Налоговая амнистия

Налоговая амнистия — это инициатива государства по освобождению налогоплательщиков от налоговых обязательств (исчисления и уплаты налогов по тем или иным основаниям) и ответственности за нарушение этих обязательств. Каждого налогоплательщика, физлица и ИП в данном случае, могут заинтересовать нюансы этого явления. Поэтому рассмотрим, какие средства подпадают под амнистию и как она происходит.

Налоговая амнистия 2020 для физических лиц

Налоговая амнистия введена Федеральным законом от 28.12.2017 № 436 по инициативе Президента РФ. Большинство долгов налоговики успели списать в 2018 году, но то, что не успели, продолжат проводить в 2020-м. Нормы ФЗ № 346 (например, ст. 11, 12) содержат изменения, которые позволяют списать долги по:

  • налогам;
  • страховым взносам;
  • пеням и штрафам за неуплату обязательных платежей.

Указанный ФЗ дополнил ст. 217 НК (список доходов, которые не подлежат обложению НДФЛ) пунктом 72, благодаря которому в список попали средства налогоплательщиков, обретенные в период с 01.01.2015 по 01.12.2017 при двух условиях:

  1. За них не вычли НДФЛ.
  2. Налоговый агент (то лицо, которое вычитает НДФЛ из выплаченного им дохода и переводит его в бюджет) проинформировал об этом налоговую и налогоплательщика (по п. 5 ст. 226 НК).

Новый пункт одновременно говорит и о средствах, которые освобождение не затрагивает, в их числе следующие:

  • награды за труд, работы, услуги;
  • дивиденды, проценты;
  • материальная выгода, которую определяют по ст. 212 НК;
  • натуральная прибыль, ее определяют по ст. 211 НК, здесь же подарки от организаций, ИП;
  • выигрыши, призы, которые получают по итогу конкурсов, игр и иных мероприятий.

Следовательно, налоговая амнистия, в соответствии с законодательством, например, распространяется на плату за коммунальные услуги или суммы кредитов, которые списали, т. е. «условные поступления».

Соответствующие указания на п. 72 возникли и в ст. 228 НК (п. 6 и 7). Амнистия не применяется, если НДФЛ уплатили или взыскали до начала действия ФЗ от 28.12.2017 № 436 или когда суммы налога за свободные поступления уже взысканы

Прощенные долги и их время

Налоговая амнистия для физических лиц, по ст. 12 436-ФЗ, предусматривает безнадежность и списание недоимок и задолженностей по пеням, которые налоговые органы начислили на конкретную недоимку. Они должны значиться к дате списательного решения по таким налогам физических лиц:

  • транспортный;
  • имущественный;
  • земельный.

Вид налога

Кто платит

Транспортный налог

Обязаны платить все владельцы транспортных средств, подлежащих налогообложению (абз. 1 ст. 357 НК РФ).

Имущественный налог

Платят собственники недвижимости (неважно, будет ли он резидентом, нерезидентом или лицом без гражданства), которая является объектом налогообложения и находящееся на территории РФ (ст. 400 НК РФ).

Земельный налог

Облагаются земельные участки, которые находятся в собственности или принадлежат на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения (ст. 388 НК РФ).

Например, у физлица имелась задолженность по транспортному налогу – 100 тыс рублей на начало 2015 года. Соответственно были начислены пени на конец 2017 года в размере 10 тыс рублей. Итого сумма недоимки: 110 тыс. рублей. Вся эта сумма будет списана по системе налоговой амнистии.

Амнистируют исключительно те задолженности физических лиц по налоговым платежам, которые появились по состоянию до начала 2015 года. Списывать их нужно потому, что истечение трех лет с момента образования налоговых недоимок далеко не всегда значит, что ФНС не сможет их взыскать. Вопрос сроков исковой давности в налоговой сфере имеет ряд тонкостей, о которых можно прочесть в статье «Сроки исковой давности по налогам для физических и юридических лиц».

Решение о списании и порядок применения

Амнистия по налогам физических лиц — это списание недоимок и задолженностей по месту жительства этих лиц, месту, где находится их имущество (транспорт или недвижимость). Такое действие базируется на информации о размере недоимки и задолженности и совершается без участия налогоплательщика. То есть обращаться в ФНС не нужно.

Решение обязательно содержит Ф.И.О.гражданина, его ИНН, суммы недоимки, задолженности, которые списываются. При этом оно произвольно по форме, конкретные сроки его принятия также отсутствуют. Списания происходят автоматически, без подачи каких-либо заявлений и документов. Должники получают решение о списании долгов в ФНС и передают его судебным приставам, которые вели производство по возврату.

Амнистирование долгов по страховым взносам

Физлица без статуса ИП платят страховые взносы, когда они насчитывают зарплату работникам, а также вознаграждают подрядчиков. С января 2017 года страховые взносы администрируют налоговики.

По части 3 статьи 4 ФЗ от 03.07.2016 № 243, если ФНС не может взыскать переданные ей фондами (социального страхования и пенсионным) «страховые обязательства», включая появившиеся пени и штрафы, плюс аналогичные суммы, доначисленные по выводам проверок, которые произошли за отчетные периоды, то эти долги оцениваются как безнадежные и списываются по ст. 59 НК.

Такой норматив используют, если иное не устанавливается новой нормой, которая вступила в силу 29.01.2018. Согласно ей, налоговая по месту жительства физического лица воспринимает взносы (недоимки, задолженности по пеням и штрафам) как безнадежные и списывает их, если время, отведенное для их взыскания, истекло до января 2017 года. Режим списания утвержден Приказом ФНС России от 14.05.2018 № ММВ-7-8/256@.

Одним из условий списания является отсутствие на 29.12.2017 судебного решения относительно долгов. В этом случае ФНС утрачивает возможность истребовать задолженности. Также это условие не применяется, когда долги уплачены (взысканы, списаны) до 29 декабря 2017 года.

Фонд социального страхования и Пенсионный обязаны направить налоговикам сведения о величине недоимок, пеней и штрафов по страховым взносам (страховые обязательства), которые образовались на 01.01.2017. Кроме того, передаются данные о размерах долгов, взыскать которые уже невозможно, поскольку 01.01.2017 истекло время их взыскания, установленное НК.

Если до этого времени невозможно истребовать страховые обязательства в государственные внебюджетные фонды, так как истек установленный срок их взыскания и отсутствует соответствующий судебный акт, включая определение об отказе в восстановлении срока подачи заявления в суд о взыскании долгов, фонды признают безнадежными и списывают суммы недоимки, согласно Постановлению Правления ПФ РФ от 12.02.2018 № 49п, Приказу ФСС РФ от 06.02.2018 № 35.

Налоговая амнистия 2020 для ИП

Для ИП в рамках амнистии безнадежными и списанными станут недоимки и пени, а также штрафы, появившиеся на 01.01.2015. Причем такое списание коснется и тех, кто утратил статус ИП до принятия такого решения.

Не будут амнистированы:

  • НДПИ;
  • акцизы;
  • платежи за перемещение товаров за российские границы.

Решение о налоговых списаниях для ИП принимается во многом аналогично списанию для физлиц. ФНС принимает его автоматически по месту регистрации предпринимателя, с указанием тех же данных, что и для физлиц, ИНН должен быть предпринимательским.

Страховые взносы ИП

С 29.01.2018 вступила в силу ст. 11 ФЗ от 28.12.2017 № 436, по которой списываются безнадежные недоимки по страховым взносам в российские государственные внебюджетные фонды за отчетное время до 01.01.2017. Величину недоимки вычисляют по п. 11 ст. 14 ФЗ от 24.07.2009 № 212.

Как правило, пассив по пеням и штрафам есть у того, кто занимается частной практикой на законных основаниях ИП (адвокатов, нотариусов и т. д.), а также у тех, кто к моменту списания не имеет такого статуса. Имеются в виду страховые взносы, которые ИП уплатил за себя в Пенсионный фонд и не предоставил отчетность в Декларации, только в размере, определенном по формуле:

8 МРОТ (на начало финансового года, за который уплачиваются взносы) × 26 % × 12.

(Напомним, что в 2014 год МРОТ был равен 5 554 руб., в 2015 году — 5 965 руб., в 2016-м — 6 204 руб.)

Помимо невыполнения обязанности по предоставлению отчетности и расчета размера таких взносов, для списания долгов нужно, чтобы обязательства не были погашены либо взысканы (Пенсионным фондом или налоговиками). В большинстве случаев это будут люди, которые зарегистрировались как ИП, но после этого по факту прекратили заниматься предпринимательской деятельностью. Это касается и тех, чей предпринимательский статус прекращен.

ИП с задолженностью по страховым взносам за себя, которые предоставляли необходимую налоговую отчетность, не могут ее амнистировать.

Решение о безнадежности и списании недоимок и задолженностей Федеральная налоговая служба принимает аналогично вышеизложенным вариантам.

Списание безнадежных долгов 2020

ФНС РФ подготовила проект Приказа «Об утверждении Порядка списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию»: посмотреть его можно на сайте для размещения проектов нормативной документации.

В проекте перечислены случаи, в которых налоговая задолженность будет признана безнадежной:

  • если физлицо и ИП признают банкротом;
  • если по решению суда срок взыскания недоимки будет признан истекшим;
  • если будет установлено, что налоги со счета плательщика ушли, но на бюджетный счет по каким-то причинам не пришли.

Также долги будут списаны в случае смерти физлица и ликвидации юрлица.

1. Оборот информационной продукции, содержащей информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

2. Оборот информационной продукции, содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей в соответствии с частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона, в местах, доступных для детей, не допускается без применения административных и организационных мер, технических и программно-аппаратных средств защиты детей от указанной информации.

3. Требования к административным и организационным мерам, техническим и программно-аппаратным средствам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

4. Оборот информационной продукции, содержащей информацию, предусмотренную статьей 5 настоящего Федерального закона, без знака информационной продукции не допускается, за исключением:

1) учебников и учебных пособий, рекомендуемых или допускаемых к использованию в образовательном процессе в соответствии с законодательством об образовании;

2) телепрограмм, телепередач, транслируемых в эфире без предварительной записи;

3) информационной продукции, распространяемой посредством радиовещания;

4) информационной продукции, демонстрируемой посредством зрелищных мероприятий;

5) периодических печатных изданий, специализирующихся на распространении информации общественно-политического или производственно-практического характера;

6) информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», кроме сетевых изданий и аудиовизуальных сервисов;

7) комментариев и (или) сообщений, размещаемых по своему усмотрению читателями сетевого издания на сайте такого издания в порядке, установленном редакцией этого средства массовой информации.

5. В присутствии родителей или иных законных представителей детей, достигших возраста шести лет, допускается оборот информационной продукции, предусмотренной статьей 9 настоящего Федерального закона.

6. До начала демонстрации посредством зрелищного мероприятия информационной продукции ей присваивается знак информационной продукции. В случае демонстрации нескольких видов информационной продукции для детей разных возрастных категорий указанный знак должен соответствовать информационной продукции для детей старшей возрастной категории. Указанный знак размещается на афишах и иных объявлениях о проведении зрелищного мероприятия, а также на входных билетах, приглашениях и иных документах, предоставляющих право его посещения.

7. Демонстрация посредством зрелищного мероприятия информационной продукции, содержащей информацию, предусмотренную статьей 5 настоящего Федерального закона, предваряется непосредственно перед началом зрелищного мероприятия звуковым сообщением о недопустимости или об ограничении присутствия на такой демонстрации детей соответствующих возрастных категорий.

7.1. Организатор зрелищного мероприятия (включая демонстрацию фильмов при кино- и видеообслуживании), посредством которого демонстрируется информационная продукция, содержащая информацию, запрещенную для распространения среди детей в соответствии с частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона, обязан не допускать на такое мероприятие лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста. В целях выполнения указанной обязанности, а также в случае возникновения у лица, непосредственно осуществляющего реализацию входных билетов, приглашений и иных документов, предоставляющих право посещения зрелищного мероприятия (включая демонстрацию фильмов при кино- и видеообслуживании), посредством которого демонстрируется информационная продукция, содержащая информацию, запрещенную для распространения среди детей в соответствии с частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона, или лица, контролирующего проход на такое зрелищное мероприятие, сомнения в достижении лицом, желающим приобрести входной билет, получить приглашение или иной документ, предоставляющий право посещения зрелищного мероприятия, либо пройти на такое зрелищное мероприятие (далее — посетитель), совершеннолетия лицо, непосредственно осуществляющее реализацию входных билетов, приглашений и иных документов, предоставляющих право посещения зрелищного мероприятия, или лицо, контролирующее проход на такое зрелищное мероприятие, вправе потребовать у посетителя документ, удостоверяющий личность (в том числе документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации) и позволяющий установить возраст этого посетителя. Перечень соответствующих документов устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

7.2. Порядок и условия присутствия (допуска) детей при проведении зрелищных мероприятий (включая демонстрацию фильмов при кино- и видеообслуживании) определяются локальным актом организатора зрелищного мероприятия с учетом положений частей 3, 5 и 7.1 настоящей статьи.

8. В прокатном удостоверении аудиовизуального произведения должны содержаться сведения о категории данной информационной продукции.

В частности, речь идет о списании таких платежей индивидуальным предпринимателям и субъектам малого и среднего бизнеса, работающим в отраслях, наиболее пострадавших от пандемии, а также социально ориентированным некоммерческим организациям. Речь идет о списании в том числе платежей и взносов, срок уплаты которых должен быть продлен в соответствии с ранее данными поручениями.

К этому же сроку, 1 июня, кабмин должен предоставить индивидуальным предпринимателям право на уменьшение суммы страховых взносов за 2020 год на величину одного минимального размера оплаты труда (МРОТ), а самозанятым выделить из федерального бюджета сумму в размере одного МРОТ на уплату в 2020 году налога на профессиональный доход. Кроме того, правительство должно будет вернуть самозанятым налог на профессиональный доход, уплаченный в 2019 году.

Президент также поручил кабмину обеспечить возможность получения предприятиями, пострадавшими от пандемии, а также социально ориентированными НКО кредитов на поддержку занятости со сроком погашения 1 апреля 2021 года. Максимальный размер таких кредитов будет определяться исходя из МРОТ на одного работника организации в течение шести месяцев.

При этом будет необходимо предусмотреть процентную ставку для конечного заемщика в 2% годовых, обеспечение 85% суммы обязательств по кредитам государственными гарантиями, а также возможность полного списания основного долга по кредиту и начисленных процентов в случае сохранения численности работников на уровне не ниже 90% от штата на 1 июня 2020 года. В случае сохранения численности работников на уровне не ниже 80% списано будет 50% основного долга и начисленных процентов по кредиту.

Путин поручил правительству контролировать целевое использование таких кредитов, обеспечить из федерального бюджета субсидирование процентной ставки этих займов и компенсацию банкам сумм списанной задолженности, как основного долга, так и процентов по нему.

В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2017 № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 436-ФЗ) в 2019 г. продолжается налоговая амнистия для ряда налогоплательщиков, в том числе для индивидуальных предпринимателей (ИП).

Работу по списанию задолженности ИП перед бюджетом и внебюджетными фондами проводили весь 2018 г., однако многие предприниматели еще не разобрались, какие налоги им должны простить, какие все-таки придется уплатить. Это неудивительно, поскольку у предпринимателя налогооблагаемая база формируется в двух плоскостях:

  • имущество и результаты его коммерческой деятельности как бизнесмена;
  • имущество и доходы физического лица, не связанные с ведением предпринимательской деятельности.

Амнистии подлежат суммы задолженности, образовавшиеся по налогам и сборам по состоянию на 01.01.2015, а по отчислениям во внебюджетные фонды — за периоды до 01.01.2017. Некоторые налоги индивидуальных предпринимателей не подлежат амнистии, долги по ним списывать не будут.

Из всего сказанного понятно, что вопрос налоговой амнистии для предпринимателей требует внимательного рассмотрения.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА НАЛОГОВОЙ АМНИСТИИ ДЛЯ ИП

Налоговая амнистия для физических лиц и индивидуальных предпринимателей была инициирована Президентом РФ во время ежегодной пресс-конференции 14.12.2017, а 28 декабря того же года Государственная Дума приняла Федеральный закон № 436-ФЗ. В соответствии с этим законом под налоговую амнистию попадают следующие категории налогоплательщиков:

  • граждане РФ — в части налогов на имущество, транспорт и землю;
  • индивидуальные предприниматели — в части налогов УСН, ЕНВД, УСХН, НДФЛ, имущества, патентов и страховых взносов в ПФР;
  • лица, занимающиеся частной практикой (нотариусы, арбитражные управляющие, адвокаты) — в части страховых сборов в ПФР, рассчитанных по ч. 11 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (утратил силу 01.01.2017; далее — Федеральный закон № 212-ФЗ);
  • юридические лица — в части долгов по страховым сборам в ПФР, образовавшихся по состоянию на 01.01.2017.

Законодательство предусматривает для разных категорий налогоплательщиков различные подходы к условиям налоговой амнистии (табл. 1).

Таблица 1. Сравнительная таблица по налоговой амнистии в 2019 г.

Задолженность

Физические лица

ИП

Лица, занятые частной практикой

Юридические лица

Налоги

Долги по состоянию на 01.01.2015

Долги по состоянию на 01.01.2015

Нет

Нет

Пени по налогам

По долгам до 01.01.2015

По долгам до 01.01.2015

Нет

Нет

Взносы в ПФР

Долги по состоянию на 01.01.2017

Долги по состоянию на 01.01.2017 по взносам ч. 11 ст. 14 Федерального закона № 212-ФЗ

Долги по состоянию на 01.01.2017

Пени по взносам

По долгам до 01.01.2017

По долгам до 01.01.2017 по взносам ч. 11 ст. 14 Федерального закона № 212-ФЗ

По долгам до 01.01.2017

Согласно данным табл. 1 индивидуальным предпринимателям в рамках налоговой амнистии спишут долги как по налогам, так и по задолженности в Пенсионный фонд РФ. Предпринимателям частной практики и юридическим лицам повезет меньше: амнистия у них распространяется только на взносы в ПФР.

Хотя Федеральный закон № 436-ФЗ предусматривает, что списание задолженностей налоговые инспекции производят самостоятельно, конкретные сроки для выполнения этой работы законодательно не установлены. Следовательно, чтобы ускорить списание или убедиться, что оно произведено, налогоплательщику-должнику целесообразно в 2019 г. инициировать сверку с налоговой инспекцией по числящимся за ним долгам.

НАЛОГИ ИП, ПОДЛЕЖАЩИЕ АМНИСТИИ, И ПОРЯДОК ИХ СПИСАНИЯ

Закон о налоговой амнистии предписывает налоговой инспекции списывать ИП старые долги по одним категориям налогов, но сохраняет обязанность для уплаты долгов по другим категориям.

Рассмотрим, какие налоги предпринимателям спишут по указанным выше периодам и какие долги по налогам не попадают под амнистию.

  1. К списанию подлежат долги по налогам, связанным с осуществлением предпринимательской деятельности: налог по упрощенному режиму налогообложения (УСН), единый налог на вмененный доход (ЕНВД), единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН), патенты на ведение деятельности.
  2. К списанию подлежат долги по налогам, связанным с использованием ИП своего имущества в предпринимательских целях, — транспортный налог и налог на имущество.
  3. К списанию подлежат долги по налогам, связанным с получением доходов, — НДФЛ и НДС.
  4. Не подлежат списанию в рамках налоговой амнистии долги по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ), акцизам, таможенным сборам.
  5. Не подлежит списанию НДС по товарам, импортируемым ИП из-за границы.
  6. Сохраняется обязанность индивидуальных предпринимателей по уплате долгов по указанным в пп. 1–3 налогам за периоды после 01.01.2015.
  7. Подлежат списанию штрафы и пени ИП за непредставление деклараций по налогам за периоды до 01.01.2015.
  8. Сохраняется обязанность ИП по уплате штрафов и пеней за непредставление налоговых деклараций за период после 01.01.2015.
  9. Подлежат списанию долги по страховым сборам во внебюджетные фонды (ПФР, ФСС, ТФОМС), образовавшиеся на 01.01.2017. Важный момент: поскольку все долги по фонду социального страхования и фонду медицинского страхования на эту дату были переданы в Пенсионный фонд, эта структура и должна списать все долги предпринимателей по взносам на указанную дату.
  10. Подлежат списанию штрафы и пени за непредставление деклараций по страховым взносам за периоды до 01.01.2017.
  11. Сохраняется обязанность ИП по уплате штрафов и пеней за непредставление деклараций по страховым взносам в периоды после 01.01.2017.
  12. Сохраняется обязанность ИП по уплате долгов по страховым сборам за период после 01.01.2017.

К СВЕДЕНИЮ

Налоговая амнистия распространяется не только на действующих предпринимателей, но и на физических лиц, которые ранее вели предпринимательскую деятельность и у них по состоянию на 01.01.2015 по налогам и на 01.01.2017 по страховым взносам числятся долги, штрафы и пени.

По аналогичным долгам, образовавшимся после указанных периодов, начисленные налоги, штрафы и пени подлежат уплате физическим лицом, которое прекратило предпринимательскую деятельность.

Еще раз подчеркнем, что закон о налоговой амнистии не регламентирует для налоговой службы сроки списания долгов, а это означает, что в 2019 г. для ИП не будет лишним выяснить, числится ли у него в ИФНС задолженность по налогам и сборам, которая подпадает под действие налоговой амнистии. Если такая задолженность обнаружится, рекомендуем написать письмо в ИФНС с просьбой о ее списании в рамках налоговой амнистии. Это действие значительно уменьшит риск, что данному предпринимателю по каким-либо причинам не спишут долги.

В таблице 2 сгруппированы долги по налогам и страховым взносам, подлежащие списанию в рамках налоговой амнистии, и те, что не подпадают под действие Федерального закона № 436-ФЗ.

Таблица 2. Анализ перечня налогов ИП, подлежащих амнистии в 2019 г.

Вид налога

Амнистия

Пояснения

УСН

Да

Долги на 01.01.2015, пени и штрафы по ним

ЕНВД

Да

Долги на 01.01.2015, пени и штрафы по ним

ЕСХН

Да

Долги на 01.01.2015, пени и штрафы по ним

Патенты

Да

Долги на 01.01.2015, пени и штрафы по ним

НДФЛ

Да

Долги на 01.01. 2015, пени и штрафы по ним

НДС

Да

Долги на 01.01.2015, пени и штрафы по ним

Штрафы и пени по налогам в связи с непредставлением деклараций

Да

Суммы пеней и штрафов, начисленных на 01.01.2015

НДС по импорту

Нет

Согласно Федеральному закону № 436-ФЗ амнистия не распространяется

Транспортный налог

Да

Долги на 01.01.2015, пени и штрафы по ним, относящиеся к транспорту ИП, используемому в предпринимательских целях

Налог на имущество

Да

Долги на 01.01.2015, пени и штрафы по ним, относящиеся к имуществу ИП, используемому в предпринимательских целях

Акцизы

Нет

Согласно Федеральному закону № 436-ФЗ амнистия не распространяется

НДПИ

Нет

Согласно Федеральному закону № 436-ФЗ амнистия не распространяется

Таможенные сборы

Нет

Согласно Федеральному закону № 436-ФЗ амнистия не распространяется

Взносы в ПФР

Да

Долги на 01.01.2017, пени и штрафы по ним

Взносы в ФСС

Да

Долги на 01.01.2017, пени и штрафы по ним

Взносы в ТФОМС

Да

Долги на 01.01.2017, пени и штрафы по ним

Штрафы и пени по страховым взносам в связи с непредставлением деклараций

Да

Суммы пеней и штрафов, начисленных на 01.01.2017

Кроме общих положений о налоговой амнистии для ИП в 2019 г. важно принимать во внимание отдельные нюансы ее проведения, чтобы не попасть в ситуацию, когда предприниматель считает, что задолженность ему спишут в полном размере, а потом окажется, что часть задолженности он должен был оплатить. В этом случае на данную часть долгов по налогам и взносам ему продолжат начислять пени и штрафы и в 2019 г.

НЮАНСЫ НАЛОГОВОЙ АМНИСТИИ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

Если, к примеру, по состоянию на 01.01.2019 предприниматель добровольно погасил недоимки, пени и штрафы по налогам и взносам за периоды, подлежащие налоговой амнистии, то возврата денежных средств со стороны ИФНС закон не предусматривает.

Это ставит законопослушных налогоплательщиков в невыгодное положение по сравнению с теми, кто не погасил задолженность к 2019 г. Такой вывод можно сделать из письма Минфина России от 25.04.2018 № 03-15-05/28136. В нем прямо указано, что нормы Федерального закона № 436-ФЗ не действуют на уплаченные, взысканные и списанные недоимки, пени и штрафы, относящиеся к амнистируемым периодам.

В рамках налоговой амнистии предпринимателям должны списать даже те долги, документы по которым уже отправлены в суды, банки, судебным приставам. В соответствии с письмом ФНС России от 16.04.2018 № КЧ-4-8/7146 инспекторы должны произвести следующие действия в отношении недоимок, пеней и штрафов, подлежащих налоговой амнистии:

  • отозвать поручение о списании денег с коммерческого счета предпринимателя;
  • отменить решение о блокировке счета предпринимателя в банке;
  • отозвать исковое заявление из судебных инстанций;
  • отправить судебным приставам информацию об отмене взыскания долга.

Необходимо учитывать следующий нюанс: налоговой амнистии подлежат только те суммы пеней и штрафов, которые были начислены на недоимку по налогам и взносам на дату амнистии. Суммы пеней и штрафов, начисленных на эту недоимку после даты амнистии, должны быть погашены в 2019 г.

ПРИМЕР 1

По состоянию на 01.01.2019 за предпринимателем числится недоимка по транспортному налогу в сумме 20 000 руб. При этом долг в 10 000 руб. образовался на 01.01.2015. На 01.01.2019 по данной недоимке начислено пеней на сумму 2000 руб., из которых на 01.01.2015 было начислено 700 руб.

В рамках налоговой амнистии предпринимателю спишут долг в сумме 10 000 руб. и пени в сумме 700 руб.

Оставшаяся сумма долга по налогу в размере 10 000 руб. подлежит уплате. Также подлежит уплате часть пени по налогу, которая относится к периоду после 01.01.2015, и часть пени, относящейся к списываемой задолженности в 10 000 руб., но начисленной в период с 01.01.2015 по 01.01.2019. То есть в 2019 г. предприниматель должен полностью погасить пени в размере 1300 руб. (2000 – 700).

Максимальную сумму задолженности по страховым взносам, подлежащую списанию в рамках налоговой амнистии, рассчитывают по формуле:

Задолженность к списанию = 8 × МРОТ × Тариф страхового взноса × Период осуществления предпринимательской деятельности в месяцах до 01.01.2017 + Сумма пени, начисленной за период просрочки уплаты взносов.

Для точности расчета здесь нужно учитывать, что МРОТ (минимальный размер оплаты труда) законодательно до 01.01.2017 был разным: в 2014 г. — 5554 руб. в месяц, в 2015 г. — 5965 руб. в месяц, а в 2016 г. — 6204 руб. в месяц.

ПРИМЕР 2

За предпринимателем числится непогашенная задолженность по страховым взносам по состоянию на 01.01.2017 в размере 378 304 руб. Из них 7418 руб. составляет пеня по недоимкам.

За период с 01.01.2017 по 01.01.2019 по этой задолженности начислено еще 4500 руб. пеней. При этом предприниматель перестал уплачивать страховые взносы с 01.07.2014 и прекратил коммерческую деятельность с 01.09.2016.

После 01.01.2017 предприниматель добровольно погасил недоимку по страховым взносам в размере 50 000 руб. за периоды до 01.01.2017.

Рассчитаем сумму недоимки по страховым взносам, которые могут быть списаны с предпринимателя в рамках налоговой амнистии (табл. 3).

Таблица 3. Расчет сумм амнистии по взносам для ИП, руб.

Показатель

2014 г.

2015 г.

2016 г.

Итого

МРОТ

5554

5965

6204

Количество месяцев неплатежа

6

12

8

Ставка взноса, %

30

30

30

30

Сумма взносов

79 978

171 792

119 117

370 886

Сумма пени

1600

3436

2382

7418

Всего недоимка

81 577

175 228

121 499

378 304

Уплачено после 01.01.2017

50 000

Пени после 01.01.2017

4500

Налоговая амнистия

31 577

175 228

121 499

328 304

К уплате в 2019 г.

4500

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Выделим основные моменты, связанные с проведением налоговой амнистии для ИП в 2019 г.

  • законодательство четко определяет периоды действия положений Федерального закона № 436-ФЗ;
  • законодательство не устанавливает для налоговой службы сроки окончания работ по налоговой амнистии;
  • законодательство устанавливает исчерпывающий перечень налогов и сборов, по которым применяются положения закона о налоговой амнистии, и тех, которые не попадают под амнистию;
  • налоговой амнистии по налогам и страховым взносам подлежат только те пени и штрафы, которые были начислены на дату периодов, подлежащих амнистии (01.01.2015 и 01.01.2017), и не подлежат пени и штрафы, начисленные за недоимки по указанным периодам, но после дат этих периодов;
  • чтобы гарантированно воспользоваться возможностью списать в 2019 г. задолженности перед ИФНС в рамках налоговой амнистии, предпринимателям нужно инициировать сверку задолженности по состоянию на 01.01.2019.

В Казахстане с 16 июля 2019 года вступил в силу закон, предусматривающий проведение налоговой амнистии, подписанный главой государства 4 июля, сообщает Zakon.kz со ссылкой на Комитет госдоходов.

Как отметили в ведомстве, воспользоваться данной кампанией по списанию начисленных пеней может любой казахстанец до конца текущего года.

По данным КГД, на 1 января 2019 года налоговая задолженность имелась у 1,4 млн физических лиц на общую сумму 20,9 млрд тенге, из них основной долг 14,3 млрд тенге, начисленные пени – 6,6 млрд тенге. При этом наибольшие суммы или 70% (14,4 млрд тенге) налоговой задолженности приходятся на налог на транспортные средства.

На задолженность по земельному налогу приходится 12% (или 2,5 млрд тенге), на налог на имущество 6,7% (или 1,4 млрд тенге).

Больше всего должников — физических лиц проживает Шымкенте — порядка 148 тысяч, 139 тысяч в Туркестанской области, 116 тысяч в Жамбылской области и 114 тысяч в Нур-Султане.

Наибольшие суммы налоговой задолженности в разрезе регионов в Алматы – 5,5 млрд тенге, Нур-Султан и Мангистауская область по 2 млрд тенге, Шымкент — 1,6 млрд тенге.

— С начала текущего года произведена сверка базы данных с уполномоченными органами, а также инвентаризация лицевых счетов на предмет полноты и правильности начислений в целях актуализации лицевых счетов налогоплательщиков. В этой связи важной мерой данной амнистии является возможность списания налоговой задолженности физическим лицам, которые не являются индивидуальными предпринимателями, но имеют задолженность по налогам с предпринимательской деятельности, — отметили в ведомстве.

При этом поясняется, что указанная задолженность образовалась при переходе в 2002-м и 2003-м годах налоговых органов из локальных на общереспубликанскую налоговую информационную систему (ИНИС).

Такая налоговая задолженность по состоянию на 1 января 2019 года числится более чем у 16 тысяч физических лиц на сумму 700 млн тенге, в том числе основной долг 400 млн тенге, пени – 300 млн тенге.

Единственным условием для списания пени является уплата физическим лицом основного долга по налогам. Налогоплательщикам специально для этого никуда обращаться не нужно, органы госдоходов будут ежедневно мониторить состояние лицевых счетов физических лиц и при уплате ими основного долга в течении 3-х рабочих дней вынесут соответствующее решение о списании пени.

В случаях, если налогоплательщик в течении текущего года уже произвел выплату основного долга и пени по налогам за прошлый год, сумма пени подлежит возврату. Для этого необходимо обратиться с заявлением в органы государственных доходов.

Что касается субъектов малого и среднего бизнеса, на 11 июля 2019 года в Алматы погасили свою недоимку по налогам 7 009 налогоплательщиков на общую сумму 1,0 млрд тенге, по ним списаны пени на сумму 338,7 млн тенге и штрафы на сумму 7,8 млн тенге.

На 1 октября 2018 года по городу непогашенную налоговую задолженность имели 15 964 субъектов, сумма недоимки которых составляла 27,6 млрд тенге, пени – 16,3 млрд тенге, штрафы – 1,8 млрд тенге.

Налоговая амнистия продлится до конца текущего года.

Больше новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх