Ликвидация ООО проверка налоговой

Здравствуйте! В этой статье расскажем о проверках, которые проводятся при ликвидации ООО.

Сегодня вы узнаете:

  1. Обязательна ли проверка при ликвидации ООО.
  2. Что могут проверить в процессе ликвидации.
  3. Когда закрытие ООО допустимо без проведения проверки.

Ликвидация: суть понятия

Ликвидацией называют процесс, когда юридическое лицо полностью и окончательно прекращает свою деятельность. При этом права и обязанности никому не передаются.

Перед ликвидацией компания обязана:

  • В полном объеме произвести расчеты по всем долговым обязательствам;
  • Внести все обязательные платежи в государственный бюджет.

Ликвидация может быть произведена в добровольном порядке (если так решили учредители) и в принудительном по решению вынесенному судебными органами.

Но при любом раскладе вся процедура начинается с уведомления об этом ФНС.

Законодательное регулирование

Взаимодействие компании с ФНС по процедуре ликвидации регулируют:

  • ГК РФ;
  • НК РФ;
  • Закон о госрегистрации юрлиц.

Сразу отметим, что при ликвидации ООО вероятность налоговой проверки практически стопроцентная.

Этапы ликвидации

  • Избирается ликвидационная комиссия или ликвидатор в единственном лице;
  • Уведомляется каждый кредитор, письменным уведомлением и посредством публикации в СМИ;
  • Выявляются все задолженности;
  • Проводятся ревизионные мероприятия;
  • Составляется промежуточный баланс;
  • Производится гашение долговых обязательств перед кредиторами;
  • Формируется ликвидационный баланс;
  • Вносится запись в ЕГРЮЛ.

Как подготовиться к приезду проверяющих

После того как вы уведомили ФНС о ликвидации компании, осуществлять какие-то кардинальные перемены (особенно связанные с документацией) нельзя. Но некоторая подготовка все-таки допустима.

Итак, вы вполне можете:

  • Устранить мелкие недочеты и привести в порядок бухгалтерскую документацию;
  • Погасить кредиторскую задолженность, а документы о погашении сохранить.

Вообще, подготовиться к прибытию проверяющих можно эффективнее, если составить план погашения задолженности и тщательно проанализировать всю документацию. Только сделать это лучше до уведомления ФНС о ликвидации компании.

Также к моменту выездной проверки должен быть подготовлен ликвидационный баланс, а в СМИ опубликована информация о ликвидации вашей компании.

Выездная проверка при ликвидации ООО

В данном случае все проверочные мероприятия будут проводиться на вашей территории. Проводится такая проверка прежде всего для того, чтобы выявить, не нарушала ли ваша компания налоговое законодательство во время осуществления своей деятельности.

Проверяющие будут выявлять ошибки в работе бухгалтерии, искать факты неуплаты налогов и так далее.

Но есть ситуации, когда из-за приезда проверяющих нервничать не стоит:

  • Вы своевременно и аккуратно подавали декларации;
  • Вы честно уплачивали налоги все время, пока ООО существовало.

Что касается непосредственно процедуры, то для ее проведения решение выносит руководитель территориального отдела ФНС.

Вы же, со своей стороны, обязаны:

  • Предоставить проверяющим помещение;
  • Обеспечить их возможностью ознакомления с документацией.

Впрочем, права у вас тоже есть. Например, вы имеете право требовать при проведении осмотра или истребовании документации участия понятых.

Длительность проверки.

Прежде всего уточним, что проверку проведут независимо от того, сколько времени существовала ваша компания. Даже если ваш бизнес уже проверяли недавно, в процессе ликвидации проверку осуществят снова.

Если говорить о конкретных сроках проведения, то обычно он не превышает 60 дней. Он может быть увеличен только в случае непредвиденных обстоятельств.

В том случае, когда у вашей компании есть филиалы, проверка может длиться полгода. Но в то же время ее могут закончить раньше срока, по официальному распоряжению руководства ФНС.

Какой период проверяется.

Проверке подлежат последние 3 года деятельности вашей компании, а также период того года, в котором вы приняли решение о ликвидации.

Какие документы могут истребовать.

  • Кассовую документацию;
  • Документацию первичного учета;
  • Декларации в ФНС;
  • Данные о заработной плате сотрудников.

Этот список при необходимости может быть дополнен.

Права проверяющих.

В процессе выездной проверки инспекторы имеют право:

  • Осматривать территорию и помещения;
  • Просматривать и анализировать документацию;
  • Ксерокопировать документацию;
  • Осуществлять видеосъемку и фотографирование;
  • Проводить ревизии.

Важные нюансы.

  • Если у вас отсутствует возможность предоставить какую-либо документацию проверяющим, уведомите их об этом в письменном виде и указав причины;
  • Если вы попытаетесь скрыть или умышленно предоставить информацию не полностью, то можете быть подвергнуты административному взысканию;
  • Если по итогам проверки вы будете уклоняться от принятия результата, документ вам отправят почтой.

Фиксация результатов.

Результаты, которые будут получены в ходе проверочных мероприятий отражаются в протоколе и закрепляются в итоговой справке. В ней же отразят сумму задолженности (если она будет выявлена), все нарушения, если таковые имеют место.

Несогласие с результатами.

Если вы с результатами проверки категорически не согласны, у вас есть право их обжаловать. Для этого свои претензии излагаете в письменном виде и направляете руководителю ФНС. У вас есть на это 15 дней с той даты, когда вы получили результаты проверки.

Камеральная проверка

Ее осуществляют на территории ФНС. Проверять будут налоговые декларации, которые вы подавали, а также промежуточный и ликвидационный балансы.

Чтобы провести камеральную проверку, инспекторам не нужно ждать решения руководства и уведомлять об этом ликвидационную комиссию.

В ходе мероприятий проверяющие будут искать различные ошибки и расхождения в сведениях. Если их выявят, вам будет направлено требование предоставить разъяснения по данным фактам либо внести коррективы в документацию. На это отводится пять дней.

Ликвидация ООО без проверки

Проведение проверки компании, которая ликвидируется – это право, но не обязанность представителей налоговой службы. Поэтому, если у ФНС отсутствуют претензии к вашей фирме, проверки можно избежать.

Есть следующие варианты ликвидации ООО без общения с инспекторами:

  • Ликвидировать компанию с нулевым балансом;
  • Обратиться за помощью к юристу-посреднику или специализированной фирме;
  • Решить вопросы по долгам с дебиторами и кредиторами;
  • Закрыть все задолженности перед государством;
  • Продать компанию.

Также вам не стоит переживать по поводу проверки, если деятельность ваша компания не вела в течение трех лет.

При этом нужно соблюсти ряд условий:

  • Наемный персонал отсутствует;
  • Начисление и выплата зарплаты не осуществляется;
  • Операции по открытым банковским счетам не производятся.

Ликвидация с нулевым балансом

Для признания баланса нулевым должны быть соблюдены некоторые условия:

  • У вашей компании нет долгов и вы фактически не ведете деятельность;
  • Вы можете подтвердить нулевой отчетностью, что доходов и расходов у компании нет;
  • Сумма прибыли равна нулю либо вообще отрицательная.

При выполнении этих условий налоговая проверка вам не грозит и ликвидация пройдет быстрее.

Продажа компании

Также есть методы ликвидации, которые являются альтернативными. Один из таких – продажа компании. В этом случае фирма функционирует и дальше, но учредители к ней никакого отношения иметь не будут.

Сразу оговоримся, что этот метод противозаконным не является. Его суть состоит в том, что за определенную плату доля в уставном капитале в полном объеме передается другим лицам.

В итоге меняется руководство и фирма переходит к новому собственнику.

Перевод компании в другой регион

В этом случае происходит не только смена юридического адреса, но и фактического расположения компании. А это означает, что ООО снимут с учета в пункте А. и поставят в пункте Б.

Таким образом, ФНС не сможет применить штрафные санкции и провести выездные проверочные мероприятия, так как изменится территориальная подведомственность.

Этим методом могут воспользоваться те, у кого есть задолженность по налоговым платежам либо перед кредиторами.

Налоговая проверка в любом случае вызывает волнения и опасения, даже если вы ничего не нарушали. Если вы не уверены, что в вашей компании все идеально, привлеките аудитора и проведите полный анализ деятельности, причем до того, как поставите в известность ФНС о своем желании провести ликвидацию фирмы.

Но если долгов по налогам у вас нет, а вся отчетность предоставлялась вовремя, бояться вам нечего, процедура пройдет без особого ущерба для средств и нервов.

Почему так происходит? По каким критериям отбираются организации для назначения ВНП? Все критерии прописаны в концепции системы планирования выездных налоговых проверок. Разберем каждый из них в отдельности.

1. Налоговая нагрузка налогоплательщика ниже среднего уровня хозяйствующего субъекта в конкретной отрасли.

Все предприятия, функционирующие в конкретном субъекте Российской Федерации, сдают налоговые декларации, по которым считается нагрузка. По разным отраслям налоговая нагрузка варьируется в пределах 12-18% (на сайте ФНС можно найти данную таблицу). 12% – это тот минимум, который требует налоговая инспекция. Во избежание ВНП следует тщательно следить, чтобы значение налоговой нагрузки не опускалось ниже этой цифры. Налоговая инспекция терпимо относится к налогоплательщикам, которые указывают нормальную либо высокую налоговую нагрузку – от 12% до 18%.

Вывод. Не указывать налоговую нагрузку ниже 12%.

2. Отражение убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.

Практика показывает, что отражение убытков не только на протяжении нескольких налоговых периодов, но даже в один период является фактором риска для вызова руководителя в налоговую инспекцию для выяснения, почему данные убытки образовались. По результатам данного исследования обычно решается вопрос, в какую очередь будет назначена ВНП. Это один из тревожных звонков: вызов в налоговую инспекцию или письмо от нее означает, что ваша компания занесена в список организаций, претендующих на скорое назначение ВНП.

Вывод. Не отражать в бухгалтерской или налоговой отчетности убытки.

3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за налоговый период.

Следует знать, что использование компанией значительного количества услуг, позволяющих уменьшить налоговую нагрузку, является фактором риска для назначения ВНП. Бухгалтерам и руководителям нужно быть внимательным к этому пункту, поскольку значительная сумма налоговых вычетов в оценке рисков для назначения ВНП вынесена отдельным пунктом.

Вывод. Следить за тем, чтобы налоговые вычеты соответствовали налоговой нагрузке – она не должна опускаться ниже 12%.

4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров, работ и услуг соответственно.

Бывает, что налоговая нагрузка в пределах нормы, убытков нет и объемы налоговых вычетов некритичны. Однако доходы остаются на прежних показателях, а расходы продолжают расти. Либо расходы растут быстрее, нежели доходы. Налоговая инспекция относится к таким фактам настороженно и считает их фактором риска для назначения ВНП.

Вывод. Не допускать опережающего темпа роста расходов над темпами роста доходов.

5. Выплата заработной платы ниже среднего по данному субъекту в конкретной отрасли.

Занижение среднемесячной заработной платы также является фактором риска для назначения ВНП. Долгое время считалось, что выплата более низкой среднемесячной заработной платы, чем это указано в статистических сборниках по региону для конкретной отрасли, чревато последствиями в виде трудовой инспекции, налоговой проверки по ЕСН и Пенсионным фондом. Налоговая инспекция следит за этим очень тщательно и может быть назначена общая ВНП по НДС и по прибыли.

Вывод. Следить за показателем среднемесячной заработной платы.

6. Неоднократное приближение к предельному значению, установленных Налоговым Кодексом величин показателей, предоставляющих право использовать специальный налоговый режим.

Если выручка компании и (-или) число сотрудников неоднократно приближались к предельному значению, позволяющей применять УСНО, налоговая инспекция записывает такую компанию в кандидаты на проведение выездной налоговой проверки. Прибыль не должна приближаться к предельному значению. И количество сотрудников должно быть в пределах нормы. Примерно за 80% заходить не стоит.

Вывод. «Прятать» прибыль и держать на контроле число сотрудников.

7. Отражение расходов, максимально приближенных к сумме дохода.

Предприниматели, применяющие УСНО в виде «доходы минус расходы», очень любят уплачивать 1% в бюджет, и считают, что после этого они могут спать спокойно. Однако если у компании невысокий оборот, он идет в совокупности с п. 6. Если предельные показатели превышаются, и еще идет завышение суммы расхода, который приближается к доходу, это уже является фактором для назначения ВНП.

Вывод. Контролировать, чтобы показатели расходов не приближались к показателям доходов. (Если прибыль достаточно маленькая, то можно указывать расходы в полном объеме).

8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщикаки.

Как частенько строят свою работу предприниматели? Строят цепочку контрагентов, что позволяет им максимально уменьшить прибыль на одном, другом и третьем контрагенте, сами делают минимальную накрутку и уплачивают в бюджет минимальный налог. Однако налоговая инспекция тщательно следит за цепочкой контрагентов. Возникает вопрос: как налоговая инспекция узнает о применении цепочки контрагентов, если это выясняется только при ВНП? Дело в том, что данные налоговая инспекция берет из внешних источников: это и органы внутренних дел, и Интернет, и данные о проведении ВНП по другим налогоплательщикам. Если ваш контрагент много раз встречается в документах при проведении других налоговых проверок, он попадает в список неблагонадежных налогоплательщиков, список фирм-однодневок. И при проверке данных фирм-однодневок очень часто выявляются компании, которые пользуются услугами данных поставщиков для занижения суммы налогов.

Вывод: Максимально избегать использования услуг компаний, которые могут быть в списках ненадежных налогоплательщиков.

9. Непредоставление налогоплательщиком пояснений в налоговый орган в случаях убытков за данный налоговый период либо несоответствия по декларациям по НДС и прибыли.

Если пришло такое письмо, не следует уподобляться страусу и прятать голову в песок, что чаще всего и делают руководители, говоря своим бухгалтерам «забудь, забудь, не надо отвечать». Непредставление пояснений по данному вопросу налоговая инспекция расценивает как неблагонадежность налогоплательщика и как критерий для проведения ВНП. Если пришло уведомление, значит, какой-то из факторов риска уже есть. Не отвечая на уведомление, мы добавляем для себя фактор, который повышает пропорционально риск назначения ВНП.

Вывод. Незамедлительно реагировать на требования налоговой инспекции о предоставлении пояснений.

10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах.

Иногда возникает необходимость снятия с учета в одном налоговом органе и постановке на учет в другом: сменилась прописка у директора или компания переезжает в новый офис. Однако бывает и другое. Многие налогоплательщики периодически перемещаются между разными налоговыми инспекциями, наивно полагая, что это поможет им избежать ВНП: ведь в одной налоговой инспекции они снялись с учета, в другую только недавно пришли. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет, «мигрирование» между налоговыми органами ФНС вынесла отдельным пунктом в критериях к назначению ВНП.

Вывод: Не мигрировать между налоговыми органами без крайней необходимости.

11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета.

Этот пункт несколько перекликается с пунктом 4. У предприятий по каждой отрасли существует значение рентабельности, которое не должно быть занижено. Уровень рентабельности должен быть примерно всегда на одном уровне, причем не только по вашему предприятию, но и перекликаться с теми предприятиями, которые действуют в той же отрасли в том же субъекте федерации. Данные можно взять из статистики. Если в вашем регионе 90 предприятий сдали рентабельность 30%, а вы сдали 25%, это является фактором риска для назначений ВНП.

Вывод. Держать показатели рентабельности на одном уровне.

12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

Налогоплательщики продолжают придумывать самые разные схемы занижения налоговой базы. К сожалению, налоговая инспекция очень быстро выявляет подобные схемы и даже помогает налогоплательщикам в узнавании подобных схем. На сайте ФНС расписаны все схемы, которые любят применять налогоплательщики, в том числе известны налоговикам и вексельные схемы. Обнаружение подобных схем в деятельности предприятий – прямой повод для ВНП.

Вывод. Не рисковать с занижением налоговой базы.

Если на предприятии существует хотя бы один из перечисленных факторов риска назначения ВПН, то можно быть уверенным – это бомба замедленного действия, которая ждет своего часа.

Наиболее популярные способы уклонения от налоговой проверки

Каким образом налогоплательщики любят уходить от ВНП? Вот самые распространенные способы: уводят фирму из региона, продают, меняют участника, меняют директора, меняют адрес в другой регион по принципу «Чем дальше, тем лучше».

Риски этой, говоря на юридическом языке, «альтернативной ликвидации» велики. И самое главное, на что хочется обратить внимание читателей – это то, что альтернативная ликвидация не позволяет избежать налоговой проверки.

Риски, возникающие при разных способах уклонения от ВНП

Уголовная ответственность за регистрацию юридического лица на подставное лицо

В декабре 2011 года в Уголовный Кодекс РФ были внесены изменения, позволяющие привлекать к уголовной ответственности лиц, зарегистрировавших либо реорганизовавших предприятие через подставных лиц. Статья так и звучит: «Регистрация либо реорганизация предприятий через подставных лиц». Круг лиц, подлежащих привлечению к уголовной ответственности по данной статье, достаточно обширен: это и руководители предприятия, и учредители, заключившие договор купли-продажи, и главный бухгалтер, который помогал заключать договор, и юристы, которые являлись посредниками. Уголовное наказание предусматривает штраф до 500 тыс. руб. либо лишение свободы до 5 лет. В моей практике было лишь несколько случаев заявлений по данному факту.

Первый случай из практики. Ко мне обратились клиенты за помощью в следующей ситуации: покупатель, приобретший их компанию, спустя почти год написал заявление в органы внутренних дел о том, что он данное предприятие не приобретал. К счастью, моим клиентам тогда повезло, поскольку была грамотно проведена сама купля-продажа, и покупатель подписывал заявление у нотариуса лично. Это было проверено, подпись оказалась действительной, да и нотариус подтвердил данный факт.

Произошло это летом 2011 года. Моим клиентам в силу изложенных обстоятельств тогда удалось избежать уголовной ответственности. Но если бы это произошло после вступления в силу вышеуказанного закона, им не удалось бы избежать наказания, даже если бы было доказано, что подставное лицо подписывало заявление у нотариуса самолично.

Второй случай из практики. Он произошел уже после введения в УК РФ статьи, как раз связанный с ВНП. Руководителю компании принесли требование о проведении ВНП, и он счел отличной идею о продаже своей компании. Когда инспекторы пришли за документами, он предъявил акт приемки-передачи компании и заявил, что он уже не является директором данной компании.

В данном случае налоговая инспекция написала заявление в органы внутренних дел о том, что совершается преступление по статье 173.1 УК РФ. Но, к счастью, уголовная ответственность не наступила. Нам удалось завершить это уголовное дело до того, как оно попало в суд.

Бывают ситуации, когда ВНП назначается контрагенту, при этом приходит требование на предприятие о предоставлении документов для встречной налоговой проверки. Если компания уехала на Чукотку, как часто просят клиенты, то представить документы для встречной проверки не представляется возможным, поскольку директор другой и компания в другом регионе. Как правило, и требование предоставить документы адресат не получает, потому что оно высылается уже по новому адресу. Кроме того, даже если получено требование и покупателя предупредили, представить документы очень сложно, потому что инспекция находится очень далеко.

Случай из практики. Ко мне обратился клиент, который из года в год закрывал свою организацию при помощи «альтернативной ликвидации»: перезаключал договор с покупателем на новую компанию и продолжал спокойно работать. Однажды эта схема дала сбой: через несколько месяцев после смены адреса ВНП была назначена его основному покупателю, от которого он получал прибыль 12 млн в год. Его любимый клиент пришел к нему и спросил: «У нас прошла ВНП. Нам выдали акт, в котором указано, что ты не представил документы для проведения встречной проверки. Почему так случилось? Из-за тебя нам доначислили огромные суммы по НДС и прибыли».

Ответа не последовало, поэтому контракт, приносивший моему клиенту 12 млн. в год, был расторгнут. Согласитесь, сумма немаленькая. Так что нужно учитывать, что при обращении к альтернативной ликвидации мы подводим своих контрагентов.

Повышенный риск назначения ВНП при смене адреса

Заявление в налоговую инспекцию о смене адреса, о продаже компании подобно собственноручному нажиманию на спусковой крючок. На следующий же день налоговая инспекция приходит с требованием о назначении ВНП.

Многие думают, что если они поменяли адрес, то налоговая проверка не будет завершена: снялись с налогового учета, уехали в другой регион, имеется постановление о снятии с учета в данном налоговом регионе.

Однако надеяться на это не стоит. В Налоговом кодексе прямо указано, что ВНП завершает та инспекция, которая эту проверку назначила: акт о проведении ВНП напишет местная налоговая инспекция, и решение о привлечении к ответственности вынесет местная налоговая инспекция. Не надо думать, что смена местонахождения поможет избежать ответственности за налоговые правонарушения.

Был случай в практике, когда клиент, которому поступили сведения о том, что готовится проверка, решил, что при помощи смены местонахождения удастся ее избежать. Однако на следующий же день пришла инспекция с требованием, и ему пришлось уплатить доначисления в сумме 10 млн. руб. Непредставление документов, которые требуются для проведения ВНП, не является фактором, который поможет вам избежать доначислений.

Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов

При налоговых доначислениях больше 2 млн. рублей налоговая инспекция обязана подать сведения в органы внутренних дел о том, что совершается налоговое преступление. Ответственность по статье 199 УК РФ существует давно, и уже сложилась устойчивая практика о привлечении директоров, бухгалтеров и даже лиц, которые имеют право контролировать предприятие, к уголовной ответственности по данной статье. Если правонарушение совершено в городе Х, то органы внутренних дел города Х будут расследовать данное дело, и к ответственности будет привлекаться именно тот директор, в период деятельности которого было совершено данное правонарушение. А то многие думают, что после смены директора по всем вопросам будет отвечать новый директор. К сожалению лиц, не любящих платить налоги, к ответственности привлекается тот директор, в период деятельности которого было совершено налоговое преступление. Уголовное наказание по данной статье – штраф до 500 тыс. рублей либо лишение свободы до 6 лет.

Субсидиарная ответственность учредителей, директора.

Но на этом опасности для руководителей предприятий, которым доначислены налоги, не заканчиваются. Существует еще такое понятие как субсидиарная ответственность – когда учредитель несет все налоговые обязательства и долги, начисленные налоговой инспекцией.

Часто учредители пребывают в уверенности, что если они внесли в уставный капитал 10 тыс. рублей, значит, они отвечают по долгам предприятия в пределах этой суммы. Однако Гражданским кодексом предусмотрено такое понятие, как субсидиарная ответственность, и в случае, если налоговые доначисления не были погашены, руководитель, кроме того, что может быть привлечен к уголовной ответственности, – он еще может быть привлечен к субсидиарной ответственности. К субсидиарной ответственности точно так же привлекаются и руководители. Исключение составляют главные бухгалтера, которые однако не смогут избежать уголовной ответственности.

Итак, к субсидиарной ответственности могут привлекаться как руководители, так и учредители. Имеются случаи в практике, когда к уголовной и субсидиарной ответственности привлекались лица, которые имели право контролировать организацию, несмотря на то, что они не были ни учредителями, ни директорами данной компании.

Сегодня существует мода регистрировать предприятие на подставных лиц, пользоваться услугами и потом ее бросать, думая, что никакой ответственности не последует. Однако есть в практике случай, когда привлекались к субсидиарной ответственности именно лица, которые контролировали данную организацию.

Есть три случая из практики, когда к субсидиарной ответственности были привлечены руководители, несмотря на то, что директор был уже другой. Заявление было подано о привлечении к субсидиарной ответственности руководителя нынешнего, который в данный момент является директором. Однако суд счел, что данный руководитель не ответственен за те долги, которые были совершены предприятием, и привлек к ответственности того руководителя, который осуществлял деятельность в период совершения данных налоговых правонарушений. Решения суда уже подтверждены в апелляционной и кассационной инстанциями, но еще не дошли до Высшего арбитражного суда.

Как законным способом избежать налоговой проверки

Однако на деле не так страшен черт, как его малюют. Есть способы, позволяющие избежать выездной налоговой проверки, и проистекают они из концепции ее проведения.

Первый способ. Этот способ общедоступен, его может применять каждый из вас – это соблюдение всех 12 критериев. Давайте повторим их:

1. Не указывать налоговую нагрузку ниже 12%.

2. Не отражать в бухгалтерской или налоговой отчетности убытки.

3. Не отражать в отчетности значительные суммы налоговых вычетов.

4. Не допускать опережающего темпа роста расходов над темпами роста доходов.

5. Не занижать показатели среднемесячной заработной платы.

6. Для УСНО: не допускать неоднократного приближения к предельному значению прибыли.

7. Для УСНО: не допускать приближения сумм расхода к сумме дохода.

8. Не пользоваться услугами ненадежных контрагентов.

9. Не избегать предоставления пояснений.

10. Не мигрировать между налоговыми органами.

11. Не допускать значительного отклонения уровня рентабельности в отрасли.

12. Не допускать ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

Второй способ. Часто руководители, не желая работать с высокой налоговой нагрузкой, применяют схемы, которые позволяют ее уменьшить, и никакие доводы бухгалтеров их не убеждают. Для таких компаний существует абсолютно законный, в отличие от альтернативной ликвидации, способ избежать ВНП — это ликвидация через банкротство.

Положительные последствия банкротства:

ü сохраняются хорошие отношения с контрагентами, что является важным для многих предпринимателей;

ü выдается свидетельство о прекращении деятельности, и уже нет обязанности представлять документы для встречной проверки;

ü списывается вся задолженность, которая существует у предприятия, будь то налоговые платежи, платежи перед контрагентами либо кредитные обязательства перед банками.

Заключение

Если предприятие нашло у себя хотя бы один фактор риска для назначения ВНП, уже сейчас можно начинать к ней готовиться. Риск назначения ВНП возрастает прямо пропорционально совокупности факторов риска: если вы используете один фактор риска, риск минимален, если два – риск возрастает, если три – 100% гарантия.

Налоговая инстанция имеет право на закрытие ООО. В ряде случаев она может выступать в качестве истца по делу о принудительном закрытии ООО в судебном порядке. Но также налоговая может закрыть юрлицо в рамках одностороннего решения.

Правовое регулирование

Процедура одностороннего исключения сведений о компании из ЕГРЮЛ опирается на нормы Гражданского кодекса и ФЗ-129 «О госрегистрации». Так как в России уполномоченной инстанцией за регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей выступает ФНС, то именно налоговикам были переданы полномочия по исключению информации о юрлице из реестра в одностороннем порядке.

С 2017 года применительно к принудительной ликвидации юрлиц по решению ФНС через принятие 488-ФЗ были внесены важные изменения в 129-ФЗ. По результатам принятия данного закона полномочия налоговиков в части закрытия компании были расширены: у них появились дополнительные основания для закрытия.

Причины и основания для ликвидации

Процедура ликвидации подчиняется определенным правилам и является достаточно длительной. Закрыть компанию менее, чем за три месяца, не получится независимо от основания. Данная мера направлена на максимальный учет интересов контрагентов предприятия, перед которыми у юрлица могла быть сформирована задолженность.

Законодательно предусмотрено две разновидности ликвидации ООО: в добровольном и принудительном порядке. Есть еще один способ закрытия компании – исключить информацию о ней из ЕГРЮЛ. Но так как по результатам компания закрывается и лишается права заниматься деятельностью, то этот способ можно приравнять к ликвидации.

На основании п. 9 ст. 63 Гражданского кодекса ликвидация юрлица считается завершенной после внесения записи об этом в ЕГРЮЛ.

Добровольная ликвидация ООО осуществляется по решению руководства компании, тогда как принудительная ликвидация происходит по инициативе уполномоченного органа. Закрытие компании может быть инициировано:

  1. Налоговой инспекцией (наиболее распространено).
  2. Прокуратурой (если компанией нарушаются нормативы законодательства или интересы отдельных физлиц).
  3. Антимонопольными органами.
  4. Центробанком РФ.
  5. Пенсионным фондом.
  6. Кредиторами компании.
  7. Одним из учредителей при наличии конфликта интересов.

В нынешней практике принудительная ликвидация по инициативе сторонней контролирующей инстанции является более распространенным явлением.

Основанием для добровольной ликвидации становится официальное решение ее собственников или приказ единственного учредителя, тогда как принудительная ликвидация может происходить на основании:

  1. Судебного решения.
  2. Одностороннего решения налоговой службы об исключении сведений из ЕГРЮЛ (без решения суда).

Перечень условий и причин для принудительной ликвидации в судебном и несудебном порядке различается. В судебном порядке осуществляется ликвидация компании, которая ведет деятельность:

  • с грубыми нарушениями законодательства;
  • при ведении лицензируемой деятельности без получения необходимой лицензии;
  • при ведении деятельности, противоречащей уставу;
  • при неуплате налогов и пр.

Причины для добровольной ликвидации могут быть самыми разнообразными, тогда как закрыть компанию по одностороннему решению налоговой инспекции можно по ограниченному перечню оснований. В их числе такие:

  1. Отсутствие активности компании в течение года и более. Под отсутствием хозяйственной деятельности законодатель понимает непредоставление отчетности, положенной по закону, в указанный период и непроведение операций по счетам. Компания в данном случае считается прекратившей деятельность. Но два указанных условия должны соблюдаться одновременно: например, если юрлицо не сдает отчетность, но имеет поступления по счетам, то ликвидировать его по решению ФНС не допускается. Указанные два формальных признака того, что деятельность не ведется, приведены в ст. 21.1 129-ФЗ. Статья 21.2 этого закона предписывает ФНС принимать решение об исключении компании из ЕГРЮЛ при обнаружении указанных признаков.
  2. Юридическое лицо не имеет средств на проведение закрытия в добровольном порядке, а взыскать их с учредителей по различным причинам невозможно.
  3. Налоговая инспекция в результате проверки обнаружила недостоверные сведения в ЕГРЮЛ, а юрлицо в течение 6 месяцев не предприняло шаги для исправления некорректных данных.

Последние два основания для ликвидации компании по инициативе налоговой стали одними из последних законодательных нововведений и были приняты в сентябре 2017 года.

Не все некорректные данные могут стать основанием для исключения сведений о компании из реестра. Речь идет, в первую очередь, о такой информации, как неправильный юридический адрес или некорректная информация о руководстве юрлица (директоре компании).

Если в ходе проверки будет установлено, что юридический адрес в ЕГРЮЛ не имеет никакого отношения к деятельности компании (то есть по указанному адресу у компании нет офисного помещения, торгового помещения, производственной базы или склада), то она подлежит исключению из реестра.

Нередки случаи, когда компания регистрируется по одному адресу, а фактически ведет бизнес по другому. Вполне может быть, что у учредителей нет никаких противоправных намерений, но некорректный юрадрес в официальном реестре противоречит закону. Злоумышленники используют подобную схему с недостоверным адресом для того, чтобы избежать предъявления им законных требований или внеплановых проверок.

Факты некорректности сведений о юридическом адресе обычно выявляются налоговиками двумя способами:

  1. По результатам выездной проверки. В частности, в ходе проверки налоговики могут выявить, что по адресу расположен недострой.
  2. Если все отправленные требования и уведомления по указанному адресу возвращаются в ФНС невостребованными или с отметкой о некорректно указанном адресе, отметкой «адресат отсутствует».

Косвенно указывает на недостоверность юридического адреса тот факт, что это адрес массовой регистрации, то есть по нему зарегистрировано слишком много компаний: 10 и более. Это служит подтверждением того, что компания попросту «купила» юрадрес и не собиралась вести там бизнес. Если компания работает на рынке более года, то под критерий «массовости» подпадает адрес с зарегистрированными по нему 50 и более компаниями.

Также к недостоверным сведениям относят неполный адрес: например, отсутствие квартиры, офиса и прочих важных данных.

Указывают на недостоверный адрес регистрации компании и такие обстоятельства:

  1. Данное помещение не предназначено для занятия подобной деятельностью (например, это гараж или недострой).
  2. Жилое помещение, в котором была зарегистрирована компания, не является собственностью директора юрлица или его участников.
  3. Договор аренды с собственниками жилых помещений не был подписан.

Другим основанием для предъявления претензий к юрлицу являются недостоверные данные о директоре, что также служит нарушением налогового законодательства. Например, данное лицо является учредителем множества компаний или относится к дисквалифицированным лицам и не вправе учреждать компанию, руководитель не получает доходов от своей деятельности и пр.

Выявление номинальных директоров происходит по инструкции №ЕД-4-15/13247 от 2018 года.

При добровольной и принудительной ликвидации компания ликвидируется ликвидационной комиссией. Именно она ответственна за соблюдение порядка ликвидации общества. Но при добровольной ликвидации состав комиссии определяют участники общества, а при принудительной – налоговая инспекция.

Когда ФНС не вправе исключать компанию из реестра в одностороннем порядке

Законодательно права налоговиков в части ликвидации компании по одностороннему решению ограничены. Исключение юрлица из реестра не будет запущено, если судом было вынесено постановление о начале процедуры банкротства в отношении него. С конца июня 2017 года информация о возбуждении дела о банкротстве подлежит внесению в ЕГРЮЛ, как и другие сообщения о том или ином этапе признания финансовой несостоятельности.

Также исключение из реестра недопустимо при наличии долгов в бюджет, если сроки исковой давности не прошли. С учетом того, что налоговикам передали полномочия по администрированию взносов во внебюджетные фонды, то компания для упрощенной ликвидации не должна иметь долгов по пенсионным и страховым взносам.

Принудительная ликвидация компании налоговыми органами невозможна при наличии признаков «отсутствующего должника». Связано это с тем, что необходимо учесть интересы кредиторов.

Хотя в судебной практике имеются решения, по которым наличие долгов перед бюджетом не является основанием для отказа в исключении компании из реестра, сами налоговики подчеркивают, что это нарушит действующий порядок ликвидации юрлица. В таком случае ФНС должна стать кредитором юрлица и инициировать процедуру банкротства.

Порядок закрытия ООО

На предварительном этапе налоговая инспекция формирует специальный перечень компаний-«молчунов», которые в течение года и более не сдавали положенную законом отчетность.

На основании отсутствия деятельности

Если у контролеров есть причины для исключения компании из реестра, то они должны придерживаться определенного порядка действий. Он включает в себя следующие этапы:

  1. ФНС запрашивает в банке информацию о движениях по счету юрлица, которое в течение года и более не сдавало обязательную отчетность.
  2. Если из банка, в котором у компании есть счет, поступает информация об отсутствии движения средств по счету, ФНС оформляет официальное решение о закрытии юрлица. Наличие хотя бы одной операции по счету исключает возможность для ликвидации компании по инициативе ФНС.
  3. Сообщение о предполагаемом исключении компании из реестра юрлиц публикуется в «Вестнике госрегистрации». На публикацию сведений у налоговиков будет три дня с даты принятия решения об исключении компании из реестра. В сообщении публикуются инструкции для предъявления требований кредиторами: в какие сроки они принимаются и куда их следует направить.
  4. Кредиторы вправе заявить о своих финансовых претензиях к должнику в течение 3 месяцев после публикации сообщения. Если в указанные сроки к должнику поступили претензии от кредиторов, то процесс односторонней ликвидации останавливается. В данном случае закрытие компании может происходить только в рамках процедуры банкротства или добровольной ликвидации.
  5. Если же кредиторы не предъявили требования к компании, то ФНС выносит решение об исключении компании из ЕГРЮЛ.

После того как компания исключена из реестра, то она фактически прекращает свою деятельность.

При обнаружении некорректных сведений в реестре

Выше приведен алгоритм исключения сведений о юрлице из реестра на основании отсутствия деятельности. Если же речь идет об исключении компании на основе обнаружения некорректных сведений в реестре, то порядок действий будет таким:

  1. ФНС обнаруживает недостоверные сведения о юрлице, которые содержатся в реестре. Для проверки информации она вправе организовать выездную налоговую проверку.
  2. Нарушителям передаются уведомления с предупреждениями об ответственности за выявленные нарушения в виде исключения из реестра юрлиц. В них содержатся требования о незамедлительном внесении правок.
  3. На исправление сведений в ЕГРЮЛ у юрлица будет 1 месяц.
  4. При непоступлении в указанные сроки корректирующих отметок ФНС вносит в ЕГРЮЛ отметку о недостоверной информации в реестре.
  5. В случае отсутствия реакции со стороны компании в течение полугода и непредоставления корректных сведений ФНС принимает решение об исключении компании из реестра.
  6. Решение в обязательном порядке публикуется в «Вестнике госрегистрации» в течение 3 дней после принятия.
  7. У кредиторов компании также будет три месяца для предъявления своих требований должнику. Стоит отметить, что в указанном случае также используются пролонгированные рамки для предъявления требований кредиторов: вместо 2 месяцев при добровольной ликвидации компании им дается 3 месяца.
  8. Сведения об указанном юрлице удаляются из ЕГРЮЛ.

По результатам ликвидации компания больше не имеет права на ведение деятельности. Если ее собственники захотят продолжить бизнес, то им предстоит открыть новое юридическое лицо.

Для того чтобы избежать исключения компании из реестра, ее учредителям нужно в обязательном порядке сдавать в положенные сроки нулевую отчетность. Также стоит регулярно проверять «Вестник госрегистрации» на предмет сообщений о ликвидации. При возможности процесс закрытия удастся приостановить.

Также компания может восстановить запись о юрлице в ЕГРЮЛ в судебном порядке, но для этого она должна обладать доказательствами проведения процедуры исключения из реестра с нарушениями законодательства, в частности если у учредителей есть доказательства ведения деятельности, наличия поступлений на счет или сдачи отчетности. Если суд встанет на сторону юридического лица, то он обяжет налоговиков в принудительном порядке восстановить компанию в реестре.

Почему одностороннее исключение из реестра невыгодно

Нередко учредители думают, что оптимальным вариантом для ликвидации юрлица является дождаться, пока налоговики не исключат ее сами. Хотя исключение компании из ЕГРЮЛ осуществляется бесплатно, это не означает для нее освобождение от долгов.

В июне 2017 году была принята законодательная норма, по которой исключение компании из ЕГРЮЛ в одностороннем порядке имеет для ее собственников те же гражданско-правовые последствия, что и при стандартной ликвидации.

Несмотря на то что в ст. 56 ГК указано, что учредители несут ответственность по долгам только в пределах принадлежащей доли, но это право действует только на добросовестных собственников. Если кредиторы компании смогут доказать, что задолженность компании была сформирована по вине учредителей, то последних допускается привлечь к субсидиарной ответственности.

Субсидиарная ответственность не привязана к величине доли в уставном капитале руководителя и приравнена к реальному размеру долговых обязательств. Привлеченное к ответственности руководство должно отвечать своим имуществом по долгам компании. Но вина руководителя в причинении ущерба кредиторам должна быть доказана в судебном порядке.

Исключение сведений о компании из реестра выступает крайней мерой воздействия ФНС на недобросовестных участников экономических отношений. Поэтому учредителям «брошенной» компании грозит ряд неблагоприятных последствий:

  • учредитель исключенной из реестра компании, который владел более 50% голосов в ней, при наличии задолженности по налогам и сборам на момент закрытия юрлица в течение 3 лет не вправе зарегистрировать новую компанию, стать участником действующего предприятия (купить долю в нем) и не может быть назначен директором (указанное правило действует с января 2016 года);
  • запрет на открытие нового юрлица, выполнение руководящих функций, покупку долей в другой компании прописан и для директора закрытого ранее ООО по инициативе инспекции;
  • заинтересованные кредиторы, которые не были осведомлены о закрытии компании, могут опротестовать в судебном порядке исключение компании из реестра и привлечь учредителей к субсидиарной ответственности.

Последние нововведения расширили сроки для привлечения к субсидиарной ответственности до 3 лет.

Таким образом, ФНС наделено полномочиями по ликвидации юрлица в одностороннем порядке на основании вынесенного решения. Несмотря на административный характер процедуры, инспекторам требуется соблюдение ряда условий. В частности, компанию можно закрыть при отсутствии движения средств в течение года и более, при непредоставлении положенной налоговой отчетности в те же сроки, при отсутствии средств на ликвидацию компании и при невозможности их взыскать, при обнаружении недостоверных сведений в течение полугода и более.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно. Светлана Асадова Эксперт в сфере права и финансов Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

Кто рискует попасть в план выездных проверок

Как известно, налоговики при планировании выездных проверок применяют 12 критериев. Все они приведены в приказе ФНС России от 30.05.07 № ММ-3-06/333@. Налогоплательщик, соответствующий таким критериям, с большой долей вероятности будет включен в план выездных налоговых проверок.
Некоторые критерии имеют числовые показатели, обновляемые из года в год. В частности, к ним относятся налоговая нагрузка (критерий № 1) и уровень рентабельности бизнеса (критерий № 11). Оценить свои риски можно по специальным таблицам, которые формируются на основании информации, имеющейся в ФНС и в Росстате.

Проверить финансовое состояние своей организации и ее контрагентов

Низкая налоговая нагрузка (критерий №1)

Налогоплательщик может быть включен в план выездных проверок, если его налоговая нагрузка ниже среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли. Налоговики рассчитывают данный показатель по следующей формуле:

сумма налогов и сборов за календарный год по данным отчетности / оборот (по данным Росстата) × 100%.

По сравнению с 2017 годом, для некоторых отраслей показатели «безопасной» налоговой нагрузки за 2018 год несколько увеличились. Например, в сфере добычи топливно-энергетических полезных ископаемых нагрузка за 2018 год составляет 52,5% (против 45,4% в 2017 году). В сфере строительства нагрузка в 2017 году составляла 10,2%, а в 2018 году — 10,4%.
Также есть виды деятельности, в отношении которых налоговая нагрузка напротив снизилась. Так, средняя налоговая нагрузка в сфере производства пищевых продуктов уменьшилась с 28,2% до 21,7%. Для оптовой торговли «безопасная» нагрузка составляет 2,7% (в 2017 году — 3,1%).

Значительное отклонение рентабельности по данным бухгалтерского учета от среднеотраслевой (критерий №11)

Поводом для назначения налоговой проверки может быть низкий уровень рентабельности продаж и рентабельности активов (если рентабельность отклоняется от средней более, чем на 10%).
Показатели рентабельности за 2018 год также отличаются от средних значений 2017 года. В частности, средняя рентабельность продаж в сфере производства продуктов в 2017 году составляла 8,4%, а в 2018 году — 9,2%. В сфере оптовой торговли (кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами) средняя рентабельность продаж выросла с 6,1% до 10%.
В сфере транспортировки и хранения данный показатель наоборот снизился: в 2017 году он составлял 9,7%, а в 2018 году — 8,8%.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх