Нисходящие и восходящие коммуникации

Восходящие и нисходящие коммуникации

Коммуникативный поток может двигаться в горизонтальном и вертикальном направлении. К вертикальному направлению относятся следующие коммуникации: нисходящие и восходящие.

Нисходящие коммуникации – это коммуникационный поток, движущийся от одного уровня в группе или организации к более низкому уровню. Цели нисходящих коммуникаций:

  • — постановка задач;
  • — описание работ и процедур и их исполнение;
  • — обеспечение информации, необходимой для работы;
  • — обратная связь по результатам работы.

Чем больше уровней проходит информация, тем больше вероятность, что она будет искажена. При проектировании нисходящих коммуникаций, руководитель должен учитывать коммуникативные потребности сотрудников. Они включают рабочий инструктаж, обратную связь по результатам работы, новости, социальную поддержку. Эффективность нисходящих коммуникаций зависит от нескольких условий:

  • — положительное отношение менеджеров к коммуникациям;
  • — предоставление информации интересной для работников;
  • — планирование коммуникаций, т.е. когда мы говорим о коммуникациях, должны быть четко определены получатель, каналы передачи данных, отправитель.
  • — доверие отправителя получателю.

К проблемам данного вида коммуникаций относятся:

  • — переизбыток информации;
  • — люди более открыты тем сообщениям, которые связаны с их жизнью;
  • — руководителю следует обратить внимание на некоторые моменты по улучшению восприятия: понять точку зрения собеседника; прекратить разговаривать, устранить физические барьеры, проще принимать критику и возражения.

Восходящие коммуникации — это коммуникационный поток, при котором восхождение информации движется от более низкого к более высокому уровню. Этот вид коммуникаций используется для обратной связи подчиненных с руководителями с целью проинформировать о результатах работы, о текущих проблемах, с целью доведения до руководства мнения сотрудников, предложений по совершенствованию работы.

К методам данных коммуникаций относятся:

  • — процедура обжалования;
  • — политика открытых дверей;
  • — консультации и собеседования с увольняющимися сотрудниками;
  • — представитель;
  • — широкое вовлечение сотрудников в процесс принятия решений.

Проблемы восходящих коммуникаций:

  • — задержка информации на нижних уровнях;
  • — фильтрация информации (информация из объективной может превратиться в субъективную);
  • — потребность в ответе (руководитель должен показать реакцию и ответ).

12

Общение

Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества; в общении реализуются социальные отношения людей.

В общении выделяют три взаимосвязанных стороны:

  • Коммуникативная сторона – обмен информацией между людьми.
  • Интерактивная сторона – организация взаимодействия между людьми. Например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника.
  • Перцептивная сторона – процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

К средствам общения относятся:

  • Язык – система слов, выражений, правил и их соединение в осмысленные высказывания, используемые для общения. Слова и правила их употребления едины для всех говорящих на данном языке. Это делает возможным общение при помощи общего языка: «Если я говорю «стол», я уверен, что любой мой собеседник соединяет с этим словом то же понятие, что и я». Объективное значение слова преломляется через призму индивидуальности каждого человека и уже начинает иметь свой личностный, «субъективный» смысл – поэтому мы не всегда правильно понимаем друг друга.
  • Интонация – это эмоциональная выразительность, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе.
  • Мимика, поза, взгляд – могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы.
  • Жесты — могут быть общепринятыми, то есть иметь закрепленные за ними значения (находясь на футбольном матче, болельщики используют ряд общепринятых жестов, чтобы выразить свое отношение к игрокам), могут быть индивидуальными. Жесты могут быть экспрессивными – служат для большей выразительности речи.
  • Расстояние, на котором общаются собеседники – зависит от культурных, национальных традиций, от степени доверия к собеседнику, от диаметра личного пространства.

В процедуре общения выделяют следующие этапы:

1. Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т.п.) – побуждает вступить в контакт с другими людьми.

2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.

3. Ориентировка в личности собеседника.

4. Планирование содержания своего общения – человек представляет себе (часто бессознательно) что именно скажет.

5. Выбор средств общения. Бессознательно или осознанно человек выбирает конкретные средства общения, фразы, которыми будет пользоваться, решает как говорить, как себя вести.

6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.

7. Корректировка направления, стиля, методов общения.

Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удается добиться ожидаемых результатов общения. Оно кажется неэффективным. Эти умения называют «социальным интеллектом», или «коммуникативной компетентностью», или «коммуникабельностью».

Коммуникация – процесс двустороннего обмена информацией, ведущей к взаимному пониманию. Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь о том, как люди Вас поняли, как они воспринимают Вас, как относятся к проблеме.

Причинами плохой коммуникации могут быть:

  • Стереотипы – упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуаций. В результате нет объективного анализа и понимания людей, ситуаций проблем. Например, в сознании могут существовать стереотипы: «Все полные люди – добрые», «Ребенок, получающий плохие оценки в школе – глупый» и т.п.
  • Предвзятые представления – склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам, что ново и необычно. Мы не всегда осознаем, что отличающееся от нашего толкование событий другим человеком, имеет такое же право на существование, как и наше собственное.
  • Плохие отношения между людьми – если отношение того, кто с вами общается враждебное, то его трудно убедить в справедливости Вашего взгляда на проблему.
  • Отсутствие внимания и интереса собеседника. Интерес возникает, когда человек осознает значение информации для себя.
  • Пренебрежение фактами – привычка делать выводы при отсутствии достаточного числа фактов.
  • Ошибки в построении высказываний – неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность и т.п.
  • Неверный выбор стратегии и тактики общения.

Стратегии общения.

Открытое – закрытое общение.

Открытое общение – желание и умение полно выразить свою точку зрения, готовность учесть позиции других. Открытые коммуникации эффективны, если есть сопоставимость, но не тождественность предметных позиций (обмен мнениями, замыслами).

Закрытое общение – нежелание или неумение выражать свою точку зрения, свое отношение или имеющуюся информацию. Использование закрытой коммуникации оправдано в случаях: А) если есть значительная разница в степени предметной компетентности и бессмысленно тратить время и силы на повышение компетентности другой стороны; Б) в конфликтных ситуациях открытие своих чувств, планов противнику нецелесообразно.

Одностороннее выспрашивание – полузакрытая коммуникация, в которой человек пытается выяснить позиции другого и в то же время не раскрывает свои позиции.

Истерическое предъявление проблемы – человек открыто выражает свои чувства, проблемы, не интересуясь тем, желает ли другой человек войти в чужие обстоятельства, слушать жалобы и т.п.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх