Нормативно правовое регулирование

1234

1. Нормативно-правовое регулирование деятельности предприятия 3

2. Организационно-экономическая характеристика предприятия 10

3. Особенности работы экономической службы предприятия 17

4 Приложения 22

Нормативно-правовое регулирование деятельности предприятия

Общество с ограниченной ответственностью «Интеллект – Плюс» является юридическим лицом и руководствуется в своей деятельности Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от 08.02.98г. №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и Уставом.

Компания не осуществляет видов деятельности, подлежащих лицензированию.

Рассмотрим общие положения Гражданского кодекса РФ. Об обществах с ограниченной ответственностью прописано в Главе 4. Юридические лица, части 4.Общества с ограниченной ответственностью, Статьи 87-94.

В статье 87. Основные положения об обществе с ограниченной ответственностью, объясняется, что является обществом с ограниченной ответственностью и основные положения о его участниках, в которых прописаны их долевые обязанности. Согласно данной статье полное название данной компании: Общество с ограниченной ответственностью «Интеллект –Плюс».

Правовые обязанности участников общества, и основные правовые положения данного общества прописаны в Гражданском кодексе и в законе об обществах с ограниченной ответственностью.

В соответствие статьей 88. Участники общества с ограниченной ответственностью число участников данного обществе не превышает предела, установленного законом об обществах с ограниченной ответственностью.

Данное общество с ограниченной ответственностью учреждено одним лицом состоит из одного лица – Саблина А.А. – владельца данного общества.

Согласно статье 89 учредительным документом данного общества является Устав.

Уставный капитал общества с ограниченной ответственностью составляется из стоимости долей, приобретенных его участниками, или как в данном случае, из единоличного внесения единственного владельца..

Уставный капитал определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов. Размер уставного капитала общества не может быть менее суммы, определенной законом об обществах с ограниченной ответственностью.

Если по окончании второго или каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества с ограниченной ответственностью окажется меньше уставного капитала, общество обязано объявить об уменьшении своего уставного капитала и зарегистрировать его уменьшение в установленном порядке. Если стоимость указанных активов общества становится меньше определенного законом минимального размера уставного капитала, общество подлежит ликвидации.

Уменьшение уставного капитала общества с ограниченной ответственностью допускается после уведомления всех его кредиторов. Последние вправе в этом случае потребовать досрочного прекращения или исполнения соответствующих обязательств общества и возмещения им убытков.

Высший орган управления данного общества с ограниченной ответственностью является его единоличный владелец Саблин А.А.

Компетенция органов управления обществом, а также порядок принятия ими решений и выступления от имени общества определяются в соответствии с настоящим Кодексом законом об обществах с ограниченной ответственностью и уставом общества. Он обладает следующими правами:

1) изменение устава общества, изменение размера его уставного капитала;

2) образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий, а также принятие решения о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющему, утверждение такого управляющего и условий договора с ним, если уставом общества решение указанных вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества;

3) утверждение годовых отчетов и бухгалтерских балансов общества и распределение его прибылей и убытков;

4) решение о реорганизации или ликвидации общества;

5) избрание ревизионной комиссии (ревизора) общества.

Переход доли или части доли участника общества в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью к другому лицу допускается на основании сделки или в порядке правопреемства либо на ином законном основании с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом и законом об обществах с ограниченной ответственностью.

Продажа либо отчуждение иным образом доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью третьим лицам допускается с соблюдением требований, предусмотренных законом об обществах с ограниченной ответственностью, если это не запрещено уставом общества.

Участники общества пользуются преимущественным правом покупки доли или части доли участника общества.

Доли в уставном капитале общества переходят к наследникам граждан и к правопреемникам юридических лиц, являвшихся участниками общества, если иное не предусмотрено уставом общества с ограниченной ответственностью. Уставом общества может быть предусмотрено, что переход доли в уставном капитале общества к наследникам граждан и правопреемникам юридических лиц, являвшихся участниками общества, допускаются только с согласия остальных участников общества. Отказ в согласии на переход доли влечет за собой обязанность общества выплатить указанным лицам ее действительную стоимость или выдать им в натуре имущество, соответствующее такой стоимости, в порядке и на условиях, которые предусмотрены законом об обществах с ограниченной ответственностью и уставом общества.

Переход доли участника общества с ограниченной ответственностью к другому лицу влечет за собой прекращение его участия в обществе.

Участник общества с ограниченной ответственностью вправе выйти из общества путем отчуждения обществу своей доли в его уставном капитале независимо от согласия других его участников или общества, если это предусмотрено уставом общества.

При выходе участника общества с ограниченной ответственностью из общества ему должна быть выплачена действительная стоимость его доли в уставном капитале общества или выдано в натуре имущество, соответствующее такой стоимости, в порядке, способом и в сроки, которые предусмотрены законом об обществах с ограниченной ответственностью и уставом общества.

Теперь рассмотрим Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»

Настоящий Федеральный закон определяет в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации правовое положение общества с ограниченной ответственностью, права и обязанности его участников, порядок создания, реорганизации и ликвидации общества. Данный Федеральный закон уточняет права и обязанности общества с ограниченной ответственностью , которые изложены в Гражданском кодексе РФ: определяет его ответственность, фирменное наименование общества и его место нахождения, порядок открытия филиалов и представительств общества, права и обязанности участников общества и порядок исключения участников из общества.

В соответствии с Федеральным законом, так как учредителем является одно лицо, то решение об учреждении общества определяет размер уставного капитала общества, порядок и сроки его оплаты, а также размер и номинальную стоимость доли учредителя. Общество должно иметь учредительный документ – Устав. Устав общества содержит:

· полное и сокращенное фирменное наименование общества;

· сведения о месте нахождения общества;

· сведения о составе и компетенции органов общества, в том числе о вопросах, составляющих исключительную компетенцию общего собрания участников общества, о порядке принятия органами общества решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов;

· сведения о размере уставного капитала общества;

· права и обязанности участников общества;

· сведения о порядке и последствиях выхода участника общества из общества, если право на выход из общества предусмотрено уставом общества;

· сведения о порядке перехода доли или части доли в уставном капитале общества к другому лицу;

· сведения о порядке хранения документов общества и о порядке предоставления обществом информации участникам общества и другим лицам;

· иные сведения, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Общество подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, в порядке, установленном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц.

Размер уставного капитала общества 40000 рублей. Согласно закону размер уставного капитала общества должен быть не менее чем десять тысяч рублей.

Высшим органом управления обществом является его владелец. Единоличный исполнительный орган общества — генеральный директор. Так как Саблин А.А. является единоличным владельцем данного общества, он является генеральным директором.

В Федеральном законе «Об ООО» рассматривается порядок реорганизации и ликвидации общества. В соответствии с законом, число участников общества не должно превышать 50, иначе оно должно быть преобразовано в акционерное общество.

Еще одним видом регулирования деятельности предприятия являются инструкции и положения.

Рассмотрим сначала некоторые инструкции компании.

Должностная инструкция прописывает правила пользования сотрудниками персональными электронно-вычислительными машинами (ПЭВМ), рекомендации к организации и оборудованию рабочих мест с ПЭВМ: требования безопасности.

Инструкция приема товаров. В ней рассматриваются должностные обязанности работника при приеме товаров.

В своей деятельности персонал руководствуется инструкцией по определению требований клиента. В ней содержатся пункты, в которых рассматриваются основные правила по взаимодействию сотрудников и клиентов.

Также в компании действует инструкция инструкция по первичной обработке обращений

В компании существует перечень нормативных документов по управлению персоналом, организации деятельности, должностных инструкций.

Положение о персонале содержит общие положения по управлению персоналом в компании; основные принципы организации труда в компании и взаимоотношений руководства компании и персонала; порядок оформления трудовых отношений; основные права и обязанности персонала; основные права и обязанности руководства компании; рабочее время и время отдыха; оплата труда; социальные гарантии, предоставляемые персоналу компании; повышение квалификации персонала; меры дисциплинарного воздействия.

Положение по подбору персонала регламентирует основные требования к потенциальным сотрудникам компании.

Положение по обучению и развитию персонала компании. В его состав входит: стратегическая цель развития персонала компании; порядок подготовки и проведения обучения.

Мы рассмотрели все документы, которыми руководствуется компания в своей деятельности.

Источники правового регулирования общества с ограниченной ответственностью

Важнейшей составляющей эффективного функционирования и развития рыночной экономики, в условиях нестабильности нового тысячелетия, является современное и развитое законодательство о хозяйствующих субъектах. Гатин А.М. Гражданское право: Учебное пособие М.: Дашков и К, 2009. 384 с. Применительно к обществам с ограниченной ответственностью можно выделить ряд нормативно правовых актов влияющие в той или иной степени на порядок деятельности данной категории юридических лиц.

Основополагающим источником правового регулирования деятельности общества с ограниченной ответственностью, является Конституция РФ. Конституция Российской Федерации (с изм., внесенными Указами Президента РФ от 25.07.2003 N 841, Федеральным конституционным зако-ном от 25 марта 2004 года № 1ФКЗ, от 14 октября 2005 года № 6ФКЗ, от 30 декабря 2006 года № 6ФКЗ, от 21.07. 2007 №5 ФКЗ) Этот факт обусловлен содержанием статьи 8 из содержания которой вытекает, что в Российской Федерации гарантируются: единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг, финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, в такой ситуации признаются и защищаются равным образом все формы собственности, включая частную, государственную, муниципальную.

Помимо Конституции РФ общие положения об обществах с ограниченной ответственностью как участниках гражданских правоотношений сформулированы в Гражданском кодексе РФ. При этом в Гражданском кодексе РФ Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (действующая редакция от 14.11.2013) указывается, что правовое положение общества с ограниченной ответственностью, порядок его создания, реорганизации и ликвидации, права и обязанности его участников определяются также и Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью». ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» N 14ФЗ от 08.02.98 г. (действующая редакция от 02.01.2013)

Следует отметить, что особенности правового положения обществ могут регулироваться и другими федеральными законами, а также подзаконными правовыми актами, по большей частью эти законодательные акты регулируют отдельные стороны их деятельности, в том числе устанавливающие особенности создания отдельных обществ с ограниченной ответственностью с учетом специфики их деятельности. К числу подобных нормативно правовых актов относятся:

  • · Трудовой кодекс Российской Федерации; Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (действующая редакция от 01.01.2014)
  • · Налоговый кодекс Российской Федерации; Налоговый кодекс Российской Федерации (часть 2) от 05.08.2000 N 117ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (действующая редакция от 02.01.2014)
  • · ФЗ «О введении в действие земельного кодекса Российской Федерации»; ФЗ «О введении в действие земельного кодекса Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 28 сентября 2001 года) (от 25 октября 2001 г. N 136ФЗ)
  • · ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»; Федеральный Закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» (принят ГД ФС РФ 30 ноября 2001 года) (в ред. Федеральных законов от 27.02.2003 N 29ФЗ)
  • · ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»; ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 N 127ФЗ (принят ГД ФС РФ 27.09.2002) (действующая редакция от 10.01.2014)
  • · ФЗ «О защите конкуренции»; ФЗ » О защите конкуренции» (в ред. ФЗ от 01.12.2007 N 318ФЗ)
  • · ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»; ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 21.03.2002 N 31ФЗ
  • · ФЗ «О языках народов Российской Федерации»; ФЗ «О языках народов Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 24.07.1998 N 126ФЗ, от 11.12.2002 N 165ФЗ, от 02.07.2013 N 185ФЗ)
  • · ФЗ «О бухгалтерском учете»; ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 N 402ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.02.2011)
  • · ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»; ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 N 129ФЗ (принят ГД ФС РФ 13.07.2001) (действующая редакция от 01.01.2014)
  • · ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»; ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 N 99ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.04.2011) (действующая редакция от 01.09.2013)

Таким образам следует, что в настоящее время круг нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность обществ с ограниченной ответственностью, весьма обширен в его состав входят нормативно правовые акты, как созданные и ориентированные с целью осуществлять непосредственное регулирование деятельности обществ с ограниченной ответственностью так и такие которые созданы с другой целью, но которые являются правоприменительными к данной категории юридических лиц. При этом существует, третья группа, возникшая в связи с необходимостью разрешения противоречий и неясностей действующего законодательства.

Нормативное регулирование — особая форма деятельности общества, направленная на создание, реализацию и обеспечение различного рода общих правил (норм) поведения людей, с целью упорядочения их отношений и достижения стабильности в обществе.

Если объединение деятельности различных людей и их общностей ради достижения совместных целей осуществляется через систему власти, то упорядочение отношений — через систему нормативного регулирования. Власть и нормативное регулирование обеспечивают выражение и согласование общих интересов различных субъектов общественной жизни, стабильность их отношений и создают необходимые условия для прогрессивного развития.

Нормативное регулирование заключается в выработке социальных норм (масштабов, образцов поведения), отражающих типичные формы общественных отношений, реализации их в деятельности субъектов общественной жизни и обеспечении принудительными мерами в случае отклонения от установленного нормой правила.

В зависимости от характера создаваемых общих правил поведения (норм), механизма их реализации и средств обеспечения выделяются несколько основных видов нормативного регулирования:

традиционное, которое осуществляется путем формирования и реализации в обществе обычаев и традиций — правил, складывающихся в результате многократного повторения, отбора и исполнения в силу привычки наиболее рациональных форм поведения людей в их обыденной жизни;

моральное, которое осуществляется путем выработки и реализации главным образом в сфере личностных отношений системы нравственных принципов (представлений общества, его социальных групп о добре и зле, справедливости и несправедливости), обеспечиваемых силой общественного мнения;

корпоративное, которое осуществляется путем создания и реализации внутриорганизационных норм различного рода общественных объединений, обеспечиваемых их авторитетом;

правовое, которое осуществляется путем создания и реализации — права, системы особых правил поведения, регулирующих наиболее значимые для общества отношения и обеспечиваемых авторитетом и силой государственной власти.

Различные виды нормативного регулирования взаимосвязаны и дополняют друг друга. В целом нормативное регулирование, обеспечивая стабильность отношений и возможность принуждения в случае отклонения поведения людей от нормы, создает необходимый для деятельности всех субъектов социальной жизни общественный порядок.

Положение о структурном подразделении — документ, предназначенный для нормативно-правовой регламентации деятельности структурного подразделения. Положение определяет статус данного подразделения, отражает его место в системе управления, показывает внутреннюю организацию. На основе Положения составляется штатное расписание данного подразделения, организуется его повседневная деятельность, определяется степень ответственности за выполнение возложенных на него задач и функций. Применение положения позволяет обоснованно оценивать результаты деятельности структурного подразделения, принимать решения о его материальном и моральном стимулировании.  

Наиболее распространенный вид положения — документ, предназначенный для нормативно-правовой регламентации деятельности организации или ее структурного подразделения. Положение об организации определяет ее статус, порядок ее создания, место в системе управления, внутреннюю структуру, функции, компетенцию, обязанности, порядок реорганизации и ликвидации. В практике администрирования организаций, имеющих внутреннюю организационную структуру, положение является основным документом, предназначенным для закрепления и разграничения функций каждого структурного подразделения.  
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ  
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ — регламентация производственной деятельности и взаимоотношений исполнителей на нормативно-правовой основе таким образом, что несанкционированный доступ к конфиденциальной информации становится невозможным или существенно затрудняется за счет проведения организационных мероприятий. К ним относятся а) мероприятия, исключающие возможность тайного проникновения на территорию и в помещение б) мероприятия, осуществляющиеся при подборе персонала в) организация пропускного режима г) организация охраны д) организация хранения и использования документов е) организация зашиты информации и т.д.  
Необходимость локальных нормативных актов возникает в связи со сложностью, как правило, организационной структуры управления, со сложной организацией производства, наличием у хозяйствующего субъекта цехов, отделов, филиалов, обслужива -ющих производств и хозяйств. К локальным нормативным актам относится Положение о функциональном подразделении (службе) организации, ее филиалах и хозяйствах. Данное положение представляет собой нормативный документ, определяющий правовую регламентацию деятельности подразделения (отдела, службы) в нем определяются статус подразделения, его место и роль в системе управления, внутренняя организация работы. На основании принятого положения разрабатывается и утверждается штатное расписание подразделения, определяется степень ответственности за выполнение возложенных на него функций.  
В 1999 г. регламентация данного вида налогообложения на федеральном уровне была подвергнута коренному изменению. В соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 168-ФЗ О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации О налогах на имущество физических лиц ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объекта налогообложения. Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям.  
Данные разновидности административного процесса, несомненно, имея отличия, вместе с тем могут иметь общую основу преимущественно внесудебный порядок индивидуальный характер административных дел правовую регламентацию, как правило, в одном нормативном правовом акте и т.п.  
Правовая регламентация отбора и продвижения руководителей наверняка облегчит своевременное выявление сильных и слабых сторон кандидата на должность. Но не все с этим согласны. Ссылаются, в частности, на невозможность регулирования с помощью права всего многообразия конкретных ситуаций, возникающих в работе с кадрами. По этой причине некоторые считают достаточным опираться на общие принципы кадровой политики, а во всем прочем исходить из складывающейся обстановки, довериться опыту и интуиции людей, уполномоченных принимать решения относительно отбора и перемещения руководителей. Конечно, никакой нормативный акт не в состоянии предугадать и охватить все возможные перипетии кадровой работы, да в этом и нет надобности. И когда говорят о правовом регулировании деловой карьеры , вовсе не имеется в виду попытаться загнать живую жизнь в некую схему. Просто практика дает серьезные основания к разработке документа, предусматривающего некоторый общеобязательный порядок подбора и перемещения руководящих кадров.  
Второй том справочного пособия, включающий 13 разделов (с 15-го по 27-й), содержит сведения об управлении качеством продукции, основных фондах и производственных мощностях, оборотных средствах, труде и заработной плате, себестоимости, рентабельности и ценообразовании, управлении финансами, хозяйственном расчете, системе экономического стимулирования, нормативном хозяйстве, хозяйственном учете, отчетности, контроле и ревизии, комплексном экономическом анализе и подведении итогов хозяйственной деятельности, социальном развитии производственного коллектива, правовом регулировании деятельности предприятий и объединений, правовой регламентации мер по охране окружающей среды.  
Правовая регламентация мер по охране окружающей среды 506 Правовое нормативное регулирование экономики 476  
Кроме типовых решений предприятия используют и другие методические и нормативные материалы. Несмотря на присущие каждому предприятию особенности в организационной структуре, обусловленные различными масштабами, сложностью производственного процесса и другими факторами, имеется возможность решать вопросы экономической, организационной и правовой регламентации органов управления на нормативной основе. Для этого используются межотраслевые и отраслевые нормативы и нормы, с помощью которых определяются требуемая численность работников, нормы управляемости и другие расчетные условия формирования структурных подразделений.  
Управление здесь выступает в виде регулирования и заключается в разработке и принятии собственной нормативной правовой базы, обеспечивающей детальную регламентацию российского рынка внутренних и внешних государственных долговых обязательств, а также ратификацию международных правовых актов, закрепляющих права и обязанности участников этого рынка.  
Указанный перечень не является закрытым, поскольку Банк России выполняет и другие функции органа валютного контроля, если это прямо предусмотрено валютным законодательством РФ. Кроме того, анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод об особой роли в осуществлении валютного регулирования в России подзаконных актов, принимаемых Банком России. Учитывая, что большинство норм Закона РФ О валютном регулировании и валютном контроле являются бланкетными (отсылочными), именно на Банк России возложены основные полномочия по регламентации конкретных вопросов осуществления валютного регулирования путем принятия им нормативных правовых актов в сфере валютных отношений.  
Правовая регламентация управления Обеспечение законности управленческих процессов на основе соблюдения всех действующих нормативно-правовых актов  
Экономико-правовая регламентация производственных и управленческих процессов нормативными актами различного уровня и видов 1) система нормативных документов международного уровня (ООН, ИСО, МЭК, МАГАТЭ и др.) 2) системы (кодексы) законов по гражданскому, административному, хозяйственному, уголовному и другим видам права 3) нормативные акты исполнительной власти (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы министерств и ведомств и т.п.) 4) нормативные акты исполнительной власти субъектов Федерации и местных органов управления 5) приказы, распоряжения, стандарты организации и т.п.  
В последнее время и федеральное, и региональные правительства уделяют заметное внимание проблемам развития страхования малого бизнеса. С этой целью в регионах, в некоторых муниципалитетах создаются Гарантийные фонды, которые являются основой развития страхования малых предприятий. Развитие таких прогрессивных финансово-кредитных технологий, как страхование, гарантии, залоги, которые позволяли бы привлекать заемные средства и не разорять при этом малые предприятия, требует участия государства. Необходимо создать нормативно-правовую основу для регламентации прохождения по всем уровням бюджетной системы средств по долевому финансированию, кредитов, инвестиций малого бизнеса и инфраструктурных проектов его поддержки на территориях.  
Технология аудиторской проверки не имеет строгой регламентации и не зафиксирована нормативно-правовыми документами. Но она обязательно отвечает определенному набору требований и включает несколько этапов, которые могут осуществляться в определенной последовательности, это  
Под регулированием банковской деятельности понимается разработка и издание уполномоченными органами правовых актов, определяющих условия, структуру и способы осуществления банковского дела. Такими полномочиями обладает во Франции Комитет по банковской регламентации, в США — Совет управляющих Федеральной Резервной Системы, в Германии — Немецкий Федеральный Банк. В их полномочия входят разработка нормативных  
И, наконец, самое главное. Система нормативных актов, регулирующих маркетинговые отношения, в юридической литературе практически не исследована. В настоящее время не существует системно изложенной законодательной базы, обеспечивающей и регламентирующей все направления маркетинговой деятельности как отрасли с необходимым ее теоретическим правовым осмыслением и юридической регламентацией.  
В последние годы правовой режим карьеры — нормативная регламентация способов замещения руководящих  
НОРМАТИВНОЕ ХОЗЯЙСТВО ПРЕДПРИЯТИЯ — комплекс тех нико-экономических и информационных актов (методических указаний, методик, инструкций и регламентов, справочников и классификаторов, прейскурантов цен и номенклатур — ценников, технических условий и стандартов и т. д.), являющихся методически-правовой основой для формирования норм и нормативов, устанавливающих количественную и качественную меру различных элементов производства, а также сами нормы, используемые на предприятии. Нормативы охватывают все звенья производственного процесса, используются для регламентации использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, производственных фондов. На предприятии нормативы разрабатываются с учетом процессов разделения труда и функций, выполняемых различными подразделениями (основными и вспомогательными производствами, технологическими, конструкторскими, снабженческо-сбы-товыми, транспортными, энергетическими и другими службами). Правильно организованное и четко функционирующее Н. х. п. является одним из важнейших звеньев противозатратного хозяйственного механизма.  
Правовая функция представляет собой своеобразный институт общественной жизни, призванный регулировать наиболее важные отношения между субъектами хозяйствования, которые требуют государственной охраны. Речь идет об оформлении статуса экономического агента, установлении норм и правил хозяйствования, формировании организационной структуры управления, регламентации отношений собственности, конкретизации правил создания и ликвидации предприятий и т.п. Например, принятый в 1990 г. закон о собственности в Республике Беларусь и многочисленные дополнения к нему регулируют отношения собственности в нашем государстве. Содержащиеся в этом пакете нормы создают правовую базу для отношений собственности в новых условиях хозяйствования. В частности, установлено, что право собственности в Республике Беларусь признается и охраняется законом. Было закреплено разнообразие форм собственности частная, коллективная и государственная. Допущено существование собственности иных государств, их физических и юридических лиц, собственности международных организаций. Посредством этого нормативного акта го-  
В последние годы предметом особого внимания стал правовой режим карьеры — нормативная регламентация способов замещения руководящих должностей. Пока что продвижение руководителей по ступеням должностной лестницы никакими директивными правовыми нормами и методическими положениями не регулируется, что порождает неоправданно много субъективизма или даже волюнтаризма в решении вопросов кадровой политики.  
Во Франции на верхнем уровне банковской системы помимо Банка Франции действуют еще три самостоятельных субъекта Комитет по банковской регламентации, Комитет по кредитным учреждениям и Банковская комиссия. Так, в 1945 г. во Франции был учрежден специальный орган управления кредитной системой страны—Национальный Совет по кредиту, который в 1984г. трансформировался в консультативный орган. Предназначенная Национальному Совету по кредиту роль в управлении кредитной системой Франции перешла в 1993 г. к Комитету по банковской регламентации и Комитету по кредитным учреждениям. В настоящее время основной задачей Комитета по банковской регламентации является разработка и публикация подзаконных актов по вопросам банковской деятельности, отнесенных к компетенции этого Комитета и требующих нормативно-правового регулирования. В исключительных случаях закон предусматривает возможность применения индивидуального подхода. Все свои нормативные акты Комитет по банковской регламентации обязан публиковать в Журналь Оффисьель . Комитет по кредитным учреждениям осуществляет лицензирование банковской деятельности и отдельных банковских операций, регистрацию кредитных учреждений, ведет реестр французских кредитных учреждений, при необходимости принимает управленческие решения в отношении отдельных кредитных учреждений. Банковская комиссия является независимым органом административного надзора. Ее главной задачей является контроль и надзор за точным исполнением кредитными учреждениями банковского законодательства и применение соответствующих санкций в отношении нарушителей. Необходимо также отметить, что самостоятельность и независимость указанных учреждений относительна. Дело в том, что в состав Комитета по банковской регламентации, Комитета по кредитным учреждениям и Банковской комиссии входит управляющий Банка Франции.  
В XIII —XV вв. правовая регламентация учетных записей связана с деятельностью посреднических судов, создаваемых купцами (особенно в Средиземноморье)2. В тот же период начинают появляться и первые нормативные акты, посвященные бухгалтерскому учету (самым известным считается Коммерческий кодекс Савари — 1673). Эти документы уже достаточно четко гарантировали права кредиторов в отношении порядка ведения учета.  
С 1994 года, в СНГ начался процесс гармонизации коммерческого права. Единственным, хотя и наиболее важным продуктом этой гармонизации стал модельный Гражданский кодекс. Большинство стран СНГ приняли Гражданские кодексы, основываясь на этой модели, в том числе и страны Центральной Азии. Однако, в Гражданском кодексе, содержащем основные принципы, ре гулирующиете или иные виды правоотношений, отсутствует их подробная регламентация. Дальнейшее развитие норм Гражданского кодекса в странах региона осуществлялось различными путями. Например, нормы о лизинге, содержащиеся в Гражданских кодексах стран, принявших модельный кодекс практически идентичны, однако законы и иные нормативно-правовые акты о лизинге, втом числе касающиеся налогообложения, имели много существенных различий.  

Особенно полезной данная технология становится, когда создается новая целостная социально-экономическая концепция и нужно быть уверенным в том, что огромное количество нормативно-правовых документов будет в точности соответствовать основным концептуальным принципам, подкрепляя и развивая их. Объек-тографический гипертекст позволяет анализировать документы из формируемого информационного фонда на полноту, непротиворечивость и избыточность, одновременно выявляя сферы, требующие дополнительной регламентации.  
Несомненно, это далеко не полный перечень проблем, возникающих при реорганизации, требующих законодательной регламентации. Но существующее гражданское законодательство в большинстве своём уделяет мало внимания данному институту. Регулирование производится на основании соответствующих статей специальных законов, регулирующих деятельность той или иной организационно-правовой формы юридического лица. Но данные нормативные акты применимы лишь тогда, когда при реорганизации не меняется организационно-правовая форма, в противном случае данные законодательные акты бессильны, т.к. в них не урегулированы вопросы реорганизации в иную организационно- правовую форму. Аналогичное несовершенство можно обнаружить и в Гражданском кодексе РФ ст. 57, 68 содержат нормы лишь относительно хозяйственных обществ, товариществ и производственных кооперативов. В отношении акционерных обществ можно назвать также нормативные акты ФКЦБ РФ, предусматривающие стандарты эмиссии акций и облигаций и их проспектов эмиссии при реорганизации юридических лиц, хотя данные нормативные акты нельзя назвать актами гражданского законодательства.  
Четвертый уровень регламентации представлен методическими и практическими рекомендациями, целью которых является реализация в учетном процессе правовых и нормативных актов и национальных стандартов по направлениям деятельности. Примером таких разработок являются Методические указания, подготовленные Министерством финансов РФ, в частности, Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств (утверждены приказом Минфина РФ от 20 июля 1998 г. № ЗЗн). («Работа по трансформации российского бухгалтерского учета в организациях в мировую практику является важным звеном в развитии международных экономических связей и улучшении инве-сщционного процесса.  
В повседневной практике работников управления всех уровней и сфер используется немало организационной, правовой, нормативно-технической, инструктивно-методической и другой документации. Это я уставы, регламентирующие организационные и правовые начала предприятий и организаций и положения, устанавливающие обязанности, права, ответственность и круг информационно-деловых связей и взаимоотношений подразделений и должностные инструкции, которые подобны положениям, но раскрывают функционально-правовые вопросы применительно к кавдой конкретной должности, рабочему месту и другие подобные документы. Общим недостатком их является то, что, раскрывая «технику» выполнения отдельных работ, они не дают описания, а тем более регламентации логической последовательности работ от момента заровдения цикла до его окончания. В решении этой проблемы большая роль отводится стандартам предприятия. В настоящее время стандартизации принадлежит активная роль в управлении народным хозяйством. Влияние стандартизации на качество и эффективность работы определяется не только тем, что она устанавливает требования к продукции, сырью, оборудованию. Объектами стандартизации являются также технологические и организационно-трудовые процессы разработки, изготовления и эксплуатации изделий. Наиболее широко используются возможности стандартизации для обеспечения выпуска высококачественной продукции. В настоящее время у нас в стране число предприятий и ПО, внедрившие комплексную систему управления качеством продукции (НС  
НОРМАТИВНОЕ ХОЗЯЙСТВО ПРЕДПРИЯТИЯ—комплекс технико-экономических и информационных актов (методических указаний, методик, инструкций и регламентов, справочников и классификаторов, прейскурантов цен и номенклатур — ценников, технических условий и стандартов и т. д.), являющихся методически-правовой основой для формирования норм и нормативов, устанавливающих количественную и качественную меру различных элементов производства, а также сами нормы, используемые на предприятии. Нормативы охватывают все звенья производственного процесса, используются для регламентации использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, про-изводственных фондов. На предприятии нормативы разрабатыва-  
Коллективный подряд преобразует производственную деятельность и видоизменяет планирование (оно становится договорным) нормирование (договорные нормативы — длительно действующие, стабильные) управление (методы косвенного управления, прогрессивная регламентация) организацию труда (на коллективистских началах) стимулирование (качество, количество труда и вклад в коллективный результат) дисциплину (самодисциплина, саморегламентация) взаимоотношения между людьми (трудовое взаимопонимание, психологический климат) хозяйственные связи (регламентируются договором) правовые отношения (устанавливаются правовыми и нормативными актами)1.  
Банк России своим Письмом № 18 от 4 октября 1993 г., в редакции от 26 февраля 1996 г. утвердил Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации1. Указанным нормативным актом Банка России осуществлена детальная регламентация ведения кассовых операций предприятиями, учреждениями и организациями (далее — предприятиями) независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности. В соответствии с указанным Порядком установлено, что все предприятия производят расчеты по своим обязательствам с другими предприятиями, как правило, в безналичном порядке через банки или применяют другие формы безналичных расчетов, устанавливаемые Банком России в соответствии с законодательством РФ.  
Главная » Юристу » Нормативно-правовое регулирование

Статью подготовил ведущий корпоративный юрист Шаталов Станислав Карлович. Связаться с автором


Вернуться назад на Правовое регулирование

Нормативно-правовое регулирование — это система деятельности, с помощью которой определяется мера наличной возможности самореализации субъекта права (полномочие и правомочие), возможность и обязанность действовать, поступать в соответствии с этой мерой.
Нормативно-юридическое регулирование — это система деятельности, осуществляемой в установленных процессуальных формах органами государственной и местной власти, используемых ими способов и средств (юридических установлений, юридических норм, комплексов юридических норм) направленных на установление и реализацию определенных моделей общественных отношений.
Децентрализованное нормативно-юридическое регулирование может быть двух типов: децентрализованное регулирование как элемент централизованного; децентрализованное как самостоятельный способ регулирования.
В первом случае децентрализованное регулирование представляет собой систему юридических норм, устанавливаемых центральной властью, в которых закрепляется право локальных коллективов и их органов устанавливать и реализовывать правила и принципы их внутренней организации и деятельности.
Во втором случае децентрализованное нормативно-юридическое регулирование представляет собой систему юридических действий, способов и средств, используемых выборными органами власти локальных коллективов и физических лиц в установлении и реализации юридических норм. Пределы данного регулирования определяются государственной властью.

В качестве элементов системы децентрализованного нормативно-юридического регулирования необходимо рассматривать разные виды методов нормативно-юридического регулирования, виды юридических норм, нормативно-правовых актов, статус субъектов права, осуществляющих такое регулирование, а также различные способы их сочетания.
Общие направления современной государственной политики находят отражение в либеральных тенденциях развития метода децентрализованного регулирования, допускающего сочетание управляющего государственного вмешательства в общественные отношения с элементами существенного саморегулирования в отдельных сферах общественной жизни. Специфика метода децентрализованного регулирования отражается в уникальном сочетании способов нормативно-юридического регулирования, а именно, в преобладании дозволения, согласования, договорно-правового регулирования
Установлены особенности нормативно-юридического регулирования местной власти, получившие закрепление в Российском законодательстве:
а) нормативное регулирование местной власти в России до Февральской революции 1917 года было централизованным с отдельными элементами децентрализованного. Существовал административный надзор за законностью и целесообразностью принятия актов органами местной власти;
б) нормативными актами Временного правительства было положено начало созданию децентрализованного нормативно-юридического регулирования как самостоятельного типа регулирования в системе городского и волостного самоуправления. Государственный административный контроль за законностью и целесообразностью принятия актов городского общественного управления трансформировался на данном этапе в административный надзор за их законностью; опротестование незаконных постановлений городского общественного управления производилось в судебном порядке;
в) в сфере местного самоуправления циклично сменяли друг друга тенденции централизации и децентрализации нормативно-юридического регулирования. Система децентрализованного нормативно-юридического регулирования развивалась. Ее формирование всегда означало увеличение количества диспозитивных, относительно-определенных норм в актах органов государственной власти, сужение сферы централизованного подзаконного исполнительно-распорядительного нормотворчества, повышение роли закона как способа внедрения саморегулирования, расширение сферы договорного нормотворчества.
Вместе с тем, как правило, нормативно-юридическое регулирование представляет собой сочетание централизованного и децентрализованного регулирования; степень сочетания, приоритеты названных видов регулирования обуславливаются конкретной политикой государства, направленной на осуществление установленных им социальных целей и программ.
Но теоретическое разграничение данных видов регулирования необходимо для познания и понимания весьма сложного процесса нормативно-юридического регулирования. Преобладание того или иного состава элементов все же позволяет дифференцировать централизованное и децентрализованное нормативно-юридическое регулирование и в практической сфере.

Правовая деятельность
Правовая культура
Правовая ответственность
Правовая система
Правовое обеспечение
Правовое общество


| | Вверх

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх