Налоговый учет

Основным нормативным документом, регулирующим налоговый учёт, является Налоговый Кодекс РФ, а также федеральные законы, касающиеся изменений НК РФ.

Налоговый учет — система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ

Объектами налогового учета являются хозяйственные операции, осуществленные налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, формирующие или оказывающие влияние на формирование доходов и расходов для целей налогообложения прибыли.

Объектами налогового учёта являются доходы и расходы организации, учитываемые для целей налогообложения. Путём сопоставления доходов и расходов определяется прибыль или убыток. Согласно НКРФ прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведённых расходов. При этом расходы для целей налогообложения подразделяются на расходы, учитываемые в текущем отчётном периоде и расходы, которые учитываются в будущих периодах.

Задачей налогового учёта является определение доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем периоде.

Одной из главных задач налогового учёта является определение суммы платежей в бюджет и задолженности перед бюджетом по налогу на прибыль на определённую дату.

Предметом налогового учёта выступают производственная и непроизводственная деятельность предприятия, в результате чего у налогоплательщика возникают обязательства по исчислению и уплате налога

Цельналогового учета состоит в формировании полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.

Цель налогового учёта определяется интересами пользователей информации.

Пользователи информации, формируемые в системе налогового учёта, делятся на две основные группы:

1) внешние;

2) внутренние.

Внутренним пользователем информации является администрация организации. По данным налогового учёта внутренние пользователи могут проанализировать непроизводственные расходы, которые, согласно требованиям налогового законодательства, не учитываются для целей налогообложения (например, расходы на любые виды вознаграждений, предоставляемые руководству или работникам; помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров, расходы в виде сумм материальной помощи и другие). Уменьшая такого рода расходы можно оптимизировать налогооблагаемую прибыль.

Внешними пользователями информации являются, прежде всего, налоговые службы и консультанты по налоговым вопросам. Налоговые органы должны производить оценку правильности формирования налоговой базы, налоговых расчётов, осуществлять контроль за поступлением налогов в бюджет. Консультанты по налоговым вопросам дают рекомендации по минимизации налоговых платежей, определяют направление налоговой политики организации.

Основными задачами налогового учёта являются:

— формирование полной и достоверной информации о суммах доходов и расходов налогоплательщика, определяющих размер налоговой базы отчётного (налогового) периода;

— формирование полной и достоверной информации о порядке предоставления данных о величине объектов налогообложения;

— обоснование применяемых льгот и вычетов;

— формирование полной и достоверной информации об определении размера налогооблагаемой базы отчётного (налогового) периода;

— обеспечение раздельного учёта при применении различных ставок налога или различного порядка налогообложения;

— обеспечение внутренних пользователей информацией, позволяющей минимизировать свои налоговые риски и оптимизировать налоги;

— обеспечение своевременной, достоверной и полной информацией внутренних и внешних пользователей, контроль за правильностью исчисления и перечисления налога в бюджет.

Средством достижения цели налогового учёта является группировка данных первичных документов.

Содержание данных налогового учета (в том числе данных первичных документов) является налоговой тайной. Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в данных налогового учета, обязаны хранить налоговую тайну. За ее разглашение они несут ответственность, установленную действующим законодательством.

Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.

Статья 313 НК РФ: официальный текст

Скачать ст. 313 НК РФ

Что такое налоговый учет, кто его ведет и от чего он зависит?

Налоговый учет — это отдельный вид учета, призванный систематизировать информацию из первичных документов для определения суммы того или иного налога. Осуществляют налоговый учет в основном работники бухгалтерии, хотя в крупных компаниях для этого предусмотрены специальные отделы, службы и даже департаменты — все зависит от масштаба компании, видов уплачиваемых налогов и ряда других факторов (количества и разнообразия объектов налогообложения, их географического расположения и др.).

Объем информации, содержащийся в регистрах налогового учета и необходимый для расчета налогов, зависит от многих факторов. К примеру, для расчета транспортного налога недостаточно иметь перечень транспортных средств, которые зарегистрированы компанией в органах ГИБДД или Ростехнадзоре. Правильный расчет невозможно произвести без данных о мощности двигателя, дате постановки на учет или снятия с него. Кроме того, не обойтись без знания Налогового кодекса (в части порядка расчета налога) и регионального законодательства (по вопросам налоговых ставок, льгот, сроков отчетности и др.).

По вопросу применения положений ст. 313 НК РФ часто возникают споры с налоговиками. Эксперты КонсультантПлюс подобрали свежую судебную практику. Получите пробный доступ к системе К+ и переходите в аналитическую подборку.

Подробнее о расчете транспортного налога читайте в материале «Как рассчитать транспортный налог на автомобиль?».

В чем состоит отличие налогового и бухгалтерского учета: положения ст. 313 НК РФ?

Ст. 313 НК РФ дает определение налоговому учету как системе обобщения информации, с помощью которой можно понять, как рассчитан тот или иной налог. Бухгалтерский же учет — это формирование документированной систематизированной информации об имуществе компании, ее обязательствах и их движении (п. 2 ст. 1 закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Оба этих учета во многом схожи: они призваны собирать, накапливать и предоставлять информацию для дальнейшей обработки (составления отчетности, расчета налогов и т.д.). Однако различия у этих видов учета все-таки есть: на основе данных только налогового учета невозможно составить достоверную бухотчетность (баланс, отчет о финансовых результатах и т.д.), потому что правила налогового учета, основанные на положениях Налогового кодекса, отличаются от правил бухучета.

Например, в отчете о финансовых результатах для формирования показателя чистой прибыли отчетного периода требуется полная информация о расходах и доходах, сформированная по правилам бухучета. Налоговый учет даст нам информацию о прибыли, сформированной в соответствии с требованиями НК РФ (с учетом нормирования, особого порядка формирования резервов и др.).

Подробнее о том, как заполнить бухгалтерский баланс, читайте в материале «Заполнение формы 1 бухгалтерского баланса (образец)».

С другой стороны, данных бухучета не всегда достаточно для расчета налогов. К примеру, в целях исчисления НДФЛ недостаточно знать, кто и сколько заработал, — нужна информация по каждому сотруднику о количестве и возрасте детей (для получения стандартных вычетов), количестве календарных дней, в течение которых работник находился на территории нашей страны (для применения ставки НДФЛ в зависимости от статуса резидента), данные о гражданстве работников (для правильного расчета страховых взносов) и многое другое.

Можно ли не вести налоговые регистры?

Налоговый учет по нормам ст. 313 НК РФ можно организовать на основе информации, отраженной в регистрах бухучета, дополняя их недостающими данными. Можно вести отдельные налоговые регистры, закрепив их форму в учетной политике. Совсем не вести налоговые регистры опасно — за это предусмотрено наказание по ст. 120 НК ФР.

Как правильно вести налоговые регистры, детально описано в КонсультантПлюс. Полный пробный доступ к системе К+ можно получить бесплатно. Чаще всего налоговики проверяют регистры по налогу на прибыль — как их оформить смотрите в этом Готовом решении, по учету НДФЛ — пример смотрите в этом материале, по НДС — правильно составить регистры поможет это Готовое решение.

Отсутствие налоговых регистров может быть чревато для организации и другими негативными последствиями. Например, если при налоговой проверке компания не сможет представить необходимые сведения для правильного расчета налогов, контролеры могут определить суммы налогов расчетным путем (подп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ) — а это может грозить компании огромными доначислениями, пенями и штрафами.

О нюансах оформления копий документов для налоговиков читайте в материале «Как представить документы по требованию налоговой инспекции».

Итоги

Ст. 313 НК РФ определяет, что расчет налогов производится по данным налогового учета. Его организуют сами налогоплательщики и ведут в специальных регистрах на основе информации из первичных документов и иных необходимых документов.

Регистры налогового учета могут разрабатываться на основе регистров бухучета с добавлением в них недостающих реквизитов и информации.

Если компания не ведет обязательные налоговые регистры, она может быть оштрафована.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Добавить в «Нужное»

Актуально на: 7 августа 2020 г.

Понятие налогового учета приведено в ст. 313 НК РФ. Так, указано, что налоговый учет представляет собой систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ.

В то же время в более широком смысле налоговый учет является системой определения облагаемой базы по всем налогам, сборам, страховым взносам, предусмотренным налоговым законодательством РФ. Именно поэтому нормативное регулирование налогового учета в РФ не ограничено лишь главой 25 «Налог на прибыль» НК РФ, а включает в себя весь спектр налогового законодательства, в т.ч. НК РФ и принятых в соответствии с ним региональных и местных нормативных актов в области налогообложения. И поэтому в учетной политике организации в целях налогообложения вопросы учета налогов и сборов не ограничиваются одним лишь налогом на прибыль. Налоговая учетная политика дополняет правовые основы налогового учета определенного налогоплательщика, устанавливая конкретные способы и приемы ведения налогового учета в тех случаях, когда по тем или иным вопросам предусмотрена вариативность или какие-то аспекты не урегулированы нормативно на должном уровне, а отданы на усмотрение организации.

Для чего нужен налоговый учет?

Налоговый учет предназначен для того, чтобы налогоплательщик смог правильно рассчитать свои налоговые обязательства. Ведь порядок исчисления и уплаты налогов, сборов и страховых взносов определяется правилами не бухгалтерского, а налогового учета. Поэтому если не вести налоговый учет, т. е. не определять объект налогообложения, не исчислять налоговую базу, не руководствоваться предусмотренным налоговым законодательством порядком исчисления налогов, а также не соблюдать порядок и сроки уплаты налога, налогоплательщик не сможет выполнять свою главную обязанность – уплачивать законно установленные налоги (пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ).

Функции налогового учета

В системе налогового учета выделают, как правило, 3 основные функции:

  • фискальная;
  • информационная;
  • контрольная.

Сущность фискальной функции состоит в том, что благодаря правильной постановке и ведению налогового учета выполняется основное назначение налогов – пополнение доходной части бюджета для обеспечения возложенных на государство задач.

Информационная функция налогового учета состоит в предоставлении информации как для самого налогоплательщика, так и для налоговых органов о правильности и полноте исчисления налогов, сборов и страховых взносов, а также о финансовом положении налогоплательщика.

Путем составления и представления налоговой отчетности обеспечивается возможность контроля данных налогового учета и взаимной сверки и сопоставления показателей между собой. В этом заключается контрольная функция налогового учета.

Под учетной политикой в целях налогообложения понимается выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых Налоговым кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика. Такое определение учетной политики приведено в п. 2 ст. 11 НК РФ.
В отличие от учетной политики для целей бухгалтерского учета, основные принципы формирования которой изложены в Положении по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, требования к налоговой учетной политике изложены в отдельных нормах Налогового кодекса РФ.
В частности, вопросы принятия учетной политики для целей налогообложения изложены в п. 12 ст. 167 НК РФ.
Принятая организацией учетная политика для целей налогообложения утверждается соответствующими приказами, распоряжениями руководителя организации.
Учетная политика для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения ее соответствующим приказом, распоряжением руководителя организации.
Учетная политика для целей налогообложения, принятая организацией, является обязательной для всех обособленных подразделений организации.
Учетная политика для целей налогообложения, принятая вновь созданной организацией, утверждается не позднее окончания первого налогового периода и применяется со дня создания организации.
Порядок внесения изменений в учетную политику урегулирован ст. 313 НК РФ. Учетная политика может быть изменена при изменении применяемых методов учета, а также в случае изменения налогового законодательства. Если в первом случае такие изменения применяются с начала нового налогового периода, то во втором — не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм законодательства о налогах и сборах.
Обратите внимание, что в ряде случаев Налоговый кодекс ограничивает свободу налогоплательщика в изменении отдельных элементов учетной политики:
— налогоплательщик вправе перейти с нелинейного метода на линейный метод начисления амортизации не чаще одного раза в пять лет (п. 1 ст. 259 НК РФ);
— установленный в учетной политике порядок распределения прямых расходов (формирования стоимости НЗП) подлежит применению в течение не менее двух налоговых периодов (п. 1 ст. 319 НК РФ);
— порядок формирования стоимости приобретения товаров, установленный налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, применяется в течение не менее двух налоговых периодов (ст. 320 НК РФ).
Наряду с изменениями учетная политика для целей налогообложения может дополняться – при осуществлении новых видов деятельности.
В отличие от изменений, по мнению авторов, дополнения в учетную политику раскрывают методы учета, ранее не применявшиеся налогоплательщиком в связи с отсутствием таких операций или видов деятельности на начало налогового периода. Внесение в учетную политику дополнений не связано с началом налогового периода, т.е. оно может быть внесено в любое время — но не позднее отчетного (налогового) периода совершения таких операций или начала ведения нового вида деятельности. Например, налогоплательщик, ранее не имеющий основных средств, принял решение о создании собственного производства и с мая начал приобретение основных средств. А это значит, что в мае должен быть принят приказ о внесении дополнения в учетную политику для целей налогообложения, в котором следует, как минимум, предусмотреть возможность применения амортизационной премии, а также установить метод начисления амортизации.
Вместе с тем Минфин России дополнения учетной политики приравнивает к изменениям, но вносимым не с начала налогового периода, а в течение налогового периода — письмо Минфина России от 14.04.2009 № 03-03-06/1/240. По мнению Минфина России, налогоплательщик вправе вносить изменения в учетную политику для целей налогообложения в течение налогового периода только в двух случаях: в случае изменения законодательства о налогах и сборах, а также в случае начала осуществления нового вида деятельности.
Несмотря на то, что учетная политика для целей налогообложения – документ обязательный для налогоплательщика, однако обязанность ее представления в налоговые органы в составе бухгалтерской или налоговой отчетности не предусмотрена ни в первой, ни во второй части Налогового кодекса. Исключением является обязательное представление учетной политики для целей налогообложения при осуществлении налогового мониторинга (ст. 105.27 НК РФ).
Кроме того, согласно подп. 6 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, предусмотренных НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов. К их числу относится и учетная политика организации для целей налогообложения. За непредставление учетной политики налогоплательщик может быть привлечен к налоговой ответственности по ст. 126 НК РФ – 200 руб. А согласно п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ должностные лица организации – к административной ответственности за непредставление сведений, необходимых для налогового контроля в виде штрафа в размере от трехсот до пятисот рублей.
При этом при привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности по ст. 126 НК РФ суд пришел к выводу, что приказ по учетной политике и положение по учетной политике составляют единый документ (постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17.07.2015 по делу № А19-19011/2014).
В учетной политике для целей налогообложения закрепляется один из способов (методов) способов определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика (п. 2 ст. 11 НК РФ).
Но не всегда налоговое законодательство предусматривает вариантные способы учета отдельных операций. Примером является раздельный учет для целей исчисления НДС при совершении облагаемых и необлагаемых операций (п. 4 ст. 149, п. 4 и 4.1 ст. 170 НК РФ)
Во-первых, в учетной политике необходимо предусмотреть порядок раздельного учета выручки. Это, как правило, делается путем введения отдельных субсчетов к счетам «Продажи» и (или) «Прочие доходы и расходы».
Во-вторых, установить алгоритм распределения «входящего» НДС по товарам (работам, услугам), как используемым в облагаемых, так и необлагаемых операциях (см. Тему 7.6).
В отличие от налога на добавленную стоимость широкий спектр для вариантности признания доходов и расходов имеет глава 25 НК РФ.
Прежде всего, налогоплательщики должны выбрать метод признания доходов и расходов в налоговом учете: метод начисления (ст. 271 и 272 НК РФ) или кассовый метод (ст. 273 НК РФ).
При использовании метода начисления налоговым законодательством установлены особенности признания доходов по производствам с длительным (более одного налогового периода) технологическим циклом в случае, если условиями заключенных договоров не предусмотрена поэтапная сдача работ (услуг). Под длительным технологическим циклом Минфин России и налоговые органы понимают производство, сроки начала и окончания которого приходятся на разные налоговые периоды независимо от количества дней осуществления производства (письмо Минфина России от 12.05.2011 № 03-03-06/1/288). В соответствии с п. 3 ст. 271 НК РФ доход от реализации указанных работ (услуг) распределяется налогоплательщиком самостоятельно в соответствии с принципом формирования расходов по указанным работам (услугам). Вместе с тем в ст. 316 НК РФ в отношении таких доходов указано, что налогоплательщик должен их распределить самостоятельно с учетом принципа равномерности признания дохода на основании данных учета. То есть в налоговом законодательстве предусмотрено два варианта учета одних и тех же доходов, а значит, налогоплательщик должен сделать выбор, закрепив его в учетной политике.
Пример
Организация выполняет строительные работы. Период выполнения работ – с ноября 2017 года по март 2018 года (5 мес.). Этапы выполнения работ договором не предусмотрены. Договорная стоимость работ составляет 500 тыс. руб., плановая стоимость работ – 400 тыс. руб.
При этом фактические расходы по месяцам: ноябрь – 50 тыс. руб., декабрь 200 тыс. руб. и т.д. Отчетными периодами являются январь, январь-февраль и т.д.
Если в учетной политике предусмотреть равномерное признание расходов, то налогоплательщик ежемесячно должен признать в налоговом учете доход в сумме 100 тыс. руб. (500 тыс. руб. : 5 мес.), включив 200 тыс. руб. в налоговую базу 2017 года и 300 тыс. руб. в налоговую базу 2018 года.
Если в учетной политике предусмотреть формирование доходов в зависимости от формирования расходов, то доходы в налоговом учете составят в ноябре 2017 года – 62,5 тыс. руб. (500 х 50 : 400), в декабре 2017 года – 250 тыс. руб. (500 х 200 : 400). То есть в налоговую базу 2017 года будут включены 312, 5 тыс. руб. (вместо 200 тыс. руб. – по первому варианту).
Следует учесть, что рассмотренный алгоритм распределения расходов не применяется налогоплательщиками, производящими готовую продукцию.
Многие элементы могут быть включены в учетную политику при наличии у налогоплательщика амортизируемого имущества.
Например, если налогоплательщик принимает решение о применении амортизационной премии, то в учетной политике следует предусмотреть размер амортизационной премии и критерии основных средств, в отношении которых она применяется – например, стоимостной (письмо Минфина России от 17.11.2006 № 03-03-04/1/779). Используя данное право, необходимо помнить о негативных последствиях: начисление амортизационной премии приводит к расхождениям между данными бухгалтерского и налогового учета, а также в случае реализации взаимозависимому лицу основных средств до истечения пяти лет с момента их ввода в эксплуатацию амортизационную премию придется восстановить.
С 1 января 2018 года налогоплательщик вправе предусмотреть в учетной политике право использования инвестиционного налогового вычета, если такой вычет введен законом субъекта РФ. Однако использование такого вычета влечет за собой особые условия, о которых следует помнить налогоплательщику. Это и камеральный контроль налоговых органов, в ходе которого налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика представить в течение пяти дней необходимые пояснения, касающиеся применения инвестиционного налогового вычета, и (или) истребовать в установленном порядке у налогоплательщика первичные и иные документы, подтверждающие правомерность применения такого налогового вычета (п.8.8 ст. 88 НК РФ). И признание сделки контролируемой, если хотя бы одна из сторон сделки применяет в течение налогового периода инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль организаций (подп. 9 п. 2 ст. 105.14 НК РФ). И восстановление налога, и уплата его в бюджет с уплатой соответствующих сумм пеней при реализации или ином выбытии объекта основных средств (за исключением ликвидации), в отношении которого налогоплательщик использовал право на применение инвестиционного налогового вычета, до истечения срока его полезного использования.
Также неотъемлемым элементом учетной политики является метод начисления амортизации: линейный или нелинейный.
С начала нового налогового периода налогоплательщик вправе изменить метод начисления амортизации. Например, перейти с линейного метода начисления амортизации на нелинейный. При этом надо помнить о двух ограничениях в применении нелинейного метода. Во-первых, налогоплательщик вправе перейти с нелинейного метода на линейный метод начисления амортизации не чаще одного раза в пять лет (п. 1 ст. 259 НК РФ). Что означает «не чаще одного раза в пять лет»? По всей видимости, имелось в виду, что налогоплательщик, перейдя на применение нелинейного метода, должен его применять не менее пяти лет. Во–вторых, при применении нелинейного метода в отношении зданий, сооружений, передаточных устройств, нематериальных активов, входящих в восьмую — десятую амортизационные группы, продолжает применяться линейный метод начисления амортизации.
Итак, организация принимает решение о переходе на применение нелинейного метода начисления амортизации. Это необходимо закрепить в учетной политике для целей налогообложения и провести необходимую подготовительную работу. А именно:

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх