Об автономных учреждениях

23 Июн 2010 08:50

Что такое автономное учреждение?

3 ноября 2006 г. приняты Федеральные законы, регламентирующие вопросы создания и функционирования автономных учреждений:

— Федеральный закон N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее — Закон N 174-ФЗ);

— Федеральный закон N 175-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об автономных учреждениях», а также в целях уточнения правоспособности государственных и муниципальных (бюджетных) учреждений» (далее — Закон N 175-ФЗ).

Согласно Закону N 174-ФЗ автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления в сфере науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за ним собственником или приобретенного автономным учреждением за счет целевых средств, выделенных ему собственником.

Автономное учреждение распоряжается с согласия собственника недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным автономным учреждением за счет целевых средств, выделенных ему собственником. Остальным своим имуществом (в том числе недвижимым) автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно.

Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственности по его обязательствам. Автономное учреждение не отвечает по обязательствам собственника своего имущества. Субсидиарную ответственность по обязательствам автономного учреждения собственник имущества не несет.

Собственник имущества автономного учреждения не имеет права на получение доходов от использования имущества и деятельности автономного учреждения. Автономные учреждения являются хозяйственно самостоятельными, в отличие от бюджетных, у которых доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, средства безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности при составлении, утверждении, исполнении бюджета и составлении отчетности о его исполнении включаются в состав доходов бюджета (п. 5 ст. 41 БК РФ).

Автономное учреждение не будет финансироваться по смете доходов и расходов как бюджетное учреждение. Оно будет получать задание учредителя и осуществлять деятельность по бесплатному или частично платному для потребителя оказанию услуг (выполнению работ). Финансируется такая деятельность из соответствующего бюджета в форме субсидий, субвенций, государственных внебюджетных фондов и иных источников, не запрещенных законом.

Из анализа положений Закона можно сделать вывод, что автономное учреждение представляет собой сложную конструкцию — это не новая организационно-правовая форма, а новый тип юридического лица. Автономное учреждение, как и бюджетное, выполняет социально значимые функции (образование, наука, культура и др.), но в то же время наделяется по сравнению с бюджетным учреждением гораздо более широкой финансово-хозяйственной и имущественной самостоятельностью. Это своего рода «гибрид», сочетающий в себе признаки некоммерческой и коммерческой организаций.

С чего начать?

Автономное учреждение может быть создано путем его учреждения или путем изменения типа существующего государственного либо муниципального учреждения. Решение о создании автономного учреждения на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, принимается Правительством РФ на основании предложений федеральных органов исполнительной власти, если иное не предусмотрено нормативно-правовым актом Президента РФ. Решение о создании автономного учреждения на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ или в муниципальной собственности, принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или местной администрацией муниципального образования. Имущество (в том числе денежные средства), закрепляемое за автономным учреждением при его создании, должно быть достаточным для обеспечения возможности осуществлять им предусмотренную его уставом деятельность и нести ответственность по обязательствам, возникшим у государственного или муниципального учреждения до изменения его типа.

Учредителями автономного учреждения являются: Российская Федерация — в отношении автономного учреждения, которое создано на базе имущества, находящегося в федеральной собственности; субъект РФ — в отношении автономного учреждения, которое создано на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ; муниципальное образование — в отношении автономного учреждения, которое создано на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности. Автономное учреждение может иметь только одного учредителя.

В случае если иное не установлено федеральными законами или нормативно-правовым актом Президента РФ, функции и полномочия учредителя автономного учреждения, предусмотренные Законом N 174-ФЗ, осуществляются:

— федеральным органом исполнительной власти — в отношении автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, в порядке, определяемом Правительством РФ;

— исполнительным органом государственной власти субъекта РФ — в отношении автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ, в порядке, определяемом высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ;

— органом местного самоуправления — в отношении автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в собственности муниципального образования, в порядке, определяемом местной администрацией.

Устав автономного учреждения

Учредительным документом автономного учреждения является устав, утверждаемый его учредителем. Устав автономного учреждения должен содержать следующие сведения: наименование автономного учреждения, включающее в себя слова «автономное учреждение» и содержащее указание на характер его деятельности, а также на собственника его имущества; место нахождения автономного учреждения; сведения об органе, осуществляющем функции и полномочия учредителя автономного учреждения; предмет и цели деятельности автономного учреждения; исчерпывающий перечень видов деятельности, которые автономное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано; сведения о филиалах, представительствах автономного учреждения; структура, компетенция органов автономного учреждения, порядок их формирования, сроки полномочий и порядок деятельности таких органов; иные предусмотренные федеральными законами сведения.

Документы для создания АУ

Документы, которые должны представить учредители при создании автономного учреждения:

— решение об инициативе учреждения автономного учреждения;

— перечень основных видов деятельности;

— количественный и кадровый состав специалистов и работников учреждения;

— трехлетний финансовый план учреждения;

— обоснование потребностей в дополнительном имуществе или средствах на его приобретение (создание);

— план развития учреждения не менее чем на ближайшие три года.

Финансирование автономных учреждений

Автономные учреждения финансируются в соответствии с ч. 4 ст. 4 Закона N 174-ФЗ: финансовое обеспечение деятельности осуществляется в виде субвенций и субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и иных не запрещенных федеральными законами источников. В ст. 2 Закона N 174-ФЗ определено, что автономное учреждение в установленном порядке вправе открывать счета в кредитных организациях.

Как видно из приведенных статей Закона N 174-ФЗ, автономные учреждения (АУ) обладают существенно большей экономической и финансовой самостоятельностью по сравнению с бюджетными учреждениями. Для обеспечения финансовой стабильности работы образовательного учреждения при повышении его самостоятельности предполагается ежегодная разработка трехлетнего финансового плана (сквозное финансовое планирование).

Подготовку проекта трехлетнего финансового плана образовательного учреждения должна осуществлять планово-финансовая служба (ПФС). ПФС обобщает полученную информацию и представляет в установленный срок проект трехлетнего финансового плана финансовому директору, который последовательно направляет его на рассмотрение всем органам автономного учреждения, отвечающим за финансовую политику АУ, включая наблюдательный совет. Проект финансового плана подлежит одобрению на каждой стадии согласования. В случае наличия замечаний проект финансового плана должен возвращаться на доработку ПФС вместе с протоколом разногласий. После окончательного одобрения проекта финансового плана он направляется учредителю автономного учреждения. Финансовый план на первый год из трех плановых лет рассматривается как годовой финансовый план. В процессе ежегодного трехлетнего финансового планирования осуществляется корректировка плановых показателей на второй и третий годы предыдущего плана.

Возможные риски

Главный риск — риск «новизны»: автономное учреждение является новой разновидностью юридических лиц, поэтому правовое регулирование его статуса в настоящий момент характеризуется рядом пробелов и противоречий. Например, практически отсутствует практика применения норм Закона об автономных учреждениях. Необходима детальная проработка вопросов финансирования, и сегодня федеральные министерства готовят методики формирования задания учредителя для автономного учреждения. Неясны до конца статус автономного учреждения в бюджетных правоотношениях, правовое положение его имущества и ряд других вопросов. Существует и риск утраты гарантированного бюджетно-сметного финансирования, заключающийся в том, что государство, по сути, предлагает автономным учреждениям попробовать себя «в свободном плавании» в рыночных условиях, конкурентной среде при сохранении минимального финансирования «по заказу» на основе задания учредителя. Основные опасения связаны с тем, что стержневой идеей такого преобразования является снятие с государства обязанности гарантированного финансирования автономных учреждений на основе сметы доходов и расходов и субсидиарной ответственности государства по их обязательствам. Это может, например, привести к реальному ухудшению ситуации с предоставлением доступных и качественных образовательных услуг, гарантированных Конституцией РФ, а также к нарушениям прав работников и обучающихся.

При применении Закона N 174-ФЗ необходимо иметь в виду, что создаваемые в системе образования государственные и муниципальные автономные образовательные учреждения с учетом ряда особенностей полностью будут подпадать под действие отраслевого законодательства, то есть законодательства РФ в области образования, а на работников и обучающихся этих учреждений должны распространяться те же социальные льготы и гарантии, что и на работников и обучающихся существующих государственных и муниципальных учреждений. Однако при этом не исключено, что на практике возможно возникновение проблем с реализацией этих льгот и гарантий в автономных учреждениях по различным причинам.

К числу обязательных требований к содержанию предложения о создании автономного учреждения отнесены, в частности: обоснование создания автономного учреждения, в том числе с учетом возможных социально-экономических последствий его создания, доступности такого учреждения для населения и качества выполняемых им работ, оказываемых им услуг.

Итоги и выводы

Итак, автономное учреждение — новый тип учреждений, введенный в законодательство в соответствии с Законом N 174-ФЗ. Автономное учреждение, как и бюджетное, остается государственным или муниципальным, то есть его форма собственности не изменяется. В то же время автономное учреждение не будет финансироваться по смете доходов и расходов, как бюджетное. Оно будет получать задание учредителя и осуществлять деятельность по бесплатному или частично платному для потребителя оказанию услуг (выполнению работ). Финансируется такая деятельность из соответствующего бюджета в форме субсидий, субвенций, государственных внебюджетных фондов и иных источников, не запрещенных законом.

ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

О.В. ДОЩИЦИНА,

аспирант кафедры финансового права Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации, старший помощник Дмитровского городского прокурора Московской области, юрист 1 класса

Аннотация. Проанализированы способы финансового обеспечения нового субъекта финансового права — автономного учреждения. Запланированные расходы автономного учреждения обеспечиваются посредством выделения средств из федерального бюджета, а также из других незапланированных источников. Рассмотрены вопросы целевого назначения выделения бюджетных средств, сделан вывод о том, что автономное учреждение при выполнении государственного задания не является государственным заказчиком. План финансово-хозяйственной деятельности не должен идти вразрез с заданиями, которые формируют автономному учреждению государство.

Ключевые слова: финансовое обеспечение автономного учреждения, запланированные расходы, субвенция, субсидия, бюджетные ассигнования, государственное задание, государственный заказчик, федеральный бюджет, источник финансирования, получатель бюджетных средств, план финансово-хозяйственной деятельности, реестр расходных обязательств.

PECULIARITY FINANCING OF AUTONOMOUS ESTABLISHMENT

O. V. DOSHCHITSINA,

of faculty of the right the Russian Legal Academy of the Ministry of Justice of the Russian Federation Oldest

assistant of public prosecutor of Dmitrov toun Moscow region

Автономное учреждение является новой разновидностью некоммерческих организаций, цели деятельности которой подчинены выполнению государственного задания в разных сферах социальной деятельности общества.

Выполнение поставленного задания зависит не только от исполнителя, но и от источника компенсации возникающих затрат. Задание исполняется путем выделения средств на финансирование тех или иных запланированных расходов учреждения. За более точным определением финансового обеспечения следует обратиться к п. 4 ст. 4 Федерального закона «Об автономных учреждениях» и ст. 78.1 БК РФ, в которых предусматривается в качестве обеспечения выделение субсидий на возмещение нормативных затрат автономного учреждения на оказание им в соответствии с государственным (муниципальным) заданием услуг.

В Положении об условиях формирования задания учредителя в отношении автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, и порядке финансового

обеспечения этого имущества, утвержденном постановлением Правительства от 18 марта 2008 г. № 182, поясняется, что на федеральном уровне финансовое обеспечение осуществляется за счет бюджетных ассигнований путем предоставления автономному учреждению субсидии на:

$ возмещение нормативных затрат на оказание им услуг физическим и (или) юридическим лицам; $ возмещение нормативных затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества;

$ уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

В Федеральном законе «Об автономных учреждениях» закреплена аналогичная норма, предусматривающая финансовое обеспечение этих статей расходов. На учредителя также возложено финансовое обеспечение развития автономного учреждения в рамках утвержденных в установленном порядке программ.

Согласно установленному порядку финансового обеспечения деятельности учреждения субсидии выделяются автономному учреждению в соответствии с утвержденным наблюдательным советом планом финансово-хозяйственной деятельности. Для получения субсидии и субвенции из бюджета автономному учреждению приходится заключать договоры (соглашения) с учредителем. Соглашение должно устанавливать цели, условия и порядок предоставления и возврат субсидий при нарушении порядка использования (см. постановление Правительства РФ «Об условиях формирования задания в отношении автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, и порядке обеспечения этого имущества»).

Таким образом, в отличие от бюджетного учреждения, автономное учреждение для получения бюджетного ассигнования должно соблюсти два условия: 1) представить учредителю план финансово-хозяйственной деятельности; 2) заключить договор (соглашение) с учредителем на получение субсидий и субвенций.

При составлении плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения вновь созданное автономное учреждение должно ориентироваться на показатели, заложенные для исполнения в предстоящем году. В случае осуществления финансовой деятельности автономного учреждения не на первом году можно ориентироваться на финансовые планы, представленные ранее. Важным является то, что план и задание учредителя не должны противоречить друг другу, так как оба содержат основные показатели финансовой деятельности. Разница заключается в том, что задание учредителя — это отражение объема, качества, порядка предоставления услуг, а план — непосредственное отражение финансовых показателей деятельности.

Необходимо увязывать позиции задания учредителя с его стоимостными показателями. Так, в соответствии с п. 3 Положения об условиях формировании задания учредителя в отношении автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, и порядке финансового обеспечения этого имущества задание обязательно должно содержать:

выписку из реестра расходных обязательств по расходным обязательствам, исполнение которых необходимо для выполнения задания;

перечень категорий потребителей услуг, оказываемых в рамках задания;

® показатели, характеризующие качество и (или) объем (состав) оказываемых федеральным автономным учреждением услуг, на очередной финансовый год планового периода, на который устанавливается задание;

® порядок оказания услуг физическим и (или) юридическим лицам с указанием регламента или иного документа, которыми установлен этот порядок;

# предельные цены (тарифы) на оплату услуг физическими и (или) юридическими лицами;

# порядок контроля над выполнением задания, условия и порядок его досрочного прекращения;

требования к отчетности федерального автономного учреждения о выполнении задания, срок его выполнения и порядок его изменения.

План финансово-хозяйственной деятельности учреждения автономного учреждения должен содержать три части: вступительные положения (сведения об автономном учреждении, лицензия, сотрудники), планируемые показатели деятельности и контроль над осуществлением этой деятельности. Между тем планы финансово-хозяйственной деятельности должны включать в себя планируемые объемы работ, услуг в натуральном и стоимостном выражении, доходные и расходные статьи (целевое и иное финансовое обеспечение) по выполнению задания.

Финансовое обеспечение государством деятельности автономного учреждения заключается не только в выделении субсидий на возмещение нормативных затрат на оказанные в рамках задания учреждения услуги. Ему выделяются также субсидии на содержание имущества. Содержание имущества, безусловно, связано с содержанием самого учреждения. Финансовому обеспечению за счет обеспечения учредителя подлежит движимое и недвижимое имущество, если оно закреплено за автономным учреждением учредителем или приобретено учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества. Однако при сдаче приобретенного за счет средств учредителя имущества в аренду их финансовое обеспечение не осуществляется, так как источником их покрытия являются доходы от оказания платных услуг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Учреждение, какое бы оно ни было (государственное, муниципальное, бюджетное) не может быть ограничено в праве финансового обеспечения по сравнению с иными учреждениями, получающими такое обеспечение от учредителя. Бюджетным учреждениям не стоит опасаться, что при их переводе в автономные они будут имущественно или финансово ущемлены. Учредитель, который наделил учреждение имуществом, предусматривает объем финансового обеспечения прежде всего исходя из поставленных задач, а не из того, в каком правовом статусе учреждение занимается оказанием социальных услуг населению.

Для автономного учреждения, созданного путем изменения типа федерального государственного учреждения, предусматривается выравнивание финансового обеспечения для выполнения задания учредителя. В частности, для таких «переходных» учреждений размер субсидии определяется как разность между размером бюджетных ассигнований, предоставленных бюджетному учреждению на текущий год и плановый период, и размером субсидии на возмещение нормативных затрат на оказание автономным учреждением услуг и на содержание соответствующего не-

движимого и особо ценного движимого имущества. Учреждение, преобразованное из бюджетного в автономное, не может рассчитывать на получение финансового обеспечения в повышенном размере. Такому учреждению выделяется столько средств, сколько нужно для выполнения поставленного задания с учетом выделенных ранее бюджетных средств.

Необходимо разобраться, выполняет ли при осуществлении своей деятельности по исполнению государственного задания автономное учреждение государственный заказ или нет. В профессиональном сообществе мнения разделились. Первая группа экспертов уверена, что автономное учреждение, получая из бюджета денежные средства и впоследствии приобретая на них товары (работы, услуги), обязано руководствоваться положениями Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Вторая группа утверждает обратное: автономное учреждение не является государственным заказчиком и в силу этого не должно применять при закупке товаров (работ, услуг), необходимых для выполнения полученного от учредителя задания, положения указанного Федерального закона.

Оказание услуг и выполнение работ автономным учреждением осуществляется в рамках задания, требования к которому утверждены ст. 692 БК РФ. Финансовое обеспечение задания автономного учреждения — это разновидность бюджетных ассигнований. В ст. 69 в общем перечне бюджетных ассигнований поименованы ассигнования на оказание государственных (муниципальных) услуг, в том числе ассигнования на оплату государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд. Причем в ст. 69.1 приведены следующие разновидности таких ассигнований:

субсидии автономным учреждениям, включая субсидии на возмещение нормативных затрат по оказанию ими государственных (муниципальных) услуг;

ассигнования на закупку товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд, в том числе в целях оказания государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам.

Задание автономного учреждения не является государственным (муниципальным) заказом, а субсидии не признаются ассигнованиями на закупку товаров (работ, услуг) для государственных (муниципальных) нужд. Мнение о том, что автономное учреждение не является государственным заказчиком, подтверждается следующими нормативными документами. Так, Минэкономразвития России в письме от 18 января 2008 г. № Д04-90 «По вопросам разъяснений, связанных с применением Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ», а также М.О. Денисова приводят следующий анализ норм федерального законодательства.

Во-первых, в ст. 4 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» определено, кто может выступать в качестве государственного или муниципального заказчика:

# государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления;

# бюджетные учреждения, в том числе уполномоченные органами государственной власти субъектов Федерации или органами местного самоуправления на размещение заказов;

иные получатели средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.

Во-вторых, в ст. 6 БК РФ в части определения получателя бюджетных средств (получателя средств соответствующего бюджета) в качестве получателей названы:

# орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации;

бюджетные учреждения, находящиеся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета.

Автономные учреждения не являются субъектами финансирования при организации исполнения бюджета по расходам. Они не могут выступать государственными или муниципальными заказчиками на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд и не подпадают под действие Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ и оказания услуг для государственных и муниципальных нужд». Уход из-под влияния Федерального закона «Об автономных учреждениях» и от применения сложных конкурсных процедур назван экспертами веским аргументом для смены бюджетного статуса учреждения на автономное.

Федеральный закон «Об автономных учреждениях» наделяет автономное учреждение в процессе осуществления его деятельности возможностью получать финансовое обеспечение наряду с субсидиями государственного и муниципального бюджета из других не запрещенных законом источников. Однако этот перечень в настоящее время подлежит расширительному толкованию. Необходимо предусмотреть на законодательном уровне конкретизацию понятия «не запрещенные законом источники» с целью исключения проблем при организации финансового обеспечения деятельности автономного учреждения.

Порядок составления государственного задания для автономных учреждений вызывает немало вопросов. Тем более что в правила его формирования внесены изменения. Разобраться в ситуации поможет наш материал.

Госзадание зависит от вида деятельности учреждения Для начала отметим, что рассматриваемая нами тема регулируется нормами Федерального закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее – Закон № 174-ФЗ) и Бюджетного кодекса РФ. Так, в статье 4 Закона № 174-ФЗ сказано, что государственное задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности. Кроме того, особо подчеркнуто, что автономное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного задания.
Общий анализ статьи 4 Закона № 174-ФЗ позволяет выделить ряд принципиальных положений, определяющих гарантии для учреждения в связи с выполнением государственного задания. В их числе можно отметить следующие.
Во-первых, объем субсидии, предоставленной на выполнение государственного задания, в течение срока его выполнения уменьшается только при соответствующем изменении государственного задания.
Во-вторых, финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществляется с учетом указанных в Законе № 174-ФЗ расходов автономного учреждения. Речь идет о расходах на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением или приобретенных за счет средств, выделенных учреждению на эти цели. Так же учитываются расходы на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки, с учетом мероприятий, направленных на развитие автономных учреждений, перечень которых определяется учредителем.
Обратите внимание: законодатель оговорил, что если имеет место сдача в аренду (с согласия учредителя) недвижимого или особо ценного движимого имущества (закрепленных за автономным учреждением или приобретенных за счет средств, выделенных учредителем), то учредитель не выделяет средства на его содержание.
Кроме того, определено, что выполнение государственного задания финансируется в виде субсидий из соответствующего бюджета (федерального или бюджета субъекта РФ) и иных, не запрещенных федеральными законами, источников.
Кто определяет порядок формирования? Чтобы ответить на поставленный вопрос, обратимся к нормам части 5 статьи 4 Закона № 174-ФЗ. Там установлено, что условия и порядок формирования государственного задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяются:
– Правительством РФ в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в федеральной собственности;
– высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ;
– местной администрацией в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности.
В последнем случае речь уже будет идти о муниципальном задании.
В настоящее время на федеральном уровне действует Положение о формировании государственного задания в отношении автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, и порядке финансового обеспечения выполнения государственного задания (далее – Положение). Оно утверждено постановлением Правительства РФ от 18 марта 2008 г. № 182 и действует с учетом последующих корректив, внесенных в Закон № 174-ФЗ.
На уровне российских регионов приняты отдельные положения, касающиеся автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в региональной собственности. В качестве примера можно назвать, в частности, Положение о формировании и финансовом обеспечении выполнения задания учредителя государственными автономными учреждениями Брянской области (утверждено постановлением администрации Брянской области от 6 декабря 2010 г. № 1243).
Предусмотрена выравнивающая субсидия Далее рассмотрим, каким образом формируется государственное задание в отношении федеральных автономных учреждений.
Прежде всего следует отметить, что постановлением № 182 предусмотрена важная гарантия интересов автономных учреждений, создаваемых путем изменения типа существующих бюджетных учреждений. А именно: в течение трех лет с момента создания учреждения из федерального бюджета предоставляется субсидия с целью выравнивания финансового обеспечения выполнения государственного задания, сформированного учредителем в отношении этого учреждения. Но только в том случае, когда федеральное автономное учреждение было создано путем изменения типа федерального бюджетного учреждения, финансовое обеспечение деятельности которого осуществлялось на основании бюджетной сметы. Об этом сказано в пункте 3 постановления № 182. >|Размер субсидии определяется как разность между объемами финансового обеспечения деятельности федерального бюджетного учреждения на основании бюджетной сметы и финансового обеспечения выполнения государственного задания федеральным автономным учреждением.|<
По сути, Положение в первую очередь адресовано федеральным органам исполнительной власти, которые выполняют функции и полномочия учредителя автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в федеральной собственности. 📌 Реклама Требования к госзаданию В соответствии с пунктом 2 Положения о формировании государственного задания учредитель:
– устанавливает в государственном задании требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания федеральным автономным учреждением услуг, выполнения им работ для обеспечения осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта и иных сферах с учетом потребностей в государственных услугах;

– определяет порядок контроля за исполнением государственного задания, включая условия и порядок досрочного прекращения его выполнения.
Требования к содержанию государственного задания определены пунктом 3 Положения. >|В содержание государственного задания для автономных учреждений были внесены изменения постановлением Правительства РФ от 2 сентября 2010 г. № 671.|<
Согласно этому пункту, государственное задание должно содержать:
– показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) оказываемых услуг (выполняемых работ);
– порядок контроля за исполнением государственного задания, в том числе условия и порядок его досрочного прекращения;
– требования к отчетности об исполнении государственного задания.
Кроме того, в данном Положении оговорено, что государственное задание на оказание услуг физическим и юридическим лицам также должно содержать:
– определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг;
– порядок оказания соответствующих услуг;
– предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством РФ предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен (тарифов). Статья напечатана в журнале «Учет в сфере образования» №4, апрель 2011 г.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх