Налоговые изменения в 2018

Новый год всегда несет с собой множество перемен, и 2018 год исключением не стал. Законодатели приготовили для бизнеса немало сюрпризов, как приятных, так и не очень. Только в Налоговый кодекс было внесено более двухсот поправок, многие из которых начинают действовать прямо с 1 января. Мы расскажем о самых важных изменениях в налоговом законодательстве в 2018 году.

Изменения в налоговом законодательстве.

С 1 января 2018 года вступили в силу важные изменения в налоговом законодательстве России, влияющие на работу бизнеса. Мы рассмотрим в этой статье самые массовые из них, чтобы бухгалтеры и руководители организаций, а также ИП не испытывали сложностей в работе. В этом же материале пойдет речь о небольших изменениях в страховых взносах, ведь их также регулирует Налоговый кодекс. А также о курортном сборе, хоть он и не является налогом.

НДС в 2018 году.

Первым делом напомним о том, что законодатели ввели с 2018 года обязательный раздельный учет НДС. Это нужно делать даже при условии соблюдения в налоговом периоде «правила 5%». Речь идет о норме статьи 170 НК РФ, в которой сказано: если у налогоплательщика получилось, что его расходы на необлагаемые НДС операции не превысили 5%, то он может заявить к вычету НДС сразу по облагаемым и необлагаемым операциям. Ранее в этом случае раздельный учет был необязателен, но с нового года без него не обойтись. Ведь входной НДС в составе приобретений налогоплательщика, предназначенных только для необлагаемых операций, теперь принимать к вычету нельзя, независимо от доли расходов на операции.

Кроме того, от возможности получить дополнительный вычет по НДС избавили налогоплательщиков, которые покупают имущество или основные средства за счет бюджетных субсидий или инвестиций. Аналогичный запрет теперь действует для входящего НДС, полученного от поставщиков при модернизации или строительстве с привлечением бюджетных средств. Вывод чиновников прост: не истратил свох денег? Значит, и вычет не положен.

Зато теперь можно включать НДС, полученный от поставщиков с привлечением бюджетных средств, в расходы. Это можно делать, если стоимость покупки учтена в расходах. Правда, для этого придется вести раздельный учет НДС по всем: товарам, приобретенным за счет бюджетных субсидий; работам, осуществленным за счет бюджетных инвестиций; услугам, полученным за счет бюджетных средств; основным средствам, купленным с помощью инвестиций из бюджета; нематериальным активам и имущественным правам, приобретенным за счет субсидий.

В статье 170 НК РФ сказано, что отсутствие раздельного учета препятствует включению суммы налога в расходы.

Льгот по НДС также стало меньше. Теперь от НДС больше не освобождены компании, реализующие металлолом и отходы цветных и черных металлов. При этом платить за них НДС, в качестве эксперимента, будут покупатели. Их признают налоговыми агентами и обяжут отчитываться по входящему налогу и платить его в бюджет. Кроме покупателей металлолома такую обязанность приобретают заготовщики шкур. При этом статус плательщика НДС у самой организации-покупателя ни на что не влияет. При оформлении счета-фактуры на такую операцию на нем нужно будет делать отметку «НДС исчислен налоговым агентом». Это дает возможность принимать входящий НДС к вычету.

Реэкспортные операции теперь будут облагаться НДС по ставке 0%. Также нулевую ставку дали всем налогоплательщикам, осуществляющим услуги по предоставлению железнодорожных вагонов и контейнеров для перевозки грузов. До сих порт этим правом потльзовались только владельцы или арендаторы подвижного железнодорожного состава. А вот экспортеры теперь могут отказаться от применения нулевой ставки НДС. Для этого им нужно будет направить в орган ФНС уведомление об этом. При этом отказ будет полным, выбор определенных сделок эта процедура не предусматривает.

Налог на прибыль в 2018 году.

Для некоторых налогоплательщиков будут действовать новые ставки налога на прибыль. В частности, это затронет резидентов особых экономических зон. Для них законодатели предусмотрели пониженную ставку: не более 13,5% в региональный бюджет;

2% в федеральный бюджет.

Всего ставка налога будет составлять максимально 15,5%.

Изменяется принцип формирования резерва по сомнительным долгам. По новым правилам, установленным статьей 266 НК РФ, налогоплательщики должны уменьшать дебиторскую задолженность, возникшую ранее, на встречную кредиторскую задолженность.

При этом налогоплательщикам разрешили включать в расходы в целях налогообложения прибыли:

Стоимость обучения сотрудников по договорам о сетевой форме реализации образовательных программ. Такая форма обучения предполагает совместную программу от самой организации и учебного заведения и осуществляется только за счет средств работодателей. Обучаться работники могут непосредственно на рабочих местах.

Задолженность граждан, признанных банкротами в судебном порядке. Такие долги в силу статьи 266 НК РФ будут считаться погашенными и смогут уменьшить прибыль организации.

Появился новый инвестиционный ивычет, которым могут воспользоваться организации, которые модернизировали свои основные средства 3–7 амортизационных групп. Как сказано в новой статье 286.1 НК РФ, уменьшить налог на прибыль можно непосредственно при покупке новых основных средств или их модернизации. Однако для применения новой льготы необходимо, чтобы соответствующий закон был принят субъектом РФ. При этом региональные власти имеют право изменять условия предоставления вычета.

Финансовые или имущественные вклады в организацию от учредителей с любой долей в уставном капитале теперь будут облагаться налогом на прибыль. Ранее они были освобождены от налогообложения также в случае, если целью такого вклада является пополнение чистых активов компании. В новой редакции пункта 1 статьи 251 НК РФ оговорка о чистых активах исключена. Поэтому теперь освободить от налога на прибыль можно только вклады, внесенные по нормам Гражданского кодекса РФ, без увеличения уставного капитала.

А вот активы организации, выявленные при инвентаризации, теперь не будут облагаться налогом на прибыль, в том случае если они касаются прав на результаты интеллектуальной деятельности. На 2018–2019 годы стоимость таких излишков можно не учитывать в доходах. Все неучтенные патенты можно ставить только по бухучету, на налоговый они влиять не будут.

УСН в 2018 году.

В упрощенной системе налогообложения появилась новая форма книги учета доходов и расходов. Она утверждена приказом Минфина России от 07.12.2016 № 227 н. Кроме того, новшества затронули классификатор видов деятельности ОКВЭД. Льготные виды деятельности из НК не совпали с новыми кодами, но Федеральный закон от 27.11. 2018 № 335-ФЗ исправил это, и теперь никто из налогоплательщиков на УСН не потеряет право на льготный тариф 20% по страховым взносам в ПФР.

Правительство РФ утвердило для УСН новый коэффициент-дефлятор для УСН — 1,481. При этом предельный размер доходов, ограничивающий право перехода на УСН, в 2018 году по-прежнему не индексируется. Это связано с тем, что до 1 января 2020 года приостановлено применение положений п. 2 статьи 346.12 НК РФ и пункта 4 статьи 346.13 НК РФ. Для перехода на УСН с 2018 года сумма доходов от реализации и внереализационных доходов за 9 месяцев 2018 года не может превышать 112,5 млн рублей для налогоплательщиков-юрлиц (п 2 ст 346.12 НК РФ). Для индивидуальных предпринимателей такое ограничение доходов с 1 января 2018 года не предусмотрено.

Страховые взносы в 2018 году.

Федеральная налоговая служба России изменила с 1 января 2018 года форму расчета по страховым взносам и порядок его заполнения. Кроме того, уточнен электронный формат расчета. Срок сдачи единого расчета за 2018 год — до 30 января 2018 года, и нужно применять новую форму.

Также на 2018 год изменена предельная величина выплат в пользу застрахованных физлиц. Теперь они составляют: для взносов на пенсионное страхование — 1 021 000 рублей (свыше этой суммы применяется тариф 10%); для взносов в соцстрах — 815 000 рублей (свыше этой суммы взносы не начисляются).

Предельной базы для взносов на обязательное медицинское страхование не предусмотрено. Тарифы по страховым взносам «заморожены» до 2020 года включительно. Суммарный тариф составляет 30%, а раздельно в силу статьи 426 НК РФ ставки следующие:

На пенсионное страхование — 22%.

На медицинское страхование — 5,1%.

На социальное страхование — 2,9%.

Для организаций, работающих в сфере информационных технологий (IT), в частности, тех работодателей, которые продают, разрабатывают или сопровождают компьютерные программы, сохранены льготные тарифы страховых взносов. В частности, они должны платить всего 14% от выплат в пользу застрахованных лиц:

На пенсионное страхование — 8%.

На социальное — 2%.

На медицинское — 4%.

У ИП страховые взносы в фиксированном размере больше не привязаны к МРОТ. Они в 2018 году составят: пенсионные — 26 545 рублей; медицинские — 5840 рублей.

Кроме того, ИП, у которых нет деятельности, появилась возможность не платить страховые взносы в силу статьи 430 НК РФ. Для этого предприниматель должен подать заявление в территориальную налоговую инспекцию в свободной форме.

НДФЛ в 2018 году

1 января 2018 года вступил в силу приказ ФНС России от 24.10.2017 № ММВ-7-11/820@, которым утверждена новая форма расчета 6-НДФЛ. На титульном листе формы теперь в случае реорганизации нужно указывать ИНН и КПП реорганизованной компании, а также код формы реорганизации. По новой форме необходимо отчитываться уже по итогам 2018 года. Аналогичные поправки налоговики внесли в форму справок 2-НДФЛ. Теперь после реорганизации организации — налогового агента компания-правопреемник обязана сдавать за него 2-НДФЛ. Кроме того, в справках 2-НДФЛ утверждены новые коды доходов и вычетов. Их нужно использовать для отчетности за 2018 год.

С 1 января 2018 года налоговые агенты обязаны удерживать НДФЛ с материальной выгоды, если налогоплательщик получил заём под процент ниже 2/3 ставки ЦБ. Об этом сказано в статье 212 НК РФ. Это относится к налогоплательщикам, которые зависимы от организации или работают в ней по трудовому договору. Также от НДФЛ теперь не освобождена выгода в виде материальной помощи. Организаторы лотерей с 1 января 2018 года обязаны исчислять и удерживать НДФЛ со всех сумм выигрышей, сумма которых составляет 15 тыс. рублей и выше. Они стали налоговыми агентами. При сумме выигрыша от 4 тыс. до 15 тыс. рублей НДФЛ должен уплатить сам налогоплательщик.

А вот участники программы реновации в Москве НДФЛ платить не будут, если получат компенсацию или будут переселены в квартиру с большей стоимостью. Аналогичную льготу в силу статьи 217 НК РФ получили обманутые дольщики, которым выплачивают компенсации из специального фонда в случае банкротства застройщика.

Для иностранных работников в 2018 году действует новый коэффициент-дефлятор — 1,686. Теперь авансовый платеж по патенту на работу будет составлять 2023,20 рубля, без учета регионального коэффициента, который, как и раньше, устанавливают местные власти.

Транспортный налог в 2018 году.

В 2018 году транспортный налог, который платят владельцы дорогих автомобилей, станет меньше. Федеральный закон от 27.11. 2018 № 335-ФЗ внес соответствующие поправки в Налоговый кодекс, и теперь для всех автомобилей стоимостью от 3 млн до 5 млн рублей установлен единый повышающий коэффициент 1,1. Он действует, если возраст машины не превышает трех лет.

Кроме того, вступил в силу приказ ФНС от 05.12.2016 № ММВ-7-21/668, который изменил форму декларации по транспортному налогу, ее нужно применять уже с отчетности за 2018 год.

Земельный налог в 2018 году.

Приказом ФНС от 10.05.2017 № ММВ-7-21/347 введена в действие новая форма декларации по земельному налогу. Кроме того, чиновники упростили порядок получения льгот по земельному налогу. С 2018 года для этого достаточно направить в орган ФНС заявление. Его рассмотрят и примут решение о предоставлении льготы в течение трех рабочих дней.

Налог на имущество организаций в 2018 году.

Приказом ФНС от 31.03.2017 № ММВ-7-21/271 утверждена новая форма декларации по налогу на имущество организаций, которую необходимо применять для отчета за 2018 год. Кроме того, обновлен перечень имущества, облагаемого налогом по кадастровой стоимости. Теперь в него входит: торговая недвижимость; офисная недвижимость; объекты общественного питания; недвижимость для бытового обслуживания населения.

В обновленную базу включены все объекты за период с 2014 по 2018 год.

Законодатели фактически вернули для юридических лиц налог на движимое имущество по ставке 1,1%. Теперь льготу могут утвердить только власти регионов, они же имеют право изменить ставку в сторону уменьшения.

ПСН в 2018 году.

Введен новый коэффициент-дефлятор для расчета стоимости патента. Теперь индексировать потенциальный доход для применения патентной системы налогообложения нужно на 1,4.

Вычет для ИП

Индивидуальные предприниматели, применяющие ПСН без наемных работников, получили право уменьшить стоимость патента на стоимость контрольно-кассовой техники с функцией передачи данных онлайн (ККТ) в пределах 18 000 рублей за один кассовый аппарат. Это право на вычет действует при условии регистрации ККТ в органах ФНС в период с 1 февраля 2018 года до 1 июля 2019 года. Для торговых ИП этот период действует до 1 июля 2018 года.

Налоговые проверки в 2018 году.

Новая редакция статьи 88 НК РФ сокращает срок проведения камеральных проверок с трех до одного месяца. Также после направления уточненной декларации с уменьшением исчисленной суммы налога налоговики по-прежнему смогут провести повторную проверку. Но теперь ее предметом может быть только обоснованность уменьшения налога на основании измененных в декларации данных. По результатам дополнительных мероприятий налогового контроля налоговиков обязали составлять отдельный акт, в котором должна быть изложена суть этих мероприятий и сделанные проверяющими выводы. Налогоплательщик сможет ознакомиться с таким актом и подготовить возражения.

С 1 января 2018 года у инспекторов ФНС появилось право запрашивать данные и документы у аудиторских компаний. Аудиторы теперь обязаны раскрыть данные налоговикам. Кроме того, сами аудиторы теперь обязаны информировать обо всех сомнительных операциях клиентов органы Росфинмониторинга. В свою очередь, Росфинмониторинг будет при необходимости информировать об обналичке или уходе от налогов органы ФНС, которые смогут проводить выездные проверки по этим основаниям.

С 2018 года органы Роспотребнадзора смогут проводить контрольные закупки. Они будут посещать магазины под видом обычных покупателей и покупать товар. По итогам таких закупок организации и ИП могут быть наказаны, если они не соблюдют санитарные правила и нормы, нарушают технические регламенты или не выдают покупателям чеки.

Курортный сбор в 2018 году.

Весной 2018 года в некоторых регионах России начинает действовать курортный сбор. Его должны будут оплачивать за каждый день пребывания в регионе посетители:

Республики Крым;

Алтайского края;

Краснодарского края;

Ставропольского края.

Территории, на которых будет взиматься сбор, а также его размер должны утвердить своими законами региональные власти. В первый год действия размер сбора не может превышать 50 рублей в сутки. С 2019 году его размер вырастет вдвое — до 100 рублей. Агентами по сбору станут организации и предприниматели, предоставляющие помещения для размещения туристов и даже командированных работников. Порядок взимания и уплаты определят местные власти.

Содержание

Обзор изменений законодательства по общим вопросам бухгалтерского учета и налогообложения за 2018 год

ДЕКАБРЬ 2018 года

Изменены правила налогообложения международных холдинговых компаний

Федеральным законом от 25 декабря 2018 года N 490-ФЗ внесены изменения в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации.
В частности, определено, что в случае, если на момент регистрации международной компании финансовая отчетность за последний завершившийся финансовый год еще не утверждена, представляется финансовая отчетность за предшествующий финансовый год.
Кроме того, если в отношении контролирующего лица международной компании действовали меры ограничительного характера, введенные иностранным государством, такая международная компания не признается международной холдинговой компанией.
Статья 89 НК РФ дополнена нормой, согласно которой в рамках выездной налоговой проверки международной компании не могут быть проверены периоды, предшествующие регистрации такой компании в Российской Федерации в качестве международной компании.

На банки с базовой лицензией не распространяется ФЗ «О консолидированной отчетности»

Федеральным законом от 27.12.2018 N 567-ФЗ внесены изменения в часть 5 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности».
Согласно изменениям банки с базовой лицензией освобождены от обязанности составлять индивидуальную финансовую отчетность в соответствии с МСФО.

Утвержден Федеральный стандарт бухгалтерского учета ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды»

Приказом Минфина России от 16 октября 2018 года N 208н утвержден Федеральный стандарт бухгалтерского учета ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды».
Согласно ФСБУ 25/2018 объектами учета аренды признаются объекты бухучета при единовременном выполнении следующих условий:
— арендодатель предоставляет арендатору предмет аренды на определенный срок;
— предмет аренды идентифицируется;
— арендатор имеет право на получение экономических выгод от использования предмета аренды в течение срока аренды;
— арендатор имеет право определять, как и для какой цели используется предмет аренды в той степени, в которой это не предопределено техническими характеристиками предмета аренды.
Уточнено, какие платежи включаются в состав арендных платежей, как рассчитывается срок аренды для целей бухгалтерского учета, а также особенности учета у арендатора и арендодателя.
ФСБУ 25/2018 применяется организациями, начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2022 год. Однако организация может принять решение о применении стандарта до указанного срока.

Утверждена форма представления информации об установлении, изменении и прекращении действия региональных и местных налогов

Приказом ФНС России от 22 ноября 2018 года N ММВ-7-21/652@ утверждены форма и формат представления информации об установлении, изменении и прекращении действия региональных и местных налогов, а также порядок направления указанной информации в электронной форме.
Информацию об установлении, изменении и прекращении действия региональных и местных налогов направляют органы госвласти субъектов РФ и органы местного самоуправления в управления ФНС по субъектам РФ.
Данную информацию органы власти направляют в электронной форме не позднее рабочего дня, следующего за днем официального опубликования закона субъекта Российской Федерации или нормативного правового акта представительного органа муниципального образования об установлении, изменении и прекращении действия соответственно региональных или местных налогов.

В ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» внесены изменения

Приказом Минфина России от 20 ноября 2018 года N 236н внесены изменения в Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02.
В частности, в новой редакции термин «постоянное налоговое обязательство (актив)» заменен на «постоянный налоговый расход (доход)».
Уточнены случаи, когда образуются вычитаемые временные разницы (например, при переоценке активов по рыночной стоимости для целей бухгалтерского учета, применении разных правил создания резервов по сомнительным долгам и других аналогичных резервов для целей бухгалтерского учета и целей налогообложения и др.).
Закреплены особенности для консолидированной группы налогоплательщиков: текущий налог на прибыль формируется на отдельном счете по учету расчетов с участниками консолидированной группы налогоплательщиков. На этом счете отражается в бухгалтерском учете ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков сумма налога на прибыль по группе в целом.
Кроме того, уточнены правила раскрытия информации в бух. отчетности. Расход (доход) по налогу на прибыль с подразделением на отложенный налог на прибыль и текущий налог на прибыль отражается в отчете о финансовых результатах в качестве статьи, уменьшающей прибыль (убыток) до налогообложения при формировании чистой прибыли (убытка) за отчетный период. В пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах раскрываются отложенный налог на прибыль, величины, объясняющие взаимосвязь между расходом (доходом) по налогу на прибыль и показателем прибыли (убытка) до налогообложения, а также иная информация, необходимая пользователям для понимания характера показателей, связанных с налогом на прибыль организаций.
Изменения применяются организациями, начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год. Однако организация вправе принять решение о применении изменений до указанного срока. Такое решение подлежит раскрытию в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации.

Уточнен порядок заполнения форм N 11 и N 11 (краткая) в части сведений об основных средствах

Приказом Росстата от 22 ноября 2018 года N 685 внесены изменения и дополнения в Указания по заполнению формы статотчетности N 11 «Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) и других нефинансовых активов», и в Указания по заполнению формы N 11 (краткая) «Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) некоммерческих организаций», начиная с отчета за 2018 год.
Например, в кодовой части титульного листа форм N 11 «Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) и других нефинансовых активов» и N 11 (краткая) «Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) некоммерческих организаций» на основании Уведомления о присвоении кода ОКПО (идентификационного номера), размещенного на портале Росстата по адресу: http://websbor.gks.ru/online/#!/gs/statistic-codes, организация проставляет:
— код по ОКПО — для юридического лица, не имеющего обособленных подразделений;
— идентификационный номер — для обособленного и для головного подразделений юрлица.

Внесены изменения в порядок ведения личного кабинета налогоплательщика

Приказом ФНС России от 6 ноября 2018 года N ММВ-7-19/627@ внесены изменения в порядок ведения личного кабинета налогоплательщика.
Согласно изменениям налогоплательщик может не менять первичный пароль при первом входе в личный кабинет: в таком случае нужно подтвердить его дальнейшее использование.
Кроме того, определены случаи, когда доступ к личному кабинету налогоплательщика прекращается:
— если налогоплательщик в личном кабинете выберет опцию «отказаться от пользования личным кабинетом налогоплательщика»;
— при поступлении от физического лица Заявления на получение доступа с выбранным в поле «Прошу» реквизитом «3 — прекратить доступ к личному кабинету налогоплательщика»;
— в случае поступления сведений о факте смерти физического лица.
Также все документы, информация и сведения будут направляться только через личный кабинет налогоплательщика по истечении 3 рабочих дней со дня регистрации физического лица, если налогоплательщик не направит соответствующее уведомление.

НОЯБРЬ 2018 года

Изменены правила действия норм законодательства о налогах и сборах в отношении участников специальных инвестиционных контрактов и резидентов ТОСЭР и свободного порта Владивосток

Федеральным законом от 27 ноября 2018 года N 424-ФЗ внесены изменения в статью 1 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 300-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 части первой и статьи 422 и 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».
Согласно изменениям положения актов законодательства о налогах и сборах в части увеличения или отмены пониженных налоговых ставок, тарифов страховых взносов, установленных для налогоплательщиков — участников специальных инвестиционных контрактов, или в части отмены или изменения условий предоставления налоговых льгот и иных преференций (включая особый порядок и сроки уплаты, порядок исчисления налогов и сборов), установленных для таких налогоплательщиков, не применяются в отношении указанных налогоплательщиков до наступления наиболее ранней из следующих дат:
— даты утраты налогоплательщиком статуса участника специального инвестиционного контракта;
— даты окончания сроков действия налоговых ставок, тарифов страховых взносов, налоговых льгот, порядка исчисления налогов, порядка и сроков уплаты налогов, установленных на дату заключения специального инвестиционного контракта, если дата окончания сроков действия налоговых ставок, тарифов страховых взносов, налоговых льгот, порядка исчисления налогов, порядка и сроков уплаты налогов, установленных на дату заключения специального инвестиционного контракта, наступает ранее даты утраты налогоплательщиком статуса налогоплательщика — участника специального инвестиционного контракта.
В аналогичном порядке действуют нормы законодательства о налогах и сборах в отношении налогоплательщиков — резидентов территорий опережающего социально-экономического развития и налогоплательщиков — резидентов свободного порта Владивосток.

Изменен порядок представления бухгалтерской (финансовой) отчетности

Федеральным законом от 28 ноября 2018 года N 444-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Согласно изменениям бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.
ФНС России формирует и ведет государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности и обеспечивает доступ к указанному информационному ресурсу для иных государственных органов и заинтересованных лиц.
В целях формирования данного ресурса экономический субъект обязан представлять один экземпляр составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в налоговый орган по месту своего нахождения не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода. При представлении обязательного экземпляра отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется в виде электронного документа вместе с такой отчетностью либо в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.
За 2019 год отчетность предоставляется:
— субъектами малого предпринимательства на бумажном носителе или в виде электронного документа;
— иными экономическими субъектами в виде электронного документа.
В орган государственной статистики годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, начиная с отчетности за 2019 год, представляется организациями, отчетность которых содержит сведения, отнесенные к государственной тайне, а также в случаях, установленных Правительством Российской Федерации.
Соответственно Федеральным законом от 28 ноября 2018 года N 447-ФЗ исключено требование представления налогоплательщиками-организациями годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в налоговый орган, установленное статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации, если обязанность представления обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности установлена Федеральным законом «О бухгалтерском учете», и сохранено такое требование в отношении налогоплательщиков-организаций, для которых Федеральным законом «О бухгалтерском учете» обязанность представления обязательного экземпляра годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности не установлена.

Введен налог для самозанятых (налог на профессиональный доход)

Согласно Федеральному закону от 27 ноября 2018 года N 422-ФЗ с 1 января 2019 года по 31 декабря 2028 года в Москве, Московской и Калужской областях, Республике Татарстан проводится эксперимент по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход».
Данный спецрежим применяют физлица, в том числе и ИП, не имеющие работников, не реализующие подакцизные товары и полезные ископаемые, доходы которых не превысили 2,4 млн рублей в текущем году и др.
Объектом налогообложения признаются доходы от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав). Налоговый период — календарный месяц.
Налоговые ставки установлены в размере 4 процентов при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) физлицам, 6 процентов — при реализации ИП и юрлицам.
Связь с налоговыми органами осуществляется через мобильное приложение «Мой налог». В частности, через приложение налоговый орган уведомляет о сумме исчисленного налога и реквизитах, необходимых для его оплаты. Налоговая декларация не представляется.
Лицам, применяющим спецрежим, установлен налоговый вычет 10000 руб.
При реализации товара налогоплательщик обязан передать сведения о расчетах в налоговый орган, сформировать чек и передать его покупателю. Контрагенты (ИП и юридические лица) не вправе учитывать при исчислении налогов расходы на приобретение товаров (работ, услуг), имущественных прав у налогоплательщика, если у них отсутствует полученный от такого продавца чек.
Кроме того, Федеральным законом от 27 ноября 2018 года N 425-ФЗ установлена ответственность за нарушение порядка или сроков передачи сведений о произведенных расчетах при реализации товаров (работ, услуг) в виде штрафа. Также за аналогичное правонарушение предусмотрена ответственность операторов электронных площадок и кредитных организаций.
Согласно изменениям, внесенным в статью 2 Федерального закона от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации», контрольно-кассовая техника не применяется ИП при использовании специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в отношении доходов, облагаемых налогом на профессиональный доход.

Приняты поправки к стандартам МСФО

Приказом Минфина России от 30 октября 2018 года N 220н в соответствии с Положением о признании МСФО и Разъяснений их применения на территории России, утвержденным постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2011 года N 107, на территории РФ вводится .
Данные поправки к МСФО можно начать применять со дня их официального опубликования. А в обязательном порядке их нужно применять в сроки, определенные в самом МСФО.

ОКТЯБРЬ 2018 года

Утверждены формы запросов налогового органа в банк

Приказом ФНС России от 19 июля 2018 года N ММВ-7-2/460@ утверждены формы запросов в банк, направляемых налоговым органом в электронной форме.
В частности, налоговый орган вправе запрашивать информацию о наличии счетов, остатках денежных средств (драгоценных металлов) на счетах, о наличии вкладов и операций по ним, о переводах электронных денежных средств и др.

Добавить в «Нужное»

Актуально на: 12 января 2018 г.

Изменений по налогам в 2018 году немало. Так что давайте обо все по порядку.

Изменения по налогу на прибыль – 2018

Главное новшество, касающееся налога на прибыль, – это введение инвестиционного налогового вычета (ст. 286.1 НК РФ). Он должен стимулировать организации и ИП к обновлению основных средств.

Среди других изменений нужно отметить:

  • новый порядок расчета резерва сомнительных долгов;
  • расширение списка затрат, признаваемых расходами на НИОКР;
  • уточнение правил применения повышающих коэффициентов амортизации;
  • корректировки в списке доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Так, доходом для целей налога теперь не признаются вклады в имущество общества, полученные от любых его участников (не путать с вкладами в уставный капитал, они освобождены от налогообложения по отдельному основанию). При этом вклад в имущество должен быть правильно оформлен с точки зрения ГК РФ (пп. 3.7 п. 1 ст. 251 НК РФ).

А изменения по ставкам налога на 2018 год коснулись только организаций отдельных категорий, к примеру, резидентов особых экономических зон. Для них ставка налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, снижена с 3% до 2% (п. 1.2-1 ст. 284 НК РФ).

Изменения по страховым взносам

Сначала хорошая новость: тарифы страховых взносов не изменились (ст. 426 НК РФ), в том числе «на травматизм». А вот предельные базы выплат на одного работника увеличились и в 2018 году составляют (п. 4-6 ст. 421 НК РФ, Постановление Правительства РФ от 15.11.2017 N 1378):

  • по взносам на ОПС – 1 021 000 руб.;
  • по взносам на ВНиМ – 815 000 руб.

Расчет по страховым взносам за 2017 год нужно сдавать по старой форме (Приложение N 1 к Приказу ФНС России от 10.10.2016 N ММВ-7-11/551@). Но список оснований, по которым расчет могут не принять, расширили (п. 7 ст. 431 НК РФ). То есть повысился риск несдачи расчета с первого раза.

Расчет по страховым взносам 2018: бланк

Вместе с тем, за I квартал 2018 года и последующие периоды, по всей вероятности, страхователи должны будут отчитываться по обновленной форме.

Упрощенцы, имеющие право на пониженные тарифы, в конце 2017 года вздохнули свободнее, т.к. благодаря поправкам коды видов деятельности в НК РФ стали такими же, как в ОКВЭД2. Это во многом решило вопрос о возможности применения пониженных тарифов при ведении таких видов деятельности упрощенцами, как ремонт судов и их техобслуживание, услуги туристических агентств и др. (пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ).

Однако с 2018 года несколько изменились условия применения этих тарифов, а именно порядок расчета 70%-й доли доходов, полученных от льготного вида деятельности, в общем объеме доходов (п. 6 ст. 427 НК РФ). Подробнее об этом написано в статье «Гк».

Еще одно важное изменение заключается в том, что с этого года взносами на ОПС и ОМС облагаются все выплаты, начисленные по договорам об отчуждении исключительных прав и по лицензионным договорам, в соответствии с которыми физлица передают результаты своей интеллектуальной деятельности страхователю (пп. 3 п. 1, п. 4 ст. 420 НК РФ).

Налоги ИП: изменения 2018

Конкретно для ИП изменений в части налогов и взносов не так много. С 2018 года взносы предпринимателей за себя больше не зависят от МРОТ, но, как и прежде, устанавливаются в фиксированном размере (пп. 1,2 п. 1 ст. 430 НК РФ). В 2018 году ИП должны будут уплатить за себя:

  • взносы на ОПС – в сумме 26 545 руб.;
  • взносы на ОМС – в сумме 5 840 руб.

Зарплата и налоги: изменения в 2018 году

За реорганизованную компанию, не исполнившую свои обязанности в части представления отчетности по НДФЛ до окончания процедуры реорганизации, отчитаться должен ее правопреемник (п. 5 ст. 230 НК РФ). Речь идет в первую очередь о справках 2-НДФЛ и расчете 6-НДФЛ.

Поправки по НДФЛ 2018

Изменены правила обложения НДФЛ материальной выгоды, возникающей за счет экономии на процентах при пользовании физическим лицом заемными средствами, предоставленными по более низкой ставке. Так, к примеру, если заемщик и организация-заимодавец являются по отношению друг к другу работником и работодателем или взаимозависимыми лицами, то экономия на процентах подлежит обложению НДФЛ (пп. 1 п. 1 ст. 212 НК РФ). Есть и другие случаи, когда с материальной выгоды надо исчислить налог.

Новый порядок установлен и для обложения НДФЛ процентов по облигациям российских организаций, которые обращаются на бирже, номинированы в рублях и были эмитированы после 01.01.2017. По ним теперь налог считается по правилам, аналогичным правилам обложения процентов по банковским вкладам (пп. 7 п. 1 ст. 223, п. 1 ст. 214.2 НК РФ). До внесения поправок вся сумма дохода по облигациям облагалась НДФЛ.

Также по-новому облагаются НДФЛ выигрыши в азартных играх и лотереях. Порядок их обложения зависит от суммы выигрыша. Если сумма:

А вот с выигрышей и призов, полученных при проведении стимулирующих лотерей в целях рекламы, НДФЛ исчисляется в том же порядке, который действовал ранее.

Если гражданин задолжал работодателю или иной организации (банку, оператору сотовой связи и т.д.) и этот долг стал безнадежным, то организация вправе его списать. Но после списания исчислять НДФЛ с суммы долга или подавать сведения в ИФНС о невозможности удержания НДФЛ она больше не должна. Исключение предусмотрено для случаев, когда компания и должник являются взаимозависимыми лицами (пп. 5 п. 1 ст. 223 НК РФ).

Новшества в части НДС

Если доля расходов на операции, не облагаемые НДС, не превышает 5%, то принять входной НДС к вычету организация сможет только по тем товарам, работам, услугам, которые используются и в облагаемой НДС-деятельности и в необлагаемой (абз. 7 п. 4 ст. 170 НК РФ). То есть с общих расходов. А НДС, приходящийся на товары, работы, услуги, используемые только в операциях, не облагаемых НДС, заявить к вычету нельзя.

Остальные поправки будут интересны лишь узкому кругу налогоплательщиков.

Имущественные налоги: изменения 2018

Обзор изменений по имущественным налогам 2018 года начнем с налога на имущество организаций. Давно обсуждаемая поправка о том, что льготы в отношении движимых основных средств могут быть применены, только если они установлены региональным законом, претворена в жизнь (п. 1 ст. 381.1 НК РФ). В первую очередь речь идет о льготе в отношении имущества, принятого к учету в качестве ОС с 2013 года, относящегося к 3-10 амортизационным группам (п. 25 ст. 381 НК РФ).

В итоге одни регионы полностью освободили такие ОС от налогообложения на 2018 год, другие ввели освобождение только для организаций, ведущих определенные виды деятельности, третьи установили более низкую ставку налога. Она, кстати, не может превышать 1,1% (п. 3.3 ст. 380 НК РФ).

Также в НК внесены изменения в отношении жилых помещений, которые не учитываются на балансе организации в качестве ОС. Напомним, налог по ним считается исходя из кадастровой стоимости (пп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ). Так вот если стоимость такого имущества установлена и внесена в ЕГРН в течение календарного года, то за текущий год собственник должен платить налог (пп. 2.1 п. 12 ст. 378.2 НК РФ). До внесения поправок налог можно было не платить, если на 1 января стоимость имущества не была определена. Поскольку в этом случае налог оказывался равным нулю (пп. 1 п. 12 ст. 378.2 НК РФ).

Кроме того, с 2018 года организациям на ЕСХН нужно уплачивать налог на имущество в отношении имущества, которое не используется при производстве сельхозпродукции, первичной и последующей (промышленной) переработке и реализации этой продукции, а также при оказании услуг сельскохозяйственными товаропроизводителями (п.3 ст.346.1 НК РФ).

Что касается земельного налога, то в порядок его расчета также внесены поправки для ряда случаев. Речь идет о ситуации, когда в течение года, за который считается налог, кадастровая стоимость земельного участка поменялась по причине (п. 1 ст. 391 НК РФ):

  • изменения вида разрешенного использования участка;
  • перевода участка из одной категории земель в другую;
  • изменения площади участка.

Тогда сумма налога считается отдельно за период до изменения по старой кадастровой стоимости и отдельно за период после изменения по новой кадастровой стоимости. А полученные значения складываются.

Новые изменения по транспортному налогу в 2018 году

За 2018 год налог на дорогостоящее авто стоимостью от 3 до 5 млн. руб., которому не более 3 лет, нужно будет рассчитывать с учетом коэффициента 1,1 (п. 2 ст. 362 НК РФ). Раньше применяемый коэффициент зависел от возраста машины и мог принимать значение от 1,1 до 1,5. В отношении других дорогих автомобилей повышающие коэффициенты остались прежние.

Изменения налога при УСН в 2018 году

Есть новости и для упрощенцев. Во-первых, обновлена форма книги учета доходов и расходов. В ней появился раздел V «Сумма торгового сбора, уменьшающая сумму налога, уплачиваемого в связи с применением УСН…» (Приказ Минфина России от 07.12.2016 N 227н). В этом разделе «доходные» упрощенцы должны указать сумму уплаченного торгового сбора. Некоторые изменения были внесены и в Порядок заполнения книги.

В-третьих, упрощенцы вправе не признавать в доходах вклады в имущество общества, полученные от участников общества, при условии соблюдения требований гражданского законодательства (пп. 3.7 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Еще одно нововведение касается объединений собственников недвижимости таких, как ТСЖ, ЖСК и др. Такие организации не должны включать получаемые ими платежи за коммунальные услуги, оказанные сторонними компаниями, в свои налогооблагаемые доходы (пп. 4 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ).

По оценке ФНС, 20 процентов, или более 400 миллиардов рублей роста поступлений в консолидированный бюджет, пришлось на фактор налогового администрирования. «Налоговые поступления увеличиваются за счет вовлечения в легальный оборот новых субъектов экономической деятельности и хозяйственных операций», — сказал Михаил Мишустин.

Положительная тенденция отмечается и в сфере администрирования страховых взносов. По итогам 2018 года поступило 6,4 триллиона рублей таких платежей. Это на 617 миллиардов рублей, или на 10,6 процента, больше прошлогодних показателей.

По словам Антона Силуанова, такой результат говорит о том, что решение о передаче администрирования страховых платежей налоговой службе было принято абсолютно правильно. Одновременно с ростом сборов количество выездных налоговых проверок снижается. В 2018 году оно сократилось на 30 процентов. «Охват организаций проверками составляет всего 0,18 процента — это две организации или индивидуальных предпринимателя из тысячи. Вместе с тем по результатам контрольно-аналитической работы в бюджет дополнительно поступило 80 миллиардов рублей без налоговых проверок. «Ключевой принцип в контрольной работе — начинать проверку только в тех случаях, когда аналитическая работа выявила схемы уклонения от уплаты налогов», — отметил Мишустин.

В 2018 году ФНС удалось не только не допустить роста задолженности по администрируемым платежам, но и сократить ее на 207 миллиардов рублей — до 1,9 триллиона. «Даже если вычесть предусмотренное законом разовое списание долгов, которые были признаны безнадежными, совокупная задолженность уменьшилась на 0,5 процента. Реального снижения долга удалось добиться впервые за пять лет», — констатировал Мишустин.

В этом году работа по сокращению задолженности продолжится. Служба приступила к созданию и внедрению системы комплексного управления и администрирования долгом (СКУАД), сообщил глава ФНС. Она максимально автоматизирует меры взыскания, что перераспределит специалистов с рутинных операций на противодействие схемам уклонения от уплаты налоговой задолженности.

Налоговые поступления растут за счет вовлечения в легальный оборот новых предпринимателей и хозяйственных операций

С 1 февраля фискальное ведомство запустило новую модель администрирования крупнейших налогоплательщиков. Более трех тысяч таких компаний, которые обеспечивают 51 процент поступлений в консолидированный бюджет, теперь сгруппированы в инспекциях с учетом их специализации, особенностей сферы деятельности, потенциальных налоговых рисков, характерных для определенных отраслей экономики. «Такой подход позволит создавать «волновой эффект» в каждой отрасли, а также применять единую судебную практику по важным отраслевым вопросам», — пояснил Михаил Мишустин.

В 2019 году пройдет заключительный этап реформы контрольно-кассовой техники. По данным ФНС, до 1 июля на новый порядок работы должны перейти 3 миллиона налогоплательщиков мелкой торговли и сферы услуг, то есть тех, кто ранее получил отсрочку по применению ККТ.

Антон Силуанов не исключил, что переход на контрольно-кассовую технику для индивидуальных предпринимателей без наемных работников может быть продлен на один год.

«С учетом проведения эксперимента по введению налога на профессиональный доход прошу представить предложения о том, чтобы до тех пор, пока мы не установили на всей территории страны новый режим, перенести срок обязательного применения ККТ индивидуальными предпринимателями без наемных работников на год», — сказал первый вице-премьер. По данным ФНС, на новый порядок расчетов уже перешли 865 тысяч организаций и индивидуальных предпринимателей, занятых преимущественно в сфере торговли и общественного питания. Зарегистрировано 2,3 миллиона касс, что в два раза превышает дореформенный парк. В сутки пробивается 150 миллионов чеков на сумму 90 миллиардов рублей.

Доходы

Значительные темпы увеличения налоговых сборов были поддержаны высокой динамикой основных ненефтегазовых налогов.

* Это расширенная версия текста, опубликованного в номере «РГ»

Семина Л., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Принят ряд федеральных законов, которыми подготовлены значительные изменения в Налоговом кодексе. В основном эти изменения вступят в силу с 1 января 2019 года, но есть и те, которые начнут действовать уже в 2018 году. Предлагаем ознакомиться с новшествами, которые необходимо учитывать государственным (муниципальным) учреждениям культуры.

С движимого имущества налог уплачиваться не будет

С 1 января 2019 года движимое имущество не является объектом обложения налогом на имущество. Соответствующие изменения внесены Федеральным законом от 03.08.2018 № 302-ФЗ в ст. 374 НК РФ.

Таким образом, с указанной даты налогом на имущество будет облагаться только недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не преду– смотрено ст. 378, 378.1 и 378.2 НК РФ (п. 1 ст. 374 НК РФ в редакции Федерального закона № 302-ФЗ).

Налоговая база определяется отдельно в отношении каждого объекта недвижимого имущества (п. 1 ст. 376 НК РФ в редакции Федерального закона № 302-ФЗ).

В связи с этим с 2019 года отпадает необходимость в налоговых льготах и прочих налоговых преференциях, ныне действующих в отношении движимого имущества (исключаются п. 25 ст. 381, п. 2 ст. 381.1, п. 3.3 ст. 380 НК РФ).

С учетом принятых новшеств учреждениям следует с особой ответственностью подходить к распределению объектов на движимое и недвижимое имущество. Как правило, такое распределение осуществляется в момент принятия объектов имущества к учету. Решение об определении вида имущества принимается комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов, причем оно должно быть обосновано. Сам по себе оформленный протокол заседания комиссии не является правовым основанием для признания объекта движимым или недвижимым имуществом.

При принятии решения члены комиссии прежде всего должны исходить из норм гражданского законодательства об условиях признания вещи движимым или недвижимым имуществом. К таким нормам относятся ст. 130 и 131 ГК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Кроме того, к недвижимым вещам относятся жилые и нежилые помещения, а также предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.

Вещи, не относящиеся к недвижимости, признаются движимым имуществом (п. 2 ст. 130 ГК РФ).

Согласно п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН).

Исходя из изложенного правовым основанием для отнесения объекта имущества к недвижимости являются, в частности, следующие обстоятельства:

  • наличие записи об объекте в ЕГРН;

  • при отсутствии сведений в ЕГРН – наличие оснований, подтверждающих прочную связь объекта с землей и невозможность перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению (например, для объектов капитального строительства это наличие документов технического учета или технической инвентаризации объекта в качестве недвижимости, разрешений на строительство и (или) ввод в эксплуатацию, проектной или иной документации на создание объекта и (или) о его характеристиках – Письмо ФНС РФ от 02.08.2018 № БС-4-21/14968@).

Ставка НДС поднимется с 18 до 20%

Основная ставка НДС с 1 января 2019 года составит 20% (вместо 18%). Соответствующие изменения внесены Федеральным законом от 03.08.2018 № 303-ФЗ в п. 3 ст. 164 НК РФ.

Госпошлины за регистрацию юрлиц и внесение изменений в учредительные документы можно будет избежать

Согласно изменениям, внесенным Федеральным законом от 29.07.2018 № 234-ФЗ в п. 3 ст. 333.35 НК РФ, с 1 января 2019 года при направлении в регистрирующий орган электронных документов отменяется госпошлина:

  • за государственную регистрацию юридического лица, за исключением государственной регистрации ликвидации юридических лиц (в настоящее время размер госпошлины составляет 4 000 руб.);

  • за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (800 руб.);

  • за государственную регистрацию ликвидации юридического лица, за исключением случаев, когда ликвидация юридического лица производится в порядке применения процедуры банкротства (800 руб.).

Таким образом, подав на регистрацию документы в электронной форме, организации смогут прилично сэкономить. Отмена госпошлины связана с привлечением организаций к использованию электронных сервисов и расширением сферы электронного взаимодействия.

Закреплен бессрочный тариф страховых взносов на ОПС

В целях обеспечения стабилизации фискальной нагрузки установлен бессрочный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере:

  • 22 % в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования;

  • 10 % свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования.

Такой тариф закреплен в пп. 1 п. 2 ст. 425 НК РФ с 1 января 2019 года Федеральным законом № 303-ФЗ.

Согласно действующей редакции данной статьи тариф страховых взносов на ОПС составляет 26%, однако применять его планировалось с 2021 года. В 2018 году основные категории плательщиков уплачивают страховые взносы в соответствии с тарифами, приведенными в ст. 426 НК РФ. Вот такая запутанная схема тарифов существует в настоящее время.

С 2019 года применять тарифы страховых взносов будет намного проще. Статья 426 НК РФ будет исключена. Все основные тарифы будут отражены в ст. 425 НК РФ, и они не будут меняться из года в год.

Бессрочный период применения тарифа страховых взносов на ОПС (22%) будет закреплен и в Федеральном законе от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (соответствующие изменения приняты Федеральным законом от 03.08.2018 № 306-ФЗ и вступают в силу с 1 января 2019 года).

Отменяются права регионов устанавливать пониженную ставку по налогу на прибыль

С 2019 года регионы будут лишены возможности в общем порядке понижать ставки по налогу на прибыль, зачисляемому в региональный бюджет. Пониженные ставки могут быть введены только в отношении отдельных категорий налогоплательщиков – резидентов (участников) особой экономической зоны, участников региональных инвестиционных проектов (абз. 4 п. 1 ст. 284 НК РФ в редакции Федерального закона № 302-ФЗ).

Пониженные ставки по налогу на прибыль, установленные законами субъектов РФ до 1 января 2018 года, будут применяться налогоплательщиками до даты окончания срока их действия, но не позднее 1 января 2023 года. При этом указанные пониженные налоговые ставки могут быть повышены законами субъектов РФ на налоговые периоды 2019 – 2022 годов (абз. 5 добавлен в п. 1 ст. 284 НК РФ Федеральным законом № 302-ФЗ).

Изменения по совершенствованию налогового администрирования

Такие поправки внесены Федеральным законом от 29.07.2018 № 232-ФЗ. В основном они касаются администрирования налогов, взимаемых с физических лиц. Мы приведем лишь те изменения, которые будут интересны налогоплательщикам-организациям.

Право налоговых органов блокировать счета организации с 30 августа 2018 года распространяется на случаи несвоевременной сдачи расчета по страховым взносам.

Ранее такие санкции применялись в случае задержки представления расчета 6-НДФЛ и налоговых деклараций.

Согласно обновленной редакции п. 3.2 ст. 76 НК РФ решение налогового органа о приостановлении операций налогового агента (плательщика страховых взносов) по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в случае непредставления указанным налоговым агентом (плательщиком страховых взносов) расчета сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом (расчета по страховым взносам), в налоговый орган в течение десяти дней по истечении установленного срока представления такого расчета.

На следующий день после поступления указанных расчетов в налоговые органы блокировка счетов снимается.

При зачете переплаты по налогам в счет недоимки берутся во внимание переплаты, возникшие за последние три года.

Такое уточнение внесено Федеральным законом № 232-ФЗ в п. 5 ст. 78 НК РФ с 30 августа 2018 года.

Согласно новой редакции данного пункта зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ, производится налоговыми органами самостоятельно не более чем за три года со дня уплаты указанной суммы налога.

Для осуществления таких зачетов заявления от налогоплательщиков не требуются. Однако это не лишает налогоплательщиков права подавать заявления о зачете излишне уплаченных налоговых сумм в общем порядке.

Новшества, связанные с проведением налоговых проверок

Федеральным законом № 302-ФЗ в ч. 1 НК РФ внесены следующие новшества, связанные с проведением налоговых проверок.

Сокращен срок камеральной проверки на основе декларации по НДС.

По общим правилам камеральная проверка налоговых деклараций осуществляется налоговыми органами в течение трех месяцев со дня их представления (абз. 1 п. 2 ст. 88 НК РФ). При этом по декларации по НДС «камералка» будет проводиться быстрее – в течение двух месяцев. На это указывает абз. 2, добавленный в п. 2 ст. 88 НК РФ. Уточняется, что если до окончания камеральной налоговой проверки декларации по НДС налоговым органом установлены признаки, указывающие на возможное нарушение законодательства о налогах и сборах, то руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять решение о продлении срока проведения камеральной налоговой проверки. Срок камеральной налоговой проверки может быть продлен до трех месяцев со дня представления декларации по НДС.

Конкретизирован предмет повторной выездной налоговой проверки.

В случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного, налоговый орган вправе инициировать повторную выездную проверку. Согласно действующим положениям пп. 2 п. 10 ст. 89 НК РФ в рамках такой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация. Изменения, внесенные в данный пункт, определяют, что предметом такой повторной выездной налоговой проверки является правильность исчисления налога на основании измененных показателей уточненной налоговой декларации, повлекших уменьшение ранее исчисленной суммы налога (увеличение убытка).

Установлена обязанность налоговых органов вручать копию протокола допроса свидетеля, привлекаемого в рамках налогового контроля.

В соответствии со ст. 90 НК РФ в качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Показания свидетеля заносятся в протокол. Согласно п. 6, введенному в указанную статью, копия протокола после его составления должна быть вручена свидетелю лично под расписку. В случае отказа свидетеля от получения копии протокола этот факт отражается в протоколе.

Уточнен порядок повторного представления документов в налоговые органы.

Сейчас в ходе проведения налоговой проверки, иных мероприятий налогового контроля налоговые органы не вправе истребовать у проверяемого лица документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении налоговых проверок данного проверяемого лица, а также документы, представленные в виде заверенных копий в ходе проведения налогового мониторинга. Согласно новой редакции п. 5 ст. 93 НК РФ ранее представленные в налоговые органы документы (информация) независимо от оснований для их представления могут не представляться при условии уведомления налогового органа в установленный срок о том, что истребуемые документы (информация) были представлены ранее, с указанием реквизитов документа, которым (приложением к которому) они были представлены, и наименования налогового органа, в который были представлены документы (информация).

Предусмотрено право проверяемых лиц знакомиться с материалами проверки до рассмотрения ее материалов.

В силу действующих положений п. 2 ст. 101 НК РФ лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), вправе ознакомиться с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля в течение срока, предусмотренного для представления письменных возражений, а именно:

  • в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки;

  • в течение десяти дней со дня истечения срока проведения дополнительных мероприятий налогового контроля.

С учетом изложенного предполагается, что проверяемое лицо знакомится с материалами проверки уже после их рассмотрения.

В новой редакции п. 2 ст. 101 НК РФ прямо установлено право проверяемого лица (его представителя) знакомиться с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля до рассмотрения материалов проверки.

Установлен документ, применяемый для оформления результатов проведенных допмероприятий налогового контроля.

До сих пор не было четкого понимания, как должны быть оформлены результаты дополнительных мероприятий налогового контроля. Согласно новой редакции п. 6.1 ст. 101 НК РФ начало и окончание дополнительных мероприятий налогового контроля, сведения о таких мероприятиях, а также полученные дополнительные доказательства для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых, выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи НК РФ фиксируются в дополнении к акту налоговой проверки.

Дополнение к акту налоговой проверки должно быть составлено и подписано должностными лицами налогового органа, проводящими дополнительные мероприятия, в течение пятнадцати дней со дня окончания таких мероприятий.

Дополнение к акту налоговой проверки с приложением материалов, полученных в результате проведения дополнительных мероприятий, в течение пяти дней с даты этого дополнения должно быть вручено лицу, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителю), под расписку или передано иным способом, свидетельствующим о дате его получения этим лицом или его представителем (если не предусмотрено иное).

Таким образом, теперь организациям, в отношении которых инициированы дополнительные мероприятия налогового контроля, будет проще понять, в чем суть проводимых мероприятий и каковы претензии проверяющих.

Стоит отметить, что все вышеперечисленные новшества вступают в силу с 3 сентября 2018 года.

* * *

Обобщая рассмотренные поправки в налоговом законодательстве, укажем, что основные изменения вносятся федеральными законами № 302-ФЗ, № 303-ФЗ, № 232-ФЗ и № 234-ФЗ. Согласно этим изменениям с 1 января 2019 года учреждения:

  • не будут платить налог на имущество с движимого имущества;

  • будут платить НДС по ставке 20 % (вместо 18 %);

  • смогут сэкономить на госпошлине за регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы, если подадут на регистрацию документы в электронной форме.

Новшества, связанные с совершенствованием налогового администрирования и с проведением налоговых проверок, вступают в силу с 30 августа и 3 сентября 2018 года соответственно.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх