Легализация объектов налогообложения

Абубакар Мальсагов провел заседание межведомственной комиссии по определению налогового потенциала и легализации объектов налогообложения.

Об итогах работы налоговых органов Республики Ингушетия за 1 квартал 2015 года и основных задачах на текущий год рассказал руководитель УФНС России по РИ Тамерлан Вышегуров. По его словам, на середину мая текущего года налоговыми органами республики в консолидированный бюджет Российской Федерации мобилизовано налоговых и иных платежей в сумме 1418,4 млн рублей, что на 23,3 % больше, чем за аналогичный период 2014 года. Из общей суммы в консолидированный бюджет республики поступление составило 1057,0 млн рублей, с темпом роста 144,4 млн рублей.

Руководитель ведомства отметил, что по итогам января-апреля 2015 года налоговым органам республики удалось добиться увеличения налоговых платежей на 70,0 % относительно прошлого года. Наметился также относительный рост налоговой нагрузки, исчисленной от доходов предприятий строительной отрасли. Так, за 1 квартал 2015 года рост поступлений увеличился на 10,0 млн рублей составил 95,5 млн рублей.

Абубакар Мальсагов подчеркнул, что рост налоговых платежей это результат работы, проводимой налоговыми органами в эффективном взаимодействии налоговых, муниципальных и исполнительных органов власти республики.

При налоговых инспекциях созданы комиссии по легализации объектов налогообложения

Он призвал профильные министерства ни в коем случае не расслабляться и останавливаться на достигнутых показателях. Премьер-министр отметил также, что необходимо наращивать темпы поступлений, делая акцент на создании налогооблагаемой базы по таким секторам экономики как промышленность и сельское хозяйство.

В ходе заседания были обсуждены предложения о внесении изменений в нормативно-правовые акты, регулирующие порядок начисления и уплаты земельного налога. Установлено, что налогоплательщики могут получать налоговую льготу только в отношении одного земельного участка. Вопрос об эффективности предоставляемых льгот возник после выявления случаев, когда за одним физическим лицом было зарегистрировано большое количество земельных участков, в отношении которых применялись льготы.

В рамках повестки заседания был заслушан также доклад о результатах проведенной проверки торгового центра «Ковчег». В результате слаженной работы всех заинтересованных ведомств, на подведомственной территории которых находится торговый центр, налоговые поступления от лиц, осуществляющих деятельность на территории ТК «Ковчег», за 4 месяца текущего года увеличились более чем в 2 раза по сравнению с 2014 г.

Вместе с тем руководитель УФНС России по РИ обозначил также ряд нерешенных вопросов по нарушению в сферах строительства, промышленности, торговли налогового, трудового и гражданского законодательства, препятствующих обеспечению поступления налоговых платежей в бюджет.

По итогам встречи Председатель Правительства Абубакар Мальсагов указал на необходимость проведения анализа финансово-экономической деятельности каждого предприятия на территории республики. Сводную информацию и предложения по проведенному анализу необходимо представлять в Правительство Республики Ингушетия.

Главам муниципальных районов и городских округов Республики Ингушетия рекомендовано с привлечением всех заинтересованных ведомств продолжить работу муниципальных комиссий по выявлению лиц, осуществляющих деятельность без государственной регистрации.

Все статьи Разговор по душам: вызов на комиссию по легализации налоговой базы (Пономарева О.)

Налоговая комиссия служит инструментом налогового контроля, и хотя он не предусмотрен Налоговым кодексом нашей страны, это не мешает фискальному органу применять это изобретение к налогоплательщикам. С 2013 г. комиссии ФНС перестали иметь разные имена: убыточная комиссия, комиссия по возмещению НДС, зарплатная комиссия, комиссия по взысканию налоговых недоимок, — они получили единое название: комиссии по легализации налоговой базы (Письмо ФНС России от 17 июля 2013 г. N АС-4-2/12722). Цель у таких комиссий только одна — увеличение поступлений налогов в бюджет.

Вызываются на это мероприятие те налогоплательщики, которые "сбились с пути" полной уплаты налогов, представляют недостоверную налоговую и бухгалтерскую отчетность, чьи результаты деятельности не укладываются в рамки экономически обоснованных и допустимых.

Вызов брошен

Налогоплательщикам, попавшим под наблюдение комиссии, в качестве первого сигнала направляются информационные письма. В них отражаются факты, выявленные в ходе проверки, и предлагается уточнить свои налоговые обязательства (уменьшить сумму убытка, погасить задолженность по НДФЛ и т.д.). Если налогоплательщик не реагирует на такое письмо в течение 10 рабочих дней, его вызывают на заседание комиссии по легализации налоговой базы.
Налоговики предпочитают видеть на такой комиссии непосредственно генерального директора или главного бухгалтера компании, но не уполномоченного представителя, ссылаясь на то, что такие представители создают "присутствие для видимости". И в большинстве случаев представители действительно не в состоянии вести конструктивный разговор. Кроме этого, налоговики хотят убедиться (и мы не можем их за это осуждать), что руководитель компании, вызванный на комиссию, не является номинальным, а ведет реальный бизнес и осведомлен о его нюансах.

Пример. Директор московской торговой компании получил уведомление из налоговой инспекции вскоре после того, как его бухгалтерия подала декларацию по НДС. Энтузиазма присутствовать на комиссии не было, и давать пояснения о высоком размере НДС ему не хотелось. К тому же в этот день у директора планировалась важная командировка в Краснодар. Но он все-таки решил "принять вызов" налоговиков. Директор попросил о переносе даты, налоговики пошли ему навстречу, и комиссия состоялась. Налогоплательщик впоследствии о своих действиях не пожалел. Во-первых, он узнал, что инспекция "имела" на его компанию, и затем, используя информацию от налоговиков, предпринял шаги по защите своих интересов. Во-вторых, явившись на вызов налоговой и представив достаточно общую информацию о бизнес-деятельности, директор уберег свою компанию от назначения выездной налоговой проверки.

Правила работы налоговой инспекции таковы, что отказ налогоплательщика представить информацию считается одним из главных критериев для включения его компании в план выездных налоговых проверок.

Группа поддержки

Руководитель компании имеет право прийти на налоговую комиссию в сопровождении доверенного юриста или адвоката. Попытки налоговых инспекторов не допускать таких лиц на комиссию незаконны, т.к. никто не имеет права лишать гражданина РФ права на квалифицированную юридическую помощь (ст. 48 Конституции РФ). Поэтому, если вы считаете, что сможете эффективно отстаивать свою точку зрения в присутствии адвоката или лиц, более осведомленных в конкретных вопросах, вы имеете право приходить на комиссию в каком угодно составе. Как показывает практика, если вы настаиваете, то налоговики проведут заседание комиссии в присутствии всех нужных вам участников. Прийти со своей поддержкой на такие мероприятия, как правило, психологически намного комфортнее. Налоговики предпочитают давить на налогоплательщика числом. Обычно это минимум три представителя ФНС и приглашенные на "подмогу" представители из службы судебных приставов, органов прокуратуры, правоохранительных органов, представители администраций муниципальных образований.

Пример. Строительная компания, работающая в одном из городов Сибирского федерального округа, была включена в реестр недобросовестных поставщиков, и доступ к рынку госзаказов для компании оказался закрыт. При такой ситуации в отчетности компании появились убытки, и руководство было вызвано на комиссию. От директора требовались пояснения о причинах заявленного убытка, ему предложили подать уточненную декларацию по прибыли с уменьшением сумм убытка и уплатить налог на прибыль в бюджет. Но налогоплательщик сумел уклониться от "разумных" предложений комиссии, обосновав причины своих убытков.

Вызов на комиссию по легализации налоговой базы

При объективном рассмотрении обстоятельств стало понятно, что, потеряв рынок госзаказа, быстро переориентироваться на другое строительное направление в условиях сезонности и низких темпов роста самой отрасли не представлялось возможным. Комиссия была вынуждена признать, что убытки компании — это не часть оптимизации налогов, таким образом претензии к компании были сняты.

Подготавливая объяснения для инспекции, важно помнить, что само по себе получение убытка не доказывает экономическую необоснованность затрат. Расходы нужно соотносить с характером деятельности организации, а не с полученной прибылью. Необходимо позаботиться об оправдательных документах, которые подтвердят ситуацию в сегменте вашего бизнеса, например сведениях о падении цен на производимый вами вид продукции и т.п.

Сколько хочу — столько плачу

Одной из самых распространенных причин для вызова на налоговую комиссию по-прежнему являются вопросы заработной платы на предприятии. Под прицел налоговиков попадают налогоплательщики, которые выплачивают заработную плату ниже среднего уровня по видам экономической деятельности. Цель налоговой комиссии не в том, чтобы вы повысили заработную плату сотрудникам (для этого есть организации, регулирующие трудовые отношения), их деятельность нацелена на вывод "из тени" скрытых форм оплаты труда и повышение сумм НДФЛ к уплате в бюджет.

Пример. С владельца крупной логистической компании налоговая комиссия потребовала объяснений, почему компания уплатила меньшую сумму налога с заработной платы — в штатном расписании оклады не совпадали с теми предложениями, что организация размещала в Интернете на сайтах по поиску работы. Директор не смог привести на комиссии убедительные доводы, и налоговики пошли по процедуре: назначили налоговую проверку, доначислили налог… И только в арбитражном суде их решениям был дан задний ход — доводы налоговиков были отклонены, потому что они не смогли собрать должных доказательств и свидетельств того, какая именно и кому выплачивалась заработная плата. Для руководителя компании все обошлось в этот раз благополучно.

Вы должны, направляясь на такую комиссию, подготовить разумные экономические причины, объясняющие отклонения зарплат. Например, если ваши сотрудники имеют хороший социальный пакет, который компенсирует разницу, либо предприятие находится в затруднительном финансовом положении, чему есть реальные доказательства. Подготовив убедительные причины, объясняющие, почему существующая на предприятии средняя заработная плата ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ, вы сможете доказать, что низкая зарплата не свидетельствует об уклонении от уплаты зарплатных налогов. Также стоит иметь в виду, что налоговый орган учитывает информацию, которая поступила на налогоплательщика в ходе рассмотрения жалоб и заявлений граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, правоохранительных и иных контролирующих органов. Например, информация о выплате налогоплательщиком неучтенной заработной платы ("в конвертах"), неоформлении или оформлении с нарушением установленного порядка трудовых отношений и иная аналогичная информация.

Большой вычет — больше доказательств

Если налогоплательщик в декларации заявляет большие вычеты по НДС, то вероятность предстать перед комиссией по легализации налоговой базы становится очень высокой. Налоговики попросят пояснить причины большой доли вычетов по НДС, а также добиться подачи уточненных налоговых деклараций по НДС за предыдущие налоговые периоды с уменьшением суммы налоговых вычетов и увеличением суммы НДС к уплате в бюджет.

Пример. Поставщик фармацевтических препаратов в Москве имел большие вычеты по НДС — его предприятие было вынужденно делать маленькую наценку на товары из-за того, что цены на этот вид продукции регулируются государством. Вследствие этого доля налоговых вычетов превышала обычный уровень. Налогоплательщику пришлось обосновать долю вычетов, детально объяснив налоговикам схему бизнеса на комиссии. Объяснение было долгим и длилось несколько часов, но генеральный директор совместно с финансовым директором смогли убедить налоговую комиссию, что их предприятие не уклоняется от уплаты налогов.

"Комиссионные" последствия

Нередки случаи, когда нарушения налогоплательщиком после прохождения комиссии устранялись, но вскоре в компанию все равно приходили с выездной налоговой проверкой. Почему так происходит? Вы должны знать, что компания, которая побывала на комиссии, скорее всего, какое-то время будет подвергаться мониторингу. Налоговики будут отслеживать, учел ли налогоплательщик замечания налоговой в своей дальнейшей деятельности, пошла ли на пользу "работа над ошибками". Если налогоплательщик не изменит своих методов работы, то он столкнется с более серьезными последствиями.
Налоговые комиссии для налоговиков в первую очередь — способ пополнить бюджет, получить дополнительную информацию от налогоплательщика о его бизнесе и слабых местах. Это возможность определиться — планировать выездную проверку или не стоит тратить время, так как размер доначислений будет несущественным. Налогоплательщику, который решил подать уточненную декларацию или доплатить налоги перед тем, как явится на налоговую комиссию, я бы порекомендовала не играть на опережение. Лучше это сделать после посещения комиссии, потому что у плательщика будет больше информации и сумма к доплате в бюджет по итогам проведения комиссии станет более точной.
Отмечу, что для налогоплательщиков польза от работы налоговых комиссий тоже существует. Такая комиссия — это всегда повод задуматься, существуют ли в деятельности компании неустранимые слабые места, и если у налоговой инспекции появился к налогоплательщику определенный интерес, то, возможно, лучшим решением будет закрытие этой конкретной компании, потому что тогда вы можете начать бизнес с чистого листа.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Надо ли бороться с отмыванием денег, укрытых от налогообложения, как с экономическими преступлениями?

Справка: автор — адвокат по уголовным делам в Москве Александр Васильев опубликовал данную статью в период подготовки Концепции национальной стратегии противодействия легализации преступных доходов и финансовированию терроризма.

В ходе подготовки рабочего проекта Концепции национальной стратегии противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма возникла оживленная дискуссия о том, оправданно ли в статьях 174 и 174.1 УК РФ ("Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества") наличие исключений для таких экономических преступлений как невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК), уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ст. 194 УК), уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды (ст. 198 УК) и уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организации (ст. 199 УК).

Представители правоохранительных органов наличие таких исключений с точки зрения интересов государства считают совершенно необоснованным. Уклонение от уплаты налогов (несмотря на усилия правительства по снижению налогового бремени) составляет весьма значительную долю в структуре экономической преступности (причем латентность этих преступлений очень высока), и не использовать правовые возможности ст.ст. 174 и 174.1 УК РФ и столь дорогостоящий и эффективный государственный механизм как Федеральная служба по финансовому мониторингу в целях борьбы с налоговыми преступлениями — это подход неправильный. По мнению многих специалистов, законодатель фактически предоставил льготы тем, кто прячет свои доходы, полученные преступным путем, в оффшорах и других труднодоступных местах, и затруднил расследование уголовных дел о налоговых и некоторых других экономических преступлениях. Задается резонный вопрос: не на эти ли укрытые от налогообложения, а затем обналиченные денежные средства совершаются заказные убийства и подкупаются российские чиновники? Не за счет ли этих средств некоторые предприниматели получают преимущества в конкурентной борьбе за рынок? У Росфинмониторинга в связи с этими исключениями возникают свои специфические проблемы: специалистам этого ведомства бывает иногда весьма обременительно "сортировать" огромные обороты укрытых от налогообложения денежных средств и те деньги, чьи владельцы бесспорно попадают под сегодняшнюю диспозицию статей 174 и 174.1 УК РФ.

Безусловно, основания для критики позиции законодателя в данном случае имеются. Ведь и в историческом аспекте легализация (отмывание) "грязных" денег как явление возникло в первой трети прошлого века на почве противодействия организованной преступности усилиям американских властей отправить "крестных отцов" за решетку если уж не за основные преступления (рэкет, убийства, подкуп должностных лиц, подпольную виноторговлю и т.п.), приносившие гангстерам доходы, то хотя бы за неуплату налогов. И одной из первых жертв новой тактики ФБР стал небезызвестный Аль Капоне. Вот после этого в Чикаго и возникли многочисленные прачечные, главным назначением которых стала не стирка белья, а оправдание теневых доходов их владельцев — "стирка грязных денег" с последующей, заметим, уплатой соответствующих налогов. Но власти США нашли радикальное решение проблемы: они объявили преступлением сам процесс легализации теневых доходов, а с началом процессов глобализации уже в конце прошлого века с присущей им энергией и настойчивостью повернули лицом к проблеме отмывания "грязных денег" все мировое сообщество. Попытка легализовать доходы от налогового мошенничества рассматривается в США как отмывание денег со всеми вытекающими последствиями.

В Европе, где господствуют принципы так называемого континентального права, подход к этой проблеме более осторожный, но многие страны также рассматривают налоговое мошенничество в качестве предикатного (т.е. основного или первичного) преступления по отношению к легализации отмыванию) "грязных" денег. Акты международного права не только не препятствуют государствам-участникам рассматривать налоговые преступления в качестве предикатных по отношению к легализации (отмыванию)"грязных" денег, но и прямо поощряют к этому. Так, статья 6 Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности (Палермская Конвенция) провозглашает, что каждое государство-участник стремится применять ответственность за легализацию (отмывание) "грязных" денег к самому широкому кругу основных (предикатных) правонарушений. В "Сорока рекомендациях" ФАТФ специально подчеркнуто, что в запросе о взаимной правовой помощи не следует отказывать только на тех основаниях, что предикатное преступление связано с уклонением от уплаты налогов.

Среди российских правоведов и адвокатов нет единства взглядов на рассматриваемую проблему. Так, Н.А. Лопашенко, давая характеристику предикатным преступлениям, указывает: "К таким преступлениям относятся, например, корыстные или заказные убийства, хищения, вымогательство, приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем, незаконное использование товарного знака, злоупотребления при выпуске ценных бумаг (эмиссии), фальшивомонетничество, коммерческий подкуп, незаконный оборот оружия, наркотических средств или психотропных веществ, взяточничество и т.д. В результате перечисленных и других преступлений лицо, его совершившее, получает преступный доход, т.е. увеличивает свое имущество, приобретая преступно то, чего ранее у него не было. Что касается реступлений, предусмотренных ст. ст. 193, 194, 198 и 199 УК, исключенных законодателем из преступлений, в отношении которых возможна легализация, они не приносят совершившему их преступного дохода в обозначенном выше смысле. В результате их совершения происходит преступное неуменьшение, сохранение прежних размеров своего имущества или имущества организации,в которой это лицо работает."

С этим мнением не согласны В.М. Алиев и И.Л. Третьяков: "Трудно согласиться с подобным объяснением исключения из сферы юрисдикции ст. ст. 174 и 174.1 преступлений, предусмотренных ст.

Комиссия по легализации объектов налогообложения

ст. 193, 194, 198 и 199 УК, особенно с тем, что "они не приносят совершившему их преступного дохода в обозначенном выше смысле". Практика показывает, что совершение этих преступлений ведет не только к простому "неуменьшению", "сохранению" имущества, но и его приращению, огромным прибылям". Не менее категорична и Т.Д. Устинова: "Из числа преступлений, которые привели к получению преступных доходов, законодатель исключил преступление, предусмотренное ст. 193 УК РФ: невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте. Такое решение представляется несколько поспешным, так как в результате совершения этого деяния значительная часть денежных средств оказывается за рубежом без правомерных для этого оснований (по фиктивным торговым договорам), затем переводится в офшорные зоны, оказывается на личных счетах отдельных граждан. Впоследствии эти средства используются в предпринимательской или иной экономической деятельности. При совершении указанного преступления налицо преступный доход, полученный в обход существующих правил оформления и проведения внешнеэкономических сделок, который является к тому же и преступным деянием, предусмотренным Уголовным кодексом РФ. Руководствуясь изложенным, следует исключить состав ст. 193 УК РФ из статей 174 и 174.1 УК РФ. Вместе с тем правомерно, на наш взгляд, поставить на обсуждение вопрос и об исключении из диспозиции статей 174 и 174.1 УК РФ деяний, выразившихся в уклонении от уплаты налогов (статьи 198 и 199 УК РФ) и таможенных платежей (ст. 194 УК РФ), которые являются преступлениями и связаны с сокрытием части денежных средств, подлежащих обязательному перечислению в доход государства".

Итак, основной довод сторонников нынешней редакции статей 174 и 174.1 УК РФ из числа российских ученых заключается в том, что исключенные из диспозиции этих статей преступления ( в том числе налоговые) при их совершении не увеличивают имущество виновного лица. Преступник не приобретает нового имущества, а противоправно сохраняет то имущество, которое у него уже имеется в наличии. По этой причине вроде бы нет приобретения имущества преступным путем, а стало быть и нечего "отмывать" и легализовать. Но если придерживаться этой логики и быть последовательным, тогда к числу исключений надо бы отнести и такие преступления, как злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности (ст. 177 УК РФ), неправомерные действия при банкротстве (ст. 195 УК РФ), фиктивное банкротство (ст. 197 УК РФ), неисполнение обязанностей налогового агента (ст.199.1 УК РФ), сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов (ст. 199.2 УК РФ), а также некоторые другие экономические преступления, хорошо известные адвокатам по уголовным делам в Москве. На наш взгляд, доход — понятие все таки не уголовно-правовое, а экономическое. А в экономике под доходом понимается не только прямое приобретение имущества, но и приобретение любой имущественной выгоды. Заметим, что Российская Федерация, подписав Страсбургскую конвенцию об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности от 8 ноября 1990 года , приняла на себя обязательство рассматривать в качестве доходов от преступной деятельности любую экономическую выгоду (any economic advantage), полученную в результате совершения преступлений. Эта выгода может включать "любое имущество, любого рода, вещественное или невещественное, движимое или недвижимое, а также юридические акты или документы, дающие право на имущество или на долю в этом имуществе". Не считаться с таким юридически обязательным для России и принятым в международной практике толкованием преступного дохода российская правовая доктрина просто не вправе. Поэтому отмеченная выше аргументация Н.А. Лопашенко, подводящая теоретическое обоснование под наличие исключений в диспозициях статей 174 и 174.1 УК РФ, очевидно, некорректна. Следует признать, что укрытые от налогообложения денежные средства в той их части, которая приходится на долю неуплаченных налогов, являются преступным доходом, т.е "грязными" деньгами. Другое дело, что ратифицированные Россией акты международного права предоставляют российскому законодателю в определенных рамках возможность самому решать, какие преступления должны рассматриваться в качестве предикатных для статей 174 и 174.1 УК РФ, а какие нет. В этой связи специалистам и ученым следовало бы более глубоко проанализировать все последствия (как правовые, так и экономические) того или иного законодательного решения.

При отмывании (легализации) денег и уклонении от уплаты налогов правонарушителями используются схожие методики, но по сути своей эти процессы взаимно противоположны. В случаях уклонения от уплаты налогов либо скрывается само существование законно полученного дохода, либо путем искажения содержания бухгалтерских документов маскируется его происхождение с тем, чтобы полученный доход не попал под налогообложение. В результате этих манипуляций законный доход приобретает признаки незаконного и до определенного времени в значительной своей части остается в теневом секторе экономики. Но рано или поздно наступает необходимость легализации этих средств. При легализации (отмывании) денег процесс идет в противоположном направлении: незаконно полученному (теневому) доходу придается видимость дохода законного. Преступно нажитые денежные средства или иное имущество с помощью того же набора финансовых манипуляций выводятся из теневого сектора экономики и неизбежно в той или иной своей части попадают под налогообложение. В связи с этим вроде бы возникает дилемма: либо государству следует быть последовательным при защите правопорядка и объявить преступлением вывод из тени и легализацию укрытых от налогообложения денежных средств, либо признать экономическую нецелесообразность такого шага и, надеясь на благоприятные для бюджета последствия, исключить уклонение от налогообложения из числа предикатных преступлений (что, кстати, на сегодня и сделано).

На самом деле, как представляется, дилемма эта ложная. Не для того предприниматель укрывает свои доходы от налогообложения, чтобы затем при легализации уплатить налоги. В такой операции отсутствует экономический смысл, и весьма маловероятно, что бюджет получит когда либо причитающуюся ему долю в случае, если правонарушитель пожелает легализовать свои доходы. Очевидно, что в результате операций по легализации "отмытые" денежные средства в значительной своей части будут представлены в бухгалтерской и налоговой отчетности как средства, не подлежащие налогообложению. Например, они будут выглядеть в форме кредита, предоставленного предприятию-резиденту иностранной оффшорной компанией. При сегодняшней редакции статей 174 и 174.1 УК РФ предоставление такого кредита преступлением не является. Если же уклонение от уплаты налогов исключить из диспозиции указанных статей Уголовного кодекса, предоставление и получение подобного кредита (при условии, если в оффшоре находятся денежные средства, укрытые от налогообложения) станет преступным. Выгоден ли такой вариант государству? Не загонит ли государство в этом случае укрытые от налогообложения средства еще дальше в экономическую тень? Ответ на этот вопрос, как нам представляется, все таки лежит не столько в экономической плоскости, сколько в плоскости выбора приоритетов правоохранительной политики. Криминализация легализации (отмывания) доходов, полученных в результате совершения того или иного преступления в финансовой сфере — весьма эффективный (а иногда, может быть, и практически единственный) метод борьбы с подобного рода экономическими преступлениями. И если законодатель в тех или иных случаях отказывается от использования этого метода, значит, он не считает объект возможной защиты жизненно важным для правопорядка.

Адвокат Александр Васильев

Что еще можно почитать:

ФНС раскрыла карты, или о работе комиссий по легализации налоговой базы

В июле главное налоговое ведомство страны выпустило сразу несколько писем, посвященных проблемам налогового контроля. Особого внимания, на наш взгляд, заслуживает Письмо от 17.07.2013 N АС-4-2/12722 "О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы". Предлагаем вам ознакомиться с его содержанием.

Контроль за какими налогами осуществляют комиссии?

Предметом рассмотрения на заседаниях комиссии являются вопросы правильности формирования налоговой базы и полноты уплаты плательщиками (налоговыми агентами):

  • НДС;
  • налога на прибыль организаций;
  • НДФЛ;
  • налога на имущество организаций и физических лиц;
  • земельного налога;
  • транспортного налога;
  • единого налога при применении "упрощенки" и "вмененки", а также ЕСХН <1>.

<1> Учитывая специфику журнала, в дальнейшем речь об этом налоге не идет.

Кого вызовут на комиссию?

Отбор налогоплательщиков, чья деятельность подлежит рассмотрению на комиссии, осуществляется из следующих групп:

  • заявившие налоговые убытки по строке 100 листа 02 деклараций по налогу на прибыль за предыдущие два года, а также в отчетном периоде текущего года <2>;
  • имеющие низкую налоговую нагрузку по налогу на прибыль, единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО, а также по НДФЛ, уплачиваемому индивидуальными предпринимателями.

Налоговая нагрузка по налогу на прибыль определяется как отношение суммы исчисленного налога на прибыль к общей сумме доходов от реализации и внереализационных доходов (строка 180 листа 02 декларации по налогу на прибыль к сумме строк 010 и 020 листа 02 декларации по налогу на прибыль) за соответствующий отчетный (налоговый) период.

Под низкой налоговой нагрузкой по налогу на прибыль для организаций, осуществляющих производство продукции, товаров, выполнение работ, оказание услуг, понимается нагрузка, составляющая менее 3%, для организаций, осуществляющих торговую деятельность, — менее 1%. По мнению автора, подрядчики, технические заказчики и застройщики могут ориентироваться на первое из названных значений;

  • имеющие низкую налоговую нагрузку по НДС (если в декларациях за ряд налоговых периодов размер вычета составляет 89% и более от суммы, начисленной с налоговой базы);
  • налоговые агенты, имеющие задолженность по перечислению НДФЛ в бюджет либо снизившие поступления по сравнению с предыдущим годом более чем на 10%. Во втором случае налоговый орган должен принять во внимание динамику среднесписочной численности работников.

При отборе налоговых агентов, имеющих обособленные подразделения, состоящие на учете в иных налоговых органах, в том числе за пределами региона, контролеры будут исходить из сведений в целом по организации;

  • выплачивающие заработную плату ниже среднего уровня по видам экономической деятельности в регионе. Особый интерес будет проявлен, если зарплата ниже регионального прожиточного минимума;
  • предприниматели:

а) заявившие в декларации по форме 3-НДФЛ профессиональный налоговый вычет в размере более 95% от общей суммы полученного за год дохода;

б) отразившие в декларациях по НДС выручку от реализации, а в декларации по форме 3-НДФЛ — доход, равный нулю, либо не представившие декларации по форме 3-НДФЛ.

<2> В список включаются также организации, не заполнившие строку 100 листа 02, у которых расходы в целях налогообложения превысили сумму доходов.

Обратите внимание! Автором приведен далеко не полный перечень лиц, указанных в Письме ФНС. К тому же в нем отмечено, что на заседание комиссии могут быть вызваны иные налогоплательщики, то есть и сами налоговики считают перечень открытым.

Комплексный анализ показателей и сведений

После того как организация (предприниматель) "засветится" по одному или нескольким критериям, она будет внесена в список налогоплательщиков, деятельность которых подлежит рассмотрению на заседании комиссии. Принципиально важный момент — объясняться налогоплательщику придется не только по тому критерию, на основании которого он попал в список, а по любым другим вопросам, которые возникли у налогового органа в процессе анализа показателей деятельности отобранной организации (предпринимателя).

Количество и содержание таблиц <3>, которые должны заполнить налоговики в качестве своеобразного досье на налогоплательщика, подтверждают комплексность анализа. В частности, будет отслеживаться динамика (за последние три года):

  • всех строк бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах;
  • большинства строк отчета о движении денежных средств и деклараций по налогу на прибыль и НДС.

<3> Они приведены в качестве приложений к Письму ФНС.

Кроме того, налоговики будут изучать банковские выписки (запрашиваются в соответствии со ст. 86 НК РФ), составлять схемы движения денежных средств и ведения бизнеса, определять контрагентов, входящих в зону риска (минимальная численность работников; минимальные суммы начислений в бюджет; отсутствие материально-технической базы; массовый учредитель (руководитель); адрес массовой регистрации; несоответствие вида деятельности поставляемой продукции и другие признаки недобросовестности).

Перечислим некоторые из негативных итоговых показателей:

  • темп роста расходов опережает темп роста доходов;
  • резкое сокращение собственного имущества, в том числе стоимости ОС, по данным бухгалтерского баланса или налоговой декларации по налогу на имущество либо получение платы за ОС по выпискам с расчетного счета (может свидетельствовать о выводе активов без отражения данных операций для целей налогообложения, например, подготовка к ликвидации или реорганизации в виде передачи ОС и материальных активов в счет погашения задолженности, передачи имущества в уставный капитал дочернего общества либо зависимым лицам, уменьшение нераспределенной прибыли без выплаты дивидендов);
  • резкое увеличение кредиторской задолженности при одновременном снижении объема активов либо значительное превышение размера "кредиторки" над суммой выручки от реализации товаров (работ, услуг) и дебиторской задолженности (может свидетельствовать о подготовке юридического лица к ликвидации или банкротству);
  • значительное снижение дебиторской задолженности (бухгалтера заподозрят в необоснованном включении в состав расходов сумм безнадежных долгов);
  • расхождение выручки от реализации (работ, услуг) по данным деклараций по налогу на прибыль, НДС и отчета о финансовых результатах (возможны невключение в реализацию для целей налогообложения отдельных финансовых операций и, как следствие, занижение налоговой базы);
  • резкое уменьшение показателя "Финансовые вложения" при неотражении в декларации по налогу на прибыль доходов от реализации права требования долга, ценных бумаг и отсутствии поступлений от возврата предоставленных займов в "Отчете о движении денежных средств" и согласно выпискам по расчетному счету (возможно сокрытие доходов от реализации финансовых вложений);
  • систематическое заявление сумм НДС к возмещению при отсутствии прибыли либо ее незначительных размерах при высоком суммарном объеме выручки;
  • движение в значительных объемах наличных денежных средств (показатели отчета о движении денежных средств) при отсутствии заметных изменений показателей бухгалтерского баланса (может свидетельствовать о занижении выручки от реализации);
  • предоставление в значительных размерах займов другим организациям (возможно сокрытие доходов);
  • "миграция" налогоплательщика между налоговыми органами;
  • приобретение услуг (транспортных, консультационных, информационных, по управлению организацией и пр.) у фирм, имеющих признаки недобросовестности (с целью умышленного завышения расходов и вычетов НДС);
  • искусственное завышение цены на сырье, материалы, комплектующие изделия через цепочку контрагентов (посредников) (с целью умышленного завышения расходов и вычетов НДС);
  • включение в расходы значительных сумм процентов по займам и кредитам при наличии высокого размера дебиторской задолженности, при погашении которой отпадает необходимость в привлечении заемных средств, и (или) если в числе наиболее крупных дебиторов значатся учредители, дочерние организации и иные взаимозависимые лица;
  • превышение размера вычета НДС над суммой начисленного налога при выполнении СМР для собственного потребления;
  • отсутствие в декларации по НДС суммы восстановленного налога перед получением освобождения от уплаты НДС или переходом на специальные налоговые режимы при наличии остатков товаров, материалов, ОС, НМА;
  • превышение вычета НДС, ранее начисленного с сумм полученной предоплаты, над размером налога, исчисленного с реализации в текущем квартале;
  • снятие с расчетного счета наличных денежных средств в размерах больших, чем выплаченная заработная плата;
  • отсутствие поступлений на расчетный счет торговой выручки при наличии ККТ;
  • поступление на расчетный счет выручки при отсутствии информации о регистрации ККТ;
  • непредставление пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.

Примечание. Основной целью работы комиссии по легализации является обеспечение дополнительного поступления в бюджет налогов.

Не останутся без внимания факты значительного отклонения сумм расходов учредителей, руководителей налогоплательщика и членов их семей от размера задекларированных ими доходов.

Побуждение к самостоятельному доначислению налогов

После завершения аналитических процедур и выявления рисков и несоответствий налоговый орган направит налогоплательщику информационное письмо, в котором будут отражены факты, отклонения, противоречия и иные вопросы, ответы на которые планируется получить в ходе рассмотрения деятельности налогоплательщика. Кроме того, налогоплательщику предложат представить уточненные декларации (в том числе уменьшив сумму убытка), погасить задолженность по НДФЛ, исчислить НДФЛ с реально полученных доходов сотрудниками организации и др.

Обратите внимание! ФНС рекомендует направлять информационное письмо заблаговременно — не позднее чем за месяц до даты планируемого проведения заседания комиссии.

При этом срок для представления уточненных налоговых деклараций, погашения задолженности по НДФЛ, представления пояснений составляет 10 рабочих дней со дня получения информационного письма.

По истечении этого срока в случае непредставления уточненных деклараций, увеличивающих налоговые обязательства (уменьшающих убыток), непогашения задолженности по НДФЛ, непредставления пояснений, в которых приводятся аргументированные причины, объясняющие отсутствие оснований приглашения на комиссию, налоговым органом оформляется уведомление о вызове налогоплательщика.

Заседание комиссии

Рассмотрение деятельности налогоплательщика на заседании комиссии производится в индивидуальном порядке.

О заседании Комиссии по легализации объектов налогообложения

Заседание комиссии открывает ее председатель, затем член комиссии представляет информацию по налогоплательщику. Далее слово предоставляется представителю организации, либо индивидуальному предпринимателю, либо физическому лицу, которое должно представить пояснения по выявленным фактам и несоответствиям и сообщить о мероприятиях, проводимых (либо запланированных к проведению) в целях улучшения показателей финансово-хозяйственной деятельности и недопущения нарушений норм налогового законодательства.

По итогам рассмотрения комиссия сформулирует рекомендации налогоплательщику по устранению нарушений, а также принятию мер, направленных на ликвидацию убыточности и уплату налога на прибыль, НДС, НДФЛ, налога на имущество, транспортного налога и т.д. При этом комиссия установит конкретный срок устранения нарушений (искажений). ФНС рекомендует отводить на это 10 рабочих дней с даты заседания комиссии.

По результатам рассмотрения деятельности налогоплательщика на заседании комиссии должен быть составлен протокол, в котором фиксируются в том числе рекомендации налогоплательщику и срок для устранения нарушений. Протокол подписывается председателем и секретарем комиссии. С информацией, содержащейся в протоколе, налогоплательщик должен быть ознакомлен под подпись. Копия протокола по желанию налогоплательщика может быть ему вручена.

Обратите внимание! Комиссии предоставлено право направить информацию в правоохранительные, контролирующие и иные органы (например, в органы внутренних дел, территориальные органы Федеральной миграционной службы, государственные инспекции труда и т.п.), а также в администрации муниципальных образований для принятия решений в соответствии с их компетенцией.

В случае неявки налогоплательщика на заседание комиссии по уважительной причине заседание может быть отложено. (В этом случае налогоплательщику повторно направляется уведомление о вызове.)

Неявка налогоплательщика фиксируется в протоколе заседания комиссии.

В случае неявки надлежащим образом уведомленных налогоплательщиков на комиссию к ним в обязательном порядке применяются меры ответственности, предусмотренные ст. 19.4 КоАП РФ (штраф в размере от 2 до 4 тыс. руб.).

В отношении налогоплательщиков, не явившихся на заседание комиссии без уважительных причин и данные отчетности которых не свидетельствуют о положительном изменении финансового состояния, могут быть предприняты следующие меры:

  • повторный вызов на комиссию в инспекцию ФНС;
  • вызов на аналогичную комиссию в УФНС по субъекту РФ;
  • проведение предпроверочного анализа;
  • подготовка материалов для назначения выездной налоговой проверки.

Последующий контроль

Последующая работа в отношении всех рассмотренных на комиссии налогоплательщиков заключается в проведении ежемесячного и ежеквартального мониторинга. Цель первого — отследить изменения поступления НДФЛ в бюджет в отношении налоговых агентов, имеющих задолженность и выплачивающих заработную плату ниже среднего уровня по виду экономической деятельности. Ежеквартально будет контролироваться:

  • представление уточненных деклараций с увеличением налоговых обязательств (уменьшением убытка) и дополнительное поступление сумм налогов в бюджет;
  • динамика численности работников и средней заработной платы;
  • динамика показателей налоговой нагрузки.

Все эти сведения будут заноситься инспекторами в специально разработанные ФНС таблицы, которыми будет пополняться досье организации (индивидуального предпринимателя).

Обратите внимание! При отсутствии положительных тенденций и неполучении от должностных лиц (индивидуальных предпринимателей, физических лиц) обоснованных пояснений весь пакет документов по налогоплательщику будет передан в отдел предпроверочного анализа для рассмотрения вопроса о включении в план выездных налоговых проверок.

Полезные дополнения к Письму ФНС

  1. Налогоплательщики неоднократно пытались доказать в суде, что направление уведомления о вызове на заседание комиссии по легализации налоговой базы не предусмотрено Налоговым кодексом. Однако арбитры разных инстанций, включая ВАС, каждый раз отказывались признать уведомление недействительным, указывая, что направление в адрес налогоплательщика уведомлений с целью получения пояснений предусмотрено пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ, поэтому действия налогового органа не нарушают права и интересы организации (Постановления ФАС ДВО от 27.03.2013 N Ф03-917/2013 по делу N А51-14534/2012 и от 23.11.2012 N Ф03-4485/2012 по делу N А51-7538/2012, Определение ВАС РФ от 25.01.2013 N ВАС-18148/12 по делу N А51-7538/2012).
  2. Попытки избежать наложения налоговым органом штрафа за неявку, сославшись на неправомерность применения в данном случае ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ, тоже не увенчаются успехом. Неявка на заседание комиссии по легализации объектов налогообложения, созданной при налоговом органе и наделенной полномочиями в сфере налогообложения, образует состав правонарушения, предусмотренного названной нормой.

В то же время неявка налогоплательщика на заседание межведомственной комиссии по легализации "теневой" заработной платы, контролю поступления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также НДФЛ в бюджеты, созданной на основании постановления главы муниципального района, состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ, не образует, поскольку межведомственная комиссия не относится к органам, осуществляющим государственный надзор (контроль), и положение о соответствующей межведомственной комиссии не может предусматривать административную ответственность за неявку на ее заседание налогоплательщика либо иного лица <4>.

<4> Обзор практики рассмотрения судьями Пермского края дел об административных правонарушениях за 2011 год и первое полугодие 2012 года, утв. Президиумом Пермского краевого суда 06.07.2012.

  1. Постановление о привлечении к ответственности в виде штрафа выносит мировой суд (ст. 23.1 КоАП РФ). Срок давности для данной категории дел составляет 3 месяца (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, Постановление заместителя председателя Свердловского областного суда от 04.06.2012 по делу N 4а-237/2012).

С.С.Кислов

Эксперт журнала

"Строительство:

бухгалтерский учет

и налогообложение"

Любой отчётный период имеет свои последствия, в том числе и приглашение на комиссию по легализации объектов налогообложения.

 Жара жарой, а служба службой, и многим налогоплательщикам начали приходить письма из налоговых инспекций: мол, в связи с заявленными в декларациях за такой-то период налоговыми вычетами более 90% (порог может разниться), вы приглашаетесь на заседание межведомственной комиссии по легализации объектов налогообложения. Учитывая статус отправителя таких приглашений, они имеют определённый резонанс в лагере получателя, так что информация о том, что они собой представляют, будет совсем не лишней.

Итак, начнём с правовой основы. Если вы откроете Налоговый Кодекс с целью найти какое-либо упоминание о комиссии по легализации объектов налогообложения, то поиски окажутся тщетными: такой персонаж в НК не упоминается. С другой стороны, есть вполне определённая правовая норма о том, что налоговые органы вправе вызывать налогоплательщиков для дачи пояснений на основании письменного уведомления. Эта норма подкреплена административной ответственностью в виде предупреждения или штрафа от двух до четырёх тысяч рублей.

Именно наличие законной возможности вызывать налогоплательщиков для дачи пояснений и служит правовой основой подобного «диалога», особенно с учётом любви наших госорганов к всевозможным комиссиям, начиная года этак с 1917-го.

Теперь о самих комиссиях: в середине прошлого лета ФНС России издала письмо, которое так и называется «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы». Этот документ подробно расписывает механизмы работы подобных новообразований.

Основной целью комиссий, как следует из документа, является увеличение поступления налогов в бюджет путём побуждения налогоплательщиков. Критерии выбора налогоплательщиков, которых необходимо «побуждать», опять же подробно рассмотрены в этом письме.

Как известно, побуждение к действию — динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, но оставляющий ему возможность свободного выбора. Если нечто толкает нас, не оставляя свободного выбора, это уже принуждение.

Комиссия по легализации налоговой базы

В качестве тонкой грани, разделяющей позитивную и негативную мотивации, со стороны налогоплательщика выступает право выбора алгоритма поведения в сложившейся ситуации, со стороны налоговых органов — возможный сценарий развития этой ситуации в виде выездных налоговых проверок и т.д.

Однако правила игры вполне понятны и, более того, — подробно описаны. Прежде всего, речь идёт о величине налоговой нагрузки, т.е. той минимальной цене невхождения в перечень лиц, отбираемых для беседы.

Самый востребованный круг потенциальных собеседников ФНС составляют те, кто применяет общую систему налогообложения, т.е. «носители» таких болезненных в плане вышеуказанной нагрузки налогов, как НДС и налог на прибыль.

Что касается НДС, то в группу риска попадают все, у кого за ряд налоговых периодов отношение суммы НДС, подлежащей вычету, к сумме налога, исчисленного с налоговой базы, составило 89% и более. Например, если выручка без НДС составляет 1 миллион рублей, то НДС к уплате в бюджет при стандартной 18-процентной ставке должен быть чуть менее 20 тысяч рублей.

Что касается налога на прибыль, то рекомендуемый минимальный размер налоговой нагрузки разнится в зависимости от вида деятельности.

В сфере торговли под низкой на-грузкой по налогу на прибыль понимается та, что составляет менее одного процента. В нашем условном примере с миллионом рублей выручки минимальная сумма налога, свидетельствующая о начальном уровне «законопослушности», составит 10 тысяч рублей. В целом же минимальная совокупная налоговая нагрузка по НДС и налогу на прибыль, избавляющая от статуса «мало платящего», должна составлять порядка трёх процентов от оборота, что эквивалентно уровню рентабельности где-то в пять с небольшим процентов.

Под низкой налоговой нагрузкой по налогу на прибыль для организаций, осуществляющих производство продукции (товаров, работ, услуг), понимается нагрузка, составляющая менее трёх процентов. В нашем случае это будет 30 тысяч рублей, т.е. с миллиона надлежит генерировать к налогообложению порядка 150 тысяч чистой прибыли Общая же нагрузка на оборот от связки «НДС плюс налог на прибыль» составит порядка 5%, что в свою очередь эквивалентно уровню рентабельности почти 18%, если отталкиваться от затрат. Именно с этого порога можно надеяться не попасть в круг приглашённых для «душевной» беседы.

Подведём итог. В абсолютном выражении каждый миллион выручки от торговой деятельности (с точки зрения государства) должен стоить как минимум 20 тысяч рублей, от производства — 50 тысяч рублей. Много это или мало — вопрос дискуссионный. Так или иначе налогоплательщик имеет право, да и, в общем-то, должен, придерживаться реального финансового результата. Одна беда: если этот результат не вписывается в обозначенные выше пороги, то, возможно, придётся объясняться и защищать своё право на существование под светом налогового солнца.

И не забывайте: параметр уровня платежей — это только один из многочисленных критериев, по которым отбираются кандидаты на профилактику. Любые убытки — это позор предпринимателя, который нужно смывать многими и многими письмами, объяснениями-разъяснениями и т.д.

Движемся дальше: что делать, если вам всё же пришло приглашение на комиссию? Ответ содержится в уложении об этих самых комиссиях: приглашение перерастает в уведомление о вызове в том случае, если налогоплательщик не предоставит пояснения, в которых приведёт веские аргументы, объясняющие отсутствие оснований для приглашения на комиссию. Т.е. целесообразность действий, переиначивая классиков ранней советской сатиры, более чем очевидна: «Пишите, Шура, пишите…»

Другими словами, свой бизнес надо защищать не только документами и прижиманием к груди томика Налогового Кодекса, а живительным словом конструктивного диалога — такое нынче время вербальных коммуникаций, которых никакой электронный документооборот не истребит.

 Кстати, на нашем сайте есть калькулятор для расчёта минимальной рекомендуемой налоговой нагрузки, позволяющий прикинуть её размер для любой выручки.

Записи созданы 1517

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх