Налоговый мониторинг

Что такое налоговый мониторинг

С 1 января 2015 года в России появилась новая форма налогового контроля – налоговый мониторинг (п. 8 ст. 1, ст. 2 Закона от 4 ноября 2014 г. № 348-ФЗ).

Суть заключается в том, что организация добровольно в режиме реального времени, то есть в онлайн-режиме, предоставляет инспекторам доступ к своим первичным документам, налоговым регистрам, данным бухгалтерского и налогового учета, а также к другой информации. Это позволит контролировать правильность расчета налогов без выездных и камеральных проверок. И организация сможет своевременно исправлять допущенные ошибки, получив письменные рекомендации инспекции.

Это следует из положений раздела V.2 НК РФ.

В каких случаях проводят налоговый мониторинг

Налоговый мониторинг – дело добровольное, но не для всех желающих. Поэтому, если компания заинтересована в новой форме отношений с инспекцией, сначала ей нужно определить, соответствует ли она установленным критериям. И если соответствует, подать в инспекцию заявление о проведении налогового контроля.

Основанием для проведения налогового контроля будет положительное решение инспекции на поданное заявление.

Это следует из положений пунктов 1, 2, 3 статьи 105.26 НК РФ.

Всем ли организациям доступен мониторинг? К сожалению, нет. Провести его могут только в крупных организациях с большими объемами налоговых платежей (п. 3 ст. 105.26 НК РФ). О том, какие именно установлены ограничения, см. Условия, при которых возможен налоговый мониторинг.

За какой период проводят налоговый мониторинг

Период, который может быть охвачен налоговым мониторингом, составляет календарный год.

При этом воспользоваться мониторингом удастся только с 1 января 2016 года. Дело в том, что в рамках этой процедуры инспекции должны контролировать деятельность организаций с 1 января по 31 декабря включительно. Но перед этим организация должна подать заявление о проведении мониторинга и получить из инспекции положительное решение.

Получается, что даже если подать заявление в 2015 году (например, в январе), то при положительном решении проверяемым периодом будет период с 1 января по 31 декабря 2016 года. Закончить мониторинг этого периода инспекция должна 1 октября 2017 года.

Такой порядок предусмотрен пунктами 4 и 5 статьи 105.26 НК РФ.

Внимание: участники консолидированной группы налогоплательщиков вправе применить положения раздела V.2 части 1 НК РФ с 1 января 2016 года. То есть только в 2016 году они смогут подать заявление о проведении налогового мониторинга в 2017 году (п. 2 ст. 2 Закона от 4 ноября 2014 г. № 348-ФЗ).

Как подать заявление о налоговом мониторинге

Чтобы инспекция приступила к налоговому мониторингу со следующего года, заявление о его проведении нужно подать не позднее 1 июля текущего года (п. 3 ст. 105.26, п. 1 ст. 105.27 НК РФ). Форма такого заявления утверждена приказом ФНС России от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184.

К заявлению о проведении мониторинга приложите:

  • регламент информационного взаимодействия. Форма и требования к регламенту утверждены приказом ФНС России от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184;

  • информацию об организациях и физических лицах, которые прямо и (или) косвенно участвуют в вашей компании, если доля такого участия составляет более 25 процентов;
  • учетную политику для целей налогообложения организации на текущий год.

Это следует из положений абзаца 3 пункта 6 статьи 105.26 и пункта 2 статьи 105.27 НК РФ.

Если вы подали заявление о проведении налогового мониторинга, а потом решили отказаться от такой формы налогового контроля, то сообщите об этом в инспекцию письменно. Важно успеть это сделать до того, как проверяющие примут свое решение о мониторинге (п. 3 ст. 105.27 НК РФ). Если решение уже принято и оно положительное, то отказаться от него не удастся.

Принять решение налоговая инспекция обязана до 1 ноября года, в котором вы подали ей заявление. И в течение пяти дней после этого вам должны направить:

  • либо решение о проведении налогового мониторинга. Форма такого решения утверждена приказом ФНС России от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184;
  • либо мотивированный отказ в проведении такой процедуры. Форма решения об отказе в проведении мониторинга утверждена приказом ФНС России от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184.

Отказать в проведении служба налогового мониторинга может в трех случаях:

  • если организация не представила (представила не в полном объеме) обязательные документы (информацию);
  • если организация в принципе не отвечает условиям, при которых возможен налоговый мониторинг;
  • если регламент информационного взаимодействия составлен не по форме и (или) не соответствует требованиям, которые предъявляет к нему ФНС России.

Это следует из положений пунктов 4, 5 и 6 статьи 105.27 НК РФ.

Когда инспекция может прервать налоговый мониторинг

Инспекция вправе прекратить налоговый мониторинг посреди года, если организация:

  • нарушит условия регламента информационного взаимодействия, после чего дальнейшая процедура станет невозможной;
  • в ходе информационного обмена представит недостоверные сведения;
  • дважды (или более) откажет инспекции в представлении документов (информации), пояснений.

О досрочном прекращении налогового мониторинга инспекторы уведомят в письменной форме. Они сделают это в течение 10 дней с момента, когда было допущено нарушение, но не позднее 1 сентября года, следующего за контролируемым периодом.

Такой порядок предусмотрен статьей 105.28 НК РФ.

Как инспекция проводит налоговый мониторинг

Налоговый мониторинг инспекция проводит на своей территории на основании имеющихся у нее:

  • деклараций (расчетов) по налогам;
  • документов, представленных вместе с заявлением о проведении мониторинга;
  • других документов, содержащихся в базе данных инспекции.

Помимо этого инспекция вправе запрашивать дополнительные документы (информацию), связанные с расчетом и уплатой налогов, а также требовать письменные или устные пояснения. Все это следует из положений пунктов 1, 2 и 3 статьи 105.29 Налогового кодекса РФ.

Если инспекция затребовала в ходе мониторинга документы, то вы можете представить их на бумаге (копии или подлинники) или же в электронном виде. Последнее возможно, если документы, которые затребованы у компании, составлены в электронном виде по установленным форматам.

Передать такие документы в инспекцию можно разными способами:

  • выслать в инспекцию по почте;
  • вручить лично представителю инспекции (инспектору, который непосредственно проводит налоговый мониторинг, или сотруднику канцелярии инспекции);
  • направить по телекоммуникационным каналам связи (если документы составлены в электронном виде по установленным форматам).

Об этом сказано в пункте 4 статьи 105.29 НК РФ.

Порядок представления документов по телекоммуникационным каналам связи утвержден приказом ФНС России от 17 февраля 2011 г. № ММВ-7-2/168.

Как оформляют результаты налогового мониторинга

В ходе налогового мониторинга инспекция высказывает свое мнение по вопросам правильности расчета и уплаты налогов и сборов. Свою позицию представители инспекции письменно оформляют в виде мотивированного мнения. Его подписывает руководитель инспекции или его заместитель. Форма и требования к мотивированному мнению утверждены приказом ФНС России от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184.

Мотивированное мнение направляют организации. По сути это письменные разъяснения по вопросам налогообложения с выводами о том, правильно ли рассчитаны налоги в той или иной хозяйственной ситуации.

Это следует из положений пункта 1 статьи 105.30 НК РФ.

Мотивированное мнение инспекция составляет либо по собственной инициативе, либо по запросу организации (п. 2 ст. 105.30 НК РФ).

Инициатива инспекции

Если в ходе процедуры сотрудники инспекции не нашли ошибок в расчете или уплате налогов, то мотивированное мнение они не составляют и о таких результатах организации не сообщают. Если же, по мнению проверяющих, нарушения есть, то они оформят мотивированное мнение. Составить такой документ они должны не позднее чем за три месяца до окончания налогового мониторинга. То есть не позже 1 июля года, следующего за тем, который был охвачен мониторингом. Направить свое мнение в компанию инспекция обязана в течение пяти рабочих дней после его составления.

Такой порядок предусмотрен пунктом 3 статьи 105.30 НК РФ.

Инициатива организации

Вы вправе самостоятельно обратиться в инспекцию за письменными разъяснениями, если засомневались в том, правильно ли рассчитали или заплатили налог. Обращаться нужно письменно. В запросе о представлении мотивированного мнения обязательно изложите суть проблемы и свою позицию.

В течение одного месяца со дня получения запроса инспекция даст письменный ответ. При условии что запрос вы подали не позднее 1 июля года, следующего за проверяемым годом. В ответе инспекция опишет свою позицию по ситуации из запроса.

Иногда инспекторы вправе представить мотивированное мнение на один месяц позже. Так они могут поступить, если понадобятся дополнительные документы (информация) по вопросу организации. О продлении срока вас уведомят в письменной форме в течение трех дней со дня принятия такого решения.

Такой порядок предусмотрен пунктами 4 и 5 статьи 105.30 НК РФ.

Получив мотивированное мнение налоговой инспекции, организация может либо согласиться с ним, либо возразить.

Если вы согласились с выводами и предложениями инспекции, то сообщите ей об этом. Для этого в течение одного месяца со дня получения мотивированного мнения направьте в инспекцию уведомление. К нему приложите документы, подтверждающие выполнение указанного мотивированного мнения (при их наличии).

Если же вы придерживаетесь иной точки зрения и не следуете рекомендациям инспекции, представьте в инспекцию письменные возражения (разногласия). Сделать это нужно также в течение одного месяца со дня получения мотивированного мнения.

Инспекция, получив разногласия, в течение трех рабочих дней перешлет их в ФНС России вместе с документами (информацией) по данному вопросу. ФНС России на основании данных материалов должна инициировать проведение взаимосогласительной процедуры.

Это следует из положений пунктов 6, 7 и 8 статьи 105.30 НК РФ.

После окончания налогового мониторинга инспекция в течение двух месяцев (до 1 декабря года, следующего за годом проведения налогового мониторинга) уведомит компанию о наличии или отсутствии невыполненных мотивированных мнений. При условии что такие мнения (разъяснения, указания) были ей направлены (п. 9 ст. 105.30 НК РФ).

Как действовать, если ФНС России инициировала взаимосогласительную процедуру

Взаимосогласительная процедура сводится к тому, что специалисты ФНС России рассматривают доводы организации и налоговой инспекции по спорному вопросу. И решают, на чьей они стороне. Если на стороне компании, то изменят мотивированное мнение инспекции. А если на стороне своих коллег – все останется без изменений.

Такую процедуру проведет руководитель ФНС России или его заместитель в течение одного месяца со дня получения разногласий. Процедуру будут проводить совместно с вами и с вашей налоговой инспекцией, которая отвечает за налоговый мониторинг (п. 2 ст. 105.31 НК РФ).

О своем решении ФНС России сообщит организации. Уведомление об изменении мотивированного мнения либо об оставлении мотивированного мнения без изменения вам выдадут на руки или направят в течение трех дней со дня его составления.

Организация в течение одного месяца со дня получения такого уведомления должна сообщить в инспекцию о своем решении. Согласна она в итоге с официальной позицией налоговой инспекции или нет.

Такой порядок следует из положений пунктов 3, 4 и 5 статьи 105.31 НК РФ.

Плюсы налогового мониторинга

Основной плюс налогового мониторинга в том, что благодаря ему организация будет избавлена от налоговых проверок. Ведь за периоды, которые попали под мониторинг, инспекции не могут проводить ни камеральные, ни выездные проверки. Исключение составляют:

1) камеральные проверки, которые проводятся:

  • если организация представила налоговую декларацию (расчет) позже 1 июля года, следующего за годом мониторинга;
  • если организация представила декларацию по НДС (акцизам), в которой заявлено право на возмещение налога;
  • при досрочном прекращении налогового мониторинга;
  • если организация подала уточненную декларацию (расчет), в которой отразила уменьшение суммы налога к уплате в бюджет или увеличение суммы полученного убытка.

Это следует из положений пункта 1.1 статьи 88 НК РФ.

2) выездные проверки, которые проводятся:

  • вышестоящим налоговым органом в отношении налоговой инспекции, проводившей налоговый мониторинг;
  • при досрочном прекращении налогового мониторинга;
  • если компания не выполнила указания, данные инспекцией в рамках налогового мониторинга;
  • если организация подала уточненную декларацию за период, который контролировался в рамках налогового мониторинга, и отразила в этой декларации уменьшение суммы налога к уплате в бюджет.

Это следует из положений пункта 5.1 статьи 89 НК РФ.

Что такое налоговый мониторинг

С 1 января 2015 года в России появилась новая форма налогового контроля – налоговый мониторинг (п. 8 ст. 1, ст. 2 Закона от 4 ноября 2014 г. № 348-ФЗ).

Суть заключается в том, что организация добровольно в режиме реального времени, то есть в онлайн-режиме, предоставляет инспекторам доступ к своим первичным документам, налоговым регистрам, данным бухгалтерского и налогового учета, а также к другой информации. Это позволит контролировать правильность расчета налогов без выездных и камеральных проверок. И организация сможет своевременно исправлять допущенные ошибки, получив письменные рекомендации инспекции.

Это следует из положений раздела V.2 НК РФ.

Основной плюс налогового мониторинга в том, что благодаря ему организация будет избавлена от налоговых проверок. Ведь за периоды, которые попали под мониторинг, инспекции не могут проводить ни камеральные, ни выездные проверки. Исключение составляют:

1) камеральные проверки, которые проводятся:

  • если организация представила налоговую декларацию (расчет) позже 1 июля года, следующего за годом мониторинга;
  • если организация представила декларацию по НДС (акцизам), в которой заявлено право на возмещение налога;
  • при досрочном прекращении налогового мониторинга;
  • если организация подала уточненную декларацию (расчет), в которой отразила уменьшение суммы налога к уплате в бюджет или увеличение суммы полученного убытка.

Это следует из положений пункта 1.1 статьи 88 НК РФ.

2) выездные проверки, которые проводятся:

  • вышестоящим налоговым органом в отношении налоговой инспекции, проводившей налоговый мониторинг;
  • при досрочном прекращении налогового мониторинга;
  • если компания не выполнила указания, данные инспекцией в рамках налогового мониторинга;
  • если организация подала уточненную декларацию за период, который контролировался в рамках налогового мониторинга, и отразила в этой декларации уменьшение суммы налога к уплате в бюджет.

Это следует из положений пункта 5.1 статьи 89 НК РФ.

Налоговый мониторинг – это форма налогового контроля, позволяющая проверять правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты (перечисления) налогов и сборов, обязанность по уплате (перечислению) которых в соответствии с НК РФ возложена на налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) – организацию (п.1 ст. 10526 НК РФ).

Налоговый мониторинг – это способ расширенного информационного взаимодействия, при котором организация предоставляет налоговому органу доступ в режиме реального времени к данным бухгалтерского и налогового учета, а взамен получает право в случае наличия сомнений запросить у налогового органа мотивированное мнение по вопросу налоговых последствий совершаемых сделок. Режим налогового мониторинга существенно ускоряет решение спорных ситуаций о применении налогового законодательства и позволяет налогоплательщику избежать в будущем доначислений сумм налогов, пеней и штрафов, а также снижает бремя налогового контроля. Налоговые органы не смогут проводить налоговые проверки за период проведения налогового мониторинга кроме случаев, указанных в пункте 1.1 статьи 88 и пункте 5.1 статьи 89 НК РФ.

Организация вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении налогового мониторинга при одновременном соблюдении следующих условий (пп.1-3 п.3 ст. 10526 НК РФ):

  • совокупная сумма налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, без учета налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, составляет не менее 300 миллионов рублей;
  • суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 3 миллиардов рублей;
  • совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 3 миллиардов рублей.

Заявление о проведении налогового мониторинга представляется организацией в налоговый орган по месту нахождения данной организации не позднее 1 июля года, предшествующего периоду, за который проводится налоговый мониторинг.

Организация, в соответствии со статьей 83 НК РФ отнесенная к категории крупнейших налогоплательщиков, представляет заявление о проведении налогового мониторинга в налоговый орган по месту ее учета в качестве крупнейшего налогоплательщика.

С заявлением о проведении налогового мониторинга представляются:

  • регламент информационного взаимодействия по установленной форме;
  • информация об организациях, о физических лицах, которые прямо и (или) косвенно участвуют в организации, представляющей заявление о проведении налогового мониторинга, и при этом доля такого участия составляет более 25 процентов;
  • учетная политика для целей налогообложения организации, действующая в календарном году, в котором представлено заявление о проведении налогового мониторинга.

Периодом, за который проводится налоговый мониторинг, является календарный год, следующий за годом, в котором организация представила в налоговый орган заявление о проведении налогового мониторинга (п.4 ст. 10526 НК РФ).

Проведение налогового мониторинга начинается с 1 января года, за который проводится налоговый мониторинг, и оканчивается 1 октября года, следующего за периодом, за который проводился налоговый мониторинг (п.5 ст. 10526 НК РФ).

В период проведения налогового мониторинга налоговый орган не вправе проводить камеральные и выездные проверки за исключением следующих случаев (п.1.1 ст. 88 и п.5.1 ст. 89 НК РФ):

  • представление налоговой декларации (расчета) за налоговый (отчетный) период, за который проводится налоговый мониторинг позднее 1 июля года, следующего за периодом, за который проводится налоговый мониторинг;
  • представление налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога, или налоговой декларации по акцизам, в которой заявлена сумма акциза к возмещению;
  • представление уточненной налоговой декларации (расчета), в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему Российской Федерации, или увеличена сумма полученного убытка по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом);
  • проведение выездной налоговой проверки вышестоящим налоговым органом – в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего налоговый мониторинг;
  • досрочное прекращение налогового мониторинга;
  • невыполнение налогоплательщиком мотивированного мнения налогового органа.

По результатам рассмотрения заявления о проведении налогового мониторинга и документов (информации), представленных организацией, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа до 1 ноября года, в котором представлено заявление о проведении налогового мониторинга, принимает одно из следующих решений:

  • решение о проведении налогового мониторинга;
  • решение об отказе в проведении налогового мониторинга.

Решение об отказе в проведении налогового мониторинга должно быть мотивированным. Основанием принятия решения об отказе в проведении налогового мониторинга является:

  • непредставление или представление не в полном объеме организацией документов (информации) в соответствии с п.2 ст. 10527 НК РФ;
  • несоблюдение организацией условий, предусмотренных п.3 ст. 10526 НК РФ;
  • несоответствие регламента информационного взаимодействия установленным форме и требованиям к регламенту информационного взаимодействия.

Решение о проведении налогового мониторинга (решение об отказе в проведении налогового мониторинга) направляется организации в течении пяти дней со дня его принятия.

Налоговый мониторинг проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа по месту нахождения налогового органа.

  • Истребование пояснений

Если при проведении налогового мониторинга выявлены противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах (информации), либо выявлены несоответствия сведений, представленных организацией, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, налоговый орган сообщает об этом организации с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в течение десяти дней (статья 105.29 Налогового кодекса Российской Федерации).

В случае, если после рассмотрения представленных организацией пояснений, либо при их отсутствии налоговый орган установит факт, свидетельствующий о неправильном исчислении (удержании), неполной или несвоевременной уплате (перечислении) налогов и сборов, налоговый орган обязан составить мотивированное мнение в порядке, предусмотренном статьей 105.30 Налогового кодекса Российской Федерации.

  • Истребование документов

При проведении налогового мониторинга налоговый орган вправе истребовать у организации необходимые документы (информацию), пояснения, связанные с правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов и сборов. Истребуемые документы (информация), пояснения представляются организацией в течение десяти дней со дня получения соответствующего требования.

В случае, если организация не имеет возможности представить истребуемые документы (информацию), пояснения в течение установленного настоящим пунктом срока, эта организация в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов (информации), пояснений, письменно уведомляет должностных лиц налогового органа, проводящих налоговый мониторинг, о невозможности представления в указанный срок документов (информации), пояснений с указанием причин, по которым истребуемые документы (информация), пояснения не могут быть представлены в установленный срок, и о сроках, в течение которых организация может представить истребуемые документы (информацию), пояснения.

Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе на основании указанного уведомления в течение двух дней со дня его получения продлить сроки представления организацией документов (информации), пояснений или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение.

В ходе проведения налогового мониторинга налоговый орган не вправе истребовать у организации документы, ранее представленные в налоговый орган в виде заверенных организацией копий.

Мотивированное мнение отражает позицию налогового органа по вопросам правильности исчисления (удержания), полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогов и сборов (в соответствии с положениями статьи 105.30 Налогового кодекса Российской Федерации).

МОТИВИРОВАННОЕ МНЕНИЕ

  • Мотивированное мнение по инициативе налогового органа составляется в случае, если при проведении налогового мониторинга налоговым органом установлен факт, свидетельствующий о неправильном исчислении (удержании), неполной или несвоевременной уплате (перечислении) организацией налогов и сборов. Мотивированное мнение направляется организации в течение пяти дней со дня его составления. Указанное мотивированное мнение может быть составлено не позднее чем за три месяца до окончания срока проведения налогового мониторинга.
  • Мотивированное мнение по запросу организации

Запрос о представлении мотивированного мнения направляется организацией в налоговый орган, проводящий налоговый мониторинг, при наличии у нее сомнений или в случае неясности по вопросам правильности исчисления (удержания), полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогов и сборов за период проведения в отношении этой организации налогового мониторинга по результатам совершенных фактов хозяйственной жизни организации. В запросе о представлении мотивированного мнения излагается позиция организации по указанным вопросам. Запрос о представлении мотивированного мнения может быть направлен организацией не позднее 1 июля года, следующего за периодом, за который проводится налоговый мониторинг. Мотивированное мнение по запросу организации должно быть направлено этой организации налоговым органом, получившим запрос, в течение одного месяца со дня получения указанного запроса. Срок направления мотивированного мнения по запросу организации может быть продлен налоговым органом на один месяц для истребования у этой организации или у иных лиц документов (информации), необходимых для подготовки мотивированного мнения.

О продлении срока направления мотивированного мнения налоговый орган сообщает организации в письменной форме в течение трех дней со дня принятия соответствующего решения.

О согласии с мотивированным мнением организация уведомляет налоговый орган, которым составлено это мотивированное мнение, в течение одного месяца со дня его получения с приложением документов, подтверждающих выполнение указанного мотивированного мнения (при их наличии).

ВЗАИМОСОГЛАСИТЕЛЬНАЯ ПРОЦЕДУРА

В случае несогласия с мотивированным мнением организация в течение одного месяца со дня его получения представляет разногласия в налоговый орган, которым составлено это мотивированное мнение.

Налоговый орган, получивший указанные разногласия, обязан в течение трех дней со дня их получения направить эти разногласия со всеми имеющимися у него материалами для инициирования проведения взаимосогласительной процедуры в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Налоговый орган в срок не позднее двух месяцев с даты окончания проведения налогового мониторинга уведомляет организацию о наличии (об отсутствии) невыполненных мотивированных мнений, направленных организации в ходе проведения налогового мониторинга.

Дата добавления: 2016-06-13; просмотров: 6161;

Одна из форм контроля органов ФНС, начавшая действовать в стране с 2015 г. – налоговый мониторинг. Как он осуществляется, доступен ли всем предприятиям и насколько им выгоден – идет речь ниже. В статье расскажем, где применяется налоговый мониторинг, изучим его особенности.

Сущность понятия «налоговый мониторинг»

Налоговым мониторингом (НМ) обозначают одну из разновидностей контроля, позволяющую проверить заранее, насколько правильно, своевременно и полно проведена уплата в казну средств, обязательных к перечислению. Компания по доброй воле в порядке реального промежутка времени открывает налоговикам неограниченный доступ к данным своего учета (бухгалтерского и финансового).

Взамен у нее появляется возможность обратиться к специалистам местной НС за мотивированным мнением (ММ) относительно правильности начисления налогов по совершаемым сделкам. Подобное сотрудничество очень актуально, особенно если у специалистов предприятия появились определенные сомнения по уплате сборов касательно заключаемых с контрагентами соглашений.

НМ выгоден предприятию, которое работает открыто и не пытается укрыться от уплаты средств в казну государства. С помощью НМ:

  • заметно ускоряется решение спорных вопросов о действии налогового законодательства и употреблении его в конкретной ситуации;
  • компания избегает будущих возможных доначислений по налогам, уплаты пени и штрафов;
  • обременение контролем со стороны налоговой существенно ослабевает.

Важно! Когда в определенный временной отрезок в компании проводился НМ, то налоговики не осуществляют дополнительные проверки за тот же период.

Особенности проводимого налоговой службой мониторинга

НМ – явление относительно недавнее в отечественном бизнесе. Оно имеет определенные особенности:

  1. НМ актуальный только для организаций-юрлиц.
  2. Проводится лишь после рассмотрения заявления от компании и на базе решения, принятого налоговиками.
  3. Осуществляется аналогично камеральной проверке по местонахождению организации.
  4. Для проведения НМ компанией должны быть соблюдены необходимые условия (критерии).
  5. Организации до первого июля следует представить заявление, форма которого установлена законодательно.
  6. У компании есть право поданную заявку отозвать до того, как ее рассмотрят.
  7. НМ начинает работать в году, наступившем после подачи заявления.
  8. Временной промежуток осуществления НМ – с 1 января по 1 октября.
  9. Не исключается прекращение мониторинга досрочно.
  10. Разрабатывается спецрегламент, согласно которого рассматриваются вопросы сотрудничества. Они могут касаться, например, открытия доступа к информсистеме предприятия. Читайте также статью: → «Порядок и сроки проведения камеральной проверки по транспортному налогу».

Если в компании действует НМ, то она вправе:

  • потребовать у налоговиков обоснованное мнение относительно сделки;
  • обратиться в ФНС, если по поводу мотивированного мнения появились серьезные разногласия, а уладить их с помощью взаимосогласительной процедуры не получается.

Обязательные условия для осуществления налогового мониторинга

НМ является процедурой добровольной. Но воспользоваться ее преимуществами могут не все организации. Когда предприятие проявляет интерес к подобной форме сотрудничества с налоговой, ему следует убедиться в соответствии бизнесовых показателей требуемым критериям. Условий всего три, и зафиксированы они в НК РФ (ст. 105.26, п. 3).

Чтобы компании не отказали в НМ, такие экономические показатели должны быть не ниже минимальных размеров:

№ п/п Показатели Пояснение Минимальная величина, млн. RUB
Налоги Общий их размер, включающий НДС, налог на прибыль, добычу ископаемых из земных недр, акцизный сбор.

Исключение – налоги, относящиеся к продвижению продукции посредством таможни стран Таможенного союза

300,00
Доходы Выручка от реализации суммарная и другие доходы, обозначенные в отчетных данных за прошедший год 3000,00
Активы Общий размер активов (по состоянию на 31.12 прошлого г.). Их стоимость зафиксирована в финотчетности 3 000,00

Пример 1. ООО «Вектор» платит НДС и налог на прибыль. Организация сотрудничает со странами, входящими в Таможенный союз. Она решила подать заявку касательно НМ на 2020 г. В 2017 г. «Вектор» уплатил в бюджет 510 млн. руб. В этой сумме 200 млн. руб. – «таможенный» НДС, который не следует учитывать. Тогда принимаемая во внимание сумма налогов составляет 310 млн. руб. (510-200), что соответствует первому критерию. Если и доходы, и стоимость активов превышают 3 млрд. руб., ООО «Вектору» не откажут в НМ.

Важно! Когда хотя бы один из критериев не соблюден, компании претендовать на осуществление НМ бессмысленно.

НМ – последовательность проведения проверки

Реализацию НМ можно описать таким образом:

Этапы Пояснение
Компания готовит пакет документов, состоящий из:

– регламента касательно информсотрудничества. Он формируется не произвольно, а по установленному образцу;

– информации об учреждениях и физлицах, чья доля участия в компании составляет более чем 25%;

– учетной политики с целью обложения налогами;

– документального регулирования внутренней контрольной системы компании

Передача файлов в налоговую вместе с заполненной заявкой
Рассмотрение обращения и ожидание компанией решения

Чтобы осуществлять НМ, у специалиста налоговой отпадает необходимость приходить в компанию с проверкой. Он проводит работу на основании данных:

  • предоставленных компанией;
  • с иных, доступных ему источников.

При проведении НМ специалисты могут запросить дополнительные документы, уточняющие сведения о проводимых операциях. Их следует подать не позже, чем через 10 дней после поступления запроса. Читайте также статью: → «Как проходит выездная налоговая проверка ООО: сроки, порядок + 2 примера».

Способы передачи документов:

  • принести сотрудником компании;
  • выслать по почте, уплатив за заказное письмо;
  • отправить электронкой через ТКС;
  • использовать иной метод, зафиксированный в регламенте информационного сотрудничества.

В случае обнаружения расхождений, компании потребуется предъявить объяснение. Не избежать и исправлений в уже составленных отчетах. В случае неудовлетворительного итога НМ налоговик напишет ММ.

Важно! Компания, за которой НМ уже закреплен, вправе самостоятельно запросить у налоговой ММ при возникновении в ее работе сомнительной ситуации.

Сущность выполнения взаимосогласительной процедуры

Взаимосогласительная процедура начинает работать тогда, когда при проведении НМ возникают спорные вопросы. Специалистами ФНС проводится изучение доводов компании и налоговой по ним. После детального их рассмотрения они решают, чью сторону следует выбрать. Когда специалисты ФНС посчитают правильными и убедительными (подтвержденными документами) доводы предприятия, они вносят поправки в ММ местной налоговой. При перевешивании аргументов коллег – их решение принимается без корректировки.

Процедура осуществляется руководителем ФНС РФ или его замом. Сроки исполнения – 1 месяц от дня оповещения о расхождениях. Работа ведется вместе с налоговой, отвечающей за НМ, и компанией. Итогом взаимосогласительной процедуры является уведомление, отправленное в адрес предприятия. В нем сообщается, что ММ (или/или):

  • изменено;
  • оставлено как было.

Получив уведомление, руководство компании в течение 1 месяца сообщает о своем согласии (несогласии) с позицией ФНС, являющейся официальной. Описанный выше порядок описан в НК – ст. 105.31.

Основные плюсы и минусы налогового мониторинга

В процессе становления НМ возможны недочеты и ошибки. Уже сейчас можно отметить положительные и отрицательные моменты мониторинга:

Процедура налогового мониторинга
Преимущества Проблемы
Возможность увильнуть от выездной проверки налоговиков, выступающей серьезным стрессовым фактором для работников компании Наличие отсылочных норм в тексте закона.

Документы, обязательные для предоставления компанией, заявление об осуществлении НМ, регулируются актами ФНС, поэтому наделены меньшей значимостью по сравнению с законом. Из-за этого существует большая вероятность зарождения споров относительно содержания актов и использования их на практике

Менеджмент компании получает возможность планировать бизнесовые сделки, учитывая позиции налоговиков, которые согласованы заранее с помощью ММ.

Законом позволяется исправить выявленные оплошности. Финансовые специалисты подают уточненную декларацию и уплачивают доначисленный налог без денежных затрат на уплату штрафов и пени

Раскрытие организацией информации, которую не должны знать конкуренты
При присутствии реальных налоговых рисков компания вправе предварительно обратиться за ММ. Это позволяет провести налоговый учет, опираясь на позиции НС ММ можно получить только после совершения сделки. Для уточнения позиции заблаговременно (чтобы оценить возможные риски) приходится прибегать к помощи консультантов или обращаться за разъяснениями в Минфин

Организация может и в процессе НМ встречать проверку. К примеру, не выполняется ММ, или необходимо уточнить сумму возмещения из бюджета предъявленного налога. Читайте также статью: → «Как проходит выездная налоговая проверка ИП?».

Основания для отказа в мониторинге

Заявление от компании об осуществлении НМ рассматривается до 01 ноября. К этому времени руководитель налоговой инспекции принимает одно из возможных заключений:

  1. Проводить мониторинг.
  2. Отказать в его реализации.

Негативный вывод формируется не спонтанно. Он нуждается в мотивации. В частности, причинами отказа в НМ выступают:

  • пакет документов предъявлен компанией не в полном объеме;
  • нарушение условий, прописанных в НК (ст. 105.26);
  • расхождения регламента информвзаимодействия с установленной формой и требованиями, к нему предъявляемыми;
  • несоответствие внутренней системы контроля компании действующим нормам.

Важно! Принятое решение касательно НМ отправляется в компанию не позже чем на шестой день после его утверждения.

Когда налоговый мониторинг может прерваться

В некоторых ситуациях налоговая прекращает НМ, не дожидаясь, пока год придет к концу. Основания для этого таковы:

  • предприятие не соблюдает регламентированных условий касательно информвзаимодействия, что делает дальнейший НМ невозможным;
  • компания допускает предоставление неточных данных;
  • руководство организации отказывается предъявить работникам инспекции нужные документы и делает подобное не единожды (более двух раз).

Обсудив сложившееся положение, специалисты налоговой считают правильным прекратить НМ, о чем сообщают в письменном виде.

Топ-5 популярных вопросов

Вопрос №1. Что подразумевается под понятием «мотивированное мнение».

Это мнение, отражающее воззрение специалистов-налоговиков относительно налогов, сборов, страховых взносов по конкретному соглашению: правильности их расчета, полноты, отсутствия задержек перечисления средств в казну. Оно отправляется компании после того, как НМ проведен. ММ может составляться по инициативе и фирмы, и налоговиков.

Вопрос №2. Компания подала заявку на НМ. Через некоторое время ее руководители посчитали, что им выгоднее работать без НМ. Смогут ли они отменить заявку? Что необходимо предпринять?

О решении отказаться от проведения НМ следует оповестить налоговую письменно – отозвать ранее поданное заявление. Но если решение о НМ уже принято, то отказаться можно лишь через год.

Вопрос №3. Какой период и срок охватывает НМ?

Периодом НМ выступает календарный год. Временной отрезок проведения – январь-сентябрь включительно. Окончание – 1 октября.

Вопрос №4. При прекращении НМ по вине организации налоговая уведомляет последнюю в письменном виде. Каковы сроки подачи такого сообщения?

Уведомить компанию о прекращении НМ следует не позже, чем через 10 дней после допущенного нарушения. Крайний срок – 1 сентября того года, который наступает за периодом НМ.

Вопрос №5. Какое основное отличие НМ от выездных проверок?

НМ проводится добровольно по инициативе компании. Он реализуется в режиме реального времени и предусматривает рассмотрение документов уже сейчас, а не через год или два.

Одно из главных преимуществ НМ состоит в том, что он способен избавить организации от налоговых проверок – и выездных, и камеральных. Но применять его вправе не все компании. НМ возможен только для крупных предприятий с миллиардным оборотом и стоимостью активов.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх