Международные отношения

Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях

1. В ранее действовавшей российской Конституции Президент был охарактеризован как высшее должностное лицо и глава исполнительной власти. Теперь он — глава государства. Эта формула более точна. Само понятие «президент» в конституционно-правовом смысле означает главу государства. Ради этого данный институт и был создан в мировой практике. Такая его роль внутренне присуща любой современной демократической республике, где есть президент, даже если в Конституции об этом прямо и не говорится. Например, в Конституции США президент охарактеризован как должностное лицо, осуществляющее исполнительную власть. Однако фактически, и это отмечают отечественные и зарубежные ученые-юристы, он выполняет функцию главы государства. В том же качестве действовал и российский Президент до принятия ныне действующей Конституции. Такой «выход» за пределы прежней конституционной формулы был вполне естествен.

В политико-правовом плане естественность титула главы государства для президента объяснима. Политическая необходимость такой фигуры вытекает, прежде всего, из потребности обеспечить устойчивость сложной системы управления государственными делами. Институты государственной власти, даже при наличии развитой правовой системы, не должны (во всяком случае, на нынешнем витке цивилизации) оставаться без авторитетного арбитра, который, не состоя с этими институтами в отношениях власти — подчинения, тем не менее, обеспечивает согласованное их функционирование, оперативно выводит государственную систему из возможных тупиковых ситуаций, которые не всегда имеют форму правового спора. Тем самым этот арбитр обеспечивает необходимое единство государственной власти в условиях разделения властей. Говоря по-другому, институт президента призван цементировать государство, т.е. обеспечивать устойчивость механизма власти.

Если остальные государственные структуры законодательствуют, управляют, осуществляют правосудие, то главная задача президента — олицетворять государство внутри страны и вовне. Именно поэтому президенты наделяются полномочиями верховного командования вооруженными силами, награждения орденами и другими знаками отличия, назначения выборов в парламент, роспуска его палат, представительства государства в международных отношениях и рядом других.

Если же охарактеризовать президента как высшее должностное лицо, то это создает видимость, будто президент является только первым чиновником государства, и не более того. В странах же с неразвитыми демократическими традициями, к которым, к сожалению, пока относится и Россия, такое определение статуса президента вольно или невольно провоцировало бы конкуренцию руководителей разных ветвей власти. Тем более что термин «высший» не обязательно означает «верховный», «самый высокий» и вполне допускает существование в одном государстве нескольких высших должностных лиц.

В то же время российский Президент по новой Конституции перестал быть главой исполнительной власти. Однако это не означает, что он превращен в некий государственный символ и наделен лишь представительскими функциями. Новая Конституция, не отказавшись от модели «сильного президента», одновременно модифицировала ее через статус «сильного главы государства», не являющегося главой исполнительной власти. Конституционных оснований для такой новой характеристики поста Президента достаточно много (см.комментарий к последующим нормам данной статьи). Хотя Президент и в силу ряда его полномочий, и по традиции, и в реальности наиболее близок к Правительству, чем к другим органам власти, тем не менее, юридически он дистанцирован от всех ветвей власти. В правовом отношении Президент стал более защищенным, что в свою очередь позволяет укрепить авторитет федеральной государственной власти в целом. Мы являемся свидетелями достаточно четкого юридического оформления еще одной ветви власти — президентской. Она отчасти нормотворчествует, отчасти управляет, отчасти разрешает споры. Но все это делает в правовых рамках для реализации своих главных задач — поддержания стабильности государственной системы, гражданского мира в обществе, охраны конституционного строя, суверенитета и целостности государства.

2. В части второй комментируемой статьи закреплены важнейшие прерогативы президентской власти, основывающиеся на статусе Президента как главы государства. Все эти функции исходят из признания того, что правовые нормы, даже обладающие высшей юридической силой, сами по себе еще не обеспечивают поддержание правовой системы в режиме эффективной стабильности, особенно когда это касается самой государственной власти. В то же время ущерб, который может быть нанесен обществу обладателем властных полномочий в случае его «неповиновения праву», несравненно более значителен. Вплоть до того, что под угрозой могут оказаться суверенитет, независимость, целостность государства, гражданский мир, основные демократические ценности. Вот почему современная цивилизация не отказалась от древнего принципа единоличного охранителя основ существующего порядка.

Этот принцип восприняла и новая российская Конституция, обеспечив Президента полномочиями, необходимыми для выполнения им своих функций, направленных на охрану самых существенных ценностей общества, которые и перечислены в данной части статьи 80. Среди полномочий, обеспечивающих охрану этих ценностей, право введения при определенных условиях военного и чрезвычайного положений, использование согласительных процедур в спорах между органами власти, приостановление действия актов органов исполнительной власти субъектов Федерации, принятие решения об отставке федерального Правительства и др.

3. Сравнивая предыдущую и действующую Конституции Российской Федерации, нетрудно заметить, что закрепленное в части третьей статьи 80 полномочие принадлежало раньше Съезду народных депутатов Российской Федерации. Однако это не означает, что теперь Президент должен играть такую же роль почти всемогущего повелителя, на которую претендовал Съезд. Во-первых, следует учитывать, что в новой Конституции закреплена модель последовательного проведения, а не только декларативного разделения властей. Во-вторых, Президентом, по новой Конституции, определяется не вообще вся внутренняя и внешняя политика (как было записано в пункте 2 статьи 104 прежней Конституции), а только ее основные направления, что значительно меняет представление об объеме соответствующего полномочия. И, в-третьих, его реализация оговаривается правовым условием — соответствием Конституции и федеральным законам.

Смысл этого едва ли не главного полномочия Президента состоит в следующем. Президент в России является главой государства, но одновременно имеет политический мандат, врученный ему народом непосредственно на всеобщих прямых выборах. Именно этим в первую очередь определяется специфика так называемой президентской или полупрезидентской республики. Президент здесь не только занимает пост главы государства, но и является наиболее авторитетным выразителем определенных политических интересов. Однако анализируемое полномочие Президента не позволяет признать, что определение основных направлений политики носит директивный по отношению к Федеральному Собранию характер. В системе разделения властей парламент тоже является одним из главных центров выработки политики, выражаемой в законах. Любой диктат одного конституционного института по отношению к другому разрушает принцип разделения властей и всю систему демократии.

Парламент не может быть юридическим оформителем чьей-то воли (равно как и сам не вправе безраздельно властвовать). С учетом всех этих обстоятельств и нужно трактовать норму об определении Президентом основных направлений внутренней и внешней политики. Осуществляя данное полномочие, Президент провозглашает собственное понимание государственных приоритетов.

Формально, в соответствии с Конституцией, он не обязан ни с кем согласовывать свое мнение о политических линиях развития государства. Но в реальности Президент не может не считаться, ни с положением дел в стране, ни с общественным мнением, ни с расстановкой сил в парламенте. Учет этих факторов, так сказать, «метаконституционная обязанность» Президента, вытекающая из самой природы его статуса, из совокупности основных его функций.

В то же время основные направления политики, определяемые Президентом, нельзя воспринимать и как сугубо информационные, которые могут быть лишь приняты к сведению другими властными институтами. Очевидна императивность официального президентского взгляда на проведение политики в отношении федерального Правительства. Это вытекает из его особых взаимосвязей с Правительством. Гораздо сложнее вопрос об императивности президентской позиции в отношении парламента.

Шпаргалка: Фактор силы в международных отношениях

Как уже отмечалось, Федеральное Собрание не могло бы играть присущей ему в системе демократии роли, если счесть данное президентское полномочие обязывающим парламент автоматически следовать по избранным Президентом направлениям. Однако Федеральное Собрание не может быть и абсолютно свободным от провозглашенных Президентом приоритетов внутренней и внешней политики, от заявленных им концепций тех или иных законодательных актов.

В силу системного характера механизма демократической власти, наличия сдержек и противовесов каждая ветвь власти зависит от других. Вот почему, будучи официально проинформированным о позициях Президента по основным вопросам государственного развития, законодательный орган призван соизмерять свою деятельность с ними. Это — не проявление подчиненности или юридической зависимости парламента от Президента, а естественная логика деятельности, вытекающая из необходимости обеспечить стабильность общества и государственной власти. В этом заинтересованы не только Президент, но и все другие властные институты.

В чем же проявляется такое соизмерение? По каким линиям Президент оказывает воздействие на парламент в связи с определением основных направлений политики?

Во-первых, официально заявленные президентские позиции непосредственно влияют на составление плана законопроектных работ, прежде всего в Государственной Думе.

Во-вторых, парламент получает достаточно определенную информацию об «идеологии» тех или иных законопроектов. Эта «идеология» может не разделяться парламентскими фракциями, даже составляющими большинство. Однако не учитываться она не может, так как депутаты, принимая тот или иной закон по концепции, отличной от президентской, вынуждают Президента на последующую реализацию им права вето.

В самой ч.3 ст.80 Конституции не говорится, в какой форме Президент определяет основные направления политики. Однако существует пункт «е» ст.84, который закрепляет обязанность Президента представлять Федеральному Собранию ежегодные послания: о положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики государства (о содержании посланий и их оформлении см.комментарий к ст.84). Отсюда можно сделать вывод, что эти направления содержатся в посланиях Президента. Однако по точному смыслу упомянутой конституционной формулировки нельзя сделать вывод о невозможности представления основных направлений политики в других актах Президента. Правда, это затруднит согласование позиций Федерального Собрания с позицией Президента.

4. Одной из характерных черт президентского института, как уже отмечалось, является наличие представительской функции. Ей непосредственно и посвящена ч.4 ст.80. При этом данная норма разбивается на две смысловые части.

Конституционная формула «представляет Российскую Федерацию внутри страны» означает, что Президент выступает от имени всех федеральных властей во взаимоотношениях, прежде всего с властными структурами субъектов Федерации. Это весьма важно, если учесть, что федерализм в России носит как конституционный (закрепляемый Конституцией Российской Федерации и федеральными конституционными законами), так и договорный характер. Ярким примером названной роли Президента может служить подписание Договора «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан».

Разумеется, представительская роль Президента Российской Федерации не исчерпывается взаимоотношениями с субъектами Федерации. Президент представляет Российскую Федерацию (уже в качестве государства как такового) во взаимоотношениях со всевозможными структурами гражданского общества. Однако во всех случаях представительства Президент вправе использовать только те полномочия, которые установила для него Конституция Российской Федерации.

Сказанное не означает, что руководители иных федеральных органов власти не вправе вступать в отношения с органами власти субъектов Федерации или общественными структурами. Но они могут представлять при этом лишь соответствующий государственный орган, но никак не государство (Федерацию) в целом. В связи с этим, думается, вполне корректным выглядело бы сравнение представительской функции Президента с аналогичной функцией любого руководителя какой-либо организации, учреждения. Разница здесь лишь в том, что «организацией» выступает совокупность федеральных институтов власти, а «директором» — Президент.

Акцент в реализации названной функции несколько меняется, когда речь идет о представительстве Российской Федерации в международных отношениях. Здесь Президент олицетворяет Российскую Федерацию не в качестве федерального уровня власти и не в качестве государства-аппарата, а как субъекта международных отношений, как страну суверенную и независимую. Это прежде всего означает, что только Президент вправе подписывать международные договоры, участвовать в переговорах от имени России (в данном случае особенно применима норма статьи 1 Конституции о равнозначности наименований «Российская Федерация» и «Россия») либо поручать это тому или иному государственному должностному лицу.

Date: 2015-09-03; view: 137; Нарушение авторских прав

Понравилась страница? Лайкни для друзей:

Проблема взаимоотношений между странами и народами своими корнями уходит в глубь истории, к моменту образования первых социально-классовых общностей — государств. Осуществляя экономическое и политическое господство внутри страны, господствующий класс проявлял интерес и к тому, что творится за ее пределами. Но, вторгаясь со своими интересами в сферу деятельности другого государства, он неизбежно сталкивался с противодействием, вызванным несовпадением этих самых интересов.

Международные отношения

Поэтому решение спорных вопросов в области международных отношений, начиная с древнейших времен, было возможно двумя путями.

Первый путь — это достижение некоторого баланса интересов, позволяющего в определенной степени учитывать потребности различных государств. Баланс интересов лежал в основе формирования союзов, соглашений о торговле и способствовал развитию политических, дипломатических, экономических и культурных связей, обеспечивающих сближение народов, формирование стабильной системы международных отношений. Вместе с тем баланс интересов, как правило, носил конечные пространственные и временные рамки. Нарушение баланса интересов переводило отношения между государствами в другую плоскость: рушились договоры и на смену звону бокалов приходил звон мечей.

Стремление к достижению своих интересов в ущерб соседям толкало страны на разорительные войны, в ходе которых каждая сторона стремилась максимально подорвать военные, экономические и людские ресурсы своих противников, снижая тем самым вероятность ответных действий. При этом единственным средством реализация внешнеполитических интересов являлось наращивание собственной мощи, посредством которой решались все международные проблемы. Это и есть второй путь.

С древнейших времен сила становится не только постоянно действующим фактором международных отношений, но и находит теоретическое обоснование в трудах ее идеологов. Сила объявляется чуть ли не единственным средством, обеспечивающим развитие государств, основой международного права. Вполне приемлемым считается обеспечение своих интересов за счет других народов. В результате этого всемирная история стала не столько историей народов, сколько историей войн.

Системный подход к анализу международных отношений позволяет определить сущность и характер связей между государствами, а, следовательно, и закономерности функционирования государства в рамках этой системы. Будучи объективно включенным в систему международных отношений, которая, подобно любой системе, проявляет тенденцию к самосохранению и развитию, отдельное государство вынуждено так или иначе приспосабливать свои интересы и цели к ее состоянию. Следовательно, система международных отношений оказывает воздействие на внешнюю политику включенных в нее стран. То есть, внешнеполитическая деятельность государства является производной не только от интересов правящей элиты, но и от состояния системы международных отношений.

Основной закон функционирования системы международных отношений заложен в принципе гомеостазиса, свойственном любой системе, который проявляется в стремлении системы к самосохранению. Обеспечение самосохранения системы достигается путем поддержания в ней динамического равновесия между различными, зачастую противоположными устремлениями ее элементов — государств.

Система межгосударственных отношений принадлежит к числу систем со стихийным регуляционным механизмом, поскольку в ней отсутствует единый орган управления, позволяющий координировать и направлять действия отдельных структурных элементов. Состояние равновесия в системе международных отношений обеспечивается столкновением различных интересов и сопровождающих их действий государств на международной арене.

Стремясь максимально реализовать свои интересы, государство усиливает воздействие совокупной мощи на систему международных отношений или отдельные входящие в нее элементы и звенья. Степень и интенсивность этого воздействия определяется, с одной стороны, национально-государственными интересами, а с другой, объективным состоянием системы международных отношений. Иначе говоря, правомерно вести речь о внешнеполитической силе государства, которая представляет собой степень и интенсивность воздействия его совокупной мощи на систему международных отношений или ее отдельные элементы.*

Но сила государства в международных отношениях не эквивалентна его совокупной мощи, хотя от уровня ее непосредственно и зависит. В данном случае связь скорее генетическая — по своему происхождению внешнеполитическая сила вытекает из совокупной мощи государства, которая и определяет возможности силы. В то же время, с точки зрения функциональной, внешнеполитическая сила государства нацелена на решение экономических, политических, военных и других задач в системе международных отношений, тогда как совокупная мощь государства обеспечивает не только внешнеполитическое, но и прежде всего внутриполитическое развитие страны.

Необходимо также иметь в виду, что сила измеряется ее проявлением, т.е. способностью оказать определенное воздействие на систему международных отношений или отдельное государство, которое достигается не только привлечением в межгосударственные отношения определенной части совокупной мощи страны, но степенью и интенсивностью, с которой оно оперирует ею на международной арене. То есть внешнеполитическая сила зависит от уровня различия в интересах и готовности решительно действовать для их достижения.

Особенностью системы международных отношений является то, что она не только обеспечивает связь между государствами, но и является объектом их внешнеполитической деятельности. Каждое государство, преследуя свои специфические интересы на международной арене, оказывает на нее определеннное воздействие и является, тем самым, носителем, субъектом силы. Поэтому в системе международных имеется бесконечное количество перекрещивающихся сил, и из этого перекрещивания выходит один равнодействующий результат — историческое событие.

Наличие значительного количества субъектов силы в системе международных отношений приводит к тому, что каждое государство, преследуя на международной арене вполне определенные цели и осуществляя с их позиций воздействие на систему отношений или ее объекты, в итоге получает совсем не те результаты, на которые оно рассчитывало, В данном случае как раз и проявляется активная роль системы международных отношений, которая обеспечивает поддержание своего устойчивого состояния путем равновесия, баланса сил. Поэтому основополагающим фактором, обеспечивающим функционирование и развитие системы международных отношений, является не столько внешнеполитическая сила государства, сколько равнодействующая сил государств, включенных в систему международных отношений и оказывающих воздействие на эту систему на ее различных уровнях.

Динамическое равновесия системы международных отношений основывается на сбалансированности двух противоречивых моментов. С одной стороны, на изменчивости ее отдельных элементов, то есть государств, которые находятся в процессе непрерывного экономического, политического, социального развития, определяющего эволюцию его внешнеполитических интересов, а следовательно, и характер внешнеполитической деятельности. С другой стороны, на относительной устойчивости связей между государствами, структуры системы.

На практике поддержание баланса сил в системе международных отношений реализуется отнюдь не вследствие стремления государств к сохранению динамического равновесия системы.

Напротив, большинство стран преследуют прямо противоположные цели, что особенно характерно для наиболее крупных из них. Тяга к гегемонии, к особому положению в системе международных отношений является отличительной чертой их политики. Но здесь уже речь идет не о силе государства, а о политике силы, которая представляет собой совокупность идеологических и организационных мероприятий, направленных на достижение гегемонии в системе международных отношений на различных ее уровнях насильственными методами. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что попытки государства или группы государств нарушить равновесие сил в свою пользу неминуемо встречает противодействие со стороны оппонентов, которые используют любые средства для восстановления утраченного баланса сил.

Заметим, что принцип гомеостазиса системы международных отношений со свойственным ей балансом сил отражает процесс функционирования системы. Однако система отношений между государствами находится и в развитии, которое проходит различные этапы, характеризуемые нарушением равновесия сил и последующим его восстановлением но уже на основе качественно иного принципа дифференциации. При этом мы вправе говорить о развитии только тогда, когда за доминантами этого баланса стоят социальные образования, определяющие основные тенденции мирового развития. Таким образом, рассматривая внешнеполитическую силу государства с позиций развития системы международных отношений, необходимо выделить и ее социальную направленность, определить, насколько действие силы государства соответствует вызовам времени.

В тесной связи с социальной направленностью внешнеполитической силы государства находятся и методы ее действия. В качестве основных обычно выделяют: метод убеждения, метод принуждения, метод подавления. Критерий, позволяющий проводить их дифференциацию — степень, интенсивность и структура задействованных элементов совокупной мощи государства для решения международных проблем.

Метод убеждения — это комплекс мероприятий, проводимых государством в отношении другого государства или группы стран с целью создания благоприятных внешнеполитических условий на основе совпадающих или близких интересов путем их максимального сближения.

Метод принуждения предполагает использование силы с целью реализации внешнеполитических целей в ущерб интересам другого государства или группы стран и характеризуется активным задействованием всех элементов совокупной мощи страны. Наиболее решительным и интенсивным методом действия силы является метод подавления, предполагающий полное лишение противника возможности к сопротивлению либо уничтожение его как субъекта системы международных отношений. В случае использования методов принуждения и подавления сила выступает в качестве насилия, выступающего в одной из форм применения силы, точнее-ее крайней форме.

Для определения характера действия силы государства в системе международных отношений представляется необходимым установить основные структурные элементы, которые, в свою очередь, являются производным совокупной мощи государства.

Совокупная мощь государства состоит из экономической, научной, военной, социальной мощи и морального духа. * Однако нельзя думать, что эти структурные элементы в "чистом" виде найдут свое проявление на международной арене. Взаимопереплетаясь и трансформируясь, они могут получить и нетрадиционное воплощение. Даже оружие может стать товаром, а продовольствие — оружием.

В качестве структурных элементов внешнеполитической силы государства как правило выделяются: экономическая, политическая, научно-техническая, морально-идеологическая и военная силы. Рассмотрим их подробнее.

Экономическая сила государства представляет собой степень и интенсивность воздействия экономической мощи государства на систему межгосударственных отношений или отдельные страны. Основными каналами действия экономической силы являются: вывоз капитала, государственные внешние займы и кредиты, внешняя торговля, включая различного рода таможенные и нетаможенные ограничения и поощрения, эмбарго, помощь и т.д., различные виды управленческой и организационной помощи, привлечение или отказ в участии в работе экономических сообществ, межгосударственных технических системах или программах, допуск или недопуск судов в прибрежные экономические зоны и т.д.

Политическая сила государства как фактор международных отношений представляет собой степень и интенсивность воздействия совокупной мощи государства на систему международных отношений или ее субъекты в основном через дипломатические каналы. Политическая сила является величиной интегрированной, поскольку посредством ее действуют и проявляют себя все элементы совокупной мощи государства.

Политическая сила государства в системе международных отношений действует главным образом двумя путями. Первый -это прямое наращивание собственных политических возможностей, которое возникает в результате умножения собственной мощи, образования каолиций, союзов, как следствие привлечения на свою сторону по тому или иному вопросу значительного числа государств, искусного использования в интересах проводимой политики существующих противоречий либо кризисных ситуаций в системе международных отношений. Второй путь — это ослабление политических возможностей своего соперника, которое достигается созданием невыгодного для него соотношения сил, разъединением и ослаблением его союзов и коалиций, подрывом его престижа в мире, втягиванием его в заведомо проигрышные или невыгодные ситуации и т.д. Как правило, правящая в стране группировка использует оба эти способа в попытках создать на своей стороне ситуацию, политической силы и, как следствие, добиться выгодного соотношения сил в системе международных отношений.

Одним из важнейших инструментов политической силы государства является дипломатия. При этом используются дипломатические каналы, возможности международных организаций, правительственных и общественных, правительственные заявления, официальные доктрины и внешнеполитические концепции. Заметим, что политическая сила государства в системе международных отношений не является простой проекцией его совокупной мощи. Она является производной от социально-политической мощи страны, социальной направленности ее политики, а также умения ими пользоваться во взаимоотношениях между государствами.

Развернувшаяся во второй половине нынешнего столетия научно-техническая революция не могла не оказать серьезного влияния на систему международных отношений. В условиях НТР особенность действий научно-технической силы государства как фактора международных отношений определяется тем, что значительно возросла доля наукоемких производств, увеличчлись затраты на НИОКР. Поэтому в мировой практике широкое распространение получил экспорт технологий, способствующий увеличению зависимости не только экономической, но и политической от государств — экспортеров технологии.

Однажды вступив на путь массированного импортирования технологии, государство должно приложить ччезвычайные усилия для того, чтобы сойти с него, поскольку этот путь исподволь, сначала не очень заметно, ведет к серьезным диспропорциям в отечественной экономической структуре (сначала в системе подготовки кадров, затем в развитии собственной материальной базы, в системе управления научными исследованиями и разработками и т.д.), даже если речь идет о развитой стране, не говоря уже о развивающейся. Ослабление перекоса в соотношении внутренних и внешних факторов научно-техниччского прогресса требует больших усилий, форсированных затрат. В силу этих обстоятельств научно-техническая ориентация на страну, занимающую лидирующие позиции, обладает большой и труднопреодолимой инерцией, чем и пользуютсяяразвитые страны для оказания давления на политику государств-импортеров.

Механизм действия морально-идеологической силы достаточно широко освещен в отечественной литературе. Однако подходы в духе психологической войны вряд ли могут удовлетворить. Бесспорно, что каждое государство через СМИ и другие источники пропаганды пытается навязать свою идеологию, систему ценностных ориентиров, мораль. Причем национальные СМИ нередко им в этом подыгрывают, пропагандируя нетипичную для своей страны идеологию. Но при этом следует иметь в виду, что эффективность этой пропаганды основывается не только на объеме эфирного времени и размерах тиражей печатных изданий, но и на реальных достижениях в обеспечении достойного образа жизни, выдержанных в традиционном стиле ценностных ориентирах, общечеловеческой морали. Иначе говоря, морально-идеологическая сила государства представляет собой обобщенную характеристику, раскрывающую степень и характер влияния доминирующей в нем идеологии, морали, образа жизни в целом на другие страны. И хотя эффективность ее действия невозможно замерить количественно, качественные показатели явно просматриваются в стремлении других стран, отдельных людей следовать привнесенным извне идеалам.

Военная сила государства представляет собой степень и интенсивность реального воздействия его военной мощи на другое государство, группу стран или систему международных отношений в целом. При этом степень и интенсивность применения военной силы, объекты ее приложения определяются, в первую очередь, характером и направленностью внешнеполитических целей, то есть военная сила — это средство политики, точнее, исторически специализировавшейся ее части — военной политики государства.

Политика страны, наряду с военной силой, располагает и другими средствами, о которых речь шла ранее; для военной же политики военная сила представляет собой основное средство реализации поставленных целей. При этом во всех формах своего проявления военная сила оказывает воздействие на другие страны в форме вооруженного насилия.

Основная форма действия военной силы — война, агрессия, демонстрация силы и т.п. В данном случае военная сила выступает в своем явном виде. Однако существует целый ряд каналов, посредством которых военная сила способна оказать воздействие на другие государства или систему международных отношений в закамуфлированном виде. К ним можно отнести продажу оружия, оказание помощи в подготовке личного состава армии и помощь специалистами, развитие инфраструктуры и строительство предприятий военного назначения, формирование коллективных систем иди организаций обороны и др. Но при всем многообразии форм действия военной силы их отличительной особенностью является насильственный характер.

В заключении отметим, что, врываясь в систему международных отношений и оказывая самое активное влияние на процесс ее функционирования и развития, сила всегда выступает в единстве своих компонентов и способна привести к таким результатам, о которых даже не могли предлагать ее субъекты.

Сущность и понятие международных отношений

Международные отношения – это совокупность экономических, политических, правовых, идеологических, дипломатических, военных, культурных, гуманитарных, экологических и иных связей и взаимоотношений между различными субъектами мирового сообщества. Международные отношения можно определить и как совокупность интеграционных связей между государствами, партиями, частными лицами, создающую среду для реализации международной политики. Основные субъекты международных отношений – государства.

Специфичность международных отношений проявляется в том, что в этой области политики не существует единого легитимного центра принуждения, единого источника власти, который обладал бы авторитетом для всех участников. Если в области внутренней политики государства опираются на законы и нормы, то во внешней – на собственные интересы.

В зависимости от числа и характера участников международных отношений выделяют следующие их виды: двусторонние и многосторонние, межличностные, межпартийные, межгосударственные и др. Международные отношения подразделяются также на глобальные и региональные, приоритетные и второстепенные. Для международных отношений характерны различные виды состояний: стабильность и нестабильность, доверие и вражда, сотрудничество и конфликт и т. д.

Основу международных отношений составляет мировая политика, которая представляет собой совокупную внешнеполитическую деятельность политических лидеров, движений, политических партий, государств, международных организаций и т. д. Мировая политика включает в себя все политические процессы, происходящие в сфере международных отношений. Её основу составляют межгосударственные взаимодействия, которые могут быть как двухсторонними, так и многосторонними. (В.Л.Калашников, С.Б.Лугвин // Политология. Учебное пособие. Москва, 2004. – С. 407)

Политический регулятор системы международных отношений – баланс сил между государствами (блоками государств). Потому государства во имя реализации собственных целей могут односторонне трактовать нормы международного права, нарушать их. Они имеют различные интересы и обладают неодинаковыми, несоизмеримыми ресурсами для обеспечения своих интересов и целей. Практический опыт показывает, что эффективность действия норм международного права зависит, прежде всего, от позиции стран, обладающих мощными экономическими и военными ресурсами.

Вместе с тем международные отношения регулируются не только правовыми, военными, политическими, но и моральными методами. В 1970-е годы в Хельсинки (Финляндия) в заключительном акте СБСЕ были сформулированы принципы современных международных отношений. Они включают:

– суверенное равенство государств;

– нерушимость установленных границ;

– неприменение силы или угрозы силы в межгосударственных отношениях;

– признание территориальной целостности государств;

– мирное урегулирование споров;

– невмешательство во внутренние дела других государств;

– уважение прав и свобод человека;

– равноправие и право народов распоряжаться собственной судьбой;

– сотрудничество между государствами и добросовестное выполнение обязательств по международному праву.

Время показало, что мировое сообщество в целом поддерживает и реализует эти принципы. Осуждаются нарушения прав человека, агрессия, терроризм.

Однако в связи с распадом СССР и политическими изменениями в Восточной Европе изменился баланс сил в мире. В результате западные государства, объединенные в НАТО, предложили миру концепцию транснационализма, предусматривающую и рассматривающую их вмешательство в дела суверенных государств не только в случае проведения экспансионистской политики, но и нарушения прав человека, применения вооруженной силы внутри страны против мирного населения. Эта позиция вызвала противодействие. Многие страны были не согласны не столько с содержанием политико-правовых требований, сколько с тем, что право на оценку государственной политики было присвоено определенной группой стран. Сложившиеся международные институты, отражавшие прежний, послевоенный баланс сил, могут потерять прежнее значение.

Ни одно государство не может постоянно сохранять в неизменном виде ни союзнические, ни конфронтационные отношения с другими государствами. Не случайно есть неписаное правило: "У государства нет вечных друзей и врагов, а есть только неизменные интересы".

В то же время есть государства, близкие друг к другу по политическому весу, уровню экономического развития, географическому расположению и т. д. Между ними формируются более устойчивые связи. Например, cформировались международные системы регионального характера в Юго-Восточной Азии, Африке, Америке. Потому международные отношения могут быть иерархичными, равноправными, более и менее устойчивыми, непостоянными, доминирующими, спорадическими и т. д. Таким образом, сфера международных отношений – это область неравновесных и неравномерных взаимодействий. Несбалансированность международных отношений возрастает в связи с выходом на международную арену, помимо государств, и иных самостоятельных субъектов: национальных, конфессиональных и демографических групп, международных организаций, транснациональных кампаний, туристических фирм, СМИ, террористических группировок, даже отдельных лиц (бывших политиков, рядовых граждан) на уровне организаций (корпораций), индивидов. Мотивация участия в мировой политике еще более усложняется. Может меняться соотношение внутри внешнеполитических приоритетов.

Важнейшим регулятором международных отношений является международное право, которое представляет собой совокупность юридических принципов и норм, регулирующих отношения между государствами. Главными субъектами международного права являются государства, международные организации, нации и народы. Современное международное право существенно отличается от того, которое применялось в прошлом. Его нормы создаются в процессе согласования воли государств, из него исключены такие положения как право победителя, право аннексии, право на контрибуцию и т. п. Устав ООН нормативно закрепил идею сотрудничества государств, что стало основой создания разветвленной системы договорных и иных документов нового поколения.

Основные принципы международного права закреплены в Уставе ООН. К их числу относятся принципы суверенного равенства государств, неприменения силы, нерушимости государственных границ, добрососедского выполнения международных обязательств и др.

В XX веке обозначилась тенденция расширения числа субъектов мировой политики. Возрастает роль межгосударственных союзов, которые создаются государствами для реализации своих общих интересов. Развитие международных отношений, практическая реализация внешней политики во многом зависят от деятельности международных объединений и организаций. Всё более важными субъектами международных отношений становятся международные организации, которые охватывают самые разные аспекты международных отношений. Они создаются с целью решения экономических, политических, культурных, экологических и иных проблем. Международные организации имеют постоянные органы управления, четко определенную компетенцию и функции. Они создаются на основе специальных соглашений, где определены их цели, задачи, организационная структура и обязанности членов организации. (В.Л.Калашников, С.Б.Лугвин //Политология. Учебное пособие. Москва, 2004. – С. 408)

Международные организации – постоянные объединения межправительственного и неправительственного характера, создаваемые на основе международного соглашения (устава, статуса или иного конституционного документа) в целях содействия решению международных проблем. Планы создания подобных организаций выдвигались, начиная с глубокой древности. Однако первые международные организации появились лишь в XIX в. Особенно быстро они начали создаваться после второй мировой войны.

Международные организации подразделяются на межгосударственные (межправительственные) и неправительственные организации. Межгосударственные организации являются объединениями государств, основанными на договорах. Как самостоятельные субъекты политики межгосударственные организации могут вступать в международные отношения от своего собственного имени, а также от имени всех входящих в них государств.

Неправительственные организации имеют более сложную структуру, чем межгосударственные. Они могут быть чисто неправительственными, а также могут носить смешанный характер, т. е. включать в себя и правительственные структуры, и общественные организации, и индивидуальных членов.

Международные организации также подразделяются на всемирные и региональные.

Первой международной организацией стал Всемирный почтовый союз, который возник в 1875 году. В настоящее время в мире имеется около 300 межгосударственных организаций и более 2500 неправительственных. В качестве примеров современных международных организаций можно привести:

региональные организации, такие как Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), Лига арабских государств (ЛАГ), Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Организация африканского единства (ОАЕ), Организация американских государств (ОАГ) и др.;

экономические организации: Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Центральноамериканский общий рынок (ЦАОР) и т. д.

финансовые организации: Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Азиатский банк развития (АзБР) и т. п.

организации в области отдельных отраслей мирового хозяйства: Международное энергетическое агентство (МЭА), Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), Организация стран экспортеров нефти (ОПЕК) и др.

торговые организации: Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) и т. д.

профессиональные организации: Международная организация журналистов (МОЖ), Международная организация криминальной полиции (ИНТЕРПОЛ), Международная организация труда (МОТ) и др.

демографические организации: Всемирная ассоциация молодежи (ВАМ), Международная демократическая федерация женщин (МДФЖ) и пр.

организации в области культуры и спорта: Международный олимпийский комитет (МОК), Организация Объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) и т. п.

военные организации: Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Организация Североатлантического договора (НАТО), Тихоокеанский пакт безопасности (АНЗЮС), Западноевропейский союз (ЗЕС) и др.

профсоюзные организации: Международная конфедерация свободных профсоюзов (МКСП), Всемирная федерация профсоюзов (МФП)

организации в поддержку мира: Движение неприсоединения.

религиозные организации: Всемирный совет церквей (ВСЦ), Христианская мирная конференция (ХМК) и др.

экологические организации: Гринпис, «Друзья Земли» и т. п.

межпартийные организации: Социалистический интернационал, Африканский Социалистический интернационал и др. (см. подробней Улахович В.Е. Международные организации: Справочное пособие / В.Е.Улахович. – М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2005. – 400 с.)

Международные организации являются важным субъектом международных отношений и оказывают в последние годы все большее влияние на мировой политический процесс в целом.

Наиболее значительную роль в системе международных отношений играет Организация Объединенных Наций (ООН), которая была создана в 1945 году в целях поддержания и упрочения международного мира и развития многостороннего сотрудничества государств. Важнейшими органами ООН являются Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности. Генеральная ассамблея, включающая всех членов ООН, вправе рассматривать любые вопросы, которые входят в компетенцию этой организации. Она может давать по ним рекомендации Совету Безопасности и государствам-участникам. Очередные сессии проводятся раз в год, в случае необходимости созываются чрезвычайные и специальные сессии.

Совет Безопасности работает на постоянной основе, он ответственен за поддержание мира и состоит из 15 членов: 5 постоянных (Россия, США, Великобритания, Франция, Китай), 10 избираются на два года Генеральной Ассамблеей. Решения принимаются на основе единогласия и обязательны для всех членов ООН. В случае угрозы миру или акта агрессии Совет Безопасности обладает широкими полномочиями для их устранения, вплоть до применения вооруженной силы.

Сущность и роль государства как основного участника международных отношений

К числу других главных органов ООН относятся Экономический и Социальный совет (вопросы экономического и социального сотрудничества членов ООН), Совет по опеке (вопросы международной опеки над подмандатными территориями), Международный суд (правовые споры межу государствами) и Секретариат (административно-техническое обслуживание органов и комитетов ООН).

В рамках ООН существует целый ряд организаций, которые в системе международных отношений действуют вполне самостоятельно. К их числу относятся: Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Международная организация труда (МОТ), международный валютный фонд (МВФ) и др.

На протяжении всего периода существования ООН ни одно крупное событие в мире не оставалось вне сферы его внимания. Однако в прошлом жесткая конфронтация США и СССР ограничивала роль этой организации. Располагая большинством голосов в Генеральной ассамблее, США использовали её как послушный механизм для голосования, чему СССР мог противопоставить только своё «право вето» в Совете Безопасности. После появления новых независимых государств Азии и Африки резко увеличилось количество нейтральных стран, многие из которых составили Движение неприсоединения. В результате в значительной степени повысилась эффективность деятельности ООН. Однако после распада Советского Союза в условиях однополюсного мира США и их ближайшие союзники стали всё меньше считаться с ООН, применяя силовые методы решения международных проблем в обход этой авторитетной международной организации. В результате сегодня ставятся под сомнение общепризнанные нормы международного права и подрываются легитимные механизмы международного сотрудничества, выработанные на протяжении многих десятилетий.



Внешняя политика государств в системе международных отношений.

Внешняя политика – действия государства и его институтов за пределами своей суверенной территории для реализации национальных инте­ресов. Внешняя политика вторична по отношению к внутренней. Она регулирует отношения данного государ­ства с другими государствами, обеспечивает реализацию его потребностей и интересов на международной арене. Внешняя политика является неотъемлемой составной частью государственной политики, детерминируя действия государства в сфере внутренней политики. Иногда она является просто функцией внутренней поли­тики. Можно выделить некоторые специфические и базовые черты внешней политики. Одной из ее важней­ших черт является выработка и реализация целей внешнеполитической деятельности. Конечно, формулиро­вание программ и организация политических действий всегда обусловлены конкретной ситуацией на между­народной арене. Одной из черт, характеризующих внешнеполитическую деятельность государства, как уже отмечалось, является способность этого государства поддерживать политическую стабильность на долж­ном уровне внутри государства. Взаимосвязи и взаимозависимости внутренней и внешней политики распро­страняются практически на все сферы общественной жизни, будь то экономика, культура, наука. Поэтому очевидна и обратная связь воздействия внутренней политики на внешнюю. Виды: Одним из таких видов яв­ляется пассивная внешняя политика, которая присуща экономически слабым государствам, вынужденным приспосабливаться к международной конъюнктуре. Агрессивная внешняя политика заключается в формиро­вании собственной внутренней политики и в стремлении приспособить или принудить к изменениям во внут­ренней и внешней политике другие государства. Активная внешняя политика заключается в интенсивных по­исках равновесия между внутренней и внешней политикой. Консервативная внешняя политика заключается в активной или даже агрессивной охране достигнутого ранее равновесия между внутренней и внешней полити­кой. Основными субъектами внешней политики являются: – государство, его институты, а также политиче­ские лидеры и главы государств. Государству принадлежит определяющая роль в формировании внешнеполи­тического курса. – неправительственные организации, так называемая "народная дипломатия", которая вклю­чает деятельность как политических партий и движений, так и неполитических объединений и союзов. Успех внешней политики зависит от объективности и реальности отражения насущных общественных интересов, а также от адекватно выработанных средств и методов реализации этих интересов и достижения поставленных целей. Традиционными целями внешней политики государства можно назвать: – повышение материального и духовного уровня жизни населения, укрепление экономического и политиче­ского могущества государства; – обеспечение безопасности государства, его национального суверенитета и территориальной целостности; – недопустимость вмешательства во внутренние дела извне; – повышение престижа и роли государства в международных отношениях; защита определенных политиче­ских и экономических позиций во внешнем мире. Все перечисленные цели тесно взаимосвязаны между собой. Успешная реализация каждой из них способствует благоприятным условиям реализации всех остальных.

Функции внешней политики: охранительная. Она связана с защитой прав и интересов граждан за преде­лами страны. Реализация этой функции направлена на предотвращение угрозы для данного государства. – Информационно-представительская функция означает создание положительного имиджа государства в ми­ровом сообществе. Эта функция реализуется посредством влияния на общественное мнение и политические круги тех или иных стран, чтобы обеспечить благоприятные условия для успешного решения внешнеполити­ческих задач.

Международные отношения

Информационно представительская функция реализуется в рамках культурных и научных обме­нов, проведения переговоров, заключения международных договоров.Организаторская функция внешней политики заключаются в инициативных организаторских действиях, направленных на поиски выгодных кон­тактов и создание благоприятных внешнеполитических условий деятельности государства. Существенное значение для реализации этих функций имеет деятельность центральных органов внешней политики.Регули­рующаяфункция внешней политики необходима для того, чтобы ликвидировать нарушения равновесия в си­стеме внешнеполитических связей. Указанные выше функции внешней политики имеют универсальный ха­рактер. Универсальность возникает вследствие того, что все подсистемы внешней политики тесно взаимосвя­заны, и ни одна функция в отдельности не может удовлетворить потребности государства в достаточной сте­пени. Существенным элементом процесса внешнеполитической деятельности является выбор средств и оценка их результативности. Сгруппировать их можно по основным сферам жизнедеятельности общества: информационно-пропагандистские средства, политические, экономические, военные.Информационно-пропа­гандистские средства (или идеологические) играют важную роль в адаптации государства к сложным поли­иерархическим международным структурам в области средств массовой информации, деятельности культур­ных центров и др.Экономические средства внешней политики подразумевают использование экономического потенциала данной страны, как для решения внутренних проблем, так и для воздействия на политику иных государств. Экономическая мощь страны является особо важным средством внешней политики, определяю­щим позиции и место государства в мировом сообществе.Военными средствами внешней политики принято считать военную мощь государства, т.е. численность армии, виды вооружений, наличие военных баз, облада­ние ядерным оружием. Военные средства часто используются в целях оказания косвенного давления на иные страны. Формами давления могут быть учения, парады, маневры, испытания новых видов оружия. Помимо указанной типологии иногда выделяют также средства внешней политики, которые можно определить как устойчивые (территория, климат, природные ископаемые, геополитическое положение) и переменные (направления и концепции внешней политики, политические лидеры, политическая культура, политическая система и др.). Внешняя политика направлена на создание наиболее благоприятных условий для решения внутриполитических задач и укрепление международных позиций государства.

Дата добавления: 2017-02-25; просмотров: 116 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:


Поиск на сайте:


Современный Общественный Прогресс

Еще в глубокой древности начался процесс осмысления международных отношений. Развиваясь как часть политических учений, представление о международной политике постепенно превратились в автономную систему взглядов о за акономирности взаимосвязей в мире, об отношениях между народами. В современных условиях перехода к новому состоянию международных отношений все больше возрастает значение анализа тенденций мирового р озвиткку.

1 Эволюция международных отношений

Международная политика в традиционном обществе

С формированием этносов, возникновением и развитием у них самосознания, формированием государственных образований шло практически и выделение международных отношений в особую сферу взаимоотношений людей. По мере решения развития человечества усложнялись и связи между народами. С образованием и развитием государств, н вязки и отношения между людьми делятся на внутригосударственные и внешние. Но если внутригосударственные отношения между людьми выражали отношения господства и подчинения, то внешние, за пределами государства, отношения одного народа с другими народами строились на равноправной основе. По традиции, отношения между народами не охватывали существующие внутри государства н вязки и отношения между людьми. Отношения между государствами становятся в центр связей между народами, способствуют их всесторонней политизации.

Роль государства в международных отношениях. История федерализма (стр. 1 из 6)

Появление границ как пределов, до которых сяга а государственная мощь, символизировала не только суверенитет государства, но и выделение внешней политики, под которой подразумевались действия, выходящие за границы, границы государства время государство устанавливало а контроль над действиями любых иностранных сил на своей территории, а непидконтро-ные акции расценивались как вмешательство во внутренние дела государствдержави.

Характерные для политики черты своеобразно отражала внешняя политика. Взаимодействие социальных слоев и структур в соперничестве за участие во внешних делах государства в условиях традиционного общества (рабовл ласництво, феодализм и др.) выражалась значительно слабее, чем в отношении внутренних дел. Воспринимаемый внешняя политика как исключительная прерогатива верховной власти, как сфера деятельности властителя или от тельно узкой группы лиц, привлеченных к таинству управления. Процесс формирования в различных социальных общностей и слоев самостоятельных международно-политических интересов пидганявся кризисами и потрясения мы, взламывали государственной оболочку. Но события, происходившие в отдельных государствах, мало меняли общую картину мирового сообщества. Уже в древности развивающаяся часть внешней политики, которая определяла формы, цели и содержание международной деятельности государства. Ловкие обладатели, которые привыкли повелевать, вне государства встречались с не менее опытными монархами, государями, властителями, которые с тоялы у руля в других государствах. Противопоставление из-за отсутствия предпосылок для гегемонии одной из сторон могло затягиваться на длительный период (Египет и хетты,. Афины и. Спарта,. Рим и. Карфаген и др.). С вычайно же, такое обстоятельство заставляло государственных правителей разрабатывать стратегию действий на перспективу, четко определять иерархию цели, рассчитывать силы и средства, вести непрерывное изучение ситуации, прод умуваты средства воздействия на соперника, противника, организовывать союзы и иоюзи та ін.

Многим императорам ("царям царей") сама идея суверенного равенства казалась малоприйнятною, и они прибытия послов с подарками готовы объяснять как присылкой дани. Для любого государства"целью в себе"признавалась абсолютная независимость государства с признанием его суверенного равенства и невмешательства во внутренние дела. Суверенное равенство рассматривалась как целостная политическая единица, в которой лишь суверен (народ) или правительство обладают верховной легитимной (законной) властью и имеют право выступать от имени государства. Международные отношения, международная политика сводились к взаимодействию государств, потому что других субъектов международной политики не существовало (в. Средневековье — редкое исключение и влияние главы католической церкви). В таких условиях государства стремились оказывать влияние через межгосударственные связи вязки, предлагая союзнические отношения или покровительство, стравлювалы народы (по принципу"разделяй и властвуй"), пытались манипула ваты более или менее скрытыми средствами (подкуп, шантаж, шпионаж и т.п.). В слабых партнеров на их систему ценностей государства с долговременной стратегией постоянно влияли посредством распространения свое й языка и миссионерства, нав ‘связывая свою культуру, формы государственного или военного устройства, права и и права та ін.

Естественно, составляя основы политики, международные отношения образуют определенную систему. Политолог. Карл. Хорст считает, что международная система определяется как совокупность независимых суверенных политических. Перед ценностей: племен, полисов, наций или империй, взаимодействующих со значительной частотой и соответственно с упорядоченным процессом. Политолог. Раймонд. Арон подчеркивает, что международные отношения — это отношения между полити лением общностями. Основной общностью внешней политики и компонентом международной системы выступает государство — основной институт национальной политической системы. Хотя, вообще, выход на мировую арену в сферу международных отношений имеют практически все составляющие политической системы, в том числе политические партии, политические движения, объединения и организации общественности и др.. По западной традиции круп ш обобщенно внешняя политика определяется как деятельность, искусство по воплощению в жизнь насильственного навязывания или соглашения групповых государственных интересов. Субъектами и объектами внешней политики выступают не только суверенные государства, но и их коалиции, союзы, блоки и др.. Все большее значение приобретают понаддержавни образования -. Организация. Объединенных. Наций и ее институты субъектами внеш ишньои политики и внешнеполитических отношений выступают и народы, борющиеся за свое государственное самоопределениезначення.

Международные отношения являются объектом внешней политики, международной политики в целом. Впрочем, привычный для нас термин «международные отношения» не совсем точное, поскольку соответствующие отношения никогда не складываются непосредственно между народами. Как демократия не бывает непосредственно властью народа, так и международные отношения не бывают отношениями непосредственно между народами. Они опосредуются государствами — через охрану границы, таможенный контроль, визовые режимы, загранпаспорта, монополию на осуществление внешней политики и т.д. Франкоязычный эквивалент термина «международные отношения» — relations internationales, что дословно означает «межнациональные отношения», соответствующий англоязычный термин несколько более точны, поскольку в западноевропейской традиции нация отождествляется с государством. Определение «народа» как главного субъекта международных отношений предполагает именно государственные народа-нации, а по сути — государства.

Конечно международные отношения определяются как система политических, экономических, социальных, культурных, военных,правовых и иных связей между государствами и народами.

Изучаются они разными науками. Так, история анализирует проблемы возникновения и развития внешней политики и дипломатии. Экономическая наука исследует международные экономические связи. Наука международного права сосредотачивается на изучении норм и принципов, регулирующих систему международных отношений, а также взаимоотношения в пределах отдельных групп стран или на двусторонней основе. Политология играет особо важную роль в исследовании международных отношений. Уже хотя бы потому, что важнейшим объектом ее изучения является государство, которое выступает главным субъектом международных отношений. Политология сосредотачивается на исследовании именно политических связей между государствами, рассматривая их как субъект внешней политики.

Международные отношения выступают специфическим видом общественных отношений. Как и общественные отношения в целом, они являются отношениями между людьми; в них четко выделяются экономический, социальный, политический и духовно-культурный аспекты. В то же время международные отношения характеризуются рядом особенностей.

Это, во-первых, их безвластно характер. Власть является одним из основных регуляторов общественной жизни внутри государства, где существуют отношения господства и подчинения, руководства и подчинения.

СИСТЕМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

В отношениях между государствами властные отношения как отношения господства и подчинения является не правилом, а отклонением от него. Здесь должно быть равенство партнеров под углом зрения международного права. Это отношения конкуренции, соперничества или сотрудничества и лишь как исключение — господство и подчинение.

Поскольку международные отношения не имеют властного характера, то возникает проблема выделения их политического аспекта. Этот аспект не может быть определен через власть, как это делается в отношении политики внутри государства. Он может быть выделен на основе субъектов отношений, которыми являются политические институты и лица, которые их представляют. Другими словами, международные политические отношения — это отношения между государствами, политическими партиями, общественно-политическими организациями и движениями, международными организациями и другими субъектами политики на международной арене. За такого понимания международных политических отношений даже сугубо экономические отношения между государствами как политическими институтами приобретают политический характер. Политический аспект, политические отношения составляют основное содержание международных отношений.

Во-вторых, система международных отношений имеет децентрализованный характер. Если внутри государства является общегосударственный центр принятия решений, которым выступает система властных органов, то в международных отношениях таких руководящих центров, деятельность которых основывалась бы на господстве и подчинении, нет.

В-третьих, основным средством разрешения противоречий в международных отношениях является консенсус — принятие решения на международных конференциях, совещаниях и в международных организациях на основе общего согласия участников без проведения формального голосования, если против него не выступает ни один из участников. Консенсус применяется также, как средство обеспечения единства позиций государств к проведению голосования по обсуждаемым вопросам, которое в таком случае откладывается на время процесса согласования. Консенсус имеет важное значение в достижении договоренности между государствами, поскольку открывает возможности для поиска взаимоприемлемых решений для всех участников переговоров. Он предусматривает принятия решений всеми государствами на основе добровольных компромиссов, уважения суверенитета друг друга, равенства и взаимного признания интересов сторон, исключает диктат, давление или принятия решения механической большинством голосов на международной конференции или в международной организации.

По-четвертых, в международных отношениях большую, чем у внутренних, роль играет субъективный фактор, особенно деятельность руководителей государств и международных организаций, в решении имеющихся противоречий.

Назад  

Записи созданы 1517

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх