НДС 20 когда введут

Повышение ставки НДС – наиболее актуальная из финансовых новостей тема. Те, кто знаком с этим налогом, знают, что последствия его увеличения затронут не только сферу бизнеса, но и обычного гражданина. С чем это связано, и как подготовиться к повышению ставки организациям и индивидуальным предпринимателям на основной системе налогообложения на практике, рассмотрим в этой статье.

Общий обзор НДС

НДС регламентирован главой 21 Налогового кодекса РФ. Это косвенный налог, то есть он включен в стоимость товара и его оплата в итоге возлагается на конечного покупателя. В магазине, покупая продукты, обычный покупатель платит НДС, включенный в стоимость продуктов (за исключением случаев, когда предприниматель находится на спец. режиме налогообложения). Хотя это исключение только формальное, т.к. затраты предпринимателя включают вложенный в стоимость НДС.

Суть НДС проглядывается в самом его названии: накрутка на товар (услугу) облагается налогом на добавленную стоимость. Моментом определения базы по НДС является наиболее ранняя из двух дат: оплаты товара, или его отгрузки. Для этого рассчитываются:

  • налогооблагаемая база (сумма добавленной стоимости),
  • начисляется НДС,
  • определяется сумма оплаченного НДС при покупке товаров (услуг) у поставщиков,
  • рассчитывается разница между оплаченным НДС и начисленного НДС.
  • Подтверждаются суммы НДС входящими и исходящими счет-фактурами, которые записаны в книгу покупок и книгу продаж.

Пример: ИП Иванов закупил в 3 квартале 2018г. жвачек на перепродажу у ООО «Жвачка». Сумма закупки составила 118 000 руб. (в т.ч. НДС 18% — 18 000 руб.). Для получения прибыли Иванову необходимо учесть все затраты, добавить стоимость на купленную жвачку и учесть налог на эту добавленную стоимость. НДС при покупке товара отобразится в книге покупок, а полученный НДС при реализации жвачек – в книге продаж.

До 31.12.2018г. ставки НДС следующие:

  • 0%
  • 10%
  • 18%

0% применяется организациями, связанными с экспортом, добычей, реализацией драг металлов и космической деятельностью.

10% распространяется на социально-значимые продовольственные товары, ряд медицинских и детских товаров, периодические печатные издания (полный перечень утвержден в Постановлении Правительства РФ №908 от 31 декабря 2004 года.)

18% применяется организациями и ИП, которые реализуют товары и услуги, не входящие в перечень налоговых исключений.

Сдается налоговая декларация раз в квартал, до 25 числа месяца, следующего за отчетным. Декларацию можно сдать по каналам связи (электронно), либо в бумажном виде. К ней прилагается книга покупок и книга продаж на основе входящих и исходящих счетов-фактур. Именно поэтому обязательно наличие этих документов и правильность их заполнения (наименование, ИНН, КПП, адрес организации и т.д.).

В случае непредставлении декларации в течение 10 дней по истечении установленного срока, могут быть приостановлены операции по счетам.

Перечислить в бюджет НДС можно либо разово всей суммой, либо разделить ее на равные части и оплачивать до 25 числа ежемесячно в квартале, следующим за отчетным.

Освобождены от оплаты НДС организации и предприниматели, применяющие иные режимы налогообложения, участники проекта «Сколково», а также если сумма за предшествующие 3 месяца не превысила в совокупности 2 млн. рублей. (в этом случае предприниматель может подать уведомление и получить освобождение от уплаты НДС на год).

В любом случае, если организация, или ИП освобожден от уплаты НДС, но выставила счет-фактуру с выделенной суммой НДС – он будет обязан его оплатить.

История изменения ставок:

С 1 января 2019г. ставка НДС с 18% вырастет на 20%. Но это не первое ее изменение.

Впервые налог на добавленную стоимость был введен в России 1 января 1992 года. Его ставка составляла 28%. В 1993 году ставку снизили до 20%, а льготную ставку -до 10%.

В 2004 году основная ставка НДС была снижена до 18%. Буквально в этом же году возникло предложение понизить ставку еще на 5% с 2006 года, но эту идею так и не поддержали, ссылаясь на немалые потери в бюджете.

С 2008 года вносились предложения понижения ставки НДС с возможными вариантами от 15% до 10%, а также ввести вместо НДС налога с продаж. Предложения так не были реализованы, а в 2017 году министр финансов А. Силуанов предложил повысить НДС до 22%, но при этом снизить страховые взносы до 22%.

Занятно, что Алексей Кудрин при обсуждении возможности повышения НДС в 2018 году, высказался против любого повышения налогов на протяжении шести лет, акцентируя внимание на другие альтернативные экономические рычаги.

Указанные данные отображены в инфографике:

Также, скачать инфографику вы можете и в других форматах:

«Инфографика — История изменения ставки НДС в России»
Скачивайте файл в формате PDF. Можете использовать как угодно. Требование лишь одно — при использовании оставить ссылку на главную страницу нашего сайте — https://bankstoday.net
«Инфографика — История изменения ставки НДС в России»
Скачивайте файл в виде картинке. Можете использовать как угодно. Требование лишь одно — при использовании оставить ссылку на главную страницу нашего сайте — https://bankstoday.net

Организации и ИП: плюсы и минусы работы с НДС

Достоинства Недостатки
  • Крупные производственные, транспортные, торговые организации ведут деятельность на НДС и, как следствие, будут выбирать организации на этом же режиме. НДС позволяет расширять границы бизнеса. В этом состоит и плюс для НДСников, и одновременно минус для многих ИП и организаций на ином режиме налогообложения. Если организация, например, на упрощенке, то в условиях рыночной конкуренции ей придется делать скидку организациям на НДС. Насколько это целесообразно – вопрос, зависящий от конкретного случая.
  • Еще один плюс – увеличивается прибыль. И благодаря расширению клиентской базы, и благодаря уменьшению НДС при расходах.
  • Возможность зачесть НДС с расходов организации. Покупка материалов, использование услуг с НДС позволяет уменьшить сумму налога при его расчете.
  • Одним из явных минусов НДС является документооборот. Он достаточно объемный и сложный.
  • Сложность документооборота и расчета НДС часто не позволяет многим ИП самостоятельно, без наемного бухгалтера (либо бух услуг) вести налоговый учет. Что, в свою очередь, увеличивает затраты предпринимателя.
  • Увеличивается объем налогов и документооборота при сдаче налоговой отчетности на ОСНО.

В плане снятия наличных средств с расчетного счета: с ужесточением правил закона 115 ФЗ (Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма») снимать наличность становится проблематичным не только организациям и ИП на ОСНО, но и на иных режимах налогообложения.

Повышение НДС – последствия

Жалобы и страхи предстоящего повышения цен вполне оправданы. Да, это неизбежно, ведь издержки повысятся не только пропорционально этим 2% налога, но и на сопутствующие бизнесу услуги. Что по цепочке будет вести за собой рост цен повсеместно.

Даже если рассматривать социально-значимые товары с неизменной ставкой, то рост цен на них все равно неизбежен, ведь повысится цена транспортных услуг, аренды и т.д.

Например, возьмем любую производственную организацию, которая производит продукт, реализуя его в дальнейшем оптовым поставщикам. Оптовые поставщики, в свою очередь реализуют этот товар другим поставщикам, в том числе и частным предпринимателям. Организации, оказывающие для этого сопутствующие услуги (бухгалтерские, транспортные, логистика и т.д.) часто являются плательщиками НДС. Рост цен на эти категории произведут неизбежный рост цен и у малых предпринимателей (т.к. они тоже в свою очередь являются потребителями с увеличенными статьями затрат), коммунальных услуг и прочие. В итоге, повышение ставки НДС на 2% ведет к повышению инфляции в целом.

Касательно ИП и организаций нужно ожидать дополнительной работы с отправкой корректировочных счет-фактур, связанных с изменением ставки, а также пересчетом сумм НДС и их доплатой в бюджет.

Как организациям и ИП подготовиться к повышению ставки

  • Пересмотрите договоры с контрагентами. Рекомендуется указывать стоимость товаров (услуг) по договору без учета НДС, а сам налог прописывать отдельно. В этом случае зависимость от изменения ставки становится меньше. НДС пусть фиксируется поверх цены (укажите ее ставку и сумму налога).
  • До 01.01.2019 всем поставщикам выгодно успеть провести отгрузку товара до введения новой ставки НДС. Цена по договору останется прежней, а сумма НДС увеличится, ведь на дату отгрузки поставщик выделит аванс расчетным методом по ставке 20%.
  • Если отгрузка состоится в 2019году по договору, а оплата произведена в 2018году, то необходимо заранее решить, как будет покрыта разница НДС. Оформите дополнительное соглашение к договору с контрагентом.
  • ИП и розничным организациям необходимо заблаговременно обновить программное обеспечение онлайн касс. С 2019г. в чеке необходимо указывать новую ставку НДС.
  • ИП и организациям на УСН: пересмотрите договоры с НДСными поставщиками. Если сумма договора уже включает НДС, то в новом году по этому договору затраты не увеличатся. Если сумма НДС не включена, то сумма договора увеличится на 2%. Заранее решите, как можно минимизировать эти затраты.

Пример: в 2018 году был заключен договор организации с покупателем на сумму 118 000 (в том числе НДС 18 000,00 руб.) Покупатель заплатил в 2108 году 118 тыс. руб. Товар был отгружен в 2019г. Сумма НДС будет оплачена в бюджет поставщиком в 2019 году по новой ставке 20% в размере 19 667,00 руб. Получается, что вместо планируемых 100 тыс. руб., поставщик получит выручки в размере 98 333,00 рубля.

При заключении договора без учета НДС эту разницу переплаты налога поставщику удалось бы избежать: если изменилась ставка, сумму налога пересчитываем от фиксированной цены. Сумму разницы НДС покупатель покроет в 2019 году и примет ее к вычету.

Если же договор составлен с указанием суммы (НДС в том числе), образуется разница суммы НДС. При разнице начисленных сумм НДС у покупателя появляется право на возмещение не 18 000,00 руб., а 19 667,00 руб. Грубо говоря, в рассмотренном примере покупатель получает дополнительно 1 667,00 руб. и не обязан ее оплачивать поставщику.

Налог на добавленную стоимость – один из самых значимых налогов, влияющих на пополнение бюджета. Согласно информации Федеральной налоговой службы, в 2017 году поступление НДС в бюджет составило 69,7 млрд. руб., что на 19,2% (+11,2 млрд. руб.) больше 2016 года. Рост поступления налога, в целом, обусловлен увеличением выручки от реализации товаров (работ, услуг), в том числе в связи с ростом цен на внутреннем рынке, а также заключением новых договоров. Параллельно увеличился рост инфляции с 9,2% до 10,6%

НДС также называют хитрым налогом, ведь, как сказано выше, он ложится на плечи конечного потребителя. Это еще один из примеров, доказывающих, что любому человеку недостаточно просто зарабатывать и экономить деньги, но и понимать, как то, или иное экономическое изменение влияет на его личные финансы.

«Инфографика Как бухгалтеру подготовиться к росту НДС»
Скачивайте файл в формате PDF. Можете использовать как угодно. Требование лишь одно — при использовании оставить ссылку на главную страницу нашего сайте — https://bankstoday.net
«Инфографика Как бухгалтеру подготовиться к росту НДС»
Скачивайте файл в виде картинке. Можете использовать как угодно. Требование лишь одно — при использовании оставить ссылку на главную страницу нашего сайте — https://bankstoday.net

Новые данные ФНС и Росстата позволяют уточнить, что повышение НДС до 22% вызовет значительный рост расходов компаний и бюджетных организаций на уплату НДС своим поставщикам.

На этой неделе возобновилась дискуссия о «налоговом маневре 22/22», предполагающем снижение страховых взносов до 22% фонда оплаты труда в обмен на повышение ставки НДС до 22%. Судя по сообщениям СМИ, руководство Минфина представило новые данные о результатах налогового маневра, согласно которым большинство отраслей экономики получит «небольшое снижение налоговой нагрузки» в результате уменьшения страховых взносов. В качестве секторов экономики, получающих наибольшие выгоды от «маневра 22/22», названы сельское хозяйство, образование, здравоохранение, а также госуправление и обеспечение безопасности, а в качестве секторов с наибольшими потерями – строительство и ЖКХ. При этом, как и ранее, вклад повышения НДС до 22% в нагрузку компаний существенно недооценивается. В то же время уточненные данные ФНС и новые данные Росстата о межотраслевом балансе РФ позволяют дать оценку расходов организаций различных отраслей экономики на уплату НДС.

Расходы компаний на уплату «вычитаемого» НДС поставщикам

Для большинства организаций механизм НДС предусматривает временное отвлечение оборотных средств, направляемых на уплату НДС поставщикам (поскольку между уплатой НДС при покупке продукции поставщиков и получением оплаты готовой продукции от покупателей проходит определенное время). В этой ситуации повышение ставки НДС увеличит нагрузку на компании не только из-за роста самих выплат, но и в связи с тем, что для ряда налогоплательщиков с длительным производственным циклом (а также с длительными сроками реализации продукции) эти суммы будут отвлечены на продолжительные периоды времени.

Данные ФНС позволяют оценить, что при увеличении ставки НДС до 22% из оборота были бы дополнительно выведены значительные объемы средств компаний. Так, по уточненным данным ФНС, суммарные объемы «вычитаемого» НДС, уплаченного поставщикам по разным ставкам, сейчас составляют 24,5 трлн. руб. по продукции российских производителей и еще 1,8 трлн. руб. – по закупкам импортной продукции (ФНС учитывает данные за IV квартал 2015 г. и I-III кварталы 2016 г.). Если бы в текущих условиях базовая ставка НДС была увеличена до 22%, а применение ставок 0% и 10% сохранилось бы в прежнем объеме, то суммарный объем «вычитаемого» НДС увеличился бы на 19,6%, или на 5,1 трлн. руб.

При этом с наиболее значительным изъятием оборотных средств столкнулись бы компании, несущие высокие затраты на приобретение продукции поставщиков. По данным Росстата о межотраслевом балансе РФ (последние имеющиеся данные относятся к 2014 г.), почти 80% совокупных затрат на промежуточное потребление приходятся на 19 секторов экономики (в каждом из которых затраты на промежуточное потребление превышают 1 трлн. руб.) (см. таблицу). Следует ожидать, что на компании именно этих отраслей будет возложена наибольшая нагрузка в связи с отвлечением более крупных сумм на уплату НДС поставщикам. Следует также учитывать, что для ряда таких производств затраты на промежуточное потребление составляют значительную часть стоимости выпуска. Например, для производства автомобилей, прицепов и полуприцепов стоимость промежуточного потребления эквивалентна 86,2% выпуска, производства пищевых продуктов – 77,1%, металлургического производства – 69,7% (при среднем уровне по экономике 48,2%).

Таблица. Отрасли экономики с крупнейшими затратами на промежуточное потребление товаров и услуг* (в млрд. руб., в % к итогу и в % к объему выпуска)

* По данным межотраслевого баланса РФ (оценка в условиях 2014 г., затраты выражены в ценах покупателей)

Еще сильнее вырастет нагрузка для компаний с длительным производственным циклом, для которых сроки отвлечения оборотных средств на уплату НДС поставщикам составляют от нескольких месяцев до нескольких лет. Например, перечень товаров, работ и услуг с длительностью производственного цикла более 6 месяцев (утвержден постановлением Правительства РФ № 468 от 28.07.2006), включает 88 групп промышленных товаров (продукция металлургии и машиностроения, в особенности станкостроения, производства транспортных средств и электронного оборудования) и 22 категории работ и услуг (строительство, монтаж и техническое обслуживание судов, различных видов оборудования, переработка отходов и др.).

Расходы компаний на уплату «невычитаемого» НДС

В случае повышения НДС до 22% с непосредственным ростом налоговой нагрузки столкнутся те участники экономики, которые не могут вычесть НДС, уплаченный при покупке товаров и услуг. Прежде всего это относится к конечным потребителям – населению и компаниям, приобретающим продукты для конечного потребления. Однако в такой же ситуации окажутся и организации, которые согласно законодательству не являются плательщиками НДС и будут вынуждены компенсировать повышение расходов на закупки либо за счет повышения цен на свою продукцию, либо за счет собственной прибыли. Среди таких организаций – практически все компании, относящиеся к малому бизнесу, а также организации из секторов экономики, значительная часть операций которых не облагается НДС (здравоохранение, образование, госуправление и обеспечение безопасности).

Данные межотраслевого баланса РФ показывают, что в условиях 2014 г. сумма чистых налогов на продукты (в эту сумму включаются «невычитаемые» НДС и акцизы, уплачиваемые компаниями, за вычетом полученных субсидий на производство) составляла 871,4 млрд. руб. Учитывая, что акцизы и субсидии относятся лишь к отдельным видам товаров, можно предположить, что основная часть данной суммы относится к «невычитаемому» НДС, которая в случае повышения базовой ставки с 18% до 22% автоматически возрастет на 22,2%.

Почти половина суммы чистых налогов на продукты, уплаченных организациями, относится к трем секторам экономики: госуправление и обеспечение военной безопасности (организации этого сектора уплачивают 223,2 млрд. руб. чистых налогов на продукты, или 25,6% их суммы по стране), здравоохранение и предоставление социальных услуг (126,7 млрд. руб., или 14,5%) и строительство (83,7 млрд. руб., или 9,6%). Учитывая, что значительная часть продуктов, приобретаемых организациями этих отраслей, облагается НДС по базовой ставке (например, для сектора госуправления более трети чистых налогов на продукты связано с проведением строительных работ, приобретением транспортных услуг и нефтепродуктов, для сектора здравоохранения – с приобретением химических веществ, для строительства – с приобретением строительных материалов, продуктов из древесины и нефтепродуктов), эти затраты при повышении НДС до 22% существенно увеличатся. Для организаций в сфере госуправления и обеспечения безопасности, а также здравоохранения и предоставления социальных услуг, большинство которых относится к бюджетному сектору, такое повышение затрат выразится в необходимости увеличения бюджетного финансирования на обеспечение их деятельности.

Вера КОНОНОВА, заместитель начальника отдела аналитических исследований Института комплексных стратегических исследований (ИКСИ), кандидат экономических наук

Руководитель направления «Фискальная политика» Экономической экспертной группы Александра Суслина ожидает, что при повышении ставки цены на основные товары вырастут на 1,5-2% от конечной стоимости товара. В случае отмены льготной ставки рост цен на продовольствие и лекарства может составить порядка 9% от нынешней стоимости.

О чем гудят в Telegram

Обналы ликуют, НДС 20%. Цены вверх пойдут на рынке обнала. Ещё и новое письмо ЦБ, по переворотам сделало своё дело. @BlackAuditСкоро Россия будет чем-то будет похожа на Францию, которая как может душит жителей налогами. Но если французы что-то получают взамен от государства, то в России нет. @banksta Обнальщики ликуют – только на заявлениях о повышении НДС обнал резко вырос до 18-22% (хотя нам рассказывали, где еще по 12% можно вывести👂🏻). Барыги с Садовода и других московских рынков потирают руки в предвкушении большого бабла👏🏻 @nebrexnya. 📌 Реклама

Приключения НДС в России

«Коммерсант»подготовил историческую справку о том, как менялся НДС в нашей стране:

1 января 1992 года в России был впервые введен налог на добавленную стоимость. Ставка НДС была установлена на уровне 28%. Однако уже с 1 января 1993 года она была снижена до 20% (льготная ставка — до 10%). Помимо НДС в 1998–2004 годах в регионах дополнительно взимался налог с продаж (не более 5%).

С 1 января 2004 года ставка НДС была снижена до сегодняшних 18%.Решение было принято по предложению Минфина для поддержки инвестиционного роста, а также в условиях роста цен на нефть, который дал дополнительные возможности для снижения налоговой нагрузки. На некоторые виды товаров распространяется льготная ставка — 10%. Таковыми являются, например, ряд продовольственных и медицинских товаров, товаров для детей, периодические печатные издания, книжная продукция и т. д.

📌 Реклама

Осенью 2004 года заместитель главы аппарата правительства Михаил Копейкин представил план удвоения ВВП, который подразумевал снижение с 2006 года ставки НДС до 13%. Премьер-министр Михаил Фрадков поддержал идею и дал распоряжение министру финансов Алексею Кудрину и министру экономики Герману Грефу подготовить расчеты. В феврале 2005 года Алексей Кудрин в письменной форме отказался понижать НДС до 13%, заявив, что «эффект от снижения ставки НДС будет нулевой либо отрицательный». По его мнению, эта мера приведет к потере 362,1 млрд руб. (или 1,6% ВВП). Его поддержал министр экономики Герман Греф.

А что в других странах

АТАССсделал справку по ставкам в других странах:

По состоянию на июнь 2019 года в странах Группы 20 (G20) самый высокий НДС в Италии — 22% (в 2013 году он был увеличен с 21%).

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх