Невыясненные поступления

Вернуться к списку статей по юриспруденции

    ВОЗВРАТ НЕНАЛОГОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ИЗ БЮДЖЕТА
    В. ВОРОНОЙ
    Решение о возврате любых неналоговых платежей должно приниматься государственным органом по месту обращения за совершением юридически значимого действия (оказанием государственной услуги). Обоснуем этот тезис на примере разрешения вопроса о порядке возврата платежей за предоставление сведений из ЕГРЮЛ.
    Обязательный платеж
    При обращении в налоговые органы за предоставлением сведений из ЕГРЮЛ заявитель уплачивает обязательный платеж.
    Основание для оплаты закреплено в п. 1 ст. 7 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Предусмотрено, что размер платы за предоставление содержащихся в ЕГРЮЛ сведений, документов, а также справки о соответствии или несоответствии изложенных в запросе сведений сведениям в реестре устанавливается Правительством РФ.
    Во исполнение данной нормы Правилами ведения ЕГРЮЛ и предоставления содержащихся в нем сведений (утв. Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 438) (далее — Правила) введена указанная плата. Размер ее составляет 200 руб., а при срочном предоставлении информации — 400 руб. за каждый документ соответственно (п. 23 Правил).
    Согласно п. 2 ст. 4 Закона, а также п. 3 Правил в качестве государственных органов, уполномоченных на ведение государственного реестра, выступают ФНС и ее территориальные (межрегиональные) органы.
    Обращаясь в налоговый орган, заявитель хотел бы получить запрашиваемую информацию (в виде собранных из регистрационного дела и надлежащим образом заверенных копий документов либо выписки или справки) и вправе рассчитывать на надлежащее исполнение государственным органом предусмотренных функций.
    В то же время на практике возникает ряд вопросов, которые в условиях отсутствия специальных ведомственных разъяснений приобретают особую практическую значимость. Как быть, если платеж внесен в размере, превышающем установленный, или по неправильным реквизитам? В каком порядке деньги должны быть возвращены заявителю?
    С изданием ФНС письма от 30.12.2010 N ПА-37-6/19020@ «О предоставлении содержащихся в государственных реестрах сведений и документов» актуальность этих вопросов только возросла.
    Согласно данным разъяснениям выдача налоговым органом информации из ЕГРЮЛ теперь не зависит от того, находится ли юридическое лицо, в отношении которого такая информация запрошена, на территории, подведомственной налоговому органу по месту обращения, или нет. Заявитель вправе обратиться в любую удобную ему налоговую инспекцию и получить выписку из ЕГРЮЛ о любой организации России.
    В случае же, если заявитель обращается в налоговый орган не по месту нахождения организации и просит предоставить ему копии документов из регистрационного дела, содержащихся в ЕГРЮЛ, налоговый орган выдает справку об отсутствии запрашиваемой информации (п. 4.2 указанного письма). За такими сведениями необходимо обращаться в налоговый орган по месту нахождения организации (п. 4.1 указанного письма). Можно ли в этом случае потребовать возврата платежа?
    Зачастую при ответе на данные вопросы налоговые органы рекомендуют заявителю обратиться в налоговую инспекцию по месту учета налогоплательщика согласно ст. 78 НК РФ. С такими рекомендациями согласиться нельзя, и вот почему.
    Решение — за администратором доходов
    Плата за предоставление сведений из ЕГРЮЛ установлена не НК РФ или законом о налогах и сборах, а иными нормативными актами. Поэтому, не отвечая требованиям налогового законодательства (п. п. 1, 2, 6 ст. 1, п. 6 ст. 3, ст. 8, ст. ст. 13 — 15 НК РФ), эти платежи не могут входить в систему налогов и сборов.
    Согласно БК РФ такие платежи квалифицируются как неналоговые доходы бюджетов, а именно как доходы от оказания платных услуг сектором государственного управления (например, подп. 1 п. 4 ст. 20, абз. 4 подп. 1 п. 2 ст. 23.1, п. 3 ст. 41 БК РФ). Кроме того, они должны быть предусмотрены федеральными законами о бюджете на соответствующий год. Так, в настоящее время данные платежи предусмотрены Федеральным законом от 02.12.2009 N 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов».
    Таким образом, платежи за предоставление сведений из ЕГРЮЛ, в том числе излишне по каким-либо причинам уплаченные заявителем, не являются налоговыми платежами.
    В то же время действие НК РФ распространяется на налоговые правоотношения, а также — в прямо предусмотренных НК РФ случаях — на отношения по установлению, введению и взиманию сборов (п. 3 ст. 1 НК РФ). Это означает, что порядок зачета или возврата сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа, установленный ст. ст. 78, 79 НК РФ, а также основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины по ст. 333.40 НК РФ (рассматриваемые платежи иногда ошибочно квалифицируются как государственная пошлина) не распространяют свое действие на порядок возврата излишне уплаченной суммы за предоставление сведений из ЕГРЮЛ.
    БК РФ введено понятие главного администратора доходов государственного бюджета — государственного органа, определенного законом (решением) о бюджете, имеющего в своем ведении администраторов доходов бюджета и (или) являющегося администратором доходов бюджета. В свою очередь, администратор доходов — это государственный орган, который осуществляет контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты неналогового платежа, а также учет и принятие решений о его возврате (зачете) (ст. 6 БК РФ).
    Главным администратором доходов по рассматриваемым платежам в соответствии с приложением 4 к Закону N 308-ФЗ выступает ФНС России. Следовательно, администраторами доходов в виде поступающих в бюджет платежей за предоставление сведений из ЕГРЮЛ являются территориальные (межрегиональные) налоговые инспекции.
    Статьей 218 БК РФ предусмотрено, что порядок принятия решения о возврате излишне уплаченных платежей устанавливается Минфином России.
    В период, когда нормативно такой порядок установлен не был, сформировалась арбитражная практика, по которой отсутствие нормативной процедуры не могло являться основанием для отказа в возврате излишне уплаченных сумм (Постановления ФАС МО от 21.01.2010 N КА-А40/14577-09, ФАС СЗО от 28.06.2004 N А56-35084/03).
    В настоящее время порядок возврата платежей предусмотрен нормативно — Приказом Минфина России от 05.09.2008 N 92н. Исходя из содержания п. п. 12, 20 данного документа, а также п. 2 ст. 160.1 БК РФ можно сделать вывод, что решение о возврате излишне уплаченного платежа за сведения из ЕГРЮЛ, а также о зачете (уточнении) платежа принимает администратор доходов бюджета. Этот же государственный орган направляет заявку на возврат денежных средств в соответствующие органы Федерального казначейства. При этом в заявке на возврат и в оформленном органом Федерального казначейства на ее основании расчетном документе в поле «Назначение платежа» указывается: «Возврат ошибочно перечисленных поступлений (с указанием причины возврата)».
    Таким образом, решение о возврате излишне уплаченного платежа за предоставление сведений из ЕГРЮЛ должно приниматься налоговым органом по месту обращения заявителя.
    Представляется, что закрепление данного подхода как общего правила для возврата неналоговых платежей всех видов будет способствовать совершенствованию подхода к взаимодействию государства в части оказания услуг (исполнения государственной функции) и гражданина или организации, которые нуждаются в таких услугах.
    При ином подходе право заявителя на своевременный возврат излишне уплаченной суммы будет поставлено в зависимость от действий государственных органов, в которые он не обращался.
    Насущная потребность
    Действующее законодательство в отношении обязательных платежей за предоставление сведений из ЕГРЮЛ не позволяет ответить на вопрос о том, в каком порядке и в каких случаях может быть произведен зачет излишне уплаченных сумм, хотя принципиальная возможность для этого закреплена в ст. 218 БК РФ.
    Поскольку рассматриваемый неналоговый платеж установлен за оказание государственной услуги по предоставлению сведений из ЕГРЮЛ, то в случае, если такие услуги не оказаны (в том числе если налоговой инспекцией подготовлена справка об отсутствии запрашиваемой информации), и плата взиматься, по нашему мнению, не должна, а уплаченные суммы подлежат возврату или зачету (например, если требуемая информация есть в другом налоговом органе).
    К сожалению, такие рассуждения, как показывает практика, даже опирающиеся на правовое регулирование сходных правоотношений, не всегда находят поддержку. Для госоргана решающее значение имеет наличие специальных правовых норм.
    Также отсутствует определенность в вопросе о сроке, в течение которого госорган обязан рассмотреть обращение и вынести решение о возврате (зачете) платы за предоставление сведений из ЕГРЮЛ.
    Если в отношении обращения гражданина можно руководствоваться предельным сроком рассмотрения заявлений, который установлен Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (согласно п. 1 ст. 12 Закона N 59-ФЗ такой срок равен 30 дням со дня регистрации обращения), то в отношении заявления организации такой срок нормативно не установлен.
    Административный регламент исполнения ФНС России государственной функции по ведению ЕГРЮЛ и предоставлению государственных услуг, по которому исходя из сроков выполнения каждой отдельной административной процедуры можно было бы высчитать и общий срок исполнения этой функции, до сих пор не принят (его необходимость предусмотрена п. 1.12 Регламента ФНС России, утв. Приказом ФНС России от 15.02.2007 N САЭ-3-18/62@).
    Лишь после принятия решения о возврате (зачете) платежа установлено больше ясности: непосредственно возврат платежа осуществляется не позднее трех рабочих дней со дня поступления в орган Федерального казначейства соответствующего заявления.
    Изложенные проблемные аспекты возврата (зачета) неналоговых платежей на примере платы за предоставление сведений из ЕГРЮЛ свидетельствуют о необходимости принятия специального нормативного акта.

    Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Финансовое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

В целях исполнения положений пункта 3 статьи 4 Федерального закона от 02.12.2019 N 380-ФЗ «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» (далее — Федеральный закон N 380-ФЗ) Федеральное казначейство поручает территориальным органам Федерального казначейства в срок до 31 января 2020 года осуществить уточнение невыясненных поступлений, зачисленных в федеральный бюджет до 1 января 2017 года, по которым по состоянию на 1 января 2020 года не осуществлены возврат, зачет, уточнение, на код классификации доходов бюджетов 100 1 17 05010 01 6020 180 — прочие неналоговые доходы федерального бюджета (невыясненные поступления, которые зачислены в федеральный бюджет до 1 января 2017 года и по которым по состоянию на 1 января 2020 года не осуществлены возврат, зачет, уточнение), на основании Справки органа Федерального казначейства (форма по КФД 0531453).

Обращаем внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 380-ФЗ доходы, учтенные по коду классификации доходов бюджетов 100 1 17 05010 01 6020 180, возврату, зачету, уточнению не подлежат.

Дополнительно сообщаем о следующих уточнениях Графика совершения операций в конце 2019 года — начале 2020 года, направленного письмом Федерального казначейства от 19.11.2019 N 07-04-05/03-24603.

1. Считать 25 декабря 2019 года последним днем:

— представления администраторами доходов бюджетов в территориальные органы Федерального казначейства Уведомлений об уточнении вида и принадлежности платежа (код формы по КФД 0531809) (далее — Уведомление) в соответствии с пунктом 19 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Федерального казначейства от 18.12.2013 N 125н (далее — Порядок N 125н), в целях уточнения поступлений ошибочно зачисленных на счет органа Федерального казначейства и предназначенных для уплаты на счет другого органа Федерального казначейства, учтенных как невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет, для их уточнения в текущем финансовом году;

— представления администраторами доходов бюджетов — налоговыми органами в территориальные органы Федерального казначейства Уведомлений об уточнении вида и принадлежности платежа, решениях о зачете излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов и сборов, пеней, штрафов, а также подлежащих возмещению сумм налогов и сборов в соответствии с пунктом 24 Порядка N 125н в целях уточнения платежей, администрируемых налоговыми органами, между субъектами Российской Федерации в текущем финансовом году.

Считать 30 декабря 2019 года последним днем:

— представления администраторами доходов бюджетов в территориальные органы Федерального казначейства Уведомлений в соответствии с пунктом 4 Порядка N 125н в целях уточнения невыясненных поступлений, зачисляемых в федеральный бюджет в текущем финансовом году;

— представления администратором доходов бюджета — Федеральной таможенной службой в Межрегиональное операционное Управление Федерального казначейства Уведомлений в соответствии с пунктом 4 Порядка N 125н в целях осуществления зачетов переплаты (уточнений) в текущем финансовом году.

Р.Е. Артюхин

6. Порядок уточнения невыясненных поступлений

6.1. Сведения о реквизитах счетов и информацию, необходимую для заполнения расчетных документов, до плательщиков доводит администратор доходов.

6.2. Основными причинами отнесения на коды невыясненных поступлений платежей, поступивших на единые счета бюджетов, могут являться:

отсутствие или указание ошибочного (искаженного) наименования получателя средств бюджета (администратора доходов), в том числе указание ИНН, КПП и наименования получателя бюджетных средств, не являющегося участником бюджетного процесса;

указание ИНН и/или КПП, не принадлежащих получателю бюджетных средств, или незаполненные поля ИНН и/или КПП получателя;

отсутствие кода бюджетной классификации или указание несуществующего, недействующего кода бюджетной классификации;

некорректное указание расчетного счета и иных банковских реквизитов получателя бюджетных средств в соответствующих полях расчетного документа.

6.3. Уточнение невыясненных платежей ведется администраторами доходов в рамках соглашения об информационном взаимодействии, заключенного с территориальным органом Федерального казначейства, в порядке, установленном нормативными правовыми актами Федерального казначейства и Минфина России, определяющем взаимодействие Федерального казначейства с администраторами доходов бюджетов.

6.4. Территориальные органы Федерального казначейства при наличии невыясненных платежей направляют в адрес администраторов доходов запрос на выяснение принадлежности платежа (форма по КФД 0531808).

6.5. При получении от органов Федерального казначейства запроса на выяснение вида и принадлежности платежа администраторы доходов представляют в территориальные органы Федерального казначейства уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа.

6.6. В целях уточнения (выяснения) принадлежности поступлений к виду доходов, отнесенных территориальными органами Федерального казначейства к невыясненным поступлениям, по которым требуется уточнение, в том числе по коду бюджетной классификации с применением кода подвида доходов по государственной пошлине с указанным кодом подвида доходов «4000» с целью их отражения по соответствующим кодам подвида доходов (14 — 17 разряды КБК), администраторы доходов после получения документов от территориального органа Федерального казначейства, содержащих указанную информацию, для уточнения реквизитов платежных поручений на перечисление отдельных видов доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, при необходимости, направляют плательщикам, платежи которых отнесены к невыясненным поступлениям или требующим уточнения, письменные запросы о представлении плательщиками информации в произвольной форме. На основании информации, полученной от плательщиков, администратор составляет уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа (форма по КФД 0531809). При обмене с территориальными органами Федерального казначейства документами в электронном виде уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа распечатывается в день направления в территориальный орган Федерального казначейства в одном экземпляре, хранится в делах администратора доходов и уничтожается по истечении пяти лет с даты окончания отчетного года, в котором было составлено указанное уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа, в установленном порядке.

6.7. При наличии большого объема уведомлений об уточнении вида и принадлежности платежа в автоматизированной системе учета формируется реестр уведомлений за день к выписке из лицевого счета администратора доходов. Реестр уведомлений подписывается ответственным исполнителем, главным бухгалтером, руководителем или его заместителем.

Реестр уведомлений должен содержать следующие реквизиты:

номер уведомления,

дата уведомления,

статус документа,

номер лицевого счета,

номер запроса органа Федерального казначейства,

дата запроса органа Федерального казначейства,

сумма по уточняемому платежному документу,

номер уточняемого платежного документа,

дата уточняемого платежного документа,

наименование плательщика,

ИНН плательщика,

код бюджетной классификации, на который произведено уточнение платежа,

назначение платежа по платежному документу.

Форма реестра уведомлений приведена в приложении N 2 к настоящему Порядку.

6.8. При получении протокола территориального органа Федерального казначейства (форма по КФД 0531805) об отказе в исполнении уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа администратор доходов анализирует причины возврата и при необходимости уточнения сведений, указанных в уведомлении об уточнении вида и принадлежности платежа, не позднее пяти рабочих дней направляет плательщикам письменные запросы об уточнении необходимых реквизитов.

6.9. Уточнение невыясненных поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, а также поступлений, требующих уточнения, за предыдущие годы осуществляется по соответствующим кодам бюджетной классификации, действующим в текущем году.

6.10. В случае незавершения процесса уточнения невыясненных или требующих уточнения поступлений отчетного года они подлежат уточнению администратором в текущем году.

6.11. При включении территориальными органами Федерального казначейства в документы, направляемые администратору доходов, информации по поступлениям, не администрируемым Роскомнадзором и его территориальными органами, администраторы доходов отказываются от указанных поступлений на КБК 100 1 17 01010 01 6000 180 «Невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет», направляя в территориальный орган Федерального казначейства уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа (форма по КФД 0531809).

6.12. Администратор доходов вправе как самостоятельно направить в территориальный орган Федерального казначейства уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа, так и в ответ на запрос органа Федерального казначейства на выяснение принадлежности платежа.

6.13. Результатом уточнения администратором доходов невыясненных платежей является своевременное зачисление денежных средств на лицевые счета администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по коду главы 096 «Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций», а также уменьшение невыясненных платежей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Вопрос аудитору

На лицевой счет автономного учреждения ошибочно поступили средства от лица, которое не является нашим контрагентом. Какие проводки сделать при поступлении и возврате этих средств?

Согласно указаниям, утв. приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н, платежи, которые относятся к невыясненным поступлениям, отражаются по подстатье 181 КОСГУ.

В плане счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и инструкции по его применению, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н (далее – Инструкция № 183н), для учета расчетов по невыясненным поступлениям предназначен счет 205 81. Однако в перечне типовых корреспонденций бухгалтерские записи с применением счета 205 81 отсутствуют. Следовательно, учреждение вправе самостоятельно определить, что считать невыясненными поступлениями, а также разработать порядок применения счета 205 81, согласовать его с учредителем и закрепить в учетной политике (п. 5 Инструкции № 183н). На наш взгляд, все поступления, по которым не определена их принадлежность, учреждение вправе отнести к невыясненным.

Полагаем, в рассматриваемом случае можно применить аналогию с корреспонденциями, приведенными в пп. 78, 91 инструкции, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н, и отразить расчеты по невыясненным поступлениям следующими записями:

Дебет КИФ Х 201 11 000 (Х 201 21 000), увеличение счета 17 (код 181 КОСГУ) Кредит КДБ Х 205 81 000 – поступил невыясненный платеж на лицевой (банковский) счет учреждения;

Дебет КДБ Х 205 81 000 Кредит КИФ Х 201 11 000 (Х 201 21 000), уменьшение счета 17 (код 181 КОСГУ) – возвращен невыясненный платеж с лицевого (банковского) счета учреждения.

Одним из основных инструментов реализации бюджетной политики в нашей стране является Федеральное казначейство. В связи с возрастающей ролью Казначейства России, расширением выполняемых функций необходимо постоянно совершенствовать применяемые технологии, искать новые подходы к решению поставленных задач, отвечающие требованиям времени.

В связи с принятием Федерального закона от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» про­изошли многочисленные изменения в платежной банковской системе. Были скорректированы отдельные законодательные акты РФ, что послужило предпосылкой для подготовки и утверждения Министерством финансов РФ приказа от 12 ноября 2013 года № 107н «Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации».

Администраторы доходов бюджетов занимают особое место среди остальных участников бюджетного процесса, поскольку от их работы напрямую зависят полнота и своевременность наполняемости соответствующего бюджета, а следовательно, и состояние основных источников финансирования всех бюджетов бюджетной системы. Согласно Бюджетному кодексу администратор доходов бюджета осуществляет в соответствии с законодательством РФ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начислением, учетом, взысканием платежей, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы РФ, а также за принятием решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, штрафов и пеней по ним. Кроме того, задачей администраторов доходов бюджетов является своевременное и правильное доведение до плательщиков реквизитов для оформления платежных документов по уплате денежных средств в бюджеты. Устанавливает это положение раздел 1 приказа Министерства финансов РФ от 18 декабря 2013 года № 125н «Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации» (Порядок № 125н), в котором говорится, что сведения о реквизитах счетов, значения ИНН и КПП получателя (администратора поступлений в бюджет), код классификации доходов бюджетов РФ и другую информацию, необходимую для заполнения распоряжений о переводе денежных средств в бюджеты, до плательщиков доводят администраторы поступлений в бюджет. Поэтому поступающие в Управление Федерального казначейства по Смоленской области правильно оформленные платежные поручения говорят о хорошо проведенной администраторами доходов бюджета работе с плательщиками.

Возможность уточнения

Порядок № 125н дает возможность уточнения невыясненных поступлений, ошибочно зачисленных на счет одного органа Федерального казначейства и предназначенных для зачисления на счет другого органа казначейства, путем передачи данных по ним через Реестр платежей, ошибочно зачисленных на счет другого органа Федерального казначейства. Управлением в рамках реализации данной нормы подготовлено и направлено в адрес главных администраторов (администраторов) доходов бюджетов, а также размещено на сайте ведомства письмо, разъясняющее порядок уточнения платежей, ошибочно перечисленных плательщиками на счет № 40101 другого органа Федерального казначейства и подлежащих зачислению на счет № 40101 УФК по Смоленской области. В рамках исполнения Порядка № 125н управление направило в территориальные органы Федерального казначейства по субъектам РФ информацию по 130 ошибочно зачисленным на счет управления платежам, предназначенным для уплаты на счет другого органа Федерального казначейства. По состоянию на 1 ноября 2014 года уточнены платежи на сумму чуть более 100,4 тысячи рублей.

В свою очередь, управлением получена информация о невыясненных поступлениях, ошибочно зачисленных на счета № 40101 УФК по субъектам РФ. Данная информация доведена до соответствующих администраторов доходов бюджета Смоленской области для дальнейшего формирования в установленном порядке уведомлений об уточнении вида и принадлежности платежа. На 1 ноября 2014 года исполнено 358 уведомлений на сумму 257,8 тысячи рублей.

Приказом № 107н утверждены Правила указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему РФ. Соблюдение требований приказа № 107н позволит снизить количество невыясненных поступлений, основную массу которых формируют платежи физических лиц. Правилами установлено, что указание в распоряжении о переводе денежных средств не только ИНН, но и КПП плательщика и получателя является обязательным. Чем точнее плательщики и кредитные организации будут указывать необходимую информацию в распоряжениях о переводе денежных средств, тем ниже вероятность, что нам придется разбирать невыясненные поступления в ручном режиме.

Одним из показателей качественного исполнения доходной части бюджета является объем невыясненных поступлений, зачисляемых в бюджеты бюджетной системы РФ. Несмотря на то что нормативными документами не закреплена ответственность органов Федерального казначейства за рост объемов невыясненных поступлений, этому показателю уделяется пристальное внимание и со стороны Федерального казначейства, и со стороны Министерства финансов РФ. Ежегодно при проведении мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого в соответствии с приказом Федерального казначейства от 29 июня 2012 года № 264 «О порядке проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого территориальными органами Федерального казначейства», оценивается изменение остатка невыясненных поступлений по состоянию на 1 января отчетного финансового года относительно предшествующего финансового года. Объем невыясненных поступлений позволяет судить о правильном оформлении платежных документов на перечисление и своевременном зачислении доходов в бюджеты. Тенденция к увеличению остатка невыясненных поступлений снижает оценку работы управления. Следовательно, каждый территориальный орган Федерального казначейства стремится сократить объем невыясненных поступлений и увеличить объем уточненных платежей.

За период с 1 января 2014 года по 31 октября 2014 на счет № 40101 по коду невыясненных поступлений, зачисляемых в федеральный бюджет, учтено платежей на сумму 1,468 миллиарда рублей, что составляет 1,8% от суммы поступления доходов бюджетов на территории Смоленской области (80,1 миллиарда рублей). Уточнено 1,471 миллиарда рублей, что составляет 100,2% от суммы учтенных невыясненных поступлений, с учетом уточнения невыясненных поступлений прошлых лет. На 1 ноября 2014 года остаток невыясненных поступлений — 3,3 миллиона рублей, что составляет 0,004% от суммы поступления доходов бюджетов на территории Смоленской области.

Причины отнесения платежей к невыясненным

Основными причинами отнесения поступивших сумм к невыясненным поступлениям являются:

  • в расчетном документе указан код бюджетной классификации (поле 104), не соответствующий требованиям, установленным законодательством РФ;
  • в полях «ИНН» и «КПП» получателя расчетного документа не указаны значения ИНН и КПП администратора поступлений в бюджет или указаны значения ИНН и КПП несуществующего администратора поступлений в бюджет;
  • не указан код ОКТМО муниципального образования (поле 105) или указан несуществующий код ОКТМО по поступлениям, подлежащим зачислению полностью или частично в местные бюджеты;
  • в полях «ИНН» и «КПП» получателя расчетного документа указаны значения ИНН и КПП администратора поступлений в бюджет, у которого отсутствуют полномочия по администрированию поступившего платежа.

Работа с администраторами доходов

Необходимо отметить, что введение нормы, регламентирующей сроки проведения зачетов и возвратов излишне уплаченных (взысканных) сумм, могло бы привести к резкому сокращению объема невыясненных поступлений. Если по налоговым платежам данный вопрос урегулирован Налоговым кодексом, то по неналоговым доходам сроки рассмотрения заявления плательщика на уточнение и возврат платежа не определены. Это приводит к тому, что не всеми администраторами доходов бюджетов своевременно проводятся уточнения, и этот вопрос требует решения на законодательном уровне. С целью минимизации невыясненных поступлений в управлении сложилась практика направления писем администраторам доходов бюджетов с напоминанием о необходимости своевременного уточнения платежей. В данном случае вручную производится выборка не­уточненных платежей по конкретному администратору доходов бюджетов.

Кроме этого, управлением ведется устная работа с администраторами доходов бюджетов по разъяснению того, как правильно заполнять расчетные документы и применять бюджетную классификацию. На сайте управления в разделе «Информация для клиентов/Администраторам доходов» размещаются:

  • таблица соответствия кодов ОКАТО кодам ОКТМО муниципальных образований, населенных пунктов и межселенных территорий;
  • постоянно обновляемый перечень кодов классификации доходов бюджетов бюджетной системы РФ, полномочия по администрированию которых возлагаются на администраторов доходов бюджетов Смоленской области;
  • ежемесячный анализ работы с администраторами доходов бюджетов по вопросу невыясненных поступлений.

Также предоставляется информация администраторам доходов бюджетов, которые обращаются в управление с письменным запросом о представлении им информации о количестве и суммах неуточненных платежей (неотработанных запросов) за определенный период. Это связано с невозможностью своевременного уточнения платежей в начале финансового года в связи с отсутствием правовых актов главных администраторов доходов бюджетов.

За период с 1 января 2014 года по 31 октября 2014 года исполнено более 151,3 тысячи операций по уточнению вида и принадлежности поступлений, в том числе 84 тысячи операций по уточнению невыясненных поступлений, зачисляемых в федеральный бюджет.

Перспективы

Какие перспективы в решении данного вопроса? Концепция реформирования системы бюджетных платежей на период до 2017 года, утвержденная приказом Министерства финансов РФ от 29 августа 2013 года № 227, предусматривает формирование реестра доходных источников бюджетов, что позволит обеспечить контроль значений реквизитов платежа и исключить невыясненные платежи в бюджет.

В 2015 году управлением продолжена работа по реализации задачи формирования эффективной системы взаимодействия с администраторами поступлений в бюджеты РФ. Управление оперативно и в полном объеме обеспечивает администраторов информацией по установленной действующими нормативными правовыми актами форме, а также организует прием, контроль и своевременное исполнение поступивших от них документов. Эффективное функционирование данной системы в процессе кассового обслуживания органами Федерального казначейства исполнения бюджетов бюджетной системы РФ в конечном итоге позволит обеспечить своевременное зачисление поступлений в бюджеты и сократить объем невыясненных поступлений.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх