Мораль право

(Киселев А.)

(«ЭЖ-Юрист», 2013, N 11)

МОРАЛЬ И ЗАКОН: ВЕЧНЫЕ КОНКУРЕНТЫ

А. КИСЕЛЕВ

Алексей Киселев, юрист, г. Киров.

О соотношении морали и права написано достаточно много трудов. Если для одних специалистов такое соотношение определяется рамками правовой системы, то для других — это предмет психологических, педагогических и исторических исследований. Рассмотрим сходства и различия морали и закона.

Ключевые сходства

В статье мы разграничим 2 понятия — право и закон. Мораль мы будем сравнивать не столько с правом, сколько с законом.

С точки зрения функции мораль и закон как источники права равноценны. И мораль, и закон призваны регулировать отношения между людьми, определять поведение человека в конкретных ситуациях. Цель закона определена римскими юристами следующим образом: Legis virtus est imperare, vetare, permittere, punire. В этом квадривиуме хорошо различимы санкция (punire) как составная часть нормы (в ее романо-германском понимании) и методы регулирования — императивный (imperare, vetare) и диспозитивный (permittere). Представляется, что и мораль также нельзя сводить лишь к запретам (vetare) и обязываниям (imperare). Это резко сужает возможности такого источника, а также создает излишнюю напряженность в обществе.

Напомним, что для любых запретов должны быть действительная необходимость и соблюдение принципа соразмерности целям. Этот принцип логически следует из идеи «серединного пути», изложенной историческим Буддой в одной из сутр. И хотя она предназначалась монашеской общине, ее практическое приложение к праву очевидно: нельзя делать закон слишком строгим или слишком либеральным, иначе он не выполнит своего назначения.

Кроме этого, есть еще одно функциональное сходство — и мораль и закон способны регулировать одни и те же отношения (от семейных до экологических), применяя при этом разную мотивацию. Правда, такая способность может ввести в заблуждение при отнесении того или иного положения к нормам морали или закона.

Например, является ли нормой морали обязанность платить за труд и возмещать причиненный вред? Какие критерии может создать закон для определения степени заботливости и рачительности работника? Можно ли считать принцип вины в деликтном праве, нормы о крайней необходимости действием норм морали или это чисто юридический принцип?

Подобных вопросов много в каждом правоотношении и каждой отрасли права. А ведь ответ на вопрос «чистая мораль или закон?» для европейского юриста имеет практическое значение. От этого зависит предоставление судебной защиты тем или иным притязаниям.

Сходство морали и закона не ограничивается функцией и формой, оно идет дальше в содержательную сторону. Здесь подразумевается сходство принципов действия закона и морали, хотя оно и не полное. Первые нормы закона произошли от норм морали, содержавшихся в религиозных текстах. Моральные максимы, известные как 10 заповедей, имеют соответствия в других религиях и правовых системах других государств. Но есть и моральные нормы, имеющие общебытовое значение.

Континентальная система права идет по пути включения норм морали в тексты кодексов, законов в различном виде. Английское право традиционно делится на общее право и право справедливости, до середины XIX века применявшиеся порознь соответственно королевскими судами и канцлерским судом справедливости. Лишь после реформы английские королевские суды стали применять обе системы. А в системе мусульманского права верующий в силу религиозных догм обязан подчиняться своему законному правителю. Аналогично положение индуиста в системе индусского права. В любом случае содержательно мораль и закон взаимопроникают друг в друга, соседствуют друг с другом и дополняют друг друга.

И все-таки они разные…

Различия морали и права лежат в процессе их создания. Если для регламентации законотворческой деятельности создаются законы, а их исполнение подкреплено возможностью применения санкции, то нормы морали создаются в процессе обучения и воспитания. Если закон совершенен, он подкреплен санкцией. А воспитание происходит по иным правилам и имеет разнообразные методы, классифицируемые педагогической наукой по-разному.

Так, среди основных методов педагогика называет упражнение, требование, приучение, метод поручений, поощрение, соревнование, наказание, субъективно-прагматический метод стимулирования деятельности и поведения. Эти методы как средства влияния на воспитуемого (как правило, ребенка или несовершеннолетнего) применяются не в соответствии с законодательством, а согласно видению его личности педагогом или родителями. Хотя принципы законности и меры в отношении процесса воспитания не отменял никто.

Различен и охват отношений: мораль регулирует большее число отношений и ситуаций, чем закон, за счет того что в некоторые отношения закон не вмешивается либо имеет пробелы. Несмотря на то что в некоторых государствах допускаются так называемые иски доброй совести, мораль все равно опережает закон.

Например, процедура судебного разбирательства полностью сопровождается нормами морали в части свидетельских показаний одного человека. В ситуациях, когда все зависит от его показаний и никто не может опровергнуть их или доказать их лживость, работает именно моральный закон, находящийся в сознании или подсознании свидетеля.

Процитируем некоторые высказывания древних. В Скрижалях Моисея читаем: «Не произноси ложного свидетельства на ближнего своего». А в Дхаммика-сутре говорится: «Пусть никто не говорит лживо ни в судилище, ни на собрании, пусть никто не поощряет других поступать так и не одобряет их, — пусть избегает он всех этих трех видов неправды».

Пожалуй, главное отличие рассматриваемых понятий состоит в следующем: мораль всегда строже закона в системах континентального и английского права, если они не смешиваются, что типично для религиозного права. Это проявляется в том, что моральный закон, будучи весьма краток (10 заповедей), имеет более широкое толкование используемых терминов, что расширяет пределы запретов и сужает рамки дозволенного. Иногда значительно.

В качестве примера приведем заповедь «Не прелюбодействуй», которая в упомянутой сутре интерпретирована как недопущение любовных актов с чужими женами, а в Нагорной проповеди толкуется еще шире. Иисус вводит определение «прелюбодеяние в сердце», объясняя его как вожделенный взгляд на женщину (думается, что чужую), а также применяет термин «прелюбодеяние» к браку с разведенной женщиной. Еще шире оно в Законах Ману.

Достаточно широко в древности понималась и кража. Законы Хаммурапи приравнивали к краже присвоение краденого, невыдачу беглых царских рабов по первому требованию глашатая. Санкции за нарушение закона предусмотрены законом, санкций за нарушение моральных норм не существует. Соблюдение морали в современной Европе поддерживается силой общественного мнения. Иное дело — система религиозного права и древнее право Европы.

И последнее различие. Если закон опирается на разумное начало в человеке, его стремление к разумной организации жизни, считая их мотивами и психологическими основами механизма действия, то мораль традиционно тяготеет к высоким мотивам — спасению своей и чужой души, достижению града Небесного и т. п.

Вопросы взаимодействия

Какие же выводы можно сделать относительно взаимодействия морали и закона?

Во-первых, древний законодатель не видел различий между моралью и законом. Это мы объясняем его интеллектуальной неспособностью к такому разделению, представлением о вреде разрыва между моралью и законом, эмоциональностью реакций на негативные, с его точки зрения, поступки.

Во-вторых, объединение морали и позитивного права делало последнее резко репрессивным и большей частью пунитивным, ибо мораль для древних людей ассоциировалась не с дозволениями, а с запретами.

В-третьих, хотя закон должен впитывать многие моральные постулаты, ему следует отстоять от морали на разумной дистанции и не поглощать мораль целиком. Это необходимо и для предоставления человеку пространства для морального выбора, которому нельзя научиться без определенного простора свободы, а также для того, чтобы большая часть моральных максим подлежала не продавливанию именем очередного правителя, а усвоению через воспитание.

Многократно описанная заповедь о прелюбодеянии практически ушла из всех современных европейских уголовных кодексов, оставив только насильственное вступление в связь, а остальной массив переместился в сферу гражданских обязательств доброй совести. Заповеди о кумире вообще потеряли силу в связи со свободой вероисповедания.

Не будем забывать и то, что, по убеждению марксистов-ленинистов, право в любом его источнике всегда и всюду обслуживало личную или корыстную заинтересованность правящих классов (сословий, варн, каст и т. д.). Очевидно, что эта участь может постигнуть и мораль, если она окажется целиком под пятой закона. Но каждый раз, когда появляется какая-либо группа лиц, обладающая влиянием хотя бы в силу большого количества ее членов, она стремится создать мораль ad hoc (под конкретную ситуацию), преследуя свои корыстные цели или утоляя свой необузданный животный инстинкт доминирования. Именно сила их коллективного мнения, принимаемого во внимание при принятии решения другими людьми, влияет на поведение и судьбу человека иногда даже больше, чем закон. Не эта ли сила побуждает людей отказываться от реализации законных прав или считать себя недостойными полученного по закону?! Как раз в этом и заключается конфликт между моралью и законом.

Нарушение моральных норм – ряд деяний, ответственность за которые предусматривается статьей 135 УК РФ. Данная статья уголовного кодекса подробно дает определение этому деянию и описывает возможное наказание за нарушение моральных норм.

Нарушение морально-этических норм: ответственность по статье 135 УК РФ

Нарушение моральных норм приводит к развращению детей и подростков, подмене духовных ценностей, потому-то и наказывается оно со всей серьезностью и на государственном уровне. Виды наказания за преступление предусмотрены статьей 135 УК РФ, согласно положениям которой, лицо, совершавшее те или иные виды развратных действий в отношении несовершеннолетних, может быть приговорено:

  • к обязательным работам;
  • ограничению свободы на период до трех лет;
  • принудительному труду на срок до пяти лет.

Все перечисленные меры наказания могут также сопровождаться запретом на занятие определенными видами профессиональной деятельности. Запрет действует в течение трех лет.

Если преступные действия совершались в отношении детей, не достигших четырнадцатилетнего возраста, то наказание будет максимально суровым. Оно может быть выражено в лишении виновного свободы на срок от трех до восьми лет. Если преступное деяние совершалось в отношении двух детей и более, срок заключения увеличивается и может дойти до 15 лет, при этом лицо лишается права занимать определенные должности на срок до 20 лет.

Нарушение моральных норм: примеры

Важно также отметить, что рассматриваемый в статье вид преступного деяния – это не только развратные действия в отношении детей и несовершеннолетних. Аморальные поступки могут быть выражены в оскорблении чувств верующих, унижении человеческого достоинства — все перечисленное также наказывается законом.

Если вам нужна подробная консультация по данной теме, вы всегда можете получить ее у специалистов нашего правового центра. Аморальные деяния, в особенности, в отношении детей и подростков, не должны оставаться безнаказанными, обращение к нашим уголовным адвокатам поможет вам защитить права ваших родных и близких!

Мораль в широком понимании — это установленные обществом представления о хорошем и плохом. Мораль не является чем-то статичным и единым абсолютно для всех. На протяжении веков она развивалась и эволюционировала вместе с человечеством и имела отличия, свойственные разным народам, религиям, традициям и культурам. До появления строго прописанных законов и правил она регулировала процессы и жизнь людей. На протяжении долгого времени она сохранялась неизменной, но развитие общества начало вносить в неё коррективы. На данный момент мораль перестала быть чем-то монументальным, более того — наступил кризис. Да, её по-прежнему прививают детям, чтобы подготовить к жизни в социуме, но на этом всё и кончается. Это можно было бы объяснить как отказ от чего-то ненужного и устаревшего, но это не так. Сейчас мы расскажем, зачем она нужна и почему важно её преподавать.

Современное воспитание и система ценностей

Воспитание — это один из сложнейших и важнейших этапов формирования личности. На этом этапе формируется фундамент, который станет определять черты характера, предрасположенности и форму мышления. Ставить перед ребёнком задачу всегда побеждать и добиваться целей, не говоря о справедливости, честности и правилах, очень рискованно. В будущем он может стать тем, кто пойдёт по головам, подставит, обманет или предаст, чтобы получить желаемое. Это уже происходит сейчас. Студенты, подставляющие друг друга, чтобы выставить себя в лучшем свете; коллеги, воюющие за повышение; руководители конкурирующих компаний — подобное можно отследить в каждой возрастной группе.

Чтобы это предотвратить, нужно осознать, что заложенное в доме у каждого ребенка разнится. Поэтому нужно сгладить это, введя такую дисциплину, как мораль. Она должна не оцениваться, а просто наставлять детей, объясняя то, что не объяснили дома. Одна семья может иметь слишком либеральные взгляды, другая — консервативные, да и родители не всегда осведомлены, как нужно жить ребёнку в настоящем времени, поскольку ориентируются на нормы своего детства. Введение такого предмета помогло бы детям понимать, как нужно жить, на что ориентироваться и что допустимо. Да, кто-то считает мораль индивидуальным понятием, в которое каждый вкладывает свой смысл, свои нормы. Камон, изначально все положение составило именно общество, а возможность её персонализации и индивидуализации привели к тому, что мораль развратили и стали использовать в своих интересах. Так, может, стоит снова вернуться к общественному формированию морали?

Царящая аморальность

Листая ленту и натыкаясь на смешной аморальный мем, задумывался ли ты, что его может видеть какой-нибудь ребёнок? Мы не хотим показаться ворчливыми пердунами, которые говорят, что аморальные мемы — это плохо. Мы их обожаем, и главным образом — за их абсурдность. Сквозь призму здорового нравственного мышления мы понимаем, что на самом деле это неправильно, грубо и неприемлемо, и поэтому они нас смешат. Деды воевали, мамоёбство, глумление над умершими и инвалидами, высмеивание трагедий — это всё противоречит морали. Только осознавая это, можно не воспринимать их как проблему. Но для неокрепших умов, для которых глобальное понятие морали ещё не открыто, у которых не выстроена система моральных ценностей, это может стать отрицательным фактором социализации. Только представь: сейчас детям вместо погремушек дают смартфоны с мультиками. Затем игры на телефоне, а потом и доступ в интернет. Если мы попали в онлайн-пространство в осознанном возрасте и понимали, что хорошо, а что плохо, то у них это будет в буквальном смысле с пелёнок.

Мы можем уповать, что правильное воспитание позволит ребёнку расти адекватным и видеть грань между допустимым. Но давай будем честны: большинству детей не уделяют должного времени. Родители постоянно на работе, а ребенок один на один с девайсом. Родителей винить в этом сложно: они пытаются прокормить и одеть спиногрыза. Да и тот ни при чём — он просто познаёт мир. Из этого и складывается необходимость дополнительных источников морали, чтобы у ребёнка не сбило прицел.

Кстати о прицелах. Помнишь случай со стрельбой в Керчи? Парень устроил качественный косплей на «Колумбайн» 99-го, придя в колледж с охотничьим ружьём. Итог — 21 погибший и суицид виновника торжества методом Курта Кобейна. Пока взрослые с серьёзными лицами искали виноватых и обвиняли во всём интернет и «Доку 2», в социальных сетях подростки возвели стрелка в культ. Признавались в любви, ставили на аватарки, собирали фан-группы и жалели, что он не выжил. А это уже прецедент, пускай и краткосрочный. Происходит атрофирование здравого восприятия, и это всё из-за отсутствия чётких нравственных ориентиров, которыми и выступает мораль.

Изменение общественного сознания

В прогрессивных странах сейчас вовсю идёт переосмысление не только сексуальной ориентации, но и пола. Детей смалу приучают к тому, что пол — это не врождённое, что его можно и нужно изменить, если чувствуется нужда. Ты понимаешь, насколько это противоречит устоявшимся правилам морали? Давай будем максимально объективны и спишем эти явления на новый виток общества, к которым мораль ещё не адаптировалась. Без чётких внутренних представлений о том, что правильно, дети могут запутаться в себе, а это может привести к необратимым последствиям. Поэтому мы не можем ждать, пока мораль адаптируется под современные тенденции. Мы, общество, сами должны её определять, учитывая адекватные (и не совсем) явления нашего времени.

Именно мораль и диктуемые ею понимания о правильном и неправильном служат основой для создания личных принципов. Если человек с самого детства будет оторван от «правильных» или актуальных для своего времени ценностей, он не сможет уживаться с остальным обществом. Его поведение будет девиантным в понимании большинства, что может отразиться на трудоустройстве и личной жизни. Если люди не будут знать, что такое норма, или иметь разные представления о ней, может произойти конфликт, где каждая сторона будет искренне верить в свою правоту. Чтобы избежать этого, основа личности должна базироваться не на чём-то индивидуальном, а быть общей для всех людей.

Все предметы → Теория государства и права

Право — общеобязательные нормы поведения, устанавливаемые или санкционируемые государством и обеспеченные его принудительной силой.

Мораль (нравственность) — вид социальных норм, отражающий представления людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве и охраняются общественным мнением.

Право и мораль в основном однопорядковые явления, однако, они имеют как общие, так и отличительные черты.

Общие черты:

  • 1. Нормы морали и права – социальные нормы, т.е. регулируют поведения людей.
  • 2. Требования морали и права формируются на нормативной основе, т.е. как определенные правила поведения.
  • 3. И нормы морали, и нормы права базируются на единых социально-экономических интересах.

Отличительные черты:

  • 1. По способу образования. Нормы морали складываются в обществе на основе представлений людей о добре и зле, чести, совести, справедливости, нормы права устанавливаются государством.
  • 2. По форме выражения. Нормы права закрепляются в специальных актах, а нормы морали содержатся в сознании людей.
  • 3. По способу охраны от нарушений. Нормы морали охраняются общественным мнением, правовые нормы мерами государственного принуждения.
  • 4. По степени детализации. Нормы морали формируются в общем виде, нормы права всегда конкретны и детализированы.
  • 5. По времени возникновения. Право возникло с появлением государства, а нормы морали существовали и до возникновения государства при общинном строе.

Взаимодействие норм права и морали

Нормы права и нормы морали органически взаимодействуют между собой. Они взаимообуславливают, дополняют и взаимообеспечивают друг друга в регулировании общественных отношений. Законы правового государства воплощают в себе высшие моральные требования современного общества.

Обязанность соблюдать нормы права есть моральный долг всех граждан правового государства.

Право активно содействует утверждению прогрессивных моральных представлений в обществе. Нормы морали, в свою очередь, наполняют право глубоким нравственным содержанием, содействуя эффективности правового регулирования, одухотворяя действия и поступки участников правоотношений нравственными идеалами.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх