Налоговая предусмотрительность

Курсы повышения квалификации для бухгалтеров и главных бухгалтеров на ОСНО и УСН. Учтены все требования профстандарта «Бухгалтер». Систематизируйте или обновите знания, получите практические навыки и найдите ответы на свои вопросы.

Что такое должная осмотрительность и обязательно ли её проявлять

Понятие «должная осмотрительность» законодательство не содержит. Но по общему определению непроявление должной осмотрительности значит, что компания работает с недобросовестными контрагентами. Такое понятие законодательно тоже не закреплено, однако последствия всё равно могут быть.

Если компания не проявила должную осмотрительность, налоговики доначисляют налоги. В первую очередь, будут начислены: входящий НДС, который был принят к возмещению из бюджета и налог на прибыль. Так как документы, которые были получены компанией от поставщиков, позволили уменьшить расходы, компания не доплатила налог на прибыль, заплатила меньше НДС. Налоговики видят, что возможно есть какие-то сомнительные сделки, и доначисляют налоги. Как избежать таких ситуаций рассмотрим в статье.

Должная осмотрительность — это комплекс мероприятий, который направлен на проявление необходимых действий со стороны нашей компании по выбору контрагента. Компания самостоятельно определяет зону ответственности, риски, которые необходимо оценить, когда выбирается новый контрагент. Например, вы решили закупить товары. Прежде чем закупить эти товары, вы должны исследовать рынок, посмотреть у кого товары дешевле, выбрать наиболее подходящий вариант, который соответствует вашей деятельности и после закупки данного товара мы принимаем НДС к вычету. Если компания работает на общем режиме, то вы можете свою прибыль тоже уменьшить, — доходы минус расходы, а расходы есть ни что иное, как купленное сырье. Каким же образом вы можете проявить должную осмотрительность?

Должная осмотрительность — это всего на всего один из способов проверки контрагента. Весь комплекс мероприятий организация должна разработать самостоятельно.

Интересное письмо выпустила налоговая служба совсем недавно. Его реквизиты: Письмо ФНС от 28.12.2017 № ЕД-4-2/26807. В нем указано, что при проведении налоговых проверок сотрудники ИФНС не должны использовать понятия, сформулированные в Постановлении Пленума ВАС от 12.10.2006 № 53 года и судебной практике, сложившейся до 19.08.2017 года. К таким понятиям, в частности, относится «должная осмотрительность».

Помимо понятия «должная осмотрительность», в августе 2017 года появилось ещё одно понятие. Оно связано с тем, что в НК РФ была добавлена новая статья 54.1 НК РФ о необоснованной налоговой выгоде.

Компания не проявляет должную осмотрительность, соответственно она получает необоснованную налоговую выгоду. Ст. 54.1 НК РФ не отменяет обязанность проявлять должную осмотрительность. Более того, сделка осуществлена для получения необоснованной налоговой выгоды, если налоговики могут доказать, что компания не проявила должную осмотрительность. Что ещё подразумевается под необоснованной налоговой выгодой:

  • отсутствие реальности сделки;
  • если налоговиками будет доказана взаимозависимость контрагентов (главное, чтобы цены были не ниже рыночных);
  • если контрагент, который осуществляет сделку с вашим поставщиком понимает, что его действия направлены на получение необоснованной налоговой выгоды.

Признаки недобросовестного контрагента

Признак Характеристика
Действующая фирма
Если фирма действующая, то вопросов нет. Если не действующая, то никаких сделок с такой фирмой быть не может
Нет данных в ЕГРЮЛ
Неуплата налогов
Если контрагент имеет задолженности перед бюджетом — это первый признак, который свидетельствует о том, что возможно договор заключать не нужно. Либо нужно уточнить по каким причинам образовалась задолженность
Есть долги перед бюджетом
Нет деятельности Нет отчетности, признаки «однодневки», номинальный директор у фирмы
Деньги
Это говорит о том, что основной вид деятельности данной организации сводится к транзактным платежам, то есть платежам, которые приходят и сразу же уходят. Денежные средства не задерживаются на расчетном счете фирмы и основная цель этой деятельности является получение и вывод денежных средств
Транзитный характер
Реклама
Есть ли какая-то информация о вашем контрагенте в интернете, в СМИ. Если у компании нет сайта, нет рекламы, то у налоговиков возникает вопрос как же вы узнали об этой компании
Нет сайта, объявлений, отзывов
Адрес
Если поставщик зарегистрирован по адресу массовой регистрации
Массовая регистрация
Условия договора
Для того, чтобы выполнить условия договора компания работает себе в убыток
Обременительные
Суды Наличие дел в картотеке
Ресурсы компании
К примеру, если вы заключаете договор на производство строительных работ, то у этой компании должен быть штат строителей
Нет активов и сотрудников

Порядок проверки контрагентов

В первую очередь проверяется контрагент по открытым источникам. Перед тем, как заключить договор вы должны проверить контрагента. Вы смотрите какие отзывы пишут покупатели, которые уже закупали у данного поставщика активы или услуги, смотрите сколько было судебных дел.

Вы должны запросить у контрагента следующие документы:

  1. Карточка реквизитов.
  2. Пакет документов в зависимости от вида контрагента
Иностранная Русская ИП
Документы, подтверждающие правовой статус (Устав) Учредительные документы (Устав, ОГРН + листы записи, ИНН) Документы госрегистрации (Свидетельство, лист записи)
Документы, подтверждающие полномочия подписанта Документы, подтверждающие полномочия подписанта Документы, подтверждающие личность подписанта
Выписка из торгового реестра страны иностранной компании Выписка из ЕГРЮЛ, лицензии и др. Выписка из ЕГРИП

Алгоритм проявления должной осмотрительности

Шаг 1. Необходимо разработать положение о договорной работе. Скачать подробную схему согласования договора.

Шаг 2. Необходимо разработать регламент по соблюдению должной осмотрительности.

Шаг 3. Прописать в должностные инструкции работников ответственность при не проявлении должной осмотрительности при выборе контрагентов. К примеру, можно включить такие формулировки:

Сотрудник обязан проверить, чтобы наименование продавца и покупателя обязательно соответствовали учредительным документам. При обнаружении ошибки в наименовании продавца или покупателя документ к учету не принимать, связаться с поставщиком, попросить переделать документ.

Сотрудник обязан проверить наименование товара, которое должно соответствовать договору поставки, наименование работ (услуг) – договору на выполнение работ, оказание услуг. При обнаружении несоответствия в наименовании товаров (работ, услуг) документ к учету не принимать, связаться с поставщиком, попросить переделать документ.

Сотрудник обязан проверить сумму НДС и цену товара с учетом НДС. При обнаружении арифметической ошибки документ к учету не принимать, связаться с поставщиком, попросить переделать документ.

Шаг 4. Запросить письмом у контрагента необходимые документы перед заключением договора (Устав, ОГРН, ИНН, налоговая декларация по НДС, по налогу на прибыль).

Шаг 5. Составить карточку налоговой безопасности.

Статья написана по материалам Александра Пятинского

Инна Тимошенко

Ведущий юрист ООО «Сибирская Юридическая Компания»

специально для ГАРАНТ.РУ

Понятие «должной осмотрительности» введено в налоговую практику Постановлением Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» (далее – Постановление № 53). Несмотря на то, что четкого понятия «должной осмотрительности» не содержит ни указанное постановление, ни какой-либо другой источник права, «должная осмотрительность» активно использовалась налоговыми органами и судами в случаях, когда речь шла об обоснованности вычета по НДС и включении расходов в состав затрат при расчете налога на прибыль.

В Постановлении № 53 проявление «должной осмотрительности» рассматривается как один из критериев отсутствия получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.

На практике под проявлением «должной осмотрительности и осторожности» понимается использование налогоплательщиком всех доступных ему возможностей для получения и проверки информации о контрагенте.

Быстро оценить благонадежность контрагента, проанализировать перспективы сотрудничества и свести к минимуму финансовые, налоговые и репутационные риски поможет «Экспресс проверка» в составе информационно-правового обеспечения ГАРАНТ.

Оставить заявку

В августе 2017 года была введена в действие ст. 54.1 Налогового кодекса, в определенной степени изменившая подход к методам проверки и оценки добросовестности налогоплательщика.

При этом в рекомендациях ФНС России по применению ст. 54.1 НК РФ было указано, что новая статья не кодифицирует правила, сформулированные правоприменительной практикой, в частности, содержащиеся в Постановлении № 53, а представляет собой новый подход к проблеме злоупотребления налогоплательщиком своими правами с учетом основных аспектов сформированной до этого судебной практики (письмо ФНС России от 31 октября 2017 г. № ЕД-4-9/22123@).

ФНС России рядом писем по разъяснению применения ст. 54.1 НК РФ указала налоговым органам и налогоплательщикам на то, что:

  • в ст. 54.1 НК РФ перечислены конкретные действия налогоплательщика, которые признаются злоупотреблением и определены условия, которые должны быть им соблюдены для возможности учесть расходы и заявить налоговые вычеты по имевшим место сделкам;
  • формальные претензии к контрагентам при отсутствии фактов, опровергающих реальность совершения контрагентом сделок, не являются самостоятельным основанием для отказа в учете расходов и в налоговых вычетах по сделкам;
  • ст. 54.1 НК РФ не содержит понятие «непроявление должной осмотрительности»;
  • ст. 54.1 НК РФ не предусматривает для налогоплательщика негативные последствия за неправомерные действия контрагентов второго, третьего и последующих звеньев;
  • при проведении налоговых проверок после введения ст. 54.1 НК РФ не должны применяться понятия, отраженные в Постановлении № 53, включая понятие «должной осмотрительности», «недобросовестности налогоплательщика»;
  • при проведении налоговых проверок после введения ст. 54.1 НК РФ налоговые органы должны правильно квалифицировать выявленные обстоятельства, ссылаясь на конкретный пункт указанной статьи (письмо ФНС России от 16 августа 2017 г. № СА-4-7/16152@, письмо ФНС России от 31 октября 2017 г. № ЕД-4-9/22123@). После появления таких разъяснений у отдельных налогоплательщиков закономерно возник вопрос: «А стоит ли теперь так тщательно проверять и оценивать контрагента в целях исключения рисков негативных налоговых последствий при изменившемся подходе, касающемся оценки добросовестности налогоплательщика?»

Отметим, что судебная практика за истекший календарный год со дня введения в действие ст. 54.1 НК РФ практически не дает ответа на этот вопрос, поскольку основной массив налоговых споров по проанализированной практике касается налоговых проверок, проводимых (камеральных) или назначенных (выездных) до августа 2017 года. По таким спорам суды продолжают руководствоваться положениями и понятиями, содержащимися в Постановлении № 53.

Однако ответ на указанный вопрос можно усмотреть из разъяснений ФНС России по отдельным обращениям налогоплательщиков (письмо ФНС России от 28 декабря 2017 г. № ЕД-4-2/26807, письмо ФНС России от 18 мая 2018 г. № ЕД-4-2/9521@). Так, при ответе на вопросы об оценке добросовестности налогоплательщика при проведении налоговых проверок, налоговая служба кроме очередных разъяснений о том, что ранее введенные в практику понятия «должной осмотрительности» и «недобросовестности налогоплательщика» при проведении после вступления в силу ст. 54.1 НК РФ налоговых проверок не применяются, все же со ссылкой на ст. 102 НК РФ указала на размещение с 1 июня 2018 года на официальном сайте ФНС России сведений о деятельности налогоплательщиков в форме открытых данных – о среднесписочной численности работников, об уплаченных организацией суммах налогов и сборов, о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности. Это, по мнению налоговиков, предоставит налогоплательщикам дополнительную возможность оценки рисков при проверке контрагента.

Указанные разъяснения подтверждают, что проверка контрагента и проявление необходимой осмотрительности перед заключением сделки не потеряли своей актуальности, только немного поменяли цель и последствия проверки.

Налогоплательщику стоит, как и ранее, проявлять осмотрительность при выборе контрагента, но не с целью доказать впоследствии налоговому органу или суду сам факт его проверки, а для того, чтобы убедиться, что контрагент является добросовестным лицом, ведет реальную деятельность и с ним можно заключить договор без риска негативных налоговых последствий.

Руководствуясь ст. 54.1 НК РФ, налоговые органы должны будут проверять реальность выполнения сделки контрагентом, поэтому налогоплательщику стоит перед сделкой самостоятельно убедиться, что контрагент располагает необходимыми возможностями и ресурсами для выполнения принятых на себя обязательств по сделке.

Указанная проверка будет полезна и с точки зрения исключения гражданско-правовых рисков по исполнению потенциальным контрагентом договора.

Организовать проверку контрагентов можно путем использования специальных профессиональных программ и сервисов.

Кроме указанных действий, минимизирующих или исключающих и налоговые, и гражданско-правовые риски, рекомендую не пренебрегать и иными, дополнительными способами своей финансовой защиты, а именно, использовать в договорных правоотношениях инструменты гарантий (заверений об обстоятельствах (ст. 431.2 Гражданского кодекса) или возмещения потерь (ст. 406.1 ГК РФ), позволяющие компенсировать понесенные в будущем убытки и (или) потери, связанные с отказом в вычетах по НДС или непринятии в состав расходов соответствующих затрат в связи с недобросовестностью контрагента.

В настоящее время формируется положительная судебная практика по применению таких гражданско-правовых способов защиты от проблемных контрагентов в сфере налоговых правоотношений.

Новости

Названы регионы с самыми большими затратами на услуги ЖКХ
Российская семья в среднем тратит около 4,8 тысячи рублей в месяц на оплату услуг ЖКХ. Исследование выявило регионы России, жители которых больше всего тратят на услуги ЖКХ. Лидерами по дороговизне ЖКХ также являются Магаданская область и Москва.


Временное правительство на востоке Ливии подало в отставку
Временное правительство Ливии, которое заседает на востоке страны, подало в отставку. Об этом говорится в соответствующем заявлении. Как сообщается в документе, глава парламента Агила Салех и руководитель временного правительства Абдалла ат-Тани…


На Буковине возросло количество больных коронавирусом
Официально подтверждено еще 63 случая заражения коронавирусом. Фото: facebook/Чернівецька обласна державна адміністрація Число больных коронавирусом COVID-19 в пятницу увеличилось еще на 63 человека, сообщил глава Черновицкой ОГА Сергей Осачук. Об…


В Совфеде заявили о желании Германии «спустить на тормозах» ситуацию с санкциями
Сенатор Владимир Джабаров прокомментировал шесть вариантов отказа Германии от «Северного потока-2», которые ранее описало американское издание Politico. По его словам, наличие стольких опций свидетельствует о том, что вариантов у Германии нет. Он…


Замдиректор департамента Минпромторга арестован за мошенничество
Предположительно он организовал особо крупное хищение с помощью структуры «Ростеха».


Банки.ру составил рейтинг компаний по страхованию жизни
Интерес граждан к страхованию жизни в этом году начал стремительно расти. Какие страховщики уже смогли максимально проявить себя? По данным Банка России, в I квартале 2020 года рост страховых премий в России ускорился до 12,6% и достиг…


Архив новостей

Архипенко З. М.
помощник руководителя по налогам ООО «Рамзес»

Какие документы подтвердят должную осмотрительность?

В последнее время больше всего споров с налоговым органом возникает в части непроявления должной осмотрительности. Однако долгое время это понятие просто отсутствовало в Налоговом кодексе.

Как часто Вы получаете требование от налоговиков в части предоставления подтверждающих документов должной осмотрительности при выборе контрагента? Кому нужна осмотрительность?

Понятие «должная осмотрительность» введено Постановлением Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды».

В июле 2017 года был принят федеральный закон № 163-ФЗ, который внес изменения в статью 54.1 НК РФ. Фактически Налоговый кодекс был дополнен положениями о необоснованной налоговой выгоде. Согласно вышеуказанной статье не допускается уменьшение налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений: о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов); об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете; налоговой отчетности налогоплательщика».

Как и ранее факт нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, в силу отношений взаимозависимости или аффилированности налогоплательщика с контрагентом. Налоговая выгода может быть также признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что деятельность налогоплательщика, его взаимозависимых или аффилированных лиц направлена на совершение операций, связанных с налоговой выгодой, преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязанностей.

Считается очевидным, что стороны гражданских отношений проявляют должную осмотрительность, поскольку это соответствует их интересам. На такой факт прямо указывается в п. 5 ст. 10 ГК РФ: добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются. Тем не менее судам пришлось исследовать проблему должной осмотрительности с позиции участия в хозяйственных отношениях фирм «однодневок». Под фирмой-«однодневкой» в самом общем смысле понимается юридическое лицо, не обладающее фактической самостоятельностью, созданное без цели ведения предпринимательской деятельности, как правило, не представляющее налоговую отчетность, зарегистрированное по адресу массовой регистрации и т.д. (Письмо ФНС России от 11.02.2010 № 3-7-07/84 (далее — Письмо № 3-7-07/84)).

Непроявление должной осмотрительности в выборе контрагентов в первую очередь влечет риски для финансово-хозяйственной деятельности организации, которая в соответствии с гражданским законодательством осуществляет свою деятельность самостоятельно и на свое усмотрение. Такие риски могут выражаться, в частности, в непоставке или несвоевременной поставке товаров, поставке некачественных товаров, неоплате отгруженных товаров, невозможности предъявления претензий к контрагентам и последующего взыскания с них понесенных потерь.

При выборе контрагента без надлежащей осмотрительности можно оказаться виноватым перед налоговыми органами, которые предъявят обвинение в получении необоснованной налоговой выгоды и причинении ущерба бюджету. Принимая во внимание, что предпринимательскую деятельность хозяйствующие субъекты осуществляют самостоятельно и на свой риск, налоговые органы не несут ответственности за выбор налогоплательщиком контрагентов и возможное в связи с этим наступление для него неблагоприятных последствий, в том числе налоговых (Письмо ФНС России от 24.07.2015 № ЕД-4-2/13005@).

Доказательством проявления должной степени осмотрительности при выборе контрагента служит не только представление стандартного перечня документов, но и обоснование мотивов выбора контрагента и пояснение обстоятельств заключения и исполнения договора с контрагентом, причем обстоятельства должны в равной степени устанавливаться в целях определения факта реальности хозяйственной операции. Ее реальность определяется не только фактическим наличием и движением товара или выполнением работ, но и реальностью исполнения договора именно данным контрагентом, то есть наличием прямой связи с конкретным поставщиком, подрядчиком (Постановление АС ДВО от 29.04.2015 № Ф03-1368/2015).

ВАЖНО В РАБОТЕ:

Проверять контрагента следует, когда расходы по сделке с ним являются для организации существенными.

Как указано в Письме ФНС России от 16.03.2015 № ЕД-4-2/4124, заключению сделки предшествует этап выбора поставщиков. Заказчику нужно проверять их юридический статус и деловую репутацию, проявляя тем самым должную осмотрительность.

Но с 2018 года практика может поменяться.

В письме Минфина от 16.08.2017 № СА-4-7/16152@ указано, что об умышленных действиях налогоплательщика могут свидетельствовать установленные факты юридической, экономической и иной подконтрольности, в том числе на основании взаимозависимости спорных контрагентов проверяемому налогоплательщику, установленные факты осуществления транзитных операций между взаимозависимыми или аффилированными участниками взаимосвязанных хозяйственных операций, в том числе через посредников, с использованием особых форм расчетов и сроков платежей, а также обстоятельства, свидетельствующие о согласованности действий участников хозяйственной деятельности и т.п. Таким образом, неумышленные действия не смогут привести к доначислению налогов.

Но тем не менее, можно сделать выводы о том, что проявление должной осмотрительности важно для всех, и для индивидуальных предпринимателей, и для компаний. А вот физические лица мало сталкивались с судебными спорами, которые бы говорили о том, что они не проявили должную осмотрительность.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ:

Для проявления должной осмотрительности, для проверки контрагента можно сделать следующее:

  • Проверка на интернет-ресурсе добросовестности контрагента и наличия свидетельств выполнения контрагентом условий будущего договора:
    • 1) Получение выписки из ЕГРЮЛ со сведениями о контрагенте (https://service.nalog.ru/vyp)
    • 2) Запрос данных на следующих ресурсах:
  • Сведения о государственной регистрации юридических лиц (http://egrul.nalog.ru.nalog.ru)
  • Сведения о лицах, в отношении которых факт невозможности участия (осуществления руководства) в организации установлен (подтвержден) в судебном порядке (https://service.nru/svl.do)
  • Сведения о юридических лицах, имеющих задолженность по уплате налогов и/или не представляющих налоговую отчетность более года (https://service.nru/zd.do)
  • Сведения, опубликованные в журнале «Вестник государственной регистрации», о принятых регистрирующими органами решениях о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ (http://www.vestnik-gosreg.ru/publ/fz83/)

Скриншоты с информацией о контрагенте и/или итоговые файлы следует распечатать или сохранить в компьютере. Это поможет вам доказать, что вы действительно проводили проверку контрагента.

Как уже отмечалось выше, понятие «должная осмотрительность» впервые было введено в налоговую практику Постановлением Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53. Однако сама природа должной осмотрительности так развернуто как сегодня нигде не указывалась. Пунктом 10 указанного постановления указывалось, что «налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом…» (выдержка из п.10 Постановления № 53). Пленум ВАС обращал внимание лишь на то, что факт нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязательств самостоятельным доказательством получения им налоговой выгоды не является. На практике же, «должная осмотрительность» воспринималась как использование компанией налогоплательщиком всех методов и способов по получению информации о контрагенте, предусмотренные законом.

В июне 2016 года ФНС России снова напомнила налогоплательщикам о необходимости проявления должной осмотрительности и способах проверки добросовестности контрагентов, утвердив Письмо ФНС России от 24.06.2016 № ЕД-19-15/104. И на сегодняшний день основными фактами, подтверждающими бездействие налогоплательщика по проявлению должной осмотрительности, для налоговиков могут стать:

  • отсутствие государственной регистрации контрагента или регистрация по утерянному паспорту, на недееспособное лицо;
  • отсутствие контрагента по указанному юридическому адресу;
  • сдача контрагентом нулевой отчетности, в том числе ее непредставление в налоговую инспекцию;
  • подписание документов по сделкам и хозяйственным операциям не установленными лицами.

Кроме этого, теперь налоговики стали обращать внимание на длительность взаимоотношений с контрагентами, аффилированность компаний, выступающих в качестве контрагентов компании налогоплательщика, являются ли они взаимозависимыми лицами.

Истребование с контрагента учредительных и иных документов, характеризующих его деятельность и связанных с заключением договора: запросить у контрагента следующие документы (заверенные копии):

  • устав организации;
  • свидетельство о государственной регистрации организации;
  • свидетельство о постановке организации на учет в налоговом органе по месту ее нахождения;
  • решение об избрании (назначении) руководителя организации;
  • вторую и третью страницы паспорта руководителя организации.

Действительность паспорта можно проверить по его серии и номеру, воспользовавшись сервисом «Проверка по списку недействительных российских паспортов» на сайте ФМС (http://services.fms.gov.ru/info-service.htm?sid=2000);

  • лицензию, если сделка заключается с контрагентом в рамках лицензируемой деятельности. Кроме того, информацию о лицензиях, выданных контрагенту, можно проверить на сайтах лицензирующих органов;
  • бухгалтерскую отчетность за год, предшествующий году заключения сделки. Данные бухгалтерской отчетности организации за любой период также можно бесплатно получить в Росстате (при условии, что организация представляет бухотчетность в органы статистики). Для этого нужно направить в любой территориальный орган статистики запрос по утвержденной форме (п. п. 4, 12, 18, 21 Регламента Росстата).

Проявление осмотрительности должно быть ограничено разумными пределами.

Если проецировать проблему должной осмотрительности на малый и средний бизнес, то можно выделить две критические области:

1) закупки (возникновение безнадежной дебиторской задолженности);

2) налоговая отчетность.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Запрос у контрагента копий свидетельств о госрегистрации и постановке на налоговый учет, устава, выписки из ЕГРЮЛ, документов, подтверждающих полномочия руководителя, справки об отсутствии задолженности по налогам в большинстве случаев расценивается судами как доказательства проявления стороной договора должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента.

Какие последствия могут возникнуть?

В письме ФНС России от 23.01.2013 № АС-4-2/710@ говорится о том, какие риски влечет непроявление должной осмотрительности. Прежде всего, организация рискует столкнуться с проблемами в финансово-хозяйственной деятельности: непоставка, задержка поставок, поставка некачественных товаров, неоплата за отгруженные товары, отсутствие возможности предъявить претензии к контрагентам и взыскать с них понесенные потери.

Проявление должной осмотрительности при выборе контрагента— категория, интересующая, прежде всего, налоговые органы, выявляющие ситуации, влекущие за собой получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.

Меньший (но также растущий) интерес должная осмотрительность вызывает:

  • у банков, не только обязанных контролировать определенные сделки своих клиентов, но и заинтересованных в как минимум стабильном финансовом положении лиц, получивших в банке кредит;
  • собственников бизнеса, желающих вести его с наименьшими потерями (риски покупки-продажи некачественного товара, несвоевременных поставок, неполучения платежей, невозможности взыскания ущерба).

То есть негативные последствия, возникающие из-за неправильного выбора контрагента, тоже становятся риском налогоплательщика. А если при этом налоговый орган докажет отсутствие реальности операций (то есть фиктивность осуществленной сделки), то неизбежными будут и налоговые доначисления.

Чаще всего осмотрительность признается ненадлежащей, когда:

  • контрагент хоть и действующий, однако первичные документы оформлены с нарушениями, в том числе с учетом времени, необходимого на доставку или производство товара, выполнение работ или оказание услуг;
  • работы выполнены (услуги оказаны) не тем лицом, которое указано в документах (в том числе налогоплательщиком своими силами);
  • отсутствуют документальные подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента (его представителя);
  • налогоплательщик не удостоверился в личности руководителя и представителей контрагента;
  • руководитель контрагента не подтверждает свое руководство или взаимоотношения с заявителем;
  • отсутствует информация о фактическом месте нахождения контрагента, а место его регистрации является «массовым»;
  • расчетный счет контрагента не свидетельствует о реальной деятельности;
  • отсутствуют сведения о приобретении контрагентом товаров для последующей реализации в адрес налогоплательщика;
  • отсутствуют производственные и (или) торговые площади, собственная или арендованная недвижимость, оборудование, транспорт, работники;
  • контрагент не зарегистрирован в госреестре или имеются нарушения при регистрации.

И это не полный список возможных обстоятельств.

Разумеется, каждое из названных обстоятельств в отдельности не приведет к доначислению налогов. Однако они и не возникают по одному. Налоговые органы обычно устанавливают, а суды оценивают их совокупность. Чем больше обстоятельств установлено, тем более призрачна надежда на подтверждение налоговой выгоды.

ВАЖНО В РАБОТЕ

Обязанность по доказыванию получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды возложена на налоговые органы.

Неблагоприятные последствия недостаточной осмотрительности в предпринимательской деятельности ложатся на лицо, заключившее такие сделки, и желающее в результате их осуществления подтверждения расходов и вычетов. Это явление солидарной налоговой ответственности является нормальным для российской действительности. Логика в том, что такие последствия не могут быть перенесены на федеральный бюджет посредством уменьшения налоговых обязательств и осуществления необоснованных выплат (возмещения).

При этом зачастую проверка заявителем только государственной регистрации контрагента и его постановки на учет в налоговом органе судами не признаются проявлением налогоплательщиком должной осмотрительности. Этого уже не достаточно.

Любая предпринимательская деятельность осуществляется на свой страх и риск, и законодатель на налоговые органы не возлагает ответственность за последствия выбора налогоплательщиком недобросовестного контрагента. Поэтому, при возникновении неблагоприятных последствий в результате сотрудничества с такими контрагентами, решать такие проблемы, скорее всего, придется в судебном порядке. Даже несмотря на то, что существуют общие правила доказывания (ч.1 ст.65, ч.5 ст.200 АПК РФ, ст.56 ГПК РФ), доказывать в суде проявление должной осмотрительности при выборе каждого контрагента в отдельности налогоплательщику придется самостоятельно.

Налоговики расценивают отсутствие у ИП кода ОКВЭД как заключение договора с физлицом

Задаваясь вопросом, возможно ли осуществлять деятельность без соотвествующего ОКВЭД, нужно отчетливо представлять себе основные риски, связанные с отсутствием или несоответствием кодов:

  • организация, занимающаяся незарегистрированной должным образом деятельностью, признается ФНС неблагонадежной;
  • налоговой службой могут быть оспорены расходы, связанные с такой организацией (ИП);
  • если в выписке ЕГРЮЛ нет нужных кодов, предприятие-контрагент может прекратить выгодное сотрудничестве.

Контролирующие органы сформулировали свой подход к решению данного вопроса следующим образом. К доходам от предпринимательской деятельности, подлежащим обложению УСН, они отнесли поступления от тех видов деятельности, коды ОКВЭД которых были указаны при регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя и сведения о которых внесены в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП). Если же доходы поступили от видов деятельности, не заявленных в перечне кодов ОКВЭД в ЕГРИП, они не признаются полученными в рамках предпринимательской деятельности.

ПОЗИЦИЯ МИНФИНА:

Доходы от деятельности, подпадающей под вид деятельности, указанный индивидуальным предпринимателем при регистрации либо в результате внесения соответствующих изменений, признаются доходами, полученными от осуществления предпринимательской деятельности.

— Письмо от 24.10.2014 № 03-11-06/2/53913

Пример:

Индивидуальный предприниматель, применяющий УСН, выдал процентный займ компании «Компико» в размере 10 000 000 рублей.

ИП не имеет соответсвующий ОКВЭД.

Проценты по займу составили 2 000 000 рублей за время пользования займом.

Предприниматель применяет УСН 6% с доходов. Следовательно, его налоги составили 120 000 рублей.

Налоговый орган переквалифицировал займ и начислил НДФЛ, поскольку займ был квалифицирован как доход физического лица.

Налог НДФЛ 13% составил 260 000 рублей

Кроме того, ФНС может обязать предприятие/предпринимателя сдать дополнительную отчетность и даже выписать за непредоставление таковой штраф. Заработать можно и штраф за деятельность без ОКВЭД или за несоответствие вида работ/услуг выбранному предпринимателем специальному режиму налогообложения (например, ЕНВД).

Но при этом последствия за отсутствие кода ОКВЭД у поставщика не предусмотрены. В Постановлении 15ААС от 14.05.2015 № 15АП-3828/2015 и Постановлении 2ААС от 25.10.2013 № 02АП-7629/2013 указано, что отсутствие кода ОКВЭД в ЕГРЮЛ не является препятствием для осуществления определенного вида деятельности. Достаточно указания на данный вид деятельности в уставе юридического лица, либо формулировки о возможности осуществления любой, разрешенной законом деятельности. Однако если поставщиком является ИП, то юридическое лицо – покупатель обязан выполнить обязанности налогового агента в отношении НДФЛ по доходу от того вида деятельности, который не указан как код ОКВЭД в ЕГРЮЛ у поставщика – ИП.

Юридическое лицо, которое заключило договор с ИП, не имеющим необходимого зарегистрированного вида деятельности, не может быть привлечено к ответственности за неисполнение обязанности налогового агента (Постановление ФАС ЦО от 14.12.2007 № А64-749/07-17). Целесообразно сообщить в налоговый орган по своему месту нахождения о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика (пп.2 п.3 ст.24 НК РФ).

Налогоплательщику, вступающему во взаимоотношения с очередным контрагентом, следует проверить его:

  • на легитимность (присутствие в ЕГРЮЛ (ЕГРИП), отсутствие массового адреса регистрации и дисквалифицированного руководителя, наличие необходимых для ведения соответствующей деятельности разрешений);
  • реальность осуществляемой деятельности (фактическое нахождение по месту регистрации, наличие обладающего необходимыми полномочиями руководителя, физически существующих по указанным адресам офиса и складов, необходимого оборудования и транспорта, персонала, действующего расчетного счета, присутствие информации в СМИ и интернете);
  • надежность (отсутствие среди не сдающих отчетность, неплательщиков налогов, банкротов, лиц, участвующих в судебных разбирательствах в связи с допускаемыми ими неплатежами или работой с однодневками, наличие рекомендаций со стороны партнеров по бизнесу, длительность ведения деятельности и поддержки взаимоотношений с одними и теми же партнерами).

Однако не стоит ограничиваться вышеперечисленным, поскольку любая дополнительная информация (в т. ч., например, переписка, предшествующая заключению договора либо ведущаяся в процессе его исполнения, или протокол встречи руководителей) будет служить подтверждением реальности существования контрагента и действительного ведения им той деятельности, результаты которой налогоплательщик примет у себя к учету.

Необходимо проверить, каковы его деловая репутация и платежеспособность, оценить наличие риска неисполнения обязательств, убедиться, что он располагает реальными ресурсами для фактического осуществления оговоренной во взаимоотношениях деятельности и имеет право на ее ведение.

Все получаемые о контрагенте данные предпочтительно иметь в форме документов (оригиналов, копий, распечаток с сайтов, скринов страниц интернета, фотографий, электронных писем, рекламной продукции, аудио- и видеозаписей) и хранить их сформированными в дело (досье).

Также необходимо запросить:

  • копии учредительных документов контрагента, его бухотчетность за год, предшествующий году заключения договора, налоговых деклараций за 4 последних отчетных периода;
  • оригиналов выданных справок ИФНС об отсутствии задолженности по налогам и банка о движении денежных средств по счетам за последние полгода;
  • свидетельств о государственной регистрации и постановке на налоговый учет, приказа о назначении генерального директора и главного бухгалтера поставщика, выписку из ЕГРЮЛ на дату, близкую к дате совершения сделки.
  • Поинтересоваться, кто уполномочен подписывать счета-фактуры от имени руководителя и главного бухгалтера, а также потребовать представить копии соответствующих приказов, доверенностей.
  • Истребовать сведения о работниках в виде справки о среднесписочной численности, сведения о наличии транспортных, основных средств в виде, например, бухгалтерской справки.
  • Информация о том, не привлекался ли контрагент к налоговой или административной ответственности (например, в виде справки от имени руководителя) тоже будет не лишней.

Однако, возможно, важнейшей возможностью, которой нельзя пренебрегать, является проверка реальности личностей, выступающих от имени контрагента. То есть следует удостовериться, что лицо, назвавшее себя руководителем, действительно является таковым и соответствует паспорту, а представитель (в том числе и непосредственный исполнитель) имеет соответствующие полномочия и так же соответствует паспорту.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ:

Налогоплательщику следует разработать, утвердить и применять локальный акт по организации преддоговорной работы с контрагентами, в котором указывались бы ее цели, принципы деятельности и взаимодействия менеджеров, служб снабжения и безопасности, юристов и других должностных лиц налогоплательщика, контактирующих с потенциальными контрагентами, а также перечислены документы, которые необходимо запрашивать у поставщиков и других лиц.

Руководитель может сослаться, что запрашиваемые сведения составляют коммерческую тайну. В таком случае следует получить по этому поводу соответствующий ответ, чтобы иметь в дальнейшем возможность на него ссылаться.

При этом не являются коммерческой тайной сведения:

  • содержащиеся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;
  • содержащиеся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;
  • о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;
  • о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;
  • информация из других официальных источников.
  • устав юридического лица;
  • свидетельство о государственной регистрации юридического лица;
  • свидетельство о постановке юридического лица на налоговый учет;
  • решение об избрании (назначении) руководителя юридического лица (директора, генерального директора и т.п.);
  • паспорт руководителя юридического лица (стр.2,3);
  • лицензия на осуществления деятельности (если деятельность контрагента подлежит лицензированию);
  • бухгалтерская отчетность за год, предшествующий году заключения договора (совершения сделки).

Все вышеперечисленные документы необходимо запрашивать у контрагентов, и даже если Ваш контрагент медлит с их предоставлением, налогоплательщик сможет получить информацию о контрагенте самостоятельно, так как с 1 июня 2016 года в России все сведения о компаниях, которые не составляют налоговую тайну, стали общедоступной информацией (изм. внесены Федеральным законом РФ от 01.05.2016 № 134-ФЗ). Открытые данные сегодня можно получить о юридическом лице на официальном сайте ФНС России www.nalog.ru:

  • среднесписочная численность работников (за календарный год);
  • доходы, расходы юридического лица;
  • уплаченные юридическим лицом налоги и сборы;
  • имеющиеся у юридического лица недоимки по налогам, задолженности, штрафы, пени.

Также необходимо проверить полномочия представителей контрагента. Для этого можно запросить у контрагента доверенность на представителя, намеревающегося подписать с вами какой-либо договор или контракт, счета-фактуры, отгрузочные, товарораспорядительные документы (накладные, акты и пр.). Также необходимо запросить заверенную копию паспорта такого представителя.

Дополнительно можно на дату заключения договора с контрагентом проверить информацию о наличии к нему претензий со стороны налоговой, имеются ли неисполненные исполнительные производства, есть ли денежные требования других компаний (кредиторов). Такую информацию можно получить на сайтах ФНС России, Арбитражного суда (или судов обшей юрисдикции), Управления Федеральной службы судебных приставов (УФССП). Порой такого рода проверки достаточно для доказывания налогоплательщиком проведенной в отношении контрагента должной осмотрительности.

Должная осмотрительность в 2018 году: изменение концепции

В Налоговое законодательство РФ законодатели внесли поправки в законодательство. Но поправки в целом не решают сегодняшних проблем подтверждения должной осмотрительности:

  • не определен период, в течение которого налогоплательщик может обладать информацией о невозможности исполнения контрагентом обязательств по сделке;
  • не ясно, чем будет подтверждаться возможность получения налогоплательщиком информации о контрагенте;
  • опыт в соответствующей сфере деятельности как критерий наличия у контрагента необходимых условий для исполнения им обязательств по сделке.

Судебная практика также уже сложилась не однозначно.

В Постановлении 17-го ААС от 19.10.2017 № А50-24227/2016, суд признал, что Налогоплательщик был недобросовестным. он должен одновременно соблюдать следующие условия:

  • основной целью совершения сделки не должна быть неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) суммы налога;
  • обязательство по сделке (операции) должно быть исполнено лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки (операции) передано по договору или закону.

В Постановлении 14-го ААС от 18.10.2017 № А66-4713/2017 суд также отказал в оспаривании ненормативных актов налоговых органов и действий (бездействия) должностных лиц.

В ходе проведения мероприятий налогового контроля инспекцией выявлены признаки, свидетельствующие об отсутствии объективных условий и реальной возможности осуществления им предпринимательской деятельности (отсутствие по юридическому адресу, отсутствие недвижимого имущества и транспортных средств, минимальная численность работников (2 человека), исчисление минимальных сумм налогов). Анализ банковской выписки показал отсутствие расходов на ведение хозяйственной деятельности и выплаты заработной платы работникам, операции по счету носят «транзитный» характер. Следовательно, нужно проверять численность работников, выписки в отношении расходования денежных средств.

Справедливости ради необходимо отметить, что имеются решения и в пользу налогоплательщиков. В постановлении 17-го АСС от 16.10.2017 № А50-10402/2017 суд указал, что при отсутствии факта перечисления денежных средств налогоплательщиком иным лицам за поставленный товар, выполненные работы, или обналичивания денежных средств с целью проведения неучтенных платежей, вывод налогового органа о направленности действий налогоплательщика на получение необоснованной налоговой выгоды экономического обоснования не имеет. Инспекцией взаимозависимость либо аффилированность налогоплательщика по отношению к контрагенту, так и его к нему, не установлена. Доказательств того, что налогоплательщик знал или мог знать о неисполнении данным контрагентам своих налоговых обязательств, налоговым органом не представлено.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх