Некоммерческая деятельность

Некоммерческие организации (далее – НКО) являются одной из двух больших групп юридических лиц (к другой группе относятся коммерческие организации). Основной отличительной чертой некоммерческих организаций является то (и это следует из самого их названия), что они создаются не в целях осуществления коммерческой деятельности.

Что такое НКО, цели создания, независимость

Под некоммерческими организациями понимаются юридические лица, создаваемые в образовательных, культурных и иных, указанных в их учредительных документах, целях, и:

  • не имеющие в качестве основной цели извлечение прибыли;
  • не распределяющие полученную в результате своей деятельности прибыль между своими участниками (п. 1 ст. 50 Гражданского кодекса РФ).

Примерный перечень целей создания НКО закреплен п.2 ст.2 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 (далее – ФЗ о НКО). Согласно указанному закону НКО могут создаваться для:

  • достижения социальных, благотворительных, духовных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей;
  • развития физической культуры и спорта, защиты прав и законных интересов граждан и т.д.

Указанный перечень не является исчерпывающим, данным пунктом предусмотрено, что НКО могут создаваться в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Кроме того, цели создания и деятельности НКО закрепляются отдельными федеральными законами.

Так, например, согласно п.1 ст.19 N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 11.06.2003 крестьянское (фермерское) хозяйство создается в целях осуществления деятельности по производству, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции, согласно ст.1–3, 6, 20–26 N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31.05.2002 целью создания коллегий адвокатов, иных адвокатских образований является защита прав и свобод граждан, оказание гражданам квалифицированной юридической помощи, представление интересов граждан.

Конкретные цели создания НКО закрепляются в их учредительных документах, и, в зависимости от цели, НКО относятся к тому или иному виду, в какой именно сфере они будут осуществлять свою деятельность.

Среди принципов организации и деятельности НКО особое значение придается принципу их независимости.

Независимость НКО обеспечивается, прежде всего, тем, что они являются юридическими лицами, и, как для всех юридических лиц, в их отношении, в том числе, законодательно закрепляется порядок их создания и ликвидации, порядок формирования, компетенция их органов управления, НКО наделяются обособленным имуществом.

В отношении некоторых форм и видов НКО принцип независимости специально закрепляется законом.

Так, например, это сделано в отношении религиозных объединений, организаций (ст.4, 6, 25 N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997), адвокатуры (ст.3 N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31.05.2002) и т.д.

Виды и формы некоммерческих организаций

Согласно действующему законодательству НКО могут создаваться в различных формах, например, ГК РФ в п. 3 ст. 50 предусматривает более 15 возможных форм.

Все НКО, в зависимости от того, создается ли она на основе членства или нет, подразделяются на две больших группы (вида): а) некоммерческие корпоративные организации и б) некоммерческие унитарные организации.

К некоммерческим корпоративным организациям, согласно ст. 123.1 ГК РФ, относятся организации, которые соответствуют следующим критериям (помимо критериев, общих для всех НКО):

  1. создаются на основе членства, т.е. учредители (участники) получают право членства в НКО;
  2. учредители (участники) НКО формируют высший орган управления организацией;
  3. решение о создании некоммерческой корпоративной организации принимается ее учредителями на собрании, съезде, конференции и т.п.

В отличие от некоммерческих корпоративных, некоммерческие унитарные организации:

  1. не имеют членства;
  2. создаются по решению одного учредителя;
  3. решение о первоначальном формировании высшего органа управления такой НКО принимается одним учредителем.

Законодательством специально выделяются два самостоятельных вида НКО:

  • социально ориентированные некоммерческие организации;
  • исполнители общественно-полезных услуг.

При этом, согласно п. 2.1 ст. 2, ст. 31.1 ФЗ о НКО под социально ориентированными НКО понимаются НКО, создаваемые в целях и осуществляющие деятельность по решению социальных проблем, развитию гражданского общества, охране объектов и территорий, имеющих особое историческое, культурное значение (например, объекты историко-культурного наследия), оказанию юридической помощи на безвозмездной или льготной основе (адвокатские образования) и т.д.

Особо законом оговаривается, что не признаются социально ориентированными НКО государственные корпорации, государственные компании и политические партии.

В соответствии с пунктом 2.2 ст. 2 ФЗ о НКО под исполнителями общественно полезных услуг понимаются социально ориентированные НКО, которые соответствуют следующим критериям:

  • на протяжении 1 года и более оказывают общественно полезные услуги надлежащего качества;
  • не являются организациями, признаваемыми по российскому законодательству иностранным агентом;
  • не имеют задолженности по налогам и сборам (обязательным платежам).

Как указывалось выше, законодательством предусмотрен только примерный перечень видов и форм НКО (п. 3 ст. 50 ГК РФ).

Кроме указанного перечня, некоторые формы НКО закреплены в п. 3 ст. 2, ст. ст. 6 – 11 ФЗ о НКО (общественные и религиозные организации (объединения), общины малочисленных коренных народов РФ, казачьи общества, некоммерческие партнерства и т.д.).

В свою очередь указанные выше формы, в зависимости от целей создания и осуществляемой деятельности НКО, также могут подразделяться на отдельные виды.

Так, основным нормативным правовым актом о потребительских кооперативах является ГК РФ, в частности ст. ст. 123.2, 123.3. При этом, порядок создания, организации и деятельности отдельных видов потребительских кооперативов определяется специальными федеральными законами.

Например, выделяются особенности жилищных и жилищно-строительных кооперативов (определяются ст. ст. 110 – 134 Жилищного кодекса РФ), кредитных кооперативов (ФЗ «О кредитной кооперации» от 18.07.2009 № 190-ФЗ), потребительских обществ (Закон РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» от 19.06.1992 № 3085-1), жилищных накопительных кооперативов (ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах» от 30.12.2004 № 215-ФЗ, сельскохозяйственных производственных и сельскохозяйственных потребительских кооперативов (ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» от 08.12.1995 № 193-ФЗ) и т.д.

Отметим, что указанные формы могут в свою очередь подразделяться на несколько видов. Так, например, сельскохозяйственные потребительские кооперативы в зависимости от осуществляемых видов деятельности подразделяются на перерабатывающие, сбытовые (торговые), животноводческие и т.д. (ст. 4 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»).

Создание ряда форм НКО, порядок их организации и деятельности регулируются отдельными специальными федеральными законами. Это относится, например, к садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан (ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединении граждан» от 15.04.1998 № 66-ФЗ, ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 29.07.2017 № 217-ФЗ), товариществам собственников жилья (ст. 291 ГК РФ, ст. ст. 135 – 152 Жилищного кодекса РФ) и т.д.

Иностранные НКО, НКО со статусом иностранного агента

Законодательством особо рассматривается вопрос о деятельности иностранных НКО на территории РФ.

Согласно п. 4 ст. 2 ФЗ о НКО иностранными признаются организации, созданные за пределами территории РФ. При этом, они должны отвечать общему принципу создания НКО – основной целью создания и деятельности не является извлечение прибыли, полученная в результате деятельности прибыль не распределяется между учредителями (участниками).

В соответствии с п. 5 указанной статьи деятельность иностранной организации может осуществляться на территории РФ через создаваемые структурные подразделения (в зависимости от конкретной формы НКО и положений ее устава – отделения, филиалы, представительства).

Также, действующим законодательством особо выделяется такой вид НКО как «иностранные агенты», порядок создания, организации и деятельности которых имеет свои особенности.

Под НКО, признаваемой по российскому законодательству выполняющей функции «иностранного агента», согласно п. 6 ст. 2 ФЗ о НКО понимаются НКО, которые отвечают следующим признакам:

  1. получают денежные средства (имущество) от иностранных источников, под которыми понимаются иностранные государства, международные организации иностранные граждане и т.д.;
  2. участвуют в политической деятельности на территории РФ в интересах иностранных источников.

Указанным ФЗ приводится перечень видов деятельности, которые понимаются под политической деятельностью – митинги, демонстрации, участие в деятельности на выборах, референдумах и т.д. (ч. 3 п. 6 ст. 2 ФЗ о НКО). Отдельно в указанном пункте закреплен перечень видов деятельности, которые не признаются политической деятельностью – деятельность в сфере образования культуры, благотворительная деятельность и т.д. (ч. 4 п. 6 ст. 2 ФЗ о НКО).

Отметим, что соответствие указанных норм Конституции РФ подтверждено, в том числе, и Постановлением Конституционного Суда РФ от 08.04.2014 № 10-П.

Права и деятельность некоммерческой организации, некоммерческие организации как субъекты предпринимательской деятельности

Как все юридические лица, НКО обладают своей правоспособностью.

По общему правилу, согласно ст. 49 ГК РФ, юридическое лицо может иметь гражданские права (и осуществлять виды деятельности), которые соответствуют целям его деятельности.

При этом, некоторыми федеральными законами, определяющими правовое положение отдельных видов НКО, специально оговариваются права (правомочия) НКО.

Так, например, ст. 6 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» к правомочиям сельскохозяйственного кооператива относятся право на создание филиалов (представительств), право на приобретение имущества, в том числе земельных участков, право на осуществление внешнеэкономической деятельности, право на заключение договоров, направленных на достижение целей в соответствии с уставом кооператива и т.д.

При этом, правоспособность НКО отличается тем, что она ограничена теми целями, для достижения которых НКО создавалось (уставные цели).

Вместе с тем, законодательством не запрещается НКО осуществлять в процессе своей деятельности предпринимательскую деятельность. При этом, специально оговаривается, что, полученная НКО при осуществлении уставной деятельности прибыль, не подлежит распределению между ее участниками (п. 1 ст. 50 ГК РФ).

Кроме того, п. 4 ст. 50 ГК РФ закреплено специальное правило для НКО – они могут осуществлять приносящую доход деятельность, если:

  1. осуществление такой деятельности предусмотрено уставом НКО;
  2. такая деятельность должна отвечать (соответствовать) целям создания НКО;
  3. такая деятельность должна способствовать достижению целей создания НКО.

В связи с тем, что при осуществлении такой деятельности НКО выступают как любые другие участники гражданского оборота, в целях обеспечения его стабильности, защиты их контрагентов по сделкам, совершаемым НКО, п. 5 указанной статьи предусмотрено специальное правило: для осуществления такой деятельности НКО должна обладать имуществом, рыночной стоимостью не менее размера уставного капитала, предусмотренного законом для обществ с ограниченной ответственностью (согласно ч. 1 п. 1 ст. 14 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» этот размер составляет 10 000 рублей).

По общему правилу в остальных аспектах (налогообложение, лицензирование и т.д.), предпринимательская деятельность НКО и, соответственно, полученная в результате такой деятельности прибыль, признается прибылью юридического лица в обычном порядке.

Следует отметить, что, если НКО осуществляет виды деятельности, для которых требуется специальное разрешение (лицензия), их деятельность подлежит лицензированию в общем для всех субъектов предпринимательской деятельности порядке.

В ряде случае специальными федеральными законами определяются виды деятельности для отдельных форм НКО.

Особое место при рассмотрении вопроса о деятельности НКО занимает характеристика деятельности НКО в тех сферах, которые имеют специальное значение исходя из статуса самих НКО.

Так, среди НКО специально выделяются саморегулируемые организации (далее – СРО), которые призваны обеспечить соответствие деятельности входящих в ее состав членов законодательству и принятым стандартам.

Согласно п. 1 ст. 3 ФЗ «О саморегулируемых организациях» от 01.12.2007 № 315-ФЗ (далее – ФЗ о СРО) под СРО понимаются НКО, которые:

  • созданы на основе членства;
  • объединяют субъектов предпринимательской деятельности, в зависимости от единства производимых товаров (работ, услуг), либо являющихся профессиональными участниками определенного вида деятельности.

Саморегулируемые организации создаются и действуют в различных сферах, так, созданы и функционируют СРО (например, аудиторская деятельность, деятельность по осуществлению инженерных изысканий, осуществление процедур медиации и т.д.).

Порядок организации и деятельности СРО определяется как указанным ФЗ о СРО, так и специальными федеральными законами (например, ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ, ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29.07.1998 № 135-ФЗ и т.д.).

Особое значение при осуществлении СРО своих функций придается т.н. «стандартам профессиональной деятельности», которые разрабатываются соответствующими СРО и применение которых является обязательным для членов указанных организаций.

Также Законом о НКО при этом специально оговаривается, что НКО, созданные в форме некоммерческого партнерства, при приобретении ими статуса СРО, утрачивают право на осуществление предпринимательской деятельности.

Органы управления

Как указывалось выше, НКО, являясь юридическими лицами, обладают собственной системой органов управления.

Система органов управления НКО, порядок их формирования и компетенция различаются в зависимости от того, к какой форме и виду относится конкретная организация.

Порядок формирования органов НКО определяется их уставами в соответствии с законами, регулирующими деятельность конкретных видов НКО.

Как указывалось выше, все НКО подразделяются на две большие группы – корпоративные и унитарные.

Общим для всех корпоративных НКО является то, что они создаются на основании членства, именно с этим связана главная особенность системы органов управления НКО данного типа – наличие высшего органа, представляющего интересы всех ее участников (общего собрания членов и т.д.).

Согласно ч. 2 п. 1 ст. 65.3 ГК РФ для корпоративных НКО и производственных кооперативов с числом членов (участников) более 100 предусмотрено специальное правило – в указанных НКО высшим органом управления может быть собрание съезд, конференция, т.е. орган формируемый участниками (членами) НКО на основе представительства (участники направляют для участия в работе высшего органа своих делегатов).

Пунктом 2 указанной статьи определен перечень вопросов, относящихся к компетенции высшего органа корпоративных НКО. К ним, например, помимо прочего, относятся:

  • утверждение (изменение) устава НКО;
  • образование (формирование) и прекращение полномочий иных органов управления НКО;
  • утверждение годовых бухгалтерских (финансовых) балансов и отчетов;
  • образование специальных ревизионных органов (ревизионная комиссия, ревизор), прекращение их полномочий;
  • принятие решений о ликвидации либо реорганизации НКО.

Данный перечень является примерным, т.е. он может быть в соответствии с законом изменен уставом НКО. Так, например, решение вопросов о формировании органов управления, утверждении годовых бухгалтерских балансов, отчетности может быть отнесено к компетенции иных коллегиальных органов НКО.

Особенности формирования высшего органа НКО предусматриваются отдельными федеральными законами. Так, например, ст. 23 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» предусматривается, что в кооперативе, в который входит долее двухсот членов, общее собрание членов кооператива может проводиться в форме собрания уполномоченных.

В НКО, помимо высшего органа управления образуется единоличный исполнительный орган. В зависимости от вида НКО, в качестве единоличного исполнительного органа могут выступать директор, президент т.д.

Кроме того, согласно п. 1 ст. 53, ч. 1 п. 3 ст. 65.3 ГК РФ в НКО исполнение функций исполнительного органа может быть возложено на нескольких лиц, либо уставом может быть предусмотрено образование нескольких независимых единоличных исполнительных органов.

Также, закон предусматривает возможность осуществления функций единоличного исполнительного органа специально привлекаемым физическим или юридическим лицам.

Особо предусматривается возможность создания специального коллегиального исполнительного органа (наблюдательный совет и т.д.), основной функцией которого является осуществление контроля за деятельностью исполнительного органа НКО (п. 4 ст. 65.3 ГК РФ).

Компетенция органов управления НКО определяется законом и их уставами, при этом, компетенция единоличного исполнительного органа определяется компетенцией высшего органа управления НКО, т.е. к компетенции единоличного исполнительного органа относится решение вопросов, не отнесенных законом или уставом к компетенции высшего органа НКО либо коллегиального исполнительного органа.

Источники формирования имущества некоммерческих организаций

Все НКО, как юридические лица, обладают важнейшим признаком – наличие самостоятельного баланса и обособленного имущества.

Согласно п. 1 ст. 3 ФЗ о НКО имущество может принадлежать НКО на праве собственности или на праве оперативного управления.

Конкретные режим и источники формирования имущества НКО определяются их уставами в соответствии с законодательством в зависимости от вида НКО (организационно-правовой формы).

Так, на праве оперативного управления наделяются имуществом НКО, созданные в виде учреждений, т.е. собственником остается лицо, их создавшее.

Формирование имущества НКО производится за счет различных источников, в том числе:

  1. имущество, передаваемое НКО их учредителями при создании организации;
  2. имущество, поступающее НКО в виде членских взносов (для организаций, основанных на принципе членства);
  3. имущество, получаемое НКО в результате хозяйственной (предпринимательской) деятельности;
  4. имущество, получаемое НКО из иных источников (добровольные пожертвования и т.д.).

Регистрация некоммерческой организации

Согласно общему правилу НКО, являясь юридическими лицами, считаются созданными и приобретают свою правоспособность с момента их государственной регистрации.

Государственная регистрация НКО осуществляется в порядке, предусмотренном для регистрации юридических лиц, предусмотренном ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ, с учетом особенностей, определяемых специальными федеральными законами об отдельных видах юридических лиц.

Согласно ст. 2 указанного ФЗ, Положению о Федеральной налоговой службе, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 функции регистрирующего органа возложены на ФНС РФ.

Так, например, согласно ст. 12 указанного ФЗ для государственной регистрации НКО в регистрирующий орган представляются:

  1. заявление о государственной регистрации;
  2. решение о создании НКО;
  3. учредительные документы НКО;
  4. в случае, если учредителем НК является НКО – выписка из реестра иностранных юридических лиц, либо иной документ, подтверждающий статус иностранного учредителя;
  5. документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.

Согласно пдп. 1 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ государственная пошлина за государственную регистрацию составляет 4 000 рублей. При этом, размер государственной пошлины для регистрации политических партий, их региональных отделений составляет 3 500 рублей, а для регистрации общероссийских организаций инвалидов и их подразделений (отделений) – 1 400 рублей.

Как указывалось выше, законами об отдельных видах НКО предусматриваются особенности их государственной регистрации.

Так, например, согласно п. 5 ст. 136 ЖК РФ при государственной регистрации товариществ собственников жилья в регистрирующий орган представляются, помимо прочего, сведения о лицах, проголосовавших на общем собрании за принятие решения о создании ТСЖ, а также о принадлежащих указанным лицам долях в праве на общее имущество в многоквартирном доме.

Порядок действий органов ФНС РФ при регистрации юридических лиц определен Административным регламентом предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, утв. Приказом Минфина РФ от 30.09.2016 № 169н.

УДК 658.114 ББК 65.292.5-931 Г 95

М.М. Гурская

Кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, аудита и автоматизированной обработки данных Кубанского государственного университета, г. Краснодар. Тел.: (918) 494 40 71, e-mail: marinagurskaja@mail.ru.

М.А. Владимирова

Аспирант кафедры бухгалтерского учета, аудита и автоматизированной обработки данных Кубанского государственного университета, г. Краснодар. Тел.: (918) 654 26 09, e-mail: vma 1606@mail.ru.

Нормативно-правовое регулирование некоммерческих организаций: настоящее и будущее

(Рецензирована)

Аннотация. Несовершенство законодательной базы, регулирующей деятельность некоммерческих организаций, является причиной планируемых изменений в Гражданском Кодексе. В частности, предполагаются существенные изменения в структуре некоммерческих организаций, появление деления юридических лиц с точки зрения организационной структуры на корпоративные организации (корпорации) и унитарные организации. Данная статья посвящена вопросам необходимости реформирования нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность некоммерческих организаций, а также отдельным недочетам в существующем законодательстве.

Ключевые слова: изменения в гражданском кодексе, некоммерческие организации, финансовые вложения, облигации.

M.M. Gurskaya

M.A. Vladimirova

Legal regulation of nonprofit organizations: present and future

Российский некоммерческий сектор уже играет заметную роль в социальноэкономической жизни страны, выступая источником различных социальных инноваций. Развитие данного сектора происходит в достаточно динамичном темпе, о чем

свидетельствуют высокие темпы роста выпуска продукции и услуг некоммерческих организаций в сложных условиях нестабильного финансирования, основанного на безвозмездных поступлениях от юридических и физических лиц. Однако потенциал российского некоммерческого сектора остается существенно не раскрытым. Некоммерческие организации (НКО) практически не включены в систему предоставления общественно значимых услуг, финансируемых государством, не развивают платные услуги для населения.

Как отмечают многие исследователи, в 10-летней российской практике законотворчества в области регулирования «третьего сектора» экономики наиболее распространенным стал термин «некоммерческая организация». В соответствии со ст. 50 ГК РФ некоммерческими организациями являются юридические лица, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку от этого зависит достижение целей их создания.

На данном этапе деятельность некоммерческих организаций в Российской Федерации регулируется рядом нормативно-правовых актов, основными из которых являются следующие:

— гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая (устанавливает общее правовое регулирование статуса всех юридических лиц, в том числе и некоммерческих организаций);

— закон «Об общественных объединениях»;

— закон «О некоммерческих организациях»

В сфере регулирования различных организационно-правовых форм НКО действуют законы «Об автономных учреждениях», «О негосударственных пенсионных фондах», «О национально-культурной автономии», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»; Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении положения о порядке учреждения и условиях деятельности иностранных культурно-информационных центров на территории Российской Федерации».

Заметим, что в Российской Федерации в соответствии с Гражданским Кодексом, к некоммерческим относятся как государственные, так и негосударственные организации. По данной причине российская некоммерческая сфера не соответствует классическому третьему сектору.

Исторические корни понятия «третий сектор» уходят в Англию, где английские социологи Джон Маккарти и Майер Залд вводят термин «индустрия социальных движений» (ИСД), содержание которого составляют движения, имеющие сходные или идентичные цели и защищающие общие интересы. Например, движение рабочего класса включает стихийные выступления, тред-юнионы, социалистические организации.

Также М. Залд предложил к использованию и другой термин — «сектор социального движения» (ССД). По его словам: «Это структура антагонистических, конкурирующих и кооперирующихся движений; она, в свою очередь, является частью более широкой структуры, включающей в себя партии, государственно-административный аппарат, средства информации, группы давления, церкви и т.д.».

На нынешнем этапе организации третьего сектора являются объектом интенсивных исследований. Неоднократно в научных публикациях отмечался тот факт, что уровень аналитическо-информационного обеспечения деятельности негосударственных некоммерческих организаций достаточно низок. И если за рубежом проводятся масштабные проекты в данном направлении, то в Российской Федерации исследования, связанные с некоммерческой тематикой, носят скорее локальный характер.

Немаловажный интерес представляет собой исследование, проведенное коллективом Аналитического управления Аппарата Совета Федерации и опубликованное в 2008 г. в Аналитическом вестнике. В данном вестнике представлены материалы о практике деятельности и правовом регулировании некоммерческих организаций в России; о специфике

работы некоторых видов некоммерческих организаций (религиозных объединений, национально-культурных автономий). Одна из статей вестника посвящена рассмотрению иностранного опыта в сфере отношений государства и некоммерческих организаций (вопросы регистрации, отчётности, ограничений деятельности НКО, порядка предоставления им поддержки и льгот) .

В аналитическом исследовании делался упор на повышение внимания к некоммерческому сектору со стороны государства и общества. В качестве примера приводился тот факт, что в январе 2008 г. в Париже и Нью-Йорке открылись отделения российского Института демократии и сотрудничества, имеющего статус некоммерческой организации. Основная задача данного института — изучение состояния гражданского общества, избирательного процесса, ситуации с правами человека и миграцией в США и Европе. Также в качестве положительного аспекта подчеркивалась динамика выделения государственных грантов на поддержку НКО, участвующих в развитии институтов гражданского общества, в размере 500 млн р. в 2006 г., 1250 млн р. в 2007 г., 1500 млн в 2008 г. . Ожидалось, что в дальнейшем данная цифра будет изменяться в сторону увеличения. Однако, как видно на представленном рис. 1, сначала наблюдается снижение величины государственных грантов, а с 2009 г. сумма неизменна.

Динамика выделения грантов для некоммерческих организаций

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1600000 -|

1400000 ———————————————————————

1200000 ————— ——————————————————

1000000 ————— ———- ——————————————

800000 —————- ———- ———— ———- ———— ——-

600000 —————- ———- ———— ———- ———— ——-

400000 —————- ——- ——- ——- ——- —

200000 —————- ———- ———— ———- ———— ——-

0 -I—*—-*—1—*—*—1—*—-*—1—*—*—1—*—-*—1—*—-*—1

2007 2008 2009 2010 2011 2012

Рисунок 1. Динамика выделения грантов для НКО

В любом случае необходимо отметить основную стратегию, избранную некоммерческими организациями, формирующими условия для развития третьего сектора в целом. Данная стратегия направлена на развитие в рамках идеи «социального партнерства» с государством и бизнесом. Также немаловажную роль играет тот факт, что специальным направлением этой стратегии является работа со средствами массовой информации, направленная на формирование позитивного имиджа НКО.

Реализация данной стратегии действительно способствовала тому, что в ряде регионов (в частности, в ПФО) были запущены некоторые механизмы «социального партнерства» (к примеру, государственный социальный заказ). Также наблюдается, пусть пока и слабая, тенденция повышения социальной ответственности бизнеса, по данным Агентства социальной информации, растет число упоминаний НКО в СМИ. Однако, как отмечают сами исследователи, реализация данной стратегии практически не способствовала повышению интереса к деятельности НКО со стороны населения. Другими словами, российские НКО, в отличие от западных, не имеют устойчивой почвы в лице поддержки граждан, питающей их инициативы снизу.

В современных условиях сектор некоммерческих организаций ( рис.2) является важным сектором экономики, требующим в силу своей общественной значимости особого подхода к регулированию. Президент Российской Федерации В.В. Путин отмечал, что некоммерческие организации «могли бы стать хорошими, действительно незаменимыми

партнёрами государства в решении наиболее острых проблем, таких, как борьба со СПИДом, наркоманией, беспризорностью, помощь в социальной реабилитации инвалидов, развитие территориального самоуправления».

Состав некоммерческих организаций на 1 января 2011 г.

23848; 11%

78505; 35%

5376; 2%

114392; 52%

□ Религиозные организации

□ Общественные объединения

□ Благотворительные фонды

□ Иные НКО

Рисунок 2. Состав некоммерческих организаций по данным Минюста России

Анализ российского законодательства и правоприменительной практики показал, что в России существует целый ряд проблем, связанных с применением различных положений нормативно-правовых документов некоммерческими организациями. В мае 2005 г. в Государственной Думе директором ФСБ Н.П. Патрушевым было предложено усиление правового регулирования деятельности НКО: «Несовершенство законодательной базы и эффективных государственных механизмов контроля создают почву для проведения разведывательных акций под видом благотворительной и иной деятельности». Необходимость законодательного упорядочения деятельности НКО также обосновывалась непрозрачностью финансирования НКО и расходования ими получаемых средств; использованием НКО для легализации доходов и ухода от налогообложения; попытками внешнеполитического влияния на внутреннюю обстановку в России посредством НКО; их ролью в «цветных революциях» в странах СНГ; борьбой с экстремизмом и терроризмом. Ежегодно в законодательство о некоммерческих организациях (в частности, законы «О некоммерческих организациях», «Об общественных объединениях») вносится ряд поправок.

Также Федеральным законом от 30.12.06 г. № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» было предусмотрено формирование нового для российской практики способа финансирования деятельности некоммерческих организаций.

На современном этапе наиболее значительной переработке подвергаются положения ГК о юридических лицах, что влечет за собой принятие поправок в целый ряд законов, в том числе о некоммерческих организациях. Одним из существенных изменений является появление деления юридических лиц с точки зрения организационной структуры на корпоративные организации (корпорации) и унитарные организации. Участники корпораций, в отличие от участников унитарных организаций, обладают правом на участие в управлении деятельностью организации (правом членства). Причем деление на коммерческие и некоммерческие для корпораций сохранится, а унитарные организации будут существовать только в форме некоммерческих . Таким образом, предполагаемая структура некоммерческих организаций может быть представлена схематично в следующем виде (рис.

Некоммерческие

организации

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Некоммерческие

корпорации

Некоммерческие унитарные организации

потребительские кооперативы, в том числе ТСЖ, жилищные, жилищностроительные, дачные, дачно-

строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, садово-огороднические (огороднические) и дачные объединения граждан,

общества взаимного страхования, кредитные кооперативы (общества взаимного кредита), фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы

общественные организации, в том числе политические партии, казачьи общества и общины коренных

малочисленных народов, а также

созданные в качестве юридических лиц профсоюзы (профсоюзные организации), общественные движения, органы

общественной самодеятельности и территориального общественного

самоуправления

ассоциации и союзы граждан и (или) юридических лиц, в том числе некоммерческие партнерства,

саморегулируемые организации,

объединения работодателей, объединения профсоюзов, кооперативов и

общественных организаций, торговопромышленные, нотариальные и адвокатские палаты

общественные, благотворительные и иные фонды, в том числе автономные некоммерческие организации

государственные (в том числе государственные академии наук), муниципальные и частные (в том числе общественные) учреждения

религиозные организации.

Рисунок 3. Структура некоммерческих организаций согласно проекту ГК РФ

Также необходимо отметить тот факт, что данный проект Гражданского кодекса содержит в себе противоречия. В соответствии с действующим законодательством религиозные организации, наравне с общественными, относятся к членскими организациям. В то же время в проекте ГК РФ религиозные организации отнесены к унитарным НКО. Также в различных нормах употребляются два понятия: «деятельность, приносящая доход» и «предпринимательская деятельность». Такой подход заставляет сделать вывод, что разработчики вкладывают различный смысл в содержание данных понятий, при этом не существует нормативного определения данных терминов. И в случае внесения и принятия этого проекта Госдумой обязательно вызовет противоречия в правоприменительной практике.

Несмотря на принятые меры в настоящее время сохраняется актуальность совершенствования и согласования законодательной базы, регламентирующей деятельность некоммерческих организаций, необходима коррекция системы бухгалтерского учета,

введение налоговых льгот.

Гражданский кодекс допускает, что некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность в той мере, в какой она служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую уставным целям. Такой деятельностью законодательно признается: приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и в товариществах на вере в качестве вкладчика. При этом отсутствуют какие-либо пояснения законодательного характера относительно критериев или методов определения видов разрешенной предпринимательской деятельности. Данная ситуация создает определенные правоприменительные трудности как для самих некоммерческих организаций, так и для контролирующих их деятельность государственных органов.

По мнению В.Д. Новодворского, некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую деятельность по следующим направлениям :

— получение внереализационных доходов (размещение средств на депозитных счетах в банках, приобретение векселей, депозитных сертификатов и других ценных бумаг, сдача имущества в аренду);

— осуществление предпринимательской деятельности в форме реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг;

— осуществление предпринимательской деятельности в форме регистрации хозяйственных обществ, уставный капитал которых принадлежит полностью или частично некоммерческой организации, и получение доходов от них. Таким образом, если некоммерческая организация в качестве единственного учредителя или наряду с другими юридическими и физическими лицами регистрирует хозяйственное общество, то с момента регистрации такой организации и по дату ее ликвидации она будет являться субъектом предпринимательской деятельности.

В такой ситуации возникает вопрос — имеет ли право некоммерческая организация предоставлять процентные займы? Данный вопрос широко не освещался в научной литературе и, по негласному мнению ученых, некоммерческие организации обладают подобным правом. К примеру, в публикациях можно встретить фразы подобного рода: «Финансовые вложения НКО представляют собой вклады в уставные капиталы, приобретение акций, облигаций сторонних организаций и государственных ценных бумаг, а также займы, предоставленные другим организациям или лицам». Также проведенный анализ организаций некоммерческого сектора в Краснодарском крае показал, что предоставление займов на процентной основе является широко распространенной практикой.

По мнению авторов данной статьи, некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность, связанную с предоставлением займов на процентной основе, лишь в той мере, в какой она служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую уставным целям. К примеру, это может быть фонд, созданный для поддержки и развития малого предпринимательства в определенном районе. И в данном случае целью Фонда является создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства и организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса (к примеру, Гарантийный фонд поддержки субъектов малого предпринимательства Краснодарского края). Один из способов достижения поставленной цели представляет собой финансирование объектов малого и среднего бизнеса под низкие процентные ставки.

В случае, если предоставление займов с целью получения прибыли за счет процентов не обусловлено достижением уставных целей некоммерческой организации, то это будет означать наличие самостоятельной предпринимательской деятельности, направленной на преумножение доходов, что вступает в разрез с нормами законодательства. Данные выводы подтверждают и примеры из судебной практики, в частности Кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 24.08.10 г. по делу №33-1229. Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что на

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

законодательном уровне необходимо прописать запрет предоставления процентных займов некоммерческими организациями, если только данная деятельность не осуществляется в уставных целях.

Действующее законодательство РФ допускает, что некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность в той мере, в какой она служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую уставным целям.

В соответствии с Модельным законом о некоммерческих корпорациях США (Model Nonprofit Corporation Act), к общим полномочиям некоммерческой корпорации относятся право заключать контракты и делать гарантии, принимать на себя обязательства, занимать деньги, выпускать векселя, облигации и иные обязательства, обеспечивать свои обязательства закладной или залогом любой своей собственности, франшиз или доходов. Очень важно отметить наличие права выпускать облигации, которые являются одним из важнейших источников привлечения кредитных ресурсов. В Российской Федерации право на выпуск облигаций предоставлено не всем субъектам гражданского права. Согласно ч. 2 ст. 816 ГК, такое право должно быть предусмотрено законом или иным правовым актом. Однако исследователи отмечают, что в настоящее время оно прямо предоставлено лишь хозяйственным обществам.

В соответствии с п. 3 ст. 5 Федерального закона «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг», эмиссия облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг некоммерческими организациями допускается только в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, при наличии обеспечения, определенного указанными нормативными актами. Тем не менее, право на эмиссию облигаций должно быть прямо предусмотрено в законе или ином нормативном правовом акте. Однако ни одного подобного закона либо нормативного правового акта принято не было. По мнению авторов данной статьи, в сложившейся рыночной ситуации, которая характеризуется дефицитом средств, необходимых для осуществления уставной деятельности, закрытие доступа к одному из важнейших источников рыночного финансирования является неправомерным, поэтому считается логичной разработка нормативно-правого акта, дающего возможность НКО осуществлять эмиссию облигаций. Фактически, как указано в ст. 816 ГК РФ, выпуск облигации является одним из методов получения займа.

В бухгалтерском учете НКО операции, связанные с облигациями, будут отражаться в соответствии с нормами ПБУ 15/08 «Учет расходов по займам и кредитам». В действующем плане счетов для обобщения информации о задолженности эмитента перед держателями облигаций предназначены счета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам». Таким образом, процедура отражения операций, связанных с облигациями, на бухгалтерских счетах в некоммерческом секторе будет аналогична подобной процедуре, применяемой в коммерческих организациях. Данная информация подлежит раскрытию в отчете о движении денежных средств некоммерческой организации в разделе «финансовая деятельность».

Необходимо отметить наличие проблемных участков и в части системы бухгалтерского учета. Действующие нормативно-правовые документы, регламентирующие ведение бухгалтерского учета в организациях, ориентированы в основном на деятельность учреждений, имеющих в качестве основной цели извлечение прибыли. Положения по бухгалтерскому учету, План счетов и инструкция по его применению — все эти документы не учитывают специфику некоммерческих организаций. На данном этапе не существует целостной системы учета в некоммерческих организациях, охватывающей все стороны их деятельности от отдельных хозяйственных операций до формирования отчетности. Еще в 2004 г. В.Н. Новодворский отмечал, что «система бухгалтерского учета в некоммерческих организациях, по существу, практически не развивалась». К сожалению, данная фраза характеризует и настоящий период. Отдельные приказы Министерства финансов посвящены наиболее проблемным вопросам, связанным с ведением бухгалтерского учета и составлением

бухгалтерской (финансовой) отчетности. Но в тоже время данные документы не охватывают все аспекты деятельности «неприбыльных» организаций. В таких условиях НКО вынуждены использовать несвойственные им методы учета либо разрабатывают собственные варианты отражения в учете хозяйственных операций. Все это приводит к искажению данных в бухгалтерской отчетности и, соответственно, к ее недостоверности и непригодности для пользователей.

Примечания:

1. Леонов Ю.С. Некоммерческие организации: законодательное регулирование и практика // Аналитический вестник Аналитического управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Сер. Развитие России. 2008. № 2 (347).

2. Обеспечение в 2012 году государственной поддержки некоммерческих

неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества»: распоряжение Президента РФ № 216-рп от 03.05.2012 г. // СПС

КонсультантПлюс. М., 2012. Загл. с экрана.

3. О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Проект Федерального закона № 47538-6: // СПС КонсультантПлюс. М., 2012. Загл. с экрана.

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 8 июня 2020 г. N 166-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 июня 2020 г.

Федеральный закон от 18 марта 2020 г. N 60-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 сентября 2020 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 407-ФЗ

Изменения вступают в силу с 13 декабря 2019 г.

Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 394-ФЗ

Изменения вступают в силу с 13 декабря 2019 г.

Федеральный закон от 26 ноября 2019 г. N 378-ФЗ

Изменения вступают в силу с 26 ноября 2019 г.

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 260-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 августа 2018 г.

Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 164-ФЗ

Изменения вступают в силу c 8 июля 2018 г.

Федеральный закон от 5 февраля 2018 г. N 15-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 мая 2018 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 506-ФЗ

Изменения вступают в силу с 11 января 2018 г.

Федеральный закон от 14 ноября 2017 г. N 320-ФЗ

Изменения вступают в силу с 25 ноября 2017 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 7 июня 2017 г. N 113-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. N 449-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г. и применяются к правоотношениям, возникшим после дня вступления в силу названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 372-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 287-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 286-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 236-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июня 2016 г. N 179-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 мая 2016 г. N 149-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 марта 2016 г. N 82-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 9 марта 2016 г. N 67-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 января 2016 г. N 7-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 436-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 358-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 341-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 225-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 мая 2015 г. N 115-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 80-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 43-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 505-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 440-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 ноября 2014 г. N 358-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 329-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 14 октября 2014 г. N 303-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 236-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 147-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 февраля 2014 г. N 18-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 413-Ф3

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступающие в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 172-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 11 февраля 2013 г. N 8-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 325-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 134-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 20 июля 2012 г. N 121-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста двадцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 16 ноября 2011 г. N 317-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 ноября 2011 г. N 291-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 августа 2011 г.

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 239-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 220-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 июня 2011 г. N 124-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 437-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений в пункт 3.2 статьи 7.1 и в пункт 9 статьи 7.2, вступающих в силу по истечении одного года после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 июля 2010 г. N 164-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 19 мая 2010 г. N 88-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г., за исключением пункта 10 статьи 6 названного Федерального закона, вступающего в силу с 1 октября 2010 г., и подпункта «а» пункта 19 статьи 6 названного Федерального закона, вступающего в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 5 апреля 2010 г. N 40-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 170-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 августа 2009 г.

Изменения в статью 32 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 145-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 107-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 148-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 мая 2008 г. N 68-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 300-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 ноября 2007 г. N 278-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 26 июня 2007 г. N 118-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 17 мая 2007 г. N 83-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 24-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 276-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 274-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. N 175-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении шестидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 февраля 2006 г. N 19-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 10 января 2006 г. N 18-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 179-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2002 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.

Федеральный закон от 8 июля 1999 г. N 140-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 26 ноября 1998 г. N 174-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Основные принципы деятельности некоммерческих организаций в РФ

Основываясь на том, что реализация общественных интересов находится в поле общей заботы и ответственности органов власти, бизнеса и объединений граждан;

Считая некоммерческие организации важнейшим механизмом участия граждан в решении общественно значимых проблем, осуществлении общественного контроля и эффективного взаимодействия граждан с властью и бизнесом;

Учитывая, что внимание к деятельности некоммерческих организаций растет, при этом понимание принципов их деятельности явно не достаточно;

Отвечая растущей потребности в самоопределении, самоорганизации и консолидации некоммерческого сектора, повышении прозрачности некоммерческих организаций,

мы заявляем о приверженности следующим основным принципам деятельности.

Принцип общественной пользы

Миссия некоммерческой организации заключается в реализации общественных интересов, в том числе интересов участников (членов) организации, привлечении внимания органов власти, средств массовой информации и граждан к проблемам и обстоятельствам, имеющим общественное значение.

Принцип свободы деятельности

Деятельность некоммерческой организации основывается на самоуправлении. Некоммерческая организация свободна в выборе содержательных направлений деятельности и методов их реализации, может открыто выражать собственную точку зрения на любую общественную проблему и отстаивать свою позицию.

Многообразие некоммерческих организаций обусловлено многообразием общественных интересов.

Принцип сотрудничества

Некоммерческая организация открыта к диалогу и взаимодействию с заинтересованными сторонами, развивает сотрудничество и партнерские отношения в целях реализации общественных интересов. Проявляя солидарность с другими НКО, некоммерческая организация в случае необходимости готова оказать им поддержку вне зависимости от сферы их деятельности.

Принцип верховенства права

Деятельность некоммерческой организации не противоречит ее уставу. Некоммерческая организация предпринимает необходимые меры, чтобы выполнять требования законодательства, и, в соответствии со своими возможностями, содействует его совершенствованию.

Принцип демократического управления

Руководство и управление некоммерческой организацией осуществляются на основе демократических процедур и взаимного уважения. Сотрудники, участники (члены) и другие лица, вовлеченные в деятельность некоммерческой организации, информированы о миссии, задачах, правовых условиях деятельности организации, источниках финансирования, своих правах и обязанностях, имеют возможность открыто обсуждать в организации вопросы ее деятельности.

Принцип самоконтроля

Некоммерческая организация обеспечивает внутренний контроль за своей деятельностью и регулярную оценку ее эффективности и качества.

Некоммерческая организация ответственно подходит к выбору источников финансирования своей деятельности.

Некоммерческая организация старается не допускать ситуации, при которой принятие решений обусловлено личной выгодой лиц, принимающих решения.

Принцип открытости

Некоммерческая организация принимает меры к тому, чтобы все заинтересованные стороны: знали о ее деятельности и имели ее контактную информацию; могли получить по запросу краткую актуальную информацию о ее миссии, целях, задачах, структуре расходов и доходов и основной деятельности; имели возможность ознакомиться с ее регулярным (годовым) отчетом.

Некоммерческая организация вправе ограничивать доступ к информации, разглашение которой может привести к негативным последствиям либо расценено как вторжение в личную жизнь, если такое ограничение прямо не запрещено законом.

Принцип ответственности

Некоммерческая организация ответственна прежде всего перед обществом и своей целевой аудиторией.

Некоммерческая организация учитывает возможные последствия своей деятельности для граждан, организаций, общества в целом и окружающей среды.

Некоммерческая организация стремится к тому, чтобы ее действия или бездействие не приводили к негативным последствиям для партнерских организаций, информирует своих партнеров о возможных рисках совместной деятельности.

Принцип равноправия

Некоммерческая организация не использует свои преимущества с целью дискриминации других НКО, не выступает от их имени без соответствующих полномочий. Некоммерческая организация самостоятельно представляет свою точку зрения или добровольно делегирует это право.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх