Ограниченная конкуренция

1. Орган, создаваемый на региональном уровне с целью выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований – фонд …
компенсации
муниципального развития
финансовой поддержки поселений

2. Правовая база местного самоуправления в РФ – это …
система муниципальных правовых актов
система законодательных и иных нормативных актов, на основе которых оно функционирует
федеральное и региональное законодательство

3. По глубине прогноза и длительности последствий намечаемых действий Стратегический план является …
краткосрочным (1-2 года)
долгосрочным (10-15 лет)
среднесрочным (3-4 года)

4. Решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, принятое населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления, получило название …
Закон Субъекта РФ
устав муниципального образования
муниципальный правовой акт

5. Средства, выделяемые местным органам власти для осуществления отдельных государственных полномочий, называются …
дотации
субвенции
субсидии

6. Принцип организации местных финансов — неверный для России
единство законодательной базы
целевая направленность
зависимость от государства
открытость и прозрачность

7. Местный бюджет – это план …
доходов и расходов субъекта РФ
доходов и расходов муниципального образования на очередной период времени
расходов и доходов государства на финансовый год

8. Унитарными могут быть только … предприятия.
государственные и муниципальные
малые и средние
крупные муниципальные

9. Несуществующая модель муниципального хозяйства
муниципально-рентная
рентная
коммунальная

10. В структуру объекта муниципального управления входят:
глава муниципального образования
население
представительный орган
территория
экономика
местная администрация

11. Метод корреляции …
устанавливает взаимосвязи между разными показателями, тенденциями, их взаимное влияние
предполагает, что следующий во времени показатель по своей величине равен средней за последние месяцы (годы) величине, например средней за последние 3 месяца

12. Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в состав муниципального имущества входит имущество, предназначенное для …
решения вопросов местного значения
осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления
обеспечения деятельности органов и должностных лиц государственной власти субъекта РФ
обеспечения деятельности немуниципальных хозяйствующих субъектов

13. Основные рабочие структуры, осуществляющие разработку Стратегического плана
Координационный совет (координационный центр)
комитеты представительного органа
рабочие группы
муниципальная избирательная комиссия

14. Вопросы владения, пользования, распоряжения и управления муниципальной собственностью; самостоятельного формирования, утверждения и исполнения местного бюджета…
действительны только для поселений
действительны только для муниципальных районов
общие для всех типов муниципальных образований

15. Важнейший закон, определяющий общие принципы деятельности местного самоуправления, в системе федерального законодательства
Федеральный закон №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003г.
Федеральный закон №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007г.
Градостроительный кодекс Российской Федерации (2004г.)

16. По типу исполняемых функций представительный орган местного самоуправления является … органом.
программным
проектным
программно-целевым
линейно-функциональным

17. Коммерческие торги проводятся при … муниципального имущества.
аренде
приватизации
мене

18. Объект планирования в муниципальном образовании
объекты государственной собственности
вся социально-экономическая сфера муниципального образования
муниципальное имущество

19. Если глава муниципального образования возглавляет представительный орган, то местную администрацию возглавляет …
управляющий по контракту
один из депутатов представительного органа
руководитель муниципальной избирательной комиссии

20. Документ, выполняющий конститутивную функцию в муниципальном образовании
постановление губернатора
устав муниципального образования
распоряжение мэра

21. Муниципальная должность, которая не является должностью муниципального служащего
выборный глава муниципального образования
начальник отдела администрации
специалист финансовой службы местной администрации

22. Разделение территории муниципального образования на различные зоны со своими целями использования называется … зонированием.
правовым
ценовым
функциональным

23. Способы приватизации муниципальной собственности
аукцион
запрос заявок
коммерческий конкурс
коммерческие торги

24. Постоянно действующий исполнительный орган местного самоуправления
администрация муниципального образования
ревизионная комиссия
штаб в структуре местной администрации по ликвидации чрезвычайной ситуации

25. Разница между величинами экономического и потребительского потенциалов выражает … эффективность жизни населения.
трудовую
финансовую
экономическую

26. Отдельными государственными полномочиями могут наделяться только органы местного самоуправления …
муниципальных районов и городских округов
городских и сельских поселений
межселенных территорий

27. Город или поселок, а также территории, предназначенные для развития его инфраструктуры, называется …
городской округ
городское поселение
городской населенный пункт

28. Высший уровень двухуровневой системы местного самоуправления в РФ составляют …
муниципальные районы
городские поселения
городские округа
сельские поселения

29. Функциональное структурное подразделение местной администрации
Правовая служба
Департамент здравоохранения
Отдел образования

30. Выделяют критерии общей и специальной социальной эффективности муниципального управления.
нет
да

31. Индикативное планирование представляет собой:
процесс формирования системы параметров, характеризующих состояние и развитие территориальных и отраслевых подсистем
общую направленность развития территории, сконцентрированную на ключевых, наиболее перспективных направлениях
процесс развития территории, основанный на краткосрочном планировании и прогнозировании

32. Если глава муниципального образования избирается представительным органом из своего состава, то он возглавляет …
местную администрацию
представительный орган
аппарат местной администрации
экономический совет

33. Муниципальный долг – это …
совокупность долговых обязательств муниципального образования
выпуск органами местного самоуправления муниципальных ценных бумаг для погашения долгов
долговые обязательства по бюджетным кредитам из бюджетов других уровней

34. Согласно №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 г. вопросы местного значения являются общими для всех типов муниципальных образований.
нет
да

35. Субъектами права оперативного управления на муниципальное имущество признаются …
государственные предприятия
муниципальные предприятия
муниципальные учреждения
частные предприятия

36. Ресурсы муниципального образования – это совокупность …
финансовых возможностей территории
материальных и нематериальных возможностей субъекта РФ
материальных и нематериальных возможностей муниципального образования

37. Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусматривает формирование … системы местного самоуправления.
одноуровневой
двухуровневой
трехуровневой
многоуровневой

38. Эффективность деятельности конкретного должностного лица определяется выполнением в полном объеме требований …
устава муниципального образования
должностной инструкции
Положения о структурном подразделении

39. Лицо, имеющее статус главы муниципального образования, может возглавлять одновременно представительный и исполнительный органы…
во всех типах муниципальных образований
в сельских поселениях
только в малых городах

40. Совокупность заключенных муниципальных контрактов составляет …
муниципальный заказ
муниципальный долг
муниципальный кредит

41. В бюджет капитальных расходов не входят …
расходы на инновационные мероприятия
расходы на управление
капитальное строительство
обслуживание муниципального долга

42. Местный референдум относится к формам … демократии.
непосредственной
представительной

43. Орган, создаваемый на региональном уровне с целью выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований – фонд …
компенсации
муниципального развития
финансовой поддержки муниципальных районов и городских округов

44. Муниципальной собственностью распоряжаются …
органы местного самоуправления
органы региональной власти
федеральные органы власти

45. Организационные структуры, которые создаются для решения конкретных задач
линейно-функциональные
программно-целевые
проектные
матричные

46. Должностная единица, не являющаяся источником публичной власти
председатель правительства
губернатор
мэр города
председатель комитета территориального органа самоуправления

47. Представительскими функциями в муниципальном образовании наделяется …
глава муниципального образования
местная администрация
муниципальная избирательная комиссия

48. Объектом оценивания прагматического критерия являются …
государственные или муниципальные программы, планы
непосредственные результаты изменения управляемых объектов
социально-политические и экономические концепции, принципы, методы управления

49. В структуру муниципальных финансов входят …
муниципальные внебюджетные фонды
муниципальные ценные бумаги
государственные ценные бумаги
прибыль немуниципальных хозяйствующих субъектов

50. Наиболее предпочтительный способ размещения муниципального заказа
закрытый конкурс
открытый конкурс
бесконкурсное размещение

51. Комитет по управлению муниципальным имуществом является … структурным подразделением местной администрации.
отраслевым
вспомогательным
функциональным
территориальным

52. Экономические методы в муниципальном управлении основаны на использовании законов психологии и социологии.
да
нет

53. Россия ратифицировала Европейскую хартию местного самоуправления в … году.
2000
1995
1998
1997

54. Местное самоуправление шире, чем муниципальное управление.
да
нет

55. Объекты муниципальной собственности, которые целесообразно подвергать первоочередной приватизации
высокодоходные
низкоприбыльные
безнадежно убыточные
задействованные в оказании общественных услуг

56. Градообслуживающая и социальная сферы в совокупности формируют …
городскую инфраструктуру
городскую среду
экономический базис муниципального образования

57. Самоорганизация граждан по месту их жительства получила название …
муниципально-частное партнерство
коллективное общество
территориальное общественное самоуправление

58. Муниципальное управление – это деятельность органов…
местного самоуправления, направленная на удовлетворение общественных потребностей
государственной власти, направленная на удовлетворение общественных интересов
местного самоуправления, направленная на удовлетворение местных интересов

59. Профессиональная подготовка представляет собой:
первоначальное обучение лиц, не имеющих профессии (специальности), желающих приобрести профессию (специальность) и трудиться по ней
обучение специалистов новым профессиям (специальностям), если имеющаяся у них профессия (специальность) не соответствует поручаемой им работе
оценку работников и их перемещение по службе

60. Экономические показатели эффективности управления социально-экономическим развитием территории:
уровень социальной поддержки малоимущего населения
индекс объемов производства
средний доход населения
финансирование текущих расходов бюджета

61. Унитарное предприятие – это …
некоммерческая организация, осуществляющая деятельность по поручению государственных органов власти
коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество
казенное предприятие, находящееся в собственности государственных и муниципальных органов власти

62. Специфические методы муниципального управления
Организационные методы
Метод системного анализа
Экономические методы
Социально-психологические методы
Балансовый метод
Статистические методы

63. Несколько поселений, объединенных общей территорией – это …
внутригородская территория города федерального значения
городской округ
муниципальный район

64. Вопросы образования и здравоохранения вынесены только на уровень …
муниципальных районов и городских округов
городских и сельских поселений
межселенных территорий

65. Аттестация проводится один раз в …
2 года
5-7 лет
3-5 лет

66. Социальная сфера – это совокупность …
отраслей, предприятий, организаций, непосредственно связанных и определяющих здоровье, образ и уровень жизни людей, их благосостояние, потребление
финансовых ресурсов муниципального образования
материальных и нематериальных возможностей территории муниципального образования

67. Принятие местного бюджета находится в исключительной компетенции … органа муниципального образования.
исполнительно-распорядительного
контрольного
представительного

68. В бюджет капитальных расходов не входят:
инновационные мероприятия
расходы на управление
капитальный ремонт
обслуживание муниципального долга

69. Согласно федеральному закону от 06.10.2003 г. № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в муниципальном образовании обязательным стало наличие …
местной администрации
контрольного органа
главы муниципального образования
муниципальной избирательной комиссии

70. Основной нормативный акт муниципального образования
постановление председателя представительного органа муниципального образования
устав муниципального образования
решение, принятое населением на местном референдуме

71. Обобщающий показатель социального развития муниципального образования
уровень жизни населения
финансовое состояние муниципальных предприятий и учреждений
доходная часть местного бюджета

72. Формы участия населения в осуществлении местного самоуправления на основе собственных инициатив:
правотворческая инициатива граждан
опросы
муниципальные выборы
сходы граждан в малых муниципальных образованиях
публичные слушания
местный референдум

73. Объект оценивания прагматического критерия
государственные или муниципальные программы, планы
непосредственные результаты изменения управляемых объектов
социально-политические и экономические концепции, принципы, методы управления

74. Муниципальные предприятия, учреждаемые в расчете на коммерческий успех, создаются в форме унитарных предприятий, основанных на праве …
доверительного управления
оперативного управления
хозяйственного ведения
коммерческого ведения

75. Средства, выделяемые местным органам власти для осуществления отдельных государственных полномочий
дотации
субвенции
субсидии

76. Субъект муниципального управления …
муниципальное образование
органы местного самоуправления
Субъект РФ

77. Не публичный уровень власти
федеральный
региональный
муниципальный
территориальный

78. Согласно федеральному закону от 06.10.2003 г. № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» местное самоуправление – это … вопросов местного значения.
самостоятельное решение населением непосредственно или через органы местного самоуправления
деятельность населения по решению
право и реальная способность органов местного самоуправления по решению

79. Муниципальная должность, не являющаяся должностью муниципального служащего
депутат представительного органа
начальник отдела администрации
специалист правовой службы местной администрации

80. Сумма денежных, натуральных и косвенных доходов за минусом налогов называется … доходами.
номинальными
реальными
формальными

81. Конкурс представляет собой …
оценку работников и их должностное перемещение
выбор из числа претендентов на занятие должностей в структурах государственной и муниципальной службы наиболее достойных
профессиональную переподготовку работников

82. Несуществующая модель муниципального хозяйства
коммунально-рентная
коммунальная
муниципальная

83. Сумма денежных, натуральных и косвенных доходов называется … доходами.
реальными
номинальными
фактическими

84. Ресурсы муниципального образования – это совокупность …
финансовых возможностей территории
материальных и нематериальных возможностей субъекта РФ
материальных и нематериальных возможностей муниципального образования

85. Для муниципального хозяйствующего субъекта более ограничено право …
оперативного управления
хозяйственного ведения
по уровню предлагаемых полномочий данные права равны

86. Местные налоги
НДС
земельный налог
налог на имущество физических лиц
транспортный налог
налог на имущество юридических лиц

87. По глубине прогноза и длительности последствий намечаемых действий Стратегический план является …
краткосрочным (1 год)
долгосрочным (10-15 лет)
среднесрочным (3-4 года)

88. Объект муниципального управления
муниципальное образование
органы местного самоуправления
домохозяйства

89. Совокупность экономических ресурсов муниципального образования, обеспечивающих удовлетворение жизненных потребностей населения, и отношений по их использованию составляет суть …
муниципальной экономики
муниципальной хозяйственной деятельности
муниципальной политики
муниципальной инвестиционной деятельности

90. Кадровый резерв — это группа …
работников, уволенных с должностей государственной и муниципальной службы
работников, замещающих определенные должности государственной и муниципальной службы
перспективных работников, предназначенных для замещения определенных должностей государственной и муниципальной службы

91. Стратегическое планирование представляет собой …
процесс формирования системы параметров, характеризующих состояние и развитие территориальных и отраслевых подсистем
общую направленность развития территории, сконцентрированную на ключевых, наиболее перспективных направлениях
процесс развития территории, основанный на краткосрочном планировании и прогнозировании

92. Федеральный закон №25-ФЗ от 02.03.2007г. «О муниципальной службе в РФ» разделил муниципальные должности на … категории.
4
3
2
5

93. Миссия муниципального управления
повышение уровня и качества жизни населения муниципального образования
развитие инфраструктуры муниципального образования
формирование кадрового резерва

94. Обобщающий показатель социального развития
уровень жизни населения
финансовое состояние государственных предприятий и учреждений
расходная часть местного бюджета

95. Муниципальное управление – это деятельность органов местного самоуправления, направленная на удовлетворение общественных интересов, осуществляемая в определенных законом формах посредством …
межбюджетных трансфертов
муниципального хозяйства
муниципальных заемных средств

96. Главным органом Стратегического плана является … конференция.
общерегиональная
общемуниципальная
городская

97. К местным налогам относят …
НДС
земельный налог
налог на имущество физических лиц
транспортный налог

98. Средства, выделяемые местным органам власти для выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований
дотации
субвенции
субсидии

99. Социальная сфера – это совокупность …
отраслей, предприятий, организаций, непосредственно связанных и определяющих здоровье, образ и уровень жизни людей, их благосостояние, потребление
финансовых ресурсов муниципального образования
материальных и нематериальных возможностей территории муниципального образования

100. Муниципальная политика в экономической сфере направлена на …
поддержание объектов производственной сферы
развитие искусства и творчества подрастающего поколения
поддержку политических партий и общественных движений, функционирующих в муниципальном образовании

101. К муниципальным хозяйствующим субъектам относятся муниципальные …
унитарные и казенные предприятия
учреждения
унитарные предприятия и муниципальные учреждения

102. STEP – анализ – это анализ … среды территории.
внутренней
внешней
постоянной

103. В структуру муниципальных финансов полностью входят …
местный бюджет
государственные заемные средства
финансы муниципальных предприятий и учреждений
прибыль немуниципальных хозяйствующих субъектов

104. Местный бюджет – это …
план доходов и расходов субъекта РФ
план расходов и доходов государства на финансовый год
план финансовой деятельности органов местного самоуправления, представленный в форме описи доходов и расходов

105. Результаты деятельности муниципальных предприятий направляются на … нужды.
государственные
хозяйственные
общественные
корпоративные
коммерческие

106. Устав муниципального образования принимается …
представительным органом муниципального образования
главой муниципального образования
населением

107. Субъектом управления процессами здравоохранения выступает …
администрация городского поселения
администрация муниципального района
администрация сельского поселения

108. Муниципальная собственность предназначена для удовлетворения … потребностей.
индивидуальных
групповых
общественных

109. Группы критериев по объектам управления
ценностно-рациональный
прагматический
целеустремленный
ценностно-прагматический

110. Со спецификой субъекта и объекта муниципального управления связаны … функции управления.
универсальные
специальные
общие

111. Основная цель муниципального уровня управления качеством жизни населения является …
устойчивое развитие на основе постоянного совершенствования всех направлений деятельности
повышение качества жизни в обществе
повышение качества жизни в муниципальном образовании
повышение качества жизни в городе

112. По объектам управления различают следующие группы критериев:
ценностно-рациональный
прагматический
целеустремленный
ценностно-прагматический

113. SWOT – анализ – это … среды территории.
анализ внутренней
анализ внешней
анализ постоянной

114. На основе трудового потенциала населения может быть рассчитан его … потенциал.
финансовый
культурный
экономический

115. Миссия муниципального управления
повышение уровня и качества жизни населения муниципального образования
развитие инфраструктуры муниципального образования
формирование кадрового резерва

116. Экономический базис города формируют:
градообразующая база
население
социальная сфера
градообслуживающая сфера
городская среда
территория

117. Органы местного самоуправления входят в систему органов государственной власти.
да
нет

118. В структуру субъекта муниципального управления не входит …
глава муниципального образования
градообслуживающая сфера
представительный орган

119. К территориальным структурным подразделениям местной администрации относится(ятся) …
аппарат администрации
правовая служба
районные администрации в крупном городе

120. Разделение территории муниципального образования на различные зоны со своими целями использования называется … зонированием.
правовым
ценовым
функциональным

121. Муниципальное управление характеризуется наличием органов управления.
нет
да

122. Разновидность унитарного предприятия
муниципальное учреждение
казенное предприятие
коммандитное товарищество

123. Средства, которые обычно не следует относить к категории расходов муниципального образования — расходы, связанные с …
решением вопросов местного значения
исполнением отдельных государственных полномочий
обслуживанием и погашением муниципального долга по ссудам
содержанием высших и среднеспециальных учебных заведений

124. Субъект и объект местного самоуправления в РФ
муниципальное образование
органы местного самоуправления
население

125. По способу образования местная администрация является …
выборным органом
органом на основе назначения
органом на основе кооптации по установленным нормам

126. Субъектом управления образовательными процессами выступает администрация …
городского поселения
муниципального района
сельского поселения

127. ФЗ-№25 «О муниципальной службе в РФ» был принят в … году.
2006
2008
2007

128. Субъект процесса планового развития муниципального образования — … властные структуры.
муниципальные
государственные
частные

129. Муниципалитеты, хозяйственная жизнь которых определяется одним-двумя крупными предприятиями либо несколькими предприятиями одной отрасли называются …
монофункциональными
многофункциональными
однофункциональными

130. Социальные показатели эффективности управления социально-экономическим развитием территории
уровень социальной поддержки малоимущего населения
индекс объемов производства
средний доход населения
финансирование текущих расходов бюджета
создание новых рабочих мест

131. Вопросы местного значения поселений и муниципальных районов закреплены за …
межселенными территориями
городскими округами

132. Средства самообложения граждан
налог на доходы физических лиц
разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения
многократные платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения
разовые платежи граждан, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий

133. Метод морфологического анализа представляет собой …
упорядоченный способ рассмотрения объекта и получения систематизированной информации по всем возможным вариантам его развития
исследование зависимостей определенной величины от других величин

134. Критерий эффективности работы фиксирует результаты, а не величину муниципальных расходов на определенные программы и услуги.
да
нет

135. В структуру объекта муниципального управления входят:
глава муниципального образования
население
представительный орган
территория
экономика
местная администрация

136. Основная цель муниципального уровня управления качеством жизни населения …
устойчивое развитие на основе постоянного совершенствования всех направлений деятельности
повышение качества жизни в обществе
повышение качества жизни в муниципальном образовании

137. Полномочия разграничены по типам муниципальных образований.
да
нет

138. Муниципальный заказ финансируется за счет средств:
частных предприятий и организаций
местного бюджета
привлекаемых администрацией муниципального образования

⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 17

1. Сформулируйте определения.

Монополия_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Олигополия_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Монополистическая конкуренция________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Естественная монополия_______________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Дуополия_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Заполните таблицу:

Типы рынков Количество участников Ценовая политика Условия входа на рынок Характер продукции
Рынок совершенной конкуренции
Монополистическая конкуренция
Олигополия
Монополия

3. На рынках каких товаров преобладает монополистическая конкуренция? Почему?

4. Какие методы ценообразования складываются в условиях совершенной конкуренции? Является ли цена, складывающаяся в условиях совершенной конкуренции справедливой?

5. Является ли монополия «злом» или «благом» для общества. Кто выигрывает и кто проигрывает в результате установления монополии?

6. Докажите, что олигополисту выгодно на короткий срок удерживать цены. Почему в длительном периоде это может привести к отрицательным последствиям?

7. Выберите правильный ответ:

7.1 Какая из ниже перечисленных черт свойственна совершенной конкуренции:

а) упор на рекламу;
б) цены определяются рынком;
в) продукты, предлагаемые производителями, дифференцированы;
г) присутствует ценовая дискриминация.

7.2 Государство защищает и поощряет конкуренцию:
а) законодательно закрепляя равенство всех перед законами;
б) информируя население через средства массовой информации о состоянии экономики;
в) вмешиваясь в разрешение экономических споров;
г) создавая благоприятные условия для появления монополий.

7.3 Характерная черта монополии:
а) на сегменте множество мелких фирм;
б) на сегменте несколько крупных фирм, существует влияние ценового лидера;
в) некоторый и довольно узкий контроль над ценами, значительный упор на рекламу;
г) одна крупная фирма осуществляет практически полный контроль над ценами.

7.4 Монопсония – это:

а) определенное количество фирм, производящих сходный продукт и конкурирующих между собой за потребителя;

б) способность единственного потребителя товара на рынке влиять на цену этого товара или услуги у множества товаропроизводителей;

в) создание определенных производственных связей между отдельными товаропроизводителями;

г) нет правильного ответа.

7.5 Что является общим для олигополии и монополии:

а) отрасль состоит только из одного производителя;

б) проявление ценовых войн;

в) сравнительно невысокий уровень цен на продукцию;

г) высокие барьеры для вступления в отрасль.

8. Верно ли утверждение.

1. Олигополистическая взаимозависимость фирм на рынке всегда приводит к тому, что одна фирма становится господствующей, подавляя интересы других.

2. Монопсония характеризует такую ситуацию, когда на рынке действует один покупатель.

3. Монополистическая конкуренция не препятствует входу на рынок и выходу с рынка новых фирм.

4. Для монополистической конкуренции не характерна стандартизация продукции.

5. Модель, совершенной конкуренции так подробно изучается экономистами,поскольку большинство реальных рынков функционирует в соответствии с принципами данной модели.

6. В условиях дуопсонии картельные соглашения не являются невозможными.

7. Антитрестовское законодательство может улучшить экономическую ситуацию в стране.

8. Если для олигополиста цена оказывается меньше средних издержек, ему следует уйти из отрасли.

9. В условиях совершенной конкуренции фирмы не получают экономической прибыли в долгосрочной перспективе.

10. В условиях совершенной конкуренции кривая спроса на продукцию фирмы неэластична.

11. В условиях совершенной конкуренции спрос на продукцию отрасли представляет собой горизонтальную линию.

12. Ценовая дискриминация невозможна, если все потребители одинаковы.

13. Если рыночная цена выше средних издержек монополиста, он может получить больше прибыли, увеличивая выпуск.

14. Олигополист максимизирует прибыль, когда его предельные издержки равны его предельной выручке.

15. В краткосрочном периоде монополия получает экономическую прибыль.

9. Решите задачу.

Рассчитайте необходимые данные, внесите в таблицу и проанализируйте результаты. Обратите внимание на скорость снижения доходности ресурса для совершенной и несовершенной конкуренции.

Признаки ограничения конкуренции — Сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.
(Источник: Федеральный закон Российской Федерации № 135-ФЗ от 26 июля 2006 г. «О защите конкуренции»)

Другие термины и определения: А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Я | Все термины

  • Оставить комментарий
  • Тематические метки (теги)

Тематические закладки (теги)

Тематические закладки — служат для сортировки и поиска материалов сайта по темам, которые задают пользователи сайта.

РосТепло.ру не принимает на себя никакой ответственности за любые последствия (как прямые, так и косвенные), связанные с использованием терминов и определений, представленных в этом разделе.

Антиконкурентные действия органов власти и

местного самоуправления

Развитие рыночных отношений в российской экономики во многом зависит от уменьшения прямого вмешательства государства в деятельность хозяйствующих субъектов.

Статья 8 Конституции Российской Федерации устанавливает, что в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Данная норма Конституции Российской Федерации нашла свое практическое воплощение в антимонопольном законодательстве.

Именно антимонопольное законодательство в настоящее время содержит конкретные механизмы по ограничению рыночной власти как хозяйствующих субъектов, так и злоупотребляющих своим положением органов власти всех уровней и их должностных лиц.

Полномочия антимонопольного органа:

рассматривает заявления;

возбуждает и рассматривает дела;

принимает решения;

выдает предписания;

принимает решения о наложении штрафов;

контролирует исполнение решений;

отстаивает решения в судах.

Нормы по предупреждению и пресечению антиконкурентных актов и действий органов власти, установленные ФЗ «О защите конкуренции»:

— запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия органов власти (статья 15);

— запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия между органами власти или между органами власти и хозяйствующими субъектами (статья 16);

— антимонопольные требования к торгам(статья 17);

— запрет на бесконкурсную передачу прав на государственное или муниципальное имущество (статья 17.1);

— правила отбора органами власти финансовых организаций (статья 18);

— порядок рассмотрения жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (статья 18.1)

— правила предоставления государственных или муниципальных преференций (статьи 19-21).

За нарушение антимонопольного законодательства предусмотрена административная ответственность должностных лиц:

Статья 14.9 КоАП РФ действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 статьи 14.32 настоящего Кодекса, —

влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Статья 14.91 КоАП РФ действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления либо иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при осуществлении в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, обжалование которых предусмотрено антимонопольным законодательством Российской Федерации и которые выражены в нарушении установленных сроков осуществления процедур либо в предъявлении требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 5.63 настоящего Кодекса, —

влекут предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до двух лет.

Статья 14.32 КоАП РФ заключение федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органом или организацией либо государственным внебюджетным фондом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения либо осуществление указанными органами или организациями недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.

Статья 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и (или) согласованных действий и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, или выданного при осуществлении контроля за использованием государственной или муниципальной преференции законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о совершении предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации действий –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от восемнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Статья 19.8 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 4 и 7 настоящей статьи, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации), за исключением случаев, предусмотренных частью 8 настоящей статьи –

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

Также следует отметить, что 05 октября 2015 года Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон о внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» («четвертый антимонопольный пакет»).

Закон вступил в силу в январе 2016 г. и содержит такую новеллу как:

•предупреждение для должностных лиц органов власти при выявлении нарушений ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции»;

•предостережение для должностных лиц органов власти, если их действия могут привести к нарушению Закона «О защите конкуренции»;

•безальтернативное наказание в виде дисквалификации при повторном нарушении должностными лицами органов власти положений антимонопольного законодательства.

Примеры антиконкурентных актов и действий органов местного самоуправления из практики Калмыцкого УФАС России:

Статье 17.1 Закона о защите конкуренции установлено, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении: государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям, государственным органам, органам местного самоуправления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Калмыцким УФАС России было рассмотрено дело о нарушении Федеральным государственным бюджетным учреждением науки «Калмыцкий научный центр Российской академии наук» п.3 части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции. Учреждение 01.08.2016 г. заключило договор аренды нежилого помещения площадью 88,5 кв. м., закрепленного на праве оперативного управления, сроком на 11 месяцев до 01.07.2017г. без проведения конкурса или аукциона с индивидуальным предпринимателем.

Учреждение было признано нарушавшим п.3 части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

  • Статья 15 ФЗ «О защите конкуренции» устанавливает запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации

В соответствии со ст. 39.1 ФЗ «О защите конкуренции» в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее — предупреждение).

Предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

Калмыцким УФАС России в соответствии со ст. 39.1 ФЗ «О защите конкуренции» было выдано предупреждение Администрации г. Элисты в связи с наличием в действиях признаков нарушения ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции».

Постановлением Администрации г. Элисты Республики Калмыкия от 23 июня 2015 г. N 3156 был утвержден порядок предоставления субсидий на финансирование части затрат юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, связанных с деятельностью по перевозке пассажиров по автобусным внутримуниципальным маршрутам города Элисты. В результате установления условия «Наличие вместимости пассажиров в транспортном средстве более 35 мест» порядка предоставления субсидий денежные средства бюджета представлены актом муниципального органа одну лицу — Казенному предприятию Республики Калмыкия «Информационно-правовое агентство», чем созданы преимущественные условия для КП РК «Информационно-правовое агентство» на рынке перевозки пассажиров по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам на территории города Элисты.

Предупреждение было исполнено.

В заключении необходимо отметить, что результаты работы антимонопольных органов свидетельствуют о том, что проявления нарушений со стороны органов местного самоуправления не сокращаются и представляют угрозу для конкуренции и развития предпринимательства как и монополистическая деятельность хозяйствующих субъектов. Одним из важнейших компонентов обеспечения социально-экономической стабильности и стратегии развития любого муниципального образования является активная деятельность субъектов малого предпринимательства и недискриминационная политика со стороны органов местного самоуправления в отношении доступа предприятий на рынок и обеспечение со стороны органов власти равных условий их функционирования.

Общее понятие и признаки

Впервые понятие согласованных действий появилось в решении Европейского суда справедливости по делу ICI v. Commission (ECR 619, (1972) CMLR 559, paras. 64, 65), в котором был выработан подход к определению согласованных действий, не предусмотренных субъектами в каком-либо совместном письменном документе. При этом были отражены такие особенности, как:

  • информированность конкурента о рыночном поведении;
  • риск для конкуренции.

В РФ этому самостоятельному виду ограничения конкуренции отведена ст. 8 закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ (далее — закон № 135-ФЗ). В настоящее время применяются правила, введенные т. н. третьим антимонопольным пакетом (ст. 8 с изменениями, внесенными законом от 06.12.2011 № 401-ФЗ), а также новеллы к ст. 11.1 закона № 135-ФЗ.

Условия (признаки), по которым определяются согласованные действия хозяйствующих субъектов, следующие:

  • отсутствие соглашения, из которого вытекает координация действий;
  • наличие интереса в результате у участников действий;
  • уведомление участника путем публичного информирования другим участником;
  • обусловленность действиями другого участника (участников), а не экономической ситуацией.

Согласованность ценовой политики и других действий характерна для некоторых рынков: торговли энергоносителями, страхования и др.

Ниже мы подробнее рассмотрим признаки и формы согласованных действий, предусмотренные ст. 11.1 закона № 135-ФЗ.

Объективное выражение согласованности и отграничение от соглашений

Следует различать антиконкурентные соглашения и согласованные действия при отсутствии соглашения:

  1. В соответствии с п. 18 ст. 4 закона № 135-ФЗ соглашение может быть как письменным, так и устным. При наличии соглашения подлежит применению ст. 11 закона № 135-ФЗ. Следовательно, применение ст. 8 закона № 135-ФЗ возможно только при отсутствии доказанной письменной или устной договоренности.
  2. Согласованные действия хозяйствующих субъектовследует отличать от конклюдентных действий при совершении устного соглашения. Так, в постановлении 19-го ААС от 06.10.2015 по делу № А35-10198/2014 при исследовании совокупности доказательств суд пришел к выводу о наличии конклюдентных действий участников картеля.
  3. Координация действий возможна при наличии соглашений, прямо к ней не относящихся, к примеру договора о применении деловых стандартов, одним из последствий соблюдения которого станет скоординированное поведение.
  4. В п. 2 постановления пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» от 30.06.2008 № 30 указано, что о согласованности действий в числе прочих обстоятельств может свидетельствовать тот факт, что они совершены различными участниками рынка относительно единообразно и синхронно при отсутствии на то объективных причин.

Кроме того, согласованные действия хозяйствующих субъектов должны подпадать под признаки, установленные ст. 8: заинтересованность, осведомленность, отсутствие экономической целесообразности.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Осведомленность о действиях

Новым признаком, появившимся в ст. 8 закона № 135-ФЗ, является наличие публичного заявления об изменении рыночного поведения. В судебной практике не выработаны подходы к решению этого вопроса. В практике ФАС РФ имеется решение от 12.05.2012 № АЦ/14567, в котором был сделан вывод о наличии такого заявления на основании публикаций в СМИ, в которых цитировались высказывания должностных лиц участников согласованных действий. Факт нарушения был признан участниками, деятельность прекращена.

Можно предположить, что следует считать публичным заявлением такое размещение сведений, которое:

  • позволяет установить, от какого лица они исходят;
  • содержит рыночную информацию (о ценах, ценообразовании и др.);
  • обеспечивает доступ для неограниченного круга лиц.

Это могут быть не только СМИ, но и плакаты, билборды, стенды с информацией о ценах, объявления или рекламные листовки и т. д.

Отсутствие объективного обоснования поведения

Согласованные действия хозяйствующих субъектов могут быть вызваны объективными обстоятельствами, в качестве которых могут выступать:

  • изменение цен поставщиками, повлекшее увеличение отпускных цен;
  • возникновение дополнительных расходов, вследствие чего меняется порядок расчета цены, и др. обстоятельства.

Спонтанное одинаковое изменение рыночного поведения при отсутствии общих экономических факторов будет подтверждать наличие антиконкурентных действий.

Обязанность доказать отсутствие объективных факторов возлагается на антимонопольный орган. На это, в частности, указал АС СКО в постановлении от 18.11.2015 по делу № А20-260-2014. Две организации изменили порядок расчета платы за вывоз ТБО, у части граждан размер оплаты повысился, у части — понизился. Антимонопольный орган не доказал несвязанность изменения порядка расчета с объективными обстоятельствами.

Виды и формы согласованных действий хозяйствующих субъектов

В ст. 11.1 закона № 135-ФЗ устанавливаются 2 вида запрещаемых согласованных действий хозяйствующих субъектов: безусловно запрещенные и запрещенные при наличии установленных законом условий.

  1. К безусловно запрещенным (ч. 1, 2) относятся действия, которые:
    • приводят к изменению или поддержанию цен, манипулированию ценами на рынке электроэнергии;
    • влияют на определение цены на торгах;
    • ведут к разделу рынка по какому-либо принципу;
    • изменяют объем производства товаров;
    • влекут за собой отказ от заключения договора с определенными контрагентами при отсутствии указания в законе.
  2. Другие виды координации рыночного поведения могут быть отнесены к запрещенным, если они приводят к ограничению конкуренции (ч. 3 ст. 11.1 закона № 135-ФЗ). Исчерпывающий перечень таких видов согласованных действий в законе отсутствует.

Далее мы приведем некоторые примеры из судебной практики, характеризующие ситуацию в этой сфере.

Безусловно запрещенные действия

При рассмотрении этой категории нарушений встречаются значительные трудности:

  1. По применению п. 1 ч. 1 ст. 11.1 закона № 135-ФЗ единые подходы в судебной практике не выработаны. В одних случаях суды усматривают состав данного нарушения, например при одновременном повышении цен на топливо (постановление ФАС ДО от 06.02.2014 по делу № А59-4335/2012), в других — отказывают в привлечении к ответственности (постановление 8-го ААС от 13.12.2013 по делу № А75-7921/2012).
  2. При доказывании согласованных действий хозяйствующих субъектовна торгах антимонопольные органы сталкиваются с определенными трудностями. Сложно доказать, что участник аукциона не предпринимал шагов по снижению предлагаемой цены, руководствуясь при этом не собственными экономическими соображениями, а именно из антиконкурентных побуждений (пример — Постановление 16 ААС от 02.12.2015 по делу № А63-2460/2015). Можно предположить, что здесь нужны коррективы либо норм, либо системы доказывания.
  3. Особую сложность представляет доказывание действий по разделу рынка, изменению объемов производства, отказу от сделок. Однако по одному из дел антимонопольному органу это удалось в отношении страховых компаний, которые в течение длительного промежутка времени навязывали дополнительно к полисам ОСАГО добровольное страхование, ссылаясь на отсутствие бланков. Постановлением АС УО от 12.08.2016 по делу № А76-29313/2014 страховым компаниям отказано в требовании об отмене решения ФАС.

Согласованные действия хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию

Норма ч. 3 ст. 11.1 закона № 135-ФЗ предусматривает иные формы согласованных действий хозяйствующих субъектов, главным признаком которых является ограничение конкуренции. Примеры подобных действий приведены в законе:

  • навязывание невыгодных условий контрагенту;
  • необоснованное установление различных цен на один и тот же товар;
  • создание препятствий по входу или выходу с товарного рынка другим субъектам.

По вышеуказанному делу № А76-29313/2014 страховые компании были признаны также нарушителями по ч. 3 ст. 11.1 закона № 135-ФЗ (навязывание невыгодных условий).

Для определения наличия ограничения конкуренции по таким делам обязательным является определение границ рынка. По одному из дел окружной суд указал на необоснованность ограничения географических границ рынка аренды рамками одного здания (постановление АС СКО от 12.09.2014 по делу № А53-722/2013).

Освобождение от ответственности

За согласованные действия не отвечают субъекты, которые:

  1. Образуют группу лиц, в рамках которой установлен контроль над всеми участниками скоординированной деятельности или одного из участников над другими. Установление группы производится по признакам, перечисленным в ст. 9 закона № 135-ФЗ, с учетом разъяснений ФАС РФ, данных в письмах от 20.03.2008 № АЦ/5969, от 25.03.2008 № АЦ/6366:
  • Участие более чем на 50% в уставном капитале или в совете директоров, выдвижение более 50% состава действующего совета директоров.
  • Осуществление функций единоличного исполнительного органа или выдвижение избранного в этом качестве кандидата.
  • Наличие договора об управлении между субъектами, относящимися к группе.
  • Семейное родство субъектов группы — физических лиц.
  • Участие в пересекающихся (смежных) группах (пп. 8, 9 ч. 1 ст. 9 закона № 135-ФЗ). Примеры таких групп можно обнаружить в постановлении АС ВВО от 16.10.2014 по делу № А43-1065/2014.

Антимонопольный орган составляет перечень лиц, входящих в 1 группу, по форме, установленной приказом ФАС РФ от 20.11.2006 № 293.

  1. Занимают на рынке совокупно не более 20% при доле каждого, не превышающей 8%. Занимаемые доли рынка определяются в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС от 28.04.2010 № 220, во всех случаях, кроме рассмотрения нарушения, предусмотренного п. 2 ст. 11.1 закона № 135-ФЗ.

Отсутствие в материалах административного дела информации об определении долей может быть основанием для отмены судебного решения (см. постановление АС СКО от 18.11.2015 по делу № А20-260-2014).

Вопросы доказывания

По делам о согласованных действиях хозяйствующих субъектов возникают трудности с доказыванием как самого факта нарушения, так и его признаков. ФАС предпринимает усилия по совершенствованию практики. Например, особенности и рекомендации по доказыванию содержатся в разъяснении № 3 «Доказывание недопустимых соглашений…» (утв. протоколом президиума ФАС РФ от 17.02.2016 № 3). В нем говорится, что учитывая сложность получения прямых документальных доказательств, доказывание может строиться на косвенных доказательствах, к которым относятся, в частности:

  • заключение договора поставки (субподряда) победителем торгов с одним из участников торгов, отказавшимся от активных действий на самих торгах;
  • использование участниками торгов одного IP-адреса при подаче заявок и участии в торгах;
  • формирование документов для участия в торгах разных субъектов одним и тем же лицом и др.

Такой подход является вполне обоснованным. Например, АС СЗО в постановлении от 23.04.2015 по делу № А42-2564/2014 указал, что достаточно проанализировать и сопоставить ряд косвенных доказательств, не обременяя процесс доказывания поиском хотя бы одного прямого доказательства.

В разъяснении ФАС РФ от 30.05.2018 № 14 указывается, что в целях правильной квалификации необходимо устанавливать:

  • полный состав участников торгов;
  • наступление или возможность наступления последствий в виде поддержания цены на торгах либо ее повышений/понижения;
  • наличие причинно-следственной связи между согласованием действий участников и наступлением последствий.

***

Таким образом, в законе № 135-ФЗ описаны антиконкурентные согласованные действия хозяйствующих субъектов как путем перечисления, так и путем выделения основных признаков. Особенностью данной сферы является сложность доказывания многих видов нарушений, которая на практике преодолевается различными способами, включая использование системы косвенных доказательств при отсутствии прямых.

Записи созданы 8837

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх