Куда сдавать 2 НДФЛ?

ИА ГАРАНТ

Организации необходимо открыть обособленное подразделение (далее — ОП), которое не будет филиалом либо представительством ООО. Находиться будет в том же субъекте РФ, что и организация, но в другом муниципальном образовании.

Полномочиями по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц ОП наделяться не будет. ОП не будет иметь отдельный баланс, расчетный счет в банке. По месту нахождения недвижимости нет.

Организация применяет общий режим налогообложения.

Каков порядок открытия ОП? Какие изменения в налогообложении произойдут для организации после открытия ОП?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В связи с принятием решения исполнительным органом юридического лица о создании обособленного подразделения организация представляет (в течение одного месяца со дня создания ОП) в налоговый орган по месту своего нахождения сообщение по форме N С-09-3-1, утвержденной приказом ФНС России от 09.06.2011 N ММВ-7-6/362@.

НДФЛ, относящийся к суммам дохода работников, следует перечислять отдельно по головной организации и обособленному подразделению. Сведения по форме 2-НДФЛ и Расчет сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ), представляются отдельно по головной организации и обособленному подразделению.

Организация будет производить уплату страховых взносов и представлять расчеты по страховым взносам по месту своего нахождения.

Уплата страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и представление отчетности в ФСС РФ будет производиться головной организацией.

Уплату налога на прибыль (авансовых платежей), а также декларирование можно производить по месту нахождения головной организации (без распределения на ОП) при представлении в налоговый орган соответствующего уведомления.

Уплата НДС и налога на имущество, а также их декларирование производятся по месту нахождения головной организации без распределения по ОП.

Обоснование вывода:

Содержание

Обязанности организации в связи с созданием обособленного подразделения

1. Исходя из содержания ст. 55 ГК РФ в гражданском законодательстве под обособленным подразделением юридического лица понимается подразделение, расположенное вне места нахождения юридического лица, которое осуществляет все его функции или их часть, сведения о котором содержатся в ЕГРЮЛ, руководитель которого назначается юридическим лицом и действует на основании выданной юридическим лицом доверенности.

Помимо филиалов и представительств юридические лица вправе создавать иные территориально обособленные подразделения. Процедура создания обособленных подразделений (в отличие от филиалов, представительств) законодательством не урегулирована. Решения о создании обособленных подразделений принимаются исполнительным органом юридического лица в рамках текущего управления. Вместе с тем в уставе или иных внутренних документах общества может быть установлено согласование открытия таких обособленных подразделений с иными органами управления: общим собранием участников (акционеров), советом директоров общества, либо определяться, что открытие таких обособленных подразделений производится в рамках программ развития общества, утверждаемых органами управления общества, и т.п.

Для целей законодательства о налогах и сборах под обособленным подразделением организации понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца (п. 2 ст. 11 НК РФ).

В целях проведения налогового контроля организация подлежит постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения ее обособленных подразделений (п. 1 ст. 83 НК РФ). Организации обязаны сообщать в налоговый орган обо всех обособленных подразделениях российской организации, созданных на территории РФ, об изменениях в ранее сообщенные в налоговый орган сведения о таких обособленных подразделениях и обо всех обособленных подразделениях, которые закрываются этой организацией (пп.пп. 3 и 3.1 п. 2 ст. 23 НК РФ).

Постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения ее обособленных подразделений, не являющихся филиалами или представительствами, осуществляется налоговыми органами на основании сообщений, представляемых (направляемых) этой организацией в соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ (п. 4 ст. 83 НК РФ). Такие сообщения представляются организацией в налоговый орган по месту своего нахождения в течение одного месяца со дня создания обособленных подразделений (пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ) по форме N С-09-3-1, утвержденной приказом ФНС России от 09.06.2011 N ММВ-7-6/362@).

В свою очередь, на основании п. 2 ст. 84 НК РФ налоговый орган в течение 5 дней со дня получения указанного сообщения от организации обязан осуществить постановку на учет этой организации по месту нахождения ее обособленного подразделения.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации организации в связи с принятием решения исполнительным органом юридического лица о создании ОП следует представить (в течение одного месяца со дня создания ОП) в налоговый орган по месту своего нахождения сообщение по форме N С-09-3-1, утвержденной приказом ФНС России от 09.06.2011 N ММВ-7-6/362@.

2. В соответствии с пп. 7 п. 3.4 ст. 23 НК РФ на плательщиков страховых взносов возлагается обязанность сообщать в налоговый орган по месту нахождения российской организации — плательщика страховых взносов о наделении обособленного подразделения (включая филиал, представительство), созданного на территории РФ после 1 января 2017 года, полномочиями (о лишении полномочий) по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц в течение одного месяца со дня наделения его соответствующими полномочиями (лишения полномочий). Форма сообщения российской организации — плательщика страховых взносов о наделении обособленного подразделения (включая филиал, представительство) полномочиями (о лишении полномочий) по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц утверждена приказом ФНС России от 10.01.2017 N ММВ-7-14/4@.

Как сообщено в письмах Минфина России от 04.04.2017 N 03-15-06/19684, ФНС России от 09.03.2017 N БС-4-11/4211@, вопрос о необходимости наделения ОП полномочиями по начислению выплат и вознаграждений в пользу работников относится к организационным вопросам ведения организацией своей финансово-хозяйственной деятельности, и, соответственно, решения по ним принимаются организацией самостоятельно.

Как разъяснено в письме ФНС России от 14.02.2017 N БС-4-11/2748@, обязанность сообщать в налоговые органы о создании обособленного подразделения без наделения его указанными выше полномочиями у плательщиков страховых взносов отсутствует.

Поскольку в Вашем случае головная организация не наделяет ОП полномочиями по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц (то есть начисление выплат в пользу работников (как организации, так и ОП) производится централизованно), обязанность направить в налоговый орган соответствующее сообщение у вашей организации не возникает (смотрите также письма Минфина России от 02.03.2017 N 03-15-06/11948, от 02.03.2017 N 03-15-06/11940, от 27.02.2017 N 03-15-06/10920).

3. Кроме того, действуя как страхователи по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, юридические лица обязаны сообщать в территориальные органы ФСС РФ о создании, ликвидации, изменении адреса (места нахождения) и (или) наименования обособленных подразделений, которым для совершения операций открыты счета в банках (иных кредитных организациях) и которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц (пп. 2 п. 1 ст. 6, пп. 13 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее — Закон N 125-ФЗ), смотрите также письмо ФСС РФ от 08.02.2017 N 02-09-14/05-02-980).

Поскольку созданное Вашей организацией обособленное подразделение не имеет счета в банке и не начисляет выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, то оно не регистрируется в органе ФСС по своему местонахождению.

4. Полагаем также, что в целях уплаты налога на прибыль через головную организацию следует подать в налоговый орган по месту учета организации соответствующее Уведомление (смотрите письмо ФНС России от 30.12.2008 N ШС-6-3/986 «Об уведомлениях по уплате налога на прибыль организаций в бюджеты субъектов Российской Федерации»).

5. Согласно абзацу четвертому п. 2 Указания Банка России от 11.03.2014 N 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» (далее — Указание N 3210-У) обособленному подразделению, сдающему наличные деньги на банковский счет, открытый юридическому лицу в банке, лимит остатка наличных денег устанавливается в порядке, предусмотренном Указанием N 3210-У для юридического лица. При этом юридическое лицо, в состав которого входят обособленные подразделения, сдающие наличные деньги в кассу юридического лица, определяет лимит остатка наличных денег с учетом лимитов остатка наличных денег, установленных этим обособленным подразделениям (абзац пятый п. 2 Указания N 3210-У).

Таким образом, если ОП не будет самостоятельно сдавать деньги в банк либо в кассу организации, то устанавливать лимит остатка наличных денег ОП не следует.

НДФЛ

Пунктом 7 ст. 226 НК РФ установлено, что сумма НДФЛ, исчисленная и удержанная налоговым агентом у физического лица, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается в бюджет по месту учета налогового агента в налоговом органе. При этом налоговые агенты, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы НДФЛ в бюджет как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего ОП. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения ОП, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этого обособленного подразделения, а также исходя из сумм доходов, начисляемых и выплачиваемых по договорам гражданско-правового характера, заключаемым с физическими лицами обособленным подразделением (уполномоченными лицами обособленного подразделения) от имени такой организации.

То есть по общему правилу НДФЛ должен перечисляться отдельно по головной организации и обособленному подразделению. НДФЛ, относящийся к суммам дохода работников ОП, должен перечисляться по месту нахождения (месту постановки на учет) этого ОП.

ФНС России в письмах от 12.03.2014 N БС-4-11/4431@, от 03.08.2011 N АС-4-3/12547 разъяснила, что при перечислении НДФЛ за работников ОП следует оформлять отдельные платежные поручения по каждому обособленному ОП с указанием присвоенного ему при постановке на налоговый учет КПП и соответствующего кода ОКТМО муниципального образования, в бюджет которого перечисляется НДФЛ. Производить уплату налога централизованно, одним платежным поручением по месту нахождения головной организации как за работников головной организации, так и за работников ОП, по мнению ФНС, нельзя (письма УФНС по г. Москве от 28.04.2007 N 28-11/040726, от 01.07.2010 N 20-15/3/068888).

Представление сведений по форме 2-НДФЛ и расчетов 6-НДФЛ

На основании четвертого абзаца п. 2 ст. 230 НК РФ налоговые агенты, имеющие ОП, представляют сведения по форме 2-НДФЛ и Расчет сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ) в отношении работников ОП в налоговый орган по месту учета ОП, а также в отношении физических лиц, получивших доходы по договорам гражданско-правового характера, в налоговый орган по месту учета ОП, заключивших такие договоры (смотрите также письма ФНС России от 30.12.2015 N БС-4-11/23300@, от 28.12.2015 N БС-4-11/23129@, письма Минфина России от 19.11.2015 N 03-04-06/66970, ФНС России от 23.03.2016 N БС-4-11/4900@).

В письме ФНС России от 23.03.2016 N БС-4-11/4900 сообщено, что в случае заполнения расчета по форме 6-НДФЛ организацией, имеющей обособленные подразделения, в поле «КПП» указывается КПП по месту учета организации по месту нахождения ее обособленного подразделения.

В письме Минфина России от 23.12.2016 N 03-04-06/77778 специалисты финансового ведомства отмечают: обязанность налоговых агентов представлять расчет сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом, в налоговый орган как по месту своего учета, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения корреспондирует с обязанностью налоговых агентов уплачивать совокупную сумму налога, исчисленную и удержанную налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником выплаты дохода (смотрите также письмо ФНС России от 28.12.2015 N БС-4-11/23129@).

Таким образом, представлять сведения по форме 2-НДФЛ и расчет 6-НДФЛ необходимо отдельно по головной организации и по обособленному подразделению (письма ФНС России от 09.11.2016 N БС-4-11/21223@, от 02.11.2016 N 03-04-06/64099).

Страховые взносы

В соответствии с п. 1 ст. 30 НК РФ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов осуществляют налоговые органы.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются в том числе лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в частности организации.

В соответствии с п. 7 ст. 431 НК РФ плательщики (организации), указанные в пп. 1 п. 1 ст. 419 НК РФ, представляют расчет по страховым взносам (не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом):

  • в налоговый орган по месту нахождения организации;

  • по месту нахождения обособленных подразделений организаций, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.

Форма расчета по страховым взносам, порядок его заполнения, а также формат представления расчета по страховым взносам в электронной форме утверждены приказом ФНС России от 10.10.2016 N ММВ-7-11/551@ (далее — Приказ N ММВ-7-11/551@), который вступил в силу с 01.01.2017 и применяется начиная с представления расчета по страховым взносам за первый расчетный (отчетный) период 2017 года (п. 2 Приказа N ММВ-7-11/551@, смотрите также письмо ФНС России от 19.07.2016 N БС-4-11/12929@).

Согласно пп. 11 ст. 431 НК РФ уплата страховых взносов и представление расчетов по страховым взносам производятся организациями:

  • по месту их нахождения;

  • по месту нахождения обособленных подразделений, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, если иное не предусмотрено п. 14 ст. 431 НК РФ.

Таким образом, при наличии у организации обособленных подразделений уплата страховых взносов и представление расчетов по ним производятся организацией по месту нахождения обособленных подразделений, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц (независимо от наличия у обособленных подразделений отдельного баланса, наличия открытого расчетного счета в банке).

Поскольку в рассматриваемой ситуации организация не наделяет полномочиями обособленное подразделение по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц, то организации следует производить уплату страховых взносов и представлять расчеты по страховым взносам по месту нахождения организации. Данный вывод следует в том числе из писем Минфина России от 08.02.2017 N 03-15-06/6671, от 06.03.2017 N 03-15-10/12652, от 02.03.2017 N 03-15-06/11948.

Страховые взносы от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Согласно п. 11 ст. 22.1 Закона N 125-ФЗ обособленные подразделения страхователей — юридических лиц, которым для совершения операций открыты счета в банках (иных кредитных организациях) и которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, исполняют обязанности организации по уплате страховых взносов (ежемесячных обязательных платежей) и обязанности по представлению расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам по месту своего нахождения, если иное не предусмотрено п. 14 ст. 22.1 Закона N 125-ФЗ.

Как уже было отмечено, если обособленные подразделения не имеют банковского счета и самостоятельно не начисляют вознаграждения в пользу физических лиц, то организации не требуется производить регистрацию организации по месту нахождения обособленных подразделений в качестве страхователя в органе ФСС РФ (пп. 2 п. 1 ст. 6 Закона N 125-ФЗ). Соответственно, в этом случае уплата страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и представление отчетности в ФСС РФ возлагаются на головную организацию.

Налог на прибыль организаций

Особенности исчисления и уплаты налога на прибыль организаций налогоплательщиком, имеющим обособленные подразделения, определены ст. 288 НК РФ.
Налогоплательщики — российские организации, в состав которых входят обособленные подразделения, производят исчисление и уплату:

  • сумм авансовых платежей и налога на прибыль, подлежащих уплате в федеральный бюджет, — по месту нахождения головной организации без распределения этих сумм по обособленным подразделениям (п. 1 ст. 288 НК РФ);

  • сумм авансовых платежей и налога на прибыль, подлежащих уплате в бюджет субъекта РФ, — по месту нахождения головной организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли каждого обособленного подразделения (головной организации) (п. 2 ст. 288 НК РФ).

Доля прибыли, приходящейся на обособленное подразделение, определяется как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной в соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ, в целом по налогоплательщику.

Перечислять налог на прибыль по месту нахождения обособленных подразделений нужно независимо от того, есть ли у них доходы и расходы, формирующие налоговую базу (письмо Минфина России от 10.10.2011 N 03-03-06/1/640).
Декларация по налогу на прибыль представляется в налоговые органы по месту нахождения организации и каждого обособленного подразделения (первый абзац п. 1 ст. 289 НК РФ) в том числе и в ситуации, когда суммы налога на прибыль к уплате нет (письмо Минфина России от 22.01.2013 N 03-03-06/1/20).

В то же время если налогоплательщик имеет несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта РФ, то распределение прибыли по каждому из этих подразделений может не производиться. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет этого субъекта РФ, в таком случае определяется исходя из доли прибыли, исчисленной из совокупности показателей обособленных подразделений, находящихся на территории одного субъекта РФ. При этом налогоплательщик самостоятельно выбирает то обособленное подразделение, через которое осуществляется уплата налога в бюджет этого субъекта РФ, уведомив о принятом решении налоговые органы, в которых налогоплательщик состоит на налоговом учете по месту нахождения своих обособленных подразделений, до 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду. Уведомления (смотрите письмо ФНС от 30.12.2008 N ШС-6-3/986) представляются в налоговый орган в случае, если налогоплательщик изменил порядок уплаты налога, изменилось количество подразделений на территории субъекта РФ или произошли другие изменения, влияющие на порядок уплаты налога. При этом подразделением, «ответственным» за уплату налога, может быть и сама головная организация.

Поскольку в рассматриваемой ситуации организация и её ОП находятся в одном субъекте РФ, то уплата налога на прибыль (авансовых платежей) правомерно может производиться только по месту нахождения головной организации без распределения на ОП. Если организация решит, что налог на прибыль будет уплачиваться головной организацией за созданное ОП, то, как уже было замечено выше, об этом надо уведомить налоговый орган.

НДС

НДС целиком уплачивается в федеральный бюджет. В соответствии с п. 1 ст. 143 НК РФ плательщиками НДС признаются организации, но не филиалы, представительства или обособленные подразделения.

Организации, создавшие обособленные подразделения, уплачивают НДС по месту постановки их на учет без распределения налога по обособленным подразделениям. Налоговые декларации по НДС представляются в налоговый орган по месту учета головной организации. Обязанность представления декларации по НДС в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения организации ст. 174 НК РФ не предусмотрена (письма УФНС России по г. Москве от 27.03.2007 N 19-11/028237, УМНС по г. Москве от 10.01.2003 N 11-14/1719).

Таким образом, уплата НДС и декларирование производятся по месту нахождения головной организации без распределения по обособленному подразделению.

Налог на имущество

В соответствии со ст. 384 НК РФ организация, в состав которой входят обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, уплачивает налог на имущество (авансовые платежи по налогу) в бюджет по месту нахождения каждого из обособленных подразделений в отношении имущества, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК РФ, находящегося на отдельном балансе каждого из них. Таким образом, обязанность организации по уплате налога по месту нахождения обособленного подразделения возникает только в отношении имущества, учитываемого подразделением на его отдельном балансе (письма Минфина России от 01.02.2016 N 03-07-11/4411, от 19.06.2009 N 03-05-04-01/44, от 26.03.2008 N 03-05-05-01/20, от 20.12.2007 N 03-05-06-01/145, от 20.09.2006 N 03-06-01-04/177, от 19.01.2006 N 03-06-01-04/07, УФНС России по г. Москве от 23.09.2010 N 16-15/00102). Однако в рассматриваемом случае, как мы поняли из вопроса, обособленное подразделение не будет выделяться на отдельный баланс.

При этом ст. 385 НК РФ определено, что организация, учитывающая на балансе объекты недвижимого имущества, находящиеся вне местонахождения организации или ее обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, уплачивает налог (авансовые платежи) в бюджет по местонахождению каждого из указанных объектов недвижимого имущества.

Это значит, что если подразделение головной организации, находящееся вне ее места нахождения, не выделено на отдельный баланс и наделено только движимым имуществом, то такое имущество должно учитываться при определении налоговой базы головной организации. Исчисление и уплата налога (авансовых платежей), а также представление налоговой декларации (налогового расчета по авансовым платежам) должны производиться по месту нахождения головной организации. Такой вывод представлен в письмах Минфина России от 20.03.2012 N 03-05-05-01/16, от 11.03.2009 N 03-05-05-01/17, от 26.03.2008 N 03-05-05-01/20, от 20.12.2007 N 03-05-06-01/145 и др., ФНС России от 13.03.2012 N БС-4-11/4175.

Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:

— Энциклопедия решений. Иные обособленные подразделения;

— Энциклопедия решений. Обособленное подразделение для целей налогового контроля (учета);

— Энциклопедия решений. Исчисление и уплата НДФЛ налоговыми агентами, имеющими обособленные подразделения;

— Энциклопедия решений. Представление налоговыми агентами расчета исчисленных и удержанных сумм НДФЛ по форме 6-НДФЛ

— Энциклопедия решений. Исчисление и уплата страховых взносов обособленными подразделениями организации с 1 января 2017 года;

— Энциклопедия решений. Страхование от несчастных случаев и профзаболеваний. Регистрация страхователей;

— Энциклопедия решений. Исчисление и уплата налога на прибыль при наличии обособленных подразделений;

— Энциклопедия решений. Исчисление и уплата налога на имущество организаций при наличии обособленных подразделений;

— Энциклопедия решений. Лимит остатка наличных денег в обособленных подразделениях.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член Российского Союза аудиторов Федорова Лилия

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена

Добавить в «Нужное»

Актуально на: 29 апреля 2019 г.

Организации, имеющие обособленные подразделения, которые территориально удалены от местонахождения самой компании, в которых созданы рабочие места сроком более одного месяца, должны рассчитывать, удерживать и перечислять в бюджет НДФЛ с доходов своих сотрудников (п. 2 ст. 11, п. 3, п. 4, п. 6 ст. 226 НК РФ). А также представлять в ИФНС справки о доходах работников по форме 2-НДФЛ (п. 2 ст. 230 НК РФ, Приказ ФНС России от 02.10.2018 N ММВ-7-11/566@). Куда сдается 2-НДФЛ по обособленному подразделению? А также если закрыли обособленное подразделение, куда сдавать 2-НДФЛ? Ответим на эти вопросы в данной консультации.

НДФЛ обособленного подразделения: куда платить 2019

Организация перечисляет в бюджет суммы НДФЛ, рассчитанные и удержанные с доходов сотрудников (работающих в обособленном подразделении) по месту нахождения каждого обособленного подразделения отдельно. То есть уплата налога производится в ту инспекцию, в которой зарегистрировано соответствующее обособленное подразделение (п. 7 ст. 226 НК РФ).

Компании, являющиеся крупнейшими налогоплательщиками и имеющие обособленные подразделения, перечисляют в бюджет НДФЛ с доходов сотрудников подразделения по месту регистрации соответствующего обособленного подразделения (п. 7 ст. 226 НК РФ, Письмо ФНС России от 01.02.2016 N БС-4-11/1395@).

2-НДФЛ обособленное подразделение: куда сдавать

Справки 2-НДФЛ по обособленному подразделению в отношении его работников представляются в ИФНС по месту учета этого обособленного подразделения (п. 2 ст. 230 НК РФ). Срок направления справок о доходах сотрудников обособленного подразделения такой же, как и по организации в целом. 2-НДФЛ сдается по каждому обособленному подразделению ежегодно не позднее 1-го апреля следующего года (п. 2 ст. 230 НК РФ).

Компании, признанные крупнейшими налогоплательщиками и имеющие обособленные подразделения, могут по своему выбору сдавать справки 2-НДФЛ либо по месту учета организации в качестве крупнейшего налогоплательщика, либо по месту регистрации соответствующего обособленного подразделения (п. 2 ст. 230 НК РФ, Письмо ФНС России от 01.02.2016 N БС-4-11/1395@).

Как сдавать 2-НДФЛ по обособленным подразделениям

Порядок заполнения справок по форме 2-НДФЛ утвержден Приложением № 2 к Приказу ФНС России от 02.10.2018 N ММВ-7-11/566@. Заполнение справок 2-НДФЛ по обособленным подразделениям имеет свою особенность.

В общей части формы справки 2-НДФЛ обособленного подразделения указывается:

  • КПП, присвоенный компании по месту нахождения ее обособленного подразделения (п. 2.2 Приложения № 2 к Приказу ФНС России от 02.10.2018 N ММВ-7-11/566@);
  • код по ОКТМО муниципального образования, на территории которого находится обособленное подразделение компании (п. 2.13 Приложения № 2 к Приказу ФНС России от 02.10.2018 N ММВ-7-11/566@).

Во всем остальном при заполнении 2-НДФЛ по обособленному подразделению применяется общий порядок отражения сведений (Приказ ФНС России от 02.10.2018 N ММВ-7-11/566@).

Нумерация справок 2-НДФЛ по обособленным подразделениям может производиться отдельно от головного офиса компании. Организация сама решает, как нумеровать справки 2-НДФЛ (п. 2.4 Приложения № 2 к Приказу ФНС России от 02.10.2018 N ММВ-7-11/566@).

2-НДФЛ по закрытому обособленному подразделению

Справки 2-НДФЛ при закрытии обособленного подразделения рекомендуется сдавать до снятия с учета этого подразделения в налоговую инспекцию, в которой оно зарегистрировано. Если этого сделано не было, то сдача 2-НДФЛ по закрытому обособленному подразделению осуществляется в ИФНС по месту регистрации головного офиса по окончании года в общий срок (п. 2 ст. 230 НК РФ, Письмо ФНС России от 01.04.2019 № БС-4-11/5938@).

При этом заполнение 2-НДФЛ по закрытому обособленному подразделению также имеет свои особенности. В общей части справки 2-НДФЛ по закрытому обособленному подразделению указывается ИНН и КПП головного офиса, а код по ОКТМО — закрытого обособленного подразделения (Письмо ФНС России от 01.04.2019 № БС-4-11/5938@).

Налоговые агенты должны не только удерживать и перечислять НДФЛ c выплаченных физлицам доходов, но и представлять сведения об этом в налоговую инспекцию. По итогам года такие сведения представляют по форме 2-НДФЛ. О том, как заполнить форму 2-НДФЛ, см. Как правильно заполнить справку 2-НДФЛ.

C 2016 года у налоговых агентов по НДФЛ появилась дополнительная обязанность: составлять и сдавать в инспекции ежеквартальные расчеты по форме 6-НДФЛ. Однако введение новой формы не отменяет обязанность составлять годовые справки по форме 2-НДФЛ. У этих форм – разное назначение. Расчет 6-НДФЛ составляется в целом по организации, а справка 2-НДФЛ носит индивидуальный характер: ее надо заполнять по каждому человеку, получившему доходы, в отношении которых организация признается налоговым агентом.

Куда сдавать

Справки по форме 2-НДФЛ нужно сдавать в налоговые инспекции по месту учета налоговых агентов (п. 2 ст. 230 НК РФ). Как правило, организации представляют такие справки в инспекции, где они состоят на учете по своему местонахождению, а предприниматели – по местожительству. Это следует из пункта 1 статьи 83 и статьи 11 Налогового кодекса РФ. Однако в зависимости от статуса организации (предпринимателя) и источника выплаты дохода порядок представления справок 2-НДФЛ может быть иным. Сориентироваться во всех ситуациях поможет следующая таблица:

№ п/п Источник получения дохода Куда подавать 2-НДФЛ Основание
1 Сотрудники головного отделения получают доходы от головного отделения В налоговую инспекцию по местонахождению головного отделения п. 2 ст. 230 НК РФ, письма Минфина России от 11 февраля 2009 г. № 03-04-06-01/26, от 3 декабря 2008 г. № 03-04-07-01/244 и ФНС России от 14 октября 2010 г. № ШС-37-3/13344
2 Сотрудники обособленных подразделений получают доходы от обособленных подразделений В налоговые инспекции по местонахождению обособленных подразделений абз. 4 п. 2 ст. 230 НК РФ
3 Сотрудники одновременно получают доходы и в головном отделении, и в обособленных подразделениях Письма Минфина России от 29 марта 2010 г. № 03-04-06/55 и ФНС России от 14 октября 2010 г. № ШС-37-3/13344
  • по доходам за время, отработанное в головном отделении
В инспекцию по местонахождению головного отделения организации (с указанием КПП и кода ОКТМО головного отделения)
  • по доходам за время, отработанное в обособленных подразделениях
В инспекцию по местонахождению каждого обособленного подразделения (с указанием КПП и кода ОКТМО соответствующего обособленного подразделения)
4 Сотрудники обособленных подразделений получают доходы от обособленных подразделений, которые находятся в одном муниципальном образовании, но на территориях разных налоговых инспекций В инспекцию по месту учета. Встать на учет можно в любой инспекции на территории муниципального образования. В эту инспекцию и подавайте справки по всем обособленным подразделениям, которые расположены на территории муниципального образования абз. 3 п. 4 ст. 83, абз. 4 п. 2 ст. 230 НК РФ, письма Минфина России от 28 августа 2009 г. № 03-04-06-01/224, от 11 февраля 2009 г. № 03-04-06-01/26, от 3 декабря 2008 г. № 03-04-07-01/244
5 Сотрудники обособленных подразделений организаций – крупнейших налогоплательщиков, которые получают доходы от обособленных подразделений Выберете инспекцию самостоятельно:

  • либо по местонахождению обособленных подразделений;
  • либо по месту учета организаций в качестве крупнейших налогоплательщиков. В таком случае инспекция по крупнейшим налогоплательщикам самостоятельно передаст сведения о доходах сотрудников обособленных подразделений в инспекции по местонахождению этих подразделений
Письмо ФНС России от 26 декабря 2012 г. № ЕД-4-3/22280, согласованное с Минфином России. Документ размещен на официальном сайте ФНС России
6 Сотрудники, работающие у предпринимателей в деятельности на ЕНВД или патентной системе налогообложения В инспекции по месту ведения деятельности на ЕНВД или патентной системе налогообложения абз. 6 п. 2 ст. 230 НК РФ

Если к моменту представления справок о доходах, выплаченных обособленным подразделением, это подразделение было закрыто (ликвидировано), справки подавайте в налоговую инспекцию по местонахождению головной организации (письмо ФНС России от 7 февраля 2012 г. № ЕД-4-3/1838).

Ситуация: нужно ли отправить справку по форме 2-НДФЛ в налоговую инспекцию по местожительству сотрудника? Сотрудник зарегистрирован в другом субъекте РФ.

Нет, не нужно.

Организации, выплачивающие вознаграждения сотрудникам, признаются налоговыми агентами по НДФЛ. Это следует из пункта 1 статьи 226 Налогового кодекса РФ. Налоговые агенты должны представлять в инспекцию сведения о выплаченных доходах и удержанном с них налоге. Однако отчитываться и платить налог нужно в ту инспекцию, где состоит на учете организация. Это требование прописано в пункте 2 статьи 230 Налогового кодекса РФ. При этом налоговое законодательство не обязывает агентов отчитываться еще и по местожительству сотрудника.

Когда сдавать

По общему правилу организации и индивидуальные предприниматели должны подать справки 2-НДФЛ в налоговую инспекцию не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным. Если организация ликвидируется или реорганизуется в середине года, то такую справку нужно подать за период с начала налогового периода до даты ликвидации или реорганизации (п. 3 ст. 55 НК РФ, письмо ФНС России от 26 октября 2011 г. № ЕД-4-3/17827).

Из общего правила есть исключение. Оно касается лиц, которые признаются налоговыми агентами в соответствии со статьей 226.1 Налогового кодекса РФ. При осуществлении операций с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, а также при осуществлении выплат по ценным бумагам российских эмитентов такие лица тоже обязаны подавать в налоговые инспекции сведения о доходах, об их получателях и о суммах начисленного, удержанного и перечисленного НДФЛ. Однако для передачи сведений эти налоговые агенты используют не справки 2-НДФЛ, а формы отчетности по налогу на прибыль. И подавать такие сведения нужно не раз в год, а в сроки, установленные для представления отчетности по налогу на прибыль. То есть не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным (налоговым) периодом.

Это следует из положений пунктов 2 и 4 статьи 230, статьи 289 Налогового кодекса РФ.

Ответственность

Если вовремя не представить справку по форме 2-НДФЛ, инспекция может оштрафовать по статье 126 Налогового кодекса РФ. Штраф составляет 200 руб. за каждый документ, который вовремя не сдан.

Кроме того, за непредставление или несвоевременное представление справки 2-НДФЛ по заявлению налоговой инспекции суд может применить административную ответственность в виде штрафа в размере:

  • для граждан – от 100 до 300 руб.;
  • для должностных лиц – от 300 до 500 руб.

Такая ответственность применяется к должностным лицам организации, например к ее руководителю (ст. 15.6 КоАП РФ).

Важно: с 1 января 2016 года для налоговых агентов установлен новый вид ответственности – штраф за недостоверные сведения в представленных документах. Поэтому, если в полученных формах 2-НДФЛ инспекция обнаружит ошибки, она может оштрафовать налогового агента. Размер штрафа составит 500 руб. за каждый документ, который содержит неточность.

Штрафа не будет только в том случае, если налоговый агент сам обнаружит ошибку и своевременно (до того как ошибку найдет инспекция) уточнит сведения. Новая ответственность будет применяться и к формам 2-НДФЛ, которые организации подают за 2015 год. Такой порядок предусмотрен пунктом 1 статьи 126.1 Налогового кодекса РФ.

Способы подачи справок

С 2016 года налоговые агенты могут подавать сведения о доходах по форме 2-НДФЛ:

  • непосредственно в налоговую инспекцию через представителя организации на бумаге. При таком варианте сведения считаются представленными в день их подачи;
  • почтовым отправлением с описью вложения. В этом случае сведения считаются представленными на дату их отправки по почте;
  • в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В этом случае сведения считаются представленными на дату их отправки, зафиксированную в подтверждении оператора электронного документооборота или налоговой инспекции.

Об этом сказано в абзаце 7 пункта 2 статьи 230 Налогового кодекса РФ, пунктах 3–4 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 16 сентября 2011 г. № ММВ-7-3/576.

Таким образом, с 1 января 2016 года у налоговых агентов есть только два способа представления справок по форме 2-НДФЛ: на бумаге или по телекоммуникационным каналам связи. Возможность подачи сведений в виде файлов на электронных носителях (дисках, флешках и т. п.) из Налогового кодекса РФ исключена. Этот порядок распространяется и на способы представления сведений за 2015 год.

Передача справок по ТКС

С 1 января 2016 года сдавать справки 2-НДФЛ по ТКС обязаны все налоговые агенты, если количество их сотрудников как минимум 25 человек. Это касается и сведений, которые организации будут подавать за 2015 год (письмо ФНС России от 5 ноября 2015 г. № БС-4-11/19263).

Передать в инспекцию сведения о доходах по телекоммуникационным каналам связи можно через оператора электронного документооборота. Использование такого варианта передачи сведений допускается, если налоговый агент:

1) располагает сертифицированными средствами криптографической защиты информации, совместимыми со средствами налоговой инспекции;

2) имеет возможность:

  • сформировать сведения в соответствии с утвержденным электронным форматом;
  • обеспечить шифрование и дешифрование информации с использованием шифровальных средств;
  • сформировать усиленную квалифицированную электронную подпись при отправке и ее проверку при получении информации.

При передаче сведений по ТКС дублировать их на бумажных или электронных носителях не нужно.

Количество сведений, сгруппированных в один файл, не должно превышать 3000. Если количество сведений превышает эту величину, нужно сформировать несколько файлов. При этом в каждом файле должны содержаться сведения с одинаковой комбинацией реквизитов: ИНН и КПП налогового агента, ОКТМО, отчетный год, признак представленных сведений.

После отправки налоговым агентом справок по форме 2-НДФЛ налоговая инспекция:

  • на следующий день подтвердит дату получения электронных документов соответствующим извещением;
  • в течение 10 дней направит файлы с реестром сведений о доходах и протоколом приема сведений о доходах.

Сданными считают сведения, которые прошли форматный контроль и зафиксированы в Реестре, сформированном налоговой инспекцией.

Об этом сказано в пунктах 20–30 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 16 сентября 2011 г. № ММВ-7-3/576.

Справки на бумажных носителях

С 1 января 2016 года сдавать формы 2-НДФЛ на бумаге можно только в том случае, если за год количество граждан, получивших доходы от налогового агента, меньше 25 человек (п. 2 ст. 230 НК РФ). Такое ограничение распространяется и на сведения, которые налоговые агенты подают за 2015 год (письмо ФНС России от 5 ноября 2015 г. № БС-4-11/19263).

При этом к справкам нужно приложить реестр сведений о доходах в двух экземплярах, один из которых останется в инспекции.

После проверки сотрудник инспекции и налоговый агент составляют протокол приема сведений о доходах в двух экземплярах, один из которых передают представителю организации лично (или направляют по почте в течение 10 рабочих дней), а другой остается в инспекции.

Об этом сказано в пунктах 15–19 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 16 сентября 2011 г. № ММВ-7-3/576.

Передача справок по почте

Если справку 2-НДФЛ направили по почте, то датой ее представления в налоговую инспекцию считается дата отправки. Вместе со справкой необходимо представить опись вложения. Такой порядок предусмотрен приказом ФНС России от 16 сентября 2011 г. № ММВ-7-3/576.

Опись вложения заполните в двух экземплярах и попросите сотрудника почты поставить штамп на каждом экземпляре. Один из них вложите в почтовое отправление, другой храните у себя.

Дату подачи справки определите по почтовому штемпелю. Сведения признаются сданными своевременно, если они отправлены до 24 часов последнего дня, установленного для ее представления (п. 8 ст. 6.1 НК РФ).

Выдача справок налогоплательщикам

Помимо налоговой инспекции, справки по форме 2-НДФЛ налоговые агенты обязаны выдавать и налогоплательщикам по их заявлению (п. 3 ст. 230 НК РФ). Такие справки нужны, в частности, при переходе сотрудника из одной организации в другую в течение года. Предоставляя сотруднику стандартные налоговые вычеты, бухгалтерия на новом месте работы обязана учитывать суммы доходов, которые он получил на прежнем месте работы. Размеры доходов должны быть подтверждены справкой по форме 2-НДФЛ.

Ситуация: обязана ли организация выдать сотруднику справку по форме 2-НДФЛ, если в налоговом периоде у него не было облагаемых доходов, с которых исчислялся и удерживался НДФЛ?

Нет, не обязана.

Организация не обязана выдавать сотрудникам справки по форме 2-НДФЛ, если они не получали доходы в налоговом периоде (в течение года). Такая ситуация возникает, например, когда сотрудницы находятся в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет. По отношению к таким сотрудникам организация налоговым агентом не признается (п. 1 ст. 226 НК РФ). А справки по форме 2-НДФЛ должны выдавать именно налоговые агенты (п. 3 ст. 230 НК РФ).

В рассматриваемой ситуации по заявлению сотрудника организация может:

  • выдать ему справку, подтверждающую, что в течение налогового периода организация не выплачивала ему налогооблагаемых доходов;
  • выдать справку по форме 2-НДФЛ с прочерками в разделах 3 и 4 и в соответствующих графах раздела 5.

Ситуация: может ли организация выдать родственникам сотрудника справку о его доходах по форме 2-НДФЛ?

Да, может.

Налоговые агенты по заявлению сотрудников обязаны выдавать им справки по форме 2-НДФЛ (п. 3 ст. 230 НК РФ). Если у сотрудника нет возможности получить такую справку лично, он как налогоплательщик вправе поручить это своему уполномоченному или законному представителю, в том числе родственнику (п. 1 ст. 26 НК РФ).

Основанием для выдачи справки родственнику – уполномоченному представителю (например, супругу, брату, сестре) является заявление сотрудника и нотариально удостоверенная доверенность на имя родственника (абз. 2 п. 3 ст. 29 НК РФ, ст. 185 ГК РФ).

Законный представитель сотрудника может обратиться за справкой без доверенности (п. 2 ст. 27 НК РФ, п. 1 ст. 26, п. 2 ст. 28 ГК РФ). Для выдачи справки по форме 2-НДФЛ в этом случае достаточно заявления сотрудника.

Главная — Статьи

Одна из обязанностей налоговых агентов по НДФЛ, которыми являются российские организации, — правильное исчисление и удержание из доходов налогоплательщиков (полученных в результате трудовых или гражданско-правовых отношений с российской организацией) этого налога и своевременное перечисление его в бюджетную систему страны (ст. 226 НК РФ).
Помимо этого, ст. 230 НК РФ на налоговых агентов возложены также обязанности по ведению учета доходов (по форме 1-НДФЛ), выплачиваемых физическим лицам, и представлению сведений по форме 2-НДФЛ в налоговый орган.
В статье мы рассмотрим, как эти обязанности должны выполнять российские организации, имеющие обособленные подразделения.

Обособленное подразделение

Прежде чем рассматривать обязанности налогового агента, несколько слов скажем об идентифицирующих признаках обособленного подразделения.
Обособленным в силу п. 2 ст. 11 НК РФ признается подразделение, которое территориально отделено от организации и по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места (Согласно ст. 209 ТК РФ рабочее место определяется как место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (п. 1 ст. 11 НК РФ)). При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение (Письмо Минфина России от 29.03.2010 N 03-04-06/53).
Из определения понятия «обособленное подразделение» следует, что в ситуации, когда между организацией и физическими лицами для осуществления деятельности вне места нахождения организации заключены исключительно гражданско-правовые договоры, оснований для постановки юридического лица на налоговый учет по месту осуществления этой деятельности не возникает.
Отсутствуют такие основания и в случае, когда по месту трудовой деятельности работников стационарные рабочие места не создаются. Данные выводы следуют из Письма Минфина России от 03.11.2009 N 03-02-07/1-493.
В Письме от 18.02.2010 N 03-02-07/1-67 финансовое ведомство (со ссылкой на арбитражную практику) констатировало следующее. Под оборудованностью стационарного рабочего места понимается создание всех необходимых для исполнения трудовых обязанностей условий, а также само исполнение таких обязанностей. При этом форма организации работ (вахтовый метод или командировка), срок нахождения конкретного работника на созданном стационарном рабочем месте не имеют правового значения для постановки на учет юридического лица по месту нахождения его обособленного подразделения.
По мнению финансистов, для решения вопроса о наличии либо об отсутствии признаков обособленного подразделения организации существенным условием является характер отношений между организацией и ее работниками.
Обращаем внимание, что деятельность работника-надомника, заключившего соответствующий трудовой договор с организацией-работодателем, может быть признана деятельностью обособленного подразделения данной организации. Об этом говорится в Письме ФНС России от 18.01.2011 N ПА-4-6/449. В случае возникновения затруднений с определением места постановки на налоговый учет такого подразделения налоговики, руководствуясь п. 9 ст. 83 НК РФ, советуют обратиться с пакетом документов либо в налоговый орган по месту нахождения организации, либо в налоговый орган по месту осуществления деятельности работника.
Следует отметить, что Минфин России в Письме от 24.05.2006 N 03-02-07/1-129 по данному вопросу высказал противоположную точку зрения.
Согласно п. 4 ст. 83 НК РФ постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения ее обособленных подразделений (за исключением филиала, представительства) осуществляется налоговыми органами на основании сообщений, представляемых (направляемых) этой организацией в соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ.

Для подачи таких сообщений пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ отведены следующие сроки:
— один месяц — в случае создания обособленного подразделения российской организации;
— три дня — для внесения изменений в сведения (в том числе о смене местонахождения) об обособленном подразделении.
При наличии у организации нескольких обособленных подразделений в одном муниципальном образовании (а также в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге на территориях, подведомственных разным налоговым органам) постановка организации на налоговый учет может быть осуществлена по месту нахождения одного из них. Причем этот выбор организация, согласно п. 4 ст. 83 НК РФ, вправе сделать самостоятельно. Главное — уведомить об этом налоговый орган по месту нахождения головной организации (Письмо Минфина России от 18.08.2010 N 03-01-15/7-183).

Порядок уплаты НДФЛ

Согласно п. 7 ст. 226 НК РФ организация, имеющая обособленные подразделения, обязана уплачивать НДФЛ, в том числе и по месту нахождения каждого из них. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы доходов физических лиц, полученных не только по трудовым договорам, но и по гражданско-правовым договорам (Письмо Минфина России от 29.03.2010 N 03-04-06/53).
В этой связи отметим некоторые нюансы. Если сотрудник организации в течение месяца работает в нескольких обособленных подразделениях, то НДФЛ с доходов такого сотрудника должен перечисляться в соответствующие бюджеты по месту нахождения каждого такого обособленного подразделения с учетом фактически отработанного времени в каждом обособленном подразделении (Письмо Минфина России от 05.06.2009 N 03-04-06-01/128). По мнению финансового ведомства, аналогичным образом нужно поступить и в том случае, когда сотрудник в течение месяца работает и в головной организации, и в обособленном подразделении (Письмо от 29.03.2010 N 03-04-06/55).
Уплата НДФЛ производится в бюджет по месту нахождения соответствующего обособленного подразделения организации независимо от того, имеет оно отдельный баланс и расчетный счет или нет (Письмо Минфина России N 03-04-06/55).

Примечание. Уплата НДФЛ производится в бюджет по месту учета обособленного подразделения независимо от выделения его на отдельный баланс и наличия расчетного счета.

Если обособленное подразделение не выделено на отдельный баланс и не имеет расчетного счета, эту обязанность исполняет головная организация. При наличии нескольких обособленных подразделений организация, вставшая на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого из них, перечисляет суммы НДФЛ в бюджет по месту учета каждого такого подразделения (Письма Минфина России от 09.12.2010 N 03-04-06/3-295, от 01.07.2010 N 03-04-06/8-138).
Для этого она оформляет отдельные платежные поручения по каждому обособленному подразделению с указанием присвоенного ему при постановке на налоговый учет КПП и соответствующего кода ОКАТО муниципального образования, в бюджет которого перечисляется НДФЛ (Письма Минфина России от 03.07.2009 N 03-04-06-01/153, УФНС России по г. Москве от 01.07.2010 N 20-15/3/068888).
Исключением является ситуация, когда несколько обособленных подразделений расположены в одном муниципальном образовании. В этом случае головная организация вправе перечислить налог с доходов работников этих подразделений одной платежкой (Письмо Минфина России N 03-04-06-01/153), поскольку исчисленный и удержанный НДФЛ с доходов работников всех обособленных подразделений, находящихся в этом муниципальном образовании (либо в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге), перечисляется в бюджет по месту учета одного из них (Письмо Минфина России от 21.02.2011 N 03-04-06/3-37).
Обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный счет, осуществляющие выплаты в пользу физических лиц, могут самостоятельно исполнить обязанность по исчислению, удержанию и перечислению налога в бюджет (Письмо ФНС России от 17.04.2009 N 3-5-04/460@). В то же время столичные налоговики настаивают на том, что обязанность по уплате НДФЛ в любом случае должна исполнять только головная организация (Письмо от 20.05.2010 N 20-15/3/052927@).
Полагаем, что для надлежащего исполнения в данной ситуации обязанности, предусмотренной в п. 7 ст. 226 НК РФ, не имеет принципиального значения, с какого расчетного счета производится уплата налога, главное, чтобы он был перечислен в бюджет того региона, в котором находится обособленное подразделение.

Если порядок уплаты НДФЛ нарушен…

Пожалуй, самой распространенной ошибкой, связанной с уплатой НДФЛ, исчисленного и удержанного с доходов работников обособленного подразделения, является перечисление этой суммы налога в бюджет по месту нахождения головной организации. Иными словами, когда в платежных поручениях вместо кода ОКАТО муниципального образования по месту учета обособленного подразделения налоговый агент указывает код ОКАТО по месту нахождения головной организации. При этом счет Федерального казначейства в платежных поручениях указывается верный.
Штраф. На практике указанное обстоятельство зачастую является основанием для привлечения налогового агента к ответственности, предусмотренной ст. 123 НК РФ.

Примечание. Ответственность, предусмотренная ст. 123 НК РФ, наступает лишь в том случае, когда налоговый агент неправомерно не перечисляет либо перечисляет неполную сумму налога.

В то же время исполнение обязанности по уплате налога не ставится в зависимость от правильности указания кода ОКАТО в платежных документах (п. 4 ст. 45 НК РФ). При правильном указании счета Федерального казначейства сумма налога в любом случае поступает в бюджетную систему России (Постановление ФАС ЗСО от 23.06.2010 по делу N А27-14315/2009).

Из буквального толкования ст. 123 НК РФ следует, что ответственность, согласно данной норме, наступает лишь в том случае, когда налоговый агент неправомерно не перечисляет либо перечисляет неполную сумму налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом.
Таким образом, указание в платежном поручении на перечисление налога, исчисленного с доходов сотрудников подразделения, кода ОКАТО муниципального образования по месту нахождения головной организации не приводит к неисполнению обязанности, установленной в п. 7 ст. 226 НК РФ. В этом случае нарушается лишь порядок перечисления НДФЛ (Постановление ФАС ЦО от 13.02.2009 по делу N А64-2317/08-26), поэтому основания для привлечения налогового агента к ответственности, предусмотренной ст. 123 НК РФ, отсутствуют. К такому выводу пришел Президиум ВАС РФ в Постановлении от 24.03.2009 N 14519/08.
Учитывая позицию высших арбитров, налоговый агент, скорее всего, сможет в судебном порядке оспорить действия налоговых органов, направленные на привлечение его к ответственности по ст. 123 НК РФ и наложение штрафных санкций (см. Постановления ФАС МО от 19.05.2010 N КА-А40/4516-10, от 13.10.2009 N КА-А40/10725-09). Еще раз обращаем внимание, что во всех перечисленных в этом разделе примерах из арбитражной практики налог был уплачен на верный счет Федерального казначейства.

Неправомерными в данной ситуации будут и требования налогового органа повторно уплатить сумму НДФЛ в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, поскольку в этом случае основания для предложения налоговому агенту уплатить налог за счет собственных средств отсутствуют (Постановление ФАС ЦО от 08.07.2010 по делу N А64-6646/09).

Примечание. В силу п. 9 ст. 226 НК РФ уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается.

Пени. В отношении вопроса о начислении пеней в ситуации, когда головная организация перечисляет НДФЛ, исчисленный и удержанный с доходов работников обособленных подразделений, по месту своего нахождения, нужно учитывать следующее.
Начисление пеней в силу п. 1 ст. 75 НК РФ возможно только в том случае, если у налогоплательщика имеется фактическая задолженность перед бюджетом.
По мнению ФНС России (Письмо от 31.10.2005 N 04-1-02/844@), если головная организация и обособленное подразделение находятся в одном субъекте РФ, то недоимка не возникает (ведь налог в этом случае зачисляется в один и тот же бюджет), значит, отсутствуют основания для начисления пеней в случае перечисления НДФЛ в полном объеме по месту нахождения головной организации (см. также Постановления ФАС СЗО от 20.10.2010 по делу N А66-15290/2009, ФАС МО от 19.05.2010 N КА-А40/4516-10).

В то же время существуют судебные решения, в которых сделаны прямо противоположные выводы, например в Постановлениях ФАС УО от 22.12.2010 N Ф09-10219/10-С2, ФАС ВСО от 10.09.2008 N А33-356/08-Ф02-3828/08. Причем после принятия последнего из названных Постановлений налоговый агент, не согласившись с начисленными штрафными санкциями, обжаловал решение ФАС ВСО, обратившись в Президиум ВАС РФ (упомянутое выше Постановление от 24.03.2009 N 14519/08), тогда как в отношении начисленных пеней решение (по неизвестным нам причинам) не обжаловалось.
В ситуации, когда головная организация и обособленное подразделение находятся в разных субъектах РФ, судебная практика также не пришла к единому мнению в отношении правомерности начисления пеней.
В одних решениях содержится вывод о том, что пени не начисляются, поскольку данный налог является федеральным и направление части средств в один муниципальный бюджет вместо другого свидетельствует лишь о нарушении порядка его уплаты, а не сроков (см. Постановления ФАС МО от 17.01.2011 N КА-А40/17435-10, от 08.10.2008 N КА-А40/8752-08).

Примечание. НДФЛ, в соответствии со ст. 13 НК РФ, является федеральным налогом и является обязательным к уплате на всей территории РФ.

В частности, ФАС СЗО в Постановлении от 02.08.2007 по делу N А56-12516/2006 подчеркнул, что пени в данной ситуации, в соответствии со ст. 75 НК РФ, могут быть начислены только налоговому агенту (которым в силу п. 7 ст. 226 НК РФ является именно головная организация), а не обособленному подразделению. Поскольку НДФЛ уплачен в бюджет по месту учета головной организации, основания для начисления пеней отсутствуют.
Позднее в Постановлениях от 03.12.2010 по делу N А05-3474/2010, от 02.11.2010 по делу N А56-11197/2010, от 19.10.2010 по делу N А56-81805/2009 ФАС СЗО высказал прямо противоположную точку зрения (см. также Постановления ФАС МО от 13.10.2009 N КА-А40/10725-09, ФАС ЦО от 13.02.2009 по делу N А64-2317/08-26).
Обращаем внимание, что приведенная арбитражная практика касается ситуаций, возникших до 1 января 2008 г. Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ в ст. 78 НК РФ были внесены изменения (которые применяются с 1 января 2008 г.), позволяющие проводить зачет не по уровням бюджетов, а по видам налогов.
Согласно п. 3 ст. 78 НК РФ налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику (налоговому агенту) о каждом ставшем известным ему факте излишней уплаты суммы налога, а в силу п. 5 названной статьи — самостоятельно произвести зачет в счет погашения недоимки. При наличии переплаты и недоимки по НДФЛ в той же сумме в бюджетах разных субъектов Федерации налоговый орган начиная с названной даты должен провести зачет, а не начислять недоимку и пени. Такие выводы сделал ФАС СЗО в Постановлении от 04.03.2011 по делу N А56-43014/2010, признавая неправомерным начисление пеней по НДФЛ по налоговому периоду 2008 г. Тогда как начисление пеней за периоды 2006 и 2007 гг. кассационной инстанцией признано правомерным.
В этой связи считаем целесообразным напомнить о том, что в случае перечисления НДФЛ в бюджет не по месту учета подразделения, а по месту нахождения головной организации налоговый агент вправе внести уточнения в платежные поручения. Такая возможность предоставлена ему нормой, установленной п. 7 ст. 45 НК РФ (Письмо Минфина России от 07.02.2011 N 03-02-07/1-39).

Согласно указанному правилу налоговый агент может уточнить код ОКАТО, подав в налоговый орган по месту нахождения головной организации соответствующее заявление. При наличии такого заявления (и после проведения совместной сверки расчетов, если она проводится) налоговый орган принимает решение об уточнении платежа. При этом платеж уточняется на день фактической уплаты налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства.

Примечание. Согласно п. 7 ст. 45 НК РФ налоговый агент вправе подать в налоговый орган заявление об уточнении кода ОКАТО в платежном поручении.

Кроме того, налоговый орган обязан осуществить пересчет пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа.
Таким образом, обратившись в налоговую инспекцию с заявлением об уточнении в платежных поручениях на перечисление НДФЛ кода ОКАТО, налоговый агент, по всей видимости, сможет избавить себя не только от претензий контролеров, но и от дополнительных расходов на уплату пеней. Да и в суде это заявление может послужить дополнительным аргументом при обжаловании неправомерного начисления пеней. Например, в названном выше Постановлении ФАС УО от 22.12.2010 N Ф09-10219/10-С2 в удовлетворении требования налоговому агенту было отказано, так как факт его обращения в налоговый орган с заявлением об уточнении платежа из-за допущенной ошибки при заполнении платежного поручения не был подтвержден.
Добавим, что налоговый орган едва ли произведет уточнение платежа, если обратиться к нему с таким заявлением по истечении трехлетнего срока с момента перечисления налога в бюджетную систему (такая необходимость может возникнуть в ситуации, когда ошибка в заполнении платежного поручения выявляется, например, по итогам выездной налоговой проверки). Несмотря на отсутствие в ст. 45 НК РФ специального срока, в течение которого налогоплательщик может обратиться в налоговый орган с заявлением об уточнении платежа, контролеры, скорее всего, будут руководствоваться п. 7 ст. 78 НК РФ, устанавливающим период, в который налогоплательщик напрямую через налоговый орган может осуществить возврат (зачет) суммы переплаты налога. Об этом свидетельствуют разъяснения, данные Минфином России в Письме от 31.07.2008 N 03-02-07/1-324. А в Письме от 26.11.2008 N 03-02-07/1-478 финансисты для уточнения платежа за пределами трехлетнего срока рекомендовали налогоплательщикам обращаться сразу в суд, но при условии, что не прошло три года с момента, когда налоговый агент узнал или должен был узнать о допущенной ошибке в платежном поручении (п. 2 Определения КС РФ от 21.06.2001 N 173-О, Постановление Президиума ВАС РФ от 13.04.2010 N 17372/09).

Порядок учета доходов и представления сведений по форме 2-НДФЛ

Как отмечалось выше, помимо обязанности по исчислению, удержанию и уплате НДФЛ налоговые агенты в силу ст. 230 НК РФ также обязаны вести учет доходов физических лиц по форме 1-НДФЛ, предоставлять им налоговые вычеты, а также представлять сведения по форме 2-НДФЛ в налоговый орган.
Поскольку в указанной норме говорится о том, что налоговый агент представляет сведения о доходах в налоговый орган по месту своего учета, возникает вопрос: имеется в виду только место учета самой организации или место учета как самой организации, так и ее обособленных подразделений?
Учитывая последние разъяснения чиновников финансового ведомства, в которых отмечается, что обязанность налоговых агентов представлять сведения о доходах физических лиц в налоговый орган по месту своего учета корреспондирует с обязанностью налоговых агентов уплачивать сумму налога (см. Письма от 09.12.2010 N 03-04-06/3-295, от 16.08.2010 N 03-04-06/3-180, от 28.08.2009 N 03-04-06-01/224), можно сделать следующий вывод: обособленные подразделения организаций, не являясь налоговыми агентами, вправе исполнить обязанности налоговых агентов, возложенные законодательством о налогах и сборах на организацию.

Примечание. По мнению чиновников, обязанность налогового агента представлять в налоговый орган по месту своего учета сведения по форме 2-НДФЛ корреспондирует с обязанностью по уплате налога.

Другими словами, такое подразделение вправе не только самостоятельно исчислять НДФЛ с доходов работников и перечислять его в бюджет по месту своего учета, но и представлять сведения о начисленных и удержанных суммах налога (Порядок заполнения справки 2-НДФЛ организацией, имеющей обособленные подразделения, разъяснен в Письмах ФНС России от 24.02.2011 N КЕ-4-3/2975, от 14.10.2010 N ШС-37-3/13344) в налоговый орган, в котором состоит на учете. Аналогичные разъяснения содержатся в Письмах ФНС России от 22.01.2009 N 3-5-04/038@, Минфина России от 03.12.2008 N 03-04-07-01/244.

В арбитражной практике есть решения, в которых суды признают неправомерными действия налоговых органов, привлекающих налоговых агентов к ответственности (предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ) за непредставление сведений по форме 2-НДФЛ о доходах работников обособленных подразделений по месту учета головной организации (см. Постановления ФАС ЗСО от 27.04.2009 N Ф04-2593/2009(5604-А70-26), ФАС ВСО от 12.02.2009 N А33-7606/08-Ф02-228/09).
При этом московские налоговики высказывают мнение о том, что сведения о доходах работников обособленных подразделений можно представлять как по месту учета организации, так и по месту учета обособленного подразделения (Письма от 01.07.2010 N 20-15/3/068888, от 21.01.2010 N 20-15/3/4619).

Обратите внимание! Если работник в течение налогового периода работал и в обособленном подразделении, и в головной организации, сведения о его доходах должны быть представлены соответственно и в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения, и в налоговый орган по месту нахождения головной организации. Так считает Минфин России в Письме от 29.03.2010 N 03-04-06/55. Тогда как, по мнению ФНС России, сведения о доходах такого работника целесообразнее представлять в налоговый орган по месту учета головной организации (Письмо от 13.03.2008 N 04-1-05/0916@).

Когда обособленное подразделение не выделено на отдельный баланс и не имеет расчетного счета, полагаем, не возникает вопроса о том, кто должен исполнить обязанности налогового агента — головная организация или подразделение. Безусловно, в такой ситуации эти обязанности возлагаются на головную организацию.
Отметим, что для надлежащего исполнения обязанности по представлению в налоговый орган справок по форме 2-НДФЛ (ст. 230 НК РФ) у руководителя обособленного подразделения должна быть доверенность на представление интересов головной организации по месту нахождения обособленного подразделения (поскольку налоговым агентом в силу п. 7 ст. 226 НК РФ в любом случае является головная организация). Об этом свидетельствуют разъяснения, приведенные в Письмах Минфина России от 16.01.2007 N 03-04-06-01/2, ФНС России от 07.03.2007 N 23-3-04/238@.
В этой связи отметим, что представляемые в налоговый орган справки о доходах по форме 2-НДФЛ должны быть оформлены от имени юридического лица, а подписаны руководителем подразделения на основании доверенности на представление его интересов в налоговых органах. Заверяться такие справки также должны печатью подразделения (Приказ ФНС России от 17.11.2010 N ММВ-7-3/611@ «Об утверждении формы сведений о доходах физических лиц и рекомендаций по ее заполнению, формата сведений о доходах физических лиц в электронном виде, справочников»).

НДФЛ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ОБОСОБЛЕННЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ: НОВОЕ В 2020 ГОДУ

О.А. Курбангалеева,
консультант-эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению

Обособленным считается такое подразделение организации, которое территориально обособлено от нее и имеет стационарные рабочие места, созданные на срок более 1 месяца. Статус обособленного подразделение (далее — ОП) приобретает независимо от того, есть ли о нем упоминания в учредительных документах и присвоены ли ему полномочия (абз. 21 п. 2 ст. 11 НК РФ). В статье поговорим о новшествах 2020 года для обособленных подразделений.

Если в организации есть обособленные подразделения

Организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы НДФЛ в бюджет как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения (п. 7 ст. 226 НК РФ). При этом сумма НДФЛ, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения ОП, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этого подразделения.
В обособленном подразделении фактически могут трудиться различные категории работников:

работающие по трудовым договорам, которые заключены непосредственно обособленным подразделением либо головной организацией;
те, у которых место работы указано в ОП или головной организации;
исполнители по гражданскому правовому договору (ГПД).

НДФЛ уплачивается в налоговый орган, где состоит на учете обособленное подразделение, в отношении не всех указанных категорий.
В отношении лиц, которые работают по трудовому договору, по месту учета ОП нужно перечислять НДФЛ только за тех из них, кто считается работником такого подразделения. Подтверждением этого может быть запись о месте работы в трудовой книжке, трудовом договоре, штатном расписании.
В отношении исполнителей по ГПД место осуществления деятельности вообще не имеет значения. НДФЛ следует перечислять в налоговый орган по месту учета ОП только тогда, когда такой договор заключен непосредственно с этим подразделением.
Соответственно и отчетность по НДФЛ (Справки по форме 2-НДФЛ и Расчеты по форме 6-НДФЛ) организации, имеющие ОП, должны представлять как по месту учета самой организации, так и по месту учета каждого подразделения.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх