Муниципальная казна и муниципальное имущество

В результате изучения главы 9 студент должен:

знать

  • • особенности бюджетного учета казны;
  • • момент возникновения и прекращения режима казны;
  • • порядок ведения аналитического учета по объектам в составе имущества казны на основании информации из реестра имущества соответствующего публично-правового образования;
  • • порядок начисления амортизации имущества казны;

уметь

• правильно применять методы и приемы ведения бюджетного учета имущества казны на уровне публично-правовых образований;

владеть

  • • навыками самостоятельной работы с правовыми актами и научной литературой в части учета имущества казны;
  • • способами и средствами сбора, обработки, анализа экономических данных для отражения в учете и отчетности имущества казны.

Понятие и классификация имущества казны. Возникновение и прекращение режима казны

В соответствии со ст. 214 ГК РФ государственной собственностью Российской Федерации является имущество, принадлежащее ей на праве собственности (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ). Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со ст. 294, 296 ГК РФ. В отношении государственной собственности наиболее распространенными и значимыми являются три правовых режима: хозяйственное ведение, оперативное управление и режим муниципальной казны (табл. 9.1).

Таблица 9.1. Правовые режимы имущества в отношении государственной собственности

В отношении государственной собственности наиболее распространенными и значимыми являются три правовых режима

хозяйственное ведение

оперативное управление

режим казны

Государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с ГК РФ

Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества

Имущество, не закрепленное за предприятиями и учреждениями, составляет, наряду со средствами бюджета, казну

Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну РФ, казну субъектов РФ.

Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления.

Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего муниципального образования.

Таким образом, в настоящее время казна формируется на трех уровнях: государственном (федеральном), региональном и муниципальном.

Нахождение имущества в казне позволяет выбрать оптимальные способы его использования, например за счет получения доходов от распоряжения им, (к примеру, при сдаче имущества в аренду), так и при использовании в качестве материальной базы для оказания населению различного рода услуг, для повышения эффективности и снижения расходов по содержанию органов государственной власти. Особенности правого режима казны представлены в табл. 9.2.

Таблица 9.2. Особенности правового режима казны

№ п/п

Особенности режима

Законодательство не содержит каких-либо норм, регулирующих правовое положение имущества, находящегося в казне.

К такому имуществу в полной мере применяются все положения гражданского законодательства о праве собственности

Собственник может любым, не запрещенным законом способом распоряжаться имуществом, включенным в состав муниципальной казны

Это имущество может быть сдано в аренду, передано в безвозмездное пользование, использовано для предоставления услуг, с ним могут совершаться собственником иные сделки, не запрещенные законом

Приватизация имущества, находящегося в казне, может проводиться любым предусмотренным законом способом и по любым объектам, как отдельным, так и их комплексам

Использование имущества казны может способствовать развитию конкуренции. Так, например, в отличие от хозяйственного ведения или оперативного управления, при которых использует имущество для целей своей деятельности только учреждение, имущество казны может предоставляться организации, выигравшей конкурс на размещение государственного заказа, например на предоставление населению услуг по теплоснабжению, водоснабжению и пр.

Проблемы закрепления имущества в казне и методы их разрешения представлены в табл. 9.3.

Таблица 9.3. Проблемы закрепления имущества в казне

Суть проблемы

Непонимание особенностей правового режима собственности казны, в частности вопросов ведения учета имущества казны

Мнимые проблемы управления имуществом казны, нежелание уполномоченных по управлению имуществом органов нести обязанности по сохранению и организации использования такого имущества

Решение

Правильное применение норм гражданского законодательства в отношении определения собственника имущества и осуществления правомочий собственника органами местного самоуправления

Правильная организация государственного управления, указания в положениях об органах (структурных подразделениях органов) управления функций, прав и обязанностей по управлению имуществом казны, должного контроля, планирования использования собственности, выделения необходимых средств на содержание собственности

Методы

Ведение реестра объектов, составляющих казну

Ведение бухгалтерского учета

Ошибка

Имущество считается находящимся в казне (указано в реестре объектов казны) и при этом закрепляется за муниципальным учреждением на праве оперативного управления

Имущество, которым должно управлять учреждение, закрепляется за ним на вещном праве

Объект признается находящимся в казне с момента возникновения права собственности на этот объект.

Имущество казны: движимое и недвижимое имущество, находящееся в собственности публично-правового образования, не закрепленное за государственными или муниципальными унитарными предприятиями, казенными предприятиями, государственными, муниципальными учреждениями, предназначенное для обеспечения экономической и правовой основы для выполнения публично-правовым образованием государственных задач и функций, а также непосредственного участия в гражданских правоотношениях (рис. 9.1).

К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Рис. 9.1. Имущество как часть государственной казны в системе финансово-экономических отношений

Основные виды недвижимости: участки недр, земельные участки, лесной фонд, водные объекты, здания, сооружения, иное недвижимое имущество.

Право собственности на земельные участки возникает с момента его государственной регистрации в соответствии с законодательством РФ.

Право собственности на другие вещные права подлежит регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В соответствии со ст. 130 ГК РФ к движимому, в противоположность недвижимости, относится имущество, не связанное с землей, не прикрепленное к ней, а именно: вещи, которые могут быть переносимы, перевозимы с одного места на другое или могут сами передвигаться (например, животные), а также деньги, валюта, ценные бумаги, обязательственные права требования, долговые свидетельства (закладные), исполнительные листы и др. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе.

Заметим, что существуют имущественные и неимущественные права (права пользования объектами интеллектуальной собственности, информационными ресурсами и др.), которые в соответствии с гражданским законодательством РФ не относятся к движимому или недвижимому имуществу. Также в составе этой категории учитываются различные виды лицензий, приобретенные публично-правовым образованием, полученные им по различным основаниям.

Также в классификации выделяются доли в праве общей собственности, например паи и доли в уставных (складочных) капиталах.

По другому признаку классификации – принадлежности к финансовым отношениям, в составе государственной казны субъекта РФ можно выделить две части: финансовую и нефинансовую.

Финансовая часть государственной казны, включая средства бюджета, выступает как система денежных отношений. Нефинансовая часть оказывает опосредованное влияние на систему денежных отношений через реализацию формальных имущественных отношений.

В зависимости от ликвидности можно выделить следующие виды активов субъекта РФ:

  • – абсолютно ликвидные активы – денежные средства, включающие средства бюджета субъекта РФ и валютные ценности;
  • – высоколиквидные активы, к которым относятся ценные бумаги и доли в уставных (складочных) капиталах, которые могут быть реализованы в течение непродолжительного периода времени;
  • – труднореализуемые активы – включают недвижимое имущество, имущественные и неимущественные права, доли в праве общей собственности за исключением долей в уставных (складочных) капиталах, а также движимое имущество за исключением ценных бумаг и валютных ценностей.

Отдельные виды недвижимого имущества, которые в соответствии с законодательством РФ и субъекта РФ ограничены в обороте, относятся к нереализуемым активам (например, участки недр, лесной фонд, водные объекты и др.).

Таким образом, учитывая действующие нормы законодательства РФ, а также теорию финансовых и имущественных отношений, можно предложить следующий вариант классификации (рис. 9.2).

Включению в состав имущества казны субъекта РФ подлежат объекты:

  • – созданные за счет соответствующего бюджета, за исключением объектов, созданных за счет средств бюджета, предоставленных в виде субвенций, субсидий, в том числе на выделение грантов и материальной поддержки;
  • – приобретенные на основании договоров купли-продажи и иных договоров о передаче объектов в собственность субъекта РФ или муниципального образования;
  • – переданные в собственность субъекта РФ или муниципального образования на основании нормативных правовых актов РФ о разграничении государственной собственности на федеральную собственность, собственность субъектов РФ, муниципальную собственность;
  • – переданные в собственность субъекта РФ или муниципального образования на основании нормативных правовых актов РФ о разграничении полномочий по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ;
  • – признанные в установленном порядке бесхозяйными и поступившие в этой связи в собственность субъекта РФ или муниципального образования в порядке, установленном в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ и муниципальных образований;
  • – приобретенные субъектом РФ или муниципальным образованием в порядке признания права собственности по судебному решению или иным основаниям в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.

Схема формирования имущества казны представлена на рис. 9.3.

Выбытие объектов из имущества казны осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ и муниципальных образований (табл. 9.4).

Приватизация объектов имущества казны осуществляется в соответствии с нормативными-правовыми актами РФ, субъектов РФ и муниципальных образований. Объекты имущества казны, не подлежащие отчуждению, определяются нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальных образований.

Рис. 9.2. Классификация состава государственной казны субъекта РФ

Таблица 9.4. Причины выбытия объектов из имущества казны

№ п/п

Характеристика причины

Передача объектов государственным или муниципальным унитарным предприятиям на праве хозяйственного ведения, государственным или муниципальным казенным предприятиям и государственным или муниципальным учреждениям на праве оперативного управления

Передача объектов в собственность Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ и муниципальных образований

В рамках гражданско-правовых сделок (приватизация, продажа, дарение и др.)

При исполнении судебных решений

При гибели (уничтожении) объектов

При ликвидации объектов

В иных предусмотренных федеральным законодательством случаях

Задача бухгалтерского учета имущества казны заключается в формировании информации, которая позволит эффективно управлять имуществом казны, оптимизировать состав и структуру имущества казны, создавать условия для эффективного использования государственной и муниципальной собственности, а также для увеличения доходов бюджета и привлечения инвестиций.

Рис. 9.3. Формирование имущества казны

  • Таблица составлена на основе данных источника информации: Савранская О. Л. Правовое регулирование муниципальной собственности. Официальный сайт Ассоциации «Совет Муниципальных образований». URL: emo.khabkrai.ru/8-pravovoe-regulirovanie-municipalnoj-sobstvennost.
  • Таблица составлена на основе данных источника информации: Савранская О. Л. Правовое регулирование муниципальной собственности.

Тема 6. Учет государственного и муниципального имущества

Условные обозначения:

ГМС -государственная и муниципальная собственность

УГМС -управлениегосударственной и муниципальной собственностью

С -собственность

ЗС -земельная собственность

ГС -государственная собственность

МС -муниципальная собственность

ФОИВ — федеральный орган исполнительной власти

Общие положения об учете государственного имущества

Учет государственного имущества — это получение, экспертиза и хранение документов, содержащих сведения о имуществе, и внесение указанных сведений в реестр федерального имущества в объеме, необходимом для осуществления полномочий по управлению и распоряжению федеральным имуществом(рисунок 6.1).

Рисунок 6.1 – Схема учета государственного имущества

Реестр федерального имущества — федеральная информационная система, представляющая собой организационно упорядоченную совокупность документов и информационных технологий, реализующих процессы учета федерального имущества и предоставления сведений о нем.

Правообладатель — ФОИВ (его территориальный орган) или иной ФОИВ, ФГУ, ФАУ, ФГУП, ФКП или иное юридическое либо физическое лицо, которому федеральное имущество принадлежит на соответствующем вещном праве или в силу закона.

Объектом учета является расположенное на территории РФ или за рубежом следующее федеральное имущество:

æ недвижимое (земельный участок, жилое или нежилое помещение, воздушное или морское судно, судно внутреннего плавания, космический объект или прочно связанный с землей объект, перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно, в том числе здание, сооружение или объект незавершенного строительства, либо иное имущество, отнесенное законом к недвижимости);

æ движимое (акции, доля (вклад) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества либо иное не относящееся к недвижимости имущество).

Учет находящихся в федеральной собственности природных ресурсов (объектов), в том числе драгоценных металлов и драгоценных камней, музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда РФ, а также средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов регулируется соответствующим законодательством о природных ресурсах, драгоценных металлах и драгоценных камнях, музейном фонде и бюджетным законодательством РФ.

Учет федерального имущества и ведение реестра федерального имущества (далее — реестр) осуществляют Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) и территориальные органы Росимущества (рисунок 6.2).

Территориальный орган, осуществляющий учет имущества, составляющего государственную казну РФ и расположенного на территории двух и более субъектов РФ, а также принадлежащего правообладателям, зарегистрированным за рубежом, если иное не установлено указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, определяется Росимуществом.

Учет федерального имущества сопровождается присвоением ему реестрового номера федерального имущества, структура и правила формирования которого устанавливаются Росимуществом.

Реестр ведется на бумажных и электронных носителях. В случае несоответствия информации на указанных носителях приоритет имеет информация на бумажных носителях.

Реестр на электронных носителях представляет собой совокупность государственных баз данных о федеральном имуществе и подлежит учету в Государственном регистре баз и банков данных.

Рисунок 6.2 — Органы, осуществляющие учет и ведение реестра

федерального имущества

Реестр состоит из 3 разделов(рисунок 6.3).

Каждый из разделов состоит из подразделов, соответствующих видам недвижимого и движимого имущества и лицам, обладающим правами на объекты учета и сведениями о них.

Сведения об объекте учета и указанных лицах вносятся в карту объекта учета и карты соответствующих лиц, каждая из которых идентифицируется номером, состоящим из номера подраздела и порядкового номера карты в соответствующем подразделе (далее — карты сведений об объекте учета).

Неотъемлемой частью реестра являются:

а) журнал учета документов, поступивших для учета федерального имущества в реестре (далее — журнал учета документов);

б) журнал учета выписок из реестра (далее — журнал учета выписок);

Рисунок 6.3 – Состав разделов реестра федерального имущества

в) дела, в которые помещаются документы, поступившие для учета федерального имущества в реестре и предоставляемые из него, сформированные по признакам отнесения указанного имущества к имуществу, составляющему государственную казну Российской Федерации, или принадлежности правообладателю (далее — дела).

Правила ведения журнала учета документов, журнала учета выписок и дел устанавливаются Росимуществом.

Документы реестра подлежат постоянному хранению. Уничтожение, а также изъятие из реестра каких-либо документов или их частей не допускаются. Правила хранения документов реестра определяются Федеральным агентством по управлению государственным имуществом, а передача их на постоянное хранение в государственные архивы осуществляется в установленном порядке.

Реестр должен храниться и обрабатываться в местах, недоступных для посторонних лиц, с соблюдением условий, обеспечивающих предотвращение хищения, утраты, искажения и подделки информации.

Ведение реестра осуществляется путем помещения в соответствующие его подразделы заверенных карт сведений об объектах учета, записей об изменениях сведений об объекте учета или о прекращении права собственности РФ на имущество и исключения из карт изменившихся сведений о федеральном имуществе, принадлежащем правообладателям на соответствующем вещном праве или составляющем государственную казну РФ.

Технические средства и информационные технологии автоматизированной информационной системы ведения реестра на электронных носителях определяются Росимуществом.

Документом, подтверждающим факт учета федерального имущества в реестре, является выписка из реестра, содержащая номер и дату присвоения временного или постоянного реестрового номера федерального имущества и иные достаточные для идентификации федерального имущества сведения по их состоянию в реестре на дату выдачи выписки из него.

Выписка из реестра, содержащая номер и дату присвоения постоянного реестрового номера федерального имущества, является документом, необходимым при совершении сделок с федеральным имуществом, за исключением сделок с находящимися на территории РФ и относящимися к федеральной собственности земельными участками и иными объектами недвижимого имущества, в случае, когда в соответствии с федеральными законами отсутствие государственной регистрации права собственности РФ не является препятствием для совершения сделок с указанными объектами.

Общие положения об учете муниципального имущества

Учет муниципального имущества — это получение, экспертиза и хранение документов, содержащих сведения о имуществе, и внесение указанных сведений в реестр муниципального имущества в объеме, необходимом для осуществления полномочий по управлению и распоряжению муниципальным имуществом.

Под реестром муниципального имущества (РМИ) понимается муниципальная информационная система, представляющая собой совокупность построенных на единых методологических и программно-технических принципах баз данных, содержащих перечни объектов учета и данные о них (рисунок 6.4).

Объектами учета реестрамуниципального имущества, расположенными как на территории МО, так и за его пределами, представлены на рисунке 6.5.

Рисунок 6.4 – Реестр учета муниципального имущества

Рисунок 6.5 — Объекты учета реестра муниципального имущества

Данными об объектах учета являются сведения, характеризующие эти объекты (место нахождения, стоимость, обременение и т.п.).

Учет МИ включает в себя описание объекта учета с указанием его особенностей, позволяющее однозначно отличить его от других объектов.

Учет государственных природных объектов (ресурсов), находящихся на территории МО, организуется и осуществляется соответствующими ФОИВ и органами исполнительной власти субъекта РФ в порядке, установленном законодательством РФ, законодательством субъекта РФ.

Для учета МИ, имеющегося у юридических лиц, зарегистрированных на территории МО, юридическое лицо (заявитель) представляет в комитет (отдел) по управлению муниципальным имуществом (КУМИ):

а) заявление за подписью руководителя юрлица на получение свидетельства о внесении в РМИ объекта учета по установленной форме;

б) карту учета муниципального имущества;

в) копии документов, подтверждающих приведенные в карте учета данные об объекте учета.

КУМИ регистрирует заявление в день его представления и в месячный срок проводит экспертизу представленных данных и занесение их в базу данных.

В случае возникновения у КУМИ сомнений в достоверности представленных данных он обязан приостановить проведение учета и немедленно известить об этом заявителя, который вправе в течение месяца представить дополнительные сведения, при этом срок проведения учета продлевается, но не более чем на месяц со дня представления дополнительных сведений.

КУМИ принимает решение об отказе в выдаче свидетельства.

При принятии решения об отказе в выдаче свидетельства заявителю не позднее пяти дней после его принятия направляется сообщение об отказе (с указанием его причины).

Заявитель вправе обжаловать отказ в установленном законодательством порядке.

Объекту учета, прошедшему процедуру учета, присваиваетсяреестровый номер,а заявителю направляетсясвидетельство не позднее пяти дней с даты его присвоения.

В случае отказа в выдаче свидетельства, объекту учета присваивается временный реестровый номер.

Тема 6. Учет государственного и муниципального имущества

Условные обозначения:

ГМС -государственная и муниципальная собственность

УГМС -управлениегосударственной и муниципальной собственностью

С -собственность

ЗС -земельная собственность

ГС -государственная собственность

МС -муниципальная собственность

ФОИВ — федеральный орган исполнительной власти

Общие положения об учете государственного имущества

Учет государственного имущества — это получение, экспертиза и хранение документов, содержащих сведения о имуществе, и внесение указанных сведений в реестр федерального имущества в объеме, необходимом для осуществления полномочий по управлению и распоряжению федеральным имуществом(рисунок 6.1).

Рисунок 6.1 – Схема учета государственного имущества

Реестр федерального имущества — федеральная информационная система, представляющая собой организационно упорядоченную совокупность документов и информационных технологий, реализующих процессы учета федерального имущества и предоставления сведений о нем.

Правообладатель — ФОИВ (его территориальный орган) или иной ФОИВ, ФГУ, ФАУ, ФГУП, ФКП или иное юридическое либо физическое лицо, которому федеральное имущество принадлежит на соответствующем вещном праве или в силу закона.

Объектом учета является расположенное на территории РФ или за рубежом следующее федеральное имущество:

æ недвижимое (земельный участок, жилое или нежилое помещение, воздушное или морское судно, судно внутреннего плавания, космический объект или прочно связанный с землей объект, перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно, в том числе здание, сооружение или объект незавершенного строительства, либо иное имущество, отнесенное законом к недвижимости);

æ движимое (акции, доля (вклад) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества либо иное не относящееся к недвижимости имущество).

Учет находящихся в федеральной собственности природных ресурсов (объектов), в том числе драгоценных металлов и драгоценных камней, музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда РФ, а также средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов регулируется соответствующим законодательством о природных ресурсах, драгоценных металлах и драгоценных камнях, музейном фонде и бюджетным законодательством РФ.

Учет федерального имущества и ведение реестра федерального имущества (далее — реестр) осуществляют Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) и территориальные органы Росимущества (рисунок 6.2).

Территориальный орган, осуществляющий учет имущества, составляющего государственную казну РФ и расположенного на территории двух и более субъектов РФ, а также принадлежащего правообладателям, зарегистрированным за рубежом, если иное не установлено указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, определяется Росимуществом.

Учет федерального имущества сопровождается присвоением ему реестрового номера федерального имущества, структура и правила формирования которого устанавливаются Росимуществом.

Реестр ведется на бумажных и электронных носителях. В случае несоответствия информации на указанных носителях приоритет имеет информация на бумажных носителях.

Реестр на электронных носителях представляет собой совокупность государственных баз данных о федеральном имуществе и подлежит учету в Государственном регистре баз и банков данных.

Рисунок 6.2 — Органы, осуществляющие учет и ведение реестра

федерального имущества

Реестр состоит из 3 разделов(рисунок 6.3).

Каждый из разделов состоит из подразделов, соответствующих видам недвижимого и движимого имущества и лицам, обладающим правами на объекты учета и сведениями о них.

Сведения об объекте учета и указанных лицах вносятся в карту объекта учета и карты соответствующих лиц, каждая из которых идентифицируется номером, состоящим из номера подраздела и порядкового номера карты в соответствующем подразделе (далее — карты сведений об объекте учета).

Неотъемлемой частью реестра являются:

а) журнал учета документов, поступивших для учета федерального имущества в реестре (далее — журнал учета документов);

б) журнал учета выписок из реестра (далее — журнал учета выписок);

Рисунок 6.3 – Состав разделов реестра федерального имущества

в) дела, в которые помещаются документы, поступившие для учета федерального имущества в реестре и предоставляемые из него, сформированные по признакам отнесения указанного имущества к имуществу, составляющему государственную казну Российской Федерации, или принадлежности правообладателю (далее — дела).

Правила ведения журнала учета документов, журнала учета выписок и дел устанавливаются Росимуществом.

Документы реестра подлежат постоянному хранению. Уничтожение, а также изъятие из реестра каких-либо документов или их частей не допускаются. Правила хранения документов реестра определяются Федеральным агентством по управлению государственным имуществом, а передача их на постоянное хранение в государственные архивы осуществляется в установленном порядке.

Реестр должен храниться и обрабатываться в местах, недоступных для посторонних лиц, с соблюдением условий, обеспечивающих предотвращение хищения, утраты, искажения и подделки информации.

Ведение реестра осуществляется путем помещения в соответствующие его подразделы заверенных карт сведений об объектах учета, записей об изменениях сведений об объекте учета или о прекращении права собственности РФ на имущество и исключения из карт изменившихся сведений о федеральном имуществе, принадлежащем правообладателям на соответствующем вещном праве или составляющем государственную казну РФ.

Технические средства и информационные технологии автоматизированной информационной системы ведения реестра на электронных носителях определяются Росимуществом.

Документом, подтверждающим факт учета федерального имущества в реестре, является выписка из реестра, содержащая номер и дату присвоения временного или постоянного реестрового номера федерального имущества и иные достаточные для идентификации федерального имущества сведения по их состоянию в реестре на дату выдачи выписки из него.

Выписка из реестра, содержащая номер и дату присвоения постоянного реестрового номера федерального имущества, является документом, необходимым при совершении сделок с федеральным имуществом, за исключением сделок с находящимися на территории РФ и относящимися к федеральной собственности земельными участками и иными объектами недвижимого имущества, в случае, когда в соответствии с федеральными законами отсутствие государственной регистрации права собственности РФ не является препятствием для совершения сделок с указанными объектами.

Общие положения об учете муниципального имущества

Учет муниципального имущества — это получение, экспертиза и хранение документов, содержащих сведения о имуществе, и внесение указанных сведений в реестр муниципального имущества в объеме, необходимом для осуществления полномочий по управлению и распоряжению муниципальным имуществом.

Под реестром муниципального имущества (РМИ) понимается муниципальная информационная система, представляющая собой совокупность построенных на единых методологических и программно-технических принципах баз данных, содержащих перечни объектов учета и данные о них (рисунок 6.4).

Объектами учета реестрамуниципального имущества, расположенными как на территории МО, так и за его пределами, представлены на рисунке 6.5.

Рисунок 6.4 – Реестр учета муниципального имущества

Рисунок 6.5 — Объекты учета реестра муниципального имущества

Данными об объектах учета являются сведения, характеризующие эти объекты (место нахождения, стоимость, обременение и т.п.).

Учет МИ включает в себя описание объекта учета с указанием его особенностей, позволяющее однозначно отличить его от других объектов.

Учет государственных природных объектов (ресурсов), находящихся на территории МО, организуется и осуществляется соответствующими ФОИВ и органами исполнительной власти субъекта РФ в порядке, установленном законодательством РФ, законодательством субъекта РФ.

Для учета МИ, имеющегося у юридических лиц, зарегистрированных на территории МО, юридическое лицо (заявитель) представляет в комитет (отдел) по управлению муниципальным имуществом (КУМИ):

а) заявление за подписью руководителя юрлица на получение свидетельства о внесении в РМИ объекта учета по установленной форме;

б) карту учета муниципального имущества;

в) копии документов, подтверждающих приведенные в карте учета данные об объекте учета.

КУМИ регистрирует заявление в день его представления и в месячный срок проводит экспертизу представленных данных и занесение их в базу данных.

В случае возникновения у КУМИ сомнений в достоверности представленных данных он обязан приостановить проведение учета и немедленно известить об этом заявителя, который вправе в течение месяца представить дополнительные сведения, при этом срок проведения учета продлевается, но не более чем на месяц со дня представления дополнительных сведений.

КУМИ принимает решение об отказе в выдаче свидетельства.

При принятии решения об отказе в выдаче свидетельства заявителю не позднее пяти дней после его принятия направляется сообщение об отказе (с указанием его причины).

Заявитель вправе обжаловать отказ в установленном законодательством порядке.

Объекту учета, прошедшему процедуру учета, присваиваетсяреестровый номер,а заявителю направляетсясвидетельство не позднее пяти дней с даты его присвоения.

В случае отказа в выдаче свидетельства, объекту учета присваивается временный реестровый номер.

Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления.

Согласно статьи 50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться:

1) имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения;

2) имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

3) имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Муниципальная собственность делится на две составляющие: муниципальную казну и имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение.

Муниципальная казна– совокупность денежных средств местного бюджета, муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения и оперативного управления за муниципальными предприятиями и учреждениями, а также имущественных прав муниципального образования.

Целями управления имуществом муниципальной казны являются систематизация учета и повышение эффективности использования муниципальной собственности, обеспечение обязательств муниципального образования по гражданско-правовым сделкам. При управлении имуществом муниципальной казны решаются следующие задачи: обеспечение учета и движения имущества; сохранение имущества, необходимого для обеспечения общественных потребностей населения; выявление и применение наиболее эффективных способов использования муниципального имущества; контроль за сохранностью и использованием имущества по целевому назначению.

Объектами, составляющими муниципальную казну, являются:

1) средства местного бюджета;

2) недвижимое имущество, находящееся в муниципальной собственности и не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, в т.ч.: жилые и нежилые здания (помещения); имущественные комплексы; строения, сооружения (объекты инженерной инфраструктуры); иные недвижимые вещи;

3) движимое имущество, находящееся в муниципальной собственности и не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями: машины, оборудование, товарные запасы в имущественных комплексах; ценные бумаги; обязательственные (имущественные) права в отношении хозяйственных обществ, приобретенные им в связи с участием в образовании имущества данных юридических лиц; архивные фонды; программные продукты и информационные базы данных; иные движимые вещи.

В собственности поселений могут находиться:

1) имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения;

2) автомобильные дороги общего пользования, мосты и иные транспортные инженерные сооружения в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения, а также имущество, предназначенное для их обслуживания;

3) жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда;

4) пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения в границах поселения;

5) имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;

6) объекты, а также пожарное оборудование и снаряжение, предназначенные для обеспечения первичных мер по тушению пожаров;

7) библиотеки;

8) имущество, предназначенное для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;

9) объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенные в границах поселения;

10) имущество, предназначенное для развития на территории поселения массовой физической культуры и спорта;

11) имущество, предназначенное для организации благоустройства и озеленения территории поселения, в том числе для обустройства мест общего пользования и мест массового отдыха населения;

12) имущество, предназначенное для сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;

13) имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения;

14) имущество, предназначенное для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации;

15) земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности поселения в соответствии с федеральными законами;

16) обособленные водные объекты на территории поселения;

17) леса, расположенные в границах населенных пунктов поселения.

В собственности муниципальных районов могут находиться:

1) имущество, предназначенное для электро- и газоснабжения поселений в границах муниципального района;

2) автомобильные дороги общего пользования между населенными пунктами, мосты и иные транспортные инженерные сооружения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения, а также имущество, предназначенное для их обслуживания;

3) пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения между поселениями на территории муниципального района;

4) имущество, предназначенное для организации и осуществления экологического контроля;

5) имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района;

6) имущество, предназначенное для организации охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией;

7) имущество, предназначенное для обеспечения общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также предоставления дополнительного образования и организации отдыха детей в каникулярное время;

8) имущество, предназначенное для оказания на территории муниципального района скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов;

9) имущество, предназначенное для утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;

10) архивные фонды, в том числе кадастр землеустроительной и градостроительной документации, а также имущество, предназначенное для хранения указанных фондов;

11) имущество, включая земельные участки, предназначенное для содержания на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения и организации ритуальных услуг;

12) межпоселенческие библиотеки и библиотечные коллекторы;

13) имущество, необходимое для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации;

14) земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности муниципального района в соответствии с федеральными законами;

15) обособленные водные объекты на территории муниципального района, расположенные на межселенной территории муниципального района.

В собственности городских округов могут находиться все указанные выше виды имущества.

В случаях возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений либо не относящееся к видам перечисленного имущества, указанное имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению.

Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. Доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в местные бюджеты.

Органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.

Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.

Органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.

Основаниями приобретения права собственности муниципального образования на отдельные объекты гражданских прав и включения их в состав муниципальной казны являются: создание новых объектов за счет средств местного бюджета; приобретение в муниципальную собственность имущества на основании договоров купли-продажи и иных сделок об отчуждении имущества за счет средств муниципальной казны; участие муниципального образования в формировании имущества хозяйственных обществ; передача в муниципальную собственность имущества в соответствии с законодательством о разграничении государственной собственности на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность; приобретение права муниципальной собственности на брошенные вещи, а также вещи, признанные в установленном порядке бесхозяйными и поступившие в этой связи в муниципальную собственность; передача имущества, подлежащего распределению между акционерами или участниками юридического лица при его ликвидации; передача невостребованного имущества, оставшегося после погашения требований кредиторов организации-должника; иные основания.

Основаниями включения в состав муниципальной казны объектов муниципальной собственности также являются: изъятие излишнего, неиспользуемого либо используемого не по назначению имущества из оперативного управления муниципальных учреждений; прекращение права (отказ) хозяйственного ведения муниципального унитарного предприятия на муниципальное имущество; передача имущества ликвидированных муниципальных предприятий и учреждений.

Решением о включении (исключении) муниципального имущества в состав муниципальной казны являются соответствующие правовые акты органов местного самоуправления.

Все поступающее в муниципальную казну муниципального образо­вания имущество по своему функциональному назначению должны либо предназначаться для решения вопросов местного зна­чения, обеспечения деятельности органов местного самоуправления, муниципальных предприятий и учре­ждений, осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправ­ления, а также иных полномочий, предоставленных им федеральными законами, либо относиться к имущест­ву, подлежащему перепрофилированию или привати­зации.

Учет имущества, составляющего муниципальную казну, и его движение осуществляется уполномоченным органом путем занесения соответствующей информации в отдельный раздел Реестра муниципального имущества. Раздел Реестра должен содержать сведения о составе, способе приобретения, стоимости, основаниях, дате постановки на учет, амортизации имущества, а также сведения о решениях по передаче имущества в пользование, по распоряжению имуществом, в том числе, влекущих исключение имущества из состава казны и его возврат в казну, сведения о государственной регистрации права муниципальной собственности и сделок с ней.

Для обеспечения достоверности данных учета муниципальной казны проводится инвентаризация муниципальной казны, в ходе которой проверяется и документально подтверждается наличие объектов собственности, их состояние и оценка стоимости.

Контроль за сохранностью и целевым использованием имущества муниципальной казны осуществляется уполномоченным органом в соответствии с действующим законодательством. Контроль за имуществом муниципальной казны, переданного в пользование физическим или юридическим лицам, осуществляется уполномоченным органом в соответствии с условиями заключенных договоров о передаче имущества. В ходе контроля уполномоченный орган осуществляет проверки состояния переданного имущества и соблюдения условий договоров о передаче имущества. На срок передачи имущества муниципальной казны в пользование бремя его содержания и риск его случайной гибели ложатся на пользователя в соответствии с заключенным договором.

Муниципальное имущество и имущественные права осуществляются муниципальным образованием (МО) в порядке, установленном органами местного самоуправления (МСУ). Муниципальное имущество подлежит обязательному учету и пообъектной регистрации в реестре объектов муниципальной собственности.

Муниципальный имущественный комплекс — это совокупность имущества муниципального образования, предназначенного для обеспечения деятельности органов МСУ в соответствии с нормативными правовыми актами. Особенность управления муниципальным имуществом состоит в том, что органы МСУ одновременно выступают и как субъект хозяйственной деятельности, и как субъект, наделенный законом правом регулировать эту деятельность на своей территории.

Муниципальное управление — это деятельность местного самоуправления, направленная на удовлетворение интересов местного территориального сообщества, осуществляемая в определенных законом формах посредством муниципального хозяйства. В отношении муниципальной собственности наиболее распространенными и значимыми являются три правовых режима деятельности органов местного самоуправления: хозяйственное ведение, оперативное управление и режим муниципальной казны.

Субъектами права хозяйственного ведения являются обычно муниципальные унитарные предприятия (МУП). Они признаются коммерческими организациями с правом юридического лица, но не наделенными правом собственности на имущество, которое закреплено за ней собственником. Фактически из триады собственности при хозяйственном ведении исключается лишь право самостоятельного распоряжения недвижимым имуществом (допускается с согласия собственника). В каждом муниципальном образовании органы МСУ самостоятельно формируют муниципальную политику в отношении МУП, определяя механизмы и направления этой политики. Решая вопрос о создании или сохранении МУП и передаче им объектов муниципальной собственности, необходимо помнить, что хозяйственная деятельность муниципальных образований ограничивается их компетенцией, а наличие этих предприятий не должно препятствовать возникновению конкуренции.

Второй наиболее распространенный режим использования муниципальной собственности — оперативное управление. Право оперативного управления — это особая разновидность вещных прав, реализуемых только юридическим лицом; заключается в возможности использовать закрепленное собственником за данной организацией имущество строго по целевому назначению. Содержание права оперативного управления значительно уже содержания права хозяйственного ведения, при этом круг полномочий собственника по распоряжению переданным имуществом значительно шире. Пределы правомочий хозяйствующих субъектов, основанных на праве оперативного управления, очерчены не только законом, предметом и целями деятельности, но и заданиями собственника и назначением имущества. Это позволяет использовать данный правовой режим чаще и с меньшими для собственника потерями правомочий. Собственником имущества на праве оперативного управления могут создаваться коммерческие организации и учреждения для управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера, финансируемые полностью или частично этим собственником. Вмешательство в деятельность муниципальных учреждений со стороны органов МСУ не допускается, за исключением исполнения функций учредителя (создание, определение целей деятельности, финансирование по смете, передача или изъятие не по назначению имущества, назначение руководителя, утверждение устава, реорганизация и ликвидация учреждения). Третий правовой режим связан с нахождением имущества в муниципальной казне. Муниципальная казна — это средства местного бюджета и имущество, находящееся в собственности муниципального образования, не закрепленное за муниципальными учреждениями и предприятиями на праве оперативного управления и хозяйственного ведения. Нахождение имущества в муниципальной казне позволяет выбрать оптимальные способы его использования, приносящие максимальные блага населению муниципального образования, как за счет получения доходов от распоряжения им, например, при сдаче имущества в аренду, так и при использовании в качестве материальной базы для оказания населению различных услуг, для повышения эффективности и снижения затратности осуществления полномочий органов МСУ. Использование имущества муниципальной казны может способствовать развитию конкуренции в муниципальном образовании. Так, в отличие от хозяйственного ведения или оперативного управления, где имущество используется для целей деятельности МУП или учреждения, имущество муниципальной казны может предоставляться организации, выигравшей конкурс на размещение муниципального заказа, например для предоставления населению услуг по теплоснабжению, водоснабжению.

Проведение конкурсов направлено на улучшение качества обслуживания населения, снижения цены услуг, формирования предпринимательских структур в данных сферах, то есть создания конкурентной среды в сфере предоставления услуг населению. Именно в отношении использования и обслуживания имущества, находящегося в муниципальной казне, наиболее перспективным может быть сотрудничество с малым и средним предпринимательством. Муниципальная казна принадлежит муниципальному образованию и должна учитываться (находиться на балансе) как его собственность. Этим целям служит ведение реестра объектов, составляющих муниципальную казну. Ведение реестра, учет, хранение правоустанавливающих документов должно быть поручено органу МСУ (структурному подразделению органа) для осуществления от имени собственника управлением имуществом.

Важной остается проблема правильной организации муниципального управления имуществом муниципальной казны в рамках должного контроля, использования муниципальной собственности, выделения необходимых средств на содержание муниципальной собственности. Управление имуществом казны могут осуществлять не только органы МСУ, но и доверительный управляющий или специально созданное для осуществления управленческих функций учреждение, которому передается в оперативное управление только имущество, обеспечивающее деятельность работников этого учреждения, помещение, оргтехника, столы, стулья. Такое учреждение может осуществлять управление объектами муниципальной собственности, но без права распоряжения ими. Оно не имеет права издавать обязательные для других субъектов акты, осуществлять властные полномочия органов МСУ, распоряжаться муниципальной собственностью. Не должно быть предоставлено ему и права ведения деятельности, приносящей доходы, с использованием имущества муниципальной казны. Конечно, при его создании сокращается объем функций одноименного органа (структурного подразделения органа) МСУ, в связи с чем возможно сокращение штатов названного органа.

Управление муниципальным имуществом реализуется различными способами, каждый из них имеет свои особенности, свою специфику при управлении собственностью.

На практике различают 4 основные формы сдачи в аренду муниципального имущества.

Рисунок 1. Формы сдачи в аренду муниципального имущества

Каждая из этих форм имеет свои особенности, как в части объекта аренды, так и части порядка передачи имущества. Передача в аренду на аукционной и конкурсной основе применяется только к тому муниципальному имуществу, которое не занято и не используется. Краткосрочная аренда и целевое назначение применяется к объектам, которые, как правило, уже имели арендатора.

Аукцион представляет собой такой способ выявления арендатора, когда на публичных торгах право на заключение договора аренды получает соискатель, получивший наивысшую цену за это право.

Коммерческий конкурс- такой способ определения арендатора, когда администрация МО заранее определяет условия аренды, и договор аренды заключается с тем претендентом, предложения которого в наибольшей степени отвечают этим условиям.

Проведение конкурсов и аукционов осуществляется уполномоченным подразделением администрации МО, получаемые от этого средства, зачисляются в бюджет МО. В процессе подготовки в обязательном порядке в органах печати публикуется извещение о проведении, условия и порядок. По результатам аукциона/конкурса выявляется победитель, о чем дается официальное извещение. Результаты служат основанием для издания приказа о передачи муниципального имущества в аренду.

Такая форма использования муниципального имущества применяется к государственным и муниципальным организациям и учреждениям, а также общественным организациям. Речь идет о передаче в пользование таким организациям объектов нежилого фонда.

Форма доверительного управления использования муниципального имущества, при которой одна сторона передает другой на определенный срок свое имущество для осуществления управления им в интересах передающей стороны. Объектами доверительного управления могут быть предприятия, любые другие имущественные комплексы, отдельные объекты недвижимого имущества, ценные бумаги, исключительные права. В доверительное управление не могут быть переданы объекты, находящиеся в хозяйственном ведении или оперативном управлении.

Полученное в доверительное управление имущество подлежит отдельному учету от иных активов, имеющихся у доверительного управляющего.

Следующей формой сдачи в аренду имущества является приватизация. Это смена формы собственности, продажа муниципального имущества в частные руки.

Объекты приватизации: здания, сооружения, нежилые помещения, незавершенные строительством объекты, МУП, иные объекты.

Процесс приватизации муниципального имущества осуществляется в соответствии с ежегодно принимаемой программой. Готовится такая программа департаментом муниципальной собственности, рассматривается представительным органом. Предложения в проект программы приватизации наряду с департаментом муниципальной собственности вносят отраслевые департаменты. Отдельно дается информация по принадлежности объекта к памятникам истории и архитектуры (приватизация таких объектов осуществляется в особом порядке по согласованию с администрацией субъекта РФ). Для организации процесса приватизации в МО создается специальная комиссия, объединяющая в себе представителей законодательных и исполнительных органов МО.

Таким образом, какую бы форму управления органы местного самоуправления ни выбрали, они должны, стремится максимально сохранить управляемость имуществом на своей территории, однако искусственно сохранять неэффективное муниципальное имущество не следует. Например, необходимость в муниципальных унитарных предприятиях можно обосновать исключительно в случаях, когда их цели и задачи не могут эффективно реализовываться предприятиями других форм собственности.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх