Лицензирование перевозки

Все виды транспорта потенциально опасны для людей, сохранности природы, влияют на экономику страны. Пассажирские и грузовые перевозки нельзя доверять случайным людям, не получившим нужной квалификации, неподготовленным транспортным компаниям. Поэтому лицензирование ряда перевозок обязательно в большинстве стран мира.

Читателей нашего блога в первую очередь интересуют ответы на вопросы:

  • нужна ли лицензия на перевозку грузов автотранспортом в России,
  • как получить лицензию,
  • какие штрафные санкции предусмотрены за безлицензионную работу.

Содержание

Российское лицензирование грузоперевозок

Наибольшее количество лицензий получает автотранспорт, который занят перевозками опасных грузов, международными грузоперевозками. Массовое применение грузовиков не может быть бесконтрольным, поэтому своеобразной формой индивидуального лицензирования стали профессиональные права, категории которых позволяют управлять тяжелыми машинами разных классов.

Какие автомобильные перевозки подлежат лицензированию в 2019 году

Правовой основой лицензирования автоперевозок стали федеральные законы N 99-ФЗ (от 04.05.2011), 196-ФЗ (в редакции от 27.07.2010), подзаконные акты и положения. Внутренняя лицензия на грузовые перевозки автотранспортом в России необходима только для отдельных категорий грузов.

Отменены лицензии на общие грузоперевозки автотранспортом, пассажирские перевозки автобусами и большими микроавтобусами. Другие названия получили международные лицензии для грузового автотранспорта, перевозки опасных грузов и промышленных отходов.

Грубо говоря, в РФ можно без лицензии проводить автотранспортные грузоперевозки общего назначения.

Виды лицензий

В классическом виде в РФ выдаются только лицензии на перевозку спирта, обезвреживание (включая перевозку) опасных отходов ТБО. Лицензия на автомобильные перевозки опасных грузов заменена специальным разрешением.

Разрешением названа лицензия для таксистов, для международных грузоперевозок нужно получить постоянный «Допуск». От изменения названий суть лицензирования не меняется. Все лицензии, разрешения, допуски выдаются на определенный срок, который отражен в тексте разрешительного документа. Как правило, начальная лицензия выдается на один год. Последующие обращения, при отсутствии нарушений, могут удовлетворяться лицензиями на 3-5 лет.

Получение лицензии

В России лицензирование перевозок автомобильным транспортом проводит «Ространснадзор» в лице отдельного подразделения «Госавтодорнадзор». Для получения отдельных лицензий, допусков, разрешений необходимо собрать большой пакет документов.

Правильно оформить документы, быстро получить разрешение без юридической подготовки трудно. Поэтому есть смысл обратиться в специализированную юридическую компанию, которая проводит лицензирование в минимальные сроки.

Регулярное изменение списка лицензий отразилось и на штрафных санкциях за перевозки без разрешений. В общем виде административные штрафы за отсутствие лицензии могут выписываться Госавтодорнадзором в размере 15-20 минимальных зарплат (для водителей), 30-40 минимумов (для руководителей АТП), 300-400 минимальных зарплат для юридических лиц.

Дорожная полиция может оштрафовать за перевозку без разрешения опасных грузов:

  • водителя — до 2500 руб.,
  • должностное лицо — до 20000 руб.,
  • автотранспортную фирму — до 500000 руб.

Лицензия на международные перевозки

Лицензирование автомобильных перевозок за границу распространяется на любой грузовой автотранспорт. Для получения «Допуска» нужно собрать пакет из 10-30 документов, подтверждающих:

  • права собственности на автотранспорт;
  • юридические реквизиты;
  • экономическую состоятельность фирмы;
  • квалификацию водителей и контролирующих лиц;
  • материальную базу для ремонтов;
  • техническое состояние грузовиков;
  • наличие страховки.

Кроме основного «Удостоверения допуска» Госавтодорнадзор выдает отдельную лицензионную карточку на каждый грузовик. Для получения «Допуска» рационально обратиться к компетентным юристам.

Для получения дополнительной информации или заказа грузоперевозок свяжитесь с нами: В Москве Адрес:
Москва, ул. Летчика Бабушкина, д. 1, корп. 3 Телефон:

Поправки приняты с целью урегулирования механизма проверок перевозчиков, устранения лазейки для недобросовестных представителей рынка и, в конечном итоге, для повышения безопасности дорожного движения.

На какие автобусы распространяется новое требование?

Закон этого не уточняет. Из буквального прочтения нормы теперь лицензия будет нужна для любого автобуса, в котором оборудовано более 8 мест.

Есть ли исключения?

Да, закреплён перечень перевозок, в отношении которых лицензирование не осуществляется. Это автобусы пожарной охраны, скорой медицинской помощи, полиции, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции и других специальных служб.

Кроме того, лицензия не потребуется для автобусных перевозок вне автодорог общего пользования (например, по закрытой территории предприятия).

📌 Реклама

Как получить лицензию?

Для этого нужно подать заявление и комплект документов лицензирующему органу (сейчас это Ространснадзор) о включении информации об автобусе в реестр лицензий. Сделать это можно и в электронном виде.

Лицензирующий орган в течение трёх рабочих дней со дня получения заявления должен его рассмотреть и направить юрлицу выписку из положительного решения или уведомление об отказе.

Действующие профессиональные перевозчики могут спать спокойно?

Не совсем, компаниям с действующей лицензией необходимо получить новую, но без прохождения внеплановой документарной проверки. Однако в следующих случаях проверка обязательна:

— реорганизация компании в форме преобразования;

— изменилось наименование юрлица, адрес места нахождения.

📌 Реклама

Компаниям с действующей лицензией не нужно будет указывать в заявлении реквизиты документов о соответствии лицензионным требованиям и прилагать их копии.

Лицензирование платное?

Да, в настоящее время госпошлина за выдачу лицензии составляет 7 500 рублей (пп. 92 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

На какой срок выдаётся лицензия?

Выданная лицензия действует бессрочно.

Какая ответственность предусмотрена?

В действующей редакции КоАП РФ есть ст. 14.1.2 «Осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии», предусматривающая для нарушителей штраф на граждан и должностных лиц в размере 50 тыс. рублей; на ИП — 100 тыс. рублей; на юрлиц — 400 тыс. рублей.

Какие ещё изменения принёс Закон?

Поправками в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» введено определение понятие «тахограф», и установлено, что в целях осуществления контроля за оснащением транспортных средств тахографами и соблюдением водителями норм времени управления транспортным средством и отдыха, а также режима труда и отдыха должностные лица органов государственного надзора имеют право доступа к тахографу, установленному на транспортном средстве.

Документ

Федеральный закон от 30.10.2018 № 386-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами»

Федеральный закон от 30.10.2018 № 386-ФЗ (далее – Закон № 389-ФЗ) внес изменения в ряд законов, регулирующих безопасность дорожного движения и перевозку пассажиров. Основными новшествами явились обязанность получать лицензию на любые перевозки пассажиров автобусами и обязательное введение тахографов в автобусах, а также ряд других изменений.

Рассмотрим наиболее важные из них.

Организации, использующие автобусы для собственных нужд, должны получить лицензию

С 01.03.2019 деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами будет лицензироваться. Исключение из этого правила составят перевозки автобусами:

  • без использования автомобильных дорог общего пользования (например, по закрытой территории предприятия);
  • пожарной охраны, скорой медицинской помощи, полиции, аварийно-спасательных служб;
  • военной автомобильной инспекции, федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны, Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, следственных органов Следственного комитета Российской Федерации.

Сейчас данные нормы обязывают организации лицензировать только деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек.

Не лицензируются в настоящее время перевозки пассажиров автотранспортом по заказам или для собственных нужд организациями или ИП (например, перевозка работников к месту работы).

С 01.03 2019 эти исключения утрачивают силу и лицензию должны будут получить все организации (ИП), деятельность которых связана с перевозкой пассажиров автобусами. При этом не будет иметь значения, перевозит организация (ИП) пассажиров в автобусах для себя или в рамках предпринимательской деятельности (в т.ч. по заказам).

Исчезнет из закона и требование к количеству пассажирских мест в автотранспорте (более восьми человек) при осуществлении перевозки.

Однако на данный момент, сохраняет силу Положение о лицензировании перевозок автотранспортом, для более восьми человек (утв. постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 № 280). Изменения в данный нормативный акт пока не внесены. Не утверждено и новое положение, предусматривающее правила лицензирования перевозок автобусами. Таким образом непонятно, останется лицензирования для автобусов только если мест больше 8, или же количественный ценз отменят окончательно.

Перевозчики, уже имеющие лицензию, должны получить новую

Изменения в Законе № 99-ФЗ затронут и лицензированных перевозчиков. Так, лицензии, выданные до 01.03.2019, утратят свою силу, а их обладатели (организации и ИП) должны будут получить новые.

Для этого им потребуется подать соответствующие заявления в лицензирующий орган (в Ространснадзор), см. п. 5 постановления Правительства РФ от 16.07.2009 № 584. Прикладывать к нему копии документов, подтверждающих выполнение такими перевозчиками лицензионных требований, не требуется. Реквизиты таких документов в заявлении указывать тоже не нужно.

Новая лицензия будет предоставлена таким перевозчикам без проведения внеплановой документальной проверки. Однако из этого правила есть исключения.

Так, внеплановая документальная проверка будет проведена, если:

  • организация реорганизована в форме преобразования;
  • у организации изменились наименование и адрес;
  • у ИП изменились место жительства, имя, фамилия и (если есть) отчество;
  • у ИП изменились реквизиты паспорта.

Соответствующие положения предусмотрены п. 2 и п. 3 ст. 6 Закона № 386-ФЗ.

В какой срок перевозчики должны получить лицензию

Статьей 6 Закона № 386-ФЗ установлен переходный период, в течение которого автобусные перевозчики должны получить новую лицензию. Это 120 дней с момента вступления в силу изменений в Закон № 99-ФЗ, т.е. с 01.03.2019 по 29.07.2019. Этот срок распространяется на всех перевозчиков – с лицензией и без.

По истечении указанного срока осуществление автобусных перевозок без лицензии не допускается. Исключение из этого правила сделано для организаций (ИП), которые имеют намерение приступить к таким перевозкам в течение 120 дней со дня вступления в силу изменений (т.е с 01.03.2019 по 29.06.2019) (п. 4 ст. 6 Закона № 386-ФЗ). Они должны получить лицензию до начала осуществления такой деятельности.

Вместо уведомления Ространснадзора сведения об автобусах будут вноситься в реестр лицензий

С 01.03.2019 перевозчики, использующие автобусы, должны включить сведения об этих автобусах в реестр лицензий. Состав сведений, которые необходимо внести в реестр, будет установлен положением о лицензировании деятельности по перевозке автобусами. Его разработает Ространснадзор. В реестр лицензий будет включена информация не только о собственных автобусах перевозчика, но и об автобусах, принадлежащих ему на других основаниях (например, при аренде).

Чтобы включить автобус в реестр лицензий, перевозчик должен подать заявление вместе с документами, подтверждающими право перевозчика на владение автобусами. Заявление рассматривается Ространснадзором в течение трех рабочих дней со дня получения. В этот же срок лицензирующий орган должен отослать перевозчику выписку из решения о включении сведений об автобусах в реестр лицензий или об отказе в этом. Использовать в деятельности автобусы, сведения о которых не внесены в реестр, запрещается. Соответствующие изменения установлены в новой статье 3.2 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ.

Одновременно с этим утратит силу п. 6 ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ. По этим нормам организации и предприниматели должны были уведомлять Ространснадзор об оказании услуг по перевозке пассажиров и багажа по заказам автомобильным транспортом (кроме перевозок по маршрутам регулярных перевозок и перевозок для собственных нужд).

Тахографы должны устанавливать физлица, использующие автобус и грузовой автомобиль

В настоящее время организации и ИП, использующие грузовики и автобусы, обязаны устанавливать в них тахографы (п. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ, далее – Закон № 196-ФЗ).

Напомним, что тахограф – это техническое средство контроля, обеспечивающее непрерывную и некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения автомобиля, о времени управления автомобилем, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства, управление которым входит в его трудовые обязанности.

Требования к тахографам, а также категории и виды их установлены приказом Минтранса России от 13.02.2013 № 36.

С 01.11.2019 физлица, эксплуатирующие автобусы и грузовые автомобили с разрешенной максимальной массой свыше 3,5 тонн, также должны будут устанавливать тахографы в том же порядке, что и организации или ИП. Соответствующие изменения внесены в п. 3 ст. 20 Закона № 196-ФЗ.

С этой же даты проверяющие от Ространснадзора получат доступ к тахографам, установленным на грузовиках и автобусах физлиц.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх