Налоговая проверка при смене адреса

В целях проведения налогового контроля организации подлежат постановке на учет в налоговых органах по своему месту нахождения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 83 НК РФ постановка налогоплательщиков-организаций на учет осуществляется на основании сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, в порядке, установленном Правительством РФ. Если организация-налогоплательщик изменила место нахождения, снятие ее с учета осуществляется налоговым органом, в котором организация состояла на учете. Постановка на учет налогоплательщика в налоговом органе по новому месту нахождения осуществляется на основании документов, полученных от налогового органа по прежнему месту нахождения (пункт 4 статьи 84 НК РФ).
Вопросы постановки на налоговый учет, в том числе и при смене места нахождения налогоплательщика, регулируются также постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. N 110 «О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», которым утверждены Правила ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков.
Для контроля за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах проводятся камеральные и выездные налоговые проверки (статья 87 НК РФ). Проверки осуществляются тем налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете (статья 88 и пункт 2 статьи 89 НК РФ).
Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе представленных налогоплательщиком налоговых деклараций (расчетов). В отличие от камеральной выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика.
НК РФ содержит следующие ограничения по проведению выездных налоговых проверок:
— такая проверка не может охватывать более чем три предшествующих календарных года;
— по одним и тем же налогам за один и тот же период не могут проводиться повторные проверки;
— налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года (за исключением случаев принятия решения руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения).
При этом права налоговых органов на проведение указанных налоговых проверок не зависят от момента постановки налогоплательщика на учет в конкретном налоговом органе.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, является Федеральная налоговая служба, которая осуществляет свои полномочия через свои территориальные органы — налоговые инспекции. Изменение территориального налогового органа при смене места нахождения налогоплательщика не изменяет обязанность налогоплательщика полно и своевременно уплачивать налоги в бюджет.
Выездные налоговые проверки проводятся в целях обеспечения законных интересов государства и являются основной и наиболее эффективной формой налогового контроля.
Планирование налоговых проверок осуществляется непосредственно налоговыми инспекциями. При этом Федеральной налоговой службой утверждена Концепция системы планирования выездных налоговых проверок (приказ от 30 мая 2007 г. N ММ-3-06/333) (далее — Концепция).
В соответствии с Концепцией выбор объектов для проведения выездных налоговых проверок производится на основании всестороннего анализа всей информации, поступающей в налоговые органы из внутренних и внешних источников. В указанном документе приведены критерии, которыми рекомендовано руководствоваться при отборе налоговым органом таких объектов.
Обращаем внимание, что одним из этих критериев является, в частности, неоднократное (два и более раза) снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами). Таким образом, можно предположить, что вероятность проведения налоговой проверки в связи со сменой организацией своего места нахождения и сменой контролирующего налогового органа возрастет.
Вывод.
Налоговая инспекция по новому месту постановки на учет вправе проводить проверки соблюдения налогоплательщиком налогового законодательства и за те периоды, в которых налогоплательщик состоял на учете в других налоговых инспекциях. При этом в рамках налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих проверке.
1 сентября 2008 г.
«Консультант бухгалтера», N 9, сентябрь 2008 г.

Собственники и руководители бизнеса зачастую сталкиваются с необходимостью изменить юридический адрес компании. Чаще всего владельцы компаний принимают решение о смене юридического адреса для перехода в другую ИФНС, полагая, что это поможет избавиться от бремени налоговых долгов или избежать налоговой проверки.

Причины смены адреса

Повод задуматься об изменении юр адреса у бизнесменов может появиться по различным причинам. Такая необходимость может быть связна с развитием бизнеса, когда возникает необходимость в более просторном помещении или, напротив, в период кризиса, когда собственники компаний пытаются экономить, в том числе, и на арендной плате.

Также смена юридического адреса может понадобиться при банальном отказе арендодателя в пролонгации договора аренды. Нередко владельцы компаний принимают решение о смене юридического адреса для перехода в другую ИФНС, полагая, что это поможет избавиться от бремени налоговых долгов или избежать налоговой проверки.

Поговорим о проблемах, которые может повлечь смена налоговой инспекции при смене юридического адреса.

Последние изменения в вопросах регистрации и проверках адресов

  1. С 1 января 2016 года существенно изменился порядок изменения места нахождения юридического лица. Подробнее об этом читайте в статье «Изменение юридического адреса ООО 2017: пошаговая инструкция».
  2. Теперь налоговая вправе произвести как документарную проверку нового адреса, так и выездную (инспектор выезжает на место, опрашивает персонал организации, составляет акт). Когда у инспекции возникают основания для проведения проверки достоверности нового юридического адреса, она вправе в течение 5 дней принять решение о приостановлении государственной регистрации изменений до конца проверки данного адреса, но не более чем на 1 месяц. При этом сам срок регистрации тоже прерывается.
  3. С начала 2016 года налоговые инспекции вправе осуществлять проверки по выявлению недостоверных сведений в ЕГРЮЛ в части адреса места нахождения компаний. Свое право на осуществление проверок налоговые органы охотно реализовывают. Список оснований для признания информации об адресе юридического лица недостоверной:
    • адрес массовой регистрации;
    • адрес в действительности не существует (например, объект недвижимости разрушен);
    • адрес является почтовым и присвоен объекту незавершенного строительства;
    • адрес не может использоваться для связи с организацией (по таким адресам размещены органы государственной власти, воинские части и т.п.);
    • имеется заявление собственника о том, что он не разрешает регистрировать юридические лица по адресу и др.
  4. В случае установления в ходе проверки недостоверной информации об адресе ИФНС направит в адрес этой организации, учредителям и руководителю уведомление, и в течение 30 дней необходимо исправить неверные данные в реестре или представить документы, подтверждающие достоверность этой информации. Если не сделать этого в указанные сроки, ИФНС внесет в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся сведений. О последствиях читайте в публикации «Налоговики будут ликвидировать компании без суда за недостоверные сведения в ЕГРЮЛ»

Широко известна практика, при которой смена юридического адреса используется как один из способов «слива» организации. Более того, под «сливом» понимается и создание организации по заведомо недействительному адресу. Как правило, это делается при создании фирм «однодневок». А потому налоговые инспекции заинтересованы в том, чтобы в их ведомстве находилось меньше организаций и ИП с огромным количеством долгов, которые признаны безнадежными, и нет возможности их взыскать.

С этой целью законодатель и предоставил налоговым инспекциям право проводить проверку таких адресов и пресекать изменение юридического адреса на «нехорошую квартиру».

Между тем, любой отказ в государственной регистрации изменения юридического адреса ООО должен быть мотивирован со стороны налоговой инспекции (см. врезку).

Что говорят суды об отказе ИФНС в смене адреса

Любой отказ в государственной регистрации изменений в части адреса места нахождения компании должен быть мотивирован со стороны налоговиков. Это подтверждается положительной судебной практикой:

  • Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 10.10.2013 по делу N А33-5495/2013

Отказ ИФНС в государственной регистрации вследствие представления недостоверных сведений должен быть исчерпывающим образом мотивирован не только со ссылкой на соответствующую норму закона, но и на конкретные обстоятельства, которые, по мнению налоговиков, свидетельствуют о недостоверности сведений. В противном случае отказ незаконен.

  • Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 01.04.2015 № Ф04-17044/2015 по делу № А27-14410/2014

Наличие недостоверных сведений в документах, представленных на государственную регистрацию, инспекцией не доказано. По мнению судей, недостоверность сведений об адресе юридического лица не подтверждена. Поскольку заявитель представил на гос. регистрацию все документы, предусмотренные законодательством, отказ ИФНС в регистрации изменения адреса незаконен.

  • Решение Арбитражного суда Свердловской области от 01.09.2016 по делу № А60-23629/2016

Вывод налогового органа о недостоверности адреса общества ввиду отсутствия общества по заявленному адресу основан лишь на факте проведения ремонтных и строительных работ, отсутствия должностных лиц, представителей заявителя, его оборудования. А осуществление ремонтных и строительных работ по спорному адресу наоборот, говорит о том, что деятельность организации по этому адресу фактически ведется.

Подводные камни при смене адреса и ИФНС

  • Потеря документов

Это наиболее часто встречающаяся проблема при переезде из одной ИФНС в другую. При передаче дел из старой налоговой инспекции в новую часть документов может бесследно исчезнуть. Решение подобной проблемы, как правило, заключается в подаче жалобы как на старую ИФНС, так и на новую. Однако все негативные последствия при утере документов налогоплательщик почувствует на себе (например, инкассо).

  • Обязательная сверка и погашение задолженности

Смена юридического адреса ООО со сменой налоговой инспекции нередко влечет за собой обязательную сверку по налогам. Сверка с ИФНС, как правило, заканчивается выплатой задолженности перед бюджетом.

  • «Двойные» налоги

Нередко возникают ситуации, при которых организации начисляются платежи, как новой ИФНС, так и старой.

  • Переезд на «нехорошую квартиру»

Неприятная ситуация может возникнуть при переезде на адрес, который был предоставлен в качестве «юридического», но не «фактического». Иначе говоря, адрес только в документах. Многие юридические компании предоставляют такую услугу как подбор и предоставление юридических адресов. В таком случае нужно быть уверенным в том, что рано или поздно такой адрес не станет адресом массовой регистрации с вытекающими из этого последствиями.

  • Включение в список претендентов на выездную проверку

После переезда в компанию может прийти выездная проверка (см. упоминание о миграции как об одном из видов риска по концепции, одобренной приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@). Хотя она не гарантирована и во многом зависит от загруженности инспекции и официальной выручки налогоплательщика – чем она больше, тем выше вероятность доначислений и проверки.

Сама смена юридического адреса не является основанием для налоговой проверки. Проверка может быть, а может и не быть. Все будет зависеть от того, насколько добросовестный налогоплательщик.

Новая ИФНС придет с выездной – взыскать старый должок

Цель налоговиков – проверить правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. При смене юр. адреса «старая» ИФНС передает акт расчетов по налогам и сборам в новую ИФНС. Таким образом, вся информация о задолженности и переплате по налогам и сборам передается в инспекцию, к которой относится организация. Новая ИФНС после получения регистрационных документов о смене юридического адреса обязана на следующий день направить запрос в старую налоговую по поводу наличия незаконченных камеральных или выездных проверок в отношении переехавшей компании с целью выяснить, не планируют ли проверяющие доначислить налоги, отказать в возмещении НДС, нет ли неисполненных налогоплательщиком требований о предоставлении документов и т.д.

Если указанные обстоятельства подтверждаются, то организация 100% попадет в план выездных налоговых проверок уже в новой ИФНС. Потому, нельзя использовать смену юридического адреса и с целью ухода от налоговых проверок. Проверку проведет новая налоговая, а компания получит статус «подозрительной».

  • Сложности при регистрации в новой инспекции

По закону новая инспекция обязана принять налогоплательщика в свои объятия. Но по жизни ИФНС может ощутимо потрепать нервы руководству компании. Например, инспекторы могут заявить, что сомневаются в достоверности адреса и на месяц приостановят регистрацию. За этот месяц налоговики свяжутся с собственником помещений, выяснят, кто там еще работает, находится ли там офис вашей компании и т.д. Если выяснится что адрес, по которому собирается прописаться компания, является массовым, или, к примеру, по спорному адресу с вами соседствуют множество фиктивных компаний – ИФНС откажется принять у себя такого «постояльца», то есть откажет в регистрации. С налоговиками может согласиться и суд (см., например, постановление АС Поволжского округа от 31.08.17 № Ф06-23538/2017).

  • Руководителя компании-«мигранта» налоговики возьмут на заметку

Уже появляются судебные дела, где налоговики отказались регистрировать фирму, поскольку ее руководитель или учредитель неоднократно участвовали в реорганизации других юрлиц (в том числе в присоединении – способе миграции). Суд инспекция проиграла (см. постановления АС Дальневосточного округа от 20.09.17 №Ф03-3383/2017). Но в любом случае компания потеряла время и деньги. Так что один из подводных камней – руководитель переезжающей компании попадает в черный список тех, кого лучше не назначать директором других предприятий и не выдвигать учредителем.

  • Риск не переехать на новый адрес даже с действующим договором аренды и реальным адресом места нахождения

Возникают ситуации, когда налоговые инспекции отказываются принимать организации в свою подведомственность. Дело в том, что налоговые инспекции обязали всех собственников нежилых помещений подавать в инспекцию списки компаний-арендаторов. Причины такого контроля логичны, нужно отследить и систематизировать поток миграции компаний из одной ИФНС в другую. С 2016 года система автоматического контроля НДС позволяет ФНС анализировать книгу продаж арендодателей и самостоятельно формировать базу данных юридических лиц, арендующих помещение по адресу, указанному в ЕГРЮЛ. Потому, если вдруг собственник помещения «забыл» указать информацию о юридическом лице, арендующем у него помещение в списке компаний-арендаторов, ИФНС откажет в регистрации таких изменений.

  • Миграция между налоговыми может испортить отношения с контрагентами

Если ИФНС в судебных спорах будет заявлять о признаках недобросовестности мигрирующей фирмы, очевидно, что потенциальные партнеры воздержатся от взаимодействия с такой «засветившейся» компанией.

Сменить адрес или… компанию?

Часто возникает вопрос, не проще ли зарегистрировать новое ООО с новым адресом? Конечно же, нет. В данной ситуации целесообразно задать ещё один вопрос. А зачем регистрировать новую компанию, если есть старая? Ведь «бросая» предыдущую организацию из-за проблем с адресом, возникнет еще больше проблем в дальнейшем.

Во-первых, регистрация новой компании не решает проблему поиска действительного адреса. Не забывайте, что с новой организацией придется искать надежного арендодателя, у которого нет личных проблем с налоговой инспекцией (почему нельзя это сделать с действующей), также придется проходить регистрацию в налоговой инспекции, при том, что государственная пошлина при создании новой компании больше по стоимости, чем при регистрации изменений по старой.

Во-вторых, нельзя просто взять и «бросить» компанию. У любого юридического лица есть свои обязательства. Несоблюдение данных обязательств влечет за собой наложение административных и иных санкций как в отношении самой компании, так и ее должностных лиц.

Важно понимать, что если фирма хочет уйти из инспекции из-за своих нарушений (если они действительно есть), то переезд в другую ИФНС не спасет от проверки. Компания, наоборот, привлечет внимание проверяющих. В данном случае лучше постепенно закрывать компанию (именно закрывать, а не присоединять к новой), переводя бизнес на новую организацию. Это сложнее, но обычно сложность оправдана.

Конечно, есть исключения. Например, нарушения незначительны, и из-за них не стоит возиться с созданием нового юрлица, переводом активов и т.д. Но в таких случаях и миграция не оправдана. Зачем же лишние усилия, если шансы на избавление от проверки невелики?

Так менять инспекцию или не менять?

  1. Если цель переезда – уйти от ответственности, перейдя в другую инспекцию и не отказываясь от старого юрлица, то выгодность переезда в другую ИФНС спорна. Налоговая проверка настигнет и по новому месту «прописки».
  2. Если смена адреса на другой региона связан с какими-либо льготами, бюджетными заказами и т.д., имеет смысл просчитать эффективность такого шага. Если выгодно – планировать переезд. Но при этом внимательно подбирать адрес: желательно не в офисном центре (где множество фирм), обязательно реальный адрес и пр.
  3. Если миграция нужна только для того, чтобы закрыть старую фирму (присоединением ее к другой компании из другого региона) и перевести платежи на новую, то переезд может быть оправдан (зависит от обстоятельств). Но хорошо бы до миграции сменить руководителя и учредителя. То есть не создавать им сложностей в регистрации новой компании, не портить репутацию у налоговиков.

Заказать услугу

Раньше процедура изменения юр. адреса длилась всего лишь несколько дней. Но теперь из-за того, что налоговая в обязательном порядке проверяет юридический адрес ООО, этот процесс затягивается на месяц, а то и еще на больший срок. Более подробно об этом – в нашей статье.

Налоговая проверка при изменении юридического адреса

В той ситуации, если компании нужно сменить свое местоположение на другой административно-территориальный регион (т.е. изменить обслуживающую ИФНС) ей необходимо будет пройти новую двухэтапную процедуру госрегистрации. Отметим, что в этом случае увеличивается вероятность камеральной проверки, подробнее о которой .

После принятия уполномоченным органом юр. лица решения о смене адреса нужно в первую очередь в течение 3 дней уведомить об этом местную налоговую. Для этого в нее нужно отправить копию решения, а также соответствующее ходатайство по утвержденному образцу. На основании полученных документов инспектор на протяжении 5 рабочих дней внесет в ЕГРЮЛ данные о принятом ООО решении, а также направит регистрационное дело в новую терринспекцию, в подведомственности которой вы и будете уже находиться.

Невзирая на то, что регистрационное дело уже уйдет в новую ИФНС, Налоговая проверка при смене юридического адреса ООО будет проведена прежним терротделением налоговой службы. Таким образом производится проверка на достоверность направленной для осуществления госрегистрации смены юр. адреса информации.

Выполняя данные элементы контроля, налоговая вправе использовать любые источники информации. В том числе прежняя ИФНС направит в новую налоговую службу запрос о том, не является ли избранный налогоплательщиком для переезда адрес фиктивным или массовым. В ситуации, когда госрегистратор обнаружит расхождение представленных и полученных от третьих лиц данных, процедура регистрации изменения юр. адреса ООО может быть приостановлена на срок до 1 календарного месяца.

Также при проведении налоговой проверки инспектор вправе отправить заявителям запрос в письменном виде для уточнения поданных ими данных и/или же для предоставления дополнительных разъяснений. На предоставление ответа на этот запрос у заявителя имеется 30 календарных дней.

После чего, в случае успешного прохождения налоговой проверки – т.е. если от нового рег. органа не поступит никаких возражений, и не возникнет необходимости в подаче дополнительных разъяснений, то на 21 день после подачи первичных документов нужно обращаться в новую ИФНС для завершения регистрационной процедуры.

Более подробно о втором этапе смены юр. адреса вы узнаете из нашего материала.

Необходимо подать форму N Р13001 в налоговую, все остальное в автоматическом режиме(п. 5 ст. 5 Федерального закона от 8.08.01 г. N 129-ФЗ). Это может быть основанием для налоговой проверки.Снятие с учета организации в связи с изменением места нахождения осуществляется налоговым органом, в котором организация состояла на учете, на основании выписки из ЕГРЮЛ, содержащей сведения об изменении места нахождения организации. Снятие с учета организации осуществляется не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения записи в ЕГРЮЛ. Датой снятия организации с учета является дата внесения записи в ЕГРЮЛ об изменении места нахождения юридического лица. Налоговый орган, осуществивший снятие организации с учета в связи с изменением места нахождения, выдает организации (направляет по почте) уведомление о снятии с учета в налоговом органе юридического лица.Учетное дело организации в установленном порядке пересылается в налоговый орган по ее новому месту нахождения в течение трех рабочих дней со дня снятия организации с учета в налоговом органе вместе с сопроводительным письмом. Налоговый орган по прежнему месту нахождения проводит сверку расчетов налогоплательщика с бюджетом, государственными внебюджетными фондами на дату снятия налогоплательщика с учета в связи с изменением места нахождения в соответствии с установленным порядком. Постановка на учет организации в связи с изменением места нахождения осуществляется налоговым органом по новому месту нахождения в соответствии с нормами п. 4 ст. 84 НК РФ на основании сведений из ЕГРЮЛ.Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) при изменении места нахождения организации не изменяется.После того, как смена юридического адреса будет зарегистрирована, необходимо обновить коды Госкомстата

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх