Нормируемые расходы

Главная » Налоги » Нормируемые расходы по налогу на прибыль в 2018 году

Статью подготовила начальник отдела по формированию налоговой отчетности Железнова Яна Константиновна. Связаться с автором


Вернуться назад на Налог на расходы в 2018 году

Утвержденные нормируемые расходы по налогу на прибыль в 2018 году регламентируются главой 25 НК. Если затраты организации попадают в определенный перечень, налогоплательщик должен уменьшить налогооблагаемую прибыль не на всю сумму издержек, а только в установленных пределах. Разберемся, что такое нормируемые расходы и какие нормативы существуют для отдельных видов затрат.
Список таких расходов разбросан по всей 25-ой главе НК. При определении лимитов необходимо также руководствоваться прочими нормативно-правовыми документами. Для примера, при списании материальных затрат учитываются нормы по естественной убыли от транспортировки либо хранения материальных ценностей по постановлению № 814.
Нормируемые расходы в части налогообложения по прибыли включают:
• Суммы, потраченные работодателями на ДМС персонала (п. 16 ст. 255) – не более 6 % от общих расходов по оплате за труд.
• Потери при транспортировке, хранении МПЗ (подп. 2 п. 7 ст. 254) – в пределах утвержденных норм естественной убыли.
• Суммы взносов на накопительную часть пенсии по договорам долгосрочного характера, добровольным договорам пенсионного страхования и/или НПО (п. 16 ст. 255) – не более 12 % от совокупных расходов по оплате за труд.
• Затраты на НИОКР (ст. 262).
• Представительские издержки (п. 2 ст. 264) – не более 4 % от расходов предприятия по оплате за труд за соответствующий период (отчетный или налоговый).
• Проценты по заемным обязательствам – рублевые и валютные нормативы установлены в ст. 269.
• Нормируемые расходы на рекламу (п. 4 ст. 264) – о видах затрат речь ниже.
• Отчисления по созданию резервов в части сомнительных долгов (п. 4 ст. 266) – не более 10 % от выручки за прошлый налоговый или текущий отчетный период (по большему показателю).
• Затраты на образование гарантийных резервов (ст. 267).
• Затраты на образование резервов для ремонта ОС (ст. 324).
• Прочие расходы по глав. 25.
Значение нормативов может быть выражено в виде фиксированных сумм (к примеру, при выплате компенсаций сотрудникам за использование в рабочих целях личного авто) или в виде процентов от определенного показателя (выручки или ФОТ).
Рекламные расходы, нормируемые и ненормируемые – это, по ст. 3 Закона № 38-ФЗ, издержки предприятия на распространение в любом виде и любым способом, через любые средства информации для неопределенных лиц в целях привлечения внимания к объекту и ради продвижения его в рыночных условиях.
При налогообложении подобные затраты могут нормироваться, то есть браться в расходы по утвержденным нормативам, или не нормироваться, то есть относиться на издержки в полной фактической сумме.
Нормируемые рекламные расходы – это:
• Затраты организации на производство или приобретение призов, предназначенных для вручения во время розыгрыша при массовых рекламных мероприятиях – списываются в сумме не более 1 % от общей выручки (п. 4 ст. 264).

• Прочие виды рекламы, не поименованные в п. 4 ст. 264.
Ненормируемые рекламные расходы – это:
• Затраты организации на рекламу через любые виды СМИ, при кино- и видео-сеансах, через телекоммуникационные сети.
• Затраты на наружную рекламу, в том числе световую, производство рекламных щитов и/или стендов.
• Затраты на участие в ярмарочно-выставочных мероприятиях, экспозициях, включая оформление витрин, демо-залов, комнат-образцов.
• Производство рекламных каталогов и брошюр со сведениями о самой компании и реализуемой ею продукции, выполняемых услугах.

Налоги ИП 2018
Налог на имущество 2018
Налог на имущество организаций 2018
Налог на прибыль 2018
Налоговая отчетность 2018


| | Вверх

Каждый заказчик ежегодно формирует план закупок, в котором должны отражаться цели приобретения тех или иных товаров, работ или услуг, конкретные требования к ним, а также нормативные затраты на обеспечение функций муниципальных органов, органов, управляющих внебюджетными фондами, а также казенных учреждений. Так как планирование закупочной деятельности находится в неразрывной связи с планированием бюджета, понятие нормативных затрат (НЗ) имеет очень важное значение.

Сущность нормативных затрат

Нормативные затраты — это прямой инструмент для расчета количественных показателей закупки. Они используются в целях обоснования объекта торгов. Заказчики должны лимитировать объемы закупаемой продукции и делать это посредством расчета НЗ, а результаты вычислений с применением количественных и ценовых нормативов должны быть в пределах доведенных бюджетных обязательств.

Порядок расчета регулируют федеральные государственные органы, выпуская приказ или распоряжение. Утверждаются НЗ ответственным уполномоченным должностным лицом, представляющим госорган.

На федеральном, региональном и муниципальном уровнях НЗ регламентируются ПП РФ от 13.10.14 № 1047, устанавливающим общие правила. Нормативные затраты на обеспечение функций казенного учреждения, подведомственного территориальному муниципалитету, определяются ПП РФ (Правила) от 20.10.2014 № 1084. Правилами определяются:

  • расчетные формулы и порядок их применения на практике;
  • порядок расчета без применения формул.

Возможность изменять видовые признаки расходов, а также добавлять собственные (п. 5 Общих правил № 1047) для учреждений исключена.

Если порядок определения в Правилах не установлен, то они рассчитываются способом, обозначенным ФГО.

Нормативные затраты для бюджетных учреждений в 2020 году также должны быть отражены в сформированных после доведения им бюджетных лимитов планах-графиках и планах закупок (ст. 17 44-ФЗ). При нормировании закупочной деятельности БУ и АУ ответственным специалистам (контрактный управляющий или контрактная служба) необходимо руководствоваться актами главных распорядителей бюджетных средств:

  • ведомственный перечень;
  • на выполнение функций.

На основании этих двух документов представители заказчика получают полное правовое представление о потребительских, количественных и ценовых свойствах планируемой к приобретению продукции.

Расчет нормативных затрат

Существует ряд способов расчета:

  1. бесформульный;
  2. формульный — с применением формул без количественных и ценовых нормативов на товары, работы или услуги;
  3. формульный с применением нормативов, определяющих количество и цену товаров, работ или услуг, утвержденных Постановлением № 1084 либо федеральными государственными органами.

При первом способе в пунктах 103 — 106 Правил Постановления Правительства РФ от 20.10.2014 № 1084 предусматривается порядок измерения в денежном выражении (например, проектно-сметная документация или рассчитанные фактические расходы в отчетном периоде — финансовом году).

Во втором способе применяется формула:

Знз = Vлбо * К, где

  • Знз — НЗ по соответствующему товару/работе/услуге;
  • Vлбо — объем принятых лимитов БО отчетного периода по контрактам на поставку соответствующих ТРУ;
  • К — повышающий коэффициент, например, коэффициент инфляции.

Для этого способа в ведомственном перечне ФГО также утверждается определение НЗ в денежном выражении.

В бюджетных и автономных учреждениях, для которых НЗ выступают индикатором, определяющим объем годового финансового бюджетного обеспечения, необходимого для выполнения ими государственного (муниципального) задания, применяется следующая расчетная формула:

Nj = N * Kt * Vj * Ke, где

  • N — НЗ на выполнение определенной единицы работы;
  • Kt — корректирующий коэффициент (территориальный);
  • Vj — объем выполняемой работы;
  • Ke — коэффициент выравнивания при расчете нормативных затрат. Он определяется на основании рекомендаций Минфина организациями, выступающими в роли ГРБС, в целях обоснования выделяемых из бюджета ассигнований на очередной отчетный финансовый год и плановый период.

В третьем способе рассчитываются НЗ для следующих групп должностей:

  • согласно п. 5 Правил, не требующие установления отдельных нормативов для категорий должностей, размер которых не утвержден в рамках постановления № 1084. Для данной группы необходимо в обязательном порядке определить и утвердить НЗ в ведомственном акте нормативы количества и цены;
  • требующие установления отдельных нормативов для категорий должностей (п. 5 Правил). Их размер также не утвержден положениями постановления № 1084;
  • требующие установления отдельных нормативов для категорий должностей по п. 5 Правил, размер которых утвержден постановлением № 1084.

Нормы расходов — научно-обоснованный параметр, который отображает допустимый объем расходов конкретных ресурсов. На практике определение и суть нормы расходов может меняться, в зависимости от сферы:

— нормы расходов в бюджетном праве — норматив (размер затрат) для каждой конкретно взятой расчетной единицы (больного в медицинском учреждении, школьника и так далее);

— нормы расходов в производстве — максимально допустимый объем материалов и сырья, которое должно быть затрачено для производства той или иной продукции.

Нормы расходов: сущность, признаки, классификация

Норма — показатель (числовой параметр), который научно обоснован и отображает расходы тех или иных ресурсов в сфере экономики. Расчет нормы, как правило, ведется для определенных производственно-технических параметров. Норматив — расчетный параметр, касающийся издержек рабочего времени, валютных и материальных средств, применяемых в нормировании трудовой деятельности, планировании хозяйственной и производственной сферы. Задача норматива — обеспечить наивысший уровень эффективности производства, который должен быть не ниже установленного рынком увеличения финансовых результатов над уровнем расходов.

Сложившиеся на рынке нормативы с учетом зарубежного планирования отображают завершающий этап в производственной сфере, а действующие нормы — расходы экономических ресурсов на его воплощение в определенных критериях.

На современном этапе существует одна общая норма прогрессивных норм, а также нормативов затрат (расходов) в сфере материального и бюджетного обеспечения. Основная цель создания системы — достижение пропорциональности, научной обоснованности и сбалансированности планов, а также оперативное выявление и применение имеющихся резервов.

Все нормы и нормативы можно классифицировать по различным группам и признакам в зависимости от сферы применения:

1. Для бюджетной сферы нормы расходов классифицируются:

— по содержанию они делятся на денежные и материальные. В первом случае речь идет о нормах, которые выступают в роли стоимостного выражения натуральных норм. Для расчета параметра денежной нормы достаточно умножить расходы в натуральном виде на цену, установленную государством;

— по юридическому законодательству и свойствам нормы расходов можно разделить на два типа — обязательные и расчетные. На практике обязательные нормы устанавливаются соответствующими актами и не подлежат корректировкам. В данную категорию можно отнести нормы расходов на питание, ставки заработной платы и так далее. Расчетные нормы — средние расходы на конкретную расчетную единицу. Определение расчетной нормы — задача самого учреждения. Расчет производится с учетом финансовых норм и условий работы, которые характерны для конкретного предприятия.

В процессе бюджетного нормирования затрат Правительством страны устанавливается ряд нормативов — величины затрат, которые не имеют связи с единицей нормирования. К примеру, это могут быть проценты, насчитанные на зарплату.;

— по степени охвата расходов на конкретную единицу финансирования все расходные нормы делятся на два типа — укрупненные и индивидуальные. Особого внимания заслуживают индивидуальные нормы. Они (как расчетные, так и обязательные) используются в процессе составления персональных смет. Что касается укрупненных норм расходов, то они формируются при создании бюджета различных уровней и представляют собой какой-то общий объем расходов на плановый параметр;

— по характеру принадлежности:

1) Личные нормы. Здесь подразумевается, что роль объекта нормирования и играет определенная единица товара (продукции, работы). Например, это может быть сборочная единица, технологическая операция или набор;

2) Групповые нормы. Параметры, которые отображает нормы затрат материалов, требуемых для создания более крупной единицы монотипной продукции (работы). В промышленной сфере к данной категории можно отнести нормы для таких элементов, как телек, трактор, грузовой кар и так далее. Групповые нормы, как правило, зависят от индивидуальных параметров и применяются на более высоких уровнях планирования.


2. Для производственной сферы характеристики нормирования можно поделить на несколько основных групп:

— нормы в результативности публичного процесса производства;

— нормативы и нормы в отношении расходов (издержек) труда, а также выплаты заработной платы. Сюда можно отнести тарифные ставки, нормы выработки, временные нормы на вид товара, должностные оклады и так далее;

— нормативы и нормы в отношении затрат материальных ресурсов. С их помощью можно определить расходы материальных ресурсов на всех видах производства (на вспомогательном и основном). При этом показатели определяют нормы сбытовых, производственных и товарных запасов сырьевой продукции, горючих и смазочных материалов;

— нормативы и нормы в отношении применения мощностей в производстве, а также нормы продолжительности их освоения;

— нормативные показатели удельных вложений (капитальных инвестиции) на каждую из единиц вводимой мощности, восстановление уже работающего оборудования с целью увеличения объемов вырабатываемой продукции;

— нормативы и нормы в отношении применения того или иного оборудования и техники;

— финансовые нормы. Отображают нормы расходов в отношении оплаты услуг, обслуживания, затрат на мотивированные мероприятия;

— нормы в социально-экономической сфере и прочие виды нормированных расходов.

Также нормы расходов классифицируются по ряду признаков:

— по степени агрегирования изготовленного товара — групповые, индивидуальные и средневзвешенные;

— по степени агрегирования материальных ресурсов — сводные и специфицированные;

— по периоду действия — месячные (30-31 день), квартальные (три месяца) и годовые.

К примеру, нормы затрат при выполнении отделочных работ могут выглядеть следующим образом:


Вне зависимости от классификации нормы расходов — это плановые параметры, которые нельзя отождествлять с реальными расходами ресурсов, сложившимися в процессе производства товара на том или ином предприятии.
Нормы расходов, которые отражают общественно необходимые издержки, относят к категории прогрессивных. При этом в роли объекта нормирования, как правило, выступает основной тип продукции (услуги, работы), для которой и происходит определение нормы расхода.

Нормы расходов: способы планирования и расчета

Планирование норм расходов наибольшего внимания заслуживает в производственной сфере. Большинство компаний используют целую группу способов, позволяющих определить нормы материальных ресурсов. Сюда можно отнести следующие методы — опытнейший (на основе приобретенного опыта), расчетно-аналитический (подразумевает проведение соответствующих расчетов) и отчетно-статистический (формируется на базе отчетов и существующей статистики).

В качестве базы для разработки прогрессивных норм расходов выступает малоотходная разработка, передовая техника, а также организация трудовой и производственной работы.

Классификация материала — основа для установки норм расхода по каждой из позиций в номенклатуре. При этом нормы расходов выступают базой для дальнейшего вычисления необходимых объемов материалов для производства единицы товара. В дальнейшем создается план снабжения, рассчитывается себестоимость товара, вырабатывается четкая стратегия экономного применения материальных ресурсов и так далее.

По сути, норма расхода материала — объем сырья (материала), необходимого для изготовления единицы товара. С помощью таких норм можно планировать производство, ведь в руках есть мощный и главное — точный ориентир для дальнейшей оптимизации.

В практической сфере применения нормированного расхода материалов нашли отражения два вида расчетов:

1. Графоаналитический метод — подразумевает сопоставление фактических (реальных) затрат и протоколов, отражающих объем израсходованного сырья при создании опытных образцов. В дальнейшем данные переносятся на специальные графики, и проводится анализ с помощью современного программного обеспечения.

2. Расчетный метод подразумевает точный (подетальный) анализ расхода сырья (материалов) с применением технической документации и имеющихся чертежей.

При разработке норм расходов стоит учесть два ключевых фактора — полезные затраты материала (на производство той или иной единицы товара), не утилизируемые отходы и невозвратные потери. Последние, как правило, обусловлены несовершенством применяемой техники, а также низкой квалификацией некоторого персонала.

Качество и правильность рассчитанных норм расходов можно определить по целой группе показателей, а именно:

— по коэффициенту использования материала на производство изделия (детали);
— по удельному весу отходов в производственном процессе. Здесь сравнивается масса изделия до начала обработки и после завершения данного процесса;
— по проценту выхода пригодных к дальнейшей эксплуатации изделий.

Все разработанные нормы должны быть зафиксированы в специальных бумагах, а именно:

— в ведомостях сводных норм для каждого конкретного изделия;
— в картах подетальных норм затрат материалов;
— в картах, отображающих раскрой материала;
— в форме извещения об изменении норм расхода материалов.

Не все расходы организации можно учесть при расчете налоговой базы по налогу на прибыль полностью. Существуют затраты, которые уменьшают базу частично, в пределах установленных норм. В учете таких расходов есть свои особенности.


Рисунок 1.

Ведя разговор об учете принимаемых нормируемых расходов для целей налогообложения, следует остановиться на проблеме вычета по НДС. Налог на добавленную стоимость можно принять к вычету, если выполняются следующие условия:

  • товары, работы или услуги приобретены для дальнейших операций, облагаемых НДС;
  • товары, работы, услуги оприходованы;
  • наличие счета-фактуры от поставщика.

Замечание 1

С $2015$ года из пункта $7$ статьи $171$ НКРФ исключен второй абзац, по которому НДС по расходам нормируемым, учитываемым при расчете налога на прибыль, подлежат вычету в пределах нормативов. На сегодняшний день, в пределах нормативов к вычету относится НДС только с представительских расходов, которые относятся к нормируемым.

Нормы для расходов указаны в Налоговом кодексе и в постановлениях Правительства Российской Федерации. Возможно установление норм в особом порядке.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Учет нормируемых расходов для целей налогообложения 430 руб.
  • Реферат Учет нормируемых расходов для целей налогообложения 270 руб.
  • Контрольная работа Учет нормируемых расходов для целей налогообложения 210 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

К расходам, нормируемым в соответствии с Налоговым кодексом, относятся:

  • затраты на рекламу,
  • добровольное страхование работников,
  • создание резерва по сомнительным долгам,
  • представительские расходы,
  • проценты по заемным средствам,
  • затраты, связанные с реализацией продукции СМИ и книг.

Подпункт $28$ пункта один статьи $264$ НКРФ гласит, что предприятия в прочие расходы, уменьшающие базу по налогу на прибыль, включают затраты на рекламу. В пункте четыре этой же статьи определено, что расходы на рекламу могут уменьшать налоговую базу только в пределах одного процента выручки от реализации. Но это относится не ко всем рекламным затратам. Не нормируются для целей налогообложения расходы:

  • на рекламу через СМИ и телекоммуникационные сети;
  • световую и прочую наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и щитов;
  • участие в выставках, экспозициях, ярмарках;
  • оформление витрин, комнат образцов, выставок-продаж, демонстрационных залов;
  • изготовление рекламных брошюр и каталогов;
  • уценку товаров, полностью или же частично утративших свои качества при экспонировании.

Все прочие расходы на рекламу являются нормируемыми. Данные затраты нельзя списывать до момента, пока не определена сумма выручки от реализации. Нормируемые расходы на рекламу списываются после окончания квартала или месяца, в зависимости от отчетного периода. Затраты в пределах установленной нормы включаются в налоговую базу.

Приведенная ниже схема поможет понять, как учитывать рекламу в СМИ для целей налогообложения.


Рисунок 2.

Расходы, произведенные сверх норм не учтенные в одном отчетном периоде, можно признать в следующем отчетном периоде (в течении года). Согласно пп. $22$ пункта $1$ ст. $264$ НКРФ, представительские расходы входят в состав прочих расходов. К ним относятся затраты, обусловленные проведением официальных приемов и обслуживанием представителей сторонних предприятий, участвующих в переговорах. Официальный прием – это завтрак, обед или другое аналогичное мероприятие. К представительским расходам относятся также затраты, связанные с приемом и обслуживанием участников заседаний руководящего органа компании и официальных лиц принимающей стороны. Расходы на доставку участников к месту встречи и обратно, обслуживание во время переговоров, оплата услуг стороннего переводчика — все это представительские расходы. В составе расходов на представительские цели можно учесть стоимость спиртных напитков, которые приобретены для проведения официального мероприятия, но только при условии, если они подтверждены документально и экономически обоснованны. Оплату проживания в гостинице участников встречи нельзя включать в состав представительских расходов для целей налогообложения по налогу на прибыль. Не относятся к представительским и расходы на развлечения, отдых, профилактику или лечение заболеваний.

Замечание 2

Согласно пункту $2$ статьи $264$ НКРФ, все виды представительских расходов нормируемые. Их стоимость включается в налоговую базу в сумме, не превышающей $4\%$ от суммы расходов на оплату труда за отчетный период. Расходы на представительские цели учитываются в следующем порядке. Расходы на оплату труда рассчитываются нарастающим итогом с начала года и умножаются на четыре процента. Полученный результат сравнивается с суммой представительских расходов за тот же период. Представительские расходы в рамках четырех процентов расходов на оплату труда за отчетный период включаются в налоговую базу.

Справка-расчет по нормируемым расходам может выглядеть следующим образом:


Рисунок 3.

Учет процентов по заемным средствам определен в статье $269$ НКРФ. Для учета в налоговой базе процентов необходимо определить способ расчета суммы процентов, включаемые в расходы. Существует два способа:

  • исходя из средней ставки процентов,
  • исходя из ставки рефинансирования Банка России.

Первый способ может использоваться налогоплательщиками, предполагающими взять одновременно несколько кредитов или займов. Второй способ имеют право применять все налогоплательщики. Выбранный способ учета процентов необходимо отразить в учетной политике.

В соответствии с пунктом $16$ ст. $255$ НКРФ затраты на добровольное пенсионное, медицинское страхование и на личное страхование сотрудников учитываются в налоговой базе в составе расходов на оплату труда. Взносы по добровольному страхованию включаются в расходы только по следующим договорам:

  • долгосрочного страхования жизни, при сроке действия договора не менее пяти лет;
  • негосударственного пенсионного обеспечения, если учет пенсионных взносов ведется на именных счетах участников негосударственных пенсионных фондов, с выплатой пенсии до окончания средств на именном счете участника, но в течение не менее $5$ лет;
  • добровольного пенсионного страхования, если предусмотрена пожизненная выплата пенсий;
  • добровольного личного страхования сотрудников, со сроком действия не менее $1$ года и если предусмотрена оплата страховщиками медицинских расходов;
  • добровольного личного страхования на случай смерти или утраты трудоспособности в результате исполнения им трудовых обязанностей.

Для включения обозначенных взносов в расходы существуют определенные условия:

  • страховая организация должна иметь лицензии на ведение соответствующих видов деятельности;
  • расходы на добровольное страхование могут уменьшать налогооблагаемую базу в размере, в совокупности не превышающем двенадцати процентов суммы расходов на оплату труда.
  • для взносов по договорам медицинского страхования, включаемых в расходы, лимит составляет только шесть процентов суммы расходов оплаты труда;
  • взносы по договорам страхования, которые заключаются на случай смерти или утраты трудоспособности, в расходах не могут превышать пятнадцати тысяч рублей на одного работника.

Помимо фактических расходов налогоплательщики имеют право уменьшать налоговую базу на сумму начисленных резервов. Правила учета данных расходов определены в статье $266$ НКРФ.

Замечание 3

Сомнительным долгом считается дебиторская задолженность, которая возникла в результате реализации товаров, работ или услуг и не погашенная в установленные в договоре сроки, не обеспеченная при этом залогом, поручительством или банковской гарантией. Отчисления в резервы по сомнительным долгам входят в состав внереализационных расходов. Резерв по сомнительным долгам может быть использован только на покрытие убытков от безнадежных долгов, то есть тех долгов, по которым истек срок исковой давности или нет возможности их изъять.

Компании, которые реализуют периодические печатные издания, в составе прочих расходов учитывают затраты на бракованные, утратившие товарный вид или недостающие экземпляры. Но такие расходы не могут превышать семи процентов стоимости всего тиража определенного номера периодического печатного издания. Периодические печатные издания можно списать, если они не проданы до выхода следующего номера, непериодические издания только после истечения двух лет со дня выхода в свет, календари только после 1 апреля года, к которому они относятся. Указанные расходы нормируются, и не могут превышать 10% стоимости тиража данного номера периодического издания или книжной продукции.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх