Нецелевое использование средств ОМС

Никитенко М.,эксперт журнала

Журнал «Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений» № 7/2019

В этом материале мы ознакомим вас с результатами проверки ТФОМС, проводимой в отношении бюджетного учреждения здравоохранения на предмет целевого и рационального использования учреждением средств ОМС. В ходе проверки были установлены факты нецелевого использования средств ОМС и учреждению выставлено требование:

  • возвратить в бюджет ТФОМС, использованные не по целевому назначению;

  • за использование не по целевому назначению средств ОМС уплатить в бюджет ТФОМС штраф в размере 10 % от суммы нецелевого использования средств.

Не согласившись с вмененными проверяющими требованиями, учреждение обратилось в суд. Какие расходы, совершенные учреждением за счет средств ОМС, были квалифицированы проверяющими как нецелевые, на чью сторону встал суд (см. Постановление АС ПО от 24.01.2019 № Ф06-42205/2018), рассмотрим в статье.

Как нецелевое расходование средств проверяющими (ТФОМС) были квалифицированы следующие расходы учреждения:

  • общехозяйственные и накладные расходы ошибочно распределялись между источниками финансирования;

  • труд сотрудников оплачивался при отсутствии у них сертификатов специалиста;

  • без проведения специальной оценки условий труда и аттестации рабочих мест некоторым сотрудникам производились доплаты за работу с вредными условиями труда;

  • выплачивалась заработная плата (с начислениями) работникам патологоанатомического отделения за исследования аутопсийного материала;

  • дважды произведена плата в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» за выдачу заключений по санитарно-эпидемиологической экспертизе;

  • использованы медикаменты и оплачено питание пациентов, не застрахованных в системе ОМС;

  • на пациентов, проходивших лечение за счет средств от приносящей доход деятельности, и пациентов, не являющихся застрахованными лицами в системе ОМС, использованы металлофиксаторы, приобретенные за счет средств ОМС;

  • оплачено повышение квалификации сотрудника по специальности «Основы профпатологии»;

  • произведена уплата налога на землю за земельный участок, на котором расположено здание наркологического диспансера;

  • оплачен ремонт прибора «Алкотестер-01 MARK», который используется при оказании наркологической медицинской помощи;

  • излишне списан с подотчета водителя автомобиля бензин.

Ниже подробнее рассмотрим некоторые из названных нарушений подробнее.

Содержание

Неправильное распределение общехозяйственных и накладных расходов между источниками финансирования.

Согласно нормам п. 134 Инструкции № 157н затраты учреждения при изготовлении готовой продукции, выполнении работ, оказании услуг делятся на прямые и накладные. Распределение накладных расходов производится одним из способов пропорционально прямым затратам по оплате труда, материальным затратам, иным прямым затратам, объему выручки от реализации продукции (работ, услуг), иному показателю, характеризующему результаты деятельности учреждения.

Учреждение организует учет затрат по экономическим элементам и по статьям калькуляции (в зависимости от отраслевых особенностей), по способу включения в себестоимость (прямые и накладные), по связи с технико-экономическими факторами (условно-постоянные и условно-переменные (накладные) с целью нормирования, лимитирования и т. д.).

Выбор способа калькулирования себестоимости единицы продукции (объема работы, услуги) и базы распределения накладных расходов между объектами калькулирования осуществляется учреждением самостоятельно или органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя таким образом, чтобы оптимизировать степень полезности учетных данных для целей управления при допустимом уровне трудоемкости учетных процедур.

Общехозяйственные расходы учреждения, произведенные за отчетный период (месяц), согласно утвержденной учреждением учетной политике распределяются на себестоимость реализованной готовой продукции, выполненных работ, оказанных услуг, а в части нераспределяемых расходов – на увеличение расходов текущего финансового года (п. 135 Инструкции № 157н). Сумма общехозяйственных расходов учреждения не включается в фактическую стоимость незавершенного производства.

Проверяющие установили неправильное распределение учреждением накладных и общехозяйственных расходов между видами деятельности, которое привело к расходование средств ОМС; нарушений в правильности и обоснованности распределения медицинским учреждением накладных и общехозяйственных расходах между источниками финансирования судом установлено не было.

Исходные данные для установления правильности распределения расходов между видами деятельности были такие:

Наименование показателя

Значение показателя

сумма, тыс. руб.

доля дохода, %

Общая сумма дохода за год

401 616,8

Средства ОМС

342 964,7

85,4

Приносящая доход деятельность

37 282,3

9,28

Средства субсидии, выделенной на выполнение задания учредителя

21 369,8

5,32

Распределение накладных расходов в учреждении проводится пропорционально доле доходов, полученных учреждением. Общехозяйственные и накладные расходы составили 90 760,3 тыс. руб. Согласно имеющимся данным по доходам они были распределены по видам деятельности, осуществляемой учреждением, так:

Наименование показателя

Значение показателя, определенного расчетным путем проверяющими и судьями

Расходы, совершенные учреждением

Отклонение от нормы

сумма, тыс. руб.

доля дохода, %

сумма, тыс. руб.

доля дохода, %

сумма, тыс. руб.

Общий размер общехозяйственных и накладных расходов

90 760,3

90 760,3

Средства ОМС

77 509,3

85,4

78 101,9

86,05

592,6

Приносящая доход деятельность

8 422,55

9,28

8 972,7

9,89

550,15

Средства субсидии, выделенной на выполнение задания учредителя

4 828,45

5,32

3 685,7

4,06

1 142,75

Как указал суд, учреждением были нарушены п. 1 ст. 272 НК РФ, п. 134, 135 Инструкции № 157н. В результате необоснованного распределения общехозяйственных и накладных расходов между источниками финансирования за счет средств ОМС произведены общехозяйственные и накладные расходы, которые следовало осуществлять за счет средств от приносящей доход деятельности и средств областного бюджета, на общую сумму 592,6 тыс. руб. (90 760,3 тыс. руб. x 85,4 % — 78 101,9 тыс. руб.). Данные расходы не связаны с расходами на предоставление бесплатной медицинской помощи в системе ОМС.

Согласно нормам пп. 5 п. 2 ст. 20 Федерального закона № 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования. Структура тарифов по ОМС, которая содержится в территориальных программах ОМС, не предусматривает расходование средств ОМС на оплату расходов, не связанных с предоставлением бесплатной медицинской помощи в системе ОМС. Таким образом, суд встал на сторону проверяющих и указал на то, что оплата учреждением общехозяйственных и накладных расходов, которые не связаны с оказанием бесплатной медицинской помощи в системе ОМС, является использованием средств ОМС не по целевому назначению.

Оплата труда сотрудников при отсутствии у них сертификатов специалиста.

Согласно нормам п. 1 ст. 100 Федерального закона № 323-ФЗ до 01.01.2026 право на осуществление медицинской деятельности в РФ имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в РФ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста.

Пунктом 5.6 приложения 8 к Порядку организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, утвержденному Приказом ФФОМС от 01.12.2010 № 230, установлено, что включение в реестр счетов случаев оказания медицинской помощи специалистом, не имеющим сертификата или свидетельства об аккредитации по профилю оказания медицинской помощи, является нарушением оформления и предъявления на оплату счетов и реестров счетов. Из положений этих документов суд пришел к выводу о том, что выплата заработной платы (с начислениями) медработникам, оказывающим медицинскую помощь без сертификата специалиста, относится к расходам, которые не связаны с предоставлением бесплатной медицинской помощи в системе ОМС.

Приказ ФФОМС от 01.12.2010 № 230 с 29.06.2019 утратил силу. Вместо него применяется Приказ ФФОМС от 28.02.2019 № 36, которым был утвержден Порядок организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию. Пунктом 5.6 приложения 8 к новому порядку – по аналогии с положениями ранее действовавшего порядка – установлено, что включение в реестр счетов страховых случаев, при которых медицинская помощь оказана медицинским работником, не имеющим сертификата или свидетельства об аккредитации по профилю оказания медицинской помощи, является нарушением оформления и предъявления на оплату счетов и реестров счетов.

Доплата за вредные условия труда, не подтвержденные аттестацией.

Согласно нормам ст. 147 ТК РФ оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере. Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4 % тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда. Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором. Пунктом 6 ст. 7 Федерального закона № 426-ФЗ установлено, что результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться в том числе для установления работникам предусмотренных ТК РФ гарантий и компенсаций.

Исходя из вышеназванных положений, а также п. 13 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 16.02.2009 № 45н, п. 3.3 Положения об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения Самарской области, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 29.10.2008 № 416, суд указал, что выплата доплат без проведения специальной оценки условий труда и аттестации рабочих мест не связана с предоставлением бесплатной медицинской помощи в системе ОМС и не может оплачиваться за счет средств ОМС. Таким образом, учреждением было совершено нецелевое расходование средств.

Выплата зарплаты работникам патологоанатомического отделения за исследования аутопсийного материала.

В случае смерти застрахованного лица обязательства страховых медицинских организаций по оплате медицинской помощи и обязательства медицинских организаций по оказанию медицинской помощи в отношении этого застрахованного лица прекращаются в момент смерти застрахованного лица. Расходы по исследованию аутопсийного материала (то есть материала трупов) суд счел не связанными с предоставлением бесплатной медицинской помощи в системе ОМС, не подлежащими оплате за счет средств ОМС, указав, что в соответствии с разд. V Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19.12.2016 № 1403, и разд. 5 Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания населению Самарской области медицинской помощи на 2017 год, утвержденной Постановлением Правительства Самарской области от 27.12.2016 № 827, иные государственные и муниципальные услуги (работы), в том числе в патологоанатомических бюро, оказываются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджета субъекта РФ и местных бюджетов.

Судом было установлено, что учреждению из бюджета субъекта были выделены денежные средства на осуществление патологоанатомических работ, включая заработную плату (с начислениями). При таких обстоятельствах суд согласился с мнением проверяющих и установил, что выплата заработной платы работникам патологоанатомического отделения за исследования аутопсийного материала, произведенная за счет средств ОМС, является нецелевым расходованием средств ОМС.

* * *

В завершение отметим, что соответствии с ч. 9 ст. 39 Федерального закона № 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда ОМС штраф в размере 10 % от суммы нецелевого использования средств и пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки исполнения требований территориального фонда ОМС. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда ОМС в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом ОМС соответствующего требования.

При этом в силу ст. 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ вопросы оплаты труда работников и материально-технического и финансового обеспечения деятельности государственных учреждений субъекта РФ отнесены к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ. Осуществление указанных полномочий в порядке и случаях, установленных федеральными законами, может дополнительно финансироваться за счет средств государственных внебюджетных фондов РФ.

Исходя из ст. 6 Федерального закона № 326-ФЗ субвенции из бюджета ФФОМС предоставляются на финансовое обеспечение полномочий РФ, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов РФ, в том числе на финансовое обеспечение базовой программы ОМС.

Согласно ст. 3 Федерального закона № 326-ФЗ страховое обеспечение по ОМС – исполнение обязательств по предоставлению застрахованному лицу необходимой медицинской помощи при наступлении страхового случая и по ее оплате медицинской организации.

Таким образом, финансовое обеспечение базовой программы ОМС предусматривает финансирование медицинской помощи при наступлении страхового случая (при заболевании, травме, ином состоянии здоровья застрахованного лица, профилактических мероприятиях) и не влечет расходных обязательств РФ по содержанию учреждений здравоохранения субъектов РФ. Определение источника возврата указанных средств должно осуществляться в рамках установленных полномочий (Письмо Минфина РФ от 13.12.2018 № 02-05-11/90925).

Возврат (возмещение) средств, в том числе использованных не по целевому назначению, и (или) уплата штрафов, пеней осуществляются медицинской организацией в порядке, определенном Федеральным законом № 326-ФЗ.

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

М. Зарипова

Журнал «Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений» № 7/2017

Приведен обзор арбитражной практики по вопросам нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования.

Правоотношения в сфере обязательного медицинского страхования регулируются Федеральным законом от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – Закон № 326-ФЗ). Как следует из ст. 4 данного закона, одним из основных принципов обязательного медицинского страхования является обеспечение за счет средств ОМС гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной и базовой программ ОМС. Медицинские организации, получающие средства в рамках реализации программ ОМС, должны расходовать эти средства только в соответствии с теми направлениями, которые поименованы в п. 7 ст. 35 Закона № 326-ФЗ (п. 5 ч. 2 ст. 20 названного закона, Письмо ФФОМС от 06.06.2013 № 4509/21-и). Однако в ходе проверок, осуществляемых территориальными фондами ОМС, вскрываются случаи нецелевого использования внебюджетных средств. Предлагаем рассмотреть факты нарушений, которые выносятся на рассмотрение арбитражных судов.

Приобретение оборудования стоимостью свыше 100 тыс. руб.

Больница приобрела за счет средств ОМС медицинское оборудование, необходимое для оказания медицинской помощи пациентам. В ходе проверки ТФОМС решил, что данный вид расходов является нецелевым использованием средств ОМС. Как отметили чиновники ведомства, ч. 7 ст. 35 Закона № 326-ФЗ, п. 157 Правил № 158н, а также территориальной программой ОМС по субъекту РФ установлена структура тарифа на оплату медицинской помощи в системе ОМС, предусматривающая такое ограничение, как приобретение за счет названных средств основных средств стоимостью более 100 тыс. руб. за единицу.

Как указал суд, ч. 1 ст. 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признается направление средств бюджета бюджетной системы РФ и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным:

  • либо законом о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением);

  • либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

С учетом изложенного расходование средств на не предусмотренные структурой тарифа, установленного ч. 7 ст. 35 Закона № 326-ФЗ и тарифным соглашением, цели – приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью свыше 100 тыс. руб. за единицу, является нецелевым использованием средств ОМС. Такого понятия, как «лимит тарифа на обязательное медицинское страхование» или «лимит бюджетного обязательства», законодательство об обязательном медицинском страховании не содержит.

Следовательно, больница не имела правовых оснований приобретать за счет средств территориальной программы ОМС основные средства стоимостью свыше 100 тыс. руб. за единицу. Таким образом, расходы на приобретение данных основных средств за счет средств ОМС признаются нецелевыми в полном объеме стоимости этих основных средств (см. Постановление АС ВВО от 05.05.2017 № Ф01-1261/2017 по делу № А29-2185/2016).

Отметим, что аналогичное нарушение было рассмотрено Верховным судом в Определении от 27.04.2017 № 307-КГ16-17712 по делу №А21-9950/2015. В нем высшая судебная инстанция повторила вывод арбитражных судов о том, что приобретение основных средств стоимостью свыше 100 тыс. руб. является нецелевым использованием средств ОМС.

Расходы на наем жилого помещения для медработников и уплата налога на имущество.

Департамент имущественных и земельных отношений субъекта РФ передал в оперативное управление стоматологической поликлинике имущество – две квартиры, предоставленные по договору служебного найма врачам-специалистам. Указанное имущество является необходимым для эксплуатации медицинской организации (без врачей медицинской организации как таковой не существует). ТФОМС при проверке расходов, произведенных за счет средств ОМС, указал, что расходы на уплату налога на имущество в отношении квартир, предоставленных по договору найма служебного жилого помещения врачам, не относятся к затратам, необходимым для обеспечения деятельности медицинской организации, и являются нецелевым использованием указанных средств. Свои выводы он аргументировал следующим.

В пункте 158 Правил № 158н установлено, что в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации:

  • непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления;

  • необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).

Пунктом 158.3 Правил № 158н в составе затрат, необходимых для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, выделяются группы затрат, в том числе затраты на содержание объектов недвижимого имущества, закрепленного за медицинской организацией на праве оперативного управления или приобретенного медицинской организацией за счет средств, выделенных ей учредителем на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества, находящегося у медицинской организации на основании договора аренды или безвозмездного пользования, эксплуатируемого в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).

Выводы ТФОМС поддержал суд. Он отметил: Правила № 158н не включают расходы на наем жилого помещения медицинским работникам (в том числе уплату налога на имущество в отношении данного помещения) в расчет тарифов на оплату медицинской помощи, оказываемой в рамках программ ОМС. Кроме того, субъект РФ в рамках своих полномочий по утверждению территориальной программы не включил расходы подобного рода в состав тарифа. Таким образом, медицинское учреждение совершило нецелевое расходование средств ОМС (см. Постановление АС ВВО от 19.04.2017 № Ф01-930/2017 по делу № А31-6577/2016).

Оплата дежурства врачам в нерабочий праздничный день, установленный законом субъекта РФ.

В силу Закона Республики Коми от 05.05.2014 № 30-РЗ «О Дне Республики Коми» (далее – Закон № 30-РЗ) 22 августа 2014 года – нерабочий праздничный день. Кардиологический диспансер произвел оплату труда медицинских работников, дежуривших в этот день, в двойном размере за счет средств ОМС. ТФОМС при проведении проверки квалифицировал данные расходы как нецелевое использование средств ОМС.

При рассмотрении спора суд указал на следующее. Согласно ч. 1 и 2 ст. 72 Закона № 323-ФЗ медицинские и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами РФ, а также дополнительные гарантии и меры социальной поддержки, устанавливаемые Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

В статье 6 ТК РФ говорится, что более высокий уровень трудовых прав работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта РФ.

Арбитры отметили, что в нарушение территориальной программы ОМС и Закона № 30-РЗ медучреждение за счет средств ОМС произвело оплату в двойном размере труда работников, дежуривших в установленный данным законом дополнительный нерабочий праздничный день – 22 августа 2014 года.

В связи с тем, что введение субъектом РФ дополнительных нерабочих праздничных дней связано с выделением дополнительных средств из бюджета субъекта, вопрос об источниках финансирования должен быть решен в законодательном акте субъекта РФ.

В статье 2 Закона № 30-РЗ указано, что предоставление дополнительного нерабочего праздничного дня в государственных учреждениях Республики Коми осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Коми, предусмотренных на содержание указанных учреждений.

Таким образом, источник финансового обеспечения оплаты в двойном размере работы в нерабочий праздничный день 22 августа 2014 года в силу прямого указания Закона № 30-РЗ – средства бюджета субъекта РФ, которые являются расходными обязательствами республиканского бюджета Республики Коми. Довод кардиологического диспансера о возможности использования на данные цели средств ОМС основан на неправильном толковании норм права (см. Постановление АС ВВО от 01.11.2016 №Ф01-4526/2016 по делу № А29-12875/2015).

Уплата взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах.

Как установлено в ходе проверки, городская поликлиника в нарушение п. 5 ч. 2 ст. 20 Закона № 326-ФЗ из средств ОМС уплатила взносы на капитальный ремонт общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах. ТФОМС считает, что вышеуказанные расходы не входят в структуру тарифа на оплату медицинской помощи по ОМС, предусмотренную территориальной программой государственных гарантий субъекта РФ на 2015 год, ввиду этого являются нецелевым их использованием.

Суд, проанализировав положения ст. 154 ЖК РФ, ст. 1 ГрК РФ, ст. 35 Закона № 326-ФЗ, территориальной программы субъекта РФ, п. 157 Правил № 158н, пришел к такому выводу. Работы по содержанию имущества, определяемые понятием текущего ремонта, не совпадают с работами по капитальному ремонту ввиду следующего.

Первые работы связаны с текущим обеспечением возможности безопасного использования общего имущества именно в соответствующем многоквартирном доме (его систем, коммуникаций), вторые – с восстановлением конструктивных элементов и несущих строительных конструкций самого здания, а также сетей инженерно-технического обеспечения многоквартирных домов, находящихся на территории соответствующего субъекта РФ. Закон разграничивает понятия «плата за содержание помещения» и «взнос на капитальный ремонт». Исходя из этого плата за содержание имущества не включает в себя взнос на капитальный ремонт такого имущества.

Структурой тарифа на оказание медицинской помощи по ОМС предусмотрены расходы только на оплату работ и услуг по содержанию имущества, в связи с чем взносы на капитальный ремонт за помещения, расположенные в многоквартирных домах и используемые для размещения подразделений медицинской организации, не могут уплачиваться такой организацией за счет средств ОМС (Постановление АС ЗСО от 20.02.2017 №Ф04-7108/2017 по делу № А70-4700/2016).

Уплата сумм неустоек, процентов и пеней за счет средств ОМС.

Районная больница за счет средств ОМС произвела оплату финансовых санкций – пеней и процентов за пользование чужими денежным средствами, начисленных на задолженность, образовавшуюся у медицинской организации до 1 января 2013 года (вступления в территориальные программы ОМС). ТФОМС при проверке указал на нецелевое использование средств ОМС. Суд, руководствуясь нормами ст. 147, 306.4 БК РФ, ст. 34, 35, 37, 39 Закона № 326-ФЗ, согласился с выводами фонда, отметив, что в данном случае имеет место нарушение в виде нецелевого использования средств ОМС (Постановление АС ВСО от 23.01.2017 № Ф02-6496/2016 по делу № А19-4103/2016). Отметим: Определением ВС РФ от 23.05.2017 № 302-КГ17-4991 по делу № А19-4103/2016 в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, поскольку суд согласился с выводами фонда о том, что оплата учреждением здравоохранения за счет средств ОМС задолженности, образовавшейся до вступления его в территориальную программу, является нецелевым использованием указанных денежных средств.

Оплата стимулирующей выплаты за стаж работникам за счет средств ОМС.

В ходе проверки, проводимой ТФОМС, была выявлена оплата надбавок стимулирующего характера за стаж непрерывной работы и выслугу лет, которые не предусмотрены системой оплаты труда с 1 ноября 2015 года, не входят в состав тарифа на оплату медицинской помощи по программе ОМС и не подлежат оплате за счет средств ОМС. Арбитры отметили следующее.

Согласно п. 158.4 Правил № 158н затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда определяются исходя из потребности в количестве персонала, принимающего непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги), в соответствии с действующей системой оплаты труда, включая денежные выплаты стимулирующего характера.

Затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников медицинской организации, которые не принимают непосредственного участия в оказании медицинской помощи (административно-управленческий и иной персонал), определяются исходя из количества единиц по штатному расписанию, утвержденному руководителем медицинской организации, с учетом действующей системы оплаты труда (п. 158.14 Правил № 158н).

Из норм Закона № 326-ФЗ, Правил № 158н вытекает, что в состав тарифа на оплату медицинской помощи по программе ОМС входят только такие выплаты работникам медицинских учреждений, которые предусмотрены действующей системой оплаты труда.

При установлении системы оплаты труда нужно руководствоваться ст. 144 ТК РФ. Как следует из норм данной статьи, системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются в государственных учреждениях субъектов РФ коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Так, в силу ст. 3 Закона Хабаровского края от 26.11.2008 № 222 система оплаты труда работников государственных учреждений края включает в себя:

  • минимальный оклад (минимальный должностной оклад), минимальную ставку заработной платы сотрудников государственных учреждений края по профессиональным квалификационным группам;

  • компенсационные выплаты;

  • стимулирующие выплаты.

Перечень видов и порядок установления компенсационных и стимулирующих выплат утверждаются Правительством края.

В соответствии с Постановлением Правительства Хабаровского края от 12.04.2008 № 103-пр системы оплаты труда работников государственных бюджетных и автономных учреждений края устанавливаются главными распорядителями средств краевого бюджета, осуществляющими функции и полномочия учредителя этих учреждений, по согласованию с комитетом по труду и занятости населения правительства края.

Приказом Минздрава Хабаровского края от 09.07.2015 № 8 утверждено Примерное положение об оплате труда работников краевых государственных бюджетных, автономных учреждений, подведомственных министерству здравоохранения Хабаровского края. При этом вышеуказанное положение в разд. 5 «Условия осуществления стимулирующих выплат» не предусматривает возможности выплаты работникам выплаты стимулирующего характера за стаж непрерывной работы, выслугу лет.

Таким образом, проанализировав в совокупности положения ст. 144 ТК РФ, судьи пришли к обоснованному выводу о применении с 1 ноября 2015 года в краевых государственных бюджетных учреждениях, подведомственных министерству здравоохранению Хабаровского края, новых систем оплаты труда, не предусматривающих выплаты работникам стимулирующего характера за стаж непрерывной работы, выслугу лет.

Поскольку выплата заработной платы сотрудникам за ноябрь 2015 года произведена больницей с нарушением, суд признал спорную сумму выплаченной работникам стимулирующей выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет не входящей в состав тарифа на оплату медицинской помощи по программе ОМС и, следовательно, не подлежащей оплате за счет средств ОМС (Постановление АС ДВО от 12.05.2017 № Ф03-1451/2017 по делу № А73-12548/2016).

* * *

В заключение обратим внимание читателей вот на что.

Как следует из ч. 2 ст. 54 Конституции РФ, Постановления КС РФ от 27.04.2001 № 7-П, юридическая ответственность может наступать только за те деяния, которые согласно закону, действующему на момент их совершения, признаются правонарушениями.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением ОМС, регулируются Законом № 326-ФЗ. В соответствии с п. 9 ст. 39 этого нормативного акта средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда ОМС в течение десяти рабочих дней со дня предъявления им соответствующего требования.

Кроме того, за расходование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, она уплачивает в бюджет территориального фонда ОМС:

  • штраф в размере 10% от суммы нецелевого использования средств;

  • пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки.

При этом, как отмечено в Постановлении АС ПО от 26.02.2016 № Ф06-6171/2016 по делу № А55-10292/2015, п. 9 ст. 39 Закона № 326-ФЗ не связывает ответственность медицинской организации за использование средств ОМС не по целевому назначению с тем, кем установлен данный факт и возмещены ли средства, израсходованные не по назначению. Ответственность медицинской организации наступает за сам факт использования средств ОМС не по целевому назначению. Последующее устранение совершенного правонарушения не может служить основанием для освобождения от ответственности.

В постановлении сделан вывод, что государственное бюджетное учреждение здравоохранения правомерно привлечено территориальным фондом ОМС к ответственности, предусмотренной п. 9 ст. 39 Закона № 326-ФЗ.

Правила обязательного медицинского страхования, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 28.02.2011 № 158н.

Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

С 1 января 2016 года к отношениям, регулируемым Правительством РФ, в которых используется ставка рефинансирования ЦБ РФ, вместо указанной ставки применяется ключевая ставка ЦБ РФ, если иное не предусмотрено федеральным законом (Постановление Правительства РФ от 08.12.2015 № 1340).

Система ОМС создана для обеспечения граждан РФ бесплатным медицинским обслуживанием.

Страховщики, уполномоченные осуществлять страхование в данной сфере, получают деньги из ФОМС в тех объёмах, что предусмотрены федеральной или региональной программой. Расходование этих средств строго контролируется.

Как образуются финансовые средства ОМС?

Для реализации прав граждан РФ на получение медицинской помощи на бесплатной основе созданы федеральный и территориальные фонды ОМС.

Порядок формирования бюджета и его распределения закреплён в ФЗ № 326 от 29.11.2010 года.

Застрахованный гражданин может рассчитывать на следующую медицинскую помощь:

  • высокотехнологическую;
  • специализированную;
  • скорую;
  • неотложную.

Стоит отметить, что регионы могут расширить перечень бесплатных услуг.

Медицинская помощь в рамках территориальной или федеральной программы оказывается за счёт средств ОМС. Они формируются при поступлении страховых взносов в ФОМС, с помощью бюджета регионов и федерального фонда, начисленных штрафов и пени, недоимок по налоговым платежам.

Обязанность оплачивать сборы на медицину имеется у всего работающего населения страны.

Работодатели вносят обязательные платежи за каждого сотрудника, с которым подписан трудовой либо гражданско-правовой договор, а лица, занятые частной практикой, ИП и самозанятые граждане переводят соответствующий сбор за себя.

Величина страхового взноса зависит от статуса плательщика. В большинстве случаев ставка составляет 5,1% от получаемого дохода. Работодатели платят соответствующий сбор за сотрудников ежемесячно, формируя платёжное поручение с корректным КБК. ИП и самозанятые граждане вносят фиксированный платёж, размер которого в 2019 году составляет 6 884 рубля.

При этом некоторые категории плательщиков вправе рассчитывать на льготы. В таком случае ставка может быть понижена до 0%.

Согласно статистике ФФОМС в 2018 году на одного застрахованного гражданина поступило страховых сборов на сумму 12 722 рубля, что на 9,3% больше по сравнению с предыдущим годом. Доход бюджетов территориальных фондов был сформирован в размере 2067,6 млрд. рублей.

Советуем материал: Что такое лист ожидания ЭКО по ОМС?

Принципы расходования средств ОМС

Деньги, выделяемые фондом в пользу страховых компаний, должны использоваться исключительно по целевому назначению.

Нарушение законодательства может быть обнаружено в ходе проверки, проводимой ТФОМС или федеральным фондом.

В соответствии с пунктом 7 статьи 35 ФЗ № 326 целевым расходованием средств ОМС признаётся:

  • выплата зарплаты сотрудникам, имеющим специальный сертификат специалиста;
  • покупка мягкого инвентаря, химикатов, реактивов, расходных материалов, лекарств, продуктов питания и других запасов, предназначенных для застрахованных пациентов;
  • оплата коммунальных и транспортных услуг;
  • проведение инструментальных или лабораторных исследований в иных учреждениях, если отсутствует необходимое оборудование;
  • оплата услуг связи;
  • покупка оборудования, инвентаря хозяйственного или производственного назначения, стоимость которого не превышает 100 000 рублей;
  • организация питания (при его отсутствии в учреждении);
  • реализация социального обеспечения медицинского персонала;
  • оплата работ по содержанию имущества, необходимого для эксплуатации медучреждением, и арендной платы за его пользование;
  • оплата программного обеспечения и сопутствующих услуг.

Некоторые категории застрахованных граждан могут рассчитывать на бесплатную выдачу медикаментов. Речь идёт о лицах, у которых было выявлено серьёзное заболевание, создающее опасность для жизни. Государство и региональные власти гарантируют предоставление лекарств, включённых в список жизненно необходимых.

Для уточнения диагноза и оказания медицинской помощи пациенту клиника осуществляет лабораторные анализы и исследования.

Застрахованные граждане не оплачивают деньги за услуги, предоставляемые в рамках полиса, потому как средства выделяются из бюджета.

Чтобы гарантировать целевое распределение средств ОМС медицинскими организациями, региональные ФОМС разрабатывают проект бюджета на один год. Тарифы формируются в специальном тарифном соглашении, к которому периодически могут выноситься дополнения.

Нецелевые траты за счёт средств ОМС и их виды

Целевое использование бюджета проверяется территориальным ФОМС.

В случае обнаружения нарушения медицинское учреждение должно уведомить об этом фонд и принять меры по исправлению ситуации. В противном случае будут применены штрафные санкции.

Средства ОМС предназначены только для реализации системы обязательного медицинского страхования. С их помощью нельзя оплатить услуги, не входящие в рамки федеральной или территориальной программы. В противном случае речь идёт о нецелевом использовании бюджета.

Ниже перечислены некоторые виды нарушений, совершаемых медицинскими учреждениями.

Полезный материал: Страхование от несчастных случаев и болезней.

Премирование медработников из фонда ОМС

Тариф на оплату медпомощи в рамках страхования включает в себя затраты на выплату зарплаты сотрудникам медицинских учреждений, а также начислений на оплату труда (речь идёт о страховых взносах в различные фонды).

При этом денежные поощрения, предоставляемые в пользу персонала, не могут осуществляться за счёт средств ОМС.

Таким образом, к нецелевому распределению бюджета ФОМС можно отнести премирование медработников, предоставление надбавок за трудовой стаж или выслугу лет, выплат при увольнении работника либо за переработку (в выходные/праздничные дни, сверх нормы в рабочее время по графику).

Оказанием медицинских услуг может заниматься исключительно специалист, имеющий соответствующее образование. Выплата зарплаты лицу без специального сертификата из средств ОМС недопустима.

Региональные фонды могут регулировать порядок использования бюджета. Чтобы ознакомиться с правилами его распределения, обратитесь в ТФОМС или посетите его официальный сайт.

Превышение лимита на покупку медтехники

В соответствии с пунктом 7 статьи 35 ФЗ № 326 медицинское учреждение может приобрести инвентарь и специальное оборудование хозяйственного либо производственного назначения за средства ОМС, если стоимость каждого объекта составляет менее 100 000 рублей.

Если установленный законом лимит был превышен, учреждение будет вынуждено вернуть потраченные деньги в бюджет и оплатить штраф, назначенный фондом.

Траты на съём и ремонт жилья для сотрудников и обязательные отчисления

Средства фонда могут быть потрачены на содержание объектов недвижимости, закреплённых за лечебным учреждением и эксплуатируемых в процессе оказания медицинской помощи.

Речь идёт не только об оплате услуг по содержанию имущества, но и расходах на аренду.

При этом учреждение не может потратить ресурсы ОМС на съём жилья для своего персонала, а также на осуществление ремонта в помещении и оплату обязательных отчислений (налога на имущество, сбора на капитальный ремонт). Данные расходы относятся к нецелевому распределению бюджета.

Кроме этого, нельзя использовать ресурсы фонда для осуществления капитального ремонта медучреждения. С этой целью стоит отдельно запросить деньги из государственного бюджета.

Оплата других непредусмотренных тарифом нужд

Среди иных нарушений можно выделить:

  • оплату неустойки по долгу, имеющемуся у больницы;
  • некорректное распределение финансирования накладных и общехозяйственных расходов;
  • осуществление ремонта имущества, не состоящего на балансе медучреждения;
  • произведение доплат за совмещение должностей;
  • проведение анализов и исследований, а также оплату лекарственных средств для незастрахованных лиц или граждан, проходящих лечение на платной основе;
  • оплату тренинга по психокоррекции для сотрудников.

Чтобы убедиться, что вы корректно используете ресурсы фонда, ознакомьтесь с правилами их реализации на официальном сайте или в территориальном отделении.

Выявление нецелевого расходования средств ОМС

Как указывалось выше, проверка целей использования бюджета осуществляется территориальным фондом.

При обнаружении любого нарушения к учреждению применяются штрафные санкции. Если сотрудники самостоятельно выявили нецелевое расходование, им стоит письменно уведомить об этом ФОМС.

Интересная статья: Страхование жизни и здоровья в «ВТБ Страхование».

Санкции за нецелевое использование средств ОМС

При выявлении нарушения медицинское учреждение обязуется вернуть всю сумму, потраченную с несоблюдением положений ФЗ № 326.

Кроме этого, потребуется заплатить штраф величиной 10% от нецелевой суммы и пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Центробанка за каждые сутки неисполнения обязательства.

Штрафные санкции регулируются пунктом 9 статьи 39 ФЗ. При выявлении нарушения фонд составляет соответствующий акт, в котором указывает сведения о нецелевом применении бюджета, размер долга, сроки для возвращения денег.

Медучреждение должно вернуть обозначенную сумму в течение десяти рабочих дней с момента получения соответствующего требования.

При отказе от возвращения денег фонд вправе обратиться в судебную инстанцию, чтобы взыскать средства в принудительном порядке.

О ВЫПЛАТАХ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ ОМС: СПОРНЫЕ ВОПРОСЫ

О.А. Пономарева,
начальник отдела кадров

Структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя в том числе расходы на зарплату с начислениями и прочие выплаты (п. 7 ст. 35 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном страховании в Российской Федерации»; далее — Закон № 326-ФЗ). Споры о том, какие выплаты возможны за счет средств обязательного медицинского страхования (ОМС), нередко доходят до Верховного Суда РФ. Последнее Определение ВС РФ от 13.12.2017 № 306-КГ17-18140 (далее — Определение № 306-КГ17-18140) вынесено не в пользу учреждения, но есть и другие примеры.

Общий принцип

Как правило, оплата за счет средств ОМС расходов будет квалифицирована проверяющими в качестве нецелевого использования указанных средств, если такие выплаты не входят в структуру тарифов на оплату медицинской помощи в рамках территориальной программы бесплатного оказания населению медпомощи (далее — Территориальная программа).
В соответствии с п. 1 ст. 30 Закона № 326-ФЗ тарифы на оплату медицинской помощи:

рассчитаны на основании методики, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил ОМС;
включают в себя статьи затрат, установленные Территориальной программой.

Методика расчета тарифов на оплату медицинской помощи по ОМС представлена в Правилах ОМС, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 № 158н (далее — Правила № 158н). Так, согласно пункту 158 Правил № 158н в расчет тарифов наряду с затратами учреждения, непосредственно связанными с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемыми в процессе ее предоставления, включены затраты, которые являются:

необходимыми для обеспечения деятельности учреждения в целом;
не потребляемыми в непосредственном процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).

К таким затратам отнесены в том числе затраты на оплату труда персонала учреждения, не участвующего непосредственно в процессе оказания медицинской помощи или медицинской услуги (пункты 158.2, 158.3 Правил № 158н).
Далее необходимо анализировать региональные нормативные акты, например, Тарифное соглашение в сфере ОМС на территории конкретного региона. Чаще всего расчет тарифов в части расходов на заработную плату производят исходя из размеров и условий оплаты труда, которые в свои очередь обычно установлены законодательными актами региона для работников бюджетной сферы здравоохранения.
Несмотря на то что расчет дополнительной заработной платы предусматривает выплаты стимулирующего и компенсационного характера, существуют ограничения. Как правило, региональное Положение об отраслевой системе оплаты труда работников государственных учреждений здравоохранения:

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх