Налоговый бюджет организации

МОСКВА, 16 сентября. /ТАСС/. Госдума приняла в третьем, окончательном чтении закон, предусматривающий включение в бюджетную систему РФ бюджета муниципального округа. Документ инициирован правительством РФ.

Документ был разработан в связи с принятием закона от 1 мая 2019 года «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления», которым введен новый вид муниципального образования — муниципальный округ. Документ предусматривает включение в бюджетную систему РФ бюджета муниципального округа, установление перечня бюджетных полномочий, доходных источников муниципального округа и определение подходов к выравниванию его бюджетной обеспеченности по аналогии с бюджетом городского округа.

Устанавливаются также перечень налоговых и неналоговых доходов бюджетов муниципальных округов, положения в части подлежащих зачислению в бюджеты муниципальных округов отдельных видов доходов (50% от сумм штрафов, установленных КоАП РФ, в случае, если постановления о наложении административных штрафов вынесены мировыми судьями, комиссиями по делам несовершеннолетних). Эти нормы вступят в силу с 1 января 2021 года.

Расширяются бюджетные полномочия субъектов РФ по установлению единых нормативов отчислений от федеральных и (или) региональных налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ, в бюджеты муниципальных округов. Предусматривается возможность установления законом субъекта РФ единых для всех муниципальных округов субъекта РФ нормативов отчислений в бюджеты муниципальных округов от отдельных федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, и (или) региональных налогов, подлежащих зачислению в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и законодательством РФ о налогах и сборах в бюджет субъекта РФ.

Документ устанавливает формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов субъектов РФ бюджетам муниципальных округов и из бюджетов муниципальных округов, а также устанавливает подходы к выравниванию бюджетной обеспеченности муниципальных округов за счет средств бюджетов субъектов РФ и определению размера дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных округов. Также определяются сроки составления проекта местного бюджета и прогноза социально-экономического развития муниципального образования.

Поправки ко второму чтению

Принятыми поправками, подготовленными правительством, уточняются виды муниципальных образований, в которых могут утверждаться сметы доходов и расходов по населенным пунктам другой территории, не являющейся муниципальным образованием. Поправками также устанавливается компенсация выпадающих доходов городских округов и других образований, связанная с отменой единого налога на вмененный доход (ЕНВД) с 1 января 2021 г. путем введения в Бюджетном кодексе дифференцированных нормативов, которые будут отчисляться от упрощенной системы налогообложения (УСН) взамен компенсации выпадающих доходов.

Также поправками предусмотрено, что правительство РФ вправе принимать решения о предоставлении в 2020 г. государственных кредитов, не предусмотренных программой предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов. Такие кредиты можно будет предоставлять как за счет ассигнований, установленных самой программой, так и за счет уменьшения остатков средств федерального бюджета, образовавшихся на 1 января 2020 года.

Закон вступит в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых предусмотрен иной срок вступления в силу. Положения закона применяются к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, начиная с бюджетов на 2021 год (на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов).

Структура налоговых платежей предприятия

Эффективность современного бизнеса во многом определяется не только рентабельностью предприятия, но и объемом затрат на его ведение.

Анализ налогообложения предприятия включает в себя не только изучение абсолютных показателей налоговых выплат и их изменение по годам. Анализ налогообложения позволяет изучить систему налогообложения, разновидность налогов, уплачиваемых предприятием, а так же влияние налоговых выплат на результаты деятельности предприятия.

Как известно, суммы налоговых выплат уменьшают сумму полученной предприятием прибыли, следовательно, снижается собственный капитал предприятия, который пополняется за счет нераспределенной прибыли.

Для того, что бы определить, какие результаты получает предприятие при имеющейся системе налогообложения, необходимо в первую очередь провести анализ финансовой деятельности предприятия.

Анализ структуры баланса ООО ТК «Р-Транс» представлен в табл. 2.2.

Таблица 2.2 Анализ структуры баланса ООО ТК «Р-Транс»

Из приведенных данных видно, что в составе активов большую долю занимали внеоборотные активы, их доля в 2009 году составила 77,4%. Но в течении 2010 года абсолютный показатель внеоборотных активов снизился на 178211 тыс. руб. это привело к снижению доли внеоборотных активов в общем составе активов на 38,7%.

Оборотные активы в 2008 году занимали 47,8% в общем составе активов. В 2009 году их доля снизилась на 25,2% и составила 22,6%. К концу 2010 года этот показатель вновь увеличился и доля оборотных активов достигла 61,3%, что на 38,7% выше прошлого года.

В составе оборотных активов большую долю занимает дебиторская задолженность. В 2008 году в общем составе активов дебиторская задолженность занимала 42,7%, в 2009 году показатель снизился до 18,4%. В отчетном году доля дебиторской задолженности возросла на 38,3% и достигла 56,7%.

Рост дебиторской задолженности для предприятия можно расценить как положительную тенденцию. С ростом дебиторской задолженности увеличивается показатель ликвидности предприятия. Но, с другой стороны, рост дебиторской задолженности может отрицательно повлиять на финансовое состояние предприятие, так как не вовремя оплаченные суммы в дальнейшем могут обесцениться и привести к дополнительным затратам предприятия.

В составе пассивов баланса большую долю занимают заемные средства, их доля в течение всех исследуемых лет превышает 70%. К концу 2010 года их доля составила 73,01%. При этом доля собственного капитала составила лишь 26,99%.

Большую долю в составе заемных средств занимают краткосрочные кредиты и займы. При чем, если в 2008 году их доля составляла лишь 1,2%, то к концу 2010 года доля их возросла до 35,74%.

Такие показатели были достигнуты за счет снижения абсолютных показателей долгосрочных кредитов и займов на 76134 тыс. руб. и увеличении абсолютных показателей краткосрочных кредитов и займов на 749296 тыс. руб.

На большой процент заемных средств в составе средств предприятия оказывает немаловажное влияние рост дебиторской задолженности. При недополучении средств от покупателей, предприятию приходится прибегать к банковским и коммерческим кредитам, что так же приводит к дополнительным расходам в виде процентов по кредитам.

Для более полного анализа показателей баланса необходимо провести анализ динамики показателей баланса (табл. 2.3).

Таблица 2.3 Анализ динамики показателей баланса

Анализ динамики показателей баланса показал, что валюта баланса за год увеличилась на 1146853 тыс. руб., за три анализируемых года сумма увеличилась на 1869408 тыс. руб. темп роста за год составил 171%, темп роста за три года составляет 310,7%. Рост показателя валюты баланса свидетельствует о развитии деятельности предприятия.

В составе активов внеоборотные активы за отчетный год снизились на 178211 тыс. руб. и составили 85,7% от показателя прошлого года. Но за три последних отчетных года внеоборотные активы увеличились на 603760 тыс. руб. темп роста составил 230,3%

Оборотные активы за 2009 г. снизились, но в течении 2010 года увеличились на 1325063 тыс. руб. темп роста за год составил 464%. Общее увеличение за три года составило 1265647 тыс. руб., темп роста — 398,8%.

Увеличение оборотных средств в большей степени произошел из-за высокого темпа росна дебиторской задолженности, за год темп роста ее составил 528%.

В составе оборотных средств увеличение произошло по всем статьям. Запасы за отчетный год увеличились на 69933 тыс. руб., увеличение за три года составило 72738 тыс. руб., темп роста за год составляет 270%.

Дебиторская задолженность за отчетный год увеличилась на 1267413 тыс. руб., за три года — на 1185298 тыс. руб. Темп роста дебиторской задолженности за год составил 528%.

Денежные средства предприятия за год снизились на 11454 тыс. руб. и составили 55,8% от показателя прошлого года. Снижение показателя по статье «денежные средства» ведет к снижению показателя ликвидности предприятия.

На снижение денежных средств немалое влияние оказывает рост дебиторской задолженности, который в первую очередь связан с несвоевременной уплатой покупателей. С ростом дебиторской задолженности снижаются поступления денежных средств предприятия.

Анализируя темп роста собственных и заемных средств предприятия, можно сделать вывод, что на предприятии рост заемных средств опережает рост собственных средств, показатели темпов роста 187% и 139% соответственно.

Собственные средства предприятия увеличились за год на 210224 тыс. руб. Всего за три года сумма увеличилась на 514739 тыс. руб.

Заемные средства за год увеличились на 936629 тыс. руб., увеличение за три анализируемых года составило 1354669 тыс. руб.

В составе заемных средств долгосрочные кредиты и займы снизились на 76134 тыс. руб. и составили 89,7%. При этом сумма краткосрочных кредитов и займов возросла за год на 749296 тыс. руб., темп роста за год составил 418%, темп роста за три анализируемых года составляет 9205,2%.

Долгосрочные кредиты снизились за счет оплаты предприятием части кредита. А рост краткосрочных кредитов и займов в первую очередь связан с ростом дебиторской задолженности. Неуплата задолженности покупателей приводит предприятие к необходимости приобретать товары и услуги в долг, или воспользоваться краткосрочными займами.

Кредиторская задолженность так же имеет тенденцию роста. За отчетный год этот показатель увеличился на 263467 тыс. руб., темп роста составил 365%.

Снизить рост кредиторской задолженности предприятие в первую очередь сможет, получив дебиторскую задолженность от покупателей и заказчиков. Одним из способов получения сумм дебиторской задолженности является факторинг, который в настоящее время применяет большинство предприятий.

Далее целесообразно рассмотреть источники формирования имущества ООО ТК «Р-Транс».

Таблица 2.4

Анализ источников формирования имущества ООО ТК «Р-Транс»

Собственные средства предприятия занимают 27% в составе средств предприятия, за отчетный год этот показатель снизился на 6,2% и составил 81,4% от показателя прошлого года. Снижением собственных средств является отрицательным фактором для предприятия.

При этом в составе всех средств предприятия заемные средства составляют большую долю — 73%. На конец отчетного года, их доля в общем объеме средств предприятия за год увеличилась на 6,2%.

Темп роста заемных средств составил 187%, при этом темп роста собственных средств составляет лишь 139%.

Превышение темпа роста заемных средств над темпом роста собственных средств свидетельствует о росте зависимости предприятия от заемных средств.

Одной из характеристик стабильного положения организации служит его финансовая устойчивость. Анализ устойчивости финансового состояния на ту или иную дату позволяет выяснить, насколько правильно предприятие управляло финансовыми ресурсами в течение периода, предшествующего этой дате (табл. 2.5).

Таблица 2.5 Анализ финансовой устойчивости организации на основе абсолютных показателей (тыс. руб.)

Показатели

Условные обозначения

Капитал и резервы

Внеоборотные активы (с. 190)

ВА

Долгосрочные кредиты и займы (с. 590)

ДО

Наличие собственных оборотных средств (СК-ВА):

СОС

Наличие собственных и долгосрочных заемных средств: СОС + ДО

СД

Краткосрочные заемные средства (с. 610)

КЗС

Общая величина основных источников формирования: СД + КЗС

ОИФ

Общая величина запасов (с. 210 + с. 220)

З

Недостаток собственных оборотных средств: СОС — З

+/-СОС

Недостаток собственных и долгосрочных заемных средств: СД — З

+/-СД

Излишек (+) или недостаток основных источников формирования: ОИФ — З

+/-ОИФ

Трехкомпонентный показатель типа финансовая устойчивость

S={+/-СОС;+/-СД;+/-ОИФ}

Отмеченные выше показатели обеспеченности запасов источниками их формирования интегрируются в трехкомпонентный показатель S.

В результате, по типу финансовой устойчивости анализируемое предприятие в 2009 — 2010 годах можно отнести к нормальной финансовой устойчивости. Организация данного класса характеризуется тем, что у этой организации есть возможности повышения финансовой устойчивости и платежеспособности.

Более полный анализ финансовой устойчивости можно провести, рассчитав соответствующие коэффициенты, характеризующие финансовую устойчивость предприятия.

Таблица 2.6

Анализ финансовой устойчивости ООО ТК «Р-Транс», тыс.руб.

Коэффициент автономии в течение трех лет не достиг нормативного значения, в 2010 г. этот показатель снизился на 0,12 пунктов.

Коэффициент соотношения собственных и заемных средств ниже норматива, более того в 2010 году показатель снизился на 0,22 пункта, это свидетельствует о том, что у предприятия заемные средства превышают собственные и у предприятия увеличивается зависимость от заемных средств.

В 2008 году коэффициент маневренности был выше нормативного и составлял 1,28 пунктов, при нормативном значении 0,5 пункта. В 2009 году коэффициент маневренности был равен 0. В 2010 году показатель достиг 0,25 пунктов, но это ниже нормативного значения. Рост коэффициента маневренности свидетельствует о росте доли собственного капитала в финансировании текущей деятельности предприятия, но его низкое значение указывает на то, что доля собственного капитала в финансировании текущей деятельности еще очень мала.

При нормативном значении коэффициента обеспеченности запасов собственными источниками 0,6 пунктов, в ООО ТК «Р-Транс» этот показатель достиг в 2008 году 0,54 пункта, что близко к нормативному значению, в 2009 году показатель снизился на 0,53 пункта и достиг 0,01 пункта. В 2010 году показатель увеличился на 0,07 пунктов, но нормативного значения не достиг. Это показывает, что очень малая доля материальных оборотных активов в течении отчетного года финансировалась за счет собственных средств.

Анализируя динамику рассчитанных показателей можно сделать вывод, что у предприятия в настоящее время низкая финансовая устойчивость.

Финансовое положение предприятия можно оценивать с точки зрения ликвидности баланса. Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени убывающей ликвидности, с краткосрочными обязательствами по пассиву, которые группируются по степени срочности их погашения.

Таблица 2.7

Группировка текущих активов по степени ликвидности, тыс.руб.

Показатели

Абсолютное изменение

Активы

Итого А1 абсолютно ликвидные активы:

Дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев (с. 240)

Прочие оборотные активы (с. 270)

Итого А2 быстро реализуемые активы:

Дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются через 12 месяцев (с. 230)

Производственные запасы (с. 210)

Расходы будущих периодов (с. 216)

Налог на добавленную стоимость по приобетенным ценностям (с. 220))

Итого А3 медленно реализуемые активы (с. 210 + с. 220 + с. 230 — с. 216):

Итого текущих активов (А1 + А2 + А3):

Итого А4 труднореализуемые активы:

Пассивы

Кредиторская задолженность П1 срочные обязательства (с. 620)

Краткосрочные кредиты банка П2 среднесрочные обязательства (с. 610)

Итого текущих пассивов (П1 + П2):

Долгосрочные кредиты банка и займы П3 (с. 590)

Собственный капитал П4 (с. 490 + с. 640 — с. 216):

Капитал и резервы (с. 490)

Доходы будущих периодов (с. 640)

Расходы будущих периодов (с. 216)

Обобщение: платежный излишек «+» или недостаток «-«

— по наиболее ликвидным активам (А1-П1) >= 0

— по быстро реализуемым активам (А2-П2) >= 0

— по медленно реализуемым активам (А3-П3) >= 0

— по трудно реализуемым активам (А4-П4) <= 0

Таким образом, можно сделать предварительный вывод, что, как в 2008 г., так и в 2009 г. и в 2010 г. баланс ООО ТК «Р-Транс» нельзя считать абсолютно ликвидным, поскольку не выполнены четыре условия абсолютной ликвидности баланса — А1>П1, А2>П2, А3>П3, А4<П4.

В се три анализируемых года наблюдается несоответствие выполнению четвертого неравенства. Это говорит о недостаточности у предприятия собственных средств.

Таблица 2.8 Показатели ликвидности организации

Подводя итог анализа ликвидности баланса, можно сделать следующий вывод: коэффициенты ликвидности имеют значения ниже нормативных, что указывает на недостаточность средств для погашения своих обязательств.

Для комплексной оценки ликвидности баланса в целом рекомендуется использовать общий показатель ликвидности баланса предприятия.

Значение данного коэффициента должно быть больше или равно 1.

На исследуемом предприятии этот показатель ниже 1.

Таким образом, показатели ликвидности предприятия снижаются, а значит и снижается его платежеспособность.

Рассматриваемое предприятие имеет в своем арсенале как возможность упрочить свое финансовое состояние, так и шанс становления на путь банкротства.

Одним из показателей, характеризующих финансовое состояние организации, является его платежеспособность, т.е. возможность погашать свои платежные обязательства.

При этом сравниваются следующие показатели:

— *показатель: с.240 (Дебиторская задолженность) + с.250 (Краткосрочные финансовые вложения) + с.260 (Денежные средства);

— **показатель: с.610 (Займы и кредиты) + с.620 (Кредиторская задолженность).

Таблица 2.9 Платежеспособность организации ООО ТК «Р-Транс»

Показатели

*показатель, тыс.руб.

Нормативное соотношение

Фактическое соотношение

**показатель, тыс.руб.

Процент непокрытия, %

Платежеспособность на начало периода 2008

>=

>=

137,2

Платежеспособность на начало периода 2009

>=

<=

57,0

Платежеспособность на конец периода 2009

>=

<=

30,9

По анализируемому предприятию нормативное неравенство платежеспособности на начало периода соблюдалось, процент покрытия составил 137,2%. В 2009 г. нормативное неравенство было нарушен, а значит, снизилась платежеспособность предприятия и достигла 57%. К концу 2010 года показатель еще снизился и достиг 30,9%.

Следовательно, у предприятия не только нарушена платежеспособность, но она имеет тенденцию снижения.

Используя формулу, определим вероятность восстановления платежеспособности предприятием в ближайшее время.

КВ (у).пл. = (К1Ф +6/Т (К1Ф — К1Н)) /Кнор (2.1)

где К1Ф — фактическое значение в конце отчетного периода коэффициента

текущей ликвидности;

К1Н — значение этого коэффициента в начале периода;

КНор- нормативное значение коэффициента, равное 2;

Т — отчетный период в месяцах (12).

Кв (у).пл. = (0,98 + 6 / 12 (0,98 — 2,71)) / 1 = 0,115

Значение показателя меньше 1, что свидетельствует о низкой возможности восстановить платежеспособность предприятия в течении ближайших шести месяцев (используя только внутренние резервы предприятия).

Прибыль — важнейший показатель, характеризующий финансовый результат деятельности предприятия. Рост прибыли определяет рост потенциальных возможностей предприятия, повышает степень его деловой активности.

Для анализа финансовых результатов используются данные табл.2.10.

Таблица 2.10

Анализ структуры финансовых результатов ООО ТК «Р-Транс»

В составе выручки от реализации большую долю занимает себестоимость. Ее удельный вес увеличивается на протяжении трех анализируемых лет. В 2008 году ее доля в составе выручки составляла 53,9%, в 2009 году этот показатель увеличился до 61%. В 2010 году показатель увеличился еще на 25,41% и составил 86,4%. Рост удельного веса в себестоимости продукции является отрицательным показателем, способствующим снижению суммы прибыли.

К концу отчетного года предприятие сработало не эффективно, этому свидетельствует снижение суммы прибыли от продаж не только в абсолютном выражении — на 370070 тыс. руб. в 2010 году, но и снижение уровня прибыли от продаж в составе выручки на 25,4%.

На такой результат большое влияние оказал рост доли себестоимости в составе выручки. Если в 2008 году доля себестоимости составляла 53,9%, то в 2009 году показатель увеличился до 61%, в 2010 году доля себестоимости увеличилась еще на 24,41% и достигла 86,4%.

Такие тенденции роста уровня расходов повлияли и на показатель чистой прибыли, который к концу 2010 года достиг 37311 тыс. руб., что на 290719 тыс. руб.

Доля чистой прибыли в составе выручки снизилась на 19,2% и достигла 2,2%.

На основании полученных данных можно сделать вывод, что предприятие в течении 2010 года не только снизило платежеспособность и финансовую устойчивость, но и прибыль от своей деятельности.

Но сумма полученной прибыли является лишь абсолютным результативным показателем деятельности предприятия.

Кроме абсолютных показателей финансовых результатов необходимо оценить коэффициенты рентабельности, так как они показывают, на сколько эффективна деятельность предприятия.

Таблица 2.11 Анализ рентабельности предприятия

Приведенные данные таблицы 2.11, показывают, что рентабельность активов, т.е. доходность вложенных средств в имущество организации, по сравнению с предыдущим годом снизилась на 30,28% и составила в отчетном году 4,37%. В то же время наблюдается снижение уровней рентабельности оборотного капитала и производственной деятельности.

Все рассчитанные показатели рентабельности, за исключением рентабельности продаж в 2009 году имеют тенденцию роста. В 2010 году рентабельность, рассчитанная по всем показателям снизилась.

Проведенный анализ финансового состояния предприятия позволяет сделать вывод, что финансовое состояние предприятия неустойчиво, снижается как ликвидность, так и платежеспособность предприятия. За отчетный год снизились показатели не только прибыли, но и показатели рентабельности, которые характеризуют эффективность деятельности предприятия.

Немаловажное значение на финансовые результаты деятельности предприятия оказали налоговые платежи, которые предприятие ежегодно выплачивает в различные уровни бюджета.

Предприятие находится на общей системе налогообложения. Этот режим налогообложения, предусматривает потенциальное взимание всех установленных законодательством РФ налогов, за исключением налогов, уплачиваемых при особом режиме налогообложения.

Анализ налоговых платежей предусматривает оценку динамики, темпов роста и структуры сумм налогов и сборов за исследуемый период.

Анализ состава и динамики налоговых платежей ООО ТК «Р-Транс» представлен в табл. 2.12.

Таблица 2.12

Анализ состава и динамики налоговых платежей ООО ТК «Р-Транс»

Наименование налога

Отклонения

Налог на добавленную стоимость

— 6416

Налог на прибыль

Налог на имущество

Транспортный налог

Отчисления во внебюджетные фонды

Итого

Налог на доходы физических лиц

Всего налогов

Из представленных данных видно, что общая сумма налоговых платежей в 2009 г. увеличилась на 121646 тыс. руб., в 2010 г. налоговые выплаты предприятия снизились на 42283 тыс. руб.

Но, т. к. налог на доходы физических лиц уплачиваются из средств рабочих предприятия, то можно говорить, что налоговые платежи, уплачиваемые из средств предприятия в 2009 г. увеличилась на 125506 тыс. руб., в 2010 г. налоговые выплаты предприятия снизились на 75198 тыс. руб.

Рис. 2.2 Динамика уплаты налогов и сборов из средств предприятия с 2008 по 2010 гг., тыс. руб.

Снижение налоговых выплат в основном обусловлено снижением налога на прибыль, который снизился в 2010 г. на 72674 тыс. руб. Снижение налога на прибыль связано с недополучением прибыли в 2010 г. в сравнении с 2009 г. Снижение налога на имущество обусловлено снижением стоимости основных средств за счет начисленной амортизации. Рост отчислений во внебюджетные фонды связан с ростом средней заработной платы работников предприятия. Для более детального анализа налоговых платежей необходимо провести анализ динамики цепных изменений налоговых платежей (табл. 2.13). Цепные величины будут рассчитываться по формуле:

(2.2)

Где — год;

— величина налогового платежа за определенный год

Таблица 2.13

Динамика налоговых платежей. Цепные темпы прироста, %

Вид налога

2009 год

2010 год

Налог на добавленную стоимость

121,1

-8,3

Налог на прибыль

240,6

-88,6

Налог на имущество

168,7

-14,3

Транспортный налог

7,9

Отчисления во внебюджетные фонды

35,9

26,7

Итого

134,7

-34,4

Налог на доходы физических лиц

36,2

26,9

Всего налогов

147,5

-20,7

Из анализа динамики изменения налоговых платежей видно, что наибольший темп роста наблюдался в 2009 г. Общий темп прироста налоговых платежей в 2009 г. составил 134,7% в сравнении с прошлым годом. Но с учетом НДФЛ общая сумма налоговых выплат увеличилась на 147,5%.

Увеличение платежей произошло по всем видам налогов. Наибольший прирост наблюдался по налогу на прибыль — 240,6%. Это связано с ростом прибыли, как от продаж, так и чистой прибыли.

В 2010 г. произошло снижение налоговых платежей. Их общая сумма снизилась на 34,3% в сравнении с общей суммой платежей 2009 г. Но за счет роста НДФЛ налоговые платежи снизились на 20,7%.

Транспортный налог в 2010 г. остался на уровне прошлого года. Резкое снижение произошло по налогу на прибыль. Сумма налога на прибыль снизилась на 88,6% и составила 11,4% от суммы налога 2009г., что связано со снижением прибыли в 2010 г.

Не смотря на снижение общей суммы налоговых платежей, отчисления во внебюджетные фонды увеличились, их темп роста составил 126,7%. Рост данных платежей обусловлен ростом средней заработной платы на предприятии.

Сравнение налоговых платежей по цепным темпам роста позволил определить изменение налоговых платежей в сравнении с прошлым годом. Более детально изменение налоговых платежей можно изучить по базисным показателям, т. е. налоговые платежи 2010 г. в сравнении с 2008 г.

Таблица 2.14 Динамика налоговых платежей. Базисные темпы роста

Вид налога

2009 год

2010 год

Налог на добавленную стоимость

221,1

202,7

Налог на прибыль

340,6

38,8

Налог на имущество

268,7

230,2

Транспортный налог

107,9

107,9

Отчисления во внебюджетные фонды

135,9

172,2

Итого

234,7

Налог на доходы физических лиц

136,2

172,8

Всего налогов

247,5

196,2

Как видно из таблицы динамики налоговых платежей 2008-2010 г. г. произошел общий рост платежей, темп роста которых составил 154% по налогам, уплачиваемым из средств предприятия. В совокупности рост налоговых платежей (с учетом НДФЛ) составил 196,2%.

Снижение суммы налога наблюдается только по налогу на прибыль, что связано со снижением суммы прибыли. Наибольший темп роста можно отметить по налогу на имущество, тем роста его составляет 230,2%, что связано с увеличением стоимости основных средств в сравнении с базисным годом.

От сюда следует, что в сравнении с базисным годом у предприятия произошло увеличение налоговых платежей, что оказало влияние на финансовые показатели ООО ТК «Р-Транс».

Для того, что бы определить, в какой степени определенный налог оказал влияние на финансовые показатели предприятия, необходимо исследовать структуру налоговых платежей предприятия (табл. 2. 15). В состав структуры не включен НДФЛ, т. к. данный налог не оказывает влияния на финансовые показатели предприятия.

Таблица 2.1

Анализ структуры налоговых платежей ООО ТК «Р-Транс»

Из полученных данных видно, что, как в 2008 г., так и в 2009 г. наиболее весомыми налоговые платежи наблюдались по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль. Более того, доля налога на прибыль в 2009 г. увеличилась на 11,6%, что связано с увеличением абсолютного показателя налога на прибыль за счет роста суммы полученной предприятием прибыли.

В 2010 г. ситуация изменилась. Снижение прибыли повлекло за собой снижение налога на прибыль, тем самым снизив долю налога на прибыль на 31%. За счет столь резкого снижения удельного веса налога на прибыль произошел рост доли других налогов. Наибольший рост удельного веса наблюдается по отчисление во внебюджетные фонды. Рост удельного веса данного показателя связан, как со снижением доли налога на прибыль, так и с ростом абсолютного показателя отчислений во внебюджетные фонды за счет роста средней заработной платы.

Определить значимость каждого вида налоговых выплат можно определив структуру налоговых платежей по критерию источника уплаты налога (табл. 2.16).

Таблица 2.16

Структура налоговых платежей исходя из источника уплаты

Удельный вес налогов и сборов по видам источников уплаты налоговых средств

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Сумма, тыс. руб.

Уд. вес, %

Сумма, тыс. руб.

Уд. вес, %

Сумма, тыс. руб.

Уд. вес, %

Косвенные налоги: НДС

37,7

35,5

49,6

Налоги и сборы, относимые на себестоимость: транспортный налог, страховые платежи

25,4

14,5

27,4

Налоги и сборы, уплачиваемые с финансового результата: налог на имущество

11,0

12,5

16,4

Налог на прибыль

25,9

37,5

6,5

Итого: общая сумма налогов и сборов

Из представленных данных табл. 2.16 видно, что у предприятия в 2010 г. большую долю составляют косвенные налоги. Их удельный вес в общем составе налоговых платежей составляет 49,6%. Но при этом необходимо отметить рост удельного веса налогов, относимых на себестоимость продукции, их доля увеличилась с 14,5% до 27,4%. Налоги и сборы, уплачиваемые с финансового результата, увеличили удельный вес с 12,5% до 16,4%.

Снижение налога на прибыль способствовало снижению его доли с 37,5% до 6,5%.

Таким образом, проведенный анализ налоговых платежей ООО ТК «Р-Транс» позволил определить, что общая сумма налогов в 2010 г. снизилась, но снижение общей суммы налоговых платежей связано в большей степени со снижением прибыли предприятия и, как следствие, со снижением суммы налога на прибыль. Изменение абсолютных показателей привело и к изменению их структурного состава.

Для того, что бы определить, в какой мере состав налоговых платежей оказывает влияние на финансовые показатели предприятия, необходимо произвести расчеты налоговой нагрузки предприятия.

Главным документом, в котором отражаются процесс и результаты планирования налоговых обязательств хозяйствующего субъекта является налоговый бюджет, который должен быть составлен до и после применения выбранных в организации методов их снижения.

Налоговое бюджетирование представляет собой результирующую часть внутрифирменного (корпоративного) налогового планирования, регулирования и контроля, а также комбинированный способ оптимизации налоговых потоков хозяйствующими субъектами. Налоговое бюджетирование основано на выборе оптимальных решений в области налоговых доходов и расходов с целью получения максимума налоговой прибыли с последующим принятием решений по ее эффективному вложению (использованию). Конечной целью налогового бюджетирования является обеспечение долгосрочной финансовой стабильности организации. Результаты корпоративного налогового бюджетирования должны отражаться в разрабатываемом организацией налоговом бюджете.

В налоговом бюджете представляется информация о планируемом начислении налоговых платежей, сгруппированная по видам налогов, с указанием налогооблагаемой базы и предполагаемой задолженности компании перед бюджетом (включая реструктуризированную задолженность), а также фиксируются результаты налоговой оптимизации. Модель налогового бюджета, его структура и варианты возможных управленческих решений представлены на рис. 5.2.

Моделирование налоговых платежей любого хозяйствующего субъекта может проводиться с разной степенью детализации как состава самих платежей, так и механизмов их взимания и уплаты.

В налоговом бюджете отражаются все возможные налоговые доходы и расходы организации, определяется общий налоговый результат управления налоговыми потоками и намечаются адекватные решения о продолжении мер налоговой оптимизации или о рассмотрении иных ее вариантов. Налоговый бюджет необходим организации для оптимизации налогов и формирования платежного налогового календаря, дальнейшей оптимизации финансовых параметров (потоков) хозяйствующего субъекта и эффективного управления ими. Аналитический налоговый бюджет не менее важен, чем плановый (оптимизированный) бюджет. Он необходим для анализа и контроля соблюдения запланированных параметров планового налогового бюджета, выявления ошибок, просчетов, узких мест и их устранения.

Формирование налогового бюджета – достаточно трудоемкий процесс, зависящий от многих экономических, финансовых и налоговых параметров, а также от характера налоговой политики организации. Необходим большой массив плановой, отчетной и оперативной информации о всей финансово-хозяйственной деятельности, заключаемых договорах, планируемом объеме налоговых начислений и налоговых платежей в целом и по видам налогов с налогообразующими параметрами и предполагаемой задолженностью организации перед бюджетом (включая реструктуризированную задолженность). Тем не менее грамотно поставленное налоговое бюджетирование принесет организации существенный финансовый эффект.

Рис. 5.2. Модель налогового бюджета организации

Таким образом, налоговое бюджетирование включает в себя бюджетирование: начисления налогов, налоговых платежей и налоговой задолженности.

  • 1. Бюджетирование начисления налогов. Для расчета суммы начисления налогов в плановом периоде используют следующие исходные данные:
    • • планируемые показатели для расчета налогооблагаемой базы (площадь, количество сотрудников, расходы на персонал, добавленная стоимость, налогооблагаемая прибыль и т.д.);
    • • налоговое законодательство (его изменения, касающиеся объектов налогообложения, порядка расчета налоговой базы, налоговых ставок, порядка и сроков уплаты налогов, налоговых льгот);
    • • прочие данные (соглашения о реструктуризации, графики погашения реструктуризированной задолженности, графики реструктуризации, графики погашения пеней и штрафов и т.п.).

Исходной информацией для составления налогового бюджета служат прогнозные данные: объем продукции, расходы на производство и реализацию, стоимость основных средств, планируемая заработная плата сотрудников и др.

Одной из задач при формировании планов организации является разделение затрат, зависящих от объема реализации, на условно-постоянные и условно-переменные. Налоги можно также дифференцировать:

  • • на постоянные налоговые затраты (налог на имущество организаций, транспортный налог, земельный налог);
  • • переменные налоговые затраты (налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль и др.).

Важно учитывать, что при налоговом бюджетировании используется информация всех подразделений хозяйствующего субъекта. Это объясняется тем, что для вычисления отдельных налогов и сборов данных лишь налогового учета не хватает (например, транспортный налог, для вычисления которого необходимая информация относительно состава транспортных средств в организации, водный налог, для вычисления которого необходимы данные относительно потребленного количества воды организацией и т.п.).

Особенностью налогового бюджетирования является расчет налогов на базе всей системы оперативных бюджетов хозяйствующего субъекта. Так, данные бюджетов продажи, закупки материалов, прямых расходов на оплату труда, производственных накладных расходов и других подобных расходов являются основой для составления налогового бюджета в организации.

Источниками получения планируемых показателей для определения налоговой базы по налогам являются соответствующие операционные и финансовые бюджеты, а также документы, подтверждающие права организации на определенное имущество, и транспортные средства (табл. 5.1).

Таблица 5.1. Основные документы, на основе которых определяется планируемая налоговая база по налогам

Налог

Налоговая база

Бюджет / другие документы

Налог на доходы физических лиц

Сумма выплат физическому лицу

Бюджет расходов на оплату труда

Налог на прибыль

Налогооблагаемая

прибыль

Бюджет доходов и расходов

Налог на добавленную стоимость

Добавленная стоимость*

Бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств, бюджет инвестиций

Налог на имущество организаций

Среднегодовая стоимость имущества

Прогнозный баланс

Транспортный

налог

Мощность используемых транспортных средств

Технические паспорта автомобилей

* Добавленная стоимость – разница между стоимостью проданного организацией продукта (оказанных услуг) и материалов, затраченных на его производство. Включает эквивалент затрат на заработную плату, процент на капитал, ренту и прибыль. Этот показатель используется для взимания налога на добавленную стоимость. Налоговая база по налогу на добавленную стоимость рассчитывается в соответствии со ст. 153 НК РФ.

Остальные параметры для расчета налогов (ставки налогов, сроки начисления и уплаты налогов, льготы) содержатся в НК РФ.

Расчет начисляемых налогов в общем виде производится по формуле

Нн = (НБр – НБн) Сн – Лн,

где Нн – начисленный налог; НБр – рассчитанная налоговая база; НБн – суммы, не облагаемые налогом; Сн – ставка налога; Лн – льготы по налогу.

2. Бюджетирование налоговых платежей. После определения начислений по налогам производится расчет налоговых выплат для составления графиков расчетов с бюджетом и формирования бюджета движения денежных средств организации.

Налоговые платежи рассчитываются по формуле

Нв = Нн – Ан + Вр + Аб,

где Нв – выплаты по налогам; Нн – начисленные налоги; Ан – суммы налогов, ранее уплаченные; Вр – выплаты в соответствии с графиками погашения реструктуризированной задолженности, пеней и штрафов; Аб – суммы налогов в счет будущих периодов.

3. Бюджетирование налоговой задолженности осуществляется для составления прогнозного баланса движения денежных средств по следующей формуле

З = Зн + Нн – Зр – Нв,

где З – задолженность по налогам на конец периода; Зн – задолженность по налогам на начало периода; Нн – налоги начисленные; Зр – реструктуризированная задолженность; Нв – выплаты по налогам.

Полученные в результате расчетов параметры бюджетирования налоговых обязательств имеют самостоятельное значение и используются для планирования налоговых доходов (экономии на налогах) организации в составе ее налогового бюджета.

Таким образом, налоговый бюджет организации представляет собой оптимизированный на альтернативной основе результирующий свод налоговых доходов (экономии на налогах) и расходов организации (затрат, связанных с организацией налогового менеджмента, налоговым планированием, оптимизацией и самоконтролем), нацеленный на получение максимально возможного объема налоговой прибыли и эффективное ее использование.

Налоговый бюджет должен составляться по мере необходимости – раз в месяц, квартал, год, возможно, на среднесрочную перспективу – и анализироваться налоговыми менеджерами. Данный документ не является отчетным и предназначен для внутреннего пользования и внутрифирменного управления, поскольку несет в себе коммерческую тайну организации.

Как правило, хозяйствующие субъекты формируют сводный бюджет на весь финансовый период, т.е. календарный год, а налоги планируют в зависимости от законодательно установленных налоговых периодов. Следовательно, документ можно создать с учетом следующих дат:

  • • годовой бюджет – до 1 декабря года, который предшествует планируемому периоду (например, на 2013 г. – до 1 декабря 2012 г.);
  • • квартальный бюджет – до 10-го числа месяца, который предшествует планируемому кварталу (например, на III квартал – до 10 июня);
  • • месячный бюджет – до 10–20-го числа месяца, который предшествует планируемому периоду (например, на июнь – до 10–20 мая).

В процессе налогового бюджетирования хозяйствующие субъекты могут составлять отдельные бюджеты в разрезе каждого из уплачиваемых налогов или бюджеты по группам налогов (например, отдельно бюджет налогов, относимых на затраты, отдельно бюджет косвенных налогов и т.д.). Для крупных организаций интегрированного типа целесообразно составлять налоговые бюджеты каждой структуры и общий налоговый бюджет всей консолидированной группы в целом. Решение о формировании налогового бюджета принимается с учетом специфики деятельности и размера организации.

Итак, налоговый бюджет составляется, во-первых, для дальнейшего расчета финансовых показателей компании и определения влияния на них налогового бремени, во-вторых, для формирования налогового (платежного) календаря и, в-третьих, для оптимизации налогов.

Следует обратить внимание на то, что налоговый бюджет не составляется отдельно от всех остальных бюджетов и в него включаются прогнозные показатели по всем налогам сразу. На практике хозяйствующие субъекты часто планируют налоги, относимые на затраты, в соответствующих бюджетах расходов и только косвенные налоги (НДС, акцизы) отражают в отдельном бюджете. Иногда организации и вовсе не формируют обособленные налоговые бюджеты. Но в любом случае данные о начислении налогов, планируемых налоговых платежах и прогнозах задолженности перед бюджетом показываются соответственно в бюджете доходов и расходов, бюджете движения денежных средств и прогнозном балансе хозяйствующего субъекта. Решение же о формировании отдельного налогового бюджета, либо о включении расчетных налоговых показателей в промежуточные операционные бюджеты расходов, либо об отражении их только в заключительных трех бюджетах принимается с учетом специфики деятельности и размера организации. Как отмечалось ранее, один общий налоговый бюджет формируют крупные организации, который в дальнейшем используется для составления бюджета административных расходов и финансовых бюджетов.

Каждым хозяйствующим субъектом вырабатывается определенная последовательность расчета налогового бюджета (рис. 5.3).

На первом этапе осуществляется систематизация информации о налогах и налоговых платежах за предыдущий год, оценка налоговых платежей в отчетном году в сопоставимых (по отчетному году) условиях налогообложения.

Рис. 5.3. Алгоритм налогового бюджетирования в организации

Эти данные используются для расчета налоговой нагрузки организации – отношение сумм начисленных и уплаченных (если не полностью уплачены по причине недостаточности денежных средств, то к уплаченным добавляется сумма недоимки отчетного года) налогов и сборов в течение года к выручке организации.

На втором этапе определяется коэффициент эластичности налогов, который показывает, как изменится величина того или иного налога при изменении налоговой базы или ставки налога.

Коэффициент рассчитывается по формуле

Э = Х°/ X: У0/ У,

где Э – коэффициент эластичности; X – начальный уровень налоговых поступлений (всех налогов, группы налогов или отдельного налога); Х° – прирост налоговых поступлений (всех, группы налогов или отдельного налога); У – начальный уровень определяющего фактора (доход или др.); У0 – прирост анализируемого фактора.

Коэффициент эластичности налогов показывает, на сколько процентов изменяются налоговые доходы (группы налогов или отдельного налога) при изменении определяющего фактора на 1%.

На третьем этапе осуществляется оптимизация налоговых платежей. Наиболее значимыми являются следующие методы налогового планирования:

  • • метод замены отношений;
  • • метод разделения отношений;
  • • метод прямого сокращения объекта налогообложения;
  • • метод делегирования налогов другому субъекту предпринимательской деятельности, связанному с налогоплательщиком;
  • • метод отсрочки налогового платежа;
  • • иные методы.

На четвертом этапе налогового планирования составляется налоговый календарь, в котором указывается, когда и какие налоги должна заплатить организация. Это позволит избежать штрафных санкций.

Налоговый календарь по основным видам налогов может быть использован с соответствующими корректировками в конкретной организации.

Завершающим этапом (пятым) налогового планирования является расчет экономической эффективности предполагаемой оптимизации с учетом издержек на ее осуществление и составление налогового бюджета.

Далее приведены налоговые бюджеты, составленные по данным ООО «Мегаполис» до оптимизации (табл. 5.2) и после применения необходимых мер налогового планирования (табл. 5.3).

В сложных интегрированных структурах формирование налогового бюджета производится как по организации в целом, так и по центрам ответственности. Полный налоговый бюджет может формироваться в центрах прибыли и центрах инвестиций, являющихся самостоятельными структурными единицами организации. Для подразделений, являющихся центрами затрат, могут быть рассчитаны следующие виды налогов: налог на имущество организаций, транспортный налог и некоторые другие (в зависимости от специфики хозяйствующего субъекта и конкретного подразделения). Большая же часть налогов может быть рассчитана только по организации в целом: налог на прибыль, НДС, земельный налог и т.д.

Ответственной за формирование налогового бюджета является финансово-экономическая служба (отдел бюджетного планирования, планово-экономический отдел, отдел планирования налоговых платежей, отдел налогового менеджмента), а за расчет отдельных параметров (например, налоговой базы) – конкретные подразделения организации в зависимости от распределения ответственности за бюджетные показатели.

Планирование налогов возможно, когда составлены операционные бюджеты (кроме бюджета расходов и доходов) и инвестиционный бюджет. После определения налогов, включаемых в себестоимости продукции, и налога на прибыль формируется бюджет доходов и расходов и определяется чистая прибыль. Затем после составления графика расчетов с поставщиками и покупателями и формирования на его основе бюджета движения денежных средств рассчитываются платежи по налогу на добавленную стоимость (НДС). По окончании составления налогового бюджета формируется прогнозный баланс (рис. 5.4).

Таблица 5.2. Налоговый бюджет ООО «Мегаполис» за 20____г. (до оптимизации), тыс. руб.

п/п

Показатели

Месяцы

1-й

2-й

3-й

I квартал

4-й

5-й

6-й

II квартал

7-й

8-й

9-й

квар

тал

10-й

11-й

12-й

квар

тал

Год

Объем продаж (выручка)

19 500

19 000

19 500

58 000

15 000

15 400

15 800

46 200

15 700

15 000

16 400

47 100

16 000

16 233

16 467

48 700

200 000

Расходы

43 275

14 300

14 375

14 450

43 125

14 333

14 250

43 000

14 260

14 367

14 473

43 100

172 500

Финансовый

результат

(доходы)

12 930

13 000

12 370

14 725

27 500

Среднегодовая стоимость имущества

37 600

37 450

37 342

37 273

36 700

33 000

32 050

34 091

24 495

25 300

26 880

27 363

35 800

38 000

36 500

32 960

Налог на имущество, 2,2% (НИ)

Прибыль после уплаты налога на имущество

13 905

24 500

Налог на прибыль, 20% (НП)

Прибыль, остающаяся в распоряжении организации

11 124

19 600

НДС, 18%

10 440

36 000

Вычеты НДС

15 000

НДС к уплате

21 000

Оплата труда и другие выплаты

25 420

25 281

24 740

25 683

101 124

Налоговые платежи, включаемые в цену (НДС) (ежемесячно)

21 000

Прямые налоги (НИ, НП) (поквартально)

Итого налоговых платежей (поквартально)

26 625

Налоговая нагрузка,% (строка 13 или строка 15/стро- ка 1 х 100%)

Таблица 5.3. Налоговый бюджет ООО «Мегаполис» за 20___г. (после оптимизации), тыс. руб.

Показатели

Месяцы

1-й

2-й

3-й

1 квартал

4-й

5-й

6-й

11 квартал

7-й

8-й

9-й

квар

тал

10-й

11-й

12-й

квар

тал

Год

Объем продаж (выручка)

36 400

36 650

37 900

110 950

36 830

36 920

35 850

109 600

35 800

36 850

37 100

109 750

40 150

39 900

37 700

117 750

448 050

Расходы

17 400

18 600

20 000

56 000

19 770

20 000

18 600

58 370

18 900

19 600

22 045

60 545

22 900

20 800

20 100

63 800

238 715

Финансовый

результат

(доходы)

19 000

18 050

17 900

54 950

17 060

16 920

17 250

17 250

15 055

49 205

17 250

19 100

17 600

53 950

209 335

Среднегодовая стоимость имущества

39 386

10 000

12 000

12 097

12 273

21 814

15 600

13 500

9 700

Налог на имущество, 2,2% (НИ)

I Прибыль после уплаты налога на имущество

54 730

50 960

48 945

53 700

208 335

Необлагаемая

прибыль

15 350

16 700

18 500

50 550

17 200

15 950

15 600

48 750

15 300

15 975

15 575

46 850

16 270

15 720

11 860

43 850

190 000

Налог на прибыль, 20% (НП)

Прибыль, остающаяся в распоряжении организации

53 894

50 518

18 526

51 730

204 668

НДС, 18%

19 728

19 855

21 195

80 649

Вычеты НДС

10 000

15 100

40 000

НДС к уплате

11 221

13 605

40 649

Оплата труда и др. выплаты

19 000

19 231

19 500

19 192

76 923

Налоговые платежи, включаемые в цену (НДС) (ежемесячно)

11 221

13 605

40 649

Прямые налоги (НИ, НП) (поквартально)

Итого налоговых платежей (поквартально)

10 238

14 089

44 566

Налоговая нагрузка, % (строка 14 или строка 16/строка 1 х 100%)

Рис. 5.4. Налоговый бюджет в бюджетной модели хозяйствующего субъекта

Контроль исполнения налогового бюджета проводят по истечении планового периода. Отклонения по налоговому бюджету напрямую зависят от отклонений в налоговой базе, т.е. в соответствующих статьях операционных, инвестиционных и финансовых бюджетов. Финансово-экономическая служба (ФЭС), составляющая налоговый бюджет, может нести ответственность только за правильность расчета сумм налогов, планируемых на основе информации о налоговой базе, предоставляемой другими подразделениями. Поскольку финансово- экономическая служба не может контролировать показатели, на основе которых определяются бюджетные суммы налогов, она не может отвечать за неисполнение налогового бюджета, вызванное отклонениями данных показателей. При наличии отклонений от налогового бюджета целесообразно выявлять их причины: рост или снижение доходов и расходов по сравнению с прогнозами, незапланированное приобретение нового имущества, изменение налогового законодательства и др.

Рассмотренные особенности бюджетирования налогов показывают, что данный процесс не может происходить изолированно от составления других бюджетов хозяйствующего субъекта, а также претендует на отдельное место в общем процессе бюджетирования в организации.

В то же время наличие значительных противоречий в теоретических и практических подходах среди специалистов требует дальнейшего изучения данного вопроса.

В заключение хотелось бы отметить, что составление налогового бюджета в конкретном хозяйствующем субъекте должно проводиться с учетом его возможностей и объективной потребности в соответствующей информации. В противном случае затраты на налоговое бюджетирование будут превышать получаемый от него доход.

На современном этапе экономического развития Российской Федерации актуальной является проблема существенного увеличения доходной базы бюджетов всех уровней, достижения их сбалансированности, обеспечения финансирования федеральных и региональных целевых программ. Исходя из задачи полноты исполнения доходной части бюджета, особую значимость приобретает требование научно-методологического обоснования процесса налогового планирования.

Планирование налоговых доходов бюджета, понимаемое как процесс установления прогнозных и оценки фактически исполненных налоговых обязательств субъектов налоговых правоотношений, занимает важное место в теории и практике макроэкономического управления. Перспективы развития экономики государства во многом определяются достигнутым уровнем налоговых поступлений и тем предельным уровнем, который возможен в уловиях действующей экономической политики и налогового законодательства.

Основной задачей государственного налогового планирования является установление научно обоснованной величины налоговых поступлений определенного уровня бюджетной системы на заданный временной период.

Составление плана поступления бюджетных платежей в бюджетный фонд дает возможность органам государственной власти определять объемы имеющихся в распоряжении финансовых ресурсов, необходимых для обеспечения государственных расходов.

Благодаря тому, что системе налогообложения присущи индикативные свойства, государство имеет возможность осуществлять контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан. Сопоставление значений прогнозируемого и фактически поступившего объема налоговых платежей в бюджетный фонд позволяет делать выводы относительно состояния экономики.

Планирование налоговых доходов является особым этапом бюджетного процесса, но в то же время сохраняет и признаки процесса планирования. Бюджетное планирование и его составная часть — налоговое планирование регулируются бюджетным и налоговым законодательством, а также законодательством в области планирования и прогнозирования.

Государственное планирование налогов как процесс разработки экономически обоснованных качественных и количественных параметров предполагаемых налоговых поступлений состоит из трех этапов.

Первым этапом процесса планирования налоговых поступлений является изучение и анализ ведомствами, принимающими участие в составлении плана налоговых доходов бюджета: информации относительно действующего налогового законодательства; нормативов отчислений в доходы бюджетов нижестоящих уровней бюджетной системы; предполагаемых объемов финансовой помощи, предоставляемой из различных звеньев бюджетной системы; видов и объемов расходов, передаваемых между бюджетами. Уполномоченные ведомства предоставляют информацию о социально-экономическом развитии территории за отчетный период, формулируют и обосновывают тенденции развития экономики и социальной сферы на планируемый финансовый год. Таким образом, начальный этап планирования — это формирование прогнозов развития территории на перспективу, также анализ исходных условий для разработки плана налоговых доходов бюджета.

Вторым этапом процесса планирования налоговых поступлений является разработка и обоснование основных направлений налоговой и бюджетной политики соответствующей территории на очередной финансовый год и на среднесрочную перспектву и разграничение налоговых полномочий между органами власти и управления различных уровней, осуществляемые на стадии определения основных параметров бюджета.

Третьим этапом процесса планирования налоговых поступлений является расчет суммы налогов, зачисляемых в бюджеты всех уровней, исходя из перспективных программ социально-экономического развития территории, разработанной и принятой в законодательном порядке налоговой политики и методики формирования межбюджетных отношений.

Основной задачей этого этапа является определение объемов налоговых платежей в бюджет на краткосрочную и долгосрочную перспективы на основе прогнозных расчетов изменения доходности предприятий, отраслей и экономики страны в целом, а также распределение общей суммы налоговых доходов по видам платежей.

Данный этап государственного планирования налоговых доходов бюджета является заключительной стадией процесса планирования налоговых поступлений и реализуется в ходе определения объема прогнозируемых доходов бюджетов по группам и статьям классификации доходов бюджетов Российской Федерации.

В современных условиях главная задача деятельности большинства организаций — увеличение поступления денег и сокращение платежей в бюджет. Осуществить ее поможет составление налогового бюджета, речь о котором пойдет в настоящей статье. Налоговый бюджет позволяет спрогнозировать суммы налоговых отчислений с целью их минимизации.

Без налогового бюджетирования сложно добиться эффективности общего бюджетирования предприятия. Ведь бюджет налогов связан с конечными формами: бюджетным балансом, бюджетом доходов и расходов, бюджетом движения денежных средств.

Налоговый бюджет организации представляет собой оптимизированный на альтернативной основе результирующий свод налоговых доходов (экономии на налогах) и налоговых расходов компании (затрат, связанных с организацией налогового менеджмента, налоговым планированием, оптимизацией и самоконтролем), нацеленный на получение максимально возможного объема налоговой прибыли и эффективное ее использование.

Бюджет налогов составляется для дальнейшего расчета финансовых показателей компании и определения влияния на них налогового бремени; формирования платежного календаря; оптимизации налогов.

Для крупных компаний холдингового типа целесообразно составлять налоговые бюджеты каждой структуры и общий налоговый бюджет всей консолидированной группы в целом. Решение о формировании налогового бюджета принимается с учетом специфики деятельности и размера предприятия.

Модель такого налогового бюджета, его структура и варианты возможных управленческих решений представлены на рисунке.

Модель налогового бюджета организации

Формирование бюджета налогов является достаточно трудоемкой процедурой. Она требует взаимодействия нескольких служб: бухгалтерской, планово-экономической и финансовой и зависит от многих параметров (например, от учетной политики компании в области управленческого и налогового учета).

Место бюджета налогов в бюджетной модели компании

В сложных холдинговых структурах формирование бюджета налогов может производиться как по компании в целом, так и по отдельным центрам ответственности.

Полный бюджет налогов формируется в самостоятельных структурных единицах (в центрах прибыли и центрах инвестиций). Для подразделений, являющихся центрами затрат, могут быть рассчитаны следующие виды налогов: страховые, налог на имущество, транспортный налог и др. (в зависимости от специфики предприятия и конкретного подразделения). Большая же часть налогов может быть рассчитана только по компании в целом: НДС, земельный налог, налог на дивиденды и т. д.

Обратите внимание. Формированием бюджета налогов должна заниматься финансово-экономическая служба (отдел бюджетного планирования, планово-экономический отдел, отдел планирования налоговых платежей), а расчетом отдельных параметров (например, налогооблагаемой базы) — соответствующие подразделения компании в зависимости от распределения ответственности за бюджетные показатели.

Когда операционные бюджеты (кроме бюджета расходов и доходов) и инвестиционный бюджет будут составлены, соответствующий отдел может заниматься планированием налогов.

После определения «затратных» налогов и налога на прибыль формируется бюджет доходов и расходов, а также определяется чистая прибыль. Затем составляется график расчетов с поставщиками и покупателями, формируется бюджет движения денежных средств и рассчитываются платежи по НДС. Информация о перечисляемых в бюджет платежах по НДС может потребовать пересмотра бюджета движения денежных средств (в связи с необходимостью дополнительного оттока денежных средств). Поэтому нельзя стопроцентно утверждать, что окончательный вариант бюджета движения денежных средств готовится до составления бюджета НДС, так как изначальный вариант еще может корректироваться. В свою очередь, первоначальный расчет НДС также может измениться. После того как бюджеты налогов составлены, формируется прогнозный баланс.

На какой срок составлять бюджет?

Бюджет налогов составляется с той же периодичностью и в те же сроки, что и основные бюджеты компании (бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств, прогнозный баланс). Как правило, в годовых или квартальных бюджетах проводится помесячная разбивка, а все данные по каждому месяцу показываются отдельно. Поскольку по многим налогам отчетным или налоговым периодом является месяц, то помесячный расчет плановых налоговых платежей будет оптимальным вариантом. Данный документ не является отчетным и предназначен для внутреннего пользования и внутрифирменного управления, поскольку несет в себе коммерческую тайну организации.

Комментарий специалиста: В. Ю. Халезин, консультант по экономическим вопросам ООО «Онегин-Консалтинг» (г. Санкт-Петербург)

В нашей компании корпоративный налоговый бюджет составляется по мере необходимости (раз в месяц, квартал, год, на среднесрочную перспективу) либо в зависимости от законодательно установленных налоговых периодов и анализируется налоговым менеджером.

Документ создается с учетом следующих дат:

  • годовой бюджет — до 1 декабря года, который предшествует планируемому периоду (например, на 2012 г. — до 01.12.2011);

  • квартальный бюджет — до 10-го числа месяца, который предшествует планируемому кварталу (например, на III квартал — до 10 июня);

  • месячный бюджет — до 10-20-х чисел месяца, который предшествует планируемому периоду (например, на июнь — до 10–20 мая).

Как собрать информацию

Сначала следует проанализировать весь перечень налогов и сборов. Для этого необходимо определить взаимосвязь с другими бюджетами, выбрать документы, данные которых можно использовать для формирования налогового плана. На их основании рассчитывают налогооблагаемую базу по каждому из платежей. В расчет принимают только те налоги, которые организация должна платить.

Составляем бюджет налогов

Процедуру формирования бюджета налогов необходимо начать с планирования начисления налогов, налоговых платежей и налоговой задолженности.

Для расчета планируемых сумм начисления налогов используются следующие исходные данные:

  • планируемые показатели для расчета налогооблагаемой базы (площадь, количество сотрудников, расходы на персонал, добавленная стоимость, налогооблагаемая прибыль и т. д.);

  • налоговое законодательство (порядок уплаты налогов и сборов — ставки по налогам, сроки начисления и уплаты налогов, льготы по налогам);

  • прочие данные (соглашения о реструктуризации, графики погашения реструктуризированной задолженности, графики реструктуризации, графики погашения пеней и штрафов и т. п.).

Обратите внимание. Структура исчисляемых налогов зависит от нескольких факторов: специфики видов деятельности, осуществляемых организацией; выбранного режима налогообложения; наличия определенного имущества в собственности или пользовании компании (земельные участки, здания (сооружения), недра, транспортные средства, иное имущество); места осуществления деятельности и др.

Мы не будем останавливаться на упрощенной системе налогообложения, так как она предназначена для использования малыми предприятиями с небольшими оборотами (в них из-за размера зачастую отсутствует необходимость бюджетирования).

Рассмотрим общий режим налогообложения, присущий большинству организаций.

Окончательно сформированный налоговый бюджет может содержать в себе следующую информацию: сроки уплаты, суммы платежей, подлежащих перечислению в бюджет, совокупный перечень налогов к уплате. Целесообразно к форме налогового бюджета приложить справочную информацию для проверки правильности исчисления налогов.

Пример налогового бюджета приведен в таблице.

Налоговый бюджет на I квартал 2012 г., руб.

Вид

налога, сбора

Справочная информация

I квартал 2012 г.

I квартал 2012 г., итого

налоговая база

взаимосвязь

с документами

январь

февраль

март

Косвенные налоги

НДС

начисленный

Реализация

Бюджет продаж, бюджет доходов и расходов

423 000

253 800

169 200

846 000

к вычету

Закупка материалов, товаров

Бюджет закупок

343 800

206 280

137 520

687 600

к уплате

Реализация

Бюджет продаж

79 200

47 520

31 680

158 400

Налоги, увеличивающие расходы

Налог на имущество

Среднегодовая стоимость имущества, которое относится к объектам налогообложения

Прогнозный баланс

×

×

×

44 800

Транспортный налог

Мощность двигателя (л. с.)

Технические паспорта автомобилей

×

×

×

0

Земельный налог

Кадастровая стоимость земельного участка

Свидетельство о праве собственности

×

×

×

15 200

В том числе с выплат работникам:

страховые взносы на обязательное социальное страхование

Выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров

Бюджет расходов на оплату труда

37 831

37 831

37 831

113 493

НДФЛ

Денежная величина, определяемая как превышение полученных доходов над предоставленными вычетами

Бюджет расходов на оплату труда

18 915

18 915

18 915

56 745

Налоги из прибыли

Налог на прибыль

Денежное выражение прибыли, подлежащей налогообложению

Сводный налоговый регистр

×

×

×

22 200

В зависимости от осуществляемых видов деятельности компания также может быть плательщиком акцизов, водного налога, налога на добычу полезных ископаемых, транспортного, земельного и прочих налогов.

Параметры для расчета данных налогов (ставки, сроки начисления и уплаты налогов, льготы) содержатся в НК РФ.

Комментарий специалиста: Ф. И. Крючков, финансовый директор

В нашей компании планируются показатели по всем налогам. В рамках составления бюджета по предприятию мы рассчитываем и отдельный бюджет по налогам, который включает НДС, налог на прибыль, страховые взносы, НДФЛ, налог на имущество и другие налоги, уплачиваемые нашей компанией. В связи с существенностью планируемых сумм составление отдельного бюджета по налогам необходимо для корректного расчета плановой себестоимости, конечного финансового результата и определения входящих и исходящих денежных потоков. На предприятии за расчет этих данных отвечают специалисты налогового отдела (для целей персонификации ответственности по данному расчету).

Все налоги, кроме косвенных, подлежат включению в бюджет доходов и расходов в качестве расхода.

Первичный расчет планируемых к уплате налогов помогает выявить необходимость проведения комплекса мероприятий, направленных на оптимизацию налоговой нагрузки. Перечень таких мероприятий может включать:

  • анализ текущей деятельности, изменение видов заключаемых сделок;

  • оценку используемых элементов учетной политики, анализ применения возможных альтернативных вариантов;

  • мониторинг законодательства, использование максимума легальных способов снижения налоговой нагрузки;

  • оптимизацию денежных потоков.

При этом не стоит забывать, что основной целью деятельности организации является не минимизация налоговых отчислений, а максимизация прибыли. И мероприятия, направленные на оптимизацию налоговой нагрузки, должны следовать этой же цели. После проведения оптимизационных мероприятий необходимо пересчитать налоговую базу, суммы налогов, а также сформировать бюджет налогов.

Расчет начисляемых налогов в общем виде осуществляется по формуле:

Нн = (НБр – НБн) × Сн – Лн,

где Нн — начисленный налог;

НБр — налогооблагаемая база рассчитанная;

НБн — налогооблагаемая база, не облагаемая налогом;

Сн — ставка налога;

Лн — льготы по налогу.

После определения начислений по налогам нужно рассчитать налоговые выплаты для составления графиков расчетов с бюджетом и формирования бюджета движения денежных средств организация.

Налоговые платежи определяются по формуле:

Вн = Нн – Ау + Вр + Аб,

где Вн — выплаты по налогам;

Нн — налоги начисленные;

Ау — авансы по налогам, ранее уплаченные;

Вр — выплаты в соответствии с графиками погашения реструктуризированной задолженности, пеней и штрафов;

Аб — авансы по налогам в счет будущих периодов.

Бюджетирование налоговой задолженностиосуществляется для составления прогнозного баланса движения денежных средств. При этом задолженность по налогам определяется по следующей формуле:

Зк = Зн + Нн – Зр – Вн,

где Зк — задолженность по налогам на конец периода;

Зн — задолженность по налогам на начало периода;

Зр — реструктуризированная задолженность.

Полученные в результате расчетов параметры бюджетирования налоговых обязательств имеют не только самостоятельное значение. Они используются и для планирования налоговых доходов (экономии на налогах) организации в составе ее налогового бюджета.

Контроль исполнения бюджета налогов

Контроль исполнения бюджета налогов проводят по истечении планового периода. Отклонения по бюджету налогов напрямую зависят от отклонений в налогооблагаемой базе, то есть в соответствующих статьях операционных, инвестиционных и финансовых бюджетов.

Финансово-экономическая служба (далее — ФЭС), составляющая бюджет налогов, должна нести ответственность только за правильность расчета сумм налогов, планируемых на основе информации о налогооблагаемой базе, предоставляемой другими подразделениями.

Поскольку финансово-экономическая служба не может контролировать показатели, на основе которых определяются бюджетные суммы налогов, она не может отвечать за неисполнение бюджета налогов, вызванное отклонениями данных показателей.

При наличии отклонений от бюджета налогов целесообразно выявлять их причины: рост или снижение доходов и расходов по сравнению с прогнозами, незапланированное приобретение нового имущества, изменение налогового законодательства и др.

Это важно. Необходимо помнить, что увеличение налоговых платежей по сравнению с запланированными не подразумевает, что финансовое положение компании ухудшилось и необходимо наказывать виновных.

Сотрудник отдела ФЭС должен проанализировать причины увеличения сумм того или иного налога и представить полный анализ руководству, которое примет решение для выхода из сложившейся ситуации. Тем не менее увеличение расходов по налогам может быть вполне обоснованным. Например, бюджет, составленный в конце предыдущего года, в течение года может корректироваться, если происходит резкое изменение в работе компании в целом и требуются дополнительные расходы на новый проект.

Превышение фактической величины налога на прибыль над плановой может свидетельствовать о росте прибыли и повышении благосостояния компании. Для того чтобы выявить причину отклонения налога на прибыль, анализируется весь бюджет доходов и расходов, а также все отклонения по ним. Как правило, выявляется объективная причина таких отклонений.

В заключение отметим, что составление бюджета налогов на конкретном предприятии должно проводиться с учетом его возможностей и объективной потребности в соответствующей информации. В противном случае затраты на составление бюджета налогов будут превышать получаемые от него выгоды.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх