Мастер спорта по шахматам

Добрый вам день, дорогой друг!

Давайте сразу внесем ясность: звание КМС по шахматам – термин не корректный. Кандидат в мастера спорта — это разряд. Самый высокий из разрядов. Ваше уже идут звания: мастера спорта и гроссмейстер.

Как получить разряд КМС?

Процедуру выполнения мы уже обсуждали. Норматив кандидата в мастера также определяется средним рейтингом турнира. Единственное условие — КМС присваивается с 7 лет.

Требуется набрать 75% очков в турнире со средним рейтингом соперников 1901—1925.

Логика все та же: чем меньше рейтинг турнира, тем меньшее количество очков требуется для выполнения нормы КМС.

Порядок присвоения такой же, как и других разрядов. Его мы рассматривали .

Полагаю, с технической стороной выполнения и присвоения КМС все понятно. Откровенно говоря, шахматисты уровня 1 разряда обычно уже сами знают всю процедуру выполнения разрядов. Она идентична для всех разрядов.

Посложнее будет довести свое мастерство до этого уровня . Уровень КМС — уже серьезная планка. Которую преодолевают от силы 3-5% шахматистов-разрядников.

Кстати напомню, что прежде всего нужно научиться хорошо играть. Отличным помощником в этом станут Программы подготовки шахматистов. А именно программа №3.

Как дорасти до КМС?

Ваш покорный слуга стал кандидатом в мастера лет в 19, лет через 7 после того, как выполнил 1 разряд. Произошло это во многом по стечению обстоятельств.

Я спокойно учился на втором курсе политеха, жил в общаге, вдали от дома. В шахматы играл от случая к случаю.

Однажды меня нашел кто-то из шахматных чиновников и предложил поехать на зональный отборочный турнир в составе сборной области… Кто-то из ведущих не смог поехать, кто-то заболел. Короче, срочно нужна была замена. Так и вспомнили обо мне. «Валера, выручай»)

Турнир сложился для меня на редкость удачно. На своей доске я набрал 9,5 из 11 возможных. Просто порвал всех. В итоге выполнил норму КМС, да и областная команда заняла 1 место.

Что послужило причиной качественного скачка в игре и результатах, в тот момент осталось для меня загадкой. Вывод я сделал уже потом, спустя годы:

Психологические факторы

Смотря на эту ситуацию сквозь призму жизненного и шахматного опыта я понял:

К тому моменту я повзрослел психологически. Переход в студенческую среду и жизнь вдали от дома приучила к самостоятельности и добавила уверенности в себе. Я видел окружающую жизнь не через призму шахмат, а как взрослый человек.

Задача переход от уровня 1 разряда до КМС для 90% шахматистов остается нерешенной. И дело не только в чисто шахматных умениях.

По мере роста по разрядной лестнице уровень игры выравнивается и все большую роль начинают играть психологические факторы: эмоциональная устойчивость, концентрация внимания, умении рационально распределять время, учет особенностей соперника и многие другие.

Более взрослый взгляд на жизнь и на шахматы сформировался у меня естественным путем в течение нескольких лет. Однако, на мой взгляд, психологическое взросление можно сделать более управляемым процессом.

В рамках этой статьи отмечу один важный фактор, осознание которого — уже важный шаг более успешной игре в среднесрочной и долгосрочной перспективе. А именно адекватное отношение к поражению.

«Бывшие»

Вы знаете шахматиста, который никогда не проигрывал? Полагая, ответ очевиден. Поражение – это часть нашей игры. И с этим надо жить.

Поражение, особенно в значимой, решающей партии, действует угнетающе. Вопрос в том, насколько быстро игрок может сбросить со своих плеч этот груз. Да и сможет ли?

В тоже самое время , о котором я писал чуть выше, — у меня был друг детства, Володя, — тоже шахматист и шахматист талантливый. Играл он лучше меня и уже успел стать чемпионом области среди взрослых. Планы были наполеоновские, надежды радужные.

Как чемпион области Володя поехал на мастерский турнир. Сыграл неплохо, выполнил балл международного мастера.

Следующий турнир – отборочный к чемпионату РСФСР. И здесь Володьку подстерегла неудача. Его довольно сильно «побили», он оказался в самом хвосте.

И после этого он… перестал играть. Совсем. Все только разводили руками: «зарыл свой талант в землю».

Лет через десять начал играть в цеховых турнирах (работал на заводе) , но и то по настоятельной просьбе начальства. На все вопросы отмалчивался или отшучивался: надоело, не хочу.

Причина – психологический надлом, вызванный «крушением надежд». Груз неожиданного и тяжелого поражения, вернее нескольких подряд, — Володе преодолеть не удалось.

Плохо еще то, что у нас не было достаточно квалифицированного тренера, который бы разбирался в вопросах психологии.

А помните Роберта Фишера? Почему он перестал играть? Однозначного ответа до сих пор нет, однако для меня очевидно, — причины психологического свойства.

Мой друг Володя и сейчас иногда играет за свой цех. Но он давно уже не тот. «Бывший». И по силе игры и по «заряду» на игру.

Отношение к поражениям

По своему отношению к поражениям я бы поделил шахматистов на три группы:

1. Игроки, для которых проигрыш равносилен вселенской катастрофе. После поражения оны деморализованы. На «зализывание ран» уходят дни, а иногда и недели и месяцы. Степень деморализации измеряется снижением качества игры. Часто за одним поражением следует второе, а то и целая серия.

Примером шахматиста такого плана (не считая моего друга Володьки)) – Х.Р.Капабланка. Несмотря на свой внешний лоск и кажущуюся уверенность, поражения он переживал болезненно. После поражения в матче от Алехина? он так и не смог до конца преодолеть этот надлом.

2. Шахматисты, которые после поражения стремятся «отыграться». Такие игроки предпочитают как можно быстрее избавиться от неприятных переживаний, стараясь как можно быстрее схлестнуться в новом, более успешном бою.

Многие считают такой подход единственно верным. И приводят примеры Ботвинника, Карпова, Крамника.

Все так, но есть одна загвоздка. Помните поговорку: «Отец бил сына не за то, что играл, а за то, что отыгрывался».

Проблема в том, что стремление отыграться — порыв эмоциональный. А эмоции, когда они захлестывают, не помогают, а мешают игре. Объективная оценка позиции отходит на второй план. На первом – страстное желание «наказать» партнера. И это не есть хорошо.

В состоянии эмоционального напряжения творческие способности отключаются напрочь. Остаются только инстинкты, закрепленные на уровне подсознания.

На мой взгляд причина успехов «больших» шахматистов, упомянутых выше, не в стремлении отыграться, а в правильном отношении к поражениям. Они возглавляют третью группу шахматистов.

3.Игроки, которые воспринимают поражение, как неотъемлемую часть игры. И жизни. Конечно, они огорчаются поражениям, но быстро восстанавливаются, извлекая необходимые уроки.

Серьезных успехов в шахматах можно достичь только «на дистанции» сотен и тысяч партий. Пройти такие дистанции без поражений невозможно. А значит их просто нужно принимать, как часть пути.

В конце концов в любом поражении есть и плюсы — есть возможность увидеть недостатки в своей подготовки и игры. Как говориться «Все, что нас не убивает, делает нас сильнее».

Итак, вывод: начиная с 1 разряда следует уделять серьезное внимание психологическим аспектам подготовки.

Благодарю за интерес к статье.

Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:

Миллионы людей во всем мире регулярно играют в шахматы — но как стать сильным шахматистом?

  1. Что значит «сильным шахматист»?
  2. Решайте как можно больше задач
  3. Чаще анализируйте свои партии
  4. Смотрите интерактивные уроки и выполняйте задания
  5. Запаситесь терпением

1. Что значит «сильный шахматист”?
Для некоторых людей «сильный шахматист” означает «способный победить игрока среднего уровня». Если такое определение вам нравится, вам хватит рейтинга 1200-1400 баллов. На этом уровне вы можете побеждать тех, кто просто знает правила шахмат. Для кого-то быть «сильным шахматистом” значит — побеждать опытных игроков, уже играющих много лет. В этом случае вам нужно достичь рейтинга 1600 и выше.

Есть и те, для кого «сильный шахматист» никогда не проигрывает или побеждает почти всех соперников. На самом деле… это просто невозможно! Если вы не Магнус Карлсен, вы будете часто выигрывать и столь же часто проигрывать. Поставьте перед собой разумную цель и стремитесь к ней!

2. Решайте как можно больше задач

Это один из лучших способов повысить свой уровень игры и улучшить видение шахматной доски. Если вы видите, что происходит на доске и замечаете ошибки в игре соперника, то у вас гораздо больше шансов на победу. Можете оттачивать свои тактические навыки с помощью наших задач.

3. Чаще анализируйте свои партии

Трудно стать сильным шахматистом, если если не анализировать сыгранные партии. В процессе обучения шахматам можно использовать собственные партии как инструмент, помогающий увидеть ошибки и сильные ходы. Chess.com предлагает автоматический компьютерный анализ и отчет о партии, позволяющий вам понять силу своих ходов и даже исправить допущенные ошибки.

Просто нажмите на «Компьютерный анализ” после любой партии.

4. Смотрите интерактивные уроки и выполняйте задания

Полный интерактивный курс уроков шахмат на Chess.com позволит вам пройти путь от начинающего до разрядника за несколько недель, значительно усилившись в игре. Новые уроки для опытных шахматистов появляются на сайте каждую неделю.

5. Запаситесь терпением

Сильным шахматистом не стать в одночасье. Шахматы — серьезная, глубокая игра, где вы совершенствуетесь непрерывно. Постарайтесь не расстраиваться из-за ошибок и проигрышей — это важная часть вашего пути к успеху!

Для большинства шахматистов рост мастерства — непрерывный процесс. Понятие «сильный шахматист” растёт вместе с уровнем игры. Просто наслаждайтесь игрой!

Если вы ищете нужный сайт, чтобы стать «сильным шахматистом”, присоединяйтесь к Chess.com сегодня.

Добрый вечер.
О шахматных разрядах и званиях. О процедурах выполнения. Если будут вопросы, смогу ответить в комментариях. Дети, взрослые мне без разницы.
Отдельная тема покупные звания в шахматах, зачем и для чего это делается, напишу ниже (P.S.)
Очень последовательно и доходчиво описала положение дел со званиями международный гроссмейстер Наталья Погонина.

Источник на английском языке в её авторской колонке:

«На форумах часто обсуждают, как и зачем можно получить шахматное звание . Вместо того, чтобы ссылаться на формальную и сухую страничку какой-нибудь энциклопедии, я попытаюсь самостоятельно рассказать вам о данной теме.
Зачем нужны звания ?
Звания служат для официального признания силы игры шахматиста в тот или иной период. Присваиваются они пожизненно. Основные функции званий :
«Право похвальбы». Некоторые игроки очень гордятся своими званиями и украшают стены шахматными дипломами наряду с остальными престижными наградами. Широкая публика ассоциирует успехи в шахматах с высоким IQ и иными важными человеческими качествами, так что многие обладатели званий полагают, что это улучшит их имидж. При присвоении соискатель получает значок и диплом. Щеголять на публике с таким значком считается у профессионалов плохим тоном и признаком ретроградства, поэтому вам вряд ли встречались такие фотографии.
Создание иерархии игроков. Сначала борьба идет за разряды и рейтинг. Потом за звания , обладание которыми позволяет получить условия у организаторов, повышает оклады тренеров и авторов, облегчает поиск спонсоров, дает бесплатный доступ к некоторым шахматным сайтам и т.д. Позднее, когда уровень гроссмейстера уже пройден, становится важным рейтинг, достижения (победы в национальных, континентальных и международных турнирах) и популярность. Топовых игроков болельщики знают по фамилиям или никам — Каспи, Топа, Моро, Чаки и т.д., так что добавление к их именам звания выглядит как-то оскорбительно. Как отметил один мой коллега, «говоря гроссмейстер Каспаров, обычно имеют в видуSergey Kasparov из Беларуси, иначе можно сказать просто Каспаров”.
Источник денег для ФИДЕ. При подаче документов на оформление звания обычно требуется уплатить взнос в ФИДЕ и федерацию. Например, заявка на звание гроссмейстера обойдется примерно в $500. Если она будет отклонена (например, из-за технической ошибки в документации), то ее придется подавать заново. Вся эта суета (сбор бумаг, общение с федерацией, ожидание решения) и расходы являются причинами того, почему многие шахматисты не стремятся присваивать себе все полагающиеся им звания . Нередко попадаются обладатели рейтинга 2300-2500, у которых вообще нет международного титула.
Звания : ФИДЕ и местные
Ниже приведены официальные звания ФИДЕ и наиболее типичные способы их получения:
Candidate Master/Women’s Candidate Master – иметь опубликованный рейтинг не ниже 2200/2000
FIDE Master/Women’s FIDE Master – иметь опубликованный рейтинг не ниже 2300/2100
International Master/Women’s International Master – иметь опубликованный рейтинг не ниже 2400/2200 и выполнить три нормы
International Grandmaster/Women’s International Grandmaster – иметь опубликованный рейтинг не ниже 2500/2300 и выполнить три нормы
В FIDE handbook технические детали расписаны значительно более подробно.
Профессиональное шахматное сообщество довольно-таки снобистское, поэтому, ввиду исторических и культурных стереотипов, «кандидат в мастера» не воспринимается как звание большинством взрослых игроков, и его мало кто фиксирует. Мастер ФИДЕ (ехидные остряки называют его «fee master», т.е. «мастер за деньги») — полупрофессиональный титул, который можно получить, например, выиграв чемпионат мира среди любителей. IM/WIM и GM/WGM являются профессиональными титулами, а к их обладателям обращаются, соответственно, «мастер» и «гроссмейстер».
Во многих странах существует собственные системы званий , но они не так популярны, как ФИДЕ-ные. Chess.com пользуется особым спросом у американцев, так что на классификации званий США мы останавливаться не будем. В России есть разряды (4, 3, 2, 1, кандидат в мастера) и звания (мастер России, гроссмейстер России). Естественно, требования для получения звания «мастер России» и «гроссмейстер России» превышают, соответственно, требования для выполнения «международного мастера ФИДЕ» и «международного гроссмейстера ФИДЕ». Как следствие, обладателей таких званий весьма немного.
Насколько сложно выполнить звание ?
Кому-то успехи в шахматах даются проще, кому-то сложнее. Опытные разрядники утверждают, что звание подразумевает особый талант. Элитные гроссмейстеры уровня Ароняна или Грищука могут снисходительно отметить, что даже отсутствие таланта и времени на занятия — еще не повод не достичь уровня 2500. Думаю, истина где-то посередине. Также хочу подчеркнуть, что нужно играть в шахматы только в том случае, если вы любите игру, а не ради потакания собственному эго. Такой подход позволит сэкономить время и нервы в том случае, если что-то пойдет не так. Мне также не хотелось бы приводить конкретные цифры о том, сколько лет нужно для достижения того или иного уровня. Это очень индивидуально и зависит от качества и количества занятий. Хочу только предостеречь мечтателей: даже самые талантливые вундеркинды в истории шахмат проходили путь до гроссмейстерского звания за 8-10 лет упорной работы. «Обычным» гроссмейстерам требуется гораздо больше времени. Тем не менее, я регулярно получаю сообщения наподобие: «Привет, я недавно научился играть в шахматы . Хотелось бы за год-два стать гроссом. Что мне делать?».
Инфляция рейтинга и новые звания
Есть немало людей, относящихся к прошлому с особым пиететом и уверяющих, что «2500 в 1980-м стоит 2700 в 2011-ом». Они также любят рассказывать, что раньше-то мастера были ого-го, не то, что сейчас. Данное утверждение справедливо лишь отчасти: когда в 1950 году ФИДЕ официально учредило звание гроссмейстера, то его получили лишь 27 шахматистов, представлявших собой элиту шахмат . В современном мире гроссмейстеров свыше 1300, а разница в уровне порой колоссальная. У пожилых и растренированных GM рейтинг может быть 2300, а у Карлсена, Ананда и Ароняна — выше 2800.
С другой стороны, утверждение об инфляции рейтинга не подтверждается ни моим шахматным опытом, ни логикой, ни исследованиями. Компьютерные технологии революционизировали игру и существенно ускорили процесс ее постижения. Сегодня не обязательно жить в СССР, чтобы изучать свежие партии, читать шахматную литературу, обучаться у лучших тренеров, регулярно выступать в турнирах. Интернет и специальное ПО позволяют массам шахматистов достигать уровня, ранее доступного лишь избранным. Как следствие, как указано в научной работе, процитированной в популярной статьей из Forbes, инфляция рейтинга не наблюдается. Все больше и больше игроков достигают высокого уровня и выполняют норматив гроссмейстера. К слову, требования для его присвоения также не стоят на месте: когда-то для нормы было достаточно перормансов в 2500, а сейчас необходимо «подавать» уже на 2600+. Разница весьма существенная.
Мне не кажется, что имеет смысл вводить новые звания прямо сейчас. Рейтинг и имя шахматиста говорят сами за себя. Конечно, ФИДЕ могло бы ввести новый титул «супергроссмейстер» (за 2700+, 2750+, попадание в топ-10-20-50 и т.д.). Впрочем, вряд ли бы это что-то изменило, ведь нынешние семисотники, как правило, и так являются молодыми и известными. Какая разница: «Накамура» или «супергроссмейстер Накамура»? Возможно, в будущем все же потребуется предпринять шаг по признанию заслуг ветеранов путем учреждения нового звания .
Немного личного
Меня постоянно расспрашивают о моих званиях . Итак:
2001 – я стала Woman FIDE Master
2002 – Woman International Master и мастер России
2004 – Woman Grand Master (примерно тогда же выполнила все требования для присвоения IM)
2006 – гроссмейстер России (#101 в истории страны!)
Требования по рейтингу для присвоения GM (2500+) мною выполнены, но нужно почаще играть в сильных мужских соревнованиях, чтобы выполнить нормы. По сути, от статуса GM польза состоит лишь в том, что а) этот уровень покорился немногим женщинам, лишь 25 в истории шахмат б) меня перестанут третировать вопросом «почему WGM, а не GM?». Видимо, надо все же постараться».
_________конец статьи______________
P.S.
К сожалению существуют три вида получения нечестных званий и завышенных рейтингов:
1. Фиктивные таблицы, которые написаны, но фактически ни одной партии не игралось. Они просто отсылаются в ФИДЕ и… там если не находят претензии и сомнений подшиваются к делу главных бенефициаров.
2. Турнир реально играется, приезжают шахматисты с рейтингами и званиями. Сидят и играют партии вживую. Но разумеется в интересах одного — двух спонсоров турнира. Они за все это и рассчитываются.
3. Продается одна — две решающие партии для выполнения звания. Т.е. игрок формально может быть и играет где-то в силу требуемого звания, но для подстраховки фиксирует звание деньгами.
Разумеется отношение ко всем трем способам у каждого здравомыслящего человека понятно какое. Когда продают партии последнего тура для фиксации денежного приза-это ещё как-то находит понимание, но вот для эго или для «не быть но казаться»… тут реакция более чем прохладная.
3 способ практикуется частенько, он тоже хоть как-то увязывается с логикой, но вот способы 1 и 2 – это откровенная усмешка над теми кто добивается оценки в боевых кровопролитных партиях и имеет широкий Фан-клуб.
Достаточно много шума наделал один крупный российский предприниматель, который играя на деле примерно в силу 2 разряда, клепал рейтинг до 2600 и ДЛЯ СМЕХА хотел бы пойти дальше в 2750, присылая и присылая таблицы в ФИДЕ. Платил он очень хорошо и люди включались в его соревнования… при этом по рассказам, многие говорили, что мол «неплохо бы» все таки в шахматы научиться играть хотя бы немного получше…
Играть получше он стал, возможно до уровня КМС (по оценкам), но все равно Запомнить заранее режиссированный текст партии не мог… и выполнял ходы по бумажке!!!
Сложно сказать, что двигало его желанием получить 2750. Может быть азарт и ощущение всемогущества денег, а может быть даже просто ироничный взгляд на шахматы и на тему проблемы которая заботит шахматистов: рейтинг, звание, шахматный статус и положение.

День добрый, дорогой друг!

Учитель не тот, кто учит, а тот, у кого можно научиться. Эта народная мудрость может послужить достойным эпиграфом к книге Виктора Гончарова: Как стать тренером по шахматам

В.И.Гончаров

Наименование: Как стать тренером по шахматам

Выход в печать: 2004 год, Издательство: Набережные Челны

Объем 312 страниц

О чем эта книга?

В книгу вошли работы автора, посвященные проблемам шахматной педагогики.

В.И.Гончаров, специалист с высшим образованием, стоял у истоков шахматной педагогики от первых экспериментальных поисков до современных диссертационных исследований.

Он излагает самобытные новаторские подходы, которые хорошо себя зарекомендовали на протяжении 30-летней практики автора.

Эти идеи как нельзя лучше заполнили белое пятно в подготовке шахматных специалистов.

По сути это первая книга в области шахматной педагогики.

Академик М.И. Станкин пишет:

Книга написана для шахматных специалистов автором с большим опытом и будет более чем полезна для их самореализации. Она своевременна и полезна. Прочтите ее, и она раздвинет горизонты ваших возможностей.

Об авторе

Гончаров, Виктор Иванович (1951 г.р.) — международный арбитр, тренер и организатор по шахматам. Разработчик наглядно-образного метода обучения шахматам детей младшего возраста. Заслуженный тренер России.

Имеет почётное звание: «Отличник физической культуры РФ». Награжден медалью: Медаль имени М. И. Чигорина

В книге 6 разделов:

  1. Здоровье тренера
  2. Научно-методические аспекты шахматной отрасли
  3. Психолого-педагогические основы обучения детей шахматам
  4. Методика работы со взрослыми
  5. Педагогическая исповедь
  6. Мысли вслух

В целом контекст книги шире, чем просто обучение шахматам. Автор затрагивает более широкий спектр вопросов педагогики и общечеловеческих ценностей.

Виктор Гончаров пишет:

Мы надеемся, что любой ребенок, каким бы набором способностей он не обладал, сможет реализовать все лучшее, что в нем есть, сможет стать полезным миру, в котором он живет. Осознать свою нужность, незаменимость в этом мире.

Мы надеемся, что наши дети обретут духовную свободу, обретут то, без чего нет человека – чувство собственного достоинства. И это обретение есть главная задача воспитания.

Звучит несколько пафосно, но по сути верно. Книга будет весьма полезной для тех, кто решил посвятить себя тренерской шахматной работе.

Скачать книгу в формате djvu

Благодарю за интерес к статье.

Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх