Малообеспеченность

До 90-х гг. в России к числу бедных относился довольно узкий круг лиц, имеющих определенные демографические характеристики: преклонный возраст, плохое здоровье, одинокие матери и т. п. Определенную роль играли низкая квалификация, территориальные различия. В целом социально-экономические факторы уступали место семейно-демографическим. Специфика нынешней ситуации в России состоит в том, что помимо традиционно уязвимых вышеперечисленных групп в категорию бедных попадают новые большие группы — безработные, работающие с детьми, военнослужащие, то есть категории экономически активного населения, которые способны и должны своим трудом самостоятельно обеспечить необходимый уровень благосостояния.

Несомненную опасность для общества представляет тот факт, что наибольшую долю в структуре бедных домохозяйств занимают полные семьи с 1-2 детьми. Рождение ребенка, сопряженное со значительными финансовыми расходами, приводит к тому, что молодые родители оказываются за чертой бедности. Таким образом, с одной стороны, общество лишается стимулов для повышения рождаемости. Демографическая ситуация в настоящее время в России в целом неблагополучна: наблюдается естественная убыль населения, идет процесс его старения, сокращается средняя продолжительность жизни. Депопуляция населения обнаружилась в 1992 г. (составила 1,5 ‰) и продолжается по сегодняшний день (6,5‰). По численности населения Россия сегодня находится на седьмом месте. Если оправдаются прогнозы ООН, то к 2050 г. она выпадет из первой десятки самых крупных по населению государств мира. С другой стороны, ухудшается качество рабочей силы, поскольку бедные родители не могут дать своим детям образование, которое позволило бы претендовать на хорошую зарплату. Кроме того, бедность — это еще и ухудшение здоровья. Доля здоровых новорожденных в течение 7 последних лет снизилась с 48% до 36%.
Ожидаемая продолжительность жизни россиян составляет на сегодня 63,4 года. Для сравнения: ожидаемая продолжительность жизни в Японии составляет 82 года, в США — 77,4 года, в Германии — 78,7 года . Предельнокритическое значение продолжительности жизни населения — 70 лет. Снижение данного показателя говорит об ухудшении здоровья нации, интенсивной депопуляции и вымирании населения страны.

📌 Реклама

Данные о значительном расслоении общества по уровню достатка говорят об опасных тенденциях, которые могут подорвать политическую устойчивость в стране, необходимую для продолжения процесса экономических реформ. Столь значительное расслоение по уровню доходов вызывает в обществе социальное напряжение. В обществе зреет протест против проводимой социально-экономической политики. Официальная статистика свидетельствует, что в последние годы в результате улучшения экономической ситуации в стране, роста реальных доходов населения наблюдается снижение числа выступлений трудящихся за свои права, что свидетельствует о возрастающей социальной стабильности общества. Однако, по данным опроса, проведенного социологами из «Левада-центра», 28% россиян признались, что считают возможными массовые выступления в защиту прав в своем городе или районе. Пять лет назад таких признаний было в два раза меньше — 15% . Вызванное недостаточно продуманными способами реформирования экономики падение уровня жизни в последние годы стало едва ли не главным препятствием к осуществлению необходимых реформ и обеспечению высоких темпов экономического роста. Социальные противоречия в обществе на сегодняшний день еще не приняли острой и открытой формы благодаря двум группам факторов: компенсирующему эффекту ряда институциональных нововведений и силе социальной инерции, позволяющей в течение определенного времени избегать открытого кризиса системы.

📌 Реклама

Регулирование доходов и потребления сегодня должно быть направлено прежде всего на преодоление бедности, которая приняла массовые масштабы, а также смягчение значительной дифференциации в доходах и потреблении богатых и бедных. При выборе путей, методов социальной защиты неимущих слоев населения необходимо исходить прежде всего из того, что основным гарантом этих программ является государство, а главным источником финансирования — государственный бюджет. Ведущая роль государственного регулирования доходов в переходный период находит свое отражение в смягчении возможных неблагоприятных последствий либерализации экономики, сохранении необходимого баланса между требованиями экономической эффективности и социальной защиты населения. Сегодня население страны поставлено в такие условия, когда любая, даже самая эффективная стратегия реформ не может быть реализована без немедленного спасения трудового потенциала страны, для чего необходимо проведение эффективной социальной политики. После пятнадцати лет реформ стала очевидной пагубность недооценки решения социальных проблем. Реформы в их избранном варианте привели к беспрецедентной производственной деградации и обнищанию значительной части населения. Однако эффективность экономических реформ и обеспечение на их основе экономического роста возможны только тогда, когда параллельно с ними формируется динамичная и гибкая социальная структура. В работах современных отечественных и зарубежных экономистов преобладает мнение, что основным признаком такой структуры является рост, расширение среднего класса, средних слоев.

Малообеспеченность — особое состояние материальной необеспеченности людей, когда доходы человека или семьи не позволяют поддерживать общественно-необходимое для жизнедеятельности потребление, что выступает фактором социального риска.

Социальный риск с позиции наступления малообеспечености – это мера ожидаемого последствия экономической несостоятельности, наступление которой содержит вероятность потери или ограничения финансовой самостоятельности и социального благополучия человека.

В качестве личной проблемы малообеспеченность представляет собой недостаточность материального ресурса как средства удовлетворения экономических и социальных потребностей человека. Жизненная ситуация малообеспеченных граждан трудоспособного возраста характеризуется низким социальным статусом, формированием комплекса неполноценности, ростом социальной апатии. Для детей, воспитывающихся в малообеспеченных семьях, возникает опасность занижения социальных стандартов, развития агрессивности как по отношению к государству, обществу, так и к отдельным слоям, группам населения, индивидам. Для граждан пожилого возраста, испытывающих трудности материального свойства, данное положение вызывает разочарование по отношению к государству, которому они служили, платили налоги, защищали в военное время.

Понятие малообеспеченность — исторически обусловленное, многофакторное. В СССР официальное признание проблемы социально-экономического неравенства произошло в 70-х гг., когда были введены пособия на малообеспеченных детей. Но и до того тема низкооплачиваемых и малообеспеченных присутствовала при периодических повышениях минимальных размеров заработной платы и пенсий, установлении тех или иных социальных льгот и выплат для населения.

Однако в советские времена к малообеспеченным относился довольно узкий круг людей, в основном по демографическим признакам: возрасту, состоянию здоровья, утрате кормильца, повышенной иждивенческой нагрузке на работающего человека. По социальным основаниям — определенную роль играла низкая квалификация, профессиональный статус. Вместе с тем данные характеристики не обязательно сопровождались низкими доходами. Некоторое значение имели территориальные различия в уровне жизни — из-за неравенства в экономическом развитии регионов, а также в городе и на селе и т.п. Тем не менее, социально-экономические факторы, идентифицирующие зону малообеспеченности, в тех условиях явно уступают сложившейся ситуации в современных условиях.

Политические и социально-экономические процессы в постсоветский период сопровождались не только ростом масштабов негативных социальных явлений, корнями уходящих в предшествующие годы, но и появлением новых — бедность населения, малообеспеченность большинства граждан, безработица, беспризорность и др., как следствие — рост численности населения, нуждающегося в социальной поддержке. Все это потребовало в середине 90 –х годов ХХ — начале XI века активных действий со стороны государства по разработке новых документов направленных на повышение эффективности системы социальной защиты населения.

В России были приняты законы и другие нормативные акты, как на федеральном, так и региональном уровнях, предусматривающие увеличение числа категорий населения, признаваемых социально уязвимыми; расширился перечень предоставляемых им социальных выплат, льгот, компенсаций, услуг (социальной помощи). Возникла и стала расширяться система органов, учреждений и предприятий, выполняющих данные функции. Возросли расходы на эти цели из бюджетов всех уровней, внебюджетных социальных фондов (пенсионного, социального и обязательного медицинского страхования). Это и многое другое свидетельствовало о кардинальной перестройке и совершенствовании всей системы социальной защиты — одного из важнейших социальных институтов, как социальной политики, так и современного общества в целом направленной на решение проблемы малообеспеченности.

В сложившихся социально-экономических условиях социальная защита направлена на адресную поддержку отдельных слоев и групп населения, наиболее в ней нуждающихся. Под категорию малообеспеченных чаще всего попадают: семьи с низким денежным доходом на члена семьи (чаще всего это многодетные семьи); граждане, потерявшие кормильца; матери, вос­питывающие детей в одиночку; инвалиды; престарелые; пенсионеры, получающие недостаточную пенсию; студенты, живущие на стипендию; безработные; лица, пострадавшие от стихийных бедствий, политических и социальных конфликтов и иные категории граждан. Все эти люди нуждаются в социальной защищенностисо стороны общества, государства.

Социальная поддержка малообеспеченных граждан может проявляться в самых разнообразных формах: в виде денежной помощи; предоставления материальных благ, бесплатного питания, приюта, крова; оказания медицинской, юридической, психологической помощи; покровительства, опекунства, усыновления. При этом учитывается материальное и социальное положение индивида.

Не существует людей, свободных от потребностей и желаний. Любой человек нуждается в чем-то, в тех или иных благах и услугах. И естественно, далеко не все свои потребности человек может удовлетворить, учитывая как материальные, так и социальные, психологические факторы. В этой связи можно говорить об уровне нуждаемости и как следствие малообеспеченности.

Нуждаемость в широком смысле слова может принимать как материальные, так и нематериальные формы. Человек может испытывать потребности на уровне нереализованности своих экономических и творческих возможностей, карьерного роста, устройства личной жизни, семьи и ощущать себя в этих сферах нуждающимся. В этом смысле любой член общества, каждый гражданин может быть отнесен к какой-либо группе нуждающихся.

Однако в контексте социальной работы как направления реализации социальной политики, прежде всего, должны решаться задачи преодоления различных вариантов материальной нуждаемости (малообеспеченности), недостаточности удовлетворения таких потребностей человека (в пище, одежде, ночлеге, лечении), которые непосредственно связаны с перспективами его существования. Именно это входит в первоочередные, непосредственные задачи социальной защиты.

Особенность социальной работы с малообеспеченными в том, что ее эффективность зависит от степени помощи именно тем, кто попал под ситуацию социально-экономического риска. Для определения уровня материальной необеспеченности важным является оценить возможности наступления риска, то есть определить вероятности причинения вреда, тяжести последствий. Он производится путем выявления факторов риска наступления малообеспеченности, их интенсивностью, величиной ущерба.

Под фактором рискапонимается источник опасности, потери или ограничения экономической самостоятельности и социального благополучия человека. Схема оценки факторов риска включает их ранжирование на основе качественных и количественных сопоставлений, для чего необходимы натуральные показатели, характеризующие опасность.

Интенсивность рисканаступления малообеспеченности — это вероятность (частота) реализации опасности в определенный промежуток времени, т.е. число рассматриваемых случаев (например – нехватка средств на покупку вещей первой необходимости) в конкретную единицу времени. Величина ущерба от наступления материальной нуждаемости характеризуется перечнем результирующих показателей, которые можно сгруппировать как социальные и экономические.

Социальные показатели (последствия)— это увеличение уровня смертности, инвалидности, полная или частичная потеря возможности осуществлять самообслуживание, обучение, трудовую деятельность, передвижение, общение, контроль за своим поведением по состоянию здоровья и (или) социально-экономическим обстоятельствам.

Экономические показатели — это вынужденные затраты человека, семьи, общества на компенсацию последствий реализации опасности, обусловленной социальным риском (малообеспеченностью). Социальные показатели помогают оценить уровень социальной защищенности людей в государстве, а экономические — позволяют сопоставить уровни и значимость материальной необеспеченности, возможности минимизации ущерба от него.

В комплексе система социальной защиты направлена на оценку экономических и социальных последствий наступления материальной необеспеченности, на выстраивание механизмов по профилактике данного социального явления. В современных условиях очень важно, чтобы малообеспеченность не перерастали в застойную форму ее проявления. В сложившихся социально-экономических условиях она характерна для отдельных категорий безработных граждан, беженцев и вынужденных переселенцев, лиц без определенного места жительства, людей вышедших из мест лишения свободы. Сущность эффективности социальной работы по решению проблемы повышения материального положения данных категорий населения выражается в способности государства и общества, системы социальной защиты населения или ее отдельных элементов позитивно реагировать и отвечать на запросы, потребности жителей, прежде всего, социально уязвимой его части.

После десяти лет непрерывного экономического роста и повышения благосостояния людей Россия в конце 2008 года столкнулась с серьезнейшими экономическими вызовами. Глобальный финансовый кризис привел во всех странах мира к падению производства, росту безработицы, снижению доходов населения. В сложившихся условиях объективно возрастает роль государственных институтов на всех уровнях в социально-экономической жизни страны.

Задача состоит в том, чтобы публичные обязательства Российского правительства принятые в период улучшения экономической ситуации в стране реализовались в полном объеме и в условиях кризиса. Это предполагает усиление социальной защиты населения, повышение объемов и качества оказания социальных услуг. Важно не допущения перехода к хроническим формам малообеспеченности среди отдельных категорий граждан, сохранить социальное благополучие и стабильность в государстве.

В правовых актах российской Федерации часто используется понятие малоимущий человек для определения имущественного статуса клиента. На основании Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» от 24.10.1997 г. №134-ФЗ. Малоимущим признается семья или одиноко проживающий гражданин, среднедушевой доход которого ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации. Данная категория граждан имеет право на получение социальной поддержки, в том числе на обеспечение жильем по договору социального найма.

Государство стремиться создать условия для сдерживания и преодоления проблемы экономической несостоятельности граждан. Прежде всего, это касается работающих и социально не защищенных категорий населения страны.

Решение поставленной задачи предполагает:

1. Социальные выплаты и пособия, финансируемые из федерального бюджета, индексируются с учетом нового прогноза инфляции. Это относится, прежде всего, к пенсиям, пакету государственных пособий на детей, материнскому (семейному) капиталу, а также к выплатам, производимым в рамках законодательства о социальной поддержке отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи.

2. Реализовано ранее принятое решение о повышении среднего размера социальных пенсий. Это означает увеличение социальных пенсий, а также базовой, гарантированной государством части трудовых пенсий сверх роста цен.

3. Повышение уровня обеспечения населения Российской Федерации необходимыми лекарственными средствами, проведение комплекса мер по расширению доступности качественных, эффективных и безопасных лекарственных средств.

4. Приняты специальные меры по снижению социальной напряженности, в отношении ухудшающейся ситуации на рынке труда. Прежде всего, увеличение максимального размера пособия по безработице.

5. Проводится работа по реструктуризации задолженности по ипотечным кредитам для лиц, временно потерявших работу. Ведется работа по усилению адресности системы субсидий населению на компенсацию расходов по оплате услуг ЖКХ.

6. В связи с кризисными процессами в экономике в сложной ситуации оказались студенты, в первую очередь обучающиеся на платной основе, а также учащиеся, воспользовавшиеся или планировавшие воспользоваться образовательными кредитами. Поэтому и предпринимаются меры по социальной поддержке студенчества. В числе таких мер развитие эксперимента по образовательному кредитованию с установлением низкого процента по кредиту (не более 11,5% в год) и усилением роли государственной поддержки учащихся в профессиональных учебных заведениях.

7. Оказывается поддержка субъектам Российской Федерации, которые не в состоянии самостоятельно обеспечить реализацию первоочередных социальных обязательств перед гражданами, проживающими в регионе.

Проводимые правительством мероприятия по улучшению материального положения населения показывают что, государственная политика в современных условиях направлена на решение вопросов социальной защиты граждан и профилактики малообеспеченности как социально-экономического явления. Целью социальной поддержки является оказание материальной и финансовой и иной помощи нуждающимся, установление опеки, патронажа над ними. При этом главным выступает стимулирование личной, социально значимой инициативы, творчества, создания условий, при которых гражданин сам смог бы найти выход из сложного социально-экономического положения.

Для решения этой задачи, потребуется модернизация и развитие сектора социальных услуг, адресных программ для бедных и малообеспеченных категорий населения. Формирование системы социальной поддержки и адаптации, отвечающей потребностям современного общества, реализующей помимо социальной защиты функции социального развития и создающей доступные механизмы «социального лифта» для всех, в том числе для социально уязвимых, категорий населения.

Таким образом, малообеспеченность как социально-экономическая проблема это, прежде всего недостаточность материальных ресурсов для удовлетворения экономических и социальных потребностей человека. Со стороны государства решение данной проблемы требует достижение социального согласия, содействие развитию механизмов социальной адаптации и социальной поддержки населения, снижение социального неравенства. Меры, обеспечивающие решение данных задач, должны быть направлены на гармонизацию действий рынков, государства, семьи в области повышения уровня и качества жизни населения, создания в России общества равных возможностей для всех категорий граждан.



В статье приводится классификация угроз национальной безопасности в социальной сфере с точки зрения современной экономической трактовки, дается теоретическое обоснование применения ряда негативных проявлений в социальной сфере в качестве ключевых «точек роста» уровня экономической безопасности.

Ключевые слова: экономическая безопасность в социальной сфере, классификация угроз, бедность, безработица, торможение в развитии, дифференциация населения.

Совокупность экономических исследований, усилий экономической мысли направлены в конечном итоге на достижение определенного уровня благополучия населения. Действительно, наука об эффективном ведении хозяйства ставит во главу угла результативность принятых решений, непосредственным образом находящее отражение в жизнедеятельности людей. Такой подход позволяет рассматривать любой процесс экономико-политических решений, как на уровне отдельно взятой страны, так и в мировом сообществе, как ещё один шаг к поступательному развитию общества. Высокая степень последнего, в свою очередь, определяется уровнем социального и духовного развития. В мире товарно-денежных отношений сказанное, с высокой степенью вероятности, подтверждает аксиому о том, что люди с высоким уровнем благосостояния могут позволить себе большее, нежели люди с низким его уровнем .

Следует отметить, что в экономической литературе нет достаточно точного определения понятия благосостояния, которое иногда отождествляется с качеством жизни. Вместе с тем, при рассмотрении экономических вопросов, касающихся социальной сферы, обозначенные понятия весьма значимы, так же как и влияние социальной сферы на них.

Качество жизни, как базовая характеристика общественно-экономического развития, в статичном состоянии может рассматриваться как комплекс показателей и состояний, в динамичном состоянии – как уровень деловой и трудовой активности, в нормативном значении – как уровень культуры: материальной, социальной, политической, духовной . Обозначенная многогранность раскрывает широту данного понятия, позволяя в определенной мере дать количественную оценку этого показателя, что весьма важно при проведении экономических исследований с точки зрения расширенного воспроизводства.

Изменения в социальной сфере находятся в тесной связи с изменениями в других сферах жизнедеятельности общества. Материально-производственная, политическая, культурно-духовная сферы, — составляющие ее среду, равно как и природно-климатические условия, в которых она функционирует, должны рассматриваться как самостоятельные факторы ее развития .

По мнению Осадчей Г.И., всё вышесказанное позволяет выделить следующие группы факторов:

• экономические, связанные с уровнем социально-экономического развития страны и каждого конкретного региона, особенностями развития социальной инфраструктуры, характером и типом собственности на предприятиях, распределительных отношений;

• политические, характеризующие сущность и влияние социальной политики на повышение потенциала социальной сферы, реализацию правовых гарантий в области социального воспроизводства населения, социальную поддержку и помощь депривированным слоям населения, а также социально-политической ситуации на ее развитие;

• правовые, обусловливающие законодательные нормы и правоотношения в области регулирования социальных отношений, уровень правосознания населения;

• культурные, определяющие воздействие системы нравственных и культурно-духовных ценностей, норм и традиций, господствующих в обществе, их региональных особенностей на социальные отношения;

• природно-климатические, подчеркивающие особенности естественной среды обитания населения и экологическую ситуацию в регионе и влияющие на стандарты и образ жизни населения;

• социально-демографические, учитывающие численность населения по социальным группам и их половозрастной состав, рождаемость и смертность, миграцию, занятость, профессионально-квалификационную структуру;

• национально-этнические, определяющие воздействие на социальные процессы в обществе и регионе национального менталитета, интересов, традиций и обычаев;

• социально-психологические, представляющие особенности проявления в социальных отношениях настроений, переживаний, ожиданий населения, их устремлений, личностных и групповых установок .

Изменения в этих показателях оказывают влияние не только на всю социальную сферу, но и на воспроизводство рабочей силы. Другим классификационным вариантом рассмотрения факторов, влияющих на динамику развития социальной сферы, можно считать её изучение с точки зрения национальной безопасности.

Негативными последствиями какой-либо угрозы могут быть несоизмеримые между собой явления, например инфляция и безработица. Хотя каждый из этих параметров может быть спрогнозирован с достаточной степенью точности, но их суммарную величину определить нельзя. В ряде случаев негативные последствия от угроз, например, экономической безопасности поддаются только качественной оценке. Поэтому для их определения следует использовать экспертные оценки .

В экономической безопасности в социальной сфере выделяют такие угрозы, как повышение доли бедного населения и его дифференциация, рост безработицы и расслоение общества по степени доступности к социальным услугам. Отметим, что все обозначенные угрозы, не только являются таковыми, но и представляют из себя критерии или факторы, которые должным образом влияют на динамизм развития социальной сферы.

В частности, применительно к экономической безопасности в социальной сфере особую значимость в её обеспечении имеет угроза повышения доли бедного населения и его дифференциация по доходам до отметки, нарушающей социальный мир и общественное согласие. Она может проявляться в виде таких негативных последствий, как появление крупных социальных конфликтов, а также депопуляция населения, криминализация общества, наркомания, проституция и т.д. Каждое из названных явлений в обществе, проявляясь обособленно, таит значительную угрозу. Консолидировано эти процессы и явления могут привести страну к разрушительным последствиям. Такая масштабность от наступления данной угрозы экономической безопасности в социальной сфере явно позволяет её отнести к разряду особо крупных .

Бедность порождает во все увеличивающихся масштабах преступность, беспризорничество, наркоманию. Она крайне негативно влияет на демографическую ситуацию, хотя здесь действуют и другие причины (демографические волны, например). Таким образом, уже можно констатировать крупные негативные последствия. Страна, российское общество постоянно живет в состоянии социальной напряженности и под угрозой возникновения опасных социальных конфликтов. Это основная угроза экономической безопасности в социальной сфере, которая практически объединяет все другие угрозы в ней и негативные последствия от их наступления. Вместе с тем необходимо в рамках механизма защиты национальных интересов страны в сфере экономики обеспечить защиту и от других угроз экономической безопасности в социальной сфере .

Второй по масштабности, но не менее важной по значимости является, по мнению экономистов, угроза роста безработицы, следствием которой в конечном итоге станет повышение доли бедного населения и усиление социальной напряженности в обществе. Сказанное, по сути, свидетельствует об усилении первой из обозначенных проблем в социальной сфере в случае возникновения этой напряженности. Последствия в данном случае могут быть непредсказуемыми – одна из них (инфляция) может стать начальным стимулом для другой (безработица), или же оказывать усиливающее воздействие на все социально-экономические процессы в государстве. По масштабности данную угрозу следует отнести к категории крупных, последствия от которых могут наступить через 3-5 лет с момента их возникновения.

При рассмотрении определенного варианта развития событий, существует для социальной сферы и её безопасности такая угроза, как неоправданная дифференциация населения по степени доступности к услугам здравоохранения, образования и ЖКХ. Отмеченная угроза усиливает негативные последствия от высокой доли бедного населения и является их составной частью. При всей важности последствий от усиления дифференциации степени доступности для населения услуг здравоохранения, образования и ЖКХ масштаб этих последствий пока (в первые годы XXI в.), безусловно, меньше масштабов последствий от двух предыдущих угроз экономической безопасности в социальной сфере, и его пока нельзя отнести к категории крупных. Сроки наступления последствий от этой угрозы зависят непосредственно от сроков осуществления реформ в данных отраслях социальной сферы. Эти угрозы могут возникнуть в диапазоне от 3 до 5 лет с момента их возникновения.

Одной из последних в совокупности угроз экономической безопасности в социальной сфере выступает торможение в развитии среднего класса. Несмотря на то, что на сегодняшний день не существует единого мнения, выделяющего критерии, по которым можно было бы определить средний класс, его количественная оценка в некоторых странах, в том числе и в России, позволяет с определенной степенью пессимизма смотреть на перспективы развития общества в них. Вместе с тем, как показывает мировой опыт, для того чтобы привести к действительно масштабным последствиям, необходим достаточно долгий процесс «созревания» общественного самосознания необходимости изменений в перераспределении доходов конкретного государства.

Подытоживая изложенное следует отметить, что сказанное объективно и представляет собой реальную опасность для каждого государства. При этом степень и уровень насыщенности, равно как и временной период наступления последствий будет обособленным, но может носить и глобальный характер – в зависимости от влияния страны на мировое сообщество, как в экономическом, так и социальном планах. Вместе с тем, на наш взгляд, ни применительно к национальной безопасности, ни применительно к анализу влияния на динамику развития социальной сферы и факторам расширенного воспроизводства эти угрозы не могут быть полными и достаточными, так как описывают только негативные последствия. Это подтверждается, тем, что одна из угроз в какой-либо стране уже не просто актуальна, а имеет место. В данном случае какие бы действия не предпринимались, на предложенной выше классификации это не найдет должного отражения. Она может быть актуальной применительно к конкретной стране, с её текущими показателями и только в конкретный момент времени, то есть классификация носит статичный характер. Разобрав на составляющие элементы каждую из них, безусловно, можно найти позитивные и негативные стороны общей картины, но исключительно в конкретный момент времени .

Литература:

3. Осадчая, Г. И. Социология социальной сферы : учеб. пособие для высш. шк. / Г. И. Осадчая. — М. : Академический Проект, 2003.

5. Яковлев А.С. Роль социальной сферы в формировании постиндустриального общества в России./А.С. Яковлев. – автореф. дисс. на соискание ученой степени кандидата экономических наук по спец. 08.00.01 – Экономическая теория, 2012, 24с.

6. Яковлев А.С. Роль социальной сферы в формировании постиндустриального общества в России./А.С. Яковлев. – дисс. на соискание ученой степени кандидата экономических наук по спец. 08.00.01 – Экономическая теория, 2012, 192с.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх