Образец пояснительная записка

Бухгалтерская отчетность организации должна давать достоверное представление о финансовом положении организации на отчетную дату, финансовом результате ее деятельности и движении денежных средств за отчетный период (ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ). На основе бухгалтерской отчетности пользователи принимают экономические решения. Именно поэтому состав отчетности одними лишь балансом и отчетом о финансовых результатах не ограничивается. К двум основным формам обычно готовятся пояснения. Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах включают в себя приложения к этим формам и пояснительную записку (п. 5 ПБУ 4/99). Приложения к балансу и отчету о финансовых результатах – это отчет об изменениях капитала и отчет о движении денежных средств (п. 2 Приказа Минфина от 02.07.2010 № 66н). А что такое пояснительная записка?

Пояснительная записка к балансу и отчету о финансовых результатах

Пояснительная записка к бухгалтерскому балансу и иным формам отчетности не является обязательным документом и составляется по усмотрению организации. Поэтому состав и структура пояснительной записки у каждой организации свои. Цель пояснительной записки – обеспечить пользователей дополнительными данными, которые не вошли в основные формы отчетности и приложения к ним, но которые были бы полезными для пользователей отчетности. Например, в пояснительной записке отражаются существенные события, возникшие после отчетной даты. Примером такой информации могут быть сведения о годовых дивидендах, рекомендованных или объявленных после 31 декабря по результатам работы организации за отчетный год (п. 10 ПБУ 7/98).

Пояснительная записка организации может также содержать пояснения в табличном виде по форме, приведенной в Приложении №3 к Приказу Минфина от 02.07.2010 № 66н. Пример оформления таких пояснений можно скачать в формате Excel .

Образец пояснительной записки организации.

Несмотря на то что нами приведен образец пояснительной записке к балансу за 2017 год, данный образец актуален и сейчас.

Пред. / След. здесь Скачивать формы документов могут только подписчики журнала «Главная книга».

  • Я подписчик: электронного журнала печатного журнала
  • Я не подписчик, но хочу им стать
  • Хочу скачивать формы документов бесплатно и попробовать все возможности подписчика

Пояснительная записка — это документ, который дает общие сведения о каком-либо отчете, проекте, выводе или заключении ревизионной комиссии. Пояснительная записка заполняется печатным шрифтом на листе форматом А4. Она может состоять из нескольких листов, которые обязательно нужно пронумеровать. Содержание данного пояснения напрямую зависит от документа, к которому она прилагается. Пояснительная записка обычно пишется тем структурным подразделением предприятия, которое имеет непосредственное отношение к отчету, выполненному проекту или проведенной проверке. Адресуется пояснительная записка непосредственно руководителю своего предприятия.

Как правильно составить пояснительную записку

Текст пояснительной записки должен быть написан деловым стилем, лаконично, четко и однозначно. Сама пояснительная записка должна делиться на разделы, пункты и подпункты.

Вступительная часть пояснительной записки должна содержать ссылку на документ, по которому будет предоставляться информация. Обязательно нужно указать, какой именно вопрос будет раскрыт, если их несколько, то нужно перечислить все.

После вступления идет основная часть пояснительной записки, в которой нужно понятно и четко изложить всю информацию, поясняющую суть документа. Текст пояснения должен быть структурирован и разделен на перечни и списки. Данную записку обычно пишет работник структурного подразделения, такого, например, как:

  • бухгалтерский отдел;
  • плановый отдел;
  • финансово-аналитический отдел;
  • отел логистики.

Главное — не забывать, что нужно понятно изложить специфику документа, который непосредственно имеет отношение к работе подразделения. Поэтому она должна быть конкретной и легко читаемой. При необходимости в тексте нужно сделать сравнительный анализ данных отчетного периода с предыдущими годами. Данный анализ поможет лучше проследить динамику развития предприятия, а пояснительная записка легче будет восприниматься.

В заключительной части записки нужно подвести итог, и обязательно сделать акцент на позитивные моменты описываемого документа.

Подписывает записку исполнитель подразделения, и вместе с исходным документом отдает на подпись руководителю.

Годовая отчетность Бухгалтерский учет Новое Резерв по сомнительным долгам

Подтверждение Вида Экономической Деятельности Сроки хранения Документов


Скачать Пояснительную Записку .docx

Пояснительная Записка Бланк.xlsx

Пояснительная записка к бухгалтерскому балансу

Пояснительная записка к уточненной налоговой декларации.doc

Пояснительная записка является составляющей частью бухгалтерской отчетности в п. 5 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации».

В ней раскрываются сведения, относящиеся к учетной политике организации.

Пояснения обеспечивают пользователей отчетности теми данными,

которые необходимы пользователям для оценки показателей деятельности организации.

Право не предоставлять пояснительную записку в составе бухгалтерской отчетности дано малым предприятиям, не обязанным проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности.

Пояснительная записка может оформляться в табличной и (или) текстовой форме.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К годовому бухгалтерскому балансу за 201__ год

Общество с Ограниченной Ответственностью «Березовая Роща»

1. Основные сведения об организации

Дата государственной регистрации: «____» ____________20____г.

ОГРН: ________________

ИНН: ________________

КПП: ________________

Зарегистрировано в ИФНС России №___ по г. ___________ «___»__________ 20__г.

свидетельство №______________

Бухгалтерская отчетность Общества сформирована исходя из действующих в РФ правил бухгалтерского учета и отчетности и Федерального закона № 402 -ФЗ «О бухгалтерском учете».

Существенных отступлений от правил ведения бухгалтерского учета в 201__ г. не возникало.

Численность работающих на конец отчетного периода составила ХХХ человек.

Основной вид деятельности Общества : _________________________________

Состав членов исполнительных и контрольных органов организации:

___________________________________________________________________ (Ф.И.О.)

Деятельность осуществлялась Обществом на протяжении всего периода 201__ года и была направлена на получение доходов в отчетном и последующих периодах.

В ______ году произошло увеличение (уменьшение) Уставного капитала за счет ___________________

на сумму__________ руб.

Размер Уставного капитала Общества на 31.12.201___ составляет ХХХХХ рублей.

2. Выручка (доходы) от реализации

Доходы от реализации в 201_____ году составили ХХХХХХХ руб. (без НДС):

Доходы за прошлые отчетные периоды составили (без НДС) берутся 4 прдшествующих года:

  • 20___ год – _________ руб.;
  • 20___ год – _________ руб.;
  • 20___ год – _________ руб.;
  • 20___ год – _________ руб.

3. Расходы, связанные с реализацией

Коммерческие и управленческие расходы признаются в себестоимости проданных продукции, товаров, работ, услуг полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности (п.9 ПБУ 10/99 «Расходы организации»).

Расходы, связанные с реализацией в 201___ году составили ХХХХХХ руб. (без НДС)

Для целей налогового учета сумма расходов, связанных с реализацией составила ХХХХХ руб.

Возникшая разница в учете производственных и управленческих расходов для целей бухгалтерского и налогового учета образовалась в связи с применением ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций».

Сумма разницы между БУ и НУ в размере ХХ ХХХ руб. сложилась из временной разницы в размере ХХ ХХХ руб. и постоянных разниц на сумму ХХХХ руб. следующим образом:

1. Временная разница в размере ХХ ХХХ руб. образовалась в связи с различиями учета амортизации объектов ОС для целей налогового и бухгалтерского учета.

2. Постоянные разницы в размере ХХХХ руб. состоят из расходов, не принимаемых для целей НУ, а именно:

  • Х ХХХ руб. амортизация ОС не принимаемая для целей НУ;
  • Х ХХХ руб. расходы на _____________________ сверх норм.

Расходы, связанные с реализацией за предыдущие отчетные периоды составили (без НДС):

  • 201__год – ХХХ ХХХ руб.;
  • 201__ год – ХХХ ХХХ руб.;
  • 201__ год – ХХ ХХХ руб.;
  • 201__ год – ХХ ХХХ руб.

4. Финансовый результат, полученный от основных видов деятельности

Финансовый результат, полученный от основных видов деятельности в 201___ году составил Х ХХХ ХХХ руб.

Для целей налогового учета сумма прибыли от ___________ составила ХХХХХХХ руб.

5. Прочие доходы

Сумма прочих доходов в 20 ___ году составила ХХХ ХХХ руб.

Для целей налогового учета сумма прочих доходов составила ХХХ ХХХ руб.

Возникшая разница в учете прочих доходов для целей бухгалтерского и налогового учета образовалась в связи с применением ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций».

Сумма разницы между БУ и НУ в размере ХХХХ руб. представляет собой постоянную разницу, которая состоит из ________________________________________________.

6. Прочие расходы

Сумма прочих расходов в 201___ году составила ХХХ ХХХ руб.

Для целей налогового учета сумма прочих доходов составила ХХХ ХХХ руб.

Возникшая разница в учете прочих расходов для целей бухгалтерского и налогового учета образовалась в связи с применением ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций».

7. Расчеты по налогу на прибыль

Общество формирует в бухгалтерском учете и раскрывает в бухгалтерской отчетности информацию о расчетах по налогу на прибыль организаций в соответствии с требованиями ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций».

Прибыль для целей налогообложения по налогу на прибыль в соответствии с данными регистров налогового учета и данными налоговой декларации составила ХХХ ХХХ руб.

Ставка налога на прибыль в 2014 году составила 20%.

Сумма начисленного налога на прибыль по данным налоговой декларации за 201___ год составила ХХХ ХХХруб.

Сумма бухгалтерской прибыли по данным регистров бухгалтерского учета составила ХХХХХХ руб.

Сумма условного расхода отраженного в бухгалтерском учете по дебету счета 99.02.1 «Условный расход по налогу на прибыль» составил ХХХХХХ руб.

Сумма отложенных налоговых активов (ОНА) на начало 201___ года составляла ХХХХХХ руб.

В течении 201____ года произошло увеличение ОНА на сумму Х ХХХ руб. в связи с возникновением временной разницы в части амортизации ОС в размере ХХХХХ руб.

Сумма постоянных налоговых активов ( ПНА) составила в 201___ году ХХХХХ руб.

ПНА возник за счет ______________________________________________________

Сумма постоянных налоговых обязательств (ПНО) составили в 201___ году ХХХХХ руб. ПНО возникло за счет постоянных разниц на сумму ХХХХХруб.

Текущий налог на прибыль организаций, рассчитанный в соответствии с положениями ПБУ 18/02 составляет ХХХ ХХХ руб. и соответствует данным налоговой декларации за 201____ год.

8. Финансовый результат хозяйственной деятельности

Финансовый результат, полученный в 201___ году составил ХХХ ХХХ руб.

На финансовый результат деятельности предприятия в 201____ году повлияли понесенные и списанные на расходы, связанные с _________________________.

9. Сведения об учетной политике организации

Положение об учетной политике составлено в соответствии с положениями Федерального закона № 402 — ФЗ «О бухгалтерском учете», требованиями ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» и прочими действующими положениями, указаниями, инструкциями.

Учетная политика Общества на 201____ год утверждена Приказом №___ от 31 декабря 201__ г.

Первоначальная стоимость ОС Общества погашается линейным способом по нормам амортизации, установленным в зависимости от срока полезного использования ОС согласно Классификации ОС, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002г. №1

Приобретение основных средств, бывших в употреблении, определяется по сроку полезного использования, уменьшенным на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущим собственником.

Активы, в отношении которых выполняются условия, служащие основанием для принятия их к бухгалтерскому учету в качестве объектов основных средств, стоимостью не более 40 000 рублей за единицу отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в составе материально-производственных запасов и списываются в состав расходов по мере отпуска в эксплуатацию.

Общество не создает резерва на ремонт ОС.

Затраты по ремонту основных средств включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) отчетного периода.

Инвентаризация ОС производится 1 раз в 3 года.

Оценка МПЗ при выбытии осуществляется по средней взвешенной себестоимости приобретения и заготовления группы МПЗ.

Обществом не создается резерв под снижение стоимости МПЗ за счет финансовых результатов.

Стоимость специальной оснастки погашается линейным способом.

Стоимость специальной одежды, срок эксплуатации которой согласно нормам выдачи не превышает 12 месяцев, в момент передачи (отпуска) сотрудникам организации списывается единовременно.

Резервы по сомнительным долгам Общества в отчетном году создаются по расчетам с другими организациями и гражданами за продукцию, товары, работы и услуги с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации .

Размер резерва сомнительных долгов составляет ____________________________

Выручка от выполнения работ, оказания услуг, продажи продукции с длительным циклом изготовления признается в соответствии с ПБУ 9/99.

Затраты на производство учитываются на счете 20 «Основное производство» с аналитическим учетом по видам номенклатуры, видам затрат на производство, подразделениям.

Незавершенное производство учитывается на счете 20 «Основное производство» в размере фактической стоимости.

Общепроизводственные затраты учитываются на счете 25 «Общепроизводственные расходы» и в конце месяца списываются на счет 20 «Основное производство» с распределением затрат по видам номенклатуры.

К общепроизводственным расходам, связанным с производством и реализацией товаров собственного производства, а так же выполнением работ и оказанием услуг относятся:

Распределение общепроизводственных расходов, учитываемых по дебету счета 25 «Общепроизводственные расходы» осуществляется пропорционально выручке от реализации продукции (работ, услуг).

Управленческие расходы, учитываемые по дебету счета 26 «Общехозяйственные расходы», по окончании отчетного периода списываются непосредственно в дебет счета 90 «Реализация продукции (работ, услуг)».

Коммерческие и управленческие расходы признаются в себестоимости проданных продукции, товаров, работ, услуг полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности (п.9 ПБУ 10/99).

Стоимость покупных товаров в бухгалтерском учете формируется исходя из расходов на их приобретение. Транспортные расходы по доставке товаров учитываются отдельно на счете 44 «Расходы на продажу».

При выбытии финансовых вложений их оценка осуществляется по первоначальной стоимости каждой единицы бухгалтерского учета финансовых вложений.

Затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе в соответствии с условиями признания активов, установленными нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету, и подлежат списанию в порядке, установленном для списания стоимости активов данного вида.

Затраты, которые были ранее учтены организацией в составе расходов будущих периодов с отражением на счете 97, в регистрах бухгалтерского учета не переносятся. В бухгалтерском балансе данные затраты отражаются в соответствии с условиями признания активов, установленными нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету, и подлежат списанию в порядке, установленном для списания стоимости активов данного вида.

Неисключительные права на программные продукты и иные аналогичные нематериальные объекты, не являющиеся нематериальными активами согласно ПБУ 14/2007 учитываются на счете 97 «Расходы будущих периодов» и списываются на затраты ежемесячно равными долями в течение срока течение срока действия договора (п.39 ПБУ 14/2007).

В бухгалтерском балансе данные затраты отражаются в соответствии с условиями признания активов, установленными нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету, и подлежат списанию в порядке, установленном для списания стоимости активов данного вида.

Резервы предстоящих расходов на выплату отпускных признаются оценочным обязательством и отражаются на счете учета резервов предстоящих расходов.

Величина оценочного обязательства относится в состав прочих расходов. Размер оценочного обязательства определяется исходя из всей суммы отпускных, положенных, но не отгулянных сотрудниками на отчетную дату.

Полученные займы и кредиты учитываются в составе краткосрочных либо долгосрочных заемных средств, в соответствии с условиями договора, а именно:

  • При сроке погашения, не превышающем 12 месяцев, займы и кредиты учитываются в составе краткосрочной задолженности по кредитам и займам;
  • При сроке погашения, превышающем 12 месяцев – в составе долгосрочной задолженности по кредитам и займам.

Перевод долгосрочной кредиторской задолженности по полученным займам и кредитам в краткосрочную кредиторскую задолженность не производились.

24. Вопросы по нормативно-правовому блоку.

Программа собеседования с учителями математики,

аттестующимися на II категорию.

Цель программы – определить содержание теории и ее практические приложения для собеседования с учителями математики, аттестующимися на II категорию.

В программу вошли вопросы дидактики математики, основные содержательные линии школьного курса и методика их преподавания. Программа состоит из 24 тем. Каждая тема включает теоретические основы и некоторые аспекты ее реализации в школьной практике. При подготовке к аттестации существенную помощь окажет литература, приведенная в конце программы.

Учителям, аттестующимся на вторую категорию, достаточно изложить основное содержание вопроса, проиллюстрировав его примерами.

Общая методика.

1. Математические понятия.

1.1. Понятия в математике. Определения и их виды. Распознавание по определению.

1.2. Конкретно-индуктивный метод формирования понятий (на примере одного из них).

1.3. Абстрактно-дедуктивный метод формирования понятий (на примере одного из них).

2. Теоремы в школьном курсе математики.

2.1. Теоремы. Виды теорем. Доказательство теоремы.

2.2. Методика работы над теоремой (на примерах теорем планиметрии и стереометрии).

3. Задачи в обучении математике.

3.1. Роль задач в обучении математике.

3.2. Авторский комплекс учебных задач, иллюстрирующих обучение через задачи.

3.3. Авторский комплекс учебных задач, развивающих графические умения учащихся.

3.4. Авторский комплекс учебных задач, воспитывающих интерес к математике.

3.5. Дидактические функции задач в обучении математике.

3.6. Использование задач исследовательского характера на уроках математики

4. Методы обучения математике.

4.1. Анализ и синтез. Анализ в форме расчленения.

4.2. Авторские примеры.

4.3. Анализ и синтез. Нисходящий анализ, восходящий анализ. Аналитико-синтетический метод.

4.4. Авторские примеры использования этих методов в обучении.

4.5. Сравнение и аналогия.

4.6. Авторские примеры использования сравнения и аналогии в обучении.

4.7. Индукция и дедукция.

4.8. Авторские примеры использования индукции и дедукции в обучении.

4.9. Методы активизации познавательной деятельности учащихся на уроке.

4.10. Авторские примеры использования методов активизации познавательной деятельности учащихся на уроке.

5. Современные педагогические технологии.

5.1. Понятие педагогической технологии.

5.2. Анализ педагогической технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала Шаталова В. Ф.

5.3. Анализ педагогической технологии на основе эффективных уроков .

5.4. Анализ педагогической технологии обучения математике на основе решения задач .

5.5. Анализ педагогической технологии укрупнения дидактических единиц (УДЕ) Эрдниева П. Я.

5.6. Анализ педагогической технологии, используемый в процессе Вашей деятельности.

5.7. Компетентный подход в обучении математики.

5.8. Проектные технологии.

6. Лекционно-семинарская система преподавания математики.

6.1. Общая характеристика лекционно-семинарской системы обучения.

6.2. Реализация лекционно-семинарской системы обучения на примере выбранной темы.

6.3. Формы и методы исследовательской работы на уроках математики

7. Обучение математике в условиях общеобразовательного стандарта.

7.1. Общеобразовательный стандарт. Уровневая дифференциация и стандартизация обучения.

7.2. Авторский комплекс упражнения для обучения и контроля по выбранной теме на обязательном уровне.

7.3. Авторский комплекс упражнения для обучения и контроля по выбранной теме на уровне возможностей.

8. Обучение в условиях профильной дифференциации.

8.1. Дифференциация обучения.

8.2. Сравнительный анализ содержания общей темы (по выбору), изучаемой в математическом и гуманитарном классах.

9. Организация индивидуальной работы с сильными и слабоуспевающими учащимися.

9.1. Индивидуализация обучения. Формы и методы. Достоинства и недостатки.

9.2. Авторские дидактические материалы для изучения выбранной темы со слабыми и сильным учащимися.

10. Урок математики.

10.1. Дидактические требования к современному уроку математики.

10.2. Планирование обучающей деятельности учителя (источники, виды, формы).

10.3. Авторский пример планирования темы школьного курса математики (в объеме не менее 15 часов).

Методические основы современного урока в общеобразовательной школе с разноуровневым обучением

10.4. Стандартные и нестандартные типы уроков.

10.5. Авторские конспекты уроков различных типов.

11. Учебники математики современной школы.

11.1. Учебники как средство реализации принципа вариативности обучения математике.

11.2. Сравнительный анализ содержания, структуры и методики изложения материала в учебниках математики для 5-6 классов.

11.3. Сравнительный анализ содержания, структуры и методики изложения материала в учебниках алгебры для 7-9 классов.

11.4. Сравнительный анализ содержания, структуры и методики изложения материала в учебниках геометрии для 7-9 классов.

11.5. Сравнительный анализ содержания, структуры и методики изложения материала в учебниках алгебры и начал анализа для 10-11 классов.

11.6. Сравнительный анализ содержания, структуры и методики изложения материала в учебниках геометрии для 10-11 классов.

11.7. Обучение приемам работы с учебной литературой.

12. Повторение в обучении математике.

12.1. Роль повторения в обучении математике.

12.2. Виды и средства повторения в обучении математике.

12.3. Авторский комплекс дидактических средств для повторения учебного материала в любом классе.

13. Обобщение и систематизация знаний учащихся.

13.1. Уроки обобщения и систематизации знаний учащихся: роль в обучении, формы и методы проведения.

13.2. Авторская система учебных задач для урока обобщения и систематизации знаний учащихся (по выбранной теме).

14. Самостоятельная работа учащихся по математике.

14.1. Роль и место самостоятельной работы школьников в обучении математике.

14.2. Виды и формы самостоятельной работы учащихся.

14.3. Авторский комплекс дидактических материалов для организации самостоятельной работы учащихся по одной из тем школьного курса математики.

15. Преемственность в обучении математике.

15.1. Роль преемственности в обучении математике.

15.2. Анализ реализованности принципа преемственности в учебниках математики для начальной и основной, основной и полной общеобразовательной школы.

15.3. Авторские приемы, способствующие осуществлению преемственности обучения математике в 5 и 10 классах.

16. Внеклассная работа учителя математики.

16.1. Цели и задачи внеклассной работы по математике. Ее роль в обучении школьников.

16.2. Виды и формы внеклассной работы по математике.

16.3. Анализ литературы для внеклассной работы по математике.

16.4. Авторский комплекс дидактических материалов для внеклассной работы по математике с учащимися любого класса.

Частная методика.

17. Методика изучения числовых систем в школьном курсе математики.

17.1. История развития понятия числа в математике и в школе.

17.2. Сравнительный анализ методики введения и изучения действий над натуральными числами по различным учебникам для 5 класса.

17.3. Сравнительный анализ методики введения и изучения действий над дробными числами по различным учебникам для 5-6 класса.

17.4. Сравнительный анализ методики введения и изучения действий над положительными и отрицательными числами.

17.5. Система лекций по теме «Действительные числа” курса алгебры 8 класса.

17.6. Формирование алгоритмической культуры учащихся при изучении числовых систем.

18. Выражения и их тождественные преобразования.

18.1. Анализ содержания линии тождественных преобразований.

18.2. Роль тождественных преобразований при решении уравнений и неравенств (с иллюстрацией на примерах).

18.3. Роль тождественных преобразований в совершенствовании вычислительной культуры учащихся (с иллюстрацией на примерах).

18.4. Роль тождественных преобразований в формировании алгоритмической культуры учащихся.

19. Функциональная линия в школьном курсе математики.

19.1. Понятие функции в математике и в школе.

19.2. Методика изучения основных функций и ее реализация на примере функции из алгебры основной школы.

19.3. Развитие функциональной линии в курсе алгебры и начал анализа средней школы.

19.4. Методика изучения отдельных функций и ее реализация на примере функции из алгебры и начал анализа средней школы.

20. Линий уравнений и неравенств в школьном курсе математики.

20.1. Теоретические основы решения уравнений и неравенств в математике и в школе.

20.2. Методика изучения отдельных видов уравнений и ее реализация на примере уравнений конкретного вида.

20.3. Методика изучения отдельных видов неравенств и ее реализация на примере неравенств конкретного вида.

20.4. Авторский комплекс геометрических задач, сводимых к решению алгебраических уравнений.

21. Логические основы школьного курса геометрии.

21.1. Аксиоматический метод построения курса геометрии.

21.2. Анализ аксиоматики и методических аспектов ее изучения в учебниках планиметрии и стереометрии для средней школы.

22. Геометрические фигуры в курсе планиметрии.

22.1. Общая характеристика линии геометрических фигур.

22.2. Методика изучения признаков равенства треугольников.

22.3. Анализ понятий, их свойств и признаков в теме «Четырехугольники”.

22.4. Авторский комплекс средств наглядности для изучения треугольников.

23. Векторы в школьном курсе геометрии.

23.1. Понятие вектора в математике и в школе.

23.2. Сравнительный анализ содержания темы по учебникам геометрии.

23.3. Авторский комплекс заданий для самостоятельной работы учащихся по теме «Операции над векторами”.

24. Многогранники в курсе стереометрии средней школы.

24.1. Понятие многогранника.

24.2. Многогранники как средство изучения взаимного расположения прямых и плоскостей в пространстве.

24.3. Математические основы вывода формул объемов основных многогранников в учебниках геометрии для средней школы.

24.4. Анализ дидактических функций задач, содержащихся в учебнике, по одной из тем.

24.5. Методика работы над теоремой из курса стереометрии, обеспечивающая самостоятельность ее доказательства учащимися.

25. Теория вероятности и статистики.

25.1. Теории вероятности в основной школе.

25.2. Комбинаторика.

25.3. Статистика.

25.4. Авторский комплекс задач для изучения теории вероятности.

25.5. Авторский комплекс задач для изучения статистики.

25.6. Авторский комплекс задач для изучения комбинаторики.

Литература

1. Александров такое многогранник?// Математика в школе, 1981, №1, с.8-16, №2, с.19-26.

2. Александров такое вектор?// Математика в школе, 1984, №5.

3. Бескин метод.// Математика в школе, 1993, №3.

4. Болтянский – поиск решения задачи.// Математика в школе, 1974, №1.

6. Временный образовательный стандарт общего среднего образования. Математика.– М., 1993.

7. Груденов методики работы учителя математики. – М., Просвещение, 1990.

8. Гусев учебной деятельности учащихся на основе дифференциального обучения математике в средней школе.// Математика в школе, 1990, №4.

9. Дорофеев функции в математике и в школе, 1978, № 2.

10.Зильберберг математики: подготовка и проведение. – М., Просвещение, 1996.

11.Кохановская семинарских занятий в школе. // Советская педагогика, 1986, №1.

12.Методика преподавания математики в средней школе: общая методика./ и др. – М., Просвещение, 1980.

13.Методика преподавания математики в средней школе: общая методика./ Сост. Р.С. Черкасов.– М., Просвещение, 1985.

14.Методика преподавания математики в средней школе: частные методики./ Сост. В.И. Мишин – М., Просвещение, 1987.

15.Саранцев в обучении математике.– М., Просвещение, 1995.

16.Селевко образовательные технологии: Учебное пособие.– М.: Народное образование, 1998.–256с.

17.Смирнова модель обучения математике.// Математика в школе, 1977, №1.

18.Фирсов В. В. К концепции проектов стандарта.// Математика в школе, 1998, №3.

Замечание. В список литературы не входят учебники по математике для средней школы, так как авторы уверены в том, что они известны учителям во всем многообразии.

Программа собеседования с учителями математики,

аттестующимися на I категорию.

Цель программы – определить содержание теории и ее практические приложения для собеседования с учителями математики, аттестующимися на I категорию.

В программу вошли вопросы дидактики математики, основные содержательные линии школьного курса и методика их преподавания. Программа состоит из 24 тем. Каждая тема включает теоретические основы и некоторые аспекты ее реализации в школьной практике. При подготовке к аттестации существенную помощь окажет литература, приведенная в конце программы.

Учителям, аттестующимся на первую категорию, необходимо показать глубокие знания теоретических основ вопроса и умение применять их в практике обучения.

Общая методика.

1. Математические понятия.

1.1. Понятия в математике. Определения и их виды. Распознавание по определению.

1.2. Конкретно-индуктивный метод формирования понятий (на примере одного из них).

1.3. Абстрактно-дедуктивный метод формирования понятий (на примере одного из них).

2. Теоремы в школьном курсе математики.

2.1. Теоремы. Виды теорем. Доказательство теоремы.

2.2. Методика работы над теоремой (на примерах теорем планиметрии и стереометрии).

3. Задачи в обучении математике.

3.1. Роль задач в обучении математике.

3.2. Авторский комплекс учебных задач, иллюстрирующих обучение через задачи.

3.3. Авторский комплекс учебных задач, развивающих графические умения учащихся.

3.4. Авторский комплекс учебных задач, воспитывающих интерес к математике.

3.5. Дидактические функции задач в обучении математике.

3.6. Авторский комплекс задач для реализации одной из функций.

4. Методы обучения математике.

4.1. Анализ и синтез. Анализ в форме расчленения.

4.2. Авторские примеры использования этих методов в обучении.

4.3. Анализ и синтез. Нисходящий анализ, восходящий анализ. Аналитико-синтетический метод.

4.4. Авторские примеры использования этих методов в обучении.

4.5. Сравнение и аналогия.

4.6. Авторские примеры использования сравнения и аналогии в обучении.

4.7. Индукция и дедукция.

4.8. Авторские примеры использования индукции и дедукции в обучении.

4.9. Методы активизации познавательной деятельности учащихся на уроке.

4.10. Авторские примеры использования методов активизации познавательной деятельности учащихся на уроке.

5. Современные педагогические технологии.

5.1. Понятие педагогической технологии.

5.2. Современные педагогические технологии.

5.3. Педагогические технологии.

5.4. Компетентный подход в обучении математики.

5.5. Проектные технологии.

6. Лекционно-семинарская система преподавания математики.

6.1. Общая характеристика лекционно-семинарской системы обучения.

6.2. Реализация лекционно-семинарской системы обучения на примере выбранной темы.

6.3. Формы и методы исследовательской работы на уроках математики

7. Обучение математике в условиях общеобразовательного стандарта.

7.1. Общеобразовательный стандарт.

7.2. Авторский комплекс упражнения для обучения и контроля по выбранной теме на обязательном уровне.

7.3. Авторский комплекс упражнения для обучения и контроля по выбранной теме на уровне возможностей.

8. Обучение в условиях профильной дифференциации.

8.1. Дифференциация обучения.

8.2. Сравнительный анализ содержания общей темы (по выбору), изучаемой в математическом и гуманитарном классах.

9. Организация индивидуальной работы с сильными и слабоуспевающими учащимися.

9.1. Индивидуализация обучения. Формы и методы.

9.2. Авторские дидактические материалы для изучения выбранной темы со слабыми и сильным учащимися.

10. Урок математики.

10.1. Дидактические требования к современному уроку математики.

10.2. Планирование обучающей деятельности учителя (источники, виды, формы).

10.3. Авторский пример планирования темы школьного курса математики (в объеме не менее 15 часов).

10.4. Стандартные и нестандартные типы уроков.

10.5. Авторские конспекты уроков различных типов.

11. Учебники математики современной школы.

11.1. Учебники как средство реализации принципа вариативности обучения математике.

11.2. Сравнительный анализ содержания, структуры и методики изложения материала в учебниках математики для 5-6 классов.

11.3. Сравнительный анализ содержания, структуры и методики изложения материала в учебниках алгебры для 7-9 классов.

11.4. Сравнительный анализ содержания, структуры и методики изложения материала в учебниках геометрии для 7-9 классов.

11.5. Сравнительный анализ содержания, структуры и методики изложения материала в учебниках алгебры и начал анализа для 10-11 классов.

11.6. Сравнительный анализ содержания, структуры и методики изложения материала в учебниках геометрии для 10-11 классов.

11.7. Обучение приемам работы с учебной литературой.

12. Повторение в обучении математике.

12.1. Роль повторения в обучении математике.

12.2. Виды и средства повторения в обучении математике.

12.3. Авторский комплекс дидактических средств для повторения учебного материала в любом классе.

13. Обобщение и систематизация знаний учащихся.

13.1. Уроки обобщения и систематизации знаний учащихся: роль в обучении, формы и методы проведения.

13.2. Авторская система учебных задач для урока обобщения и систематизации знаний учащихся (по выбранной теме).

14. Самостоятельная работа учащихся по математике.

14.1. Роль и место самостоятельной работы школьников в обучении математике.

14.2. Виды и формы самостоятельной работы учащихся.

14.3. Авторский комплекс дидактических материалов для организации самостоятельной работы учащихся по одной из тем школьного курса математики.

15. Преемственность в обучении математике.

15.1. Роль преемственности в обучении математике.

15.2. Анализ реализованности принципа преемственности в учебниках математики для начальной и основной, основной и полной общеобразовательной школы.

15.3. Авторские приемы, способствующие осуществлению преемственности обучения математике в 5 и 10 классах.

16. Внеклассная работа учителя математики.

16.1. Цели и задачи внеклассной работы по математике. Ее роль в обучении школьников.

16.2. Виды и формы внеклассной работы по математике.

16.3. Анализ литературы для внеклассной работы по математике.

16.4. Авторский комплекс дидактических материалов для внеклассной работы по математике с учащимися любого класса.

Частная методика.

17. Методика изучения числовых систем в школьном курсе математики.

17.1. История развития понятия числа в математике и в школе.

17.2. Сравнительный анализ методики введения и изучения действий над натуральными числами по различным учебникам для 5 класса.

17.3. Сравнительный анализ методики введения и изучения действий над дробными числами по различным учебникам для 5-6 класса.

17.4. Сравнительный анализ методики введения и изучения действий над положительными и отрицательными числами.

17.5. Система лекций.

17.6. Формирование алгоритмической культуры учащихся при изучении числовых систем.

18. Выражения и их тождественные преобразования.

18.1. Анализ содержания линии тождественных преобразований.

18.2. Роль тождественных преобразований при решении уравнений и неравенств (с иллюстрацией на примерах).

18.3. Роль тождественных преобразований в совершенствовании вычислительной культуры учащихся (с иллюстрацией на примерах).

18.4. Роль тождественных преобразований в формировании алгоритмической культуры учащихся.

19. Функциональная линия в школьном курсе математики.

19.1. Понятие функции в математике и в школе.

19.2. Методика изучения основных функций и ее реализация на примере функции из алгебры основной школы.

19.3. Развитие функциональной линии в курсе алгебры и начал анализа средней школы.

19.4. Методика изучения отдельных функций и ее реализация на примере функции из алгебры и начал анализа средней школы.

20. Уравнения и неравенства в школьном курсе математики.

20.1. Теоретические основы решения уравнений и неравенств в математике и в школе.

20.2. Методика изучения отдельных видов уравнений и ее реализация на примере уравнений конкретного вида.

20.3. Методика изучения отдельных видов неравенств и ее реализация на примере неравенств конкретного вида.

20.4. Авторский комплекс геометрических задач, сводимых к решению алгебраических уравнений.

21. Логические основы школьного курса геометрии.

21.1. Аксиоматический метод построения курса геометрии.

21.2. Анализ аксиоматики и методических аспектов ее изучения в учебниках планиметрии и стереометрии для средней школы.

22. Геометрические фигуры в курсе планиметрии.

22.1. Методика изучения признаков равенства треугольников.

22.2. Методика изучения признаков подобия треугольников.

22.3. Анализ понятий, их свойств и признаков в теме «Четырехугольники”.

22.4. Авторский комплекс средств наглядности для изучения треугольников.

23. Векторы в школьном курсе геометрии.

23.1. Понятие вектора.

23.2. Сравнительный анализ содержания темы по учебникам геометрии.

23.3. Авторский комплекс заданий для самостоятельной работы учащихся по теме «Операции над векторами”.

24. Многогранники в курсе стереометрии средней школы.

24.1. Понятие многогранника.

24.2. Анализ дидактических функций задач, содержащихся в учебнике, по одной из тем.

24.5. Методика работы над теоремой из курса стереометрии, обеспечивающая самостоятельность ее доказательства учащимися.

25. Теория вероятности и статистики.

25.1.Теории вероятности в основной школе.

25.2. Комбинаторика.

25.3. Статистика.

25.4. Авторский комплекс задач для изучения теории вероятности.

25.5. Авторский комплекс задач для изучения статистики.

25.6. Авторский комплекс задач для изучения комбинаторики.

Литература

1. Александров такое многогранник?// Математика в школе, 1981, №1, с.8-16, №2, с.19-26.

2. Александров такое вектор?// Математика в школе, 1984, №5.

3. Бескин метод.// Математика в школе, 1993, №3.

4. Болтянский – поиск решения задачи.// Математика в школе, 1974, №1.

6.Стандарт среднего общего образования. Вестник образования России, июнь, 2004.

7., «Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход». М.: Знание, 1992, 80 стр.

8. «Оптимизация процесса обучения». М.:Педагогика, 1977.

9. , «Организация дифференцированной работы учащихся при обучении». Москва, Просвещение, 1993, 110с.

10. «Внимание»: одаренные дети». М.: Знание, 1991-79 с.

11. «Дифференциация в обучении математике». Математика в школе 1990г. №6 с.15-20.

12. Машарова технология: личностно-ориентированное обучение». Учебное пособие. — М.: Педагогика ПРЕСС, с.

13. «Индивидуальный подход в процессе обучения школьников»- М.: Педагогика, 1975, — 82с.

14. «Математика :Проектная деятельность учащихся» Волгоград. Учи, 123с.

15. «Метод проектов в обучении математике». «Математика в школе» №4, 2006г.

16.Груденов методики работы учителя математики. – М., Просвещение, 1990.

17.Гусев учебной деятельности учащихся на основе дифференциального обучения математике в средней школе.// Математика в школе, 1990, №4.

18. Дорофеев функции в математике и в школе, 1978, № 2.

19.Кохановская семинарских занятий в школе. // Советская педагогика, 1986, №1.

20.Методика преподавания математики в средней школе: общая методика./ и др. – М., Просвещение, 1980.

21. Методика преподавания математики в средней школе: частные методики./ Сост. В.И. Мишин – М., Просвещение, 1987.

22. Саранцев в обучении математике.– М., Просвещение, 1995.

23. Селевко образовательные технологии: Учебное пособие.– М.: Народное образование, 1998.–256с.

24. , . Современный урок (часть I) «Учитель», 2006.

25. , Современный урок (часть 4) «Учитель», 2007

26.. Приемы педагогической техники. «Вита, 2005.

27. , Современный урок (часть 3) «Учитель», 2007.

Замечание. В список литературы не входят учебники по математике для средней школы, так как авторы уверены в том, что они известны учителям во всем многообразии.

Темы для собеседования на высшую квалификационную категорию

1. Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения математике.

2. Воспитание интереса к математике посредством нестандартных форм проведения уроков и внеклассных мероприятий.

3. Преемственность в обучении математике.

4. Применение новых педагогических технологий как средства совершенствования математической подготовки учащихся.

5. Роль повторения в процессе обучения математике, его формы и средства.

6. Развитие речи учащихся в процессе изучения школьного курса математики.

7. Место задач в обучении математике.

8. Анализ как средство поиска решения задач.

9. Уроки одной задачи.

10. Геометрические задачи с практическим содержанием.

11. Использование задач исследовательского характера на уроках математики

12. Базисные задачи геометрии треугольника.

13. Базисные задачи геометрии четырехугольника.

14. Методы решений геометрических задач на построение. Их место в школьном курсе геометрии.

15. Развитие логического мышления учащихся посредством графических интерпретаций в процессе решения задач.

16. Экстремальные задачи в геометрии.

17. Обоснование чертежа при решении стереометрических задач.

18. Формирование вычислительных навыков в курсе математики V-VI классов.

19. Тригонометрические уравнения: теория и методы решения.

20. Приближенные вычисления в курсе математики средней школы.

21. Теория комплексных чисел и ее практические приложения в школе.

22. Свойства радикалов, тождественные преобразования иррациональных выражений в курсе математики средней школы.

23. Иррациональные уравнения: теория и основные методы решения. Потеря корней при решении иррациональных уравнений.

24. Применение модуля как средства регулирования области определения при решении логарифмических уравнений и неравенств.

25. Тождества, уравнения и неравенства с обратными тригонометрическими функциями.

26. Применение графических средств при решении неравенств.

27. Параметры в школьном курсе математики

28. Свойства квадратного трехчлена при решении уравнений и неравенств с параметром.

29. Применение графических средств при решении задач с параметром.

30. Геометрические задачи с параметром.

31. Элементы математического моделирования при изучении алгебры и начал анализа в школе.

32. Задачи по статистике, комбинаторике и теории вероятностей.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх