Налоговая безопасность

Безопасность экономической системы государства и хозяйствующих субъектов внутри него обеспечивается при помощи координаций действий в фискальной, бюджетной, научной и правовой системах. Каждое предприятие на своем уровне создает условия для минимизации рисков и снижения влияния негативных внешних факторов на результаты их деятельности. От этого зависит своевременность отчислений в бюджет и финансовая безопасность страны.

Что такое налоговая безопасность предприятия

Суть налоговой безопасности отдельных субъектов предпринимательской деятельности заключается в постоянной работе над снижением налоговых рисков и обеспечением полноты уплаты налоговых обязательств при условии абсолютной защищенности финансового состояния предприятий на законодательном уровне. Такой подход способствует повышению уровня чистой прибыли и является неотъемлемым атрибутом экономической стабильности.

Налоговая безопасность на уровне юридических лиц подразумевает проведение комплекса мероприятий по оптимизации налоговой нагрузки для создания гарантий нормальной работы внутри компании в изменяющейся налоговой среде. Основу безопасности в этом сегменте составляют:

  • правильная оценка имеющихся налоговых рисков;
  • проведение налогового анализа;
  • повышение уровня организации учетных процессов внутри предприятия;
  • обеспечение высокого качества операций по фиксации актов хозяйственной деятельности в налоговом учете.

Для бизнеса главным направлением обеспечения безопасности в сфере налогообложения является снижение числа претензий от контролирующих органов до минимума. Для государства главной задачей становится получение гарантий в стабильных налоговых поступлениях и успешное развитие хозяйствующих субъектов.

Проблемы налоговой безопасности

Создание благоприятных условий работы в сфере налоговой безопасности заключается в борьбе с внутренними и внешними угрозами. Наибольшим рискам подвергаются такие сегменты работы:

  • кризис неплатежеспособности, который может стать причиной неуплаты налогов;
  • отсутствие стабильного роста экономики;
  • высокая доля теневого сектора;
  • практика применения «серых» схем уклонения от налогообложения;
  • несогласованность действий по ряду вопросов между региональными и федеральными органами власти.

Главным внешним фактором, обладающим негативным воздействием на безопасность фискальной и финансовой систем, является кризис. На уровне предприятий он характеризуется:

  • снижением рентабельности производственной деятельности;
  • ростом числа операций, необеспеченных ликвидными активами;
  • появлением нехватки собственных ресурсов;
  • увеличением случаев ухода «в тень» и незаконного уклонения от погашения налоговых обязательств;
  • задержкой выплат персоналу;
  • преобладанием в расчетах бартерных сделок, позволяющих скрыть движение денежных средств от контролирующих органов.

В масштабах государства большую роль играют органы власти в регионах. Если в одном из субъектов страны на местном уровне чиновники проявляют пассивность в осуществлении реформ, то масштабные начинания не дадут ожидаемого эффекта.

ВАЖНО! Задача государства – защитить интересы предпринимателей и обеспечить согласованность действий всех органов власти.

Для улучшения внешней конъюнктуры в вопросах налоговой безопасности государственным органам необходимо:

  • создать механизм контроля и привлечения к ответственности при сбоях во взаимодействии федеральных и региональных организаций с негосударственными образованиями;
  • повышать уровень эффективности защиты интересов государственных и частных структур путем совершенствования законодательной базы;
  • организовать выполнение координационных функций административными органами власти в регионах и отдельных населенных пунктах через работу комиссионных коллегий.

Еще одна проблема кроется в обилии декларативных программ развития и защиты бизнеса при отсутствии проработанных пошаговых руководств по реализации положений таких документов. Нехватка информации о специфике работы в разных субъектах государства и невозможность учесть все нюансы в полной мере при законодательном регулировании сферы фискального законодательства способны повысить риски налоговой безопасности.

К внутренним проблемам предприятий относятся:

  • высокая степень изношенности ресурсной базы (устаревшие основные фонды);
  • низкая конкурентоспособность производимых изделий, если выводить продукцию на рынок за пределы конкретного субъекта страны;
  • высокая себестоимость готовых товаров;
  • недобросовестная конкуренция;
  • нехватка узкоспециализированных кадров.

Способы обеспечения налоговой безопасности

Создать условия для обеспечения и сохранения приемлемого уровня налоговой безопасности можно при помощи оптимизации налоговых платежей. Осуществляется это через планирование доходов и расходов на уровне отдельных субъектов предпринимательства и уход от «серых» схем уменьшения налоговых обязательств.

ЗАПОМНИТЕ! Уход от налогов не может быть безопасным, это всегда риск возникновения спора с контролирующими органами и высокая вероятность проигрыша в суде.

Налоговая оптимизация предполагает разработку грамотной и юридически безупречной политики предприятия в области налогообложения. Период действия плана работы над этим должен учитывать тенденции развития рынка и фискальной системы на срок от 1 до 3 лет и специфику деятельности компании. Налоговая оптимизация возможна при условии внедрения на предприятии управленческого учета и постоянного поиска более выгодных условий сотрудничества с контрагентами. Например, при подборе контрагента для аренды имущества необходимо обращать внимание не только на стоимость услуг, но и на чистоту сделки – важно, чтобы низкая цена аренды не сочеталась с взаимозависимостью участников сделки. Если нарушить такое требование, то налоговые органы могут обратить на это внимание и начать проверку обоснованности заявленной цены сделки.

ВНИМАНИЕ! Для минимизации риска заключения договоров с недобросовестными контрагентами необходимо предварительно проверять их.

Схема проверки участников договорных отношений может включать такие мероприятия:

  • надо исключить вероятность того, что в роли контрагента выступает фирма-однодневка;
  • при ведении электронного документооборота рекомендуется проверять подлинность ЭЦП (сделать это можно при помощи специальных криптопрограмм или на портале Госуслуг бесплатно);
  • подтвердить реальность существования контрагента, убедиться в наличии записей о нем в государственных реестрах и базе ФНС;
  • удостовериться, что контрагент не находится в стадии банкротства;
  • письменно запросить у второй стороны копии лицензионной документации, приказов о праве подписи, справок о наличии ресурсной базы для выполнения задания.

При заключении договоров необходимо проверять их на соответствие нормам налогового и гражданского права. Выявление неточностей или некорректных формулировок может при проверке ФНС стать основанием для начисления штрафов. Особенное внимание надо уделять документации при требовании контрагента использовать только их шаблоны соглашений.

При комплексном подходе к обеспечению налоговой безопасности можно воспользоваться методикой комплаенса в налогах. Система предполагает ведение постоянной работы по выявлению потенциальных налоговых рисков и предотвращению ситуаций, связанных с ними. В зону возможных рисков попадают такие операции:

  1. Регистрация предприятия, обособленных подразделений, создание филиалов и представительств.
  2. Заключение договорной документации.
  3. Исчисление и уплата налоговых обязательств, калькуляция доходов и статей затрат, выведение налогооблагаемой базы в разрезе по видам налогов. В эту группу входит и соблюдение сроков осуществления платежей в бюджет, закрытие всей суммы текущих задолженностей.
  4. Составление и подача в контролирующие органы отчетной документации, расчетов, деклараций.
  5. Дача пояснений сотрудникам ФНС.

На каждом участке работы оценивается уровень риска, выстраивается шкала опасности и в соответствии с ней вырабатываются схемы действий внутри предприятия. Важно организовать систему так, чтобы лицо, ответственное за поиск рисков и путей их минимизации, не принимало окончательного решения о внедрении конкретных мероприятий. Для проведения налогового комплаенса рекомендуется распределять полномочия между несколькими сотрудниками.

НАЛОГОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ФУНКЦИИ

© Лазарева Н.П.1, Зуева К.А.2

Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск

В статье рассматриваются вопросы понятия, сущности, цели и функции налоговой безопасности.

Ключевые слова налоги, налоговая политика, налоговое администрирование, налоговая безопасность.

Налоги и налоговая политика являются важнейшим элементом системы обеспечения национальной экономической безопасности. Значение налоговой составляющей экономической безопасности многократно возрастает по мере перехода к экономике, базирующейся на рыночных принципах и механизмах хозяйствования.

Обеспечение экономической безопасности государства применительно к налоговым отношениям означает, что объем налоговых поступлений, аккумулированных в бюджетной системе государства, с одной стороны должен быть достаточным для полноценного выполнения государством его функций. С другой стороны, при формировании налоговой политики государство должно учитывать финансовые потребности реального сектора, т.е. способствовать осуществлению простого и расширенного воспроизводства на технико-технологической основе, соответствующей мировым стандартам и тенденциям.

Налоги и налоговая политика в системе экономической и финансовой безопасности рассматриваются, во-первых, как ресурсный фактор, находящийся в руках государства; во-вторых, как инструмент воздействия на экономические и социальные процессы; в-третьих, как фактор обратной связи и зависимости государства от налогоплательщиков и территорий. Таким образом, в налогах и налоговой политике следует видеть: ресурсы и инструмент обеспечения экономической и финансовой безопасности, с одной стороны, и фактор риска и зависимости — с другой.

Современные угрозы налоговой безопасности государства могут быть классифицированы следующим образом:

— угрозы, связанные с нарушением исполнения налоговых обязательств: высокий уровень налоговых преступлений и налоговых правонарушений; низкий уровень собираемости налогов в бюджеты всех уровней;

1 Доцент кафедры Государственно-правовых дисциплин, кандидат юридических наук, доцент.

2 Студент 5 курса.

— угрозы правового характера: непоследовательность налоговой политики государства; несовершенство экспертной оценки принятия и изменения законодательства с учетом экономической и налоговой безопасности;

— угрозы конституционного характера: недостаточная результативность контроля за поступлением налоговых платежей и сборов в бюджеты различных уровней.

Тимофеева И.Ю. считает, что понятие налоговой безопасности должно консолидировать налоговые интересы, как государства, так и бизнеса, общественных организаций и каждого отдельного гражданина, и дает доктри-нальное понятие налоговой безопасности: «Под налоговой безопасностью предполагается понимать такое состояние налоговой системы, при котором обеспечивается гарантированная защита налоговых интересов государства, бизнеса и общества от внутренних и внешних угроз» .

По утверждению Н.А. Пименовой, вопросы налоговой безопасности должны в обязательном порядке включаться в концепцию экономической безопасности государства и хозяйствующего субъекта. Налоговая безопасность является составной частью понятия «экономическая безопасность», поскольку без противодействия налоговым рискам, напрямую влияющим на финансовое состояние хозяйствующего субъекта, невозможно достижение состояния, при котором обеспечивается финансовая стабильность, а также поступательное, позитивное развитие хозяйствующего субъекта .

По мнению А.И. Кривцова, налоговая безопасность организации — это налоговая оптимизация, при которой обеспечивается жизнестойкость налогоплательщика и возможность сохранять признаки полноценного экономического субъекта в условиях изменяющейся налоговой среды, с эффективными механизмами управления налоговыми рисками. Налоговая безопасность необходима для организации действий экономических субъектов по уплате налогов и налоговому проектированию с учетом фактора безопасности (получения положительных финансовых результатов, не отягощенных отрицательными последствиями) .

Налоговую безопасность можно определить как устойчивость системы налогообложения России. Устойчивость системы налогообложения России, ее развитие и безопасность предполагает создание надежных условий и гарантий успешного выполнения заданий по сбору налогов и других платежей в бюджеты России всех уровней сдерживания угроз способных дестабилизировать налоговую систему, а также создание благоприятного климата при взаимодействии с налогоплательщиками.

Одним из ключевых механизмов обеспечения налоговой безопасности является бюджетный мультипликатор. Бюджетный мультипликатор есть механизм, стимулирующий создание новых налогоплательщиков (институциональных единиц и секторов экономики) и увеличение налоговых посту-

плений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации. При условии существенного изменения бюджетного и налогового законодательства, каждый вложенный бюджетный инвестиционный рубль должен удваивать налоговые и неналоговые поступления. Принцип действия бюджетного мультипликатора основывается на развитии бюджетных инвестиций на всех уровнях бюджетной системы.

Сущность налоговой безопасности можно определить как состояние системы налогообложения, обеспечивающее гарантированное пополнение государственного бюджета, с целью социально-экономического развития страны.

Сущность налоговой безопасности реализуется в системе ее критериев и показателей. Критерием системы налоговой безопасности являются стабильность и максимум налоговых поступлений в бюджет государства.

Налоговая безопасность бюджетной системы представляет собой состояние бюджетной системы, как центрального звена финансовой системы и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированное поступление налоговых платежей в бюджеты бюджетной системы и эффективное функционирование органов государственной власти министерств и ведомств. К системе государственных органов, обеспечивающих налоговую безопасность России, отнесены Министерство финансов РФ, Центральный Банк РФ, Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы, Федеральная таможенная служба, МВД России.

К объектам налоговой безопасности ФНС России необходимо относить: все учреждения и инспекции налоговых органов (их здания и сооружения, а также все виды техники); все виды налогов, налоговых сборов и других платежей; всех налогоплательщиков; нормативные и законодательные акты, регламентирующие деятельность налоговой системы, всех налоговых органов и налогоплательщиков; всех работников налоговых органов; защищаемую информацию налоговых органов; средства и системы информатизации; технические средства и системы.

Разработан ряд основных принципов обеспечения налоговой безопасности ФНС России:

— обеспечение безопасности информационных ресурсов налоговых органов в течение всего их жизненного цикла, на всех технологических этапах их обработки (преобразования) и использования, во всех режимах функционирования технических средств, при информационном взаимодействии с такими же системами;

— надежная защита технологических процессов управления налоговой безопасностью от возможных угроз всеми доступными средствами и методами;

— способность системы к развитию и совершенствованию в соответствии с возможными изменениями условий ее функционирования (совершенствование законодательных актов и функционально-структурных изменений налоговых органов).

Таким образом, налоговая безопасность — это состояние защищенности интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, выраженное в способности налоговой системы стабильно обеспечивать эффективное поступление налоговых платежей в государственный бюджет. Другими словами, налоговая безопасность представляет собой совокупность внутренних и внешних условий, благоприятствующих эффективному динамическому росту российской налоговой системы, обеспечивающей потребности государства и гарантирующей от всевозможных угроз и потерь.

Налоговая безопасность определяется как состояние налоговой системы при котором обеспечивается непрерывное и достаточное финансирование государства и муниципальных образований посредством взимания налогов и сборов даже при наличии имеющихся в отношении ее угроз и негативных воздействий со стороны нарушителей налогового законодательства .

Широкое содержание налоговой безопасности с присущими ей институционально-правовым, финансово-хозяйственным и информационно-аналитическим аспектами предполагает комплекс следующего построения налоговой системы. По принципу:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— правомочий органов власти в участии и регулировании налоговых отношений;

— определения основных налоговых понятий и формулировок, используемых в налоговом законодательстве;

— утверждения процедур и совершенствования налогового контроля;

— определения порядка обжалования решений и действий налоговых органов;

— утверждения прав и обязанностей налогоплательщиков;

— определения ответственности за налоговые правонарушения и полномочия налоговых органов;

— повышения качества долгосрочного и краткосрочного оптимального прогноза и планирования;

— повышения уровня налоговых поступлений;

— создания прозрачной системы налоговой безопасности, предусматривающей автоматизацию сбора финансово-хозяйственной информации, необходимой для эффективного управления налогообложением страны;

— разработки автоматизированной системы налоговой безопасности, обеспечивающей успешное выполнение вышеуказанных целей, применяющей непрерывное отслеживание критических индикаторов выполнения налоговых планов и оперативную их коррекцию;

— постоянного выявления неполного поступления налогов и иных обязательных платежей;

— снижения уровня налоговых правонарушений.

Основными функциями, реализующими вышеуказанные принципы построения системы налоговой безопасности, являются:

— выявление критических ситуаций, при которых прогнозируемые и реальные показатели налоговой деятельности достигают или выходят за пределы пороговых значений;

— разработка мер по выводу налоговой системы (федерального, регионального и местного уровней) из зоны налогового риска и устранению последствий реализации угроз;

— осуществление экспертизы принимаемых нормативно-правовых актов и решений по налоговым вопросам с позиции налоговой безопасности России.

Ведущими современными целями осуществления налоговой безопасности развития и совершенствования российского налогообложения являются:

— повышение уровня поступления налогов за счет качества его долгосрочного и краткосрочного оптимального прогноза и планирования;

— создание более полной и прозрачной системы налогового управления, предусматривающего автоматизацию сбора финансово-хозяйственной информации, необходимой для эффективного прогноза, планирования и оптимального управления;

— разработка автоматизированной информационной системы налоговой безопасности, обеспечивающей успешное выполнение указанных целей, применяющей непрерывное отслеживание критических индикаторов выполнения налоговых планов, и оперативной их коррекции.

Налоговая безопасность предполагает не только борьбу с уклонением от уплаты налогов и вывод из тени, но и повышение качества налогового управления, последовательного перевода контролирующих функций на научную основу с использованием современного математического аппарата и информационных технологий.

Для правильного представления и осознания значения такой экономической категории, как «налоговая безопасность», необходимо определить ее компоненты, структуру и элементный состав, а также комплекс принципов построения системы налоговой безопасности, ее функциональный набор.

Понятие налоговой безопасности включает в свой состав следующие составляющие:

— административно-правовую;

— организационно-структурную;

— информационно-аналитическую;

— профессионально-должностную;

— юридическую;

— физическую.

Указанные компоненты, наличие общих условий и факторов ставят понятие налоговой безопасности в ряд перспективных направлений оптимального управления современным налогообложением России. Данное направление представляет собой комплекс научно-практических налоговых сфер: налогового управления; методологии планирования и контроля; использования современных математических подходов на основе информационных технологий; защиты налоговой информации .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Учитывая многокомпонентность и многопроблемность комплекса, необходимо создание широкого спектра информационного обмена с государственными институтами, службами, юридическими и физическими лицами.

Налоговая безопасность имеет сложную элементную структуру, в которую входят:

— гражданская обязательность исполнения налогового долга как со стороны налогоплательщиков, так и государственных учреждений;

— стабильность и устойчивость системы налогообложения, которые не допускают налоговых срывов и других дестабилизирующих криминальных факторов;

— способность к самосовершенствованию и развитию, что очень важно в современном динамическом росте, так как предполагает модернизацию методов налогообложения, налоговой культуры налогоплательщиков и профессионального мастерства налоговых работников.

Практика последних лет показывает бесперспективность попыток устранения недостатков действующей налоговой системы путем внесения отдельных изменений, не связанных единой программой. Можно выделить ряд проблем регулирования и управления в процессе налогового администрирования.

Действующие налоговые нормы перестали отвечать воспроизводственным потребностям, и их следует изменять.

Усилились международные интеграционные процессы и возникла необходимость освоения налоговыми администрациями особенностей зарубежного налогового законодательства, а также международных правил заключения договоров об избежании двойного налогообложения.

В процессе управления налоговым администрированием участвуют не только специализированные органы. В него вовлечены все органы законодательной и исполнительной власти. Конституционный Суд РФ, научные коллективы отраслевых институтов, вузы, а также общественные организации, например «Общественная ассоциация защиты прав налогоплательщиков».

Непосредственно влияют на налоговые взаимоотношения плательщиков и государства правоохранительные органы, аудиторские, адвокатские и консультационно-юридические службы. Их деятельность также часть процесса управления налогообложением.

В процессе осуществления налоговой реформы выявилась необходимость пересмотра методов управления налоговым производством. Анализ управленческих действий налоговых администраций может выявлять недостатки тактического свойства, устранить которые возможно в оперативном порядке, т.е. без изменения экономию -правовых основ налогообложения. В таком случае принимаются правительственные решения о пересмотре методов налогового управления. Наука и практика могут выявить и потребность в существенном изменении структур и функций налогового администрирования, направлений налоговой политики и методических основ налогового производства. Это обусловливает необходимость принятия кардинальных мер, вплоть до проведения очередного этапа налоговой реформы .

Управление налогообложением — это важнейшая сфера научно-практических исследований и методических действий, являющихся частью общей теории и практики управления. Оно основывается также на фундаментальных познаниях политических, экономических, юридических и других наук, обогащенных современной отечественной и мировой практикой. Это совокупность методов, приемов и средств информационного обеспечения, посредством которых органы власти и управления (в том числе налоговая администрация всех уровней) придает функционированию налогового механизма заданное законом направление и координирует налоговые действия при существенных изменениях в экономике и политике. Права и обязанности органов системы налогового управления утверждены в законодательном порядке.

Управление налогообложением — наиболее социально выраженная сфера управленческих действий. Недостатки налогового администрирования приводят к резкому снижению поступлений налогов в бюджет, увеличивают вероятность налоговых правонарушений, нарушают баланс межбюджетных отношений регионов с федеральным центром и в конечном итоге нагнетают социальную напряженность в обществе. Концептуальные просчеты при принятии налоговых законов только усиливают эти недостатки. Между налоговым производством, системой его управления и методологией налогообложения существует жесткая причинно-следственная взаимозависимость.

Только путем проведения единой налоговой политики, направленной на достижение баланса интересов государства и налогоплательщика, внесением изменений в действующее законодательство и нормативно-методические материалы, раскрывающие способ исполнения законодательных актов, модернизации системы налогового управления с применением новых информационных платформ и современных систем ведения технологических процессов можно обеспечить решение указанных проблем.

Именно на это направлено реформирование системы налогового администрирования. Концепция ФНС России является основополагающей в области создания процессов налогового управления, систем, технологий и средств

планово-аналитического и контрольного обеспечения, а также в сфере осуществления информационного взаимодействия со сторонними организациями с учетом достаточности защиты налоговых сведений на всех уровнях.

Основными задачами оптимизации управления налоговой безопасностью являются:

— создание единой нормативной правовой базы ФНС России по обеспечению налоговой безопасности округов, регионов и территорий;

— достижение требуемого уровня прогнозно-планирующей сферы налогообложения;

— выбор эффективного методологического направления автоматизации прогноза, планирования и контроля налогообложения округа, региона и территорий;

— активное противостояние и недопущение уклонения от налогообложения со стороны налогоплательщиков;

— выбор эффективного направления прогнозирования, выявления и оценки источников угроз налоговой безопасности округа, региона (территории);

— совершенствование структуры налоговых органов;

— защита налоговых информационных ресурсов.

Все это обусловливает необходимость принятия адекватных мер по защите управления процессами налогообложения.

Управление процессами налогообложения представляет собой сложный комплекс процедур анализа, оценки и выявления угроз планируемым налоговым поступлениям за счет нарушения налогоплательщиками налогового законодательства, криминала, а также попустительства либо преднамеренных действий налоговых работников.

Немаловажная роль отводится задаче защиты налоговых информационных ресурсов, предполагающей:

— совершенствование информационной структуры, унификацию средств поиска, сбора, хранения, обработки, анализа и защиты информации с учетом информационной инфраструктуры налоговых органов;

— контроль эффективности проводимых налоговыми органами мероприятий по информационной безопасности;

— взаимодействие с другими органами государственной власти по вопросам обеспечения информационной безопасности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следует различать внутренние и внешние факторы, влияющие на эффективность деятельности налоговых органов по мобилизации налогов и сборов и на обеспечение налоговой безопасности.

Среди внешних факторов следует выделить уровень нормативно-законодательного обеспечения и степень готовности юридических и физических лиц к взаимодействию с налоговыми органами.

Среди внутренних факторов — уровень подготовленности кадров (профессиональная база работников) территориальных налоговых органов и их информационное взаимодействие. Федеральная налоговая служба должна радикально изменить формы работы с налогоплательщиками, повысить качество оказываемых налогоплательщикам информационных услуг, упростить взаимодействие между налогоплательщиками и налоговыми органами.

Налоговая безопасность окружного и регионального уровня должна основываться на Положении налоговой безопасности, определяющем обязанности должностных лиц по разработке программы налоговой безопасности региона и федерального округа, и проведения ее в жизнь.

Успешное решение поставленных задач позволит повысить эффективность деятельности налоговых органов различных уровней, приведет к значительному росту налоговых поступлений, существенно влияющих на экономическое состояние России.

Список литературы:

2. Кучеров И.И. Налоговое право России: курс лекций / И.И. Кучеров. -2-е изд. — М., 2006. — С. 63.

Конечно, платить налоги в полном объеме тяжело, а некоторым и вовсе не по силам. В скором будущем ситуация может еще больше осложниться, когда ставка страховых взносов с 2011 года вырастет до 34%. Однако не стоит забывать, что помимо «черных» схем существую и «белые», т.е. весьма законные и безопасные. Их называют налоговой оптимизацией.

Налоговый кодекс РФ, бухгалтерское законодательство и прочие законодательные акты дают огромный простор для действия налогоплательщиков и возможность выбора путей уплаты и исчисления «злополучных» налогов и сборов. Помимо представленных вариаций существует и множество пробелов в законодательстве. Поэтому именно такими лазейками и необходимо пользоваться, чтобы оптимизировать налоговые платежи, не привлекая внимание контролирующих органов.

Для этого нужно разработать грамотную налоговую политику предприятия, причем лучше, если она будет составлена на относительно долгосрочный период (1-3 года). Учесть при такой разработке необходимо все нюансы деятельности именно вашей компании: ее структуру, состав, производственный процесс и т.д. Причем в такой налоговой политике лучше всего оптимизировать весь производственный, кадровый, управленческий процесс, затронуть все стороны бизнеса. Принимая какое-либо решение об оптимизации, нужно тщательно проанализировать сделку для того, чтобы она не вызывала интереса налоговиков.

📌 Реклама

Так, допустим, приняв решение, что имущество будет браться в аренду у компаний, находящихся в низконалоговых регионах, необходимо не забывать, что фирмы не должны быть взаимозависимыми или аффилированными.

  1. Проверка контрагентов на добросовестность

Второй проблемой российского бизнеса являются, конечно же, недобросовестные контрагенты. И лишь примерно в 70 % случаев, сотрудничая с «однодневками», компании знают, на что идут. А ведь в настоящее время в почти 90% случаев при рассмотрении споров по НДС и налогу на прибыль выигрывают налоговики, ссылаясь на то, что контрагент «недобросовестный», не осуществляет деятельность и его подпись недействительная и т.д. Поэтому, заключая новые контракты и договоры, на самом первоначальном этапе необходимо себя максимально обезопасить. Процесс этот довольно трудоемкий и занимает много времени и сил, но игра стоит свеч. Пренебрежение хотя бы минимальной проверкой может обернуться претензиями налоговых органов и, как следствие, разбирательствами в суде. А на это уйдет гораздо больше времени и средств, чем на проверку на первоначальном этапе. 📌 Реклама

Выясним, что в этом случае необходимо предпринять налогоплательщику. Для начала весь процесс проверки добросовестности контрагентов лучше всего разработать и утвердить соответствующим положением или приказом, назначить ответственных за данный процесс лиц, установить критерии, при наличии которых контрагент подлежит проверке. Допустим, широко известные фирмы, давно существующие на российском рынке и имеющие положительную репутацию проверять на «реальность существования» смысла нет. Поэтому критерий известность необходимо закрепить одним из первых в положении и проверке добросовестности. Также критериями отбора могут служить и сумма контракта, и периодичность сделок с контрагентом.

Следующим и самым важным этапом проверки контрагента является непосредственный сбор информации о нем, причем, чем такой информации больше, тем лучше. Во-первых, необходимо собрать общедоступные данные о контрагенте: изучить средства массовой информации, интернет (хорошо, если удастся найти сайт контрагента), «пробить» компанию по всем интернет-сайтам судов (вполне возможно, что окажется, что компания находится на стадии банкротства).

📌 Реклама

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх