Мероприятия налогового контроля

При выявлении нарушения налогового законодательства, акт налоговой проверки и другие материалы рассматриваются руководителем налоговой, которая проводила проверку. Руководитель при этом может принять решение провести дополнительные мероприятия налогового контроля.

Права налогового органа

Налоговым кодексом РФ руководитель налоговой инспекции или его зам наделен правом требования дополнительных данных, подтверждающих факт нарушения налогового законодательства. Такое требование выражается в виде решения о проведении допмероприятий налогового контроля. Такое решение содержит обстоятельства, которые вызвали необходимость проведения мероприятий, а также срок их проведения и форма (Читайте также статью ⇒ Как проходит выездная налоговая проверка ООО в 2020 году).

Важно! В решении о проведении допмероприятий налогового контроля обязательно должны быть указаны обстоятельства, которые вызвали необходимость их проведения.

Условия проведения допмероприятий

Для того, чтобы у налогового органа появилась возможность провести допмероприятия, его руководителем должно быть установлено:

  • Совершил (или не совершил) проверяемый налогоплательщик нарушение законодательства;
  • Выявленные при проверке нарушения образуют или нет состав правонарушения.

Все мероприятия по налоговому контролю должны быть направлены лишь на сбор допдоказательств в отношении выявленных нарушений, но не на выявление новых. То есть, если налоговики требуют доказательства, которые не имеют отношение к отраженным в акте проверки нарушениям, это нарушение интересов организации – налогоплательщика.

Сроки проведения допмероприятий

Срок, в которые должны проводиться допмероприятия налогового контроля не должны превышать 1 месяца. Исключение составляет только проверка консолидированной группы организаций – налогоплательщиков. Для них срок увеличен до 2 месяцев (Читайте также статью ⇒ Сроки проведения камеральной налоговой проверки в 2020 году).

В течение этого периода налоговики могут провести следующие мероприятия:

  • Требование документов;
  • Проведение допроса свидетелей;
  • Проведение экспертизы.

Список таких мероприятий закрытый и добавлять в них другие мероприятия запрещено, но количество по каждому их перечисленных мероприятий не ограничено.

На основании того, что все перечисленные мероприятия являются законными, то если налогоплательщик отказывается предоставить какие-либо требуемые документы, налоговая вправе произвести их изъятие. Для того, чтобы налоговая могла изъять нужные документы должны соблюдаться такие условия:

  • Для проведения налогового контроля копий документов от проверяемой стороны недостаточно;
  • Налоговики имеют основания полагать, что оригиналы нужных документов могут быть сокрыты, исправлены, подменены или уничтожены.

Оформление результата допмероприятий

Определенного порядка, следуя которому налоговики должны направлять материалы по допмероприятиям не установлено. В налоговом кодексе также не предусмотрен и порядок по оформлению результата таких мероприятий, то есть составление какого-либо акта, либо справки.

Однако, статьей 101 НК РФ предусмотрено право налогоплательщика на ознакомление с материалами как самой проверки, так и дополнительных мероприятий по ней. Другими словами, налоговая должна обеспечить реализацию такого права и сделать это в течение двух дней с момента обращения налогоплательщика с соответствующим заявлением. Процесс ознакомления происходит путем визуального изучения выписок, копий и прочих материалов на территории налоговых органов.

После ознакомления с материалами проверки составляется протокол по форме, указанной в приложении к Письму №СА-4-9/14460@.

Возражение налоговым органам

После проведения допмероприятий в течение десяти дней у налогоплательщика есть право направить в налоговую возражения по их результатам. Такое возражение направляется в письменном виде и содержит комментарии по всем результатам или по некоторым из них. К возражению прикладывают копии документов, которые обосновать доводы налогоплательщика.

Такие возражения рассматриваются налоговиками до принятия основного решения по выездной проверке. Если в возражении содержаться объективные причины, то налоговики могут отложить рассмотрение материалов проверки (Читайте также статью ⇒ Обжалование решения налогового органа в суде в 2020 году).

Решение по налоговой проверке

Налоговые органы рассматривают акт налоговой проверки, другие материалы, по которым в ходе проверки были выявлены нарушения и возражения плательщика в письменном виде. После этого налоговиками выносится решение, либо:

  • Привлечь за совершение налогового правонарушения к ответственности;
  • Отказать в привлечении за совершение налогового правонарушения к ответственности.

Решение налоговики выносят в течение 10 дней с момента истечения срока по подаче возражений от проверяемого лица. Срок рассмотрения материалов проверки может быть продлен как до проведения домероприятий, так и после них. Сроки по принятию решения налоговиками зависят от факта их продления и составляют:

  • 10 дней – обычный срок;
  • 1 месяц – если налоговые органы приняли решение о продлении срока на рассмотрение материалов проверки и допмероприятий, по итогам которых выносится основное решение;
  • 1 месяц (2 месяца – для консолидированной группы) – если налоговыми органами принято решение о проведении допмероприятий.

Ожидаемые изменения в законодательстве

Основаниями для отмены решения налоговиком могут быть только нарушения условий по рассмотрению материалов налоговой проверки, к которым относят:

  • непредставление возможности налогоплательщику принимать участие в рассмотрении материалов дела, как лично, так и через его представителя;
  • непредставление налогоплательщику возможности давать объяснения.

В настоящее время Госдумой рассматривается законопроект № 249505-7, по которому налоговики должны будут составлять акт по итогам допмероприятий. Налогоплательщик в этом случае получит возможность свободно ознакомиться с актом и представить свои письменные возражения. Полагается также, что такой законопроект позволит более объективно выносить решение налоговыми органами о результатах проверки.

Такой акт должен будет содержать дату начала и дату окончания допмероприятий и показывать сущность правонарушения. Вручаться такой акт должен налогоплательщику в течение 5 дней с даты окончания допмероприятий. Все документы, которые были представлены самим налогоплательщиком, налоговики к акту прикладывать не будут. Акт должен передаваться налогоплательщику под расписку, либо другим способом, но при условии, что плательщик подтвердит его получение.

При уклонении налогоплательщика от получения такого акта, налоговики могут направить его заказным письмом по почте в адрес физлица.

Кроме вышеизложенного, данный законопроект должен сократить сроки проведения камеральных проверок. Напомним, что на сегодняшний день срок «камералки» составляет 3 месяца. Сократить же его предлагается до одного месяца.

Таким образом, попав под выездную проверку налоговых органов, организации – налогоплательщику, важно контролировать сроки этой процедуры. При назначении дополнительных мероприятий, проверяемый должен предоставить требуемые документы и не сопротивляться другим мероприятиям. В силу того, что налоговая на сегодняшний день не обязана представлять проверяемому акт о проведении допмероприятий, налогоплательщик должен самостоятельно изъявить желание ознакомиться с результатами допмероприятий. Если какие то моменты результата мероприятий проверяемого не устроят, он может написать в налоговую возражение. Главное, чтобы к этому возражению были приложены соответствующие доказательства.

Законодательная база

Законодательный акт

Налоговые проверки и иные мероприятия налогового контроля

Налоговые органы на основании пп. 2 п. 1 ст. 32 НК РФ обязаны осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, а также вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц.

Налоговым контролем согласно п. 1 ст. 82 НК РФ признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством:

— налоговых проверок;

— получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, плательщиков страховых взносов;

— проверки данных учета и отчетности;

— осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);

— а также в других формах, предусмотренных НК РФ.

Главой 14 НК РФ определены такие формы налогового контроля, как направление запросов в банк о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке, об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), об операциях на счетах, по вкладам (депозитам), об остатках электронных денежных средств (ст. 86 НК РФ), проведение налоговых проверок (ст.ст. 87- 89.2 НК РФ), допрос свидетеля (ст. 90 НК РФ), осмотр (ст. 92 НК РФ), истребование документов (ст. 93 НК РФ), истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках (ст. 93.1 НК РФ), выемка документов и предметов (ст. 94 НК РФ), привлечение эксперта, специалиста, переводчика, понятых (ст.ст. 95-98 НК РФ), запрос сведений у госорганов, учреждений, организаций либо нотариусов, осуществляющих регистрационные действия (ст. 85 НК РФ).

С 1 января 2012 года в разделе V.1 НК РФ определен порядок осуществления налогового контроля в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.

Особенности осуществления налогового контроля устанавливаются также отдельными положениями части второй НК РФ (например, в гл. 26.4 НК РФ — при выполнении соглашений о разделе продукции).

А с 1 января 2015 года введена новая форма налогового контроля — налоговый мониторинг, особенности осуществления которого регулируются разделом V.2 НК РФ, введенным Федеральным законом от 04.11.2014 N 348-ФЗ.

В рамках межведомственных соглашений налоговые органы, таможенные органы, органы внутренних дел, следственные органы и органы управления государственными внебюджетными фондами РФ информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач (п. 3 ст. 82 НК РФ).

Предусмотренные п. 1 ст. 82 НК РФ формы деятельности налоговых органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах являются мероприятиями налогового контроля. С учетом положений ст. 7 НК РФ мероприятиями налогового контроля также являются формы деятельности налоговых органов, предусмотренные международными договорами Российской Федерации, содержащими положения, касающиеся налогообложения и сборов (п. 1.2 письма ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12837@).

Отметим, что Российская Федерация в 2014 году ратифицировала Конвенцию о взаимной административной помощи по налоговым делам от 25.01.1988 (далее — Конвенция) (вступила в силу для Российской Федерации 01.07.2015). Страны, ратифицировавшие Конвенцию (в том числе, государства — члены Совета Европы и Организации экономического сотрудничества и развития), согласились оказывать друг другу административную помощь по налоговым делам, которая может предусматривать при необходимости меры, предпринимаемые судебными органами. Такая административная помощь состоит в:

— обмене информацией, включая проведение одновременных налоговых проверок и участие в налоговых проверках за границей;

— помощи по взиманию налогов, включая принятие обеспечительных мер;

— направлении документов.

ФНС России в соответствии с распоряжениями Правительства РФ от 30.04.2016 N 834-р и от 07.12.2016 N 2608-р подписаны многосторонние соглашения компетентных органов об автоматическом обмене страновыми отчетами и об автоматическом обмене финансовой информацией в налоговых целях.

Федеральным законом от 27.11.2017 N 340-ФЗ в НК РФ внесены изменения, которыми установлены правила сбора, предоставления и обмена информацией о финансовых счетах и отчетностью о финансово- хозяйственной деятельности международных групп компаний, в том числе:

— определен порядок взаимодействия налоговых органов РФ с компетентными органами зарубежных стран при проведении налогового мониторинга и совместных налоговых проверок (п. 6 ст. 82 и раздел VII.1 НК РФ),

— установлены правила сбора, предоставления и обмена информацией о финансовых счетах и отчетностью о финансово- хозяйственной деятельности международных групп компаний.

Наиболее распространенными мероприятиями (формами) налогового контроля, являются налоговые проверки. Иные мероприятия налогового контроля, в большинстве своем, осуществляются в ходе проведения налоговых проверок и при рассмотрении материалов налоговых проверок в качестве дополнительных мероприятий налогового контроля. Отдельные мероприятия налогового контроля в случаях, предусмотренных НК РФ, могут проводиться вне рамок налоговых проверок (например, вызов налогоплательщика для дачи пояснений (п. 1 ст. 82 НК РФ), истребование соответствующей информации у госорганов и банков (п. 13 ст. 85 и п. 2 ст. 86 НК РФ), осмотр документов и предметов (п. 2 ст. 92 НК РФ), истребование документов (информации) относительно конкретной сделки (п. 2 ст. 93.1 НК РФ) и др.).

В соответствии со ст. 87 НК РФ налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов:

— камеральные налоговые проверки (ст. 88 НК РФ);

— выездные налоговые проверки (ст. 89 НК РФ).

Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах, при этом порядок их проведения различен.

Не могут являться основой для проведения камеральной или выездной налоговой проверки специальная декларация, представленная в соответствии с Федеральным законом от 08.06.2015 N 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», и (или) прилагаемые к ней документы и (или) сведения, а также сведения, содержащиеся в них. Такие сведения признаются налоговой тайной, а также не могут быть использованы в качестве доказательств при рассмотрении дел о налоговых правонарушениях, выявленных в ходе налоговых проверок и иных мероприятий налогового контроля (абз. 1 п. 1 ст. 88, абз. 2 п. 4 ст. 101, абз. 3 п. 7 ст. 101.4, п. 8 ст. 102 НК РФ).

Внимание

При проведении налоговых проверок не действуют ограничения, предусмотренные Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ, в том числе запрет на проведение в 2016 — 2018 г.г. плановых проверок в отношении субъектов малого бизнеса, установленный в ст. 26.1 этого Закона (п. 4 ч. 3.1 ст. 1 и ч. 6 ст. 23.1 Закона N 294-ФЗ).

  • 10.1. Истребование документов
  • 10.2. Выемка документов и предметов
  • 10.3. Проведение осмотра
  • 10.4. Проведение инвентаризации
  • 10.5. Проведение опроса
  • 10.6. Проведение экспертизы
  • 10.7. Осуществление перевода
  • 10.1. Истребование документов

    Истребование документов является одним из немногих налогово-проверочных действий, возможность осуществления которого предусмотрена как при проведении камеральной, так и выездной налоговой проверки. Истребование документов (информации), касающихся деятельности проверяемого лица, может проводиться также при рассмотрении материалов налоговой проверки.

    Процедура истребования документов в рамках налоговой проверки включает необходимость выполнения двух действий:

    – направление требования о предоставлении документов;

    – получение истребованного.

    Целью истребования служит получение конкретизированной документально зафиксированной информации, проведение анализа которой необходимо для решения задач налоговой проверки.

    Истребование документов может производиться:

    – у проверяемого лица;

    – у любых иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого лица.

    Истребуемые документы представляются в виде заверенных проверяемым лицом копий. В случае необходимости налоговый орган вправе ознакомиться с подлинниками документов.

    10.2. Выемка документов и предметов

    Функциональная сущность выемки предполагает принудительное изъятие соответствующих объектов – носителей информации.

    Основаниями для проведения выемки в НК названы:

    – отказ проверяемого лица, которому направлено требование, от представления запрашиваемых документов;

    – непредставление запрашиваемых документов в установленные сроки.

    Причинами проведения выемки документов в НК названы:

    – наличие у осуществляющих проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

    – отказ налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки.

    Выемке подлежат две категории документов:

    – свидетельствующие о совершении правонарушений;

    – запрошенные у проверяемого лица, но не представленные им в установленные сроки.

    Документы и предметы, не имеющие отношения к предмету проверки, в ходе выемки изъяты быть не могут.

    Изъятие подлинников документов может быть произведено при соблюдении следующих условий:

    – для проведения контрольных мероприятий недостаточно выемки копий документов проверяемого;

    – у проверяющих есть достаточные основания полагать, что подлинники документов будут уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены.

    По результатам выемки документов и предметов составляется соответствующий протокол.

    10.3. Проведение осмотра

    Целью проведения осмотра является получение информации, необходимой для решения задач выездной налоговой проверки, путем установления соответствия документальной информации, представленной проверяемым, фактическому состоянию.

    Возможными причинами проведения осмотра в ходе выездной налоговой проверки в НК названы:

    – необходимость определения соответствия фактических данных об указанных объектах документальным данным, представленным налогоплательщиком;

    – выяснение обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки.

    О производстве осмотра составляется отдельный протокол.

    НК названы четыре объекта, осмотр которых возможен в рамках налоговой проверки:

    – территория проверяемого налогоплательщика;

    – помещения проверяемого налогоплательщика;

    – документы;

    – предметы.

    Осмотр помещений и территорий. Налоговым органам предоставлено право осматривать любые, независимо от места их нахождения, производственные, складские, торговые и иные помещения и территории:

    – используемые налогоплательщиком для извлечения дохода;

    – связанные с содержанием объектов налогообложения.

    Осмотр документов и предметов. В отличие от осмотра помещений и территорий осмотр документов и предметов может производиться и вне рамок выездной налоговой проверки. К таким исключениям отнесены ситуации, когда:

    – документы и предметы были получены должностным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля;

    10.4. Проведение инвентаризации

    Инвентаризация проводится в целях:

    – выявления фактического наличия имущества и неучтенных объектов, подлежащих налогообложению;

    – сопоставления фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;

    – проверки полноты отражения в учете обязательств.

    Инвентаризация имущества, принадлежащего налогоплательщику, производится в рамках выездной налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов.

    Налоговый кодекс не содержит специальной статьи, посвященной процедуре инвентаризации. В настоящее время этот вопрос урегулирован предписаниями «Положения о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке», утвержденного совместным приказом Минфина России № 20н и МНС России № ГБ-3-04/39 от 10.03.1999.

    В составе имущества налогоплательщика, подлежащего инвентаризации, названы:

    – основные средства;

    – нематериальные активы;

    – финансовые вложения;

    – производственные запасы;

    – готовая продукция;

    – товары;

    – прочие запасы;

    – денежные средства;

    – кредиторская задолженность;

    – иные финансовые активы.

    В рамках налоговой проверки инвентаризация производится в отношении имущества, внесенного в соответствующий перечень. При этом инвентаризации может быть подвергнуто любое имущество налогоплательщика независимо от места его нахождения.

    Перечень имущества, подлежащего инвентаризации в ходе налоговой проверки, устанавливается руководителем или заместителем руководителя налогового органа.

    Все полученные в ходе инвентаризации результаты заносятся в инвентаризационные описи. Составленные инвентаризационные описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии, материально ответственные лица. В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии и отсутствие у них каких-либо претензий к членам комиссии.

    Акт инвентаризации по окончании налоговой проверки подлежит приложению к акту налоговой проверки. Акт инвентаризации составляется не менее чем в двух экземплярах.

    10.5. Проведение опроса

    Проведение опроса свидетеля в рамках налоговой проверки заключается в даче им показаний относительно обстоятельств, имеющих значение для осуществления налогового контроля в форме налоговой проверки, и последующей фиксации полученной информации.

    Процедуре опроса в качестве свидетеля могут быть подвергнуты любые физические лица, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля.

    Опросу в качестве свидетеля могут быть подвергнуты и лица, участвовавшие в проведении отдельных действий налоговой проверки в качестве привлеченных специалистов.

    Опрос не может быть проведен в отношении лиц, которые:

    – в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля;

    – получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц, в частности адвокат, аудитор.

    По общему правилу опрос свидетеля производится в помещении налогового органа. До момента получения свидетельских показаний должностное лицо, проводящее опрос, обязано предупредить свидетеля об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных показаний.

    При проведении опроса свидетель имеет право воспользоваться нормой п. 3 ст. 90 НК, дающей ему возможность отказаться от дачи показаний по основаниям, предусмотренным законодательством РФ. В этом случае будут задействованы нормы ст. 57 Конституции, предусматривающей возможность отказа гражданина от дачи свидетельских показаний против своих близких родственников или самого себя.

    Налоговым кодексом предусмотрено, что опрос свидетеля может быть проведен по месту его пребывания в случаях:

    – болезни свидетеля;

    – старости свидетеля;

    – инвалидности свидетеля;

    – иных достаточных причин по усмотрению проверяющего должностного лица.

    Показания свидетеля заносятся в протокол. В протоколе должна быть сделана отметка о том, что перед началом дачи показаний свидетель был предупрежден об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных показаний. Данная отметка должна быть удостоверена подписью свидетеля. После составления протокола он должен быть прочитан всеми лицами, участвовавшими в производстве опроса или присутствовавшими при его проведении. Указанные лица вправе делать замечания, подлежащие внесению в протокол или приобщению к делу.

    Оформление протокола завершается подписанием его должностным лицом проверяющего органа, составившего протокол, а также всеми лицами, участвовавшими в производстве опроса или присутствовавшими при его проведении. По окончании проверки протокол опроса свидетелей подлежит включению в состав приложений к акту налоговой проверки.

    10.6. Проведение экспертизы

    Экспертиза назначается в том случае, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле.

    Предмет проведения экспертизы должен находиться в пределах специальных познаний эксперта. Вопросы, поставленные эксперту, не могут выходить за пределы его специальных познаний.

    Право заявлять отвод эксперту, как при назначении, так и в ходе производства экспертизы предоставлено проверяемому лицу.

    Нормами НК определена возможность проведения в рамках налоговой проверки трех форм экспертизы:

    – первичной;

    – дополнительной;

    – повторной.

    Первичной является экспертиза, назначаемая впервые по поводу разъяснения определенных вопросов.

    Дополнительной признается экспертиза, назначаемая по окончании проведения первичной экспертизы при недостаточной ясности или полноте данного экспертом первоначального заключения.

    Дополнительная экспертиза может быть назначена в случаях, если:

    – форма ответов эксперта на поставленные вопросы при производстве первичной экспертизы подразумевает возможность неоднозначного понимания сущности и смысла таких ответов;

    – ответы эксперта на поставленные вопросы не являются исчерпывающими, и в связи с этим объем первоначального заключения эксперта не может быть признан полным;

    – в рамках одной и той же налоговой проверки после проведения первичной экспертизы возникли новые вопросы, для разъяснения которых необходимо привлечение к участию в деле эксперта.

    Проведение дополнительной экспертизы, как правило, поручается тому же эксперту, который проводил первичную экспертизу.

    Повторной признается экспертиза, назначаемая при необоснованности или ошибочности первоначального заключения эксперта. Повторная экспертиза проводится в случаях:

    – необоснованности заключения эксперта;

    – сомнений в правильности заключения.

    Проведение повторной экспертизы всегда поручается другому эксперту.

    Назначение и проведение экспертизы. Экспертиза назначается соответствующим постановлением должностного лица, проводящего выездную налоговую проверку. По факту ознакомления проверяемого лица с постановлением о назначении экспертизы и разъяснением ему в связи с этим его прав составляется отдельный протокол.

    По результатам экспертизы эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени. Заключение эксперта по окончании проверки подлежит обязательному приложению к акту налоговой проверки. В заключении эксперта излагаются:

    – проведенные им исследования;

    – сделанные в результате их выводы;

    – обоснованные ответы на поставленные вопросы.

    Если эксперт при производстве экспертизы установит имеющие значение для дела обстоятельства, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе включить выводы об этих обстоятельствах в свое заключение.

    Эксперт может отказаться от дачи заключения по результатам проведенной экспертизы в следующих случаях:

    – если предоставленные ему материалы являются недостаточными для проведения экспертизы;

    – если эксперт не обладает необходимыми знаниями для проведения экспертизы.

    Отказ эксперта имеет форму сообщения о невозможности дать заключение.

    10.7. Осуществление перевода

    Проведение перевода может быть поручено только тому специалисту, который обладает статусом переводчика.

    Переводчиком является не заинтересованное в исходе дела лицо, владеющее языком, знание которого необходимо для перевода. В том числе и лицо, понимающее знаки немого или глухого физического лица.

    Инициатива назначения проведения перевода согласно НК может принадлежать только должностному лицу со стороны проверяющего. Привлечение переводчика для осуществления перевода происходит на основании соответствующего вызова.

    При проведении налоговой проверки лицо в качестве переводчика может быть привлечено только на договорной основе.

    Обязанности переводчика заключаются:

    – в обязательстве явиться по вызову назначившего его должностного лица для проведения процедуры перевода;

    – обязательстве точно выполнить порученный ему перевод.

    Обязанность точно выполнить перевод предполагает осуществление по возможности дословного перевода. Если же таковая процедура невозможна в силу лингвистических особенностей языка, с которого осуществляется перевод, то основным требованием к переводу является точная передача смысла сказанного (написанного, если речь идет о переводе документа).

    По результатам проведения перевода оформляется соответствующий протокол. В протоколе о проведении перевода должен быть отмечен факт предупреждения переводчика об ответственности за отказ или уклонение от выполнения своих обязанностей либо за заведомо ложный перевод. Указанная запись должна быть удостоверена подписью переводчика.

    Записи созданы 8837

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Похожие записи

    Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

    Вернуться наверх