Мадридское соглашение 1891

Другое ограничительное условие, которое необходимо учитывать отечественному заявителю — это список стран, участвующих в Соглашении. На сегодняшний день странами-членами союза являются 52 страны мира. Участниками Соглашения явились следующие государства: Австрия, Азербайджан, Албания, Алжир, Армения, Беларусь, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Венгрия, Вьетнам, Германия, Египет, Италия, Испания, Казахстан, Кения, Китай, КНДР, Куба, Кыргызстан, Латвия, Лесото, Либерия, Лихтенштейн, Люксембург, Марокко, Мозамбик, Молдова, Монако, Монголия, Нидерланды, Польша, Португалия, Россия, Румыния, Сан-Марино, Словакия, Словения, Судан, Сьерра-Леоне, Таджикистан, Узбекистан, Украина, Франция, Хорватия, Чехия, Швейцария, Югославия, Югославская республика Македония.

📌 Реклама

Вместе с тем такие индустриально развитые государства, как США, Япония и Великобритания не подписали Мадридское соглашение.

Часть 2

Преимущества международной регистрации знаков по Мадридскому соглашению сводятся к следующим моментам. Во-первых, упрощается процедура подачи заявок на регистрацию товарного знака. Заявитель подает только одну заявку в Международное бюро ВОИС на французском языке, указывая страны, в которых он испрашивает охрану. В случае необходимости увеличения числа стран, в которых обеспечивается охрана знака, например, в случае экспорта в эти страны товаров, он может сделать заявление о «территориальном расширении».

Другим преимуществом является то, что заявка оформляется через национальное Патентное ведомство, т.е. отпадает необходимость в услугах патентных поверенных в каждой из стран.

📌 Реклама

Стоимость международной регистрации существенно уменьшается по сравнению со стоимостью национальных регистраций за счет исключения из расходов заявителя гонораров патентных поверенных.

Исключается необходимость в соблюдении правил оформления документов заявки, оттисков знаков и т.д. в каждой из стран, в которой испрашивается охрана товарного знака.

Срок экспертизы ограничен 12 месяцами, в течение которых заявитель получает информацию о защите своих прав во всех указанных им странах либо решение об отказе в регистрации международного товарного знака. Если ведомство не укладывается в указанный срок, МБ ВОИС решения об отказе в регистрации товарного знака не принимает. Это несомненное преимущество, если учитывать, что процедура экспертизы во многих странах тянется годами. Следует также отметить, что правом на отказ в признании международного знака (он может быть полным и частичным — по отдельным группам товаров и услуг) национальные ведомства пользуются весьма часто.

Протокол к Мадридскому соглашению о международной регистрации знаков

Протокол к Мадридскому соглашению о международной регистрации знаков был принят в июне 1989 г. на Дипломатической конференции в Мадриде. Целью принятия указанного Протокола было введение в систему международной регистрации знаков некоторых новых правил, устраняющих препятствия для присоединения к Мадридскому соглашению о международной регистрации знаков отдельных государств. Еще одной целью принятия Протокола, на что указывается в литературе, явилось намерение установления связи международной регистрационной системы знаков с системой регистрации товарных знаков Европейского Союза. Россия присоединилась к Протоколу 10 июня 1997 г.

Согласно ст. 2 (1) Протокола, если заявка на регистрацию знака была подана в национальное ведомство или если знак был зарегистрирован в реестре национального ведомства, лицо, являющееся заявителем этой заявки, может обеспечить правовую охрану своего знака на территории договаривающихся сторон путем регистрации этого знака в реестре Международного бюро ВОИС при условии, что:

  • если базовая заявка (заявка, поданная в национальное ведомство) была подана в национальное ведомство договаривающегося государства или если базовая регистрация (регистрация, осуществленная национальным ведомством) была осуществлена национальным ведомством, лицо — заявитель или владелец регистрации, является гражданином этого договаривающегося государства, либо проживает, либо имеет действительное и нефиктивное промышленное или торговое предприятие в указанном государстве;
  • если базовая заявка была подана в ведомство договаривающейся организации или если базовая регистрация была осуществлена таким ведомством, лицо — заявитель или владелец этой регистрации, является гражданином государства — члена этой организации, либо проживает, либо имеет действительное и нефиктивное промышленное или торговое предприятие на территории указанной организации.

Таким образом. Протокол позволяет по усмотрению заявителя подавать заявки на международную регистрацию на основании не только национальных регистраций, но и национальных либо региональных заявок.

По смыслу ст. 5 (2) (в) — (d) Протокола допускается возможность использования 18-месячного срока (вместо срока в один год) для принятия решения об отказе в предоставлении правовой охраны «международному знаку», являющемуся предметом «территориального расширения».

Статья 7 Протокола устанавливает новые сроки продления международной регистрации. Согласно п. (1) указанной статьи любая международная регистрация может быть продлена на 10 лет, считая с даты истечения предшествующего срока, путем простой уплаты основной пошлины. При продлении не допускается никакого изменения в отношении предшествующей международной регистрации в ее последнем виде. За шесть месяцев до истечения срока охраны Международное бюро путем направления неофициального извещения напоминает владельцу международной регистрации и, в случае необходимости, его поверенному точную дату истечения указанного срока.

Статья 9-quinquies устанавливает правила преобразования международной регистрации в национальные или региональные заявки. Согласно указанной статье, если по заявлению ведомства происхождения международная регистрация исключается из реестра по просьбе этого ведомства в отношении всех или части товаров и услуг, перечисленных в указанной регистрации, и лицо, являвшееся владельцем международной регистрации, подает заявку на регистрацию того же знака в ведомство одной из договаривающихся сторон, на территории которых действовала международная регистрация, то эта заявка будет рассматриваться как если бы она была подана на дату международной регистрации в соответствии со ст. 3 (4) Протокола1Датой международной регистрации, согласно ст. 3 (4) Протокола, считается дата, на которую международная заявка получена ведомством происхождения, при условии, что Международное бюро получило ее в течение двух месяцев, считая с этой даты. или на дату внесения записи о «территориальном расширении» в соответствии сост. 3-ter (2) Протокола2Запись о сделанном заявлении о «территориальном расширении» вносится в Международный реестр незамедлительно после его поступления в Международное бюро. и если международная регистрация пользовалась приоритетом, то эта заявка будет пользоваться тем же приоритетом при условии, что:

  • указанная заявка подана в течение трех месяцев, считая с даты, на которую международная регистрация была исключена из реестра;
  • товары и услуги, перечисленные в заявке, действительно покрываются перечнем товаров и услуг, содержащимся в международной регистрации, в отношении договаривающейся стороны, и указанная заявка соответствует всем требованиям применимого законодательства, включая требование, относящееся к сборам.

Статья 14 Протокола очерчивает круг возможных его участников. По сравнению с Мадридским соглашением о международной регистрации знаков этот круг расширен за счет межправительственных организаций. Согласно ст. 14 (1) (в) Протокола любая межправительственная организация может стать участником Протокола при соблюдении следующих условий:

  • по меньшей мере одно из государств — членов этой организации является участником Парижской конвенции по охране промышленной собственности;
  • указанная организация имеет региональное ведомство для целей регистрации знаков, имеющих силу на территории этой организации, если только такое ведомство не является объектом уведомления в силу ст. 9-quater Протокола3По смыслу ст. 9-quaier Протокола, если несколько договаривающихся государств осуществляют унификацию своих национальных законов в области знаков, они могут уведомить Генерального директора ВОИС о том, что единое ведомство заменяет национальное ведомство каждого из этих государств и совокупность принадлежащих им территорий должна рассматриваться как одно государство для целей применения всех дли части положений Протокола..

Весьма важным условием Протокола, закрепленным в его ст. 9-sexies, является положение о соотношении Протокола и стокгольмской редакции Мадридского соглашения о международной регистрации. Согласно указанной статье, если в отношении конкретной международной заявки или конкретной международной регистрации ведомством происхождения является ведомство государства, которое одновременно является участником Протокола и Мадридского соглашения в его стокгольмской редакции, то положения Протокола не будут действовать на территории любого другого государства, которое также одновременно является участником Протокола и Мадридского соглашения.

Из приведенного положения следует, что правила Протокола распространяют свое действие на отношения, в которых участвует сторона, присоединившаяся к Протоколу, но не являющаяся участницей Мадридского соглашения. Отношения между участниками, присоединившимися как к Протоколу, так и к Мадридскому соглашению, регулируются правилами Мадридского соглашения.

Общая инструкция к Мадридскому соглашению о международной регистрации знаков и Протоколу к этому соглашению была пересмотрена 1 апреля 1996 г. и вступила в силу с 1 января 1998 г.

Инструкция содержит девять разделов, включающих в себя 40 специальных правил, регламентирующих процедурные вопросы международной регистрации знаков. В Инструкции получили закрепление, в частности, следующие правила:

  • правило о представительстве перед Международным бюро (правило 3);
  • правило об исчислении сроков (правило 4);
  • правило о применимых языках (правило 6);
  • правило о требованиях к международной заявке (правило 9);
  • правило о пошлинах и сборах, уплачиваемых в связи с международной заявкой (правило 10);
  • правило о регистрации знака в Международном бюро (правило 14);
  • правило о дате международной регистрации в особых случаях (правило 15);
  • правило о сроке для отказа в регистрации в случае подачи возражения против предоставления охраны (правило 16);
  • правило о признании международной регистрации недействительной в договаривающихся сторонах (правило 19);
  • правило об ограничении права владельца распоряжаться международной регистрацией (правило 20);
  • правило о замене национальной или региональной регистрации международной регистрацией (правило 21);
  • правило о разделении базовой заявки, основанной на ней регистрации или базовой регистрации (правило 23);
  • правило об электронной базе данных (правило 33);
  • правило о порядке уплаты пошлин и сборов (правило 34);
  • правило об освобождении от уплаты пошлин и сборов (правило 36).

М.А. Конищева,
студентка магистерской программы
ФГБОУ Высшего образования «РЭУ имени Г.В. Плеханова»

С возникновением института интеллектуальной собственности и развитием интеллектуальных прав правовое регулирование объектов интеллектуальной собственности стало формироваться на территориальном принципе действия, то есть право на объекты интеллектуальной собственности возникало в соответствии с национальным законодательством. Поэтому указанное право не могло действовать одновременно на территории двух и более государств. Территориальный характер действия интеллектуальных прав привел к противоречиям потребностей, которые складывались во внешнеэкономических и торговых отношениях.

В Х1Х веке при условиях активного развития международной торговли и процессов глобализации страны осознали необходимость международного сотрудничества в направлении установления международно-правовой охраны основных объектов промышленной собственности . Развитие внешнеэкономических отношений между странами повлекло потребность в осуществлении правового регулирования интеллектуальной собственности, в частности правовой охраны товарных знаков, на территории другого государства. Например, для осуществления охраны права правообладателя на территории другого государства или нескольких государств одновременно возникла необходимость заключения двустороннего или многостороннего международного договора.

С течением времени стала образовываться система международных соглашений в области правовой охраны интеллектуальной собственности.

Международные договоры в области правовой охраны товарных знаков имеют своей целью преодолеть территориальный характер права на товарный знак с помощью единого охранного документа . Территориальный характер представляет собой признание и обеспечение правовой охраны товарного знака в иностранном государстве, где владелец товарного знака хочет получить правовую охрану. Для этого необходимо установление исключительного права на товарный знак в данном государстве, условия о признании товарного знака должны быть закреплены в законодательстве такого государства или регулироваться международными договорами, в которых участвует данное государство.

Для выполнения функций специализированного учреждения по правовому регулированию интеллектуальной собственности на международном уровне была создана Всемирная организация интеллектуальной собственности (далее – ВОИС). Основополагающим документом ВОИС является Конвенция, учреждающая всемирную организацию интеллектуальной собственности, которая была подписана 14 июля 1967 года в Стокгольме. Целями и функциями работы ВОИС является охрана и использование результатов интеллектуальной деятельности, наиболее важными функциями является разработка, пересмотр и совершенствование действующих договоров и в области правовой охраны интеллектуальной деятельности.

В качестве основных и наиболее важных международных договоров в отношении правового регулирования товарных знаков следует выделить Парижскую конвенцию по охране промышленной собственности 1883 года, Мадридское соглашение о международной регистрации знаков от 1891 года и Протокол к Мадридскому соглашению о международной регистрации знаков (Мадридский протокол) от 1989 года.

Статья 2 Парижской конвенции 1883 года закрепила, что граждане стран Парижского союза пользуются такими же преимуществами, правами и льготами в других странах Союза, которые предоставляются в настоящее время или будут предоставляться в дальнейшем национальными законодательными актами государств-участников Союза собственным гражданам, но в этом случае не должны нарушаться права, которые специально установлены Парижской конвенцией. Под «гражданами» следует понимать, как физических, так и юридических лиц. В статье 4 Конвенции установлен принцип конвенционного приоритета. В соответствии с данным принципом любое лицо, подавшее заявку на товарный знак надлежащим образом, пользуется правом приоритета для подачи заявки в других странах-участницах Парижского союза в течение шести месяцев. Указанный срок начинает отсчитываться от даты подачи первой заявки оформленной должным образом, при этом день подачи заявки не включается в данный срок. Статья 11 закрепила положение о выставочном приоритете. Согласно данному положению государства-участники Парижского союза предоставляют приоритет товарному знаку, который размещается на экспонатах международных выставок, которые организованы на территории одного из государств Парижского союза. Выставочный приоритет начинает исчисляться с даты начала помещения экспоната на выставку.

Парижская конвенция 1883 года является первым международным договором в области правового регулирования товарных знаков. Целью ее создания явилось создание условий для правовой охраны знаков. Конвенция установила основополагающие правовые условия и положения, которые являются обязательными для соблюдения государствами-участниками, а также предоставила государствам-членам право самостоятельного внутреннего (национального) регулирования объектов промышленной собственности, в том числе товарных знаков (меры защиты, условия действия правовой охраны и др.). Некоторые положения Конвенции были закреплены в российском законодательстве. Например, положение о конвенционном и выставочном приоритетах установлено в ст. 1495 Гражданского кодекса РФ, положение об общеизвестном товарном знаке — в ст. 1508-1509 Гражданского кодекса РФ.

Мадридское соглашение 1891 года явилось первым международным документом, который ввел международную регистрацию товарного знака. Данное соглашение предоставило возможность для подачи заявки на один товарный знак для национальной и международной регистрации. В соответствии с данным Соглашением товарный знак, прошедший международную регистрацию, будет признаваться во всех странах, участвующих в Мадридском соглашении .

Мадридское соглашение предполагает для международной регистрации товарного знака необходимость национальной регистрации в стране происхождения. В соответствии со ст. 3 Соглашения заявка на международную регистрацию предоставляется на официальном бланке в одном экземпляре. Заявка должна быть составлена на французском языке. Заявка на международную регистрацию товарного знака подается в Международное бюро ВОИС через ведомство страны, где осуществляется регистрация знака. Датой регистрации международного товарного знака является дата подачи заявки на международную регистрацию в государстве происхождения в том случае, если Международное бюро ВОИС получит данную заявку в течение двух месяцев с момента даты подачи данной заявки.

В 1989 году был принят Протокол к Мадридскому соглашению о международной регистрации знаков, который был разработан с целью совершенствования отдельных положений Мадридского соглашения. Протокол к Мадридскому соглашению является самостоятельным соглашением. Оба документа в совокупности представляют собой Мадридскую систему. Мадридская система признана упростить процедуру регистрации товарных знаков на территории стран-участниц.

Протокол установил положение о праве владельца товарного знака подать заявку на международную регистрацию знака не только на основании регистрации в стране происхождения, но и на основании базовой заявки, то есть наличие поданной национальной заявки на регистрацию знака. Если заявка была подана в ведомство страны происхождения или товарный знак зарегистрирован в реестре ведомства страны происхождения, в этом случае, согласно Мадридскому протоколу, лицо — заявитель такой заявки — имеет право на обеспечение правовой охраны своего товарного знака на территории государств-участников Мадридского протокола с помощью регистрации знака в Международном бюро ВОИС. Протокол предоставляет возможность подачи заявки на международную регистрацию не только на французском языке, но и на английском и испанском языках. Мадридский протокол также предполагает легкий механизм для расширения территориальной защиты товарных знаков после международной регистрации: имеется возможность подать заявку о территориальном расширении в других странах, через онлайн-систему ВОИС. Международная регистрация товарного знака длится до 10 лет и может быть продлена после уплаты пошлины за продление.

Несмотря на все перечисленные выше преимущества следует отметить и проблемы, связанные с международной регистрацией товарного знака. Одним из основных недостатков Мадридского протокола является то, что срок действия международной регистрации товарного знака зависит от национальной регистрации в течение первых пяти лет. Это означает, что если в течение первых пяти лет национальная регистрация товарного знака в России оспаривается или аннулируется, за этим следует прекращение международной защиты товарного знака.

Анализ указанных международных договоров приводит к выводу, что цель системы международной регистрации товарных знаков состоит в том, чтобы закрепить основополагающие правовые условия и положения правовой охраны интеллектуальных прав, устранить сложности, которые могут возникнуть у заявителя международной регистрации товарного знака при выполнении формальных требований к регистрации товарных знаков национальных ведомств каждой отдельной страны с помощью введения международной регистрации. Заявителю необходимо соблюдать только один перечень формальных требований, которые установлены Мадридским соглашением или Мадридским протоколом. Заявка на международную регистрацию товарного знака подается в Международное бюро ВОИС через национальное ведомство страны. Заявка подается на одном языке, пошлины оплачиваются только один раз в Международное бюро, в заявке указываются те страны, в отношении которых испрашивается правовая охрана. Это делает процесс получения правовой защиты товарных знаков во многих странах очень удобным и экономически эффективным. Положения Мадридского соглашения и Мадридского протокола о возможности международной регистрации товарного знака нашли свое отражение в российском гражданском законодательстве в ст. 1507 Гражданского кодекса РФ.

Главным значением международных договоров и соглашений в области регулирования правовой охраны товарных знаков является создание единых принципов и правил, с помощью которых создаются наиболее удобные условия для владельца товарного знака при его регистрации, использования исключительного права на товарный знак и осуществления правовой охраны товарного знака на территории иностранных государств.

Литература

1. Канашевский В.А. Международное частное прав. 2-е издание, доп. изд. М.: Международные отношения, 2009.

2. Право интеллектуальной собственности. Средства индивидуализации. Т.3: Учебник//Под ред. Л.А. Новоселовой. Статут, М.: 2018.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх