Мой СМП

На практике часто возникает вопрос, как правильно писать — «какой-либо» или «какой либо»? Чтобы дать на него ответ, нужно обратиться к правилам русского языка. Не будет лишним выяснить, какие слова являются синонимами. Для закрепления материала нужно разобрать примеры предложений с использованием рассматриваемого слова.

Содержание

Как правильно пишется?

Очень часто анализируемое слово пишется либо раздельно, либо через дефис. Иногда встречается и слитное написание.

Единственно верным является написание местоимения через дефис. Чтобы использовать рассматриваемое слово правильно, нужно запомнить, что частица «либо» с другими словами всегда пишется только через дефис.

Морфемный разбор слова «какой-либо»

какой–либо

Слово «какой-либо» состоит из следующих морфем:

  1. Корень («как»).
  2. Окончание («ой»).
  3. Постфикс («либо»).

Основой слова является только конструкция «как».

Примеры предложений

Для закрепления рассмотренного правила разберем примеры предложений:

  1. Ты можешь дать мне какой-либо совет в данной ситуации?
  2. Мария Ивановна, Вы можете посоветовать какой-либо интересный рассказ о войне?
  3. В этом магазине есть какой-либо чай?

Во всех случаях слово «какой-либо» пишется строго через дефис.

Синонимы слова «какой-либо»

Рассматриваемое слово «какой-либо» можно заменять следующими синонимами:

В любом случае синоним рекомендуется использовать только тот, что максимально подходит по смыслу в конкретном предложении.

Неправильное написание слова «какой-либо»

Самые распространенные ошибки в слове «какой-либо»:

  1. «Какой либо».
  2. «Какой-либа».
  3. «Какой либа».
  4. «Какойлибо».

Использовать указанные варианты не допускается, поскольку это будет говорить о неграмотности пишущего.

Чтобы не делать ошибок в слове «какой-либо», нужно запомнить простое правило. Все слова с частицей «либо» пишутся через дефис. Исключений из этого правила не существует.

Чтобы закрепить разобранный материал, нужно обращаться к примерам предложений, в которых используется местоименное прилагательное.

Для расширения кругозора, а также для замены рассматриваемого слова важно знать его синонимы. Использовать их нужно с учетом смысла конкретного предложения.

Правительство активно оказывает поддержку субъектам малого и среднего бизнеса из пострадавших от коронавируса отраслей. Но компании и ИП, которые соответствуют критериям МСП, однако по какой-то причине были исключены из реестра, могут лишиться «коронавирусной» господдержки: отсрочек, субсидий из бюджета, права на пониженные тарифы взносов и пр. И если исключение незаконно, то нужно как можно скорее принять меры для исправления ошибки.

Кто и как попадает в реестр

Для отнесения к субъектам МСП компания или ИП по общему правилу должны соответствовать критериям <1>:

— по среднесписочной численности сотрудников — не более 15 человек для микропредприятий, 100 человек для малых и 250 человек для средних предприятий. Исключение — средние предприятия, у которых 70% дохода составляет доход в сфере легкой промышленности. Они могут иметь до 1000 работников <2>;

— по доходу — не более 120 млн руб. для микропредприятий, 800 млн руб. для малых и 2 млрд руб. для средних предприятий;

— по структуре капитала (это требование распространяется не на все организации, относимые к субъектам МСП <3>) — не менее 51% уставного капитала должно принадлежать физлицам или субъектам МСП. Доля иных организаций не должна превышать 49%, доля государства, регионов или НКО — 25%.

Доход определяется по данным налогового учета без НДС. Размер дохода и численность работников оцениваются по данным прошлого года.

Реестр МСП формируется на основании показателей дохода из налоговых деклараций (в том числе по спецрежимам), сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий год, сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, информации, поступившей в ФНС от других госорганов <4>. То есть представлять какие-либо заявления и документы для включения в реестр не нужно. Если компания (ИП) соответствует критериям субъекта МСП, налоговики должны включить ее в реестр автоматически.

Данные о компаниях и предпринимателях, которые отвечают критериям МСП, вносятся в реестр ежегодно 10 августа текущего года на основе сведений, имеющихся у ФНС по состоянию на 1 июля этого же года <5>.

Вновь созданные ООО, АО с одним акционером, хозяйственные товарищества, соответствующие условию о структуре уставного капитала, производственные и потребительские кооперативы и КФХ, вновь зарегистрированные предприниматели для целей ведения реестра МСП признаются микропредприятиями. Они включаются в реестр 10-го числа месяца, следующего за месяцем внесения записи в ЕГРЮЛ или ЕГРИП. Ограничения по среднесписочной численности работников и доходам при этом по понятным причинам не учитываются — таких данных еще просто нет <6>.

Когда и почему исключают из реестра

Сведения о компании (ИП) — субъекте МСП исключаются из реестра в тот же срок, что и вносятся в него: ежегодно 10-го августа, по сведениям, которыми налоговики располагают на 1 июля того же года <7>. Исключить из реестра могут по следующим причинам <8>.

Причина 1. Не представлены сведения о среднесписочной численности работников за прошлый год. Напомним, сведения сдаются в ИФНС по месту учета ежегодно не позднее 20 января <9>. Причем то, что компания сдала сведения, к примеру, за 2018 г., не спасет ее от исключения из реестра в 2020 г. по итогам 2019 г. Бесполезно и ссылаться на то, что налоговики располагали данными о численности работников из отчетности по страховым взносам, представленной компанией <10>. Ведь в Законе N 209-ФЗ однозначно говорится, что соответствие критериям МСП определяется именно по сведениям о среднесписочной численности <11>.

Справка

С 2021 г. сведения о среднесписочной численности работников будут сдаваться в составе расчета по страховым взносам. Сдавать форму за 2020 г. отдельно уже не потребуется <12>. РСВ за 2020 г. надо будет сдать не позднее 01.02.2021.

Причина 2. Не сданы налоговые декларации, позволяющие определить величину дохода от предпринимательской деятельности за прошлый год. Если деклараций нет по состоянию на 1 июля, то 10 августа компанию исключат из реестра. Учтите: даже если компания исправится и подаст декларации и сведения о среднесписочной численности после 1 июля, в реестр ее вновь внесут только в следующем году <13>.

Причина 3. Компания (ИП) перестала отвечать условиям отнесения субъекта к МСП. Отметим, в Законе говорится, что статус субъекта МСП изменяется, если компания превышала установленные ограничения по среднесписочной численности работников и доходам в течение 3 календарных лет подряд. То есть перейти, например, из категории микропредприятий в категорию малых фирма могла не раньше 10.08.2019 (напомним, что реестр ведется с 2016 г.), если показатели по доходам и численности работников были последовательно превышены в 2016 — 2018 гг. <14>

Казалось бы, это можно понимать так, что «вылететь» из реестра из-за превышения предельных ограничений по доходам и численности работников тоже можно только по итогам 3 лет. Но налоговики и суды считают иначе: норма ч. 4 ст. 4 Закона N 209-ФЗ регулирует исключительно порядок изменения категории субъекта МСП. А вопрос об исключении фирмы из реестра с изменением категории субъекта МСП никак не связан. И если по итогам хотя бы одного года допущено несоответствие критериям МСП по численности работников и доходам, из реестра вас исключат правомерно <15>. Например, если доходы компании за 2019 г. превысили предельное значение в 2 млрд руб. или среднесписочная численность сотрудников превысила 250 человек, то 10 августа текущего года ее уберут из реестра независимо от того, что в предыдущие годы доходы не выходили за пределы лимита. Такой вывод можно сделать и из разъяснений ФНС <16>.

Причина 4. Прекращение деятельности организации или ИП. В этом случае данные исключаются из реестра МСП 10-го числа месяца, следующего за месяцем внесения записи в ЕГРЮЛ (ЕГРИП).

Этот перечень причин исчерпывающий <17>. То есть, скажем, исключить вас из реестра из-за того, что не сдан расчет по форме 6-НДФЛ или расчет по страховым взносам, инспекторы не вправе.

Восстанавливаем справедливость через сервис ФНС

Что делать, если компания (ИП) соответствует всем критериям МСП, отчетность сдала вовремя, а в реестре фирмы нет? Способов несколько. Но мы советуем определенную последовательность действий. Прежде всего надо попытаться решить вопрос через сервис «Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства» на сайте ФНС rmsp.nalog.ru. Это официальный инструмент. Если вы пропустите этот шаг, ваша налоговая все равно отправит вас на сайт. Но, хотя налоговики на местах и говорят иногда, что руками они ничего в реестр не вносят и технических возможностей для этого не имеют, разбираться с вашим вопросом в конечном итоге все равно придется им. Расскажем подробнее.

Организация или ИП могут быть принудительно включены в реестр МСП. Для этого через сервис ФНС направляется специальное сообщение об отсутствии сведений в реестре или о неверном отражении в нем категории субъекта МСП. Для направления сообщения используется функция сервиса «Вас нет в реестре или данные некорректны?». Сообщение может быть сформировано любым лицом, указавшим адрес электронной почты и заполнившим соответствующие поля <18>.

Удостоверившись, что сервис не находит вашу компанию в реестре, зайдите в раздел «Вас нет в реестре или данные некорректны?», введите ИНН или ОГРН (ОГРНИП), заполните данные о режиме налогообложения, доходах и численности работников за прошлый год, структуре уставного капитала и отправьте заявку на проверку сведений.

В зависимости от причины, по которой сведения о компании исключены из реестра МСП (несоответствие ограничениям по структуре капитала или требованиям к среднесписочной численности работников и доходу), сообщение поступает на рассмотрение в регистрирующий орган, или в ИФНС по месту нахождения организации (месту жительства ИП), или в оба органа сразу <19>. Им будут заниматься отделы, отвечающие за ведение ЕГРЮЛ и ЕГРИП и (или) за камеральный контроль отчетности.

Сообщению присваивается номер, по которому можно отслеживать его статус в этом же разделе на сайте ФНС <20>.

Информацию из сообщения налоговики проверят по сведениям из ЕГРЮЛ (ЕГРИП), налоговой отчетности, данным о выданных ИП патентах и т.д. Если инспекторы установят некорректность информации, содержащейся в ЕГРЮЛ (ЕГРИП), или тот факт, что сведения о субъекте МСП ошибочно не были переданы в ФНС для включения в реестр МСП, они должны устранить некорректное отражение данных в своей информационно-аналитической подсистеме. Если это невозможно, регистрирующий орган или ИФНС должны направить <21>:

— сообщение о наличии документов, подтверждающих соответствие компании или ИП критериям МСП, на обработку в региональное УФНС. И тогда сведения в реестр МСП должно внести УФНС <22>;

— заявку на сайт технической поддержки ФКУ «Налог-Сервис» ФНС и проконтролировать ее исполнение.

Если информация заявителя не опровергает данные, использовавшиеся при формировании реестра МСП, или у инспекторов нет сведений, на которые ссылается заявитель, обработка сообщения завершается без внесения сведений в реестр <23>.

Если же вопрос решился положительно, данные о компании вновь включат в реестр МСП при его ежемесячном обновлении, то есть вместе с новичками. К сожалению, не с той даты, с которой компания была из реестра исключена. Задним числом данные в реестр не вносятся.

Внимание! В Госдуму внесен законопроект N 953580-7, которым предлагается дать последний шанс исправиться «малышам», исключенным из реестра 10.08.2019 из-за несдачи сведений о среднесписочной численности работников или налоговых деклараций за 2018 г. Предлагается включить их в реестр МСП, если они сдали отчетность за 2018 г. позже 01.07.2019, но не позднее 30.06.2020. Документ принят в третьем чтении. Кстати, налоговики сами восстановили в реестре сведения о 69 тыс. компаний и предпринимателей, которые хоть и с опозданием, но все же представили сведения о среднесписочной численности работников и декларации за 2018 г. до 01.04.2020.

Восстановление компании в реестре МСП задним числом невозможно

Григоренко Екатерина Сергеевна, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

— Для отнесения компании или ИП к субъектам малого и среднего предпринимательства должны выполняться определенные условия, в том числе по размеру среднесписочной численности работников и доходам за предшествующий календарный год, установленные ст. 4 Закона N 209-ФЗ. Внесение сведений о юрлицах и предпринимателях в Единый реестр субъектов МСП по общему правилу производится ежегодно 10 августа текущего календарного года на основе сведений, которыми налоговые органы располагают по состоянию на 1 июля этого же года <24>.

Налоговый орган, формируя указанный реестр самостоятельно, руководствуется данными отчетности. Участие самих субъектов МСП в составлении реестра не предусмотрено. Соответственно, для правильного заполнения реестра компании и предприниматели должны, помимо соблюдения требований, предъявляемых к субъекту МСП, своевременно сдавать отчетность.

Допустим, налогоплательщик не сдал вовремя сведения о среднесписочной численности работников за 2018 г., но подал их позже, незадолго до наступления «критической» даты — 01.07.2019. В таком случае налоговый орган мог не успеть обработать информацию и, обнаружив несоответствие компании предъявляемым требованиям, исключил ее из реестра МСП. Эта проблемная ситуация может быть разрешена посредством сервиса ФНС «Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства» через функцию «Вас нет в реестре или данные некорректны?». В течение 15 рабочих дней с момента обращения через сервис налоговые органы корректируют (при необходимости) сведения, служащие основанием для формирования реестра, а изменение данных по сообщению заявителя осуществляется при ежемесячном обновлении реестра <25>. То есть компания может быть восстановлена в реестре раньше 10 августа следующего года, если оперативно примет меры, обнаружив, что ее исключили из реестра при его ежегодном обновлении.

Однако замечу, что восстановление в реестре задним числом ни технически, ни нормативно не предусмотрено. И если, скажем, компания обнаружила свое отсутствие в реестре в январе 2020 г., направила сообщение через сервис ФНС, которое с учетом установленных сроков было рассмотрено 14.02.2020, то сведения о компании будут вновь включены в реестр МСП только в марте 2020 г. Компания самостоятельно несет риск наступления негативных последствий от того, что в течение определенного периода она не числилась в реестре.

Кстати, в спорах, касающихся ведения реестра МСП, инспекции ссылаются на разъяснение ФНС, в котором сообщалось, что начиная с 10.08.2017 принудительное включение в реестр, исключение из него и изменение категории субъекту МСП возможно только по согласованию с ФНС, с использованием соответствующего программного обеспечения <26>. Но это опять-таки техническая сторона вопроса, которая добросовестного «малыша», обнаружившего, что сведения о нем из реестра пропали или неверны, волновать не должна <27>. К тому же изменения в Регламент, которые были анонсированы ФНС в этом Письме, до сих пор не внесены.

Тем не менее через сервис может прийти и стандартная отписка: «По результатам рассмотрения сообщения налоговым органом не выявлено ошибок в сведениях, используемых при формировании реестра, в отношении…».

Уточняем информацию на форуме ФНС

На сайте forum.nalog.ru выберите вкладку «Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства» и задайте вопрос о причинах отсутствия компании в реестре. На вопрос ответит специалист ФНС.

Обращение на форум не обязательно поможет решить проблему. Возможно, вас просто попросят обратиться через сервис (см. выше). Если сообщение уже направлено, порекомендуют дождаться результатов рассмотрения. Но могут объяснить причину исключения. Например, пояснить, что компания не соответствует требованию по структуре уставного капитала и поэтому исключена из реестра. Если изменения в учредительные документы, после которых компания стала соответствовать требованиям к МСП, внесены после 1 июля, то в реестр она сможет попасть только 10 августа следующего года.

Или вам сообщат, что компания исключена на основании п. 5 ч. 5 ст. 4.1 Закона 209-ФЗ и предложат обратиться в ИФНС по месту нахождения для уточнения. Это значит, что, скорее всего, проблема в непредставлении вами налоговой отчетности. На самом деле вы ее не представили или она по каким-то причинам не попала в базы данных ПК СЭОД, надо разбираться с налоговиками на месте.

Обжалуем действия налоговой в УФНС

Если первые два шага не помогли, придется обжаловать действия налоговиков в вышестоящий налоговый орган. Здесь все как обычно. Если вы обратились в инспекцию по месту нахождения компании (месту жительства ИП) и там говорят, что вы что-то не сдали, сдали не вовремя или все сдали, но инспекция ничего не может сделать с реестром, пишите жалобу в УФНС. Желательно, чтобы к этому моменту вы уже получили ответ через сервис на сайте ФНС. Текст жалобы может выглядеть примерно так.

ООО «Сигма», ИНН 1617002505, 10.08.2019 было исключено из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, несмотря на то что компания соответствует всем требованиям, предъявляемым к субъектам МСП ст. 4 Закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ.

Уставный капитал ООО сформирован за счет вкладов субъектов МСП (65%) и физических лиц (35%). Обществом своевременно представлена декларация по налогу при УСН за 2018 г., доходы составили 18 450 670 руб. Сведения о среднесписочной численности работников (12 человек) представлены позже установленного срока, но до 01.07.2019.

15 января 2020 г. компания направила сообщение через сервис на сайте ФНС с использованием функции «Вас нет в реестре или данные некорректны?» (уникальный номер сообщения 70536) и получила ответ, что по результатам рассмотрения сообщения налоговым органом не выявлено ошибок в сведениях, использованных при формировании Единого реестра МСП. В ИФНС N… по… представителю компании пояснили, что инспекция не имеет технической возможности для корректировки реестра МСП в ручном режиме, и, при условии своевременной сдачи отчетности за 2019 г., сведения о компании должны появиться в реестре при его ежегодном обновлении 10.08.2020.

Просим признать отказ в корректировке сведений Единого реестра МСП в отношении ООО «Сигма» незаконным и включить сведения о компании в реестр.

Что еще можно сделать

Если все перечисленные выше способы не помогли, можно пожаловаться на налоговиков в прокуратуру через сайт genproc.gov.ru. Зайдите в раздел «Интернет-приемная» и заполните форму обращения. Ответ подготовят в течение 30 календарных дней <28>. В 2018 г. на сайте Генпрокуратуры сообщалось о почти 6 тыс. субъектов МСП, которым органы прокуратуры помогли вернуться в реестр.

Также можно пожаловаться в ФНС или обратиться в суд. Только помните, что в суд можно обращаться после того, как вы обжаловали действия или бездействие инспекторов в вышестоящий налоговый орган. Иначе в рассмотрении иска вам откажут. Причем письма в ИФНС с просьбой восстановить компанию в реестре МСП такой жалобой признаваться не могут <29>. Полагаем, что это справедливо и для сообщения, направленного через сервис на сайте ФНС: приравнять его к обжалованию действий налоговиков нельзя.

К сведению

О негативных последствиях исключения из реестра МСП мы также писали: 2018, N 17, с. 83.

* * *

Даже если компания (ИП) соответствует всем критериям МСП, но сведения о ней не содержатся в реестре МСП, она не имеет права на преференции, предусмотренные для малого бизнеса. Например, не вправе не сдавать формы статотчетности, от представления которых освобождены «малыши» <30>. А также не вправе исчислять страховые взносы по пониженным «коронавирусным» ставкам. И если, скажем, компания «вылетит» из реестра МСП 10.08.2020, то потеряет право на применение пониженных тарифов с 1 августа <31>.

<1> подп. «а» п. 1, пп. 2, 3 ч. 1.1 ст. 4 Закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ (далее — Закон N 209-ФЗ); Постановление Правительства от 04.04.2016 N 265.

<2> п. 2.1 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ; п. 1 Постановления Правительства от 22.11.2017 N 1412.

<3> подп. «а» п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ.

<4> ч. 4 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ.

<5> п. 1 ч. 5 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ.

<6> ч. 3 ст. 4, п. 2 ч. 5 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ.

<7> Письмо ФНС от 20.01.2020 N ГД-4-14/615@.

<8> пп. 5, 7 ч. 5 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ.

<9> п. 3 ст. 80 НК РФ.

<10> Постановление 18 ААС от 19.03.2020 N 18АП-1879/2020.

<11> ч. 4 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ.

<12> Закон от 28.01.2020 N 5-ФЗ.

<13> Постановление 14 ААС от 17.02.2020 N 14АП-12801/2019.

<14> ч. 4 ст. 4 Закона N 209-ФЗ; Письма Минэкономразвития от 27.01.2020 N Д13и-2174; ФНС от 10.05.2017 N ГД-4-14/8720@.

<15> Постановления АС МО от 27.11.2018 N Ф05-18312/2018; 14 ААС от 17.04.2019 N 14АП-2123/2019; 9 ААС от 30.05.2018 N 09АП-11048/2018.

<16> Письмо ФНС от 25.08.2017 N ГД-4-14/16894@.

<17> Постановление 9 ААС от 28.06.2018 N 09АП-27639/2018.

<18> пп. 1.1, 1.2 Регламента использования программного обеспечения, реализующего возможность обработки обращений по вопросам ведения реестра и принудительного включения в реестр МСП, утв. Приказом ФНС от 19.08.2016 N СА-7-6/442@ (далее — Регламент).

<19> пп. 1.4.1 — 1.4.3 Регламента.

<20> п. 1.6 Регламента.

<21> пп. 2.2.1.2, 3.2.2 Регламента.

<22> п. 4.2 Регламента.

<23> пп. 2.2.2, 2.2.3, 3.2.3, 3.2.4 Регламента.

<24> п. 1 ч. 5 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ; п. 6.1 Приказа ФНС от 19.08.2016 N СА-7-6/442@.

<25> пп. 1.8, 1.9 Регламента.

<26> Письмо ФНС от 08.08.2017 N ГД-4-14/15554@.

<28> п. 1 ст. 12 Закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ.

<29> п. 2 ст. 138 НК РФ; Постановление 20 ААС от 28.12.2016 N 20АП-8044/2016.

<30> Постановление 2 ААС от 05.12.2019 N 02АП-10238/2019.

<31> Письмо ФНС от 29.04.2020 N БС-4-11/7300@.

Обращаем Ваше внимание, что раздел «Жилье военнослужащим» находится в опытной эксплуатации. В настоящее время проводятся работы по актуализации сведений данного раздела.

Вы не сможете получить сведения из ЕДИНОГО РЕЕСТРА в случаях:

  1. отсутствия у Вас личного номера военнослужащего;
  2. отсутствия личного номера военнослужащего в сведениях для включения в Реестр, представленных органами военного управления в Департамент жилищного обеспечения, либо некорректного представления данных;
  3. непредставления органами военного управления в Департамент жилищного обеспечения сведений о включении Вас в Реестр.

При возникновении подобных ситуаций, Вам необходимо:

  1. Получить личный номер в кадровых органах;
  2. Обратиться в вид (род войск) Вооруженных сил Российской Федерации, военный округ, центральный орган военного управления, в состав которых входит войсковая часть, где военнослужащий проходит военную службу (либо проходил военную службу перед увольнением) за сверкой информации, переданной в Департамент жилищного обеспечения.

Членам семей погибших военнослужащих за получением информации о нахождении в Реестре, необходимо обратиться с письменным запросом в Департамент жилищного обеспечения.

Об изменении сведений необходимо сообщать в уполномоченный орган — Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации — с приложением соответствующих подтверждающих документов.

Управление малым предприятием подчинено ряду неписанных правил, обусловленных его незначительной штатной численностью, относительно невысокими оборотами, прозрачностью управленческой структуры.

Точного определения, что такое малое предприятие, в законодательстве нет.

При его формулировании придется опираться на конкретную норму федерального закона (назовем его для краткости — законом о малых предприятиях), посвященную предметному описанию категорий субъектов малого предпринимательства.

Анализ обозначенных категорий позволяет сформулировать критерии малых предприятий, которым ниже мы посвятили отдельный – весьма обстоятельный — раздел.

В дальнейших рассуждениях мы ограничимся несколько формальным определением, которое позволит сэкономить три-четыре страницы убористого машинописного текста, напичканного юридической терминологией, обычно сложно воспринимаемой неподготовленным читателем…

По сути, малое предприятие – это субъект хозяйствования (ИП или юрлицо), наделенный статусом малого предприятия в соответствии со специальным законом.

Обозначенный статус присваивается по мере обретения предприятием тех или иных характеристик, связанных с объемами получаемого дохода, числа задействованных работников, соответствием иным критериям малого предпринимательства.

Задача сегодняшней публикации – затронуть разноплановые аспекты деятельности малых предприятий, оставшиеся за рамками прежних публикаций либо освещенные недостаточно полно, как того требует поднятая тема.

Мы оценим признаки малого предприятия, разберемся с его организационной структурой, этапами создания и отчетностью малого предприятия, особенностями налогообложения, преимуществами и недостатками данной формы предпринимательства.

Вопросы объемные. Самое время приступить к их детальному разбору.

Признаки и задачи малого предприятия

Исчерпывающий перечень организационно-правовых форм малых предприятий прописан в упомянутом выше законе о малых предприятиях.

Ими потенциально могут быть индивидуальные предприниматели, потребительские и производственные кооперативы, хозяйственные партнерства и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства.

Все перечисленные субъекты должны отвечать критериям и особенностям малых предприятий, описанным этим же законом (соответствующие вопросы подробнейшим образом рассматривались нами здесь).

Важнейшими задачами малых предприятий являются:

  • совершенствование конкурентной среды в социально-значимых отраслях экономики;
  • создание дополнительных рабочих мест, в том числе на низкорентабельных производствах;
  • формирование уверенного в своих финансовых возможностях среднего класса;
  • стимулирование предпринимательской инициативы в регионах;
  • повышение занятости экономически активного населения.

Решение этих задач во многом обусловлено разноуровневой государственной поддержкой малых предприятий, принятием стимулирующих производство законодательных актов, активной политикой государства в сфере развития малого предпринимательства.

Виды малых предприятий

Исходя из производственной специализации принято выделять следующие виды малых предприятий:

А) специализирующиеся на промежуточной сборке или изготовлении отдельных компонентов, деталей, запчастей или узлов и

Б) ориентированные на выпуск готовой продукции.

Первая группа малых предприятий подвержена жесткому влиянию и финансовой зависимости от крупных компаний-заказчиков, имеющих возможность выбирать подрядчиков из множества конкурирующих субъектов малого предпринимательства.

Ко второй группе относится основная масса малых предприятий, задействованных в IT-сфере, строительстве, производстве одежды, продуктов питания и проч.

Они менее зависимы от крупных производств и могут конкурировать с ним наравне за счет более высокого качества и уникальности продукции.

Возможны и иные классификации малых предприятий, например, исходя из формы собственности, организационно-правовой формы, организационной структуры и ряда других.

Какой-то практической значимости такие классификации, как правило, не имеют.

Организационная структура малого предприятия

Система управления малым предприятием должна отвечать современным требованиям эффективности, гибкости и простоты. Ее основная задача – обеспечивать выживание малого предприятие в высококонкурентной среде.

Организационная структура малого предприятия предусматривает систему взаимосвязанных механизмов, ведущих к поставленным целям за счет эффективного использования ресурсов.

Еще на этапе создания малого предприятия учредители должны четко представлять его структуру и – хотя бы схематично – предполагаемое распределений ключевых полномочий руководящего состава.

Чем яснее эта структура, тем эффективнее окажется функционирование ее отдельных звеньев (подразделений) и элементов (рядовых работников и менеджеров).

В процессе разработки организационной структуры малого предприятия целесообразно поразмышлять над следующими базовыми вопросами:

  • Каковы ключевые подразделения предприятия?
  • Как ключевые подразделения малого предприятия должны взаимодействовать между собой?
  • Каковы численность и специализация рабочего персонала в каждом подразделении малого предприятия?
  • Каковы уровни подчиненности отдельных подразделений малого предприятия?

При ответах на эти вопросы целесообразно использовать возможности графического представления анализируемых данных (например, блоков, соединительных линий и стрелок, используемых для создания презентаций в PowerPoint или аналогичных приложениях).

Организация предприятия малого бизнеса окажется тем эффективнее, чем логичнее с точки зрения производственного процесса будут увязаны между собой его структурные подразделения.

Чтобы достичь такого эффекта, от руководителей и собственников малого предприятия потребуется нетривиальная концентрация умственных усилий и безупречная ясность мышления, подпитанная богатым практическим опытом.

Этапы создания малого предприятия

Чтобы организовать малое предприятие, необходимо последовательно пройти сквозь череду создания малого бизнеса.

Обычно все начинается с элементарной оценки своих возможностей, их проецирования на текущее экономическое состояние в стране, рассмотрения плюсов и минусов ведения малого бизнеса.

Далее придется изрядно «попотеть» над проработкой предпринимательских идей, отсеять заведомо абсурдные и недостижимые, хотя бы и с позиций текущих финансовых возможностей.

На данном этапе можно получить адекватную оценку рынка, который планируется занять посредством реализации той или иной бизнес-идеи.

Следующие этапы создания малого предприятия можно структурировать в форме короткого списка:

  • установить реальные цели;
  • обеспечить наличие необходимых ресурсов;
  • определить организационно-правовую форму;
  • определиться с составом учредителей;
  • пройти государственную регистрацию бизнеса.

Преимущества малых предприятий

Преимущества и недостатки малых предприятий необходимо рассматривать в контексте их хозяйственной деятельности в конкретной производственной сфере.

Благодаря государственной поддержке малые предприятия обладают выраженными преимуществами перед прочими субъектами хозяйствования в части льготного налогообложения, более простых правил ведения бизнеса.

Меньшая численность сотрудников и более высокая автоматизация производства за счет использования современного оборудования позволяют существенно упростить управление персоналом малого предприятия.

Данная организация предпринимательской деятельности является более мобильной и легче приспосабливаемой к меняющимся рыночным условиям. Реорганизация малых предприятий куда менее затратна в сравнении с преобразованиями на крупных производствах.

Упрощенный документооборот и прозрачная структура малых предприятий позволяет оперативно принимать руководящие решения, без бюрократических проволочек и многочасовых «посиделок», характерных для крупных (особенно – государственных) промышленных предприятий.

Вопросы охраны труда на малом предприятии регламентированы законодателем в отдельной главе Трудового кодекса, посвященной особенностям регулирования труда на предприятиях, являющихся субъектами малого предпринимательства.

Для отдельных категорий малых предприятий (в частности, микропредприятий) допускается упрощение кадрового документооборота, освобождение от обязанности разработки и принятия правил внутреннего трудового распорядка, положений по зарплате и премиям, сменного графика.

Недостатки малых предприятий

Анализ современных производств на примере малого предприятия позволяет выделить существенные недостатки этой формы бизнеса, несмотря на ее колоссальную государственную поддержку.

Большинство малых предприятий сосредоточено в крупных населенных пунктах, что вполне объяснимо.

Одно и то же производство – к примеру, по пошиву или ремонту одежды – будет рентабельным и прибыльным в областном центре и, скорее всего, малоприбыльным – в «затюханном» райцентре, где платежеспособность потенциальных клиентов и их общая численность существенно ниже.

Для многих малых предприятий характерна слабая техническая оснащенность, ставящая их в зависимость от крупных профильных производств.

Малым предприятиям сложнее масштабировать производство и разнообразить ассортимент уникальной продукции из-за нехватки средств для приобретения современных технологических линий и станков.

Как результат – основные показатели деятельности малых предприятий могут быть на порядок ниже в сравнении со средними или крупными предприятиями, что снижает к ним доверие со стороны кредитных организаций.

Из-за несовершенства управленческих методов и невысокой квалификацией большинства руководителей повышение эффективности деятельности малых предприятий может оказаться несбыточной мечтой.

Для девяти из десяти малых предприятий – если верить официальной статистике – на первом году определяющей является проблема выживаемости, решить которую удается немногим.

Из-за этого сфера малого предпринимательства традиционно характеризуется высокими рисками финансовых потерь.

Налогообложение малых предприятий

Налогообложение предприятий малого бизнеса выгодно отличается от условий и правил, применяемых к предприятиям, не обладающим таким статусом.

С одной стороны, малые предприятия пользуются налоговыми льготами. с другой – для них же предусмотрено ведение отчетности по упрощенной системе.

Налоговые льготы для малых предприятий могут быть (1) общими либо (2) специальными.

К числу ОБЩИХ льгот относят:

  • поквартальную и безавансовую уплату налогов;
  • освобождение от налога на прибыль в течение двух лет с момента создания малого предприятия, производящего товары народного потребления или функционирующего в социально-значимой отрасли (к примеру, в строительстве);
  • возможность ускоренной амортизации производственных фондов.

К числу СПЕЦИАЛЬНЫХ налоговых льгот для малых предприятий можно отнести налоговый кредит – законодательно предусмотренную форму отсрочки части налоговых платежей, предоставляемую на основании соглашения между фискальным органом и субъектом хозяйствования.

Размер налогового кредита – 10 процентов годовой выручки. Отсрочка может применяться не более чем к половине объема налогового платежа.

Такой кредит может предоставляться для целей:

  • защиты окружающей среды;
  • импортозамещения;
  • покупки отечественного оборудования или оборудования со сроком износа свыше восьми лет;
  • закупки оборудования, используемого для создания рабочих мест для инвалидов;
  • проведения опытно-конструкторских работ и научных исследований;
  • некоторых других.

Отчетность малых предприятий

Характер отчетности малых предприятий обусловлен возможностью использования упрощенной системы ее учета.

При этом учетные документы должны обеспечивать должную полноту отражения сведений об основных показателях деятельности малого предприятия, которые могут потребоваться налоговым и контролирующим органам, а также использоваться при разработке бизнес-плана.

Малое предприятие может поступить двояко: (1) перейти на упрощенную систему налогообложения (УСН) или (2) обойтись уплатой единого налога на вмененный доход (ЕНВД).

Переход на УСН для юрлиц «чреват» сокращением числа налоговых расчетов и бухгалтерских форм, заменой большей части налогов единым налогом на доход и существенным упрощением бухгалтерской отчетности.

Индивидуальные предприниматели, обладающие статусом малого предпринимательства и перешедшие на УСН, обязуются вести книгу доходов и расходов, а вместо личного подоходного налога – на платной основе приобретают налоговый патент.

Принципы взимания ЕНВД устанавливаются федеральным законодательством. Введение ЕНВД на территории субъекта РФ производится отдельным законом этого субъекта.

Ставка ЕНВД не может превышать 20 процентов от вмененного дохода. На каждый вид деятельности требуется отдельный сертификат на уплату ЕНВД.

В течение первых двух лет становления малого бизнеса прибыль компании полностью освобождается от налогов.

Это большой бонус для тех, кто еще только выстраивает собственную модель предпринимательства.

Сторонние проверки малых предприятий

Активно развивающиеся малые предприятия могут периодически попадать в поле зрения контролирующих и правоохранительных органов, в чьи обязанности входит выявление «серых» схем предпринимательской деятельности и фактов сокрытия доходов в целях занижения сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет.

В таких случаях востребован профессиональный анализ финансово-хозяйственной деятельности малого предприятия, проводимый контрольно-ревизионными подразделениями Министерства финансов или иных контролирующих органов.

Есть правила, по которым осуществляются соответствующие проверки.

Наиболее эффективными считаются внезапные проверки, позволяющие вскрыть двойной бухгалтерский учет, отсутствие необходимых лицензий и разрешений, факты выплаты заработной платы «в конвертах» и прочие махинации нечистых на руку предпринимателей.

Совокупный срок всех проверок не должен составлять более 50 часов в год. При выявлении на малом предприятии серьезных нарушений этот срок может быть увеличен.

В зависимости от тяжести выявленных нарушений контролирующие органы вправе принудить предпринимателей к их исправлению (под угрозой наложения штрафных санкций и привлечения к административной, дисциплинарной или иной ответственности).

Нарушения, сопряженные с причинением государству ущерба в крупном или особо крупном размере, подлежать оценке правоохранительными органами в рамках уголовного судопроизводства.

В последнем случае незаконная предпринимательская деятельность малых предприятий приостанавливается либо прекращается.

При рассмотрении хозяйственных споров или дел о ликвидации или банкротстве малого предприятия судебные органы заинтересованы в объективной оценке кредитоспособности малого предприятия.

С этой целью субъект хозяйствования может подвергаться аудиту со стороны профессиональных аудиторов по назначению суда. Малое предприятие вправе провести внутренний аудит для получения данных о своем финансовом положении.

На этапе становления предприятия – в течение первых двух лет – владельцам малых предприятий опасаться проверок не стоит.

Государство дает время субъекту хозяйствования встать на ноги, набрать «нужную высоту», достичь значимых денежных оборотов. Этот период в предпринимательской среде получил название надзорных каникул.

Критерии отнесения субъектов хозяйствования к малым предприятиям

Еще одна важнейшая задача сегодняшней публикации – вооружить читателя четкими критериями, с помощью которых можно безошибочно определить, относится ли конкретный бизнес к малому предприятию или нет.

Таких критериев не так уж и много. Часть из них касается всех видов организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов, а часть – лишь хозяйственных обществ и партнерств.

Первая группа будет включать основные критерии отнесения субъектов предпринимательской деятельности к малым предприятиям, а вторая – вспомогательные (дополнительные).

Основных критериев мы насчитали три:

  • регистрация бизнеса в необходимой организационно-правовой форме;
  • соответствие численного состава персонала предприятия установленным пределам;
  • нормированный размер дохода;

Отдельная группа критериев распространяет свое действие исключительно на хозяйственные общества и партнерства.

К числу вспомогательных критериев будем относить:

  • должную структуру уставного капитала;
  • специфичный характер деятельности предприятия;
  • наличие статуса проекта в «Сколково»;
  • присутствие среди учредителей юридических лиц, оказывающих поддержку инновациям;
  • для акционерных обществ – отнесение акций к высокотехнологичным (инновационным) секторам экономики;

Базовым документом, раскрывающим содержание отмеченных критериев, является федеральный закон о развитии малого и среднего предпринимательства.

С учетом изменений отдельных положений закона, имевших место в августе 2016 года и предыдущие периоды, отдельные критерии малых предприятий претерпели некоторую трансформацию, о чем мы предметно расскажем далее.

Действующие на момент публикации настоящей статьи (2017 г.) критерии отнесения субъектов хозяйствования к малым предприятиям представлены ниже в удобной для восприятия логической последовательности.

Критерий 1. Организационно-правовая форма предприятия

Законодателем строго ограничен круг организационно-правовых форм, в которых должны быть зарегистрированы субъекты хозяйствования, претендующие на «звание» малого предприятия:

  • хозяйственные общества;
  • хозяйственные партнерства;
  • производственные кооперативы;
  • потребительские кооперативы;
  • крестьянские (фермерские) хозяйства;
  • индивидуальные предприниматели.

В этот список не включены предприятия, являющиеся унитарными, концерны, финансово-промышленные группы, холдинги, религиозные организации, общественные объединения, благотворительные, паевые и иные фонды.

В силу этого они не могут относиться к субъектам малого или среднего предпринимательства независимо от соответствия/несоответствия прочим обязательным для этого критериям.

Критерий 2. Численный состав персонала предприятия

В основе расчетов лежит среднесписочная численность работников предприятия, рассчитанная за предшествующий календарный год.

Количество работников малого предприятия может быть совсем невелико

Их число не должно превышать 100 человек (для микропредприятий, являющихся разновидностью малых предприятий, этот порог существенно ниже – 15 человек).

Для хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств рассматриваемый критерий принимается во внимание лишь в случае их соответствия хотя бы одному требованию, описанному в предыдущем разделе.

Критерий 3. Нормированный размер дохода

В основу расчета берется совокупный доход по всем видам деятельности, полученный субъектом хозяйствования за предшествующий календарный год.

Суммирование денежных поступлений производится в соответствии с налоговым законодательством. Полученное значение используется фискальными органами для исчисления налогов.

Чтобы предприятие можно было бы отнести к малым, обозначенная величина дохода не должна превысить значение 800 млн. рублей. Для микропредприятий эта планка составляет всего 120 млн. рублей.

Для индивидуальных предприятий, которые в расчетном году не привлекали в процессе осуществления предпринимательской деятельности сторонних работников, принадлежность к категории малых предприятий будет определяться именно исходя из размера полученного дохода.

Дополнительный критерий A. Надлежащая структура уставного капитала

Наиболее запутанный и сложный для восприятия критерий, распространяющий свое действие исключительно на предприятия, действующие в форме хозяйственных обществ (ООО, АО, ОДО) или хозяйственных партнерств.

Законодатель требует одновременного соблюдения двух условий касательно участия в деятельности хозяйственного общества или партнерства сторонних участников:

  • совокупный размер долей государства в лице Российской Федерации в целом, ее субъектов и муниципальных образований, а также общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов (за исключением инвестиционных) никак не должен превысить 25-процентную планку;
  • общий размер долей участников, обладающих статусом юридических лиц, не отнесенных к категории малых или средних предприятий, не может быть больше 49 %.

Второе из обозначенных требований не распространяет свое действие на общества и партнерства:

  • числящиеся проектами в инновационном центре «Сколково», либо
  • деятельность которых сводится к внедрению или применению результатов интеллектуальной деятельности, либо
  • включенных в правительственный перечень юридических лиц, оказывающих господдержку инновационной деятельности.
Дополнительный критерий B. Специфичный характер деятельности предприятия

«Специфичность» определяется специализацией хозяйственного партнерства или общества на интеллектуальной и инновационной сфере.

Обязательное условие – внедрение изобретений, селекционных достижений, ноу-хау, промышленных образцов, топологий интегральных микросхем, полезных моделей, разработка баз данных и программного обеспечения.

Исключительные права на внедряемые объекты должны принадлежать учредителям или участникам хозяйственных партнерств или обществ, к числу которых законодатель относит:

  • научные учреждения (бюджетные или автономные);
  • образовательные организации высшего образования, являющиеся бюджетными или автономными учреждениями.
Дополнительный критерий C. Наличие статуса проекта в ИЦ «Сколково»

Получение такого статуса хозяйствующим субъектом возможно после прохождения весьма тернистой процедуры регистрации.

На текущий момент инновационный центр «Сколково» заинтересован в проектах, реализующих космические, ядерные, информационные, биомедицинские и энергоэффективные технологии.

Школа бизнеса в инновационном центре «Сколково»

Заинтересованные предприятия подают специальную заявку, которую надлежит рассмотреть группе независимых экспертов.

Ежели таковая будет одобрена, предприятие получит статус малого (с учетом соблюдения прочих законодательных требований), после чего сможет довольствоваться преимуществами и льготами как для малых предприятий, так и предприятий, обладающих статусом проекта в ИЦ «Сколково».

Для последних, в частности, предусмотрены:

  • множественные налоговые льготы (освобождение от налогов на прибыль, добавленную стоимость и имущество организации, возмещение при определенных условиях таможенных пошлин и НДС, уплата страховых взносов по пониженной ставке, равной 14 %);
  • возможность получения дополнительного финансирования и исследовательских грантов;
  • льготные услуги со стороны ИЦ «Сколково» по ведению бухгалтерского и кадрового учета, юридическому сопровождению, проведению тренингов и семинаров, информационной поддержке и многому другому.

Если хозяйственное общество или партнерство, получившие статус проекта в ИЦ «Сколково», воспользуются налоговыми льготами в части возможности непредставления налоговой отчетности, отнесение их к категории малых предприятий будет обусловлено оценкой среднесписочной численности работников за предшествующий календарный код (критерий 2).

Дополнительный критерий D. Поддержка учредителями инноваций

Данные критерий может быть препарирован нами на ряд взаимосвязанных элементов.

Учредителями хозяйственного партнерства или общества должно выступать одно или несколько юридических лиц, числящихся в утвержденном Правительством РФ перечне юрлиц, предоставляющих господдержку инновационной деятельности.

Попасть в этот перечень могут следующие категории субъектов хозяйствования:

  • госкорпорации, признанные таковыми в соответствии законодательством о некоммерческих организациях;
  • публичные акционерные общества, не менее половины акций которых принадлежат государству;
  • хозяйственные общества, в которых публичные АО с преобладающей долей государственного участия вправе (1) распоряжаться более чем 50 % голосов, или (2) назначать директора предприятия, иной единоличный исполнительный орган или более половины состава наблюдательного совета (совета директоров) предприятия;
  • юрлица, созданные в рамках федерального закона о реорганизации Российской корпорации нанотехнологий.
Дополнительный критерий E. Особенная отраслевая принадлежность акций

Данный критерий относится исключительно к акционерным обществам.

Его суть – акции таких обществ должны: (1) обращаться на фондовом рынке и (2) относиться к акциям инновационного или высокотехнологичного сектора экономики.

С 01.07.2017 в стране действует новый критерий малых предприятий, относящийся исключительно к акционерным обществам.

Суть критерия сводится к тому, чтобы акционеры общества, представленные Российской Федерацией, ее субъектами, муниципальными образованиями, общественными и религиозными организациями (объединениями), благотворительными и иными – за исключением инвестиционных – фондами, не могли обладать более чем 25 % голосующих акций АО.

Для иностранных акционеров и акционеров, являющихся юридическими лицами, не имеющими статуса малого или среднего предпринимательства, — эта доля должна быть равной или ниже 49 % голосующих акций АО.

Видео о малом предпринимательстве:

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх