Министерство обороны жилье

Жилищный вопрос главный в рамках конкретной семьи и целого государства. Существует ряд граждан, которым жилые помещения в собственность, передают безвозмездно. К таковым, в частности, относятся военнослужащие. Важно, чтобы они непросто защищали страну от посягательств извне, но и имели гражданство России, числились нуждающимися в улучшении жилищных условий. Если вышеупомянутые требования соблюдаются, а жилья все равно нет, то военный вправе обратиться к служителям Фемиды. Тогда выносятся судебные решения по жилищным спорам военнослужащих. Что они собой представляют? Могут ли быть оспоренными?

Обеспечение военнослужащих жильем: нормы, порядок

Предоставление жилого помещения военнослужащему в собственность регулируется следующими законами:

  • Жилищным Кодексом страны;
  • Федеральным законом №76-ФЗ;
  • Конституцией государства;
  • ведомственными актами.

Законодатель гарантирует военному собственную жилплощадь, если служащий:

  • является гражданином своей страны;
  • нуждается в том, чтобы улучшить условия проживания;
  • отслужил более 10 лет;
  • намеревается уйти в отставку (на пенсию) или без такового.

Получается, что военнослужащему, у которого нет своего жилья, через 10 лет службы обязаны выдать квартиру или дом. При этом военный должен уйти со службы по состоянию здоровья, собственным намерениям или изменениям в штатном расписании.

Если человек не желает расставаться с выбранной профессией, он может работать, но жилье в таком случае военному предоставят через 20 лет по действующему законодательству.

Не всегда служивым выдают именно готовую жилплощадь. Квадратные метры могут заменить денежной выплатой, которой хватит на покупку или строительство жилья.

Важно: квадратура предоставляемого помещения рассчитывается исходя из общих потребностей семьи военного, а не его одного.

По Жилищному кодексу на одного человека должно приходиться не менее 12 квадратных метров жилья. Семьям с двумя разнополыми детьми должны предложить минимум двухкомнатную квартиру.

Обычно помещение располагается в том городе, где прописан конкретный военнослужащий. Выбор населенного пункта, где появится жилье в собственности, в данном случае не предусмотрен.

Однако заезжать в первое же предложенное жилье военному не обязательно. Гражданину предлагают несколько вариантов жилья, он вправе выбрать наиболее подходящее для него и его семьи.

Обеспечение жилыми помещениями на временной основе предусмотрено для граждан, служащих по контракту. Помещение предоставляют в том населенном пункте, где трудится конкретный военный. Если такой возможности нет – то выбирается ближайшие город или село. Подробнее об этом сказано в 15 статье закона о статусе военнослужащих.

Военная служба и опасна, и трудна. Случаи гибели не являются редкостью. Если военный умер при выполнении служебного задания, члены его семьи все равно вправе рассчитывать на собственные квадратные метры. Об этом говорится в статье №24 вышеупомянутого закона страны.

Если в семье произошел разлад и последующий развод, то ячейка общества уже не признается таковой. Сам военнослужащий имеет право на собственное жилье, его супруга (супруг) – уже нет. Что касается несовершеннолетних детей, здесь все зависит от того, с кем они будут жить в дальнейшем: с военнослужащим – тогда при предоставлении жилья малолетних возьмут в расчет.

Проблемы обеспечения служивых жилой площадью

Казалось бы – по закону все просто. Военным обязаны предоставить жилье, если они в нем нуждаются, отслужили более 10 лет и собираются увольняться. На практике в предоставлении квартир иногда отказывают. Чем мотивируют такое решение?

Начнем с того, что вопрос регулирует жилищная комиссия конкретного гарнизона (военной части). Именно в ее адрес военный подает заявление о том, что он намерен получить жилье в собственность.

Важно! Эта комиссия ведет, значит, составляет списки военных, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Такие же документы хранятся в администрации конкретного населенного пункта, где гражданин проходит службу.

На практике оказывается, что жилья нет, как и средств, которые нужно выделить на его приобретение. Военных «кормят завтраками», предоставляют им социальное жилье, всячески оттягивая момент получения персональной квартиры.

Иногда такая тактика срабатывает. Люди просто устают ждать, поэтому копят деньги, берут кредиты, занимают у родственников и покупают жилье самостоятельно. Тогда они исключаются из очереди нуждающихся в том, чтобы улучшить свои условия проживания, соответственно, безвозмездное жилье не предоставляется.

И здесь случаются казусы, противоречащие здравому смыслу. Яркий пример – ситуация, случившаяся с Сергеем Барышевым. Военнослужащий в свободное от работы время подрабатывал свадебным оператором, накопил денег, занял у родственников и купил себе жилье в Подмосковье за почти 5 миллионов рублей. Однако военная прокуратура признала подобную деятельность слишком противоречивой и даже порочащей военного. Состоялся суд, решением которого квартиру у служивого отобрали, обратив ее в собственность государства.

Выходит, покупать жилье самостоятельно все-таки не стоит? Надо ждать своей очереди? А если семья живет в невозможных условиях, и неизвестно: когда все это закончится? Здесь совет лишь один: не сидеть на месте. Если военнослужащему должны предоставить жилье, значит, гражданин защищен законом, опасаться ему нечего.

Способы урегулирования конфликтов

Что делать, если жилье не дают, хотя все сроки уже вышли? Писать жалобы, обращения, в общем, действовать, а не сидеть сложа руки. Примерная схема действий в данном случае выглядит следующим образом:

  • человек собирает документы, подтверждающие его нуждаемость в жилье, собственной жилплощади;
  • подает жалобу на рассмотрение жилищной комиссии гарнизона;
  • если она неудовлетворена, пишется обращение в адрес командира военной части;
  • далее – обращение в военный суд. О нем будет сказано чуть ниже.

Военнослужащему необходимо собрать следующие документы:

  • удостоверяющие собственную и личности членов семьи;
  • справку о доходах;
  • справку о признании семейства нуждающимся в улучшении условий проживания;
  • заявление.

Заявление имеет типовой характер. Составляется по единому образцу. В «шапке» указывают от кого и кому направляется бумага, далее оформляется содержание. В нем указываются основания для получения помещения (нуждаемость, срок службы, выход на пенсию). В течение 30 дней обязаны дать ответ по вопросу о жилье.

Как долго ждать собственных квадратных метров? После подачи в отставку военного обеспечивают квартирой или домом в месячный срок. Иногда случаются казусы или форс-мажоры, на которые люди не могут повлиять. Тогда сроки увеличиваются, но не продолжаются более года. Иначе – это уже повод для судебного разбирательства.

Решение проблемы через суд

Очень многие граждане боятся обращаться в суд за защитой своих прав. Хотя ничего страшного в этом нет. Даже наоборот, именно суд является той единственной инстанцией, где стоит поискать правду.

Вопросы с военнослужащими по жилью решает военный суд. Туда подают иски, связанные в том числе с предоставлением жилплощади для военнослужащих в собственность. Принятое решение может быть оспорено Высшим арбитражным судом страны в исключительных случаях.

В 99 процентах ситуаций служители Фемиды встают на сторону того лица, чьи права нарушены. Это – их непосредственная обязанность.

Обращение в военный суд происходит по следующему сценарию:

  • гражданин оформляет исковое заявление;
  • оплачивает государственную пошлину (это предусмотрено Налоговым Кодексом России. В данном случае служивые от нее не освобождаются – статья 333.38);
  • предоставляет требуемые документы, доказывающие его нуждаемость в собственном жилье;
  • далее назначается разбирательство;
  • ответчиком в таком случае является жилищная инспекция конкретного гарнизона;
  • в ходе слушания дают высказаться обеим сторонам, заслушиваются их доводы и претензии;
  • потом служитель Фемиды выносит решение, каким оно будет, зависит от конкретной ситуации.

Важно! Чтобы семье военного предоставили жилье, брак должен быть законным, заключенным работниками ЗАГСа. Если люди просто сожительствуют, даже имея общих детей, то при расчете квадратуры эти факты не будут учтены.

В деле – очень много нюансов, в которых сложно разобраться. Иногда военные совершают ошибки и оказываются без положенных им квартир – например, не учитывают уже имеющиеся доли в жилье, не встают на учет по регистрации нуждаемости.

Чтобы семейство включили в списки тех, кому требуется улучшить свои условия проживания, надо подтвердить тот факт, что члены ячейки общества не имеют своего жилья или оно слишком маленькое, его площади явно недостаточно для проживания семьи (на каждого члена приходится менее 12 квадратных метров).

Не нужно быть малоимущими, чтобы нуждаться в жилье. Об этом факте многие забывают или просто не знают. Поэтому часто военнослужащие уверены – собственные квадратные метры от государства им не положены, ведь зарплата хорошая, семья не находится за чертой бедности, значит, и жилье не нужно.

Примеры судебных разбирательств

Гражданин А., собирающийся на пенсию, отслуживший более 10 лет, подал в военный суд иск. Заявление гласило, что гражданину отказывают в предоставлении жилья, потому что семья прописана у матери А. Квартира у нее большая – места всем хватает. Так мотивирует отказ жилищная комиссия гарнизона. Правомерны ли их действия? Суд постановил, что указанные обстоятельства не являются причинами для непредставления семейству отдельного жилья. Были изучены правоустанавливающие документы на квартиру, согласно которым собственницей помещения является только мать А., не он сам, не члены его семейства. Через месяц семья А. въехала в новую квартиру.

Военный Н. приобрел для своей семьи двухкомнатную квартиру площадью 50 квадратных метров. Узнал о законе, позволяющем ему получить жилье безвозмездно от государства, и решил воспользоваться своим правом. Суд отказал в удовлетворении требований, потому как семья гражданина Н. не являлась нуждающейся в улучшении условий своего проживания, не стояла на очереди.

Семья солдата К. владела трехкомнатной квартирой. Ее молодым на свадьбу подарили родители. Затем было решено продать жилплощадь, чтобы встать на учет, как нуждающиеся в улучшении условий и получить свое от государства. Хоть К. и отслужил 12 лет, вышел в отставку, даже умудрился встать на очередь, его требования не удовлетворили. Судья запросил документы о продаже жилья. Оказалось, что произошло это около 2 лет назад, значит, семья намеренно ухудшила условия проживания. По халатности специалиста комиссии, они оказались включенными в список нуждающихся в жилищных улучшениях незаконно. Также в отношении этого сотрудника была возбуждена служебная проверка.

Закон гласит: военным обязаны предоставить жилье. Не всем, конечно, а только тем, кто реально в нем нуждается, не может самостоятельно приобрести себе квартиру или дом. Для получения помещения гражданину надо соблюсти некоторые условия: отслужить 10 лет и выйти в отставку либо проработать в течение 20 лет в качестве военного. Предоставляемые квартира или дом должны находиться в адекватном, пригодном для проживания состоянии. Военный, получивший собственные квадратные метры жилья, не вправе истребовать имущественный налоговый вычет. Жилплощадь является субсидированной, переданной безвозмездно, а вычет возвращается только с личных денег гражданина, которые он потратил на покупку недвижимости.

Предоставление жилья в натуре может быть заменено денежной выплатой. Средств должно хватить на покупку дома или квартиры по желанию военного.

Проблема с решением жилищного вопроса актуальна среди многих военных. В связи с этим государство разработало специальную программу, призванную решать вопрос обеспечения жильем военнослужащих. Согласно условиям этой программы, военные имеют право получить жилье бесплатно, либо по льготе.

Служебное жилье

Заранее стоит обговорить ситуацию с получением служебного жилья для военнослужащих. В случае, когда контрактник переезжает в город, где будет проходить его служба, он получает право на проживание в служебной квартире.

На предоставление жилого помещение дается 3 месяца. При этом семья военного не имеет права на получения этого помещения в личную собственность, только проживание. В случае перевода по службе или увольнения, жилое помещение освобождают.

Бесплатное жилье

Законодательство РФ относит военнослужащих к льготной категории граждан, которые имеют право на бесплатное получение недвижимости или средств на его приобретение. Для этого контрактники, уволенные или переведенные в запас, заполняют заявление в местный департамент жилищного обеспечения.

Министерство рассматривает заявку и одобряет ее, если не было нарушений:

  • Если в течение 5 последних лет служащий не наносил умышленных действий, ухудшающих состояние его квартиры.
  • Если жилая площадь не подходит всем членам его семьи из расчета 18 кв. м. на человека.

Для того, чтобы служащего признали нуждающимся в жилье, ему необходимо предоставить перечень документов (подробнее о них можно узнать на сайте мил.ру):

  • копии удостоверения личности служащего и членов его семьи, проживающих в одном помещении;
  • копия документа о семейном положении;
  • данные из домовой книги о месте проживания всех членов семьи за 5 лет, а также лицевые счета с мест жительства;
  • документы, подтверждающие право на другие льготы;
  • документы о наличии или отсутствии права на недвижимость от всех членов семьи.

Доступ к реестру, предоставляющим порядок обеспечения жилым помещением военным, открыт на сайте Министерства обороны, mil.ru. Каждый служащий может внести свои данные и проверить верность занесения информации в его заявку и стадию рассмотрения.

В 2020 году распределение жилья происходит через электронную очередь на сайте Минобороны. На порядок очередности влияют несколько факторов: выслуга, количество членов семьи, выбор места для будущего проживания, дата постановки на учет заявления и др.

Чтобы встать в очередь на получение жилья, служащего должны признать нуждающимся

Возможность приобретения

Современное законодательство предусматривает несколько вариантов предоставления жилья военнослужащим путем его приобретения.

Жилищное обеспечение военнослужащих вооруженных сил Российской Федерации в самом простом виде – это участие в накопительно-ипотечной системе. Программа была создана еще в 2004 году и заключается в том, что участвуют в ней военнослужащие по контракту с момента поступления на службу.

Деньги копятся, поступая из федерального бюджета, а воспользоваться ими можно по истечении 3-х летнего срока службы. Контрактник обращается в любой банк, который занимается выдачей целевых кредитов и подает заявление на оформление ипотечного кредита.

Важные условия программы накопления

Условия предоставления Условия оплаты
  • Важным моментом при приобретении жилья является его размер.
  • Расширение приобретаемого жилья возможно за личные денежные средства контрактника.
  • Возможно оформление ипотеки до истечения 3-х летнего срока службы. В таком случае ипотека военнослужащему выдается на общих основаниях, без льгот и на его личные средства. В дальнейшем, он может погасить ипотеку единовременной выплатой, за счет скопленных по системе средств.
  • Особая льгота предусмотрена министерством обороны для тех, кто имеет выслугу лет свыше 20. В таком случае заем военного гасит государство.
  • Подобная льгота с погашением кредита предусмотрена для военнослужащих, имеющих выслугу от 10 лет и при этом уволенных: по возрасту, по состоянию здоровья, по семейным обстоятельствам, по причине изменений состава части.
  • В случае смерти военнослужащего, государство также выплачивает за него заем, при этом кредитор не имеет права спрашивать долг с членов семьи погибшего. Несмотря на выплату кредита государством, в право собственности вступают только члены семьи военного.

Порядок оформления

Закон предусматривает право военнослужащего на приобретение недвижимости на льготных условиях. Для этого в начале своей службы контрактник подает рапорт с просьбой о возможности накопления и последующего получения денежных средств. По истечении срока в 3 года, рапорт подают вновь в штаб части.

В нем указывают свое желание на получение сертификата о праве участвовать в программе ипотечного кредитования. Сертификат выдают не сразу, поэтому время на его ожидание можно потратить на поиск жилья и подходящего банка, поскольку у организаций могут различаться условия кредитования.

Как только сертификат получен, заключают договор об ипотечном кредите с банком и министерством обороны РФ, также договор купли-продажи, его регистрируют в Росреестре и получают право собственности. С этого момента военнослужащий считается обладателем личного постоянного жилья.

Возможно приобретение жилья сверх установленной нормы за свой счет

Важным отличием кредитования военных от других граждан является то, что здесь не рассматривают уровень дохода, поскольку выплаты поступают не от военного, а из государственного бюджета.

Норма жилья по программе

При вступлении в программу накопления у многих военных возникает вопрос о том, какая именно сумма будет доступна для выплаты. Государство выделяет денежные средства из расчета, сколько будет достаточно для приобретения жилья установленного размера.

Размер соответствует количеству человек, входящим в состав служащего:

  • Только служащий по контракту — 33 кв. м.
  • Служащий и 1 человек – 42 кв. м.
  • Служащий и 2 человека и более – идет расчет жилплощади по 18 кв. м на человека.

Как было отмечено выше, военный может выбрать площадь сверх нормы, но доплачивает разницу самостоятельно. Участвовать в программе могут не только служащие, нуждающиеся в жилье, но также те, кто уже обладает недвижимостью. Накопительная программа подразумевает долгий срок службы.

Отрицательные стороны программы

Основной минус программы заключается в том, что служащий привязан к месту работы на долгие годы, если хочет, чтобы кредит был выплачен по льготной программе. Но этот момент объясняется со стороны государства: если необходима льгота – военный платит долг службой.

Следующий момент касается тех, кто приобретает недвижимость в крупных городах. Здесь условия ипотечного кредитования иногда запрашивают ежемесячную выплату, превосходящую по своим размерам сумму от государства. Поэтому приходится доплачивать разницу из собственного кармана.

Еще один минус в том, что срок кредитования по программе для военных составляет в среднем 20 лет. Если нет возможности погасить разницу единым платежом, то ипотека остается на долгие годы. С другой стороны, при таких условиях не нужно ждать, когда отстроится дом для военных, а можно сразу въезжать в готовое жилье.

На сегодняшний день у военных или бывших военных есть несколько вариантов получения жилья от государства: приобретение жилья по накопительной программе, подача заявления на получение жилья или получение служебного жилья.

В случае приобретения личного жилья предоставляются льготы по выплатам. Таким образом, приобретение или получение жилья становится более реальным для военных, но требует длительной службы.

Главная Департамент жилищного обеспечения Специализированный жилищный фонд

Жилые помещения специализированного жилищного фонда

За последние 5 лет Минобороны обеспечило 142,5 тыс. военнослужащих служебным жильем

С 2012 года служебное жилье по линии Минобороны России получили 142,5 тыс. военнослужащих, а с учетом членов их семей – это более полумиллиона человек.

В том числе, с начала 2017 года служебным жильем обеспечено 25,5 тыс. военнослужащих, что составляет 85 % от плановых показателей текущего года (всего до конца года планируется обеспечить 30 тыс.).

Кроме того, ежегодно в среднем 50 тыс. военнослужащих получают денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений.

Деятельность органов жилищного обеспечения направлена на сохранение таких темпов работы, которые позволяют еженедельно обеспечивать служебными квартирами не менее 600 семей военнослужащих.

Служебные жилые помещения предоставляются из расчета не менее 18 кв. м общей площади на каждого члена семьи и не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы.

До конца 2017 года планируется передать в фонд служебного жилья

46 жилых домов

С 2010 года, с момента образования Департамента жилищного обеспечения Минобороны России, органам жилищного обеспечения было передано под заселение 610 жилых домов на 33 327 жилых помещений, из них в 2017 году – 28 жилых домов на 3 331 квартиру.

Кроме того, до конца 2017 года планируется передать еще 46 жилых домов жилищного фонда общей вместимостью на 8 626 жилых помещений.

Для обеспечения военнослужащих и членов их семей служебным жильем Министерство обороны использует как дома-новостройки, так и повторное заселение в объекты жилищного фонда Министерства обороны и жилые помещения муниципального фонда.

Следует отметить, что с начала 2017 года только в г. Москве было обеспечено служебными помещениями более 1 тыс. военнослужащих, в Московской области – свыше 4-х тыс.

Разъяснение порядка выдачи справок о сдаче жилых помещений

Постановка на учет нуждающихся в служебных жилых помещениях

Предоставление служебных жилых помещений

Предоставление жилых помещений в общежитиях

Предоставление жилых помещений маневренного фонда

Предоставление специализированных жилых помещений
во внеочередном порядке

Право на дополнительную площадь при предоставлении
специализированных жилых помещений

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело № 204-КГ15-10

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва 20 августа 2015 г.

Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Рос­ сийской Федерации в составе

председательствующего Крупнова И.В.,
судей Воронова А.В., Замашнюка А.Н.
при секретаре Замолоцких В.А. рассмотрела в открытом судебном заседании

гражданское дело по кассационной жалобе представителя командира войско­ вой части Власова А.В. на апелляционное определение Уральского ок­ ружного военного суда от 6 ноября 2014 г., которым отменено решение Че­ лябинского гарнизонного военного суда от 30 мая 2014 г. по заявлению быв­ шего военнослужащего войсковой части майора запаса Юрпалова А В об оспаривании решения жилищной комиссии войсковой части , утвержденной командиром, об исключении заявителя и членов его семьи из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Крупнова И.В., изложившего обстоятельства гражданского дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, доводы кассационной жалобы, объяснения представителя командира войсковой части Никонова В.А. в обоснование доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам во­ еннослужащих

установила:

апелляционным определением Уральского окружного военного суда от 6 ноября 2014 г. отменено решение Челябинского гарнизонного военного су­ да от 30 мая 2014 г. об отказе в удовлетворении заявления Юрпалова А.В., в котором он просил признать незаконным утвержденное командиром войско­ вой части решение жилищной комиссии той же воинской части от 26 марта 2014 г. об исключении заявителя из числа нуждающихся в улучшении жилищных условий.

По делу принято новое решение об удовлетворении заявления, решение жилищной комиссии признано незаконным и на комиссию возложена обя­ занность по рассмотрению вопроса о включении Юрпалова А.В. и членов его семьи в списки нуждающихся в получении жилого помещения.

Определением судьи Уральского военного суда от 24 февраля 2015 г. в передаче кассационной жалобы представителя воинского должностного лица для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отка­ зано.

В кассационной жалобе представитель командира войсковой части , утверждая о правомерном исключении заявителя из числа нуждающих­ ся в жилом помещении ввиду незаконной постановки его на жилищный учет в ноябре 2004 года, просит апелляционное определение отменить ввиду су­ щественного нарушения норм материального права, оставив в силе решение гарнизонного военного суда.

В обоснование жалобы он указывает, что Юрпалов А.В. в связи с за­ ключением первого контракта о прохождении военной службы после 1 янва­ ря 1998 года, отсутствия необходимой выслуги лет и оснований для увольне­ ния не мог быть признан в 2004 году нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма. Кроме того, он не сдал ранее полученную от государства квартиру и после расторжения брака не принял мер к выделению причитающейся ему доли, что само по себе является препятствием к повтор­ ному получению жилья. Однако окружной военный суд эти обстоятельства неправомерно признал не имеющими значения при рассмотрении вопроса о законности решения жилищной комиссии.

Также в жалобе указывается на ошибочный вывод суда апелляционной инстанции о праве заявителя на служебное жилье, поскольку по месту воен­ ной службы он обеспечен жильем для постоянного проживания в качестве члена семьи в квартире, нанимателем которой является его супруга.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 24 июля 2015 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в су­ дебном заседании Судебной коллегии по делам военнослужащих.

Рассмотрев материалы гражданского дела и обсудив доводы кассаци­ онной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих находит апел­ ляционное определение подлежащим отмене.

Согласно ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения су­ дебных постановлений в кассационном порядке являются существенные на­ рушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на ис­ ход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита на­ рушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела допущены существенные нарушения норм материального права, что выразилось в сле­ дующем.

Из материалов дела следует, что Юрпалов А.В. в период прохождения военной службы с августа 1988 года по ноябрь 1992 года за счет федерально­ го органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, был обеспечен в марте 1992 года по установленным нормам жилым помеще­ нием для постоянного проживания, которое после расторжения брака он ос­ тавил бывшей супруге и сыну, отказавшись от приватизации квартиры, а за­ тем выехал из нее в январе 1995 года.

После заключения нового брака Юрпалов А.В. в марте 2003 года был вселен супругой в качестве члена семьи в квартиру, находящуюся в муници­ пальной собственности.

В феврале 2003 года заявитель поступил на военную службу по кон­ тракту, которую проходил до увольнения в отставку по состоянию здоровья в апреле 2014 года.

В период прохождения военной службы Юрпалов А.В. решением жи­ лищной комиссии войсковой части от 14 апреля 2004 г. был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий ввиду обеспеченности жи­ лой площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Однако после выявления факта обеспеченности заявителя жилым по­ мещением он был снят с жилищного учета решением жилищной комиссии от 26 марта 2014 г., утвержденным в тот же день командиром воинской части.

Отказывая в удовлетворении заявления, гарнизонный военный суд ис­ ходил из того, что Юрпалов А.В. распорядился ранее полученным от госу­ дарства жилым помещением и не может его сдать, что лишает заявителя пра­ ва на повторное обеспечение жильем в порядке, установленном Федераль­ ным законом от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее — Федеральный закон «О статусе военнослужащих»).

Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое об удовле­ творении заявления, окружной военный суд сослался в обоснование принято­ го решения на право Юрпалова А.В. быть обеспеченным в период военной службы служебным жильем ввиду заключения им первого контракта после 1 января 1998 г. Неверным окружной военный суд посчитал и вывод гарнизон­ ного военного суда о необходимости сдачи заявителем ранее полученного от государства жилья, поскольку в связи с расторжением брака и последующим снятием с регистрационного учета он утратил право не только проживания, но и пользования этим жилым помещением.

Такие выводы суда апелляционной инстанции не соответствуют об­ стоятельства дела и не основаны на законе.

В соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военно­ служащих» во взаимосвязи с подп. «д» п. 10 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных поста­ новлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. № 1054, право на жилищное обеспечение военнослужащих, признанных в каче­ стве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляется за счет государст­ ва один раз.

Кроме того, согласно п. 5 ст. 15 Федерального закона «О статусе воен­ нослужащих» в случае освобождения жилых помещений, занимаемых воен­ нослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за ис­ ключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.

В связи с изложенным правильным является вывод гарнизонного воен­ ного суда о том, что в том случае, если военнослужащий реализовал свое право на жилое помещение по договору социального найма в порядке, преду­ смотренном Федеральным законом «О статусе военнослужащих», и не может представить документы о его освобождении, повторное обеспечение такого военнослужащего жилым помещением по договору социального найма осу­ ществляется в общем порядке согласно нормам ЖК РФ с учетом ранее полу­ ченного жилого помещения от федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, и других заслуживающих внимания обстоятельств.

Такие разъяснения законодательства даны в п. 27 постановления Пле­ нума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, во­ енной службе и статусе военнослужащих». Однако данные положения нор­ мативных правовых актов и разъяснения Верховного Суда Российской Феде­ рации судом апелляционной инстанции применены не были.

При таких данных утрата Юрпаловым А.В. права пользования жилым помещением, предоставленным ему в период прохождения им военной службы с августа 1988 года по ноябрь 1992 года, обусловленная отказом зая­ вителем от приватизации квартиры и добровольным выездом из нее, то есть причинами, связанными с его волеизъявлением, не свидетельствует о нали­ чии у него права на повторное обеспечение жильем за счет государства.

Что касается расторжения заявителем брака, то это обстоятельство, во­ преки выводу суда апелляционной инстанции, само по себе не свидетельст­ вует об утрате Юрпаловым А.В. на основании ч. 4 ст. 31 ЖК РФ права поль­ зования жилым помещением, поскольку, давая согласие на его приватиза­ цию, без которого она в силу ст. 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федера­ ции» была бы невозможна, заявитель исходил из того, что право пользования данным жилым помещением для него будет носить бессрочный характер и, следовательно, оно должно учитываться при переходе права собственности на жилое помещение по соответствующему основанию к другому лицу.

Из изложенного следует, что положения ч. 4 ст. 31 ЖК РФ не распро­ страняются на бывших членов семьи собственника приватизированного жи­ лого помещения при условии, что в момент приватизации данного жилого помещения указанные лица, к которым относится заявитель, имели равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим.

Такие разъяснения законодательства даны в п. 18 постановления Пле­ нума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 «О не­ которых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищ­ ного кодекса Российской Федерации», которые также были оставлены без внимания судом апелляционной инстанции.

Вопреки выводу окружного военного суда, Юрпалов А.В. в период во­ енной службы не имел права и на служебное жилье.

В соответствии с ч. 2 ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые поме­ щения, к которым относится служебное жилье, предоставляются по установ­ ленным в ЖК РФ основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми поме­ щениями в соответствующем населенном пункте.

Поскольку из материалов дела следует, что заявитель с момента по­ вторного поступления на военную службу проживает в качестве члена семьи в квартире, нанимателем которой по договору социального найма является его супруга, основания для его постановки на жилищный учет для получения служебного жилого помещения также отсутствовали.

Таким образом, Юрпалов А.В. не мог быть признан нуждающимся в жилом помещении исходя из обеспеченности его жильем за счет государства по установленным нормам. Другие основания признания заявителя нуждаю­ щимся в жилом помещении, предусмотренные ст. 51 ЖК РФ, по делу не ус­ тановлены.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления неправо­ мерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Таким образом, суд первой инстанции, признавая законным решение жилищной комиссии той же воинской части от 26 марта 2014 г. об исключе­ нии заявителя из числа нуждающихся в улучшении жилищных условий, пришел к правильному выводу о том, что Юрпалов А.В. и члены ее семьи не имеют права на восстановление в списках нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма, а вывод суда апелляционной инстанции об обратном не основан на законе.

Допущенные нарушения повлияли на исход дела и без их устранения невозможна защита охраняемых законом публичных интересов, что является основанием для отмены в кассационном порядке апелляционного определе­ ния Уральского окружного военного суда от 6 ноября 2014 г. и оставления в силе решения Челябинского гарнизонного военного суда от 30 мая 2014 г.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 386-388, п. 4 ч. 1 ст. 390 ГПК РФ, Судебная коллегия по делам военнослужащих

определила:

апелляционное определение Уральского окружного военного суда от 6 ноября 2014 г. по делу по заявлению Юрпалова А В в связи с существенным нарушением норм материального права отменить, оставить в силе решение Челябинского гарнизонного военного суда от 30 мая 2014 г.

по заявлению Юрпалова А.В. Председательствующий И.В. Крупнов Судьи: А.В. Воронов А.Н. Замашнюк

Главная Департамент информационных систем Минобороны России Деятельность в рамках МО Система автоматизированной обработки обращений граждан

САООГ – система автоматизированной обработки обращений граждан

В 2020 году Минобороны России в рамках государственных и национальных программ по цифровизации всех сфер госсектора продолжает работу по развитию информационных и автоматизированных систем, внедрению их в деятельность должностных лиц органов военного управления и организаций.

Так, функционирующая с 2016 года система автоматизированной обработки обращений граждан позволяет упростить и ускорить обработку поступающих в Минобороны России обращений граждан, повысить качество их рассмотрения и минимизировать количество «потерянных» обращений.

Система регулярно обновляется и совершенствуется с учетом пожеланий и предложений самих граждан.

Современные технологии позволяют обрабатывать обращения, поступающие из различных источников, сократить время доведения обращений до исполнителей (специалистов, экспертов) в 2–4 раза и контролировать качество их рассмотрения.

Применяемые современные средства видеоконференцсвязи позволяют проводить дистанционный личный прием из любой общественной приемной Минобороны России.

Благодарим за совместную работу граждан, принимающих активное участие в улучшении качества работы системы.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх