Невозможность удержать НДФЛ

Как налоговым агентам декларировать неудержанный ндфл?

ВажноСовет: Начисление пеней в тех случаях, когда организация не могла удержать НДФЛ, но не направила в инспекцию соответствующее уведомление, можно оспорить в суде. Если налоговый агент не имел возможности удержать НДФЛ, основания для начисления пеней отсутствуют в принципе. Такой вывод содержится в определении Верховного суда РФ от 19 марта 2015 г.
№ 304-

ФНС России от 19 октября 2015 г. № БС-4-11/18217. Внимание: несообщение налоговой инспекции о невозможности удержать НДФЛ является правонарушением (ст. 106 НК РФ, ст. 2.1 КоАП РФ), за которое предусмотрена налоговая и административная ответственность. Размер штрафа составит:

  • 200 руб. – за каждый случай непредставления информации (т. е. за каждое сообщение, которое налоговый агент должен был направить в инспекцию, но не сделал этого) по статье 126 Налогового кодекса РФ;
  • от 300 до 500 руб. – в отношении должностных лиц организации, например руководителя (ст. 15.6 КоАП РФ).

Кроме того, если в ходе выездной налоговой проверки будет обнаружено, что организация не сообщила в налоговую инспекцию о доходах, с которых не был удержан НДФЛ, помимо штрафных санкций, проверяющие могут начислить пени (письмо ФНС России от 22 ноября 2013 г. № БС-4-11/20951).

Пример уведомление гражданина о невозможности удержать ндфл

По традиции 31 января – это последний день, когда налоговый агент может произвести подачу уведомления о невозможности удержать доходный налог у физического лица, а также о сумме этого самого налога. Эти сведения перечисленные лица обязаны непременно отправить не только налогоплательщику, но и самой налоговой инспекции. Закон, а именно ст. 226 Налогового кодекса гласит, что в случае невозможности исполнения удержания у налогооблагаемого физического лица необходимой суммы в пользу НДФЛ, налоговому агент необходимо оперативно уведомить в письменном виде о данной ситуации как налоговый орган, так и самого налогоплательщика.
Причем в этом уведомления обязательно должна содержаться сумма.
Процедура одинакова и для гражданско-правового, и для трудового. Исходя из этого принципа, если доход был получен не в головном офисе, а в подразделении фирмы, то уведомление нужно отправлять в налоговый орган по месту его регистрации. В случае, когда фирма захочет воспользоваться неясностью Кодекса и отправит все уведомления в инспекцию по головному офису, то все будет вполне законно и организацию нельзя будет наказать штрафом по 126 статье Налогового кодекса. Статья 126. Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля Поскольку фирма предоставила всю информацию вовремя в место учета, то есть формальные требования были соблюдены. Именно это нужно писать, если инспекция федеральной налоговой службы все же потребует пояснений во время проверки документации.

Сообщение о невозможности удержать НДФЛ: кто сдает Представить такие сообщения должны организации (их ОП) и ИП, выплатившие в отчетном году облагаемые НДФЛ доходы физлицам, но при этом не удержавшие налог из этих доходов и не перечислившие его в бюджет (п. 5 ст. 226 НК РФ). То есть сообщения о невозможности удержать НДФЛ подают налоговые агенты, которые не смогли исполнить свои агентские обязанности. Понять, является ли ваша организация/ОП/ИП налоговым агентом и нужно ли вам сдавать сведения на физлиц, которым выплачивался доход, поможет Виртуальный помощник по НДФЛ.

Сообщение о невозможности удержать НДФЛ: форма Сообщения сдаются по форме 2-НДФЛ. По этой же форме подаются сведения на каждое лицо, в отношении доходов которого организация/ОП/ИП является налоговым агентом.

Ситуация: нужно ли подавать в налоговую инспекцию сведения о невозможности удержать НДФЛ с доходов физлица, у которого купили автомобиль? Нет, не нужно. Подавать сведения по форме 2-НДФЛ требуется, только если обязанность удерживать НДФЛ в принципе есть и исполнить ее не удается. В рассматриваемом же случае эти обязанности у покупателя не возникают.

НДФЛ с дохода от продажи автомобиля продавец-физлицо должен заплатить самостоятельно. Организация-покупатель же не обязана рассчитывать, удерживать, перечислять НДФЛ и тем более отчитываться перед налоговой инспекцией об этих суммах. Обязанности налогового агента при покупке имущества у физлиц не возникают.

Это прямо следует из пунктов 1 и 2 статьи 226, подпункта 2 пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса РФ.

1 марта — последний день, чтобы сообщить о невозможности удержать НДФЛ

Если в течение налогового периода (календарного года) удержать у налогоплательщика сумму исчисленного налога невозможно, налоговый агент об этом должен сообщить в налоговые органы, а также налогоплательщику (п. 5 ст. 226 НК РФ). С 2016 года срок для такого сообщения — 1 марта включительно.

Таким образом, 1 марта 2016 года истекает срок для представления сведений о невозможности удержать налог за 2015 год. Отследить срок сдачи отчетности и уплаты налогов поможет наш Календарь бухгалтера. Сохраните его в закладки!

Справка о доходах физического лица (форма 2-НДФЛ) (форма и образец)

Такое сообщение подается по форме 2-НДФЛ. В ней указывается сумма дохода, с которого не удержан налог и сумма неудержанного налога.

По общему правилу сведения по форме 2-НДФЛ о невозможности удержать НДФЛ налоговый агент подает в налоговый орган по месту своего учета (п. 5 ст. 226 НК РФ). Но для некоторых организаций и ИП предусмотрены особые правила. В частности, компании, имеющие обособленные подразделения подают форму 2-НДФЛ в этом случае по месту учета соответствующих обособленных подразделений. Крупнейшие налогоплательщики представляют сообщения о невозможности удержать налог в инспекцию по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика. А ИП, которые применяют ЕНВД или ПСН, сообщение оправляют в налоговый орган по месту учета в связи с осуществлением такой деятельности (п. 5 ст. 226, п. 2 ст. 230 НК РФ).

При заполнении формы 2-НДФЛ для подачи сведений о невозможности удержать налог в поле «Признак» нужно указать цифру «2». Доход, с которого не удержан налог налоговым агентом, следует отразить в разделе 3 справки 2-НДФЛ (разд. II, разд V Порядка заполнения формы 2-НДФЛ, утвержденного приказом ФНС России от 30 октября 2015 г. № ММВ-7-11/485@). Заполняя форму 2-НДФЛ также обратите внимание на корректность указания ИНН налогоплательщика. Если у физлица нет ИНН или налоговому агенту он не известен, то графу заполнять не нужно. Справку примут и так. А вот за неправильно проставленный ИНН, например, присвоенный другому физлицу, могут привлечь в налоговой ответственности. Такие разъяснения дали налоговики (письмо ФНС России от 12 февраля 2016 г. № БС-4-11/2303@ «О направлении ответа»). Ранее мы подробнее об этом писали.

Сообщение о невозможности удержать НДФЛ за 2018 г.

Раздел обновлен 12 ноября 2020 г.

Срок сдачи истек 1 марта 2020 г.

Внимание! Новая форма

Сообщение о невозможности удержать НДФЛ: кто сдает

Представить такие сообщения должны организации (их ОП) и ИП, выплатившие в отчетном году облагаемые НДФЛ доходы физлицам, но при этом не удержавшие налог из этих доходов и не перечислившие его в бюджет (п. 5 ст. 226 НК РФ). То есть сообщения о невозможности удержать НДФЛ подают налоговые агенты, которые не смогли исполнить свои агентские обязанности.

Понять, является ли ваша организация/ОП/ИП налоговым агентом и нужно ли вам сдавать сведения на физлиц, которым выплачивался доход, поможет Виртуальный помощник по НДФЛ.

Сообщение о невозможности удержать НДФЛ: форма

Сообщения сдаются по форме 2-НДФЛ. По этой же форме подаются сведения на каждое лицо, в отношении доходов которого организация/ОП/ИП является налоговым агентом. О том, что вы подаете именно сообщение о невозможности удержать налог, свидетельствует признак 2, указываемый в справке 2-НДФЛ.

2-НДФЛ: скачать бланк

Скачать справку 2-НДФЛ можно через систему КонсультантПлюс . Ознакомиться с формой 2-НДФЛ вы можете ниже.

Куда сдавать 2-НДФЛ

Сообщения о невозможности удержать НДФЛ по форме 2-НДФЛ представляются в ИФНС (п. 2 ст. 230 НК РФ):

  • по месту нахождения организации (крупнейшие налогоплательщики – по месту учета в качестве «крупняка»);
  • по месту нахождения ОП, выплачивающего доходы физлицам;
  • по месту жительства ИП. Правда, если ИП применяет ЕНВД и/или ПСН, то справки по работникам, занятым во вмененной деятельности и/или ПСН-деятельности, нужно подать в ИФНС по месту ведения такой деятельности.

Способ представления 2-НДФЛ

Если налоговый агент подает справки на 24 человека или менее, то он может представить 2-НДФЛ на бумаге (п. 2 ст. 230 НК РФ). Если же справки подаются на 25 человек и более, то эти справки нужно представить в электронном виде.

2-НДФЛ: сроки

Подать справки с признаком 2 (сообщения о невозможности удержать НДФЛ) нужно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным (п. 5 ст. 226 НК РФ).

При нарушении срока представления справки 2-НДФЛ налогового агента оштрафуют на 200 руб. за каждую «просроченную» справку (п. 1 ст. 126 НК РФ).

Обратите внимание, что в этот же срок необходимо направить справки физлицам, с чьих доходов вы в качестве налогового агента не удержали НДФЛ.

Коды в 2-НДФЛ

Информация о видах выплаченных физлицу доходов, а также о видах предоставленных ему вычетов в справке 2-НДФЛ кодируется. Эти коды вы найдете в Приказе ФНС от 10.09.2015 N ММВ-7-11/387@.

2-НДФЛ на физлиц, с чьих доходов не был удержан налог, подаются дважды

Первый раз, как мы уже сказали выше, справки подаются как сообщения о невозможности удержать НДФЛ. Второй раз 2-НДФЛ на этих физлиц подаются вместе со справками на всех физлиц, которым был выплачен доход в отчетном году. Правда, признак в 2-НДФЛ будет уже не 2, а 1.

2-НДФЛ: сообщаем о невозможности удержать налог

До конца января организациям надо успеть сообщить в налоговую инспекцию о неудержанном НДФЛ. На что обратить внимание при подготовке сообщений, читайте в статье.

Организация, выплачивающая физлицам облагаемый НДФЛ доход, является для них налоговым агентом. Следовательно, она обязана самостоятельно исчислить, удержать и уплатить налог в бюджет (п. 1 ст. 226 НК РФ). Это правило не распространяется только на доходы, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со ст. 214.1, 214.3, 214.4, 214.5, 227, 227.1 и 228 НК РФ (например, на доходы, выплаченные предпринимателям, доходы от операций с ценными бумагами и проч.).

Но иногда налоговый агент не имеет возможности удержать у «физика» исчисленный НДФЛ. К примеру, при таких ситуациях:

  • организация провела розыгрыш неденежных призов. Для вы­игравшего такой приз является доходом, полученным в натуральной форме (ст. 211 НК РФ). Однако в момент его выдачи организация не может удержать НДФЛ с его стоимости;
  • компания выдала физлицу беспроцентный заем, в результате чего у него возникла материальная выгода от экономии на процентах (подп. 1 п. 1 ст. 212 НК РФ);
  • организация имела возможность удержать налог в 2013 г., но не сделала этого — по ошибке посчитала доход необлагаемым.

Если человек, с доходов которого организация не удержала налог, в этом же году получит от нее какие-то денежные выплаты, то с них и нужно удержать «забытый» НДФЛ. Его перечисляют в бюджет и отражают в справке 2-НДФЛ в качестве исчисленного, удержанного и перечисленного.

В случае, когда никаких денежных выплат не предвидится (к примеру, физлицо не является работником организации, либо человек работал в ней, но уволился), компания должна представить сообщение о невозможности удержания НДФЛ (письмо ФНС России от 22.11.2013 № БС-4-11/20951).

Срок представления сообщений

О невозможности удержать НДФЛ с доходов физлиц, а также о сумме этого дохода организация должна письменно сообщить как в инспекцию, так и самим «физикам» не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода. Налоговым периодом по НДФЛ является календарный год (ст. 216 НК РФ). Следовательно, о налоге, не удержанном в 2013 г., нужно сообщить до 31 января 2014 г.

За представление этих сведений в более поздний срок налоговики вправе оштрафовать компанию на 200 руб. за каждое просроченное сообщение (ст. 126 НК РФ). А ее директору грозит штраф от 300 до 500 руб. за несообщение сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

Сообщения о невозможности удержать НДФЛ оформляются по форме 2-НДФЛ «Справка о доходах физического лица» (утверждена приказом ФНС России от 17.11.2010 № ММВ-7-3/611@, далее — 2-НДФЛ). При ее заполнении нужно учитывать некоторые нюансы.

1. В поле «признак» этой справки надо поставить цифру 2 (Рекомендации по заполнению формы 2-НДФЛ, утвержденные приказом ФНС России от 17.11.2010 № ММВ-7-3/611@, далее — Рекомендации). В обычной справке 2-НДФЛ в этом поле проставляется цифра 1.

2. В справку не надо включать доходы «физика», с которых налоговый агент удержал НДФЛ.

3. В этой справке всегда должна быть заполнена строка 5.7 «Сумма налога, не удержанная налоговым агентом». Ведь именно ради сообщения таких данных эти сообщения и представляются. При этом строчки 5.4 «Сумма налога удержанная», 5.5 «Сумма налога перечисленная» и 5.6 «Сумма налога, излишне удержанная налоговым агентом», наоборот, должны остаться пустыми (см. образец на с. 59).

ОКАТО или ОКТМО?

Минфин России принял решение о переходе с 1 января 2014 г. на использование в бюджетном процессе кодов Общероссийского классификатора территорий муниципальных образований (ОКТМО) вместо прежних кодов ОКАТО. В связи с этим налоговики уже рекомендовали компаниям до утверждения новых форм деклараций в поле «код ОКАТО» проставлять код ОКТМО (письмо ФНС России от 17.10.2013 № ЕД-4-3/18585). Кроме того, сообщили, что собираются в этой части исправить бланк декларации 3-НДФЛ (письмо ФНС России от 11.11.2013 № БС-4-11/20128).

В бланке 2-НДФЛ тоже есть поле «ОКАТО». Но справка 2-НДФЛ не является налоговой декларацией, поэтому вышеназванные разъяснения ФНС России на нее не распространяются. Будет ли ФНС России вносить изменения в форму этой справки, на момент подготовки статьи неизвестно. Если поправки в ближайшем времени не появятся, то перед сдачей сообщений имеет смысл выяснить в своей инспекции, какой код налоговики хотят видеть в поле «ОКАТО» — старый (из ОКАТО) или новый (из ОКТМО). (В нашем образце мы привели код из ОКТМО, утвержденного приказом Росстандарта от 14.06.2013 № 159-ст.)

Компании, которые отчитываются по налогам через спецоператоров, могут сдать в электронном виде и сообщения о невозможности удержать НДФЛ. Но это их право, а не обязанность. Ведь кодекс не требует сдавать данные сообщения в элект­ронном виде. Это подтверждает и ФНС России (письмо от 18.04.2011 № КЕ-4-3/6132).

Требование о представлении сведений по телекоммуникационным каналам связи или на электронных носителях (например, флешках, CD-дисках) касается только обычных справок 2-НДФЛ, которые представляются налоговыми агентами в инспекцию не позднее 1 апреля. Но и здесь есть исключение. Оно сделано для компаний, которые в течение года выплатили доходы максимум десяти физическим лицам. Такие налоговые агенты вправе отчитаться по НДФЛ на бумаге (п. 2 ст. 230 НК РФ).

Как вручить сообщение о невозможности удержать налог «физику», компания решает сама. Ведь в Кодексе нет каких-либо специальных требований на этот счет. Можно отправить 2-НДФЛ письмом с уведомлением о вручении, можно курьером, можно отдать лично. В последнем случае безопаснее вести журнал учета справок, в котором «физик» распишется в получении. Тогда на случай спора у организации будет доказательство того, что она своевременно уведомила физлицо о неудержанном налоге.

Куда сдавать справку 2-НДФЛ, если…

… доход получил работник обособленного подразделения

Если доход, с которого невозможно удержать налог, получил работник обособленного подразделения компании, сообщение об этом подается в инспекцию, где состоит на учете это подразделение.

Отметим, что в НК РФ такого требования нет. Там сказано, что сообщить о невозможности удержать налог надо по месту учета налогового агента (п. 5 ст. 226 НК РФ). А место учета налогового агента — это инспекция, в которой компания зарегистрирована по своему местонахождению.

Если компания не готова спорить, аналогичного правила стоит придерживаться и при представлении справок о невозможности удержать налог. Тем более что для обычных справок 2-НДФЛ и для сообщений о невозможности удержать налог действует единый Порядок представления в налоговые органы (утвержден приказом ФНС России от 16.09.2011 № ММВ-7-3/576@). А пункт 26 этого Порядка предусматривает, что при сдаче справок в электронном виде по каждому обособленному подразделению формируется отдельный файл, в котором содержатся сведения с одинаковой комбинацией реквизитов:

— ИНН налогового агента;

…доход получило физлицо, не являющееся работником компании

Разберемся, в какую инспекцию нужно сообщать о невозможности удержать налог, если доход получил «физик», не являющийся работником компании (к примеру, получатель приза).

Впрочем, если компания подойдет к вопросу формально и, пользуясь неясностью в Кодексе, сдаст все сообщения в инспекцию головного офиса, налоговики все равно не вправе ее оштрафовать по ст. 126 НК РФ. Ведь она представила 2-НДФЛ о невозможности удержать налог по месту своего учета и вовремя, а значит, выполнила требование НК РФ. Об этом и надо будет написать в пояснениях, если их затребует инспекция при проверке справок.

Дальнейшее удержание налога

На практике встречается следующая ситуация. Компания в январе сообщила в инспекцию о невозможности удержать у «физика» НДФЛ, а в феврале выплачивает ему доход в денежной форме. То есть получает возможность удержать налог. Но надо ли это делать? Чиновники подтверждают, что не надо.

Не позднее 1 апреля организации отчитываются о налоге, исчисленном и удержанном у всех своих работников, а также других физлиц, которым она выплачивала доходы (п. 2 ст. 230 НК РФ). Из Кодекса не ясно, надо ли компании, которая сдавала в ИНФС сообщение о невозможности удержать налог, дублировать эти данные в обычной справке 2-НДФЛ. Чиновники считают, что надо.

Таким образом, даже если в двух справках — с признаком 1 и с признаком 2 — будет содержаться совершенно идентичная информация (например, если «физик» получил от компании какой-то разовый доход в натуральной форме), в срок не позднее 1 апреля безопаснее сдать справку с признаком 1. Иначе есть риск, что налоговики оштрафуют компанию на 200 руб. за каждую непредставленную справку (ст. 126 НК РФ).

Ответственность за ошибку

Компания может обнаружить ошибку в справке 2-НДФЛ с признаком 2 уже после того, как сдаст ее в инспекцию. В этом случае надо подать справку в инспекцию заново — с новой датой и прежним номером (раздел I Рекомендаций). Причем имеет смысл сделать это даже в том случае, если ошибка не влияет на сумму налога и не мешает налоговикам идентифицировать получателя дохода (например, если в фамилии работника поставлена неправильная буква при наличии верного ИНН или отражен неверный код дохода). Это избавит организацию от лишних споров с инспекцией.

А что если компания забыла подать на кого-то из «физиков» сообщение о невозможности удержать налог? Если такая ошибка обнаружится 1 февраля или позже, следует все равно оформить забытую справку с признаком 2 и сдать ее в инспекцию. Ведь окончание срока представления сообщений о невозможности удержать налог не снимает с компании обязанность по их сдаче. На этом настаивают и специалисты ФНС России (письмо от 16.07.2012 № ЕД-4-3/11637@).

Пример заполнения справки 2-НДФЛ о невозможности удержать налог

В июне 2013 г. ООО «Ромашка» вручила бывшему сотруднику подарок стоимостью 6000 руб. Других доходов в 2013 г. сотрудник от компании не получал. Подарки в пределах 4000 руб. освобождены от НДФЛ (п. 28 ст. 217 НК РФ). Поэтому налог компания исчислила с 2000 руб. (6000 руб. – 4000 руб.). Сумма НДФЛ составила 260 руб. (2000 руб. х 13%). Код дохода для подарка — 2720, код вычета — 501 (приложения 3, 4 к приказу ФНС России от 17.11.2010 № ММВ-7-3/611@).

ООО «Ромашка» заполнила справку 2-НДФЛ о невозможности удержать налог (см. образец на с. 59).

1. Налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, предоставленных физическим лицам налоговых вычетов, исчисленных и удержанных налогов в регистрах налогового учета.

Формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налоговым агентом самостоятельно и должны содержать сведения, позволяющие идентифицировать налогоплательщика, вид выплачиваемых налогоплательщику доходов и предоставленных налоговых вычетов, а также расходов и сумм, уменьшающих налоговую базу, в соответствии с кодами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, суммы дохода и даты их выплаты, статус налогоплательщика, даты удержания и перечисления налога в бюджетную систему Российской Федерации, реквизиты соответствующего платежного документа.

2. Налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту учета по формам, форматам и в порядке, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов:

расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, за первый квартал, полугодие, девять месяцев — не позднее последнего дня месяца, следующего за соответствующим периодом, за год — не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом;

документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации за этот налоговый период по каждому физическому лицу (за исключением случаев, при которых могут быть переданы сведения, составляющие государственную тайну), — не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговые агенты — российские организации, имеющие обособленные подразделения, представляют документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации, и расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, в отношении работников этих обособленных подразделений в налоговый орган по месту учета этих обособленных подразделений, а также в отношении физических лиц, получивших доходы по договорам гражданско-правового характера, в налоговый орган по месту учета обособленных подразделений, заключивших такие договоры, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Налоговые агенты — индивидуальные предприниматели, которые состоят в налоговом органе на учете по месту осуществления деятельности в связи с применением системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и (или) патентной системы налогообложения, представляют документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации, и расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, в отношении своих наемных работников в налоговый орган по месту своего учета в связи с осуществлением такой деятельности.

Документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации, и расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, представляется налоговым агентом в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. При численности физических лиц, получивших доходы в налоговом периоде, до 10 человек налоговый агент может представить указанные сведения и расчет сумм налога на бумажных носителях.

Налоговые агенты — российские организации, имеющие несколько обособленных подразделений, в случае, если место нахождения организации и ее обособленных подразделений — территория одного муниципального образования либо если обособленные подразделения имеют место нахождения на территории одного муниципального образования, представляют документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации, и расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, в отношении работников этих обособленных подразделений в налоговый орган соответственно по месту учета одного из этих обособленных подразделений, выбранному налоговым агентом самостоятельно, либо по месту нахождения соответствующей организации. При этом налоговый агент обязан уведомить о выборе налогового органа не позднее 1-го числа налогового периода налоговые органы, в которых он состоит на учете по месту нахождения каждого обособленного подразделения. Уведомление о выборе налогового органа не подлежит изменению в течение налогового периода по налогу. Уведомления представляются в налоговый орган в случае, если изменилось количество обособленных подразделений на территории муниципального образования или произошли другие изменения, влияющие на порядок представления сведений о доходах физических лиц за истекший налоговый период и суммах налога, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации, и расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом.

Документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации, за 2021 год и последующие налоговые периоды, представляется в составе расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом.

3. Налоговые агенты выдают физическим лицам по их заявлениям справки о полученных физическими лицами доходах и удержанных суммах налога по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

4. Утратил силу с 1 января 2020 г. — Федеральный закон от 29 сентября 2019 г. N 325-ФЗ

5. В случае неисполнения реорганизованной (реорганизуемой) организацией (независимо от формы реорганизации) до момента завершения реорганизации обязанностей, предусмотренных настоящей статьей, сведения, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи, подлежат представлению правопреемником (правопреемниками) в налоговый орган по месту своего учета.

При наличии нескольких правопреемников обязанность каждого из правопреемников при исполнении обязанностей, предусмотренных настоящей статьей, определяется на основании передаточного акта или разделительного баланса.

Комментарий к Ст. 230 НК РФ

В ст. 230 Налоговый кодекс РФ предусматривает, что налог на доходы физических лиц перечисляется в бюджет в особом порядке.

В соответствии с п. 1 ст. 230 НК РФ налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, предоставленных физическим лицам налоговых вычетов, исчисленных и удержанных налогов в регистрах налогового учета. Формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налоговым агентом самостоятельно и должны содержать сведения, в частности, о суммах дохода, датах их выплаты, датах удержания и перечисления налога в бюджетную систему Российской Федерации, реквизиты соответствующего платежного документа.

Согласно п. 2 ст. 223 НК РФ датой фактического получения налогоплательщиком дохода в виде оплаты труда признается последний день месяца, за который ему был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом). На последний день месяца, за который налогоплательщику был начислен доход в виде оплаты труда, налоговым агентом производится исчисление сумм налога нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца, начисленных налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.

То есть датами получения дохода, отражаемыми в регистрах налогового учета, являются последние числа каждого месяца, за который налогоплательщикам начислен доход в виде оплаты труда.

Отметим, что ст. 120 НК РФ под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения определяет отсутствие первичных документов или отсутствие счетов-фактур либо регистров бухгалтерского учета или налогового учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений.

Если в регистрах налогового учета вместо даты фактического получения налогоплательщиком дохода в виде оплаты труда ошибочно указаны даты его выплаты, то такое некорректное указание дат не является основанием для привлечения налогового агента к ответственности, предусмотренной ст. 120 НК РФ. К такому выводу пришел Минфин России в Письме от 18 апреля 2014 г. N 03-04-06/17867.

При этом формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налоговым агентом самостоятельно. Но при этом они должны содержать сведения, позволяющие идентифицировать налогоплательщика, вид выплачиваемых налогоплательщику доходов и предоставленных налоговых вычетов в соответствии с кодами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, суммы дохода и даты их выплаты, статус налогоплательщика, даты удержания и перечисления налога в бюджетную систему Российской Федерации, реквизиты соответствующего платежного документа.

В соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации за этот налоговый период налогов ежегодно, не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, форматам и в порядке, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации за этот налоговый период налогов ежегодно, не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме N 2-НДФЛ «Справка о доходах физического лица за 20__ год», Форматам и в порядке, которые утверждены Приказом ФНС России от 17 ноября 2010 г. N ММВ-7-3/611@.

Указанные сведения представляются налоговыми агентами в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или на электронных носителях. При численности физических лиц, получивших доходы в налоговом периоде, до 10 человек налоговые агенты могут представлять такие сведения на бумажных носителях (абз. 2 п. 2 ст. 230 НК РФ).

Порядок представления в налоговые органы сведений о доходах физических лиц и сообщений о невозможности удержания налога и сумме налога на доходы физических лиц утвержден Приказом ФНС России от 16 сентября 2011 г. N ММВ-7-3/576@ «Об утверждении Порядка представления в налоговые органы сведений о доходах физических лиц и сообщений о невозможности удержания налога и сумме налога на доходы физических лиц».

Согласно п. 4 ст. 230 НК РФ лица, признаваемые налоговыми агентами в соответствии со ст. 226.1 НК РФ, представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах, в отношении которых ими был исчислен и удержан налог, о лицах, являющихся получателями этих доходов (при наличии соответствующей информации), и о суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации за этот налоговый период налогов по форме, в порядке и сроки, которые установлены ст. 289 НК РФ для представления налоговых расчетов налоговыми агентами по налогу на прибыль организаций.

Тяпухин С. В., эксперт журнала

Журнал «Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение» № 12/2019

Работнику выплатили доход (компенсировали командировочные расходы), подтвержденный лишь косвенными документами. По мнению чиновников, данный доход должен включаться в налоговую базу по НДФЛ. Арбитры придерживаются иного мнения. Организация приняла решение не исчислять и не удерживать налог. Что грозит организации и работнику в случае, если налоговые инспекторы выявят этот факт?

Плательщиками НДФЛ признаются физические лица (п. 1 ст. 207 НК РФ). Российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать НДФЛ из заработной платы у налогоплательщика и уплачивать в налог бюджет (п. 1 ст. 226 НК РФ). То есть организации являются налоговыми агентами по данному налогу (ст. 24 НК РФ). Уплата НДФЛ за счет средств налоговых агентов не допускается (п. 9 ст. 226 НК РФ).

Для справки

Указанная формулировка п. 9 ст. 226 НК РФ действует вплоть до 31.12.2019. С 2020 года эта норма дополнена случаем-исключением: уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается, за исключением случаев доначисления (взыскания) налога по итогам налоговой проверки в соответствии с настоящим кодексом при неправомерном неудержании (неполном удержании НДФЛ из заработной платы) налога налоговым агентом (в редакции Федерального закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ).

До 2020 года и начиная с 01.01.2020 для работодателей, не удержавших налог НДФЛ в предусмотренных законодательством случаях (и не сообщивших об этом факте в налоговую инспекцию), последствия будут различны.

Какие последствия ждут работников и работодателей сейчас (в 2019 году и ранее)?

Если налоговые инспекторы посчитают, что налоговый агент необоснованно не включил в налоговую базу по НДФЛ выплаченный работнику доход, налог будет доначислен. Обязанность уплатить НДФЛ возлагается на физическое лицо. В соответствии с п. 2 ст. 231 НК РФ суммы налога НДФЛ, не удержанные с физических лиц или удержанные налоговыми агентами не полностью, взыскиваются ими с физических лиц до полного погашения этими лицами задолженности по налогу в порядке, предусмотренном ст. 45 НК РФ.

Требовать погасить задолженность по НДФЛ с дохода работника за счет средств учреждения налоговые инспекторы не вправе. Следовательно, доначисленная по результатам налоговой проверки сумма налога должна быть удержана налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых работнику, при их фактической выплате (п. 4 ст. 226 НК РФ).

При невозможности удержать НДФЛ из заработной платы у налогоплательщика (например, в случае, когда физическое лицо, которому доначислен НДФЛ, уволилось из учреждения) налоговый агент обязан в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать НДФЛ с дохода работника и сумме задолженности налогоплательщика (п. 5 ст. 226 НК РФ).

Негативные последствия ждут и работодателя. Налоговый агент, который неправомерно не исчислил, не перечислил в бюджет и не удержал налог НДФЛ, может быть привлечен к налоговой ответственности в виде штрафа на основании ст. 123 НК РФ (размер штрафа – 20 % суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению).

Кроме того, налоговому агенту могут быть начислены пени (ст. 75 НК РФ). В частности, Президиум ВАС в Постановлении от 22.05.2007 № 16499/06 разъяснил, что пени являются правовосстановительной мерой государственного принуждения, носящей компенсационный характер, за несвоевременную уплату налога в бюджет и должны взыскиваться с того субъекта налоговых правоотношений, на которого возложена такая обязанность. Поскольку ст. 226 НК РФ обязанность по уплате в бюджет НДФЛ возложена на налоговых агентов, уплатить пени обязаны также налоговые агенты. В пользу начисления пеней организациям высказывался также Пленум ВАС (см. п. 2 Постановления от 30.07.2013 № 57).

Какие последствия ждут работников и работодателей после 01.01.2020?

Как и раньше, обязанность по уплате НДФЛ будет возлагаться на физических лиц. Поэтому суммы налога НДФЛ, не удержанные с физических лиц или удержанные налоговыми агентами не полностью, должны будут взыскиваться ими с физических лиц до полного погашения этими лицами задолженности по налогу.

Налоговые агенты, как и в настоящее время, могут быть привлечены к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ.

При этом с 01.01.2020 вступает в силу поправка, внесенная в п. 9 ст. 226 НК РФ, позволяющая налоговым агентам в случае доначисления (взыскания) налога по итогам налоговой проверки уплачивать НДФЛ за счет собственных средств.

Сейчас сложно сказать, как эту поправку будут трактовать контролирующие органы (разъяснений на этот счет ни налоговики, ни финансисты пока не дали): будет ли это право организации (например, учреждение может заплатить доначисленный НДФЛ за счет собственных средств, а потом взыскать налог с работника (либо простить работнику долг), что позволит уменьшить размер начисленных пеней) либо уплату НДФЛ по результатам проверки учреждениям вменят в обязанность. Как только появятся официальные разъяснения, мы обязательно вернемся к данному вопросу.

* * *

Если по результатам налоговой проверки будет установлено, что организация – налоговый агент не удержала сумму НДФЛ, подлежащего уплате в бюджет, налог будет доначислен. Обязанность по уплате НДФЛ лежит на работнике, учреждение – налоговый агент обязано будет удержать с работника задолженность по налогу и перечислить его в бюджет. Сам налоговый агент может быть привлечен к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ (размер штрафа – 20 % неудержанной суммы). Также учреждению – налоговому агенту могут быть начислены пени.

Начиная с 2020 года налоговый агент сможет за счет собственных средств уплатить сумму доначисленного НДФЛ с дохода работника в бюджет.

Организация обязана удерживать НДФЛ с выплат, в отношении которых она является налоговым агентом (п. 1 и 2 ст. 226, ст. 226.1 НК РФ). Однако возможность удержать НДФЛ у налогового агента есть не всегда.

Например, возможность удержания ограничивается, если сотрудник получил материальную выгоду, доход в натуральной форме или стал нерезидентом (НДФЛ в этом случае нужно пересчитать по ставке 30 процентов). Если сотрудник не получал других доходов в денежной форме или уволился сразу после этих событий, возможность удержания НДФЛ организацией – источником дохода исключается совсем. Об этом сказано в письме Минфина России от 19 марта 2007 г. № 03-04-06-01/74. Такая же ситуация возникает, если доход в натуральной форме получил человек, не являющийся сотрудником организации (например, покупатель).

Если после выплаты доходов, с которых налог не удерживался, сотрудник получает другие доходы в денежной форме, у налогового агента появляется возможность удержать НДФЛ, не удержанный ранее. В таком случае он обязан произвести удержание налога со всей суммы доходов, в том числе и с доходов, выплаченных ранее (письма Минфина России от 12 марта 2013 г. № 03-04-06/7337 и от 17 ноября 2010 г. № 03-04-08/8-258, ФНС России от 1 ноября 2012 г. № ЕД-4-3/18519). При этом налоговый агент должен учитывать, что удерживать НДФЛ в размере более 50 процентов от суммы выплаты в денежной форме он не вправе (абз. 2 п. 4 ст. 226 НК РФ).

Пример отражения в бухучете и при налогообложении выплаты премии в натуральной форме (НДФЛ удержать невозможно)

В декабре 2015 года организация выдала экономисту А.С. Кондратьеву премию по итогам работы за год. Премия выдана на основании приказа руководителя организации. В качестве премии сотруднику передан автомобиль.

Детей у Кондратьева нет, поэтому стандартные налоговые вычеты ему не предоставляются.

За декабрь сотруднику начислено 630 000 руб., из них:

  • 30 000 руб. – оплата по окладу;
  • 600 000 руб. – премия, выданная в натуральной форме.

НДФЛ, рассчитанный с дохода сотрудника за декабрь, составил:
630 000 руб. × 13% = 81 900 руб.

Начисления сотруднику в денежной форме составили 30 000 руб. Бухгалтер организации рассчитал максимальную сумму НДФЛ, которую можно удержать с дохода сотрудника:
30 000 руб. × 50% = 15 000 руб.

Неудержанная сумма налога составила 66 900 руб. (81 900 руб. – 15 000 руб.). Уведомить о невозможности удержать НДФЛ в 2015 году налоговый агент обязан не позднее 1 марта 2016 года (п. 5 ст. 226 НК РФ, письмо ФНС России от 19 октября 2015 г. № БС-4-11/18217). В установленный срок организация направила в налоговую инспекцию соответствующее сообщение и уведомила об этом самого Кондратьева. В этот же день бухгалтер организации сделал в учете сторнировочную запись по начислению НДФЛ на сумму 66 900 руб. (81 900 руб. – 15 000 руб.).

Информирование налоговой инспекции

О выплаченных доходах, из которых налоговый агент не удержал (не может удержать) НДФЛ, следует сообщить в налоговую инспекцию. Срок подачи сообщений – не позднее 1 марта после окончания года, в котором доходы были выплачены. Этот срок распространяется и на сообщения о невозможности удержать НДФЛ из доходов, выплаченных в 2015 году.

Помимо налоговой инспекции, о невозможности удержания НДФЛ нужно уведомить и самого налогоплательщика, получившего доход.

Такой порядок следует из положений пункта 5 статьи 226 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмами Минфина России от 12 марта 2013 г. № 03-04-06/7337, ФНС России от 19 октября 2015 г. № БС-4-11/18217.

Внимание: несообщение налоговой инспекции о невозможности удержать НДФЛ является правонарушением (ст. 106 НК РФ, ст. 2.1 КоАП РФ), за которое предусмотрена налоговая и административная ответственность.

Размер штрафа составит:

  • 200 руб. – за каждый случай непредставления информации (т. е. за каждое сообщение, которое налоговый агент должен был направить в инспекцию, но не сделал этого) по статье 126 Налогового кодекса РФ;
  • от 300 до 500 руб. – в отношении должностных лиц организации, например руководителя (ст. 15.6 КоАП РФ).

Кроме того, если в ходе выездной налоговой проверки будет обнаружено, что организация не сообщила в налоговую инспекцию о доходах, с которых не был удержан НДФЛ, помимо штрафных санкций, проверяющие могут начислить пени (письмо ФНС России от 22 ноября 2013 г. № БС-4-11/20951).

Совет: Начисление пеней в тех случаях, когда организация не могла удержать НДФЛ, но не направила в инспекцию соответствующее уведомление, можно оспорить в суде.

Если налоговый агент не имел возможности удержать НДФЛ, основания для начисления пеней отсутствуют в принципе. Такой вывод содержится в определении Верховного суда РФ от 19 марта 2015 г. № 304-КГ14-4815. Этот вывод соответствует пункту 2 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57, согласно которому начисление пеней налоговому агенту возможно, если НДФЛ был удержан, но не перечислен в бюджет. ФНС России разделяет такую позицию, но предупреждает, что пени не начисляются, если налоговый агент уведомил инспекцию о невозможности удержать налог (письмо от 22 августа 2014 г. № СА-4-7/16692). На самом деле пени не могут быть взысканы, даже если такого уведомления налоговый агент не направлял. Ведь пени – это санкция за несвоевременную уплату налога, а не за то, что налоговый агент не исполнил свою обязанность по информированию инспекции (п. 1 ст. 75 НК РФ). Следовательно, пени в таком случае начисляться не должны – применяется только ответственность по статье 126 Налогового кодекса РФ. Все же ознакомьтесь, как заполнить справку 2-НДФЛ, если налог удержан, но не перечислен.

Особый порядок предусмотрен для подачи сообщений о невозможности удержать НДФЛ по операциям с ценными бумагами. Срок подачи таких сообщений зависит от того, что произошло раньше:

– истек месяц со дня окончания налогового периода, в котором не был удержан налог;

– истек срок действия последнего договора между человеком и налоговым агентом, в рамках которого был начислен НДФЛ.

В первом случае сообщение нужно направить в налоговую инспекцию до 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Во втором – инспекцию нужно уведомить в течение месяца со дня окончания действия договора, в рамках которого был начислен НДФЛ.

Об этом сказано в пункте 14 статьи 226.1 Налогового кодекса РФ.

Сообщения о невозможности удержать налог подавайте на бланках по форме 2-НДФЛ (п. 2 приказа ФНС России от 30 октября 2015 г. № ММВ-7-11/485) с указанием в поле «Признак» цифры 2. Передавать эти сообщения нужно в том же порядке, что и сведения о выплаченных доходах (п. 1 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 16 сентября 2011 г. № ММВ-7-3/576).

После того как налоговый агент известил налоговую инспекцию и налогоплательщика о невозможности удержать НДФЛ, удерживать недостающую сумму налога он не должен. Даже если потом у него появится такая возможность. Если уведомление подано своевременно, то пени на сумму неудержанного НДФЛ налоговому агенту не начисляются. Погасить задолженность человек должен будет самостоятельно не позднее 15 июля. Это следует из положений пункта 4 статьи 228 Налогового кодекса РФ, пункта 2 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57 и подтверждается письмами Минфина России от 12 марта 2013 г. № 03-04-06/7337, от 17 ноября 2010 г. № 03-04-08/8-258, от 9 февраля 2010 г. № 03-04-06/10-12 и ФНС России от 22 августа 2014 г. № СА-4-7/16692.

Ситуация: обязана ли организация уведомлять сотрудника о необходимости самостоятельно заплатить НДФЛ, если он уже был извещен о невозможности удержать налог с его доходов?

Нет, не обязана. Но по собственной инициативе организация может довести до сотрудника такую информацию.

О том, что налоговый агент не может удержать НДФЛ с выплаченных доходов, он обязан известить налоговую инспекцию и самого налогоплательщика. Сообщения о невозможности удержать налог подают на бланках по форме 2-НДФЛ с указанием в поле «Признак» цифры 2. Об этом сказано в пункте 5 статьи 226 Налогового кодекса РФ.

Отдельной типовой формы сообщения сотруднику о невозможности удержания НДФЛ нет. Более того, статья 226 Налогового кодекса РФ не содержит положений, которые обязывали бы организацию письменно информировать сотрудника о причинах невозможности удержания НДФЛ и его обязанности уплатить налог самостоятельно. Однако в добровольном порядке организация может передать сотруднику эту информацию в форме сообщения, уведомления или пояснительной записки к форме 2-НДФЛ.

Ситуация: нужно ли повторно подавать форму 2-НДФЛ по окончании года, если ранее налоговый агент известил инспекцию о невозможности удержать НДФЛ с выплаченных доходов? Дополнительные доходы в течение года человеку не выплачивались.

Да, нужно.

Представление сведений о невозможности удержать с гражданина НДФЛ в течение года не освобождает налогового агента от обязанности подавать справки по форме 2-НДФЛ по окончании налогового периода (п. 2 ст. 230 НК РФ). Такие разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 29 декабря 2011 г. № 03-04-06/6-363, ФНС России от 29 октября 2008 г. № 3-5-04/652 и от 18 сентября 2008 г. № 3-5-03/513. При этом суммы доходов и исчисленного налога (в т. ч. числе неудержанного), которые ранее были отражены в справке 2-НДФЛ с признаком 2, указываются в годовых справках с признаком 1 (письмо Минфина России от 27 октября 2011 г. № 03-04-06/8-290).

Совет: есть основания, освобождающие налоговых агентов от повторной подачи справок 2-НДФЛ в отношении доходов, с которых невозможно удержать налог. Они заключаются в следующем.

Если организация информировала налоговую инспекцию о доходах человека, с которых невозможно удержать налог, и если до конца года никаких дополнительных доходов этому человеку организация не выплачивала, направлять в инспекцию повторную справку 2-НДФЛ не нужно. Наличие различных признаков для классификации одних и тех же доходов не влияет на состав сведений, отраженных в первоначальной справке. Сдав справку 2-НДФЛ с признаком 2, налоговый агент исполнил требования, установленные пунктом 5 статьи 226 и пунктом 2 статьи 230 Налогового кодекса РФ. Дублировать те же самые сведения в справке 2-НДФЛ с признаком 1 организация не должна: повторное исполнение одних и тех же обязанностей налоговым законодательством не предусмотрено. Поэтому штрафные санкции, предусмотренные пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ, в рассматриваемой ситуации применяться не должны.

Скорее всего, налоговая инспекция не согласится с подобной трактовкой законодательства. Тогда отказ от повторной подачи сообщений о невозможности удержать НДФЛ налоговому агенту придется отстаивать в суде. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность такого подхода (см., например, постановления Арбитражного суда Уральского округа от 8 сентября 2015 г. № Ф09-5794/15, ФАС Уральского округа от 24 сентября 2013 г. № Ф09-9209/13).

Пример уведомления налоговой инспекции о том, что организация не может удержать НДФЛ из доходов сотрудников, ставших нерезидентами

Гражданин Молдавии А.С. Кондратьев работает в организации по трудовому договору с января 2014 года. В период с января по июль и с ноября по декабрь 2014 года Кондратьев проживал в России.

По состоянию на 1 января 2015 года Кондратьев признается резидентом.

Организация ежемесячно начисляет Кондратьеву зарплату в сумме 10 000 руб.

С января по март 2015 года (включительно) сотрудник находился в загранкомандировке.

За период с января по июнь Кондратьеву была начислена зарплата в сумме 60 000 руб. Других доходов, облагаемых НДФЛ, Кондратьев не получал.

Детей у Кондратьева нет, поэтому стандартные налоговые вычеты ему не предоставляются.

Сумма НДФЛ, удержанная и перечисленная в бюджет, составила 7800 руб. (60 000 руб. × 13%).

С 1 по 4 июля 2015 года сотрудник находился в отпуске за рубежом.

30 июля 2015 года сотрудник уволился по собственному желанию.

По состоянию на 30 июля 2015 года Кондратьев утратил статус налогового резидента (в течение предыдущих 12 следующих подряд месяцев он находился в России менее 183 календарных дней).

В связи с изменением налогового статуса Кондратьева ранее рассчитанный НДФЛ бухгалтер пересчитал по ставке 30 процентов.

В июле Кондратьеву начислили зарплату в сумме 10 000 руб.

Рассчитанная сумма НДФЛ к удержанию за июль составила:
(60 000 руб. + 10 000 руб.) × 30% – 7800 руб. = 13 200 руб.

Удерживаемая сумма налога не может превышать 50 процентов от суммы выплаты в денежной форме (абз. 2 п. 4 ст. 226 НК РФ). Поэтому максимальная сумма НДФЛ, которую организация может удержать из доходов Кондратьева за июль 2015 года, составляет 5000 руб. (10 000 руб. × 50%).

Неудержанная сумма налога составила 8200 руб. (13 200 руб. – 5000 руб.). В соответствии с пунктом 5 статьи 226 Налогового кодекса РФ 1 марта 2016 года организация направила в налоговую инспекцию сообщение о невозможности удержания налога с Кондратьева и уведомила об этом самого Кондратьева.

Ситуация: нужно ли подавать в налоговую инспекцию сведения о невозможности удержать НДФЛ с доходов физлица, у которого купили автомобиль?

Нет, не нужно.

Подавать сведения по форме 2-НДФЛ требуется, только если обязанность удерживать НДФЛ в принципе есть и исполнить ее не удается. В рассматриваемом же случае эти обязанности у покупателя не возникают. НДФЛ с дохода от продажи автомобиля продавец-физлицо должен заплатить самостоятельно.

Организация-покупатель же не обязана рассчитывать, удерживать, перечислять НДФЛ и тем более отчитываться перед налоговой инспекцией об этих суммах. Обязанности налогового агента при покупке имущества у физлиц не возникают. Это прямо следует из пунктов 1 и 2 статьи 226, подпункта 2 пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса РФ.

Разобраться с тем, когда нужно исполнять обязанности налогового агента, помогут рекомендации:

  • Кто является плательщиком НДФЛ;
  • В каких случаях у гражданина возникает обязанность исчислить НДФЛ.

Ситуация: как поступить с суммой НДФЛ, которую невозможно взыскать в связи со смертью сотрудника?

Налоговую инспекцию о невозможности удержания НДФЛ в связи со смертью сотрудника не уведомляйте.

Если до смерти сотрудника НДФЛ с его доходов не был удержан, то после смерти его удерживать не нужно. Смерть сотрудника приводит к прекращению его обязанностей по уплате НДФЛ (п. 3 ст. 44 НК РФ). При подаче сведений о доходах сотрудника по итогам года желательно указать, по какой причине не был удержан НДФЛ. Такие разъяснения дал Минфин России в письме от 18 января 2006 г. № 03-05-01-04/4.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх