Лицензирование в медицине

В соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»).
2. Внести в постановление Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 957 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6931) следующие изменения:
в абзаце втором подпункта «а» пункта 2 слова «организаций муниципальной и частной систем здравоохранения» заменить словами «медицинских организаций, подведомственных субъекту Российской Федерации и находящихся по состоянию на 1 января 2011 г. в муниципальной собственности, организаций муниципальной и частной систем здравоохранения, индивидуальных предпринимателей»;
абзац третий раздела «Росздравнадзор» перечня федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование конкретных видов деятельности, утвержденного указанным постановлением, после слов «системы здравоохранения,» дополнить словами «за исключением медицинских организаций, подведомственных субъекту Российской Федерации и находящихся по состоянию на 1 января 2011 г. в муниципальной собственности,».
3. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2007 г. N 30 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 5, ст. 656);
пункт 4 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам лицензирования отдельных видов деятельности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 241 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 15, ст. 1551);
пункт 33 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2010 г. N 268 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 19, ст. 2316);
пункт 32 изменений, которые вносятся в постановления Правительства Российской Федерации по вопросам государственной пошлины, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2010 г. N 749 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 40, ст. 5076).
Председатель
Правительства Российской Федерации
В. Путин
Прим. ред: текст постановления опубликован в «Собрании законодательства РФ», 23.04.2012, N 17, ст. 1965.

Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)

1. Настоящее Положение определяет порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации медицинскими и иными организациями, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково».
2. Лицензирование медицинской деятельности осуществляют следующие лицензирующие органы:
а) Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития в отношении:
медицинских и иных организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук;
медицинских и иных организаций, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, за исключением медицинских организаций, находящихся по состоянию на 1 января 2011 г. в муниципальной собственности, — по 31 декабря 2012 г. включительно;
медицинских и иных организаций, осуществляющих деятельность по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи;
б) уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в отношении:
медицинских и иных организаций, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и находящихся по состоянию на 1 января 2011 г. в муниципальной собственности, медицинских и иных организаций муниципальной и частной систем здравоохранения, за исключением медицинских и иных организаций, осуществляющих деятельность по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи, — по 31 декабря 2012 г. включительно;
медицинских и иных организаций, за исключением подведомственных федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук, а также медицинских и иных организаций, осуществляющих деятельность по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи, — с 1 января 2013 г.;
индивидуальных предпринимателей.
3. Медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
4. Лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности (далее — лицензия), являются:
а) наличие зданий, строений, сооружений и (или) помещений, принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и отвечающих установленным требованиям;
б) наличие принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и зарегистрированных в установленном порядке;
в) наличие:
у руководителя медицинской организации, заместителей руководителя медицинской организации, ответственных за осуществление медицинской деятельности, руководителя структурного подразделения иной организации, ответственного за осуществление медицинской деятельности, — высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, а также дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье»;
у руководителя организации, входящей в систему федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, или его заместителя, ответственного за осуществление медицинской деятельности, — высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, а также дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности «социальная гигиена и организация госсанэпидслужбы»;
у руководителя структурного подразделения медицинской организации, осуществляющего медицинскую деятельность, — высшего профессионального образования, послевузовского (для специалистов с медицинским образованием) и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, и сертификата специалиста (для специалистов с медицинским образованием);
у индивидуального предпринимателя — высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, и сертификата специалиста, а при намерении осуществлять доврачебную помощь — среднего медицинского образования и сертификата специалиста по соответствующей специальности;
г) наличие у лиц, указанных в подпункте «в» настоящего пункта, стажа работы по специальности:
не менее 5 лет — при наличии высшего медицинского образования;
не менее 3 лет — при наличии среднего медицинского образования;
д) наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, имеющих среднее, высшее, послевузовское и (или) дополнительное медицинское или иное необходимое для выполнения заявленных работ (услуг) профессиональное образование и сертификат специалиста (для специалистов с медицинским образованием);
е) наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов) и имеющих необходимое профессиональное образование и (или) квалификацию, либо наличие договора с организацией, имеющей лицензию на осуществление соответствующей деятельности;
ж) соответствие структуры и штатного расписания соискателя лицензии — юридического лица, входящего в государственную или муниципальную систему здравоохранения, общим требованиям, установленным для соответствующих медицинских организаций;
з) соответствие соискателя лицензии — юридического лица:
намеренного выполнять заявленные работы (услуги) по обращению донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях, — требованиям, установленным статьей 13 Закона Российской Федерации «О донорстве крови и ее компонентов»;
намеренного выполнять заявленные работы (услуги) по трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, — требованиям, установленным статьей 4 Закона Российской Федерации «О трансплантации органов и (или) тканей человека»;
намеренного осуществлять медико-социальную экспертизу, -установленным статьей 60 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и статьей 8 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» требованиям, касающимся организационно-правовой формы юридического лица;
и) наличие внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
5. Лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также:
а) соблюдение порядков оказания медицинской помощи;
б) соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности;
в) соблюдение установленного порядка предоставления платных медицинских услуг;
г) повышение квалификации специалистов, выполняющих заявленные работы (услуги), не реже 1 раза в 5 лет.
6. Осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктами «а» и «б» пункта 5 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».
7. Для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган в соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» заявление о предоставлении лицензии, к которому прилагаются:
а) копии учредительных документов юридического лица, засвидетельствованные в нотариальном порядке;
б) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, строений, сооружений и (или) помещений, необходимых для выполнения заявленных работ (услуг), права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если такие права зарегистрированы в указанном реестре, — сведения об этих зданиях, строениях, сооружениях и (или) помещениях);
в) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимых для выполнения заявленных работ (услуг);
г) сведения о наличии выданного в установленном порядке санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений и (или) помещений, необходимых для выполнения соискателем лицензии заявленных работ (услуг);
д) сведения о государственной регистрации медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимых для выполнения соискателем лицензии заявленных работ (услуг);
е) копии документов, подтверждающих наличие у лиц, указанных в подпункте «в» пункта 4 настоящего Положения, соответствующего профессионального образования, сертификатов, стажа работы по специальности;
ж) копии документов, подтверждающих наличие у лиц, указанных в подпункте «д» пункта 4 настоящего Положения, соответствующего профессионального образования и сертификата специалиста (для специалистов с медицинским образованием);
з) копии документов, подтверждающих наличие у лиц, указанных в подпункте «е» пункта 4 настоящего Положения, соответствующего профессионального образования и (или) квалификации, либо копия договора с организацией, имеющей лицензию на осуществление соответствующей деятельности;
и) копия документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за предоставление лицензии;
к) опись прилагаемых документов.
8. При намерении лицензиата осуществлять медицинскую деятельность по адресу места ее осуществления, не указанному в лицензии, либо выполнять новые работы (услуги), составляющие медицинскую деятельность, в заявлении о переоформлении лицензии указывается новый адрес либо сведения о новых работах (услугах) и представляются предусмотренные подпунктами «б» — «д», «ж» и «з» пункта 7 настоящего Положения сведения (документы).
9. При проведении проверки сведений, содержащихся в представленных соискателем лицензии (лицензиатом) заявлении и прилагаемых к нему документах, соблюдения соискателем лицензии (лицензиатом) лицензионных требований лицензирующий орган запрашивает необходимые для осуществления лицензирования сведения у органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций в порядке, установленном Федеральным законом «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
10. Лицензирующий орган размещает в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, сведения о ходе принятия им решения о предоставлении или переоформлении лицензии, проведения проверки соответствия соискателя лицензии (лицензиата) лицензионным требованиям, предусмотренным настоящим Положением.
11. Информация, относящаяся к осуществлению медицинской деятельности, предусмотренная частями 1 и 2 статьи 21 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», размещается на официальном сайте лицензирующего органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и (или) на информационных стендах в помещениях лицензирующего органа в течение 10 дней со дня:
а) официального опубликования нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования к лицензируемой деятельности;
б) принятия лицензирующим органом решения о предоставлении лицензии, переоформлении лицензии, приостановлении, возобновлении, прекращении действия лицензии;
в) получения от Федеральной налоговой службы сведений о ликвидации юридического лица или прекращении его деятельности в результате реорганизации, о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;
г) вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.
12. Лицензионный контроль осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», с учетом особенностей, установленных Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности», и включает в том числе проведение проверок соблюдения порядков оказания медицинской помощи, утверждаемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, и осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
13. Представление соискателем лицензии заявления и документов, необходимых для получения лицензии, и их прием лицензирующим органом, принятие лицензирующим органом решения о предоставлении лицензии (об отказе в предоставлении лицензии), переоформлении лицензии (об отказе в переоформлении лицензии), приостановлении, возобновлении, прекращении действия лицензии, а также предоставление дубликата и копии лицензии, формирование и ведение лицензионного дела, ведение реестра лицензий и предоставление сведений, содержащихся в реестре лицензий, осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности».
14. Ведение сводного реестра лицензий, в том числе лицензий, выданных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с переданными полномочиями, осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.
15. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежемесячно, не позднее 10-го числа, направляют в печатном и электронном виде данные, содержащиеся в реестрах лицензий субъектов Российской Федерации, в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.
16. За предоставление лицензирующим органом лицензии, ее переоформление и выдачу дубликата лицензии на бумажном носителе уплачивается государственная пошлина в размере и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Приложение
к Положению о лицензировании
медицинской деятельности (за исключением
указанной деятельности, осуществляемой
медицинскими организациями и другими
организациями, входящими в частную
систему здравоохранения, на территории
инновационного центра «Сколково»)

Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность

Работы (услуги) по:
авиационной и космической медицине
акушерскому делу
акушерству и гинекологии (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)
акушерству и гинекологии (использованию вспомогательных репродуктивных технологий)
аллергологии и иммунологии
анестезиологии и реаниматологии
бактериологии
вакцинации (проведению профилактических прививок)
вирусологии
водолазной медицине
военно-врачебной экспертизе
врачебно-летной экспертизе
гастроэнтерологии
гематологии
генетике
гериатрии
гигиене в стоматологии
гигиеническому воспитанию
гистологии
дезинфектологии
дерматовенерологии
детской кардиологии
детской онкологии
детской урологии-андрологии
детской хирургии
детской эндокринологии
диабетологии
диетологии
забору гемопоэтических стволовых клеток
забору, криоконсервации и хранению половых клеток и тканей репродуктивных органов
забору, заготовке, хранению донорской крови и (или) ее компонентов
изъятию и хранению органов и (или) тканей человека для трансплантации
инфекционным болезням
кардиологии
клинической лабораторной диагностике
клинической микологии
клинической фармакологии
колопроктологии
косметологии
лабораторной генетике
лабораторной микологии
лабораторной диагностике
лабораторному делу
лечебной физкультуре и спортивной медицине
лечебной физкультуре
лечебному делу
мануальной терапии
медико-социальной экспертизе
медико-социальной помощи
медицинской генетике
медицинским осмотрам (предварительным, периодическим)
медицинским осмотрам (предполетным, послеполетным)
медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым)
медицинским осмотрам (предсменным, послесменным)
медицинским осмотрам профилактическим
медицинскому освидетельствованию кандидатов в усыновители, опекуны (попечители) или приемные родители
медицинскому освидетельствованию на выявление ВИЧ-инфекции
медицинскому освидетельствованию на наличие инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа иностранным гражданам и лицам без гражданства в выдаче либо аннулировании разрешения на временное проживание, или вида на жительство, или разрешения на работу в Российской Федерации
медицинскому освидетельствованию на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством
медицинскому освидетельствованию на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием
медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)
медицинской оптике
медицинской статистике
медицинскому массажу
медицинской реабилитации
наркологии
неврологии
нейрохирургии
неонатологии
неотложной медицинской помощи
нефрологии
общей врачебной практике (семейной медицине)
общей практике
онкологии
операционному делу
организации сестринского дела
организации здравоохранения и общественному здоровью
ортодонтии
оториноларингологии (за исключением кохлеарной имплантации)
оториноларингологии (кохлеарной имплантации)
офтальмологии
паразитологии
патологической анатомии
педиатрии
пластической хирургии
профпатологии
психиатрическому освидетельствованию
психиатрии
психиатрии-наркологии
психотерапии
пульмонологии
радиологии
радиотерапии
реаниматологии
ревматологии
рентгенологии
рентгенэндоваскулярной диагностике и лечению
рефлексотерапии
санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям
сексологии
сердечно-сосудистой хирургии
сестринскому делу
сестринскому делу в косметологии
сестринскому делу в педиатрии
скорой медицинской помощи
стоматологии
стоматологии детской
стоматологии общей практики
стоматологии ортопедической
стоматологии профилактической
стоматологии терапевтической
стоматологии хирургической
судебно-медицинской экспертизе
судебно-медицинской экспертизе вещественных доказательств и исследованию биологических объектов (биохимической, генетической, медико-криминалистической, спектрографической, судебно-биологической, судебно-гистологической, судебно-химической, судебно-цитологической, химико-токсикологической)
судебно-медицинской экспертизе и исследованию трупа
судебно-медицинской экспертизе и обследованию потерпевших, обвиняемых и других лиц
судебно-психиатрической экспертизе:
однородной амбулаторной судебно-психиатрической экспертизе
комплексной амбулаторной судебно-психиатрической экспертизе
однородной стационарной судебно-психиатрической экспертизе
комплексной стационарной судебно-психиатрической экспертизе (психолого-психиатрической, сексолого-психиатрической)
сурдологии-оториноларингологии
терапии
токсикологии
торакальной хирургии
травматологии и ортопедии
трансплантации костного мозга и гемопоэтических стволовых клеток
транспортировке гемопоэтических стволовых клеток и костного мозга
транспортировке донорской крови и (или) ее компонентов
транспортировке половых клеток и (или) тканей репродуктивных органов
транспортировке органов и (или) тканей человека для трансплантации
трансфузиологии
ультразвуковой диагностике
управлению сестринской деятельностью
урологии
физиотерапии
фтизиатрии
функциональной диагностике
хирургии
хирургии (абдоминальной)
хирургии (комбустиологии)
хирургии (трансплантации органов и (или) тканей)
хранению гемопоэтических стволовых клеток
челюстно-лицевой хирургии
экспертизе временной нетрудоспособности
экспертизе качества медицинской помощи
экспертизе профессиональной пригодности
экспертизе связи заболевания с профессией
эндокринологии
эндоскопии
энтомологии
эпидемиологии

Определенные виды деятельности, которыми занимаются граждане, предполагают получение лицензии, она разрешает ведение бизнеса в той или иной сфере. Органы, осуществляющие лицензирование – это власти разных уровней.

Нормативная база

Базовым нормативным актом, регулирующим процедуру лицензирования, является 99 ФЗ от 2011 года. Данный закон не является первым в истории современной России. Начиная с 1994 года, принимались правовые нормы, регламентирующие деятельность лицензирующих органов.

В актуальной версии ФЗ особый акцент сделан на правах и обязанностях властных органов, а также на принципах, по которым должны строиться отношения между соискателями разрешения и уполномоченными специалистами.

Важным нормативным актом является и Постановление Правительства № 957 от 2011 года, где перечислены все органы исполнительной власти, реализующие лицензирование. Последняя редакция производилась в 2018 году.

Особенности лицензирования бизнеса

Если человек планирует осуществлять действия для законного получения прибыли, которые несут потенциальный вред жизни и состоянию здоровья людей, а также целостности страны и природы, то требуется получение лицензии. Когда бизнес подпадает под определенную категорию, то непосредственно заниматься его продвижением можно только при наличии разрешения.

Необходимость получения лицензии распространяется на все организационно-правовые формы бизнеса, от ИП до ООО. Разрешение надо иметь и физическому лицу, если его деятельность подпадает под государственный перечень.

Отсутствие лицензии грозит наложением административной ответственности в виде денежного штрафа. Юридическим лицам придется заплатить до 50 000 рублей, а ИП до 5 000. Также допустимо изъятие всей партии товаров, произведенной без лицензии. За распространение алкогольной продукции без разрешения предусмотрена еще более серьезная ответственность.

Лицензирование отдельных видов

Лицензировать необходимо не все виды бизнеса. Многие области допускают работу только при наличии зарегистрированной фирмы. Но если результат может оказать негативное влияние на жизнь и здоровье граждан или на экологию и безопасность страны, то получить разрешение придется.

Лицензирование не является разовым мероприятием. Во-первых, разрешение выдается на ограниченный по времени срок. Продолжительность действия зависит от вида деятельности. Во-вторых, орган выдавший документ, уполномочен осуществлять периодические проверки. Они бывают как назначенными, так и внеплановыми.

Органы, осуществляющие лицензирование

Как отмечалось выше, лицензируются разные виды деятельности, следовательно, контроль над предпринимателями осуществляется в ряде сфер. На данный момент перечень органов, выдающих разрешения достаточно широк.

Таблица 1. Основные ведомства, зафиксированные Постановлением Правительства и виды деятельности, по которым необходимо наличие лицензии в них.

Наименование органа

Вид деятельности

ФСБ России

Работа, предполагающая шифрование и негласное использование данных. Не требуется документ, если сведения используются для личных нужд предпринимателя.

ФСТЭК России

Работа, имеющая связь с защитой информации.

Налоговая служба РФ

Два направления деятельности: организация азартных игр, в частности, на тотализаторе и создание защищенной полиграфической продукции.

Министерство промышленной торговли

Работа, имеющая отношение к различным видам оружия, в том числе химическим, а также пиротехникой.

Ростехнадзор

Работа, имеющая отношения к взрывоопасным материалам промышленного назначения, химическим производствам.

МЧС России

Работа по обеспечению безопасности при пожаре, организации тушения на различных объектах.

Росздравнадзор

Работа, связанная с оказанием услуг населению в сфере медицины, производством оборудования, созданием медикаментов.

Роспотребнадзор

Работа в сфере использования возбудителей инфекций, за исключение медицинских отраслей.

Ространснадзор

Работа, направленная на транспортировку пассажиров и грузов различными способами. А также погрузочная и разгрузочная деятельность в портах и после транспортировки железнодорожным путем.

Росавиация

Работа по перевозке людей и грузов посредством самолетов и других летающих видов транспорта.

Росприроднадзор

Работа, ориентированная на утилизацию и организацию хранения отходов бытовых и промышленных.

ФМС России

Работа, предполагающая помощь в трудоустройстве россиян за пределами нашей страны.

Роскомнадзор

Работа, связанная с предоставлением услуг связи, телевизионным и радиовещанием, а также изготовлением аудиовизуальных произведений.

Рособрнадзор

Работа, направленная на создание и реализацию образовательных программ.

Роскосмос

Работа, имеющая отношение к изучению и использованию космического пространства.

Росреестр

Работа, связанная с геодезией и картографией.

Росгидромет

Работа, связанная с гидрометеорологией и близкими с ней областями.

Минкультуры России

Работа, ориентированная на сохранение исторических памятников культуры России и малых народов.

Росгвардия

Работа по оказанию частных охранных и сыскных услуг.

На основании данного перечня можно сделать вывод, что лицензированию подлежат только те сферы, которые несут потенциальную опасность населению. Получение лицензии в данном случае целесообразно не только с целью избежания штрафа. Четкое знание правил установленных государством – гарантия безопасности.

Список органов на видео:

Подконтрольные субъекты

Подконтрольными субъектами являются физические лица, самозанятые предприниматели и юридические лица, имеющие лицензию. Они попадают в региональный реестр ведомства.

Контрольно-надзорная функция органов власти выражается в проведении регулярных проверок. Во-первых, они проводятся по заранее сформированному графику, во-вторых, внепланово. Второй вид, как правило, инициируется по заявлению третьих лиц, например, клиентов.

Компетенция и полномочия органов

Исполнительные органы власти, осуществляющие выдачу лицензий, имеют следующие полномочия:

  1. Предоставление лицензии на конкретные виды деятельности.
  2. Мониторинг результативности лицензирования, сопровождающийся предоставлением ежегодного доклада Правительству РФ.
  3. Согласование форм заявлений, уведомлений, предписаний и выписок.
  4. Публикация информации о процедуре лицензирования заинтересованным гражданам, в частности, размещение сведений на интернет страницах ведомств.

Правительство РФ, как главный исполнительный орган власти, определяет какие ведомства будут выдавать лицензии на каждый из видов деятельности, а также разрабатывает единую форму разрешения.

Виды деятельности, подлежащие лицензированию

В соответствии с ФЗ № 99 к лицензируемым видам деятельности относятся около пятидесяти разновидностей бизнеса. Условно их можно объединить в несколько групп:

  1. Формирование и распространение систем, связанных с шифрованием информации, защитой ее конфиденциальности.
  2. Создание авиационной и космической техники.
  3. Весь перечень действий, связанный с оружием: от создания до испытания и продажи.
  4. Медицина и фармакология.
  5. Транспортировка пассажиров и грузов различными видами транспорта.
  6. Утилизация отходов.
  7. Частная охранная и сыскная деятельность.
  8. Оказание образовательных услуг.
  9. Геодезия и метеорология.
  10. Работа с взрывчатыми веществами, а также организация тушения пожаров.

Перед тем, как начать бизнес в той или иной сфере, стоит проверить, не относится ли направление к лицензируемым. Например, открытие своей аптеки требует получение разрешения на реализацию медикаментов. Такую же бумагу надо будет получить владельцу магазина, если в нем планируют продавать витамины или БАДы.

Порядок получения лицензии

Процедура получения лицензии регламентируется 13 и 14 статьями 99 ФЗ. В целом всю процедуру можно представить в виде двух шагов:

  • подача заявления и пакета документов соискателем
  • принятие решения уполномоченным органом

Материалы отправляются заказным письмом или по электронной почте. Если все документы оформлены правильно и поданы в полном объеме, то решение относительно выдачи разрешения принимается в течение 45 рабочих дней. В рамках этого периода осуществляется проверка достоверности поданных документов.

Заявление на получение лицензии

Заявление на приобретение лицензии должно быть составлено директором компании или индивидуальным предпринимателем. Бланк включает в себя определенные сведения:

  1. Название, организационно-правовая форма, юридический адрес, ИНН и запись в ЕГРЮЛ соискателя лицензии.
  2. Адрес, где планируется осуществление бизнес-деятельности, на которую запрашивается лицензия.
  3. Подтверждение оплаты государственной пошлины.
  4. Наименование деятельности, на которую нужно получить разрешение.
  5. Перечень прикрепленных документов, требуемых для лицензирования конкретного вида деятельности.

Уполномоченное ведомство не вправе требовать от человека бумаги, не указанные в нормативах для определенной деятельности.

Сбор документов

Пакет документов полностью зависит от вида деятельности, на который запрашивается лицензия. В связи с этим подробный список стоит уточнять в ведомстве, выдавшем разрешение. В большинстве случаев перечень следующий:

  1. Регистрационные документы юридического лица, сведения из которых зафиксированы в заявлении.
  2. Подтверждение наличия профильного образования от предпринимателя или его сотрудников на тот вид деятельности, на который запрашивается лицензия.
  3. Документ, отражающий права предпринимателя на пользование помещением.
  4. Свидетельства о прохождении проверок здания рядом служб, например, пожарными или СЭС.

Для медицинских организаций может потребоваться и специфический пакет материалов, зависящий от конкретного направления оказания услуг населению.

Оплата госпошлины

Подать заявление на получение лицензии можно только при оплаченной государственной пошлине. Ее размер определяется 333 статьей НК РФ. На многие виды деятельности сумма не превышает 7 500 рублей.

Наибольшую пошлину потребуется заплатить предпринимателям, занимающимся созданием, хранением и поставками алкогольной продукции. Сумма выплаты достигает 800 000 рублей.

Оплатить госпошлину можно через банк или посредством портала госуслуг. Реквизиты для осуществления платежа уточняются в ведомстве, которое выдает лицензию. Квитанция прикладывается к пакету документов.

Подача документов в орган

Подать заявку и пакет документов допустимо тремя методами:

  1. Лично посетить ведомство и непосредственно передать материалы специалисту.
  2. Отправка заказным письмом с уведомлением о вручении.
  3. Отправка на электронный адрес копии документов, заверенных усиленной квалифицированной электронной подписью.

Днем начала рассмотрения является дата получения документов органом власти. Когда в заявке указаны неполные сведения, заявителю дается тридцать дней на корректировку или досыл требуемых данных.

Лицензирование от А до Я на видео:

Получение готового документа

При положительном решении издается приказ, в котором указывается, что заявитель подал полный пакет документов с достоверными сведениями и ему выдается лицензия. Сам документ вручается соискателю лично или отправляется заказным письмом.

Отказ в предоставлении лицензии возможен по нескольким причинам:

  1. Недостоверность поданной информации, обнаруженная в ходе проверки. Например, по указанному адресу нет помещения, соответствующего требованиями для конкретной деятельности.
  2. Несоответствие соискателя требованиям. Например, несовершеннолетний гражданин не может получить лицензию на продажу алкогольной продукции.
  3. У заявителя ранее было отозвано разрешение на ведение данного бизнеса.

Решение органа власти допустимо оспорить в судебном порядке. Инициировать процесс стоит только при наличии весомых аргументов. Если у человека ранее была отозвана лицензия, то получить ее повторно через суд не проще, чем в ведомстве.

Действие лицензии

Согласно 9 статье 99 ФЗ предприниматель может начинать деятельность со следующей даты после дня выдачи лицензии на всей территории страны. То есть, допустим, перенос предприятия из одного субъекта в другой, если местные органы власти своевременно получают уведомление.

По закону документ действует без ограничения по срокам при условии соблюдения всех требований, предъявляемых к указанному виду деятельности. В случае каких-либо изменений необходимо пройти перерегистрацию документов.

Ответственность за отсутствие лицензии

Ведение предпринимательской деятельности без письменной лицензии грозит юридическому лицу или ИП наложением нескольких видов ответственности, в частности и уголовной.

В зависимости от сферы могут применяться следующие санкции:

  • штраф до трех миллионов рублей
  • лишение свободы до восьми лет
  • конфискация продукции, а также инструментов ее создания
  • выплата государству всей прибыли, полученной от деятельности без лицензии

В связи с указанными мерами целесообразно сначала получить разрешение, а затем начинать работу. Сложность в том, что сначала необходимо вложить много денег на подготовку помещения, получение разрешительных документов от пожарных, СЭС и иных структур.

Ведение предпринимательской деятельности в определенных сферах предполагает наличие лицензии – документального разрешения от властных органов. Спектр ведомств, уполномоченных выдавать документ, широк. В зависимости от сферы работы надо обращаться в тот или иной орган с пакетом документов. Все аспекты, связанные с процессом приобретения лицензии, отражены в федеральном законодательстве.

Напишите свой вопрос в форму ниже

Письмо МЧС России от 10.04.2014 № 19-1-13-1579

В целях разъяснения требований Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного приказом МЧС России от 28.05.2012 № 291. Департамент надзорной деятельности сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 8 статьи 3 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон), место осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию (далее — место осуществления лицензируемого вида деятельности), — объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные. Место осуществления лицензируемого вида деятельности может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 г. № 1225 при осуществлении деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, требования к наличию у соискателя лицензии (лицензиата) помещений не определены.

Вместе с тем, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.10.2011 г. № 826 «Об утверждении типовой формы лицензии» в бланке лицензии указывается адрес места осуществления лицензируемого вида деятельности.

Учитывая, что в соответствии с Законом место осуществления лицензируемого вида деятельности может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии (лицензиата), при осуществлении деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, указываемые в бланке лицензии, совпадают с адресами мест нахождения организации и адресами филиалов, представительств и иных обособленных подразделений (при наличии таковых).

В этой связи, при заполнении заявления о предоставлении (переоформлении) лицензии соискателю лицензии (лицензиату) необходимо в графу адреса нахождения указывать адреса филиалов, представительств и иных обособленных подразделений, с помощью которых планируется осуществление деятельности. В графу адрес места осуществления лицензируемого вида деятельности дублируются адреса указанных подразделений.

Одновременно сообщаю, что при осуществлении деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров под адресами мест осуществления лицензируемого вида деятельности понимаются адреса мест расположения пожарных депо.

Проверки соответствия соискателя лицензии (лицензиата) лицензионным требованиям проводятся по адресу места нахождения организации, с учетом адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности.

О соблюдении требований пп. «в» п. 4. Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории

инновационного центра «Сколково»), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 291).

Согласно разъяснениями, направленным в Росздравнадзор Минздравом России, сообщаем следующее.

В соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Федеральный закон № 99-ФЗ) медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») является лицензируемым видом деятельности.

Подпунктами «в» и «г» пункта 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») (далее — Положение), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 291, предусмотрено, что лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности, являются, в том числе наличие у руководителя медицинской организации, заместителей руководителя медицинской организации, ответственных за осуществление медицинской деятельности, руководителя структурного подразделения иной организации, ответственного за осуществление медицинской деятельности, высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, а также дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье», наличие стажа работы по специальности не менее 5 лет.

Таким образом, в части первой подпункта «в» пункта 4 Положения перечислены три должности, для которых необходимо получение высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения — руководитель медицинской организации, заместители руководителя медицинской организации, ответственные за осуществление медицинской деятельности, руководитель структурного подразделения иной организации, ответственный за осуществление медицинской деятельности.

В соответствии с пунктом 6 указанного Положения осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктами «а», «б» и «в (1)» пункта 5 указанного Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона № 99-ФЗ.

Дополнительно сообщаем, что в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте http://regulation.gov.ru размещен проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» (далее — проект постановления). Данным проектом постановления из лицензионных требований, предъявляемых к руководителям медицинских организаций, заместителям руководителей медицинских организаций, ответственных за осуществление медицинской деятельности, при намерении осуществлять доврачебную помощь, исключено требование о наличии сертификата по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье».

Проектом постановления также предусмотрены изменения в части исключения из перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, работ (услуг) по организации здравоохранения и общественному здоровью.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх