Машина восстановлению не подлежит, что делать?

Как сделать чтобы стекла в машине не замерзали

С наступлением морозов, многие автовладельцы начинают сталкиваться с распространенной проблемой, а точнее с замерзанием стекол автомобиля изнутри. Стоит отметить, что данный факт не только вызывает некоторые трудности с утренней подготовкой автомобиля к эксплуатации, но и может стать причиной аварийной ситуации. Дело в том, что некоторые водители ленятся полностью очистить стекло от наледи, или не дожидаются полного прогрева салона и оттаивания стекол, а довольствуются небольшим окошком в лобовом стекле. А на боковые и вовсе не обращают внимание. Каждому известно, но мало кто задумывается, что условия вождения с ограниченным обзором, могут значительно повлиять на безопасность движения, и адекватную реакцию в экстренной обстановке. Дело в том, что в данных условиях, водитель не может видеть полную обстановку на дороге, а следовательно, адекватно среагировать на ситуацию. Поэтому, в данной статье, мы детально рассмотрим способы борьбы с замерзанием автомобильных стекол. Отдельно можно вспомнить, что большинство современных автомобилей эффективно справляются с замерзшими стеклами, но это все равно занимает некоторое время, особенно в сильные морозы. То есть, каждый автомобиль (кроме раритетных) имеет в своей конструкции печку с вентилятором, которая позволяет производить обдув лобового стекла. Но существует необходимость того, что бы дождаться полного прогрева мотора, а затем ждать оттаивания лобового и боковых стекол. Также, в некоторых моделях машин, опционально присутствует электрический обогрев лобового стекла, но стоит учитывать, что он обладает малой мощностью, и также долго отогревает стекло в сильные морозы. Поэтому, лучше исключить сами причины появления изморози на стеклах, или пользоваться отапливаемым гаражом, в котором само появление обледенения — невозможно. Почему появляется наледь на автомобильных стеклах Прежде чем переходить к методам борьбы с наледью на стеклах, необходимо понять сам процесс ее образования. Каждый должен понимать, что это происходит из-за разности температур между окружающей средой и салоном автомобиля. А точнее, из-за того, что автомобиль останавливается и выключается печка, в салоне начинает понижаться температура, и достигнув отрицательной отметки, влага находящаяся в воздухе, начинает активно кристаллизоваться, выпадая на автомобильные стекла. Забегая вперед, отметим, что налет образовавшийся на стекле — трудно удаляем, и если применять механические методы очистки стекла, то есть шанс его повредить. В таком случае, придется смириться с наличием царапин на стекле, или обращаться к специалистам, способным зашлифовать и заполировать повреждения. Сама наледь, образуется именно на стеклах, а не на других элементах салона, из-за высокого коэффициента теплопроводности, особенно, в сравнении с другими материалами, использующимися в салоне автомобиля. Поэтому, именно на стекле, быстрее и в большей степени понижается температура. Вспомнив школьный курс физики, именно на стекле, будет проходить реакция кристаллизации с наименьшими затратами энергии, тем более, наклонное расположение лобового стекла — еще больше способствует образованию наледи. Поэтому, придя к автомобилю ранним зимним утром. Можно обнаружить, что наледь образовалась исключительно на лобовом стекле, и как Вы могли понять, особых чудес в данном процессе нет. Основная причина наледи — это появления конденсата на стекле Как уже должно было стать понятно, что первопричиной наледи на автомобильных стеклах, становится образующийся конденсат на их поверхности, впоследствии замерзающий. Данное свойство влаги, постоянно находящейся в воздухе, изучается еще в школьном курсе физики. Но для собственного понимания процесса, достаточно подышать на стекло, и Вы сразу увидите образовавшийся участок с маленькими капельками. Это происходит из-за того, что температура выдыхаемого воздуха значительно выше поверхности стекла, а влажность очень высокая. Поэтому, поток влажного воздуха, достигнув холодной поверхности, охлаждается до температуры, называемой точкой росы, и большее количество влаги оседает на поверхности. Следовательно, если температура стекла или воздуха внутри салона будет ниже 0 градусов по Цельсию, то вода переходит в твердое состояние и образуется слой наледи или изморози. И так, теперь становится понятным, что окна в автомобиле замерзают, из-за повышенной влажности внутри салона автомобиля, и перепада температуры, проявляющаяся в большей степени на стеклах. Несколько способов борьбы с наледью при остановке автомобиля на стоянку Теперь перейдем к нескольким простым способам борьбы с этим явлением, как известно, профилактика — лучше и проще лечения. Поэтому рассмотрим действия которые уберегут от появления наледи: • Для избавления влажного воздуха из салона в зимний период, достаточно открыть окна и включить автомобильный отопитель на полную мощность. Тем самым, салон машины полностью проветрится и заполнится менее влажным воздухом из окружающей среды; • Еще один способ, это избавиться от перепадов температуры. Для этого, достаточно оставить автомобиль с открытыми дверями на несколько минут, перед тем как закрыть его на ночь. Этим Вы добьетесь того, что температура снаружи и внутри салона выровняется, и не будет образовываться конденсат; — Следующий способ убережет автомобиль от замерзания окон в любых условиях. Для этого, достаточно сделать раствор из спирта и глицерина в соотношении 10:1 соответственно, и тщательно им протереть стекла. Устранение высокой влажности в салоне Именно высокая влажность — это основная причина замерзания окон в автомобиле. Но если с замерзанием можно бороться вышеописанными методами, то наличие лишней влаги в салоне, может привести к серьезным последствиям для кузова машины. Так получается, что в независимости от нашего желания, в зимний период времени, мы нехотя заносим в автомобиль большое количество снега на обуви и одежде. Поэтому, перед тем как сесть в машину, желательно струсить снег с верхней одежды, и обстучать ноги над дорогой. Это позволит уменьшить количество воды в машине, но не спасет полностью от нее. Дело в том, что как бы мы ни старались, но часть снега все равно попадает на нашей обуви в салон машины. Несмотря на хорошие коврики, даже резиновые с высокими бортами, вода может скапливаться под ними и даже пропитывать собой ковролин и теплоизоляцию. Что может привести к появлению коррозии и станет причиной постоянной повышенной влажности в салоне. Можно прикладывать все силы, для того, что бы уменьшить количество воды и снега, попадаемого в салон, но значительного результата это не даст. Поэтому, придется периодически просушивать салон автомобиля и коврики, а делать это необходимо в отапливаемом помещении. Также, стоит учитывать, что мойка автомобиля в салоне, тоже повышает влажность, ведь в холодное время года, салон крайне плохо просушивается, а постоянно закрытые окна, не позволяют удаляться скопившейся влаге. Поэтому, желательно свести к минимуму данную процедуру на зимний период, или постараться тщательно высушивать салон. Еще одной причиной повышенной влажности, может стать испортившийся воздушный фильтр салона, который по причине долгой эксплуатации, начал пропускать влагу с воздухом внутрь автомобиля. В любом случае, данный элемент следует менять по регламенту, так как, это влечет за собой не только повышенную влажность, но и риск для появления заболеваний. Ведь среда образующаяся на поверхности фильтрующего элемента, со временем становится благоприятной для развития микроорганизмов или грибков, способных вызвать аллергию или респираторные заболевания. Как бороться с уже замерзшими окнами После прочтения теоретической и профилактической части нашей статьи, можно перейти к следующему этапу, и определиться, что следует делать, если окна все таки замерзли. В данной части текста, мы не станем рассматривать элементарные методы. Такие, как прогрев автомобиля, или использование электрообогрева стекла. Потому что, это подразумевающиеся вещи, а в данной статье, мы будем рассматривать ситуацию, когда воспользоваться этими благами цивилизации нет возможности. В первую очередь, стоит предупредить, что использование скребков различного вида — это нежелательный способ борьбы с наледью. Если перестараться при данном способе, то можно поцарапать или повредить стекло. Что не желательно, тем более, зная более быстрые и менее трудозатратные способы избавления от наледи. На сегодняшний день, в любом автомобильном магазине, предлагаются специальные химические вещества, эффективно борющиеся с наледью. Обычно предлагаются в аэрозольных баллончиках или в емкостях с распылителем. При использовании специальных средств, достаточно распылить смесь на замерзшую поверхность, и через некоторое время, тряпкой или щеткой удалить образовавшуюся массу. В том случае, если у Вас нет возможности купить специальное средство в магазине, можно воспользоваться техническим спиртом, или сделать соляной раствор, который будет не столь эффективным, но тоже помогающий с изморозью на стеклах. Для этого, достаточно растворить одну столовую ложку обычной поваренной соли на литр воды, а получившийся соляной раствор наносить через распылитель. Предупреждение Как бы ни выглядело логичным и простым решение использовать горячую воду для борьбы со льдом, это может привести к печальным последствиям. Вылив кипяток на холодное стекло, оно может лопнуть из-за резкого и неравномерного перепада температуры. Что приведет к расширению стекла только в локальных участках и создаст внутреннее напряжение в материале, что приведет к разрушению стекла. Даже в случае, если стекло не лопнет, то вода быстро превратится в лед, и придется повторять процедуру, опять рискуя. Вывод На самом деле, ничего страшного и сложного в избавлении от замерзания окон нет. Конечно, проще всего принять профилактические меры, и садиться в автомобиль с чистыми стеклами. Также, можно пользоваться химическими средствами, предотвращающие последующее замерзание, создавая специальную защитную пленку. Но делать это придется регулярно, проще проветривать автомобиль перед закрытием, или оставлять небольшую щель, приоткрыв окно, если автомобиль остается в холодном гараже на всю ночь. Автор статьи: Готовчик Дмитрий

Журнал » Семинар для бухгалтера » № 8/2009

Лектор семинара: О. А. Бондаренко

На случай неприятностей с автомобилем существуют различные виды страхования, например ОСАГО, КАСКО, расходы на которые бухгалтеру необходимо правильно отразить в учете. И если с такими расходами организации давно разобрались, то с другими расходами, от которых не застрахована ни одна компания и которые могут возникнуть в любой момент, далеко не все ясно. Итак, автомобиль организации попал в аварию или угнан. Алгоритм действий для этих ситуаций приведен в конспекте.

СЕРВИС ДЛЯ ПОДПИСЧИКОВ. Задайте вопрос лектору .

Уважаемые читатели! Если на балансе вашей организации числятся автотранспортные средства и есть вопросы, связанные с их учетом, то смело задавайте их лектору Ольге Анатольевне Бондаренко. Воспользоваться сервисом можно с 31 июля по 31 августа 2009 года. Кодовое слово ищите в №8 за 2009 год на стр. 26.

ДТП. Затраты на восстановление автомобиля компенсирует виновная сторона.

Итак, предположим, автомобиль организации попал в аварию. Учет затрат на ремонт в этом случае будет зависеть от того, кого признают виновным в ДТП. Рассмотрим две ситуации. Первая – в ДТП виноват водитель организации. И вторая – водитель оказался потерпевшей стороной.

Сначала рассмотрим первую ситуацию. Считаем, что автомобиль организации застрахован по договорам ОСАГО и КАСКО. Напомню, что ОСАГО – это обязательный вид страхования. Заключив такой договор, компания страхует свою гражданскую ответственность за причинение вреда. КАСКО – это договор добровольного страхования. По договору КАСКО организация, как правило, страхует имущественные риски на случай аварии, угона и т. д.

Если виновник ДТП – водитель организации, могут возникнуть следующие виды расходов. Во-первых – это расходы на ремонт собственного автомобиля после аварии.

Замечу, что компенсацию на восстановление автомобиля от страховой компании можно получить только по договору КАСКО. По договору ОСАГО виновной стороне компенсация не выплачивается. И во-вторых, расходы на возмещение ущерба потерпевшей стороне в части, не покрытой страховкой по договору ОСАГО.

Все эти расходы организации должен компенсировать виновный сотрудник, причем в полном объеме. На это прямо указывает пункт 6 статьи 243 Трудового кодекса РФ. То есть по закону он обязан возместить и стоимость ремонта автомобиля, и сумму, перечисленную пострадавшей стороне сверх страховой выплаты по договору ОСАГО. Разумеется, если страховка по ОСАГО полностью покрывает ущерб, нанесенный автомобилю другой организации, то перечислять ей ничего не нужно. Это следует из пункта 1 статьи 1068 и статьи 1072 Гражданского кодекса РФ.

– Ольга Анатольевна, нужно ли заключать с водителями организации договоры о полной материальной ответственности?

– Нет, договоры о полной материальной ответственности с водителями заключать нельзя. Такие договоры оформляются только с теми сотрудниками, должности или вид выполняемых работ которых поименован в Перечне, утвержденном постановлением Минтруда России от 31 декабря 2002 г. № 85. Это, к примеру, кассиры, кладовщики, начальники строительных и монтажных цехов, а также работники, которые их замещают.

Что касается должности водителя, то она в этом перечне не поименована. Поэтому если вы заключили договор о полной материальной ответственности с водителем, его нужно расторгнуть. Поскольку он заключен неправомерно. Как я вам уже говорила, если авария произошла по вине вашего водителя, он должен полностью возместить ущерб без какого-либо договора о материальной ответственности. Такова норма пункта 6 статьи 243 Трудового кодекса РФ.

– У нас водитель выполняет по совместительству функции экспедитора. И мы заключили с ним договор о полной материальной ответственности. Это правомерно?

– Если водитель совмещает работу экспедитора, то такой договор с ним можно подписать. По этому договору он несет полную материальную ответственность за груз, который сопровождает.

Напомню, для взыскания суммы ущерба с работника у вас должен быть соответствующий приказ руководителя. Приказ об удержании нужно составить не позднее месяца с момента определения размера ущерба. На основании этого приказа вы можете удержать сумму ущерба лишь в пределах среднего месячного заработка работника*. ( Статья 248 Трудового кодекса РФ)

Сумму ущерба, превышающую средний месячный заработок, можно взыскать лишь через суд.

Не забывайте, что общая сумма удержаний из месячной зарплаты по инициативе организации ограничена. Она не должна превышать 20 процентов. Об этом сказано в статье 138 Трудового кодекса РФ. Поэтому возмещение ущерба в размере среднего месячного заработка может растянуться на несколько месяцев. Если идут одновременно удержания по инициативе администрации и по исполнительным документам, то их общая сумма не должна превышать 50 процентов зарплаты работника.

Если же водитель согласен возместить всю сумму ущерба добровольно, то из его зарплаты можно удерживать любые согласованные с ним суммы. Никаких ограничений на размер удержаний по инициативе работника законодательство не предусматривает. Единственное, прежде чем удержать сумму ущерба, вы должны из дохода работника удержать НДФЛ*. ( Пункт 1 статьи 210 Налогового кодекса РФ)

Допускается также возмещение с рассрочкой платежа по соглашению сторон. Соглашение составляется в письменной форме и передается в бухгалтерию. Вместо соглашения работник может написать заявление на имя руководителя с просьбой разрешить ему возместить ущерб выбранным способом.

Хочу обратить ваше внимание, что по решению руководителя виновный сотрудник может возместить ущерб частично либо совсем его не возмещать. В таком случае расходы на ремонт автомобиля после ДТП организация не сможет учесть при расчете налога на прибыль. По мнению налоговиков, такие расходы считаются экономически не обоснованными и их нельзя списать на основании пункта 1 статьи 260 Налогового кодекса РФ. Поскольку данная норма может применяться к ремонту, который проводится с целью восстановления имущества после аварии, если затраты на него возмещены за счет виновного лица. Об этом говорится, в частности, в письме УМНС России по г. Москве от 10 января 2003 г. № 26-12/02226.

Аналогичный подход и к расходам по возмещению ущерба потерпевшей стороне, если организация отказалась от взыскания этой суммы с виновного сотрудника. Такие затраты чиновники также считают экономически не обоснованными. Минфин России в письме от 9 апреля 2007 г. № 03-03-06/2/66 разъясняет, что норма подпункта 13 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса РФ здесь не применяется. Она позволяет отнести на расходы лишь суммы штрафных санкций за нарушение договорных обязательств, уплаченных контрагенту.

– Ольга Анатольевна, у нас автомобиль находится на длительном ремонте после ДТП. Нужно ли нам платить транспортный налог?

– Да, транспортный налог вы продолжаете платить. Транспортные средства, по которым налог не платится, указаны в перечне пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса РФ. Автомобили на ремонте в этот перечень не входят. Транспортный налог с них не нужно платить только в том случае, если они сняты с регистрационного учета. Так разъясняет Минфин России в письме от 3 июля 2008 г. № 03-05-06-04/39. С таким подходом согласны и судьи. Пример – постановление ФАС Северо-Западного округа от 3 сентября 2007 г. № А56-50465/2006.

ВОДИТЕЛЬ – ПОТЕРПЕВШАЯ СТОРОНА

Теперь рассмотрим ситуацию, когда потерпевшей стороной признан водитель компании. В этом случае сумму ущерба от ДТП должна компенсировать страховая компания. По договору ОСАГО страховое возмещение выплачивает страховая компания виновной стороны. На это указывает пункт 2 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 7 мая 2003 г. № 263.

Организация может обратиться за возмещением по ОСАГО и в собственную страховую компанию. Это возможно, если одновременно выполняются два условия. Во-первых, вред в результате ДТП причинен только имуществу. А во-вторых, ДТП произошло с участием двух транспортных средств. При этом гражданская ответственность владельцев каждого автомобиля застрахована. Таковы положения пункта 1 статьи 14.1 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ.

По общему правилу страховщику нужно направить заявление о возмещении убытков в пределах страховой суммы. А также приложить документы, подтверждающие факт аварии и размер ущерба*. ( Пункт 1 статьи 13 Федерального закона от 25 апреля 2002 г № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»)

Страховая компания в свою очередь должна осмотреть поврежденный автомобиль и организовать независимую экспертизу.

Сумма страхового возмещения отражается по кредиту счета 91:

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 91 субсчет «Прочие доходы»

– начислено страховое возмещение;

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 76

– получены деньги от страховой компании.

В налоговом учете сумма страховой выплаты включается в состав внереализационных доходов. Основание – пункт 3 статьи 250 Налогового кодекса РФ. При этом датой полученного дохода считается день поступления средств от страховщика или день вступления в законную силу судебного решения о возмещении ущерба*. ( Подпункт 4 пункта 4 статьи 271 Налогового кодекса РФ)

Расходы на ремонт в бухгалтерском учете списываются на счет 91 субсчет «Прочие расходы».

В налоговом учете затраты на ремонт признаются как внереализационные расходы. Учесть их нужно в том отчетном периоде, когда был проведен ремонт. Такова норма пункта 1 статьи 260 Налогового кодекса РФ.

Теперь о том, какие здесь могут быть нюансы. Конечно, идеальный вариант, когда страховая компания сама оплачивает ремонт. Но часто организация ремонтирует автомобиль на свои средства, а страховое возмещение получает позже. Допустим, заключается договор с автосервисом. По окончании ремонта бухгалтер получает полный пакет документов, в том числе счет-фактуру. И автоматически делает вычет на всю сумму «входного» НДС. Это неправильно. Ведь вы же затраты осуществляете за счет страхового возмещения, хотя оно и получено позже. А страхование – это не облагаемая НДС деятельность*. ( Подпункт 7 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ)

Поэтому в пределах страхового возмещения НДС к вычету не принимается. Об этом не следует забывать.

– А если на ремонт потрачено больше, чем сумма компенсации, можно ли принять НДС к вычету с этой разницы?

– Да. Сделайте расчет НДС, оформите бухгалтерской справкой и приложите к счету-фактуре.

Если страхового возмещения недостаточно для ремонта, вы можете потребовать компенсацию ущерба непосредственно с виновного лица. И если он откажется, обращайтесь в суд. Основание – пункт 1 статьи 1064 Гражданского кодекса РФ.

ЛИКВИДАЦИЯ

Если после аварии автомобиль ремонту не подлежит, оформляется выбытие основного средства. Решение о списании автомобиля с баланса организация принимает на основании акта о ДТП. При этом оформляется акт о списании по форме № ОС-4а, утвержденного постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. №7:

ДЕБЕТ 01 субсчет «Выбытие основных средств» КРЕДИТ 01 субсчет «Основные средства в эксплуатации»

– списана первоначальная стоимость автомобиля;

ДЕБЕТ 02 КРЕДИТ 01 субсчет «Выбытие основных средств»

– списана начисленная амортизация по угнанному автомобилю;

ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы» КРЕДИТ 01 субсчет «Выбытие основных средств»

– списана на убытки остаточная стоимость автомобиля.

При этом вы должны поставить на учет металлолом и оставшиеся годные запчасти по рыночной стоимости, оформив их приходными ордерами по форме № М-4:

ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 91 субсчет «Прочие доходы»

– оприходованы металлолом и годные запчасти.

Если вы сдаете металлолом в утиль, у вас должны быть подтверждающие документы от специализированной компании, которая занимается утилизацией.

Дальше закрываете остаток страхового взноса, который «висит» на 97-м счете:

ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы» КРЕДИТ 97

– списан остаток страхового взноса.

В налоговом учете убыток от аварии признается полностью. При этом стоимость металлолома и годных запчастей, оставшихся после ликвидации автомобиля, а также сумму полученного страхового возмещения вы включаете во внереализационные доходы. А остаточную стоимость автомобиля и остаток страхового взноса списываете единовременно в составе внереализационных расходов. Основание – подпункт 8 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса РФ.

Следующий момент. Если автомобиль после ДТП ликвидируется, вы вправе потребовать от страховщика вернуть остаток страховой премии по договору ОСАГО. Поскольку случай утраты или гибели транспортного средства является основанием для расторжения договора ОСАГО. Замечу, что неистекший срок договора ОСАГО, за который страховщик возвращает страховую премию, рассчитывается со дня, следующего за датой получения письменного заявления от организации о досрочном прекращении договора. ( Подпункт «г» пункта 33, пункт 34 постановления Правительства РФ от 7 мая 2003 г № 263)

В бухучете нужно сделать такие проводки:

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 97

– отражен остаток страхового взноса;

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 76

– получен остаток страхового взноса от страховщика.

Обратите внимание, что в данных расчетах не задействованы счета учета финансового результата. Ведь эту часть уплаченного страхового взноса вы не включали в состав расходов. Поэтому когда страховщик вам ее возвращает, вы не должны признавать доход. Об этом же говорится в письме Минфина России от 29 марта 2006 г. № 03-11-04/2/72.

В отличие от ОСАГО порядок досрочного расторжения договора КАСКО и возврата страховой премии определяется самим договором или прилагаемыми к нему правилами страховой компании.

После того как автомобиль будет списан с баланса, его нужно оперативно снять с учета в ГИБДД. С этого момента организация вправе не платить транспортный налог.

УГОН. Снимаем автомобиль с учета и признаем убыток от кражи.

Как только выяснилось, что автомобиль похищен, необходимо провести инвентаризацию. Таково требование пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Но при этом проверять наличие всех основных средств не обязательно. Достаточно провести инвентаризацию именно этого автомобиля и зафиксировать в акте его отсутствие. Кроме того, сразу нужно подать заявление об угоне в милицию. Взаимодействием с органами милиции занимается, как правило, не бухгалтер, а сотрудник компании, специально назначенный для этого приказом руководителя. Но бухгалтеру лучше держать всю ситуацию под контролем. Ведь документы из милиции нужны в первую очередь ему. На основании заявления работники милиции выдадут компании справку об угоне. С этой справкой бухгалтер должен пойти в налоговую инспекцию, где автомобиль снимут с налогового учета.

Таким образом, на основании акта инвентаризации и справки об угоне вы списываете автомобиль со счета 01 «Основные средства» в дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»:

ДЕБЕТ 94 КРЕДИТ 01 субсчет «Выбытие основных средств»

– отражена недостача на сумму остаточной стоимости автомобиля.

В налоговом учете вы также прекращаете начислять амортизацию. Поскольку похищенный автомобиль организация не может использовать для извлечения дохода. Соответственно он не является амортизируемым имуществом. ( Пункт 1 статьи 256 Налогового кодекса РФ)

Платить налог на имущество с этого автомобиля тоже не нужно. Поскольку он больше не учитывается на балансе в качестве основного средства. На это указывает пункт 1 статьи 374 Налогового кодекса РФ.

Сняв автомобиль с учета в налоговой инспекции, вы перестаете платить по нему транспортный налог. В соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса РФ транспортные средства, находящиеся в розыске, транспортным налогом не облагаются. При условии, конечно, что факт угона подтвержден документом из милиции. Хочу обратить внимание, что в налоговую инспекцию нужно предъявить подлинник справки. Именно подлинник является основанием для пересчета транспортного налога. Соответствующие разъяснения даны в письме УМНС России по г. Москве от 2 сентября 2004 г. № 23-10/3/57094.

И еще один момент. Транспортный налог за месяц, в котором автомобиль был снят с регистрации, придется заплатить. Это следует из нормы пункта 3 статьи 362 Налогового кодекса РФ.

УБЫТКИ

Теперь о том, когда признавать убыток от кражи автомобиля. Сделать это можно, только получив копию постановления о прекращении либо приостановлении уголовного дела.

Итак, после подачи в милицию заявления об угоне заводится уголовное дело и назначается предварительное следствие. Оно идет, как правило, два месяца. ( Пункт 1 статьи 162 Уголовно-процессуального кодекса РФ)

Через два месяца уполномоченный сотрудник должен сделать письменный запрос в отдел милиции, который ведет следствие. Если виновное лицо не установлено, то, согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 208 Уголовно-процессуального кодекса РФ, предварительное следствие по уголовному делу может быть приостановлено. Копию соответствующего постановления органы ОВД выдают компании*. ( Подпункт 13 пункта 2 статьи 42 Уголовно-процессуального кодекса РФ)

Этот документ дает бухгалтеру право признать убыток от кражи автомобиля. Соответственно в бухгалтерском учете вы закрываете 94-й счет:

ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы» КРЕДИТ 94

– списана на расходы стоимость угнанного автомобиля.

В налоговом учете убыток от хищения автомобиля включается в состав внереализационных расходов. Основание – норма подпункта 5 пункта 2 статьи 265 Налогового кодекса РФ. Причем учесть убыток можно только в том периоде, когда было вынесено постановление о приостановлении уголовного дела. ( Письмо Минфина России от 3 августа 2005 г № 03-03-04/1/141)

Если следствие не приостановлено, вы продолжаете учитывать угнанный автомобиль на 94-м счете. Если автомобиль так и не найдут, то по истечении срока давности уголовное дело будет закрыто. Замечу, что срок давности по преступлениям небольшой тяжести, к которым относится угон автомобиля, составляет два года. Такова норма пункта 1 статьи 78 Уголовного кодекса РФ.

Соответственно через два года нужно обратиться с запросом в милицию и получить копию постановления о прекращении уголовного дела. Тогда вы сможете списать стоимость утраченного имущества на расходы. Таким образом, угнанный автомобиль может «провисеть» на 94-м счете два года.

– Ольга Анатольевна, а не будет ли претензий от налоговых инспекторов, если убыток от кражи включен в расходы на основании документа о приостановлении следствия?

– В начале 2006 года чиновники высказывали мнение, что основанием для признания убытка от хищения служит только постановление о прекращении уголовного дела. Это письмо Минфина России от 20 января 2006 г. № 03-03-04/1/52. Но в более позднем письме от 2 мая 2006 г. № 03-03-04/1/412 Минфин России подтвердил, что достаточно постановления о приостановлении предварительного следствия. Налоговые органы придерживаются такой же точки зрения. Вы можете посмотреть письмо УФНС России по г. Москве от 19 июня 2006 г. № 20-12/54218 @ . Кроме того, по мнению судей, подтвердить обоснованность включения в расходы убытков от хищений имущества можно также справкой ОВД о том, что виновные лица не установлены. В качестве примера приведу постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 7 августа 2007 г. № Ф04-5161/2007(36812-А46-15).

– А если получится так, что угнанный автомобиль будет списан на убытки, а затем найден?

– В этом случае вы должны определить его рыночную стоимость и принять к учету. В налоговом учете рыночную стоимость найденного автомобиля вы включаете в состав внереализационных доходов на основании пункта 8 статьи 250 Налогового кодекса РФ. И соответственно платите с рыночной стоимости налог на прибыль. Так же вы поступаете, если автомобиль эксплуатировать нельзя и принято решение разобрать его на запчасти. Для этого оформляется соответствующий приказ руководителя.

НДС

Отдельно хочу остановиться на вопросе восстановления НДС по похищенному имуществу. К сожалению, до сих пор он вызывает споры. Инспекторы настойчиво требуют восстанавливать принятый к вычету НДС, если имущество украдено. Хотя в пункте 3 статьи 170 Налогового кодекса РФ приведен закрытый перечень случаев, когда налог должен быть восстановлен. И случай хищения в нем не указан.

Кроме того, сложилась колоссальная арбитражная практика в пользу налогоплательщиков, которая говорит о том, что НДС восстанавливать не надо. К такому выводу пришел ВАС РФ в постановлении от 23 октября 2006 г. № 10652/06. Тем не менее Минфин России и налоговые службы с этим не согласны, о чем свидетельствует ряд писем. В частности, письмо Минфина России от 1 ноября 2007 г. № 03-07-15/175, которое ФНС России разослала в нижестоящие инспекции как руководство к действию.

Предположим, вы решили не рисковать и восстановить НДС. Переплачивать налоги никто не запрещает. Но при этом я вам не советую занижать на эту сумму базу по налогу на прибыль. Иначе возможны претензии. Ведь случаи, когда восстановленный налог можно учесть при расчете налога на прибыль, предусмотрены пунктом 2 статьи 170 Налогового кодекса РФ. Но кража имущества среди них не поименована. ( Пункт 1 статьи 170 Налогового кодекса РФ)

– Мы купили подержанный автомобиль для разбора на запчасти. Как его правильно оприходовать: на счет 01 как основное средство или можно учесть на счете 10 как «материалы»?

– Если автомобиль куплен для разбора на запчасти, то его стоимость нужно отразить на счете 10. Принимать его к учету на счет 01 в качестве основного средства не нужно. Ведь вы не собираетесь этот автомобиль эксплуатировать более года, он сразу предназначен для разборки. Следовательно, об основном средстве здесь говорить не приходится. Не забудьте, что полученные после разборки запчасти нужно оприходовать по рыночной стоимости и учесть в доходах.

– Наша организация заключила договор КАСКО. Это смешанный договор страхования, по которому мы страхуем имущественные риски и ответственность за причинение вреда. Страховую премию мы платим единым платежом и полностью учитываем в расходах. Могут ли быть претензии со стороны налоговой инспекции?

– Претензии скорее всего будут. Инспекторы могут снять все расходы на выплату страховки по КАСКО из-за того, что в нее включено добровольное страхование ответственности. Это подтверждает и письмо УФНС России по г. Москве от 14 февраля 2007 г. № 20-12/013753. Без проблем списать на расходы можно только ту часть затрат по КАСКО, которая приходится на имущественные риски. Расходы на добровольное страхование автогражданской ответственности не учитываются при расчете налога на прибыль. Напомню, что добровольное страхование ответственности за причинение вреда включается в расходы в том случае, если такой вид страховки – необходимое условие деятельности фирмы в соответствии с международными требованиями. Таково правило пункта 1 статьи 263 Налогового кодекса РФ.

Поэтому лучше, конечно, выделять сумму страхового взноса по имущественным рискам в документах отдельно.

Хотя в случае, когда премия уплачивается единым платежом, шансы оспорить решение инспекции в суде есть. Суды, как правило, поддерживают организации, которые включают всю сумму премии по такому платежу в расходы. Вы можете посмотреть постановление ФАС Уральского округа от 9 апреля 2008 г. № Ф09-8603/07-С3.

– Ольга Анатольевна, нужно ли затраты на первое ОСАГО включать в первоначальную стоимость автомобиля?

– На мой взгляд, не нужно. Затраты на страхование по ОСАГО вы списываете на текущие расходы и в налоговом, и в бухгалтерском учете. Основание – статья 263 Налогового кодекса РФ и пункт 11 ПБУ 10/99.

О СЕМИНАРЕ

Место проведения: г. Москва

Тема: «Бухгалтерский и налоговый учет в организациях, использующих транспортные средства. Новации 2009 года»

Длительность: 7 часов

Количество участников: 9 человек

Стоимость: 8791 рубль

Компания организатор: консалтинговая группа «Руна» Тел. (495)231-78-88, www.runa.ru

Рекомендация лектора.

Полис ОСАГО оформляется на один год. В налоговом учете расходы на обязательное страхование включаются в прочие расходы в пределах страховых тарифов. Такова норма пункта 2 статьи 263 Налогового кодекса РФ. Причем признаются они пропорционально количеству календарных дней действия договора в отчетном периоде. На это указывает пункт 6 статьи 272 Налогового кодекса РФ.В бухгалтерском учете стоимость полиса учитывается в составе расходов будущих периодов на 97-м счете, а затем ежемесячно списывается на затраты в течение срока действия полиса. Причем как именно признавать такие затраты, вы должны определить самостоятельно. Об этом говорит пункт 65 приказа Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н.На мой взгляд, целесообразно в бухучете расходы на ОСАГО учитывать, так же как и в налоговом, то есть пропорционально количеству дней в отчетном периоде. Таким образом вы сблизите бухгалтерский и налоговый учет. Не забудьте зафиксировать выбранный порядок в учетной политике по бухучету.Поскольку по умолчанию будет считаться, что вы должны списывать с 97-го счета на затраты каждый месяц 1/12 страхового платежа. Что непременно приведет к временным разницам по ПБУ 18/02.

Комментарий редакции.

Организация может отказаться от взыскания суммы ущерба с водителя, вина которого в аварии доказана. Поскольку взыскание суммы ущерба с виновного сотрудника право, а не обязанность работодателя. Это следует из статьи 240 Трудового кодекса РФ.Проблема в том, что налоговые инспекторы не считают в таком случае расходы, связанные с ДТП, экономически оправданными. Однако есть примеры из арбитражной практики, когда компаниям удавалось доказать обратное. В частности, на сторону организации встали судьи ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 3 июля 2007 г. № Ф04-4416/2007(35835-А46-37). Они указали, что если вред третьим лицам причинен работником организации во время выполнения трудовых обязанностей, то обязанность по возмещению вреда возлагается на организацию. Это прямо следует из положений статей 1068 и 1079 Гражданского кодекса РФ. А значит, такие расходы можно признать экономически обоснованными и учесть при расчете налога на прибыль.Другой пример – постановления ФАС Уральского округа от 31 июля 2007 г. № Ф09-6029/07-С3, от 7 марта 2007 г. № Ф09-1374/07-С3. Судьи пришли к выводу, что расходы на ремонт автомобиля, пострадавшего в аварии по вине своего водителя, можно учесть при расчете налога на прибыль на основании пункта 1статьи 260 Налогового кодекса РФ. Даже если компания не взыскала с водителя сумму ущерба. Поскольку данная норма никаких ограничений по расходам на ремонт автомобилей после ДТП не содержит.

Комментарий редакции.

Оформить документы о ДТП можно без сотрудников ГИБДД, если одновременно выполнены следующие условия:1) в результате ДТП вред причинен только имуществу. То есть не должно быть вреда жизни или здоровью потерпевшего. Если же нанесение вреда здоровью будет обнаружено после того, как потерпевший предъявит требования о страховой выплате, он вправе обратиться к страховщику виновной стороны в обычном порядке;2) в ДТП участвовали два транспортных средства, застрахованные в рамках ОСАГО;3) разногласия между участниками ДТП отсутствуют;4) бланки извещения о ДТП в установленном порядке заполнены и подписаны водителями транспортных средств, попавших в аварию.При этом нужно учитывать, что, если вы решили обойтись без милиции, размер страховой выплаты ограничен. Вам выплатят страховку максимум 25 000 рублей.Если же потом окажется, что ущерб был причинен на большую сумму, потерпевший может требовать возмещения вреда только от виновника аварии в судебном порядке.Заметим, что, если страховая компания обнаружит противоречия, она имеет право назначить независимую экспертизу. Таковы положения пунктов 8–10 статьи 11 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ.

Если ремонт выполнен специализированной организацией, то его стоимость отражается записью:

Дебет 99 Кредит 60

– учтены затраты на ремонт, проведенный сторонней фирмой.

Пример

Водитель ООО «Пассив» стал виновником ДТП. Его машина столкнулась с частным автомобилем. Автомобиль «Пассива» отремонтирован в автосервисе. Стоимость ремонта составила 18 000 руб. (в том числе НДС – 3000 руб.). Ущерб, причиненный частной машине, оценен в 10 000 руб.

Таким образом, общая сумма убытков «Пассива» от ДТП составила 28 000 руб. (18 000 + 10 000). Эту сумму водитель фирмы внес в кассу.

Бухгалтер ООО «Пассив» отразил ущерб от ДТП следующими записями:

Дебет 99 Кредит 60

– 15 000 руб. (18 000 – 3000) – отражены затраты на ремонт собственного автомобиля;

Дебет 19 Кредит 60

– 3000 руб. – учтена сумма НДС по ремонту автомобиля;

Дебет 60 Кредит 51

– 18 000 руб. – перечислены деньги автосервису за ремонт собственного автомобиля;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19

– 3000 руб. – принята к вычету сумма НДС;

Дебет 91-2 Кредит 76 субсчет «Расчеты по претензиям»

– 10 000 руб. – признан долг частному владельцу пострадавшего автомобиля;

Дебет 76 субсчет «Расчеты по претензиям» Кредит 50

– 10 000 руб. – возмещен ущерб частнику;

Дебет 73 субсчет «Расчеты по возмещению материального ущерба» Кредит 94

– 28 000 руб. – отражена задолженность виновного в ДТП водителя;

Дебет 50 Кредит 73 субсчет «Расчеты по возмещению материального ущерба»

– 28 000 руб. – внесена в кассу задолженность водителя.

–конец примера–

Если в результате аварии машина фирмы не подлежит восстановлению, ее стоимость нужно списать. Для этого надо оформить акт о списании автомобиля по форме № ОС-4а «Акт о списании автотранспортных средств». Он утвержден постановлением Госкомстата от 21 января 2003 г. № 7. Вместе с актом ОС-4а в бухгалтерию необходимо передать документ, который подтверждает, что автомобиль сняли с учета в ГАИ. 📌 Реклама

В бухгалтерском учете списание автомобиля отражается записью:

Дебет 99 Кредит 01 субсчет «Выбытие основных средств»

– списана остаточная стоимость машины.

В случае полного списания автомобиля возникает вопрос: надо ли восстанавливать сумму НДС, приходящуюся на его остаточную стоимость? Налоговики считают, что надо. Свою точку зрения они обосновывают тем, что автомобиль больше не будет использоваться в производственной деятельности и иных операциях, облагаемых НДС. В связи с этим фирма теряет право на вычет суммы налога, уплаченной поставщику при приобретении машины, в части, относящейся к его остаточной стоимости. Следовательно, сумму налога следует восстановить к уплате в бюджет. В учете такая операция отражается проводкой:

Дебет 99 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»

📌 Реклама

– восстановлена сумма НДС, ранее принятая к вычету, приходящаяся на остаточную стоимость машины.

Однако мнение налоговиков не бесспорно. Чтобы поставить к вычету НДС, нужно выполнить ряд условий. В частности, имущество должно быть оплачено и получено, у покупателя имеется счет–фактура, и это имущество будет использоваться в производственных целях. Никаких других условий для вычета НДС Налоговый кодекс не предусматривает. В связи с этим тот факт, что автомобиль не подлежит восстановлению, не влияет на вычет по НДС и восстанавливать налог не нужно.

Отстаивать свою точку зрения придется скорее всего в суде. Арбитражные суды в этом споре занимают сторону фирм. В качестве примера можно привести постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 23 мая 2003 г. № А31-2989/15.

В налоговом учете потери от ДТП относятся к внереализационным расходам (подп. 6 п. 2 ст. 265 НК). Затраты на возмещение причиненного вреда также признаются внереализационными.

УФНС по Чувашской республике

Налоговые последствия дорожно-транспортного происшествия, а также порядок бухгалтерского учета зависят от конкретных обстоятельств. Рассмотрим наиболее типичные из них.

В ДТП, произошедшем по вине сотрудника, пострадал только автомобиль компании

Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также имуществу юридического лица, возмещается в полном объеме лицом, которое его причинило (ст. 1064 ГК РФ).

Трудовым кодексом предусмотрена материальная ответственность работника за ущерб, причиненный работодателю. В статье 238 ТК РФ установлена обязанность сотрудника возместить нанесенный работодателю прямой действительный ущерб. Речь идет о реальном уменьшении или ухудшении состояния наличного имущества работодателя. Доходы, не полученные организацией вследствие произошедшего события (упущенная выгода), с сотрудника не взыскиваются. Значит, работник организации, признанный виновным в ДТП, должен компенсировать работодателю расходы на возмещение реального ущерба. Доказательством вины служат документы, оформленные ГИБДД: справка об участии в ДТП, протокол об административном правонарушении и постановление о привлечении к административной ответственности.

Обратите внимание: обязанность работника возместить организации прямой действительный ущерб в полном объеме не зависит от того, заключен ли с ним договор о полной материальной ответственности. Если сотрудник признан виновным в ДТП, то вред причинен скорее всего в результате несоблюдения правил дорожного движения (административный проступок). Согласно пункту 6 статьи 243 ТК РФ это влечет полную материальную ответственность работника перед работодателем.

Процедура взыскания ущерба с виновного сотрудника состоит из следующих этапов.

1. Организация устанавливает размер ущерба от ДТП. Для этого создается соответствующая комиссия (ст. 247 ТК РФ). Размер ущерба определяется по фактическим потерям исходя из рыночных цен, но не ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета с учетом степени его износа (ст. 246 ТК РФ). Величина ущерба рассчитывается на день его причинения или обнаружения, то есть на тот день, когда произошло ДТП. Как правило, размер ущерба при ДТП определяется исходя из стоимости ремонта поврежденного основного средства (автомобиля) и стоимости использованных запчастей.

2. Работодатель (комиссия) устанавливает причины возникновения ущерба. В статье 247 ТК РФ сказано, что от работника требуется письменное объяснение причин аварии. Форма этого документа не утверждена. Работник составляет его в произвольной форме и ставит на нем подпись. Если сотрудник отказывается или уклоняется от подобных объяснений, оформляется акт. Он также составляется в произвольной форме и подписывается несколькими должностными лицами организации или членами комиссии.

3. Организация взыскивает ущерб с виновного сотрудника. Сумма причиненного ущерба, не превышающая среднего месячного заработка работника, может быть удержана из его зарплаты на основании приказа руководителя организации. Форма документа произвольная. Приказ издается не позднее одного месяца со дня окончательного установления размера ущерба (абз. 1 ст. 248 ТК РФ). Согласно статье 138 ТК РФ общий размер всех удержаний при каждой выплате зарплаты не может превышать 20%. Предположим, что месячный срок истек или сотрудник не согласен добровольно возмещать причиненный ущерб, сумма которого превышает его средний месячный заработок. Тогда взыскать ущерб можно только в судебном порядке (абз. 2 ст. 248 ТК РФ).

Виновный может добровольно возместить ущерб полностью или частично. По соглашению между работодателем и сотрудником допускается рассрочка платежа (абз. 4 ст. 248 ТК РФ). В этом случае работник выдает работодателю письменное обязательство о возмещении ущерба с указанием конкретных сроков платежей. Допустим, работник, который дал письменное обязательство о добровольном возмещении ущерба, уволился и отказался его возместить. Сумму непогашенной задолженности работодатель взыскивает через суд.

Поврежденный автомобиль может быть отремонтирован силами организации либо с привлечением специализированной компании (автосервиса).

Налогообложение. Расходы на ремонт основных средств являются прочими расходами и признаются для целей налогообложения прибыли в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат. Основание — пункт 1 статьи 260 и пункт 5 статьи 272 НК РФ. Это правило применяется, если организация определяет доходы и расходы методом начисления. Те, кто применяет кассовый метод, учитывают подобные затраты после их фактической оплаты (п. 3 ст. 273 НК РФ).

Суммы возмещения убытков или ущерба признаются при расчете налога на прибыль в составе внереализационных доходов согласно пункту 3 статьи 250 НК РФ. Поэтому сумма ущерба, взысканная с виновного в ДТП сотрудника, — это внереализационный доход фирмы. Те, кто определяет доходы и расходы методом начисления, отражают их на дату признания ущерба должником либо на дату вступления в законную силу решения суда (подп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ). При кассовом методе названные доходы учитываются на дату получения денежных средств (п. 2 ст. 273 НК РФ).

Обычно сумма доходов в виде возмещения ущерба равна сумме расходов на ремонт поврежденного в аварии автомобиля. Однако в расходы организация включает сумму ремонта автотранспортного средства за вычетом НДС, а во внереализационных доходах признает всю сумму причиненного ущерба. То есть затраты фирмы на ремонт поврежденного в аварии автомобиля, осуществленные с учетом НДС, виновный сотрудник обязан компенсировать ей в полном объеме, включая НДС.

Денежные средства, полученные компанией от виновного сотрудника в виде компенсации затрат на ремонт попавшего в ДТП автомобиля, не облагаются НДС, поскольку их получение не связано с реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав. Значит, такие денежные средства организация не включает в налоговую базу по НДС. На этом основании суммы НДС, предъявленные фирме по выполненным подрядчиком ремонтным работам, вычету не подлежат даже при наличии всех подтверждающих документов (счета-фактуры и акта выполненных работ).

Бухгалтерский учет. Затраты организации на ремонт основных средств включаются в расходы по обычным видам деятельности на дату приемки у подрядчика выполненных работ (п. 7 и 18 ПБУ 10/99). В зависимости от специфики компании и учетной политики для целей бухучета указанные расходы отражаются по дебету счетов учета затрат 20, 23, 25, 26 и 29.

Сумма ущерба, взысканная с виновного работника, относится к поступлениям в счет возмещения убытков, причиненных организации, и включается в прочие доходы (счет 91) согласно пункту 7 ПБУ 9/99.

ПРИМЕР 1

В марте 2008 года водитель ООО «Гермес» А.П. Кузовлев, управляя служебным автомобилем, въехал в бетонное ограждение. Другие автомобили в ДТП не пострадали. Компания не приобретала полис КАСКО. А.П. Кузовлев, признанный виновным в аварии, согласился возместить организации ущерб. В том же месяце автомобиль был отремонтирован в автосервисе, что подтверждено счетом-фактурой и актом выполненных работ, датированными мартом 2008 года. Ремонт обошелся организации в 11 800 руб. (включая НДС 1800 руб.). В целях исчисления налога на прибыль ООО «Гермес» применяет метод начисления. Оклад водителя — 20 000 руб., в марте 2008 года — 20 рабочих дней. С марта 2007 по февраль 2008 года он отработал 220 дней. За этот период ему начислено 165 000 руб.

Средний заработок работника в месяце, когда произошло ДТП, — 15 000 руб. (165 000 руб. : 220 дн.# #20 дн.). Поскольку сумма ущерба не превышает среднемесячного заработка сотрудника, директор ООО «Гермес» издал приказ об удержании этой суммы из зарплаты водителя начиная с марта 2008 года.

В марте А.П. Кузовлеву причиталось 17 400 руб. , поэтому из его зарплаты было удержано 3480 руб. (17 400 руб.#20%). Аналогично рассчитывается сумма удержаний в следующих месяцах. Они будут производиться вплоть до полного взыскания всей суммы ущерба.

Налоговый учет. Расходы на ремонт автомобиля в сумме 10 000 руб. ООО «Гермес» включило в состав прочих расходов, учитываемых в целях налогообложения прибыли, в марте 2008 года. Поскольку сотрудник согласен возместить причиненный ущерб, всю сумму — 11 800 руб. фирма отразила в составе внереализационных доходов в марте 2008 года.

НДС. Фактически ремонт был произведен за счет средств, полученных от виновного работника в виде компенсации ущерба. Такие средства не облагаются НДС. Предъявленный НДС в сумме 1800 руб. ООО «Гермес» к вычету не принимает, а относит за счет полученного возмещения.

В бухгалтерском учете организации в марте 2008 года сделаны записи:

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 60
— 10 000 руб. — отражена стоимость ремонта автомобиля, выполненного подрядчиком;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
— 1800 руб. — учтен предъявленный НДС;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
— 11 800 руб. — оплачены ремонтные работы;

ДЕБЕТ 73-2 КРЕДИТ 91-1
— 11 800 руб. — отнесена на виновное лицо сумма ущерба;

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 19
— 1800 руб. — списан «входной» НДС по ремонтным работам за счет суммы, полученной в возмещение ущерба;

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 70
— 20 000 руб. — начислена зарплата А.П. Кузовлеву за март 2008 года;

ДЕБЕТ 70 КРЕДИТ 68
— 2600 руб. (20 000 руб.#13%) — удержан НДФЛ из зарплаты водителя;

ДЕБЕТ 70 КРЕДИТ 73-2
— 3480 руб. — удержана часть суммы ущерба из зарплаты виновного.

БУКВА ЗАКОНА
Сумма страхового возмещения по договору ОСАГО ограниченна

Страховая сумма, в пределах которой страховая компания при наступлении каждого страхового случая обязуется возместить потерпевшим причиненный вред, составляет (ст. 7 Закона № 40-ФЗ):

— в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, не более 160 000 руб.;
— возмещения вреда, причиненного имуществу нескольких потерпевших, не более 160 000 руб.;
— возмещения вреда, причиненного имуществу одного потерпевшего, не более 120 000 руб.

Указанные суммы выплачиваются при наступлении каждого страхового случая независимо от их числа в течение срока действия договора ОСАГО.

В результате ДТП пострадали третьи лица

Работник организации стал виновником дорожно-транспортного происшествия, в результате которого был поврежден автомобиль другого участника дорожного движения. В статье 1068 ГК РФ сказано, что организация обязана возместить вред, причиненный ее работником при исполнении трудовых, служебных или должностных обязанностей. Это относится не только к лицам, работающим по трудовым договорам, но и к тем, кто выполняет работы по гражданско-правовому договору и действует по заданию нанявшей его компании.

Транспортные средства являются источником повышенной опасности (п. 1 ст. 1079 ГК РФ). За вред, нанесенный при их эксплуатации, Гражданским кодексом установлена ответственность для юридических и физических лиц. Конечно, если не будет доказано, что вред нанесен вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Обязанность по возмещению вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, владеющих автомобилем на праве собственности (хозяйственного ведения или оперативного управления) либо на ином законном основании. Например, в качестве арендаторов, по доверенности на право управления транспортным средством или в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности (ст. 1079 ГК РФ).

Согласно статье 931 ГК РФ можно застраховать ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц. По договору страхования ответственности страхуется риск ответственности самого страхователя или иного лица, на которое такая ответственность возлагается.

С вступлением в силу Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ (далее — Закон № 40-ФЗ) страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) стало обязательным. Владельцы автотранспортных средств за свой счет страхуют риск гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств (п. 1 ст. 4 Закона № 40-ФЗ).

Итак, если организация застраховала ответственность по ОСАГО или заключила договор добровольного страхования, то ущерб пострадавшим возместит страховая компания.

В статье 1072 ГК РФ сказано, что если страхового возмещения недостаточно для полного возмещения причиненного вреда, то организация, застраховавшая свою ответственность в порядке добровольного или обязательного страхования в пользу потерпевшего, компенсирует разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба. В свою очередь организация, возместившая третьим лицам ущерб, причиненный по вине работника, вправе потребовать от него возмещения (регресса). Это следует из положений статьи 1081 ГК РФ. Таким образом, если сотрудник попал в ДТП, в результате которого пострадали третьи лица, и страховая выплата по ОСАГО не покрыла сумму нанесенного им ущерба, работодатель должен возместить разницу между суммой ущерба и страховой выплатой, а затем взыскать ее с виновника аварии. То есть общая величина материального ущерба, которую виновный в ДТП работник возмещает работодателю, складывается из расходов фирмы на ремонт собственного автомобиля и суммы ущерба, причиненного третьим лицам, в части, которая не покрыта страховой выплатой по ОСАГО пострадавшей стороне.

Налогообложение. Как уже отмечалось, затраты на ремонт собственного автомобиля организация в налоговом учете включает в прочие расходы (п. 1 ст. 260 НК РФ).

Затраты на возмещение ущерба, причиненного третьим лицам, являются внереализационными расходами на основании подпункта 13 пункта 1 статьи 265 НК РФ. Но указанная норма применяется только при условии, что сумму ущерба, нанесенного третьим лицам в результате ДТП, организация взыскивает с сотрудника, по вине которого произошла авария. В противном случае затраты не считаются экономически оправданными (см. письмо Минфина России от 24.07.2007 № 03-03-06/1/519). При методе начисления расходы в виде возмещения ущерба организация учитывает на дату признания его должником либо на дату вступления в силу решения суда (подп. 8 п. 7 ст. 272 НК РФ). При кассовом методе такие расходы отражаются согласно пункту 3 статьи 273 НК РФ — после фактической оплаты.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
Если организация отказалась взыскивать ущерб с сотрудника

Учитывая конкретные обстоятельства, при которых был причинен ущерб, работодатель вправе полностью или частично отказаться от взыскания его с виновного работника (ст. 240 ТК РФ). Так, директор организации может принять решение не удерживать компенсацию с сотрудника, признанного виновным в ДТП, если сочтет, что авария произошла при смягчающих обстоятельствах. Например, работник выполнял срочное служебное поручение в неблагоприятных погодных условиях или в ночное время. Организация не сможет учесть расходы по возмещению ущерба, причиненного аварией третьим лицам и не покрытого виновным сотрудником, в целях налогообложения прибыли. Ведь подобные затраты не направлены на получение дохода, а значит, не соответствуют требованиям статьи 252 НК РФ (письма Минфина России от 09.04.2007 № 03-03-06/2/66 и от 24.07.2007 № 03-03-06/1/519).

Страховую выплату по ОСАГО, а также сумму возмещения ущерба, полученную от виновного в аварии работника, организация-работодатель включает во внереализационные доходы (п. 3 ст. 250 НК РФ). Они учитываются на дату принятия страховой компанией решения о возмещении ущерба либо признания ущерба виновным сотрудником или на дату вступления в силу решения суда (при методе начисления). При кассовом методе эти суммы отражаются на дату их получения от работника или страховщика.

Денежные средства, полученные от сотрудника, виновного в ДТП, в виде компенсации затрат организации на ремонт поврежденного в аварии автомобиля не облагаются НДС. Не подлежит обложению НДС и страховая выплата по ОСАГО, полученная фирмой от страховой организации. Значит, если ремонт поврежденного имущества оплачивается за счет сумм, полученных по договору страхования, организация не принимает к вычету НДС по ремонтным работам, хотя имеет необходимые документы из автосервиса.

Бухучет. Стоимость ремонта автомобиля, поврежденного в ДТП, организация включает в расходы по обычным видам деятельности (п. 7 ПБУ 10/99). Затраты на возмещение убытков третьим лицам она учитывает в составе прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99).

Суммы возмещения ущерба организации, полученные от страховой компании или взысканные с виновного работника, включаются в состав прочих доходов (п. 7 ПБУ 9/99). Указанные поступления учитываются в том отчетном периоде, в котором они признаны соответственно страховщиком, сотрудником или судом вынесено решение об их взыскании (п. 16 ПБУ 9/99).

Следовательно, при взыскании ущерба через суд в бухучете доходы отражаются раньше, чем в налоговом учете. Ведь в целях налогообложения они признаются не на дату вынесения решения суда, а на дату его вступления в законную силу.

ПРИМЕР 2

Сотрудник ООО «Гермес» С.Н. Шипов в феврале 2008 года на автомобиле организации попал в аварию и был признан виновным. Пострадал не только автомобиль организации, но и автотранспорт, принадлежащий другому участнику дорожного движения — фирме ООО «Камелия». Причиненный ей ущерб независимый эксперт оценил в 125 000 руб. Страховая выплата по ОСАГО составила 120 000 руб. Не покрытую страховкой сумму ООО «Гермес» перечислило пострадавшей стороне в апреле 2008 года. На ремонт собственного автомобиля ООО «Гермес» израсходовало 23 600 руб. (включая НДС 3600 руб.). Имеются акт выполненных работ и счет-фактура, выставленные автосервисом и датированные мартом. Общая сумма материального ущерба, которую работник обязан выплатить ООО «Гермес», — 28 600 руб. (125 000 руб. – 120 000 руб. + 23 600 руб.).

В апреле 2008 года суд вынес решение, что С.Н. Шипов должен возместить ущерб, причиненный имуществу работодателя, а также сумму ущерба третьей стороны, не покрытого страховым возмещением. Оклад С.Н. Шипова — 24 000 руб.

В налоговом учете стоимость ремонта автомобиля — 20 000 руб. ООО «Гермес» включило в прочие расходы в марте 2008 года. Ущерб, причиненный ООО «Камелия» и не покрытый страховой выплатой, в сумме 5000 руб. (125 000 руб. – 120 000 руб.) ООО «Гермес» учитывает как внереализационные расходы в апреле 2008 года. После вступления в силу решения суда ООО «Гермес» отразит внереализационные доходы (сумму возмещения ущерба) в размере 28 600 руб. Эту сумму организация будет удерживать из зарплаты С.Н. Шипова до полного погашения задолженности.

НДС. Поскольку ремонт автомобиля оплачен из средств, полученных в порядке возмещения ущерба и не облагаемых НДС, сумму налога, предъявленную автосервисом по ремонтным работам, — 3600 руб. компания не вправе принять к вычету. Она списывает ее за счет полученного возмещения.

В бухучете ООО «Гермес» перечисленные операции были отражены так:

март 2008 года

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 60
— 20 000 руб. — отражена стоимость ремонта автомобиля, принадлежащего ООО «Гермес»;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
— 3600 руб. — учтена предъявленная сумма НДС;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
— 23 600 руб. — оплачены ремонтные работы;

апрель 2008 года

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 76
— 5000 руб. — отражена задолженность перед пострадавшей стороной за ущерб, не покрытый страховым возмещением;

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 51
— 5000 руб. — выплачен пострадавшей стороне ущерб, не покрытый страховым возмещением;

ДЕБЕТ 73-2 КРЕДИТ 91-1
— 28 600 руб. — отнесена на виновное лицо сумма ущерба;

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 19
— 3600 руб. — отнесена за счет полученного возмещения сумма «входного» НДС по ремонту автомобиля;

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 70
— 24 000 руб. — начислена зарплата С.Н. Шипову за апрель 2008 года;

ДЕБЕТ 70 КРЕДИТ 68
— 3120 руб. (24 000 руб.#13%) — удержан НДФЛ;

ДЕБЕТ 70 КРЕДИТ 73-2
— 4176 руб. — удержана часть суммы ущерба из зарплаты С.Н. Шипова.

Автомобиль пострадал от третьих лиц

Допустим, сотрудник организации на служебном автомобиле попал в ДТП, произошедшее по вине другого участника дорожного движения. Понесенный компанией ущерб компенсируется за счет страхового возмещения по договору ОСАГО. Сумму, не покрытую страховкой, возмещает виновная сторона. Если виновник — работник другой фирмы, то ущерб, не покрытый страховым возмещением, компенсирует данная фирма. Впоследствии она вправе потребовать от работника компенсации расходов в порядке регресса (ст. 1081 ГК РФ).

Пострадавшая сторона для получения страхового возмещения по договору ОСАГО обязана предоставить страховщику не только все документы и доказательства, но и предъявить поврежденный автомобиль или его остатки. Это нужно для того, чтобы выяснить обстоятельства причинения вреда и определить размер возмещаемых убытков. Страховщик осматривает автомобиль и организует независимую экспертизу (оценку) суммы ущерба (ст. 12 Закона № 40-ФЗ).

Налогообложение. Сумма возмещения, полученного от страховой компании, при исчислении налога на прибыль признается внереализационным доходом организации (п. 3 ст. 250 НК РФ). При методе начисления эта выплата учитывается на дату принятия страховой компанией решения о возмещении ущерба от аварии (подп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ). При кассовом методе организации отражают такие доходы после фактического получения денег от страховой компании (п. 2 ст. 273 НК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 260 НК РФ затраты на ремонт поврежденного автомобиля относятся к прочим расходам. Они учитываются в сумме фактических затрат независимо от величины страхового возмещения, полученного от страховой компании по договору ОСАГО. Дело в том, что, во-первых, величина страховой выплаты ограничена размером, установленным в статье 7 Закона № 40-ФЗ. Фактический размер ущерба может превышать сумму страхового возмещения. Во-вторых, непосредственно в статье 260 НК РФ отсутствуют какие-либо ограничения на признание указанных расходов.

В соответствии с правилами и условиями договора ОСАГО ущерб от ДТП может быть возмещен и без привлечения страхователя. Например, страховая компания оплачивает ремонт поврежденного в аварии автомобиля непосредственно на расчетный счет или в кассу автосервиса. У организации — собственника транспортного средства в налоговом учете не возникает ни дохода в сумме страхового возмещения, ни расхода в сумме ущерба, связанного с наступлением страхового случая (письмо ФНС России от 18.03.2005 № 02-3-10/38).

Как мы уже выяснили, суммы компенсации затрат на ремонт поврежденного в аварии автомобиля, полученные организацией от страховой компании (от третьих лиц, виновных в ДТП), не облагаются НДС. Значит, организация, которая ремонтирует автомобиль за счет таких компенсационных средств, не имеет права на вычет НДС, предъявленного исполнителем за выполненные ремонтные работы.

Бухучет. Поступившее от страховой компании страховое возмещение включается в прочие доходы организации на основании пункта 7 ПБУ 9/99. Эта сумма отражается в учете в том отчетном периоде, в котором она признана страховщиком (п. 16 ПБУ 9/99). Затраты на восстановление автомобиля, поврежденного в результате аварии, учитываются в составе расходов по обычным видам деятельности (п. 7 ПБУ 10/99).

ПРИМЕР 3

В мае 2008 года водитель ЗАО «Меркурий» П.В. Рулевский на автомобиле компании попал в аварию. Виновным в ДТП был признан гражданин Д.Ю. Синичкин. Фактические расходы на ремонт автомобиля, принадлежащего ЗАО «Меркурий», составили 17 700 руб. (включая НДС 2700 руб.). У ЗАО «Меркурий» имеются счет-фактура и акт выполненных работ из автосервиса, датированные маем 2008 года. По результатам независимой экспертизы ущерб составил 14 000 руб. Страховщик согласился возместить лишь эту сумму ущерба и в мае перечислил организации страховую выплату по ОСАГО в размере 14 000 руб.

В налоговом учете ЗАО «Меркурий» в мае 2008 года отразило расходы на ремонт автомобиля в размере 15 000 руб. После решения страховой компании о выплате страхового возмещения ЗАО «Меркурий» включило в налоговую базу по налогу на прибыль внереализационный доход в размере 14 000 руб.

НДС в сумме 2700 руб., предъявленной автосервисом, компания не может принять к вычету, поскольку ремонт был оплачен за счет компенсационных средств. Данная сумма налога покрывается за счет страхового возмещения.

В бухгалтерском учете ЗАО «Меркурий» в мае 2008 года были сделаны записи:

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 60
— 15 000 руб. — отражена стоимость ремонта собственного автомобиля;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
— 2700 руб. — учтена сумма НДС, предъявленная автосервисом;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
— 17 700 руб. — оплачен ремонт автомобиля;

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 91-1
— 14 000 руб. — учтено в составе прочих доходов страховое возмещение (на дату принятия страховой компанией решения о выплате страхового возмещения);

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 19
— 2700 руб. — списана за счет страхового возмещения сумма НДС, предъявленная по ремонтным работам;

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 76
— 14 000 руб. — получено страховое возмещение от страховщика.

Шамонова Н.Н.
эксперт журнала «Российский налоговый курьер»
Публикация подготовлена при участии специалистов ФНС России
Журнал «Российский Налоговый Курьер» №10 за 2008 год

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх