Налог 3

О проекте модернизации налоговых органов АИС «Налог 3»

В основу статьи положен доклад О.Г. Богатырева, первого заместителя генерального директора ГНИВЦ ФНС России. Доклад посвящен проекту модернизации налоговых органов. Идея модернизации возникла в связи с необходимостью оптимизации бизнес-процессов (внутренних, управления, взаимодействия налогоплательщиков, государственных и муниципальных органов) и организационных структур, а также информационной системы. В статье рассматриваются не только новеллы в IT-проекте.

Основные цели проекта

Определены основные цели проекта модернизации налоговых органов АИС «Налог 3»:

1. Оптимизация снижения трудоемкости и ресурсоемкости исполнения бизнес-процессов будут достигнута за счет повышения уровня оптимизации рабочих процессов и создания подразделений, на которые будут возложены функции по отдельным процедурам обработки и подготовки налоговой информации.

2. Повышение открытости налоговых органов, уровня и качества доступности налоговых услуг, оказываемых налогоплательщикам. Здесь речь идет о расширении, фактически о переводе в электронный вид процедуры взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков, а также модернизации системы интернет-сайтов, создании единого контакт-центра ФНС России, который в круглосуточном режиме будет оказывать услуги по информационному обслуживанию налогоплательщиков.

3. Комплексное использование накопленной на сегодня ФНС России информации. В рамках налоговой службы объем информации, который подлежит обработке, составляет уже порядка 200 терабайт и будет только расти. Поэтому необходимы механизмы интеграции информации: должна быть создана взаимосвязь, которая потребуется для процедуры налогового администрирования и для процедур контрольной работы.

4. Повышение уровня внутреннего контроля деятельности налоговых органов: соблюдения регламентных процедур и сроков, которые установлены законодательством. Должен быть обеспечен постоянный мониторинг индикативных показателей, которые характеризуют эффективность деятельности ФНС России.

Рисунок 1. Модернизация архитектуры

Модернизация архитектуры системы

Для разработки концепции модернизации сотрудники ГНИВЦ ФНС России провели анализ существующих в IT-области новых тенденций и технологий, которые в ближайшие 10 лет будут определять облик информационных систем. С учетом этих особенностей была разработана новая архитектура системы (см. рис. 1). Следует заметить, что новая система будет строиться на принципе полной централизации вычислительной инфраструктуры, которая будет сосредоточена в центрах обработки данных (ЦОДах). В налоговых инспекциях никакой серверной инфраструктуры хранения данных не будет. В этих ЦОДах будут использоваться средства и технологии виртуализации и в дальнейшем облачных вычислений для того, чтобы обеспечить устойчивость системы к динамически изменяемой нагрузке. Это особенно важно в секторе оказания внешних электронных услуг. Далее будет создаваться единая централизованная система баз данных, с которой будут работать пользователи всех уровней.

Работа пользователей представляет собой терминальный доступ и доступ через «тонкого клиента» к единой централизованной базе. Это потребует модернизации системы телекоммуникаций, создания устойчивых каналов связи с большей пропускной способностью, чем сегодня с резервированием. Необходимо также создание централизованной системы информации, поскольку налоговые данные собраны в едином массиве и подлежат отдельному уровню защиты, а значит требуют соответствующей системы поддержки и управления. Реализация проекта потребует поэтапной модернизации существующей струкуры ФНС России, создания большого ЦОДа, где будет размещаться эта инфраструктура. Одновременно будут модернизироваться существующие ЦОДы, в которые будут переноситься инфраструктура и данные из системы электронного обмена данными (ЭОД).

Рисунок 2. Федеральное хранилище данных

Основной ЦОД примет на себя вычислительную нагрузку, а существующие ЦОДы станут резервными.

Федеральное хранилище данных

«Сердцем» новой системы будет являться федеральное хранилище данных всей налоговой информации (см. рис. 2). Федеральное хранилище данных (далее – ФХД) представляет собой логически целостное хранилище полной, очищенной, непротиворечащей, юридически значимой, актуальной информации, необходимой налоговым органам и налогоплательщикам для исполнения налогового законодательства и обеспечения налогового администрирования. Структурное ФХД состоит из двух сегментов: – транзакционный сегмент – в нем формируются и обрабатываются основные данные по процедурам налогового администрирования (сейчас они хранятся в налоговых органах в программном комплексе ЭОД); – аналитический сегмент – в него поступают данные из внешних источников, из транзакционного сегмента и проходят дополнительную обработку, осуществляется их связывание. По сути, это источник информации для работы аналитических подсистем и контрольного блока. ФХД должно строиться на единой централизованной и нормативно-справочной информации. Помимо информационных справочников (см. рис. 2) предусматривается два технических реестра – налогоплательщиков и объектов имущества. Это тоже базовая нормативно-справочная информация. Реестр налогоплательщиков будет строиться на основании информации ЕГРН, ЕГРЮЛ, ЕГРИП. В него планируется включать только идентификационные характеристики, которые позволят построить чистый реестр. На основании чистого реестра в дальнейшем проводится остальная информация по налоговому администрированию.

Рисунок 3. Подсистемы внешнего взаимодействия

Подсистема внешнего взаимодействия

Следующая часть АИС «Налог 3» – это подсистема внешнего взаимодействия (см. рис. 3). Она реализует три функции:

– взаимодействие с внешними информационными системами;

– электронное взаимодействие – обработка информации для работы внутри основных систем налогового администрирования;

– электронное взаимодействие с налогоплательщиками.

Массовый ввод, печать и рассылка

Рассмотрим подсистему массового ввода печати и рассылки налоговой информации. Проектом модернизации налоговых органов АИС «Налог 3» предусмотрено преобразование существующих ЦОДов в специализированные подразделения, которым будут переданы функции массового ввода по всем налоговым инспекциям. Это означает, что в ИФНС не останется функций и работы по массовому переводу информации с бумажных документов в электронный вид. Выделение функции массового ввода призвано решить две задачи:

– снизить общую трудоемкость ввода информации в систему, т.к. им будет заниматься меньшее количество людей;

– обеспечить своевременность и качество перевода информации. В ЦОДах применяются комбинированные технологии распознавания информации и ввода. Получается, что двойной ввод фактически сводит к нулю количество ошибок, которое появляется на выходе, и информация фактически готова для автоматической обработки.

Функционирование такой системы потребует изменений в действующем нормативном обеспечении:

– необходимо узаконить правовой статус Центра по подготовке и вводу информации (внести изменения в Положение о ФНС России, в Положение о территориальных органах ФНС, возможно – уточнить формулировки первой части Налогового кодекса РФ);

– следует законодательно закрепить возможность использования электронного образца подписи руководителя и печати налогового органа либо исключить обязательность подписи и заверение гербовой печати налогового органа для отдельных видов документов.

С точки зрения модернизации бизнес-процессов, потребуется провести большую работу по организации доставки документов из налоговых инспекций и управлений в центр, где они будут переводиться в электронный вид.

Следующий блок электронного взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками – это личный кабинет. Цель этой подсистемы подразумевает полное исключение очного взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками. Налоговыми органами планируется показывать налогоплательщику практически всю информацию, на основании которой строятся его отношения с бюджетом. А также в планах направление налогоплательщику уведомления. Будет дана возможность осуществлять коммуникации в электронном виде с использованием электронно-цифровой подписи, без личного присутствия в ИФНС. В этом случае также потребуется внесение ряда изменений в НК РФ. Должна быть закреплена возможность направления налоговыми органами налогоплательщику практически всех видов документов, которые сегодня формируются в электронном виде. Аналогичную работу нужно проделать для того, чтобы определить порядок реализации налогоплательщиком своих прав при взаимодействии с налоговыми органами в электронном виде.

Подсистема налогового администрирования

Подсистема налогового администрирования (см. рис. 4) – это тот функционал, который есть сегодня в рамках ЭОД. Предполагается принципиально изменить подход к реализации этого блока, т.е. в рамках каждого бизнес-процесса выделить блоки обработки информации, которая будет происходить без участия человека и технологических процедур (принятие решения, определение данных, интерактивная работа с данными).

В данной подсистеме существует два блока: налоговый автомат и интерактивные сервисы.

Налоговый автомат – система обработки информации по заданным алгоритмам. Сюда можно отнести такие блоки, как расчет налогов, формирование карточек расчетов с бюджетом, направление документов налогоплательщику. На этот блок будет возложена нагрузка по отслеживанию сроков выполнения регламентных процедур. Интерактивные сервисы обеспечивают работу пользователя по точечным воздействиям. Такое разделение системы позволит возложить на нее выполнение рутинных операций и во многом организовать работу пользователя. Например, налоговый автомат будет готовить задание пользователя для выполнения. Это поможет значительно снизить трудоемкость обработки информации по всем бизнес-процессам, обеспечить соблюдение регламентных сроков. Поскольку эта функция будет выполняться в центре обработки данных, потребуется внести изменения в Положение о территориальных органах ФНС России. В этом случае функциональная обязанность ЦОД дополняется функциями по расчету налогов, подготовке и направлению налоговой информации. Для работы налогового автомата нужна качественная информация, которую будут готовить как раз подсистемы массового ввода (регистрационные, учетные данные, данные по декларациям, которые поступают в электронном виде, данные по истребованным документам в части, которая потребует систематизированной обработки).

Рисунок 4. Подсистемы налогового администрирования

Обеспечивающие и информационно-аналитические подсистемы

Рассмотрим еще две части архитектуры – обеспечивающие и информационно-аналитические подсистемы. В обеспечивающих подсистемах присутствуют два компонента: управление документами и ведение электронного/бумажного архива. По прогнозам специалистов налоговых органов, к 2014 году в ФНС России на хранении будет находиться порядка 8 млрд. листов бумажных документов. Это налоговая и бухгалтерская отчетность, истребованные документы, учетно-регистрационные дела, документы, которые поступают в порядке документооборота. Управление таким огромным массивом данных требует создания отдельной системы.

Как видно, значительное место в системах АИС занимает электронный документооборот. Перед налоговыми органами стоит задача по упорядочению этих двух подсистем (управление документами и ведение электронного архива) и стандартизации работы с бумажными документами, обеспечение хранения и доступа к бумажным и электронным документам пользователей как этих, так и других подсистем, которые входят в состав АИС. Потребуется также провести работу, чтобы узаконить правовой статус центра по ведению и хранению бумажных/ электронных документов, по подготовке специализированных центров хранения бумажных документов и доставке их в места постоянного хранения.

Информационно-аналитические подсистемы – мозг будущей общей системы. Сотрудники будут заниматься контрольной работой, управлением производственного процесса. Работа аналитических подсистем связана с формированием комплекса индикаторов и ключевых, интегральных показателей деятельности ФНС России, с автоматическим формированием отчетности и информационно-аналитической поддержкой налогового администрирования.

Программа АИС Налог-3 постоянно изменяется, и в нее добавляют новые функции. Совсем скоро налоговая служба нормализует свою работу и будет намного проще проводить камеральные проверки, а также и обосновывать причины выездных проверок. Такая система скоро станет единой базой по всем налогоплательщика страны. Также в такую базу будут включены не только налоги, но и данные с банковских организаций и правоохранительных органов.

К таким изменениям начали подготавливаться уже много лет назад. Этому свидетельствует письмо ФНС от 20.10.2016 No ЗН-18-1/1103@. Планируется в 2019-ом году запустить всю систему в действие без единых технических ошибок. Все моменты бизнеса теперь будут отражаться у налоговых инспекторов. Если фирма или гражданин недобросовестно относится к своей деятельности, то программное обеспечение автоматически оповестит об этом налоговый орган.

На данный момент система запущена в тестовом режиме, тем не менее работоспособность ее очень серьезная. В режиме онлайн инспектора могут узнать всю информацию по компаниям и ИП, даже если они зарегистрированы в другом регионе.

Налоговый орган теперь может отслеживать информацию:
• О каждом директоре фирмы.
• О всех учредителях организации.
• О подразделениях компании, которые обособленны.
• О физических лицах, которые имеют отношение к налогам.
• Все документации о регистрациях.
• Наличие банковских счетов.
• Остаток денежных средств на счетах в банковских организациях.
• Об операциях, которые были произведены со счетами в банках.
• Об отчетах бухгалтерии.
• О налоговых отчетах.
• Книги покупок и продаж не только компании, но и всех ее поставщиков и контрагентов.
• О начисление налоговых выплат.
• О вычетах по налогам.
• Наличие рискованных ситуаций, которые уже подтверждены налоговой службой.

Сбои в системе бывают редко. Поэтому вероятнее всего ошибок в ней не будет. К примеру, может быть такое, что программа запутается в множествах ИНН либо выдаст неверный список объектов по налогу у физических лиц. Бывало уже такое, что система отреагировала на компанию, которая якобы имела риски из-за допроса директора, он отказался связываться с одной из фирм. Но при этом выяснилось, что налоговая инспекция просто допросила тезку руководителя.

Дело в том, что допрос директора, либо его отказ связаться с фирмой может стать самым первым риском по получению налоговых требований и претензий. Методы присваивания рисков с помощью программы налоговый орган рассказывать отказывается. Потому, что ФНС не хочет сталкиваться в будущем с новыми схемами бизнесменов по обману такой программы.

Известно одно, что программа АСК НДС-2 отображает все риски с помощью индикатора. Таким образом инспектора могут отслеживать, если компания загорается красным цветом, значит стоит углубиться в проверку документаций. Если же зеленым, то скорее всего фирма не имеет никаких рисков. Так прописывается в письме ФНС от 03.06.2016 No ЕД-4-15/9933@ «Об оценке признаков риска СУР».

Пользователь не найден..

Федеральная налоговая служба уже в этом году планирует запустить АИС «Налог-3». Этот программный комплекс, оснащенный рядом «интеллектуальных» систем, в полном смысле слова автоматизирующих процесс налогового администрирования, возьмёт на себя многие функции «живых» налоговиков.

— в Ваших руках >>

По сообщениям различных источников , в настоящее время разработаны высокоинтеллектуальные алгоритмы, по которым будут происходить операции с налоговой информацией. Причём, участие сотрудников ФНС понадобится далеко не на всех стадиях процесса налогового администрирования. Планируется что расчёт налогов, формирование и пересылка файлов налогоплательщикам, выбор налогоплательщиков для контроля, и часть других операций будут происходить в автоматическом режиме.

В компетенции сотрудников налоговой службы планируется оставить лишь ввод данных, а также принятие решений, о согласии или несогласии с мнением компьютера . Кроме того, в рамках проекта, для юридических лиц будет создан «Личный кабинет», с помощью которого руководство предприятия бесплатно, без заключения договора с посредником, сможет отправить декларацию, провести зачёт/возврат налогов, а также сверить платёж с бюджетом.


>

АИС «Налог 3» обойдётся налогоплательщикам в весьма внушительную сумму — 2,7 миллиарда рублей. Впрочем, и сейчас на информатизацию ФНС тратит достаточно большие финансовые средства. Например, на поддержку действующей внутренней информационной системы ФНС тратила порядка миллиарда рублей в год, из них треть уходила на поддержку сайта.

Специалисты «ОВИОНТ ИНФОРМ» надеются, что бюджетные деньги будут потрачены с пользой, на серьёзный инновационный продукт, значительно облегчающий работу налоговых инспекторов и позволяющий поднять уровень обслуживания налогоплательщиков на новый качественный уровень. Хочется верить, что на сей раз госведомству удастся создать качественный продукт в информационной области, способный решить если не все, то большую часть проблем. Ведь «объём» различных документов, предоставляемый крупными предприятиями измеряется кубометрами бумаги, что, конечно же, тормозит работу, как налогоплательщиков, так и ФНС.


>

Приверженность руководителя ФНС Михаила Мишустина к внедрению информационных технологий известна специалистам. В частности, он был инициатором создания «Личного кабинета для физических лиц», который хоть и вызывает нарекания, но, тем не менее, работает, ряда других инициатив в области налоговых IT-технологий. Михаил Орлов, глава налогового комитета ОПОРы России подчеркнул в интервью «Известиям», что он верит в то, что Налоговой службе по силам внедрить всё это.

«ОВИОНТ ИНФОРМ» также считает, что потенциал разработчиков продукта и самой ФНС РФ позволяет надеяться на успешное создание и внедрение новых технологий. Единственное, чего хочется пожелать, чтобы не получилось как по Черномырдину: «Хотели как лучше, а получилось как всегда».

Система государственных закупок была введена в РФ в 2013 году и распространяется на все госучреждения, министерства и ведомства, а также госкомпании. Основной целью введения госзакупок было обеспечение прозрачности процедуры и возможности исполнителей конкурировать.
Государственные закупки проходят в форме аукциона и конкурса через единую информационную систему. По закону, госструктура должна выбрать наиболее бюджетный вариант исполнения своего заказа.
В определенных законом случаях госзакупки могут быть проведены без конкурентной процедуры. Так, госзакупки могут осуществляться у единственного поставщика на основании соответствующего распоряжения президента РФ или правительства РФ. Кроме того, такие правила касаются, например, закупки товаров, работ и услуг для нужд естественных монополий, для выполнения работ по мобилизационной подготовке в стране, для по ставок оружия и военной техники, оказания услуг по водо- и теплоснабжению, сохранению памятников культуры и для других, указанных в законе, нужд.
Сюжет содержит новости, касающиеся эффективности работы системы госзакупок, а также ее изменения.

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА «НАЛОГ-3» КАК ЕДИНОЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ Горбунова Е.С.

Горбунова Екатерина Сергеевна — магистрант, кафедра экономики, Российский государственный университет правосудия, г. Москва

Аннотация: в статье анализируется автоматизированная информационная система «Налог-3», которая была введена для упрощения ведения деятельности Федеральной налоговой службы России. В условиях цифровизации экономики необходимость автоматизации процессов резко возрастает. Это позволяет сокращать бумажный документооборот, издержки по содержанию рабочей силы. В статье проанализирован принцип работы АИС «Налог-3», ее основные задачи и результаты работы. Ключевые слова: налог, автоматизированная информационная система, топология, архитектура системы, центр обработки данных, программное обеспечение, экономия издержек.

В 2017 году Указом Президента Российской Федерации от 09.05.2017 г. № 203 была утверждена «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы». Согласно ей «главным способом обеспечения эффективности цифровой экономики становится внедрение технологии обработки данных, что позволит уменьшить затраты при производстве товаров и оказании услуг». Поэтому внедрение такой автоматизированной информационной системы в Федеральной налоговой службе России (ФНС РФ) как «Налог-3» (АИС «Налог-3) является необходимым и целесообразным в рамках цифровизации экономики.

Федеральная налоговая служба осуществляет сбор, обработку и хранение очень больших массивов данных. Каждый налогоплательщик обязан представлять в налоговый орган декларации, расчеты, обязан уплачивать налоги. Сопровождать данные действия бумажным документооборотом нецелесообразно и крайне затратно. Для обеспечения автоматизации деятельности ФНС РФ и существует АИС «Налог-3».

Приказом ФНС РФ от 14 марта 2016 г. было утверждено Положение об АИС «Налог-3». В данном положении дано определение данной системы. АИС «Налог-3» представляет собой единую информационную систему ФНС России, обеспечивающую автоматизацию деятельности ФНС России по всем выполняемым функциям, определяемым Положением о Федеральной налоговой службе, в том числе прием, обработку, предоставление данных и анализ информации, формирование информационных ресурсов налоговых органов, статистических данных, сведений, необходимых для обеспечения поддержки принятия управленческих решений в сфере полномочий ФНС России и предоставления информации внешним потребителям . Пользователями АИС «Налог-3» являются центральный аппарат ФНС РФ, а также территориальные налоговые органы, управления ФНС РФ, межрегиональные инспекции.

До внедрения АИС «Налог-3» существовала АИС «Налог» первого и второго поколений, которая разрабатывалась более 10-ти лет назад, и ФНС РФ было принято Положение «Об организации работ по развитию автоматизированной информационной системы Федеральной налоговой службы (АИС «Налог»)». Она обеспечивала обработку, хранение данных, имела многоуровневое устройство. Основными целями разработки данной информационной системы были:

— сокращение бумажного документооборота;

— получение данных о поступлении налоговых платежей в бюджет;

— повышение оперативности работы налоговых органов.

После введения в эксплуатацию данной системы были выявлены ее недостатки. К ним можно отнести: разобщенность средств автоматизации; слабо развитая телекоммуникационная сеть; отсутствие средств защиты информации; для хранения одних и тех же данных используют разные базы; принцип однократного ввода информации об объектах и событиях не соблюдается; отсутствует единый алгоритм обмена информацией в налоговой службе; нет возможности комплексно обрабатывать информацию, которая хранится в разных базах .

Ввиду данных недостатков система не была подготовлена для полноценного функционирования. Данные были разобщены, информация обрабатывалась налоговыми инспекторами, что не позволяло стандартизировать рабочие процедуры и качественно выполнить анализ данных. Кроме того, обновления и внедрение новых технологических решений для АИС «Налог-3» требовало больших финансовых затрат, поскольку внедрение было возможно на определенных участках, система не была логически взаимосвязана и не имела централизованного аппарата. Архитектура АИС «Налог» выглядела следующим образом.

В состав АИС «Налог» входила федеральная сеть и отдельные региональные сети, которые были связаны защищенным соединением. На федеральном уровне данные хранятся в федеральном центре обработки данных. На региональном уровне существовал ПК «Регион» — это программное обеспечение, которое устанавливалось в Управлениях ФНС РФ. На местных уровнях работали системы электронной обработки данных. Все уровни как видно соединены между собой, но при этом не имеют единого центра и общей логической связи. Данные сводятся и анализируются разобщенно. В результате выявления недостатков в работе АИС «Налог» она была модернизирована и на ее базе создана АИС «Налог-3».

Основные задачи, решаемые АИС «Налог-3» следующие:

1) создание централизованной информационной базы;

2) осуществление упрощенного взаимодействия с налогоплательщиками путем перевода данных в электронный вид;

3) снижение издержек налогового администрирования;

4) повышение качества налогового контроля путем создания единого реестра, содержащего «досье» на каждого налогоплательщика.

( Объекты цветного уровнг^ ( Объекты мастного упорцп) (Объекты мастного уроан)?( Объекты мастного уроан^Ь

1093 Инспекции, 1314ТОРШ

Рис. 1. Архитектура АИС «Налог»

К дополнительным задачам, касающимся организационной работы налоговых органов, решаемых данной информационной системой можно отнести снижение трудозатрат налоговых органов на обработку информации, переход к качественному анализу налоговых поступлений, осуществление внутреннего контроля над эффективностью работы сотрудников налоговых органов.

Кроме того АИС «Налог-3» должна быть построена на следующих принципах:

1) актуальность и достоверность информации;

2) гибкость системы, ввиду обновляющегося законодательства и данных о налогоплательщиках;

3) единство терминов и нормативно-правовой базы;

4) соответствие требованиям информационной безопасности;

5) открытость данных за исключением информации в ограниченном доступе.

Технологическая инфраструктура АИС «Налог-3» может быть представлена в виде двух

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

уровней. На первом уровне для эксплуатации системы создан федеральный центр обработки данных ФНС РФ (ФЦОД ФНС). Он находится в г. Дубна. С помощью данного центра собираются и обрабатываются данные о налогоплательщиках. Существует также резервный центр обработки данных в Нижегородской области. На втором уровне создана Система ЦОД Министерства финансов России. Центры обработки данных существуют и на региональных уровнях (РЦОД), при этом они все взаимодействуют с федеральным центром и образуют единую многоуровневую систему. Топологию, то есть взаимосвязь центров обработки данных можно представить в виде определенной иерархии (рис. 2).

Рис. 2. Топология центров обработки данных для АИС «Налог-3»

Региональные центры подключены к Федеральному центру, в свою очередь региональные управления ФНС и Инспекции ФНС подключены к региональным системам. Каждый центр обработки данных имеет выход в сеть Интернет для связи с налогоплательщиками и официальным сайтом ФНС РФ. Связь между центрами обеспечивается при помощи высокоскоростных каналов передачи данных. Для повышения надежности все РЦОД, помимо высокоскоростного канала связи с ФЦОД обеспечены резервным высокоскоростным каналом .

Архитектура АИС «Налог-3» имеет целевую архитектуру, имеющую следующее строение:

Рис. 3. Целевая архитектура АИС «Налог-3»

В современной системе центром является Федеральное хранилище данных (ФХД). ФЦОД, упомянутый выше, в свою очередь принимает на себя вычислительную работу. ФХД — это целостное хранилище информации, которая является достоверной, юридически верной, обработанной и актуальной. ФХД делится на два сегмента: аналитический и транзакционный. В аналитический сегмент попадают данные из внешних источников информации, а в транзакционном осуществляется формирование и обработка данных о налоговом администрировании.

Следующий элемент АИС «Налог-3» — подсистемы внешнего взаимодействия. Посредством нее реализуется взаимодействие с иными информационными системами, электронное взаимодействие с налогоплательщиками и обработка информации для работы внутри системы.

Требования, предъявляемые к взаимодействию системы с иными информационными системами, выглядят следующим образом:

1) обеспечение защиты передаваемой информации от блокировки, подозрительного доступа, распространения;

2) фиксация даты, времени, участников взаимодействия с возможностью восстановления всех произведенных действий;

3) подписание информации с использованием цифровой электронной подписи при передаче информации в другую систему.

В подсистемы внешнего взаимодействия включен блок массового ввода, печати и рассылки. Система массовой обработки бумажных документов работает как с входящей, так и с исходящей информацией. Функция распознавания рукописного текста позволяет в автоматическом режиме вводить в систему бумажные документы (например, налоговые декларации) с высокой скоростью и в больших объемах . Данный элемент снижает трудоемкость ввода информации в систему, поскольку им занимается меньшее количество работников, поскольку эти функции переданы специализированным подразделениям, осуществляющим деятельность по всем налоговым инспекциям.

Личный кабинет — элемент взаимодействия налоговой службы с налогоплательщиками. Он призван максимально снизить очное взаимодействие налоговых органов с налогоплательщиками. Личный кабинет дает возможность получать уведомления от налоговых органов, оплачивать суммы налогов, а также видеть всю необходимую

информацию, связанную с налогооблагаемым имуществом. Личный кабинет налогоплательщика возможно установить в качестве мобильного программного обеспечения. Налоговый орган направляет уведомления в личный кабинет, что сокращает бумажный документооборот.

Такой элемент как подсистемы налогового администрирования необходим для осуществления контроля над соблюдением налогового законодательства. Ранее этот элемент входил в систему ЭОД — электронной обработки данных. Сейчас в подсистемы налогового администрирования включены налоговый автомат, досье налогоплательщика и интерактивные сервисы. Налоговый автомат — система, которая рассчитывает по определенным алгоритмам суммы налогов; формирует карточки расчетов, а также направляет пользователям личного кабинета налоговые уведомления.

Досье налогоплательщика — элемент подсистемы налогового администрирования, который объединяет идентификационные данные о налогоплательщиках (ФИО, название организации, данные об учетной политике и т.д.); данные о хозяйственных операциях; данные из других информационных систем, в частности от СМИ, данные от министерств, с которыми сопряжена деятельность налогоплательщика; информацию о нарушениях законодательства со стороны налогоплательщика. То есть досье объединяет полные и систематизированные данные, необходимые для осуществления налогового контроля.

Третий элемент подсистемы налогового администрирования — интерактивные сервисы. Данные сервисы позволяют налогоплательщику выполнять определенные действия, к примеру, оплатить налог при нажатии только одной кнопки. На основе данных налогового автомата интерактивные сервисы формируют повторяющиеся действия для налогоплательщика, то есть рутинная работа становится удобна для исполнения. Интерактивный сервис позволяет налогоплательщикам просматривать необходимую ему информацию, затрачивая при этом минимальное количество времени. Ключевая задача, которая решается в системе АИС «Налог-3» — это упрощение работы пользователя .

В архитектуре АИС «Налог-3» присутствуют информационно-аналитические и обеспечивающие системы. В информационно-аналитических системах сотрудники налоговых органов ведут аналитику, формируют отчетность. В данных системах создаются ключевые показатели, индикаторы. В этих же системах осуществляют свою работу руководители налоговых органов. Обеспечивающие системы связаны с документами. Здесь ведется электронный архив налоговой отчетности налогоплательщиков и управление данным архивом для постоянного доступа к данной отчетности.

Пожалуй, самым основным элементом в архитектуре АИС «Налог-3» являются подсистемы ИТ-обеспечения. Сюда входит управление ИТ-инфраструктурой и система обеспечения безопасности информации (СОБИ). Для корректной работы всех электронных ресурсов, в том числе компьютерных средств, необходимых для установки данных ресурсов, и существует управление ИТ-инфраструктурой. СОБИ необходима для обеспечения сохранности данных от взлома, копирования, иных неправомерных действий.

Итак, в обобщенном виде взаимосвязь уровней АИС «Налог-3» может выглядеть так.

Рис. 4. Взаимосвязь элементов в АИС «Налог-3»

Система выглядит достаточно логичной и даже более простой, чем архитектура АИС «Налог». Первый уровень — ФХД, второй уровень — уровень ЦОДов, третий уровень, пользовательский — тонкий клиент. Тонкий клиент — программа, которая переносит деятельность по обработке данных на сервер. То есть на данном уровне обеспечивается доступ клиента к ресурсам и услугам налоговой службы.

Что касается сугубо технической части АИС «Налог-3», то для обеспечения единого доступа к ресурсам системы используется каталог на базе Active Directory, построенной в виде иерархии, благодаря которому подсистемы ИТ-обеспечения каждого региона могут полностью контролировать доступ к своим ресурсам. Ядро каждого ЦОДа образовано из трех взаимоувязанных подсистем: сети хранения данных (SAN — Storage Area Network), подсистемы баз данных и фермы прикладных серверов .

На данный момент АИС «Налог-3» технически полностью создана. Проекты по ее созданию были сформулированы еще в 2010 году. Только за первый год использования новой системы обработано свыше 4 млн входящих документов, юристами принято 4 млн решений о регистрации и внесении изменений, в совокупности зарегистрировано более 1 млн юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, внесено 2,4 млн изменений .

К 2017 году были введены в эксплуатацию ФЦОД в г. Дубна и резервный центр в г. Городец. Они работают одновременно, поэтому при экстренном отключении одного из них, деятельность ФНС России не прервется. АИС «Налог-3» и ее прикладное обеспечение, в том числе все дополнительное или приобретаемое имущество принадлежат Российской Федерации. В рамках функционирования системы выделяется и такое понятие как «фонд алгоритмов и программ АИС «Налог-3», который представляет собой совокупность проектной, технической, методической документации к программному обеспечению системы.

Сейчас одним из последних документов, регулирующих ввод системы в эксплуатацию является Приказ ФНС России № ММВ-7-6/40 от 31.01.2019 «О вводе в эксплуатацию

прикладного программного обеспечения для АИС «Налог-3», разработанного в рамках реализации мероприятия «Разработка и внедрение на территориях субъектов РФ информационно-телекоммуникационных сервисов по интеграции информационных ресурсов Росреестра с информационными ресурсами ФНС России». В Приказе определены новые прикладные компоненты системы: «Внешний информационный обмен», «Мониторинг налогообложения недвижимого имущества», «Картотека собственности», «Управление документами», «Централизованный учет налогоплательщиков». Ввод данных систем особенно актуален в связи с переходом на оценку имущества по кадастровой стоимости. Первый в очереди участник промышленно й эксплуатации нового прикладного обеспечения — УФНС России по Республике Алтай.

Таким образом, АИС «Налог-3» включает в себя множество направлений для обеспечения деятельности ФНС России. Система вводится в эксплуатацию поэтапно, поскольку не представляется возможным единовременное ее внедрение на всех уровнях власти. Успех внедрения АИС «Налог-3» зависит от положительных результатов по каждому из направлений деятельности, которые она обеспечивает. Необходимо исключить повторение ошибок, допущенных при внедрении АИС «Налог». Именно поэтому АИС «Налог-3» была создана, чтобы объединить в единое информационное пространство все системы Федеральной налоговой службы России.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх