для производства и реализации товаров, работ, услуг, но не для подакцизных или облагаемых НДПИ товаров, не для брокерских или иных посреднических услуг;
  • учреждения, имущество которых полностью принадлежит общероссийским общественным организациям инвалидов, занимаются деятельностью, направленной на оказание помощи инвалидам, их социальную защиту и реабилитацию.

Сроки освобождения от налога особых и свободных экономических зон ограничены:

  • 10 годами с даты регистрации в качестве резидента — для судостроительных организаций особой зоны;
  • 5 годами с месяца появления права на земельный участок — для прочих резидентов особой зоны;
  • 3 годами с месяца появления права на земельный участок — для участников свободной экономической зоны.

Для физлиц существует только одна льгота. Ей могут воспользоваться коренные малочисленные народы РФ, продолжающие вести образ жизни, традиционный для них.

Законами регионов могут быть установлены дополнительные льготы по налогу как для организаций, так и для физлиц.

О нюансах уплаты земельного налога за дачные участки читайте .

Условия уменьшения налоговой базы для физлиц

Некоторые категории физлиц — налогоплательщиков земельного налога имеют право еще на одну льготу. Она представляет собой непосредственное уменьшение налоговой базы на сумму, которая не облагается налогом. При этом налог (если сумма уменьшения равна ему или превышает его) может уменьшиться до нуля (п. 7 ст. 391 НК РФ). По НК РФ сумма уменьшения составляет 10 тыс. руб. (п. 5 ст. 391 НК РФ). Однако регионы могут изменять как величину этой суммы, так и перечень налогоплательщиков, имеющих право на такую льготу (п. 2 ст. 387 НК РФ).

Согласно п. 5 ст. 391 НК РФ указанная льгота применима, если плательщик земельного налога, является:

  • Героем СССР, РФ или полным кавалером ордена Славы;
  • инвалидом 1-й или 2-й группы, инвалидом с детства;
  • ветераном или инвалидом ВОВ или боевых действий;
  • лицом, подвергшимся радиационному воздействию вследствие аварий на гражданских и военных объектах РФ или при проведении ядерных испытаний.

Право на такую льготу должно быть подтверждено документально. Порядок и сроки предоставления документов устанавливаются законами регионов. При этом срок подтверждения не может быть позднее 1 февраля года, следующего за расчетным (п. 6 ст. 391 НК РФ).

О том, как земельный налог рассчитывается для ИП, читайте в статье «Земельный налог для ИП с 2015 года».

Итоги

Плательщиками земельного налога являются физические и юридические лица, пользующиеся земельными участками на основании права собственности, права бессрочного пользования или по праву наследования земель. Налоговым законодательством установлен ряд лиц, имеющих льготные условия при исчислении налога. При этом законами субъектов перечень льготников может быть расширен.

Чтобы разобраться во всех нюансах исчисления земельного налога, читайте нашу рубрику «Земельный налог».

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, элементы озеленения и благоустройства и иные, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке, входят в состав общего имущества и, соответственно, находятся в общей долевой собственности (статья 36 ЖК РФ). Размеры земельного участка определяют в соответствии с градостроительным и земельным законодательством. Следует заметить, что и ранее действующее законодательство, в частности, Федеральный закон от 15 июня 1996 года №72-ФЗ «О товариществах собственников жилья» содержал в целом аналогичные требования.

Основным документом, регламентирующим порядок определения границ земельного участка, входящего в состав общего имущества многоквартирного дома, является постановление Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1997 года №1223 «Об утверждении Положения об определении размеров и установлении границ земельных участков в кондоминиумах». Необходимо отметить, что везде в тексте данного нормативного документа речь идет о кондоминиумах, то есть, по сути, об общем имуществе в составе многоквартирного дома в контексте статьи 36 ЖК РФ.

Данный нормативный акт определяет, что размеры земельных участков для создания кондоминиумов на территориях существующей застройки городов и других поселений, а также на вновь осваиваемых территориях, определяются в соответствии с градостроительной документацией, градостроительными нормативами и методикой расчета нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах. Границы земельных участков в кондоминиумах устанавливаются по «красным линиям», границам смежных земельных участков (при их наличии) и проездов, естественным границам, границам отвода магистральных инженерно-транспортных коммуникаций, если градостроительными требованиями не установлено иное.

Нормативный размер земельного участка, передаваемого в общую долевую собственность домовладельцев бесплатно, определяется в зависимости от площади участка, занятого жилыми зданиями и иными объектами недвижимости, входящими в состав кондоминиума, а также прилегающими к ним территориями, необходимыми для обеспечения их обслуживания, при соблюдении требований противопожарной безопасности градостроительных нормативов, санитарных разрывов между зданиями и иных норм, обеспечивающих нормальные условия проживания и пребывания граждан в кондоминиуме, обслуживания жилых зданий и другого имущества, входящего в состав кондоминиума, а также доступ ко всем объектам кондоминиума. При этом должны обеспечиваться нормальные условия проживания граждан на смежных земельных участках и права собственников, владельцев, пользователей (арендаторов) этих участков, а также владельцев, расположенных на них зданий, строений и сооружений.

Если фактическая площадь земельного участка в существующей застройке меньше нормативных размеров площади, бесплатно передаваемой в общую долевую собственность домовладельцев в соответствии с действующим законодательством, и увеличение размеров земельного участка в кондоминиуме за счет смежных земельных участков не представляется возможным, то границы передаваемого земельного участка в кондоминиуме устанавливаются по фактически существующим границам.

Сверхнормативная территория может быть передана домовладельцам или ТСЖ в собственность (за плату) или аренду только при условии, что она в соответствии с утвержденной градостроительной и землеустроительной документацией не может быть использована в качестве самостоятельного объекта.

Территория общего пользования (основные проезды, детские, физкультурные и спортивные площадки и сооружения, массивы зеленых насаждений, иные объекты общего пользования) в границах квартала, микрорайона или другого элемента планировочной структуры подлежит передаче в собственность или аренду домовладельцам или ТСЖ только при условии установления соответствующих ограничений и сервитутов. Разработка проекта границ земельного участка в кондоминиуме осуществляется с учетом градостроительной документации конкретного квартала (микрорайона). При необходимости материалы межевания при установлении границ земельных участков в кондоминиумах разрабатываются в границах планировочных единиц города (или иного поселения — микрорайонов, кварталов или их частей).

Финансирование работ по определению размеров и установлению границ земельных участков в кондоминиумах осуществляется за счет средств домовладельцев. В случае, если проведение таких работ предусмотрено программами по созданию кондоминиумов, межеванию или инвентаризации земель, они финансируются из соответствующего местного бюджета.

Тем не менее, на практике реализация выделения земельных участков с целью передачи их в распоряжение конкретных ТСЖ натолкнулась на определенные трудности. Например, имели место случаи, когда в пределах границы одного земельного участка могло оказаться сразу несколько зарегистрированных ТСЖ. Естественно, возникал вопрос о порядке распределения расходов, связанных с содержанием подобных земельных участков. В настоящее время статья 136 ЖК РФ фактически предусматривает создание не нескольких, а одного ТСЖ, которое решало бы в себе задачи по содержанию сразу нескольких близко расположенных домов. Общие условия для осуществления подобного подхода закреплены в пункте 2 статьи 136 ЖК РФ.

ТСЖ может быть создано при объединении:

1) нескольких многоквартирных домов, помещения в которых принадлежат различным (не менее чем двум) собственникам помещений в многоквартирном доме, с земельными участками, расположенными на общем земельном участке или нескольких соседних (граничащих) земельных участках, сетями инженерно-технического обеспечения и другими элементами инфраструктуры;

2) нескольких расположенных близко зданий, строений или сооружений — жилых домов, предназначенных для проживания одной семьи, дачных домов с приусадебными участками или без них, гаражами и другими расположенными на общем земельном участке или нескольких соседних (граничащих) земельных участках объектами, сетями инженерно-технического обеспечения и другими элементами инфраструктуры.

В противном случае, четкое размежевание границ кондоминиумов возможно только после того, как межевание квартала определит общую конфигурацию территории.

Более подробно с вопросами, касающимися правовых основ деятельности товариществ собственников жилья, порядок создания и обеспечение его повседневной деятельности, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Товарищества собственников жилья».

В силу статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в существующей застройке, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
Как указано в статье 16 Жилищного кодекса Российской Федерации земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. В случае, если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован, до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Реализованный Жилищный кодекс Российской федерации на основании предписания Конституции и Федерального закона «О введении в действия Жилищного кодекса Российской Федерации» учитывает природу общедолевой собственности имущества, включил переход в общедолевую собственность собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме земельного участка. Как установлено Жилищным кодексом право на земельный участок переходит на безвозмездной основе и вытекает напрямую из норм законодательства.
Существуют случаи, что земельный участок относящейся к многоквартирному дому не сформирован и поставить его на кадастровый учет не представляется возможным. Именно поэтому невозможно определить границы придомовой территории многоквартирного дома, относящиеся к конкретному многоквартирному дому, поэтому зарегистрировать земельный участок не представляется возможным.
Это ситуация у собственников жилых и нежилых помещений многоквартирного дома вызывает множество вопросов. Как сформировать земельный участок многоквартирного дома? Как определить границы земельного дома относящиеся к их многоквартирному дому? Что именно относится к имуществу многоквартирного дома? С какого периода управляющая компания может включать коммунальные платежи за уборку земельного участка многоквартирного дома? И необходима ли регистрация (приватизация) земельного участка многоквартирного дома?
Жилищным законодательством и действующими правилами № 491 от 13.08.2006 к общедомовому имуществу относится следующее имущество: участка земли, на котором возведен объект недвижимости, зеленые зоны и прочих элементов озеленения и благоустройства, спортивных и детских площадок, парковочных мест и коллективных стоянок для автомобилей, сушилок для белья, подстанций и трансформаторов, пожарных проездов, гаражи и погреба.
Когда управляющая компания или товарищество собственников жилья могут включать коммунальные платежи за уборку и содержание земельного участка?
Очень много споров на эту тему между собственниками и организациями осуществляющие коммунальные начисления. Ответ н этот вопрос изложен в пункте 3 Постановления правительства РФ №491 от 13.08.2006 года из-за пункта следует, что при определении общедолевой собственности стоит исходить из выписки ЕГРП, в которой изложено кто, является собственником земельного участка придомовой территории. В том случае, если в указанном документе присутствуют расхождения, что учитываются те сведения, в которых закреплён данный земельный участок за собственниками, как общедолевая собственность. Дополнительно хотел вам сказать, что до тех пор, пока земельный участок не сформирован и не зарегистрирован в установленном порядке за собственниками многоквартирного дома, за содержание отвечает местный муниципалитет.
Для чего же регистрировать земельный участок в общедолевую собственность, рассмотрим положительные и отрицательные стороны вопроса.
Положительные стороны оформления земельного участка придомовой территории в собственность:

Плательщики земельного налога — это лица, владеющие или пользующиеся земельными участками на определенных законом условиях. Как устанавливаются налоговые ставки для плательщиков земельного налога и кто определяет перечень льготных категорий, читайте в материале.

Как устанавливаются налоговые ставки и список налогоплательщиков

Кто платит земельный налог

За какими налогоплательщиками земельного налога признаются льготы

В каких случаях льготниками являются физлица

Как устанавливаются налоговые ставки и список налогоплательщиков

Земельный налог является налогом, поступающим в местные бюджеты. Законодательная база по нему изложена в главе 31 НК РФ. В частности, местным властям дается право на принятие собственных нормативных актов по земельному налогу, где им разрешено:

  • Определять ставки налога и распределять их по категориям. При этом предельные значения налоговых ставок не должны выходить за рамки, установленные федеральным центром.
  • Устанавливать порядок внесения в бюджет земельного налога, а также сроки, в которые должен уложиться налогоплательщик при уплате. Как и для ставок налога, здесь тоже существуют рамки, за которые выходить местным законодателям не разрешается.
  • Добавлять к уже существующим в НК РФ новые налоговые льготы, которые будут признаны целесообразными для конкретного муниципалитета.

Кто платит земельный налог

Налогоплательщиками земельного налога являются, по нормам, изложенным в п. 1 ст. 388 НК РФ, организации или физлица, обладающие земельными участками, которые считаются объектами обложения. Из практики известно, что владение землей может осуществляться на следующих правах:

  • на праве собственности — причем не важно, полностью владеет он землей, в некоей доле или использует совместно с другими лицами;
  • на праве бессрочного владения земельным участком;
  • на праве пожизненного владения при получении земли в наследство.

Если земельный участок предоставлен в безвозмездное пользование, то по нормам п. 2 ст. 388 НК РФ земельный налог не платится.

Есть особенности в распределении налогового бремени при совместной или долевой собственности. Поясним, что здесь имеется в виду.

  • Если наличествует совместная собственность, то плательщикам земельного налога следует распределить платеж равными частями между всеми пользователями земли.
  • Если собственность долевая, то уплата налога каждым собственником осуществляется в прямой пропорции к размеру его доли.

Формулируя понятие земельных объектов налогообложения, НК РФ использует метод исключения. То есть согласно ст. 389 НК РФ к таковым относятся все земельные участки, находящиеся в конкретной местности, за исключением следующей земли:

  • выведенной из оборота полностью или частично;
  • участков леса, где ведется заготовка древесины;
  • участков, находящихся под многоквартирными домами.

Может так случиться, что плательщиками земельного налога являются лица, имеющие землю сразу в нескольких регионах. В таких обстоятельствах платить земельный налог придется в каждом регионе и по тем ставкам и срокам, которые действуют. Естественно, налог рассчитывается от площади участка, расположенного на той или иной административной территории.

За какими налогоплательщиками земельного налога признаются льготы

Налоговое законодательство предусматривает несколько видов льгот по земельному налогу. Перечень, который предусмотрен федеральным центром, указан в ст. 395 НК РФ. Льготы становятся возможны, если выполняются следующие условия общего характера:

  • участок предоставляется для назначенных целей и только в этих рамках и используется;
  • наличествуют документы, подтверждающие право на преференции.

Если говорить о целевом использовании участков как условии для предоставления льгот, то налог не платится на земле, отведенной:

  • учреждениям, работающим в системе уголовно-исполнительного производства;
  • для автомобильных дорог федерального и местного значения;
  • под религиозные здания и сооружения;
  • для общественных организаций инвалидов;
  • для народных художественных промыслов;
  • под экономические зоны, имеющие инвестиционное значение;
  • для нужд центра «Сколково».

Однако внутри этого списка установлены некоторые ограничения. Так, например, плательщики земельного налога, обслуживающие нужды инвалидов, получат льготы, если выполнят условия следующего рода:

  • если речь идет об общественной организации, то ней численность инвалидов должна быть более 80%;
  • учреждения, полностью принадлежащие организациям инвалидов, должны работать в сфере оказания помощи людям, имеющим инвалидность (защита и реабилитация);
  • если подразумевается компания, в которой уставный капитал сформирован общественными организациями инвалидов, то в свою очередь:
    • сотрудники-инвалиды должны иметь долю в штате более 50%;
    • доля их оплаты труда в общем объеме заработной платы должна быть больше чем 25%;
    • отведенная земля используется для целей, не связанных с производством товаров, облагаемых акцизами, а также здесь не должны оказываться услуги брокерского или посреднического характера.

Льготы для различных экономических зон установлены по срокам действия. Так:

  • компании, занимающиеся судостроением в особой зоне, имеют право пользоваться льготами 10 лет с момента, когда прошла регистрация в качестве резидента РФ;
  • иные резиденты особых зон вправе пользоваться льготами только 5 лет с того месяца, когда получено право на использование земельного участка;
  • участники свободной экономической зоны будут пользоваться преференциями лишь 3 года с того месяца, когда получено право на использование земельного участка

Список преференций разрешено продлевать, и делать это вправе местные законодатели.

В каких случаях льготниками являются физлица

Для физических лиц на федеральном уровне установлено полное освобождение от земельного налога — в отношении малочисленного коренного населения, при условии что это население не будет менять традиционного образа жизни.

Другие физлица — налогоплательщики земельного налога вправе рассчитывать на льготы, которые устанавливаются путем уменьшения налоговой базы на необлагаемую сумму. В результате величина налогового платежа может достичь и нулевого значения. П. 5 ст. 391 НК РФ установил, что эта сумма должна быть равна 10 000 руб., и ее могут принять к уменьшению лишь некоторые категории налогоплательщиков. В их число входят, например Герои Советского Союза, ветераны ВОВ, инвалиды с детства, а также первой и второй групп, «чернобыльцы» и проч.

Муниципальным законодателям предоставлено право увеличивать эту сумму, им же разрешается расширять список категорий граждан, которым может быть предоставлена такая льгота.

ВАЖНО! Льгота будет предоставлена лишь по предъявлении подтверждающих документов. Сроки подачи этих бумаг, как и правила оформления, регулируются местными нормативными актами. Однако выходить за рамки 1 февраля года, идущего за расчетным, запрещается.

***

Земельный налог является местным бюджетным платежом. То есть федеральное законодательство устанавливает общие рамки налоговых ставок и правила предоставления льгот, а муниципалитеты конкретизируют и ставки, и льготные категории организаций и физлиц, являющихся плательщиками земельного налога.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх