Налогообложение некоммерческих организаций

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ В НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Директор филиала
Издательства «Советник бухгалтера»
в г. Кемерово
Л.В. Павленко

Общий порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности

 
    Бухгалтерский учет в автономных некоммерческих организациях ведется в общеустановленном порядке (п.

Бухгалтерский учет в некоммерческой организации

1 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).
    Этот порядок регламентируют следующие нормативные документы:
     Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с изм. и доп.);
     Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н;
     отдельные положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), регулирующие порядок учета отдельных объектов и операций;
     План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н.
    При этом следует учитывать, что на автономные некоммерческие организации не распространяются следующие положения по бухгалтерскому учету:
    Положение по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты» ПБУ 7/98, утвержденного приказом Минфина России от 25.11.1998 № 56н;
    Положение по бухгалтерскому учету «Условные факты хозяйственной деятельности» ПБУ 8/01, утвержденного приказом Минфина России от 28.11.2001 № 96н;
    Положение по бухгалтерскому учету «Информация об аффилированных лицах» ПБУ 11/2000, утвержденного приказом Минфина России от 13.01.2000 № 5н;
    Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» ПБУ 12/2000, утвержденного приказом Минфина России от 27.01.2000 № 11н;
    Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000, утвержденного приказом Минфина России от 16.10.2000 № 92н;
    Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000, утвержденного приказом Минфина России от 16.10.2000 № 91н.
    Порядок составления и представления бухгалтерской отчетности некоммерческими организациями имеет следующие особенности.
    Во-первых, автономным некоммерческим организациям предоставлено право не включать в состав годовой бухгалтерской отчетности Отчет о движении денежных средств по форме № 4(см. п. 4 Указаний об объеме форм бухгалтерской отчетности, утвержденных приказом Минфина России от 22.07.2003 № 67н (в ред.

Главная » Предпринимателю » УСН для некоммерческих организаций в 2018 году

УСН для некоммерческих организаций в 2018 году

Вернуться назад на Некоммерческие организации 2018

При регистрации некоммерческой организации, а иногда и в процессе её деятельности, часто возникает вопрос о выборе системы налогообложения. Если у Вас возникает вопрос, стоит ли Вашей некоммерческой организации переходить на УСН, прочитайте эту статью.

На данный момент применение Упрощенной системы налогообложения освобождает организацию от:

1. уплаты налога на прибыль организаций,

2. налога на имущество организаций,

3. налога на добавленную стоимость (НДС).

При этом организация уплачивает единый налог, взимаемый в связи с применением Упрощенной системы налогообложения:

а) при выборе объекта налогообложения «Доходы» — 6% со всех поступлений, признающихся доходом в соответствии с Налоговым кодексом РФ,
б) при выборе объекта налогообложения «Доходы минус расходы» — 15% с разницы между доходами и расходами, либо 1% — минимальный налог при отсутствии данной разницы (расходы полностью равны доходам либо превышают их).

Важно помнить, что полученные некоммерческими организациями ЦЕЛЕВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ, использованные по назначению в соответствии с частью 2 статьи 251 НК РФ данным налогом не облагаются. При этом организация обязана вести раздельный учет доходов и расходов по полученным ею целевым поступлениям.

То есть с грантов, целевых субсидий, целевых пожертвований, взносов членов и учредителей налог не взимается.

Также при применении УСН Руководитель организации может принимать ведение бухгалтерского учёта на себя (то есть НКО может жить и работать без Главного бухгалтера, специализированной организации по предоставлению услуг по ведению бух.учета и т.п. в соответствии с законом «О бухгалтерском учете»).

Изначально Упрощенная система налогообложения включала и иные плюсы – уменьшенную ставку налогов на фонд оплаты труда и отсутствие необходимости вести бухгалтерской учет. Именно ради этого большинство некоммерческих организаций и переходили на Упрощенную систему. Однако в данное время эти положения исключены из Налогового кодекса РФ и никаких «льгот», кроме указанных выше, УСН не предполагает.

Таким образом, применение УСН однозначно выгодно некоммерческой организации, если:

1. НКО реализует товары, выполняет работы и оказывает услуги на территории Российской Федерации (в том числе социальные услуги, платные услуги своим членам и т.п.);

2. НКО имеет движимое или недвижимое имущество, учитывающееся на балансе организации в качестве основных средств, т.е. имущество, предназначенное для использования в течение срока продолжительностью свыше 12 месяцев и стоимостью более 40 000 рублей.

Например, помещение, автомобиль, компьютерную и бытовую технику стоимостью выше 40 000 рублей (более подробную информацию о том, что является облагаемым налогом имуществом, смотрите в соответствующей статье НК РФ).

Организация (в том числе некоммерческая) имеет право перейти на Упрощенную систему налогообложения, если:

1. доходы организации по итогам 9 месяцев текущего года не превышают 45 миллионов рублей (года, в котором организация подаёт уведомление о переходе на УСН);

2. средняя численность работников организации меньше 100 человек (за отчетный период);

3. организация не имеет филиалов;

4. остаточная стоимость основных средств менее 100 миллионов рублей;

5.

Бухгалтерский и налоговый учет в некоммерческой организации в 2018

организация не производит подакцизные товары.

Перейти на Упрощенную систему налогообложения можно с 1 января следующего календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 31 декабря текущего года. В уведомлении указывается выбранный объект налогообложения.

Организации указывают в уведомлении также остаточную стоимость основных средств и размер доходов по состоянию на 1 октября года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на упрощенную систему налогообложения. Вновь созданная организация вправе перейти на УСН в срок не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе.

Получается, что для НКО, финансируемой в рамках социальных проектов (за счет грантов и субсидий), за счет взносов членов и пожертвований и не имеющей дорогостоящего имущества (свыше 40 000 рублей) со сроком использования более года, принципиальной разницы между обычной и упрощенной системой налогообложения нет.

Однако, как только в организации появляется объект для налогообложения (например, в рамках социального проекта приобретается автомобиль или ноутбук стоимостью более 40 000 рублей), она обязана уплачивать по нему соответствующий налог до того момента, когда сможет перейти на УСН (то есть до 1 января следующего года).

Впрочем, серьёзные приобретения обычно планируются заранее и организация может рассчитать «выгодные» для неё сроки приобретения подобного имущества (до 31 декабря текущего года подать уведомление о применении УСН, а осуществить покупку уже после 1 января следующего года).

Получается, что некоммерческая организация может не торопиться с переходом на УСН до тех пор, пока в ней не появится необходимость. В то же время, применение УСН не требует значительных дополнительных затрат и незначительно увеличивает документооборот организации: добавляется лишь один документ – предоставляемая раз в год Декларация по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН.

Если организация фактически не ведёт финансово-хозяйственной деятельности (многие начинающие НКО даже не имеют Расчетного счета, а ведут деятельность за счет личных средств, которые никак не оформляют), можно не переходить на УСН и незначительно сократить затраты времени на подготовку нулевой отчетности.

Однако если организация планирует развиваться, то есть смысл применять упрощенную систему налогообложения сразу, чтобы не подстраивать график покупок и организации новых видов деятельности под сроки перехода на УСН.


Бухгалтерский учет в некоммерческих организациях

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦЕЛЕВЫХ СРЕДСТВ

Основные термины, используемые в бухгалтерском учете НКО — "целевые поступления (целевые доходы)" и "целевые расходы".

Что касается прибыли, то этому понятию в НКО эквивалента нет. Поясним это утверждение.

Дело в том, что доходы в общественных объединениях должны соответствовать расходам. На практике сказанное совсем не означает, что по состоянию на 1 января года все целевые средства должны быть израсходованы.

Напротив, возможна ситуация, когда целевые программы рассчитаны на ряд лет. Тогда и расходование целевых средств будет происходить в течение всего срока реализации программы.

Возможен и другой вариант: средств, полученных на программу, не хватает для ее исполнения. В этом случае часть расходов будет покрыта в течение следующих календарных лет.

Главное, о чем необходимо помнить — средства, полученные на конкретные цели, должны быть израсходованы полностью только на эти цели. Без письменного согласия жертвователя (спонсора, грантодателя) изменение целевого назначения средств невозможно. В случае, если это согласие не получено, средства следует вернуть. Напомним, что средства, использованные не по целевому назначению, взыскиваются в доход федерального бюджета, а в целях налогообложения включаются в состав внереализационных доходов в полном объеме нецелевого использования и подлежат налогообложению в общепринятом порядке.

В ходе осуществления целевых программ в НКО составляется смета доходов и расходов, рассчитанная на определенный период (месяц, квартал, год). Смета утверждается высшим органом управления организации. По окончании отчетного периода рекомендуем составлять отчет об исполнении сметы и утверждать его тем же органом, что и смету.

НКО самостоятельно определяет перечень своих программ, их содержание, перечень статей смет, а также размеры доходов и расходов по каждой статье.

НКО может согласовывать свои сметы только со спонсорами, жертвователями и грантодателями, а также учредителями (членами, участниками).

Государственные органы, включая налоговые, не имеют права вмешиваться в деятельность НКО и вносить коррективы в направления расходования средств организации, если такое использование носит целевой характер и соответствует уставным целям организации.

При необходимости, НКО может пересматривать свои сметы, соблюдая необходимые формальности. При этом следует помнить, что не допускается использование средств одной целевой программы для другой без письменного согласия жертвователя, за исключением случая, когда средства перечислены с формулировкой "на уставные цели организации".

При выполнении нескольких целевых программ по каждой из них целесообразно составлять отдельную смету. В сметах расходов по каждой программе могут быть предусмотрены в числе прочих и административно-хозяйственные расходы. В этом случае, у организации возникает необходимость распределять все свои административно-хозяйственные расходы между отдельными программами. Если же сметы расходов по целевым программам предусматривают только прямые расходы (без учета расходов на содержание самой организации), то в этом случае административно-хозяйственные расходы между отдельными программами не распределяются, а погашаются в полном объеме за счет целевых взносов на содержание некоммерческой организации.

Многие некоммерческие организации в начале своей деятельности, справедливо полагая, что их деятельность (в финансовой части) имеет много общего с бюджетными организациями, применяют бюджетный план счетов. Многочисленные разъяснения по этому вопросу, данные Минфином Российской Федерации и МНС Российской Федерации свидетельствуют о том, что бюджетный план счетов используется только бюджетными организациями. Напомним, что бюджетной организацией является организация, "основная деятельность которой финансируется за счет средств бюджета". Таким образом, основной методологической базой учета в НКО являются План счетов бухгалтерского учета, утвержденный приказом Минфина России от 31 октября 2000 года №94н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению".

Согласно Инструкции по применению Плана счетов, утвержденный приказом Минфина России от 31 октября 2000 года №94н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению" использование средств целевого финансирования отражается в некоммерческой организации по дебету счета 86 "Целевое финансирование" в корреспонденции со счетами:

  • 20 "Основное производство" или 26 "Общехозяйственные расходы" — при направлении средств целевого финансирования на содержание некоммерческой организации;
  • 83 "Добавочный капитал" — при использовании средств целевого финансирования, полученного в виде инвестиционных средств.

Особое внимание при ведении операций в некоммерческих структурах следует обратить на точность и логичность формулировок при принятии на учет целевых поступлений. Ошибки, совершенные при оформлении документов, могут привести к самым негативным последствиям. Так, например, наличие в тексте платежного поручения на получение пожертвований записи "НДС в том числе" или отсутствие записи "НДС не облагается" дает формальное право налоговой инспекции изъять НДС по целевым пожертвованиям и другим аналогичным поступлениям.

Если плательщик-спонсор указал в тексте платежного поручения назначение платежа "Оплата за участие в семинаре", то деятельность общественного объединения будет объявлена коммерческой, если же написать "Целевой взнос на организацию работы семинара", то обвинений в ведении предпринимательской деятельности не последует. Наличие в тексте платежного поручения записи "НДС не облагается" обязательно. При проведении расходных операций необходимо точно указывать, за счет каких средств (какой программы) расходуются деньги, а также указывать номер статьи в смете. В этой ситуации вероятность обвинений в нецелевом использовании средств минимальна.

Рассмотрим подробнее особенности учета средств целевого финансирования. Как уже отмечалось для учета средств, поступивших для финансирования программ и отдельных мероприятий, осуществляемых некоммерческими организациями, предусмотрен счет 86 "Целевое финансирование". На этом счете учитываются все поступления в некоммерческую организацию. Поэтому к счету 86 целесообразно открывать субсчета второго и третьего порядка исходя из специфики осуществления организацией основной деятельности и особенностей документооборота.

Что касается сумм доходов, полученных от предпринимательской деятельности некоммерческих организаций, то, в соответствии с действующим законодательством, они должны направляться на финансирование уставной деятельности некоммерческих организаций, поэтому, правомерным является зачисление этих сумм также на счет 86. Так как при осуществлении предпринимательской деятельности используется схема бухгалтерских проводок, применяемая в коммерческих организациях, то наиболее правильным будет включение в состав доходов, предназначенных для использования в основной деятельности (с отнесением их на счет 86), только сумм полученной прибыли. Поэтому для учета доходов от предпринимательской деятельности необходимо также открыть соответствующие субсчета.

В соответствии с классификацией доходов, приведенной в предыдущих разделах книги, можно рекомендовать открытие к счету 86 следующих субсчетов:

  • 86-1 "Вступительные членские взносы";
  • 86-2 "Добровольные взносы и пожертвования от юридических и физических лиц";
  • 86-3 "Целевые поступления от юридических и физических лиц";
  • 86-4 "Ассигнования из бюджета";
  • 86-4 "Доходы от внереализационных операций";
  • 86-5 "Средства от собственной предпринимательской деятельности".

Субсчета третьего порядка открываются в данном случае к субсчетам второго порядка и предназначаются для формирования информации об использовании источников финансирования отдельных программ. Инструкция по применению Плана счетов, утвержденная приказом Минфина России от 31 октября 2000 года №94н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению" не уточняет, каким образом необходимо группировать и обобщать информацию о расходовании средств целевого финансирования.

Особенности организации учета в некоммерческих организациях в 2018 году

Исходя из экономического содержания счетов, участвующих в бухгалтерских проводках, можно сделать следующие выводы: — счет 26 "Общехозяйственные расходы" целесообразно использовать для обобщения информации о произведенных административных, хозяйственных и иных аналогичных расходах, которые не относятся к конкретной программе или целевому мероприятию.

Списание аккумулированных затрат следует производить ежемесячно с распределением по сметам расходов на проведение отдельных программ или мероприятий. При этом можно использовать одну из двух традиционных схем: 1. распределять суммы расходов между отдельными программами и списывать на соответствующие субсчета, открытые к счету 20; 2. списывать распределенные суммы общехозяйственных расходов непосредственно в корреспонденции со счетом 86 по субсчетам третьего порядка. При этом следует иметь в виду, что общие расходы, произведенные некоммерческими организациями, могут осуществляться за счет всех видов доходов. Средства целевого финансирования направляются, как правило, на обеспечение отдельных программ. При этом может оговариваться доля средств, которые некоммерческая организация может направить на общехозяйственные расходы, но может быть и так, что целевыми поступлениями, направленными участниками некоммерческой организации, финансируются только прямые расходы по выполнению какой-либо программы, а общие расходы обеспечиваются суммами вступительных и членских взносов. Эти особенности следует учитывать при определении схем распределения общих расходов по источникам финансирования.

При распределении общехозяйственных расходов за основу можно принимать сумму целевого финансирования, полученного для обеспечения отдельных программ или мероприятий, размер заработной платы работников, занятых на основных работах, используя для этого данные штатных расписаний, или иные показатели, экономический характер которых связан с экономическим характером осуществляемой деятельности; — счет 20 "Основное производство" целесообразно применять для формирования данных о сумме затрат по отдельным программам. Такой подход предполагает открытие к счету 20 "Основное производство" отдельных субсчетов в соответствии с выполняемыми программами. В общем случае достаточно открыть субсчета, соответствующие числу открытых программ, и ограничиться только субсчетами второго порядка. Если некоммерческая организация параллельно с основной деятельностью осуществляет предпринимательскую, часть расходов которой также может финансироваться (на возвратной или безвозвратной основе) средствами, направленными участниками, жертвователями и тому подобное, к счету 20 "Основное производство" целесообразно открывать субсчета двух уровней. Если некоммерческая организация осуществляет предпринимательскую деятельность, бухгалтерский учет доходов и расходов ведется в порядке, установленном для коммерческих организаций, на субсчетах, открываемых к счету 20 "Основное производство". Списание сформированной на счете 20 фактической себестоимости продукции, работ или услуг производится также в порядке, применяемом в коммерческих организациях, на счет учета готовой продукции или на счет учета продаж.

Некоммерческие организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность при организации учета средств целевого финансирования (включая бюджетные ассигнования), переданные для финансирования такой деятельности, должны руководствоваться требованиями ПБУ 13/2000, которое разработано для применения коммерческими организациями, получающими средства государственной помощи. Однако следует признать, что в настоящее время наиболее распространенным является бюджетное финансирование коммерческих проектов, осуществляемых некоммерческими организациями.

Для учета средств государственной помощи используется счет 86 "Целевое финансирование". Для целей бухгалтерского учета бюджетные средства подразделяются: — на средства, направляемые на финансирование капитальных расходов, связанных с покупкой, строительством или приобретением иным путем внеоборотных активов (основных средств и других). Предоставление этих средств может сопровождаться дополнительными условиями, ограничивающими приобретение определенных видов активов, их местонахождение или сроки приобретения и владения; — на средства, направляемые на финансирование текущих расходов. K ним относятся бюджетные средства, отличные от предназначенных на финансирование капитальных расходов. Бюджетные средства принимаются к учету некоммерческими организациями при выполнении следующих условий: — имеется уверенность, что условия предоставления этих средств организацией будут выполнены. Подтверждением тому могут быть заключенные организацией договоры, принятые и публично объявленные решения, технико-экономические обоснования, утвержденная проектно-сметная документация; — имеется уверенность, что указанные средства будут получены. Подтверждением тому могут быть утвержденная бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств, акты приемки-передачи ресурсов и иные соответствующие документы. Из вышеприведенных условий можно сделать вывод, что принятие бюджетных средств к учету не обязательно обусловлено их фактическим получением.

Проще говоря, если по состоянию на какую-либо дату имеется извещение финансирующего органа о суммах выделенных ассигнований и смета расходов, под которые эти ассигнования выделяются, в бухгалтерском учете должна быть сделана следующая проводка:

  • Дебет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"
  • Кредит 86 "Целевое финансирование" — на сумму бюджетных средств, причитающихся к получению.

Согласно пункту 12 ПБУ 13/2000, если организация фактически получила бюджетные средства, но нет уверенности в том, что она выполнит условия предоставления этих средств, в бухгалтерском учете поступление денежных средств (капитальных вложений и тому подобного) отражается как целевое финансирование и учитывается так до получения достаточных подтверждений того, что организация выполнит условия их предоставления. В данном случае должна быть сделана следующая проводка:

  • Дебет 51 "Расчетный счет"
  • Кредит 86 "Целевое финансирование" — на сумму поступивших денежных средств,

Или, при получении имущества, не являющегося денежными средствами:

  • Дебет 08 "Капитальные вложения",
  • Дебет 10 "Материалы",
  • Дебет 41 "Товары"
  • Кредит 86 "Целевое финансирование"- при получении имущества.

В соответствии с пунктами 8 и 9 ПБУ 13/2000 бюджетные средства списываются со счета учета целевого финансирования как увеличение финансовых результатов организации (внереализационные доходы). В бухгалтерском учете делаются следующие проводки:

Дебет 91-1 "Прочие доходы"

Кредит 86 "Целевое финансирование" — на сумму полученных бюджетных средств.

Суммы бюджетных средств на финансирование текущих расходов списываются в периоды признания расходов, на финансирование которых они предоставлены. Если в отчетном году возникают обстоятельства, в связи с которыми организация должна возвратить ресурсы, признанные ранее в этом же году в качестве бюджетных средств, то в бухгалтерском учете производятся исправительные записи на сумму возвращенных средств:

  • Дебет 86 "Целевое финансирование" — Кредит 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами";
  • Дебет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" — Кредит 51 Расчетный счет".

Однако можно рассмотреть при написании учетной политики некоммерческой организации такой вариант, что все затраты учреждения на ее содержание и ведение уставной деятельности, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, будут учитываться на отдельном субсчете счета 26 "Общехозяйственные расходы". На этом субсчете собираются затраты на оплату труда штатных работников организации, расходы по аренде, расходы на канцелярские принадлежности, на оплату коммунальных услуг, на ремонт основных средств и иные текущие расходы, связанные с функционированием самой организации. Ежемесячно собранные на этом субсчете затраты списываются в дебет счета 86 "Целевое финансирование".

В практической деятельности НКО могут приобретать, получать в качестве благотворительных пожертвований и гуманитарной помощи материальные ценности. Отметим, что порядок учета и оформления документов по приобретению за плату основных средств практически не отличается от общепринятого.

Имущество, приобретаемое НКО за счет целевых средств, приходуется на соответствующих счетах учета имущества. Для этих целей в основном используются два счета:

  • 08 "Вложения во внеоборотные активы" — при приобретении основных средств и
  • 10 "Материалы" — при приобретении материалов, сырья, ценностей, предназначенных для дальнейшей безвозмездной передачи и тому подобное.

При направлении целевых средств НКО на финансирование капитальных вложений учет таких операций осуществляется в общеустановленном порядке. При этом в некоммерческих организациях (в отличие от коммерческих организаций, которые в учете не отражают источник финансирования капитальных вложений) использование на эти цели целевых средств, в бухгалтерском учете отражается проводкой:

  • Дебет 86 — Кредит 83  Израсходованы целевые средства на финансирование капитальных вложений

Счет 83 "Добавочный капитал" используется НКО также для отражения стоимости основных средств, полученных безвозмездно в рамках целевого финансирования.

Пример. Общественный фонд получил целевые денежные средства на финансирование. В рамках исполнения указанной программы была оплачена стоимость работ по ремонту здания фонда на сумму 1 200 000 рублей. В бухгалтерском учете организации использование целевых средств отражается следующими проводками:

Корреспонденция счетов
 
 Сумма, рублей  Содержание операции
 Дебет  Кредит    
 51  86  200 000 Получены целевые средства общественным фондо
 60  51  200 000  Оплачен ремонт здания фонда
86 60 200 000 Сумма ремонта списана за счет целевых средств

Окончание примера.

ГРАНТЫ Операции по поступлению средств по договорам гранта отражаются на счетах бухгалтерского учета следующим образом:

  • Дебет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"
  • Кредит 86 "Целевое финансирование", субсчет "Расчеты по договорам целевого финансирования (гранта)".

Гранты — целевые средства, предоставляемые иностранными благотворительными организациями предприятиям, организациям и физическим лицам в денежной или натуральной форме (в том числе, основные средства, материалы, товары и так далее) на проведение научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ, обучение, лечение, и другие цели с последующим отчетом об их использовании. Учет некоммерческих оборотов осуществляется на счете 86 "Целевые поступления", при наличии надлежащим образом оформленных документов по принятию к учету указанных средств, а также соответствующих положений в уставных документах.

При получении гранта в валюте общественное объединение ведет параллельный бухгалтерский учет в рублях и в валюте. В основном это связано с тем, что грантодатель требует представления отчетов по использованию средств гранта в валюте. Рационально для средств гранта в валюте, помимо валютного счета открыть отдельный рублевый счет, для учета продажи валюты данного гранта.

Обычно по окончании договора о целевом финансировании (безвозмездной помощи, гранте) счет 86 "Целевое финансирование" закрывается. Но возможно, что по окончании проекта часть целевых средств не истрачена. В этом случае могут иметь место следующие варианты: вернуть жертвователю остаток средств; получить письменное подтверждение разрешения жертвователя на использование средств для выполнения других программ.

В соответствии с федеральным законодательством и требованиями Минфина Российской Федерации и Минюста Российской Федерации общественные объединения должны вести раздельный учет доходов и расходов по некоммерческой и предпринимательской деятельности. Тем не менее, даже, несмотря на отсутствие доходов, и расходов некоммерческая организация ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 32 главы 4 Закона о некоммерческих организациях) и в сроки, установленные для сдачи бухгалтерской отчетности, предоставляет все необходимые материалы в отделения МНС Российской Федерации по месту своей регистрации на бланках, утвержденных Минфином Российской Федерации (а также, в прочие контролирующие органы). Кроме того, НКО должны представить отчет и все необходимые подтверждающие материалы о целевом использовании спонсорских средств — грантов, пожертвований и прочего безвозмездно полученного имущества, а также льготируемых для спонсоров взносов на благотворительные цели.

В случае, если при проверке НКО было обнаружено сокрытие дохода, нецелевое использование спонсорских и благотворительных средств, а также отсутствие раздельного учета по некоммерческим и предпринимательским оборотам, к нему применяются штрафные санкции в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

Более подробно вопросами, касающимися деятельности некоммерческих организаций, Вы можете ознакомиться в книге ЗАО "BKR-Интерком-Аудит" "Некоммерческие организации".

Автор статьи консультант по налогам ЗАО "BKR-Интерком-Аудит" Мякинина Л.Н.

Информация с сайта: www.rosec.ru

Налогообложение некоммерческих организаций

Юр. консультации по тел.
+7 (499) 677-15-69 (бесплатно для МСК)

Юр. консультации по тел.
+7 (812) 244-93-17 (бесплатно для СПБ)

Некоммерческие организации (в дальнейшем НКО) создаются для выполнения различных задач: Образовательных; Религиозных; Благотворительных; Социальных и т.д.

При этом вне зависимости от их целей, НКО являются полноправными участниками налоговых правоотношений, даже, несмотря на то, что они не играют особой роли, в финансовой системе государства. Все действующие в настоящий момент НКО можно разделить на три большие группы:

· Негосударственные (общественные) организации, финансирование производится за счет собственной прибыли;

· Государственные (муниципальные) организации, финансирование производится за счет соответствующих бюджетов;

· Автономные учреждения.

В соответствии с НК РФ все НКО обязаны предоставлять налоговые декларации, в которые должны быть включены все расчеты по налогам и сборам, федерального, регионального и местного уровней.

Учет в некоммерческих организациях (примеры)

В этой статье хотелось бы уделить наибольшее внимание следующим налогам:

· Налог на добавленную стоимость;

· Налог на прибыль;

Поскольку именно эти два налога, чаще всего уплачиваются НКО, но стоит заметить, что при их уплате учитываются и льготы, которые обусловлены спецификой деятельности НКО. Специфика состоит в следующем:

· В ГК РФ, указано, что получение прибыли не является приоритетной задачей НКО. А для того чтобы предоставлять некоторые услуги, НКО должна получить лицензию;

· НКО не регистрируются как предприниматели, но при этом им приходится предоставлять юридическим и физическим лицам, услуги на платной основе, а также осуществлять какую-либо еще приносящую доход деятельность, для того чтобы поддерживать свою основную деятельность.

Именно из-за этих двух особенностей, довольно часто некоторые доходные источники не учитываются. Перечень поступлений, которые при их целевом использовании могут быть исключены из списка доходов, облагаемых налогом на прибыль, определен приказами Минфина России. Но для того чтобы получить подобные льготы, НКО должна соблюсти некоторые условия, установленные законодательством.

Во-первых, должен вестись раздельный учет всех целевых поступлений, а сами поступления могут использоваться исключительно в рамках условий их получения. В конце финансового периода все НКО предоставляют, в налоговую, отчет о использование полученных средств.

Во-вторых, должен осуществляться учет не только целевых поступлений, необходимо учитывать и иные доходы. Доходы в свою очередь можно поделит на две группы:

· Реализационные доходы, которые поступаю в результате предоставления услуг или осуществления работ; · Внереализационные доходы, которые поступают из других источников, не связанных с деятельностью НКО (пени и штрафы взыскиваемы в случае неуплаты членских взносов, прибыль от сданного в аренду имущества и т.д.)

При несоблюдении этих условий о льготах можно забыть.

Перечисленные ранее доходы, которые приносят выгоду, в соответствии с гл.25 НК РФ, подлежат налогообложению. Налогооблагаемую базу, можно определить как разницу между объемом доходов полученных (без учета НДС и акцизов) и расходами (документально подтвержденными и экономически обоснованными). К таким расходам можно отнести:

· Расходы, связанные с оплатой труда;

· Материальные расходы;

· Амортизационные начисления;

· Прочие расходы.

В ст. 41 НК РФ установлено что доходом, может считаться лишь экономическая выгода НКО, выраженная в натуральной или денежной форме. Соответственно, поступления, которые не принесли НКО выгоды, не учитываются при налогообложении. Те же транзитные платежи не будут учитываться.

Документально подтвержденными могут считаться лишь те затраты, которые оформлены документально (договора, авансовые отчеты и т.д.). Под экономически обоснованными подразумеваются затраты, которые производятся в рамках установленных нормативами и правовыми актами (суточные в командировке, нормы расходования ГСМ). Стоит, отметит, что все расходы должны производиться исключительно в пределах деятельности, целью которой является получение дохода.

Ставка по данному налогу является универсальной, и с января 2014 года, составляет 20% (2% — федеральный бюджет, 18% — бюджет субъекта РФ) от налогооблагаемой базы.

НКО, которые занимаются реализацией товаров и продукции, а также предоставлением услуг, обязаны уплачивать НДС. Но некоторые виды деятельности НКО, могут не облагаться НДС, стоит заметить, что от налога освобождаются лишь отдельные виды деятельности, а не сама организация. В том случае если вы захотите ознакомиться с перечнем услуг, для которых предусмотрены льготы, достаточно заглянуть в НК РФ, где НДС посвящена Глава №21. Если же говорить коротко, то от НДС в основном освобождаются те виды деятельности, которые являются социально значимыми (тот же уход за больными людьми в муниципальных и госучреждениях соцзащиты не будет облагаться налогом). Стоит, заметь, что не во всех случаях, деятельность НКО может освобождаться от НДС лишь по причине социальной значимости, есть и дополнительные требования, к которым можно отнести:

· Наличие лицензии на осуществление определенной деятельности;

· Предоставляемая услуга должна соответствовать определенным требованиям, как пример это может быть длительность таковой услуги, или место её предоставления.

Кроме описания двух основных для всех организаций налогов, НКО уплачивают большое количество более мелких налогов и сборов. Как вы можете понять по описанию лишь двух налогов, процесс налогообложения некоммерческих организаций, отличается повышенной сложностью, и без определенных знаний в области финансового права, разобраться в нем практически невозможно. Если вы планируете организовывать деятельность НКО, вам не обойтись без помощи высококлассного бухгалтера и юриста, которые помогут разобраться в системе налогообложения. Можно сказать, что основной целью этой статьи, было не только описать налогообложение НКО, но и продемонстрировать, насколько многогранна эта система, ведь, по сути, по этой теме пишут целые учебники.

Некоммерческие организации вправе применять упрощенную систему налогообложения. Но есть особенности, которые свойственны только НКО. Это условия применения упрощенки, правила учета доходов и расходов, а также отличия в составе налоговой декларации. Подробно – в этой рекомендации.

Условия применения упрощенки в НКО

Некоммерческим организациям дают более мягкие условия для применения упрощенки. НКО может применять спецрежим на общих основаниях и на тех же условиях. Но два ограничения для них не действуют.

Ограничения по доле участия в 25 процентов нет. НКО может применять упрощенку, даже когда доля участия в ней другой организации более 25 процентов. Об этом прямо сказано в абзаце 3 подпункта 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ.

Стоимость собственных основных средств может превышать 100 млн руб. Это касается только тех объектов, которые в предпринимательской деятельности не используют. То есть основных средств, которые НКО не амортизирует. По амортизируемому имуществу ограничение в 100 млн руб. учитывать нужно.

Такой вывод следует из подпункта 16 пункта 3 статьи 346.12 и пункта 1 статьи 256 Налогового кодекса РФ, письма Минфина России от 27 сентября 2013 г.

Бухгалтерский учет в некоммерческих организациях

№ 03-05-06-02/40169.

Как учитывать доходы и расходы в НКО

Доходы и расходы в некоммерческих организациях на упрощенке учитывают по общим правилам с учетом двух следующих особенностей.

НКО на упрощенке могут не учитывать доходы по статье 251 Налогового кодекса РФ. Речь идет о взносах учредителей, участников или членов, пожертвованиях в виде работ, услуг, имущества или имущественных прав для своей уставной деятельности и т. д. Это следует из подпункта 1 пункта 1.1 статьи 346.15 и статьи 251 Налогового кодекса РФ.

НКО с объектом «доходы» могут уменьшать единый налог на страховые взносы с зарплаты, выданной за счет любых источников. А платить зарплату НКО может как за счет целевых средств, так и за счет доходов от предпринимательской деятельности. Уменьшить единый налог на страховые взносы можно независимо от этого. Об этом письмо Минфина России от 9 августа 2012 г. № 03-11-06/2/105.

Состав декларации по единому налогу

Состав налоговой декларации по единому налогу на упрощенке в НКО отличается от общего случая. НКО дополнительно заполняют раздел 3 «Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования». Это должны делать те НКО, которые в течение года получали целевое финансирование, а также те, у кого на начало года есть остаток целевки прошлого периода, даже если в текущем поступлений не было.

Такие правила установлены разделом VIII Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 4 июля 2014 г. № ММВ-7-3/352.

Записи созданы 1517

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх