Методический аспект учетной политики

Цель и задачи темы

Цель – раскрыть теоретические положения процесса формирования учетной политики и ее элементов.

Задачи:

  • определить понятие и состав учетной политики;
  • рассмотреть принципы формирования учетной политики, цели, задачи и функции учетной политики.

14.1. Понятие и состав учетной политики

14.2. Аспекты учетной политики организации (методологические, организационно-технические)

Выводы

Вопросы для самопроверки

Библиография

Версия для печати
Хрестоматия
Практикумы
Презентации

14.1. Понятие и состав учетной политики

Бухгалтерский учет в организации дол­жен осуществляться по определенным правилам. Проблема заключается в установлении такой совокупности правил, реализа­ция которых обеспечила бы максимальный эффект от ведения учета. Под эффектом в данном случае понимается своевременное формирование финансовой и управленческой информации, ее достоверность и полезность для широкого круга заин­тересованных пользователей.

В вопросах учетной политики организации должны разбираться:

  • руководитель организации, так как он утверждает учетную политику;
  • бухгалтер организации, поскольку он формирует учетную политику, т. е. может грамотно и всесторонне обосновать ее содержание;
  • аудитор, так как учетная политика является одним из объектов аудиторской проверки и с нее обычно начинается сам процесс проверки;
  • налоговый инспектор, так как от многих принципов учетной политики зависит порядок формирования того или иного объекта налогообложения.

В силу важности последствий принятия учетной политики для внутренней жизни организаций и для внешних пользователей бухгалтерская информация является объектом пристального контроля со стороны различных заинтересованных органов и лиц.

Таким образом, учетная политика организации – это средство, с помощью которого, во-первых, осуществляется процесс реальной либерализации системы бухгалтерского учета; во-вторых, происходит совершенствование нормативной системы бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, в-третьих, разрешаются противоречия действующего законодательства в реализации мероприятий, предусмотренных Программой реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами.

ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» содержит 4 раздела:

Раздел 1. Общие положения

Учетная политика – это совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения; измерения; текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной (уставной) деятельности.

К способам ведения бухгалтерского учета относятся методы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, приемы организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы учетных регистров, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.

Выбор учетной политики зависит от специфики организации, особенностей управления коммерческой деятельностью, текущих и долгосрочных целей. На учетную политику влияют налоговые условия, льготы, валютная политика государства, характер владения, формы собственности, квалификация персонала и др.

При выборе учетной политики исходят из таких требований, как:

  • постоянство учетной политики в течение длительного периода;
  • регламентация принципов учетной политики действующей нормативной базой;
  • извещение внешних потребителей информации об измене­ниях в учетной политике.

Действие положения распространяется:

  • в части формирования учетной политики – на организации независимо от организационно-правовых форм;
  • в части раскрытия учетной политики – на организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству Российской федерации, учредительным документам либо по собственной инициативе.

Раздел 2. Формирование учетной политики

Под формированием учетной политики понимается ее выбор и обоснование.

При формировании учетной политики организации по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Таким образом, чтобы грамотно реализовать это положение, необходимо хорошо знать действующую нормативную базу с точки зрения перечня тех вопросов, решение которых входит или не входит в компетенцию руководства организации, а также того, какие вопросы еще остаются не отрегулированными в законодательстве по бухгалтерскому учету. Учетная политика организации формируется глав­ным бухгалтером (бухгалтером) организации и утверждается ру­ководителем организации.

При этом утверждается:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевремен­ности и полноты учета и отчетности;
  • формы первичных учетных документов, применяемые для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
  • порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
  • методы оценки активов и обязательств;
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации;
  • порядок контроля хозяйственных операций;
  • другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Законодательство об учетной политике накладывает большую ответственность на руководителя организации и главного бухгалтера, обусловливает необходимость хорошего знания ими методологии и организации бухгалтерского учета, налогообложения, финансов и других вопросов.

Перечень допущений, из которых должны исходить организации при формировании учетной политики:

  1. При формировании учетной политики предполагается, что активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств других организаций (допущение имущественной обособленности). Таким образом, на балансе организации, как правило, не должно быть имущества, не принадлежащего данной организации, т. е. прежде чем проверять, например, правомерность включения в себестоимость материалов амортизации оборудования или нематериальных активов, следует убедиться в наличии документов, подтверждающих право организации на данное имущество.
  2. Организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации и существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности).
  3. Принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому (допущение последовательности применения учетной политики).
  4. Факты хозяйственной деятельности организации относятся
    к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (допущение временной
    определенности факторов хозяйственной деятельности). Это допущение называется также принципом начисления.

Учетная политика организации должна обеспечивать:

  • полноту отражения в бухгалтерском учете всех факторов хозяйственной операции (требование полноты);
  • своевременное отражение фактов хозяйственной операции в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности);
  • большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности);
  • отражение в бухгалтерском учете факторов хозяйственной деятельности исходя не только из их правовой формы и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой);
  • тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);
  • рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации (требование рациональности).

При формировании учетной политики организации по конкретному направлению и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики организация разрабатывает соответствующий способ, исходя положений по бухгалтерскому учету.

Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т. п.) организации.

Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их местонахождения.

Вновь созданная организация оформляет избранную учетную политику в соответствии с вышесказанным, но не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации).

Принятая вновь созданной организацией учетная политика считается применяемой со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации).

Основное условие – единство учетной политики в организации. Это означает, во-первых, применение принятых способов всеми структурными подразделениями организаций, включая выделенные на отдельный баланс, независимо от места их расположения. В противном случае формируемая разными подразделениями учетная информация будет несопоставимой и несводимой. Во-вторых, в отношении какого-то одного конкретного вопроса организация должна использовать один выбранный способ, если иное не установлено системой нормативного регулирования учета. Кроме того, формирование учетной политики целесообразно осуществлять в тесной взаимосвязи с налоговым учетом.

Раздел 3. Раскрытие учетной политики

Под раскрытием учетной политики понимается ее гласность. Организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений, заинтересованным пользователям бухгалтерской отчетности.

Существенными при этом признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания и применения которых невозможна достоверная оценка финансового положения или финансовых результатов деятельности организации заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности.

К способам введения бухгалтерского учета, принятым при формировании учетной политики организации и подлежащим раскрытию в бухгалтерский отчетности относятся способы амортизации основных средств; нематериальных и иных активов, оценка производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции; признания прибыли от продажи продукции, товаров, работ, услуг и др.

Состав и содержание подлежащей раскрытию в бухгалтерской отчетности информации об учетной политике организации по конкретным вопросам бухгалтерского учета устанавливаются соответствующими положениями по бухгалтерскому учету.

Если при подготовке бухгалтерской отчетности имеет место значительная неопределенность в отношении событий и условий, которые могут породить существенные сомнения в применимости допущения непрерывности деятельности, то организация должна указать на такую неопределенность и однозначно объяснить, чем она обусловлена.

Существенные способы ведения бухгалтерского учета подлежат раскрытию в пояснительной записке, входящей в состав годовой отчетности организации за отчетный год.

При этом существенной признается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных составляет не менее 5 %. Данное правило следует применять при раскрытии и других показателей бухгалтерской отчетности.

Раздел 4. Изменение учетной политики

Изменение учетной политики организации может производиться в случаях:

  • изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету;
  • разработки организацией новых способов ведения бухгал­терского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фак­тов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;
  • существенного изменения условий деятельности, которое может быть связано с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности и т. п.

Не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной де­ятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации.

Изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформляться в порядке, предусмотренном ПБУ 1/98. Оно должно вводиться с 1 января (начало финансового года) года, следующего за годом его утверждения соответствующим организационно-распорядительным документом.

Всякое изменение учетной политики, оказавшее или способное оказать существенное влияние на результаты деятельности организации, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности. Информация об изменениях должна включать, в частности: причину изменения учетной политики; оценку по­следствий изменений в денежном выражении (в отношении отчетного года и каждого иного периода, данные за который включены в бухгалтерскую отчетность за отчетный год); указание на то, что включенные в бухгалтерскую отчетность за отчетный год соответствующие данные периодов, предшествующих отчетному, скорректированы.

Изменения учетной политики на год, следующий за отчет­ным, объявляются в пояснительной записке по бухгалтерской отчетности организации.

14.2. Аспекты учетной политики организации (методологические, организационно-технические)

Особое место в учетной политике занимают ее методологические и организационно-технические аспекты. Методологические аспекты включают следующие позиции:

  1. Критерии при отнесении предметов к основным средствам или к средствам в обороте.
  2. Порядок начисления амортизации по основным средствам и по нематериальным активам.
  3. Варианты схемы записей для отражения начисленной амортизации нематериальных активов.
  4. Способы распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов.
  5. Варианты списания общехозяйственных расходов на производственные счета или на счет 90 «Продажи».
  6. Порядок отражения на счетах операций по заготовлению и приобретению материальных ценностей.
  7. Метод расчета стоимости материально-производственных запасов и списания их на производство.
  8. Варианты учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции.
  9. Перечень резервов предстоящих расходов.
  10. Порядок создания и использования резервов под снижение стоимости материальных ценностей, под обесценение вложений в ценные бумаги и под сомнительные долги.
  11. Порядок учета и ремонта (восстановления) основных средств.
  12. Варианты определения выручки от продажи продукции (работ, услуг).
  13. Варианты учета доходов и расходов будущих периодов (счета 97 и 98).
  14. Порядок оценки дебиторской и кредиторской задолженности.
  15. Учет резервного капитала (счет 82).
  16. Варианты создания и распределения расходов на продажу.
  17. Курсовые разницы и порядок их учета.
  18. Варианты учета безвозмездно полученных денежных и материальных ценностей.
  19. Варианты выбытия основных средств.
  20. Варианты учета на счете 90 «Продажи».
  21. Варианты учета прочих доходов и расходов (счет 91).
  22. Варианты использования целевого финансирования (счет 86).
  23. Варианты определения и распределения чистой (результативной) прибыли.
  24. Порядок начисления и выплаты дивидендов.
  25. Порядок образования и закрытия счета 99 «Прибыли и убытки» и др.

Организационно-технические аспекты охватывают следующие пункты:

  1. Выбор формы бухгалтерского учета.
  2. Организацию работы в бухгалтерии.
  3. Систему внутрипроизводственного учета, отчетности и контроля.
  4. Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств. Разработку порядка документооборота.
  5. План счетов бухгалтерского учета.
  6. Технологическую обработку учетной информации
  7. Объем, сроки и адреса представления отчетности.
  8. Систему взаимоотношений с аудиторскими и другими органами.

Учетная политика организации утверждается приказом руководителя организации и приобретает юридическую силу. Поэтому в нее необходимо включить все перечисленные выше аспекты, которые должны быть подкреплены нормативными документами.

При разработке учетной политики организации необходимо руководствоваться Федеральным законом «О бухгалтерском учете», другими федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и положениями, приказами, инструкциями и письмами Министерства финансов РФ и другими нормативными документами; обязательно следует использовать План счетов от 31 октября 2000 г. №94н.

Выводы

Таким образом, учетная политика является документом, четко регламентирующим различные стороны деятельности организации. От тщательности и детализации ее разработки, направленной на построение бухгалтерского аппарата, зависит эффективность ведения бухгалтерского учета в организации.

Вопросы для самопроверки

  1. Чем обусловливается выбор учетной политики?
  2. Что включает в себя учетная политика?
  3. Кем утверждается приказ об учетной политике?
  4. Каким образом происходит изменение учетной политики в организации?

Библиография

Версия для печати

Определяем назначение первого раздела учетной политики: организационный или организационно-технический

Учетная политика (УП) — основополагающий документ, регламентирующий основные аспекты организации и осуществления учетного процесса деятельности хозяйствующих субъектов.

Для того чтобы этот учетный процесс происходил планомерно и непрерывно (как этого требует закон о бухучете от 06.12.2011 № 402-ФЗ и ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утвержденное приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н), его необходимо правильно организовать:

  • определить ответственных за организацию учета лиц (ст. 7 закона № 402-ФЗ);
  • регламентировать основные элементы, необходимые для осуществления процесса учета фактов хозяйственной деятельности и иных учетных объектов — формы первичных учетных документов и регистров, схему документооборота (п. 4 ПБУ 1/2008);
  • разработать комплекс контрольных процедур, включающий алгоритмы проведения инвентаризаций, описание системы внутреннего контроля (п. 4 ПБУ 1/2008);
  • учесть другие необходимые организационные аспекты (п. 4 ПБУ 1 /2008).

Указанные элементы УП принято объединять в отдельную главу, название которой может звучать по-разному: «Общие положения» или «Организационный раздел учетной политики».

Помимо организационных аспектов фирме необходимо в учетной политике прописать и иные подробности, носящие технический характер, а именно:

  • применяемые способы обработки учетной информации;
  • алгоритмы группировки данных в специально разработанных регистрах;
  • иные технические детали (порядок хранения бумажной и электронной первички, периодичность сохранения информации на съемных носителях или в спецхранилищах).

Все это фирма вправе прописать в отдельной главе учетной политики и озаглавить ее, к примеру, «Технические аспекты учетной политики». Но, учитывая, что жесткой структуры для УП в законодательстве не предусмотрено, вышеуказанные алгоритмы и регламенты часто объединяют в одной главе — организационно-технической. Эта глава в УП — важная и необходимая, но не основная. Что необходимо предусмотреть в основной части УП, расскажем в следующем разделе.

Образцы учетной политики для организаций на ОСНО или УСН подготовили эксперты КонсультантПлюс. Ознакомиться с их разъяснениями, а также скачать примеры УП для каждой из систем налогообложения, можно в Готовом решении от КонсультантПлюс. Изучите материал, получив пробный доступ к системе К+ бесплатно.

Основная часть учетной политики: методические аспекты

Методические аспекты учетной политики — это избранные фирмой способы оценок активов и обязательств. Данный раздел обладает ярко выраженной специфичностью, так как:

  • формируется исходя из условий работы фирмы (масштабов, структуры, объемов производства, видов деятельности и иных моментов, влияющих на методологию учета);
  • при выборе того или иного метода оценки учитываются индивидуальные показатели деятельности фирмы (например, рентабельность производства), а также ее стратегические и тактические планы.

Поэтому каждая УП обладает своеобразием, хотя и основана на законодательно закрепленных стандартных методиках.

С полным перечнем ПБУ, которые могут оказаться востребованными при составлении УП, знакомьтесь .

В раздел УП, посвященный методическим аспектам, могут включаться:

  • критерии признания, способы оценки, порядок формирования первоначальной стоимости и алгоритмы списания имущества и обязательств;
  • схемы учета производственных затрат и формирования себестоимости продукции (работ, услуг);
  • варианты распределения затрат;
  • порядок формирования и корректировки оценочных обязательств;
  • иные аспекты (например, алгоритмы начисления и выплаты дивидендов, распределения и использования чистой прибыли).

Каждый методический аспект учетной политики включает следующие учетные нюансы:

  • основные (порядок признания, первоначальная оценка, механизм выбытия);
  • дополнительные (необходимая детализация и аналитика информации).

Если выбор способа оценки активов и обязательств из тех, что предлагаются законодательством, составляет проблему, фирма вправе самостоятельно определить эту методику, отразив ее в соответствующем разделе УП. Разработанная методика не должна противоречить законодательству и может основываться на международных учетных нормах.

С нюансами процесса формирования УП вас познакомит статья «Как составить учетную политику организации (2021)?».

Итоги

Аспекты учетной политики носят разный характер: организационный, технический или методологический. Все они имеют важное значение и должны быть отражены в УП с достаточной степенью детализации.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Современный бухгалтерский учет не относится к числу точных наук, в которых всем фактам и событиям можно дать однозначную оценку. Это объясняется прежде всего наличием множества экономических интересов, что приводит к обоснованию различных методологических и методических подходов в построении учета – возможности выбора учетной политики.

Совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета составляет его учетную политику. Несмотря на широкий круг интересов, выражаемых учетной политикой, ее формирование возможно лишь государством, определяющим общие принципы и правила учета, и экономическим субъектом, выбирающим между законодательно допустимыми альтернативными вариантами. Степень свободы организации в формировании учетной политики законодательно ограничена государственной регламентацией бухгалтерского учета, представленной перечнем методик и учетных процедур, среди которых допустимы альтернативные варианты. Она определяется возможностью выбора конкретных способов оценки, калькуляции, состава бухгалтерских счетов и т.п.

В Российской Федерации у организации существует возможность выбора способов учета, что законодательно закреплено в Положении по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации».

Согласно Положению учетная политика — это совокупность способов ведения бухгалтерского учета: первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной жизни.

При формировании учетной политики необходимо исходить из определенных допущений. Они считаются общепризнанными и нашли свое отражение как в международных, так и в большинстве национальных стандартов учета. В России таковыми считаются: имущественная обособленность, непрерывность деятельности, последовательность применения учетной политики, временная определенность фактов хозяйственной деятельности. Данные допущения подробно рассмотрены в составе принципов бухгалтерского учета. Помимо перечисленных допущений при разработке учетной политики должны учитываться такие требования, как полнота, своевременность, приоритет содержания перед формой, непротиворечивость и рациональность.

Экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами.

При формировании учетной политики в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета выбирается способ ведения бухгалтерского учета из способов, допускаемых федеральными стандартами.

Учетная политика организации формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством РФ возложено ведение бухгалтерского учета организации и утверждается руководителем организации (приказом, распоряжением и подобной им организационно распорядительной документацией) и применяется всеми структурными подразделениями, включая выделенные на отдельный баланс.

При этом утверждаются:

— рабочий план счетов;

— формы первичных учетных документов, разработанные с учетом специфики деятельности организации, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

— порядок проведения инвентаризации активов и обязательств;

— методы оценки активов и обязательств;

— правила документооборота и технология обработки данных;

— порядок контроля за бухгалтерскими операциями;

— другие решения, необходимые для организации учета.

Учетная политика должна применяться последовательно из года в год.

Изменение учетной политики может производиться при следующих условиях:

1) изменении требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами;

2) разработке или выборе нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета;

3) существенном изменении условий деятельности экономического субъекта.

Вновь созданные организации оформляют избранную ими политику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня государственной регистрации. Описание применяемой учетной политики должно содержаться в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности. Последняя может не содержать такой информации, если в ней со времени представления предыдущей бухгалтерской отчетности не произошли изменения, связанные со сменой способов ведения учета. В случаях, когда организация при разработке и проведении учетной политики строго следовала основным допущениям, их можно не указывать. Однако, если в силу особых обстоятельств организация их не придерживалась, необходимо указать на этот факт с обоснованием причин.

Существование множества видов учета (оперативный, финансовый бухгалтерский, управленческий бухгалтерский, налоговый, статистический и т.д.) призвано максимальной степени удовлетворить интересы различных групп пользователей учетной информации, что в свою очередь предопределяет учетную политику.

Кроме того, немаловажным фактором признаются интересы не только пользователей отчетности, но и ее составителей. Так, например, для организации основной задачей учетной политики применительно к налоговому учету может стать минимизация налогообложения, а применительно к финансовому учету – управление финансовыми характеристиками (рентабельностью, ликвидностью, финансовой устойчивостью и т.п.) как условие достижения максимальной привлекательности организации для инвесторов, банков и других контрагентов. Следует добавить, что успешное управление организацией возможно благодаря финансовой, производственной, маркетинговой политике и, конечно, учетной, которая должна рассматриваться в составе единого контура управления предприятием. Их объединяет общая цель – получение максимального суммарного эффекта от деятельности организации.

Экономические интересы и учетная политика

Аспекты учетной политики

При изучении учетной политики необходимо выделить два основных аспекта ее формирования — методический и организационный.

Методический аспект определяет варианты отражения в учете информации о производственно хозяйственной и финансовой деятельности исходя из альтернативных приемов и способов. Технически это выражается возможности отражения одних и тех же фактов хозяйственной жизни неодинаковыми бухгалтерскими проводками и в различных оценках. Организационный аспект определяет формы ведения и организации бухгалтерского учета хозяйствующим субъектом.

Различные варианты учетной политики на методическом уровне определяются разными вариантами оценки и распределения стоимости. Причем следует выделить оценку в общепринятом определении и оценку возникающую вследствие группировки (перераспределения) стоимости — «вторичную» оценку. Например, в зависимости от применяемого метода списания материальных ценностей (FIFO,LIFO и т.д.) изменяется стоимость запасов в активе баланса; или в зависимости от применяемого метода амортизации основных средств изменяется их остаточная стоимость и т.д.

Методический аспект включает в себя:

— Способ оценки объектов бухгалтерского наблюдения.

— Порядок амортизации активов.

— Порядок списания стоимости материально производственных запасов.

— Механизм формирования и списан я затрат в расходы будущих периодов.

— Порядок создания резервов.

— Механизм калькуляционного учета.

— Порядок учета доходов будущих периодов.

— Оценку задолженности по полученным кредитам и займам.

Организационный аспект включает в себя:

— Форму бухгалтерского учета.

— План счетов бухгалтерского учета.

— Организацию учетной работы.

— Инвентаризацию имущества и обязательств.

— Внутренний учет, отчетность и контроль.

Организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской информации. К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организация документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.

Особенности учетной политики организации

Учетная политика издается на каждом предприятии для утверждения организационных и методологических элементов ведения бухгалтерского учета.

Организационная составляющая регламентирует схему и порядок осуществления бухгалтерского учета.

Методологическая составляющая определяет методы и способы отражения в учете различных операций в деятельности предприятия.

Методологические аспекты учетной политики для целей бухгалтерского учета

Раздел методологии для целей бухгалтерского учета, является основанием для оформления на счетах, регистрах, в первичных документах и отчетности операций с объектами учета:

  1. Основные средства.

    Учет основных средств в бухгалтерском учете, осуществляется на основании ПБУ 6/01 «Учет основных средств». В данном пункте учетной политики, раскрываются критерии признания имущества в составе основных средств, определяется порядок их отражения на счетах учета, документального оформления и перечень ответственных за операции с основными средствами лиц.

    Отдельно, регламентируется порядок оформления ремонта, переоценки и выбытия основных средств, метод начисления амортизации.

  2. Нематериальные активы.

    Методика учета нематериальных активов определяется, исходя из положений ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов». Аналогично учету основных средств, в данном пункте утверждаются порядок отражения на счетах учета, документального оформления, перечень ответственных лиц и т.д. Аналогично, в данном разделе учетной политики регламентируются методы учета и других объектов имущества предприятия.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Методологические аспекты учетной политики 430 руб.
  • Реферат Методологические аспекты учетной политики 220 руб.
  • Контрольная работа Методологические аспекты учетной политики 250 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость Замечание 1

Учету доходов и расходов в данном разделе учетной политике уделяется максимум внимания. Так, определяется состав и виды доходов и расходов, исходя из требований, изложенных в ПБУ 9/99 «Доходы организации» и 10/99 «Расходы организации».

В общем, в методологическом разделе учетной политики, определяется методика учета объектов учета, согласно различным ПБУ, Постановлениям, и т.д.

Методологические аспекты учетной политики для целей налогового учета

Методика учета отдельных объектов в налоговом учете отличается, так как в организации показатели по налоговому учету могут быть другими. В данном случае, при определении регламента, руководствуются нормами, изложенными в Налоговом кодексе.

Так, исходя из системы налогообложения предприятия, определяется метод признания выручки. Это может быть один из методов:

  • метод начисления;
  • кассовый метод.

Определяются дата им критерии признания доходов и расходов в разрезе из видов: от реализации и внереализационные. Классификации доходов и расходов уделяют внимание и устанавливают их принадлежность, не противоречащую классификации, указанной в Налоговом кодексе РФ. Причем ориентируются на ту главу Налогового кодекса РФ, которая соответствует выбранной системе налогообложения.

Замечание 2

Уделяется внимание и основным средствам. Например, для целей бухгалтерского учета критерием признания основных средств является их стоимость не менее 40000 руб., а для налогового учета – не менее 100000 руб.

Также, в данном разделе определяются методы амортизации, методы оценки поступления и выбытия запасов и товаров.

Для учета всех операций, предусмотрен рабочий план счетов, где подробно изложены все синтетические и аналитические счета, которые применяются в каждой конкретной организации.

При определении методики учета в организации, руководство предприятия выбирает те методики, которые больше всего подходят к данному предприятию (по видам деятельности, структуре производства, организационной структуре и т.д.).

С переходом к рыночным отношениям изменились подходы к постановке бухгалтерского учета в организациях. Суть новых подходов к постановке бухгалтерского учета заключается в том, что предприятия самостоятельно разрабатывают учетную политику для решения своих задач, но на основе установленных государством общих правил.

Выбранная организацией учетная политика оказывает большое влияние показатели себестоимости продукции, прибыли, налогов на прибыль, добавленную стоимость и имущество, показатели финансового состояния организации, их величину. Следовательно, учетная политика предприятия является одним из главных средством формирования величины основных показателей деятельности организации, налогового планирования, ценовой политики. Без ознакомления с учетной политикой нельзя осуществлять сравнительный анализ показателей деятельности организации за различные периоды и тем более сравнительный анализ различных организаций.

Впервые термин «учетная политика» упоминался в Положении о бухгалтерском учете и отчетности в РФ, в редакции приказа Минфина РФ от 20 марта 1992 г. № 10, а широкое распространение на практике получил после введения в действие первого стандарта по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия» ПБУ 1/94 от 28.07.1994 г. № 100.

В соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и программой реформирования бухгалтерского учета, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. № 283, приказом Минфина РФ от 09.12.1998 г. № 60н было утверждено положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98.

ПБУ 1/98 устанавливал основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (кроме кредитных организаций).

В соответствии с п. 2 ПБУ 1/08 принятой взамен ПБУ 1/98 учетная политика предприятия — это принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета (первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущая группировка и итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности).

К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы груп­пировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, организации регистров бухгалтерского учета, обработки информации.

Принятая учетная политика предприятия должна обеспечивать целостность системы бухгалтерского учета. Поэтому она должна охватывать все аспекты учетного процесса: методический, организационно-технический.

Методический аспект учета предусматривает способы оценки имущества и обязательств, начисления амортизации по различным видам имущества и т.п.

Методический аспект включает:

1. Условия принятия актива в качестве основных средств.

2. Оценка основных средств.

3. Порядок начисления износа (амортизации) основных средств.

4. Порядок начисления амортизации по нематериальным активам.

5. Порядок финансирования ремонта основных средств.

6. Метод оценки сырья, материалов и других ценностей (производственных запасов).

7. Формирование учетных групп материальных ценностей.

8. Способ отражения на счетах операций заготовления и приобретения материальных ценностей.

9. Способ учета выпуска продукции,

10. Сроки погашения расходов будущих периодов.

11. Перечень оценочных обязательств..

12. Метод определения выручки от реализации продукции (работ, услуг).

13. Порядок создания резервов по сомнительным долгам.

14. Порядок списания косвенных расходов и другие способы и методы.

Организационно-технические способы ведения бухгалтерского учета – это способы организации технологического процесса функционирования бухгалтерской службы организации.

К ним относятся:

1.Рабочий план счетов бухгалтерского учета.

2. Форма бухгалтерского учета.

3. Технология обработки учетной информации.

4. Организация внутрипроизводственного контроля.

5. Организация составления отчетности.

6. Инвентаризация имущества и обязательств.

В зависимости от объема учетной работы руководитель организации по своему усмотрению может:

— учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

— ввести в штат должность бухгалтера;

— передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;

— вести бухгалтерский учет лично.

Принятая форма организации бухгалтерского учета указывается в учетной политике.

На основе Плана счетов и Инструкции по его применению каждое предприятие утверждает в учетной политике рабочий план счетов бухгалтерского учета, который включает перечень используемых синтетических и аналитических счетов. Применение предусмотренных субсчетов зависит от потребностей предприятия.

В техническом разделе учетной политики организация самостоятельно выбирает и указывает форму ведения учета: мемориально — ордерная, журнально — ордерная, в том числе с использованием средств компьютеризации по программам «ИНФИН», «БЕСТ», «1С» или другим программам.. Исходя из этого приводится так же перечень учетных регистров, их построение, взаимосвязь. Используемые первичные документы и график документооборота также должны быть утверждены в учетной политике.

К элементам учетной политике связанной технологией организации бухгалтерского учета следует так же отнести определение количества, сроков проведения инвентаризации имущества и обязательств. В техническом разделе учетной политики организации указываются сроки проведения инвентаризации, перечень имущества и обязательств, подвергающих инвентаризации, которые устанавливаются самой организацией.

С 1 января 2002 года главой 25 Налогового кодекса РФ было введено понятие налогового учета.

Согласно ст. 313 НК РФ налоговый учет — система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным кодексом.

Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.

Как указано в ст. 11 п. 2 НК РФ под учетной политикой для целей налогообложения понимается выбранная налогоплательщиком совокупность способов (методов) определение доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Учетная политика организации формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено ведение бухгалтерского учета в организации и утверждается руководителем организации.

При формировании учетной политики организации по конкретному вопросу организации и ведения бухгалтерского и налогового учета осуществляется выбор одного из нескольких способов, допускаемых законодательством Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами по бухгалтерскому и налоговому учету. Если системой нормативного регулирования бухгалтерского и налогового учета не устанавливается способы ведения учета по конкретному вопросу, то при формировании учетной политики организация самостоятельно разрабатывает соответствующий способ исходя из действующих положений по бухгалтерскому и налоговому учету, а также МСФО.

Принятая организацией учетная политика утверждается приказом или иным письменным распоряжением руководителя организации, т.е. оформляется соответствующей организационно – распорядительной документацией.

Способы ведения бухгалтерского учета, определенные учетной политикой действуют с первого января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа.

Организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности.

Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и (или) движения денежных средств.

К способам ведения бухгалтерского учета, принятым при формировании учетной политики организации и подлежащим раскрытию в бухгалтерской отчетности, относятся:

— способы амортизации основных средств, нематериальных активов и иных активов;

— способы оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции;

— способы признания выручки от продажи продукции, товаров, работ и услуг;

— и другие существенные способы ведения бухгалтерского учета.

Состав и содержание подлежащей обязательному раскрытию в бухгалтерской отчетности информации об учетной политике организации по конкретным вопросам бухгалтерского учета устанавливаются соответствующими положениями по бухгалтерскому учету.

В соответствии с п. 10 ПБУ 1/08 изменение учетной политики организации в течении года может производиться, если имеет место:

— изменение законодательства Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету;

— разработка организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации.

— существенные изменения условий хозяйствования организации, которые могут быть связаны с реорганизацией, изменением видов деятельности и т.д.

При этом не считается изменением учетной политики утвержденные способы ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые впервые возникли в деятельности организации, т.е. ранее таких фактов не было.

Обычно выбранная предприятием и оформленная приказом руководителя учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому. У предприятия должны быть веские причины, чтобы изменить тот или иной элемент учетной политики.

Изменения учетной политики должны быть обоснованными и оформляться в порядке, утвержденном для учетной политики. Изменения учетной политики производятся в начале отчетного года.

Руководитель организации утверждает приказ об учетной политике и несет ответственность за его исполнение. На новый отчетный год учетная политика вводится приказом руководителя в конце года. Во вновь созданных организациях учетная политика должна быть введена в действие не позднее 90 дней с момента госрегистрации организации.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх