Момент уплаты налога считается

Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участником консолидированной группы налогоплательщиков, если иное не предусмотрено пунктом 4 настоящей статьи:

1) с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа;

1.1) с момента передачи физическим лицом в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства без открытия счета в банке денежных средств, предоставленных банку физическим лицом, при условии их достаточности для перечисления;

2) с момента отражения на лицевом счете организации, которой открыт лицевой счет, операции по перечислению соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации;

3) со дня внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации либо в организацию федеральной почтовой связи наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства;

4) со дня вынесения налоговым органом в соответствии с настоящим Кодексом решения о зачете сумм излишне уплаченных или сумм излишне взысканных налогов, пеней, штрафов в счет исполнения обязанности по уплате соответствующего налога;

5) со дня удержания сумм налога налоговым агентом, если обязанность по исчислению и удержанию налога из денежных средств налогоплательщика возложена в соответствии с настоящим Кодексом на налогового агента;

6) со дня уплаты декларационного платежа в соответствии с федеральным законом об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами.

Внимание! Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы. Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

1. Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

  • объект налогообложения;
  • налоговая база;
  • налоговый период;
  • налоговая ставка;
  • порядок исчисления налога;
  • порядок и сроки уплаты налога.

2. В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

3. При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.

Комментарии к ст. 17 НК РФ

Рассматривая каждый налог или сбор, следует четко понимать круг субъектов (т.е. кто является плательщиком) и элементы обложения.

Исходя из статьи 17 НК РФ налоговые льготы не являются элементами налогообложения (см., например, Определение КС РФ от 05.07.2001 N 162-О). При этом они могут предоставляться только отдельным категориям налогоплательщиков (см., например, Определение ВС РФ от 17.05.2006 N 44-Г06-7).

ФНС: при зачете переплаты в счет недоимки пени начисляются, а при уточнении своевременно перечисленного платежа — нет

Федеральная налоговая служба в письме от 11.04.17 № ЗН-4-22/6853 разъяснила, в чем разница между уточнением платежа и зачетом переплаты. Если налогоплательщик вовремя перечислил налог, но позднее обнаружил ошибку в платежке, не повлекшей неуплату этого налога в бюджет, он вправе подать заявление об уточнении платежа. В таком случае датой уплаты налога будет считаться дата перечисления некорректного платежа. Соответственно, пени начисляться не должны. А при зачете обязанность по уплате налога считается исполненной со дня принятия решения о таком зачете. Поэтому при зачете переплаты в счет погашения недоимки пеней избежать не удастся.

Уточнение платежа

Как известно, налог считается уплаченным с момента предъявления в банк платежного поручения на перечисление денежных средств со счета налогоплательщика (при условии наличия на нем достаточного денежного остатка) в бюджетную систему на соответствующий счет Федерального казначейства (подп. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ). В пункте 4 статьи 45 Налогового кодекса указаны только два вида ошибок в «платежке», при которых налог не признается уплаченным: неправильный номер счета Федерального казначейства или ошибочное наименование банка получателя платежа.

Таким образом, если ошибка не привела к неперечислению налога в бюджет (например, указан неверный КБК), то недоимка не возникает. В такой ситуации платеж может быть уточнен (п.7 ст. 45 НК РФ). Для этого следует подать в ИФНС документы, подтверждающие уплату налога, и заявление с просьбой уточнить основание, тип, принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика.

Зачет переплаты

Процедура зачета излишне уплаченного (взысканного) налога в счет недоимки отличается от процедуры уточнения платежа. Главное отличие — в результате уточнения налог фактически признается уплаченным должным образом. Значит, основания для начисления пени отсутствуют. А при зачете обязанность по уплате налога считается исполненной со дня принятия налоговым органом решения о зачете (подп. 4 п. 3 ст. 45 НК РФ). Поэтому в случае проведения зачета излишне уплаченной суммы налога в счет недоимки по другому налогу начисление пеней до момента принятия решения о зачете правомерно.

Вывод ФНС соответствует позиции Верховного суда, выраженной в определении от 05.08.15 № 304-КГ15-8368 (см. «Верховный суд: наличие переплаты по налогу, который зачисляется в другой бюджет, не препятствует начислению пеней на сумму недоимки»).

Добавим, что пени могут быть начислены и том случае, если налогоплательщик просит зачесть переплату в счет предстоящих платежей меньше, чем за 10 рабочих дней до срока платежа. Дело в том, что решение о зачете переплаты в счет предстоящих платежей должно быть принято в течение 10 дней со дня получения заявления плательщика (п. 4 ст. 78 НК РФ). Если заявление подано, к примеру, в последний день уплаты налога, то решение о зачете будет принято уже после истечения срока уплаты. А за 10 дней просрочки, в течение которых выносилось решение, налоговики могут начислить пени. Также см. «Заявление о зачете переплаты в счет текущего налогового платежа лучше подать за 10 дней до наступления срока уплаты».

Материал предоставлен порталом «Бухгалтерия Онлайн»

Алексей Крайнев, налоговый юрист

Инспекция в неведении

Согласно ст. 45 НК РФ налог считается уплаченным с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджет денег со счета налогоплательщика при наличии на нем достаточных средств на день платежа. Однако обязанность налоговых органов уточнять причину непоступления налога в бюджет законодательно не закреплена.

А это значит, что пока вы сами не известите инспекцию о том, что налог не поступил в бюджет именно по вине банка, за вами будет числиться недоимка, а на нее автоматически начисляться пени. Более того, это позволяет инспекции выставить требование об уплате налога, наложить арест на ваши банковские счета (не только в лопнувшем банке!) и взыскать налог повторно.

Как только вы узнали о каких-либо проблемах банка (отозвана лицензия, введена санация или просто обнаружена «дыра» в резервах), проведите с инспекцией сверку своих платежей. Если выяснится, что ваш налоговый платеж в бюджет не поступил, попытайтесь получить в банке письменное объяснение причин. Хотя, если у банка отозвана лицензия, то этим пунктом можно пренебречь и сразу переходить к сбору доказательств уплаты налога и предоставлению их в инспекцию.

Чем докажете?

Чтобы доказать факт уплаты налога, подготовьте письменное заявление со ссылкой на ст. 45 НК РФ. Укажите в нем, что организация свою обязанность выполнила и что в этой связи инспекторы не имеют права начислять пени (а уже начисленные должны списать) и выносить требование об уплате налога, а также решение о блокировке счетов и принудительном взыскании налога (а уже принятые должны быть немедленно отменены). В качестве подтверждающих документов приложите к заявлению заверенные копии:

  • платежного поручения с отметкой банка;
  • договора с этим банком на обслуживание;
  • выписки со счета на день платежа, подтверждающей, что на момент предъявления платежного документа на нем было достаточно средств для совершения налогового платежа;
  • письменного объяснения банка (при наличии).

Проверка на добросовестность

Отметим, что все вышеизложенное справедливо только для добросовестных налогоплательщиков. Если же организация специально проводила налоговые платежи именно через такой банк, располагая сведениями о его близкой «кончине», или же искусственно создавала на счетах в таком банке средства и направляла их исключительно на расчеты с бюджетом, статья 45 НК РФ не применяется и налог не признается уплаченным (см. определение КС РФ от 25.07.2001 № 138-О).

Бремя доказывания недобросовестности действий налогоплательщика лежит на налоговых органах. Ибо, пока не доказано обратное, предполагается, что налогоплательщик действует добросовестно (см. постановления ФАС Московского округа от 17.04.2013 № А40-71911/12-91-398, ФАС Северо-Кавказского округа от 13.01.2011 № А53-14877/2009).

Если инспекция настаивает

Если инспекция, несмотря на все ваши усилия (или, наоборот, в связи с их отсутствием) все же выставила требование о повторной уплате налога и пеней и вынесла решение о приостановлении операций по счетам, такое решение нужно обжаловать. Сначала — в вышестоящем налоговом органе (ст. 138 НК РФ). К жалобе прилагаем те же самые документы, подтверждающие исполнение обязанности по уплате налога, о которых мы говорили выше.

Если эта жалоба не поможет, придется обращаться в суд. Суды при рассмотрении подобных споров руководствуются именно нормой ст. 45 НК РФ. Поэтому если выполнены все указанные в этой статье условия и нет доказательств недобросовестности плательщика, обязанность по уплате налога считается исполненной независимо от того, что платеж фактически не зачислен в бюджет по вине банка. А значит, никакой недоимки, пеней, арестов счетов и требований об уплате быть не может (см. постановления ФАС Уральского округа от 13.07.2009 № Ф09-4794/09-С2, ФАС Московского округа от 29.07.2010 № КА-А40/8075-10).

Как быстро снять претензии?

Если вам необходимо быстро снять претензии налогового органа по недоимке и у вас есть свободные средства, повторно уплатите «зависшую» сумму в бюджет, через действующий банк. А потом потребуйте от инспекции возврата переплаты. Ведь формально налог получится уплаченным дважды. Как показывает свежая судебная практика, такой путь решения проблемы вполне возможен. Так, ФАС Московского округа признал, что налог, не поступивший в бюджет по вине банка, у которого была отозвана лицензия, считается своевременно уплаченным. А значит, сумма того же налога, уплаченная налогоплательщиком повторно, является излишне уплаченной и подлежит возврату или зачету (см. постановление от 07.08.2013 № А40-139144/12-140-999).

Читайте также «ФНС: в случае отзыва лицензии у банка, через который были перечислены налоги, платить налоги повторно не нужно».

3.4 Налоговое обязательство и его исполнение

Обязанность по уплате налогов и сборов возникает у налогоплательщика с момента его государственной регистрации, а также с момента возникновения установленных налоговым законодательством обстоятельств, предусматривающих уплату налогов и сборов. Обязанность по уплате налога (сбора) прекращается:

  • с уплатой налога (сбора);
  • со смертью налогоплательщика;
  • с ликвидацией организации-налогоплательщика;
  • с возникновением обстоятельств, с которыми законодательство связывает прекращение обязанности по уплате налога (сбора).

Обязанность по уплате налога (сбора) должна быть исполнена в срок. Несвоевременная уплата налога (сбора) рассматривается как использование налогоплательщиком бюджетных средств и становится основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога (сбора).

Налогоплательщик имеет право исполнить обязанность по уплате налога(сбора) досрочно.

Требование об уплате налога (сбора) — налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанности по уплате налогов (если иное не предусмотрено законодательством) в установленные сроки. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога служит основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Требование об уплате налога — это письменное извещение налогоплательщику о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить ее в срок. Требование об уплате налога должно содержать следующие сведения:

  • сумму задолженности по налогу;
  • размер пени, начисленной на момент направления требования;
  • срок уплаты налога, установленный НК РФ;
  • срок исполнения требования;
  • меры, которые могут быть предприняты по взысканию налога в случае невыполнения требования налогоплательщиком (п. 4 ст. 69 НК РФ).

Требование об уплате налога (сбора) вручается представителю организации под расписку, а в случае уклонения от получения требования оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Требование об уплате налога (сбора) должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога. Требование об уплате налога (сбора) по результатам налоговой проверки должно быть направлено не позднее 10 дней после вынесения соответствующего решения.

Взыскание налога (сбора) в принудительном порядке. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по его уплате осуществляется за счет:

  • денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке (ст. 46 НК РФ);
  • имущества налогоплательщика (ст. 47 и 48 НК РФ).

Взыскание налога за счет денежных средств налогоплательщика. Взыскание налога с налогоплательщика-организации проводится по решению налогового органа, который направляет в банк, где открыты счета налогоплательщика, инкассовое поручение на списание и перечисление в соответствующие бюджеты необходимых денежных средств. Решение о взыскании налога за счет денежных средств должно быть вынесено налоговым органом не позднее 60 дней по истечении срока, указанного в требовании.

Вынесение решения о взыскании налога за счет денежных средств, принятое по истечении указанного срока, недействительно. Тогда взыскание задолженности с налогоплательщика возможно только в судебном порядке.

В инкассовом поручении должны быть указаны:

  • расчетные счета налогоплательщика, с которых должно осуществляться списание;
  • сумма, подлежащая списанию.

Взыскание налога возможно как с рублевых, так и с валютных счетов налогоплательщика. Если взыскание налога происходит с валютных счетов, то руководитель налогового органа направляет в банк дополнительное инкассовое поручение на продажу валюты.

При взыскании налога за счет денежных средств налоговый орган может принять решение о приостановлении операций по расчетному счету налогоплательщика (для накопления денежных средств). Приостановление операций по расчетному счету налогоплательщика-организации означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету. Решение о приостановлении расходных операций направляется в банк с одновременным уведомлением налогоплательщика-организации. Решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке подлежит безусловному исполнению банком.

Решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации и налогоплательщика — индивидуального предпринимателя по их счетам в банке может быть принято в случае непредставления ими налоговой декларации в налоговый орган в течение двух недель по истечении установленного срока.

Банк не несет ответственности за убытки, понесенные налогоплательщиком в результате приостановления его операций в банке. Банк не вправе открывать другие расчетные счета налогоплательщику, если имеет решение налогового органа о приостановлении операций по расчетному счету.

Процедура взыскания налога за счет денежных средств налогоплательщика показана на схеме.

При недостаточности или отсутствии денежных средств на расчетном счете налогоплательщика или отсутствии информации

О его расчетных счетах налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика.

Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика — организации или индивидуального предпринимателя осуществляется в бесспорном порядке, а с налогоплательщика — физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, — в судебном порядке.

Налог взыскивается за счет имущества налогоплательщика — организации или индивидуального предпринимателя на основании решения, вынесенного руководителем налогового органа, которое должно быть направлено судебному приставу в течение трех дней с момента вынесения. Постановление должно быть подписано руководителем налогового органа и заверено гербовой печатью. Исполнительные действия выполняются судебным приставом в двухмесячный срок с момента поступления к нему такого постановления.

Взыскание налога за счет имущества должно проводиться последовательно в отношении:

  • наличных денежных средств;
  • имущества, не участвующего непосредственно в производственном процессе (ценные бумаги, непроизводственные помещения, легковой транспорт);
  • готовой продукции (товаров), материальных ценностей, не Участвующих в производственном процессе;
  • сырья и материалов, участвующих в производственном процессе, а также станков, оборудования и других основных средств.

Должностные лица налоговых органов не вправе приобретать имущество, реализуемое в счет погашения задолженности по уплате налога.

С 1 января 2000 г. взыскание налога за счет имущества налогоплательщика проводится службой судебных приставов. Обращение взыскания на имущество должника состоит из изъятия и принудительной реализации этого имущества.

Если есть основания полагать, что имущество, с помощью которого будет погашаться задолженность по налогам (сборам), может быть сокрыто, уничтожено или вывезено, то проводится арест этого имущества.

Арест имущества — ограничение права собственности налогоплательщика-организации в отношении этого имущества, проводится только с санкции прокурора и может быть полным или частичным.

Полный арест — ограничение права собственности на имущество, при котором налогоплательщик не вправе распоряжаться имуществом (продавать, сдавать в аренду), а владеть и пользоваться может, но с разрешения налогового органа.

Частичный арест — ограничение права собственности на имущество, при котором налогоплательщик может владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, но с разрешения налогового органа.

Аресту может подлежать только то имущество, которое необходимо для погашения задолженности по налогам, а также все имущество налогоплательщика-организации. Решение о наложении ареста на имущество выносит в форме постановления руководитель налогового органа.

Аресту подлежит только имущество, необходимое и достаточное для исполнения обязанности по уплате налога. Арест осуществляется только в том случае, когда принято решение о взыскании налога за счет имущества. Арест возможен только в отношении имущества юридического лица.

Арест имущества проводится с участием понятых. При аресте имущества может присутствовать сам налогоплательщик либо его представитель.

Проведение ареста имущества в ночное время не допускается.

Должностные лица, осуществляющие арест, должны предъявить:

  • санкцию прокурора;
  • документы, удостоверяющие их полномочия;
  • постановление о наложении ареста.

При аресте имущества составляется соответствующий протокол, в котором указываются:

  • имущество, подлежащее аресту;
  • его описание;
  • его количество;
  • стоимость (по возможности).

Руководитель налогового органа определяет место, где должно храниться арестованное имущество.

Решение об аресте имущества отменяет руководитель налогового органа в случае выполнения налогоплательщиком своих обязательств по уплате налога.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх