Метод убеждения

Факторы понижения эффективности коммуникации

Существует ряд факторов, снижающих эффективность коммуникации. Эти факторы обычно называют барьерами коммуникаций. Существует несколько таких барьеров.

— Барьер восприятия.

— Семантический барьер

— Невербальные барьеры

— Барьер плохого слушания

— Логический барьер

— Эмоциональный барьер

Понятие «барьер восприятия» связанно с тем, что человек реагирует не на события, которые непосредственно происходят, а на то как воспринимаются эти события. Здесь имеет место избирательность информационных источников, избирательное внимание, искажение, запоминание. К барьерам восприятия относят такие понятия, как, например, первое впечатление, предубеждение, стереотипы, эффект проекций и эффект порядка.

Здесь стоит пояснить эффект проекций и эффект порядка. Первый подразумевает наделения собеседника отрицательными или положительными качествами, которые характерны для коммуниканта. Это эффект возникает, когда один из участников процесса коммуникации наделяет свойственными себе качествами оппонента.

Эффект порядка заключается в том, что при общении с незнакомыми людьми больше доверяют и запоминают информацию, поступающую первой, а при общении с друзьями — информацию, поступающую последней.

Семантический барьер возникает при вербальной форме общения.

Семантические вариации часто становятся причиной неверного понимания. Значение используемых при общении символов выявляется через опыт и варьируется в зависимости от контекста. Это касается как отдельных слов (особенно иностранного происхождения или характеризующих личность, например, порядочность), так и словосочетаний («как можно скорее», «как только представится возможность»).

К невербальным барьерам коммуникаций относят визуальные барьеры, акустические, ольфакторные барьеры и тактильную чувствительность.

Визуальные барьеры проявляются в особенностях телосложения, походке, движениях рук, кожных реакции, психологических дистанциях и тому подобном.

Тактильная чувствительность заключается в особенностях каждого человека воспринимать прикосновения (рукопожатия, похлопывания, поцелуи и другое).

Нельзя забывать, что невербальная форма общения — это общение с помощью языка, предоставленного человеку природой, а значит невербальные коммуникации в большинстве случаев имеют бессознательную основу и свидетельствуют о действительных эмоциях участников коммуникаций. Ею трудно манипулировать и трудно скрывать в любой межличностной коммуникации.

Логический барьер возникает, тогда, когда логика рассуждения, предлагаемая коммуникатором, кажется неверной его партнеру по общению, противоречит присущей ему манере доказательств или слишком сложна для него.

Эмоциональный барьер проявляется в том, что слова обладают сильным эмоциональным зарядом и порождают ассоциации, вызывающие эмоциональную реакцию.

Проблема преодоления барьеров коммуникации, как правило, носит личностный характер. Однако умение избегать и преодолевать их способствует установлению успешных, эффективных коммуникаций.

Пути повышения эффективности коммуникации

С древних времен люди интересовались таким явлением, как коммуникация. Сегодня СМИ, организации, политики, бизнесмены и каждый отдельный человек, также, уделяют этому немало внимая.

Успех коммуникации определяется целым рядом показателей и зависит от множества факторов. Наиболее важным для эффективного процесса коммуникации является четкое понимание коммуникантами целей этого процесса. Чтобы добиться от получателя информации желаемых действий, необходимо передавать сообщения в четкой и ясной форме, не допускающей спорных толкований, обосновывать возможность выполнения получателем требуемых действий, показывать, что они не противоречат его собственным интересам.

Нельзя не обратить внимание на то, что развитие человеческого общества сопровождается развитием и изобретением новых способов и средств социальной коммуникации. В течении этого развития происходят такие важнейшие события, как возникновение речи, письменности, книгопечатания, радио и других электронных средств коммуникации. Появление новых усовершенствованных средств передачи информации оказывает непосредственное влияние на коммуникации в обществе.

Особенно заметно это влияние на примере массовых коммуникаций. Появление радио, телевидения, а затем и глобальной сети «Интернет» значительно расширило аудиторию и повысило скорость передачи информации.

Основным путем повышения эффективности коммуникации в современном мире является применение всей гаммы коммуникационных приемов и средств, нахождение новых способов передачи информации, совершенствование существующих.

Просьба.

Известный французский композитор Мишель Легран как-то сказал: «Это ненормально, когда ты делаешь то, о чем тебя не просят. Лень — это нормальное состояние». Очевидно, именно для людей с таким темпераментом просьба является мощным стимулятором их активности, выводящим их из «состояния анабиоза». Если же говорить серьезно, то эта форма внешней инициации мотивационного процесса субъекта используется в том случае, когда не хотят придавать воздействию официальный характер или когда кто-то нуждается в помощи. Во многих случаях субъектам (особенно детям и подчиненным) льстит, что вместо приказа, требования старший по возрасту или должности использует форму обращения к ним, в которой проявляется некоторый элемент зависимости просящего от того, к кому он обращается. Это сразу меняет отношение субъекта к такому воздействию: в его сознании может возникнуть понимание своей значимости в возникшей ситуации.

Просьба оказывает большее влияние на намерения субъекта, если облекается в ясные и вежливые формулировки и сопровождается уважением к его праву отказать, если выполнение просьбы создает ему какие-то неудобства.

Предложение (совет)

Предложить кому-либо что-то — значит представить на обсуждение это что-то как известную возможность (вариант) решения проблемы. Принятие субъектом предлагаемого зависит от степени безвыходности положения, в котором он находится, от авторитетности лица, которое предлагает, от привлекательности предлагаемого, от особенностей личности самого субъекта. Так, применительно к темпераменту человека отмечают следующее: холерик на предложение скорее ответит сопротивлением, сангвиник проявит к нему любопытство, меланхолик ответит избеганием, а флегматик — отказом или затяжкой времени, так как ему нужно разобраться в предложении.

«Спрашивать совета — искать одобрения уже принятому решению».

Амброз Бирс

«Можно дать другому разумный совет, но нельзя научить его разумному поведению».

Ф. Ларошфуко

Убеждение как форма воздействия на принятие субъектом решения.

Убеждение — это метод воздействия на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению. Основой убеждения служит разъяснение сути явления, причинно-следственных связей и отношений, выделение социальной и личной значимости решения того или иного вопроса. Убеждение можно считать успешным, если человек становится в состоянии самостоятельно обосновать принятое решение, оценивая его положительные и отрицательные стороны. Убеждение апеллирует к аналитическому мышлению, при котором преобладают сила логики, доказательность и достигается убедительность приводимых доводов. Убеждение как психологическое воздействие должно создавать у человека убежденность в правоте другого и собственную уверенность в правильности

принимаемого решения.

Убедить кого-либо — значит добиться с помощью логического обоснования предлагаемого суждения согласия индивида или группы с определенной точкой зрения и такого изменения по сравнению с прежним сознания тех, кто убежден, что они были готовы защищать эту точку зрения и действовать в соответствии с ней.

Д. Майерс отмечает, что успех убеждения зависит от того, кто убеждает («коммуникатор»), что говорит (сообщение), каким образом (способ передачи сообщения) и кому (аудитория). Рассмотрим эти составляющие.

Коммуникатор. Восприятие информации зависит от того, кто ее сообщает, насколько отдельный человек или аудитория в целом доверяют источнику информации. Доверие — это восприятие источника информации в качестве компетентного и надежного. Создать у слушателей впечатление своей компетентности коммуникатор может тремя способами. Первый: начать высказывать суждения, с которыми слушатели согласны. Тем самым он приобретет репутацию умного человека.

Второй — быть представленным в качестве специалиста в данной области. Третий — говорить уверенно, без тени сомнения.

Надежность зависит от манеры коммуникатора разговаривать. Люди больше доверяют коммуникатору, когда уверены, что у него нет намерения убедить их в чем-либо. Правдивыми кажутся и те люди, которые защищают то, что идет вразрез с их интересами. Доверие к коммуникатору и убежденность в его искренности возрастают, если коммуникатор говорит быстро. Быстрая речь, кроме того, лишает слушателей возможности найти контраргументы.

Если сообщение заслуживающего доверия человека убедительно, то по мере того, как сам источник информации забывается или связь «источник — информация» размывается, его влияние может сойти на нет, а влияние человека, не заслуживающего доверия, по тем же самым причинам может со временем укрепиться (если люди лучше помнят само сообщение, а не причину, по которой сначала недооценили его)

Подобное запаздывающее убеждение, начинающее действовать после того, как люди забыли об источнике информации или об его связи с полученной информацией, называется «эффектом спящего».

Привлекательность коммуникатора тоже влияет на эффективность его убеждающих высказываний. Термином «привлекательность» обозначается несколько качеств. Это и красота человека, и сходство с нами: при наличии у коммуникатора либо того, либо другого информация кажется слушателям более убедительной

Особенности реципиента. Легче всего поддаются убеждению люди со средним уровнем самооценки . Пожилые люди более консервативны в своих взглядах, чем молодые. В то же время установки, сформированные в подростковом и раннем юношеском возрасте, могут оставаться на всю жизнь, поскольку впечатления, приобретенные в этом возрасте, глубоки и незабываемы. В состоянии сильного возбуждения, взволнованности, тревожности реципиента его податливость убеждению увеличивается. Хорошее настроение нередко благоприятствует убеждению, отчасти потому, что оно способствует позитивному мышлению, а отчасти потому, что возникает связь между хорошим настроением и сообщением. Люди, пребывающие в хорошем настроении, склонны смотреть на мир сквозь розовые очки. В этом состоянии они принимают более поспешные, импульсивные решения, полагаясь, как правило, на косвенные признаки информации . Легче поддаются убеждению конформные. Женщины более податливы убеждению, чем мужчины. Особенно нерезультативным может оказаться убеждающее воздействие в отношении мужчин с невысоким уровнем собственного достоинства, остро переживающих, как им кажется, свою бесполезность, отчужденность, которые склонны к одиночеству, агрессивных или подозрительных, нестрессоустойчивых.

Кроме того, чем выше интеллект реципиентов, тем более критично их отношение к предлагаемому содержанию, тем чаще они усваивают информацию, но не соглашаются с ней.

. Что сильнее подействует — логика изложения или обращение к эмоциям и чувствам человека? Ответ на это зависит от состава аудитории. Если она состоит из образованных и обладающих аналитическим умом слушателей, то на доводы рассудка их отклик будет большим, чем на доводы, адресованные сердцу. В противном случае лучше будут восприниматься доводы, обращенные к эмоциям.

Эффективными могут быть убеждения, вызывающиестрах. Они более эффективны тогда, когда не только пугают возможными и вероятными негативными последствиями определенного поведения, но и предлагают конкретные способы решения проблемы. Болезни, картину которых нетрудно себе представить, пугают больше, чем болезни, о которых население имеет весьма смутное представление.

Однако, используя страх для убеждения, нельзя переходить некую грань, когда этот способ превращается в информационный террор, что часто наблюдается при рекламировании различных лекарств на радио и телевидении. Важно учитывать и то, что когда человека призывают бояться того, что доставляет ему удовольствие, результатом часто становится не изменение поведения, а протест. Вот почему так слабо действует пропаганда борьбы с курением, алкоголизмом, наркоманией, СПИДом.

Убедительнее звучит та информация, которая идет первой (эффект первичности). Однако если между первым и вторым сообщением проходит какое-то время, то более сильное убеждающее влияние оказывает второе сообщение, так как первое уже забыто (эффект новизны).

Как передается сообщение (коммуникационный канал). Установлено, что доводы (аргументы), приводимые другим человеком, убеждают нас сильнее, чем аналогичные доводы, приводимые самому себе. Самыми слабыми являются доводы, приводимые мысленно, несколько сильнее — приводимые себе вслух, и самые сильные — те, что приводит другой, даже если он это делает по нашей просьбе.

Убеждение может осуществляться двумя методами: дидактическим и сократическим (диалектическим). При первом методе в основном говорит убеждающий, при втором — вовлекается в дискуссию убеждаемый (при этом он может выражать свое несогласие по пунктам, которые кажутся ему неубедительными или неверными).

Формирование убежденности человека может происходить прямо и косвенно (в последнем случае — за счет уменьшения тревожности, неуверенности, сомнений, опасений, неведения). Убеждать можно не только словом, но и делом, личным примером.

Центральным фактором убеждения, особенно во взаимодействии между двумя людьми, является экспрессия уверенности. В серии исследований, исследователи обнаружили, что убедившие использовали слова, выражающие уверенность, в то время как те, кого удалось убедить были склонны использовать слова, выражающие сомнение.

Выражение уверенности в речи паралингвистическими средствами является ключевым фактором, от которого зависит убеждение при межличностных взаимодействиях. Однако слишком многословное выражение уверенности может подействовать в противоположном направлении и вызвать у другого человека сопротивление. Вообще те испытуемые, которым удавалось наиболее эффективно убеждать других, использовали следующую стратегию: они пытались изменить мнение убеждаемого ими человека, но при этом сохранить с ним социальную связь. Для выполнения этой сложной задачи они пользовались тактикой двух видов: 1) выражали уверенность в собственных способностях и доводах, но 2) уменьшали убеждающее давление и пытались снискать к себе расположение, как только становилось ясно, что их победа близка. Поэтому они не только влияли на людей, но и завоевывали себе друзей. Как правило, ни одна из сторон не осознавала, как взаимодействует эта «хитрая» стратегия и механизмы ее осуществления.

Люди ценят собственную свободу и самостоятельность. Поэтому всегда нужно четко представлять:когда социальное давление становится настолько сильным, что возникает реальная угроза их личной свободе, люди не редко бунтуют.

Выделяют следующие методы убеждения:

•фундаментальный: представляет собой прямое обращение к собеседнику,

которого сразу и открыто знакомят со всей информацией, составляющей

основу доказательства правильности предлагаемого;

• метод противоречия: основан на выявлении противоречий в доводах убеждаемого и на тщательной проверке собственных аргументов на непротиворечивость с целью предотвратить контрнаступление;

• метод «извлечения выводов»: аргументы излагают не все сразу, а постепенно, шаг за шагом, добиваясь согласия на каждом этапе;

• метод «кусков»: аргументы убеждаемого делят на сильные (точные), средние (спорные) и слабые (ошибочные); первых стараются не касаться, а основной удар наносят по последним;

• метод игнорирования:собеседник (убеждающий) оставляет без внимания (без ответа, комментария) неоспоримый довод оппонента, если он не может быть опровергнут;

• метод акцентирования: расставляются акценты на приводимых собеседником и соответствующих общим интересам доводах («ты же сам говоришь…»);

• метод двусторонней аргументации: для большей убедительности излагают сначала преимущества, а затем и недостатки предлагаемого способа решения вопроса; лучше если собеседник узнает о недостатках от убеждающего, чем от других, что создаст у него впечатление непредвзятости убеждающего (особенно эффективен этот метод при убеждении образованного человека, малообразованный же лучше поддается односторонней аргументации);

• метод «да, но…»: используется в тех случаях, когда собеседник приводит

убедительные доказательства преимуществ своего подхода к решению вопроса; сначала соглашаются с собеседником, потом после некоторой паузы

приводят доказательства недостатков его подхода;

• метод кажущейся поддержки: это развитие предыдущего метода: доводы

собеседника не опровергаются, а, напротив, приводятся новые аргументы

в их поддержку. Затем, когда у него сложится впечатление о хорошей осведомленности убеждающего, приводятся контраргументы;

• метод бумеранга: собеседнику возвращают его же аргументы, но направленные в противоположную сторону; аргументы «за» превращаются в аргументы «против».

В одном исследовании было обнаружено, что когда студентов колледжа просили попытаться изменить чью-либо установку, они говорили быстрее, громче и более гладко и их лицевые экспрессии были более приятными, а время визуального контакта с аудиторией — больше, чем когда их просили просто передать информацию.

Физически привлекательные люди, как правило, оказывают на других партнеров общения большее убеждающее влияние, и, вероятно, не случайно, что скорость и гладкость их речи выше средних показателей, когда они пытаются повлиять на других.

Быстрая речь создает впечатление, что говорящий заслуживает доверия и является знающим человеком. Кроме того, быстрая речь затрудняет систематическую обработку получаемой слушателем информации.

Убеждение эффективно в следующих случаях:

• когда касается одной потребности субъекта или нескольких, но одинаковой силы (незначительное увеличение объема работ, примерно равное по силе и содержащая тот же набор качественных характеристик, но отличающееся в объеме, либо незначительное изменение качественной составляющей);

• когда осуществляется на фоне малой интенсивности эмоций убеждающего; возбужденность и взволнованность интерпретируются как неуверенность и снижают эффективность его аргументации; вспышки гнева, брань вызывают негативную реакцию собеседника;

• когда речь идет о второстепенных вопросах, не требующих переориентации потребностей;

• когда убеждающий сам уверен в правильности предлагаемого решения; в этом случае определенная доза вдохновения, апелляция не только к уму, но и к эмоциям собеседника (путем «заражения») будут способствовать усилению эффекта убеждения;

• когда не только предлагается своя, но и рассматривается аргументация убеждаемого; это дает лучший эффект, чем многократные повторы собственных аргументов;

• когда аргументация начинается с обсуждения тех доводов, по которым легче достичь согласия; нужно добиться, чтобы убеждаемый чаще соглашался с доводами: чем больше «поддакиваний» удастся получить, тем больше шансов добиться успеха;

• когда разработан план аргументации, принимающий в расчет возможные

контраргументы оппонента; это поможет выстроить логику разговора, облегчит понимание оппонентом позиции убеждающего.

Ричард Петти и Джони Качоппо создали теорию, согласно которой убеждения формируются одним из двух способов. Когда у людей есть достаточно оснований для системного обдумывания сути информации и когда они способны на это, возникают благоприятные условия для сосредоточенности на аргументах и для реализации прямого способа

Если эти аргументы неопровержимы и весомы, вероятность убеждения высока. Если в сообщении нет ничего, кроме легкоопровергаемых аргументов, думающие люди обязательно обратят на них внимание и оспорят их.

Однако иногда сила аргументов не имеет никакого значения. Иногда мы либо не склонны, либо не способны к серьезному размышлению. Если наше внимание отвлечено, если сообщение нам неинтересно или если нам просто некогда, мы вполне можем не обратить должного внимания на содержание сообщения. Вместо того чтобы оценивать убедительность содержащихся в нем доводов, мы можем пойти по косвенному пути к убеждению — сосредоточившись на признаках, которые «запустят механизм согласия» без серьезных размышлений.

Когда внимание рассеянно или мы не склонны думать, то привычные и понятные суждения оказываются более убедительными, нежели оригинальные и нестандартные. Так, поговорка «Не складывай все яйца в одну корзину» произведет на занятого своими мыслями или делами человека большее впечатление, чем призыв «Не вкладывайте все средства в одно рискованное предприятие»

Конечная цель оперативника — не просто заставить реципиента обратить внимание на свое сообщение, а дальше — будь что будет. Как правило, в его задачу входит определенное изменение поведения оппонента.

При убеждении целесообразно:

• показать важность предложения, возможность и простоту его осуществления;

• представить различные точки зрения и сделать разбор прогнозов (при переубеждении — включая и отрицательные);

• увеличить значимость достоинств предложения и уменьшить величину его

недостатков;

• учитывать индивидуальные особенности субъекта, его образовательный

и культурный уровень и подбирать наиболее близкие и понятные ему аргументы;

• никогда прямо не говорить человеку, что он не прав, таким образом можно лишь задеть его самолюбие — и он сделает все, чтобы защитить себя, свою позицию (лучше сказать:»Быть может, я не прав, но давайте посмотрим…»);

• для преодоления негативизма собеседника создать иллюзию, что предлагаемая идея принадлежит ему самому (для этого достаточно лишь навести его на соответствующую мысль и предоставить возможность сделать вывод);

• не парировать довод собеседника тотчас же и с видимой легкостью, он воспримет это как неуважение к себе или как недооценку его проблем (то, что его мучает долгое время, другим разрешено в считанные секунды);

• критиковать в споре не личность собеседника, а приводимые им доводы, спорные или неправильные с точки зрения убеждающего (при этом желательно критику предварить признанием правоты убеждаемого в чем-либо, это поможет избежать его обиды);

• аргументировать максимально ясно, периодически проверяя, правильно ли вас понимает субъект; аргументы не растягивать, так как это обычно ассоциируется с наличием у говорящего сомнений; короткие и простые по конструкции фразы строить не по нормам литературного языка, а по законам

устной речи; использовать между аргументами паузы, так как поток аргументов в режиме монолога притупляет внимание и интерес собеседника;

• включить субъекта в обсуждение и принятие решения, так как люди лучше

перенимают взгляды, в обсуждении которых принимают участие;

• противопоставлять свою точку зрения спокойно, тактично, без менторства.

Когда атакуются установки заинтересованных людей, необходима внезапность. Стоит предоставить таким слушателям несколько минут — и они готовы к защите

Вероятность вербального убеждения возрастает, если отвлечь внимание людей чем-либо ровно настолько, чтобы помешать им собраться с мыслями и найти контраргументы

Как тут не вспомнить один из приемов, который использовали в советское время хитрые руководители подразделений, когда шли в Министерство решать какие-то вопросы: они брали с собой красивых молодых сотрудниц. Как правило, в этом случае вопросы решались успешно. Вероятно, убеждаемость начальства повышалась за счет отвлечения на красивую женщину. Также, для этой цели, можно использовать некий фетиш, предметы, на которые собеседник может явно обратить внимание (красивые часы, мобильный телефон если собеседник женщина, то красивые украшения на руках у убеждающего (женщины), правильно подобранный парфюм (если собеседник гендерно-противоположен)). Но,не стоит забывать, что применение данного приема у некоторых собеседников может вызвать обратную реакцию: рассеяность, ввиду акцентуации внимания на данный предмет, красота противоположного пола может вызвать раздражение, если оппонено относиться к сексуальным меньшинствам, дорогой аксессуар — негативную реакцию у малоимущих граждан. В связи с этим, прежде чем использовать данный прием, по возможности, следует подобрать предварительную информацию об оппоненте.

Некоторые люди обладают даром убеждения, в частности, по отзывам многих, таким был Гитлер. Вот что пишет Иоахим Риббентроп, министр иностранных дел фашистской Германии: «Когда он (Гитлер) хотел привлечь кого-нибудь на свою сторону или добиться чего-нибудь от собеседника, он делал это с непревзойденным шармом и искусством убеждать. Я видел, как к нему входили сильные личности, министры и гаулейтеры, даже сам Геринг, распираемые желанием немедленно «открыть фюреру истину». Они были полны решимости со всей категоричностью заявить ему, что вот-вот произойдет катастрофа, и они не могут взять на себя ответственность, если то или иное его распоряжение не будет отменено. А через полчаса выходили от него сияющие и довольные и зачастую с такой же убежденностью отстаивали точку зрения Гитлера, нередко противоречащую той, которую они хотели ему высказать» («Мемуары нацистского дипломата» название источника, вставить сноску!).

Изучение механизмов и этапов формирования убеждений человека является актуальной задачей практических и теоретических направлений психологии, что обусловлено необходимостью поиска практических методов работы с убеждениями.

Убеждение мы будем понимать, как обобщенную интерпретацию субъективного опыта, т.е. убеждение образуется из тех оценок, которые мы придаем событиям, проходящим через фильтры восприятия в наше сознание.

Отсюда можно выделить несколько этапов образования убеждений в зависимости от их видов. Первый алгоритм, предназначенный для описания формирования первичных убеждений, содержит следующие шаги:

  1. происходит событие во внешнем мире (к внешнему миру могут относится и наши собственные мысли, и репрезентации, так как они, в свою очередь, являются объектами рефлексии);
  2. пепрезентация ситуации обобщается в причинно-следственную связь.
  3. созданное убеждение распространяется на новые ситуации;

Простейшим и наиболее частым примером, приводимым здесь является убеждение: «если я помою машину, то обязательно пойдет дождь». Иллюстрируется это следующим образом: человек один раз помыл машину и пошел дождь, он второй раз помыл машину и опять пошел дождь, в итоге индивид обобщает эту ситуацию в правило: «если я мою машину, то идет дождь», далее он распространяет данное правило на новые ситуации, и каждый раз как ему предлагается помыть машину он начинает думать, что если он помоет машину, то пойдет дождь.

Конечно, убеждения не всегда образуются после того, как произойдет лишь одно событие. Как правило, человеку необходимо, несколько ситуаций или событий, чтобы из их интерпретаций выделить общие качества присущие данной категории событий в целом.

Второй вид убеждений – это убеждения, основанные на чужом опыте. Эти убеждения основаны на механизме интериоризации и не имеют референции в реальном опыте. Источником таких убеждений могут служить другие люди, книги, ТВ, и вообще любые носители информации. Алгоритм образования здесь прост:

  1. субъект получает информацию из внешней среды;
  2. происходит обобщение и искажение полученной информации;
  3. происходит интериоризация проинтерпретированной информации;
  4. полученное убеждение начинает распространяться на другие ситуации.

Продолжая, пример с убеждением «если я помою машину, то пойдет дождь», алгоритм образования можно отразить следующим образом: кто-то говорит человеку: «когда моешь машину обязательно идет дождь»; человек интериоризирует это высказывание и распространяет его на новые ситуации. Теперь, когда он соберется помыть машину, он будет думать, что должен пойти дождь.

Третий тип убеждений – это оценочные убеждения и метаубеждения, которые образуются на основе механизма рефлексии. Алгоритм их формирования выглядит следующим образом:

  1. происходит ряд событий во внешней среде;
  2. человек придает субъективную оценку данным события, на основе, уже сформировавшихся, внутренних критериев;
  3. оценка обобщается в комплексный эквивалент или причинно-следственную связь;
  4. полученное убеждение распространяется на новые ситуации.

В примере с мойкой машины иллюстрация может быть следующая: человек моет машину и идет дождь, но теперь в отличии от случая с образованием первичного убеждения, где субъект создал для себя причинно-следственное убеждение «если помоешь машину, то пойдет дождь», он придает событию оценку и создает убеждения в виде комплексного эквивалента, заключая: «это невезение, когда идет дождь сразу после того, как ты моешь машину». В последней фразе, часть «это невезение» является оценочным суждением, основанным не на самой ситуации, а на не связанных с ней внутренних критериях и личностных особенностях. Важно отметить здесь связь с негативным подкреплением, какого-либо действия: человек помыл машину, но потом пошел дождь, что вызвало у него разочарование. Таким образом мы имеем оценочное убеждение. Но мы также можем выносить оценочные убеждения по поводу, уже существующих, убеждений. Например, субъект прокручивает в голове ряд ситуаций, относящихся к критерию «неудача»: «я помыл машину и пошел дождь», «троллейбус уехал прямо передо мной», «я вытащил именно тот билет на экзамене, который не выучил». Все эти ситуации обобщаются вместе с критерием и в итоге мы можем получить ряд промежуточных убеждений по поводу собственных неудач, дойдя в конце концов до убеждений вида идентификации: «я неудачник».

Особый тип убеждений – это ценностные убеждения. Они создают и определяют нашу мотивацию в той или иной деятельности. Особенность их состоит в механизме образования. В данном случае, субъект не просто обобщает ситуацию, но образование такого убеждения связано с превращением промежуточных задач, необходимых для достижения основной цели, в самостоятельные цели. Таким образом, алгоритм образования таких убеждений выглядит следующим образом:

  1. субъекту для достижения подкрепления необходимо выполнить ту или иную задачу или использовать то или иное средство;
  2. после повторения ряда ситуаций, подкрепление по отношению к той или иной деятельности, задаче, средству из внешнего плана переходит во внутренний. Таким образом, это средство/деятельность/задача становится самостоятельной ценностью;
  3. ценность распространяется на новые ситуации. В каждой новой деятельности мы стараемся руководствоваться принципами или правилами выполнения, которые мы приняли за ценность.

Например, отец поощряет своего ребенка за то, что тот поделился с другом своей игрушкой. После ряда таких поощрений, ребенок обучается тому, что щедрость ведет к поощрению. Данное поощрение из внешнего плана, со временем переходит во внутренний, и щедрость становится самостоятельной ценностью, за соответствие которой, человек получает внутреннее подкрепление. Понятно, что и в данном случае схожие ситуации обобщаются, и ребенок начинает использовать критерий щедрости не только в играх с другими, но, с возрастом, на работе, в бизнесе и пр.

Здесь может быть и противоположный пример, когда субъект получает отрицательное подкрепление, например, ребенок не делится с другом игрушкой и отец его наказывает. В итоге также образуется критерий щедрости, но основанный на мотивации избегания. Хорошо это или плохо – тема для отдельных исследований в области детской психологии.

Еще один вид убеждений – это вторичные убеждения. Их особенность в том, что они образуются как промежуточные, исходящие из уже существующих убеждений. Алгоритм здесь таков:

  1. субъект имеет обобщенное убеждение;
  2. происходит ситуация, которая подходит под общую формулировку данного убеждения;
  3. существующее убеждение, распространяется на новую ситуацию и конкретизируется в ней.

Вернемся к примеру, когда индивид заключил, что он неудачник, потому что, как только он моет машину начинает идти дождь. Таким образом, мы имеем общее убеждение: «я неудачник». Поначалу это убеждение относилось только к мойке машины, но так как убеждение является довольно обобщенным, оно начинает распространяться на все новые и новые ситуации. Так человеку может предстоять починка машины, но он обобщает существующее убеждение и говорит себе: «я же неудачник, как только я починю машину, она снова сломается». Таким образом мы имеем новое убеждение: «как только я починю машину, она снова сломается». Именно таким образом и работает механизм обратной связи в образовании убеждений: сначала из ряда ситуаций образуется убеждение, а потом, наоборот, убеждение распространяется на другие ситуации. Связано это с механизмом работы нашего мозга, а в частности с постоянной работой по сравнению текущий ситуации с уже имеющимся опытом.

Таким образом мы рассмотрели алгоритмы образования различных типов убеждений. Теперь стоит обсудить их закономерности. В частности, стоит коснуться вопроса скорости образования убеждений.

Среди факторов образования убеждений можно выделить следующие:

  1. Метапрограмма «убедители» (человека убеждает: количество повторений события/продолжительность времени/периодичность/контексты и источники информации).
  2. Личная предрасположенность. Так можно говорить, что экстраверт будет ссылаться на внешние предпосылки, а интроверт на внутренние.
  3. Соответствия нового убеждения, уже существующей системе убеждений. В частности, человек легко примет убеждение, которое соответствует его представлениям, убеждениям, ценностям, но он будет сопротивляться до последнего, если новое убеждение противоречит вышеописанным конструктам.
  4. Интенсивность подкрепления. Особо здесь стоит отметить интенсивность эмоций, связанных с ситуацией образования убеждения.

Помимо рассмотрения факторов образования убеждения, нам также необходимо рассмотреть принципы их построения и функционирования:

  1. Принцип обобщения. Убеждение всегда обобщает, какую-либо информацию или опыт, перенося их на все схожие ситуации. Степень различия обобщенных ситуаций определяет степень обобщенности убеждения.
  2. Принцип системности. Убеждение – это часть системы. Убеждения предопределяют наши мысли и действия, в то время, как последние являются материалом для их построения. Система характеризуется взаимосвязью ее частей. Так, данное убеждение связано не только с подкрепляющими его ситуациями, но и с другими убеждениями и проявлениями психики. Отсюда два вывода: если данное убеждение крепко укоренилось в психики человека, его сложно будет изменить, но, с другой стороны, изменив одну часть системы (например, действия или репрезентации), мы повлияем и на другие, в том числе и на проблемное убеждение.
  3. Принцип иерархии. Мы также должны понимать, что убеждения вписываются в определенную иерархию сознания, они всегда подчинены нашим мотивам, а убеждениям в свою очередь подчинены мысли и действия. Сам уровень убеждений также имеет свою иерархию: у одного убеждение может быть ряд подкрепляющих убеждений, в том время, как само убеждение может быть частью убеждения более высокого уровня.
  4. Принцип соответствия критерию. Убеждения всегда строятся из того критерия, которым пользуется человек при оценке ситуации. Меняя критерий (или создавая новый) мы можем изменить убеждение.
  5. Принцип самозащиты. Человек всегда будет пытаться подтвердить свое убеждение, путем искаженной оценки событий. Именно из этого принципа исходит клиент, когда проявляет сопротивления в психотерапии.
  6. Принцип устойчивости. Данный принцип напрямую связан с принципом самозащиты. Убеждения являют собой устойчивые образования, они почти не меняются с изменением факторов внешней среды (если конечно внешняя среда, очевидно, не опровергает убеждение). Убеждения меняются через среду внутреннюю, путем образования новых критериев.

Данные принципы должны помочь нам взглянуть на убеждения, как систему, с которой надо работать, именно как с системой, а не как с обособленным элементом.

Для того, чтобы эффективно работать с убеждением, мы должны четко понимать его структуру, а именно: на что мы воздействуем при работе с убеждением.

Структуру убеждения можно поделить на три уровня: формулировка убеждения, подкрепляющая часть и обуславливающие механизмы. (изначально было предложено рассматривать подкрепляющую часть, как сознательную, а обуславливающие механизмы, как бессознательную, но от такого разделения было решено отказаться, в виду неполного соответствия терминологии описываемым процессам).

  1. Формулировка – это уровень вербального или лингвистического выражения убеждения. Примером формулировки может быть любое убеждение, высказанное вслух: «я самый умный», «я успешен с девушками», «эти люди поступают неправильно». С данным уровнем можно работать путем рефрейминга.
  2. Подкрепляющая часть. Эта часть включает в себя, подкрепляющие убеждение репрезентации и мысли. Так, если для формулировки «если помыть машину, то пойдет дождь» репрезентация вполне предсказуема (человек просто может прокрутить фильм в голове где он моет машину, а потом идет дождь), то для убеждения «я неудачник», подкрепления могут очень сильно различаться: для кого-то быть неудачником, значит разочароваться в любви, для кого-то проиграть в лотерею, а для кого-то не сдать экзамен. Этот уровень отвечает за логику убеждения. Он включает в себя: оценки ситуаций, подкрепляющих убеждение, дедукцию, индукцию и аналогии, которые касаются убеждения (и вообще все виды логического мышления), а также функцию убеждения, как фильтра восприятия. Например, вывод: «Если я плохой работник, то наверно и плохой семьянин» – это приведение аналогии, «Если я плохой работник, то наверно и плохой человек» – это пример дедукции, «Если я плохой работник, то у меня, скорее всего, не получиться выполнить это задание» – это пример индукции. «Мой начальник высказался с сарказмом о моих успехах, поскольку я плохой работник» (начальник мог говорить вполне серьезно) – это пример работы фильтра восприятия. Так как уже произошедшие события мы изменить не можем, с сознательной частью, мы также работаем методом рефрейминга, но можем и пытаться изменить репрезентации индивида, особенно если они относятся к будущим событиям.
  3. Обуславливающие механизмы. Это самый важный уровень убеждения, так как именно он отвечает за мотивы его образования. На этом уровни мы пытаемся выявить механизмы (часто неосознанные), которые поддерживают убеждение. Наиболее частым механизмом является вторичная выгода, когда человек признает неудачу в одной деятельности, ради получения подкрепления в другой. Таким образом, здесь главным моментом представляется схема подкрепления. Также стоит отметить, что все не ограничивается механизмом вторичной выгоды, ведь механизмы могут быть различны и при этом работать совместно. Например, ипохондрик отказывается от какой-либо деятельности, чтобы получить заботу, т.е. подкрепление, но, когда ему эту заботу не предоставляют, возникает чувство обиды, а из него делается вывод: «люди – плохие». Следовательно, в данном конкретном убеждении, важную роль играет, как вторичная выгода, так и механизм обиды. С такими механизмами наиболее оптимально работать методом анализа и интерпретации.

Внутри каждого уровня существует разная степень обобщения.

Очевидно, что все уровни взаимосвязаны, и чтобы отыскать у человека истинное убеждение, а не работать с мнимым, мы должны проследить взаимосвязь всех уровней. Если мы видим очевидное несоответствие между уровнями, это говорит о том, что мы либо работаем не с тем убеждением, либо есть, что-то более глубинное, что заставляет человека принимать данное убеждение.

Следует отметить, что если данные уровни связаны, то изменение одного из них приведет к изменению другого. Однако часто бывает, что у нас не получается воздействовать на одном уровне (например, при изменении формулировки, у человека все равно остается негативное внутреннее состояние), тогда надо переходить к другому. В зависимости от личности человека может быть эффективно воздействие на том или ином уровне: для чувствующих людей необходима проработка на уровне ощущений и образов, для рационалистов же, необходимо логическое переосмысление.

Следующий момент – это зависимость уровня проработки убеждения от глубины убеждения. Для поверхностных убеждений будет достаточно просто изменить формулировку, если же мы говорим о глубинных убеждениях (которые сильно заряжены эмоционально и подкрепляются с самого детства), то может понадобиться проработка на всех уровнях.

Подводя итоги, можно сказать, что в данной статье была осуществлена попытка описания алгоритмов образования различных видов убеждений и факторов, влияющих на этот процесс. Также были приведены системные принципы функционирования убеждений, и описана структура убеждений. Данные теоретические построения призваны восполнить пробел в исследованиях убеждений, а также способствовать развитию практических навыков работы с ними.

Условия эффективности педагогического процесса

Педагогический процесс – одна из важнейших, основополагающих категорий педагогической науки. Под педагогическим процессом понимается специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и учащихся (воспитанников), направленное на решение развивающих и образовательных задач.

Педагогический процесс эффективен только при определенных психолого-педагогических условиях, в частности:

  • педагогический процесс должен быть подчинен целям, которые находились бы соответствии с потребностями развития общества;

  • ориентация педагогического процесса на обучаемых;

  • формирование всесторонне развитой личности;

  • максимальная интенсификация учения обучаемых.

  • построение педагогического процесса на основе современных психолого-педагогических технологий.

  • грамотное управление педагогическим процессом

Рассмотрим подробнее условия эффективности педагогического процесса .

  • Педагогический процесс должен быть подчинен целям и потребностями развития общества XXI века. Это условие выражается в полной и правильной ориентации педагогического процесса и его субъектов на достижение цели и получение результата, полностью отвечающего ей. Педагогике в целом и образованию в частности принадлежит роль катализатора общественного развития. Это фактор долговременного развития. В целях педагогического процесса должна реализовываться опережающая функция. Стержень педагогической работы — целенаправленность, деятельность ориентированная на результат и обеспечивающая его достижение.

  • Педагогический процесс должен быть ориентирован на обучаемых. Любое образовательное учреждение создается и функционирует для учеников.

  • Главная цель педагогического процесса в подготовке всесторонне развитой личности. Главный результат — высокообразованный с устойчивыми морально-нравственными принципами человек. Без высокого уровня образованности, морали и культуры человек скорее будет вреден в трудовом коллективе, на государственной службе, проявит себя как формалист, равнодушный к результатам деятельности, не ищущий способов повышения качества и производительности деятельности, не заинтересованный в новых формах и методах работы.

  • Еще одно важное условие — максимальная интенсификация учения обучаемых. Ничему нельзя научить человека без его собственной активной деятельности. Все компоненты личности – продукт собственных, упорных и длительных усилий педагога и ученика. Ошибочно считать, что преподавание – это передача знаний ученикам, а их учение — это восприятие и запоминание их. Учение эффективно, когда представлено активной, педагогически и психологически насыщенной деятельностью личности. Успехи в педагогическом процессе прямо пропорциональны характеру и силе его мотивации, моральных отношений, воли. Максимальная интенсификация учения требует обучения учеников способам и приемам работы, создания благоприятных условий для самостоятельной работы, большего времени в педагогическом процессе для этого. Необходимо заинтересовать и увлечь учебой, создать систему стимулов к формированию себя как личности и профессионала. Важно обеспечить в образовательном учреждении стиль работы, при котором не заставляют обучающегося учиться, а создают обстановку в которой самому индивиду хотелось бы учиться.

Образовательный процесс в настоящее время

Построение образовательного процесса на основе современных психолого-педагогических технологий очень важно в современном мире. За последние время многое изменилось в организации образования, но очень мало меняется в педагогических технологиях, формах и методах преподавания. Педагогические технологии включают методические разработки, специфичные педагогические микросистемы. Переход педагогического сознания от традиционных методов к педагогическим технологиям повышает уровень его целеустремленности, системности. В педагогике они особенно необходимы и эффективны.

Очень важно грамотное, профессиональное управление педагогическим процессом. Этим должны заниматься педагоги-профессионалы, люди с высокой педагогической культурой. Каждый педагог является одновременно проектировщиком, технологом, организатором и чернорабочим на определенном участке образовательного процесса.

Отношения между педагогом и учащимся

Эффективный педагогический процесс предполагает установление субъект-субъектных отношений между педагогом и обучаемыми. Учащийся выступает одновременно объектом преподавания и субъектом учения. Объектом деятельности в данном случае является содержание образования. Педагог в свою очередь выступает субъектом преподавания. Его деятельность также нацелена на содержание образования.

Основой сотворчества педагога и ученика в педагогическом процессе является сотрудничество в разнообразной деятельности. Это может быть труд, познание или общение. Такое сотрудничество составляет перспективную тактику обучения творчеству творчеством в современном педагогическом процессе.

Сотворчество – это одновременно плодотворное общение педагога и обучаемого с помощью языковой деятельности и совместное преобразование действительности, создание новой педагогической реальности. Творческое взаимообогащение проявляется в расширении функционального поля деятельности всех участников педагогического процесса, а также в формировании их личностного языкового статуса в этом пространстве. Это становится одновременно важным условием и надежным критерием успешного сотрудничества.

Школа хороша, если в ней хорошо каждому ученику.

В сегодняшнем мире ребёнок не чувствует себя безопасно и комфортно, школа должна создать условия для развития личности.

Негативные тенденции в образовательном процессе: падение интереса к знаниям, снижение познавательной активности, пропуски уроков обучающимися.

Негативные явления: жалобы родителей и обучающихся на некоторые моменты в поведении учителей, конфликтные ситуации, возникающие в отношениях с учителями.

Постоянное состояние повышенной тревожности учащихся на уроке и, как следствие нервные срывы.

Комфортно чувствуют себя в школе только 58% обучающихся, 28 % часто конфликтуют с учителями. При отсутствии благоприятного психологического климата школа не может решать поставленные перед ней задачи.

Педагогическое взаимодействие как составная часть труда учителя является «главным инструментом этого труда». В профессиональном общении учителя можно выделить два тесно взаимосвязанных звена: общие и индивидуальные принципы общения.

Культура общения учителя является показателем того, как, каким образом, с помощью каких наиболее отвечающих решению конкретных педагогических задач и способов взаимоотношений учителю удается реализовать общие принципы обучения и воспитания. Чем выше диапазон применяемых приемов и средств общения, тем боле высок уровень культуры учителя.

Человеческие отношения образуют основу социально – психологического климата коллектива. Оно является тем социальным клеем, который сплачивает учителей и служит противоядием от раздоров и конфликтов.

Работая в школе нужно научиться общаться со школьниками, грамотно взаимодействовать с коллегами по работе, администрацией, вести конструктивные разговоры с родителями обучающихся, от этого, как отмечают психологи, зависит настроение учителя на работе. Взаимоотношения в коллективе сильно отражаются и на качестве учебно – воспитательной работы.

Эффективность педагогического процесса зависит также от вовлечения в педагогический процесс родителей

Актуальной проблемой нашего времени является вовлечение родителей в образовательный процесс школы. Большинство родителей не осознают, как важно быть вовлеченным в образование своих детей. Именно родители – первые воспитатели – имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньше влияния, чем предыдущий. Если родители с первых дней рождения ребенка уделяют ему должное внимание, формируют у него творческие способности и познавательные интересы, то они являются для ребенка авторитетом.

Процесс установления партнерских взаимоотношений семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.

Из опыта работы ряда образовательных учреждений можно выделить следующие приоритетные направления совместной деятельности школы и семьи:

  • организация диагностической работы по изучению семей;

  • организация психолого-педагогического просвещения родителей;

  • создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и обучающихся;

  • выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания;

  • внедрение в семейное воспитание традиций народной педагогики;

  • использование различных форм сотрудничества с родителями, вовлечение их в совместную с детьми творческую, социально значимую деятельность, направленную на повышение их авторитета;

  • создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением;

  • объединение родителей по семейным проблемам (школа молодых родителей, клуб одиноких отцов, матерей, родителей-инвалидов и др.)

Любая общественно-экономическая формация, на каком бы уровне развития она ни находилась, не может исключать из своей деятельности определение о том, что такое эффективность.

Понятие эффективности

Общество, находясь на разных этапах развития, всегда искало ответ на вопрос: сколько потребуется затрат и ресурсов для достижения той или иной производственной цели. Таким образом, получается, что методом количественной оценки экономической эффективности является соотношение между экономическими результатами и затратами, ресурсами.

Эта цель как всего общества, так и отдельного субъекта (работника). Данная задача, способы ее достижения и возможности роста экономической эффективности являются содержательной основой для всех экономических дисциплин (как функциональных, так и отраслевых) и экономики как науки в целом.

Эффективность бывает абсолютная и относительная. Абсолютная эффективность может использоваться с целью оценки финансовых результатов компании и прочих общих показателей на макро и микроуровнях экономики как динамического процесса.

Таким образом, вопрос о том, что такое эффективность, является одним из фундаментальных экономических исследований, поскольку выражает закономерности, присущие любому виду человеческой деятельности.

Эффективность как основа функционирования предприятия

Основным принципом организации предприятия является эномическая эффективность его деятельности. Результативность работы организации отражается в комплексном анализе итогов использования персонала и ресурсов производства за установленный промежуток времени. Фактически эффективность деятельности компании определяется отношением полученных результатов к затратам и отображает уровень достижения намеченных целей. Существуют такие взаимосвязанные понятия, как экономическая и управленческая эффективность. Вопрос о том, что такое эффективность организации, заключается в оценке результатов деятельности, определении затрат, в рациональном распределении денежных средств. Управленческая эффективность предусматривается поиском методов, способов, инструментов для более эффективного управления предприятием и получения экономической эффективности.

Цель анализа эффективности

Основная цель управления предприятием заключается в организации стабильной деятельности на рынке длительный период. Здесь и встает вопрос о том, что такое оценка эффективности. Главным аспектом роста эффективности компании является рост продуктивности процесса труда, т. е. на каждую потраченную единицу увеличивается объем прибыли и услуг, предоставляемых организацией.

Современная фирма осуществляет свою работу в условиях постоянного изменения внешней среды. Это влияет на результативность деятельности организации. Увеличение результативности говорит о том, что находятся правильные способы решения проблем и рационально используются дополнительно привлеченные материальные средства.

Целью любой организации является получение наибольшей прибыли по результатам собственной деятельности. Важными предпосылками для достижения поставленной цели является повышение эффективности деятельности организаций, улучшение систем управления и услуг, техперевооружение. Получение дохода от реализации услуг формирует финансовый результат фирмы.

Методика эффективности

С целью исследования параметра эффективности рассмотрим нескольких групп показателей:

  • Обобщающие. Показывают степень удовлетворенности рынка, доходности продукции и оказания услуг, возрастания услуг за счет повышения деятельности.
  • Использование труда. Характеризуются темпами увеличения производительности деятельности.
  • Использование оборотных и основных фондов. Показывают рентабельность и фондоотдачу основных фондов.
  • Использование материальных средств. Характеризуются рентабельностью и оборачиваемостью оборотных средств, рентабельностью и сроком окупаемости инвестиций.

Оценка эффективности социальной и экономической деятельности компании зависит от направления развития и совершенствования деятельности, от видов ресурсов и затрат.

Показатели эффективности

Среди основных показателей эффективности рассмотрим коэффициенты, представленные ниже.

Прибыль от основной деятельности – это разница между полученной выручкой от реализации компании и произведенными затратами. Она рассчитывается по формуле:

Под = В — С,

где В – это выручка, С – это себестоимость.

Прибыль от реализации – это разница между полученной выручкой и затратами на производство услуг. Формула расчета:

Пр = В — З,

где В – это выручка, З – это затраты на производство. С помощью этих показателей рассчитывается рентабельность компании.

Коэффициент рентабельности производства – это отношение прибыли к количеству затрат. Формула расчета:

Рпроизв = П / З,

Где П – это прибыль, З – это затраты.

Рентабельность продукции – это отношение прибыли к количеству выручки. Формула расчета:

Рпрод = П / В,

где П – это прибыль, В – это выручка.

В финансовой отчетности организации вместе с прибылью от продажи услуг приводится значение прибыли от финансовой и хозяйственной деятельностей, прибыли отчетного промежутка времени, распределяемой прибыли. Чистую прибыль и амортизацию можно считать основой личных средств организации, которую важно использовать для осуществления дальнейшего развития предприятия.

Частные показатели рентабельности

Существует несколько показателей рентабельности, с помощью которых можно осуществить анализ экономической эффективности компании.

Коэффициент рентабельности основного капитала говорит об эффективности использования основных фондов компании. Он представляет собой частное от деления чистой прибыли к полусумме используемых средств на начало и конец отчетного периода. Этот коэффициент показывает, какое количество прибыли приходится на одну единицу используемых хозяйственных средств.

Коэффициент рентабельности собственного капитала дополняет и конкретизирует предыдущий показатель. Определяется как частное от деления чистой прибыли к среднегодовой величине собственного капитала.

Рентабельность основных фондов вычисляется делением чистой прибыли к объему (среднегодовому) основных фондов, используемых предприятием. Этот показатель дает характеристику эффективности хозяйственных средств, которые реализованы в основных средствах организации.

Рентабельность долгосрочных финансовых вложений вычисляется отношением процентов, полученных организацией от участия в капитале других организаций, к среднегодовой величине финансовых вложений. Показывает, разумно ли использовать собственные средства для вложений или целесообразнее направить их на расширение своей деятельности.

Период окупаемости собственного капитала рассчитывается делением величины (среднегодовой) собственного капитала на чистую прибыль. Показывает, насколько эффективно происходит управление капиталом предприятия. Показатели рентабельности связывают результаты текущей деятельности с материальными ресурсами, чем отражают эффективность всей деятельности организации. Данные показатели важны для инвесторов для принятия решения о возможном вложении средств в данную организацию.

Точка безубыточности в процессе исследования эффективности

Минимальный объем продаж, необходимый для возмещения всех затрат, определяет уровень безубыточности предприятия. Расчет уровня безубыточности выполняется с помощью трех показателей:

  • объем продаж;
  • рентабельность по маржинальной прибыли;
  • постоянные затраты.

Постоянные затраты – это те затраты, которые не зависят от объема продаж. К таким относят: затраты на рекламу, затраты на оплату труда, затраты на оплату коммунальных услуг и т. д. Маржинальная прибыль – это разница между полученной выручкой от реализации продукта и переменными затратами на производство самого продукта. Рентабельность по маржинальной прибыли вычисляется отношением объема маржинальной прибыли к объему продаж, умноженным на 100 %. Величина переменных затрат зависит от объема продаж. Если объем продаж увеличивается, то и величина переменных затрат увеличивается, и наоборот.

Точка безубыточности показывает объем выручки, который обеспечивает безубыточную, но и бесприбыльную работу предприятия. Уровень безубыточности со временем меняется. Одной из главных проблем расчета уровня безубыточности является сортировка затрат на переменные и постоянные. Переменные затраты обеспечены сбытовой деятельностью готовой продукции. Постоянные затраты ассоциируют с амортизацией основных средств и с управлением предприятием.

Вычисление точки самоокупаемости играет большую роль в подтверждении инвестиционных проектов. При грамотно спланированном проекте, обеспеченные платежеспособностью потребителей объемы деятельности, значительно превосходят степень самоокупаемости. В общем, анализ точки безубыточности, наряду с маржинальным анализом, играют важную роль в планировании материальных потоков и производства и очень широко применяются в деятельности компании.

Повышение эффективности

Наиболее значительными направлениями роста эффективности предприятия являются: улучшение структуры производства, увеличение быстродействия организационного и технического развития, повышение качества, а значит, и конкурентоспособности продукции и услуг, модернизация внешнеэкономической активности компании. Внутренние факторы, влияющие на эффективность, – это технологии, стили и методы управления, персонал и т. д. Внешние факторы – это инфраструктура, государственная социальная и экономическая политика, различные изменения в структуре.

Важную роль в понимании того, что такое эффективность компании, играет управление денежными средствами. Для успешного функционирования предприятия оборотный капитал должен быть ликвиден по максимуму. Организации необходимо в любой момент иметь достаточный объем наличности для оплаты по счетам. В нужное время недостаток материальных средств может привести к банкротству предприятия, даже если оно достаточно рентабельно. При развитии организации важно рассчитывать верный лимит вложений в дебиторскую задолженность и запасы. Важной задачей в управлении оборотным капиталом является нахождение нормативных коэффициентов. Эти коэффициенты иногда нужно задавать в относительных величинах, т. к. общее количество продаж постоянно подвержено колебаниям. Эффективность предприятия характеризуется собственной спецификой деятельности, состоянием региональной и федеральной экономики, и именно поэтому важно постоянно давать реалистичную оценку нормативным показателям и регулярно их пересматривать.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх