Лицензия страховой деятельности

(утв. приказом Росстрахнадзора от 19 мая 1994 г. № 02-02/08)

  1. Общие положения
  1. Настоящие условия разработаны в соответствии с Законом «О страховании», Положением о Федеральной службе России по надзору за страховой деятельностью и действующим законодательством.
  2. Лицензирование страховой деятельности осуществляется Федеральной службой России по надзору за страховой деятельностью (Росстрахнадзором).
  3. Под страховой деятельностью, порядок лицензирования которой определяют настоящие Условия, понимается деятельность страховых организаций и обществ взаимного страхования (страховщиков), связанная с формированием специальных денежных фондов (страховых резервов), необходимых для предстоящих страховых выплат.
  4. Деятельность, связанная с оценкой страховых рисков, определением размера ущерба, размера страховых выплат, иная консультационная и исследовательская деятельность в области страхования не требует получения лицензии в соответствии с настоящими Условиями.
  5. Настоящие Условия являются едиными для всех юридических лиц, осуществляющих свою деятельность в соответствии с Законом РФ «О страховании».
  1. Лицензия
  1. Лицензия на проведение страховой деятельности является документом, удостоверяющим право ее владельца на проведение страховой деятельности на территории Российской Федерации при соблюдении им условий и требований, оговоренных при выдаче лицензии.
  1. Лицензия может быть выдана для осуществления страховой деятельности на определенной территории, заявленной страховщиком.
  2. Лицензия выдается по установленной форме и содержит следующие реквизиты:

наименование страховщика, владеющего лицензией, его юридический адрес;

наименование отрасли, формы проведения и вида (видов) страховой деятельности с указанием в приложении вида (видов) страхования, на проведение которого имеет право страховщик;

территория, на которой он имеет право проведения этого вида (видов);

номер лицензии и дата ее выдачи;

подпись руководителя (или заместителя руководителя) и гербовая печать Росстрахнадзора;

регистрационный номер по государственному реестру страховщиков.

Лицензия на проведение страховой деятельности не имеет ограничения по сроку действия, если это специально не предусмотрено при выдаче.

    1. В случае, если отсутствует информация, позволяющая достоверно оценить страховой риск, страховщику может быть выдана временная лицензия, в ко

торой, помимо реквизитов, перечисленных в пункте 2.1 2, указывается срок, на который она выдана

  1. Лицензии выдаются на проведение добровольного и обязательного:

личного страхования;

имущественного страхования;

страхования ответственности;

перестрахования, если предметом деятельности страховщика является исключительно перестрахование по видам страховой деятельности;

  1. личное страхование, включающее:
  1. страхование жизни
  2. страхование от несчастных случаев и болезней
  3. медицинское страхование
  1. имущественное страхование, включающее:
  1. страхование средств наземного транспорта
  2. страхование средств воздушного транспорта
  3. страхование средств водного транспорта

( (7) страхование грузов

  1. страхование других видов имущества, кроме перечисленных (4), (5), (6),

(7)

  1. страхование финансовых рисков
  1. страхование ответственности, включающее:
  1. страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств

(И) страхование гражданской ответственности перевозчика

((2) страхование гражданской ответственности предприятий — источников повышенной опасности

  1. страхование профессиональной ответственности
  2. страхование ответственности за неисполнение обязательств
  3. страхование иных видов гражданской ответственности, кроме перечисленных (10), (11), (12), (13), (14)
  4. перестрахование.
  1. Виды страхования, указываемые в Приложении к лицензии, относятся к видам страховой деятельности в соответствии с классификацией по объектам страхования и видам страховых рисков, приведенной в Приложении (2) к настоящим Условиям.

Лицензирование обязательного страхования проводится в соответствии с законами Российской Федерации.

ственные средства страховой организации должны обеспечивать проведение планируемых видов страховой деятельности и выполнение принимаемых страховщиком обязательств по договорам страхования и составлять в совокупности (в процентах от суммы страховой премии, планируемой страховщиком на первом году деятельности):

а) по виду страховой деятельности: страхование жизни — 15%, но не менее 150 млн. рублей;

б) по видам страховой деятельности: страхование от несчастных случаев и болезней, медицинское страхование, страхование средств наземного транспорта, страхование грузов, страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств — 15%;

в) по видам страховой деятельности, страхование средств воздушного транспорта, страхование средств водного транспорта, страхование других видов имущества, страхование профессиональной ответственности, страхование ответственности за неисполнение обязательств — 25%;

г) по видам страховой деятельности: страхование финансовых рисков, страхование гражданской ответственности предприятий — источников повышенной опасности, страхование иных видов гражданской ответственности — 30%, но не менее 250 млн. рублей по видам страховой деятельности: страхование средств воздушного транспорта, страхование средств водного транспорта, страхование финансовых рисков, страхование гражданской ответственности перевозчика, страхование гражданской ответственности предприятий — источников повышенной опасности, страхование ответственности за неисполнение обязательств.

  1. 4. Страховщики, осуществляющие страховую деятельность на основании ранее полученной лицензии, при обращении за получением лицензии на новые виды страховой деятельности должны отвечать требованиям платежеспособности в соответствии с Методикой расчета нормативного размера соотношения активов и обязательств страховщиков, утвержденной Росстрахнадзором.
    1. Если страховщик подает документы для получения лицензии на проведение различных видов страховой деятельности, величина средств, указанных в п. 3.2 и 3.3, исчисляется раздельно по страхованию жизни и иным видам страховой деятельности.
    2. Максимальная ответственность по отдельному риску по договору страхования не может превышать 10 процентов собственных средств страховщика.

ГУ. Порядок выдачи лицензий на проведение страховой деятельности

  1. Для получения лицензии на осуществление страховой деятельности юридическими лицами в Росстрахнадзор представляются следующие документы:
  1. заявление установленной формы (Приложение 3);
  2. учредительные документы:

а) устав, разработанный в соответствии с действующим законодательством;

б) протокол учредительного собрания, решение о создании или учредительный договор;

в) документ, подтверждающий государственную регистрацию юридического лица;

  1. документы, подтверждающие оплату уставного капитала (справка банка, акты приема-передачи имущества, другие документы);

4.1.4* экономическое обоснование страховой деятельности:

а) бизнес-план на первый год деятельности (Приложение 4);

б) расчет соотношения активов и обязательств по форме, указанной в Приложении к «Методике расчета нормативного размера соотношения активов и обязательств страховщиков», утвержденной Росстрахнадзором (представляется страховыми организациями, осуществляющими страховую деятельность не менее года);

в) положение о порядке формирования и использования страховых резервов;

г) план по перестрахованию (в произвольной форме), если максимальная ответственность по отдельному риску превышает размер, указанный в п. 3.6;

д) баланс с приложением отчета о финансовых результатах на последнюю отчетную дату;

е) план размещения средств страховых резервов;

  1. правила по видам страхования, которые в соответствии с Законом «О страховании» и общими условиями действительности сделок, предусмотренными гражданским законодательством, должны содержать:

определение круга субъектов страхования и ограничения по заключению договора страхования;

определение объектов страхования;

определение перечня страховых случаев, при наступлении которых возникает ответственность страховщика по страховым выплатам (основные и дополнительные условия);

страховые тарифы; определение сроков страхования;

порядок заключения договоров страхования и уплаты страховых взносов; взаимные обязательства сторон по страховому договору и возможные случаи отказа в выплате по договорам страхования;

порядок рассмотрения претензий по договору страхования.

К правилам страхования должны быть приложены образцы форм договоров страхования и страховых свидетельств (полисов, сертификатов).

Правила страхования (условия) представляются в двух экземплярах, прошитых, пронумерованных, утвержденных руководителем страховой организации;

  1. расчет страховых тарифов с приложением использованной методики расчета и указанием источника исходных данных, а также утвержденную руководителем страховой организации структуру тарифных ставок в двух экземплярах по форме, указанной в Приложении 5;
  2. сведения о руководителе и его заместителях (Приложение 6).

При получении лицензии один экземпляр правил страхования и структуры тарифов с отметкой федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью возвращается страховщику. Иные документы или копии с них не выдаются.

  1. Страховщик несет ответственность за достоверность информации, указанной в документах, представленных на лицензирование.
  2. Росстрахнадзор рассматривает заявления юридических лиц о выдаче им лицензий в установленный законодательством срок.
  1. Страховшику, сдавшему документы на лицензирование, направляется уведомление.
    1. За выдачу каждой лицензии на осуществление страховой деятельности взимается плата в федеральный бюджет со страховых организаций в размере, установленном действующим законодательством РФ.

Плата вносится после принятия решения о выдаче лицензии. В случае необходимости внесения изменений в реквизиты лицензии плата взимается в аналогичном размере.

    1. Об изменениях, внесенных в документы, явившиеся основанием для выдачи лицензии, страховщик обязан сообщить в Росстрахнадзор в месячный срок с момента внесения этих изменений, представив подтверждающие документы.

В случае изменения любого из реквизитов, перечисленных в п. 2.1,2, требуется замена лицензии.

    1. Об отказе в выдаче лицензии Росстрахнадзор сообщает страховщику в письменной форме с указанием причйн отказа, документы при этом не возвращаются.

V. Заключительные положения

  1. Особые условия лицензирования отдельных видов страхования устанавливаются специальными правилами Росстрахнадзора.
  2. Росстрахнадзор ежемесячно публикует данные о страховщиках, которым выданы лицензии на проведение страховой деятельности с указанием:

наименования страховщика;

юридического адреса;

даты выдачи лицензии;

номера лицензии;

видов страховой деятельности, разрешенных лицензией.

  1. Страховщик имеет право обжаловать действия Росстрахнадзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Елисова И. Н., ведущий эксперт

Журнал «Учет в сфере образования» № 1, январь 2011 г.

С 1 января 2011 года действует новый порядок лицензирования образовательной деятельности. Помимо того что лицензия стала бессрочной, сокращен и срок рассмотрения документов организации на ее выдачу – с 60 до 45 дней.

Порядок лицензирования определяет Правительство РФ

Сразу отметим, что изменения, касающиеся лицензирования, внесены Федеральным законом от 8 ноября 2010 г. № 293-ФЗ в Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании». При этом определено, что порядок лицензирования образовательной деятельности устанавливает Правительство РФ. В то же время многие важные моменты теперь прописаны в самом законе. И они идут вразрез с Положением о лицензировании, утвержденным постановлением Правительства РФ от 31 марта 2009 г. № 277, которое пока действует. Поэтому в ближайшее время скорее всего будет либо изменено старое положение о лицензировании, либо принято новое.

Срок действия лицензии

С этого года выданная лицензия на образовательную деятельность будет действовать бессрочно. Отметим, что ранее лицензия выдавалась на срок, не превышающий шести лет (п. 29 Положения о лицензировании).
Правда, по истечении года после выдачи документа, подтверждающего наличие лицензии, в учреждении проведут плановую проверку. Ее цель – проконтролировать, как учебное заведение соблюдает лицензионные требования и условия. И если при проверке выявят нарушения, организации выдадут предписание об их устранении. Срок для устранения – не более шести месяцев.
После истечения этого срока организация должна представить в лицензирующий орган отчет об исполнении предписания, приложив к нему подтверждающие документы.
В противном случае в отношении нее будет возбуждено дело об административном правонарушении, а действие лицензии временно приостановят – полностью или в отношении отдельных образовательных программ, образовательной деятельности.
Если и после этого организация не устранит нарушения, лицензирующий орган обратится в суд с заявлением об аннулировании лицензии на образовательную деятельность.

Приложения к лицензии

Неотъемлемой частью документа, подтверждающего наличие лицензии, являются приложения к нему (п. 6 ст. 33.1 закона об образовании).
В них указываются адреса, по которым будет осуществляться образовательная деятельность, сведения об образовательных программах, иные данные.
Но главное, что теперь предусматривает закон об образовании, – по каждому филиалу оформляется отдельное приложение.
Ранее сведения о филиалах также указывали в приложении (п. 27 Положения о лицензировании).

Переоформление лицензии

В некоторых случаях учреждению придется переоформить лицензию (конкретные ситуации перечислены в п. 9 ст. 33.1 закона об образовании).
Итак, переоформить лицензию придется, если:
– необходимо дополнить документ, подтверждающий наличие лицензии, сведениями о филиалах, адресах места ведения деятельности, образовательных программах;
– закрыты образовательные программы, места ведения образовательной деятельности;
– изменено наименование образовательных программ, указанных в приложении к документу, подтверждающему наличие лицензии.
Также лицензию придется переоформить, если учреждение реорганизовано в форме слияния. При условии, если у одного или нескольких реорганизованных юридических лиц имеется лицензия.
В случае реорганизации учреждения в форме присоединения также придется переоформить лицензию. Правда, только тогда, когда она есть у присоединенного юридического лица. Переоформить лицензию необходимо и при смене типа бюджетного учреждения, например, на автономное.
Отметим, что может быть переоформлен весь документ, подтверждающий наличие лицензии, или отдельное его приложение.
Надо сказать, что с этого года увеличена пошлина за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, или приложения к такому документу. Вместо 200 руб. теперь придется заплатить 2600 руб. Такой размер госпошлины прописан в подпункте 92 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса РФ.
При этом размер госпошлины за оформление лицензии не изменился. Он составляет 2600 руб.

Предоставление временной лицензии

В случае реорганизации образовательной организации в форме разделения или выделения лицензирующий орган предоставляет ей временную лицензию в соответствии с лицензией реорганизованного учреждения. Срок действия такой лицензии – один год.
Решение о предоставлении временной лицензии принимается в течение 10 дней со дня, когда организация подаст заявление о предоставлении ей временной лицензии, приложив к нему необходимые документы.
При этом в заявлении указываются:
– сведения, предусмотренные законодательством о лицензировании отдельных видов деятельности;
– перечень образовательных программ;
– сведения о прекращении реализации образовательных программ, прекращении осуществления образовательной деятельности по адресу места ее осуществления (если имеет место такой факт);
– перечень образовательных программ, которые указаны в приложении к документу, подтверждающему наличие лицензии, и наименования которых изменены (если происходит изменение).
При реорганизации в форме слияния документ, подтверждающий наличие лицензии, переоформляется на основании лицензий одного или нескольких реорганизованных юридических лиц.
При реорганизации в форме присоединения переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, проводится на основании лицензии образовательного учреждения и лицензии присоединенного юридического лица.

Срок выдачи лицензии

При рассмотрении вопроса о предоставлении лицензии (переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии) лицензирующий орган проводит проверку полноты и достоверности сведений, которые содержатся в заявлении и документах, представленных организацией.
Также он оценивает, насколько организация может выполнять лицензионные требования. И в срок, не превышающий 45 дней, выносит решение о выдаче лицензии (или об отказе в этом). Такой срок закреплен в пункте 11 статьи 33.1 закона об образовании.
Отметим, что ранее лицензирующему органу отводился срок в 60 дней (п. 21 Положения о лицензировании).

Когда в лицензии откажут?

Закон об образовании устанавливает, что лицензирующий орган вправе не принять у образовательной организации документы к рассмотрению по следующим основаниям:
1) лицензирование образовательной деятельности не отнесено к компетенции соответствущего органа;
2) для лицензирования заявлена образовательная деятельность по образовательным программам, которые организация не вправе реализовывать;
3) запрошенные у организации документы не представлены в срок. Надо сказать, что запросить документы могут, если при их подаче образовательная организация не представила какой — то документ или представила его, заполнив с ошибками.
А вот основания для отказа в переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, перечислены в пункте 19 статьи 33.1 закона об образовании. Они совпадают с теми, которые указаны в пункте 23 Положения о лицензировании.
Это два основания:
1) наличие в документах, представленных образовательной организацией, недостоверной информации;
2) несоответствие условий ведения образовательной деятельности, в том числе в части объектов, используемых в рамках такой деятельности, лицензионным требованиям и условиям.

Ответственность за нарушение порядка лицензирования

Если у образовательной организации отсутствует лицензия, то ее могут привлечь к административной ответственности. Сумма штрафа составит (ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях):
– от 4000 до 5000 руб. – для должностных лиц;
– от 40 000 до 50 000 руб. – для организаций.
Если же учреждение ведет деятельность, не связанную с извлечением прибыли, то за отсутствие лицензии могут оштрафовать по статье 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях:
– от 30 000 до 50 000 руб. – должностных лиц;
– от 170 000 до 250 000 руб. – организацию.
Если же учреждение нарушает условия лицензии, то сумма штрафа составит (ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях):
– от 3000 до 4000 руб. – для должностных лиц;
– от 30 000 до 40 000 руб. – для организаций.
В случае, когда речь идет о деятельности, не связанной с извлечением прибыли, размеры штрафов такие:
– от 15 000 до 25 000 руб. – для должностных лиц;
– от 70 000 до 100 000 руб. – для организаций.
Также образовательное учреждение могут привлечь к ответственности за грубое нарушение правил, предусмотренных лицензией.
Максимальный размер штрафа в подобном случае – до 50 000 руб. (если деятельность не подразумевает извлечение прибыли – 150 000 руб.).

Лицензирование страховых операций страховщиков, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации, носит обязательный характер и осуществляется Федеральной службой страхового надзора (ФССН). На ФССН также возложены разработка соответствующих методических и нормативных документов, обобщение практики применения страхового законодательства, разработка предложений по его применению, защита интересов страхователей в случае банкротства страховых организаций или их ликвидации по другим причинам.

Необходимым условием для получения лицензии является наличие у страховой организации полностью оплаченного до начала деятельности уставного капитала.

При обращении страховой организации в ФССН за получением лицензии на проведение страховой деятельности необходимо документальное подтверждение того, что оплаченный уставный капитал и иные собственные средства будущего страховщика обеспечивают проведение планируемых видов страхования и выполнение принимаемых страховщиком обязательств по договорам страхования.

Действующим порядком предусмотрено, что для получения лицензии страховщик должен представить Федеральной службе страхового надзора:

  • программу развития страховых операций на три года, включающую виды и объемы намечаемых операций, максимальную ответственность по индивидуальному риску, условия организации перестраховочной защиты;

  • правила или условия страхования по видам операций; справки банков или иных учреждений, подтверждающие наличие уставного капитала, запасных или аналогичных фондов;

  • статистическое обоснование применяемой системы тарифов, ставок и резервов.

При необеспечении финансовой устойчивости страховых операций ФССН может потребовать от страховой организации повышения размера этих фондов в рублях и валюте в зависимости от видов, объема и валюты страховых операций. При принятии решений об отказе, приостановлении действия и аннулировании лицензий ФССН руководствуется заключением экспертной комиссии с обязательным привлечением лицензируемой организации. За выдачу лицензии со страховщика взимается специальный сбор.

Для осуществления возложенных задач ФССН имеет право:

  • проводить проверки отдельных сторон финансово-хозяйственной деятельности страховых организаций, касающихся действующего законодательства о страховании, установленных правил и предписаний;

  • получать от страховых организаций необходимые сведения, справки и иную информацию, подтверждающую достоверность получаемых сведений, а также обращаться за получением информации к банкам и другим учреждениям и организациям;

  • осуществлять контроль за создаваемыми в страховых организациях необходимыми резервами для обеспечения соответствия между принятыми страховыми организациями обязательствами и имеющимися у них средствами;

  • контролировать размещение страховыми организациями временно свободных средств с целью определения степени надежности капиталовложений и ликвидности активов этих организаций.

В случае выявления нарушений по результатам проверок отдельных сторон финансово-хозяйственной деятельности ФССН имеет право давать предписание страховым организациям об увеличении размера резервных фондов, изменении тарифов, ставок, страховых взносов (премии), правил и условий страхования, характера вложений временно свободных средств. Могут даваться также предписания о введении или изменении схемы перестрахования.

Если страховая организация не выполняет выданных предписаний и не устраняет вскрытые проверками нарушения, ФССН имеет право временно приостанавливать действие выданных лицензий, ограничивать их действие, аннулировать лицензии или принимать решение о полном прекращении деятельности страховой организации.

Налоги, уплачиваемые страховыми организациями, можно подразделить на следующие основные группы14:

1. налоги, уплачиваемые с прибыли (доходов): налог на прибыль, налог на дивиденды, налог от долевого участия в деятельности других предприятий и организаций;

2.налоги, взимаемые с выручки от оказания страховых услуг: налог на пользователей автомобильных дорог, налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, сбор за использование наименования «Россия»;

3. налоги с имущества: налог на имущество страховых организаций;

4. платежи за природные ресурсы: земельный налог и арендная плата за землю;

5. налоги с фонда оплаты труда: транспортный налог, отчисления в государственные социальные фонды и другие;

6. налоги, уплачиваемые с суммы произведенных затрат: налог на рекламу;

7.налоги на определенный вид финансовых операций с ценными бумагами;

8. налоги с выручки от оказания не страховых услуг и реализации имущества: налог на добавленную стоимость;

9. налоги со стоимости исковых заявлений и сделок имущественного характера: госпошлина.

Источниками уплаты налогов в федеральный бюджет являются: для налога на добавленную стоимость — увеличение цены товара (работ, услуги), для платы за землю, налогов на пользователей автодорог и с владельцев транспортных средств, госпошлины и транспортного налога — себестоимость, для налога на прибыль — балансовая прибыль, для налога на операции с ценными бумагами и сбора за использование наименования «Россия» — чистая прибыль.

Источниками уплаты налогов в региональные бюджеты (налог на имущество предприятий и налог на нужды образовательных учреждений) и местные бюджеты (целевой сбор на содержание милиции, налог на рекламу и др.) являются финансовые результаты деятельности страховых организаций.

Страховые организации несут ответственность за соблюдение налогового законодательства, которая подразумевает правильность исчисления, а также полноту и своевременность уплаты причитающихся с них налогов.

Налогооблагаемая база уменьшается на сумму льгот, предоставляемых страховым организациям по налогу на прибыль в соответствии с действующим законодательством. К числу важнейших льгот по налогу на прибыль, предоставленных страховщикам, можно отнести уменьшение налогооблагаемой базы и уменьшение ставки налога на прибыль. Из налогооблагаемой базы вычитаются суммы, направленные на финансирование капитальных вложений и для погашения кредитов банка на эти цели, затраты страховщиков на содержание находящихся на их балансе учреждений здравоохранения, народного образования, культуры и спорта, детских дошкольных учреждений, детских лагерей отдыха, домов престарелых и инвалидов, жилого фонда и пр.; взносы на благотворительные цели в размере, не превышающем 3% от налогооблагаемой прибыли; суммы, направленные страховщиками на пополнение резервов по страхованию жизни в определенных пределах, и др.

Уменьшение ставки налога на прибыль в 1,5 раза касается тех страховщиков, которые в отчетном периоде получили от страхования имущественных интересов фермерских хозяйств, колхозов и других сельскохозяйственных и малых предприятий не менее 50% взносов.

К налогооблагаемой базе применяются установленные ставки налога. Прибыль страховых организаций в части, зачисляемой в республиканский бюджет Российской Федерации, облагается по ставке 13%. Ставки налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъектов Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Федерации. При этом предельная ставка налога, зачисляемого в бюджет субъектов Федерации страховщиками, не может превышать 30%.

Ставки налога на прибыль, а также состав налоговых льгот могут изменяться при утверждении федерального бюджета на предстоящий финансовый год.

Сумма налога на прибыль определяется страховщиками самостоятельно на основании данных бухгалтерского учета и отчетности.

В течение квартала страховщики производят авансовые взносы налога исходя из предполагаемой суммы прибыли за налогооблагаемый период и установленной ставки. Выплата авансовых взносов производится не позднее 15-го числа каждого месяца равными долями в размере 1/3 квартальной суммы налога, исчисленной исходя из предполагаемой прибыли на квартал.

По окончании первого квартала, полугодия, девяти месяцев и года страховщики исчисляют сумму налога на прибыль нарастающим итогом с начала года исходя из фактически полученной прибыли с учетом предоставленных льгот и ставки налога, а также с учетом ранее начисленных платежей. Суммы налога, исчисленные исходя из фактической прибыли, вносятся страховщиками в доход бюджета по квартальным расчетам в пятидневный срок со дня, установленного для представления квартальных бухгалтерских отчетов, а по годовым расчетам — в десятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета и баланса за год.

Излишне внесенные суммы налога, выявленные при сравнении фактического налога и авансовых платежей, засчитываются в счет очередных платежей или возвращаются плательщику на основании его письменного заявления.

Страховые организации, в состав которых входят территориально обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного счета, уплачивают в бюджеты субъектов Российской Федерации, на территории которых расположены эти подразделения, налог на прибыль из доли прибыли, приходящейся на структурные подразделения, определяемой пропорционально их среднесписочной численности (или фонду оплаты труда) и стоимости основных производственных фондов.

Кроме налога на прибыль страховщики платят также налог с дивидендов, процентов, полученных по акциям, облигациям или другим выпущенным в Российской Федерации ценным бумагам, принадлежащим страховщику, а также с доходов от долевого участия в деятельности других предприятий и страховых организаций на территории РФ.

Налог с перечисленных выше доходов уплачивается в момент выплаты этих доходов по ставке 15%. Таким образом, к страховщику — получателю эти доходы поступают за вычетом удержанного налога. Поэтому при расчете налога на прибыль указанные выше доходы должны быть исключены из налогооблагаемой базы во избежание двойного налогообложения.

При совершении сделок с ценными бумагами страховщики уплачивают налог на операции с ценными бумагами. Налог взимается со страховщика в том случае, если он выступает эмитентом ценных бумаг. Объектом налогообложения является номинальная стоимость ценных бумаг, заявленная эмитентом.

Не облагается налогом номинальная сумма выпуска ценных бумаг акционерных обществ, осуществляющих первичную эмиссию ценных бумаг, а также осуществляющих увеличение уставного капитала на величину переоценок основных фондов, производимых по решению Правительства Российской Федерации.

Налог на операции с ценными бумагами взимается в размере 0,8% номинальной суммы выпуска. Налог на операции с ценными бумагами, осуществленные в иностранной валюте, исчисляется в рублях в пересчете по курсу, устанавливаемому Центральным банком РФ и действующему на дату регистрации эмиссии. Сумма налога вносится плательщиком одновременно с представлением документов на регистрацию эмиссии и перечисляется в федеральный бюджет.

Следует различать налоги, уплачиваемые с доходов от ценных бумаг, т. е. дивидендов, процентов, и налог на операции с ценными бумагами.

В соответствии с Законом о налоге на добавленную стоимость услуги по страхованию и перестрахованию освобождены от этого налога. Не облагаются налогом и операции, связанные с получением так называемых прочих доходов от страховой деятельности, включаемых в состав выручки от реализации страховых услуг. К числу таких доходов, в частности, относятся: возмещение доли убытков по рискам, переданным в перестрахование; комиссионные вознаграждения и тантьемы, полученные за оказание услуг страхового брокера, и некоторые другие. Таким образом, страховые организации реализуют услуги в сфере основной деятельности без НДС. В то же время другие хозяйственные операции страховых компаний, не запрещенные действующим законодательством, подлежат обложению налогом на добавленную стоимость.

При определении налога на имущество страховых организаций объектом налогообложения служат основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе налогоплательщика.

Расчет налога осуществляется на основе среднегодовой стоимости имущества за соответствующий налогооблагаемый период и ставки налога, установленной на текущий календарный год органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации. Сумма налога исчисляется страховщиками ежеквартально нарастающим итогом с начала года с учетом стоимости имущества, освобождаемого от налога в соответствии с предоставленными льготами.

Не облагается налогом имущество страховых организаций, используемое исключительно для отдыха или оздоровления детей в возрасте до 18 лет, для охраны природы, пожарной безопасности или гражданской обороны, нужд физической культуры и спорта. При расчете налогооблагаемой базы вычитается стоимость имущества (за минусом сумм износа) объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, полностью или частично находящихся на балансе плательщика.

Не знаете как получить лицензию брокера?
Мы вам поможем!

Получаем лицензию страхового брокера. Осуществляем лицензирование страхового брокера, начиная с регистрации ООО с указанием необходимых видов деятельности или юридического аудита уставных документов, до получения бланка лицензии страхового брокера под ключ. Бесплатные консультации Стоимость лицензии страхового брокера зависит от объема работ и составляет от 45 000руб. При заказе услуг под ключ предоставляются скидки.

Страховой брокер это

Страховыми брокерами являются российские юридические лица или индивидуальные предприниматели, которые входят в соответствующий реестр Федеральной службы страхового надзора. Данный государственный орган выдает лицензии, ведет контроль лицензированных организаций и индивидуальных предпринимателей в рамках законодательства, он также следит, чтобы лицензированные организации не занимались деятельностью, не связанной со страхованием, отслеживает соблюдение правил, в том числе правило об отсутствии одновременных действий в интересах страховой и страхующегося.

Как получить лицензию

Лицензия страхового брокера — это специальное разрешение на право осуществления страховой деятельности, предоставленное органом страхового надзора юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Наши специалисты лицензируют по следующим этапам.

  1. Проверка соответствия устава и других документов на соответствие лицензионным требованиям. При необходимости внесение изменений.
  2. Подготовка документов для получения банковской гарантии или документов, подтверждающих наличие собственных средств и гарантирующих исполнение обязательств.
  3. Проверка, подготовка и сбор документов на руководителя и бухгалтера, а также всех необходимых документов в виде полного комплекта, в том числе образцы договоров, которые должны полностью соответствовать требованиям законодательства.
  4. Подача, сопровождение, получение лицензии.

Сроки рассмотрения документов государственным органом составляют 30 дней.

Когда нужно переоформление лицензии

Предоставляем свои услуги по переоформлению лицензии в следующих случаях:

  1. Смена названия организации.
  2. Смена юридического адреса.
  3. При иных изменениях, влияющих на деятельность страхового брокера.

Основные принципы и правила системы лицензирования

Лицензирование – это процесс, осуществляемый в отношении таких категорий, как «деятельность” (направления, виды деятельности), «субъект” (физическое лицо, предприятие, организация или иное юридическое лицо), когда некоторый субъект в результате проведения комплекса мероприятий, состав, правила и порядок которых предписываются законодательными и нормативными актами, получает право на осуществление определенного вида деятельности.

Рассматриваемые правила и принципы, положенные в основу деятельности государственных органов по лицензированию в области защиты информации и построения соответствующей системы, вытекают из приведенных выше нормативных актов и основаны на предоставленных им законодательством правах и полномочиях.

Лицензирование в области защиты информации является обязательным.

Данное правило устанавливает, что для занятия деятельностью в области защиты информации одного желания мало, а необходимо еще получение права на ее осуществление. Причем распространяется это требование на все без исключения направления и отдельные виды деятельности, которые вводятся в виде перечисления в соответствующих нормативных актах.

Деятельность в области защиты информации физических и юридических лиц, не прошедших лицензирование, запрещена.

Из данного правила вытекает, что субъекты, не получившие право на деятельность в области защиты информации и продолжающие ее осуществлять, нарушая установленный порядок, занимаются тем самым противоправной деятельностью. В отношении таких субъектов могут быть применены санкции, предусмотренные действующим Гражданским кодексом и законодательством об административной и уголовной ответственности.

Лицензии ФСБ, Гостехкомиссии и ФАПСИ и их решения о выдаче лицензии на право осуществления деятельности в области защиты информации, лицензирование которой относится к компетенции соответствующей организации, выдаются в основном юридическим лицам – предприятиям, организациям и учреждениям (далее – предприятия) независимо от их организационно-правовой формы.

Данное положение лишь на первый взгляд ущемляет интересы физических лиц, которым не предоставляются права на промышленную, коммерческую деятельность, связанную со средствами защиты информации, в первую очередь – с шифровальными средствами. Включение этого положения обусловлено рядом факторов. Во-первых, разработка (производство, монтаж, наладка и т.д.) средств защиты информации и шифровальных средств требует участия высококлассных специалистов разного профиля. Во-вторых, требования, предъявляемые, например, ФАПСИ к заявителю, физическое лицо удовлетворить просто не в состоянии. В-третьих, для проведения работ в этой области, как правило, необходимо обеспечение выполнения режимных требований и наличия допуска к сведениям, составляющим государственную тайну.

Лицензии выдаются конкретным юридическим лицам – предприятиям, а не министерствам, ведомствам или ассоциациям в целом. Если разрешаемая в лицензии деятельность не является для лицензиата основной, то в лицензии указывается структурное подразделение, которому предоставляется право осуществления данного вида деятельности.

Лицензии и решения о выдаче лицензии выдаются только предприятиям, зарегистрированным на территории Российской Федерации.

Лицензия выдается только на основании результатов специальной экспертизы заявителя на соответствие требованиям к предприятию на право деятельности в области защиты информации по заявленному направлению работ и аттестации руководителя предприятия или лиц, уполномоченных им для руководства лицензируемой деятельностью.

Данное положение устанавливает одну из основных норм, определяющих сущностные и процедурные аспекты системы лицензирования: лицензия может быть выдана не каждому заявителю, т.е. предприятию, подавшему все необходимые и правильно оформленные документы, а только предприятию, обладающему соответствующими возможностями, достаточными для осуществления заявленных видов деятельности. Проверка возможностей предприятия выполняется в ходе специальной экспертизы путем экспертных оценок специалистами специально создаваемых комиссий с учетом профиля заявляемых видов деятельности, факта удовлетворения требованиям, предъявляемым к предприятиям. С данными требованиями заявитель может быть ознакомлен в соответствующем лицензионном центре Гостехкомиссии или ФАПСИ. Кроме того, по результатам специальной экспертизы заявителя определяются состав и конкретная формулировка разрешенных видов деятельности, а также условия их осуществления. Уточнение формулировок для различных видов деятельности и заявителей может быть проведено с учетом следующих факторов: уровня конфиденциальности защищаемой информации; уровня секретности сведений, используемых при осуществлении заявляемой деятельности; типа используемого криптографического алгоритма; способа технической реализации изделия; уровня квалификации персонала; назначения изделия, наличия или отсутствия сертификата на него; страны-производителя изделия; категории помещений и технических средств.

Решение о выдаче лицензии дается предприятию, подавшему заявление на его получение, на основании результатов технической экспертизы изделия и (или) специальной экспертизы заявителя.

Основными задачами технической экспертизы являются установление соответствия предъявляемого изделия заявляемым характеристикам (класс, тип средств) и проверка возможного использования в коммерческих средствах защиты информации
(в первую очередь – в шифрсредствах) технических средств, алгоритмов, программ и способов их реализации, составляющих государственную тайну.

Лицензия действует на всей территории Российской Федерации, если иное не оговорено в ней особо.

Могут налагаться, например, следующие ограничения:

· для региональных представителей, работающих по договорам на реализацию шифрсредств, – в рамках сферы их деятельности;

· для фирм-разработчиков – создание криптографических средств защиты и защищенных средств и систем в интересах региональных государственных и коммерческих структур.

Лицензии и решения о выдаче лицензий подписываются Председателем Гостехкомиссии, Генеральным директором ФАПСИ или лицом, их замещающим, и заверяются гербовой печатью.

Передача лицензии другим юридическим лицам запрещена.

Лицензия имеет ограниченный срок действия, по истечении которого осуществляется ее переоформление в том же порядке, что и выдача.

Данные нормы определены постановлением Правительства Российской федерации от 24 декабря 1994 года № 1418 для всех систем лицензирования.

Лицензирование осуществляется на платной основе. Размер платы за рассмотрение заявления и выдачу лицензий фиксирован. Размер платы за специальную экспертизу определяется договором на ее проведение.

Для получения лицензий или решений о выдаче лицензий предприятие обязано представить определенный перечень документов, состав которых определяется нормативными актами Правительства Российской Федерации и ФАПСИ.

Представляемые заявителем документы регистрируются в уполномоченном подразделении ФАПСИ по мере их поступления. Заявление регистрируется только при наличии всех требуемых для оформления лицензии документов.

Рассмотрение заявления и специальная экспертиза должны проводиться в сроки, ограниченные соответствующими нормативными актами.

На настоящий момент продолжительность рассмотрения заявления установлена сроком 30 дней с момента поступления всех необходимых документов (с возможностью увеличения этого срока в отдельных случаях еще максимум до 60 дней). Специальная экспертиза имеет аналогичную продолжительность с момента заключения договора на ее проведение.

Отказ заявителю в выдаче лицензии должен быть мотивирован. Заявителю может быть отказано в получении лицензии в следующих случаях: при наличии в документах, представленных заявителем, недостоверной или искаженной информации; при отрицательном заключении по результатам специальных экспертиз, установивших несоответствие условиям, необходимым для осуществления заявленного вида деятельности и условиям безопасности; при отрицательном заключении по результатам аттестации руководителей предприятия или лица, уполномоченного им на ведение лицензируемой деятельности; при отрицательном заключении по результатам технических экспертиз.

При ликвидации предприятия выданная лицензия теряет юридическую силу.

В случае реорганизации предприятия, изменения его дислокации или наименования юридического лица, утраты лицензии осуществляется ее переоформление. Переоформление лицензии в указанных случаях, за исключением изменения наименования юридического лица, осуществляется в порядке, предусмотренном для ее выдачи.

Выданная лицензия может быть приостановлена или аннулирована.

Приостановление или аннулирование лицензии осуществляется в случаях:

· представления лицензиатом соответствующего заявления;

· обнаружения недостоверных данных в документах, представленных для получения лицензии;

· нарушения лицензиатом условий действия лицензии;

· невыполнения лицензиатом предписаний или распоряжений государственных органов или приостановления ими деятельности предприятия в соответствии с законодательством Российской федерации;

· ликвидации предприятия.

Приостановление действия лицензии влечет за собой прекращение деятельности лицензиата по виду деятельности, указанному в лицензии, до устранения выявленных нарушений.

Решение ФАПСИ о выдаче лицензии на ввоз (вывоз) шифровальных средств выдается только на конкретную партию изделий. Наличие заключенных договоров не является основанием для выдачи положительного решения о возможности ввоза (вывоза) шифровальных средств.

Данные нормы соответствуют установленному порядку внешнеэкономической деятельности. Заключаемые договора, как правило, содержат статью, учитывающую обстоятельства, предусматривающие возможный отказ уполномоченных государственных органов в выдаче лицензии на ввоз (вывоз) шифровальных средств. Конкретная партия товара определяется объемом, этапностью и сроками поставок, оговоренных конкретным договором.

Деятельность по лицензированию в области зашиты информации осуществляется на основании следующих принципов:

· соответствия действующим Российским законодательным и нормативным актам;

· системного и комплексного подхода к решению вопросов лицензирования и сертификации;

· обеспечения надежной защиты информации, составляющей государственную тайну, или иной конфиденциальной информации;

· дифференцированного подхода к отдельным видам деятельности и средствам защиты;

· наложения на лицензиата обязательств по выполнению требований Российского законодательства и иных нормативных актов в области защиты информации;

· соответствия заявителей и лицензиатов требованиям по профессиональной подготовке, нормативно-методической, технической и технологической оснащенности, режимным требованиям, проверяемым в ходе проведения обязательной экспертизы заявителей и постоянного контроля за деятельностью лицензиатов;

· четкой регламентации предоставляемых лицензиату прав и полномочий, а также механизма его взаимодействия с ФАПСИ;

· централизованности выдачи, приостановления и отзыва лицензий и сертификатов;

· доступности и открытости систем лицензирования и сертификации в рамках выше перечисленных принципов.

Лицензирование деятельности предприятия в области защиты информации включает следующие действия: подачу, рассмотрение заявления на лицензирование, оформление и выдачу лицензий (решений о выдаче лицензий), переоформление лицензий; проведение специальной экспертизы заявителя; проведение аттестации руководителя предприятия или лиц, уполномоченных им для руководства лицензируемой деятельности; проведение технической экспертизы изделий.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх