Нормативные акты как правило обратной силы

Нормативный правовой акт не имеет обратной силы, то есть не распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан или иным образом улучшает положение лиц, на которых распространяется действие нормативного правового акта, либо когда в самом нормативном правовом акте или в акте о введении его в действие прямо предусматривается, что он распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу.

Декреты Президента Республики Беларусь и законы Республики Беларусь не имеют обратной силы, за исключением случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность граждан.

Придание обратной силы не допускается, если нормативный правовой акт предусматривает введение или усиление ответственности за действия, которые на момент их совершения не влекли указанную ответственность или влекли более мягкую ответственность.

Статья 68. Действие нормативных правовых актов в пространстве и по кругу лиц

Нормативные правовые акты республиканских государственных органов имеют обязательную силу на всей территории Республики Беларусь, нормативные правовые акты органов местного управления и самоуправления — на соответствующей территории Республики Беларусь.

Действие нормативных правовых актов, за исключением случаев, установленных законом и международными договорами Республики Беларусь, распространяется на граждан и юридических лиц Республики Беларусь, а также находящихся на территории Республики Беларусь иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц.

Статья 69. Прекращение действия нормативного правового акта

Нормативный правовой акт (его часть) прекращает свое действие в случаях:

истечения срока, на который был рассчитан временный акт (его часть);

признания нормативного правового акта (его части) неконституционным в установленном законом порядке;

признания нормативного правового акта (его части) утратившим силу;

отмены нормативного правового акта в случаях, предусмотренных Конституцией и иными законодательными актами Республики Беларусь.

Понятие и признаки правосознания, его структура и виды

Правосознание – одна из форм общественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, в которых выражается отношений индивидов, социальный групп, общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права.

Правосознание является одной из форм общественного сознания.

Правосознание имеет свой особый предмет отражения (реальные общественные отношения, требующие правового регулирования, правовые явления и т.д.) и объект воздействия (процесс формирования права).

Правосознание предполагает:

  • Осмысление права;
  • Оценку права;
  • Осознание необходимости создания развитой системы законодательства;
  • Осмысление потребности в изменении и дополнении действующих нормативных актов;
  • Восприятие процесса и результатов реализации права;
  • Соотнесение правовых ценностей с иными.

В структуру правосознания входит правовая идеология и правовая психология (+ правовая мораль).

Виды правосознания:

1. Обыденное правосознание.

2. Научное (теоретическое) правосознание.

3. Профессиональное правосознание.

4. Общественное правосознание.

5. Индивидуальное правосознание.

6.Групповое правосознание.

Регулирующая роль правосознания проявляется в совершении лицом пра­вомерных поступков даже при отсутствии знания тех или иных конкретных правовых предписаний. Категории правосознания дают общую нормативно-правовую ориентацию индивида.

Правосознание тесно связано как с правотворчеством, так и применени­ем права.

Термин»нигилизм» произошел от латинского слова «nihil», которое озна­чает «ничто», «ничего». Как социальное явление нигилизмхарактеризуется:

а) резко критическим, крайне негативным отношением к общепринятым, объективным (абсолютным) ценностям;

б) максималистским подходом, интенсивностью, бескомпромиссностью отрицания;

в) не сопряжен с позитивной программой;

г) несет в себе деструктивное, разрушительное начало.

В зависимости от того, какие ценности отрицаются, нигилизм может быть политическим, религиозным, нравственными т.п.

Правовой (или юридический) нигилизм представляет собой непризнание права как социальной ценности и проявляется в негативно-отрицательном отношении к праву, законам, правопорядку, в неверии в необходимость пра­ва, его возможности, общественную полезность.

Проф. Н.И. Матузов выделяет следующиеформы правового нигилизма:

а) умышленное нарушение законов и иных нормативно-правовых актов;

б) массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний;

в) издание противоречивых правовых актов;

г) подмена законности целесообразностью;

д) конфронтация представительных и исполнительных структур;

е) нарушение прав человека;

ж) теоретическая форма правового нигилизма (в научной сфере, в работах юристов, философов и др.).

Проф. В.А. Туманов говорит, во-первых, опассивнойи активной формах правового нигилизма. Дляпассивной формы характерно безразличное отноше­ние к праву, явная недооценка его роли и значения.Активному юридическому нигилизму свойственно осознанно враждебное отношение к праву. Представи­тели этого направления видят, какую важную роль играет или может играть право в жизни общества, и именно поэтому выступают против него.

Во-вторых, проф. В.А. Туманов разделяет правовой нигилизм:

а) на высоком этаже общественного сознания (в виде идеологических те­чений и теоретических доктрин);

б) на уровне обыденного, массового сознания (в форме отрицательных ус­тановок, стойких предубеждений и стереотипов);

в) ведомственный. Последний проявляется в том, что нередко подзакон­ные акты становятся «надзаконными», юридические нормы не стыкуются, возникают острейшие коллизии.

Правовой нигилизм — это патология правового сознания, обусловленная определенным состоянием общества. Поэтомупути борьбы с ним должны быть разнообразны. Это:

а) реформы социально-экономического характера;

б) изменение содержания правового регулирования, максимальное при­ближение юридических норм к интересам различных слоев населения;

в) подъем авторитета правосудия как за счет изменения характера судеб­ной деятельности, так и путем воспитания уважения к суду;

г) улучшение правоприменительной практики;

д) теоретическая работа в этом направлении, и др.

Все это, в принципе, представляет собой не что иное, как процесс улуч­шения состоянияправовой культуры общества, ее обогащения.

В литературе справедливо отмечается, что «от правового нигилизма надо отличать конструктивную критику права, с одной стороны, а с другой — стре­миться избегать юридического фетишизма, то есть возведения в абсолют ро­ли права и других правовых средств» (Н.Л. Гранат).

Согласно абзацу 2 пункта 2 Постановления Правительства РФ от 27.02.2017 N232 часть изменений, утвержденных указанным постановлением, «подлежат применению к отношениям, возникшим с 1 января 2017 г.». Означает ли это, что некоторым изменениям, вносящимся в нормативные правовые акты, регламентирующие порядок предоставления коммунальных услуг и снабжения коммунальными ресурсами, придается обратная сила (ретроактивность)? Законна ли в данном случае ретроактивность? Или приведенная норма, наоборот, ограничивает применение ряда вносимых изменений? В настоящей статье попробуем дать ответы на эти вопросы.

Новые нормы, применяемые с 1 января

Абзац 2 пункта 2 Постановления Правительства РФ от 27.02.2017 N232 устанавливает:
«Пункт 2, подпункты «г», «д», «ж», абзацы второй — сто шестой подпункта «к» пункта 5, пункт 7 и абзацы третий и четвертый подпункта «м» пункта 9 изменений, утвержденных настоящим постановлением, подлежат применению к отношениям, возникшим с 1 января 2017 г.».

Особо отметим, что в перечисленных в приведенной норме пунктах изменений, в числе прочего, содержатся поправки в ПП РФ от 06.05.2011 N354 в части отмены повышающего коэффициента при расчете размера платы за отопление, предъявляемой к оплате жильцам многоквартирных домов (МКД), в случае отсутствия общедомового прибора учета (ОПУ), а также поправки в ПП РФ от 14.02.2012 N124 в части изменения повышающего коэффициента, применяемого при расчете стоимости теплоэнергии, поставленной для нужд отопления МКД, не оборудованного ОПУ, от ресурсоснабжающей организации (РСО) исполнителю коммунальных услуг (ИКУ), с 1,5 до 1,1.

Несмотря на то, что ПП РФ N232 вступает в силу 14.03.2017 года, часть изменений, согласно этому же постановлению, подлежит применению с 01.01.2017, то есть ранее даты не только вступления самого постановления в силу, но и даже даты его принятия.

«Обратная сила» жилищного законодательства

Действие жилищного законодательства во времени регламентируется статьей 6 Жилищного Кодекса Российской Федерации, которая устанавливает:
«Статья 6. Действие жилищного законодательства во времени
1. Акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
2. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.
3. В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
4. Акт жилищного законодательства может применяться к жилищным правам и обязанностям, возникшим до введения данного акта в действие, в случае, если указанные права и обязанности возникли в силу договора, заключенного до введения данного акта в действие, и если данным актом прямо установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров».

Рассмотрим каждую из частей процитированной статьи по отдельности.

Часть 1 статьи 6 ЖК РФ

Как указывает Пленум ВС РФ в Постановлении от 02.07.2009 N14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного Кодекса Российской Федерации» (далее — Постановление Пленума ВС РФ N14):
«Часть 1 статьи 6 ЖК РФ закрепляет общеправовой принцип действия законодательства во времени: акт жилищного законодательства не имеет обратной силы и применяется к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие».

В постатейном «Комментарии к ЖК РФ» под редакцией О.А.Городова («Проспект», 2012, 4-е издание, переработанное и дополненное, далее — Комментарий Городова) указано: «По общему правилу акты жилищного законодательства не имеют обратной силы. Это означает, что они распространяют свое действие только на отношения жилищной сферы, которые возникают после введения соответствующего акта в действие».

Часть 2 статьи 6 ЖК РФ

Постановление Пленума ВС РФ N14: «Необходимо иметь в виду, что часть 2 статьи 6 ЖК РФ допускает применение акта жилищного законодательства к жилищным отношениям, возникшим до введения его в действие, но только в случаях, прямо предусмотренных этим актом. Так, статьей 9 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее — Вводный закон) нормам раздела VIII ЖК РФ «Управление многоквартирными домами» придана обратная сила: они распространяются на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров управления многоквартирными домами».

Комментарий Городова: «В виде исключения действие акта жилищного законодательства может распространяться на отношения жилищной сферы, возникшие до введения его в действие. Однако такое исключение должно быть прямо предусмотрено соответствующим актом жилищного законодательства. Так, нормам разд. VIII ЖК «Управление многоквартирными домами» придана обратная сила, они распространяются на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров управления многоквартирными домами (ст. 9 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»)».

Часть 3 статьи 6 ЖК РФ

Комментарий Городова: «Отношения, регулируемые жилищным законодательством, чаще всего носят длящийся характер; права и обязанности из этих отношений могут возникать и после того, как возникло само правоотношение. Учитывая это, законодатель установил общее правило о том, что к отношениям жилищной сферы, возникшим до введения в действие акта жилищного законодательства, этот акт применяется только к правам и обязанностям, которые появились после введения его в действие. Применительно к ЖК такое же правило установлено ст. 5 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».
Законом могут быть предусмотрены исключения из указанного правила двоякого рода: придание новому закону обратной силы (о чем уже отмечалось выше) и распространение действия закона, утратившего силу, на период после введения в действие нового закона.
Распространение действия закона, утратившего силу, на период после введения в действие нового закона распространяется на случаи, когда в соответствии с правилами старого закона был заключен договор, продолжающий действовать и после введения в действие нового закона, устанавливающего иные обязательные правила. В данном случае действует принцип pacta sunt servanda, означающий, что договоры, несмотря на изменившийся закон, должны исполняться (см., например, ст. 422 ГК РФ)».

Часть 4 статьи 6 ЖК РФ

Комментарий Городова: «В пункте 4 также закреплен этот принцип: акт жилищного законодательства может применяться к жилищным правам и обязанностям, возникшим до введения данного акта в действие, в случае если указанные права и обязанности возникли в силу договора, заключенного до введения данного акта в действие, и если данным актом прямо установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров. Например, уже упоминавшейся ст. 9 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» прямо установлено, что действие норм раздела VIII ЖК «Управление многоквартирными домами» распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров управления многоквартирными домами».

Законность обратной силы

Регулирование порядка придания нормативным правовым актам обратной силы в гражданском законодательстве РФ и в жилищном законодательстве РФ различается. Часть 1 статьи 4 ГК РФ устанавливает:
«Акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом».

Важно отметить, что представленная норма запрещает придавать обратную силу любым актам гражданского законодательства, за исключением законов, в которых прямо предусмотрена обратная сила норм этих законов. Учитывая содержание части 2 статьи 3 ГК РФ («Гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов (далее — законы), регулирующих отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса»), можно утверждать, что под «законами» понимаются именно Федеральные законы, принятые в соответствии с ГК РФ.

Нормы ЖК РФ в части обратной силы отличаются от норм ГК РФ. В уже процитированной выше статье 6 ЖК РФ речь идет о возможности придания обратной силы не законам, а актам жилищного законодательства. Примененный в ЖК РФ термин гораздо шире, чем примененный в ГК РФ. Кроме того, состав жилищного законодательства, определяемый в ЖК РФ, также существенно шире, чем состав гражданского законодательства, определяемого ГК РФ. В соответствии с частью 2 статьи 5 ЖК РФ: «Жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления».

Таким образом, возможностей придания обратной силы актам жилищного законодательства гораздо больше, чем актам гражданского законодательства.

Исходя из сказанного, может показаться, что придание обратной силы нормам ПП РФ от 27.02.2017 N232 законно, однако необходимо понимать, что рассматриваемые нормы меняют размер обязательств как потребителей коммунальных услуг перед исполнителями таких услуг, так и исполнителей коммунальных услуг (ИКУ) перед ресурсоснабжающими организациями (РСО). При этом положение РСО и ИКУ явно ухудшается. По действующему законодательству ИКУ в январе и феврале 2017 при расчете размера платы за отопление, подлежащей оплате потребителями в пользу ИКУ, в случае отсутствия ОПУ применяет повышающий коэффициент 1,5. И точно такой же коэффициент используется при оплате теплоэнергии от ИКУ в пользу РСО — то есть обязательства потребителей перед ИКУ равны обязательствам ИКУ перед РСО.

Согласно новым нормам ИКУ в рассматриваемом случае не имеет права применять повышающий коэффициент при расчете размера платы за отопление, предъявляемой к оплате потребителям, но обязан применить повышающий коэффициент 1,1 при оплате этого же объема теплоэнергии в РСО. Положение ИКУ явно ухудшается — доходная часть бюджета ИКУ сокращается больше, чем расходная, создается «кассовый разрыв». Что касается РСО, то их доходы в рассматриваемых случаях сокращаются либо на 27% при управлении домом УО/ТСЖ/ЖСК (применение повышающего коэффициента 1,1 вместо 1,5), либо на 33% в случае, если РСО является исполнителем коммунальных услуг (отсутствие повышающего коэффициента вместо применяемого ранее коэффициента 1,5).

Необходимо отметить, что согласно принципу недопустимости придания обратной силы закону и иному правовому акту, ухудшающему правовое положение граждан и юридических лиц, который вытекает из Конституции Российской Федерации и имеет общеправовое значение, органы государственной власти и местного самоуправления на всей территории РФ, вводя в действие новые правовые нормы и признавая утратившими силу прежние, обязаны, как того требуют статьи 1, 2, 17 (часть 1), 18, 19, 54 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, соблюдать принципы справедливости, равенства и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства и не вправе придавать обратную силу новому регулированию, если оно ухудшает правовое положение личности, ограничивает ее субъективные права, уже существующие в конкретных правоотношениях.

Конституционный суд РФ в Постановлении КС РФ от 24.10.1996 N 17-П указал: «По смыслу Конституции Российской Федерации общим для всех отраслей права правилом является принцип, согласно которому закон, ухудшающий положение граждан, обратной силы не имеет».

Исходя из сказанного, представляется верным утверждение, что Правительство РФ, придавая обратную силу нормам, ухудшающим положение УО, ТСЖ, ЖСК, РСО, нарушает принципы, вытекающие из Конституции РФ.

Дополнительно важно указать, что «применение к правам и обязанностям» и «изменение размера обязательств» — понятия различные. Представляется верным, что обратная сила в некоторых исключительных случаях может быть придана нормам, регулирующим порядок реализации прав и исполнения обязанностей, но никак не нормам, изменяющим размер обязательств.

Вопросы, вытекающие из обратной силы норм ПП РФ 232

Если даже не обращать внимание на противоречия, создаваемые ретроактивностью некоторых норм ПП РФ от 27.02.2017 N232, стоит отметить существенные проблемы, которые создает применение этих норм.

Во-первых, Правительство РФ в очередной раз создает зависимость дохода РСО от способа управления МКД, что для регулируемых видов деятельности, коими являются поставка коммунальных ресурсов и предоставление коммунальных услуг, является нарушением действующего законодательства РФ. Такое нарушение Правительство РФ уже допускало, регулируя порядок расчета размера платы за водоотведение — при управлении домом УО/ТСЖ/ЖСК эти организации должны оплачивать в пользу РСО водоотведение в объеме суммы «индивидуального водоотведения» жильцов и «водоотведения на ОДН», тогда как в случае, если ИКУ является сама РСО, предъявление жильцам к оплате «водоотведения на ОДН» не предусмотрено. То есть, доход РСО зависит от способа управления МКД.

Во-вторых, Правительство РФ создает неопределенность статуса тех денежных средств, которые уже оплачены (или должны быть оплачены) в связи с применением повышающего коэффициента 1,5 за январь и февраль 2017 года. Становится непонятной правовая природа этих средств — либо эти средства, полученные в соответствии с действующим на момент их получения законодательством, являются абсолютно законным доходом РСО, либо эти средства в соответствии с новыми нормами являются неосновательным обогащением? Если указанные средства подлежат возврату, то из каких источников (например, если эти средства уже истрачены на погашение каких бы то ни было обязательств РСО)? Применяются ли нормы об ответственности за неправомерное удержание указанных средств? Или уже оплаченные средства зачитываются в качестве оплаты услуг/ресурсов в последующие периоды? А какой порядок возврата средств в случае прекращения деятельности РСО до вступления в силу ПП РФ от 27.02.2017 N232? В случае, если РСО не является ИКУ, то РСО обязаны напрямую возвращать деньги потребителям или возвращать их ИКУ, а уже ИКУ несет обязанность по возврату средств потребителям? Если какими-либо судами рассмотрены иски о взыскании задолженности за отопление за январь и/или февраль 2017 года и установлена правильность применения повышающего коэффициента 1,5, теперь такие решения судов становятся неправомерными? Если да, то на каком основании — суды неправильно применили действующие нормы? Может быть, надо было предвидеть, что Правительству РФ вздумается придать обратную силу изменениям применяемых судом норм?

Все указанные вопросы весьма неоднозначны и требуют разрешения в случае, если признавать, что Правительство РФ придало ряду норм ПП РФ от 27.02.2017 N 232 обратную силу. Однако, позволю себе высказать иное мнение относительно самого факта придания обратной силы положениям указанного НПА.

Что установило Правительство РФ постановлением 232?

Абзац 2 пункта 2 Постановления Правительства РФ от 27.02.2017 N232 устанавливает:
«Пункт 2, подпункты «г», «д», «ж», абзацы второй — сто шестой подпункта «к» пункта 5, пункт 7 и абзацы третий и четвертый подпункта «м» пункта 9 изменений, утвержденных настоящим постановлением, подлежат применению к отношениям, возникшим с 1 января 2017 г.».

Необходимо отметить, что указанная норма на самом деле не является расширительной, она является ограничительной, а именно: нормой предусмотрено применение изменений исключительно к отношениям, возникшим с 1 января 2017 года. Важно понимать, что «отношения» и «права и обязанности» — разные понятия, и ЖК РФ их четко разграничивает. Уже рассмотренная в настоящей публикации статья 6 ЖК РФ устанавливает:
«…
2. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.
3. В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
…».

Таким образом, Правительство РФ ограничило применение изменений лишь теми отношениями, которые возникли с 1 января 2017 года. А вот ко всем отношениям, возникшим до 1 января 2017 года, изменения не применимы. А такими отношениями являются договоры управления, договоры предоставления коммунальных услуг, договоры ресурсоснабжения. Из буквального прочтения утвержденных ПП РФ от 27.02.2017 N232 норм следует, что пункт 2, подпункты «г», «д», «ж», абзацы второй — сто шестой подпункта «к» пункта 5, пункт 7 и абзацы третий и четвертый подпункта «м» пункта 9 изменений, утвержденных указанным постановлением, не подлежат применению в отношении договоров, регламентирующих предоставление коммунальных услуг и поставку коммунальных ресурсов, в случае, если указанные договоры заключены до 2017 года. Более того, согласно части 3 статьи 6 ЖК РФ, и в тех отношениях (договорах), которые возникли с 01.01.2017, новые нормы применяются только к тем правам и обязанностям, которые возникли с момента вступления ПП РФ 232 в силу — то есть, с 14 марта 2017 года.

Представляется очевидным, что Правительство РФ хотело достичь некого иного результата, но юридические нормы, вступающие в силу 14 марта 2017 года, утверждают следующее:

1. Если договор управления/предоставления коммунальных услуг/снабжения коммунальными ресурсами заключен до 01.01.2017 (по 31/12/2016 включительно), тогда порядок предоставления коммунальных услуг (коммунальных ресурсов) и определения размера платы за них остается точно таким же, каким он был до момента вступления в силу ПП РФ от 27.02.2017 N232;

2. Если договор управления/предоставления коммунальных услуг/снабжения коммунальными ресурсами заключен 01.01.2017 и позднее, тогда порядок предоставления коммунальных услуг (коммунальных ресурсов) и определения размера платы за них меняется в соответствии с ПП РФ от 27.02.2017 N232, но эти изменения применяются к правам и обязанностям, возникшим после вступления указанного постановления в силу, то есть — после 14.03.2017.

Таким образом, с точки зрения принципов права следует, что Постановлением фактически устанавливаются неравные условия для тех, кто заключил договор до 01.01.2017 (повышающий коэффициент 1,5 подлежит применению), и для тех, кто заключил договор уже в 2017 году (при расчете платы за отопление для потребителей коэффициент не применяется). Создание таких неравных условий для участников жилищных отношений представляется недопустимым.

Необходимо отметить, что в случае придания каким-либо положениям какого-либо нормативного правового акта обратной силы, данный акт содержит формулировку «распространяется на отношения, возникшие ранее», но никогда не указывается конкретная дата начала таких отношений, поскольку указание даты является ограничением (что и произошло в рассматриваемом в настоящей статье случае). Нормы, которым придается обратная сила, распространяются на ранее возникшие отношения, но применяются исключительно к тем правам и обязанностям, которые возникают после вступления этих норм в силу. Если бы Правительство РФ применило, например, формулировку: «Распространяется на отношения, возникшие до вступления настоящего Постановления в силу, применяется к правам и обязанностям, возникшим из указанных отношений с 1 января 2017 года», тогда можно было бы говорить об изменении повышающего коэффициента «задним числом». Однако, и в этом случае придание нормам ПП РФ 232 обратной силы было бы незаконным. Достаточно вспомнить, что жилищное законодательство не предусматривает применения формулировки о придании обратной силы в отношении именно прав и обязанностей — статья 6 ЖК РФ устанавливает возможность распространить действие акта жилищного законодательства только на ранее возникшие отношения. Применение же акта «задним числом» к правам и обязанностям возможно исключительно «в случае, если указанные права и обязанности возникли в силу договора, заключенного до введения данного акта в действие». Очевидно, что размер повышающего коэффициента установлен не договором, и права и обязанности по его применению в расчетах возникают вовсе не в силу договора.

Выводы

Анализ норм ПП РФ от 27.02.2017 N232 показывает, что Правительство РФ явно нарушило законодательство РФ, придав обратную силу нескольким нормам, при этом применило формулировку, абсолютно не соответствующую своему же замыслу, создав таким образом правовую неопределенность.

Рассмотренные в настоящей статье новые нормы жилищного законодательства обязательно приведут к множеству споров и разбирательств. С какой целью Правительство РФ приняло Постановление N232 именно в такой редакции, каких последствий ожидало от его применения, почему не провело его комплексную оценку, почему вместо разрешения ряда вопросов лишь создало множество новых трудноразрешимых проблем, остается только догадываться. Целенаправленно или неосознанно, но Правительство РФ однозначно создало очередные предпосылки для увеличения путаницы в расчетах стоимости коммунальных услуг, для повышения нагрузки на надзорные, судебные инстанции, для банкротства, ликвидации, реорганизации ряда организаций и предприятий жилищно-коммунального комплекса, для наращивания задолженностей между участниками жилищных отношений и роста социальной напряженности в сфере ЖКХ России.

Продолжаю размещать посты о проблемах применения ст.54.1 НК РФ. Предыдущие публикацию см. .

О придании обратной силы положениям подп.1 п.2 ст.54.1 НК РФ

1. Немного теории

Согласно представлениям общей теории права любой нормативно-правовой акт действует только на будущее время, т.е. вперед. Однако при наличии определенных обстоятельств и при определенных условиях новым положениям (нормам) нормативно-правового акта может быть придана обратная сила.

Под обратной силой действия правовой нормы во времени понимается распространение ее регулятивного действия на отношения, которые возникли до официального принятия и вступления данной нормы в силу. Однако обратная сила закона подвержена жестким ограничениями в законодательстве и в праве.

В теории права является общепринятым, что нормативно-правовой акт не имеет обратной силы (эта юридическая аксиома сформулирована еще древнеримскими юристами). Нормативный документ действует только в отношении тех обстоятельств и случаев, которые возникли после введения его в действие. Это правило — необходимый фактор правовой стабильности: граждане и юридические лица должны быть уверены в том, что их правовое положение не будет ухудшено вступлением в силу нового акта.

Особенно принципиально этот вопрос разрешается в налоговом праве, причем на уровне Конституции РФ.

В соответствии со ст. 57 Конституции РФ: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют».

Необходимо отметить, что положение о непридании законам обратной силы не является специфическим для законодательства о налогообложении. Оно свойственно многим другим отраслям права (см. ст.54 Конституции РФ, п.2 ст.4 и ст.422 Гражданского кодекса РФ, ст.6 Федерального закона от 03 августа 2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», п.1 ст.10 Уголовного кодекса РФ, п.2 ст.1.7 Кодекса об административных правонарушениях, ч.3 ст.12 Трудового кодекса РФ).

Суть этого требования состоит в том, что изменения, вносимые в законодательство (в первую очередь — налоговое), не должны пагубно влиять на устойчивость отношений между субъектами права, не должны подрывать уверенность граждан в стабильности их правового и экономического положения, в прочности правопорядка.

Развитие данного положения получило своё отражение и в российском законодательстве о налогах и сборах, в частности, в п.2 ст.5 НК РФ — «Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени», указано:

«Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги, сборы и (или) страховые взносы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, плательщиков сборов и (или) плательщиков страховых взносов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют».

В науке налогового права существует мнение, что данная норма представляет собой не что иное, как толкование конституционного выражения «ухудшение положения налогоплательщиков».

В этой связи необходимо отметить, что ситуации (случаи) ухудшения положения налогоплательщика можно подразделить на нормативные, т.е. прямо предусмотренные законодательством о налогах и сборах, и иные, которые должны определяться для каждой конкретной ситуации.

К нормативным ситуациям (случаям) ухудшения положения налогоплательщика российский законодатель относит:

  • установление новых налогов, сборов и/или страховых взносов;
  • повышение налоговых ставок, размера сборов и/или тарифов страховых взносов;
  • установление новых видов ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах;
  • ужесточение (увеличение) уже действующих (введенных) видов ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах;
  • установление новых обязанностей налогоплательщиков, плательщиков сборов и/или плательщиков страховых взносов, а также иных участников налоговых отношений.

Однако применение законодателем конструкции «иным образом» дает основание полагать, что недопустимость придания обратной силы актам законодательства о налогах и сборах, ухудшающим положение налогоплательщиков и иных обязанных лиц, касается фактически такого ухудшения «любым образом».

Также отметим очевидность того, что перечень возможных способов и вариантов ухудшения положения налогоплательщика сформулирован как открытый, что оставляет налогоплательщику возможность доказывать ухудшение своего положения и в иных случаях.

Таким образом, в отношении «иных» ситуаций (случаев) можно утверждать, что несмотря на определенный субъективный аспект их оценки, тем не менее, окончательные выводы о характере тех или иных последствий для налогоплательщика и/или иного обязанного лица («ухудшение/улучшение»), должны делаться в каждом конкретном случае самостоятельно, исходя из конкретных обстоятельств дела.

2. Как вступала в силу ст.54.1 НК РФ

Отметим, что ст.54.1 была введена в текст НК РФ и вступила в действие в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2017 года № 163-ФЗ «О внесении изменений в часть I НК РФ»(далее по тексту — Федеральный закон № 163-ФЗ). Данный закон, вступил в силу 19 августа 2017 года (об этом п.1 ст.2 Федерального закона № 163-ФЗ).

Этим же Федеральным законом № 163-ФЗ, ст.82 НК РФ (о налоговом контроле) была дополнена пунктом 5, позволяющим использовать новые положения ст.54.1 НК РФ к отношениям, которые стали предметом налоговых проверок:

«… Доказывание обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 статьи 54.1 настоящего Кодекса, и (или) факта несоблюденияусловий, предусмотренных пунктом 2 статьи 54.1 настоящего Кодекса, производится налоговым органом при проведении мероприятий налогового контроля в соответствии с разделами V, V.1, V.2 настоящего Кодекса..».

Пунктом 2 ст.2 Федерального закона № 163-ФЗ были установлены сроки введения новых положений п.5 ст.82 НК РФ, позволяющих применять новые правила ст.54.1 НК РФ к результатам выездных и камеральных налоговых проверок:

«… Положения п.5 ст.82 части первой НК РФ (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к камеральным налоговым проверкам налоговых деклараций (расчетов), представленных в налоговый орган после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, а также выездным налоговым проверкам и проверкам полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, решения о назначении которых вынесены налоговыми органами после дня вступления в силу настоящего Федерального закона…»

Таким образом, содержанием п.2 ст.2 Федерального закона № 163-ФЗ прямо определено, что положения новой ст.54.1 НК РФ применяются:

  • к камеральным налоговым проверкам деклараций, представленных в налоговый орган 20.08.2017 г. (т.е. после вступления в силу Федерального закона № 163-ФЗ, то есть после 19.08.2017 г.) и позднее;
  • к выездным налоговым проверкам, решения о назначении которых принято 20.08.2017 г. (т.е. после вступления в силу Федерального закона № 163-ФЗ, то есть после 19.08.2017 г.) и позднее.

Вместе с тем, не всё так просто.

Мне кажется, что кроме всего прочего необходимо учитывать особенности действия обратной силы положений ст.54.1 НК РФ в зависимости от того, какие последствия для налогоплательщика повлечет это применение, т.е. необходимо учитывать аспекты по улучшению или ухудшению его положения.

2.1. «Улучшение»:

Ситуация 1: проверка назначена после 19.08.2017. Положения ст.54.1 НК РФ, улучшающие положения налогоплательщика, могут распространяться на налоговые периоды до 19 августа 2017 года, если эти налоговые периоды подвергаются налоговой проверке, которая назначена после вступления в силу ст.54.1 НК РФ (т.е. после до 19 августа 2017 года).

Фактически же, учитывая положения абз.2 п.4 ст.89 НК РФ о том, что в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, вышеуказанное положение ст.54.1 НК РФ может распространяться на 2017 год, а также на 2014, 2015, 2016 гг.

Ситуация 2: проверка назначена до 19.08.2017. Положения ст.54.1 НК РФ, улучшающие положения налогоплательщика, не могут распространяться на налоговые периоды до 19 августа 2017 года, если эти налоговые периоды подвергаются налоговой проверке, которая назначена до вступления в силу ст.54.1 НК РФ (т.е. до 19 августа 2017 года).

Вышеуказанные выводы можно сделать исходя из правовой позиции Конституционного Суда РФ, которая была сделана в его определениях от 29.05.2018 № 1152-О, от 17.07.2018 № 1717-О, в которых было указано о том, что Федеральный закон № 163-ФЗ вступил в силу по истечении 1 месяца со дня его официального опубликования, т.е. с 19 августа 2017 года. При этом нормативные положения, регулирующие общие положения о налоговом контроле (ст.82 НК РФ с учетом ст.54.1 НК РФ), применяются к камеральным налоговым проверкам налоговых деклараций, представленных в налоговый орган после дня вступления в силу названного Федерального закона, а также выездным налоговым проверкам и проверкам полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, решения о назначении которых вынесены налоговыми органами после дня вступления в силу этого Федерального закона и тем самым относятся к охваченным указанными проверками налоговым периодам.

Также Конституционный Суд РФ указал, что необходимо учитывать, что заявитель обращался в Конституционный Суд РФ с жалобой о том, что арбитражные суды по его делу не позволили ему воспользоваться нормами ст.54.1 НК РФ, улучшающими его положение. Именно поэтому, Конституционный Суд РФ признал, что положения о вступлении в силу ст.54.1 НК РФ сами по себе не влекут нарушений конституционных прав и свобод заявителя в указанном им аспекте (надо понимать, в аспекте именно улучшения его положения).

В связи с этим в ряде дел подход судов (Постановление 13 ААС от 13.09.2017 № А56-28927/2016, Решение АС СО от 23.11.2017 по делу № А60-43335/2017) о том, что положения ст.54.1 НК РФ предусматривают дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщика и поэтому с учетом ч. 2 ст. 54 Конституции РФ имеют обратную силу, не выдержал критики вышестоящих судебных инстанций.

Однако с моей точки зрения, вышеуказанный вывод Конституционного Суда РФ является далеко не бесспорным. Получается, что защита прав налогоплательщика зависит от «даты назначения проверки», что в контексте универсальности положений и ст.57 Конституции РФ и ст.5 НК РФ, является по меньшей мере странным. Тем более, что никаких ограничений или дополнительных условий в той же п.2 ст.5 НК РФ мы не видим.

Может быть, Конституционный Суд РФ имел что-то иное, чем то, как мы его поняли, но пока это выглядит именно так.

Остается надеяться только на то, что все-таки в своем «отказном» определении Конституционный Суд РФ не пытался сформулировать какую-то окончательную позицию, и, в случае рассмотрения какого-то иного конкретного дела на своем пленарном заседании, или более подробно обоснует свою позицию или вообще сделает какой-то иной вывод по всей этой не очень понятной ситуации.

2.2. «Ухудшение»:

Ситуация 1: проверка назначена до 19.08.2017. Положения ст.54.1 НК РФ, ухудшающие положения налогоплательщика, не могут распространяться на налоговые периоды до 20 августа 2017 года, если эти налоговые периоды подвергаются налоговой проверке, которая назначена до вступления в силу ст.54.1 НК РФ (т.е. до 20 августа 2017 года).

Ситуация 2: проверка назначена после 19.08.2017. Что касается вопроса о возможности распространения положений ст.54.1 НК РФ, ухудшающих положение налогоплательщика, на налоговые периоды до 19 августа 2018 года (т.е. 2014, 2015, 2016, 2017 гг..), если налоговые отношения в этих периодах стали предметом налоговых проверок, назначенных после 20 августа 2017 года, то вопросу этому, считаю, надо посвятить отдельный пост.

(продолжение следует)

—————————- Как мы можем вам помочь —————————-

  • если ваш бизнес имеет несколько самостоятельных направлений, оформленных на разных лиц, которые взаимодействуют между собой, достигая общего результата…
  • если единый по сути процесс производства также разделен между несколькими лицами, которые также взаимодействуют между собой для достижения общего результата…
  • если при этом названные лица (все или некоторые из них) применяют специальные налоговые режимы или налоговые льготы, но утратили бы права на них в случае осуществления деятельности от одного лица…

…то у вас есть основания опасаться претензий налоговой в дроблении. Итогом таких претензий может быть отказ в применении льгот и льготных налоговых режимов.

В ходе нашего вебинара «Дробление — риски для малого и среднего бизнеса» мы разбираемся, на что в первую очередь обращает внимание налоговая и что сделать, чтобы предотвратить или минимизировать риски.

Вебинар будет проходить 15 июля в 10.00 (время московское)

Стоимость участия — 2 000 руб.

Оставляйте заявку и мы с вами обязательно свяжемся:

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх