Обязательное страхование ответственности перевозчика

С 1 января 2013 г. на всех видах транспорта (кроме метро и легкового такси) вводится обязательное страхование гражданской ответственности перевозчиков за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров. Без страховки выполнять перевозки будет запрещено.

Страховое возмещение в случае смерти составит 2,025 млн руб. (из них до 25 тыс. руб. — компенсация расходов на похороны), при причинении вреда здоровью — в зависимости от характера и степени повреждения. За имущество заплатят из расчета 600 руб. за 1 кг багажа и 11 тыс. за иные вещи. Не подпадают под страхование случаи причинения вреда вследствие воздействия ядерного взрыва, радиации или радиоактивного заражения, военных действий, маневров или иных подобных мероприятий, гражданской войны, народных волнений или забастовок, умысла выгодоприобретателя. В случае причинения вреда жизни или тяжкого вреда здоровью пассажира предусмотрена предварительная выплата части страхового возмещения в размере 100 тыс.руб., которая производится в течение 3 рабочих дней после поступления письменного заявления потерпевшего.

Перевозчики обязаны информировать пассажиров о страховании (путем размещения этих сведений в местах продажи билетов, на билете либо на своем официальном сайте). При наступлении страхового случая перевозчик должен разъяснить потерпевшему и его родственникам их права на получение возмещения.

Минимальный срок действия договора обязательного страхования составляет 1 год (на внутреннем водном транспорте — период навигации). По рискам ответственности за причинение вреда жизни или здоровью пассажиров предусмотрен запрет на установление франшизы (части вреда, не возмещаемого страховщиком).

Прописан порядок определения страховых тарифов. Предельные размеры тарифов определяет Правительство РФ.

Данное обязательное страхование заменяет ОСАГО для автоперевозчиков и существующее на воздушном транспорте страхование ответственности. Международным перевозчикам не потребуется приобретать еще 1 полис, если они уже застраховали свою ответственность в соответствии с международными правилами, в том числе за рубежом (по страховым рискам и со страховыми суммами в размере не менее вышеуказанных).

Урегулирован порядок возмещения вреда пассажирам метрополитена. Вместо обязательного страхования на перевозчика возлагается обязанность выплатить пострадавшим компенсацию в вышеназванном размере.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2013 г., за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки введения в действие.

Добрый день, уважаемый читатель.

Наряду со страховкой ОСАГО, которая должна быть оформлена на все транспортные средства, в России существует и еще одна дополнительная страховка, связанная с коммерческим транспортом. Речь идет об ОСГОП — обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика.

Суть этой страховки сводится к тому, что если при поездке на автобусе жизни, здоровью или имуществу пассажира будет причинен ущерб, то этот ущерб должна возместить страховая компания по ОСГОП.

В этой статье речь пойдет о том, кому нужна страховка ОСГОП, а также о некоторых особенностях этой страховки:

  • В каких случаях обязательно страхование ответственности перевозчика?
  • Нужно ли ОСГОП при перевозках работников предприятия?
  • Нужно ли ОСГОП на личный автобус?
  • Размер выплат по страховке ОСГОП.
  • Регрессное требование по ОСГОП.

В каких случаях обязательно страхование ответственности перевозчика?

Основной нормативный документ, связанный со страховкой ОСГОП, — это Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном».

Статья 1 закона говорит о следующем:

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение при перевозках пассажиров вреда их жизни, здоровью, имуществу (далее также — обязательное страхование), определяет правовые, экономические и организационные основы этого вида обязательного страхования, а также устанавливает порядок возмещения вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, причиненного при их перевозках метрополитеном.

2. Настоящий Федеральный закон устанавливает условия обязательного страхования при перевозках пассажиров любыми видами транспорта (за исключением перевозок пассажиров метрополитеном), в отношении которых действуют транспортные уставы, кодексы, иные федеральные законы.

3. Настоящий Федеральный закон не применяется к перевозкам пассажиров легковыми такси, а также видами транспорта, гражданская ответственность владельцев которых подлежит страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

Из данной статьи можно сделать 2 вывода:

  • На легковые такси страховка ОСГОП не нужна.
  • Страховка нужна на транспортные средства, в отношении которых действуют транспортные уставы.

Второй пункт требует более детальной расшифровки. Рассмотрим статью 3 закона «Об ОСГОП»:

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) перевозка пассажира — услуга, признаваемая перевозкой пассажира транспортными уставами, кодексами, иными федеральными законами (далее также — перевозка). Период перевозки, включая моменты начала и окончания перевозки, определяется транспортными уставами, кодексами, иными федеральными законами, а также частью 2 статьи 25 настоящего Федерального закона;

3) перевозчик — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые зарегистрированы на территории Российской Федерации и в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют перевозки пассажиров, в том числе по договору фрахтования (независимо от того обстоятельства, являются ли они перевозчиками по договору перевозки или осуществляют перевозку фактически);

Обратимся к Федеральному закону «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». В статье 2 этого закона расшифровывается понятие «перевозчик»:

13) перевозчик — юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу;

Из приведенных пунктов следует, что ОСГОП должно быть оформлено:

  1. при перевозках по договорам перевозки пассажиров;
  2. при перевозках по договору фрахтования;
  3. при перевозках, которые фактически относятся к пункту 1 или 2, но при которых договор не был оформлен.

На основании всего сказанного выше получается, что страховка ОСГОП требуется на автобусы и троллейбусы, которые:

  • являются общественным транспортом, то есть перевозят пассажиров по билетам;
  • работают по договорам фрахтования, то есть передаются в аренду для перевозки групп пассажиров.

Нужно ли ОСГОП при перевозках работников предприятия?

Если организация перевозит сотрудников на собственном автобусе, то перевозчиком с точки зрения рассмотренных выше законов она не является. Билеты при этом не выдаются, а договор фрахтования не заключается.

То есть страховка ОСГОП не требуется.

Нужно ли ОСГОП на личный автобус?

В данном случае все зависит от того, для чего фактически используется автобус. Если водитель на автобусе возит свою семью или друзей, то перевозчиком он не является и ОСГОП не нужно.

Если же водитель использует автобус в коммерческой деятельности (возит пассажиров за деньги) и не имеет ОСГОП, то в случае причинения вреда жизни или здоровью пассажиров он будет выплачивать компенсацию из собственного кармана. Статья 5 закона:

3. Перевозчик, не исполнивший возложенной на него настоящим Федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности и осуществляющий перевозки при отсутствии договора обязательного страхования, физическое лицо, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, фактически осуществляющие перевозки физических лиц автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанные перевозки осуществляются физическим лицом для личных, семейных, домашних нужд), при отсутствии договора обязательного страхования несут ответственность за причиненный при перевозках вред на тех же условиях, на которых должно быть выплачено страховое возмещение при надлежащем страховании, если федеральным законом не установлен больший размер ответственности, а также иную предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность.

Нужно отметить, что закон «Об ОСГОП» предусматривает довольно крупные выплаты при причинении вреда жизни или здоровью (они рассмотрены ниже). И если водителю придется возмещать ущерб самостоятельно, то это вполне может «поставить крест» на его бизнесе по перевозкам.

Размер выплат по страховке ОСГОП

Рассмотрим статью 8 Федерального закона:

2. В договоре обязательного страхования страховые суммы по каждому риску гражданской ответственности должны быть указаны раздельно:

1) по риску гражданской ответственности за причинение вреда жизни пассажира в размере не менее чем два миллиона двадцать пять тысяч рублей на одного пассажира;

2) по риску гражданской ответственности за причинение вреда здоровью пассажира в размере не менее чем два миллиона рублей на одного пассажира;

3) по риску гражданской ответственности за причинение вреда имуществу пассажира в размере не менее чем двадцать три тысячи рублей на одного пассажира.

Итак, закон не устанавливает единых тарифов по выплатам для страховых компаний. То есть каждая фирма вправе предложить перевозчику собственные условия. Однако минимальные цифры в законе обозначены.

Например, жизнь каждого пассажира может быть застрахована на сумму, которая больше или равна 2 025 000 рублей.

Выше речь шла о том, что при отсутствии страховки перевозчик (в том числе физическое лицо) должен оплатить такую сумму за гибель каждого пассажира из собственного кармана. Так что в случае отсутствии страховки затраты на возмещение ущерба могут оказаться весьма значительными и привести к банкротству небольшой организации.

Регрессное требование по ОСГОП

Напомню, что регрессное требование заключается в том, что в случае серьезных нарушений, допущенных перевозчиком, возмещать ущерб этом перевозчику придется самостоятельно. То есть вместо страховой платить будет сам перевозчик.

Примечание. Напомню, что для ОСАГО также существует перечень нарушений, при которых возможно регрессное требование.

Для ОСГОП возможны следующие причины для регресса:

  • умысел перевозчика;
  • водитель находился в состоянии опьянения;
  • водитель не прошел обязательный медицинский осмотр (например, предрейсовый);
  • водитель не прошел обязательное медицинское освидетельствование;
  • водитель отказался от медосвидетельствования на состояние опьянения;
  • водитель не имел права управления (лишен прав или отсутствовала нужная категория);
  • перевозчик нарушил режима труда и отдыха водителя;
  • если автобус выпущен в рейс при наличии неисправностей, при которых эксплуатация запрещена;
  • иные случаи, предусмотренные федеральными законами.

Обратите внимание, в список вошли практически все требования, которые предъявляются к коммерческому транспорту. Несоблюдение хотя бы одного из них приведет к тому, что перевозчику придется самостоятельно возмещать ущерб пассажирам.

В заключение хочу отметить, что больше всего вопросов у организаций вызывает то, нужно ли вообще приобретать полис ОСГОП при перевозке пассажиров. Если перевозки коммерческие — то нужно, если для собственных нужд — то нет.

Удачи на дорогах!

Обновлено: 25 сентября 2019 Раздел: Коммерческий транспорт Об авторе: Максим Калашников — эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).

  • Был ущерб здоровью;
  • При смертельном случае;
  • При порче багажа клиента;
  • При порче груза клиента;
  • При неправильной транспортировке и потери груза;
  • При ущербе здоровья.

Что относят к объектам страхования ответственности

Объект страхования — это обязательство перевозчика, которое связано с компенсацией принесенного ущерба, который был нанесен пассажирам или Заказчику, во время перевозки или поездки, на транспортном средстве, принадлежащим перевозчику.

Зачем необходимо страхование? Страхование обеспечивает возмещение ущерба пассажирам в независимости от вида ТС. Страхование выгодно и перевозчикам, при наличии полиса можно избежать судебных разбирательств и избежать убытков, их покроет страховка. Страховка также обеспечивает и выплаты клиентам и Заказчика, если у компании недостаточно денежных средств.

Перевозчик обязан застраховать свою ответственность перед пассажирами

Страхователем должны выступать все организации, которые занимаются перевозками грузовыми или пассажирскими. Транспорт юридического лица, может находиться в собственности, в аренде или в кредите.

Виды рисков, предусмотренных обязательным страхованием перевозчиков

В соглашении обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика указываются риски, при которых будут осуществлены выплаты.

К ним относятся:

  • Заболевания, ущерб здоровью, смерть клиентов, которые пострадали в результате действий исполнителя.
  • Утеря, порча багажа, транспортировка груза не на место назначения.

Задержка доставки груза

Обязанностью перевозчика является выплата компенсации.

Страховым случаем является подтвержденное документами событие, повлекшее ущерб. Чтобы была выплачена компенсация, риски должны быть прописаны в страховом соглашении.

Сумма страховой компенсации

Суммы страховых выплат указаны в полисе и установлены максимальные пороги законодательством. Например, если пассажирам был нанесен ущерб здоровью, что компенсация не должна превышать двух миллионов рублей на одного клиента. При потере трудоспособности, то полный период терапии и реабилитации он должен получать компенсацию, размер которой равен доходу. Так же входит и оплата полного курса медицинского лечения и реабилитации.

Максимальная сумма страховой компенсации перед пассажиром — 2 млн.

Если пассажир погиб в результате действий компании перевозчика, то его близким выплачивается компенсация, не превышающая двух миллионов двадцати пяти тысяч рублей. Данная сумма делится на две статьи расходов. Первая — содержание иждивенцев, расходы на похороны.

Если компания — перевозчик потеряла груз или багаж, то владельцу обязаны выплатить стоимость багажа, сумма компенсации не может превышать двадцать три тысячи рублей.

Если вещи были повреждены, то владельцу выплачивают сумму равную стоимости ремонта.

При задержке сроков доставки груза выплачивается согласно законодательству Российской Федерации.

Если перевозчик доставил груз по неверному адресу, то он обязан оплатить все расходы, связанные с пересылкой груза в пункт назначения.

Что еще включено в страховые выплаты

СК перед выплатой компенсации оплачивает и такие мероприятия как:

  • На расследование страхового случая и причины его возникновения.
  • На оценку ущерба.
  • На судебные расходы, на услуги адвокатов и экспертизы.
  • Затраты на компенсацию.

По каждому конкретному страховому случаю, в договоре пропишут максимальный порог выплат на одного человека или на один случай. При подписании соглашения, на данный пункт требуется обратить особое внимание.

Что будет оплачено в случае страхового возмещения

Если в договоре прописанный лимит будет ниже, чем понесенный ущерб, то СК выплатит ущерб каждому пострадавшему в рамках установленной договором суммы, пропорционально ущербу.

Если потерпевшего не устраивает сумма выплаты, то получить, компенсацию можно только в судебном порядке.

Как получить выплату пассажиру

Страховая компания выплачивает компенсацию пассажирам и третьим лицам, при наступлении страхового случая. Для того чтобы получить страховку, потерпевший должен обратиться в СК и написать заявление. Оно пишется в произвольной форме, но в некоторых СК установлена форма.

Потерпевший должен также предоставить документы, подтверждающие наступление случая, а также стоимость урона.

Страховая компания обязана выплатить денежные средства в течение тридцати дней, после принятия документов.

Отказ в страховом возмещении

Если СК приняла решение об отказе в выплате по страховке, то потерпевшую сторону обязаны уведомить в течение тридцати дней и обосновать отказ. Отказывает страховая, чаще всего, в том случае, если подозревает умышленные действия. Если потерпевший полагает, что решение не обосновано, то решать данный вопрос необходимо в судебном порядке.

Если стразовая просрочила сроки выплат, то она понесет убытки и заплатит штраф, который составляет 1,75 ставки рефинансирования плюс сумму, подлежащую возмещению. Если ущерб относится к категории не возмещения ущерба, то с расчетного счета СК будет в адрес потерпевшего списана неустойка.

Что делать в случае отказа в страховой компенсации

Если пострадавшему нанесет тяжкий вред, то страховая компания обязана выплатить досрочно компенсацию в размере ста тысяч рублей, в течение трех дней, с момента предоставления заявления.

Если клиент перевозчика погиб, то выплаты также осуществляются досрочно.

Нарушения правил перевозки пассажиров

Если вред пассажиру был причинен по вине перевозчика, страховая компания обязана выплатить компенсацию потерпевшему.

Допустим, компания-перевозчик нарушила такие правила, как:

  • Нарушение эксплуатации ТС;
  • Несоблюдения правил пожарной безопасности;
  • Хранение горюющих веществ;
  • Хранение взрывчатых веществ;
  • Управление ТС водителем с недостаточной квалификацией или находящимся в нездоровом состоянии;
  • Управление заведомо неисправным ТС;
  • При перегрузе ТС;
  • Использование ТС при несоблюдении норм эксплуатации.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх