Налогообложение казенных учреждений

В соответствии с действующей в настоящее время бюджетной классификацией в доходах региональных и местных бюджетов учитываются следующие доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства:

· лицензионные сборы, зачисляемые в бюджеты субъектов Российской Федерации и в местные бюджеты;

· доходы казенных учреждений, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетных учреждений и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг.

Статья 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации также предусматривает составление и утверждение сметы доходов и расходов, в которой должны быть отражены все доходы казенного учреждения, получаемые как из бюджета и государственных внебюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, включая доходы от оказания платных услуг, другие доходы от использования государственной или муниципальной собственности, закрепленной за учреждением на праве оперативного управления. При этом казенное учреждение в соответствии с данной статьей пока самостоятельно в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников.

Платные медицинские услуги — одна из обширных сфер деятельности большинства бюджетных медицинских учреждений. На примере платных медицинских услуг можно понять суть этого вида неналоговых доходов бюджетов . Платные медицинские услуги осуществляются в рамках договоров, заключенных с гражданами, предприятиями, учреждениями на оказание платных услуг. В договоре регламентируются условия и сроки получения платных услуг, порядок расчетов, права, обязанности и ответственность сторон. В случае если момент заключения договора совпадает с моментом оказания услуг, факт установления договорных отношений между гражданином и учреждением здравоохранения может подтверждаться выдачей кассового чека или квитанцией установленного образца. Здесь кроме возмездного оказания данных услуг существует и условно безвозмездная основа – оплата их из средств соответствующего внебюджетного фонда. Также в этой связи можно упомянуть и платные образовательные услуги государственных высших учебных заведений.


Штрафы и иные суммы принудительного изъятия

Средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия

Основное назначение штрафов состоит в наказании лиц, совершивших всякого рода правонарушения.

Тем не менее, будучи взысканными, они образуют собой доход государства.

По большей части штрафы подлежат зачислению в доходы местных бюджетов. Но в некоторых ситуациях они могут выступить в роли дохода и бюджета субъекта Российской Федерации.

Так, согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации, суммы штрафов, применяемых в качестве санкций за совершение налоговых правонарушений, составы которых предусмотрены Налоговым кодексом, подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по нормативам и в порядке, которые установлены федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год и (или) законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для соответствующих налогов и сборов.

Завершая рассмотрение вопроса о неналоговых доходов субъектов Российской Федерации, отметим, что в общей массе доходов бюджетов субъектов Российской Федерации неналоговые доходы занимают довольно незначительное место.

Резервы пополнения неналоговых доходов связаны в основном с повышением эффективности использования собственности через эффективное регулирование ставок арендной платы, стимулирование наращивания прибыльности государственных и муниципальных унитарных предприятий. Продажа неэффективной муниципальной собственности инвесторам способствует снижению затрат на содержание этих объектов (прежде всего, учреждений, финансируемых за счет бюджетов ).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение работы можно сделать следующие выводы:

Неналоговые доходы являются составной частью доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Так же как и другие платежи в бюджет , неналоговые доходы устанавливаются высшими органами законодательной государственной власти и органами государственного управления Российской Федерации и направляются на образование государственного и местных бюджетов в соответствии с федеральным законом о бюджете на соответствующий год.

К неналоговым доходам бюджетов относятся:

1. доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

2. доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

3. доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями;

4. средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия

■ ПРОБЛЕМЫ УЧЁТА И ФИНАНСОВ №2(6) 2012

■ ■ ■

УДК 336.221.22

А. Л. Спесивцева

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ

(МУНИЦИПАЛЬНЫХ)

УЧРЕЖДЕНИЙ

В УСЛОВИЯХ

РЕФОРМИРОВАНИЯ

БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЫ

Рассмотрены особенности налогообложения бюджетных, казенных и автономных учреждений в условиях реформирования бюджетной сферы. Произведен и показан анализ основных налогов, уплачиваемых государственными (муниципальными) учреждениями. Приведены актуальные на 2011-2012 гг. изменения в области налогообложения таких организаций.

Ключевые слова: налоги, налогообложение, казенные учреждения, автономные учреждения, бюджетные учреждения.

Некоммерческие (в том числе бюджетные, казенные, автономные и общественные) организации являются полноправными субъектами налогового права. Актуальность статьи определяется тем, что изменения в правовом статусе бюджетных учреждений с 2011 г. автоматически повлекли за собой определенные изменения в области налогообложения бюджетных, казенных и автономных организаций.

Цель статьи — проанализировать определенные изменения в области налогообложения государственных (муниципальных) учреждений бюджетной сферы. Указанная цель определяет основные задачи:

— рассмотрение основных налогов, уплачиваемых бюджетными, казенными и автономными учреждениями;

— анализ налогообложения государственных (муниципальных) учреждений.

Отличительной особенностью автономных и бюджетных учреждений нового типа является то, что данные учреждения обладают расширенным объемом прав, соответственно, эти организации

уплачивают такие налоги, как НДС от платных услуг и НДС от аренды, налог на прибыль, налог на имущество, земельный, транспортный и т.д., но такие учреждения не имеют права применять упрощенную систему налогообложения. Казенное учреждение, или учреждение старого бюджетного типа, уплачивает только НДС от платных услуг, налог на имущество, земельный и транспортный налоги.

В результате проведенного анализа относительно НДС можно прийти к выводу, что автономное учреждение, так же как и бюджетное и казенное учреждения, является плательщиком НДС, так как может иметь операции, признаваемые объектом налогообложения.

Однако необходимо отметить, что с 1 октября 2011 года не облагаются НДС :

— услуги по социальному обслуживанию лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации (в т. ч. граждан пожилого возраста, инвалидов, безнадзорных детей);

— услуги по выявлению лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, услуги по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями;

— безвозмездно оказанные услуги по производству и (или) распространению социальной рекламы.

Федеральным законом N 83-Ф3 внесены изменения в ст. 161 «Особенности определения налоговой базы налоговыми агентами» НК РФ. Согласно ее новым положениям с 2011 года при предоставлении на территории РФ органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления и казенными учреждениями в аренду федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговая база устанавливается налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества. Данные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога (п. 3 ст. 161 НК РФ в редакции Федерального закона N 83-Ф3) .

С 1 января 2012 года не облагаются работы, услуги государственных и муниципальных учреждений в рамках государственного (муниципального) задания за счет предоставленных субсидий. Следовательно, налог на добавленную стоимость не исчисляется по работам (услугам), выполненным (оказанным) начиная с 1 января 2012 года казенными учреждениями, а также бюджетными

ПРОБЛЕМЫ УЧЁТА И ФИНАНСОВ №2(6) 2012

и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Автономные учреждения осуществляют операции, облагаемые НДС в общем порядке, установленном главой 21 НК РФ. Однако в соответствии со ст. 145 НК РФ автономные учреждения могут воспользоваться льготой по НДС, а именно, льготой могут воспользоваться те автономные учреждения, у которых за три предшествующих подаче заявления на пользование льготой календарных месяца сумма выручки от реализации не превысила в совокупности 2 млн руб. .

В результате проведенного анализа относительно налога на прибыль можно прийти к выводу, что автономное учреждение, так же как и бюджетное, является плательщиком налога на прибыль, так как может иметь прибыль, т.е то, что является объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Необходимо отметить, что с 2011 года налогом на прибыль не будут облагаться :

1) доходы:

— в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в установленном порядке до казенных учреждений, а также в виде субсидий, предоставленных бюджетным учреждениям и автономным учреждениям, признаваемых средствами целевого финансирования;

— в виде средств, полученных от оказания казенными учреждениями государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций;

2) расходы казенных учреждений в связи с исполнением государственных (муниципальных) функций, в том числе в связи с оказанием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ).

К налоговой базе, определяемой организациями, осуществляющими образовательную и (или) медицинскую деятельность, применяется налоговая ставка 0 процентов с учетом особенностей, установленных ст. 284.1 НК РФ.

Согласно п. 33.1 ч. 1 ст. 251 НК РФ, средства, полученные от оказания казенным учреждением государственных или муниципальных услуг (выполнения работ), выполнения государственных или муниципальных функций, а также расходы казенного учреждения, связанные с исполнением государственных или муниципальных функций, не учитываются при определении налоговой базы налога на прибыль .

Автономному учреждению, в соответствии с требованиями налогового законодательства, необходимо разработать учетную политику для целей налогообложения по налогу на прибыль и разработать регистры (счета) налогового учета. Налогообложение коммерческой (внебюджетной) деятельности автономных учреждений по налогу на прибыль не отличается от такого же налогообложения коммерческих организаций.

Образовательные и медицинские учреждения вправе применять нулевую ставку по налогу на прибыль (п. 1.1 ст. 284 НК РФ). Для этого организации обязаны соблюдать условия, установленные ст. 284.1 НК РФ :

1) деятельность должна быть включена в Перечень видов образовательной и медицинской деятельности, установленный Правительством Российской Федерации. При этом деятельность, связанная с санаторно-курортным лечением, не относится к медицинской деятельности;

2) применение нулевой ставки возможно только с начала нового налогового периода. Указанные организации должны подать заявление и копию лицензии на осуществление образовательной или медицинской деятельности в срок до 1 декабря предшествующего года (п. 5 ст. 284.1 НК РФ);

3) организации должны иметь соответствующую лицензию;

4) доходы от образовательной или медицинской деятельности, а также от выполнения НИОКР должны составлять не менее 90 процентов всех доходов организации либо отсутствовать;

5) в штате организации должно числиться не менее 15 работников;

При несоблюдении хотя бы одного из установленных условий с начала налогового периода применяется ставка 20 процентов.

Организации, которые применяли льготную ставку и отказались от нее либо утратили право на нее, не вправе перейти на использование нулевой ставки в течение пяти лет с года, в котором налог вновь исчисляется по ставке 20 процентов (п. 8 ст. 284.1 НК РФ) . Срок действия льготы -до 1 января 2020 года.

Что же касается упрощенных налоговых режимов, то здесь хотелось бы отметить, что автономное учреждение может работать по упрощенной системе налогообложения, если учреждение соответствует общим требованиям, предъявляемым к хозяйствующим субъектам, имеющим право на работу по упрощенной системе налогообложения (численность персонала, денежный оборот и т.д.).

ФЗ № 83 от 8 мая 2010 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенство-

Спесивцева А. Л.

■ ■

ванием правового положения государственных и муниципальных учреждений», с 1 января 2011 года модернизировал и жизнь автономных учреждений в части налогообложения. Согласно п. 4 ч. 6 ст. 346.2 НК РФ, как и государственные или муниципальные учреждения всех других типов, автономные учреждения лишаются права работать по единому сельскохозяйственному налогу.

Согласно ст. 346.12 НК РФ не имеют права переходить на упрощенную систему налогообложения следующие категории автономных образовательных учреждений:

— автономные образовательные учреждения, имеющие филиалы или представительства;

— автономные образовательные учреждения, у которых средняя численность работников за отчетный (налоговый) период превысила 100 человек. При этом под численностью в 100 человек понимается штатная численность;

— автономные образовательные учреждения, у которых стоимость основных средств и НМА превышает 100 млн руб. (за исключением земельных участков).

В состав налоговой базы при расчете УСН не включается целевое финансирование и субсидии, выделяемые собственником.

Что же касается анализа транспортного налога, то необходимо отметить, что автономное учреждение, так же как и бюджетное и казенное учреждения, является плательщиком транспортного налога, так как может иметь зарегистрированные транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

Автономное учреждение, так же как и бюджетное и казенное учреждения, является плательщиком земельного налога, так как может обладать земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 главы 31 НК РФ на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения .

Согласно ст. 388 главы 31 НК РФ не признаются налогоплательщиками организации в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В соответствии со ст. 395 главы 31 НК РФ освобождаются от налогообложения :

— организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции;

— организации — в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;

— общероссийские общественные организации инвалидов;

— организации — резиденты особой экономической зоны и т.д.

Автономное учреждение, так же как и бюджетное и казенное учреждения, является плательщиком налога на имущество, так как может иметь имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 главы 30 НК РФ .

Согласно ст. 380 главы 30 НК РФ, налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 процента, однако допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения .

В соответствии со ст. 381 главы 30 НК РФ освобождаются от налогообложения :

— организации и учреждения уголовно-исполнительной системы;

— религиозные организации;

— общероссийские общественные организации инвалидов;

— организации, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, — в отношении имущества, используемого ими для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями и т.д.

Таким образом, можно сделать вывод, что налоговые аспекты деятельности автономных и бюджетных учреждений, имеют некоторые общие черты, а именно, данные учреждения уплачивают большую часть налогов, которые были проанализированы выше, а налогообложение казенных учреждений имеет следующие особенности:

— лимиты бюджетных обязательств, доводимые до казенных учреждений главными распорядителями бюджетных средств, согласно подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ, относятся к средствам целевого финансирования и не включаются в состав доходов, формирующих налоговую базу по налогу на прибыль;

— согласно п. 3 ст. 16 Закона № 83-ФЗ, расходы казенных учреждений, связанные с оказанием ими государственных (муниципальных) услуг и/или выполнением ими государственных (муниципальных) функций, не учитываются в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль . Таким образом, казенные учреждения должны вести раздельную систему учета затрат, как не включаемых, так и включаемых в расчет налоговой базы по налогу на прибыль.

Особенностью налогообложения казенных учреждений является то, что в составе неналоговых доходов учитываются в полном объеме доходы

ПРОБЛЕМЫ УЧЁТА И ФИНАНСОВ №2(6) 2012

от платных услуг и от иной приносящей доход деятельности. К неналоговым доходам казенных учреждений относятся: арендная плата от использования государственного/муниципального имущества; от продажи имущества, находящегося в государственной/муниципальной собственности; от оказания платных услуг. Все перечисленные виды доходов не включаются в состав налоговой базы по налогу на прибыль.

Таким образом, в результате проведенного анализа можно прийти к выводу, что реформирование в бюджетной сфере естественным образом повлияло на налогообложение государственных (муниципальных) учреждений. В основном большая часть налоговой нагрузки приходится на автономное учреждение. Бюджетное учреждение уплачивает также значительную долю налогов в бюджет. Что же касается казенного учреждения, то здесь необходимо отметить, что данное учреждение в основе своей осталось учреждением старого бюджетного типа, и его налоговые платежи не играют сколько-нибудь существенной роли в системе источников доходов государственного бюджета России, что во многом определяется теми специфическими целями, для достижения которых создаются и функционируют такие организации.

Литература

2. ФЗ № 83 от 8 мая 2010 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных и му-

3. ФЗ № 239 от 18.07.2011 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения автономных учреждений» // Консультант Плюс: справочная правовая система. Версия Проф, сетевая. М.: АО Консультант Плюс, 2012. — Доступ из локальной сети кафедры экономики Том. политех. ун-та.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Налогообложение казенных и бюджетных учреждений

ПЛАН

1. Понятие казенных и бюджетных учреждений

2. Особенности налогообложения бюджетных и казенных учреждений НДС

3. Особенности применения налога на прибыль

4. Налоговые декларации

Выводы

Литература

1. Понятие казенных и бюджетных учреждений

В последнее время законодательство, регламентирующее налоговый учет учреждений, получающих бюджетное финансирование, было значительно изменено. Уже почти два года такие организации обязаны вести систему налогового учета, аналогичную той, что ведут коммерческие организации. Рассмотрим взаимозависимость статуса учреждения и возможность получения налогооблагаемого дохода, а также особенности налогового учета казенных учреждений.

Специфика правового положения и деятельности некоммерческих организаций в большинстве глав НК РФ не отражена. В связи с чем у них возникает большое количество сомнений, неясностей и противоречий в правилах исчисления налогов — в отличие от организаций, функционирующих на коммерческих принципах. Рассмотрим общие условия налогообложения такого вида некоммерческих организаций, как государственные или муниципальные учреждения по каждому налогу в отдельности.

Согласно ст.120 ГК РФ учреждение — некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ (ст. 6) бюджетное учреждение — это государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств бюджета на основе бюджетной сметы .

Государственное или муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным учреждением .

Казенное учреждение представляет собой государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы. При этом операции с бюджетными средствами производятся через лицевые счета, открываемые в органах Федерального казначейства (п. 2 и 4 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ). Казенное учреждение может быть наделено правом осуществления предпринимательской деятельности, если это предусмотрено учредительным документом.

Что касается приносящей доход деятельности, п. 3 ст. 161 БК РФ предусмотрено право казенного учреждения осуществлять такую деятельность, но только в случае, если это закреплено в учредительных документах.

При этом доходы, полученные казенными учреждениями от оказания платных услуг, подлежат перечислению в бюджет, так как они относятся к неналоговым доходам бюджетов бюджетной системы РФ (п. 3 ст. 41 БК РФ).

В свою очередь в НК РФ предусмотрена специальная норма, в соответствии с которой при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде средств, полученных от оказания казенными учреждениями государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций (подп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ). При этом под услугой следует понимать результат деятельности учреждения в интересах определенного физического (юридического) лица — получателя услуги. Например, реализация образовательных программ среднего профессионального образования, первичная медико-санитарная помощь, библиотечное обслуживание пользователей библиотеки.

Стоит обратить внимание на п. 2 письма Минфина России от 02.08.2012 № 02-03-09/3040, в котором отмечается, что доходы казенных учреждений, получаемые ими при осуществлении деятельности, определенной уставом учреждения, не подлежат обложению налогом на прибыль организаций в порядке, установленном ст. 251 НК РФ.

Нормы подп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ применяются именно к средствам, полученным казенными учреждениями от оказания государственных (муниципальных) услуг, то есть, как следует из Комплексных рекомендаций органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления по реализации Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», разработанных на основании поручения Правительства РФ от 16.10.2010 № СС-П16-7135, в рамках определенных для этих учреждений заданий и согласно перечню услуг. Таким образом, не все услуги, предусмотренные учредительным документом, могут быть отнесены к государственным (муниципальным); соответственно, в некоторых ситуациях казенные учреждения будут являться плательщиками налога на прибыль.

2. Особенности налогообложения бюджетных и казенных учреждений НДС

Налогообложение государственных и муниципальных учреждений НДС имеет следующие особенности.

Пп. 5 п. 2 ст. 146 НК РФ установлено общее для государственных и муниципальных учреждений всех типов положение о том, что передача на безвозмездной основе, оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование объектов основных средств государственным и муниципальным учреждениям не облагается НДС.

Субсидии, предоставляемые из бюджета соответствующего уровня бюджетным и автономным учреждениям на выполнение государственного (муниципального) задания, не облагаются НДС. Это обусловлено тем, что, в соответствии с п. 3 ст. 39 НК РФ, передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью, не признается реализацией товаров, работ, услуг . (Субсидии являются денежными средствами, а они, согласно п. 2 ст. 130 ГК РФ, относятся к движимому имуществу.)

В соответствии с пп.4.1 п.2 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения по НДС не признается выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ. А вот услуги (работы), оказываемые (выполняемые) автономными и бюджетными учреждениями на платной основе — вне зависимости от того, оказываются ли они в рамках задания или сверх выполнения задания учредителя, — облагаются НДС в общеустановленном порядке .

При этом следует отметить, что ст. 149 НК РФ устанавливает широкий перечень операций, освобождаемых от налогообложения НДС. К ним, в частности, относятся услуги, которые оказывают автономные и бюджетные учреждения в сферах здравоохранения, образования, культуры, социальной защиты населения, архивной деятельности и в других сферах. Конкретные операции, освобождаемые от обложения НДС, перечислены в ст. 149 НК РФ.

Например, отсутствуют основания для обложения НДС услуг по предоставлению в пользование на платной основе парковок (парковочных мест) на территории объектов единого парковочного пространства, оказываемых государственным казенным учреждением.

Однако операции по реализации нефинансовых активов, продовольственных и непродовольственных товаров, а также имущественных прав, осуществляемые казенными учреждениями, подлежат обложению НДС в общеустановленном порядке.

При осуществлении операций, освобожденных от налогообложения в соответствии с п. 1-3 ст. 149 НК РФ, учреждения НДС не уплачивают. Например, реализация по договору купли-продажи недвижимого имущества (здания) физическому лицу управлением муниципального имущества администрации муниципального образования облагается НДС, так как данная операция не соответствует положению подп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ. В этой ситуации НДС уплачивает орган местного самоуправления, осуществляющий операции по реализации такого.

Услуга, оказываемая федеральным казенным учреждением по передаче в безвозмездное пользование профсоюзной организации находящегося в оперативном управлении имущества (нежилых помещений), не является объектом обложения НДС.

Так как операции по выполнению работ (оказанию услуг) казенными учреждениями не признаются объектом обложения НДС, счета-фактуры при осуществлении данных операций казенными учреждениями не составляются (подп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ). При этом в договорах сумма НДС не указывается. Если же учреждение все-таки выставило счет-фактуру с НДС, то у него возникает обязанность по уплате НДС в бюджет (п. 5 ст. 173 НК РФ). И даже в этом случае права на вычет у покупателя по такому счету-фактуре не возникает.

3. Особенности применения налога на прибыль

НК РФ установлены следующие особенности применения налога на прибыль организаций в отношении государственных и муниципальных учреждений всех типов.

Перечислим доход, с которого казенное учреждение обязано рассчитывать и уплачивать налог на прибыль:

суммы возмещения, причитающиеся к получению от виновных лиц, причинивших ущерб учреждению (п. 3 ст. 250 НК РФ);

суммы штрафов, пеней и неустоек за нарушение контрагентами договорных обязательств (п. 3 ст. 250 НК РФ);

суммы арендной платы за предоставление в пользование имущества и лицензионные платежи за предоставление в пользование объектов интеллектуальной собственности (п. 4 и 5 ст. 250 НК РФ);

суммы денежных средств, а также стоимость имущества, полученные учреждением безвозмездно (кроме исключений, предусмотренных ст. 251 НК РФ) (п. 8 ст. 250 НК РФ);

суммы пожертвований, использованные не по назначению (п. 14 ст. 250 НК РФ);

стоимость полученных материалов или иного имущества при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств (за исключением случаев, предусмотренных подп. 18 п. 1 ст. 251 НК РФ) (п. 13 ст. 250 НК РФ);

суммы страхового возмещения, полученные от страховой компании по договору страхования имущества в связи с наступлением страхового случая;

суммы компенсаций понесенных расходов в связи с исполнением Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», полученные от военных комиссариатов;

суммы денежных средств, полученные от арендаторов в возмещение коммунальных, эксплуатационных услуг;

суммы денежных средств, полученные по договору социального найма в счет платы за содержание, ремонт и наем жилого помещения;

суммы денежных средств, полученные в качестве возмещения расходов по уплате госпошлины и судебных издержек;

стоимость излишков имущества, выявленных в результате инвентаризации (п. 20 ст. 250 НК РФ);

стоимость реализованного государственного (муниципального) имущества.

Для казенных учреждений из налоговой базы по налогу на прибыль исключаются:

доходы в виде средств, полученных от оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций (пп. 33.1 п. 1 ст. 251);

расходы в связи с исполнением государственных (муниципальных) функций, оказанием услуг, выполнением работ (п. 48.11 ст. 270 НК РФ).

Доходы автономных и бюджетных учреждений от приносящей доходы деятельности поступают в их самостоятельное распоряжение и учитываются в качестве доходов при расчете налога на прибыль в общеустановленном порядке.

При исчислении налоговой базы по налогу на прибыль не учитывается в качестве дохода:

имущество, полученное государственными и муниципальными учреждениями по решению органов исполнительной власти всех уровней (подп.8, п. 1 ст. 251 НК РФ);

имущество, полученное в рамках целевого финансирования (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ);

целевые поступления, за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров (п. 2 ст. 251 НК РФ).

Государственные (муниципальные) учреждения всех типов, получившие имущество или денежные средства в рамках целевого финансирования, должны выполнить два условия, определенных в п. 2 ст. 251 НК РФ, для того чтобы это имущество или средства не были признаны доходом при определении налоговой базы по налогу на прибыль:

— вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования;

— расходовать целевые средства строго по назначению, то есть на те цели, которые указаны лицом — источником финансирования или бюджетной росписью.

Порядок исчисления налога на прибыль организаций и авансовых платежей по данному налогу определен ст. 286 НК РФ. В соответствии с п. 3 указанной статьи, бюджетные учреждения, автономные учреждения, некоммерческие организации, не имеющие дохода от реализации товаров (работ, услуг) — такими НКО являются, в частности, казенные учреждения, — уплачивают только квартальные авансовые платежи по налогу на прибыль по итогам отчетного периода.

При этом казенные учреждения в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.35 НК РФ и бюджетные учреждения, являющиеся получателями бюджетных средств до 1 июля 2012 года в соответствии с пп. 1.1 п.1 ст. 333.35 НК РФ освобождены от уплаты государственной пошлины за право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях указанных организаций или объединений .

4. Налоговые декларации

Казенные учреждения в ряде случаев являются плательщиками налога на прибыль, вследствие чего они обязаны представлять декларации по налогу на прибыль в ИФНС России. Но возникает вопрос о необходимости подачи декларации при отсутствии доходов, подлежащих налогообложению.

Пунктом 1 ст. 246 НК РФ установлено, что российские организации признаются плательщиками налога на прибыль, при этом отсутствуют какие-либо преференции для казенных учреждений. В силу п. 1 ст. 289 НК РФ налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации.

Однако из этого правила есть исключение. Некоммерческие организации (а казенное учреждение является некоммерческой организацией), у которых не возникает обязательств по уплате налога на прибыль, представляют декларацию по упрощенной форме только по истечении налогового периода (п. 2 ст. 289 НК РФ). Таким образом, если у учреждения возникает налогооблагаемый доход, оно обязано представлять налоговые декларации в общеустановленном порядке, однако если не возникает налогооблагаемого дохода и даже в случае, когда предпринимательская деятельность не предусмотрена правоустанавливающими документами, декларация в налоговые органы должна быть представлена.

При этом в Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования (лист 07 декларации по налогу на прибыль) не включаются средства в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в установленном порядке до казенных учреждений.

Аналогично декларации по налогу на прибыль казенные учреждения обязаны представлять декларации по НДС (п. 1 ст. 143 НК РФ). Если казенное учреждение выполняет работы (оказывает услуги) в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ, которые не признаются объектом налогообложения (подп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ), такие операции подлежат отражению в разд. 7 декларации по НДС, форма которой утверждена приказом Минфина России от 15.10.2009 № 104н. В данном разделе учреждение вправе заполнить гр. 1 и 2 стр. 010.

В соответствии с п. 6 ст. 346.2 НК РФ казенные, автономные и бюджетные учреждения не вправе переходить на уплату единого сельскохозяйственного налога.

Выводы

Таким образом, государственные и муниципальные учреждения имеют множество привилегий в области налогообложения. Они не уплачивают НДС при выполнении работ в рамках государственного (муниципального) задания. Субсидии, предоставляемые на выполнение данного задании, а также передача на безвозмездной основе основных средств таким учреждениям также не облагаются НДС. НДС должны уплачивать только те автономные и бюджетные учреждения, которые оказывают (выполняют) услуги (работы) на платной основе (если таковые не поименованы в ст. 149). При исчислении налоговой базы по налогу на прибыль не учитывается в качестве дохода: имущество, полученное по решению органов исполнительной власти; полученное в рамках целевого финансирования; целевые поступления, а также не учитываются доходы и расходы казенных учреждений в связи с исполнением государственных функций. Все остальные доходы, расходы, а также средства, использованные не по целевому назначению принимаются к расчету налога на прибыль в общеустановленном порядке. Бюджетные и казенные учреждения освобождаются также от уплаты гос. пошлины за право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов в своих наименованиях. НК установлено, что казенные, автономные и бюджетные учреждения не вправе переходить на уплату единого сельскохозяйственного налога. Законами Тюменской области учреждениям данного вида также предоставляется льгота по налогу на имущество и транспортному налогу.

налогообложение казенный бюджетный

Литература

7. Романовский М.В., Врублевская О.В. Бюджетная система Российской Федерации : учебник. — М.: ЮРАЙТ, 2011.

10. Хритиан В.Ф. О направлениях развития налоговой реформы // Финансы. — 2012, — № 4. — С. 29.

11. Черник Д.Г. Налоги : учебное пособие. — М.: Финансы и статистика, 2010.

Размещено на Allbest.ru

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх