Обязанность по уплате налогов ликвидируемой организации исполняют

Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (ст. 61 ГК РФ). ГК РФ в ст. 62-65 регулирует вопросы ликвидации юридического лица и вытекающие из этого имущественные обязательства.
Юридическое лицо может быть ликвидировано:
1) по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано, или с признанием судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер;
2) по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ.
Требование о ликвидации юридического лица может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.
Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.
Если стоимость имущества такого юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно может быть ликвидировано только в порядке, предусмотренном ст. 65 ГК РФ, т.е. в порядке банкротства.
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц и налогоплательщиков.
При ликвидации юридическое лицо обязано сообщить в налоговый орган о принятии решения о ликвидации по установленной форме в десятидневный срок с момента вынесения решения.
Ликвидационная комиссия представляет в налоговый орган:
1) заявление о снятии с учета по установленной форме, где указываются наименование налогового органа, в который подается заявление, дата его представления, наименование и ИНН юридического лица, номер и серия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, причина снятия с учета;
2) копию распорядительного документа (решение, постановление, приказ) учредителей (участников) или уполномоченного органа либо решение суда о ликвидации и копию распорядительного документа о создании ликвидационной комиссии;
3) промежуточный ликвидационный баланс;
4) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.
Факт снятия с учета юридического лица подтверждается подписью начальника соответствующего учреждения, скрепленной гербовой печатью, на заявлении налогоплательщика о снятии с учета.
Обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества (п. 1 ст. 49 НК РФ).
В случае, если денежных средств ликвидируемой организации, в том числе полученных от реализации ее имущества, недостаточно для исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, причитающихся пеней и штрафов, остающаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, установленных законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 49 НК РФ). При этом очередность исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов при ликвидации организации среди расчетов с другими кредиторами такой организации определяется гражданским законодательством Российской Федерации (п. 3 ст. 49 НК РФ).
Таким образом, обязанности по уплате налогов и сборов ликвидируемой организации исполняются ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества, а в случае, если указанных средств недостаточно, остающаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 64 ГК РФ при ликвидации юридического лица требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:
1) в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;
2) во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;
3) в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица;
4) в четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
5) в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом.
При ликвидации банков или других кредитных учреждений, привлекающих средства граждан, в первую очередь удовлетворяются требования граждан, являющихся кредиторами банков или других кредитных учреждений, привлекающих средства граждан.
Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. При недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом.
Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.
Порядок погашения налоговой задолженности ликвидируемой организации установлен п. 4 ст. 49 НК РФ.
Если ликвидируемая организация имеет суммы излишне уплаченных этой организацией налогов или сборов и (или) пеней, штрафов, то указанные суммы подлежат зачету в счет погашения задолженности ликвидируемой организации по налогам, сборам (пеням, штрафам) налоговым органом в порядке, установленном гл. 12 НК РФ, не позднее одного месяца со дня подачи заявления налогоплательщика-организации.
Подлежащая зачету сумма излишне уплаченных налогов и сборов (пеней, штрафов) распределяется по бюджетам и (или) внебюджетным фондам пропорционально общим суммам задолженности по налогам и сборам (пеням, штрафам) перед соответствующими бюджетами и (или) внебюджетными фондами.
Следовательно, при наличии у ликвидируемой организации недоимки по налогам в бюджеты другого уровня сумма излишне уплаченного в федеральный бюджет налога возврату ликвидируемой организации не подлежит.
При отсутствии у ликвидируемой организации задолженности по исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также по уплате пеней и штрафов сумма излишне уплаченных этой организацией налогов и сборов (пеней, штрафов) подлежит возврату этой организации не позднее одного месяца со дня подачи заявления налогоплательщика-организации.
Если ликвидируемая организация имеет суммы излишне взысканных налогов или сборов, а также пеней и штрафов, то указанные суммы подлежат возврату налогоплательщику-организации в порядке, установленном гл. 12 НК РФ, не позднее одного месяца со дня подачи заявления налогоплательщика-организации.
Обращаем внимание на то, что п. 5 ст. 78 НК РФ предусмотрено, что налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам.
Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
В случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.
Если учредители (участники) юридического лица, уполномоченный ими орган или орган юридического лица, уполномоченный на реорганизацию его учредительными документами, не осуществят реорганизацию юридического лица в срок, определенный в решении уполномоченного государственного органа, суд по иску указанного государственного органа назначает внешнего управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию этого юридического лица.
В случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов.
Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
Правопреемники реорганизуемых организаций представляют в налоговый орган вместо ликвидационного баланса копии свидетельств о государственной регистрации реорганизованных организаций и передаточный акт (при слиянии, присоединении, преобразовании) или разделительный баланс (в случае разделения).
При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом.
При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом.
При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом.
При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом (ст. 57-58 ГК РФ).
Обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица исполняется его правопреемником (правопреемниками) в порядке, установленном НК РФ.
Исполнение обязанностей по уплате налогов реорганизованного юридического лица возлагается на его правопреемника (правопреемников) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом указанных обязанностей. При этом правопреемник (правопреемники) должен уплатить все пени, причитающиеся по перешедшим к нему обязанностям.
На правопреемника (правопреемников) реорганизованного юридического лица возлагается также обязанность по уплате причитающихся сумм штрафов, наложенных на юридическое лицо за совершение налоговых правонарушений до завершения его реорганизации.
Правопреемник (правопреемники) реорганизованного юридического лица при исполнении возложенных на него НК РФ обязанностей по уплате налогов и сборов пользуется всеми правами, исполняет все обязанности в порядке, предусмотренном для налогоплательщиков.
Реорганизация юридического лица не изменяет сроков исполнения его обязанностей по уплате налогов правопреемником (правопреемниками) этого юридического лица.
При слиянии нескольких юридических лиц их правопреемником в части исполнения обязанности по уплате налогов признается возникшее в результате такого слияния юридическое лицо.
При присоединении одного юридического лица к другому юридическому лицу правопреемником присоединенного юридического лица в части исполнения обязанности по уплате налогов признается присоединившее его юридическое лицо.
При разделении юридические лица, возникшие в результате такого разделения, признаются правопреемниками реорганизованного юридического лица в части исполнения обязанности по уплате налогов.
При наличии нескольких правопреемников доля участия каждого из них в исполнении обязанностей реорганизованного юридического лица по уплате налогов определяется в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Если разделительный баланс не позволяет определить долю правопреемника реорганизованного юридического лица либо исключает возможность исполнения в полном объеме обязанностей по уплате налогов каким-либо правопреемником и такая реорганизация была направлена на неисполнение обязанностей по уплате налогов, то по решению суда вновь возникшие юридические лица могут солидарно исполнять обязанность по уплате налогов реорганизованного лица.
При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц правопреемства по отношению к реорганизованному юридическому лицу в части исполнения его обязанностей по уплате налогов не возникает. Если в результате выделения из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц налогоплательщик не имеет возможности исполнить в полном объеме обязанность по уплате налогов и такая реорганизация была направлена на неисполнение обязанности по уплате налогов, то по решению суда выделившиеся юридические лица могут солидарно исполнять обязанность по уплате налогов реорганизованного лица.
При преобразовании одного юридического лица в другое правопреемником реорганизованного юридического лица в части исполнения обязанностей по уплате налогов признается вновь возникшее юридическое лицо.
Сумма налога, излишне уплаченная юридическим лицом до реорганизации, подлежит зачету налоговым органом в счет исполнения правопреемником (правопреемниками) обязанности по уплате налога реорганизованного юридического лица по другим налогам, пеням и штрафам за налоговое правонарушение. Зачет производится в срок не позднее 30 дней со дня завершения реорганизации в порядке, установленном гл. 12 НК РФ.
Подлежащая зачету в счет исполнения обязанности по уплате налога реорганизованного юридического лица по другим налогам, пеням и штрафам сумма излишне уплаченного этим юридическим лицом налога распределяется по бюджетам и (или) внебюджетным фондам пропорционально общим суммам задолженности по другим налогам указанного юридического лица перед соответствующими бюджетами и (или) внебюджетными фондами.
При отсутствии у реорганизуемого юридического лица задолженности по исполнению обязанности по уплате налога, а также по уплате пеней и штрафов сумма излишне уплаченного этим юридическим лицом налога (пеней, штрафов) подлежит возврату его правопреемнику (правопреемникам) не позднее одного месяца со дня подачи правопреемником (правопреемниками) заявления в установленном порядке. При этом сумма излишне уплаченного налога (пеней, штрафов) юридическим лицом до его реорганизации возвращается правопреемнику (правопреемникам) реорганизованного юридического лица в соответствии с долей каждого правопреемника, определяемой на основании разделительного баланса.
Если реорганизуемое юридическое лицо имеет суммы излишне взысканных налогов, а также пеней и штрафов, то указанные суммы подлежат возврату его правопреемнику (правопреемникам) не позднее одного месяца со дня подачи заявления правопреемником (правопреемниками). При этом сумма излишне взысканного налога (пеней, штрафов) юридическим лицом до его реорганизации возвращается правопреемнику (правопреемникам) реорганизованного юридического лица в соответствии с долей каждого правопреемника, определяемой на основании разделительного баланса.

В процессе осуществления деятельности юридические лица могут облагаться различными штрафами: за несвоевременную сдачу отчетности, за нарушение установленных законов и так далее. В ряде случаев фирма не имеет возможности погасить их, поскольку ее текущее состояние не позволяет функционировать полноценно. Возникает необходимость прекратить существование. Но возможна ли ликвидация ООО со штрафами и какие у нее могут быть последствия?

Успешное погашение штрафов при закрытии

Первый вариант, который следует рассмотреть — это возможность погасить текущие задолженности. При успешном исходе компания сможет успешно завершить деятельность без последствий в будущем. Важно понимать, что после получения предпринимателем постановления о судебном решении запускается отчет. В течение 10 дней решение вступает в силу, и на компанию может быть наложен штраф. Его необходимо оплатить в течение 30 дней. То есть у фирмы есть время для аккумуляции средств и решения текущей ситуации.

По истечении 30 дней ФМС передает сведения о задолженности в Федеральную службу судебных приставов. Процесс занимает еще 10–30 дней. В рамках временного периода у компании еще есть возможность оплатить штраф. Затем приставы, получив дело, дают юридическому лицу возможность погасить задолженность (около недели). Только после этого все документы переходят в ФНС для последующих процедур.

В сумме у фирмы есть порядка 60 дней для урегулирования споров. Она может аккумулировать средства различными способами:

  • поставить нужный объем товаров или услуг;
  • реализовать текущее имущество;
  • сдать в аренду недвижимость или оборудование.

Ликвидация или банкротство компании

Как закрыть ООО со штрафом от ФАС или из других служб, если возможности погасить задолженность нет? Предлагаем несколько вариантов решения.

Первый — альтернативные способы ликвидации:

  • продажа;
  • слияние;
  • присоединение.

В этом случае все текущие долги фирмы переходят другому юридическому лицу. Однако при больших размерах штрафов налоговые структуры могут отказать в проведении.

При наличии задолженностей в ходе реорганизации или продажи в обязательном порядке осуществляется налоговая проверка (при отсутствии штрафов она не проводится). Но даже при успешной реализации бывшие учредители не защищены от субсидиарной ответственности, которая может наступить в перспективе.

Если альтернативная ликвидация невозможна, единственным вариантом закрыть ООО со штрафом является банкротство. В этом случае готовится соответствующий пакет документов и подается запрос на признание юридического лица банкротом. Процесс достаточно долгий и предусматривает обязательные налоговые проверки, продажу имущества на аукционе для погашения задолженностей и последующее закрытие.

Когда нет возможности погасить текущие штрафы и предстоит альтернативная ликвидация, процесс стоит доверить квалифицированным юристам. Они возьмут на себя подготовку пакета документов, составление отчетности, подачу заявлений и прохождение налоговой проверки. К тому же в случае с продажей или реорганизацией необходимо найти заинтересованное юридическое лицо, которое будет готово к сделке. Без соответствующего опыта реализовать задумку самостоятельно очень сложно.

Цитата (GlavBukh.ru,06.03.2013):1.Рекомендация: Как вернуть (зачесть) излишне уплаченный (взысканный) налог (сборы, пени, штрафы)
Порядок возврата (зачета) налогов (авансовых платежей по налогам , сборов, пеней и штрафов) зависит от причины, по которой у организации образовалась переплата в бюджет, и способа, которым она возвращается. Возможны три варианта:
организация по собственной инициативе (в т. ч. ошибочно) перечислила в бюджет излишнюю сумму налога (авансового платежа по налогу , сбора, пеней, штрафа) и зачитывает ее в счет имеющихся недоимок или в счет предстоящих обязательных платежей в бюджет;
организация по собственной инициативе (в т. ч. ошибочно) перечислила в бюджет излишнюю сумму налога (авансового платежа по налогу , сбора, пеней, штрафа) и возвращает возникшую переплату на свой расчетный счет;*излишняя сумма налога (авансового платежа по налогу , сбора, пеней, штрафа) была принудительно взыскана с организации налоговой инспекцией.<…>
Истек срок исковой давности
Ситуация: может ли налоговая инспекция списать переплату по налогу , если по ней истек срок исковой давности
Налоговым кодексом РФ такая возможность не предусмотрена. Однако, по мнению Минфина и ФНС России, налоговая инспекция вправе списать переплату при одновременном соблюдении следующих условий:
организация уведомлена о наличии переплаты ;организация не имеет недоимки по другим налогам и сборам;организация не подала заявление о зачете или возврате переплаты ;организация не ведет деятельность и не представляет отчетность, на основании которой переплату можно было бы зачесть в счет предстоящих платежей.Кроме того, налоговая инспекция может списать переплату по следующим основаниям:
по заявлению организации;на основании судебного решения, согласно которому организации отказано в восстановлении срока давности для возврата этой суммы налога .Такая точка зрения отражена в письмах Минфина России от 27 сентября 2011 г. № 03-02-07/1-349, от 15 декабря 2008 г. № 03-02-07/1-511, от 22 февраля 2006 г. № 03-02-07/2-10 и ФНС России от 4 апреля 2006 г. № ММ-6-19/357.
<…>
Возврат налогов
Чтобы вернуть переплату по налогу на расчетный (лицевой) счет организации, в налоговую инспекцию нужно подать заявление (п. 6 ст. 78 НК РФ). Типового образца заявления о возврате нет, поэтому его можно составить в произвольной форме. Заявление можно передать в инспекцию на бумажном носителе или в электронном виде (с усиленной квалифицированной подписью по телекоммуникационным каналам)в течение трех летс момента уплаты излишней суммы налога (п. 6 и 7 ст. 78 НК РФ).*
<…>
Перед тем как вернуть сумму переплаты , инспекция направит ее на погашение недоимок (если они есть) по другим налогам (пеням, штрафам) (п. 6 ст. 78 НК РФ). Предварительно по инициативе инспекции или организации может быть проведенасверка расчетов с бюджетом.*
Решение о возврате
Решение о возврате переплаты инспекция должна принять в течение 10 рабочих дней:
со дня получения заявления (если сверка расчетов не проводилась);со дня подписания акта сверки (если сверка проводилась).Такой порядок предусмотренпунктом 8статьи 78 Налогового кодекса РФ. О принятом решении инспекция обязана известить организацию в течение пяти дней со дня его принятия (п. 9 ст. 78 НК РФ).Формарешения о возврате излишне уплаченного налога утвержденаприказом ФНС России от 25 декабря 2008 г. № ММ-3-1/683.*
Срок возврата
Вернуть переплату налоговая инспекция обязана в течение одного месяца со дня получения заявления от организации (п. 6 ст. 78 НК РФ).*
<…>
Проценты за несвоевременный возврат
За задержку возврата излишне уплаченных налогов (сборов, пеней, штрафов) организации положены проценты. Их можно рассчитать по формуле:
Проценты за задержку возврата переплаты по налогу (сбору, пеням, штрафу)=Сумма переплаты ?Количество календарных дней просрочки?Ставка рефинансирования, действовавшая в период просрочки:Количество календарных дней в году
Такие правила установлены пунктами 10 и 14 статьи 78 Налогового кодекса РФ.
<…>
Сергей Разгулин
заместитель директора департамента налоговой и
таможенно-тарифной политики Минфина России
2.Статья: Насколько реально вернуть платеж из бюджета
<…>
Но если о переплате инспекторы узнали сами, то они обязаны в течение месяца сообщить фирме об этом обстоятельстве, не дожидаясь заявления от налогоплательщика. Сообщив об обнаруженной переплате , налоговики могут самостоятельно ее зачесть, не дожидаясь заявления от фирмы.
Однако этот общий подход не действует, когда речь идет об организациях, которые ликвидируются. Для таких фирм порядок возврата переплаты прописан встатье 49Налогового кодекса РФ. Если у ликвидируемой организации есть излишне перечисленные суммы, то они направляются на погашение недоимки. Причем зачет производится между платежами, которые перечисляются как в один, так и в разные бюджеты (отличие от порядка зачета для действующих организаций!). И только незачтенную переплату можно вернуть из бюджета «живыми» деньгами.
Обратите внимание: вернуть переплату из бюджета организация может только до того момента, как ее исключат из Государственного реестра юридических лиц. После этого учредители фирмы уже не смогут предпринять действия по возврату налога . На это не раз обращали внимание арбитражные суды. Пример –постановление ФАС Уральского округа от 14 декабря 2004 г. № Ф09-5398/04-АК. Поэтому советуем еще до ликвидации подать в инспекцию заявление о возврате переплаты . Сроков для подачи такого заявления статья 49Налогового кодекса РФ не предусматривает. Поэтому главное успеть обратиться в налоговую до момента ликвидации фирмы.* Но если ликвидация фирмы происходит в процессе реорганизации, то проблемы с переплатой не будет. Вновь созданная организация сможет вернуть переплату исключенной из реестра компании.
<…>

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх