Лицензирование финансовых организаций

Лицензирование банковской деятельности – процедура, которую проходят кредитные организации, чтобы получить право на осуществление банковских операций.

В России в соответствии с Федеральным законом от 2 декабря 1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности» осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Центральным банком.

Для ее получения юридическое лицо предоставляет в ЦБ следующие документы:

  • заявление в установленной форме;
  • учредительные документы организации;
  • бизнес-план кредитной организации;
  • протокол общего собрания учредителей;
  • документы, подтверждающие уплату государственной пошлины;
  • заверенные копии документов, подтверждающих государственную регистрацию учредителей кредитной организации;
  • анкеты кандидатов на должности ее руководителя, главного бухгалтера и их заместителей;
  • аудиторские заключения о достоверности финансовой отчетности учредителей — юридических лиц;
  • документы, подтверждающие источники происхождения средств, вносимых учредителями — физическими лицами;
  • документы, необходимые для подготовки заключения о соблюдении кредитной организацией требований к проведению кассовых операций;
  • копия документа, выданного федеральным антимонопольным органом и подтверждающего удовлетворение ходатайства о даче согласия на создание кредитной организации, если это требуется по закону;
  • документы, необходимые для регистрации первого выпуска акций кредитной организации, если она создается в форме акционерного общества;
  • полный список учредителей кредитной организации на бумажном носителе.

Кроме того, согласно инструкции ЦБ РФ от 2 апреля 2010 года № 135-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензий на осуществление банковских операций», необходимы подтверждение своевременной и правомерной оплаты 100% уставного капитала, а также регистрация отчета об итогах первого выпуска акций банка, если он создан в форме акционерного общества.

Банковские лицензии существуют нескольких видов. Причем кредитная организация не может обратиться в Банк России за расширенной или генеральной лицензией ранее чем через два года с даты регистрации.

Проведение банковских операций без получения соответствующей лицензии может привести к следующим последствиям: для юридических лиц — взыскание всей суммы, полученной в результате осуществления данных операций, а также штрафа в двукратном размере этой суммы в федеральный бюджет и ликвидация (для этого ЦБ РФ должен обратиться в суд), для физических лиц — гражданская или уголовная ответственность в соответствии с действующим законодательством.

На практике получение лицензии на осуществление банковской деятельности – сложный и длительный процесс. Поэтому в российской практике чаще встречается покупка уже созданных кредитных организаций, чем создание новых. Цена купли-продажи банков на лето 2011 года составляет: без права работы с валютой – 2-3 млн долларов, с валютной лицензией — 4-5 млн.

Батанина А.С. ©

Факультет юриспруденции и ювенальной юстиции, ГОУ ВПО «Российский государственный социальный университет»

ПОЯВЛЕНИЕ, РАЗВИТИЕ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФАКТОРИНГА В

РОССИИ

Аннотация

В статье рассмотрены предпосылки появления факторинга в России, как финансирования под уступку денежных требований. Проводится анализ его развития и правового регулирования по сравнению с международной практикой.

Ключевые слова: Факторинг, фактор-фирма, дистрибьютор, контрагент, дебиторская задолженность, дебитор, рассрочка.

Keywords: Factoring, factor company, distributor, contragent, accounts receivable, debitor, credit.

Реалии современной рыночной экономики, конкуренция на товарном рынке и рынке услуг обуславливают необходимость для поставщиков идти на более гибкие взаимодействия с покупателями. В этой ситуации «спасительным кругом» является финансирование под уступку денежных требований, так называемый факторинг. Он помогает поставщику значительно укрепить свои позиции в конкурентной среде, а именно предложить своим покупателям за товары или услуги более длительные отсрочки платежей, что при сегодняшней действительности является значительным конкурентным преимуществом.

Если не рассматривать факторинг с точки зрения экономики, то можно обобщено сказать, что главной его чертой является предоставление финансовых услуг и уступка прав.

Как говорил Черчилль: «Никогда не уступайте, ни в большом, ни в малом — если только того не требуют честь и здравый смысл». Если же обратиться к восточной философии, то там мы видим большую гибкость в данном вопросе, ведь она рассматривает уступку, как средство «уложить товарища на лопатки». И только правовая наука сделала уступку права требования занятием мирным и обоюдовыгодным, ничем не противоречащим чести и здравому смыслу.

История факторинга берет своё начало со времен царя Хаммурапи (II тыс. до н. э.). Но непосредственное его становление началось в XIX веке в Англии и было прямо связано с развитием текстильной промышленности.

Правовое регулирование факторинга в мире осуществляется на основе «Конвенции о международном факторинге» УНИДРУА, принятой в мае 1988 года на международной конференции в Оттаве. Однако Россия не является участником данной конвенции.

При переходе России к рыночной экономике в 80-90х годах начали возникать новые правовые конструкции в законодательстве, связанные с операциями по уступке денежных требований. Из-за отсутствия собственного опыта правового регулирования

© Батанина А.С., 2012 г.

отношений по факторинговым услугам при построении конструкции этого договора использовалась международная практика регулирования подобных отношений.

Появление в России факторинга было не случайным и имело на то веские основания. А именно: недостаток «свободных, живых» денег и острые проблемы с расчётами.

Долгое время граждане России не могли в полной мере оценить преимуществ уступки права требования. Не только потому, что права их требований были не очень разнообразными и касались в основном права потребовать выдачи жалобной книги. Главная причина состояла в том, что такая уступка имела недостаточную правовую основу в виде чрезмерно лаконичной гл. 18 ГК РСФСР, не раскрывавшей всех преимуществ этой операции.

В настоящее время в Российской Федерации вопросы факторинга регулируются следующими нормативными документами:

-Гражданский Кодекс РФ (ч. 2, глава 43, ст. 824—833);

-Налоговый Кодекс РФ (глава 25, ст. 265, 269, 271);

-Федеральный закон от 4 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности».

В статье 824 ГК РФ содержится определение факторинга, «как финансирования под уступку денежного требования». То есть можно сделать вывод, что как такового определения «факторинг» в российском законодательстве нет. В России термин «факторинг» используется как транскрипция английского слова factoring (разновидность агентирования), а понятия «факторинг» и «финансирование под уступку денежного требования» воспринимаются как тождественные.

В России, в отличие от зарубежных стран, факторинговый рынок в настоящее время развит достаточно слабо. Если в странах Западной Европы обороты по факторингу составляют более 5% ВВП (в Великобритании и Италии — 10%), в Восточной Европе — 1,5 -2% ВВП, то в России — менее 0,1%. Отчасти это связано с тем, что лишь 5 из 20 лет истории существования факторинга в России можно считать годами реального развития рынка.

Внедрение факторинга на российский рынок начали Промстройбанк и Жилсоцбанк СССР в 1988 г. Содержание факторинговых операций в те годы было далеко от международной практики и от того продукта, который предоставляется на российском рынке сейчас. Факторинговым отделам переуступалась только просроченная дебиторская задолженность, соглашение заключалось как с поставщиком, так и с покупателем, причем поставщику гарантировались платежи путем кредитования покупателя. Факторинговое обслуживание носило характер разовых сделок.

В 1989 г. появилось Письмо Госбанка СССР N 252 «О порядке осуществления операций по уступке поставщиками банку права получения платежа по платежным требованиям за поставленные товары, выполненные работы и оказанные услуги».

В 1992 г. Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» факторинг был включен в состав банковских операций и сделок.

Проблемой при появлении факторинговых услуг в коммерческих банках России было отсутствие качественных технологий в данной сфере и плохая платежная дисциплина дебиторов. Что также было связано с недостаточной правовой базой. В настоящее время принят федеральный закон «О внесении изменения в статью 825 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации и признании утратившей силу статьи 10 Федерального закона «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации»», в соответствии с которым расширен перечень субъектов, которые вправе заниматься факторингом. В соответствии с данным законом, в качестве финансового агента договоры финансирования под уступку денежного

требования могут заключать коммерческие организации. Принятие закона устранило некоторые пробелы в законодательстве, предоставляя право заниматься факторингом всем коммерческим организациям.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вместе с тем рынок факторинговых услуг в России пока ограничен небольшим количеством банков и компаний. Несмотря на это, он медленно, но верно продолжает расти.

Согласно статистике, «первое место среди банков-факторов в России по результатам 2010 года занимает Промсвязьбанк — 130,5 млрд рублей, далее идут Альфа-Банк — 54,8 млрд и «ВТБ-Факторинг» — 43,2 млрд. (Основным показателем деятельности факторинговых организаций служит объем уступленных в их пользу денежных требований)».

Но для того, чтобы понять, в чем заключается специфичность развития российского факторинга необходимо провести анализ правовых норм. А в частности сравнить положения уже упомянутой конвенции УНИДРУА о международном факторинге и действующий ГК РФ.

И в Конвенции и в ГК РФ предметом договора факторинга является денежное требование, существующее к моменту заключения договора о факторинге или которое может возникнуть в будущем. Это требование не обязано быть определенным конкретно, но должно обладать свойством потенциальной определимости, то есть быть таким, чтобы его можно было выделить из ряда других требований данного клиента в момент заключения договора, а будущее требование (это устанавливается ГК РФ) — не позднее чем в момент его возникновения.

Конвенция выделяет следующие функции финансового агента: ведение бухгалтерского учета по причитающимся суммам, защита от неплатежеспособности должников, финансирование поставщика, включая кредит и аванс, предъявление к оплате денежных требований. В ГК РФ обязанности сформулированы иначе: он передает или обязуется передать клиенту денежные средства в счет денежного требования или принимает денежное требование в целях обеспечения исполнения обязательства перед ним; предоставление же клиенту иных финансовых услуг, включая ведение бухгалтерского учета, не является обязательным условием договора. Делаем вывод, что основная обязанность финансового агента как по Конвенции, так и по ГК РФ состоит в кредитовании своего клиента; возложение же в договоре на агента остальных функций зависит от характера взаимоотношений (являются ли они длящимися или ограничиваются однократной уступкой требования) и желания сторон.

В Конвенции положение об уведомлении должника о состоявшейся уступке требования является составной частью определения факторингового контракта и такое уведомление является обязанностью финансового агента или его клиента, а в Гражданском кодексе вопрос о необходимости уведомления должника оставлен за рамками регулирования, и внимание сосредоточено на обязанности должника произвести платеж финансовому агенту при условии получения письменного уведомления об уступке.

А в вопросах защиты, предоставляемой должнику, нормы Конвенции и ГК РФ совпадают. И в том и другом документе закреплено средство защиты в виде права зачета требований.

В соответствии с ГК РФ риск неисполнения переданного денежного требования возлагается на финансового агента. В Конвенции же говорится, что стороны вправе возложить на финансового агента обязанность «защиты от неплатежеспособности должников», если же в договоре такое условие не предусмотрено, то, очевидно, риск неисполнения должником обязанности по оплате товаров ляжет на поставщика.

И ГК РФ и Конвенция признают действительной уступку финансовому агенту денежного требования, даже если между клиентом и должником существует соглашение о ее запрете, однако не освобождает клиента от обязательств или ответственности перед должником в связи с уступкой в нарушение соглашения о ее запрете.

Таким образом, мы видим, что в ГК РФ были отражены основные подходы Конвенции при регулировании отношений, связанных с уступкой денежного требования. Но все же проблемой представляется то, что Россия так и не стала участницей Конвенции 1988 г. И хоть и достаточно детальное регламентирование положений о факторинге не охватывает всех вопросов факторинга.

Делая вывод всему вышесказанному, можно убедиться, что создание в России гибкого, развитого факторингового сектора — трудоёмкий и долгий процесс, обусловленный спецификой российской экономики и нехваткой опыта в данной сфере. Следовательно, факторинг будет развиваться по мере развития конкурентоспособного рынка услуг и банковских операций, что напрямую связано и с совершенствованием законодательства в данной сфере, а в частности с перенятием опыта стран-лидеров на рынке факторинга, с решением коллизионных вопросов в законодательстве, как например установление легального определения «факторинга».

Литература

1. Ивасенко А.Г., Никонова Я.И. — Факторинг, М: КНОРУС, 2009

2. Гражданское и торговое право капиталистических государств. М., 1993. С. 386

3. Гражданский кодекс Российской Федерации. — Действующая редакция от 27 декабря 2009 года.

4. Бабичев С.Н., Лабзенко А.А., Подлеснова А.Ю. — учебное пособие Факторинг. — Маркет ДС, 2010. — 208 с.

5. Имамалиева С. Г. — Развитие и оценка российского рынка факторинга — РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2009

6. http://www.consultant.ru/ Официальный сайт компании «Консультант Плюс» (Интернет-ресурс, дата обращения — 6.04.2012)

7. http://www.banki.ru/wikibank/faktor/ Иформационный портал Банки.ру (Интернет-ресурс, дата обращения — 6.04.2012)

8. О.Н. Икрянникова — Договор факторинга в российском и международном праве -Журнал российского права, 2000.

9. п.2 ст.9 Конвенции УНИДРУА «О международном факторинге» 1988г. и ст. 832 Гражданского Кодекса РФ (действующая редакция).

10. п. 3 ст. 827 Гражданского кодекса РФ (действующая редакция) и пп. «б» п. 2 ст. 1 Конвенции УНИДРУА «О международном факторинге».

11. О.Н. Икрянникова — Договор факторинга в российском и международном праве -Журнал российского права, 2000

12. Гражданский кодекс Российской Федерации. — Действующая редакция от 27 декабря 2009 года.

13. Конвенция УНИДРУА о международном факторинге 1988 года

14. Ивасенко А.Г., Никонова Я.И. — Факторинг, М: КНОРУС, 2009

15. Леднев М.В., Покаместов И.Е. — Факторинг. — Инфра-М, 2011. — 89 с.

16. Бабичев С.Н., Лабзенко А.А., Подлеснова А.Ю. — Факторинг. — Маркет ДС, 2010. — 208 с.

18. Пономаренко Т.В. — Портрет потребителя банковских кредитов («Банковский ритейл», N 1, I квартал 2006 г)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Лицензирование относится к одной из форм государственного регулирования деятельности организаций и предприятий, направленной на ее упорядочение и совершенствование. В настоящее время во многих странах мира путем выдачи лицензий на строительство фабрик и заводов, открытие фирм и торговых организаций власти регулируют территориальное размещение производства, осуществляют контроль за безопасным ведением работ фирмами и предприятиями. Вместе с тем выдача лицензий служит источником доходов государственного бюджета, так как при оформлении взимаются различные сборы и пошлины.

В нашей стране при участии министра финансов Российской империи графа С. Ю. Витте в 1899 г. был создан Департамент окладных сборов, осуществлявший взимание «патентных сборов» за осуществление торговых операций. Это был аналог современной лицензионной палаты. Данные сборы дифференцировались в зависимости от разрядности предприятий, рода занятий, класса местности. После выплаты предпринимателями фиксированной денежной суммы им выдавался патент на осуществление определенной деятельности. В условиях советского периода лицензирование применялось очень редко, что объяснялось приматом публично-правовых институтов над интересами субъектов частноправовой деятельности. И только в 1990-х гг., когда назрела необходимость введения методов действенного обеспечения защиты прав граждан и экономической безопасности страны, началось развитие института лицензирования. В целом ряде федеральных законов и подзаконных актов предусматривалось лицензирование как метод воздействия государства на экономические отношения.

Важное значение имело постановление Правительства РФ от 24.12.1994 № 1418, которое регламентировало осуществление органами исполнительной власти выдачу, приостановление и аннулирование лицензии. Достоинство данного нормативного акта заключалось в том, что оно было универсальным по своему характеру и распространяло действие лицензий на целый ряд сфер хозяйственной деятельности. Только за период 1994 1998 гг. органы исполнительной власти осуществляли лицензирование свыше 900 видов коммерческой деятельности. Безусловно, при большом количестве подзаконных актов и отсутствии базового федерального закона о лицензировании, их применение порождало многочисленные коллизии, способствовало противоправной деятельности лицензиатов и должностных лиц лицензирующих органов1. В связи с этим был принят Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Несмотря на свою прогрессивность, этот Закон действовал недолго, так как содержал излишнее количество лицензируемых видов деятельности.

Новым шагом в правовом регулировании лицензирования стал Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ, который был заменен на более совершенный Федеральный закон от 04.05.2011 Му 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Федеральный закон провозгласил основные принципы осуществления лицензирования:

  • 1) обеспечение единства экономического пространства на территории РФ;
  • 2) установление лицензируемых видов деятельности федеральным законом;
  • 3) установление федеральными законами единого порядка лицензирования отдельных видов деятельности на территории РФ;
  • 4) установление исчерпывающих перечней лицензионных требований в отношении лицензируемых видов деятельности положениями о лицензировании конкретных видов деятельности;
  • 5) открытость и доступность информации о лицензировании, за исключением информации, распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • 6) недопустимость взимания с соискателей лицензий и лицензиатов платы за осуществление лицензирования, за исключением уплаты государственной пошлины в размеpax и в порядке, которые установлены законодательством РФ о налогах и сборах;
  • 7) соблюдение законности при осуществлении лицензирования (ст. 4 Закона).

Одним из обязательных лицензионных требований и условий при осуществлении лицензиатами лицензируемых видов деятельности является соблюдение законодательства РФ, экологических, санитарно-эпидемиологических, гигиенических, противопожарных норм и правил, а также положений о лицензировании конкретных видов деятельности.

К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием (ст. 2 Закона).

В целях обеспечения единства экономического пространства на территории РФ Правительство РФ определяет федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности; утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности; утверждает порядок предоставления документов по вопросам лицензирования, типовые формы лицензии. И наконец, Правительство РФ устанавливает виды деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ.

Согласно ст. 17 Федерального закона от 25.09.1998 № 158-ФЗ было предусмотрено 216 видов деятельности. Более того, Закон позволял бесконечно расширять список лицензируемых видов деятельности путем принятия подзаконных актов (ведомственных инструкций и постановлений федеральных и местных органов власти) на основании «иных федеральных законов». В итоге в стране необходимо было получать лицензию почти на 2 тыс. видов деятельности. В то время как во Франции, например, предусматривалось получение лицензий на 140 видов деятельности, в Испании — 75, в Великобритании и Японии — менее 40 видов деятельности. На Украине 1 июня 2000 г. был принят Закон «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности», который содержит всего 60 видов деятельности.

Опыт европейских стран показывает, что оптимальным является включение в список лицензируемых лишь порядка 10—50 видов деятельности, связанных, в частности с такими сферами, как привлечение денежных средств населения, здравоохранение, строительство и некоторые другие.

Какова ситуация с лицензированием отдельных видов предпринимательской деятельности в Российской Федерации сейчас? Если ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ давала перечень, состоявший из 104, то в ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ содержится 49 видов деятельности. Тенденция сокращения лицензируемых видов деятельности определяется стремлением государства снять излишние административные ограничения в экономике.

Следует подчеркнуть, что действие Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ не распространяется на 11 видов деятельности, которые предусмотрены специальными федеральными законами. К ним, в частности, относятся следующие виды: деятельность кредитных организаций; производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; биржевая деятельность; деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг; осуществление внешнеэкономических операций; использование результатов интеллектуальной деятельности; страховой деятельности и др. (п. 2 ст. 1 Закона).

Согласно действующему Закону в торговой сфере лицензируются следующие виды деятельности: торговля вооружением и военной техникой; торговля оружием и основными частями огнестрельного оружия; торговля патронами к оружию; а также деятельность по распространению лекарственных средств и изделий медицинского назначения; деятельность, связанная с оборотом наркотических средств; деятельность, связанная с оборотом психотропных веществ.

Применяются два основных критерия определения лицензируемых видов деятельности. Во-первых, это потенциальная опасность того или иного вида деятельности и, во-вторых, невозможность регулирования деятельности иными методами, кроме лицензирования.

Лицензирование осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ. В настоящее время насчитывается 23 (а на момент принятия Закона было 40 федеральных органов и по 10 органов государственной власти в каждом из 88 субъектов РФ), которые осуществляют лицензирование предпринимательской деятельности. Полномочия конкретных органов по лицензированию определяет Правительство РФ.

Статья 7 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ устанавливает права, обязанности и ответственность должностных лиц лицензирующих органов.

Так, они имеют право:

  • — во-первых, запрашивать у органов государственной власти, органов местного самоуправления, соискателей лицензий и лицензиатов, получать от них сведения и документы, которые необходимы для осуществления лицензирования и представление которых предусмотрено законодательством РФ;
  • — во-вторых, проводить проверки соискателей лицензий и лицензиатов;
  • — в-третьих, выдавать лицензиатам предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований;
  • — в-четвертых, применять меры по пресечению административных правонарушений и привлечению виновных в их совершении лиц к административной ответственности в порядке, установленном законодательством РФ.

Должностные лица лицензирующих органов при осуществлении лицензирования обязаны:

  • — исполнить своевременно и в полной мере предоставленные в соответствии с законодательством РФ полномочия в области лицензирования;
  • — соблюдать законодательство РФ, права и законные интересы соискателей лицензий и лицензиатов.

В случае ненадлежащего исполнения своих обязанностей и совершения противоправных действий (бездействия) должностные лица несут ответственность в соответствии с законодательством РФ. В течение 30 рабочих дней со дня получения сведений о фактах нарушения лицензирующий орган обязан сообщить юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, права и законные интересы которых нарушены, о мерах, принятых в отношении виновных должностных лиц.

Лицензия действует бессрочно (п. 4 ст. 9 Закона).

За предоставление лицензии, переоформление лицензии, выдачу дубликата лицензии уплачивается государственная пошлина в размерах и в порядке, которые установлены законодательством РФ о налогах и сборах. В то же время не допускается взимание лицензирующими органами с соискателей лицензий и лицензиатов платы за осуществление лицензирования (ст. 10 Закона).

Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в соответствующий лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, в котором указываются:

  • — полное и сокращенное наименование, организационно-правовая форма юридического лица, адрес его места нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц с указанием адреса места нахождения органа, осуществившего государственную регистрацию, а также номера телефона и адреса электронной почты юридического лица;
  • — фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, адрес его места жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять соискатель лицензии, данные документа, удостоверяющего его личность, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, с указанием адреса места нахождения органа, осуществившего государственную регистрацию, а также номера телефона и (в случае, если имеется) адреса электронной почты индивидуального предпринимателя;
  • — идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;
  • — лицензируемый вид деятельности, который соискатель лицензии намерен осуществлять, с указанием выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.

К заявлению прилагаются:

  • 1) копии учредительных документов для юридического лица, засвидетельствованные в нотариальном порядке;
  • 2) копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям, в том числе документов, наличие которых при осуществлении лицензируемого вида деятельности предусмотрено федеральными законами.
  • 3) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за предоставление лицензии;
  • 4) опись прилагаемых документов.

В заявлении о предоставлении лицензии соискатель лицензии может указать просьбу о направлении ему в электронной форме информации по вопросам лицензирования.

Лицензирующий орган не вправе требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных Законом.

Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий 45 дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов. Указанное решение оформляется приказом (распоряжением) лицензирующего органа. В течение трех дней после представления соискателем лицензии документа, подтверждающих уплату государственной пошлины за предоставление лицензии, лицензирующий орган бесплатно выдает лицензиату документ, подтверждающий наличие лицензии.

Основаниями отказа в предоставлении лицензии являются:

  • — наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;
  • — установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям;
  • — представление соискателем лицензии заявления о предоставлении лицензии на указанный в законе вид деятельности, если в отношении соискателя лицензии имеется решение об аннулировании ранее выданной лицензии на такой вид деятельности.

Соискатель лицензии имеет право обжаловать в порядке, установленном законодательством РФ, отказ лицензирующего органа в предоставлении лицензии или его бездействие.

Лицензиат обязан сообщить в лицензирующий орган об изменении сведений об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности в срок не позднее чем через 15 дней со дня такого изменения.

Законом предусмотрены также основания и порядок переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии, приостановления действия и аннулирования лицензий.

Основаниями переоформления лицензии для юридического лица являются его реорганизация в форме преобразования в другую организационно-правовую форму, изменение наименования или местонахождения; для индивидуальных предпринимателей — изменение имени или места жительства. В этих случаях лицензиат — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель — обязан не позднее чем через 15 дней подать заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии с приложением документов.

Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, осуществляется в течение 10 дней со дня получения лицензирующим органом соответствующего заявления. За переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством РФ о налогах и сборах (ст. 18 Закона).

Лицензирующие органы вправе приостанавливать действие лицензии в случае выявления неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий.

Вынося решение, лицензирующий орган определяет срок для устранения лицензиатом обстоятельств, повлекших приостановление действия лицензии. Этот срок не может превышать шести месяцев. В случае устранения указанных обстоятельств соответствующим органом должно быть принято решение о возобновлении действия лицензии. Если в установленный срок нарушения не устранены, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

Лицензия теряет юридическую силу в случае ликвидации юридического лица или прекращения его деятельности в результате реорганизации, за исключением его преобразования либо прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.

Законом также предусмотрены основания, когда лицензия теряет юридическую силу, т.е. аннулируется. Можно выделить две группы таких оснований и соответствующие два порядка аннулирования лицензии:

  • 1) в административном порядке, т.е. самим лицензирующим органом, лицензия может быть аннулирована:
    • — в случае неуплаты лицензиатом в течение трех месяцев государственной пошлины за предоставление лицензии;
    • — с момента ликвидации юридического лица или прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя;
    • — с момента реорганизации юридического лица, за исключением преобразования;
  • 2) в судебном порядке лицензия аннулируется на основании заявления лицензирующего органа в случае, если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации. Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие лицензии.

Решение о приостановлении действия лицензии, об аннулировании лицензии или о направлении заявления об аннулировании лицензии в суд доводится лицензирующим органом до лицензиата в письменной форме с мотивированным обоснованием такого решения не позднее чем через три дня после его принятия.

За рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии и за предоставление лицензии уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством РФ о налогах и сборах.

Лицензирующие органы формируют открытый и общедоступный государственный информационный ресурс, содержащий сведения из реестра лицензий, из положений о лицензировании конкретных видов деятельности, формируют и ведут реестры лицензий на виды деятельности, лицензирование которых они осуществляют. В реестре лицензий помимо общих сведений, которые фиксируются в решении о предоставлении лицензии, должны быть указаны: сведения о регистрации лицензии в реестре лицензий; основание и срок приостановления и возобновления действия лицензии; основание и дата аннулирования лицензии; основание и срок применения упрощенного порядка лицензирования; сведения об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности; сведения о выдаче документа, подтверждающего наличие лицензии; основание и дата прекращения действия лицензии; иные сведения, определенные положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

Информация по вопросам лицензирования (в том числе сведения, содержащиеся в реестрах лицензий) является открытой для ознакомления с ней физических и юридических лиц, за исключением случаев, если в интересах сохранения государственной или служебной тайны свободный доступ к таким сведениям ограничен. Сведения о конкретной лицензии предоставляются лицензирующим органом бесплатно в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления о предоставлении таких сведений (и. 8 ст. 21 Закона).

Таким образом, в России вступил в силу Федеральный закон, отменивший лицензирование 17 видов деятельности с одновременным введением уведомительного порядка начала предпринимательской деятельности, под лицензированием остались 49 видов деятельности. Законом упростился порядок лицензирования. С 1 июля 2012 г. соискатели лицензии могут направлять заявления и документы для получения и переоформления разрешительных документов в электронной форме. Однако специалисты с «ОПОРЫ России» считают, что государству и бизнесу есть еще над чем поработать в плане дальнейшего сокращения видов лицензирования. Они справедливо считают, что эффективный контроль нужно налаживать за самим рынком, а не за входом на него1.

За правонарушения в сфере лицензионной деятельности предусмотрена административная и уголовная ответственность. Частью 2 ст. 14.1 КоАП установлена ответственность граждан, должностных лиц, юридических лиц за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии, если эта деятельность подлежит лицензированию. Наказание предусмотрено в виде штрафа с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой. Частью 3 ст. 14.1 КоАП предусмотрена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией. Наказание установлено в виде штрафа. Частью 4 той же статьи предусмотрена ответственность за грубое нарушение лицензионных условий. Данное правонарушение влечет наложение административного штрафа или административное приостановление деятельности.

Уголовная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии или с нарушением лицензионных требований установлена ст. 171 УК. Если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, то оно квалифицируется как преступление и наказывается в виде штрафа и (или) лишения свободы.

Квалифицирующими признаками данного преступления являются:

  • — совершение его организованной группой;
  • — извлечение в результате преступления дохода в особо крупном размере.

Соответствующие санкции могут быть применены как в административном, так и в судебном порядке.

Так, в административном порядке лицензия может быть аннулирована:

  • — в случае неуплаты лицензиатом в течение трех месяцев государственной пошлины за предоставление лицензии;
  • — с момента ликвидации юридического лица или прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя;
  • — с момента реорганизации юридического лица, за исключением преобразования.


Лицензирование финансовой деятельности – это процесс, которому в обязательном порядке подвержены компании, осуществляющие:

  • банковскую деятельность;
  • различные операции с ценными бумагами;
  • выдачу кредитов за счет средств клиентов;
  • страхование;
  • управление активами;
  • перевод денежных средств;
  • негосударственного пенсионного обеспечения и т.д.

Лицензирование финансовой деятельности проводиться с целью минимизации рисков как для потребителя, так и финансовых учреждений. Известно, что операции с активами и сопутствующие риски считаются неразделимыми понятиями. В случае неблагоприятного стечения обстоятельств компания может утратить денежные средства, которые ранее были внесены клиентами. А это, в свою очередь, грозит глобальными проблемами для финучреждения и серьезными неудобствами для клиентов. Ярким примером может стать ситуация, когда крупный банк в один день становится банкротом, а множество вкладчиков утрачивают средства. Более того, лицензирование финансовой деятельности – это также своеобразная проверка на благонадежность, ведь на сегодняшний день нередко наивные потребители связываются с мошенническими структурами, доверяя лишь яркой рекламе и слухам соседей. В результате подобных хитроумных махинаций, которые осуществляются нелицензированной финансовой компанией, потребитель лишается всех сбережений.

Лицензирование финансовых организаций было введено, прежде всего, для защиты интересов граждан Российской Федерации. В настоящий момент клиент может быть уверен в надежности финучреждения, ознакомившись лишь с набором лицензий на проведение тех или иных операций с финансовыми средствами клиента. Лицензирование финансовых организаций значительно упрощает работу самих компаний, позволяя увеличить поток клиентов, а также повысить уровень доверия потребителей к своей компании.

Лицензирование финансовых организаций – один из методов регулирования сферы денежных операций, от которой во многом зависит экономическое состояние нашей страны. Получение лицензии на предоставление финуслуг – это условие, которое должно быть в обязательном порядке выполнено, компанией, которая вовлечена в финдеятельность. Законодательством предусмотрен перечень финансовых услуг, которые подвержены обязательному лицензированию.

Лицензирование финансовых организаций подразумевает под собой ряд сложных подготовительных действий. Пожалуй, самым сложным из них является проверка той или иной компании и предоставляемых ею услуг на соответствие с требованиями, установленными Законодательством.

Компания «Голден Лео» оказывает комплексное содействие в процессе получения лицензий на осуществление финансовой деятельности в РФ. «Голден Лео» — доверьте лицензирование финансовых организаций профессионалам! Наша компания – это, прежде всего, опытные юристы, которые не только смогут проконсультировать по любому интересующему вас вопросу, но и заняться вопросом получения лицензий в соответствующих органах.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх