Модель управления

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Менеджмент предлагает две основные модели построения системы управления организацией. Линейная модель представляет собой пирамиду, построенную на подчинённости людей: у каждого руководителя более высокого уровня находятся в подчинении руководители более низкого уровня. Каждый исполнитель имеет непосредственного руководителя. Примеров применения такой системы управления множество: армия, служба спасения, пожарная команда, система «скорой помощи». По такому принципу организована работа персонала в компании «Макдоналдс».

Основное преимущество такой системы управления — простота, прямые взаимосвязи между управляющими каждого уровня и исполнителями. Каждый чётко знает, кому он подчиняется, чьи указания должен выполнять. Основной же её недостаток состоит в том, что руководитель не может быть узким специалистом в своей области, а должен обладать разносторонними знаниями.

Функциональная модель управления построена на выделении различных функций, которые осуществляет каждая организация. В её основе лежит подчинённость не конкретных людей, а выполняемых ими работ. Например, университет возглавляет ректор. У него есть заместители — проректоры, каждый из которых отвечает за свою область… Следующий уровень управления — деканы факультетов. Получается, что по вопросам воспитательной работы декан подчиняется проректору по воспитательной работе, по учебным вопросам — проректору по учебной работе и т. д.

При функциональной системе управления каждый руководитель отвечает за своё направление деятельности и должен быть высококвалифицированным специалистом в данной конкретной области знаний. Это значительно повышает эффективность управления. Но принцип единоначалия в функциональной модели, безусловно, нарушается.

19. КЛАССИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ

Основой классической модели является представление о том, что организация – лишь результат действий управляющих, которые ее полностью конструируют и владеют ею. Ее сердцевина – процесс труда. Организация рассматривается как безличный механизм, административная пирамида с различными уровнями управления, пронизанными формальными связями.

Главное в этой модели – единство командования и четкое распределение обязанностей. Основные средства – планирование, координация, контроль.

Основные черты организации классической модели можно представить следующим образом:

1. Организационные цели – получение экономических и других заданных результатов, вклад в их достижение.

2. Структура и процессы – рационально построенные иерархические структуры, четко регламентированные процессы по выполнению заранее специализированных функций.

3. Характер организационного поведения – выполнение предписанных функций, работ, полностью регулируемое рациональное поведение.

4. Тип системы управления – механистический, т. е. совокупность элементов формальной структуры (подразделений, функций, должностей и т. д.), взаимодействующих, подобно механизму, для достижения целей.

5. Развитие – сознательное, продуманное, заранее обоснованное и спланированное, приспособленное к меняющимся условиям.

6. Главные направления совершенствования —

рационализация формальных структур, регламентация процессов, планомерная переподготовка или замена кадров.

Основными характеристиками модели являются цели и соответствующая им иерархия органов управления и должностей. Иерархия дополняется системой формально вводимых правил и процедур. Человек рассматривается как исполнитель запрограммированных предписаний, а организация – как набор механических, более или менее автономных частей, каждая из которых в отдельности может быть усовершенствована для повышения эффективности организации в целом. Стимулирование и контроль строятся таким образом, чтобы обеспечить поведение людей в соответствии с приведенными положениями.

Организация выступает в качестве замкнутой системы, а улучшение ее функционирования обеспечивается за счет внутренней рационализации без учета внешней среды.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

В теории управления выделяют несколько моделей эффективности: системно-ресурсную, целевую, модель удовлетворенности участника, комплексную, содержащую противоречия модель . Общая характеристика моделей эффективности позволяет обнаружить сложный комплекс, компонентами которого являются целевые ориентиры и внешняя среда, организационная деятельность и структура, технологии управления и методики оценки эффективности.

Системно-ресурсная модель основана на анализе соотношения «организация – окружающая среда». Эффективность в данной модели – способность организации эксплуатировать свою окружающую среду для приобретения редких и ценных ресурсов с целью поддержания своего функционирования.

С позиций целевой модели организация эффективна в той степени, в которой она достигает своей цели.

Модель удовлетворенности участника опирается на индивидуальные или групповые оценки качества деятельности организации со стороны ее членов. Организация рассматриваются как кооперативный побудительно-распределительный механизм, настроенный на то, чтобы получать отдачу от своих членов через обеспечение достойного вознаграждения их усилий.

«Государственное и муниципальное управление: конспект лекций»

Комплексная модель рассматривает эффективность как интегральную и структурированную характеристику деятельности организации. Она включает в себя оценку экономичности, действенности, производительности, качества продукта или услуги, результативности, прибыльности, качества трудовой жизни и внедрения новшеств.

Модель, содержащая противоречия, исходит из того, что эффективных организаций не существует. Они могут быть эффективными в той или иной степени, поскольку:

1) сталкиваются с множественными и противоречивыми ограничениями окружающей социальной среды;

2) имеют множественные и противоречивые цели;

3) имеют множественные и противоречивые внутренние и внешние источники оценок;

4) имеют множественные и противоречивые временные рамки.

В модели, предложенной американским социологом Р. Лайкертом, эффективность рассматривается как сложное взаимодействие различных факторов, среди которых доминирующее положение занимают человеческий и социально-экологический. Так, по мнению Лайкерта, эффективность определяют три группы факторов:


1) внутриорганизационные – формальная структура органа власти, экономическая база, профессионально-квалификационный состав государственных служащих;

2) промежуточные переменные – человеческие ресурсы, организационная культура, методы принятия решений, уровень доверия к руководству, способы стимулирования и мотивации деятельности;

3) результирующие переменные – рост или падение производительности труда, степень удовлетворенности запросов потребителей.

Анализ различных моделей эффективности позволяет сделать вывод о том, что каждая из рассмотренных моделей имеет свои преимущества и в тоже время ограничения.

Различные подходы к эффективности находят проявление в структурированных комплексах – аспектах организационной эффективности: функциональном, структурном, организационном, предметно-целевом. Функциональный аспект включает производительность; экономичность; адаптивность, т. е. способность оптимально выполнять заданные функции в определенном диапазоне изменяющихся условий; гибкость; оперативность и своевременность выявления и решения управленческих проблем.

Структурный аспект эффективности, как правило, связывается с эффективностью целеполагания (сравнение нормативных и осуществляемых целей, сравнение осуществляемых целей и результатов управления, сравнение полученных результатов с объективными потребностями); рациональностью организационной структуры (распределения ответственности и полномочий, организация взаимоотношений между сотрудниками и подразделениями); соответствием системы управления, ее организационной структуры объекту управления; стилем управления (юридические формы, методы и процедуры управления); характеристиками должностных лиц (общекультурными, профессиональными, личностными).


«Государственное и муниципальное управление: конспект лекций»

Рассматривая организационно-институциональный аспект эффективности, важно подчеркнуть, что оценка эффективности является производной от того, какое место и какие функции выполняет организация в системе межорганизационных отношений. В этой связи факторы, критерии, параметры оценки эффективности органов государственной власти будут существенно отличаться от коммерческих организаций, поскольку у них различны как целевые ориентиры, так и другие составляющие организационной деятельности.

В предметно-целевом аспекте эффективности в зависимости от целевых ориентиров, предмета оценки и сравниваемых параметров организационной деятельности выделяются виды эффективности. К ним относят: организационную, экономическую, технологическую, социальную, правовую, психологическую, политическую, этическую, экологическую.

С точки зрения эффективности может оцениваться любой аспект (сторона) или характеристика деятельности органов государственной власти, рассматриваемого как социальная целостность и система.

Эффективность как интегральная и структурированная характеристика деятельности является не только показателем, но и процессом, который необходимо организовать и которым нужно управлять.

Оценка эффективности должна представлять собой непрерывный, тотальный процесс оценки деятельности органов власти, структурных подразделений и государственного служащего, имеющий своим содержанием: выбор системы показателей эффективности; разработку стандартов (нормативов и процедур) эффективности; измерение показателей эффективности; сопоставление фактического состояния эффективности с требованиями этих стандартов.

Характеристика эффективности органов государственной власти многомерна и зависит от целей, формулируемых субъектом оценивания. При этом, применяя ту или иную технологию оценивания эффективности, необходимо четко выделить:

1) субъект оценивания (его позицию, целевые и ценностные ориентиры);

2) объект оценивания (им может стать вся система управления или отдельный ее элемент, например сфера деятельности – процесс, результат или последствия; структурно-институциональный аспект, кадры);

3) инструментарий эффективности (модели, аспекты, виды и технологии оценки эффективности).

Для оценки деятельности органов государственной власти необходимо из общих критериев (экономичность, эффективность и результативность) выделить конкретные. Этот момент является основным в подготовке к проведению оценки. В разработке критериев оценки необходима некоторая гибкость. Критерий эффективности – признаки, грани, стороны проявления управленческой деятельности, посредством анализа которых можно определить качество управления, его соответствие потребностям и интересам общества. Показатель эффективности – это определенная мера, позволяющая сравнить: фактическую деятельность органов власти/сотрудников с желательной или требуемой; деятельность органа власти в различные временные периоды; деятельность различных органов по сравнению друг с другом.

«Государственное и муниципальное управление: конспект лекций»

Среди основных требований, предъявляемых к критериям оценки, можно выделить, что:

1) критерии должны вести к осуществлению задач оценки и охватывать все выявленные проблемы;

2) критерии должны быть достаточно конкретны с тем, чтобы можно было осуществить оценку на практике;

3) критерии должны подкрепляться соответствующими доводами и/или поступать из авторитетных источников. Кроме того, критерии, используемые для оценки деятельности органов власти, должны быть согласованы между собой, а также с теми критериями, которые использовались в предыдущих оценках.

Просмотров 315

Эта страница нарушает авторские права

3.1. Что такое функциональная модель организации?

Прежде чем продолжить знакомство с организацией, ее строением и особенностями функционирования, представим в виде логической схемы все изложенные выше размышления о возникновении организации, эффективности и результативности каждого ее продукта и всей организации в целом (рис. 10).

Как показано на схеме, действия каждого человека направлены на реализацию его интересов (потребностей) в рамках его функциональной модели. Есть действия, которые он может совершить самостоятельно, и есть те, которые без помощи других людей совершить невозможно. Необходимость групповых действий приводит к созданию организации.

Организация осуществляет процессы в соответствии с групповыми интересами ее владельцев и возможностями ее функциональной модели. В рамках процессов создаются продукты. По каждому из продуктов интересы владельцев образуют баланс с интересами менеджеров, персонала и потребителей {O, M, S, C}.

Каждый продукт имеет свою результативность и эффективность, которые вместе образуют результативность и эффективность организации.

«Белым пятном» в данной схеме пока остается функциональная модель организации.

По тому, как человек выполняет свою работу, что думает и говорит, какие совершает поступки на службе, в обществе и дома, мы получаем представление о нем, о его индивидуальных особенностях, способностях и возможностях. Иными словами, на основе информации частного (локального) характера мы можем делать обобщающие заключения (выводы).

По рекламе, информации в прессе, по отзывам родственников, друзей и знакомых о потребительской ценности, качестве и цене продукта мы формируем наши представления об организации, которая произвела тот или иной продукт. Отмечаем ее особенности, способности и возможности. И в этом случае имеет место движение от частного к общему.

Рис. 10. Схема организации, ее результативность и эффективность

Рис. 11. Функциональная модель организации

Функциональная модель организации предназначена для выполнения обратной задачи. Состояние ее элементов создает качественное и количественное представление о функциональном потенциале организации, ее особенностях, характеристиках и возможностях. Такая модель формирует системное представление о том, какие процессы могут быть осуществимы организацией, какие продукты она может производить и продавать, какую результативность и эффективность обеспечивать.

Функциональная модель организации (ФМО) – это система элементов, которая качественно и количественно характеризует потенциальные возможности организации и дает упрощенное представление о ее реальном устройстве (рис. 11).

Ниже мы рассмотрим следующие вопросы:

• что собой представляет каждый из шести элементов ФМО;

• из каких этапов состоит процесс создания и реализации продукта;

• какое воздействие элементы функциональной модели оказывают на результативность и эффективность выпускаемого продукта;

• какие функции обеспечивают исполнение этапов создания и реализации продуктов;

• кто является основными носителями функций в организации.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх